Как писать лид и что это такое? Массмедийный лид: пути эффективного начала Какие мои годы

Отношения, любовь и семья 06.07.2019
Отношения, любовь и семья

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Виды лида в заметке

ВВЕДЕНИЕ

Лид - это первый абзац текста, как правило, выделенный жирным шрифтом. Иногда его еще называют вводкой. Задача лида - удержать читателя и предложить ему столь увлекательную информацию, чтобы он продолжил чтение статьи.

В современном обществе у человека не так много времени на изучение прессы, ему приходится поглощать все большие объемы информации. Большинство потребителей просматривают периодические издания мельком, за завтраком, в транспорте, или перед сном. Недостаток времени заставляет людей обращать внимание только на актуальные новости или интересующие их темы. Лид помогает читателю ориентироваться в информационном пространстве.

Чтобы вызвать у человека интерес к заметке и привлечь читателя, журналисту приходится уделять написанию первого абзаца особое внимание, ведь лид задает тон и тему тексту, которому предшествует.

Подчеркивая важность лида в построении материалов, некоторые специалисты утверждают, что на его долю должно приходиться до 70 процентов общего смысла информации, и только 30 процентов на все остальное, независимо от суммарного количества строк в тексте.

Теоретики давно занимаются вопросом важности первого абзаца в журналистском материале. Именно поэтому существует огромное разнообразие лидов по функциям и наполнению. Благодаря этому, журналисты имеют обширные возможности привлечь внимание читателя, а материалы, представленные в СМИ, становятся более разнообразными.

Актуальность работы вызвана ежедневной необходимостью различных СМИ бороться за внимание читателя и привлекать его к прочтению материалов.

Цель курсовой работы - изучение лидов в современных печатных СМИ, с последующей классификацией на примере газеты «МОЁ».

Задачи курсовой работы:

Изучение понятий «заметка» и «лид»

Выявление различных классификаций лидов

Проведение работы с газетой «МОЁ»

Выявление наиболее часто используемого лида

Метод исследования - выборка лидов в жанре заметка и распределение их по классификации Карла Уорена.

Теоретической основой послужили работы Т.Н. Хомчук-Черной, В.В. Ворошилова, А.А. Тертычного и пр. (См. список литературы)

Объектом исследования является подшивка номеров газеты «МОЁ» за 2016 год.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

лид заметка журналистский

1.1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЗАМЕТКИ

Заметка - один из простейших информационных жанров периодической печати.

Главное для заметки - именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям.

Заметку можно назвать «исходным» информационным жанром, т.е. типом материала, из которого «вырастают» другие информационные жанры.

В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете.

Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.

Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде. Для привлечения внимания читателей данная часть текста обычно выделяется шрифтом.

Немаловажное значение имеет и зачин, т.е. структура первого предложения. Трудность его создания заключается в том, что здесь журналисту необходимо решить сразу две задачи: во-первых, сообщить о самом главном, а во-вторых, уже с первой фразы заинтересовать читателя. В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д.

Особенностью композиционного построения заметки является то, что в ней может отсутствовать заключительная часть.

Итак, в структуру заметки входят следующие элементы: заголовок - лид - зачин - подробности.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАМЕТКЕ

Поскольку заметки являются главным видом информационного «сканирования» действительности, средством оперативного извещения аудитории о происходящем в мире, т.е. важнейшим средством сообщения о «новостях», то основными требованиями, которые должны выполнять журналисты, готовящие заметки, выступают требования оперативности и актуальности.

Поскольку событий совершается очень много, то существует необходимость давать максимально полную картину происходящего в мире. Но «безразмерных» изданий не существует. Поэтому возникает потребность в «малогабаритных» публикациях, которых на газетной полосе можно было бы поместить побольше. Заметки существуют именно в силу этой потребности. Отсюда очередные непременные требования к заметке - это требования точности, краткости и ясности изложения.

ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ В ЗАМЕТКЕ

Как уже говорилось выше, человеку для ориентации в мире, осуществления деятельности по удовлетворению своих разнообразных потребностей нужна всесторонняя информация.

Всесторонность информации возникает в результате комбинирования неких исходных типов этой информации. А именно: фактов, оценок, норм, программ (рекомендательной информации), предположений. В конкретной заметке может превалировать тот или иной из перечисленных типов информации, в ней может вообще содержаться только один тип информации. В результате возникает большое содержательное разнообразие заметок.

ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ ЗАМЕТКИ

Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты реальности, быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована. Иначе говоря, существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами.

*Событийная заметка. Заметки данного типа составляют, так сказать, основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание.

Событийные заметки обычно представляют собой так называемую итоговую, комплексную информацию, состоящую из количественных и качественных обобщений.

*Анонс. Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «сообщение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оперативных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества.

*Аннотация. Этот вид заметки относится к разряду информационных текстов, предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего - это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.

*Мини-рецензия. Она представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом такое впечатление, являющееся своего рода оценкой достоинств произведения, в мини-рецензии не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций автора.

*Блиц-портрет. Этот жанр может быть выделен из информационных публикаций других типов в качестве самостоятельного на основе своеобразия предмета отображения. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Название «блиц-портрет» настраивает на знакомство с особым предметом отображения, каковым является человек.

*Мини-обозрение. Такой тип материала представляет собой фактологическую заметку. Возможность отнесения информационных публикаций к самостоятельному жанровому виду заметки «мини-обозрение» заключается в своеобразии предмета отображения. А именно: таким предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками этой совокупности может выступать, например, определенный временной период, в течение которого произошли наиболее примечательные события. Но он может объединить некие явления на другой основе, например по их сходству. Главная цель автора - сообщить о существовании схожих явлений или известить о случившихся за определенный промежуток времени событиях.

*Мини-история. Этот тип заметок в настоящее время широко распространен в изданиях, предназначенных для семейного чтения и готовящихся по «европейскому стандарту» (читателю предлагается получить основные сведения при минимальной затрате времени и усилий). Иначе говоря, такого типа заметки ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

Главной основой для выделения мини-истории в качестве самостоятельного жанра выступает предмет отображения, которым является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.

Основное назначение публикаций типа «мини-история» заключается прежде всего в том, чтобы развлечь читательскую аудиторию, дать определенный материал для удовлетворения «человеческого интереса», для обсуждения с родными и знакомыми.

*Мини-совет. Информационные публикации такого типа представляют собой заметку, основным содержанием которой является программная информация.

Мини-советы относятся к публикациям информационного жанра постольку, поскольку они служат целям извещения аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели. Доверие к подобного рода текстам обеспечивается лишь авторитетом тех лиц, которые их дают.

1.2 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЛИДОВ

Впрочем, в этом не всегда повинен лид. Определенную роль играют и другие факторы: хороший заголовок может заинтересовать людей, и они углубятся в чтение; значительный интерес к теме статьи может заставить их читать даже после скучнейшего первого абзаца, если затем статья “расправляет крылья”. Влияет на читателей также объем газеты (газета, в которой 96 полос, явно может предложить больший выбор статей, чем газета на 12 полосах).

Некоторые специалисты утверждают, что в коротких оперативных сообщениях о новостях лиды не должны превышать 30 - 50 слов. В более значительных по своему содержанию и размерам материалах и лиды могут быть более пространными.

Единственный способ заставить читателя продолжать чтение после лида - написать его хорошо. А для этого следует всегда помнить несколько общих правил:

*Цель лида - завладеть интересом читателя и задать тон статье, которой он предшествует.

*Он должен быть ясным и понятным.

Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет “нет”, если первый абзац двусмыслен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания - словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше.

*Он должен быть самодостаточным.

За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него. Равным образом, в нем не должны оставаться неразъясненными никакие факты, лица, события, организации и т. д. - если только в этом нет особой необходимости.

*Никогда не начинайте статью с придаточного предложения.

Например: “Несмотря на растущее число убийств...”. Это медленный подход, он уводит от главной мысли статьи и сбивает читателя. Придаточные предложения в начале фразы вообще имеют отвлекающее свойство, и поэтому их следует пореже использовать и далее в тексте.

*Никогда не начинайте статью с чисел, написанных цифрами.

*Никогда не начинайте статей с официальных титулов или полных наименований учреждений.

Крайне важен первый десяток слов. Если у вас нет на то исключительных причин или вы не прибегаете к иронии, длинные бюрократические должности - плохой способ начать статью. Если вы начинаете со слов “Управление министерства сельского хозяйства и водных ресурсов по контролю за чистотой окружающей среды объявило вчера...”, читатели бросят читать, так и не узнав, что рыба, выловленная в их реке, отравлена и есть ее нельзя. Начните лучше либо с краткой формы названия, например: “Государственные эксперты по экологии”, а еще лучше - сообщите, что случилось, а названия упомяните позже.

*Как можно реже начинайте с цитат.

Начав статью с цитаты, вы сбиваете читателей с толку, поскольку, пока вы им не сообщите, они не будут знать, кто именно говорит это. Есть всего несколько случаев, когда хорошо начать с цитаты, но в этих случаях немедленно должен быть назван ее автор.

*Не растягивайте первый абзац.

В некоторых газетах даже существуют правила относительно наибольшей длины лида. Если в вашей газете они есть, вам не останется ничего другого, как подчиниться.

1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО КАРЛУ УОРЕНУ

Карл Уоррен еще в 30-е годы в своем учебнике по журналистике ввел следующую классификацию лидов:

СУММАРНОЕ НАЧАЛО. Это самое распространенное начало, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответ на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто?, что?, когда?, где? Нередко в лиде присутствуют также ответы на вопросы: почему? и как?, каким образом? Ответы на них могут располагаться в любой последовательности, т.е. меняться местами. В зависимости от важности того или иного обстоятельства на первое место могут выйти любые из названных вопросов.

В английском языке все эти вопросы начинаются с буквы «дабл-ю», поэтому данный лид иногда так и называют «5 W» (The five W - who?, what?, when?,where?, why?).

Однако, ответы на пять «дабл-ю» в первом абзаце плохо воспринимаются радиослушателями. Целесообразнее давать их на протяжении всего радиосообщения, которое должно состоять из коротких, ясных фраз.

Сегодня суммарный лид является одним из самых распространенных в прессе, особенно в качественной. Наиболее часто используется он в новостной информации, где задача журналиста состоит в том, чтобы оперативно, максимально точно, лаконично дать исчерпывающие сведения о событиях.

УДАРНОЕ НАЧАЛО. Это краткое, захватывающее внимание читателей изложение необычного, удивительного факта, без оговорок и объяснений - они последуют в тексте дальше. Автор «ошарашивает» читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение.

В других классификациях ударный лид называется еще интригующим, сенсационным, шокирующим лидом-загадкой. Но цель его одна - «подцепить на крючок» читателя, захватить его внимание и заставить дочитать публикацию до конца.

ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала - человека, и описание обстановки, в которой он находится или действует.

Возможны также варианты, когда живописный лид состоит только из описания человека.

КОНТРАСТНОЕ НАЧАЛО. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффективности контраст должен быть резким, и изложить его следует кратко.

НАЧАЛО С ВОПРОСА. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы «пробежать» всю публикацию.

Причем нередко в лиде вопросов может быть два, второй как бы расширяет либо уточняет первый.

Начало с вопроса не пользуется особой популярностью у некоторых журналистов, так как сам по себе вопрос, по их мнению, не содержит позитивной информации. Они считают, что не стоит тратить газетную площадь на риторические вопросы. Лучше сразу «ударить» читателя конкретной информацией.

Такое начало называют «опасным случаем», поскольку бывают ситуации, когда читатели вполне могут сами ответить на поставленный вопрос, поэтому не рекомендуется задавать прямых, легких вопросов.

БЕКГРАУНД НАЧАЛО. Предполагает описание обстановки (анг. background - фон, задний план), где происходят события, являющиеся новостью. Заметим, что бекграунд и живописный лид студенты часто не различают. Делают их похожими детали и подробности, с помощью которых создается наглядность; и в том, и в другом случае часто присутствует описание и обстановки, и людей. Но в живописном лиде на первый план выходят люди, - обстановка существует как фон, как вспомогательный элемент текста; а в бекграунде, наоборот, фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, о которых идет речь в публикации.

НАЧАЛО С ЦИТАТЫ. Иногда мысль, интересная своей новизной, непредсказуемостью, смелостью, тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко выделяются в ходе диспута, заявления, интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала.

Особое внимание следует обратить на достоверность и точность цитирования первоисточников во избежание возможных недоразумений. Неприятности могут быть и в тех случаях, когда «приглянувшиеся» автору фразы произвольно выхвачены из общего контекста, ибо это может исказить смысл того, о чем говорится в цитируемом источнике.

В новостной информации чаще всего цитируются различные заявления и документы современной действительности.

Однако нередко используются цитаты и из прошлого. Как правило, это изречения из наследия историков, философов, государственных, политических, общественных, религиозных и иных деятелей ближнего и дальнего прошлого. Широко применяются в лидах также цитаты из литературных произведений, чаще широко известных, фразы из популярных кинофильмов, ставшие крылатыми.

КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает изложение курьезного факта, часто юмористическое.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО ВОРОШИЛОВУ

Следуя советам американской учебной литературы, для «жестких» новостей применяются данные виды лидов:

Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).

Лид -- обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).

Лид -- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы.

Лид -- немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости -- участие известной личности в описываемом событии.

Лид -- затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий. Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих сведений перекидывается во второй абзац.

Лид -- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен.

Лид -- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом -- комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?».

Лид -- каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов -- названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.

Лид -- рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.

Для «мягких» новостей -- занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие:

Повествовательный лид или «лид -- рассказ».

Контрастный лид («лид -- контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.

Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз -- полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -- стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.

Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).

Лид -- вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.

Лид -- цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек.

Лид -- «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭЛВУДУ М. УОРДЛОУ

Резюме, или краткое изложение события (результатов).

Большинство лидов-резюме включают три или четыре из шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.

Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект будущего сообщения.

Сложность заключается в том, чтобы выделить главную мысль или суть события.

Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.

Этот вид лида уместен для статьи, цель которой, рассказать как происходило событие. Информационные и новостные сообщения так начинаться не могут.

Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.

Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.

Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.

Такой вид лида довольно распространен в развернутых описательно-аналитических статьях, которые повествуют о какой-либо проблеме или явлении. Подобное начало помогает читателю погрузиться в ситуацию.

Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.

Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.

Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.

Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”

Эти три варианта подойдут для написания аналитических материалов.

Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.

Выбирая тип лида, нужно помнить о следующем:

1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?

2. Простое ли это событие или сложное?

3. Что в материале главное - люди или события?

4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?

5. Насколько это важно для читателя?

Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте чрезмерной живописности, где в этом нет необходимости. Пусть лид будет скорее информативным.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 ВИДЫ ЛИДОВ В ЗАМЕТКАХ

Для выполнения практической части работы используется классификация лидов Карла Уорена.

СУММАРНОЕ НАЧАЛО

Суммарный лид представлен повествовательными предложениями с большим количеством существительных и глаголов, для того чтобы дать как можно более полную информацию о событии.

- «МОЁ», 23-29 февраля 2016, том 8, «12-летняя школьница сбежала из дома к взрослому жениху?»

- «МОЁ», 24-30 мая 2016, том 21, «На предварительном голосовании не все смогли найти счетные участки»

- «МОЁ», 26 апреля-2 мая 2016, том 17, «Воронежцы участвуют в подготовке к первому пуску с космодрома Восточный»

- «МОЁ», 17-23 мая 2016, том 20, «Воронежские футбольные болельщики устроили драку на стадионе в Туле»

- «МОЁ», 17-23 мая 2016, том 20, «В Воронеже очевидцы помогли потушить загоревшуюся «девятку»

- «МОЁ», 17-23 мая 2016, том 20, «Призывник из Мурманска пожаловался в Европейский суд после отказа в альтернативной службе»

- «МОЁ», 10-16 мая 2016, том 19, «Хозяин интернет-магазина выслал клиентам вместо товаров кирпичи»

- «МОЁ», 1-7 марта 2016, том 9, «Денис Мацуев в Воронеже рассказал, что помирило евреев с арабами»

- «МОЁ», 8-14 декабря 2015, том 49, «Тех, у кого нет электросчетчика, ждет повешение платы за свет»

УДАРНОЕ НАЧАЛО

Используются повествовательные предложения, рассказывающие о предмете заметки, но без подробностей и объяснений.

- «МОЁ», 10-16 мая 2016, том 19, «Жительница Воронежа вырастила в квартире плантацию конопли»

БЭКГРАУНД НАЧАЛО

Для этого типа лидов характерны повествовательные предложения, описывающие обстановку, с большим количеством подробностей и деталей.

- «МОЁ», 23-29 февраля 2016, том 8, «В Северном районе средь бела дня ограбили ювелирный магазин»

- «МОЁ», 24-30 мая 2016, том 21, «Губернский стиль» выиграла коллекция стоимостью 6 тысяч рублей»

- «МОЁ», 8-14 декабря 2015, том 49, «Из-за снегопада на прошлой неделе в Воронеже упало больше 400 деревьев»

- «МОЁ», 8-14 декабря 2015, том 49, «На пожаре погибли мать шестерых детей и ее 4-летняя дочь»

НАЧАЛО С ЦИТАТЫ

Данный тип лида выражен прямой речью и является цитатой участника события или же эксперта по этому вопросу.

КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО

Курьезный лид выражен повествовательным предложением. По структуре похож на суммарный или ударный лид, но повествует о каком-то курьезном случае.

- «МОЁ», 1-7 декабря 2015, том 48, «В Воронежской области мужчина украл автобусную остановку»

В практической части работы было проанализировано 54 лида из газеты «МОЁ». Чаще всего использовался суммарный - 35 лидов. Следом за ним идет ударный лид. Именно эти лиды являются самыми популярными потому, что в информационных жанрах журналистики необходимо кратко и быстро рассказать читателю основные события.

Лиды, которые не были использованы вовсе - живописный, контрастный и начало с вопроса. Это связано с тем, что эти виды лидов, как правило, используются в больших статьях, интервью и других аналитических материалах.

На основе теоретической и практической части курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Лид является самой важной частью журналистского материала, так как именно он определяет продолжит ли читатель ознакомление с текстом.

Существуют различные классификации лидов, которые необходимо знать журналисту, особенно начинающему.

В печатных СМИ новостного характера чаще всего используется суммарный и ударный лид.

В информационных жанрах журналистики лиды почти всегда выражены повествовательными предложениями, потому что необходимо донести большое количество информации в компактной форме.

Знания и практически навыки, полученные в ходе выполнения курсовой работы, станут полезными для написания последующих журналистских материалов и анализа текстов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие.// А.В. Колесниченко - Москва, Издательство Московского университета, 2008, С. 99

2. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения.// М.Н. Ким - Санкт-Петербург, издательство Михайлова, 2001, С. 256-257

3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие.// А.А. Тертычный - 3-е издание, Москва, Аспект Пресс, 2006, С. 53-77

4. Рэндалл Д., Универсальный журналист./Д. Рэндалл - 3-е издание, Великий Новгород, Санкт-Петербург, 1999, С. 204-207

5. Хомчук-Черная Т. Н. Лид в журналистском произведении. Учебно-методическое пособие для вузов.//Т. Н. Хомчук-Черная - ВГУ, 2006, С. 21-37

6. Ворошилов В. В. Журналистика. Базовый курс. Учебник.//В.В. Ворошилов - 5-е издание, Санкт-Петербург, Издательство Михайлова, 2006, С. 219-221

7. Мэллет Малькольм Ф. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы.// Малькольм Ф. Мэллет. - Москва, Права человека, 1998. - С. 20-22.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение понятия и характеристика основных видов жанра "заметка". Выделение основных особенностей публицистического стиля "заметка". Анализ языковых стилистических особенностей жанра на примере материалов газеты "Северная правда" за 2007 год издания.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2011

    Общая характеристика журналистских текстов и способов подачи новостей в средствах массовой информации. Выборочный анализ подачи информации в BusinessWeek и анализ рейтинговых публикаций издания. Рассмотрение основных проблем журналистских текстов.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    История создания и интересные факты газеты "Коммерсант", Интернет-версия издания, новостные направления. "Черный пиар": понятие, главные цели. Специфика PR-публикаций в газете, структура подачи материала. Преимущества и недостатки ежедневной газеты.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    дипломная работа , добавлен 18.01.2014

    Многообразие методов в журналистике. Методы подачи материала (или методы предъявления информации) в журналистских текстах. Использование переосмысления в публицистических жанрах. Использование метода переосмысления в публикациях газеты "Ваш Ореол".

    курсовая работа , добавлен 22.11.2009

    История развития издания "Московский комсомолец". Содержание публикаций как основной стержень коммуникативности общественно-политической газеты. Жанровая палитра, схема функционирования системы массовой информации на примере "Комсомольской правды".

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013

    Характеристика газеты "СМ Номер один". Типологические особенности печатного издания. Система текстовых публикаций номера. Тематические линии газеты. Способ изображения личности на страницах печатного издания. Разбор и анализ статей по выбранной тематике.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

    Анализ материалов о наиболее часто встречающихся нарушениях прав граждан в современном демократическом обществе, освещаемых в СМИ. Раскрытие темы дискриминации в контексте правовых вопросов, политики, трудоустройства, по национальной принадлежности.

    реферат , добавлен 08.11.2011

    Сущность понятия "аргументация", её задачи, структура и виды, общезначимые и контекстуальные способы реализации. Прямое и косвенное подтверждения тезиса. Исследование особенностей аргументации в журналистских текстах различных исторических периодов.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2014

    Теоретические представления о журналистике, её истории, этапах развития. Особенности газетных жанров (хроника, заметка, блиц-портрет, корреспонденция, отчет, интервью, репортаж). Создание собственных авторских материалов-сочинений в газетных жанрах.

Как написать лид к текстам разных жанров, что в него входит и как он устроен. Как не упустить читателя, раскрыв в лиде всю суть текста.

Формула лида к расширенной новости .

«Что произошло? + Что это значит?»

Вначале мы называем событие, затем сообщаем, что из этого события следует. Вот пример лида, написанного по такой формуле:

В понедельник правительство утвердило новый порядок расчета тарифов за услуги ЖКХ. Теперь холодная вода подорожает в полтора раза, а горячая - втрое. Пенсионеры и любители принимать ванную уже готовятся в знак протеста перекрывать улицы .

С одной стороны, суть заметки нам понятна, и дальше можно ее не читать. С другой - многим захочется узнать подробности: почему повышается плата за воду, для всех ли граждан или будут исключения, как изменятся тарифы на другие услуги, какие именно улицы собираются перекрыть возмущенные граждане. Таковы признаки хорошего лида: суть понятна, но хочется узнать подробности.

Иногда в лиде можно ограничиться ответом только на первый вопрос «Что произошло?» Однако эту информацию следует подать так, чтобы читателю было одновременно ясно и не ясно. Ясно, что произошло, и не ясно, как все это могло произойти. Например, как в этом лиде из газеты «Коммерсант»:

Как стало известно «Ъ», главное следственное управление следственного комитета России (СКР) по Московской области заканчивает расследование дела банды малолеток, несколько месяцев державшей в страхе подмосковный город Балашиху. В конце 2010-го — начале 2011 года группа 14-16-летних подростков буквально завалила трупами два городских парка, расположенных между судом и прокуратурой.

Нам понятно, что заканчивается следствие по делу банды подростков, но не понятно, как подростки могли завалить трупами парки, тем более, расположенные между судом и прокуратурой.

Подаваемую в лиде информацию можно обострить либо довести до абсурда, если текст это допускает. Вот пример такого лида из газеты «Новые Известия»:

Сегодня Госдума рассмотрит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, многократно ужесточающие наказание за остановку и стоянку в неположенном месте. Плату за перемещение машины на штрафстоянку вернут, а за парковку на газоне начнут наказывать по фотографии машины. Однако депутаты хотят разрешить садиться за руль автомобиля с неисправными тормозами пьяным водителям без документов.

Информация из последнего предложения кажется невероятной. Не могут же депутаты Госдумы, будучи в здравом уме, разрешить пьяным водителям ездить на неисправных машинах? Это побудит читателя погрузиться в текст. Там говориться, что, если полицейский остановит машину и наложит запрет на ее эксплуатацию, то эту машину можно будет не бросать на дороге, а для предотвращения пробки перегнать на стоянку, причем сделать это сможет как полицейский, так и сам водитель. Такую поправку подготовили депутаты. По закону запрет эксплуатации автомобиля наступает в случаях, когда у машины не работают тормоза или руль, а водитель пьян или не имеет документов. То есть может сложиться ситуация, когда инспектор остановит пьяного водителя без документов на неисправной машине, а затем попросит этого водителя проехать несколько сотен метров, чтобы не создавать затор.

Рекомендуемый объем лида - 350-400 знаков. Такой лид не отпугнет читателя своей сложностью и нагроможденностью. Стереотип «Большое = Сложное» широко распространен, а навык чтения у среднего читателя гораздо хуже, чем у начинающего журналиста. К тому же не надо втискивать в лид все интересные подробности. Оставьте что-то и для остального текста.

Распространенная ошибка при написании лида новостной заметки - нарушение фокусировки (когда внимание заостряется на том, что происходило, а не на том, что произошло). Например, если чиновники собрались на совещание, что-то обсуждали, и один из докладчиков огласил новую и интересную статистику, лид надо начинать с этой статистики. Ее обнародование, а вовсе не совещание и есть событие. В редакционном руководстве для журналистов интернет-издания gzt.ru это правило изложено так:

Следует четко отличать собственно новость от обстоятельств , при которых новость стала известна, а также от информационного повода , который служит «спусковым крючком» для публикации новости. Новостной журналист совершает ошибку, когда под видом сообщения о новости рассказывает об обстоятельствах, при которых она стала известна, или об информационном поводе. Ни пресс-брифинг, ни круглый стол, ни конференция сами по себе не могут быть для нас новостью (конечно, если речь не идет о прямой линии Владимира Путина с народом). Новость - это какая-то информация, которая стала известна на мероприятии (например, о том, что в условиях кризиса девелоперы начали завуалировано предоставлять существенные скидки на квартиры).

Перейдем к лиду репортажа . Здесь возможны три варианта.

Первый - это такой же лид, как и к новостной заметке. Мы пишем, что произошло и что это значит, а затем идет репортаж, в котором показываем, как все это происходило. Пример лида такого типа к репортажу из газеты «Коммерсант»:

Вчера в Москве на Васильевском спуске прошел стотысячный митинг «Россия против террора». Лучшие чувства людей - сострадание и любовь к детям - были использованы для организации спецмероприятия, напомнившего специальному корреспонденту «Ъ» Валерию Панюшкину советские демонстрации и единодушное осуждение врагов народа.

Второй - лид-сцена, когда текст начинается с погружения в атмосферу происходящего. Пример лида-сцены из репортажа корреспондентки журнала «Русский репортер» о работе продавцом в цветочном магазине:

Небо хмурое, утро темное.

- Давненько я жене не делал приятного, - мужчина лет тридцати в строгом костюме и коротком пальто заглядывает в холодильник. - Соберите-ка букетик для жены, чтобы небо показалось ей голубым-голубым.

Утро сегодня и в правду темное, как вечер. Мимо стеклянных стен нашего салона ртутной массой плывут серые тени. Вряд ли, кому-то в такую рань приспичит покупать цветы. Но у нас - первый покупатель. Часы показывают… короче, еще очень рано.

Сцена должна погружать читателя в драматическую ситуацию, когда персонаж текста сталкивается с какой-то проблемой. Лид задает вопросы и обещает на них ответы, ради которых нужно прочесть текст. Какой букет соберет продавец первому покупателю? Будут ли еще покупатели, и что за цветы они захотят купить? Как вообще выглядит работа продавца цветов изнутри?

Третий - лид-ситуация , когда текст начинается с рассказа о месте, в котором побывал корреспондент. Этот рассказ должен быть необычным, когда одновременно понятно, что там происходит, но не понятно, как люди дошли до такой жизни. Пример лида-ситуации из журнала «Русский репортер»:

Бывший русский анклав Харбин давно стал рядовым китайским областным центром: всего каких-то 9 млн. жителей. Связанное с Россией прошлое здесь превратилось в доходный туристический аттракцион. Заповедник «Русская деревня», парк Сталина, сотни русских ресторанов, караоке-клубов, тысячи русских проституток. Туристы со всего Китая приезжают в Харбин, чтобы за большие по местным меркам деньги посмотреть на бывшего «старшего брата», роль которого исполняют гастарбайтеры из российской провинции.

Распространенная ошибка при написании репортажного лида - заканчивать его фразой «наш корреспондент побывал там-то» или «наш корреспондент передает оттуда-то» . Здесь ничего не говорится о том интересном, что узнал корреспондент и о чём теперь может рассказать читателю. Еще хуже, если лид закончен фразой «наш корреспондент разбирался …» . Разбирался - значит, не разобрался. Зачем тогда писать?

Формула лида к интервью:

Информационный повод + ключевые идеи, высказанные собеседником

Эти идеи должны звучать максимально провокационно. Например:

На минувшей неделе Верховный суд Чечни оставил в силе решение Грозненского суда о включении в список экстремистских материалов скандальной статьи о чеченцах в энциклопедии издательства «Терра». Участвовавший в этом процессе адвокат Мурад Мусаев убежден, что чеченцев опорочили преднамеренно, и надеется привлечь авторов статьи к уголовной ответственности. В интервью «Новым Известиям» адвокат рассказал также о том, кого пытаются обвинить в убийстве Анны Политковской, и объяснил, почему невиновны чеченцы, осужденные за участие в беспорядках в карельском городе Кондопога в конце августа 2006 года.

Б ыть чеченцем - не преступление, но почти всегда отягчающее обстоятельство // Новые известия. 2010. 31 мая.

Иногда информационный повод опускают, и лид начинается сразу с необычной идеи, которую высказал собеседник. Например, интервью из «Новых Известий»:

Солдат защищают матери, а не отцы, потому что женщины в России более свободомыслящие и независимые, чем мужчины. В этом уверена лидер Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова.

Лучше, если необычных идей, высказанных собеседником, будет несколько. Например:

Антисемитизм в нашей стране придумала интеллигенция, которая считала евреев конкурентами, утверждает в интервью «Новым Известиям» президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. По его словам, выдумками являются и еврейский заговор, и богатство евреев, и их взаимопомощь, и влияние на российскую политику. При этом некоторых олигархов с еврейскими фамилиями другие евреи евреями не считают.

Антисемитизм свойственен русской интеллигенции // Новые известия. 2011. 3 октября.

В этом лиде содержится шесть идей, из которых первая звучит провокационно, следующие четыре противоречат общепринятому мнению, а последняя кажется абсурдной.

Лид к текстам разных жанров пишется по-разному.

- Лид новостной заметки пишут в самом начале работы над текстом и переделывают в конце. Исходный вариант будет рабочим и поможет сфокусироваться на сути события. Но после написания текста лид нужно отшлифовать и обострить.

- Лид к репортажу можно написать как в начале, так и в процессе работы над текстом. Разумеется, со шлифовкой в конце.

- Лид к интервью пишется в последнюю очередь, когда текст завизирован собеседником, и можно отбирать идеи, которые пойдут в лид.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО КАРЛУ УОРЕНУ

Карл Уоррен еще в 30-е годы в своем учебнике по журналистике ввел следующую классификацию лидов:

СУММАРНОЕ НАЧАЛО. Это самое распространенное начало, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответ на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто?, что?, когда?, где? Нередко в лиде присутствуют также ответы на вопросы: почему? и как?, каким образом? Ответы на них могут располагаться в любой последовательности, т.е. меняться местами. В зависимости от важности того или иного обстоятельства на первое место могут выйти любые из названных вопросов.

В английском языке все эти вопросы начинаются с буквы «дабл-ю», поэтому данный лид иногда так и называют «5 W» (The five W - who?, what?, when?,where?, why?).

Однако, ответы на пять «дабл-ю» в первом абзаце плохо воспринимаются радиослушателями. Целесообразнее давать их на протяжении всего радиосообщения, которое должно состоять из коротких, ясных фраз.

Сегодня суммарный лид является одним из самых распространенных в прессе, особенно в качественной. Наиболее часто используется он в новостной информации, где задача журналиста состоит в том, чтобы оперативно, максимально точно, лаконично дать исчерпывающие сведения о событиях.

УДАРНОЕ НАЧАЛО. Это краткое, захватывающее внимание читателей изложение необычного, удивительного факта, без оговорок и объяснений - они последуют в тексте дальше. Автор «ошарашивает» читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение.

В других классификациях ударный лид называется еще интригующим, сенсационным, шокирующим лидом-загадкой. Но цель его одна - «подцепить на крючок» читателя, захватить его внимание и заставить дочитать публикацию до конца.

ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала - человека, и описание обстановки, в которой он находится или действует.

Возможны также варианты, когда живописный лид состоит только из описания человека.

  • КОНТРАСТНОЕ НАЧАЛО. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффективности контраст должен быть резким, и изложить его следует кратко.
  • НАЧАЛО С ВОПРОСА. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы «пробежать» всю публикацию.

Причем нередко в лиде вопросов может быть два, второй как бы расширяет либо уточняет первый.

Начало с вопроса не пользуется особой популярностью у некоторых журналистов, так как сам по себе вопрос, по их мнению, не содержит позитивной информации. Они считают, что не стоит тратить газетную площадь на риторические вопросы. Лучше сразу «ударить» читателя конкретной информацией.

Такое начало называют «опасным случаем», поскольку бывают ситуации, когда читатели вполне могут сами ответить на поставленный вопрос, поэтому не рекомендуется задавать прямых, легких вопросов.

  • БЕКГРАУНД НАЧАЛО. Предполагает описание обстановки (анг. background - фон, задний план), где происходят события, являющиеся новостью. Заметим, что бекграунд и живописный лид студенты часто не различают. Делают их похожими детали и подробности, с помощью которых создается наглядность; и в том, и в другом случае часто присутствует описание и обстановки, и людей. Но в живописном лиде на первый план выходят люди, - обстановка существует как фон, как вспомогательный элемент текста; а в бекграунде, наоборот, фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, о которых идет речь в публикации.
  • НАЧАЛО С ЦИТАТЫ. Иногда мысль, интересная своей новизной, непредсказуемостью, смелостью, тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко выделяются в ходе диспута, заявления, интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала.

Особое внимание следует обратить на достоверность и точность цитирования первоисточников во избежание возможных недоразумений. Неприятности могут быть и в тех случаях, когда «приглянувшиеся» автору фразы произвольно выхвачены из общего контекста, ибо это может исказить смысл того, о чем говорится в цитируемом источнике.

В новостной информации чаще всего цитируются различные заявления и документы современной действительности.

Однако нередко используются цитаты и из прошлого. Как правило, это изречения из наследия историков, философов, государственных, политических, общественных, религиозных и иных деятелей ближнего и дальнего прошлого. Широко применяются в лидах также цитаты из литературных произведений, чаще широко известных, фразы из популярных кинофильмов, ставшие крылатыми.

КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает изложение курьезного факта, часто юмористическое.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО ВОРОШИЛОВУ

Следуя советам американской учебной литературы, для «жестких» новостей применяются данные виды лидов:

  • Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).
  • Лид -- обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).
  • Лид -- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы.
  • Лид -- немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости -- участие известной личности в описываемом событии.
  • Лид -- затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий. Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
  • Лид -- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен.
  • Лид -- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом -- комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?».
  • Лид -- каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов -- названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.
  • Лид -- рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.

Для «мягких» новостей -- занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие:

  • Повествовательный лид или «лид -- рассказ».
  • Контрастный лид («лид -- контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
  • Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз -- полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -- стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
  • Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
  • Лид -- вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.
  • Лид -- цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек.
  • Лид -- «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭЛВУДУ М. УОРДЛОУ

Резюме, или краткое изложение события (результатов).

Большинство лидов-резюме включают три или четыре из шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.

Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект будущего сообщения.

Сложность заключается в том, чтобы выделить главную мысль или суть события.

Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.

Этот вид лида уместен для статьи, цель которой, рассказать как происходило событие. Информационные и новостные сообщения так начинаться не могут.

  • Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
  • Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
  • Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.

Такой вид лида довольно распространен в развернутых описательно-аналитических статьях, которые повествуют о какой-либо проблеме или явлении. Подобное начало помогает читателю погрузиться в ситуацию.

  • Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
  • Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
  • Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
  • Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”

Эти три варианта подойдут для написания аналитических материалов.

Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.

Выбирая тип лида, нужно помнить о следующем:

  • 1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
  • 2. Простое ли это событие или сложное?
  • 3. Что в материале главное - люди или события?
  • 4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
  • 5. Насколько это важно для читателя?

Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте чрезмерной живописности, где в этом нет необходимости. Пусть лид будет скорее информативным.

На страницах газет, журналов и сайтов все читатели видят заголовки и краткие описания статей. Для привлечения внимания каждого читателя обычно простого заголовка не достаточно, нужно вступление (лид). Далее поговорим о правилах составления лида.

Любая статья имеет четкую структуру: , краткое содержание (небольшой абзац) и непосредственно текст.

В чем заключается смысл лида?

Лид дает возможность одним взглядом пройтись по сути текста. Цель – завлечь внимание читателей, раскрыть, пояснить им суть .
Не нужно опасаться, что вступление полностью раскроет суть статьи, и не будет смысла читать ее полностью. Такое происходит только со скучными и бессмысленными идеями, а хорошие издания такого никогда не опубликуют.

Как должен выглядеть лид

  • Около 350 знаков с пробелами. Это только один абзац.
  • Он должен включать в себя не больше трех-четырех предложений.
  • Не менее 2 длинных или 3 небольших предложений (около трехсот знаков с пробелами).
  • Его необходимо писать от третьего лица. В редких случаях пишут от второго, и никогда от первого лица. В качестве исключения бывают статьи, в которых люди пишут истории из жизни.
  • Поскольку лид – это небольшой пересказ материала , автор может использовать некоторые выражения из статьи.
  • Избегайте вводных слов. Все предложения должны иметь свой смысл, и нести определенную ценность.
  • При написании не нужно использовать восклицательный знак. Желательно обходиться без точек с запятыми. Его не следует заканчивать многоточием. О вопросительных предложениях также лучше забыть, так как вопрос обычно задается в названии.

Каждый автор должен знать и помнить:
1) Написать вступление – не творческий механизм. Элементарный метод сочинить лид – из всех абзацев выбирать ключевые фразы, отсечь все не нужное и объединить оставшееся.
2) Вступление должно быть конкретным и ясным. Оно может не полностью раскрыть суть материала, но должно дать понять читателям, что их ожидает далее.
3) Если у вас не получается его составить, скорее всего, сам текст статьи написан не качественно.
4) Лид выводят на первой странице сайте, под заголовком статьи, поэтому писать лид лучше в виде конспекта, который отображает краткий пересказ статьи.

Виды лида

  • Резюме – вступление, в котором кратко изложены события.
  • Единичный – данный вид сосредотачивает внимание читателей только на одном, самом важном пункте статьи, который раскрывается далее.
  • Драматический – позволяет держать читателя в напряжении, выдерживает интригу до последней точки.

Есть и такие виды лида, которые не нуждаются в пояснении:

  • Цитатный
  • Описательный
  • Вопросительный
  • Аналитический

Что важно помнить при написании лида

Перед написанием вступления необходимо поставить перед собой некоторые вопросы: свежая ли это новость? Ситуация элементарная или требуется анализирование (проведение расследования)? Акцент поставлен на людях или на событиях? В какой степени люди осведомлены в этой ситуации? Какую роль данное событие играет для людей?
Для написания захватывающего лида можно брать:
1) Свежую, острую новость.
2) Резкий переход от проблемы к методу ее решения.
3) Спорное утверждение или провокация.

Как не нужно писать лид

Не пишите лид с придаточного предложения. Его следует делать «взрывным», а придаточные предложения не позволяют этого сделать. Избегайте и «числового» начала вступления, то есть не используйте цифры в первом предложении.
Не пишите начало своего текста, используя цитату. Как правило, только автор знает на 100%, для чего он написал цитату, а читателя при первом прочтении, не доходя до основного содержания, зачастую, это сбивает с толку.

Ни в коем случае в первом абзаце не пишите больше 20 строк. Читателю становится не интересно, он устает, и тем более, это его никак не настраивает на прочтение основного содержания. Он больше времени потратит на прочтение лида и это окончательно утомит его.

Всегда старайтесь делать лид уникальным. Возьмите тот аспект, который сможет затронуть и привлечь читателей.
Лид – слабое место многих журналистов. Они не могут как говорил Пол О’Нил «схватить читателя за горло первым предложением…». Такие журналисты не понимают, что это самая важная часть статьи. Им никто не мешает написать вступление, которое мгновенно прославит их и обогатит, не обязательно в финансовом аспекте, это могут быть и миллионные благодарности от читателей.

Как проверить качество лида

Проверять его качество необходимо после того, как будет написано вся статья. Это нужно для того, чтобы избежать многократного редактирования, но и к проверке относится необходимо очень серьезно. Читайте вступление, будто вы читатель. И анализируйте его: смог ли он вас заинтересовать? Хотите ли после него прочесть всю статью.
При возникновении сложностей с проверкой, пусть вступление прочтет кто-то из родных и выскажет свою точку зрения. Также внимательно проверяйте текст на ошибки. Вступление – это следующий важный компонент статьи, поэтому он должен быть качественным (первый компонент – заголовок).
Не забывайте, что оно должно информировать читателя. Вступление должно показать ему, что данная статья будет полезной, поможет разобраться в вопросе и решит проблемы, поставленные в ней. Статья стоит того, чтобы прочитать ее полностью. Когда вы научитесь писать качественные, эффектные лиды, ваши статьи станут гораздо качественнее.

Михаил (Kashchey)

04.11.2015

Как написать лид к статье и надо ли это делать в каждой своей работе? В чём преимущество копирайтера-журналиста?

Обосновавшись в Сети, я стал часто замечать, что меня привлекают статьи с интересными, яркими и чёткими первыми абзацами.

Предложение выше – это то, как не надо начинать свою статью. Потому что первый абзац текста самый главный. Если его не прочитают или он вызовет зевоту, то посетитель в 70% случаев сделает «КЛИК». Это произойдёт в течение 3-5 секунд после того, как он откроет страницу.

Истина №1. Даже самый классный заголовок не сможет сделать так, чтобы текст был прочитан с вероятностью 100%.

Первый абзац текста называют лидом. Составление хорошего лида – важное умение, которым должен овладеть каждый копирайтер. Почему я употребил слово «составлять»? Дело в том, что вместо полноценного вступления можно сделать небольшое оглавление к статье. Простое оглавление будет в 3 раза эффективнее чем:

Ни для кого не секрет, что лид — это важная часть текста, которая позволяет…

Как может выглядеть оглавление к этой статье? Например, так.

Через 3 минуты Вы узнаете:

  • как нельзя писать вступление к статье;
  • что такое лид;
  • как написать лид к статье;
  • почему скользкая горка Шугермана – это универсальный вариант для любого текста;
  • каким преимуществом обладает копирайтер-журналист.

Однако вступление в виде оглавления не всегда уместно. Для информационных и SEO-текстов этот приём работает хорошо, а вот для рекламного или продающего текста нет.

Как написать эффективное вступление к статье?

Всё началось со звонка. Вчера вечером мне позвонил человек. У него был необычный голос. Я сначала подумал, что это очередной заказчик. Каково было моё удивление, когда звонивший стал задавать личные вопросы на щекотливые темы.

Создание интриги и её постоянное увеличение. В результате читатель очнётся в середине текста. Если у статьи будет идеальная ритмика, то он очнётся в самом конце. Говоря метафорически: вы заставили читателя сесть на свою пятую точку и скатиться с обледенелой горки.

Этот приём известен, как скользкая горка Шугермана. Его можно применять в любом тексте, который должен быть прочитан до конца. Это сложный приём и требует определённого опыта. Очень важно знать, что такое ритмика текста, и набить руку в формировании скользкой горки. Чем можно заменить скользкую горку?

Как написать классный лид к статье без использования сложных приёмов?

Самый простой способ заинтересовать посетителя – это написать интересный заголовок. Дополнить заголовок интригующим или вопросительным подзаголовком. И завершить трио эффектным лидом в 3-4 предложения.

Как написать классный заголовок? Об этом вы можете почитать

Что писать в подзаголовке? .

Для создания эффектного лида можно использовать:

1. Яркую новость

2. Резкий переход от проблемы посетителя к её решению.

Садясь за написание новой статьи, я впадал в ступор. Первый абзац всегда был проблемой. А ведь лид – это очень важная часть текста. Решить эту проблему мне помогло то, что я стал придерживаться нескольких простых правил.

3. Спорное утверждение или провокация

Вступление к статье – это самая важная часть текста. Без неё ваша статья обречена на провал! Не верите? Давайте разберёмся!

Истина №2. Только симбиоз хорошего заголовка, подзаголовка и эффектного лида заставит читателя прочитать вашу статью.



Рекомендуем почитать

Наверх