Алиса фрейндлих интервью любимые духи. Почему я люблю алису фрейндлих. Наградили всех. Кроме актрисы в главной роли

Похудение 13.07.2019
Похудение

В эти дни знаменитая актриса играет на сцене самарского театра драмы - Не снимайте меня с сигаретой! - сразу же попросила Алиса Фрейндлих . - Потом бабушки ругаются. Начинают ворчать: «Ай-яй-яй, и чему она молодежь учит!» Но на протяжении всего интервью Алиса Бруновна курила, не переставая, сигареты в изящном мундштуке. - Много раз пыталась бросить, но не получается, - призналась актриса. - Начала курить много лет назад. Надо было по роли в спектакле. А тут как раз мама умерла. Так что пришлось научиться. Наверное, есть что-то в курении, своеобразная терапия успокаивающая. В Самару Алиса Фрейндлих прилетела для участия в гастролях Большого драматического театра. 6 и 7 июня она отыграла в спектакле «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете». Потом два дня отдохнула, чтобы с новыми силами 10 и 11 июня сыграть в «Калифорнийской сюите». - В выходные попросила воду мне нагреть, вымылась, - рассказывает актриса. Дело в том, что в гостинице «Три вяза», как и во всей старой части города, отключили горячую воду. Вот и приходится артистам БДТ терпеть коммунальные неудобства. - Хочу по городу прогуляться, - делилась планами Алиса Бруновна. - Но гулять люблю в одиночестве. В хорошей компании лучше посидеть в ресторане, пообедать. Была уже на вашей набережной. От петербургской она, конечно, отличается. Нева уж слишком вся в граните и не такая мощная, как Волга. Актрису согнула роль в кино Несмотря на свою постоянную занятость в телесъемках, Фрейндлих в первую очередь считает себя театральной актрисой. - Когда смотрю фильмы со своим участием, испытываю чувство досады. На сцене над своей ролью я имею больше власти. А там режиссер по своей воле строгает то, что ему для метража показалось лишним. Вы видели одну из моих последних ролей в фильме «На верхней Масловке »? Она потребовала некоторых усилий. До сих пор не могу спину выпрямить, потому что моей старушке там 90 лет. И вот когда я посмотрела ленту, стало безумно жалко, что режиссер решил оставить живой звук. Он посчитал, что мы не сможем озвучить так, как сыграно именно в тот момент. И очень много вкусного, мудрого пропало. А картина умная. Мысли, необходимые сегодня, пропадают из-за звука. Или мелочи всякие. Помните, как мы с Петей (Женечкой Мироновым ) играем в карты в дурачка? И вот под это дело ведется очень серьезный разговор. Но жалко, что режиссер не снял, что играем в дурака мы на шахматной доске. Милая подробность, которая о многом говорит, - переживает актриса. В «Коде да Винчи» буксует сюжет Как призналась актриса, ей интересно смотреть то, что снято коллегами. Из молодого поколения артистов, кроме Миронова, она отмечает Олега Меньшикова . - Я не видела еще «Доктора Живаго », но с удовольствием посмотрела «Золотого теленка». Знаю, что «Золотой теленок» снимался в перерывах между съемками «Живаго», поэтому Олег в комедии был уставшим. Ведь актер не может сразу преобразиться. И в «Золотом теленке» у него не получилось, но я не разочаровалась в нем, - говорит Алиса Бруновна. - Вообще, если я что-то сажусь смотреть, то непременно то, о чем слышала, чтобы не тратить времени понапрасну. «Код да Винчи» вот не видела. А книжку читала с увлечением. Хотя пробуксовка сюжета меня немножко раздражала, но как всякая детективная история, она произвела впечатление. Именно на уровне этого жанра. СПРАВКА «КП» Пять самых известных фильмов Алисы ФРЕЙНДЛИХ: «Соломенная шляпка» - баронесса де Шампеньи; «Служебный роман» - Людмила Прокофьевна Калугина ; «Д’Артаньян и три мушкетера» -королева Анна Австрийская; «Жестокий романс» - Харита Игнатьевна Огудалова; «Женская логика» - пенсионерка Туманова . Фото Владимира НЕСТЕРОВА.

Но все-таки главным в ее жизни всегда оставался театр. Спектакли с ее участием и сегодня, как десять, двадцать, тридцать лет назад, собирают полные залы. Зрители знают, если в театральной программке стоит ее имя - это знак качества. 8 декабря Алиса Фрейндлих отмечает юбилей.

У нее очень редкая фамилия. Ее мама русская, родом из Пскова. Предки по отцовской линии - немцы, которых привез Петр поднимать стеклодувное дело в России. Ее отец - народный артист СССР Бруно Фрейндлих - входил в плеяду великих актеров Александринки, поэтому Алиса с детских лет готовилась к сцене, часто со своими сверстниками устраивала представления, играла в театр. Тогда же у нее проявился интерес к моделированию одежды.

Когда я была еще совсем маленькая, - вспоминает Алиса Бруновна, - у меня была любимая игра «Одень девочку, одень мальчика» - знаете, продавались такие картонные фигурки и всяческие наряды к ним. Но меня они не устраивали, и я начинала конструировать свои. Я всегда сама конструирую все свои костюмы в театре, и поскольку театр всегда нищий, то я сама делаю бижутерию для всех своих ролей.

О ее рыцарском отношении к театру ходят легенды. Для актрисы нет ничего более святого, чем вечерняя встреча со зрителем, к которой она тщательно готовится, аккумулирует энергию.

«Наши эмоциональные бункеры рассчитаны на все проявления жизни - житейские, семейные, профессиональные, - говорит Алиса Бруновна, - поэтому если ты расходуешь эту энергию где-то на стороне, то на сцене, по закону парового котла, получается уже не гудок, а какой-то жалкий шип.

Сейчас, к сожалению, это выпускание пара происходит по такому ряду каналов, что на гудок просто не хватает мощи котла».

- Достоевский писал, что три четверти счастья человек находит в семье, а все остальные удачи, успехи и радости, вместе взятые, едва ли потянут на одну четверть. Вы согласны с этим, Алиса Бруновна?

- Нет, конечно. Потому что, если бы Достоевский, допустим, на три четверти был поглощен семьей и искал счастье там, то не написал бы такую уйму гениальных книг. Он, конечно, тут согрешил. А потом, смотря что он имел в виду? Если способность черпать силы в семье, аккумулировать себя оттуда, в этом смысле, наверное, он прав.

- В «Служебном романе» вы блистательно справлялись с ролью хозяйки дома. А у вас самой есть любимое блюдо?

- Как говорил Толечка Равикович, с которым мы очень долгие годы работали в Театре Ленсовета: «Лучшее твое блюдо - летний салат в зимнее время». Это когда я иду зимой на рынок, покупаю дорогие помидоры, огурцы и делаю салат.

- Вы замечательно озвучиваете детские сказки, чем вас привлекает эта работа?

- Просто меня всегда интересовала детская психология, а во-вторых, мне кажется, что в сказках столько сжатой мудрости, сколько нет даже в больших книгах.

- В сериале «Женская логика» вы часто курите, а в жизни вам не мешает эта привычка?

- Мешает. У меня дыхательная система очень скверная, поэтому мне, конечно, курить совсем нельзя. Прошла через все, что только можно, - иглоукалывание, гипноз, электропунктуру и единственное, что обрела, - это мундштук со специальными вкладышами, которые вставляются беленькими, а потом делаются темно-коричневыми. Воля избирательна: ее на что-то хватает, на что-то нет.

- Чем вы руководствуетесь в отношениях с людьми?

- Одна из самых, что ли, всеобъемлющих позиций Евангелия - поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Мне кажется, что в отношениях между людьми эта позиция наиважнейшая.

ТВ-АНОНС

Отметим культурно

8 декабря в 21:20 на телеканале «Россия К» состоится премьера фильма «Нет объяснения у чуда» о феномене Алисы Фрейндлих. Продолжит эфир спектакль с участием актрисы «Калифорнийская сюита». А 2 декабря в 20:20 зрители «России К» увидят художественный фильм «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», в котором Алиса Фрейндлих сыграла главную роль.

ПРЕМИЯ

Наградили всех. Кроме актрисы в главной роли

Когда фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» вышел на экраны, он получил Государственную премию СССР. Наградили всех, кроме исполнительницы главной женской роли - Алисы Фрейндлих. По существующим тогда правилам, такую высокую награду можно было получать не чаще, чем раз в два года. Алиса Бруновна в 1977 году уже получила Государственную премию за театральные заслуги.

К слову, премия составляла в то время две с половиной тысячи рублей. Добавив к полученной годом раньше Госпремии гонорар за «Служебный роман», актриса купила себе автомобиль, который стоил тогда пять тысяч рублей - как две Государственные премии.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Народный артист России Сергей Юрский поздравил народную артистку СССР Алису Фрейндлих с 80-летием! Сергей Юрьевич прислал письмо в редакцию «ВМ»:

Алиса, дорогая моя подруга! Удивительно прекрасно, что я, московский артист, могу поздравить тебя, ленинградскую (подчеркиваю, именно «ленинградскую» актрису) с юбилеем! 57 лет прошло как мы с тобой, Алиса, дружим. Нам, выпускникам Ленинградского театрального института имени Островского, повезло – мы попали на сцену в тот самый момент, когда в театре началось омоложение. Новые люди, новые режиссеры и новый репертуар. И ты, Алиса, будучи студенткой, стала героиней.

Очень давно, на Ленинградском телевидении, мы с тобой, Алиса, сыграли оперетту. Вдвоем. Это была французская постановка «Жанна плачет – Жан смеется». Тогда я был поражен, как тебе все легко! Я еще не знал – никто не знал, - что ты станешь замечательной певицей, что тебе будут подражать, что ты превратишься в великую Алису Фрейндлих… Тогда я с изумлением смотрел на тебя, поражаясь – какая ты воздушная, фееричная, и как легко твоя речь переходит в пение, и один жанр ты меняешь на другой.
Прошло, Алиса, представляешь сколько лет?! Да, я уже назвал эту цифру – «57». И вот сейчас у тебя юбилей! И если как партнеров на сцене судьба нас развела, то как людей - никогда не разводила. Я видел твои спектакли и твои гениальные дуэты – с Басилашвили, Стрижельчиком… Я помню твои спектакли с незабываемым (правда, бывшим) мужем Игорем Владимировым, который был моим первым режиссером: я сыграл у Владимирова в том же 1957 году свою первую роль в спектакле «В поисках радости».

Несколько лет назад мы встретились с тобой на съемочной площадке фильма Андрея Хржановского «Сентиментальное путешествие, или полторы комнаты», где сыграли родителей Бродского. Я помню эти съемки: были белые ночи, и я увидел наш с тобой родной город – Питер – новыми глазами. И тебя увидел новыми глазами. И подумал: «Как с тобой, Алиса, надежно и легко!». Мы играли родителей ребенка, которого бесконечно любим, но не понимаем. Мы играли старых людей, так хорошо нам знакомых – ленинградских старых людей в маленьких комнатках, в квартирах, в прошлом красивых, а теперь разделенных на множество углов. И я помню эти съемки: в дни, проведенные с тобой, я дивился, Алиса, твоей внутренней собранности, энергии, которая делает тебя той наполненной, глубокой актрисой, привлекающей всемирные взоры.

Я не буду говорить о твоих успехах – пусть их перечисляют все те, кто обязан этим заниматься – киноведы, театроведы… Просто скажу: Алиса, у меня к тебе невероятная нежность, любовь и громадное коллегиальное уважение.

Навеки твой, Сергей Юрский

Самые известные и любимые зрителями роли Алисы Фрейндлих

"СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН" (1977)

Впервые влюбившись, Людмила Прокофьевна Калугина из Мымры превратилась в обольстительную женщину.

Трейлер фильма "Служебный роман"

Ксения Гощицкая
продюсер журнала «Собака.ru»

Сколько бы ни было позади съемок звезд разной величины и интенсивности сияния, когда предстоит фотосессия Алисы Фрейндлих, что уж тут скрывать, ха-ха-ха, испытываешь панику в диапазоне от легкой до средней тяжести. А вдруг ей, скажем, не понравится позировать в кустах роз, чтобы сделать кадр - оммаж королевской династии Ланкастеров? А вдруг просто не будет настроения? И еще сто миллионов других «а вдруг». Мы со съемочной командой сидим на крыльце семейного особняка Louis Vuitton в парижском пригороде Аньер. К дому примыкает мастерская, спроектированная инженерами Гюставом Эйфелем (тем самым) и Виктором Бальтаром, в которой делают дорожные сундуки со знаменитой монограммой и выполняют особые заказы: футляр для Кубка мира по футболу или сундук для пачек примы-балерины Дианы Вишневой. Дом, как вы увидите, перевернув страницу, хорош: гостиная с витражами ар-нуво, потолочные росписи, сделанные Жоржем-Луи Вюиттоном, антикварная мебель, китайские вазы. Я переношу хрусталь с гладиолусами для «усиления локейшен» и говорю домоправительнице, что ваза очень, очень красивая. «И очень, очень дорогая», - добавляет та после небольшой паузы. Тут у пытливого читателя возникает вопрос: при чем здесь Louis Vuitton? А где еще стоило бы сделать семейный портрет в интерьере - Алиса Бруновна, дочь Варвара и внучка Анна, итого три поколения, - как не в благородном особняке, где выросли пять поколений Вюиттонов? Традиции, знаете ли, прежде всего. Но это не единственная причина. Для обеих семей этот год - юбилейный: дому Louis Vuitton исполнилось сто шестьдесят лет. Еще и поэтому идея устроить героиням летние каникулы в Париже показалась нам вполне удачной. Но самое главное - Алиса Бруновна четырежды королева Франции, ведь именно столько раз она сыграла в кино Анну Австрийскую. А ради кого Анна Австрийская покинула родную Испанию? С кем обвенчалась на радость Габсбургам и Бурбонам? Правильно, с Луи. С Луи-королем. Вот тут точно все сошлось.

Первое, что мы слышим, когда актриса прибывает на площадку: она не любит фотографироваться. Не самая хорошая новость. Но надо признать, что при таких исходных Алиса Бруновна показывает настоящий класс, стойко перенося тяготы судьбы. Мастер-класс она дает прямо на съемочной площадке, на ходу придумывая истории, которые и разыгрывает перед камерой, - в отличие от застывающих моделей она все время живет в кадре. Благодаря воле и воображению Алисы Бруновны у нас образуется массовка: прекрасный садовник, с которым она переговаривается из открытого окна (эту роль берет на себя фотограф), горничные, которые накрывают послеполуденный чай (мы делаем что можем!). Неловкость перед фотокамерой она блестяще компенсирует актерской игрой, мы восхищенно наблюдаем. Все спрашивают, какая она? Обаятельная, нежная, трогательная, капризная, терпеливая, внимательная, красивая, хрупкая, сильная, женственная, мальчишески задорная, сухая, мокрая - ой, это, кажется, не отсюда. Она курит одну сигарету за другой, доставая их из элегантного кожаного портсигара. Она смотрится стопроцентной парижанкой. То ли это актерская способность моментально вживаться в обстановку, то ли европейские корни, но когда мы встречаем ее на террасе модного Cafe Ruc, что как раз напротив театра «Комеди Франсез», на следующий день после съемки (а что вы хотели, город-то маленький), то даже не сразу выхватываем ее глазами из толпы местных. Она сидит с чашкой кофе, сигаретой, в шарфе, небрежно накинутом на плечи, - ни дать ни взять кадр из Годара или Лелуша. Да, Алиса Фрейндлих не любит шампанское, ему она предпочитает вермут с соком, приходит в ужас от одежды с пайетками, ценит простую кухню: котлеты с пюре, рыбу с жареной картошкой. Во время чемпионата мира болеет за Бразилию - «Жалко ребят!», ну а в финале - за Германию, все же корни. Очень легкая - это качество она передала и дочери, и внучке, - аристократичная, царственная. Когда все участники съемок выстраиваются к Алисе Бруновне за селфи, она позирует с невозмутимостью монаршей особы, принимающей всех придворных по очереди - и фотографа, и продюсера. И чтобы не заканчивать любимой фразой из школьных сочинений: «Вот такая она, Алиса Фрейндлих!» (хотя и очень хочется), - скажем просто: «Боже, храни королеву!» Королеву наших сердец».

- Алиса Бруновна, говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Как отметили праздник?

Отлично! Семейно. Люблю живую елку, чей аромат создает невероятную атмосферу. В прошлом году внук Никита принес мне датскую сосну. Она не пахнет и даже не осыпается - сразу ломается ветвями. Не знаю, чем она его прельстила, может, ценой. (Смеется.) Думал: если дорого, значит, хорошо… Еще одно ни с чем не сравнимое удовольствие - доставать с антресолей игрушки, живущие в большой шляпной коробке, принадлежавшей еще моей бабушке. Откроешь ее, и перед тобой развернется целая череда многочисленных новогодних елок, которые были в моей жизни. Вот большие, роскошные, блестящие и чуть самодовольные пузатые шары - признаки современности. Рядом простенькие, незатейливые зайчики из ваты, лыжница, канарейка в клетке. Их осталось совсем мало - война, блокада, переезды… Однажды в детстве я очутилась на елке в ТЮЗе. Как положено, все пели песни, читали стихи, а в награду получали подарок. Я тоже что-то прочитала. «Проси что хочешь»!» - предложили мне. И я указала на небольшой ярко-красный блестящий шарик, висевший на самой макушке. И что вы думаете? Принесли стремянку и сняли! Долгое время эта игрушка украшала все мои праздники, пока пять лет назад кот не своротил елку, охотясь за шарами и дождиком. Разбилось много шариков, да и Бог с ними, а вот этот жалко. Это была потеря.


- Для многих украшением новогоднего вечера остаются наши старые фильмы: «Ирония судьбы», «Служебный роман». Чувствуете себя классиком?

Ну, здравствуйте! Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Я всегда была пуглива и даже труслива. Берусь за роль - трушу, что не справлюсь, перед премьерой - трушу, что провалюсь.



С дочкой Варей, отцом Бруно Артуровичем и племянником Алексеем (конец 1970-х). Фото: Из личного архива Варвары Владимировой


- А такое случалось?

Это тема повторяющегося ночного кошмара, в котором я вижу со сцены, как зрители уходят и зал пустеет. Вот где ужас! Периодически снится, как я сижу в гримерной, совершенно раздетая, а мне говорят: «Ваш выход». Просыпаюсь в холодном поту… При этом в жизни ничего подобного не случалось. Несмотря на то что в школу и в институт я регулярно опаздывала, начав служить в театре, провела над собой работу. А вот провалы в моей жизни были. В свое время нужно было отыграть энное количество советских пьес. Надо сказать, тогда был целый букет замечательных драматургов. Но театров много, и пьесы расхватывают влет. Конечно, шедевров на всех не хватало. Отсюда случайные пьесы, невнятные роли, которые надо было сыграть, поскольку существовало такое понятие, как производственная дисциплина. Например, по своей воле я никогда бы не выбрала Дашу из «Хождения по мукам». Наверное, поэтому я и сыграла ее до обидного плохо.


- На экраны выходит картина «Карп отмороженный», в которой, кроме вас, сыграли Марина Неелова и Евгений Миронов, а спродюсировал фильм ваш внук…

Никита - молодец. Начал проект, не имея ни единого рубля. Заложил квартиру, насобирал у родственников и приступил к подготовке. Прежде всего упросил Галину Борисовну Волчек отодвинуть премьеру спектакля, в котором была задействована Марина. Надо было срочно схватить уходящую осеннюю натуру. А потом начались долгие поиски денег. Государство не захотело поддерживать фильм - неизвестный сценарист, молодой продюсер, сюжет тоже не из раздела криминальной хроники… Но Никита не отчаялся и нашел частного инвестора.


- Фильм получился?

Да, хотя я несвободна в суждениях. Но мне показалось, что на фоне стрелялок картина вышла не пустой, а славной и, главное, нужной. Простые человеческие отношения, очевидные истины - честность, порядочность, доброта - сейчас как никогда нуждаются в поддержке. Кроме того, в фильме прослеживается притча о блудном сыне. Недаром именно карп в восточной мифологии олицетворяет сына. Может, я слишком философски отношусь к картине, но эту интонацию слышу отчетливо… Хочу отметить работу Мариночки Нееловой. Роль стоила ей большого труда. Я-то через это прошла: в семьдесят лет сыграла девяностолетнюю старуху в фильме «На Верхней Масловке». А она у нас девушка красивая и очень моложавая, несмотря на подступивший возраст. Так что Марине было нелегко смириться со своим отражением в зеркале. Но она умница, смогла сделать над собой усилие, и в результате получилась трогательная пожилая женщина, сохранившая детскую непосредственность.


- Никита - молодец. Начал проект, не имея ни единого рубля. Заложил квартиру, насобирал у родственников и приступил к подготовке. Фото: Андрей Федечко

Мне тоже было интересно сыграть свою тетку. Во-первых, на моем пути мало встречалось настолько острохарактерных ролей. А во-вторых, забавно было работать на контрасте. В фильме Валерия Тодоровского «Большой» я сыграла элегантную, умную, талантливую героиню, а уже через полгода - ее противоположность. Это соседство сильно взбудоражило. Тем более в жизни я пронаблюдала несметное количество таких теток, обремененных огородом, внуком-бездельником, бесконечной борьбой с трудностями и желанием преодолеть свой неказистый быт.


- Вы сразу согласились на участие в картине?

Более того, я сама об этом попросила, воспользовавшись родственными отношениями. (Смеется.) Прочитала сценарий и сразу поняла: по большому счету эта роль должна принадлежать Нине Усатовой. Но ей она неинтересна, потому что за свою жизнь Ниночка сыграла множество таких женщин, а для меня это холодный душ. Так что я собралась с духом и сказала: «Если я не буду лишней в намеченном вами актерском ансамбле, я бы попробовала». Кстати говоря, роль была гораздо острее из-за обилия нецензурной лексики. При этом она используется не как словесный мусор, а по делу. Такая речь соответствует жизни моей героини. Увы, все было изъято из-за запретов, против которых не попрешь. Сказано: «Не курить», и все выбегают из ресторана - покурить в подворотне. Ведь выскочить из круга своей привычки по щелчку пальцев трудно… По крайней мере, у меня не получается, несмотря на предпринятые попытки. Потом поняла: зачем надрываться, измываться над организмом? Если вся жизнь прошла с сигаретой - к чему сейчас такие встряски?


- В жизни вы можете ввернуть крепкое словечко?

Могу. Не надо из мата делать страшилку, вычеркивать его из обихода. В конце концов, слово тоже наша история, как старинные монетки или черепки. Насколько я знаю, все это родилось во времена татарского ига, когда людям просто невозможно было по-другому выразить свою эмоцию. Точнее, погасить ее. Другое дело, что к этому надо относиться аккуратно, а не вставлять через каждое слово.



С дочерью Варей. Фото: Из личного архива Варвары Владимировой. Фото: Андрей Федечко


- Один из критиков назвал «Карпа» обращением к хорошему советскому кино.

Есть такое. Из советских фильмов, которых было несметное количество, мы запомнили только то крупное зерно, которое не проскочило сквозь сито времени, канув в небытие, а осталось лежать на поверхности. Именно оно стоит внимания и сегодня. Так что это необидная аналогия.


- В вашем советском прошлом было много встреч с людьми, которые повлияли на вашу судьбу?

Их можно пересчитать по пальцам. Прежде всего, это актриса БДТ Мария Александровна Призван-Соколова, руководившая школьным драмкружком. Она не просто влюбила меня в театр, она возбудила настоящую страсть и заставила серьезно к ней относиться. Хотя семья тоже этому способствовала. У меня был хороший голос, я обожала музыку. Родственники советовали мне поступать в консерваторию. На что мой папа заметил: «Ничего интересного тебе не светит: ты маленькая, а опера требует фактуру. Если ты будешь камерной певицей, реализуешь еще и драматические способности. Но если пойдешь в театральный институт, сможешь все - и играть, и петь, и танцевать». Кстати, много позже почти эти же слова написал в своем напутствии мой педагог Борис Вольфович Зон - еще один человек, повлиявший на мою жизнь. Папа не стал помогать мне реализовать мечту, хотя Мария Александровна просила его замолвить словечко: «Девочка мелкая, маленькая, худенькая, могут и не заметить. И будет беда». А папа ответил: «Как я могу, если никогда ее на сцене не видел? (Мы с папой виделись редко. У него была другая семья.) Я могу верить вам на слово, но этого недостаточно, чтобы поручиться». И только муж Марии Александровны, Павел Карлович Вейсбрем, который курировал наш кружок, написал в приемную комиссию записочку: «Обратите внимание на эту девочку». Так я оказалась в нашем театральном институте, который нынче загибается от отсутствия хороших педагогов. Потом мне посчастливилось работать с Игорем Петровичем Владимировым (с 1960 по 1999 год - художественный руководитель Театра им. Ленсовета. - Прим. «ТН»). Я уж оставляю за скобками тот факт, что мы взяли и влюбились друг в друга. Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как и я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно по­этому ставил так много музыкальных спектаклей. Важность музыки сейчас понимают не многие режиссеры, а ведь именно она открывает и актерскую душу, и умножает зрительское восприятие. Но каждое время диктует свой театр… Так вот, о людях. После Владимирова больше поворотов не случалось. Разве что в кино… В театре я была уже известной актрисой, но меня упорно не снимали. Так, несколько эпизодов на «Ленфильме», даже имя в титрах не указали. Эльдар Рязанов, к примеру, не утвердил меня в «Гусарскую балладу». Сказал: «Слишком много женственности». Хотя в дипломе у меня написано «травести» и «острохарактерна»! Правда в том, что я была недурно сложена, но в остальном - неказиста и некрасива. Помню, впервые увидев себя на экране, подумала: «Какой кошмар!» Позже узнала, что операторы шарахались от меня, как от огня. «Сложно снимать лицо неправильной скульптуры», - такой вердикт они вынесли. Возра­зить нечего: курносый нос, тяжелый подбородок… Но отставим клинику в сторону… В конце концов Рязанов предложил мне роль-метаморфозу, роль-превращение, историю Золушки. С этого момента для меня открылась дверь в кинематограф. Помню, художник по костюмам никак не мог найти образ Калугиной. Во что ее одеть? Как должна выглядеть эта женщина? Тогда за дело взялись мы с Рязановым. После долгих поисков и центнеров перерытых вещей мы обнаружили весь этот кримпленовый ужас и башмаки со стучащими каблуками в костюмерной «Мосфильма».


С Мариной Нееловой в фильме «Карп отмороженный». Фото: Андрей Федечко


- Вы в жизни также долго мучаетесь выбором - что надеть?

Абсолютно верно. Отметаю все и беру самую посконь. Она помогает мне выглядеть незаметной.


- Это ложная скромность или кокетство?

Ну, без него я вряд ли бы трижды вышла замуж. (Смеется.)


- Если сейчас мы выйдем на улицу и попросим людей назвать фильмы, в которых вы играли, подавляющее большинство назовут картины «Служебный роман» и «Д’Артаньян и три мушкетера»…

Я бы не назвала Анну Австрийскую своей удачей. Думаю, только присутствие вокальных номеров спасло положение. Но подросткам нравится… Лично мне не стыдно за роль примадонны провинциального театра в фильме Константина Худякова «Успех». Особенно, на мой взгляд, удалась сцена в гримерной.


- Я думала, вы назовете «Сталкер» Тарковского…

Крошечная роль, но очень значительная. Как-то раз Анатолий Солоницын, с которым мы играли в Театре Ленсовета, сказал, что на сегодняшний спектакль придет Тарковский. Я не просто волновалась, я трепетала. После спектакля Толя принес мне записочку: «Госпожа Фрейндлих!» В этом обращении весь Тарковский! Он предложил мне небольшую роль в его новом фильме «Зеркало». Но встретились мы только на съемочной площадке «Сталкера». Знаете, что ошеломило меня? Декорации. Настоящие подтеки на стенах, настоящая паутина, гнилая вода в лужах. Тарковский был мастером создавать атмосферу… Он лично смотрел, как стоит стакан, как мелькает свет и дрожат флакончики на табуретке от проходящего за окном поезда. Когда снимали сцену пробуждения Сталкера, так долго все проверяли, что я просто уснула в постели, в которую нас положили. Вторая сцена - истерика - далась мне очень тяжело. Андрей добивался нужной ему эмоции с помощью многократных дублей. Под конец мне стало плохо, и жена Тарковского, которая была его ассистентом, потребовала, чтобы он остановил съемку. Меня просто унесли с площадки.



На свадьбе внучки Анны. Фото: instagram.com


- К сожалению, «Сталкер», как и другие фильмы Тарковского, прошел вторым экраном, картину мало кому удалось посмотреть. Но после «Служебного романа» предложения обрушились на вас лавиной?

Да, их было много. Но Владимиров неохотно отпускал на съемки. Пришлось бы уезжать на долгий срок, и это требовало пересмотра репертуара… Я перешла из «Ленсовета» в БДТ. Для этого был целый ряд причин, глупо выделять одну… С Георгием Товстоноговым мы понимали друг друга. Владимиров его ученик, так что этот переход радикально не изменил мою жизнь. С Георгием Александровичем я работала только в трех спектаклях: «Киноповесть с одним антрактом», «Этот пылкий влюбленный», «На дне». А потом его не стало… На наше сиротское поле пришел Темур Чхеидзе - замечательный режиссер, но я ему за двадцать лет понадобилась только трижды: «Коварство и любовь», «Макбет», «Дядюшкин сон». Причины такой занятости более чем объективные. В БДТ я пришла, когда мне было уже пятьдесят. Ушел целый букет ролей, которые я могла бы играть, но не успела. Начался их дефицит. Это обычная история, которая случалась со многими актрисами, чьими именами мы сегодня гордимся.


- Любовь Орлова в семьдесят лет играла молодуху.

Не думаю, что она была счастлива, а зритель отнесся к этому с восторгом. Нужно четко осознавать предел возможного. Знаете, я считаю, что мне уже поздно играть «Дядюшкин сон». Это Олег Басилашвили может себе позволить, он там в роли старика. А у меня по сюжету молодая дочь. Зрителю нетрудно сосчитать, сколько должно быть матушке, если дочери двадцать с небольшим… Правда, если люди в зале занимаются подсчетом, значит, дело плохо. (Смеется.)


- На самом деле вы великолепно выглядите! Как вам это удается?

Наверное, потому, что вместе с внуками я возвращалась в детство. Это сейчас они взрослые, а было время, когда мы вместе играли. Вообще природу не обмануть. Нельзя повернуть время вспять. Все ухищрения ни к чему: приходит момент, и елка начинает осыпаться. Три четверти жизни я думала, что все еще впереди. Сейчас досадую на себя. Именно досадую, не жалею. Жалеть бесполезно, разве что для гимнастики чувств… Есть вещи, о которых нужно было подумать раньше. Внуки выросли, для романов уже поздновато… Старушка, выходящая замуж, - это смешно. А иметь просто романтические отношения в этом возрасте еще смешнее. Поэтому буду работать.


- Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Всегда была пуглива и даже труслива. Фото: Андрей Федечко

Никита: Позвольте вставить реплику. Алиса Бруновна - системный человек. На протяжении всей жизни она встает и ложится в одно и то же время, утром совершает одни и те же процедуры, а после обеда обязательно спит полтора часа.

Алиса Бруновна: Это называется «дисциплина», которая тебе совершенно неведома.

Никита: Когда Господь распределял таланты, то все отдал тебе. А мы ходим обделенные. (Смеются.)


- Алиса Бруновна, у меня сложилось впечатление, что вы очень продвинутый человек.

У меня два телефона: один - убогий, другой еще более убогий. Дочь подарила мне айпад, с которым управляется даже ребенок. Но я не смогла его осилить. Вот уровень моих знаний. (Смеется.) На «ты» я только со стиральной и посудомоечной машинами.


- Зато вы можете дать внукам дельные советы.

Могу, но они не слушают. У них свои правила жизни. Ане и Никите неинтересно со мной обсуждать что-то, связанное с интернетом, потому что я в него так и не врубилась. И им неинтересно читать мои книги.


- Каково, по-вашему, главное женское предназначение?

Материнство. Оно предназначено судьбой, Богом и природой.

Алиса Бруновна Фрейндлих


Родилась:
8 декабря 1934 года в Ленинграде
Семья: дочь - Варвара, актриса; внуки - Анна и Никита
Образование : окончила Ленинградский театральный институт имени Островского
Карьера: ведущая актриса БДТ имени Товстоногова. Народная артистка СССР. Снялась более чем в 90 фильмах, среди которых: «Похождения зубного врача», «Соломенная шляпка», «Агония», «Жестокий романс», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину»


Когда Фрейндлих пробовалась на роль Нади в картине «Ирония судьбы», Эльдар Рязанов сказал: «Мне нужна актриса, которая за одну встречу может изменить судьбу героя, а чтобы полюбить Алису, её нужно разглядеть». А потом у них случился «Служебный роман». Зритель пришёл на фильм, увидел... и был побеждён обаянием актрисы на долгие годы.

«Зазеркалье» Алисы Фрейндлих

Она выкладывается на сцене и в кино так, что родная дочь придумала для её состояния в работе особое выражение - «мама как горячий утюг». Трёхчасовой спектакль, подготовленный специально к семидесятилетию актрисы, проходит на одном дыхании, а на её лице ни капельки усталости. В чем источник такой энергии? Фрейндлих утверждает, что есть в её душе «эмоциональный бункер», куда она складывает самые дорогие . А потом бережно - «чайной ложечкой» - черпает оттуда силы и для творчества, и для жизни. Заглянем в это своеобразное Зазеркалье Алисы:

За окном божественной красоты пейзаж: Исаакиевский собор, погружённый в петербургские сумерки, чуть вдалеке Медный всадник. Но сидящая у окна светловолосая девчушка слишком погружена в размышления, чтобы любоваться «Петра творением». Она ждёт отца, любимого всем Ленинградом актёра Бруно Артуровича Фрейндлиха. Он должен помочь ей сделать судьбоносный выбор: театр или опера. Театральные подмостки любимы ею с детства, но голос - редчайшее меццо-сопрано тянет в консерваторию... Отец по-немецки практично и чётко рассудил: «Что тебе делать в опере с твоим росточком? Ты же будешь как муха на куличе! А если поступишь в театральный, там и твои музыкальные способности пригодятся. И уже не ты, а я буду бегать на твои спектакли!»...

Проснувшись глубокой ночью от настойчивых толчков, она тихонько позвала: «Мама, кажется, я рожаю!» Будущая бабушка ни на минуту не оставляла Алису в таком положении : мало ли что, у позднородящих всякие осложнения бывают. Она в мгновение ока оказалась у её кровати и... упала в . Собрав последние силы, Фрейндлих добралась до телефона и вызвала две «скорые»: одну - себе, другую - матери. Их увезли в разные концы города, и бабушка увидела долгожданную внучку только спустя два месяца после её рождения. Зато поправившись, буквально вцепилась в Варьку, подарив всю себя без остатка. Фрейндлих же, покормив малышку грудью положенные ей государством полгода, вернулась на сцену...

Обычно Варька несла дневник, как хлеб-соль на рушнике. А тут что-то подозрительно долго гремела посудой на кухне - девочка рано стала хлопотать по хозяйству, ведь родители дневали и ночевали в театре - и пятёрками хвастать не спешила. Алиса призвала дочь к ответу. Та стала жарко убеждать её, что в ревизии дневника никакой необходимости нет: всё отлично, как всегда! Сделав строгое лицо, Фрейндлих велела предоставить доказательства. Увидев кучу двоек, мать пришла в ужас, но не от неожиданно плохой успеваемости, а от того, что Варька врёт. Встав в величественную позу леди Макбет, она сказала: «Варя, напиши на листочке мудрое изречение «Маленькая ложь рождает большое недоверие» и повесь над своей кроватью. Зайдя перед сном в спальню дочери, Алиса увидела на стене огромный лист ватмана, сплошь исписанный маленькими буквочками: «Маленькая ложь рождает...», «Маленькая...» . Зажав рот рукой, хохочущая Фрейндлих выскочила из комнаты. А Варвара больше никогда матери не врала. Дружба с ней стала настоящей отдушиной для актрисы...

В театральных рецензиях её стали называть «великой и несравненной». А дома и в родном Ленсовете всё рушилось. Отношения с мужем и по совместительству главным режиссёром Игорем Владимировым превратились в разбитую чашку. Только работа приносила радость. Выходила на сцену и забывала обо всех горестях и обидах... В одном из спектаклей Фрейндлих надевала два одинаковых платья, только в первом акте - новое, а во втором - точно такое же, но грязное и рваное. Каково же было её удивление, когда, придя в антракте переодеваться, она обнаружила платье «номер два» выстиранным и тщательно заштопанным! Новая костюмерша оказалась её давней поклонницей. Она прониклась печальным видом актрисы и решила за ней поухаживать: «Я ваш наряд в порядок привела. Надо же, думаю, такая красивая женщина, знаменитость, а платье починить некому!»

Она играла в одном вместе с дочерью, надо было подавать следующую по тексту реплику, а перед глазами застыла совсем другая мизансцена: «Варя, я буду нажимать на клавишу, а ты попробуй голосом повторить звук» . Раз нажала, второй, чувствует - упрямая девчонка фальшивит ей наперекор. Но заветной мечтой Алисы было, чтобы дочь пошла по её стопам, и она терпеливо продолжила: «Варечка, давай ещё разочек!» Варька, посмотрев исподлобья, угрюмо пробурчала: «Поёшь - и пой! А я хочу быть мамой!»

Фрейндлих, прищурив знаменитые «пушистые глаза», всмотрелась в зал. Там сидели её обожаемые внуки. Вот Анюта, а где же Никита? Последние слова, гром аплодисментов, выход на поклон. А кто этот юный поклонник, вручающий Варваре её любимые розы? Никита! Потрясённый игрой матери, он выскочил из зала и вернулся под занавес с букетом...

Слабость сильной женщины

День Фрейндлих переполнен работой и распределён по минутам. Но она отнюдь не «железная леди» и позволяет себе маленькие радости, часто во вред здоровью. Алиса понимает это и старается беречь себя ради зрителей и семьи.

«Я закурила не ветреной девчонкой, а зрелой уже дамой - в тридцать шесть лет. До этого не то что не пробовала, а терпеть не могла, когда рядом дымят. Если нужно было по роли взять в руки сигарету, часами репетировала перед зеркалом... А тут - мамина смерть. И всё. Думала, что пройдёт трудный период, брошу. Но перепробовала все средства: иглоукалывание, гипноз, электропунктура, но увы. Вредная привычка вцепилась намертво. Утешаю себя мыслью: мама тоже курила. В ленинградскую блокаду половину пайка отдавала мне, а другую меняла на табак... Даже после операции на связках (удалили узелок - обычное дело у артистов, профессиональное заболевание) не смогла я сделать необходимую для организма передышку. Но пошла себе же на уступки: лёгкие сигареты и мундштук со специальными фильтрами»...

Поклонники возрадовались. Конечно, и тому, что Фрейндлих сделала маленький шажок к . Но главное: с длинным мундштуком в изящных руках актриса особенно хороша...

Как не стать «Мымрой»

Много лет прошло с тех пор, как Алиса сыграла Малыша в сказке про Карлсона, а мальчишеская фигурка до сих пор при ней. И в свои семьдесят она «на ура» играет десятилетнего мальчика в спектакле «Оскар и Розовая дама». Впрочем, как и Розовую даму. В чем секрет?

«У меня никогда не было претензий к фигуре. Вес всю жизнь крутился вокруг 50 кг плюс-минус три кг. При этом ни на каких, даже самых модных, диетах не сидела. Но когда сломала ногу, от неподвижности начала полнеть. Пришлось приводить себя в порядок. Даже принимала какие-то таблетки, но быстро поняла, что потом всё возвращается на круги своя, и бросила. Стрессы пожирают килограммы, как никакая пилюля. Вот японцы для психологической разрядки кукол бьют, а мы материмся от души. И я, хоть отец был немец с характером нордическим, бушую перед премьерой, могу даже выразиться будь здоров! Потом сыграю аж до седьмого пота и опять стройна и легка!»

Зрители и родные любят Алису любой. Прощают слабости, «пасмурное» настроение. Делают скидку на возраст. Она же сама не даёт себе никаких поблажек. И «осень жизни» Фрейндлих затмевает весну иных искусственных голливудских красоток. Как ей это удаётся?

«Хотя у меня, как и у героини «Служебного романа», на первом месте стоит работа, и катастрофически не хватает ни времени, ни силы воли, я стараюсь не относиться к внешности по-хамски. Всё-таки это мой рабочий инструмент. Я просто обязана за ним следить. И в советскую эпоху, когда у женщин не было особых возможностей, и в наши времена я придерживаюсь одних и тех же правил ухода за собой. И с удовольствием ими поделюсь:

Правило первое: смывайте не новомодными молочками и лосьонами, а горячей водой с мылом. И трите при этом кожу до хруста. Ей эта процедура только на пользу: проверено мною лично! И обязательно подберите хорошее мыло. Сейчас появились специальные щадящие мыльца, а раньше я покупала простое наше «Детское». Затем сполосните лицо холодной водой и нанесите крем. О нём отдельный разговор.

Правило второе: не жалейте денег на хорошие кремы для лица. Я предпочитаю отечественного производства. А совсем уж идеальный вариант - сотворить крем самой. Да, я делаю не только кремики для утробы, но и для лица. Просто смешиваю оливковое масло и содержимое тюбиков под названиями «Ланолиновый» и «Спермацетовый». В кожу впитывается моментально! Пузырёчек такого чудо-крема я всегда и всюду ношу с собой.

Правило третье: больше проводите времени на природе. Работа на даче заменяет мне тренажёрный зал. А сколько радости приносят «грибная охота» и «ягодный промысел»! Я целую землю, когда нахожу белый гриб.

Правило четвёртое: определитесь со одежды и чётко его придерживайтесь. На заре наших отношений с Владимировым он сказал: «Твой стиль - гамен, мальчишка-сорванец». И я следую ему всю жизнь. Могу, конечно, купить роскошные серьги женщины-вамп, но ведь они так и будут лежать мёртвым грузом. Та же история с норковой шубкой. Она у меня в доме для того, чтобы моль кормить. Я же щеголяю в спортивной куртке и кепке, как настоящий Гаврош!»



Рекомендуем почитать

Наверх