Инициатива наказуема. Полезно ли быть инициативным? Почему инициатива наказуема

Отношения, любовь и семья 28.06.2020
Отношения, любовь и семья

Несколько иначе, а именно «в армии инициатива наказуема». Выражение появилось в среде военнослужащих и означало, что любая инициатива, проявленная младшим по званию, приводит к тому, что именно он будет вынужден заниматься ее реализацией, а также понесет всю ответственность за возможную неудачу. С другой стороны, никаких поощрений он, скорее всего, не получит, даже если идея действительно окажется практически полезной. Именно поэтому многие призывники стараются «не высовываться», чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание начальства, поскольку их инициативность может намного осложнить несение службы: гораздо проще спокойно подчиняться приказам. Кроме того, в армии традиционно недолюбливают людей, демонстрирующих выдающиеся умственные качества, особенно если они младше по званию.

Стоит ли рисковать в обычной жизни?

Однако в обычном мире выражение «инициатива наказуема» стало оправданием бездействия людей, не способных предложить ничего нового. Конечно, и в офисе, и на предприятии ответственность за реализацию новых , как правило, ложится на их автора, но в отличие от вооруженных сил, заинтересованных в сохранении и поддержании порядка и , коммерческие предприятия намного больше оригинальные идеи, позволяющие сэкономить деньги, время или повысить уровень надежности.

Многие коммерческие организации всячески приветствуют и поощряют инициативных работников. Если вы заинтересованы в продвижении по карьерной лестнице, то без собственных оригинальных идей не обойтись.
Поэтому оправданием «инициатива наказуема» пользуются те, кто не хочет или боится груза ответственности, не желает обременять себя новыми задачами и вообще расширять сферу деятельности, предпочитая действовать в строгом соответствии с должностной инструкцией, пусть даже и замечая очевидные погрешности. В современном офисном мире немного людей, готовых брать на себя ответственность за неудачи, рисковать, проявлять инициативу, не боящихся провалов и наказаний.
Еще во времена Советского Союза на предприятиях промышленности и производства высоко ценились люди, занимавшиеся рационализаторской деятельностью. Внедренные рацпредложения отмечались грамотами и премиями.
Остальные же считают более целесообразным не выходить за рамки своих непосредственных обязанностей, прикрываясь тем, что, как говорится, «инициатива наказуема».

Порой, человек, который стремится к личностному и карьерному росту, идет на многие жертвы ради достижения своей цели. Но перед тем как осуществить свой план в реальной жизни, целеустремленные люди не задумываются о тех последствиях, которые может повлечь за собой обычная и с виду безобидная инициатива.

Обычно последствия проявляются не сразу. Сначала начальник может предложить дополнительное задание, которое не будет оплачиваться, но поможет завоевать его доверие и предрасположение. Исполнительный и обязательный сотрудник, как правило, не обдумывая такое предложение, сразу же предлагает свою кандидатуру, ссылаясь на возможное повышение в будущем, особенно если он выполнит несколько подобных поручений.

Разумеется, можно выполнить задание на отлично, внимательный начальник это заметит, но вопрос о повышении мнения или о каком-либо вознаграждении может оставаться открытым довольно долго. В конечном итоге, если реакции не последовало в ближайшее время, то вероятно, ее не последует вообще. Но настырный сотрудник может проявлять инициативу и работать без надбавки довольно долго, и тогда происходит обратный эффект – добрые дела начинают действовать против сотрудника.

Человек довольно быстро привыкает ко всему хорошему, увы, такова его физическая и психологическая сущность. Начальник тоже человек, поэтому для него такие свойства являются тоже нормальными проявлениями. Поэтому через некоторое время он может даже не интересоваться, кто бы хотел выполнить дополнительное задание, а сразу поручить его тому человеку, который постоянно проявляет инициативу. Со временем у такого работника может пропасть инициатива ввиду испарившейся мотивации, только начальника такой исход уже не будет волновать. В случае отказа он, скорее всего, будет возмущен, а в худшем случае может проявить крайне негативные тенденции, что испортит всяческие добрые отношения.

Кроме того, у инициативного человека могут начаться разногласия с семьей ввиду частого отсутствия дома. Ведь родные люди тоже требуют внимания и желают наблюдать ответственного сотрудника рядом. Порой в самых трудных ситуациях, длящихся годами, это может привести к разводу. Поэтому с проявлением инициативы всегда необходимо вести себя аккуратно и не переступать ту черту, когда она начнет играть против человека. Иначе можно лишиться всего, что было нажито непосильным трудом.

Я очень не люблю стереотипы. Особенно, когда они касаются отношений мужчины и женщины. Помнишь как все вокруг в детстве говорили: «Мужчина делает первый шаг», «женская инициатива наказуема», «это мужики должны за тобой бегать»?

Уверен, что ты слышала это не раз.

Давай разбираться, нужно ли женщине быть инициативной и на каком этапе ненавязчивость переходит в штурм.

Есть 3 момента, которые делают инициативность вредной привычкой или даже недостатком:

1. Предубеждения

Отношения между в паре формируются во время знакомства. И именно здесь большинство женщин попадают в ловушку.

Работает старая социальная установка: первый шаг - это унизительно. Нужно подождать пока мужчина созреет. Точно так же нашептывают на ухо, что он ДОЛЖЕН сам сделать первый шаг.

Пока ты висишь в режиме ожидания, на одного достойного мужчину найдутся 10 инициативных девчат, которые сумеют привлечь его внимание. И одна из них точно займет вакантное место в его жизни.

Ждать-то можно и до старости?

2. Дисбаланс

Обеспечивать, зарабатывать и решать – мужские задачи. Если в отношениях твоя инициатива забирает их на себя, это закончится плохо.

Нет, ты можешь списать все на его «трудный период». Поселить его в своей квартире, зарабатывать деньги на двоих и решать все сама. Но будь готова к тому, что очень скоро станешь «мужиком в юбке».

Быть инициативной - это побуждать мужчину к действию, но не делать за него. Женщине нужно выразить желание, мягко и по-женски. Тогда мужчина сам захочет его исполнить.

Вноси элемент неожиданности и легкой интриги в вашу сексуальную жизнь, но не более. И не забывай учитывать его желания и предпочтения.

Не задерживайся

Если ты видишь, что мужчина не слишком заинтересован, не хочет быть с тобой – окей. Просто прими этот факт. Направь энергию в другое русло.

В этом случае все твои попытки привлечь его внимание будут восприниматься как навязчивость и вызывать негатив. Тебе это нужно?

Нельзя хотеть больше, чем хочет мужчина.

Сделала выводы?

Работа над отношениями и общение с мужчиной как езда на велосипеде: крутишь педали в нужном направлении - будешь ехать.

Чтобы не навредить отношениям, инициативу должна быть уместна и умеренна. Так ты оставишь мужчине возможность проявлять свои .

Не нужно опекать его как мамочка, обеспечивать его, принимать за него решения, брать нахрапом. Если мужчине это нравится, он не настроен на серьезные и гармоничные отношения.

Лучше всего человек делает то, чего действительно хочет. И правильная инициатива мотивирует его делать тебя счастливой в ваших отношениях.

С верой в тебя,
Ярослав Самойлов.

Вы часто проявляете инициативу ? Согласитесь, что фраза "инициатива наказуема", срабатывает всегда. Стоит нам только выдвинуть идею, как сразу нам поручают ее реализацию. Только чуть проявим активность, так на нас будут обращены все пристальные взгляды. Нужно или не нужно проявлять инициативу, и чем нам это грозит в разных жизненных ситуациях?

В кругу друзей

В компании всегда есть лидеры. Это как раз те люди, которые не боятся проявить инициативу. Они всегда заводилы, к их мнению все прислушиваются, и решение компании, как провести вечеринку, основывается на мнении одного человека. Активный лидер всегда собирает друзей, всегда руководит, и ему все с удовольствием подчиняются, ибо он - "душа компании". На самом деле, человек просто инициативен. Можно сидеть тихонько в уголке и взирать на улыбчивую подругу, возле которой толпятся все парни, а можно самой занять активную позицию и предложить друзьям интересный вариант вечеринки в стиле "диско".

Конечно, Вам придется взвалить на себя большую часть проблем, связанных с организацией мероприятия: разработать сценарий, придумать, где достать интересные атрибуты для , поискать идеи для конкурсов. Это дополнительная нагрузка, и совсем нелегкая работа - организация мероприятия. Но Вы будете вознаграждены, когда станете королевой вечеринки, потому что все взгляды будут обращены к Вам! И если вечер будет удачным, то друзья Вас попросят в следующий раз сделать для них праздник.

Помните, что лидеру достаются "сливки". Да, это происходит ценой лишних хлопот. Но все равно, внимание и одобрение друзей того стоит. Быть настоящим лидером не каждому дано, но чтобы проявить инициативу, достаточно немножко смелости и готовности взять на себя ответственность. В конце концов, в таких ситуациях Вы ничего не теряете, скорее наоборот.

На работе

Проявление инициативы на работе зависит от того, чего Вы хотите добиться. Допустим, Вы только начинаете карьеру в компании. Работа вроде бы по душе, но очень нужен профессиональный рост. Тогда сидеть и исправно выполнять порученную работу - не вариант. Будьте хоть сто раз отличным исполнителем, Вы им останетесь навсегда. Никто не будет разглядывать в Вас перспективного работника, и кандидата в начальники отдела лет через пять. Здесь инициативность как раз является главной чертой, которая поможет сделать карьеру.

Проявляйте себя не в ссорах с коллегами, не в обвинениях, что он ничего не делает, а ему больше платят, а наоборот. Хватайтесь с энтузиазмом за любую работу, предлагайте методы улучшения организации труда, выявляйте плохо налаженные участки и назначайте себя исполнителем. И все это на глазах у начальства. Только инициативный работник заслуживает повышения и поощрения. Как Вы думаете, кто займет вакантное место руководителя: умненькая серая мышка, которая исправно и тихо делает свою работу, или Вы - активная и смелая, готовая взяться за любую, даже незнакомую работу?

Но иногда полезно и помолчать. В проявлении рабочей инициативы тоже нужно быть разумной. Недавно я остановила коллегу, которая с энтузиазмом мне рассказала, какую систему учета она видела на другом предприятии, и было бы здорово, если бы у нас была такая. Когда я спросила, потянет ли она одна организацию всего процесса, ее запал быстро остыл. Прежде, чем проявлять инициативу в работе, подумайте, справитесь ли Вы с этим в одиночку, чтобы не ударить в грязь лицом, потому как "инициатива наказуема"!


В личной жизни

Если спросить у мужчин, нравится ли им, когда девушка проявляет инициативу в отношениях, то получим, конечно же, разные ответы. Смотря что мужчина вкладывает в понятие "инициатива" со стороны девушки. и "стрельба глазами" - это инициатива? Тогда да, проявляйте. Это нравится мужчинам. Когда девушка обращает внимание на парня и при этом тепло улыбается, это польстит каждому. Только важно не переусердствовать и не превратить это в пошлость. Инициатива в непринужденной дружеской беседе и интересные вопросы, адресованные ему, - "зачёт".

Пригласить на свидание, признаться в любви, не отходить ни на шаг на вечеринке - это скорее будет рассматриваться как навязчивость. А мужчины пугаются навязанных отношений и сразу начинают держаться подальше от таких девушек. Поэтому, не думайте, что на войне все средства хороши, и если я не заберу себе этого красавчика, то заберет его кто-то другой. Хотя возможен вариант с нерешительным кавалером, тогда немножко подтолкнуть его к свиданию будет совсем не лишним.

Грань здесь настолько тонка , что даже опытные обольстительницы могут ошибиться. Каждый мужчина индивидуален, и, нужно быть очень внимательной и осторожной, прежде чем рискнуть проявить инициативу. То, что сработало с одним, не факт, что впечатлит другого. Но, девушки, кто не рискует, то не пьет шампанского! Взвесьте все "за" и "против" и вперед. Лучше, если эта инициатива будет незаметной для мужчины. Пусть думает, что это все он сделал сам.

Вообще, по жизни нужно быть инициативным , а то она пройдет мимо, и все сладости побед подарит активным товарищам. Горечь поражений, конечно, тоже достанется им. Но ведь нужно увидеть все краски жизни!

На новую должность Зам.начальника ОМТС взяли активную 27-летнюю девушку, которая сразу же взялась вводить изменения, которые не пользуются популярностью у менеджеров, из-за чего исполнение заданий постоянно срывается. Начальник ОМТС ясности в полномочия не вносит, опасаясь молодой конкурентки. А однажды не сообщает о выполнении задания, которое дал замначальнику напрямую зам.директора, за что та получила выговор. Предстоит сложный разговор.

Ситуация "Инициатива наказуема?"

В компании по производству фармпрепаратов в связи с расширением производства и увеличением объема работ введена новая структурная единица - Заместитель начальника отдела материально-технического снабжения (ОМТС). После трех туров собеседований на работу взяли активную 27-летнюю девушку, которая сразу же взялась вводить изменения, которые, по ее мнению, позволят увеличить эффективность работы отдела.

Меры не пользуются популярностью, поскольку Менеджеры отдела предпочитают исполнять свои обязанности так, как привыкли, и не хотят никаких изменений. За подтверждением заданий Замначальника и необходимости их исполнения менеджеры по привычке обращаются к Начальнику ОМТС, 47-летней женщине, которая никак не препятствует такой практике. На предложение Замначальника отправлять менеджеров за разъяснениями к тому, от кого они получают задания, чтобы не нарушать субординацию и ее полномочия не ставить под сомнения, Начальник соглашается, но фактически ничего не меняется. Ситуация накаляется - менеджеры не понимают, кого они должны слушать и чьи задания исполнять. Задания дублируются, сроки их исполнения постоянно срываются.

Периодически Замначальника ОМТС получает задания напрямую от Заместителя директора, который, считая, что «прыгать через голову» неправильно, требует отчета об их исполнении через Начальника ОМТС, с его визой.

И вот однажды Замдиректора вызывает к себе Начальника ОМТС и её Заместителя и спрашивает, почему задание, данное две недели назад, до сих пор не выполнено. Замначальника удивленно смотрит на Начальника, так как еще неделю назад положила ей на стол выполненное задание. Та пообещала проверить его, завизировать и доложить Замдиректора. Начальник хранит молчание, ее Заместитель - тоже, поскольку не хочет ставить в неловкое положение своего прямого руководителя. Не дождавшись ответа, Замдиректора выражает недовольство и объявляет строгий выговор Замначальника ОМТС. Начальник ОМТС и её Заместитель восприняли это молча, но теперь им явно предстоит непростой разговор.

Роли и интересы:

Начальник ОМТС - не испытывает расположения к своему заместителю. Считает её слишком молодой и неопытной для самостоятельного принятия решений. Опасается, что более энергичная конкурентка со временем может вытеснить её с должности. Хочет сохранить доминирующее положение, контроль над деятельностью Заместителя, и окончательное принятие решений. Рада, что выговор получила не она, а Заместитель.

Замначальника ОМТС - имеет много идей для воплощения, чувствует в себе силы занять место начальника со временем. Понимает, что пока у нее недостаточно опыта в данной отрасли и в этой компании. Ощущает негативное отношение со стороны Начальника ОМТС, но не видит явных причин для этого, поэтому списывает все на свою мнительность. В идеале хочет добиться снятия несправедливого выговора, извинений со стороны Начальника, но, как минимум, считает необходимым получить полноценное делегирование полномочий и соблюдение субординации менеджерами.

Заместитель директора - заинтересован в эффективном функционировании ОМТС. При приеме на работу был впечатлен энергией и идеями Замначальника, планировал в случае эффективной работы назначить её на место начальника, но теперь, 8 месяцев спустя, не исключает её увольнения, так как не наблюдает за ней изначальной результативности. Не понимает причин этого. Хочет разобраться, что же происходит в отделе, не было ли назначение Заместителя ошибкой, предпринять эффективные меры.

Умение проявлять инициативу является очень важным качеством для учеников любого возраста и для взрослых. Это свидетельствует о самостоятельности, волевых качествах личности, умении брать ответственность, ставить цели и достигать их. Инициативность позволит ребенку достичь высоких результатов в обучении, а взрослому – продвинуться по карьерной лестнице. В сегодняшней статье мы подробно поговорим об инициативности и ее плюсах, а также рассмотрим способы развития этого качества.

Что такое инициативность и что она дает

Инициативность определяется психологами как качество личности, выражающееся во внутренней готовности ставить цели и достигать их, осуществлять деятельность для удовлетворения своих потребностей. Внешне она выражается в личностной активности и предприимчивости, в способности увидеть как возможности, так и трудности, и принять последние ради первых.

Вопреки известному выражению о том, что инициатива наказуема, это качество дает возможность более эффективно учиться/работать. Главное, правильно и к месту проявлять ее и уметь управлять этим процессом. Можно выделить 5 компонентов инициативности, которые важны для своевременного ее проявления и успешности:

  1. Ценностно-смысловой. Выражается в личном отношении к инициативности, в ее оценке и значимости. Например, установка «инициатива наказуема» несет отрицательную оценку этого качества, его обесценивание.
  2. Мотивационный. Это готовность проявить инициативу. Т.е. насколько ребенок склонен демонстрировать энтузиазм, быть предприимчивым.
  3. Когнитивный. Можно сказать, что это понимание того, что же такое инициативность, как и в каких случаях она может проявляться, к каким последствиям приводить.
  4. Поведенческий. Подразумевает конкретный опыт выражения инициативы в различных жизненных ситуациях.
  5. Эмоционально-волевой. Заключается в регуляции учеником самого процесса проявления инициативности и ее результата. Т.е. насколько полно человек может продемонстрировать ее в той или иной ситуации и готов ли к дальнейшим действиям (например, ребенок выдвигает идею какого-то проекта в школе и способен взяться за его выполнение).

Чтобы инициатива проявилась в полной мере и не приводила к негативным результатам, важно наличие каждого из этих компонентов. Отсутствие ценностно-смыслового или мотивационного компонентов будет означать неспособность проявлять инициативу, неготовность к этому, страх это сделать. Отсутствие хотя бы одного из трех последних компонентов приведет к непониманию данного качества, несвоевременному его проявлению, неспособности справиться с последствиями инициативности. Для развития каждого из компонентов существуют свои советы и рекомендации.

Тренировка ценностно-смыслового и мотивационного компонентов


Главное - правильная мотивация…

Два этих компонента тесно связаны между собой, поэтому имеют общие рекомендации по их развитию. Для их тренировки необходимо:

  • Показать ребенку, что в инициативе нет ничего плохого. В первую очередь, родителям самим нужно отказаться от установки о том, что инициатива наказуема. Не осуждайте данное качество, проявляемое окружающими, а если оно было выражено не к месту, то подвергните конструктивной критике и объясните школьнику, почему в данном случае инициатива была не нужна.
  • Объяснить ценность данного качества, его плюсы. Расскажите ученику, в чем выражается инициативность, и почему это так важно. Например, она позволяет заявить о себе, реализовать свои возможности, достигать каких-то целей и т.д.
  • Сформировать образ инициативной личности. Сделать это можно на собственном примере или на примере какой-то известной личности. Например, это может быть кумир ребенка – знаменитый спортсмен, артист, певица и др. При этом важно указать, где и как именно проявилось данное качество, и к чему оно привело (например, Билл Гейтс создал проект компьютера с графическим интерфейсом и проявил инициативу, показывая его различным компаниям и людям, задействованным в данной области, что и стало первой ступенью к его успеху).
  • Научить ребенка планировать свои действия и ставить цели. Хороший способ – спросить, чего хочет школьник, и как он собирается этого достичь. Например, ребенок желает получить пятерку по математике. Помогите ему сформулировать цель (улучшить знания по математике), найти пути ее достижения (дополнительные самостоятельные занятия или занятия с репетитором) и составить план действий (каждый день в течение двух часов решать задачи по математике, два раза в неделю посещать репетитора и т.д.). Подобную схему можно применить практически к любому желанию или стремлению.
  • Поощрять проявление инициативности в повседневной жизни и в школе. Отмечайте каждый случай проявления инициативы (сам помыл посуду, вызвался к доске и т.п.), хвалите ребенка за это, делая упор на то, какой он молодец, что был предприимчивым и инициативным. Помимо словесной похвалы можно давать школьнику и другие приятные бонусы: позволить подольше погулять или посидеть за компьютером, купить что-то вкусное и др.

Тренировка когнитивного компонента


Важно понять, когда инициатива уместна.

Когда школьник внутренне готов к проявлению инициативы, важно направить эту готовность в правильное русло. Сделать это можно следующим образом:

  • Дать максимум теоретических знаний по этому вопросу. Здесь также можно использовать личные примеры и примеры известных людей. Помимо этого важно сформировать у ребенка понимание того, когда вообще возможно проявление инициативы. Например, это могут быть ситуации обучения (поднять руку, чтобы ответить или выйти к доске, предложить идею для создания плаката по ОБЖ и др.), бытовые ситуации (сделать что-то по дому, сходить в магазин, предложить вариант семейного отдыха в выходные и пр.), ситуации с друзьями (предложить новую игру, придумать интересное занятие и т.п.).
  • Обсудить конкретные ситуации, в которых возможно проявление инициативы. Спросить у ребенка, когда и где он может проявить инициативу, и в чем именно она будет заключаться. Обсудить эти случаи, скорректировать при необходимости. Например, ребенок говорит о том, что может предложить идею какого-то проекта, но при этом не готов приступить к его реализации. Важно объяснить ему, что выражение инициативы подразумевает также и ее осуществление и что он должен быть готов к тому, что ему поручат эту деятельность.
  • Совместно со школьником спроектировать ситуацию. Например, ученик долго разучивал стихотворение и идеально может его рассказать. В данном случае проявление инициативы будет поднять руку и вызваться отвечать, а ее последствием – либо вызов к доске и получение положительной оценки, либо отсрочка реализации желания рассказать стихотворение (например, если в классе много желающих). Важно, чтобы ребенок был подготовлен к любому из исходов и не потерял желания проявлять свою инициативность в будущем.

Тренировка поведенческого и эмоционально-волевого компонентов

Поведенческий и эмоционально волевой компоненты также взаимосвязаны, что позволяет рассматривать их тренировку совместно. Обеспечить это позволят:

  • Наличие достаточных ресурсов для проявления и реализации инициативы. У ребенка должны быть необходимые инструменты для этого, например, литература, наличие достаточного свободного времени, возможность посетить какое-то мероприятие, возможность получить материалы для реализации проекта и пр.
  • Создание ситуаций, требующих проявления данного качества. Родители и учителя сами могут создавать ситуации, когда школьник должен проявить инициативность: предложение создать творческий проект, план мероприятий на выходные, придумать интересное занятие и др.
  • Поэтапное включение в серьезную самостоятельную деятельность. Если требуется, чтобы ученик не только проявил инициативу, но и самостоятельно занимался какой-то важной деятельностью, то включать в нее необходимо постепенно, начиная с малого. Например, сначала только высказать идею, в другой раз помимо этого придумать путь ее реализации, далее – плюс к этому найти необходимые ресурсы для осуществления и т.д. Последним этапом будет – полностью самостоятельное выполнение.
  • Готовность поддержать инициативу. Важно, чтобы она находила одобрение у родителей, чтобы они были готовы оказать свою помощь, предоставить нужные ресурсы и т.п.
  • Помощь в проявлении инициативы, грамотное направление ее при необходимости. На первых этапах родители/учителя должны работать совместно с ребенком, максимально помогать в его начинаниях. Если он что-то выполняет неверно, важно аккуратно направить деятельность в нужное русло. Пример подобного взаимодействия: ребенок придумывает меню к праздничному столу, но родители все равно контролируют этот процесс (дают советы при необходимости, вносят небольшие изменения, но обязательно объясняя причину этого, и др.).
  • Разумная похвала и конструктивная критика действий. В процессе проявления инициативы и после получения результатов, отмечайте сильные и слабые стороны выполнения данной деятельности. Не стоит перехваливать работу, но и жесткая критика будет излишней.
  • Стимулирование самоанализа школьником своей деятельности. Важно, чтобы ученик сам оценивал результаты проявления собственной инициативы. Для этого можно спросить, что ему понравилось/не понравилось в этой деятельности, что бы он хотел изменить, на что обратить внимание в будущем и т.д.

На первых порах ребенку нужна будет ваша помощь и поддержка.



Рекомендуем почитать

Наверх