Как играть на танке черчилль 1. Тяжелый танк Churchill I. Заправляем наш танк

Эпиляция 10.08.2019
Эпиляция

Об использовании бронетанковой техники, полученной в годы войны, в литературе встречаются достаточно противоречивые сведения. Наш сегодняшний рассказ о единственном тяжелом танке союзников, который использовала Красная Армия в 1942–1944 годах.

Работы над «Черчиллем» начались в сентябре 1939 года на фирме «Гарланд энд Вульф» в Белфасте. Первые 14 серийных танков были изготовлены в июне 1941 года. Эти танки выпускались с 2-фунтовыми (40 мм) пушками в башне и 3-дюймовыми (76 мм) гаубицами СS в передней части корпуса рядом с местом механика-водителя.


В марте 1942 года началось изготовление 6-фунтовых (57 мм) пушек Mk.III 43 калибра. По английским данным, бронебойный снаряд пушки пробивал 81-мм броню на дистанции 500 ярдов (457 м) при угле 30° к нормали. Подкалиберный снаряд к 6-фунтовой пушке был создан в Англии лишь в 1944 году и в СССР не поставлялся. Танк «Черчилль» с 6-фунтовой пушкой получил индекс Mk.III.

В конце 1941 – начале 1942 года англичане продемонстрировали танк «Черчилль» члену Военной миссии СССР в Англии инженер-подполковнику Ковалеву. По его докладу в марте 1942 года Советское правительство изъявило согласие на поставку 50 единиц танков «Черчилль» в счет поставок английского танка «Матильда». Кроме того, сами англичане предложили еще 25 танков «Черчилль» для испытаний с условием предоставления им результатов этих испытаний.

19 мая этого же года вышло специальное постановление Главлита: «Запретить в печати опубликовывать какие бы то ни было данные и сведения об английских танках «Черчилль».

По состоянию на 9 ноября 1942 года в СССР прибыло 84 танка «Черчилль». Всего в 1942–1943 годах Англия поставила в Советский Союз 301 танк Mk.III и Mk.IV. Еще несколько десятков танков погибло по пути в Россию. Так, на знаменитом конвое PQ-17 на судне «Эмпастр Байрон» шло 30 танков «Черчилль». Однако 4 июля 1942 года судно было потоплено подводной лодкой U-703, а капитан инженерных войск Джон Раймингтон, который сопровождал танки и должен был обучить русские экипажи, был поднят со спасательной шлюпки на борт U-703.
Первые образцы танка «Черчилль» прошли испытания на полигоне в Кубинке. Выводы отражены в отчете об испытаниях от 16 сентября 1942 года. В нем отмечается, что танк Mk.IV уступает танкам КВ-1 и KВ-1 С по мощности пушечного вооружения, но имеет преимущества по броневой защите. Боекомплект к пулеметному вооружению танк Mk.IV имеет в три раза больше по сравнению с танками КВ. Бронебойная граната 57-мм пушки, установленной на танке Mk.IV, пробивает броню двух бортов немецкого среднего танка Т-III суммарной толщиной в 60 мм с дистанции 950 м. Танк Mk.IV имеет значительно меньшую удельную мощность и, как следствие, меньшую максимальную скорость. Несмотря на это, танк Mk.IV не уступает по средним скоростям движения танкам КВ-1 и КВ-1 С.

Английский тяжелый танк Mk.IV обладает недостаточной надежностью в работе отдельных агрегатов и является недоведенной до конца машиной как в конструктивном, так и в производственном отношении.

Танк Mk.IV плохо преодолевает косогоры при движении с креном по причине сбрасывания гусениц. Расходы горючего являются вполне нормальными во всех дорожных условиях.

Тут стоит сделать несколько дополнительных замечаний. Металлические гусеницы цевочного закрепления на танке «Черчилль» давали пробуксовки в распутицу и гололед. Поэтому отечественные умельцы вставили в них специальные стальные «шпоры», что затрудняло проскальзывание гусениц.

Внутри «Черчилля» было намного просторнее, чем в советских танках, что существенно облегчало работу экипажа.
В свое время Уинстон Черчилль заявил журналистам: «У танка «Черчилль» недостатков больше, чем у меня самого». Но это был обычный политический пиар. Машина в общем и целом для пехотного танка была неплохой.
Дело в том, что в 1942–1943 годах по целому ряду причин в СССР были перебои в производстве тяжелых танков, хотя всего за эти два года их выпустили около 5 тысяч единиц.

Тяжелые танки были буквально на вес золота. Если перед войной наши КВ и Т-35 россыпью отправляли по механизированным корпусам, то к октябрю 1942 года все тяжелые танки были сведены в отдельные тяжелые танковые полки прорыва (ОТТПП), находившиеся в резерве Верховного командования. Их направляли исключительно на самые опасные участки фронта.

В октябре 1942 года Сталин приказал из танков «Черчилль» создать четыре ОТТПП в составе 21 танка и присвоить им наименование гвардейских. Экипажи танков «Черчилль», как, впрочем, и КВ, по специальному указанию Сталина в 1942 году комплектовались исключительно офицерами. В конце 1942 года два полка, оснащенные танками «Черчилль», были отправлены на фронт на юг и на север, чтобы испытать танки в разных климатических условиях.

48-й тяжелый танковый полк прорыва в составе 21-й армии с 21 января по 2 февраля 1943 года действовал в районе поселка Гумрак северо-западнее Сталинграда. В составе полка был 21 танк «Черчилль».

За время от конца формирования полка до момента выхода его из боев (20 марта) танки проработали в среднем по 480 часов (1000 км пробега).

Техническое состояние танков на 20 февраля было следующим: на ходу – 4 танка; поражены артогнем: в ходовую часть – 6 танков, в корпус – 3 танка; неисправен гидравлический привод управления – у 8 танков.
50-й тяжелый танковый полк прорыва (21 танк «Черчилль») был направлен на войсковые испытания на Волховский фронт, где он с 17 марта 1943 года сражался в оперативном подчинении 8-й армии. Здесь этой части во взаимодействии с другими подразделениями предстояло действовать в соответствии с тактическим предназначением – прорывать многоэшелонированную долговременную полосу обороны противника.

К операции в 8-й армии готовились вроде бы тщательно: была произведена рекогносцировка местности и созданы колонные пути для продвижения к траншеям противника, так как наступать должны были сквозь кустарник высотой 35–40 см. Но в 50-м полку прорыва, прибывшем всего за сутки до наступления, сделать этого не успели. 19 марта танки пошли в атаку на участке урочище Пушечная гора, взаимодействуя с частями 374-й стрелковой дивизии. Из 21 танка, участвовавшего в атаке, 12 застряли в болоте и подорвались на минах, а два были подбиты артогнем. Семь оставшихся машин ворвались на немецкие позиции, но пехота атаку не поддержала, и танки, расстреляв боезапас, вернулись в исходное положение.

22 марта пять танков «Черчилль» под командованием гвардии капитана Белогуба, согласно приказу штаба 374-й стрелковой дивизии, атаковали противника в направлении развилки дорог 400 м восточнее озера Белое. Приказом штаба атака назначалась на 8.30. Сигналом для атаки пехоты должно было стать начало движения танков через ее боевые порядки. В назначенное время «Черчилли» двинулись в атаку, но пехота вперед не пошла, так как командование 374-й стрелковой дивизии операцию отменило, но танкисты об этом извещены не были. Танки ворвались на немецкие позиции, где четыре машины были подбиты артиллерией, и лишь один вернулся на исходную позицию.

С 11 часов 22 марта по 25 марта 1943 года танки находились в этом районе – экипажи сидели в танках и вели огонь с места. Каждую ночь автоматчики 50-го танкового полка прорыва доставляли танкистам боеприпасы и продовольствие, а перед рассветом уходили.
За это время «Черчилли» уничтожили артиллерийскую батарею, четыре дзота, склад с боеприпасами и до двух взводов пехоты. Танк гвардии капитана Белогуба держал под обстрелом 105-мм батарею противника и не давал переместить ее в другое место.

Несмотря на неоднократные просьбы командира 50-го танкового полка прорыва, штаб 374-й стрелковой дивизии пехоту на рубеж, занятый танками, не продвигал. Немцы неоднократно предлагали экипажам танков сдаться в плен, на что танкисты отвечали огнем. В связи с тем, что связь по радио между танкистами и пехотой велась открытым текстом, немцам стало известно о том, что группой танков командует гвардии капитан Белогуб. 25 марта они предложили ему бросить танки и отойти к своим. Белогуб ответил отказом. Тогда перед его танком был выставлен белый крест – знак того, что немецкие солдаты похоронят советского командира.

После этого по танкам был открыт сильный артиллерийский огонь, затем в атаку пошла пехота. Танкисты отбивались несколько часов. Когда кончились снаряды и патроны, они отбивались гранатами, выбрасывая их через левый бортовой люк. Гвардии капитан Белогуб вызвал огонь на свои танки, чтобы смести наседающую пехоту противника, но даже этого артиллерия 374-й стрелковой дивизии сделать не смогла – вовремя не подвезли снаряды! В это время на помощь танкистам пришли два «Черчилля», отремонтированных силами 50-го полка прорыва, и взвод пехоты 374-й стрелковой дивизии. Им удалось зацепить трактором танк Белогуба и эвакуировать его в тыл (экипажи трех других подбитых танков отошли с пехотой).

Не оценивая тактическую грамотность боя, можно сказать, что жизнь танкистам (а экипажи, просидевшие в танках три дня, не потеряли ни одного человека убитым) спасла именно броня «Черчилля», которую за трое суток так и не смогла пробить немецкая артиллерия.

3 августа глава британской военной миссии в СССР генерал-лейтенант Мартель запросил советскую сторону об опыте применения танков «Черчилль». Ему была отправлена справка начальника штаба бронетанковых и механизированных войск Красной Армии полковника Заева: «При прорыве сильных укреплений немцев тяжелые танки КВ и «Черчилль» с ролью танков прорыва вполне справились и как танки прорыва, усиливающие атакующую пехоту, вполне себя оправдали».

Заев подготовил также некоторые рекомендации с учетом увеличения калибров и начальной скорости у противотанковой, самоходной и танковой артиллерии противника, применяемой для борьбы с наступающими танками, броня танков прорыва должна быть усилена до 100–120 мм. Танк «Черчилль» к роли танков прорыва, на усиление пехоты в целом подходит, но опыт еще раз подтвердил слабость его пушечного вооружения. Бензиновое топливо танка значительно увеличивает опасность пожара в сравнении с дизельными танками КВ. Основным врагом танков в этих операциях являлась противотанковая самоходная артиллерия и танки. Минные поля приносили значительно меньший вред. Что касается безвозвратных потерь, то они на минных полях совершенно незначительны, так как большинство танков, оставшихся на минных полях, имеют повреждения только в ходовой части и быстро восстанавливаются…

Танковая пушка на тяжелом танке должна быть калибром от 75 до 100 мм и с большой начальной скоростью снаряда, тогда этот танк будет и танком прорыва, и мощным средством противотанковой обороны (как немецкий танк «тигр»)…

Следует заметить, что и другие танки ленд-лиза, как-то «Валентайн», «Матильда», М.3 «Стюарт», имели слабое артиллерийское вооружение. В связи с этим ОКБ-92 в Горьком в 1941 году получило заказ на их перевооружение. В декабре 1941 года были испытаны танк «Валентайн» с установкой ЗИС-95–45-мм танковой пушкой 20 К и спаренным пулеметом ДТ и «Матильда» с установкой ЗИС-96–76-мм танковой пушкой Ф-34 и спаренным пулеметом ДТ.

Обе установки приняли на вооружение, и был выдан заказ на первую партию в 100 установок ЗИС-95. Однако из-за острой нужды в 45-мм танковых пушках для танков Т-70 и 76-мм пушках для танков Т-34 и КВ в серию установки ЗИС-95 и ЗИС-96 так и не пошли.

Главное бронетанковое управление думало частично решить проблему за счет принятия на вооружение к 2-фунтовой (40-мм) британской пушке нашего выстрела с осколочной гранатой сталистого чугуна. Такая граната была испытана на заводе № 179 в марте 1942 года. В том же году в Англии были закуплены танки «Матильда» CS с 76-мм пушкой.

И в американских легких танках М3 «Стюарт» было решено заменить штатную 37-мм пушку М5 на отечественную 45-мм танковую пушку. В середине октября 1943 года танк «Стюарт» с 45-мм пушкой был испытан на полигоне в Кубинке. Однако до массового перевооружения танков М3 дело так и не дошло.

С начала апреля 1943 года на Ленинградском фронте успешно действовал 49-й ОТТПП, в составе которого были 21 танк «Черчилль» и 3 английских гусеничных бронетранспортера «Универсал».

На Курской дуге в составе 5-го гвардейского танкового корпуса были 21 танк «Черчилль», 106 танков Т-34 и 86 легких танков, а во 2-м гвардейском танковом корпусе – 17 танков «Черчилль», 90 танков Т-34 и 59 легких танков.
Любопытно, что в бою под Прохоровкой «Черчилль» из состава 15-го танкового полка прорыва совершил лобовой таран «тигра». При этом весь экипаж танка, которым командовал лейтенант Смирнов, а механиком-водителем был лейтенант А. Ф. Логинов, не получил ранений. После сражения под Прохоровкой лейтенант Логинов стал командиром танка «Черчилль» и участвовал в боях за Киев. Танк Логинова подбил «тигр», добившись попадания бронебойного снаряда между броней башни и корпуса. Логинов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В июне 1944 года танки «Черчилль» из 21-го ОТТПП активно участвовали в уличных боях за город Выборг.
Судя по всему, последний раз «Черчилли» были применены на Восточном фронте в сентябре 1944 года в составе 8-й армии Ленинградского фронта при освобождении Таллина и Северной Эстонии. Там успешно действовал 82-й ОТТПП, в составе которого было 10 «Черчиллей» и 11 танков КВ-1 С.

Главный вывод из применения танков «Черчилль» в России очевиден: танк, имеющий конструктивные недостатки, в руках опытных и мужественных людей да еще при грамотном тактическом применении может нанести серьезный урон врагу.

Остается добавить, что в британской армии «Черчилли» применяли ограниченно, хотя в 1942–1944 годах их было изготовлено 5460 единиц. Первый дебют «Черчиллей» состоялся 19 августа 1942 года в ходе рейда на Дьепп. Из 30 танков в операции было потеряно 27. По одной бригаде танков «Черчилль» англичане использовали в Северной Африке и Италии в 1942–1943 годах. Две бригады воевали во Франции и Германии в 1944–1945 годах. Последнее боевое применение «Черчиллей» англичанами произошло в Корее в 1951–1953 годах. В течение следующих трех лет «Черчилли» были сняты с вооружения британской армии.

Annotation

М.Барятинский

История создания

Описание конструкции

Боевое применение

Заключение

М.Барятинский

Бронеколлекция 2003 № 06 (51) Пехотный танк «Черчилль»

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 2-я и 4-я стр. - рис. М.Дмитриева

История создания

Боевые машины 148-го танкового полка на тактических занятиях. На переднем плане танк «Черчилль I», на заднем - «Черчилль II» и «Черчилль III». 1942 год

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине была вполне объяснима. Разгоралась Вторая мировая война, британские войска вновь отправились на континент и на их пути вновь вставали ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы понять, что страх перед позиционной войной с Германией был у английского военного руководства уже генетическим.

Итак, предполагалось, что новая боевая машина будет иметь лобовую броню не менее 60 мм, что обеспечит ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и будет развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение - две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa - планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец. для более эффективного преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины. По совокупности всех этих характеристик получился танк... периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком (все-таки 20 лет прошло!) техническом уровне. Справедливости ради, надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром,так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики техзадания видели только в установке одного орудия в башне, а другого - в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка В Ibis).

В итоге контракт на окончательную разработку проекта и постройку четырех прототипов заключили в декабре 1939 года с Вулвичским Королевским арсеналом и фирмой Harland and Wolff Ltd. из Белфаста. В качестве силовой установки предполагалось использовать либо 300-сильный дизель, либо новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции доктора Х.Е.Меррита не было. Первый прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Уже пробные испытания на полигоне не могли не вызвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, никаких перспектив по модернизации у них не было, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т, вместо 32 по техзаданию.

И тут, как нельзя кстати, фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой два спаренных хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных 6-цилиндровых автомобильных мотора. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Два других не стали строить вообще. Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с чертежной доски. Это был июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла- Манш. Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Mk IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новую боевую машину назвали «Черчилль», - в честь премьер-министра Великобритании.

Еще в ходе проектирования танка начала складываться так называемая «Производственная группа танка «Черчилль» (Churchill Tank Production Group), в которую, помимо генподрядчика - компании Vauxhall Motors, вошли еще 10 фирм, осуществлявших его выпуск.

Организация сборки танков на 11 предприятиях, 10 из которых находились в Англии, а одно - в Северной Ирландии, вызывала немало сложностей, тем более, что комплектующие поставлялись еще сотней фирм. Тем не менее, первый «Черчилль» фирмы Leyland собрали в июне 1941 года, а месяц спустя заводские цеха покинула и машина, изготовленная фирмой Metro-Cammel.

Тяжелый танк А20 во дворе завода Harland and Wolff в Белфасте.

На этом прототипе установлена башня от «Матильды». Амбразура над дверью в борту корпуса предназначена для установки пулемета Besa

Черчилль на «Черчилле». Премьер- министр Великобритании осматривает танк, носящий его имя

Надо сказать, что «Черчилли» выпуска 1941 года были плохо отработаны конструктивно и технологически. Комиссия Военного департамента в ноябре 1941-го выявила не менее 16 крупных конструктивных дефектов, в основном в трансмиссии и ходовой части, приводивших к частому выходу танков из строя даже в «тепличных» условиях эксплуатации в частях, дислоцированных в Великобритании. Так, например, в одном из армейских танковых батальонов при первом же выходе в поле для проведения тактических занятий из 54 боевых машин вышли из строя 30! Причем не менее трети из них так и не смогли добраться до места постоянной дислокации своим ходом.

К числу наиболее серьезных дефектов ходовой части относились заклинивание тележек опорных катков и разрыв гусениц. Трансмиссия быстро ломалась из-за применения материалов недостаточной прочности и быстрого износа главного фрикциона. В системах двигателя наблюдались утечка горючего из бензонасоса и трубопроводов, быстрое разрушение гибких маслопроводов и неудовлетворительная герметизация системы зажигания. Перечень выявленных «слабых мест» сотрудники фирмы Vauxhall Motors разослали по танковым частям вместе с инструкцией по эксплуатации, снабдив его красноречивым обращением к личному составу: «Мы знаем, что не все механизмы и агрегаты танка будут работать как положено. Все недостатки будут устранены, как только в нашем распоряжении появятся необходимые материалы и новые узлы. Пожалуйста, не делайте неверных заключений из нашего искреннего признания своих ошибок. Танк Mk IV - хорошая машина. Проблемы, возникшие в ходе его испытаний, не являются нормой. Ненормально то, что мы не устранили их прежде чем начать серийное производство».

Для оказания помощи техсоставу по устранению конструктивных недостатков в строевые части были направлены инженеры с заводов-изготовителей. Однако военным иногда приходилось справляться своими силами, и не без успеха, как это было, например, в 147-м Хэмпширском полку. Одним из постоянно выходивших из строя узлов «Черчилля» была тяга управления коробкой передач. Она постоянно ломалась, а запасные тяги отсутствовали. Проблему удалось решить закупкой большого количества полуосей к автомашине «Форд» в автомобильных ремонтных мастерских в Норфолке. Полуоси вполне подходили для установки на танк вместо штатных тяг и к тому же превосходили их по прочности.

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Мк II «Матильда» (А.12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине была вполне объяснима. Разгоралась Вторая мировая война, британские войска вновь отправипись на континент и на их пути вновь вставали ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Итак, предполагалось, что новая боевая машина будет иметь лобовую броню не менее 60 мм, что обеспечит ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и будет развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение - две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa - планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец, для более эффективного преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины. По совокупности всех этих характеристик получился танк... периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком (все-таки 20 лет прошло!) техническом уровне. Справедливости ради, надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром, так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики тех-задания видели только в установке одного орудия в башне, а другого - в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка B1bis). В итоге контракт на окончательную разработку проекта и постройку четырех прототипов заключили в декабре 1939 года с Вулвичским Королевским арсеналом и фирмой Harland and Wolff Ltd. из Белфаста. В качестве силовой установки предполагалось использовать либо 300-сильный дизель, либо новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции доктора Х.Е.Меррита не было. Первый прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Уже пробные испытания на полигоне не могли не вызвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, никаких перспектив по модернизации у них не было, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т, вместо 32 по техзаданию. И тут, как нельзя кстати, фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой два спаренных хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных 6-цилиндровых автомобильных мотора. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Два других не стали строить вообще. Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с чертежной доски. Это бып июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла-Манш. Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Мк IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новую боевую машину назвали «Черчилль», - в честь премьер-министра Великобритании. Еще в ходе проектирования танка начала складываться так называемая «Производственная группа танка «Черчилль» (Churchill Tank Production Group), в которую, помимо генподрядчика - компании Vauxhall Motors, вошли еще 10 фирм, осуществлявших его выпуск. Организация сборки танков на 11 предприятиях, 10 из которых находились в Англии, а одно - в Северной Ирландии, вызывала немало сложностей, тем более, что комплектующие поставлялись еще сотней фирм. Тем не менее, первый «Черчилль» фирмы Leyland собрали в июне 1941 года, а месяц спустя заводские цеха покинула и машина, изготовленная фирмой Metro-Cammel. Надо сказать, что «Черчилли» выпуска 1941 года были плохо отработаны конструктивно и технологически. Комиссия Военного департамента в ноябре 1941-го выявила не менее 16 крупных конструктивных дефектов, в основном в трансмиссии и ходовой части, приводивших к частому выходу танков из строя даже в «тепличных» условиях эксплуатации в частях, дислоцированных в Великобритании. Так, например, в одном из армейских танковых батальонов при первом же выходе в поле для проведения тактических занятий из 54 боевых машин вышли из строя 30! Причем не менее трети из них так и не смогли добраться до места постоянной дислокации своим ходом. К числу наиболее серьезных дефектов ходовой части относились заклинивание тележек опорных катков и разрыв гусениц. Трансмиссия быстро ломалась из-за применения материалов недостаточной прочности и быстрого износа главного фрикциона. В системах двигателя наблюдались утечка горючего из бензонасоса и трубопроводов, быстрое разрушение гибких маслопроводов и неудовлетворительная герметизация системы зажигания. Перечень выявленных «слабых мест» сотрудники фирмы Vauxhall Motors разослали по танковым частям вместе с инструкцией по эксплуатации, снабдив его красноречивым обращением к личному составу: «Мы знаем, что не все механизмы и агрегаты танка будут работать как положено. Все недостатки будут устранены, как только в нашем распоряжении появятся необходимые материалы и новые узлы. Пожалуйста, не делайте неверных заключений из нашего искреннего признания своих ошибок. Танк Mk IV - хорошая машина. Проблемы, возникшие в ходе его испытаний, не являются нормой. Ненормально то, что мы не устранили их прежде чем начать серийное производство». Для оказания помощи техсоставу по устранению конструктивных недостатков в строевые части были направлены инженеры с заводов-изготовителей. Однако военным иногда приходилось справляться своими силами, и не без успеха, как это было, например, в 147-м Хэмп-ширском полку. Одним из постоянно выходивших из строя узлов «Черчилля» была тяга управления коробкой передач. Она постоянно ломалась, а запасные тяги отсутствовали. Проблему удалось решить закупкой большого количества полуосей к автомашине «Форд» в автомобильных ремонтных мастерских в Норфолке. Полуоси вполне подходили для установки на танк вместо штатных тяг и к тому же превосходили их по прочности. В течение полугода ремонту и переоборудованию новыми узлами и агрегатами в той или иной степени подверглась 1000 из 1200 единиц только что выпущенных танков! Столь массовые мероприятия по устранению конструктивных дефектов, наделавших много шума, по-видимому, и заставили Уинстона Черчилля произнести свою знаменитую фразу: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого!» Вполне естественно, что в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились многочисленные изменения, которые, правда, не затронули в целом ни компоновку, ни ходовую часть, ни двигатель, ни трансмиссию. В основном они свелись к установке различных вариантов вооружения. Недаром принято считать, что история танка «Черчилль» отражает собой историю развития британских танковых пушек. Churchill I Первая серийная модель. Основная конструктивная особенность - размещение и состав вооружения. Не имея в 1941 году никакой другой танковой пушки, кроме 2-фунтовой, англичане разместили ее в башне в спаренной установке с 7,92-мм пулеметом Besa. Для танка массой 37,9 т этого, по-видимому, показалось мало, поэтому в лобовом листе корпуса, слева от механика-водителя, установили 3-дюймовую гаубицу. Огневые возможности последней, впрочем, были сильно офаничены выносом вперед направляющих колес. Вследствие этого сектор стрельбы из гаубицы, как и сектор обзора водителя, составлял 30 - 32°. Комбинация гаубицы и пушки обеспечивала сбалансированные возможности по поражению целей как фугасными, так и бронебойными снарядами, поскольку в боекомплекте 2-фунтового орудия фугасных снарядов не было. Максимальная толщина брони корпуса-101 мм, башни - 89 мм. Максимальная скорость достигала 27 км/ч, экипаж состоял из пяти человек. На машинах ранних выпусков щели окон воздухопритока к радиаторам системы охлаждения, расположенные по бортам танка в специальных коробах, были обращены вниз. В ходе эксплуатации быстро выявился недостаток такой конструкции - вентиляторы засасывали вместе с воздухом пыль и песок, засоряя рядиаторы и приводя к перегреву двигателя. Конструкцию изменили - короба развернули окнами вверх. Особенностью «Черчиллей» первой модификации стало и отсутствие надгусеничных полок. У выпущенных в ограниченном количестве танков поддержки «Черчилль ICS» (CS - Close Support) и в башне, и в корпусе были установлены 3-дюймовые гаубицы.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Введение

Английский тяжелый танк пятого уровня. Есть техника, которая с трудом оправдывают место в ангаре. Знакомство с британскими «тяжами» начинается с этой машины и зачастую ею же и заканчивается. Как сам Уинстон Черчилль высказался в адрес тезки: «У танка, носящего моё имя, недостатков больше, чем у меня самого». Агрегат не тащит, от слова совсем. Но если вы хотите пройти дальше по ветке и получить вполне неплохой , то стоит почитать этот гайд.

Историческая справка

«Черчилль» появился как замена устаревшим пехотным танкам . В целом проект А20 вобрал в себя все концепции танков - длинный корпус, внешние гусеницы, мощная противоснарядная броня. Но он безбожно устарел уже на стадии проектирования. После поражения во Франции, стало понятно, что окопная война не предвидится и эксперименты продолжились на А22 .

Благодаря скорому запуску в производство, танк был подвержен частым техническим поломкам. Слабое 40-мм орудие в башне не отвечало запросам на поле боя и выручала только трехдюймовая пушка в корпусе. В реальных сражениях он всегда был на вторых ролях, более менее сыграв только при втором сражении за Эль-Аламейн. Еще он поставлялся по ленд-лизу в СССР, но там были рады любой броне.

Тем не менее, разработки на базе шасси продолжились и вскоре линейка «Черчиллей» пополнилась самыми разнообразными экземплярами - начиная от гаубичных, и заканчивая огнеметными вариантами. Именно тактическая гибкость не позволила этому танку бесследно кануть в анналах истории. Всего было выпущено 5640 машин данного типа.

Игровые характеристики

В «черч» решили запустить в «рандом», чтобы игрокам сладко не жилось. Поначалу он еще что-то мог, но чем больше становилось танков, тем хуже ему жилось. Рассмотрим характеристики этой машины в разрезе игры:

Защита

Казалось бы - этому танку сам бог велел иметь броню! Однако, «танчит» у нас только лоб корпуса со 177 мм. В остальных местах она колеблется от 50 на корме до 88 мм в башне. То есть, вас будут пробивать все и везде. Даже гусеницы не будут скрывать ваш корпус, потому что идут поверху. Есть небольшой нюанс - стоковая башня имеет впереди 101 мм, но тогда вы лишаетесь целого ряда бронепробивных пушек.

Сверху у вас вообще брони нет. Фугас, положенный «артой» на моторное отделение, выбьет из вас полный «дамаг», потому что там тонкая бумажка на 20 мм. Спасает положение прочность на 700 хит-поинтов. Остается только разменивать их, в надежде на чудо.

Огневая мощь

Пушек у «Черчилля» много. Возможно, даже слишком. Чтобы пройти до топового бронебойного орудия, придется потратить уйму опыта на всякие бесполезные пукалки. Поэтому вас заинтересует только «фугасница» OQF 3-inch Howitzer Mk. 1 и бронебойный «дырчик» 75-мм Vickers HV . Рассмотрим их поподробнее.

«Фугасница» выдает средний урон в 175 ХП и обладает низким пробитием брони в 38 мм. Спасают дело только куммулятивы на 100 мм бронепробоя. Зато стрелять можно часто и потенциальный урон в минуту колеблется в районе 2917 ХП. «Дырчик» напротив - стреляет реже, сводится медленнее, зато пробивает стальные плиты на 145 мм, а подкалиберными снарядами и все 202 мм. Точность у него лучшая на уровне - 0,36. В общем - выбирать вам.

Динамика

Танк очень слоупочный. На 43 тонны максимального приходится 350 л. с. топового движка Bedford Twin-Six . Итого удается разогнаться до 25 км/ч. Крайне мало в боевых условиях! Если двигатель поврежден или контужен мехвод - в гору «черч» уже не поедет. Разворачивается он тоже кое-как - 22 град/сек на топовых гусеницах. Башня вертится и то быстрее - 34 град/сек. Не попадайте в карусель!

Обнаружение и связь

Топовая радиостанция WS No. 19 Mk. III дает дальность связи на 550 метров - нормальный показатель на уровне. Обзор у нас неплохой для «тяжей» этого уровня, в сравнении с советскими машинами - 350 метров. Незаметность при наших габаритах находится в разделе «юмор».

Прокачка и оборудование

Как лучше всего изучать Churchill I ? Если вы усердно играли на «Матильде» , то там успели прокачать топовую «фугасницу» и предтоповую радиостанцию - выкупайте их. Ставьте новые гусеницы и улучшайте двигатели, чтобы хоть как-то решить проблему подвижности. После этого качаете «дырчики» через топовую башню, но саму ее не ставите. Переобуваемся только в последний момент, когда получаем 75-мм Vickers HV .

Экипаж состоит из пяти человек. Качаем их на стрельбу из второй линии. Сначала всем «Ремонт», потом командиру сбрасываем и ставим «Шестое чувство». На втором уровне перок офицеру обязательно «Мастер на все руки», чтобы заменять выбывающих членов экипажа, а двум наводчикам на выбор «Мастер-оружейник» и «Снайпер». Механику-водителю «Виртуоза», заряжающему ставим «Отчаянного», радисту берите «Радиоперехват». Третий уровень перок - всем «Боевое братство».

Что касается спецоборудования, то выбираем следующий вариант: «Орудийный досылатель», «Приводы наводки» и «Просветленная оптика». Оптику можно заменить на «Вентиляцию», для улучшения характеристик экипажа. Если досаждает «арта» берем «Тяжелый противоосколочный подбой». Можете подобрать собственный «сетап» под индивидуальный стиль игры.

Расходники размещаем следующие: «Ручной огнетушитель», «Большая аптечка» (+15% к защите от ранений), «Большой ремкомплект» (+10% к скорости ремонта). Двигатель будет гореть не всегда, поэтому можете заменить огнетушитель на «Пудинг с чаем», но это - на свой страх и риск.

Churchill I - тяжелый танк, созданный для поддержки союзников. Он хорош в массе и уныл в одиночку.

Очень хорошо изучите карту на старте. Представьте место, откуда сможете вести огонь, не попадая в прицел врагов и «арты». Выдвигайтесь туда с полной уверенностью, что назад уже не вернетесь - скорость не позволит. Вперед не суйтесь, да вы и не успеете. Занимайте кусты или просто укрытия на второй линии и приготовьтесь стрелять.

Стрельба ведется следующим образом - сначала ставите оппонента на «гуслю», затем быстро «раздамаживаете». Перестреливаться с «черчем» - тухлое дело. Каждый третий снаряд должен идти в ходовую, чтобы держать вражеский танк на месте. Продвинутые игроки умеют стрелять в передний каток, нанося урон и обездвиживая противника одновременно.

Когда основная масса врагов уничтожена, можно выдвигаться вперед и попытаться давить фронт. Стабилизация вашего орудия выше всяких похвал, поэтому можно вести прицельную стрельбу на ходу. Когда танк стоит или едет - разницы почти никакой. В общем, разменивайте хит-поинты на оставшихся бойцов и потихоньку ползите на базу противника. Очки захвата компенсируют все, что вы недобрали в бою.

Если вам скучно подсасывать урон на расстоянии, то вполне можете замутить штурмовой вариант, с «фугасницей» и стоковой башней. Но в таком «сетапе» долго не живут, даже в топе. Не помогут все приемы выживания «тяжей», которые вы с грехом пополам освоили на других танках - ромбы, обратные ромбы, качели и пр. Ваш главный оппонент в лице все равно будет пробивать вас. Только хардкор, только размен здоровья!

Можно вообще никуда не ехать, а остаться на базе, прикрывая союзную «арту». Фаталистический вариант, зато без лишних усилий. Сначала отстреляете первых «светляков», затем встретите волну средних танков и героически погибните. Или просто простоите в кустах, пока ваши союзники убьют всех и захватят базу противника. Развивайте в себе дзен-буддизм.

Обзор слабых и сильных сторон танка. Итоги

Плюсы :

  • Точное и пробивное орудие
  • Местами броня тащит
  • Много хит-поинтов
  • Неплохой обзор для «тяжа»

Минусы :

  • О-о-очень медленный
  • Броня в башне не держит удар
  • Крупные габариты
  • Долго качать
  • Танк для мучеников

Churchill I - самый печальный «тяж» на пятом уровне. Он уныл в стоке и бесит в топе. Если вы думаете, что дальше будет лучше, спешу вас огорчить - не будет. Следующая модификация на шестом уровне страдает еще больше. Казалось бы, зачем вообще нужен этот монстр, который умеет только пить ваши нервы? Но есть один незаметный плюс. На «черче» катается очень мало танкистов, а значит можно легко получить «Мастера» даже не за самую лучшую игру.

Удачи в бою!



Рекомендуем почитать

Наверх