Интимная жизнь дали и гала. «она никогда не будет любить гетто»

Уроки стиля 07.03.2019
Уроки стиля

В честь многих ли возлюбленных создавали уникальные полотна и скульптуры, возводили дома и замки, готовые поспорить по красоте со знаменитейшими шедеврами архитектуры, называли улицы?

Быть свыше 50 лет эталоном красоты и элегантности, идолом, иконой, возлюбленной и любовницей, матерью-утешительницей и преданнейшей подругой, как это удавалось одной женщине? В чем секрет притягательной силы Гала?

Жена Сальвадора Дали, Гала пришла к нему из детских грез

Ей было 35 лет, ему на девять меньше, когда они познакомились в Париже. Он понял, что станет его всем, едва увидев, Елена Дмитриевна Дьяконова-Элюар. Ведь это она чудилась ему в безумных детских сновидениях. Это ее он ждал, бескомпромиссно заявляя всем, что не может полюбить женщину, оставаясь девственником до встречи со своей Белкой, Пчелкой, Львенком.

Откуда она взялась такая, упрямая и терпеливая, проникновенная и все понимающая, русская, против которой сначала восстала вся его семья? Прямо из Москвы ее, больную чахоткой, отправили в Давос лечиться. Именно здесь с легкой руки одного из своих новых друзей Эжена Гренделя (впоследствии известного под именем Поля Элюара) она стала называть себя Галá (от французского слова «праздник»). Потом годы переписки, приезд в Париж, счастливое венчание в церкви, рождение Сесили, богатство и известность мужа.

Встреча в Париже Гала и Дали не предвещала продолжения. Да, он ждал именно ее, но Гала отталкивало его нарочито показное щегольство, претившее ее безукоризненно сдержанному стилю.

Потом Гала приехала к нему в Каталонию с Полем Элюаром. Ему так хотелось для нее выделиться. Сначала самым безумным образом: вымазался в козлиных экскрементах, выбрил подмышки. Но все было не то, чтобы сразить ее. Нервный срыв вызвал безудержный хохот. Тысячи поводов обратить на себя ее внимание – подать воду, повернуть так, чтобы полюбовалась открывающимся пейзажем.

«Малыш, мы больше не расстанемся»

Это она поняла и сделала первый шаг. Поговорили наедине, его покорила абсолютная честность. Гала излечила от давящего с детства рока: чем больше любил, тем больше причинял страданий.

Их роман из острожной боязни прикоснуться друг другу быстро перерос в обжигающее и пылкое чувство. Несколько месяцев на Лазурном берегу они почти не выходили на улицу, наслаждаясь таким уединением. И потом были времена, когда каждые 15 минут – объятия, подтверждающие их не ослабевающее взаимное притяжение. Она, не задумываясь, бросила ради него не только мужа, но и дочь.

И трудная жизнь с всевозможными лишениями, когда каждая копейка на счету, а впереди – неизвестность. Борьба его – это и ее путь. Дали изгнан из семьи на много лет из-за этой любви. Скромное жилище в Кадакесе укрывало их месяцами. Здесь Гала, как и всегда, где бы они не были, навела такой блеск, что Сальвадору это жилище казалось роскошным. Она рассеивала его страхи, заставляла взять себя в руки всеми возможными способами. Гала постепенно приводила в порядок его мозги и документы. Отсюда они совершали «набеги» на Париж.

В поисках вдохновения и успокоения она отправлялась с ним в путешествие по Италии, держала его за руку, чтобы не нервничал и на корабле по дороге в Америку. Он так боялся путешествовать по морю, что даже читал, лежа в спасательном жилете. Гала «вила гнездо» в его Порт-Льигате, возила на продажу картины, раскидывала карты и предсказывала Дали славу и счастливые дни. Они часами гуляли по его любимым местам. Но она была и свидетелем его ярости: из-за ерунды (к примеру, не тот состав краски) он мог устроить все, что угодно. Так здесь рождался «дикий мотив жить и любить».

Дали и его Гала «Всегда одиноки, но вместе»

Это не мистификация Мастера и, конечно, ее. Несмотря ни на что, они до конца оставались единым целым. У него в 60-е годы был длительный роман с другой женщиной. А Гала, все также желающая очаровывать, уже жила в замке, который Сальвадор построил для нее специально. И с 1968 года для посещения ее он должен был предварительно получить письменное разрешение для визита. У Гала были свои страсти – молодые любовники, рулетка. И, если верить молве, в 80 лет она все еще жила любовными переживаниями. Правда, платила за это безумно дорогими чеками.

Но это Гала вселила в него веру и до конца своей жизни поддерживала ее огонек. «Я желаю: лишь любить Гала», – твердил он. «Это ведь твоей кровью я пишу картины», – считал (и не беспочвенно) Дали. Потому начал ставить рядом со своей подписью и ее имя.
Когда стало известно, что у Дали прогрессирует болезнь Паркинсона, Гала, как гласят некоторые очевидные факты, велела подделать сотни картин художника. Это поддерживало иллюзию – гений продолжает успешно творить.

На момент встречи Гала было 35 лет, а Сальвадору 25. Казалось бы, что может быть общего между русской женой французского поэта и художником, о чьей экспрессии и чудачествах ходили слухи? Однако, их крепкому союзу суждено было просуществовать 53 года, при том что Гала была старше Дали на 10 лет. Одни называли «хищницей» эту загадочную женщину из России, считая ее эксплуататоршей, заставлявшей художника творить. Другие - уверены, что если бы не вдохновение Гала, ее поддержка и вера в Дали, то гений Сальвадор мог бы быть утрачен для Мира.

Кто такая Гала?

Гала, с ударением на последней букве, как во всех французских словах, ее настоящее имя Елена Ивановна Дьяконова. Родилась она в 1894 году, в Казани в семье небогатой семье. Ее отец был мелким чиновником, умер, когда девочка была еще в совсем юном возрасте. Мать второй раз вышла замуж за адвоката. Когда Елене было 17 лет, семья переехала в Москву. Там девушка стала гимназисткой, кстати, училась она вместе с будущей поэтессой Мариной Цветаевой.

Детство Сальвадора Дали

Сальвадор Дали родился в 1904 году в городе Фигерасе, что в Испании. Его отец был нотариусом-атеистом, а мать ярым приверженцем католичества. В школьные годы его талант художника проявлялся в рисунках на полях тетрадей. Позже с Дали занимался художник Рамон Пихо. Часть мальчик гулял среди представителей низших слоев общества, моряков, рыбаков, впитывая мифологию своего народа, что позже отразилось в его работах. В 17 лет он поехал в Мадрид для обучения в Академии Изящных Искусств, но попал под влияние Лорки и Бюнуэля – ярых противников консервативных норм и был исключен из Академии за распространение «бунтарских» идей. Отец Сальвадора был расстроен: он еще тешил себя надеждами, что сын пойдет по пути государственного служащего.

Так постепенно шаг за шагом под влиянием Ницше, Фрейда, Бретона, Хуана Миро, Дали предложил миру совершенно новый художественный подход, который он назвал «параноидально-критическим методом».

Гала и Поль Элюар: муза поэта

У Елены с самого детства было очень слабое здоровье, и в 18 лет ей ставят диагноз: туберкулез. На лечение девушку отправляют в Швейцарию, там в санатории произошло роковое знакомство с поэтом из Франции Эжен-Эмиль-Поль-Гренделем, это будущий Поль Элюар. Родители отправили Поля туда лечиться от странной болезни – поэзии.

И тут началось: между ними разгорелся страстный роман.

Отец и мать поэта были против, всячески отговаривая Поля от какой-бы то ни было связи с «русской девчонкой». Но это было бесполезно. Пламя уже вспыхнуло, несмотря на то, что влюбленным пришлось на время расстаться, они постоянно слали друг другу письма. Уже тогда в письмах прослеживается яркое материнское начало в Елене (именно в этот период она решает переименовать себя Галой, что обозначает «праздник», «веселье»). Часто она обращается к полю как к «мальчику», «душеньке».

Свадьба Гала и Поля Элюар

Страстный роман Гала и Поля закончился их свадьбой в 1917 году. Родители Элюара преподнесли в качестве подарка молодоженам огромную кровать, на которой поэт романтично планировал «умереть» со своей возлюбленной, но не тут-то было.

Спустя год после законного скрепления брачных уз, в их семье родилась дочь Сесиль. Несмотря на это столь радостное для обоих событие, их союз не сулил счастья. Элюар не мог усидеть на месте, часто путешествовал, иногда чудачил. В доме скандалы стали обычным делом. Например, поэт легко мог показывать снимки в стиле ню своим друзьям. Гала была одновременно музой и раздражителем Поля. Вскоре она вступила во внебрачные отношения с художником Максом Эрнстом.

Судьбоносная встреча Галлы и Сальвадора Дали

Брак Галлы и Поля Элюара насчитывал уже почти одиннадцать лет. Однажды летом 1929 года, семья Элюаров решила отправиться на автомобиле из Парижа в испанскую деревню Кадакес в гости к молодому художнику Сальвадору Дали. Эта идея принадлежала Полю, он был шокирован фильмом Дали «Андалузский пес». На момент судьбоносной встречи Гале было 35 лет, она была выдержанной женщиной, получившей солидный жизненный опыт, а Сальвадору Дали не так давно исполнилось 25 лет.

Всю дорогу по пути в деревню Элюар расхваливал работы Дали. Перед приездом гостей Сальвадор принарядился специально к встрече: покрасил свои подмышки в синий цвет, набрызгал себя самодельным парфюмом из лаванды, обмазался пометом коз и рыбьим клеем. В таком эпатажном наряде он собрался предстать перед семьей Элюаров. Однако, случайно его взгляд упал на жену Поля. Он увидел ее из окна своего дома. Перед гостями Дали предстал уже в нормальном своем облике, но потеряв дар речи. Тогда он чувствовал, что эта женщина будет его настоящей и единственной любовью всей жизни.

Плодотворный творческий союз: Гала и Сальвадор Дали

Современники Галлы отмечали, что она не была красавицей, но было в ней что-то, что являлось притягательным для многих мужчин: строгость, загадка, магнетизм… Как Гала признается позже, с первого взгляда на Дали она поняла, что перед ней – гений.

Так Гала приняла, пожалуй, одно из важнейших решений в своей жизни: бросить супруга и дочь и посвятить свою жизнь молодому художнику. Без оглядки на состоятельность мужа и бедность художника.

Только после смерти Элюара, спустя 29 лет после встречи, пара официально скрепила свои узы браком.

Их союз был, будто союзом льда и пламени: строгая, расчетливая Гала и робкий Дали. Поговаривают, что до брака он был девственником и панически боялся всякого контакта с женским полом.

Тем не менее, огромное влияние Гала на Дали дало свои плоды: художник ушел из-под влияния Бретона и его группы и стал самостоятельным. Он много работал, возлюбленная была не просто его музой, но еще и его продюсером, арт-директором, маркетологом: она сама создавала выставки работ, постоянно искала состоятельных спонсоров и вела с ними переговоры, занималась продажей картин.

Постепенно в прессу стала просачиваться информация, что Дали работает под давлением Гала, якобы она заставляет его создавать картины, а когда картины не шли из-под кисти, то она сажала его за разработку новых аксессуаров и предметов интерьера. Возможно, так и нужно было обращаться со слабовольным и всего боящимся Сальвадором.

В 1994 году вышла в свет статья, где журналист называл Галлу хищницей, которая взяла жестокой и крепкой хваткой беззащитного и слабовольного художника, имеющего некоторый талант и своими силами сделала из него миллионера и «звезду», за возможность обладания работами которого выстраивались толпы богачей и толстосумов.

Сама Гала была на седьмом небе от счастья. Она транжирила деньги направо и налево.

Путешествие в США: пик популярности Сальвадора Дали

Интуиция Галлы привела пару в США, где, казалось, публика только и ждала их приезда. В 1934 году как раз пересматривались художественные каноны, и бомонд скучал в ожидании скандалов и эпатажа. Америка преподнесла им головокружительный прием: работы Дали раскупались за баснословные суммы, в их честь устраивались шумные вечеринки. Эта поездка только прибавила паре славы и денег.

Годы войны и несколько послевоенных лет Гала и Дали прожили в США, популярность художника, благодаря действиям Гала, была на пике. Гений творил и создавал свои шедевры.

Феномен Гала

«Галатея», «мой талисман», «мой клад», «мое золотце» - так писал о своей супруге Дали. Ее образ можно найти в изображениях множества картин, даже в лике Богоматери. Художник не раз говорил, что он любит ее больше всего на свете – больше денег, славы, даже больше матери. А точней, вместо матери. Художник потерял рано мать, а Гала сумела дать ему материнскую заботу и любовь, которой столь сильно не хватало мужчине.

Приближенные к паре, в частности, сестра Галы, приехав к ним в гости, не раз твердила о материнском поведении Галы в отношении Сальвадора: она за ним убирала, подносила напитки и еду, обожествляла, всячески заботилась о нем.

А в ответ художник творил: картины он подписывал: «Гала-Сальвадор-Дали». По сути, Гала своими руками создала бренд «Сальвадор Дали», была не только его музой, но и умелым менеджером и финансистом. Ей удалось убедить Дали в его исключительности, уникальности и гениальности, а художник в ответ готов был преподнести Гале весь мир.

Борьба со временем

Пара Дали и Гала, которую многие в народе называли «шизофрениками», «сумасшедшими» «извращенцами». Постепенно Гала старела. В бессмысленных попытках хоть как-то удержать свою молодость Гала то ложилась под скальпель пластического хирурга, то принимала «волшебные» таблетки для сохранения молодости, то сидела на диетах. Роскошь, слава, богатство – все это дало женщине возможность держать рядом с собой любовников помоложе. Одним из них стал Джефф Фенхольт – главный актер рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Но этого ей было мало. Однажды Гала обратилась к Сальвадору с просьбой купить ей замок в Пуболе. Там женщина устраивала оргии, но Дали был на них очень редким гостем. Вход ему был возможен только в случае ее письменного приглашения.

На закате жизни

В 1982 году в результате падения, Гала сломала шейку бедра. Ее поместили в больницу, где разум ее постепенно оставлял. Муза художника умерла в одиночестве, забытая множеством своих любовников, на которых столь беззаботно и щедро тратила деньги.

Дали, узнав об этом, пошел на нарушение закона (в те времена нельзя было самостоятельно перевозить тела умерших) – он надел на Гала ее любимое платье, большие солнечные очки, усадил в «Кадиллак» и отвез в замок в Пуболе, где его муза и была похоронена.

Дали после смерти своей Музы

После смерти своей возлюбленной, источника вдохновения, жены, друга в одном лице. Сальвадор Дали закрылся в себе. Он больше не возвращался к холсту, как будто бы его дар покинул. Художник, казалось, сходил с ума, утратил интерес к жизни, мало ел, агрессивно себя вел, кидался на собеседников, вместо нормальной речи – мычание, которое никто не мог разобрать. В таком режиме он провел оставшиеся семь лет.

Вывод:

Во многом, благодаря Гала, Мир узнал о Сальвадоре Дали. Она была его женой, матерью, другом в одном лице. Как Дали признавался сам много раз, всем, что у него есть он обязан всецело «своей Гала».


Фильм "Сальвадор Дали и Гала"

Я посвящаю эту книгу моему гению,
моей победоносной Гале Градиве,
моей Елене Троянской,
моей Святой Елене,
моей блистательной, как морская гладь,
Гале Галатее Безмятежной.
— Сальвадор Дали, вступление к автобиографии

Сальвадор Дали появлялся в обществе, извалявшись в меду, а потом — в перьях. Нарочно проливал кофе на изысканные наряды соседок за столом и заявлял в свое оправдание, что наелся битого стекла. Давал интервью, сидя обнаженным в ванне, изысканно помахивая тростью. Но чего-то ему, казалось, не хватало в этой стильно замешанной драматургии. И именно в момент осознания этой недостаточности в жизни Дали появилась она.

Свадьба Галы и Дали

К моменту знакомства с Галой Дали было 25 лет, и он все еще был стопроцентным девственником. Какая ирония судьбы: женщиной его жизни оказалась беспринципная нимфоманка, согласная на все, лишь бы получить больше денег и секса. Неужели идеальные пропорции желаемого она нашла в испанском гении?

Она родилась в Казани, на Волге. Тогда ее звали еще Еленой Ивановной Дьяконовой. В 17 лет врачи обнаружили у нее туберкулез и отправили на лечение в Швейцарию. Там, в санатории, девушка знакомится с Полем Элюаром, тогда еще начинающим французским поэтом, и в феврале 1917-го года уже стоит перед алтарем в свадебном платье. Тогда умерла маленькая Леночка и вместо нее на свете появилась великая Гала. Она сама называла себя Галиной или Галой, а Элюар придал имени больший налет Франции, ставя ударение на последний слог. В начале 20-х с молчаливого согласия мужа крутит роман с немецким скульптором Максом Эрнстом. Какое-то время Элюар, Эрнст и Гала делят постель на троих. Часто Элюар снимает свою жену обнаженной, а потом демонстрирует фотографии всем своим друзьям, в том числе самому Дали. Гала приходит в восторг от того, с каким упоением мужчины пожирают ее формы, навеки запечатленные объективом камеры. Особенно ей нравится восхищение, которое она вызывает у Сальвадора. И это восхищение оказывается взаимным. И вот в 1932-м году, через три года после знакомства, Гала сочетается браком с Дали. Но безумная любовь не умерила сексуальные аппетиты ненасытной дамы.

. Когда Сальвадора Дали спросили, как она нарисовал картину «Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на плече», он ответил: я люблю Галу и люблю ребрышки, а тут они сразу вместе.

Несмотря на непомерную любовь к сексу, она, тем не менее, была одной из тех женщин, которую богемный мир Парижа принимал всерьез и даже прислушивался к ее мнению. Да, она точно знала, чего хочет. Ее не интересовали политические интриги, философские споры и прочий «общественный мусор». Все, что волновало ее кровь — это страстное желание наслаждения для всех пяти органов чувств, жажда компанейских отношений с гениями и денег, денег, денег. Она оценивала людей только по эффективности «выхлопа», который они могут или не могут произвести в реальном мире, мгновенно устраняя от себя всех посредственных и бедных. При этом, как признавался Дали, Гала имела способность непостижимо разжигать творческие способности талантливых людей.


«Осенний каннибализм» (1936)

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина, и для Дали таковой оказалась эта русская. Далеко не красавица, но облик ее, как казалось Сальвадору, удивительным образом совпадал с образом маленькой девочки, которая являлась гению во сне и которая с годами оформилась в придуманный им идеал элегантной музы. Дали говорил, что Гала затянула его в омуты своих глаз, где он, собственно, и родился второй раз.

Вдохновленный своей музой, в 1936-м году Дали пишет одну из самых известных картин — «Осенний каннибализм». На полотне угадываются мужчина и женщина, которые поглощают друг друга, проникают, становясь одним целым. Это ли не аллегория на отношения художника и его музы?

Казалось, все, к чему прикасалась рука Дали, получает пропуск в мир искусства, причем с ценником с шестизначной суммой. И более всего это относится к его жене, Гале. Он рисует ее постоянно, возводит в ранг Мадонны. Благодаря Дали, она становится уже чуть ли не самой дорогой моделью века, а ее тело не менее знаменитым, чем тело самой Венеры Милосской.

Привязанность Дали к своей музе можно было назвать почти патологией. Художник не мог расстаться с ней даже на сутки, а когда краткое расставание все же наступало, попросту не мог творить. Действительно, а как привносить в этот мир что-то новое, если музы в нем нет?

И вот Гала отметила 60-летний юбилей. И будто бы противясь природе, ее тело начинает желать еще больше любви. По требованию своей музы, Дали покупает ей «замок-храм», набитый десятками самых разных мужчин самой разной ориентации.

Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают.

— Сальвадор Дали

Каждый день мужчины устраивали для Галы удивительные зрелища, беспрестанно пробуждая к жизни ее желания, даже и не думающие угасать. Дали разрешал ей иметь столько любовников, сколько захочется, а она, в свою очередь, покупала им дома и машины. Однако старение художника тоже скрашивали молодые фаворитки, от которых ему было не нужно ничего, кроме их красоты и юности. Он делал вид, что в восторге от все новых и новых любовниц, но на самом деле женщиной его жизни была всего одна единственная. «Демонесса моего гения» — так называл ее мастер.

На часах XX века уже бьют в колокол срамные 80-е, «крылоподобная муза» Сальвадора Дали стареет все сильнее и сильнее, и уже нет сил отмахиваться от этого. Но Дали маниакально твердит каждому, что его Гала становится с годами все прекраснее и прекраснее. Однако смерть не обмануть, ей плевать на чувства. И вот эта страшная дата — 10 июня 1982 года.

Господь безжалостно распаковал мой череп и изъял одно полушарие, повергая меня в тотальное смятение.

Гала завещала похоронить себя в Пуболе, и чтобы выполнить последнее желание своей музы, Дали решил перевезти тело любимой самостоятельно, чтобы не привлекать излишнее внимание вездесущих папарацци. Решение нашли, и оно оказалось очень в духе художника. Дали приказал надеть на Галу лучший наряд, посадил труп на заднее сидение «Кадиллака» и повез в замок. Там тело забальзамировали, нарядили в алое платье от Dior и похоронили в склепе замка, словно Белоснежку, положив в гроб с прозрачной крышкой. Современники напишут, что вдовец, стоящий над телом любимой будет смотреть на нее, не моргая, и твердить себе под нос одно и то же:

Смотри, я не плачу. Я не плачу. Не плачу!

Они же отметят потом, что с этого момента глаза гения беспрестанно будут слезиться. Но, возможно, это одна из красивых легенд, которые люди так любят придумывать?

Влюбленные женились около 50 раз. В пылу чувств Сальвадор буквально отрекся от всего, что было ему дорого, заявив, что Гала ему милее матери, денег и даже милее Пикассо, служившего источником неисчерпаемого вдохновения.

Фактрум рассказывает о том, как два удивительных человеческих гения встретились и полюбили друг друга.

Русская и испанская душа

Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила навсегда

Знакомство Галы и Сальвадора произошло неожиданно, эта встреча изменила их жизнь. Сальвадору было 25, он был невинен и читал труды Ницше. Жил он тогда в поселке Кадакес, который располагался недалеко от города Порт-Аигата. Художник пригласил в гости две семейные пары: Магрит и Элюар. Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила его раз и навсегда. «Знакомьтесь, это моя русская жена Гала, я много рассказывал ей о ваших работах», - произнес Поль. Бедный Сальвадор утратил дар речи и мог только крутиться вокруг своей дамы сердца.

Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать - кисть не желала оставаться в руке. Все мысли Дали были лишь о жене его друга.

Жить вместе

Развод Галы и Элюара состоялся спустя 9 лет после ее знакомства с Дали. Но муза художника оформила с ним отношения лишь после смерти первого супруга, проявив редкую чуткость.


Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту

Гала и Сальвадор поселились в Париже. Картины, написанные в этот период, поражали своей легкостью. Они меняли мир и представления о том, каким должен быть художник и его произведения. Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту: Гала взяла на себя все, что было ежедневным и обыденным. Она же занималась продажей картин. Однажды Гала выручила 29 000 франков за полотно, которое еще не было написано: таков был авторитет Дали среди ценителей.

Известно, что у художника в качестве домашних животных жили оцелот и муравьед.

Публика была в восторге и изумлении от различного рода чудачеств со стороны известной пары. Длинные усы и выпученные глаза Сальвадора лишь подтверждали тот факт, что рядом с гениальность всегда рядом идет сумасшествие.

Публика была в восторге от чудачеств со стороны известной пары

Гала часто позирует своему мужу, она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери, и Елены Прекрасной. Порой интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм - это Я!» - говорил он.

Мать, любовница и друг - и все для одного человека. За каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Для одного из самых известных представителей сюрреализма, Сальвадора Дали, таковой стала Гала - "блистательная, как морская гладь", элегантная и безумно порочная.


Гала Дали родилась под именем Елена Ивановна Дьяконова, 7 сентября 1894-го, в Казани (Kazan), в семье чиновника Ивана Дьяконова. Отец умер в 1905-м, и мать Галы, Антонина Деулина, вновь вышла замуж - за адвоката.

Среди известных друзей детства Галы была поэтесса Марина Цветаева (Marina Tsvetaeva). Дали покинула Россию (Russia) в 1912-м. Из-за туберкулеза легких ее направили на лечение в санаторий "Клавадель" в Швейцарии (Switzerland), где она завела знакомство с поэтом Эженом Гренделем (Eugène Grindel).



Он сделал ее своей музой и предложил руку и сердце, вопреки противостоянию его родителей, считавших подобный союз неравным. Эжен писал для нее стихи, по ее совету принял псевдоним Поль Элюар (Paul Éluard) и стал называть свою любовь Гала ("праздник"). В 1918-м у пары родилась дочь Сесиль.


Некоторые современники едины в своем мнении касательно внешних данных Дали. Даже в молодости она не отличалась красотой, но это не мешало ей оставаться в центре внимания. Пылкая и решительная, Дали жонглировала публикой, очаровывала свое окружение и непоколебимо верила в свои силы.

Мужчины вели себя рядом с нею так, словно действительно были околдованы. Немецкий художник Макс Эрнст (Max Ernst) тому яркий пример. В 1921-м Гала и Эжен побывали у него в гостях в Германии (German). Дали позировала ему и стала его любовницей. Роман крутился на глазах мужа, который дал свое согласие образовать любовный треугольник. В 1922-м Эрнст переехал в дом пары в Валь-д"Уазе (Val-d"Oise).


Гале исполнилось 36, когда в 1929-м она, вновь вместе с супругом, нанесла визит молодому художнику Сальвадору Дали (Salvador Dali) в Кадакесе (Cadaqués). До этого момента Сальвадор панически боялся женщин, но Гала открыла в нем новую сторону его личности, не только полную страсти, но и новых творческих идей. "Демонесса моего гения", так величал ее испанский живописец.

Очередной любовный треугольник не сложился - Гала бросила Поля. В 1932-м любовники сыграли свадьбу, а в 1958-м провели религиозную церемонию. Свои картины Дали подписывал "Гала-Сальвадор-Дали" и пользовался обширными связями Галы, имеющей среди знакомы множество влиятельных и состоятельных граждан.


Гала была менеджером мужа, в то время как он представлял ее как современную икону. Газеты неоднократно писали о том, что чувственный и безвольный художник был пленен гарпией, пытающейся всеми правдами и неправдами пробиться наверх. Дали видел в жене живой миф, а пресса - жесткость и расчетливость.

Он называл ее Градивой, Галатеей, талисманом, золотцем, оливкой, а пресса "Галой-Чумой", "жадной русской потаскухой", "проникающей взглядом сквозь банковские сейфы" и "алчной валькирией". Однако факт остается фактом: именно Гала помогла Сальвадору, без сомнения обладающему огромным талантом, стать мультимиллионером и обрести мировую известность.

Художник позволял Гале иметь столько любовников, сколько пожелает ее душа. Он даже заявил, что сам поощряет ее искать новую плоть, ибо это его возбуждает. Чем старше становилась Гала, тем больше было у нее любовников, чей возраст только молодел. Говорят, в Гале муж нашел идеальное выражение матери, а она в нем - сына. Не секрет, что она обделяла любовью свою дочь Сесиль, и от того становится понятно, почему ее воспитанием занималась бабушка Поля Элюара.

Меняющая мужчин как перчатки, Гала растратила на своих "мальчиков" целое состояние. Ее фавориты получали деньги, дома, машины и даже картины Дали. Как-то сердцеедка ужинала в ресторане с Эриком Сэмоном, в то время как его подельники пытались угнать ее автомобиль. Другой любовник, Уильям Ротлейн, заручившись ее поддержкой, перестал употреблять наркотики и прошел пробы у Фредерико Феллини (Federico Fellini). Но вскоре после того как Гала остыла к Ротлейну, тот умер от передозировки.

Еще один "мальчик-игрушка", певец Джефф Фенхольт (Jeffrey Fenholt), известный как исполнитель роли Иисуса в мюзикле "Иисус Христос - суперзвезда" ("Jesus Christ Superstar"), получил большее миллиона долларов и картины Дали от Галы, но впоследствии утверждал, что не имел с ней ровным счетом ничего.

Слава, деньги, секс - все шло просто прекрасно, кроме одного: Гала старела. Чувствуя приближение заката, она попросила Сальвадора купить ей средневековый Замок Пуболь (Замок Гала-Дали). Покупка состоялась в 1968-м. Супругу разрешалось появляться там только по особому письменному приглашению. Дали от таких ограничений пришел в полный восторг, ведь Гала вновь стала для него "неприступной крепостью", а в тесной близости художник видел угрозу разрушения любой страсти.

Последние годы жизни Гала, как могла, противостояла подступающей старческой немощи и боролась с болезнями. Как-то она заявила, что день ее смерти станет самым счастливым днем в ее жизни. В 1982-м, после неудачного падения, Гала сломала шейку бедра. Она провела несколько дней в клинике, где мучилась от сильной боли, прежде чем умерла, 10 июня. Дали отвез ее тело в семейный склеп в Пуболе.

Художник прожил еще семь лет. Прогрессировала его болезнь Паркинсона. Он получил тяжелые ожоги в результате пожара в Замке Пуболь в 1984-м, пострадал от "сердечной недостаточности" в 1989-м и вскоре умер, 23 января.

Гала вела личный дневник на русском языке. О том, где сейчас находятся эти бесценные записи, доподлинно неизвестно.



Рекомендуем почитать

Наверх