Церковные богослужения на рождество. Всё о праздновании Рождества. (советы священников, традиции, обряды, церковные службы)

Уход за волосами 16.10.2019
Уход за волосами

По аналогии с предпасхальным постом, называемым «великой четыредесятницей», пост перед Рождеством иногда тоже назывался четыредесятницей, но «малой». Предвкушение праздника и его ожидание с некоторым испытанием самого себя может быть не менее наполнено духовно, чем сам праздник. И потому церковный календарь настраивает на него задолго, постепенно и по нарастающей.

ОСОБО ВАЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ во время поста, когда накануне совершается Всенощное бдение:

4 декабря - - (двунадесятый праздник)

13 декабря - служба св. апостолу Андрею Первозванному

18 декабря - память прп. Саввы Освященного

Полиелей бывает накануне:

29 ноября - память апостола и евангелиста Матфея

2 декабря - память свт. Филарета Московского

6 декабря - память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского

10 декабря - празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» -

13 декабря - память апостола Андрея Первозванного

26 декабря - память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

1 января (после окончания Божественный литургии) - молебен на начало Нового Года

2 января - память св. прав. Иоанна Кронштадтского

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение - в 16:00.

Ранняя Литургия Рождества Христова в некоторых храмах совершается ночью.

В самом начале поста и в течение этой «малой четыредесятницы» особое местов богослужении занимают памяти ветхозаветных пророков и праведников – Авдия (2 декабря) , Наума, Аввакума, Софонии, Аггея (14, 15, 16 и 29 декабря, соответственно). Они не выделены всенощными службами, но судя по всему, собраны они на этот постный период преднамеренно. Службы этим пророкам носят совсем не праздничный, но покаянный характер. Этим показывается, что до пришествия Христа над человечеством тяготело бремя как падения Адама, так и собственных беззаконий. Но даже это не мешало верным Богу и в те времена смотреть в будущее с надеждой и верой в спасение:

«Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!.. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая основания его до верха…» (песнь Аввакума – Авв. 3, 1-19).

4 декабря - , накануне совершается Всенощное бдение. Введение - двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу.

Более чем за месяц до праздника в православных храмах начинают звучать рождественские песнопения. Первый раз – на Всенощной под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, о Которой поется, что «Дева в храме ясно является и Христа всем предвозвещает»: «Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля; и веселием воспойте, людие, яко прославися».

Сами эти слова взяты из первых строк «Слова 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя» свят. Григория Богослова («Христос рождается: славьте! Христос с небес; выходите в сретение! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господеви вся земля (Пс. 95, 1)! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостию возвеселитесь, - с трепетом по причине греха, с радостию по причине надежды…»).

С этого момента (3 декабря, вечер) на всех праздничных богослужениях, а также в субботу вечером под воскресные дни, мы слышим эти ирмосы Рождественского канона - подробнее: Ирмосы Рождества: история и перевод

А в службах св. апостолу Андрею Первозванному (13 декабря) и свят. Николаю Чудотворцу (19 декабря) добавляются еще рождественские стихиры Предпразднства , как, например, эта из Всенощной под память свят. Николая: «Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?»

Русский перевод: «Благоукрашайся, пещера; ибо Агница грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы-матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?» 30 декабря Церковь совершает память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила.

На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру. «Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших».


Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи - см. Дан. 3, 24-90).

Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении. Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской. В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так: Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!»

Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота)

Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

Как правило, полиелей совершается и накануне памяти св. вмц. Екатерины 7 декабря (в Церквах, кроме Русской - 8 декабря). Также полиелейные и бденные службы могут совершаться накануне памяти местночтимых святых и святых, в честь которых освящен храм.

31 декабря в храмах Русской Православной Церкви часто служат Новогодний молебен . В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь - это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души. В нашем храме такой молебен не служится. Это связано в связи с общественным транспортом.

И, наконец, 2 января наступают заключительные пять дней предпразднства Рождества Христова, последний из которых – . Начинается более строгий пост.

6 января, в , обычно читаются Царские часы, а по их окончании - Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется). В 2013 году Рождественский Сочельник приходится на воскресенье, в связи с чем Царские часы переносятся на предшествующую пятницу и Литургия после них не совершается.

Таким образом, богослужебное, молитвенное содержание предрождественского поста весьма богато и насыщенно. Именно на него, а не на диетическую сторону, не самую важную, однако зачастую самую волнующую многих современных православных, лучше бы обратить наше внимание! Тем не менее, и без последней никак не обойтись, а потому перейдем от более возвышенной и поэтической части к более прозаической и будничной.

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение. Ранняя Литургия Рождества Христова в некторых храмах совершается ночью.

Но в нашем храме всегда утром бывает две Божественные литургии: ранняя в 6:00 утра и поздняя в 8:00

Празднуют Рождество, и с 24 на 25 декабря, и с 6 на 7 января - так когда же посетить храм? Как и когда празднуют Православное и католическое Рождество

Когда праздновать Рождество - 6 или 7 января? Православное и католическое Рождество

Празднуют Рождество, и с 24 на 25 декабря, и с 6 на 7 января - так когда же посетить храм и как это сделать, какие традиции соблюсти? Многие православные люди интересуются, когда праздновать Рождество. Об этом мы расскажем в нашей статье.



Почему Рождество празднуют в разные дни

В главных христианских Церквях разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая - по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).


В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.


Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.



История Рождества Христова

В Рождество празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали - переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было - они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.


Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление - возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.


В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок - недели между Рождеством Христовым и Крещением.



Как готовиться к празднику Рождества и Нового года?

День перед Рождеством, 6 января, - Сочельник. В этот день до «вечерней звезды», то есть до сумерек, по Уставу Церкви совсем не ели, можно было только пить воду или чай. В наше время трудно выполнить такой строгий пост. Постарайтесь, особенно если вы не постились в течение поста Рождественского, принести Господу небольшую жертву – воздержитесь с утра в этот день от мясных и молочных продуктов, от рыбы (даже хотя бы от чего-то одного, в том числе от сладостей). Интересно, что существовала историческая шутка, когда граф Суворов ничего не ел во время ужина у Екатерины Второй перед Рождеством. На ее вопрос, отчего, придворные пояснили, что до первой звезды нельзя. Императрица позвала слуг и пожаловала орден - «звезду графу Суворову».


На самом деле в Уставе и поговорке «до первой звезды нельзя» имеет в виду не появление небесных звезд, а пение в церкви слов тропаря, молитвы в честь праздника Рождества Христова, где упоминается слово звезда.



«Рождество Твое, Христов Бог наш, просияло миру как свет разума: в нем звездам служащие (волхвы) учились звездой Тебе поклоняться, Солнцу Правды, и Тебе знать, Идущего с высоты Востока. Господи, слава Тебе».


Вот почему в Сочельник советуют поститься до вечернего Рождественского богослужения, посетить храм, а потом разговеться за праздничным столом.


Это не так сложно, как кажется: ведь многие именно так, вынужденно постясь, проводят 31 декабря: жена в хлопотах по кухне не успевает поесть, а семья, заглядывая в холодильник, слышит от мамы: «Не трогай, это на Новый год!» Зато у поста в Сочельник в преддверии Рождества есть глубокий смысл, отличная от просто «создания праздничного настроя» духовная цель. Ожидая Рождество, стоит уделить больше внимания содержательной подготовке к празднику, а не ужину. Приготовьтесь, например, к Исповеди и Причастию молитвой и воспоминанием грехов, Исповедуйтесь накануне, потому что в ночь с 6 на 7 января и даже утром 7 января в храмах многолюдно. Исповедоваться будет трудно, а вот причаститься - праздник вдвойне, двойная благодать.


Если вы не планируете причащаться, почитайте Евангелие вслух, всей семьей или расскажите детям о поклонении волхвов, о пении Ангелов и радости пастухов, глядящих на Младенца Христа – Царя Мира, смиренно лежащего в яслях. Об традициях подготовки к Рождеству и праздничных дореволюционных обычаях писал писатель Иван Шмелев в своем удивительном, созданном от лица ребенка романе «Лето Господне». Рождественские главы из него вы тоже можете почитать самостоятельно в Сочельник.



Молитва в церкви на Рождество

Многие люди, которые пока не знают о Церкви много, привыкают быть «захожанами» - заходить, когда удобно, ставить свечи и не молиться за богослужениями. Однако Сам Господь говорит о церковной молитве за общим богослужением: «Где двое-трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них».


Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться.


Поэтому старайтесь не просто прийти в церковь в Рождество, но и помолиться, а еще лучше - подготовиться и причаститься за Литургией. Главная служба в церкви, главное Таинство - Литургия. Самая сильная молитва - это любое поминовение человека за Литургией и, конечно, само причащение. За человека во время Таинства Евхаристии молится вся Церковь. Причащаясь, люди получают великую силу и благодать от Бога.


Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.



Как идет служба в церкви на Рождество - чинопоследование

Отметим, что не в каждом в каждом православном храме совершается ночное богослужение с 6 на 7 января. Могут быть варианты, и вы можете пойти в тот храм, который вам удобнее посетить, по тому графику, к которому вы готовы. Обязательно проверьте на храмовом стенде


Надо сказать, что храмы и соборы открываются в разное время, в разное время совершаются и службы в зависимости от


  • Региона, местоположения;

  • При монастыре ли храм или приходской;

  • Времени года - в малых, сельских храмах.

Перед Рождеством обязательно будет совершено торжественное вечерне богослужение - Всенощное бдение. Название - лишь традиция, богослужение идет не всю ночь, а примерно 2-3 часа в разных храмах.


Всенощное бдение начинается или в 17, или в 18:00. Иногда - в редких случаях, в селе, в удаленной обители - в 16:00. В монастырях богослужения и Литургии, и Всенощного бдения идут дольше.


На следующий день утром, примерно в 9 или 10:00 будет совершена Божественная литургия, за которой можно причаститься Святых Христовых Тайн. Соответственно, вы можете пойти на оба богослужения, или только на одно.


Однако есть и другой вариант. Вечером 6 января богослужение богослужение святого начнется в 23:30. Тогда в течение ночи совершат всенощное бдение, часы и Божественную литургию.


Всенощное бдение начинается повечерьем, на котором читаются пророчества, псалмы, а в середине хор поет торжественное праздничное песнопение «С нами Бог». Оно включает в себя пение стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам великий Бог, Отец будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы (то есть народы) и покаряйтеся (покоряйтесь силе Божией), яко (потому что) с нами Бог».


Сразу вслед за великим повечерием совершается праздничная рождественская вечерня. Она начинается литией, частью богослужения, на которой освящаются хлеб, растительное масло (елей), пшеница и вино. Затем совершается богослужение праздничной утрени, на которой хор исполняет многие торжественные песнопения. На утрени читается отрывок из Евангелия, повествующий о событии Рождества Христова.К утрени присоединяются «часы» (краткие богослужения, состоящие из чтения трех псалмов и некоторых молитв). Так заканчивается праздничное Всенощное бдение. Оно займет около полутора часов.


Вы поймете, что Всенощное бдение закончилось, потому что после священник возгласит «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Так начнется праздничная Литургия. Она продлится еще около полутора-двух часов. Если вы устанете, можете уйти с Литургии.


Да хранит вас Господь Своей благодатью, да благословит вас Младенец Христос!


Многие православные люди интересуются, когда праздновать Рождество. Его отмечают, и с 4 на 25 декабря, и с 6 на 7 января - когда посетить храм и какие традиции соблюсти?

Богослужение Рождества с 6 на 7 января - когда посещать храм

Многие православные люди интересуются, когда праздновать Рождество. В самом деле, празднуют Рождество, и с 4 на 25 декабря, и с 6 на 7 января - так когда же посетить храм и как это сделать, какие традиции соблюсти?
Об этом мы расскажем в нашей статье.



Почему Рождество празднуют в разные дни

В главных христианских Церквях разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая - по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).


В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.


Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.



Рождество Христово - двунадесятый праздник

Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников - это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.


Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.


В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.


Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.


В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.


Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.


Эти дни - словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.


Двунадесятые праздники делятся по содержанию:


  • Господские (Господние) - восемь праздников,

  • Богородичные - четыре,

  • дни памяти священных событий.

Интересно, что Рождество относится к Господским праздникам, а ризы священников в этот день - Богородичные, то есть голубые и серебряные. Это дань почитания Матери Христа, ведь это и Ее праздник.



Что празднуется в Рождество - история

В Рождество празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали - переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было - они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.


Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление - возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.


В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок - недели между Рождеством Христовым и Крещением.



Сочельник перед Рождеством

День перед Рождеством, 6 января, - Сочельник. В этот день до «вечерней звезды», то есть до сумерек, по Уставу Церкви совсем не ели, можно было только пить воду или чай. В наше время трудно выполнить такой строгий пост. Постарайтесь, особенно если вы не постились в течение поста Рождественского, принести Господу небольшую жертву – воздержитесь с утра в этот день от мясных и молочных продуктов, от рыбы (даже хотя бы от чего-то одного, в том числе от сладостей). Интересно, что существовала историческая шутка, когда граф Суворов ничего не ел во время ужина у Екатерины Второй перед Рождеством. На ее вопрос, отчего, придворные пояснили, что до первой звезды нельзя. Императрица позвала слуг и пожаловала орден - «звезду графу Суворову».


На самом деле в Уставе и поговорке «до первой звезды нельзя» имеет в виду не появление небесных звезд, а пение в церкви слов тропаря, молитвы в честь праздника Рождества Христова, где упоминается слово звезда.



«Рождество Твое, Христов Бог наш, просияло миру как свет разума: в нем звездам служащие (волхвы) учились звездой Тебе поклоняться, Солнцу Правды, и Тебе знать, Идущего с высоты Востока. Господи, слава Тебе».


Вот почему в Сочельник советуют поститься до вечернего Рождественского богослужения, посетить храм, а потом разговеться за праздничным столом.


Это не так сложно, как кажется: ведь многие именно так, вынужденно постясь, проводят 31 декабря: жена в хлопотах по кухне не успевает поесть, а семья, заглядывая в холодильник, слышит от мамы: «Не трогай, это на Новый год!» Зато у поста в Сочельник в преддверии Рождества есть глубокий смысл, отличная от просто «создания праздничного настроя» духовная цель.



Как успеть приготовиться к Рождеству?

Ожидая Рождество, стоит уделить больше внимания содержательной подготовке к празднику, а не ужину. Приготовьтесь, например, к Исповеди и Причастию молитвой и воспоминанием грехов, Исповедуйтесь накануне, потому что в ночь с 6 на 7 января и даже утром 7 января в храмах многолюдно. Исповедоваться будет трудно, а вот причаститься - праздник вдвойне, двойная благодать.


Если вы не планируете причащаться, почитайте Евангелие вслух, всей семьей или расскажите детям о поклонении волхвов, о пении Ангелов и радости пастухов, глядящих на Младенца Христа – Царя Мира, смиренно лежащего в яслях. Об традициях подготовки к Рождеству и праздничных дореволюционных обычаях писал писатель Иван Шмелев в своем удивительном, созданном от лица ребенка романе «Лето Господне». Рождественские главы из него вы тоже можете почитать самостоятельно в Сочельник.



Как зайти в церковь

Многие люди, которые пока не знают о Церкви много, привыкают быть «захожанами» - заходить, когда удобно, ставить свечи и не молиться за богослужениями. Однако Сам Господь говорит о церковной молитве за общим богослужением: «Где двое-трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них».


Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться.


Поэтому старайтесь не просто прийти в церковь в Рождество, но и помолиться, а еще лучше - подготовиться и причаститься за Литургией. Главная служба в церкви, главное Таинство - Литургия. Самая сильная молитва - это любое поминовение человека за Литургией и, конечно, само причащение. За человека во время Таинства Евхаристии молится вся Церковь. Причащаясь, люди получают великую силу и благодать от Бога.


Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.



Длительность службы в церкви

Отметим, что не в каждом в каждом православном храме совершается ночное богослужение с 6 на 7 января. Могут быть варианты, и вы можете пойти в тот храм, который вам удобнее посетить, по тому графику, к которому вы готовы. Обязательно проверьте на храмовом стенде


Надо сказать, что храмы и соборы открываются в разное время, в разное время совершаются и службы в зависимости от


  • Региона, местоположения;

  • При монастыре ли храм или приходской;

  • Времени года - в малых, сельских храмах.

Перед Рождеством обязательно будет совершено торжественное вечерне богослужение - Всенощное бдение. Название - лишь традиция, богослужение идет не всю ночь, а примерно 2-3 часа в разных храмах.


Всенощное бдение начинается или в 17, или в 18:00. Иногда - в редких случаях, в селе, в удаленной обители - в 16:00. В монастырях богослужения и Литургии, и Всенощного бдения идут дольше.


На следующий день утром, примерно в 9 или 10:00 будет совершена Божественная литургия, за которой можно причаститься Святых Христовых Тайн. Соответственно, вы можете пойти на оба богослужения, или только на одно.


Однако есть и другой вариант. Вечером 6 января богослужение богослужение святого начнется в 23:30. Тогда в течение ночи совершат всенощное бдение, часы и Божественную литургию.


Всенощное бдение начинается повечерьем, на котором читаются пророчества, псалмы, а в середине хор поет торжественное праздничное песнопение «С нами Бог». Оно включает в себя пение стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам великий Бог, Отец будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы (то есть народы) и покаряйтеся (покоряйтесь силе Божией), яко (потому что) с нами Бог».


Сразу вслед за великим повечерием совершается праздничная рождественская вечерня. Она начинается литией, частью богослужения, на которой освящаются хлеб, растительное масло (елей), пшеница и вино. Затем совершается богослужение праздничной утрени, на которой хор исполняет многие торжественные песнопения. На утрени читается отрывок из Евангелия, повествующий о событии Рождества Христова.К утрени присоединяются «часы» (краткие богослужения, состоящие из чтения трех псалмов и некоторых молитв). Так заканчивается праздничное Всенощное бдение. Оно займет около полутора часов.


Вы поймете, что Всенощное бдение закончилось, потому что после священник возгласит «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Так начнется праздничная Литургия. Она продлится еще около полутора-двух часов. Если вы устанете, можете уйти с Литургии.



Вифлеемская звезда

Изначально восьмиконечная звезда на иконах обозначает Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление - возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.


Вифлеемская звезда - это вытянутый ромб, вписанный в квадрат, именно так образуются восемь ее лучей. Такой знак был богословски осмыслен на иконе «Спас в силах», став знаком силы Христа - неслучайно звезда Вифлеемская стала Его звездой.


Восьмиконечная звезда Богородицы, октограмма - это равноконечная звезда. Ее можно увидеть на большинстве образов Божией Матери. С одной стороны, это изображение Вифлеемской звезды, с другой -


Чаще всего икона Божией Матери написана по золотому фону, символизирующему Божественный Свет, или по небесному - символизирующему Небеса, где Она находится. Темно-вишневое верхнее одеяние Богородицы, мафорий, имеет изображение золотой вышивки трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего оставалась и осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия и другими.


На иконе Богородицы «Неопалимая купина» Ее изображение с Сыном вписано в восьмиконечную звезду (но это не «звезда Богородицы»). Это достаточно поздний иконографический тип, он несет в себе тот же символизм, что и икона Спаса в Силах.



Рождественская или новогодняя игрушка своими руками

Сегодня восьмиконечная звезда - один из наиболее красивых и светлых символов Православия. Она освещает и освящает многие иконные киоты, церковную утварь, украшения благочестивых христианок. Нет греха и в том, чтобы использовать ее в декоре дома на Рождество, напротив, это очень благочестивый и красивый обычай. Можно сделать ее и своими руками, приклеив, например, в центр бумажную икону Рождества Христова.


Восьмиконечная звезда напоминает нам и о силе Божией, и о сиянии Царствия Божия, и о нашем жизненном пути, по которому мы должны идти вслед за Вифлеемской путеводной звездой, словно волхвы навстречу Младенцу Христу. Нужно суметь и самому стать в этом мире путеводной звездой для людей с помощью добрых дел.


Да хранит вас Господь Своей благодатью, да благословит вас Младенец Христос!


Рождество один из главных праздников в православном мире. По своей важности оно второе после Пасхи.

Известно, что в канун 7 января в храме проходит служба, которая называется Всенощное бдение. Православные верующие приходят в церковь для того, чтобы отстоять богослужение, во время которого все прихожане могут причаститься. Также совершается Лития, то есть служитель освещает хлеб, вино и людей, которые пришли в храм. Раньше Рождество отождествлялось с Великим постом, который длился в течение 40 дней. Он был своеобразным испытанием перед великим праздником рождения Иисуса Христа и, естественно, причастием в храме. Сегодня же каждый человек решает самостоятельно должен ли он держать пост, приходить ли ему в храм, исповедоваться ли, совершать ли подношения в церковь. Все это дело добровольное.

Особенности Сочельника

Сочельник — самый тяжелый день в сорокадневный пост. Верующие могут употреблять в пищу компот, кисель, постные каши. В этот момент проводится служба, которая называется Литургия Василия Великого. Священнослужители читают прихожанам отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр зала вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.

Всенощное бдение, знаменующее собой праздник, состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.

Историческая справка

Правила поведения проведения торжественной службы в канун Рождества были установлены еще в далеком четвертом веке. В пятом веке известные священнослужители написали песнопения, которые до сих пор используется в храмах во время проведения торжественных служб и литургий. То есть, своими корнями обычаи уходят намного веков назад.

Обязательно ли сегодня посещать службу в рождественскую ночь?

Нет, необязательно. Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января — личное дело каждого православного верующего человека. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к древнему празднику. Кто-то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому можно сказать, что, если есть желание понаблюдать за всем происходящим, сделать это можно не только очно, но и заочно, используя телевизионную трансляцию.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.



Рекомендуем почитать

Наверх