Что лучше кв 85 или ис. Применение в бою. Память о танке

Обувь 24.02.2019
Обувь

Аббревиатура «КВ» обозначает серию советских тяжелых танков и расшифровывается, как «Климент (Клим) Ворошилов», 85 – калибр пушки указанного танка. На стадии разработки технической документации и производства прототипа танк условно называли «Объект 239», именно под таким названием он и встречается в ряде советских источников.

История и предпосылки создания.

Так получилось, что советский тяжелый танк , которому не было равных на начальных этапах Великой Отечественной войны, к концу 1942 года начал устаревать, так как на фронтах в то время начали появляться немецкие тяжелые танки, с которыми он не мог бороться вследсвии своей недостаточной огневой мощи и малой подвижности. Попытки создать тяжелый танк более подвижный, нежели , что вылилось в создание танка , не решили проблему слабой огневой мощи. Поэтому конструкторского бюро опытного завода № 100 получило задание на разработку тяжелого танка на базе и , вооруженного более мощной пушкой, который бы смог бороться с появившимися на фронтах немецкими танками «Тигр» . Новый танк, получивший название КВ-85, был разработан в период мая - июля 1943 года, а уже 8 августа 1943 года, после недолговременных испытаний прототипа, принят на вооружение РККА. Серийное производство танка КВ-85 было организовано на Челябинском тракторном заводе (ЧКЗ) и продолжалось до октября 1943 года. Причиной приостановки выпуска танка стала загрузка производственных мощностей завода выпуском новых тяжелых танков и . Всего за незначительных период серийного выпуска КВ-85 их было произведено, по разным оценкам, от 132 до 148 экземпляров.

Компоновка.

Советский тяжелый танк КВ-85, аналогично базовой модели и последующей его модернизации , имел классическую компоновку. От носа до кормы он четко разделялся на три отделения: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионое отделение. Экипаж танка КВ-85 состоял из 4 человек (от стрелка-радиста пришлось отказаться). В отделении управления устанавливались системы ручного управления танком, а так же находилось место механика-водителя (на продольной оси корпуса). В боевом отделении находились места командира, наводчика и заряжающего, размещались боекомплект и часть топливных баков. В моторно-трансмиссинном отделении устанавливались двигатель, вторая часть топливных баков и жидкостные радиаторы охлаждения.

Опытный образец тяжелого танка КВ-85 с 85-миллиметровой пушкой С-31 в ходе полигонных испытанием под Челябинском форсирует водную преграду, лето 1943 года.

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита советского тяжелого танка КВ-85 разрабатывалась конструкторами по дифференцированному противоснарядному принципу и защищала танк и его экипаж от поражения снарядами средних калибров на основных противоснарядных направлениях, а так же от средних и крупных осколков.

Броневой корпус тяжелого танка КВ-85 собирался из катаных плит гомогенной брони, которые сопрягались между собой сваркой под различными рациональными углами наклона к вертикали. Бронеплиты, из которых формировался корпус, как и у танков и , имели различную толщину, которая зависела от направления и просвета. На основных противоснарядных направлениях (низ и верх лобовой частей корпуса) толщина броневого листа составляла 75 миллиметров. Броневые листы бортов имели толщину 60, а бронелисты, из которых формировалась кормовая часть корпуса, – 40 миллиметров. Крыша и днище корпуса собирались из бронелистов с толщиной до 30 миллиметров.

Башня танка КВ-85 была позаимствована своей формой у танка и, как у него, имела сложную геометрическую обтекаемую форму, состоящую из четырех полусфер, сходящихся к лобовой части. В передней части башни исполнялось прямоугольное отверстие для установки маски цилиндрической формы, которая защищала орудие, оптические приборы и спаренный пулемет. Основа башни производилась путем литья, в дальнейшем к ней монтировались сваркой остальные детали, в результате чего окончательно формировалась форма. Толщина брони лобовой части башни с броневой маской, а так же бортов составляла 100 миллиметров. Крыша башни формировалась из плоского броневого листа толщиной в 40 миллиметров. Установленная на основную башню со смещением влево командирская башенка имела основную броню в вертикальной части до 85 миллиметров. Конструкционно, главным отличием башни КВ-85 от башни был размеры погона (диаметр 1800 миллиметров), на который производился их монтаж. Его увеличение было вызвано установкой более мощного, по сравнению с , орудия.

Посадка в танк и высадка из него экипажа производились через два люка: один двухстворчатый в крыше командирской башни и круглый люк над местом расположения заряжающего. От люка в корпусе для механика-водителя отказались, что негативно сказывалось на возможности быстро покинуть танк при его подбитии последним. В днище корпуса так же имелся днищевый люк, предназначенный для аварийной эвакуации экипажа.

Вооружение.

В качестве основного вооружения советского тяжелого танка КВ-85 использовалась специально разработанная нарезная пушка Д-5Е калибра 85 миллиметров. Пушка устанавливалась на цапфы в лобовую часть башни и защищалась броневой маской. Боекомплект для орудия состоял из 75 выстрелов унитарного заряжания, которые укладывались по бортам башни и частично справа от продольной оси в кормовую нишу.

Так же тяжелый танк КВ-85 вооружался и тремя пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметров. Один пулемет был спаренным с орудием и устанавливался справа от него в броневой маске, второй устанавливался, как неподвижный курсовой в правой стороне возвышения корпуса и третий монтировался в кормовой нише в шаровую установку слева от продольной оси. В более поздний период выпуска танков этой модели, в следствии низкой эффективности огня и уменьшения бронестойкости конструкции броневого корпуса, от курсового пулемета отказались. Боекомплект ко всем пулеметам ДТ состоял из 3276 патронов, которые снаряжались в дисковые магазины.

Снаряды и выстрелы к 85-миллиметровой танковой пушке Д-5Т советского тяжелого танка КВ-85. 1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд «катушечного» типа). 2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (трассирующий тупоголовый с локализаторами с баллистическим наконечником). 3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (трассирующий остроголовый с локализаторами). 4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (осколочная стальная цельнокорпусная граната со взрывателем КТМ).

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки тяжелого танка КВ-85 был использован V-образный двенадцатицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-2К с жидкостным охлаждением, который, как и в случае с КВ-1с, был форсирован до мощности в 600 лошадиных сил, что позволяло танку развивать по шоссе скорость до 42 километра в час. Двигатель, радиаторы охлаждения и вторая часть топливных баков размещались в кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении. Так же, кроме баков в боевом и моторно-трансмиссионном отделении, танк на марше, как правило, оснащался и четырьмя подвесными баками с общей емкостью до 360 литров.

Тяжелый танк КВ-85, аналогично танкам и , имел механическую трансмиссию, которая состояла из:

главного (основного) многодискогового фрикциона, работающего по принципу сухого трения «стали по феродо»;

четырехступенчатой коробки передач, которая была оснащена демультипликатором (при 8 передачах вперед и 2 передачах назад);

двух многодисковых бортовых фрикционов, которые работали по принципу сухого трения «сталь по стали»;

двух бортовых планетарных редукторов.

Подвеска советского тяжелого танка КВ-85 была разработана, как и танков и , по индивидуальному торсинному принципу при внутренней амортизации на каждый опорный каток. Шесть опорных катков с малым диаметром (600 миллиметров) производились путем литья. По каждому борту относительно каждого опорного катка к нижней части броневого приваривались ограничители хода для балансиров подвески. Ведущие колеса заднего расположения имели съемные зубчатые венцы с цевочным видом зацеплением. Ленивцы располагались впереди на оси выше осей опорных катков. Верхние ветви гусениц опиралась на три малых поддерживающих обрезиненных либо литых, либо штампованных катка по каждому борту.

Правая и левая гусеницы собиралась из 86-90 траков (как правило, из 90 траков) одногребневого типа, имевших ширину 608 миллиметров при шаге в 160 миллиметров.

Боевое применение.

Танковые подразделения РККА начали комплектоваться тяжелыми танками КВ-85, начиная со средины сентября 1943 года, примерно в средине октября этого же года они вступили в бой. Использовались танки КВ-85 в основном на южных участках советско-германского фронта. Стоит отметить, что в умелых руках хорошо подготовленных экипажей этот тип танков зарекомендовал себя достаточно хорошо, несмотря на то, что в общем КВ-85 уступал технически немецким тяжелым танкам. В качестве примера, можно привести действие трех танков КВ-85 в составе 7-го Отдельного гвардейского тяжелого танкового полка, которые 31 января 1944 года в районе совхоза Тельмана, попав в оперативное окружение, смогли не только организовать слаженную оборону подразделения, но в последствии, нанеся ощутимый урон противнику, и вырваться из окружения.

Стоит отметить, что ни один танк КВ-85 не был захвачен немцами и их союзниками в исправном состоянии, что не дало возможности противнику изучить машину в достаточной степени.

В Советской армии отдельные экземпляры КВ-85, закончив войну, находились на вооружении вплоть до 1947 года, когда были сняты с вооружения окончательно.

После окончания боевых действий Второй мировой войны пять машин КВ-85 были переданы Польше и долгое время использовались армией этой страны в качестве учебных машин при подготовке экипажей для тяжелых танков.

Немецкие солдаты осматривают подбитый советский тяжелый танк КВ-85, район Кировограда, декабрь 1943 года

Советский тяжелый танк КВ-85

Конструкторское бюро Н.Л. Духова, которого по праву можно считать основным автором могучего KB, продолжало напряженную работу по совершенствованию противоснарядного танка. В сжатые сроки КБ разработало ряд принципиальных решений, облегчивших массовый выпуск машин. Широко внедрялось броневое литье, упрощались стыковые соединения, технология изготовления отдельных узлов. Весной 1942 г, в Народный коммисариат вооружения с проектами установки 85-мм танковой пушки обратились ЦАКБ (В. Грабин), ОКБ № 8 им. Калинина и КБ завода № 92 под руководством В. Савина.


Советский тяжелый танк КВ-85


Советский тяжелый танк КВ-85

Все проекты были отклонены. Считалось, что переход на калибр 85 мм экономически неоправдан. Но после появления на фронте новых немецких
танков -Тигр» и «Пантера» интерес к орудиям калибра 85 мм проявился с новой силой. Осенью 1943 г. на базе танка KB-1 начинают выпускаться тяжелые танки с 85-мм пушкой улучшенной баллистики. Мощь огня это го орудия уравнивала новый танк с появившимися германскими танками - "Пантерами- и «Тиграми-. Машина получает индекс КВ-85. Первые КВ-85 собирались из задела корпусов танка КВ-1С. При установке новой башни на танк была расширена подбашенная коробка, а которой с трудом расположили увеличенный в диаметре погон танковой башни улучшенной формы.


Советский тяжелый танк КВ-85

Она была литая, имела больший диаметр опоры к увеличенную толщину брони. на крыше башни располагалась командирская башенка со смотровым прибором на откидной крышке. На крыше башенки имелся перископ, закрытый бронеколпаком, что значительно улучшало возможность наблюдения за полем боя и управление огнем L- Справа от башенки находился пюк для входа и выхода членов экипажа, слева от нее - ввод антенны. По оси крыши башни, в передней части, над пушкой, имелся колпак вентилятора. В задней части башни приварены поручни для десанта. В кормовой части башни установлен пулемет, в передней части корпуса - курсовой пулемет.

При этом гнездо для шаровой установки было заварено. Из-за нового размещения боеукладки и расширенного погона башни количество членов экипажа сократилось до четырех.


Советский тяжелый танк КВ-85

На надгусеничных полках задней части корпуса закреплены дополнительные топливные баки круглого сечения - по два бака на каждой полке. В передней части полок крепились запасные траки.


Советский тяжелый танк КВ-85

Производство новых пушек Д-5Т осуществлялось с большим трудом. Пушка оказалась достаточно сложной, и заводу не хватало его мощностей дли выпуска орудия сразу к трем типам танков - ИС-85. КВ-85. Т-34-85. Это не позволило наладить массовый выпуск КВ-85. Всего было выпущено 148 танков этого типа.


Советский тяжелый танк КВ-85

С первых дней Великой Отечественной войны тяжелые танки KB показали свою сипу и мощь в схватках с врагом. Они могли противостоять противнику, в несколько раз превосходящему их по численности. Генерал-лейтенант танковых войск, дважды Герой Советского Союза З.К. Слюсаренко вспоминал, что в батальоне тяжелых танков, которым он командовал, командир машины старший лейтенант А. Кожемячко за один день боя уничтожил 8 немецких танков, 10 вездеходов с автоматчиками и привел на буксире исправную вражескую машину. На броне KB танкисты насчитали около 30 вмятин от снарядов. Бывали случаи, когда танк получал до 200 попаданий и ни одной пробоины. Успехи боевого применения KB настолько встревожили гитлеровское командование, что осенью 1941 г. войска получили указанно не вступать в бой с советскими тяжелыми машинами. Против KB немцам приходилось применять 88-мм зенитные орудия и пушки больших калибров.


Советский тяжелый танк КВ-85

Немецкие конструкторы были вынуждены приступить к разработке для вермахта таких новых тяжелых танков, как T-VI - -Тигр- и T-VIB - -Королевский тигр-. Стремясь превзойти советские танки по бронированию и огневой мощи, они оснастили их 88-мм орудием и одели «Тигр- в броню толщиной 80-120 мм и «Королевский тигр" в броню толщиной 150- 100 мм в лобовой и 80 мм в бортовой части. Но и эти немецкие танки не смогли стать хозяевами полей сражений. Советские конструкторы, предвидя создание более мощных немецких танков еще в 1942 г.. наметили программу развития тяжелых боевых машин.


Советский тяжелый танк КВ-85

Одна из первых партий изготовленных танков была направлена для участия в боях на Курской дуге, где поля сражений были буквально покрыты сгоревшими фашистскими машинами. КВ-85 по праву считался лучшим танком начального периода Отечественной войны. Правда, выпускался он недолго. Недостаточная надежность трансмиссии, а также необходимость усиления броневой защиты обусловливали поиск новых решений.

Большая часть КВ-85 в составе гвардейских танковых полков прорыва попала на Южный фронт (2-го формирования), позже на 4-й Украинский фронт, где участвовала в освобождении Украины и Крыма.


Советский тяжелый танк КВ-85

Так как наша машина в целом не превосходила немецкие тяжелые танки, бои шли с переменным успехом. Результаты зависели преимущественно от подготовки экипажей противоборствующих сторон и от выбранной ими тактики действий. В 1942 г. над новой более тяжелой машиной в инициативном порядке работали два конструкторских коллектива - Н.Л. Духова и Ж.Я. Котина - это вариант танка КВ-13.

Задачей было разместить в малом заброневом пространстве тяжелого танка 122-мм пушку и снаряды более крупного калибра, при этом без увеличения массы и габаритов машины. Сведений о KB-13 в литературе имеется немного, он остался подвижной лабораторией, но решение этих сложных задач было найдено, что позвонило приступить в дальнейшем к разработке серии танков ИС.

__________________________________________________________________________________


Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"

Тяжелый танк КВ-85 был создан в ответ на появление немецких новых танков «Тигр». Непробиваемая немецкими танковыми и противотанковыми пушками в 1941 и начале 1942 года броня танка КВ не представляла для пушки «Тигра» особой трудности, а 76-мм пушка ЗиС-5, установленная на КВ, могла пробить только бортовую и кормовую броню «Тигра» с дистанций, не превышающих 200 м. В этих условиях были форсированы работы по разработке нового тяжёлого танка ИС для Красной Армии и образцов артиллерийского вооружения, способных пробить броню «Тигра».

Первые попытки вооружить танк мощным 85-95 мм орудием были предприняты еще до войны, в 1939 году. Тогда же велись разработки этих орудий. Опыты проводились с находившимися в то время в серийном производстве Т-28 и КВ-1, но на вооружение по ряду причин приняты не были. С началом Великой Отечественной войны подобные работы были временно свернуты.

Однако в декабре 1941 года Уралмашзавод предложил для вооружения танка КВ 85-мм орудие У-12, разработанное конструкторами Сидоренко и Усенко. Но себестоимость орудия оказалась чрезмерной для того времени, и принятие ее на вооружение признали нецелесообразным.

Весной 1942 года с проектами 85-мм танковых пушек в НКВ обратились сразу три конструкторских группы, а именно, ЦАКБ (В. Грабин), ОКБ № 8 им. Калинина и КБ завода № 92 под руководством В.Савина.

Все КБ предлагали использование люльки и противооткатных приспособлений 76-мм танковых пушек ЗИС-5 или Ф-34, наложив на них 85-мм ствол с баллистикой зенитного орудия обр. 1939 года. При этом для компенсации отката ЦАКБ предполагало увеличение откатной массы, ОКБ № 8 — применение штатного дульного тормоза зенитной пушки, а КБ Савина — перепроектирование тормоза отката.

Все три проекта отклонили, так как в то время, по мнению техуправления НКВ и руководства НКТП, переход на калибр 85-мм был неоправдан, поскольку стоимость 85-мм выстрела была значительно больше, чем 76-мм.

Однако в 1943 году, после появления на поле боя новых немецких танков Тигр и Pz.Kpfw.V "Пантера" , а также недостаточного осколочно-фугасного действия 76-мм гранаты против новых полевых укреплений, интерес к орудиям калибра 85-мм проявился с новой силой.

5 мая 1943 года на заседании Государственного Комитета Обороны (ГКО) было принято постановление № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нём перед танковыми и артиллерийскими конструкторами ставились задачи о разработке танковых и самоходных 85-мм пушек с зенитной баллистикой. Эти орудия предполагалось устанавливать в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

За выполнение этого задания были ответственными Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина и Конструкторское Бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова. Каждый из этих коллективов старался провести свою конструкцию на вооружение, и их главы не раз посылали письма в вышестоящие инстанции с обвинениями в адрес «конкурентов» и ответами на них по тем или иным техническим или организационным вопросам. Тем не менее, к 14 июня 1943 года оба коллектива представили для монтажа в опытные танки свои орудия. ЦАКБ разработал 85-мм пушку С-31 на базе серийной 76-мм танковой пушки ЗиС-5 путём наложения на её люльку 85-мм ствольной группы. КБ завода № 9 использовало свой проект самоходной 85-мм пушки Д-5С, затвор и подъёмный механизм к которой были взяты от серийной 76-мм танковой пушки Ф-34.

К 20 июля 1943 года опытный завод № 100 собрал два опытных танка КВ, вооружённых этими орудиями. Первым из них был Объект 238, иногда называемый КВ-85Г. Эта машина полностью соответствовала техническому заданию — у танка КВ-1с со штатной башней на погоне 1535 мм заменили 76-мм пушку ЗиС-5 на 85-мм орудие С-31 конструкции ЦАКБ.

Однако вскоре выяснилось, что штатная башня тесновата для нового орудия, и Объект-238 даже не был допущен до заводских испытаний. К счастью для этой машины, она не пошла на переплавку и не стала мишенью на полигоне, а стала экспонатом музея в подмосковной Кубинке.

Вторым опытным танком был Объект 239 или КВ-85, построенный в инициативном порядке конструкторами ЧКЗ и завода № 100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина. Поскольку в наличии имелась лишняя башня от нового танка ИС (корпус для неё ещё не был готов), то её установили на шасси КВ-1с, увеличив диаметр нижнего погона на крыше боевого отделения со штатного 1535 мм до 1800 мм. Эта операция была весьма технически сложной, так как диаметр погона вообще превышал ширину крыши боевого отделения. Решение нашли в расширении подбашенной коробки за счёт приваривания цилиндрических броневых вставок под выступающие части погона. Поскольку второй пушки С-31 для вооружения «Объекта 239» не было, то его оснастили 85-мм пушкой Д-5Т конструкции КБ завода № 9. Вместе с двумя прототипами танка ИС КВ-85 принял участие в заводских испытаниях, в которых КВ-85Г не участвовал — всем было ясно, что последний их не пройдёт из-за крайней тесноты боевого отделения.

Всего КВ-85 прошёл на испытаниях 284,5 км, средняя скорость движения составила 16,4 км/ч. Ввиду большой необходимости Красной Армии в новых танках эти испытания зачитывались как государственные и, не дожидаясь их конца, ГКО 8 августа принял постановление № 3891 о принятии на вооружение КВ-85 и начале серийного производства этих танков на ЧКЗ. Спустя несколько дней первые серийные КВ-85 уже покинули сборочные линии ЧКЗ.

Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки от −5° до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка).

Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска. Боекомплект орудия составлял 70 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 85-мм зенитного орудия 52-К — родоначальника пушки Д-5Т, боекомплект КВ-85 был существенно менее разнообразен. В его состав входили: бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с тупоголовым бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником БР-365 массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 164 г) и зарядом Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с; бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с остроголовым бронебойно-трассирующим снарядом БР-365К массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 48 г) и зарядом Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с; бронебойный унитарный выстрел массой 11,42 кг с подкалиберным снарядом катушечного типа БР-365П массой 5,0 кг и зарядом Г-365 массой 2,5—2,85 кг; начальная скорость 1050 м/с; осколочный унитарный выстрел массой 14,95 кг со снарядом О-365 общей массой 9,54 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 741 г) и зарядом Г-365 массой 2,6 кг; начальная скорость 792 м/с.

Большая часть КВ-85 в составе гвардейских танковых полков прорыва попала на Южный фронт (2-го формирования), позже 4-й Украинский фронт, где участвовала в освобождении Украины и Крыма. Так как советская машина, в целом, не превосходила немецкие тяжелые танки, бои шли с переменным успехом. Результаты зависели преимущественно от подготовки экипажей противоборствующих сторон и от выбранной ими тактики действий.

В состав 28-й Армии 4-го Украинского фронта входил 34-й Гв. ТПП (20 танков КВ-85), который совместно с 40-м ТСАП (тяжелый самоходно-артиллерийский полк) в составе 9 СУ-152, 20-25 ноября вел бои в районе поселка Екатериновка.

20 ноября оба полка в двухэшелонном порядке атаковали позиции противника, который кроме артиллерии имел в обороне зарытые танки Pz.IV Аusf. Н и САУ Маrder II (до 18 штук). В течение дня танкистам и самоходчикам удалось захватить первые линии немецких окопов, потеряв при этом 6 танков КВ-85 (оставлены на территории противника) и 6 СУ-152. Во второй день боев до 10 танков Pz.IV Аusf. Н предприняли контратаку на позиции советских войск. Силами пехоты и обоих танковых полков атака была отбита, противник потерял 5 танков, с нашей стороны потерь не было. 23 ноября 1943 года все исправные машины полка опять атаковали германские позиции, прорвали его оборону и продвинулись на 5 км. В этой операции было потеряно еще 2 танка КВ-85, один из них сгорел. 23 ноября 1943 года 34-й Гв.ТПП был отведен на ремонт в тыл, боевые действия до 28 ноября 1943 года продолжал только 40-й Т САП, терявший в боях одну- две машины ежедневно. В освобождении Крыма наряду с 19-м танковым корпусом участвовал отдельный 1452-й самоходно-артиллерийский полк (САП), который имел в своем составе 11 КВ-85, 5 КВ-1с, только 6 Су-152, а также 3 Су-76М. Видимо, из-за того, что самоходок остро не хватало, САП решили укомплектовать танками КВ — они имели самое внушительное вооружение среди имевшихся в Крыму танков. В 19-м ТК были только Т-34 и легкие танки, а у противника — две бригады штурмовых орудий: 191-я и 279-я под командованием майора Мюллера и капитана Хоппе (всего в составе 17-й немецкой армии находилось 215 танков и САУ, преимущественно StuG III с 75-мм пушками). Но по ряду причин, связанных с руководством операцией, полк вел бои с мастерски отступающей немецкой пехотой, широко применявшей мины.

8 апреля 1944 года, согласно приказу командира 3-й гвардейской стрелковой дивизии, которому был оперативно подчинен полк (11 КВ-85, 5 КВ-1с, 2 СУ-152), танкисты и пехотинцы, сосредоточившись на 1,6 км южнее Турецкого вала, атаковали позиции противника с задачей захватить г. Армянск. Через несколько минут после начала атаки полк нарвался на минное поле, неуказанное на карте. Саперы, назначенные для разминирования, находились в танках и не могли их покинуть, так как немцы открыли ураганный огонь из всех видов оружия. Как ни парадоксально, через три часа после начала атаки все же удалось проделать проходы и 1452-й САП прорвал оборону противника, потеряв сожженным 1 КВ-85, подорванными на минах 3 КВ-85 и 5 КВ-1с, а также 4 КВ-85 и 2 Су-152, подбитыми артогнем противника. Потерь в личном составе не было, раненых 6 человек (2 офицера и 4 рядовых). В 14.00 8 апреля 1944 года 3 оставшихся КВ-85 с десантом 3-й ГвСД достигли города Армянска. Полк поставленную задачу выполнил. По итогам этого боя уничтожено 11 ДОТов, 5 противотанковых пушек и до 200 солдат и офицеров противника. Даже наши подбитые танки вели огонь по огневым точкам немцев. Таким образом, основные потери личного состава и материальной части были обусловлены недостаточной компетентностью руководства, которое не смогло организовать взаимодействие различных родов войск при прорыве немецкой обороны.

До 10 апреля 1944 года полк ремонтировал свою матчасть, и уже 11 апреля 1944 года танковая группа (3 КВ-85, 2 СУ-152, 2 СУ-76) 1452-го САП вновь атаковала немецкую оборону в районе Ишуни. Танки поддерживали пехоту 3-й ГвСД. Из-за того, что разведка не была проведена, танки провалились в 8-метровый противотанковый ров и специальные танковые ловушки, похожие на ямы. Атака не удалась, пару КВ-85 и СУ-76 вытаскивали из ям с помощью тракторов. После такого печального опыта применения тяжелых танков, командованием 2-й Гв. Армии было решено в корне изменить тактику использования этой части. Тем более, что немцы 10-11 апреля начали организованный отвод своих войск к Севастополю. Приказом командарма 2-й гвардейской армии (№ 005/ОП от 10.04.44 года) материальная часть 1452-го САП и 512-го ООТБ (отдельного огнеметного танкового батальона) распределилась по армейским подвижным отрядам. Они состояли из пехоты на Студебекерах, а также из танков и САУ и имели задачу как можно быстрее прорваться в Севастополь. В эти отряды вошли и танки КВ-85.

Девятого мая две уцелевшие машины полка — КВ-85 и СУ-152 совместно с 264-м гв. стрелковым полком ворвались в Севастополь.

При освобождении Крыма КВ-85 редко вступали в дуэль с танками и САУ противника и использовались преимущественно в качестве самоходных орудий для поддержки пехоты.

Применение КВ-85 против немецких тяжелых танков Pz.IV Аusf. Н имело место в полосе боевых действий 38-й Армии 4-го Украинского фронта 28 января 1944 года. При этом советские танкисты действовали грамотно и решительно, не строя напрасных иллюзий о подготовке немецких танкистов и качестве их танковой техники.

Немногочисленные примеры использования танков КВ-85 показали, что 85-мм пушка является эффективным оружием против немецкой тяжелой техники и должна быть установлена на среднем танке Т-34, что впоследствии и было сделано. Еще во время операции по освобождению Крыма командиры подвижных отрядов преследования жаловались на то, что КВ-85 и СУ-152 недостаточно быстроходны и отстают от грузовиков с пехотой. Оно и понятно, ведь КВ-85 тяжелый танк. Однако его меньшая маневренность и динамичность должна была быть компенсирована мощным бронированием и вооружением. И если защищенность КВ считалась в то время вполне достаточной, то орудие требовалось значительно более мощное, чтобы с максимальных дистанций поражать немецкую технику.

По результатам боевых действий КВ-85 конструкторы и военные сделали выводы о том, что дальнейшая модернизация танков семейства КВ нецелесообразна, что 85-мм пушка хотя и достаточна для противодействия немецким танкам, но заметно уступает артистемам последних по бронепробиваемости при стрельбе с больших дальностей, что советские тяжелые танки слабее бронированы, чем их немецкие аналоги, а следовательно концепция средних и тяжелых танков (Т-34 и КВ), вооруженных пушкой одного калибра устарела, и необходимо иметь тяжелый танк с мощной артсистемой, по всем основным параметрам превосходящей немецкие пушки калибра 88-мм.

Первый выпущенный экземпляр КВ-85 после войны установили на пьедестале как памятник в районе Автово, Санкт-Петербург. Другой опытный танк КВ-1с, перевооружённый 85-мм опытным орудием С-31, экспонируется в Бронетанковом Музее в Кубинке. Ещё один танк КВ-85 стоит на территории ЧКЗ, около поликлиники завода. У завода есть день открытых дверей, когда можно попасть на его территорию и увидеть танк.

Всего, согласно приказу НКТП № 530 от 7 сентября 1943 г., промышленностью должно было быть отгружено 63 КВ-85 в сентябре и 63 в октябре, после чего их выпуск планировалось прекратить в пользу танка ИС. Но по отчету наркомата заказчику было сдано 148 танков КВ-85, выпускавшихся параллельно с KB-1С. В декабре 1943 года выпуск последних машин семейства KB был прекращен.

Советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940-1943 гг. Индекс 85 означает калибр главного вооружения машины.

Данная боевая машина была создана конструкторским бюро опытного завода № 100 в мае-июле 1943 года в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». КВ-85 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 8 августа 1943 года и серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) до октября того же года включительно. Причиной снятия с производства послужил переход ЧКЗ на выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-1. Всего ЧКЗ построил 148 танков КВ-85, которые активно использовались в боевых действиях 1944 года. Все посланные на фронт машины были безвозвратно потеряны или списаны в 1944-1945 гг. До настоящего времени сохранились только один аутентичный КВ-85 и один более ранний опытный танк «Объект 238» (КВ-85Г).

История

Появление в конце 1942 - начале 1943 года нового немецкого тяжёлого танка «Тигр» сразу же сделало советский тяжёлый танк КВ-1 и его «скоростную» модификацию КВ-1с устаревшими. Непробиваемая немецкими танковыми и противотанковыми пушками в 1941 и начале 1942 года броня танка КВ не представляла для пушки «Тигра» особой трудности, а 76-мм пушка ЗИС-5, установленная на КВ, могла пробить только бортовую и кормовую броню «Тигра» с дистанций, не превышающих 200 м. В этих условиях были форсированы работы по созданию нового тяжёлого танка ИС для Красной Армии и образцов артиллерийского вооружения, которые могли поразить броню «Тигра». По итогам обстрела трофейного «Тигра» было выяснено, что на дистанции до 1000 м его лобовая броня пробивается снарядами 85-мм зенитной пушки образца 1939 года (52-К). Поэтому 5 мая 1943 года на заседании Государственного комитета обороны (ГКО) было принято постановление № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нём перед танковыми и артиллерийскими конструкторами были поставлены задачи о создании танковых и самоходных 85-мм пушек с зенитной баллистикой. Эти орудия предполагалось устанавливать в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

За выполнение этого задания были ответственными Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина и Конструкторское Бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова. Каждый из этих коллективов старался провести свою конструкцию на вооружение, и их главы не раз посылали письма в вышестоящие инстанции с обвинениями в адрес «конкурентов» и ответами на них по тем или иным техническим или организационным вопросам. Тем не менее к 14 июня 1943 года оба коллектива представили для монтажа в опытные танки свои орудия. ЦАКБ создал 85-мм пушку С-31 на основе серийной 76-мм танковой пушки ЗИС-5 путём наложения на её люльку 85-мм ствольной группы. КБ завода № 9 применило свой проект самоходной 85-мм пушки Д-5С, затвор и подъёмный механизм к которой были позаимствованы от серийной 76-мм танковой пушки Ф-34.

К 20 июля 1943 года опытный завод № 100 построил два опытных танка КВ, оснащённых данными орудиями. Первым из них был «Объект 238», иногда называемый КВ-85Г. Эта машина полностью соответствовала техническому заданию - у танка КВ-1с со штатной башней на погоне 1535 мм заменили 76-мм пушку ЗИС-5 на 85-мм орудие С-31 конструкции ЦАКБ. Вторым опытным танком был «Объект 239» или КВ-85, собранный в инициативном порядке конструкторами ЧКЗ и завода № 100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина. Поскольку в наличии имелась лишняя башня от нового танка ИС (корпус для неё ещё не был готов), то её поставили на шасси КВ-1с, увеличив диаметр нижнего погона на крыше боевого отделения со штатного 1535 мм до 1800 мм. Эта операция была довольно сложна технически, так как диаметр погона вообще превышал ширину крыши боевого отделения. Решение нашли в расширении подбашенной коробки за счёт приваривания цилиндрических броневых вставок под выступающие части погона. Поскольку второй пушки С-31 для вооружения «Объекта 239» не было, то его вооружили 85-мм пушкой Д-5Т конструкции КБ завода № 9. Вместе с двумя прототипами танка ИС, КВ-85 участвовал в заводских испытаниях, в которых КВ-85Г не принимал участие - всем было понятно, что последний их не пройдёт из-за крайней тесноты боевого отделения. Всего КВ-85 прошёл на испытаниях 284,5 км, средняя скорость движения составила 16,4 км/ч. Ввиду большой необходимости Красной Армии в новых танках эти испытания шли в зачёт как государственные и, не дожидаясь их итогов, ГКО 8 августа принял постановление № 3891 о принятии на вооружение КВ-85 и начале серийного выпуска данных танков на ЧКЗ. Спустя несколько дней первые серийные КВ-85 уже покинули сборочные линии ЧКЗ.

Пушка Д-5Т также продемонстрировало своё преимущество над С-31 на испытаниях с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском полигоне. В данных испытаниях принимали участие все четыре опытные машины - два прототипа ИС, КВ-85 и КВ-85Г. Д-5Т меньше вибрировала после выстрела, не имела громоздких уравновешивающих грузов, обладала меньшими габаритами, прочностью и лёгкостью в обслуживании. Однако платой за это стало применение в её конструкции многих мелких деталей с высокими требованиями к их допускам и механической обработке. Как следствие, Д-5Т выпускалась небольшими сериями. Изначально пушка Д-5Т монтировалась на танки Т-34-85 постройки только завода № 112 «Красное Сормово». Однако в башне танка Т-34-85 она занимала много места, довольно сильно затрудняя работу заряжающего, не позволяла расположить в башне дополнительного 3-го члена экипажа, была дороже, чем пушка С-53, что не позволило впоследствии монтировать её на все новые средние танки Т-34-85, для которых пришлось создать более технологичную и компактную 85-мм пушку С-53, а впоследствии её доработанный вариант ЗИС-С-53 с идентичной баллистикой.

Производство

Первый серийный танк типа КВ-85 был собран на опытном заводе № 100, остальные 147 танков построил ЧКЗ. При постройке первых машин применялся задел бронекорпусов для КВ-1с, поэтому отверстия для шаровой установки курсового пулемёта пришлось заваривать, а в подбашенной коробке делать вырезы под расширенный погон башни. У машин последующих серий в конструкцию бронекорпуса были внесены необходимые изменения. КВ-85 находился в производстве на ЧКЗ три месяца, с августа по октябрь 1943 года. В августе было сделано 22 танка, в сентябре - 63 танка, в октябре - 63 танка. Малый объём поставок 85-мм пушки Д-5Т и большая потребность в ней для вооружения новых танков ИС-1 и Т-34-85 привели к тому, что в августе выпуск КВ-85 вёлся параллельно с КВ-1с, а в ноябре 1943 года наивысший приоритет был присвоен выпуску танка ИС, и КВ-85 был совсем снят с производства.

Описание конструкции

КВ-85 по своей сути являлся переходной моделью между танками типов КВ-1с и ИС-1. От первого КВ-85 полностью взял ходовую часть и большое количество деталей бронекорпуса, а от второго - башню с орудием. Изменения касались только бронедеталей подбашенной коробки - у КВ-85 они были сделаны заново для размещения новой и более габаритной по сравнению с КВ-1с башни с погоном 1800 мм. Танк имел классическую компоновку, как и все другие серийные советские тяжёлые и средние танки того времени. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель раполагался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое совмещало среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же размещались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были оборудованы в корме машины.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 100 мм размещались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня монтировалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность соприкосновения нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало её заклинивание при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель размещался по центру в передней части бронекорпуса танка. Поскольку установка более крупной по сравнению с КВ-1с башни не позволила расположить в отделении управления стрелка-радиста, то он был вообще удалён из состава экипажа. Отверстие в лобовой части под шаровую установку курсового пулемёта заваривалось, а сам пулемёт монтировался справа от механика-водителя в неподвижной установке. Неприцельный огонь из него вёл механик-водитель путём нажатия на гашетку электроспускового механизма расположенным на одном из рычагов управления. Такое конструктивное решение перешло на последующие советские тяжёлые танки ИС, а впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вынуждены были вовсе отказаться. Три члена экипажа размещались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа происходили через люки в башне: круглый двустворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также был оборудован днищевым люком для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

Главным вооружением КВ-85 являлась 85-мм танковая пушка образца 1943 года (Д-5) . Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс размещалась на геометрической оси вращения. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки от -5 до +25 град., при фиксированном положении башни она была способна наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел происходил посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 70 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На КВ-85 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3276 патронов. Данные пулемёты устанавливались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и применять вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда вооружался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

Двигатель

КВ-85 оборудовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л. с.) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-85 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л размещались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оборудовался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

Танк КВ-85 оборудовался механической трансмиссией, в состав которой входили:

Многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
-четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
-два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
-два бортовых планетарных редуктора.
Все приводы управления трансмиссией - механические.

Ходовая часть

Ходовая часть танка КВ-85 полностью идентична аналогичному узлу танка КВ-1с. Подвеска машины - индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (600 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы - винтовой, каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 608 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-85 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

Электромотор поворота башни;
-наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
-наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
-контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
-электроспуск пушки;
-средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
-электрика моторной группы - стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Для ведения огня из танковой пушки и спаренного с ней 7,62 мм пулемета наводчик-оператор КВ-85 располагал двумя прицелами. Телескопический прицел 10Т-15 имел увеличение х2,5 и поле зрения 16 градусов. Перископический прицел ПТ4-15 так же обладал увеличением х2,5. Телескопический прицел 10Т-15 мог быть заменен на шарнирный телескопический прицел ТШ-16 с увеличением х4. Для ведения огня с закрытых позиций в танке был боковой уровень. Для прицеливания наводчик применял электропривод поворота башни и ручной механизм вертикального наведения. Для производства выстрела у пушки был электроспуск. Дальность эффективного огня по целям типа «танк» - 1-1,5 км. Дальность прицельной стрельбы по характеристикам прицелов - 5 км. Командир для поиска цели и наблюдения за местностью применял поворотный перископический наблюдательный прибор МК-4, дающий сектор обзора 360 градусов. Дальность распознавания цели типа «танк» - 1-1,5 км. В качестве запасного средства командир имел 6 визирных щелей по периметру командирской башенки. Кормовой пулемёт ДТ из которого вел огонь командир мог комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с увеличением х4. Заряжающий танка КВ-85 имел в своем распоряжении поворотный перископический наблюдательный прибор МК-4, который давал практически круговой обзор. Из за низкого его размещения сектор его обзора закрывала командирская башенка и головка прицела ПТ4-15. Помимо этого в правом и левом бортах башни были визирные щели - по одной на борт. Механик водитель вел наблюдение через один (на некоторых танках два) перископический наблюдательный прибор МК-4 и визирную щель в люк-пробке размещённой в центре верхней лобовой плиты корпуса. При вождении танка в походных условиях люк-пробка выдвигался наружу и механик вел наблюдение непосредственно через проем люка. Для освещения местности в темное время суток рядом с люк-пробкой справа установлена фара.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 9Р (или 10Р, 10РК-26) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты производилась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах, для их смены применялся другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис разрешало вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

ТТХ

Размеры

Длина корпуса, мм: 6900
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8490
-Ширина корпуса, мм: 3250
-Высота, мм: 2830
-Клиренс, мм: 450

Бронирование

Тип брони: гомогенная катаная средней твёрдости, литая башня
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 40/65 град. и 75/30 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 75/?30 град.
-Борт корпуса, мм/град.: 60
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/35 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 75/цил.
-Днище, мм: 20-30
-Крыша корпуса, мм: 30
-Маска орудия, мм/град.: 100
-Борт башни, мм/град.: 100/15 град.
-Крыша башни, мм: 40

Вооружение

Калибр и марка пушки: 85-мм Д-5Т
-Длина ствола, калибров: 52
-Боекомплект пушки: 70
-Углы ВН, град.: -3…+23 град.
-Углы ГН, град.: 360 град.
-Прицелы: СТ-10, панорама Герца
-Пулемёты: 3 х 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя: V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель
-Мощность двигателя, л. с.: 600
-Скорость по шоссе, км/ч: 42
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15
-Запас хода по шоссе, км: 330
-Запас хода по пересечённой местности, км: 180
-Удельная мощность, л. с./т: 13,0
-Тип подвески: торсионная индивидуальная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,79-0,80
-Преодолеваемый подъём, град.: 40 град.
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,7
-Преодолеваемый брод, м: 1,6

КВ-85, известный также под названием Объект-239 – это советский серийный тяжелый танк линейки КВ времен . Цифра «85» в его названии означает калибр основного орудия танка.

История создания КВ-85

Когда в конце 1942 года появился новый немецкий тяжелый танк «Тигр», танк и сразу же стали неэффективными – они легко пробивались мощной пушкой «Тигра», но вот сами пробить его практически не могли. После тестовых обстрелов трофейного «Тигра» удалось выяснить, что его броня хорошо пробивается 85-мм пушкой 52-К, так что было решено разработать танковые и самоходные 85-мм пушки для установки их на КВ-1с и на тяжелый танк ИС.

К июню 1943 года требуемые пушки были разработаны в двух вариантах двумя разными заводами. В конце июля два опытных КВ были вооружены этими пушками. Пушкой С-31 на базе ЗИС-5 вооружили «Объект 238», получивший название КВ-85Г. Вторую пушку Д-5С на базе Ф-34 поставили на другой танк, назвав его «Объект 239» или просто КВ-85.

К сожалению, у КВ-85Г оказалось слишком тесное боевое отделение, и в сравнительных испытаниях с прототипами танка ИС участвовал только КВ-85. Из-за того, что Красная Армия очень нуждалась в новых танках, испытания быстро завершили, и КВ-85 было решено принять на вооружение.

Сначала для производства серийных КВ-85 использовали бронекорпуса для КВ-1с, что было сопряжено с рядом технических трудностей. Потом в корпус были внесены некоторые изменения и для КВ-85 его стали производить уже отдельно.

Из-за малого количества 85-мм пушек и необходимости вооружать ИС-1 и Т-34-85 КВ-85 пришлось в конце 1943 года снять с производства.

ТТХ КВ-85

Общая информация

  • Классификация — тяжёлый танк;
  • Боевая масса – 46 т;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1943;
  • Годы производства – 1943;
  • Количество выпущенных – 148 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6900 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 8490 мм;
  • Ширина корпуса – 3250 мм;
  • Высота – 2830 мм;
  • Клиренс – 450 мм.

Бронирование

  • Тип брони — гомогенная катаная средней твёрдости, литая башня;
  • Лоб корпуса (верх) — 40/65° и 75/30° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 75/−30° мм/град;
  • Борт корпуса – 60 мм;
  • Корма корпуса (верх) — 40/35° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) – 75 мм;
  • Днище – 20-30 мм;
  • Крыша корпуса – 30 мм;
  • Маска орудия – 100 мм;
  • Борт башни — 100/15° мм/град;
  • Крыша башни – 40 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 85-мм Д-5Т;
  • Длина ствола – 52 калибра;
  • Боекомплект пушки – 70;
  • Углы ВН: −3…+23°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Прицелы — СТ-10, панорама Герца;
  • Пулеметы — 3 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель;
  • Мощность двигателя – 600 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 10-15 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 330 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 180 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с./т;
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт — 0,79-0,80 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 40 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,7 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,6 м.

Применение в бою

С сентября 1943 года КВ-85 стали поступать на вооружение ОГвТТП. Примерно тогда же они впервые вступили в бой, в основном на южных направлениях. Так как КВ-85 все-таки уступал немецким тяжелым танкам и по боевой эффективности и по бронезащите, успех использования танка целиком зависел от навыков экипажа.

В основном КВ-85 применялся для прорыва укрепленной обороны врага, и в целом с этой задачей машины справлялись, хоть и ценой огромных потерь. В 1944 году КВ-85 в боевых частях уже не осталось.

Пять КВ-85 в 1945 году передали Народной армии Польши, где их использовали как учебные танки.

Память о танке

В танковом музее в Кубинке установлен КВ-85Г, так и не прошедший серийные испытания. Еще один КВ-85 установлен в Санкт-Петербурге, в районе Автова.

Из-за того, что КВ-85 в Автове восстановлен неправильно, многие западные авторы до сих пор думают, что существует две модификации КВ-85.



Рекомендуем почитать

Наверх