Что такое Воцерковление? Что значит быть воцерковленным человеком, что такое воцерковление

Красивое тело 13.10.2019
Красивое тело



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Воцерковле́ние – особый обряд в богослужебной практике исторических церквей, совершаемый в 40-й день после рождения младенца. Чин воцерковления включает благодарственные молитвы и предполагает благословение матери и младенца, вхождение их в ряды членов Церкви, если ребёнок уже был крещён. Пресвитер молится над матерью в притворе, прочитывает так называемые «очистительные» молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и участвовать в Евхаристии.

В современной практике воцерковле́нием иногда называют также постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения или уже крещённого ранее (например, в детстве).

История

Еврейская практика была основана на книге Левит (Лев. 12:1-8), в которой описывается, церемониальный обряд, который должен выполняться для того, чтобы восстановить ритуальную чистоту женщины. Считалось, что роженица остаётся нечистой из-за истечения крови или других жидкостей при родах. Этот обряд был частью церемониала, а не морального закона.

Обычай благословлять женщину после родов имеет основанием описание очищения Пресвятой Девы Марии, упомянутое в Евангелии от Луки (Лк. 2:22): «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу.» Принесение младенца Иисуса Христа в Иерусалимский Храм его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Католической церкви чин воцерковления был исключён из практики в 1960-е годы после решений Второго Ватиканского Собора. В Англиканской церкви чин «воцерковления женщин» используется и в настоящее время. В Епископальной церкви чин «воцерковления женщин» после родов совмещается с презентацией ребёнка церковной общине.

Воцерковленные в современности

В наше время обряд воцерковления носит несколько иной характер. Современная традиция описывает это действо как помощь человеку в единении с Господом и религиозной общиной. Священник или искренне верующий прихожанин, воцерковляя другого, научает, дает представление и понимание об основных канонах, установлениях и принципах христианства, о правилах пребывания в храмах и святых местах, о том, как начать новую жизнь согласно Закону Божьему и Святому Писанию. Прежде всего эти действия направлены на то, чтобы показать единство Церкви и ее прихожан, донести до человека важность и ценность общения верующих с Господом и, конечно же, друг с другом.

Однако воцерковленным называют не просто новообращенного православного христианина. Такой человек, прежде всего, понимает смысл и цель своего пребывания в Церкви, он выстраивает свою жизнь в соответствии со Священным Писанием.

Прихожане считаются воцерковленными, только если они:

  • искренне считают себя неотъемлемой частью Церкви, а христианство – нормой жизни;
  • стремятся жить, придерживаясь заповедей Божьих и принципов, заложенных в учениях Отцов Церкви;
  • твердо знают и понимают все изложенное в Писании и происходящее в храме во время богослужений;
  • посещают храмовые службы и мероприятия не реже одного раза в месяц;
  • принимают активное участие в жизни Церкви и церковной общины;
  • соблюдают и чтут пост, принимая его как возможность очиститься не только телесно, но и духовно;
  • принимают участие в таинствах исповеди и причащения, находя в них утешение, успокоение и лекарство для исцеления души и тела;
  • не забывают о ежедневных утренних и вечерних молитвах;
  • поддерживают общение с другими прихожанами, разделяя с ними все то, что наполняет их жизнь.

Конечно же, вышеперечисленные признаки нельзя считать жизненно необходимыми и обязательными, ведь в современном мире, с его темпом и ритмом, далеко не каждый человек, который живет с верой в сердце, может посещать все храмовые службы и мероприятия, регулярно исповедоваться и причащаться, но все они характеризуют прихожанина, готового всегда найти время для Бога и общения с ним.

Воцерковленный человек – это тот человек, который сознательно, искренне верит в Господа, испытывает необходимость участвовать в жизни Церкви, поддерживать общение с прихожанами, делить с ними радости и горести. Он стремится воспитать своих детей в православной семье, в любви и уважении к Создателю. Но прежде всего – это человек, который не хочет провести свою жизнь впустую, он находит спасение в вере, поэтому стремится к духовному просвещению, порядочности, вежливости и целомудрию, живя в соответствии со Словом Божьим.

Что говорят об этом служители церкви?

Протоиерей Андрей Милкин, начальник службы протокола архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия:

Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пище и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам исповеди и причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично.

Невоцерковленному же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.

Священник Дмитрий Шишкин

Воцерковление – это труд преодоления препятствий, путешествие к Богу, совершаемое зачастую не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Это сознательная и мучительная борьба со своими грехами, терпеливое восхождение к высшей Цели, достойной всех трудов и усилий.

Господь учит нас искать Царствие Божие, то есть оно не явлено, скрыто от нас и нужно приложить немало терпения и труда, чтобы это сокровище обрести, открыть для себя и усвоить. Но Царствие Божье – это не что-то, что будет потом, когда-нибудь, после смерти. Царствие Божие – это состояние духа, которое делает человека причастником жизни Бога уже здесь, в земной жизни.

«Царствие Божье не пища и не питие» , – говорит Апостол Павел. То есть не то, что относится к плотской, чувственной жизни. – «Но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Это очень важные слова! Когда человек начинает сознательно жить по правде Божией, жить полноценной церковной жизнью, он обретает мир с Богом, с людьми, с собственной совестью, и из этого мира рождается совершенно необъяснимое чувство радости о Духе Святом. Вот эта радость и есть преддверие той совершенной радости, к которой всех нас призывает Господь.

Священник

Человек тогда является воцерковленным, когда он любит Церковь, хочет быть с Церковью и в Церкви, независимо от того, пользуется она в данный момент благорасположением властей и общества или подвергается гонениям и покрывается хулой; когда сознает себя членом Церкви и действительно является и остается таковым, а если в силу каких-то внешних или внутренних причин связь его с Церковью ослабевает или даже прерывается, то всеми силами стремится эту связь восстановить. Эта связь — не юридическая, не формальная и не идеальная, а реальная – духовная и материальная. Она устанавливается через таинство Крещения, а затем поддерживается и восстанавливается в таинстве Покаяния.

Основой этой связи и центром всей церковной жизни является таинство Евхаристии, которое совершается на Божественной Литургии. Поэтому, если человек регулярно участвует в таинстве Евхаристии и причащается Святых Христовых Таин, то такого человека и можно считать воцерковленным.

Кроме того, бывая регулярно в храме на Божественной Литургии, такой человек участвует в совместной молитве, слушает проповеди священника, узнает о текущих событиях церковной и приходской жизни, материально поддерживает храм, приход и Церковь своими пожертвованиями, может, если желает, заводить дружеские связи с православными людьми, оказывать помощь нуждающимся, испрашивать и получать ее в случае нужды, участвовать в благотворительной и миссионерской деятельности прихода, и многое другое.

Воцерковленный человек, как правило, и в планировании своего труда и отдыха не забывает учитывать церковный календарь. Все это важные, хотя и не необходимые составляющие церковной жизни, главной же и ничем не заменимой на все времена остается Божественная Литургия и таинство Евхаристии.

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало - катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация - изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Православный храм

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека «воцерковиться» означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить - стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

  • святость;
  • апостольность;
  • единство;
  • соборность.

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

О христианской жизни:

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Христианская жизнь

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство - непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы .

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога - познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление - это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами , постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

  • Для понятия основ Православного вероучения следует регулярно читать Святое Писание , Библию, предания и послания святых. Познавая подвиги веры истинных христиан, живущих по законам Божьим, умирающих за веру, православные верующие приобретают образец для своего возрастания в познании Благодати Отца, Сына и Святого Духа.

Библия, Священное Писание

  • Приобретение веры, православия не заключается только в ношении нательного крестика и посещении храма по воскресеньям и великим праздникам, а в жажде обновления общения со Святой Троицей, Богоматерью и всеми святыми.
  • Только познав Благодать Святого Духа, Божественную энергию, наполняющую людей во время Божественных Таинств, человек приобретает силу исполнить вторую заповедь Христа. (Иоан. 13:34).
Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим, Твоею волею спасл еси рабу Твою (имярек), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн.
И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрствуй, яко Ты привел еси е и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света, во время еже определил еси: и сопричтется Святому Твоему стаду…

…Сам и ныне, сохраняяй младенцы, Господи, благослови отроча сие, вкупе с родители и восприемники его, и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего…

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Молитва при крещении ребёнка

Воцерковляется раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Во-первых: «врата». Крещение как вступление в Церковь и в ней - в новую жизнь Царства Божия.
Также вводит ее во храм, глаголя:
Внидет в дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
После входа: сама жизнь Церкви предстает как восхваление и поклонение, как «радость, мир и праведность» Царства.
И входит посреде храма, глаголя:
Посреде Церкве воспоет Тя.
И, наконец: Церковь сама как шествие и восхождение к небесному Царству, конечному исполнению всей жизни в Боге.
Также вводит пред дверьми жертвенника…

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Не взрослых людей, а детей, но сохранялось стремление полностью совершить чины катехизации над крещаемыми. Так, в Византии возникла практика крестить детей в возрасте ок. 3 лет, когда они уже могли участвовать в огласительных чинах; над младенцами же совершалось В. с тем, чтобы приобщить их к Церкви еще до Крещения. Чин В. возник уже к VI в., поскольку он приводится в арм. рукописях Маштоца, отражающих визант. практику примерно того времени (Conybeare F . C . Rituale Armenorum. Oxf., 1905. P. XII-XIII, 86-88).

Термин «В.» можно отнести и к матери младенца, поскольку только через 40 дней после родов ей дозволялось вновь войти в храм, т. е. «воцерковиться» (или «всороковиться»; см.: Дмитриевский . Описание. Т. 2. С. 40, 68, 91). Т. о., совершение чина В. именно на 40-й день связано, с одной стороны, с тем, что в это время заканчивается положенный срок послеродового очищения матери ребенка, с др. стороны - с воспоминанием евангельского события Сретения (Лк 2. 22-38), к-рое было обусловлено ветхозаветным законодательством о ритуальной чистоте.

В визант. Евхологии чин В. состоит из молитвы (к-рая может предваряться еще 2 молитвами над матерью ребенка) и обряда поклонения младенца св. престолу. Молитва В. (нач.: Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐν τεσσαράκοντα ἡμέραις - ) встречается уже в древнейших сохранившихся рукописях греч. Евхология (Vat. Barb. gr. 336. Fol. 85-85v, кон. VIII в.; РНБ. Греч. 226. Fol. 73-73v, X в.; Sinait. gr. 959. Fol. 79v. XI в. и др.); к XV в. к ней была прибавлена главопреклонная молитва (нач.: ῾Ο Θεός, ὁ Πατὴρ ὁ παντοκράτωρ, ὁ διὰ τοῦ μεγαλοφωνοτάτου τῶν προφητῶν - , ). Обряд поклонения св. престолу до XII-XIII вв. совершался следующим образом: младенца (как муж., так и жен. пола) после чтения молитв вносили в алтарь и прикладывали к св. престолу. Если младенец был муж. пола, то священник обходил с ним престол с 4 сторон, а если жен.- с 3, кроме передней (напр.: Athen. Bibl. Nat. gr. 662. Fol. 80v, XIII в.).

Со временем, однако, такая практика стала восприниматься как нарушение святости алтаря, поэтому уже в XIV-XV вв. младенцев муж. пола стали вносить в алтарь только после принятия ими таинства Крещения (к-рое к этому времени уже совершали не над 2-3-летними детьми, а над младенцами - Sym . Thessal . Dialog. 28 // PG. 155. Col. 208-212) и не прикладывать их к св. престолу (ограничиваясь обходом престола с 3 сторон); младенцев жен. пола вообще перестали вносить в алтарь, ограничиваясь поклонением перед иконостасом (прикладывая девочку к иконам Спасителя и Божией Матери). C XV-XVII вв. эти новые ограничения нашли отражение в рубриках Евхология (Требника) и сохраняются в нем до наст. времени - несмотря на то что чин В. сохранил в Евхологии свое местоположение до Крещения, Евхологий предписывает совершать В. после Крещения. В связи с этим в XVIII-XIX вв. чин В. был переосмыслен и стал восприниматься как заключительный акт Крещения; совершение В. распространилось и на новокрещеных взрослых.

Последование чина 40-го дня по рождении младенца и В. по совр. Требнику начинается с возгласа: , далее следуют обычное начало, тропарь дня или святого, и молитва и главопреклонная молитва о матери ребенка (нач. 1-й: (молитва имеет 2-ю часть, к-рая опускается, если новорожденный умер); нач. 2-й: ), молитва и главопреклонная молитва В. После молитв священник начертывает младенцем крест перед входом во храм со словами: , вносит его в храм, а затем через южные врата - в алтарь (если младенец - мальчик). Мальчика обносят вокруг престола с чтением песни прав. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши» ; девочку с чтением той же песни подносят к иконам в иконостасе. Далее Требник предписывает «полагать» младенца перед царскими вратами, откуда его забирает восприемник. На практике ребенка сразу отдают на руки восприемнику (Булгаков С . В . Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1913, 1993р. Т. 2. С. 970).

Лит.: Алмазов А . И . История чинопоследований таинств Крещения и Миропомазания. Каз., 1884. С. 475-498; Красносельцев . Рукописи Ватиканской б-ки. С. 72-90; Τρεμπέλας . Μικρὸν Εὐχολόγιον. T. 1. Σ. 261-273, 329-337.

А. А. Ткаченко

отвечает протоиерей Андрей Милкин

Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – . Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам исповеди и причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, Воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.

Воцерковленный человек — это действительный член православной Церкви, посещающий церковные службы не реже одного раза в месяц, регулярно исповедующийся, причащающийся, соблюдающий все церковные установления, посты и принимающий участие в мероприятиях, связанных с жизнью Церкви (крестные ходы и т. п.). Воцерковленными являются также люди, вынужденно или добровольно проживающие в местах, удаленных от православных храмов и по этой причине лишенные возможности регулярно посещать службы и принимать участие в Таинствах.

Что такое Церковь

Что значит воцерковленный? Давайте искать ответ на этот вопрос вместе. Воцерковление совершается во время Таинства Крещения. символизирует посвящение младенца Богу. Но можно понимать это слово и по-другому. Корень его — слово Церковь, Тело Христово, объединение всех христиан одной конфессии. То есть воцерковление — вхождение младенца в состав этого Тела, присоединение его к большой общей Душе — Церкви. Такое единение предполагает общность понимания основ веры, молитвенной жизни, соблюдаемых правил.

Девушка в Церкви

Воцерковленная девушка должна стремиться стать образцом целомудрия, порядочности, вежливости. Этим она косвенно ведет проповедь среди окружающих ее неверующих людей. Она чаще всего не пользуется косметикой, старается выглядеть опрятной. Одежда подразумевает скромность, вкус, меру, отсутствие всякой вычурности, вульгарности. Хорошо, если она всегда одета так, чтобы можно было спокойно войти в храм. Иногда такое желание возникает спонтанно. Не обязательно одеваться во все черное, бесформенное. Но нужно стараться не смущать внешним видом людей, присутствующих на церковной службе. У девушек обычно свободного времени больше, чем у замужних женщин, поэтому они часто становятся членами благотворительных организаций, волонтерами.

Что объединяет людей в Церкви

Воцерковленный человек — это православный христианин, который считает себя частью Церкви, а ее - своей жизнью, стремится жить по новозаветным заповедям. Он может быть бизнесменом, спортсменом, отцом большой семьи, но обязательно ставит во главу угла веру во Христа. Участие в службах и таинствах для него — потребность. Он должен понимать смысл происходящего в храме во время службы. Большинство воцерковленных людей соблюдают установленные православной Церковью посты, считают необходимостью чтение определенной литературы, знают и ежедневно читают утренние и вечерние молитвы православного Молитвослова. Верующему человеку обязательно знакомо чувство духовного единения с другими членами Церкви. В праздничные дни оно особенно остро ощущается. Людей объединяет желание разделить радость и все, что наполняет душу.

Как воцерковить другого человека

Что значит воцерковить человека? Если вернуться к символическому значению слова "воцерковление", то это значит ввести человека в Церковь. Не просто взять его за руку и подвести ко всем "сильным" иконам и мощам, не вручить ему Молитвослов, а помочь по-настоящему ощутить единство всех верующих — живых и усопших. Он должен увидеть, что Церковь — это настоящая семья. Нельзя понимать под словом "церковь" здание для отправления богослужений. Человек, который ни с кем в храме не общается, может быть на самом деле членом Церкви, а тот, кто здоровается за руку со всеми прихожанами и причтом, может оказаться Ей чуждым. То есть, воцерковить — значит дать понимание об основах православного вероучения, помочь сделать первые шаги в новой жизни и освоить основные церковные установления, правила поведения в храме. Это должен делать священник или человек со специальным Если за воцерковление другого человека берется простой прихожанин, он должен посоветоваться со священником. Он грамотно расскажет о том, как это правильно сделать, какую литературу прочесть.

Евангелие и творения Святых отцов — азбука Православной Церкви

Воцерковленный человек — это христианин, твердо знающий основные знакомый с содержанием учения Святых отцов Церкви. Обязательное условие — не только знать наизусть, но ясно понимать и всей жизнью подтверждать содержание текста Символа веры. Началом знакомства с Церковью должно стать чтение и внимательное изучение Нового Завета. Хорошо, если в этом сможет помочь священник или верующий человек, который сам тщательно изучает его. Но, к сожалению, сейчас найти руководителя в духовной жизни почти невозможно. Поэтому и нужно прибегать к молитве и помощи Святых Отцов. Тогда сам Бог становится руководителем на этом важном пути. Новичку можно начать с книги: "Добротолюбие. Избранное для мирян".

Почему именно Нужно попробовать представить, что человек идет на лыжах по незнакомому лесу. Перед ним отличная лыжня, а рядом многочисленные запорошенные ответвления. Что выберет Хорошая лыжня — это путь, проложенный Святыми Отцами. Они словно звонят нам с другого конца леса и говорят: "Сынок, иди по моим следам, я благополучно достиг цели". Каждый из них прошел этот путь и старательно закрепил лыжню. Умный, конечно, смело пойдет по лыжне, глупец — станет искать свой, новый путь и наверняка поплатится за свою самонадеянность тем, что скоро заблудится.

Но чтобы верно понимать святоотеческие труды, тоже нужен помощник. Понятным для современного человека языком их учение изложил Его книга "Письма о духовной жизни" содержит переписку с его духовными детьми, в которой на бытовом уровне изложено, как понимать и применять на деле святоотеческое учение. Чуть сложнее, великолепным языком XIX века, это учение изложено в творениях Совсем просто и понятно труды Святых Отцов и евангельские заповеди для современного человека разъясняет профессор А. И. Осипов. Познакомиться с его пониманием можно на его личном сайте. Что значит воцерковленный человек? Это тот, кто разделяет взгляды верных детей Церкви на основы Православия, любит и уважает ее, верит в истинность ее учения.

Семья и Церковь

Верующему человеку гораздо проще вести духовную жизнь, если в его семье все члены сознательно верят в Бога и испытывают потребность в церковном общении. Воцерковленная семья образуется, когда пару создают два верующих человека. Реже верующему мужу или верующей жене удается привлечь к Церкви свою половинку.

В каждой воцерковленной семье непременно дети воспитываются в православной вере. Норма — общая утренняя и вечерняя молитва всей семьей, чтение жизнеописаний святых за обеденным столом и, конечно, регулярное общее посещение богослужений, участие в Таинствах. Все это способствует утверждению в вере каждого из членов семьи в отдельности. Воцерковленный человек это понимает и обязательно заботится о том, чтобы все его родные стремились к духовной жизни.



Рекомендуем почитать

Наверх