Как приобрести красивый голос. Внешние факторы воздействия на тембр и красоту голоса. Как развить голос для пения: запрещенные привычки

Эпиляция 24.09.2019
Эпиляция

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Содержание:

Своему успеху многие люди обязаны собственному голосу. Его тембр важен для нас так же как внешний вид, имидж и манеры поведения. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь это тот инструмент, при помощи которого мы доносим свои мысли до окружающих. От наших голосовых и речевых данных зависит взаимопонимание между нами и людьми. Хорошо поставленный голос делает речь ясной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, перетянуть его на нашу сторону.

Вам нравится свой голос?

Давно установлено, впечатления людей от общения друг с другом основано на языке тела (54 процента), 37 процентов уделяется тембру голоса и дикции речи и лишь 6 процентов словам, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет около 35 процентов его успеха в жизни.

Другими словами, ваш голос должен содействовать судьбе и карьере, а не портить их. Не важно, кто вы: политик или актер. Каждому из нас приходится разговаривать с людьми с целью получения от них той реакции, которая нам нужна. Мы заинтересованы в том, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека. А в случае произнесения позитивных утверждений или аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам, и только вы можете им воспользоваться. По возможности, запишите свой голос на диктофон и прослушайте записанное. Понравилось ли вам? Устраивает ли вас ? Или вы воскликнули: «Неужели этот голос — мой?». После того, как вы поймете, что участвует в образовании голоса, вы сможете выработать свои способы его улучшения.

Он создается в глубине нашего организма, а не только в области голосовых связок. Диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань выталкивает воздух сквозь резонаторы, а органы артикуляции позволяют нам произносить звуки и слова. Этими процессами управляет подсознание, отражая голосом всю вашу сущность и то состояние, в котором вы в данный момент находитесь.

К примеру:

Из-за волнения вы теряете контроль над собой – у вас повышается тон голоса

Ускоренный темп речи говорит о вашей неуверенности в себе

Вы отвечаете раньше заданного вопроса – вы оправдываетесь или чем-то раздражены

Взяв трубку телефона, бесцельно начинаете ходить по комнате – вы волнуетесь или смущены

Если вы устраиваетесь поудобнее в кресле или делаете паузу перед ответом на звонок, то вы спокойны и уверенны в себе.

Существуют гласные звуки, оказывающие воздействие на разные органы человека.

Вот, например:

а-а-а, и-и-и — вызывают колебания в голове

э-э-э — в железах и в мозг

у-у-у — в глотке, гортани

м-м-м — в легких

о-о-о — в средней части груди

су-су-су — в нижней части легких

о-о-о — в диафрагме

Как понять, нужно ли вам заниматься развитием голоса? Вот некоторые сигналы, свидетельствующие об этом:

Часто люди просят вас повторить то, что вы им сказали

У вас есть страх публичных выступлений

У вас заметный акцент

Чувствуете, как устает ваше горло после двенадцатиминутного разговора

Вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют

Забудьте нижеперечисленные прилагательные, которые будут мешать вам в жизни из-за неприятного голоса:

Монотонный

Скрипучий

Гнусавый

Картавый

Писклявый

Дрожащий

Плаксивый

Неуверенный

Саркастический

Слишком громкий

С одышкой

Замените их следующими, хорошо подходящими для аффирмаций:

Уверенный

Приятный

Красивый

Спокойный

Доверительный

Дружеский

Выразительный

Мелодичный

Властный

Естественный

Заботливый

Прослушав свой голос на диктофоне, вы поймете для себя: стоит ли вам работать над своим голосом. Если ответ положительный, то в каком направлении? Вспоминая о том, что процесс формирования голоса управляется на подсознательном уровне, становится очевидно: плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» перепрограммированием подсознания. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто: «У меня скучный голос (монотонный, скрипучий, гнусавый и т.д)». При этом подсознание укажет вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос. Чаще всего возникают мысли по поводу заносчивости или гордыни (громкий и резкий голос – «нечего общаться с шутами!») или из-за низкой самооценки (тихий, слабый голос – «я недостойный, больной, слабый, ничтожный и т.д.). Но вполне возможны и другие варианты. После перепрограммирования подсознания вы узнаете позитивное намерение, которое обычно бывает весьма одобрительным. Что-то вроде «не тратить время и силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для заносчивости и гордыни) или «уберечь себя от ненужных проблем» (в других случаях).

После процесса «перепрошивки» подсознания, ваш голос может настолько измениться, что не потребуется никаких совершенствований. Но если вы хотите придать определенный тембр, увеличить его силу или что-то еще, то вам следует выполнять упражнения для развития голоса. Лучше всего начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит оптимальное звукообразование и мелодичность речи.

Упражнения для постановки речевого дыхания

1. Выберите удобную для вас позу, положите одну руку на живот, другую – на нижнюю часть грудной клетки сбоку. Глубоко вдохните через нос (живот при этом должен выпятиться вперед, а нижняя часть грудной клетки должна расшириться). Сразу же после вдоха сделайте плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают исходное положение).

2. Сделайте короткий и спокойный вдох через нос, задержав воздух в легких на 3-4 секунды. После этого произведите плавный и протяжный выдох через рот.

3. Произведите короткий вдох (рот при этом открыт) и на плавном продолжительном выдохе произнесите один из гласных звуков (у, а, о, ы, и, э).

4. Плавно произнесите на одном выдохе несколько звуков:

аaaaaуууууу

аaaaaыыыыы

5. Гудение

Встаньте и громко «прогудите» гласные 3 раза: «А», «Э», «И», «О», «У». При этом обратите внимание:

  1. Замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.
  2. Когда гудите, воздух выдыхайте не до конца. Заканчивайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 20-22% от объема легких. Так вам будет легко набрать дыхание.
  3. Старайтесь посочувствовать вибрации, которые возникает в грудной клетке при гудении.
  4. Максимально расслабьте свое тело: плечи, шея, спина, руки, ноги, живот…

Если гудеть вслух не получается, то попробуйте сделать это беззвучно. Вы заметите, что когда вы слегка приоткрываете рот и начинаете гудеть без звука, то на 85% напрягаются те же самые мышцы, которые работают, когда вы гудите в полный голос.

7. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки на одном выдохе. Обязательно обращая внимания на указания в первом упражнении.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Правой рукой строят – левой ломают.

Живи не как хочется, а как Бог велит.

Есть время плакать, есть и веселиться

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Психологические упражнения для развития голоса, отработка благозвучности

Развить свой голос вы можете также как, например, развить мускулатуру при занятии спортом. Как результат, ваш тембр измениться, голос станет благозвучным, его диапазон расшириться, а произношение станет более отчетливым. Рекомендуем выполнять эти упражнения ежедневно, по утрам. Это зарядит вас бодростью на весь последующий день. Помимо красивого и приятного голоса, вы будете чувствовать себя значительно лучше.

1. Сделайте выдох, затем вдохните и произносите каждый звук насколько вам хватит дыхания. Вдохните и начинайте:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Звуки даны в такой последовательности не случайно. Вы начинаете со звука «и» — он имеет самую высокую частоту. Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию. Это свидетельствует о более интенсивном кровообращении.

При звуке «э» активизируется область горла и шеи. Вы также это можете почувствовать – приложите руки к этим областям.

Произнесение звука «а» благоприятно воздействует на область грудной клетки.

Произнося звук «о», вы усиливаете кровоснабжение сердца.

А упражнение со звуком «у» оказывает полезное воздействие на нижнюю часть живота.

Медленно произносите все звуки один за другим четыре раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса стал более низким, а голос более выразительным и глубоким, то в течение дня многократно произносите звук «у».

2. Теперь следует активизировать область груди и живота. Для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три-четыре раза. В первый раз очень тихо, второй раз – погромче, в третий и четвертый раз — как можно громче. Если вы положите ладонь на живот, ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», так как он способствует улучшению произношения и придает голосу силу. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как тигр. Итак, выдохните, потом вдохните и начинайте «рычать». После этого выразительно и громко произнесите следующие слова:

Радио, рулет, ракетка, роль, рояль, рысь, ковер, напор, тропа, тростник и т.д.

3. Произнесите протяжно и плавно слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

4. Упражнение «Тарзан»

Итак, Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Помните, как Тарзан колотил себя кулаками по груди? Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно сделайте то же самое.

Теперь продолжите выполнять это упражнение со звуками:

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

эээээээээээ

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится естественным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Следует выполнять это упражнение для развития голоса только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким и красивым голосом, который достигается с помощью одного простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч. Выполните несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем наберите воздух в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можете чуть наклонить корпус вперед.

Работа над дикцией

Дикцией — ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией. Четкое произношение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и умения широко открывать рот. Поскольку если вы недостаточно широко открываете рот, то речь у вас будет «цедиться сквозь зубы».

Артикуляция также управляется на уровне подсознания. Поэтому следует понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными приёмами.

Например: «У меня плохая дикция», «Я говорю нечетко», «Я не могу произнести звук «Р». Причинами плохой дикции чаще всего являются отрицательные мысли типа «Моё дело молчать» или «В моём роду нет «.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, заметно улучшается. А для последующего развития подвижности органов артикуляции и умения широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Развитие подвижности нижней челюсти

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.

2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии (рот приоткрыт)

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии

ёёёёёёёёёёёёё

яяяяяяяяяяяяяя

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааооооо

ааааауууууу

аааааиииии

оооооааааа

оооооууууу

ааааауууууооооо

иииииээээээаааааа

аааааиииииэээээооооооуууууу

При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.

5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.

Например:

Щипцы да клещи, вот наши вещи.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Два сапога — пара.

Мал, да удал.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:

Служив отлично благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

А.С. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.

Упражнения для развития подвижности губ

При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.

Используйте следующие упражнения для развития губ:

1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно звуки, затем с ним):

оооооо (губы овалом)

уууууу (губы трубочкой)

ииииии (губы растянуты в улыбке)

8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)

9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)

оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)

ааааииииууууыыыы

ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)

ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)

10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).

11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:

Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.

Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.

12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У ёлки иголки колки.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

От умного научишься, от глупого разучишься.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Толстой Алексей Николаевич

Развитие мышц языка

Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.

Развиваем силу голоса

1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Иду вперед (топ-топ-топ) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнения на изменение высоты голоса и расширение его диапазона

1. «Этажи»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.

«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.

Отработка полетности голоса

1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).

Упражнение на выработку подвижности голоса

1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:

«Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».

2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)

Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!

5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!

6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Отрабатываем тон речи

1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:

  • вопрос
  • удивление
  • восхищение
  • презрение
  • сочувствие
  • пренебрежение
  • зависть
  • вопрос-переспрос

2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:

Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)

«Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»

«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»

«Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»

«Я ни в чем не виновата!»

«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»

Сказала она тихо, но решительно.

С сожалением протянула она.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.

6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?

Упражнения для четкого произношения согласных звуков в слогах

Прочтите следующие слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе,

та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те,

са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се,

жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт,

ас, ос, ус, ыс, эс,

аш, ош, уш, ыш, эш

Отработка слов со стечением согласных звуков

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

Вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, ястреб, канадцы, мгновение, плотва, штамп, прыщ, чванливый, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Четкое произношение звуков и слов в речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Купи кипу пик.

Водовоз вез воду из водопровода.

Галка села на палку, палка ударила галку.

У быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Короткие и небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте слитность их произнесения.

Заключение

Для дальнейшего закрепления хорошей дикции вы можете читать вслух поэтические тексты. При этом следует также следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных и согласных звуков, не допуская при этом подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естественно.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. А при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их смысл и содержание, уместно делать паузы, своевременно набирать воздух.

Проводите занятия по отработке хорошей дикции речи ежедневно, уделяя минимум 12-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Красивый, звонкий, низкий голос всегда привлекает внимание других людей к своей персоне. Такому человеку с хорошо развитым голосовыми связками достаточно сказать пару слов, как другие люди обращают на него внимание. Окружающим просто интересно становится узнать об обладателе такого замечательного голоса. Звучащим, низким голосом, прежде всего, следует обладать мужчинам. Тогда на него женщины будут обращать намного больше внимание, будут стремиться с ним заговорить (читать также – ?). Ведь согласитесь, что приятно, когда будучи в ресторане и сказав что-то официанту или человеку, с которым пришел в это заведение, на тебя завороженно оглядываются все женщины, да и мужчины тоже. С развитым голосом не рождаются – его приобретают. Как тренируют мышцы для их роста (например, для того, чтобы лучше были развиты их постоянно тренируют), так и голос следует тренировать. Порой, чтобы иметь хорошо поставленный голос можно обойтись без специальных тренировок. Но просто так он не приходит. Всё равно человек его как-то развивает — например, постоянно общается и следит за своей дикцией или часто поет песни под гитару. То есть, он систематически не осознавая того тренирует свои голосовые связки.

Развивать голос полезно не только певцам, людям, выступающим на сцене со своей речью, но и обычным людям. Есть некоторые упражнения, которые изменят ваш голос в лучшую сторону. Да и вы точно приобретете на рынке большее преимущество. Люди неосознанно тянутся и больше проявляют симпатию к тому человеку, у кого красивый и развитый голос. И это не случайно. Ведь мы же живем в обществе, где нам постоянно приходится общаться с другими людьми.

Человек, который обладает развитым голосом может не только стать популярным певцом, но и легко найдет себе партнеров по бизнесу, его с большей вероятностью примут на любую работу, связанную с общением или произношением слов. Взлет по карьерной лестнице таким людям обеспечен.

Как поставить (развить, тренировать) голос самостоятельно дома?

Доверие вызывают глубокие и низкие тона голоса. На такой голос обращают внимание и его приятно слышать. Поэтому, если у вас высокий голос, то нужно придавать ему больше выразительности и развивать его. Чем у человека ниже голос, тем его обладатель больше производит впечатление серьезного и уравновешенного человека.

Упражнения для развития голоса

Предлагаемые далее упражнения желательно выполнять каждый день, лучше всего с утра, чтобы с ранних часов зарядиться энергий с помощью этих упражнений на целый день. С помощью данных упражнений вы не только разовьете свой голос, но и улучшите свое общее состояние здоровья.


Встаньте перед зеркалом. Сделайте вдох и на выдохе произносите каждый звук по отдельности до тех пор, насколько у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

1) звук – И –

2) звук — Э –

3) звук – А-

4) звук – О –

5) звук – У –

Последовательность данных звуков не случайна. «И » — самая высокая частота, с которой вы начинаете упражнение по развитию голоса. Если при произношении данного звука ладонь положить на голову, то можно ощутить небольшую вибрацию кожи. Это свидетельствует об улучшении кровообращения. Звук «Э » активизирует область горла и шеи – приложив руки к шее, вы можете это почувствовать. Звук «А » положительным образом воздействует на область грудной клетки. Произнесение звука «О » усиливает сердечное кровоснабжение, а звук «У » оказывает благотворное воздействие на нижнюю часть живота. Один за другим медленно произносите данные звуки три раза подряд. Если хотите, чтобы ваш голос был более глубоким и низким, то нужно чаще в течение суток произносить звук «У».

Далее активизируем область живота и груди – для этого следует с закрытым ртом произносить звук «м». Три раза проделайте упражнение на звук «М». В первый раз совсем тихо, во второй раз уже громче, и в третий раз как можно громче, чтобы напряглись голосовые связки. Если положите на живот ладонь, то ощутите сильную вибрацию.

Пристальное внимание нужно уделить звуку «Р», так как он придает голосу энергичность и силу, способствует улучшению произношения. Проведите предварительную подготовку, чтобы расслабить язык: кончик языка поднимите к небу за передними верхними зубами и «порычите» будто трактор. Выдохните, вдохните и начинайте рычать: «рррр». После рычания эмоционально и выразительно произносите следующие слова, выделяя букву «р»:

— сирень

— и прочие.

Заключительное «упражнение Тарзана», которое также является хорошей профилактикой к инфаркту миокарда и простудным заболеваниям (например, к , ). Встаньте прямо, сделайте вначале глубокий выдох, а потом глубокий вдох. Руки сожмите в кулаки. Произносите громко звуки из первого упражнения (-И-Э-А-О-У-) и одновременно колотите руками по своей груди, как это делал Тарзан из именитого фильма. Начинайте со звука – И – и колотите себя по груди, потом звук – Э – и так далее. Заканчивая упражнение, вы заметите, как очищаются от слизи легкие, дыхание становится более свободными, и вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавляя тело от всего ненужного. Упражнение Тарзана следует делать только по утрам, так как он обладает активизирующим и возбуждающим действием.

Спустя три месяца выполнения данных упражнений по развитию голоса сравните свой результат с тем, который был в начале тренировок. Для этого перед началом выполнения упражнений запишите свой голос на магнитофон, прочее звукозаписывающее устройство. Вы убедитесь, что за это время ваш голос значительно изменился. Он стал обладать большей силой, а значит, что вы можете говорить более убедительно и лучше воздействовать на других людей через свои слова.

В результате тренировки по развитию голоса глубже и спокойнее становится не только голос, но и ваши мысли. Чем ниже и глубже голос, тем глубже он оседает в сознании, а значит, большее влияние оказывают ваши слова на других людей. Никогда не прекращайте работать над своим голосом – ведь это в некотором смысле – ваша визитная карточка. Если перестать над ним работать, то он увянет, как и мышцы увядают, если спортсмен перестает их качать.

Упражнение "колыбельная"

Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м- м- м-м-м...


Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а- а- а-а-а...
о-о- о- о-о-о-о...
у-у -у- у-у-у-у...
э-э-э- э-э -э-э-э...


Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.

Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:

Упражнение "хочу молока"

Представьте, что вы "бо ль ны". На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!


Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:

Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай


Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.

Упражнение "диктовка"

Неторо пл иво, чётко диктуйте:

На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ую щий класс.
Он ато
м, он атом, он атом
Заставил раб
от ать на нас.


Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".

Упражнение "эхо"

Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.

Упражнение "гудок"

"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уу уу уу…


А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:

уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…


При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы!..

Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:


Не
по тропе,
а около к
ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп
е, а около!

Металлические звуки

Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.


Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ,
О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО,
УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О
Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.


Упражнение 3

ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.


После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:

Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д
ых ание Ыу Иу
Вторая ст
роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д
ых ание - Эы Иы
Третья строчка -
оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых
ан ие Эи Ыи и так далее

Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А,
М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.

Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.

Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ

Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

Если вы планируете выступать на большой сцене или вам просто нравится петь в компании друзей или одиночестве, то вам просто необходимо сначала правильно поставить свой голос. 1. Дыхание Дыхание имеет очень большое значение для правильно поставленного голоса, влияя на его силу и выразительность. Если вы научитесь правильно управлять своим дыханием, то впоследствии это избавит вас от возможных травм, которые могут быть вызваны перенапряжением голосовых связок.Взяв во внимание несколько комплексов упражнений, вы научитесь контролировать при пении правильное дыхание:

    1. Важно научиться контролировать силу своего выдоха. Возьмите для этого упражнения перо любого размера, и подуйте на него. Ваша задача добиться того, чтобы все пушинки затрепетали. Теперь дело усложняется: подуйте так, чтобы зашевелились лишь кончики пушинок.2. Теперь возьмите легкий одноразовый полиэтиленовый пакетик. Ваша задача в том, чтобы с помощью вашего дыхания пакет держался в воздухе, не падая на пол.3. Сделайте глубокий вдох ртом, протянув на выдохе «з-з-з». Пусть звук идет изнутри, будто заполнив собою легкие. Когда у вас получится нужное звучание, экспериментируйте с другими согласными буквами, впоследствии добавив к ним гласную «а».
Когда вы поете, ваш вдох должен быть емким, но коротким, но выдыхать следует медленно. Именно на выдохе происходит звучание, поэтому он должен быть плавным и непрерывным.2. Резонаторы Для начала определимся, что такое «резонаторы». Как известно, они являются частью голосового аппарата, и помогают усиливать звук. Попросту говоря, без резонаторов у нас бы не получилось общаться друг с другом, ведь мы бы не слышали своих собеседников.Стоит отметить, что певческий звук становится слышен тогда, когда воздух, который мы выдыхаем из легких, пытается прорваться сквозь закрытую голосовую щель. После этого начинается колебание связок. Как правило умение правильно пользоваться резонаторами приходит постепенно – после того как певец научиться держать под контролем собственное пение. Впоследствии, с помощью этого навыка вы научитесь направлять звук в нужную точку.Отметьте, что бывает грудное и головное резонирование. В первом случае вы обеспечиваете своему голосу мощь и силу, а во втором – появляется «полет звука», выносливость.3. Тембр голоса Практически любой голос может обрести профессиональное звучание, если его обладатель научиться управлять его эмоциональной окраской. Давайте определимся с тем, какие в целом существуют тембры голоса. Итак, среди мужских – тенор (самый высокий), баритон, бас. Женские тембры: сопрано, меццо-сопрано, альт, контральто.Самостоятельно вы вряд ли сумеете определить, какой у вас тембр – с этой задачей справиться спектрометр или преподаватель по вокалу. 4. Вокальная опора - что это такое Вокальной опорой можно назвать пение, при котором задействована диафрагма. При наличии вокальной опоры нет нужды в сильном напряжении голосовых связок. Имея вокальную опору, вы сможете петь несколько часов подряд, поэтому будущим певцам, безусловно, нужно развивать ее.Как петь на опоре?Чтобы уметь петь на опоре потренируйтесь развить брюшное дыхание. Обычно люди дышат грудью, но если вы желаете петь на опоре, то этого можно достичь, лишь дыша «через живот». Для начала положите на живот левую руку, а правую – на грудь. Теперь учитесь вдыхать так, дабы правая рука оставалась неподвижной, а под левой – надувался и сдувался живот.

С чего стоит начать обучение

Главное в этом вопросе не навредить себе. Помните, что для того, дабы голос был хорошо поставлен, следует много и усердно заниматься, а не ждать быстрых результатов. Связки нуждаются в тренировке, и сразу не могут быть готовы к исполнению сложнейших партий. Вы можете многое знать о том, как правильно петь, но если не начнете с тренировок, то вся эта теория ничего не будет значить.Начинать следует с распевки – не берите сразу верхние или нижние ноты, их вы покорите потом, после распевки в среднем диапазоне.

Специальные упражнения голосовых связок для пения

Регулярное повторение этих упражнений положительным образом сказывается на тренировке связок:
    представьте, будто полощете горло, при этом, не запрокидывая вверх голову – вместо этого медленно повертите ею из стороны в сторону. Издавайте эти звуки, пока у вас будет хватать на это дыхания.сделайте глубокий вдох ртом, а при выдохе «мычите», в то же время подушечками указательных пальцев постукивая по ноздрям.постучите подушечками пальцев по верхней губе, при этом издавая звуки: «бы-бы-бы» (насколько хватит дыхания).теперь постучите подушечкой пальца по нижней губе, аналогичным образом говоря «зэ-зэ-зэ» или «вы-вы-вы».обычный зевок тоже можно отнести к категории упражнений. С помощью зевоты исполнителю проще всего расслабить шею и диафрагму. Для того, чтобы вызвать зевок, просто активно представляйте его, а также широко раскройте рот и сделайте вдох. также будет не лишним легкое покашливание. Вам следует представить, как вы понемногу выдавливаете из горла воздух, тем самым вы приведете в действие мышцы живота, а также нижней части грудной клетки – именно те, которые рекомендуется использовать при пении.совершите легкую вибрацию губ. Слегка сжав рот, выдувайте воздух, при этом напевая какую-либо песню (губы при этом остаются сомкнутыми). Важно, чтобы горло при этом оставалось расслабленным. Переходите от низких нот к высоким, и обратно.если хотите «разогреть» голос, то пение при закрытом рте будет весьма полезным. Это упражнения можно проделывать в любое время – принимая душ, готовя обед и так далее.

Уроки вокала для начинающих

Сейчас практически в любом городе существует немало школ, которые вам помогут поставить голос и стать профессиональным певцом. Если пока вы не можете решиться на то, чтобы приступить к занятиям с преподавателем, то для вас имеются онлайн-уроки, которые ведут опытные вокалисты. Несомненно, из них вы сможете почерпнуть немало интересного для себя и раскрыть в себе все певческие таланты.

Постоянная тренировка поможет выработать красивый и приятный голос

Если вы будете регулярно заниматься, то это будет способствовать выработке сильного и красивого голоса. При этом важно не забывать беречь связки! Для этого вам поможет небольшой и легкий массаж. Начните с легкого нажатия большим пальцем на область гортани. Массируя горло в процессе пения, вы возложите на связки гораздо меньшую нагрузку. Подобное действие можно делать во время затянувшейся тренировки.

Песни для развития голоса

В целом, вы можете петь любую понравившуюся и хорошо известную вам песню, но, конечно же, важно это делать в унисон с исполнителем. Вы можете включить какую-нибудь музыкальную композицию, подпевая певцу. Будет хорошо, если это занятие вы запишите. Потом, прослушивая получившуюся запись, постарайтесь определить, в каких моментах у вас были недочеты.

Как распеть голос самостоятельно

Начните с несложного упражнения для распевки

Встав перед зеркалом, вдохните и при выдохе произносите звуки «и, э, а, о, у». Повторяйте звуки именно в такой последовательности, пока будет хватать дыхания. Отметим, что последовательность написанных букв имеет значение. «И» является наиболее высокой частотой, и именно с нее следует приступить к упражнению по развитию голоса. В свою очередь, с помощью «Э» вы активизируете область горла. «А» задействует грудную клетку, а «О» окажет воздействие на сердечное кровоснабжение. Ну и напоследок отметим, что «У» задействует нижнюю часть живота. К слову, именно последний звук стоит произносить как можно чаще, если вы желаете сделать свой голос более низким.После этого требуется активизировать область груди и живота – для этого, закрыв рот, пытайтесь произнести звук «М». Начните тихо, постепенно усиливая напор. В завершении произнесите этот звук так, чтобы ощущалось напряжение в голосовых связках.Впоследствии перейдите к «Р». Именно этот звук делает голос энергичнее, и положительно влияет на произношение. Сначала необходимо немного подготовиться, дабы ваш язык немного расслабился: поднимите к небу его кончик, выступая за верхние передние зубы, попытайтесь «порычать». Выдох, вдох, рычание. После этого с выразительностью говорите: рис, рост, ранг, сыр, пир, забор и т.д.

Подготовка голосовых связок к пению

Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда. Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками. Также следует полностью исключить курение.

Причины потери голоса

Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.Определим основные причины такого явления:
    Регулярные нагрузки на голосовые связки. Такая проблема бывает не только у певцов, но и у преподавателей, актеров и людей любых профессий, связанных с ораторским искусством.Инфекционные заболевания гортани.Воздействие холодных напитков, дыма.Ожог (термический либо химический).Парезы связок.Опухоль гортани.
При потере голоса человек первым делом начинает «хрипеть», впоследствии переходя на шепот. Дело может привести к полному отсутствию голоса.В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.

Как развить нужный тембр голоса

Многие люди пытаются выработать более глубокий тембр голоса, дабы придать ему больше чувственности и загадочности.Это сделать непросто, однако все же, при должном усердии, все получится:
    Первым делом важно научиться дышать диафрагмой, это способно придать глубины вашему голосу.Произнося слова, пытайтесь извлечь звуки из диафрагмы.Попробуйте сознательно понизить свой голос. Один из способов – прижать к горлу спинку языка. Вам предстоит отыскать нужное положение, подвигав языком. В целом тренируйтесь занижать тембр своего голоса, пока это не станет привычкой. Однако, если у вас возникнут дискомфортные ощущения, лучше сделать небольшой перерыв.

Как научиться хорошо петь, если нет голоса

Как улучшить имеющиеся вокальные данные

В первую очередь важно отслеживать собственные недочеты и пытаться их исправить. В этом вам могут помочь аудио-записи собственного голоса. Не думайте, что вы на слух сможете определить свое мастерство – лучше воспользоваться диктофоном, а если его пока нет, попробуйте при пении закрыть одно ухо, чтобы лучше себя слышать. Не стоит слишком увлекаться пением, если чувствуете усталость – в таком случае вы можете только навредить в себе. Обратите внимание, что если вы ощутили слабость в животе, то это значит, что пока у вас слабая опора, но дело еще пойдет в гору. Гораздо хуже, если у вас запершило в горле – скорее всего вы перегружаете связки, и в этом случае обязательно следует сделать перерыв. Отслеживайте эти моменты.Многие люди убеждены, что не обладают певческим талантом только потому, что в детстве не выступали с песнями на утренниках. На самом деле, после занятий вокалом, можно достичь не малых высот в пении даже тем людям, которые в детстве к нему не тяготели.Если вы желаете попадать в высокие ноты, важно тренировать свое тело. Начав петь, втяните низ живота, расслабив его верхнюю часть, тем самым обеспечив поддержку нижним прессом. Также старайтесь не слишком высоко поднимать гортань, повышая тон, дабы не сорвался голос. Старайтесь контролировать ситуацию, положив во время пения над гортанью пальцы. Со временем вам удастся добиться того, чтобы при пении гортань располагалась внизу.Не следует глядеть вверх при пении высоких нот. Смотрите вперед, не перегибайте горло, тем самым делая звук напряженным. Заметьте, что если вы продвинете язык немного вперед, то это подарит высоким нотам более яркое звучание.

Чтобы голос был сильным - дышите правильно

Для того чтобы ваш голос был сильным, необходимо научиться правильному и глубокому дыханию.Совершая вдох и выдох, надувайте живот. Убедитесь, что вы все делаете верно: приложите ладони к талии (по бокам, ближе к ребрам), так чтобы большой палец находился на спине, а прочие – на животе. Вдыхая и выдыхая вам необходимо чувствовать, как ладони расходятся и сходятся вновь.Возможно, глубокое дыхание пока требует от вас серьезных усилий. В таком случае, лягте на пол спиной, положив ладони на живот. Следите затем, что бы при вдохе-выдохе, ваши руки поднимались и опускались. Плечи должны оставаться неподвижными!

Работа с голосом - уроки правильного вокала

Если вы планируете посетить уроки вокала, то важно знать, что вас на них ждет, и на что обычно обращают внимание педагоги:
    комплексные упражнения, способствующие развитию голоса;расширение диапазона, проработка интонации, гибкость голоса;теория и практика пения;певческое дыхание;улучшение дикции и артикуляции;изучение особенностей голосового аппарата.
Помните, что прежде, чем вы научитесь петь, может уйти немало времени, но это совершенно не повод для расстройства – заранее готовьтесь к подобному развитию событий. Если у вас не получается освоить певческое ремесло в домашних условиях, то, непременно, обратитесь за помощью к педагогу, который поможет вам найти собственное идеальное звучание.



Рекомендуем почитать

Наверх