Богиня леля и ее муж. Славянская Богиня Леля — Богиня Весны. Проявление Богини Лели для славян

Диеты 02.07.2020
Диеты

Богиня Леля в славянском понимании - вечно юная, молодая, красивая, жизнерадостная и прекрасная Богиня Весны. По характеру славянская Богиня Леля жизнерадостна, добра, весела, игрива. Она могущественна по-особому – ее сила в том, чтобы пробуждать спящие растения, животных, пространство, время, людей – весь Мир. Там, где присутствует Богиня славян Леля, начинают расцветать деревья, весенние цветы и травы, петь вешние птицы и влюблённо улыбаться люди.

Славянская Богиня Леля - дочь Отца Небесного, Сварога и Небесной Матери Богородицы, Лады . Леля - Богиня Весны и делит власть с сестрой Мореной – Богиней Зимы и Смерти, с Живой – Богиней Лета и Любви. Леля является также сестрой Перуну Громовнику – Богу Войны, Справедливости, Грозы, Грома и Молний. Среди прочих Богов и Богинь, именно Богиня Леля выделяется легкостью в общении, даже беспечностью. Она доброжелательна к людям, особенно в вопросах любви, красоты и продолжения рода. Ей чуждо понятие меры, когда она вступает в свои «игры».

Легенды и мифы о славянской Богине Леле

Существует много легенд о Леле - Богине Весны, Любви и Красоты. Вот, например, сказание о том, как Леля отрезала свои волосы, чтобы спасти молодых заколдованных парней одного поселения. Их заколдовала коварная Морена на преждевременное сошествие в Мир Нави. Долго Жива и Леля искали способ, как разрушить заклятие. Ничего не могло сработать так сильно, как решение Богини Весны и тот способ, какой она нашла – отдать свои длинные золотистые волосы. Из них должны были наткать волшебной ткани и обернуть ею парней.

Всё, я знаю! - выстроились в голове все дальнейшие действия.

Облегчённый вздох вырвался у всех. А Леля одним движением распустила свои чудесные волосы и подошла к отцу.

Батюшка, режьте все до единого волоска!

Значение: пришла пора любить, ожидается новая любовь.

Причина появления Резы в раскладе: человек уже пребывает в состоянии гармонии с окружающим миром, поэтому приходит время для смелых движений вперед.

Вызов (что нужно сделать и какое качество проявить): довериться всем предложениям Родных богов, которые последуют после Резы Лели, пребывать в состоянии веселья, радости и лёгкости.

Предостережение (чего не надо и нельзя делать): подарки судьбы, приготовленные для Спрашивающего, могут и мимо пройти, если продолжать быть скупым, безрадостным, подозрительным или трусливым.

Указание (обязательное): перемены для пользы дела следует окончить, чтобы приготовиться к новым.

Совет (желательно): торопливость сейчас не нужна, лучше всего прислушаться к голосу внутреннего своего человека.

Утешение (какое обстоятельство следует иметь в виду): шансов в жизни много – они как бабочки порхают вокруг, но на ладонь сядут не все, а лишь некоторые. В жизнь Спрашивающего придёт всё только нужное и полезное.

В появлении Резы Лели всегда следует усматривать обновление жизни во всех сферах. Это ожидаемые и желанные перемены. Они поднимают человека на иной, более приятный и радостный, уровень жизни.

Богиня Леля в северной традиции магии

Обряды исполнения чаяния:

  1. Получение удачу в своих трудах, карьере, делах, работе.
  2. Сохранение красоты и моложавости.
  3. Сохранение здоровья и отличного самочувствия.
  4. Получение уважения, почёта, признания от людей.

Леля – богиня Весны, Красоты и Любви. Ей подвластно любовью озарять не только сердца, но и дом, семейный очаг. Она может оберегать от разных напастей, неприятностей, бед и сотворить так, что дом будет настоящим убежищем, куда всегда захочется возвращаться. Нужно помнить, что чаяния в магии сбудутся лишь тогда, когда Лелю позвали для светлой и легкой ворожбы, как в игру.

Науз Лели «Любовь»

Прекрасная и юная, светлая, молодая любовь, но еще прекраснее та, что была создана на всю жизнь, укрепилась многолетними семейными узами. К Леле обращаются через особый науз «Любовь», когда хотят:

  • влюбиться;
  • найти вторую половинку;
  • обновить чувства в существующих отношениях;
  • зажечь угасшие чувства после многолетнего совместного проживания.

Леля для существующих любящих сердец поможет прочувствовать всю яркость и свежесть их отношений. А тем, кто еще не любил, она раскроет эту тайну и поможет окунуться в потоки благостных чувств.

Чем поможет науз?

Узелковое волшебство «Любовь» очень сильно. Оно поможет снова уметь видеть красоты отношений, оценит взаимность чувств, а также зажечься легкой весенней любовью.

Как действовать?

Чтобы сплести науз, берутся две красные нити. На одной из них завязываются узелки по числу лет избранника сердца. На другой нити завязываются узелки по числу лет того человека, кто обращается к Богине и будет носить науз. Потому обе веревки связываются вместе таким образом, чтобы вышла одна длинная.

Берутся концы объединенной веревки и завязываются узлы – один поверх другого. Теперь следует навязать столько узелков, сколько лет вы намереваетесь прожить с избранным человеком. Можно узелки вообще не считать и завязывать, сколько завяжется, насколько хватит самой веревки. Делать нужно это до тех пор, пока сама веревка не превратится в единый большой узел. Готовый науз сжигается на огне с прочтением специального заговора на любовь.

Леля - Богиня-Покровительница

Славянская богиня Леля – само воплощение молодости, красоты, нежности и искренности. С ее приходом всегда приходит расцвет, а прошлое стирается навсегда. Как приходит Весна, так и приходит пробуждение от зимней «спячки» в жизни. На такую божественную Личность всегда очень походить. Если твоим Покровителем является Богиня Леля, то это говорит о многом. Тебя люди видят, как человека:

  • с лёгким характером – заводящего знакомства просто и непринужденно;
  • любящим находится всегда в центре внимания;
  • дипломатичного – умеющим примирять поссорившихся;
  • уверенного в себе;
  • общительного, коммуникабельного;
  • предприимчивого;
  • активного;
  • вежливого;
  • обаятельного.

Все люди, которые походят на Лелю – Богиню Весны и Красоты, сами являются эстетами, любят со вкусом одеваться, уделять внимание внешнему виду, следят за своим здоровьем. Так же, как и Богиня Леля легка на подъем, так и люди, живущие под её покровительством, скоры и легки на ногу. Поэтому, если тебе благодетельствует Леля, тогда ты любишь путешествовать, обожаешь разнообразия в жизни. Постоянное ощущение своей неповторимости и уникальности. Тебе легко довериться, поговорить на задушевные темы.

(маленькая) символизирует пробуждающуюся природу, порождение природой нового. К Ляле обращались в весенних песнях-заклинаниях с просьбами по поводу будущего урожая жита и пшеницы, овощей на грядках и трав на лугах. Специально Ляле посвящался 22 апреля весенний праздник, получивший название по ее имени — Ляльник .

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — Лада . В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.


Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник - ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.


Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.
Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; сравните белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером («Очерки арийской мифологии»).


Миф о Лелии

У славян была своя богиня юности и любви - Богиня Леля, дочь Лады Богородицы - богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Земля и Небо так сильно любили друг друга, что их любовь ожила как отдельное существо — и тоже, подобно им самим некогда, тотчас распалось надвое, на Любовь Женскую и Мужскую, ибо одной недостаточно — любящих всегда двое.

Бог Род, Мужская Любовь, стал даровать приплод и потомство всем дышащим тварям, и Люди скоро выучились его почитать: стали делать изображения и вкладывать в свадебные заздравные чаши, на счастье и многочадие новой семье.

Богиня Лада стала Женской Любовью. По ней прозвались мудрые жены, умеющие сладить семью, завести в доме лад. Великой Богине была по душе верная супружеская любовь.

Ладу еще называли Рожаницей, в честь родящего поля и молодых матерей, которых она незримо обвивала своим поясом, помогая разрешиться от бремени.

У великой Лады, была юная дочь. Звали ее Леля, Лелюшка.

Подросла Леля и стала гулять по лугам, по густым тенистым лесам, и шелковая мурава сама льнула ей под ноги, чтобы распрямиться еще зеленее и гуще.

Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо – Лада.

Леля, Борис Ольшанский


Леля богиня весны, Владимир Форостецкий

В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей. В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.

Цикл весенних обрядов у древних славян начинался днем прилета жаворонков – 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник – 22 апреля (5-го мая).


Василиса Прекрасная, художник Иван Билибин

Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели. Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен – и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах – лелю, лелё, лели, люли – встречается в русских песнях; в сербских "кралицких" песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской – в форме леле.

Таким образом припев восходит в глубокую древность. Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с "м") Потебня объясняет через сложение лелю с "м" из дательного падежа "ми", как в малорусском "щом" (вместо "що ми").


В припеве "полелюм" (если он верно передан польскими историографами) "по" может быть предлогом; сравните белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края"). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером ("Очерки арийской мифологии").

Славянская богиня Леля и бог Лель дети богини любви и семейного согласия Лады. Это одни из самых романтичных божеств пантеона славян. Богиня Леля покровительствует истинному знанию, которое находится вне разума и приходит с творческим порывом. Лель бог славян олицетворяет юное начало, пробуждающее страсть и любовь в юношеских сердцах.

  • О природе Леля и Лели

    Согласно сохранившимся немногочисленным данным богиня Леля и бог Лель были рождены Ладой. Ее прекрасные дети взяли от матери по частичке чистого пламени и яркого света весеннего солнца. Их имена стали частью праздничных напевов и свадебных ритуальных песен.

    Два родственных божественных начала в сути своей несут одну искру жизни. Славянская богиня Леля олицетворяет задор молодой девушки, не познавшей житейских тягот. Она защищает открытые юные сердца, наполняя их пылкой любовью.

    В своей ипостаси Лель бог славян отражает аналогичное стремление, только для юношей. По своим качествам он схож с Ярилой, только более юным. Бог Лель несет в себе мягкое тепло первых солнечных весенних лучей. От его удивительной игры на дуде просыпаются весенние травы, прибиваясь через оставшиеся шапки снега. Недаром его цветком считаются подснежники и пролески.

    За что отвечает Леля

    Согласно установленным данным богиня Леля входит в аспекты богини Живы. Наровне с матерью Ладой и теткой Макошью она выступает как отражение жизненного цикла силы природы. Ладе отведена роль хранительницы молодого огня души, не омраченного жизненным опытом.

    Это триединство нашло свое отражение в народном творчестве. Найдены глиняные и деревянные кумиры, отражающие триединое женское начало. В этом комплексе одна из фигур ― богиня Леля. Так же в вышитом узоре изображение «берегини» с опущенными руками это славянская богиня Леля.

    Описание богини по источникам

    Археологические находки в которых предполагается богиня Леля дают современнику относительное представление о том, как видели юное божество наши предки. Ее изображали со стройным телом и распущенными волосами.

    Согласно описаниям из сказаний славянская богиня Леля была прекрасна лицом, у нее были ясные глаза и белая кожа. В ее облике сочетались все представления о юной красоте и удивительном обаянии.

    Сказания о Леле и Яриле

    Наиболее яркое произведение, в котором фигурирует славянская богиня Леля, посвящено ее пылкой любви к Яриле. Описанное сказанием повествует о том, как богиня Леля увидев Ярилу на одном из весенних праздниках полюбила его всем сердцем.

    Она долго не решалась открыться ему, пока любовь не переполнила всю ее суть. Тогда богиня Леля открыла тайну своего сердца Яриле. На что пригожий бог ответил, что он любит всех богинь одинаково.

    В последствии по былинам прослеживается затухающее чувство Лели. Однако она не обиделась и не ожесточилась получив своеобразный отказ. Таким образом славянская богиня Леля отражает саму суть юного сердца, способного ярко переживать любое чувство не озлобляясь.

    Лель в жизни славян

    Лель бог славян выполнял роль защитника юношеского сердца. Он нес в себе огонь первых солнечных лучей. В нем воплотились пыл, задор и нежность ранних годов жизни до возмужания. По своему значению бог Лель близок к Яриле, но имеет собственную роль в пантеоне.

    Ему посвящали песни на свадьбы, он покровительствовал маленьким детям. Считалось, что бог Лель следит за маленькими членами общины в лесу когда они собирают ягоды. В белорусских сказках он часто выступает как юноша с прекрасным лицом играющий на свирели или дудочке. Когда потерявшиеся дети видели его, они с радостью отправлялись за ним, находя дорогу домой.

    Как описывали Леля предки

    По собранным описаниям бог Лель изображается, как прекрасный юноша. Нежный и чистый он полностью отражает образ молодого весеннего солнца. В сказаниях восточных славян пригожий молодец с удивительным голосом будит природу после долгой зимней спячки.

    Лель бог славян выступает как ранее пробуждение сил природы. Начиная с 22 марта начинается активное таянье зимних снегов, появляются первые весенние цветы. Именно этому периоду приписывались предками удивительные метаморфозы, связанные с появлением Леля.

    Упоминание в сказках и былинах

    Бог Лель наиболее ярко отражен в сказке «Снегурочка». По более современному прочтению, родители наградили свое любимое дитя именем бога. Но в раннем срезе сказания бог Лель сам выступает в качестве персонажа.

    Снегурочка не может завладеть его сердцем безраздельно, поскольку Лель бог славян не может принадлежать одной женщине. Согласно описаний бог Лель не сочетался браком ни с одной богиней. Его роль заключается в разжигании любовного огня во всех сердцах.

    Брачное торжество под покровительством богов любви

    Богиня Леля и ее брат Лель вошли в пантеон как покровители молодого брака. Девушки и юноши могли обращаться к ним за помощью отыскать свою вторую половину. Считалось, что на летнее равноденствие в Купальскую ночь Лель приходит на шумные праздники. Играя на своей дудочке, он разжигает пламя любви в сердцах пар.

    На весеннее равноденствие славянская богиня Леля даровала девушкам очарование, которое способно привлечь внимание юношей. Начиная с этого периода молодые красавицы начинали вышивать платок, который потом войдет в ритуальное подношение на Купалу.

    Сам же купальский венок состоял из плотных веток и цветов. Платок с угощениями ложился в центр вместе со свечей и пускался по воде. Юноши собирали эти венки вниз по течению. По узору и мастерству вышивки они могли найти ту девушку, угощение которой пришлось по нраву.

    На свадебных торжествах Леле и Лелю пелись распевки, в которых имена божеств выступали как мелодичный текст. Корень «лель» входящий в оба имени богов, стали частью многих слов связанных с нежностью и любовью. Их именами убаюкивали младенцев, напевая их вовремя укачивания.

- 17216

Богиня Любви, семейного Счастья и Благополучия, дочь Сварога и Лады, супруга Волха.

Леля, Ляля - богиня плодородия согласно "Синопсису", вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения сходная с Артемидой ("Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной. На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними - Макощ. Упоминаемая часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день - понедельник. Дочь Лада. Ее дерево - рябина или береза ("во поле береза стояла - Ляля, Ляля стояла"), металл - также серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен ак. Рыбаковым в книге "Язычество древних славян".

Леля - Богиня Молодости , Берегиня Рода . Наряду со статусом самой молодой, Леля является и самой многоликой Богиней. Самым простым и понятным объяснением функций этой Богини может служить характеристика - ответственной за продолжение Рода. В этой функции Леля является Супругой Ярилы, обладающего аналогичной способностью - в отношении Мужского Рода, воплощая тем самым общую концепцию физического продолжения Рода.

Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость - так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость . Исключением жизнерадостного облика Лели являются случаи пребывания Её в Царстве своего Деда, когда эта Богиня обретает печальный образ, что изначально связано отнюдь не с обстановкой, а с одиночеством (без Супруга), а в дальнейшем - с кручиной по погибшему Супругу. К этим же особенностям Богини Лели относится буквально бескрайняя любовь к Людскому Роду, ибо в то время другие Боги и Богини могут и покарать людей за какие-либо проступки, Леля же напротив - может только поспособствовать людским капризам. Классическим примером этой особенности является любовь (за исключением Родственной - которой покровительствует Богиня Лада). И если в представлениях других культур может прозвучать «любовь зла, полюбишь и козла», то в Русской Традиции всё объясняется гораздо проще, так как Богиня Леля отнюдь не «зла», а напротив - предельно доброжелательна, ибо отвечает за продолжение Рода, а в этом Деле, все средства хороши. «Козлами» же повелевают другие Боги, и из других культур в том числе. Также, бескрайняя любовь к Людскому Роду со стороны Богини Лели заключается в самом простом обстоятельстве - Материнства этого Рода. Именно Леля со своим Супругом Ярилой являются Родителями первого Человека (Супругой которого была Великанша).

Молодость Лели так же точно связана с функцией продолжения Жизни, а отнюдь не с параметром «младшей» среди Богинь и Богов, так как это прямое свидетельство бессмертной природы этой Богини, что в свою очередь является объяснением незыблемости жизни . Поэтому, в бескрайней радости жизни у Лели подчёркивается скорбь по усопшим и печаль в случае одиночества, так как над этим велениями Судьбы (от Макоши) Она не властна. По этой же причине Леля делится своей скорбью и печалью особенно с теми - кто жаждет «конца света» и прочих культов связанных с пропагандой смерти, делая их жизнь полной проблем и невзгод (аналогично любовным играм). В этой связи, не трудно понять - в чём кроется причина любвеобильности (желания продолжить род, которой становится игрой - в случае если род не продолжен) и негативизма (панического страха смерти, когда в такой же точно игре смерть начинает культивироваться, и становится единственным смыслом «жизни»). Таким образом, и появляется то самое понятие «Игры» Богини Лели, которой в отличие от людей, в силу Бессмертной Природы, чуждо понятие Меры.

Леля - самая любимая и близкая народу Богиня, желанная в любом деле и при любых обстоятельствах, и поэтому практически не отображалась в качестве почитаемого Культа, так как единственной надёжной связью с этой Берегиней может являться - Чувство Лели в собственном Сердце. Одним из весьма популярных в современности представлений Богини Лели - является Снегурочка, приходящая на Новый Год вместе со своим Дедом (Морозом).

Она заботливая и нежная Богиня-Покровительница семейного счастья, супружеского согласия и всяческого благополучия не только во всех Родах Великой Расы, но и во всех Родах потомков Рода Небесного.

Богиня Леля - послушная дочь Вышнего Бога Сварога и Небесной Богородицы Лады-Матушки.

Она добрая, заботливая и нежная супруга Бога Волха, хранителя Небесных Чертогов Волхаллы. Леля оберегает Его покой и уют, а помогает ей Богиня Валькирия.

В этих Чертогах Она заботится не только о своем любимом супруге, а также берет на себя обязанность угощать гостей Волхаллы, павших в битвах воинов и Небесных Богов- Соратников своего мужа.

В древнейшие времена люди Великой Расы в честь нее назвали одну из ближних Лун Мидгард-Земли - Лелей.



Рекомендуем почитать

Наверх