История создания и цели обсе. Обсе: структура, задачи и деятельность организации Совещание по безопасности и сотрудничеству в

Эпиляция 16.07.2019
Эпиляция

ОБСЕ сегодня - крупнейшая международная организация. В сферу ее компетенции входят проблемы разрешения конфликтов без применения оружия, обеспечение целостности и нерушимости границ стран-участниц, обеспечение базовых прав и свобод обычных людей. История рождения этого совещательного органа уходит еще в послевоенный период, когда серьезно встал вопрос о недопущении разрушительных и кровопролитных войн между странами.

Значение, которое вкладывают в Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе, объясняется тем, что в мировой истории не было прецедентов проведения встреч такого уровня. Финальный акт, подписанный в Хельсинки, заложил основы безопасности континента на много лет вперед.

Предпосылки ОБСЕ

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года стало следствием событий, происходящих в мире с начала XX-го века. 1-я Мировая война разрушительным смерчем пронеслась по европейскому континенту, причинив много горя. Главным желанием всех людей стало недопущение подобных конфликтов, в которых не бывает победителей. Впервые с инициативой создания совещательного органа по вопросам коллективной безопасности выступил Советский Союз еще в 30-х годах.

Однако разногласия между разными системами помешали ведущим державам Европы выработать единые правила вместе с СССР. В итоге отсутствие единства и общего подхода к вопросам безопасности на континенте во многом и привело к повторной страшной войне, унесшей еще больше жизней, чем 1-я Мировая.

Но пример антифашистской коалиции показал, что даже страны с разным политическим строем могут эффективно сотрудничать во имя общей цели. К сожалению, холодная война прервала это благое намерение. Образование НАТО в 1949 году, затем блока стран разделили мир на два враждующих лагеря. Сегодня это кажется страшным сном, но действительно мир жил в ожидании ядерной войны, в США люди строили тысячи индивидуальных бомбоубежищ с долговременным запасом воды и пищи на случай конфликта.

В этих условиях, когда один неосторожный шаг со стороны любой из враждующих сторон мог быть неправильно понят и привести к страшным последствиям, особенно необходимым стало выработать единые нормы и правила игры, обязательные для всех.

Подготовка

Большой вклад в Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе внесли именно страны восточной части континента. В январе 1965 года в Варшаве СССР и другие страны выступили с инициативой выработки единых норм и правил коллективной безопасности и взаимного сотрудничества всех стран Европейского континента. Это предложение получило развитие на последующих собраниях ПКК в 66 и 69 годах, когда были приняты Декларация о мире и сотрудничестве и специальное обращение ко всем государствам Европы.

На совещании министров стран ВД в 69 и 70 годах в Праге и Будапеште уже была сформулирована повестка дня, которая будет внесена в Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Параллельно с этим происходил процесс налаживания диалога с западными странами.

Было подписано соглашение с ФРГ, которое подтвердило существующие на тот момент границы. А в 1971 году уже было заключено соглашение между четырьмя ведущими державами о статусе Это значительно ослабило напряжение на континенте и юридически закрепило итоги послевоенного устройства мира.

Большой вклад в Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе внесли нейтральные страны, которые меньше всего желали оказаться зажатыми между двумя враждующими силами. Финляндия выступила с предложением об организации этого события, а также проведении предварительных встреч на своей территории.

В 1972 году в небольшом городке Отаниеми недалеко от Хельсинки начались официальные консультации всех сторон. Эти мероприятия продолжались больше полугода. В итоге было принято решение провести Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, дата которого становилась реальностью. Саммит должен был проходить в три этапа, и в повестку его входили:

  1. Безопасность в Европе.
  2. Научно-техническое, экологическое и экономическое взаимодействие.
  3. Права человека, гуманитарные вопросы.
  4. Последующие действия.

Первый этап

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, год проведения которого войдет в историю, началось 3 июля 1973 года в Хельсинки и продолжалось до 7-го числа. В нем принимало участие 35 государств.

А. Громыко представил проект Генеральной Декларации о коллективной безопасности. Свои предложения об экономическом и культурном сотрудничестве внесли ГДР, Венгрия, Польша. Вопросам прав человека много внимания уделили ФРГ, Италия, Англия, Канада.

В результате пятидневных переговоров было принято решение следовать рекомендациям так называемой Голубой Книги и сформулировать заключительный акт на втором этапе переговоров.

Второй этап

Свой вклад в Совещание по сотрудничеству и безопасности Европе внесла и нейтральная Швейцария. Второй этап переговоров прошел в Женеве и растянулся надолго, начавшись 18 сентября 1973 года. Завершился основной раунд спустя два года - 21 июля 1975 года. Были созданы комиссии по первым трем вопросам повестки, а также рабочая группа для обсуждения четвертого пункта.

Кроме этого, работа велась и в 12 подкомиссиях, в которых принимали участие все заинтересованные стороны. За это время было проведено 2500 заседаний комиссии, на которых рассмотрели 4700 предложений заключительного соглашения. Кроме официальных совещаний было много неформальных встреч между дипломатами.

Эта работа проходила непросто, ведь диалог вели страны с разным политическим строем, откровенно враждующие между собой. Предпринимались попытки внесения проектов, которые могли открывать возможность для прямого вмешательства во внутренние дела государств, что само по себе противоречило духу замысла.

Как бы то ни было, эта титаническая работа не прошла зря, были согласованы все документы и представлен на подписание Заключительный акт.

Последний этап и подписание финального документа

Итоговое Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялось в Хельсинки с 30 июля по 1 августа 1975 года. Это было самое представительное в истории континента собрание глав государств. В нем принимали участие все руководители 35 стран-участников соглашения.

Именно на этом Совещании был подписан договор о принципах, которые заложили основу коллективной безопасности и сотрудничества на континенте на долгие годы.

Главная часть документа - Декларация Принципов.

Согласно ей, все страны должны уважать территориальную целостность, соблюдать нерушимость границ, улаживать конфликты мирным путем и соблюдать базовые права и свободы своих граждан. Так завершилось Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, год которого стал новой вехой во взаимоотношениях государств.

Безопасность и сотрудничество

Первый основной раздел окончательного документа провозглашал принцип мирного урегулирования конфликтов. Все споры между государствами должны решаться не насильственным путем. Ради недопущения недоразумений страны должны открыто уведомлять всех о крупных военных учениях, о передвижениях больших вооруженных группировок, приглашать наблюдателей в этих случаях.

Второй раздел затрагивает проблемы сотрудничества. В нем обговариваются вопросы обмена опытом и информацией в области науки и техники, выработка единых норм и стандартов.

Во имя людей

Самый большой раздел касается вопросов, которые волнуют большинство людей - гуманитарная сфера. В связи с диаметрально противоположным взглядом на отношения государства и личности между восточным и западным лагерями, этот раздел вызвал наибольшие споры при консультациях.

В нем оговариваются принципы соблюдения прав человека, возможность пересечения границ, гарантии на воссоединение семей, культурного и спортивного сотрудничества между гражданами разных стран.

Гарантии исполнения принципов

Конечная, но не последняя часть документа - раздел «Дальнейшие шаги». В нем устанавливается возможность встреч и консультаций стран-участниц во имя соблюдения главных принципов Совещания. Эта часть должна была превратить финальный документ в реальную силу, а не в пустую трату времени.

Конец XX-го века стал периодом краха социалистического лагеря. Рушились границы, и целостность государств стала пустым звуком. Все это сопровождалось беспрецедентными страданиями простых людей, войнами на территориях бывших Югославии, СССР.

Реакцией на эти события стала реорганизация политического и декларативного органа в реальную организацию в 1995 году - ОБСЕ.

Сегодня, в свете последних событий, при угрозе возобновления законсервированных военных конфликтов в самом центре континента как никогда актуальна роль Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Это событие наглядно показало, что даже заклятые враги могут договориться между собой ради мира и стабильности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) как логическое продолжение СБСЕ (Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе). Особенности созыва и основные этапы проведения Совещания. Структура и деятельность, проблемы и перспективы.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Международно-правовой статус Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Акты ОБСЕ и их место в системе источников международного права. Развитие сотрудничества РК и ОБСЕ в военно-политической области.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2014

    Исторические предпосылки становления и развития Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Перспектива формирования и развития ОБСЕ. Функционирующие структуры и институты организации. ОБСЕ и Казахстан: стратегические интересы и сотрудничество.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    Основные направления и особенности современной внешней политики Республики Беларусь. Деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Белоруссии. Анализ отношений Белоруссии с отдельными государствами – членами Евросоюза.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Сложившаяся после Второй мировой войны система коллективной безопасности в Европе. Порядок финансирования и расходования бюджетов организации ОБСЕ и блока НАТО, минимизация возможного развития конфликтов, международного терроризма и экстремизма в регионе.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2015

    Структура, должность Генерального Секретаря, цели деятельности международных организаций: Организация Объединенных Наций (ООН), НАТО, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Всемирная Торговая Организация (ВТО).

    презентация , добавлен 13.12.2016

    Международные договоры, конвенции и соглашения по правам человека. Анализ деятельности международных универсальных и региональных органов защиты прав человека. Проблемы создания и функционирования внутригосударственных механизмов защиты прав человека.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2010

Название:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, OSCE

Флаг/Герб:

Статус:

региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности

Структурные подразделения:

Основными органами организации являются Саммит (Встреча на высшем уровне), Совет министров иностранных дел, Высший совет, а также Постоянный совет под руководством Председателя (англ. Chairman-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года.

Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Организация также располагает представительствами в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.

Деятельность:

контроль над распространением вооружений;
дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
меры по построению доверительных отношений и безопасности;
защита прав человека;
развитие демократических институтов;
мониторинг выборов;
экономическая и экологическая безопасность.

Официальные языки:

Страны-участницы:

Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония

История:

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

3 – 7 июля 1973 – Хельсинки – совещание министров иностранных дел,
18 сентября 1973 – 21 июля 1975 – Женева – внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
30 июля – 1 августа 1975 – Хельсинки – саммит. На саммите 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Заключительный акт

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:
в международно-правовой области – закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ;
в военно-политической области – согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях);
в экономической области – согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
в гуманитарной области – согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.

Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:
1977-1978 - Белградская,
1980-1983 - Мадридская,
1984 - Стокгольмская,
1986 - Венская.
19-21 ноября 1990 - Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание «холодной войны»), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.
10 сентября - 4 октября - Москва - третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе - в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.
1992 - Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
1992 - Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.
1993 - Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму - источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ - институт постоянных представителей государств-участников.
1994 - Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).
1995 - Будапештская встреча СМИД.
2-3 декабря 1996 - Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.
1997 - Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
1998 - Встреча СМИД ОБСЕ в Осло. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово, конфликтным ситуациям в СНГ.
18-19 ноября 1999 - Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

XXI век. Противостояние России и ОБСЕ
2000 - встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.
2001 - встреча СМИД в Бухаресте. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
12 июня 2002 - Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
2003 - встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, 2005 г. Фото Михаила Евстафьева
15 января 2004 - заседание Постоянного совета ОБСЕ - Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
2004 - встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией» на Украине. Заключительный документ был заблокирован.
2005 - заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план - «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. По итогам встречи была создана ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. В настоящее время ОБСЕ объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE).

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 стран Европы, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа: 3-7 июля 1973 г. - Хельсинки - совещание министров иностранных дел, 18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г. - Женева - внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта, 30 июля - 1 августа 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (так называемые Хельсинкские соглашения).

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников. Так, в 1992 г. состоялась Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

Спустя два года, в 1994 г. состоялась Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 г. в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).


Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

«Первая корзина», или политико-военное измерение :

Контроль над распространением вооружений;

Дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

Меры по построению доверительных отношений и безопасности.

«Вторая корзина », или экономическое и экологическое измерение: экономическая и экологическая безопасность.

«Третья корзина », или человеческое измерение: защита прав человека;

Развитие демократических институтов;

Мониторинг выборов.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (англ. Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe), также известный как Хельсинкский заключительный акт (англ. Helsinki Final Act), Хельсинкские соглашения (англ. Helsinki Accords) или Хельсинкская декларация (англ. Helsinki Declaration) - ключевой документ, связанный с деятельностью ОБСЕ. Подписан главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г.

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

Текст Заключительного акта включал в себя пять разделов: вопросы безопасности, экономика и научно-технический обмен, проблемы Средиземноморья, гуманитарные проблемы, дальнейшие шаги по развитию сотрудничества после подписания Заключительного акта. Но в литературе устоялось деление «хельсинкских соглашений» не по разделам документа, а по профилям самих договоренностей.

Согласно такому принципу положения Заключительного акта группируют в три блока («три корзины»):

1) политические соглашения;

2) договоренности по экономическим и научно-техническим вопросам;

3) решения гуманитарного характера.

В настоящем томе приведены тексты договоренностей первой и третьей «корзин», вокруг которых в последующие годы шла острая политическая борьба.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 года Высокими Представителями Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святого Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии…

Высокие Представители государств-участников торжественно приняли следующее .

Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе

Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе приняли следующее:

а) Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, Государства-участники заявляют о своей решимости уважать и применять в отношении каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они будут руководствоваться во взаимных отношениях:

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои поли-тические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.

В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет.

II. Неприменение силы или угрозы силой

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.

Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника.

Равным образом они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.

Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

III. Нерушимость границ

Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

IV. Территориальная целостность государств

Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников.

В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, поли-тической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.

Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной.

V. Мирное урегулирование споров

Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В этих целях они будут использовать такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами.

В случае, если стороны в споре не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они будут продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора.

Государства-участники, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства-участники, будут воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным.

VI. Невмешательство во внутренние дела

Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений.

Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооруженного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого государства-участника.

Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством-участником прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.

Соответственно они будут, в том числе, воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника.

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести.

Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную возможность фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области.

Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.

Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая сотрудничество с Организацией Объединенных На-ций, в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их.

Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны.

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа.

IX. Сотрудничество между государствами

Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства.

Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости. Они будут равным образом стремиться, развивая свое сотрудничество, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного озна-комления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире.

Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и люди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии достижению этих целей их сотрудничества. Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это определено выше, развивать более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народов.

X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.

При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по меж-дународному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обязательства членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому междуна-родному соглашению, преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу в соответствии со статьей 103 Устава ООН.

Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно при-меняться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Государства-участники выражают свою решимость полностью ува-жать и применять эти принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преиму-щества, вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми.

Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в частности, первую фразу десятого принципа, «Добросовестное выполнение обязательств по международному праву», отмечают, что настоящая Декларация не затрагивает их прав и обязательств, как и соответствующих договоров и других соглашений и договоренностей.

Государства-участники выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию нормальных и дружественных отношений и прогрессу сотрудничества между ними во всех областях. Они также выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию политических контактов между ними, которые, в свою очередь, будут содействовать лучшему взаимному пониманию их позиций и взглядов.

Государства-участники заявляют о своем намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе принципов, изложенных в настоящей Декларации.

Сотрудничество в гуманитарных и других областях

1. Контакты между людьми .

Государства-участники выражают свое намерение в настоящее время приступить к осуществлению следующего:

Контакты и регулярные встречи на основе семейных связей, имея в виду содействовать дальнейшему развитию контактов на основе семейных связей, государства-участники будут благожелательно рассматривать просьбы о поездках с целью разрешения лицам въезда на их территорию или выезда с нее на временной и, если этого пожелают, регулярной основе для встреч с членами своих семей.

Заявления о временных поездках для встреч с членами своих семей будут рассматриваться безотносительно к стране выезда или въезда; существующий порядок оформления проездных документов и виз будет применяться в этом духе. Оформление и выдача таких документов и виз будут осуществляться в разумные сроки; в случаях срочной надобности - таких, как серьезная болезнь, смерть - во внеочередном порядке. Они предпримут шаги, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения приемлемого уровня сборов за выдачу официальных проездных документов и виз.

Они подтверждают, что подача просьбы, относящейся к контактам на основе семейных связей, не будет приводить к изменению прав и обязанностей лица, подавшего просьбу, или членов его семьи.

- Воссоединение семей

Государства-участники будут в позитивном и гуманном духе рассматривать просьбы лиц, которые желают воссоединиться с членами своей семьи, уделяя особое внимание ходатайствам срочного характера, таким как ходатайства, поступающие от больных или престарелых. Они будут рассматривать эти просьбы по возможности быстрее.

Они будут в случае необходимости снижать сборы, взимаемые в связи с этими просьбами, чтобы обеспечить их умеренный уровень.

Неудовлетворенные просьбы о воссоединении семей могут быть поданы вновь на соответствующем уровне и будут рассматриваться через непродолжительный период времени властями соответственно страны проживания или принимающей страны; при таких обстоятельствах сборы будут взиматься только в случае удовлетворения просьбы.

Лица, просьбы которых о воссоединении семей удовлетворены, могут привозить с собой или отправлять вещи домашнего обихода и личного потребления; с этой целью государства-участники будут использовать все возможности, содержащиеся в существующих правилах.

Пока члены одной и той же семьи не воссоединятся, встречи и контакты между ними могут осуществляться в соответствии с порядком для контактов на основе семейных связей.

Государства-участники будут поддерживать усилия обществ Крас-ного Креста и Красного Полумесяца, занимающихся проблемами воссоединения семей.

Они подтверждают, что подача просьбы о воссоединении семей не будет приводить к изменению прав и обязанностей лица, подавшего просьбу, или членов его семьи.

Принимающее государство-участник будет проявлять соответст-вующую заботу о трудоустройстве лиц из других государств-участников, приезжающих в это государство на постоянное жительство в рамках воссоединения семей с его гражданами, заботиться о том, чтобы им предоставлялись равные с собственными гражданами возможности для получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения.

- Браки между гражданами различных государств

Государства-участники будут благожелательно и на основе гуманных соображений изучать просьбы о разрешениях на выезд и въезд лиц, которые решили вступить в брак с гражданином другого государства-участника.

Оформление и выдача документов, требуемых для указанных выше целей и для вступления в брак, будут осуществляться в соответствии с положениями, принятыми в отношении воссоединения семей.

При рассмотрении просьб от уже вступивших в брак супругов из различных государств-участников о предоставлении возможности им и несовершеннолетним детям от их брака переносить их постоянное местожительство в государство, в котором обычно проживает один из них, государства-участники будут также применять положения, принятые в отношении воссоединения семей.

- Поездки по личным или профессиональным причинам

Государства-участники намереваются способствовать более ши-роким возможностям осуществления их гражданами поездок по личным или профессиональным причинам и в этих целях они намерены, в частности:

Постепенно упрощать и гибко применять порядок выезда и въезда;

Облегчать порядок передвижения граждан из других государств-участников по их территории с должным учетом требований безопасности.

Они будут стремиться постепенно снижать, где это необходимо, сборы за визы и официальные проездные документы.

Они намереваются изучать, в случае необходимости, средства совершенствования двусторонней практики консульского обслужи-вания, в том числе юридической и консульской помощи, включая, насколько это целесообразно, заключение многосторонних или двусторонних консульских конвенций или других соответствующих соглашений и договоренностей.

Они подтверждают, что религиозные культы, учреждения и организации, действующие в конституционных рамках государств-участников, и их представители могут в сфере их деятельности осуществлять между ними контакты и встречи и обмениваться информацией.

- Улучшение условий для туризма на индивидуальной или коллективной основе

Государства-участники считают, что туризм содействует более полным знаниям о жизни, культуре и истории других стран, росту взаимопонимания между народами, улучшению контактов и более широкому использованию досуга. Они намереваются способствовать развитию туризма на индивидуальной или коллективной основе.

- Встречи между молодежью

Государства-участники намереваются содействовать развитию контактов и обменов между молодежью.

2. Информация

Государства-участники выражают свое намерение, в частности:

a) Улучшение распространения, доступа и обмена информацией

- Устная информация

Способствовать распространению устной информации путем поощрения лекций и лекционных поездок видных деятелей и спе-циалистов из других государств-участников, а также обмена мнениями типа круглого стола, семинаров, симпозиумов, летних курсов, конгрессов и двусторонних и многосторонних встреч.

- Печатная информация

Способствовать улучшению распространения на их территории газет и печатных изданий, периодических и непериодических, из других государств-участников…

Кино-, радио- и телевизионная информация

Способствовать улучшению распространения кино-, радио- и телевизионной информации.

В этих целях:

Они будут поощрять расширение показа и передачи более разнообразной информации, записанной на пленку, из других государств- участников, иллюстрирующей различные аспекты жизни в их странах и получаемой на основе таких соглашений или договоренностей, которые могут быть необходимы между непосредственно заинтересованными организациями и фирмами;

Они будут облегчать импорт компетентными организациями и фирмами записанных на пленку аудиовизуальных материалов из других государств-участников.

Государства-участники отмечают расширение распространения радиоинформации и выражают надежду на продолжение этого про-цесса, так чтобы это отвечало интересам взаимопонимания между народами и целям, определенным настоящим Совещанием.

b) Сотрудничество в области информации

Поощрять сотрудничество в области информации на основе кратко- или долгосрочных соглашений или договоренностей.

В частности: 

Они будут способствовать более широкому сотрудничеству между органами массовой информации, в том числе между телеграфными агентствами, издательствами и издательскими организациями;

Они будут способствовать сотрудничеству между радиовещательными и телевизионными организациями, как государственными, так и частными, национальными и международными, в частности путем обмена прямыми или в записи радио- и телевизионными программами, совместного производства и распространения таких программ;

Они будут поощрять встречи и контакты как между журналистскими организациями, так и между журналистами государств-участников;

Они будут благоприятно относиться к возможности достижения договоренностей между периодическими изданиями, включая газеты, государств-участников об обмене статьями и их публикации;

Они будут поощрять обмен технической информацией, а также организацию совместных исследований и проведение встреч специа-листов по обмену опытом и мнениями в области печати, радио и те-левидения.

с) Улучшение условий работы журналистов

Государства-участники, стремясь к улучшению условий, в которых журналисты одного из государств-участников осуществляют свою профессиональную деятельность в другом государстве-участнике, имеют в виду,

В частности:

Облегчать на основе взаимности процедуры оформления поездок журналистов государств-участников по стране, в которой они осуществляют свою профессиональную деятельность, и постепенно предоставлять большие возможности для таких поездок при соблюдении правил, связанных с наличием районов, закрытых по соображениям безопасности;

Увеличивать возможности личного общения журналистов государств-участников с источниками их информации, включая орга-низации и официальные учреждения.

Гельмут Шмидт - Федеральный канцлер Германской Демократической Республики.

Эрих Хонеккер - Первый секретарь Центрального Комитета Социалистической единой партии Германии Соединенных Штатов Америки.

Джеральд Форд - Президент Соединенных Штатов Америки Австрийской Республики.

Бруно Крайский - Федеральный канцлер.

Королевства Бельгии: Лео Тиндеманс - Премьер-министр.

Народной Республики Болгарии: Тодор Живков - Первый секретарь Центрального Комитета Болгарской коммунистической партии и Председатель Государственного совета Народной Республики Болгарии.

Канады: Пьер Эллиот - Трюдо Премьер-министр.

Республики Кипр: Его Блаженство архиепископ Макариос III - Президент Республики Кипр.

Дании: Анкер Йоргенсен - Премьер-министр.

Испании: Карлос Ариас Наварро - Глава правительства.

Финляндской Республики: Урхо Кекконен - Президент Республики.

Французской Республики: Валери Жискар д"Эстэн - Президент Республики.

Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Гарольд Вильсон -Первый лорд казначейства и Премьер-министр Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Греческой Республики: Венгерской Народной Республики: Константинос Караманлис -Премьер-министр.

Венгерской Народной Республики: Янош Кадар - Первый секретарь Центрального Комитета Венгерской социалистической рабочей партии, член Президиума Венгерской Народной Республики.

Ирландии: Лиам Косгрейв - Премьер-министр.

Исландии: Гейр Хатлгримссон - Премьер-министр.

Итальянской Республики: Альдо Моро - Председатель Совета министров Итальянской Республики и в качестве исполняющего обязанности председателя Совета европейских сообществ.

Княжества Лихтенштейн: Вальтер Кибер - Глава правительства.

Великого герцогства Люксембург: Гастон Торн - Премьер-министр, Министр иностранных дел.

Республики Мальты: Доминик Минтофф - Премьер-министр, Министр иностранных дел и по делам содружества.

Княжества Монако: Андре Сен-Мле - Государственный министр, Председатель Правительственного совета, представляющий Его светлейшее высочество князя Монако.

Норвегии: Трюгве Браттели - Премьер-министр.

Королевства Нидерланды: Йооп М. Ден Ойл - Премьер-министр.

Польской Народной Республики: Эдвард Герек - Первый секретарь Центрального Комитета Польской объединенной рабочей партии.

Португалии: Франсиску Кошта Гомеш - Президент Республики.

Социалистической Республики Румынии: Николае Чаушеску - Президент Социалистической Республики Румынии.

Сан-Марино: Джан Луиджи Берти - Государственный секретарь по иностранным и политическим делам.

Святого Престола: Агостино Казароли - Секретарь Совета по государственным делам церкви, специальный делегат Его Святейшества папы Павла VI.

Швеции: Улоф Пальме - Премьер-министр.

Швейцарской Конфедерации: Пьер Грабер - Президент конфедерации, руководитель федерального политического департамента.

Чехословацкой Социалистической Республики: Густав Гусак - Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Чехословакии, Президент Чехословацкой Социалистической Республики

Турецкой Республики: Сулейман Демирель - Премьер-министр.

Союза Советских Социалистических Республик: Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Социалистической Федеративной Республики Югославии: Иосип Броз Тито - Президент Социалистической Федеративной Республики Югославии.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — крупнейшая в мире международная региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности

Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии с население более миллиарда человек. Государства-участников ОБСЕ: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Монголия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Папский престол, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан – Мариино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония

Предыдущее название организации - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE)

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе

Совещание проводилось в три этапа с 1973 года и закончилось 1 августа 1975 года, когда в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения). Процесс, точкой отсчета которого широкая общественность считает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, превратился в значительный фактор гуманитарного сотрудничества, укрепления безопасности

Заключительный акт, подписанный в Хельсинки 1 августа 1975, отразил стремление тридцати трех европейских государств, Соединенных Штатов и Канады к сотрудничеству независимо от политических, экономических и социальных систем на основе уважения прав и свобод человека. Государства-участники решили содействовать укреплению мира и взаимопониманию между народами путем развития контактов между людьми, обмене информацией, сотрудничества и обменов в области культуры, образования

Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве по широкому кругу вопросов, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность. Все государства, участвующие в деятельности ОБСЕ, имеют равные права и принимают решения на основе консенсуса

ОБСЕ имеет особый статус. С одной стороны, принимаемые в ее рамках решения имеют преимущественно политический, а не юридический характер. Однако, с другой стороны, ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и полевыми отделениями

Большинство документов ОБСЕ, в которых содержатся политические обязательства государств, требуют для их осуществления формы международных договоров. Так, ни сам Заключительный акт 1975 года, ни документы последующих встреч и совещаний СБСЕ/ОБСЕ не являются в юридическом смысле международными договорами и не носят обязательного характера для государств

Тот факт, что обязательства ОБСЕ не имеют обязательной юридической силы, не умаляет их эффективности. Будучи подписанными на самом высоком политическом уровне, они имеют такое же высокое значение, как и международные договоры в рамках международного права. Более того, ОБСЕ — это единственная организация по безопасности в Европе, являющаяся региональным соглашением в смысле главы VIII Устава ООН, поэтому она служит главным инструментом для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе

Все это делает ОБСЕ уникальной организацией, и она занимает особое положение по сравнению с другими организациями и учреждениями в Европе. Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ, формируют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ. Этот термин был официально введен в 1989 году в Заключительном Документе Венской Встречи и применяется как общий термин для всех вопросов, касающихся прав человека и фундаментальных свобод, человеческих контактов и других вопросов гуманитарного характера, считающихся подпадающими под юрисдикцию данной организации

ОБСЕ не имеет механизмов рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения каких-либо прав и основных свобод человека и их защиты международно-правовыми средствами. Одновременно это не лишает НПО возможности обратиться в структуры ОБСЕ и привлечь внимание к фактам нарушений прав человека в той или иной стране

Основная цель ОБСЕ: предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов

Основные средства обеспечения безопасности:

1. политико-военное измерение: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности;

2. экономическое и экологическое измерение: экономическая и экологическая безопасность.

3. человеческое измерение: защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение

Штат организации - около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются: английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский

Основными органами организации являются: Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ

Встречи глав государств и правительств проводятся регулярно раз в два года. На них обсуждаются основные региональные и глобальные проблемы, определяются принципиальные направления деятельности ОБСЕ, принимаются основные документы Организации

Встречам в верхах должны предшествовать Конференции по обзору. В ходе таких конференций проводится обзор деятельности ОБСЕ за текущий период и подготавливаются итоговые документы последующей встречи глав государств и правительств стран-участниц Организации

Совет министров иностранных дел - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ. Совет министров (бывший Совет СБСЕ) является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Заседания Совета проводятся на уровне министров иностранных дел под председательством представителя принимающей страны, обычно перед завершением срока полномочий Действующего председателя, т.е. не реже одного раза в год. При необходимости организуются дополнительные заседания

Совет рассматривает вопросы деятельности ОБСЕ, организует подготовку встреч глав государств и правительств и выполнение принятых на этих встречах решений. Повестка дня встреч Совета разрабатывается Руководящим советом

Действующий председатель Chairperson-in-Office, CiO. Им становится министр иностранных дел страны-председателя). Он руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций

Действующий председатель ОБСЕ несет общую ответственность за исполнительную деятельность. Пост Председателя переходит от страны к стране ежегодно на основе ротации. В своей работе Председатель опирается на помощь предыдущего и последующего председателей, которые вместе с ним составляют Тройку

Он также может создавать специальные целевые группы и назначать личных представителей, поручая им заниматься теми или иными кризисными или конфликтными ситуациями

Генеральный секретарь и Секретариат

Должность Генерального секретаря была учреждена на встрече Совета министров иностранных дел в Стокгольме (1415 декабря 1992 г.) Генеральный секретарь назначается Советом министров на три года по рекомендации Руководящего совета и Действующего председателя. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом ОБСЕ. Генеральный секретарь возглавляет Секретариат

В задачи Генерального секретаря входит также руководство структурами и операциями ОБСЕ. Аппарат Генерального секретаря находится в Вене и состоит из 4 помощников (двух дипломатических и двух административно-финансовых) и технического персонала

В ведении Генерального секретаря находится Секретариат ОБСЕ, который также размещается в Вене. В его функции входит оперативное обеспечение деятельности Организации. Отделение Секретариата в Праге выполняет, главным образом, документационно-информационные задачи

Постоянный совет под руководством действующего председателя (Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене)

Органом ОБСЕ, где на регулярной основе проводятся политические консультации и принимаются решения, является Постоянный совет. Его члены, представители государств-участников ОБСЕ, еженедельно собираются на заседания в конгресс-центре «Хофбург» в Вене для обсуждения и принятия решений по всем вопросам, относящимся к компетенции Организации

Помимо регулярных заседаний, которые созываются еженедельно на уровне послов, Совет также может созываться при возникновении чрезвычайных ситуаций. В период между заседаниями Руководящего совета ПС принимает решения по всем вопросам деятельности ОБСЕ, а также проводит предварительное обсуждение вопросов, предложенных для включения в повестку дня Руководящего совета. В Вене также часто проходят различные неофициальные встречи между делегациями

Кроме того, в «Хофбурге» проводятся заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности. Форум по сотрудничеству в области безопасности - регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене)

Руководящий совет

Наряду с заседаниями других органов для проведения политических консультаций периодически могут созываться встречи Руководящего совета. Решение о создании Руководящего совета было принято на встрече глав государств и правительств стран-участниц ОБСЕ в Будапеште (5-6 декабря 1994 г.)

Руководящий совет осуществляет общей контроль, руководство и координацию деятельности ОБСЕ. Руководящий совет, как правило, не принимает решений по текущим вопросам деятельности Организации и не формирует ее руководящие политические и бюджетные принципы. Эта задача возложена на Постоянный совет ОБСЕ

Заседания РС проводятся в Праге не реже двух раз в год на уровне заместителей министров иностранных дел или политических директоров МИД. Перед встречей Совета министров собирается дополнительное заседание Руководящего совета. Предусмотрено также проведение при необходимости внеочередных заседаний. Кроме того, один раз в год Руководящий совет проводит встречу в Праге в качестве Экономического форума

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Парламентская ассамблея ОБСЕ Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в государствах-участниках ОБСЕ

OSCE Secretariat

Адрес: Wallnerstrasse 6 1010 Vienna Austria

Teлефон: +43 1 514 360; Факс: +43 1 514 36 6996

Official correspondence: [email protected]

Recruitment: [email protected]

Press information and visitor groups: [email protected]

Website enquiries and feedback: [email protected]

Publications and documents: [email protected]

Сайт: http://www.osce.org/

2016-07-25T16:06:21+00:00 konsulmir Европа Международные Организации Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - крупнейшая в мире международная региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии с население более миллиарда человек. Государства-участников ОБСЕ:... konsulmir [email protected] Administrator

Рекомендуем почитать

Наверх