Фрейндлих курит. Внучка алисы фрейндлих рассказала правду о своей знаменитой бабушке. Фамилия - Фрейндлих

Диеты 13.07.2019

Алиса Фрейндлих уже давно отказывается от интервью. Некогда из-за статьи "Театр одной актрисы" она рассталась с супругом - режиссером Игорем Владимировым, в театре которого - имени Ленсовета, - работала.

Не каждый мужчина может спокойно пережить успех жены, - с горечью говорит Фрейндлих. - У меня был прекрасный муж, соратник и союзник. Но эта публикация превратила его в моего критика.

Расставшись, они еще пять лет работали вместе. Затем Алиса перешла в БДТ, к режиссеру Георгию Товстоногову.

Фрейндлих родилась в Ленинграде. Маленькой пережила блокаду. От голодной смерти ее спасла немецкая пунктуальность бабушки, выдававшей детям крошечную пайку хлеба по часам, а остальные - прятала под ключ.

Отец Алисы - Бруно Фрейндлих -из немцев, которых Петр І привез в Россию начинать стеклодувное дело. Мать, Ксения Федорова, познакомилась с ним на драматических курсах. Алисой ее назвал папа, маме больше нравилось имя Наталия. Но вмешалась бабушка.

Что же ты создаешь девочке такую странную кашу - Наталья Бруновна Фрейндлих, - снизала плечами.

Перед войной родители Алисы разошлись. Бруно с театром эвакуировался в Ташкент, а оттуда вернулся с новой семьей - женой и дочерью Ириной. Мать разрешала Алисе встречаться с ним, но новая жена Бруно была против. Виделись они тайком. Ирина долго не знала, что у нее есть сводная сестра. Через 10 лет они познакомилась и стали подругами.

Бруно Фрейндлих говорил об Алисе:

У нее только один недостаток: курит много, бесовая душа!

Фрейндлих начала курить в 35 лет, когда умерла ее мать. С тех пор выкуривает пачку в день:

Зато курю легкие сигареты через мундштук, и с сильным фильтром, - вздыхает.

Она никогда не сомневалась, что станет актрисой. Только не могла определиться, какой - музыкальной или драматической. У Фрейндлих было редкое меццо-сопрано, ей рекомендовали поступать в консерваторию. Но отец считал, что она потеряется на оперной сцене:

Ты же крошечная, а там фактура нужна.

В 1953 году Фрейндлих поступила в Ленинградский театральный институт. Вскоре вышла замуж за однокурсника, но брак быстро распался. С Игорем Владимировым актриса познакомилась в конце 50-х. Он был старше ее на 15 лет. Забрал Алису из театра имени Комиссаржевской в - имени Ленсовета, которым руководил. Поженились они в 1964-ом. Через три года на свет появилась дочь Варвара.

Я поздно родила, - признается Фрейндлих. - В молодости не было времени думать о детях. Затем восемь лет лечилась. А потом вдруг появилась Варвара! Очевидно, судьба меня простила.

Актриса до сих пор жалеет, что имеет лишь одного ребенка.

В кино Фрейндлих везло меньше, чем в театре. Картины с ее участием не замечали. Всенародную популярность ей принес фильм "Служебный роман", в котором сыграла директрису Калугину. Актриса сама выбрала внешность своей героини. Нашла на "Мосфильми" кримпленовый костюм 52 размера. Отработала походку.

Теток-начальниц,ходивших подобным образом тогда было пруд пруди, - вспоминает.

В начале 80-х в Алису влюбился актер Ленсовета Юрий Соловей, моложе ее на 15 лет. Они поженились. Но в театре ей предлагали роли, а ему - нет. Юрий начал комплексовать и вымещал злость на жене. Несколько лет спустя они рассталась.

Кому понравится, когда о тебе говорят: "Познакомьтесь, это - муж Алисы Бруновны", - объясняет она.

Но своих мужей вспоминает с теплотой: "Они были талантливы и очень интересные".

В молодости Фрейндлих много влюблялась. Но это уже прошло.

Для романов поздно, - смеется. - У меня же здоровое чувство юмора: старушка,выходящая замуж, - это смешно. А романтичные отношения в моем возрасте - еще смешнее. Для такой нужен "горшочник", чтобы вместе выращивать герань. Ну, еще, чтобы мог старый торшер починить.

Теперь у Фрейндлихдругая страсть - грибы. Говорит о себе: "Сумашедший грибник сродни запойному пьянице".

Я мало умею готовить, но грибы у меня получаются непревзойденные, - хвастается.

Дочь Варвара вышла замуж за Сергея Тарасова, вице-губернатора Санкт-Петербурга. Имеют двоих детей. Теперь Фрейндлих любимым называет лишь внука Никиту.

Я его обожаю. Он, правда, однажды назвал меня "гнусной кастрюлей", потому что разбудила несвоевременно. Грубо, зато в образности ему не откажешь.

1934, 8 декабря - родилась в Ленинграде
1955 - первая роль в фильме "Неоконченная повесть"
1961 - актриса лениградского театра имени Ленсовета
1964 - зарегистрировала брак с режиссером Игорем Владимировым
1967 - родилась дочь Варвара
1976 - снялась в фильме "Служебный роман"
1981 - народная артистка СССР
1981 - развод
1983 - вышла замуж за актера Юрия Соловья
1985 - развод
Живет в Санкт-Петербурге, имеет внуков Никиту и Анну.

Алиса Фрейндлих - продолжательница знаменитой актерской династии, родоначальником которой был ее отец Бруно Фрейндлих. Она дебютировала более полувека назад на сцене Театра имени Комиссаржевской в спектакле "Время любить".

В 60-70-е годы Фрейндлих работала в Театре имени Ленсовета. Здесь она сыграла в спектаклях "Таня", "Дульсинея Тобосская", "Малыш и Карлсон" (она исполнила роль Малыша). В 1983 году по приглашению Георгия Товстоногова актриса перешла в труппу Большого драматического, где создала целую галерею ярких женских характеров, напоминает ИТАР-ТАСС.

Зрителям полюбились роли Алисы Фрейндлих в фильмах "Служебный роман", "Д`Артаньян и три мушкетера", "Соломенная шляпка", "Подмосковные вечера", "Сталкер".

8 декабря - юбилей у Алисы Фрейндлих, одной из самых любимых актрис в истории отечественного кино. Талантливый человек талантлив во всем. Это утверждение Фрейндлих доказала на примере собственной жизни: педагоги прочили ей будущее незаурядной камерной певицы, сама она мечтала о карьере балерины, а в итоге стала актрисой, которой под силы сыграть любую роль - от ребенка до старухи.

От пышного празднования своего 75-летия известная актриса и почетная жительница Санкт-Петербурга отказалась. Накануне юбилея ее постигло несчастье - в катастрофе "Невского экспресса" погиб бывший зять Алисы Бруновны - экс-сенатор и глава Росавтодора Сергей Тарасов.

В свой день рождения актриса будет играть в спектакле "Дядюшкин сон" на сцене БДТ. А 10 декабря Фрейндлих сыграет в постановке пьесы Рональда Харвуда "Квартет". Официальные торжества назначены на январь, однако коллеги и поклонники Алисы Бруновны не могут сегодня сдержать слов восхищения и любви к актрисе. "Я кланяюсь Вам, я Вас люблю, я Вас поздравляю. И уверен, что нас еще ждет масса потрясающих ролей", - приводит НТВ слова режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича.

К этим пожеланиям присоединяется Эльдар Рязанов: "Я душевно с Вами, потому что я люблю Вас, люблю всегда!"

С днем рождения Алису Фрейндлих поздравил и президент России Дмитрий Медведев: "Редкий драматический талант и преданность избранной профессии помогли Вам создать десятки ярких, неповторимых образов. Ваши героини пользуются поистине всенародной любовью. Не оставляют равнодушными ни критиков, ни коллег по цеху. Работать с Вами всегда считали за честь известные актеры и режиссеры. И Ваш творческий путь - служит достойным примером для молодого поколения артистов".

Фамилия - Фрейндлих

У Алисы Фрейндлих актерство в крови: папа был знаменитым актером Александринского театра, мама училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, правда, потом работала бухгалтером. В Петербурге родилась не только Алиса Фрейндлих, а примерно шесть поколений ее предков, которые были и царскими провизорами, и садоводами.

Фрейндлихи жили в коммуналке дома, который числился по переулку Гривцова, д.1/64, а парадным выходил на Мойку. Из окон их квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался красивый вид на Неву. "Здесь я умудрилась в блокаду не помереть (мы с братом и сестрой были тогда детьми) и считаю это время своим вторым рождением - в очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить", - приводит слова Фрейндлих официальный сайт актрисы.

Между балетом и консерваторией

Уже в раннем детстве она очень любила играть в театр. Тайком от мамы наряжалась в ее платья, надевала ее туфли на каблуках и изображала фей и принцесс. В школе будущей актрисе посчастливилось попасть в театральный кружок, который вела Мария Александровна Призван-Соколова, известная любому ленинградцу-театралу.

Закончив школу, Алиса Фрейндлих начала обучение в Ленинградском Театральном институте им. Островского. Курс вел Борис Вольфович Зон. Однажды он подарил своей талантливой ученице фотографию с надписью: "Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы".

Выбрать какое-то одно из увлечений было достаточно непросто. Фрейндлих даже подумывала пойти в балет. "А когда подросла, подумывала скорее о консерватории. Голос у меня был в порядке, да и слух был абсолютным".

Еще будучи студенткой, Фрейндлих сыграла в кино небольшие роли в мелодраме "Неоконченная повесть" и драме "Таланты и поклонники". Тогда же она вышла замуж за своего однокурсника. Однако вскоре после окончания института они расстались.

Первая леди театра

Стартовой площадкой для Фрейндлих стал Театр имени Комиссаржевской. Ее роли были в основном из амплуа травести. Однако вскоре ей была доверена главная роль в спектакле "Время любить". С этого и началась новая, мелодраматическая, линия в творчестве актрисы.

В начале 60-х руководитель театра имени Ленсовета Игорь Владимиров уговорил Фрейндлих перейти в его труппу. Именно он уловил специфику таланта актрисы и восстановил для нее пьесу Арбузова "Таня". Фрейндлих блистала и в постановке бессмертного произведения Шекспира "Ромео и Джульетта". Ее героиня, по словам критиков, была решительна, насмешлива и погружена в размышления.

О том необычайном эффекте, который Фрейндлих производит на зрителей, однажды рассказал актер Артур Соломонов: "Ее фантастическое обаяние достигает последнего ряда партера, последнего яруса. Бывают актрисы, которые блистают на экране, а когда выступают на сцене, их энергия не долетает дальше первых рядов. Я специально с разных дистанций смотрел на Фрейндлих из зала: эффект всегда был одинаково мощным."

В театре имени Ленсовета Фрейндлих довольно скоро стала первой леди театра, что давалось ей ценой немыслимых перегрузок. Ее творческий союз с Владимировым перерос семейный. Они сыграли свадьбу. Вот как об этом рассказывает сама актриса в интервью "Новым известиям": "Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно - я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться".

В этом браке у актрисы родилась дочь Варвара, которая тоже стала актрисой.

"Служебный роман"

В кино Фрейндлих долгое время не везло. Ей предлагали, в основном, небольшие роли. Лишь в 1974 году она сыграла свою первую большую роль - в киноповести Евгения Хринюка "Анна и Командор".

По-настоящему открыть талант Фрейндлих для мира кино смог режиссер Эльдар Рязанов, пригласивший актрису на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму "Служебный роман". Алису Бруновну тогда заинтересовала метаморфоза, которая происходит с ее героиней: из строгой некрасивой начальницы она превращается в очаровательную жизнерадостную женщину.

Образ своей героини Фрейндлих создавала по крупицам. Ей пришлось излазить всю гардеробную "Мосфильма", чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. А походку Людмилы Прокофьевны она позаимствовала у "начальственных теток".

В "Служебном романе" актриса смогла проявить не только актерские данные, но и свою исключительную музыкальность. Теплая, лиричная манера исполнения Фрейндлих мгновенно сделала песни из фильма - "У природы нет плохой погоды" и "Моей душе покоя нет" - настоящими хитами. В последующие годы они часто исполнялись по радио и на телевидении.

Кстати, песню "У природы нет плохой погоды" написал Рязанов, однако композитору Андрею Петрову он передал ее как "стихотворение английского поэта Уильяма Блейка".

Актриса до сих пор считает эту роль одной из своих самых любимых. После выхода фильма ей стали приходить множество писем, в которых женщины писали: "После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок".

Личная жизнь

1979-й год принес актрисе одну из лучших ролей в ее биографии - королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д"Артаньян и три мушкетера".

"Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло - ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой", - так описывала свою героиню актриса.

Долгое время Алиса Фрейндлих и ее муж Игорь Владимиров были неразлучны и дома, и на работе. Вместе они много работали над своим театром, однако со временем Игорь Петрович начал ревновать жену к кино.

После почти 20 лет совместной жизни они решили расстаться. "С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период", - вспоминает Алиса Бруновна.

После развода они еще пять лет работали вместе, а в 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького. Ее третьим мужем стал актер Юрий Соловей. До того как попасть в театр, он нигде до этого не учился, но, по словам актрисы, был очень талантливым артистом и художником.

Их отношения продлились недолго. Вот как объясняет причину развода Алиса Бруновна: "Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись..."

В постсоветское время Алиса Фрейндлих стала реже появляться в кино. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении "Мушкетеров", но фильм " Мушкетеры двадцать лет спустя" не имел столь шумного успеха, как первая картина. Большой творческой удачей Фрейндлих стала роль писательницы в фильме "Подмосковные вечера" Валерия Тодоровского.

В театре Фрейндлих воплотила свою давнюю мечту - сыграла роль Леди Макбет в трагедии Шекспира. После этого актриса заявила о том, что покидает БДТ и начинает работать по приглашениям в разных театрах. Одной из лучших работ актрисы в последнее время стала работа в фильме "На Верхней Масловке".

Подруга и кнопочка

Дочь Алисы Фрейндлих, Варвара Владимирова, тоже посвятила свою жизнь театру. После школы она поступила на актерский факультет Ленинградского государственного театра музыки и кинематографии. А позже мать и дочь вместе появились в спектакле "Уроки танго и любви".

По словам Варвары, заносчивость, гордыня, звездность полностью отсутствуют в Алисе Фрейндлих. "Ну, например, ей предлагают маленький гонорар, и она соглашается. Ни за что не станет торговаться! Мама не знает, что такое "райдер", и, когда едет на гастроли, ничего для себя не просит".

Один из самых больших поклонников актрисы - ее внук Никита. Однажды он даже помогал бабушке работать над ролью мальчика Оскара в спектакле Ленсовета.

На вопрос, какой он видит бабушку, Никита отвечает: "Умная, проницательная, добрая, скромная, тактичная. Этикет знает, наверное, даже лучше того, кто его придумал! Сумасшедший трудоголик, но при этом успевает следить за собой и потрясающе готовит. Очень заботливый человек".

Алису Бруновну внук ласково называет "кнопочкой" или "гномиком": "Ведь у нее рост всего 1 м 53 см, а у меня - 1 м 97. Когда мы стоим рядом, то выглядим очень забавно!"

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников


Когда Фрейндлих пробовалась на роль Нади в картине «Ирония судьбы», Эльдар Рязанов сказал: «Мне нужна актриса, которая за одну встречу может изменить судьбу героя, а чтобы полюбить Алису, её нужно разглядеть». А потом у них случился «Служебный роман». Зритель пришёл на фильм, увидел... и был побеждён обаянием актрисы на долгие годы.

«Зазеркалье» Алисы Фрейндлих

Она выкладывается на сцене и в кино так, что родная дочь придумала для её состояния в работе особое выражение - «мама как горячий утюг». Трёхчасовой спектакль, подготовленный специально к семидесятилетию актрисы, проходит на одном дыхании, а на её лице ни капельки усталости. В чем источник такой энергии? Фрейндлих утверждает, что есть в её душе «эмоциональный бункер», куда она складывает самые дорогие . А потом бережно - «чайной ложечкой» - черпает оттуда силы и для творчества, и для жизни. Заглянем в это своеобразное Зазеркалье Алисы:

За окном божественной красоты пейзаж: Исаакиевский собор, погружённый в петербургские сумерки, чуть вдалеке Медный всадник. Но сидящая у окна светловолосая девчушка слишком погружена в размышления, чтобы любоваться «Петра творением». Она ждёт отца, любимого всем Ленинградом актёра Бруно Артуровича Фрейндлиха. Он должен помочь ей сделать судьбоносный выбор: театр или опера. Театральные подмостки любимы ею с детства, но голос - редчайшее меццо-сопрано тянет в консерваторию... Отец по-немецки практично и чётко рассудил: «Что тебе делать в опере с твоим росточком? Ты же будешь как муха на куличе! А если поступишь в театральный, там и твои музыкальные способности пригодятся. И уже не ты, а я буду бегать на твои спектакли!»...

Проснувшись глубокой ночью от настойчивых толчков, она тихонько позвала: «Мама, кажется, я рожаю!» Будущая бабушка ни на минуту не оставляла Алису в таком положении : мало ли что, у позднородящих всякие осложнения бывают. Она в мгновение ока оказалась у её кровати и... упала в . Собрав последние силы, Фрейндлих добралась до телефона и вызвала две «скорые»: одну - себе, другую - матери. Их увезли в разные концы города, и бабушка увидела долгожданную внучку только спустя два месяца после её рождения. Зато поправившись, буквально вцепилась в Варьку, подарив всю себя без остатка. Фрейндлих же, покормив малышку грудью положенные ей государством полгода, вернулась на сцену...

Обычно Варька несла дневник, как хлеб-соль на рушнике. А тут что-то подозрительно долго гремела посудой на кухне - девочка рано стала хлопотать по хозяйству, ведь родители дневали и ночевали в театре - и пятёрками хвастать не спешила. Алиса призвала дочь к ответу. Та стала жарко убеждать её, что в ревизии дневника никакой необходимости нет: всё отлично, как всегда! Сделав строгое лицо, Фрейндлих велела предоставить доказательства. Увидев кучу двоек, мать пришла в ужас, но не от неожиданно плохой успеваемости, а от того, что Варька врёт. Встав в величественную позу леди Макбет, она сказала: «Варя, напиши на листочке мудрое изречение «Маленькая ложь рождает большое недоверие» и повесь над своей кроватью. Зайдя перед сном в спальню дочери, Алиса увидела на стене огромный лист ватмана, сплошь исписанный маленькими буквочками: «Маленькая ложь рождает...», «Маленькая...» . Зажав рот рукой, хохочущая Фрейндлих выскочила из комнаты. А Варвара больше никогда матери не врала. Дружба с ней стала настоящей отдушиной для актрисы...

В театральных рецензиях её стали называть «великой и несравненной». А дома и в родном Ленсовете всё рушилось. Отношения с мужем и по совместительству главным режиссёром Игорем Владимировым превратились в разбитую чашку. Только работа приносила радость. Выходила на сцену и забывала обо всех горестях и обидах... В одном из спектаклей Фрейндлих надевала два одинаковых платья, только в первом акте - новое, а во втором - точно такое же, но грязное и рваное. Каково же было её удивление, когда, придя в антракте переодеваться, она обнаружила платье «номер два» выстиранным и тщательно заштопанным! Новая костюмерша оказалась её давней поклонницей. Она прониклась печальным видом актрисы и решила за ней поухаживать: «Я ваш наряд в порядок привела. Надо же, думаю, такая красивая женщина, знаменитость, а платье починить некому!»

Она играла в одном вместе с дочерью, надо было подавать следующую по тексту реплику, а перед глазами застыла совсем другая мизансцена: «Варя, я буду нажимать на клавишу, а ты попробуй голосом повторить звук» . Раз нажала, второй, чувствует - упрямая девчонка фальшивит ей наперекор. Но заветной мечтой Алисы было, чтобы дочь пошла по её стопам, и она терпеливо продолжила: «Варечка, давай ещё разочек!» Варька, посмотрев исподлобья, угрюмо пробурчала: «Поёшь - и пой! А я хочу быть мамой!»

Фрейндлих, прищурив знаменитые «пушистые глаза», всмотрелась в зал. Там сидели её обожаемые внуки. Вот Анюта, а где же Никита? Последние слова, гром аплодисментов, выход на поклон. А кто этот юный поклонник, вручающий Варваре её любимые розы? Никита! Потрясённый игрой матери, он выскочил из зала и вернулся под занавес с букетом...

Слабость сильной женщины

День Фрейндлих переполнен работой и распределён по минутам. Но она отнюдь не «железная леди» и позволяет себе маленькие радости, часто во вред здоровью. Алиса понимает это и старается беречь себя ради зрителей и семьи.

«Я закурила не ветреной девчонкой, а зрелой уже дамой - в тридцать шесть лет. До этого не то что не пробовала, а терпеть не могла, когда рядом дымят. Если нужно было по роли взять в руки сигарету, часами репетировала перед зеркалом... А тут - мамина смерть. И всё. Думала, что пройдёт трудный период, брошу. Но перепробовала все средства: иглоукалывание, гипноз, электропунктура, но увы. Вредная привычка вцепилась намертво. Утешаю себя мыслью: мама тоже курила. В ленинградскую блокаду половину пайка отдавала мне, а другую меняла на табак... Даже после операции на связках (удалили узелок - обычное дело у артистов, профессиональное заболевание) не смогла я сделать необходимую для организма передышку. Но пошла себе же на уступки: лёгкие сигареты и мундштук со специальными фильтрами»...

Поклонники возрадовались. Конечно, и тому, что Фрейндлих сделала маленький шажок к . Но главное: с длинным мундштуком в изящных руках актриса особенно хороша...

Как не стать «Мымрой»

Много лет прошло с тех пор, как Алиса сыграла Малыша в сказке про Карлсона, а мальчишеская фигурка до сих пор при ней. И в свои семьдесят она «на ура» играет десятилетнего мальчика в спектакле «Оскар и Розовая дама». Впрочем, как и Розовую даму. В чем секрет?

«У меня никогда не было претензий к фигуре. Вес всю жизнь крутился вокруг 50 кг плюс-минус три кг. При этом ни на каких, даже самых модных, диетах не сидела. Но когда сломала ногу, от неподвижности начала полнеть. Пришлось приводить себя в порядок. Даже принимала какие-то таблетки, но быстро поняла, что потом всё возвращается на круги своя, и бросила. Стрессы пожирают килограммы, как никакая пилюля. Вот японцы для психологической разрядки кукол бьют, а мы материмся от души. И я, хоть отец был немец с характером нордическим, бушую перед премьерой, могу даже выразиться будь здоров! Потом сыграю аж до седьмого пота и опять стройна и легка!»

Зрители и родные любят Алису любой. Прощают слабости, «пасмурное» настроение. Делают скидку на возраст. Она же сама не даёт себе никаких поблажек. И «осень жизни» Фрейндлих затмевает весну иных искусственных голливудских красоток. Как ей это удаётся?

«Хотя у меня, как и у героини «Служебного романа», на первом месте стоит работа, и катастрофически не хватает ни времени, ни силы воли, я стараюсь не относиться к внешности по-хамски. Всё-таки это мой рабочий инструмент. Я просто обязана за ним следить. И в советскую эпоху, когда у женщин не было особых возможностей, и в наши времена я придерживаюсь одних и тех же правил ухода за собой. И с удовольствием ими поделюсь:

Правило первое: смывайте не новомодными молочками и лосьонами, а горячей водой с мылом. И трите при этом кожу до хруста. Ей эта процедура только на пользу: проверено мною лично! И обязательно подберите хорошее мыло. Сейчас появились специальные щадящие мыльца, а раньше я покупала простое наше «Детское». Затем сполосните лицо холодной водой и нанесите крем. О нём отдельный разговор.

Правило второе: не жалейте денег на хорошие кремы для лица. Я предпочитаю отечественного производства. А совсем уж идеальный вариант - сотворить крем самой. Да, я делаю не только кремики для утробы, но и для лица. Просто смешиваю оливковое масло и содержимое тюбиков под названиями «Ланолиновый» и «Спермацетовый». В кожу впитывается моментально! Пузырёчек такого чудо-крема я всегда и всюду ношу с собой.

Правило третье: больше проводите времени на природе. Работа на даче заменяет мне тренажёрный зал. А сколько радости приносят «грибная охота» и «ягодный промысел»! Я целую землю, когда нахожу белый гриб.

Правило четвёртое: определитесь со одежды и чётко его придерживайтесь. На заре наших отношений с Владимировым он сказал: «Твой стиль - гамен, мальчишка-сорванец». И я следую ему всю жизнь. Могу, конечно, купить роскошные серьги женщины-вамп, но ведь они так и будут лежать мёртвым грузом. Та же история с норковой шубкой. Она у меня в доме для того, чтобы моль кормить. Я же щеголяю в спортивной куртке и кепке, как настоящий Гаврош!»

«Невозможно успеть все, что пожелаешь, за обычную, такую коротенькую творческую жизнь. Нельзя быть такой обжорой и жалеть обо всех несыгранных ролях». Алиса Фрейндлих Фото: Валерий Плотников

- Но здоровье Георгия Александ­ровича было уже подорвано, и в 1989 году его не стало...

Последняя его работа - «На дне». Когда он ее начал, уже сильно болел. Если читать пьесу, у Горького там все молодые - не больше тридцати лет. А Товстоногов собрал команду актеров, которые были значительно старше персонажей. Ив­ченко - Cатин, Басилашвили - Барон, Стржельчик - Актер, Лебедев - Лука, Крючкова - Василиса. Мне досталась Настя, хотя мне тоже был полтинник. Мы начали репетировать замечательно. Товстоногов, как обычно, попросил нас написать биографии героев, придумать, у кого за плечами какая жизнь. А потом мы расстались на лето, чтобы осенью продолжить работу. Летом Товстоногова пригласили в Америку - поставить, по-моему, «Дядю Ваню», он поехал. Он уже был болен и воспользовался там консультацией врача, который смотрел его сердце, сосуды. Тот ему прописал лечение и сказал: «Если не бросите курить, года не проживете». Товстоногов вернулся в Ленинград страшно напуганный. И стал бросать курить. В театр привезли из Ялты знаменитого иглоукалывателя, кажется, по фамилии Бройко, у которого 97 процентов удачи и только три - неудачи. И это как раз оказались мы...

К иглотерапевту на сеансы собирались группой: Гога, его сестра Нателла, я. Еще из Москвы приехала злостная курильщица Ляля Ко­това, завлит «Современника». Вол­чек по каким-то причинам не добралась до Ленинграда… И вот мы сели, нам всем в ухо всякие иголки повставляли. Забавно это выглядело… Георгий Александрович приходил на репетиции, оставив сигареты… Все думали, что бросил. Но вот он начинал репетировать, потом увядал, увядал, и мы видели, что он даже не смотрит на сцену. Потом делал маленький перерыв, уходил, а когда приходил - начинал бодро и интересно репетировать. Потом мы выяснили, что Гога бегал в сортире выкурить сигаретку. Курить Товстоногов так и не бросил. И действительно, вскоре наступило ухудшение. А тут у нас режиссер Воробьев ставит «Визит старой дамы», идут последние генеральные репетиции. Георгий Александрович, который стал уже совсем плохо ходить, но каждый день выбирался в театр, в этот день сел в ложу посмотреть, что творится на сцене, и попал, как нарочно, на сцену похорон. Валентина Ковель и Олег Басилашвили играли главные роли. Помощница Товстоногова Ирочка рассказывала потом, что Гога вошел в кабинет и сказал: «Ну все, я поеду домой. Выкатите-ка мне мою машину, я давно не сидел за рулем…» Все испугались немножко.

В ДЕКАБРЕ у Алисы Фрейндлих - одной из самых любимых и самых крупных актрис века двадцатого и века двадцать первого - юбилей. И хотя сама Алиса Бруновна, как и всякая женщина, о возрасте говорить не любит, цифры в ее интервью иногда мелькают. "Курить я начала лет в 35, после смерти мамы. И вот уже 35 лет выкуриваю в день по пачке сигарет", - "неосторожно" откровенничает Фрейндлих...

СЫГРАВ десятки ролей (и зачастую каких!) в театре и кино, для большинства зрителей Алиса Бруновна - прежде всего Мымра из "Служебного романа" Эльдара Рязанова. Однако, несмотря на сумасшедший успех картины, удостоенной Государственной премии, Фрейндлих была единственной, кто эту самую премию не получил. Спрашиваю юбиляршу:

Было обидно, что лауреатами стали все, кроме вас?

Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно.

Не обижает, что в первую очередь вспоминается Мымра из "Служебного романа"?

Немножечко. Но ведь это действительно так. Хотя успех этого фильма у молодого зрителя для меня - загадка. Кстати, Эльдар Александрович приглашал меня на роль Шурочки Азаровой в "Гусарскую балладу" (ее потом сыграла Лариса Голубкина). Но не сложилось. А вот в "Служебном романе" действительно получилась неплохая работа.

"Ключевой в фильме была, конечно, роль Калугиной, - вспоминает Эльдар Рязанов. - Недаром в качестве одного из вариантов названия картины долго обсуждалось такое - "Сказка о руководящей Золушке". И если прекрасным принцем в конце фильма окажется неказистый поначалу статистик, то несимпатичная Мымра должна быть преображена талантом исполнительницы в очаровательную принцессу. Во время съемок мы подружились. Не попасть под очарование Алисы Бруновны - женское, человеческое, актерское - было невозможно".

Прав Эльдар Александрович, прав на все сто. Невозможно не только не попасть под обаяние Актрисы, невозможно не влюбиться в нее. Моя первая встреча с Алисой Бруновной состоялась в какой-то комнате (то ли в театре, то ли на киностудии), в которой из всей обстановки были старый письменный стол, разваливающийся стул и непонятно каким образом и с какой целью туда попавший большой резиновый шар. "Значит, так, Игорь, - попыталась распорядиться Фрейндлих. - Вы садитесь на стул. А я... А я вот на шар сяду. Ничего, мне удобно будет".

Разумеется, никто не позволил ей изображать из себя спортсменку, отдыхающую на своем спортивном снаряде. Мы отправились в кафе и мило там побеседовали. Но отсутствие звездного пафоса, искренность и простота Фрейндлих меня покорили.

Получается, в своей шкале ценностей вы у себя не на первом месте? Вы для себя не самый близкий человек?

- (Смеется. ) Не-ет. Во всяком случае, в моей жизни достаточно компромиссов.

Откуда взялся миф о вашем несносном характере?

Вы это серьезно? Неужели такое обо мне говорят? Интересно, с чего бы это.

Но вы можете, если нужно, поставить зарвавшегося человека на место?

Иногда нахожу в себе какие-то силы и аргументы, чтобы это сделать. Но иногда теряюсь. И только задним числом, когда становлюсь такой умной, думаю, почему же я это не сказала.

Многие журналисты боятся даже звонить вам.

Я очень часто отказываюсь от интервью. Мне каждый день звонят по 5 человек. Со всеми разговариваю лично. Потому что, поставь я автоответчик, буду вынуждена выслушивать разных дур, которые звонят и молчат. Или их монологи.

Обидно, когда о вас говорят неправду?

Ну а как же? Как у всех Стрельцов, у меня обостренное чувство справедливости.

Меццо-сопрано с крепким темечком

Родители Фрейндлих - Бруно Артурович и Ксения Федоровна - познакомились в театральной студии. Правда, после рождения дочери их пути разошлись. Бруно Фрейндлих, отправившись с театром во время войны в эвакуацию, вернулся в Ленинград с новой семьей. А Ксения Федоровна во время войны работала на военном заводе, а затем - старшим контролером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда.

Алиса Бруновна, почему родители вас назвали Алисой? Тогда это ведь было достаточно редкое имя?

Да. Тогда даже книжка Кэрролла "Алиса в стране чудес" не была переведена. Это папа придумал. Не знаю, что пришло ему в голову. У мамы были совсем другие намерения - она хотела назвать меня Наташей. На что бабушка и папа сказали: "Что же ты создаешь девочке такую странную кашу - Наталья Бруновна Фрейндлих". В результате меня и назвали Алисой.

Детство часто вспоминаете? Какие у вас самые яркие воспоминания?

Они, конечно, фрагментарные. Помню, болела скарлатиной и была вынуждена сидеть дома. Бабушка обычно брала меня с собой в булочную и покупала мне пирожное. А тут я проснулась утром - бабушка уже ушла. Я поставила табуретку к двери, открыла задвижку и прямо в ночной рубашке побежала за бабушкой. А надо было перейти 3-4 дороги. Когда я бабушку нашла, мне сильно попало. Тогда были такие времена - пока меня не было дома, дверь была нараспашку и никто не зашел.

А еще помню, когда папа приходил с репетиции, обязательно ложился днем поспать. Для него дневной сон был как "Отче наш", для того чтобы создать себе после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового дня. Папа и мне эту необходимость передал. И вот однажды он прилег и оставил меня совершенно одну - бабушка чем-то занималась, мама ушла на работу. Я долго ходила вокруг него кругами, не давая заснуть. И когда он наконец задремал, карандашом ткнула ему в глаз. Хотела таким садистским образом разбудить его. Была за это выпорота и поставлена за печку в угол. Помню, будто это было вчера.

Есть ностальгия по тому времени?

Я не помню настолько то время, чтобы судить о нем с тех позиций, с которых я сужу сегодня. Это же было до войны.

Когда вы росли, кто был велик для вас?

В самой юности я была в упоении от Марии Бабановой. Причем в первую очередь от элегичности ее голоса. В нем для меня была какая-то музыка, предмет для подражания. Я меньше видела ее на сцене, чем слышала по радио. Рисовала себе ее облик и представляла, что она в это время делает на сцене. Когда появилась картина "Дорога" в 60-х годах, я влюбилась в Джульетту Мазину.

В том, что она станет актрисой, сама Фрейндлих не сомневалась никогда. Вот только поначалу не могла определиться, какой актрисой становиться - музыкальной или драматической. "У меня был хороший голос, - говорит Алиса Бруновна. - Высокое меццо-сопрано, довольно редкое, и меня прочили в консерваторию".

Решающим оказался голос отца, с которым, несмотря на категорические возражения его второй жены, Алиса встречалась. Бруно Артурович прямо сказал дочери, что на оперной сцене она потеряется ("Ты же кроха, а там фактура нужна"), а вот на драматической сцене она сможет и голос использовать, и внешность ее не будет помехой.

Разумеется, избежать разговоров о том, что вот, мол, известный артист пытается пристроить свою дочь, не удалось. Однако Алису кривотолки нисколько не раздражали. "Видимо, у меня оказалось крепкое темечко - я просто не впустила их в себя. К тому же любое шушуканье вызывало во мне приливы здоровой злости: доказать, что я и сама по себе кое-что значу. Увы, Варя, моя дочка, в этом смысле не в меня и ушла из профессии именно из-за бесконечных пересудов за спиной: похожа или не похожа, отдыхает природа или не отдыхает".

Алиса Бруновна, а вообще вам тяжело жить?

Бывает и так и так. В общем, непросто. Я сегодня все чаще и чаще - может, это связано с возрастом, когда оценки не такие легкомысленные, - вспоминаю, что Раневская попросила написать на своем надгробном камне: "Умерла от омерзения". Люди теряют нравственность с такой бешеной скоростью, что мне страшно становится за внуков. Они же попадают в эту атмосферу и возрастать будут в ней. Что из них получится, когда они вырастут и станут выбирать себе ценности, когда им выбирать-то почти не из чего.

Вам, может быть, свойственно себя "накручивать"? Все на самом деле не так уж плохо, а вы себе внушаете, что все ужасно.

К сожалению, я склонна преувеличивать всякие негативные мысли. Потом пытаюсь это подавить в себе. Понимаю, что мысль энергетична. Но первый импульс - страх. Это плохое качество. Но оно есть. Я очень многого боюсь.

Того, что что-то случится с моими близкими. Что повернется не так, как мне хотелось. До сих пор боюсь сцены, особенно если долго не было спектакля или какая-то новая непривычная обстановка - город, страна, зал. Это постоянные страхи. Другое дело, что я пытаюсь их чем-то гасить. Знаю, что страх не приводит к хорошим результатам. Это и есть предмет какой-то внутренней борьбы.

Внуки быстро выросли?

Вот тут как раз нет. Они ведь на моих глазах растут. Иногда даже думаю: что же они так медленно взрослеют, я же не успею увидеть их большими. А мне этого очень хочется.

Мама, теща, бабушка

Личная жизнь актрисы... Впрочем, на то она и личная, чтобы о ней знала лишь сама Фрейндлих. А мы знаем лишь имена ее двух мужей - журналиста Владимира Карасева и знаменитого театрального режиссера Игоря Владимирова, в браке с которым у нее родилась дочь Варя.

Чем занимается Варя?

Она самокритичный человек. К счастью. Ее энтузиазм в свое время погасили тем, что все время сравнивали со мной. И она сказала, что не хочет этого шепотка за спиной. Занялась тем, что нарожала детей. Они потребовали от нее времени. В театре она вообще ничего не успела. А в кино чуть-чуть - в двух картинах снялась. Она не успела себя реализовать. Отец ее звал в театр, пока еще был жив, я звала в театр, но она сказала: "Нет, нет, не хочу. Если только в кино". Потому что кино - это как бы не моя область. Она не попадала со мной в одно русло. В киношке у нее есть два или три опыта...

Кстати, сама Варя на сцену не очень-то и стремилась. "Мои родители страстно мечтали, чтобы я пошла по их стопам, - рассказывает она. - Помню, мама наигрывала на рояле и пела какую-то детскую песенку, провоцировала меня, чтобы я за ней повторяла, хотела понять, есть ли у ребенка слух. Вот она поет, а я молчу. Она: "Ну, Варенька, я сейчас спою, ты за мной повтори, а потом мы вместе споем". Я молчу. Долго смотрю на нее тяжелым взглядом, а потом говорю: "Поешь? И пой!"

Актрисой я быть не собиралась, но хотела что-нибудь близкое к театру. Все-таки выросла я за кулисами. Решила пойти на театроведческий факультет. Но мне там было скучно. Через год пошла-таки на актерский. Подумала: даже если ничего потом не получится, я хоть время весело проведу. А когда "потом" наступило, я струсила. Не пошла работать в театр, не почувствовала в себе уверенности. Тут мама такая, тут папа такой... Ну что я? И пошла на телевидение. Работала там ассистентом режиссера".

Несколько лет назад Варвара вернулась в профессию и сыграла в спектакле "Калифорнийская сюита", где ее партнерами стали Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Впрочем, называть этот спектакль "возвращением" не совсем корректно, потому как вся роль Владимировой - девочки по вызову - заключалась в молчаливом возлежании в постели горе-мужа, которого играл Басилашвили. Правда, безмолвно возлежать ей приходилось на протяжении целого акта.

Главная же работа Вари - быть матерью двоих очаровательных детей и женой Сергея Тарасова, вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Отношения Фрейндлих-тещи и Тарасова-зятя - отдельная история, заслуживающая восхищения и достойная подражания. В одном из интервью Сергей так рассказывал о своей встрече с Варварой и будущей тещей: "К этому времени мне было уже за тридцать. С начала девяностых годов беспрерывно занимался разным бизнесом. Тогда это все внове было, для мужиков самый кайф. В бизнес я пришел с хорошей жизненной школой. И в милиции работал, и грузчиком, и токарем. Некоторые остаточные явления той жизни наблюдаются до сих пор. Есть, например, небольшие проблемы с русским языком. Могу честно признаться, что слова "прецедент" и "инцидент" я освоил, уже будучи женатым, с помощью Алисы".

Земная жизнь богини

КАК ВЫ думаете, человек сам делает жизнь или все предписано свыше?

Верю, что что-то предписано. Но понимаю, что каждому дается шанс. Вот сказка: пойдешь, перед тобой будут три дороги - одна туда приведет, а другая туда. Сказка. Всегда найдется какой-то вариант. Если хватает здравого смысла или интуиции поступить верно.

У вас хорошая интуиция?

Бывает, что попадаю впросак. Но понимаете, какая штука... Я пришла к выводу, что лучше прислушиваться к интуиции. Бывали случаи, когда я слушала свой первый внутренний посыл - и он оказывался правильным. Но если я начинала размышлять и выбирала что-то другое, то потом об этом жалела.

Вам вообще свойственно сожаление?

Да. Эти размышления - урок на будущее.

Что вам сегодня нужно для счастья?

Во-первых, чтобы мои дети и внуки были здоровы и в безопасности. Поскольку момент опасности в нашей жизни сегодня очень значителен. Или если бы вчерашние аплодисменты после спектакля достались моей дочери Варе, а я бы в это время сидела в зрительном зале.

Вы позволяете себе иногда лениться?

Я могу полениться в быту. У меня такие завалы всяческих бумаг дома - сценарии, пьесы, что мне нужен месяц, чтобы во всем этом разобраться и навести порядок. А я думаю: а, ладно. Умру, Варя, дочка, бульдозером все вывезет из дома. Только предупреждаю: "Варька, все подряд не вышвыривай. Потому что среди бумаг может быть автограф Астрид Линдгрен или записки Тарковского".

У вас есть любимые философские высказывания или пословицы?

Если я где-то вычитываю замечательно сформулированную собственную мысль, то с удовольствием пользуюсь ею. Когда я училась в институте, мой педагог постоянно повторял: "Если бы молодость знала, если бы старость могла". Мудрость этой фразы я осознала гораздо позже. Пословица "Маленькая ложь рождает большое недоверие" сослужила мне добрую службу, когда у меня подрастала дочь. У меня было мало времени на ее воспитание, хотя я убеждена, что наставления ничто по сравнению с собственным примером. Однажды Варя не сделала уроки, а мне сказала, что все в порядке. В наказание я заставила ее целую тетрадку исписать этой фразой. И достигла успеха. Слава тебе господи, я больше никогда не словила ее на том, что она сказала неправду, за всю ее 30-летнюю жизнь.

Земную жизнь ведете? Ходите по магазинам?

Раз в десять дней ко мне приходит очень милая женщина, которая убирает. И есть женщина, которая готовит. Это то, на что у меня не хватает времени. Что касается магазинов, то, как правило, захожу в них по пути откуда-то куда-то.

В одном из интервью прочитал о вашей диете - тратите нервы, которые лучше всего жгут калории.

Да, это ведь действительно так. Если не тратить нервы, то нечего делать в театре. Нечего туда ходить и заниматься этой профессией.

Спасибо за интервью, Алиса Бруновна.

Да пожалуйста. Теперь ваша задача - развенчать слухи о моем несносном характере. Одна беда - за время нашего разговора я выкурила столько сигарет, ужас! Я всегда так - только звонит телефон, одной рукой беру трубку, а другая сразу тянется за сигаретой. Даже не замечаю этого.

Ну тогда, пока еще тлеет сигарета, последний вопрос. Вы знаете, что вы великая актриса?

Как я могу это понимать? Я иногда слышу такие оценки и думаю: что ж вы так торопитесь? Дайте помереть. А потом уже цените.

ДОСЬЕ "СЗ"

Алиса Бруновна Фрейндлих

Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Народная артистка СССР, лауреат премии "Триумф", лауреат Государственных премий, почетный гражданин Санкт-Петербурга, лауреат премии "Золотая маска", лауреат премии "Кумир", обладатель "Ники" в номинации "Роль второго плана" (фильм "Подмосковные вечера"). Снималась в картинах "Похождения зубного врача", "Жестокий романс", "Служебный роман", телесериале "Женская логика" и др. Служит в Большом драматическом театре им. Товстоногова. Живет в г. Санкт-Петербурге.

Алиса Фрейндлих... Трудно представить русского человека не знающего фильмы с её участием. Любимая актриса всей страны, одна из крупнейших советских артисток двадцатого века и ныне очаровывает своим талантом всё новых и новых зрителей, являясь одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Весной 2011-ого года Алиса Фрейндлих исполнила главную роль в спектакле художественного руководителя Театра современного танца "Крепостной балет" Елены Прокопьевой. Спектакль "Уроки танго и любви" повествует о том как популярная в прошлом танцовщица, живёт спокойной жизнью наполненной чудесными воспоминаниями недалеко от Парижа. Но одно обстоятельство меняет привычное течение её жизни…

К этому событию Театр цветов Марины Петровой подготовил специальный сценический букет, который был вручен Алисе Бруновне сразу по завершению спектакля. Идея букета не случайна ведь два центральных элемента - цилиндр и трость полностью повторяют сценический костюм актрисы. Цветы в букете расположены группами и обрамлены листьями аспидистры, паникумграссом и ледервареном. Белоснежная сирень, нежная орхидея цимбидиум и тюльпаны сорта Силенсио отлично контрастируют с розой сорта Ред Наоми и яркой герберой.



Рекомендуем почитать

Наверх