Конспект экскурсии в начальной школе фгос. Конспект экскурсии на выставку картин с учащимися начальной школы. Обратить внимание на явления природы

Уроки стиля 06.07.2019
Уроки стиля

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Сборник экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности

учащихся 1 класса на уроках окружающего мира.

Камышлов, 2017

Сборник экскурсий направленных на формирование экологической грамотности младшего школьника/ сост. Е.Р. Кузнецова – Камышлов: ГБОУ СПО СО КПК

Данный сборник представляет собой комплекс экскурсий, направленных на формирование экологической грамотности младших школьников.

Разработанные конспекты экскурсий могут быть использованы педагогами младших классов на уроках и во внеурочных занятиях.

Руководитель: Федосеев И.П., преподаватель естественно-научных дисциплин

Рецензент: Семенова А.В.

Процесс познания мира невозможен без ощущений. Именно они «поставляют» человеку сведения о предмете. Всем известно значение чувственного познания - от него зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познавательной деятельности (умения наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.). Всё это ставит перед учителем задачу - уточнить сенсорный опыт школьников, устранить недостатки его развития, научить детей использовать его. А это возможно только при непосредственном соприкосновении с природой. В начальной школе рекомендуется проводить различные экскурсии, рассчитанные на урок.

Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно - нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС.

Большое познавательное и воспитательное значение по изучению окружающего мира имеют экскурсии. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Целью данного сборника экскурсий является: подбор и систематизация экскурсий в природу направленных на формирование экологической грамотности младших школьников.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Личностные: формирование бережного отношения к природе.

Метапредметные:

коммуникативные: развитие умения сотрудничать с одноклассниками и учителем;

Познавательные: развитие умения использование различных способов поиска, развитие наблюдательности, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

Регулятивные: формирование умения оценивать свое поведение.

Предметные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности.

Структура сборника экскурсий: титульный лист, оглавление, введение, тематический план, конспекты экскурсий, список литературы.

Данный сборник экскурсий разработан для 1 класса.

Календарно-тематическое планирование экскурсий в природу 1 класс

Тема

Цель

Сроки

Объект

Балл осенних листьев

Осенняя экскурсия на школьный двор

Школьный двор

Изменения в природе

формирование умения у учащихся наблюдать за изменениями в природе зимой

Школьный двор

Ранняя весна

формирование умения у учащихся видеть отличия живой и неживой природы, происходящих ранней весной

Школьный двор

Мир, который меня окружает

формирование умения у учащихся видеть отличия живой и неживой природы

Школьный двор

Весеннее пробуждение природы

формирование представления о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период

Весна. Май

обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения

Школьный двор

Экскурсия в природу для 1 класса «Бал осенних листьев»

Цель: расширение у обучающихся представлений о листопаде, разнообразии и пользе опавших листьев

Обучающие задачи:
1. изучить один из законов развития природы - листопад;
2. расширить представления о пользе опавших листьев;
3. познакомить обучающихся с лиственницей;
4. сформировать правильное представление об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. получать эстетическое наслаждение от общения с природой;
2. прививать любовь к родному краю, к природе;
3. способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности;
4. воспитывать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность в общении с природой.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь;
2. формировать наглядно практическое мышление;
3. формировать навыки пространственной ориентировки;
4. развивать творческие способности обучающихся и умение работать в группе;
5. формировать у обучающихся умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Ход экскурсии: занятия.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приёмы

Вводная часть.

Ребята, сегодня наш привал мы проведём на улице и будем говорить о …. А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают –
Значит лета больше нет,
Осень наступает.
- О чём это стихотворение?. Правильно, о листопаде. И сейчас на улице тоже осень со своей неповторимой красотой. Всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.
- Ребята, вам нравится осень?
Каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства пером на бумаге, а третьи кистью и красками на холсте – это художники. Особенно красив листопад.

О листопаде

Умение слушать друг друга

Основная часть

Беседа об осенних листьях.
Вот и осень наступила,
Листья стали опадать…
То ли чудо, то ли диво –
Не могу никак понять.
Нет прекраснее на свете
Этой красочной поры!
Осень ходит по планете
И несёт свои дары.
- Почему листья осенью начинают менять цвет?
Солнышко светит меньше, день становится короче, поэтому зелёное вещество в листьях не успевает вырабатываться. Самый частый наряд у деревьев – жёлтый. Есть деревья, которые осенью полностью желтеют, а есть, которые только краснеют. А вот у клёна, например, листочки сначала становятся жёлтыми, а потом красными. Так получаются красивые разноцветные деревья.
- Зачем деревья сбрасывают листву осенью?
Во-первых, потому что зимой на ветках с листьями налипало бы очень много снега, деревья могли бы сломаться от тяжести. А во-вторых, потому что зимой корням деревьев трудно добывать воду из замёрзшей земли, поэтому листочкам воды в холодное время года не хватает.
В конце лета в основании каждого листочка образуется тоненькая перегородка. Постепенно она становится всё больше и как будто отталкивает листочек от ветки. У некоторых листьев такая перегородка растёт быстро, поэтому и падают они раньше остальных, а другие держаться на ветках долго-долго.
- Как вы думаете, опавшие листья полезны?
Оказывается, да! В них могут строить зимние гнёзда ежи, листьями барсуки и белки утепляют свои дома, а ещё в опавших листьях зимуют гусеницы, бабочки, жучки и паучки. Опавшие листья укрывают корни от морозов.

Игра «Да и нет». (Дайте правильный ответ).
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну, а птицы гнёзда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто-часто льют дожди?
- Достаём ли сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну, а что же надо делать?
- Куртки, шапки надевать?
- Послушаем: ш-ш-ш… Что это такое?. Это шуршат под ногами опавшие листья. Целый ковёр разноцветных листьев.
- О чём же они шепчутся?

Чтение стихотворения «Листопад».
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осины…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов

Игра «Узнай дерево»
Дети берут из коробки листья и веточки хвойных деревьев, закрыв глаза. По команде воспитателя дети открывают глаза и бегут к тому дереву, лист которого у ребёнка в руке.

Знакомство с лиственницей.
Некоторые деревья не сбрасывают листья на зиму, а так и стоят зелёными, как весной. Это – многие хвойные деревья, у которых вместо листочков тоненькие иголочки: ели, сосны, кедры, кедры, пихты.
- Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев.
Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасности засохнуть, когда корни будут доставать из охлаждённой почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинках лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве.
Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную, скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
- Рассмотрите веточки этого дерева. Можно ли его назвать хвойным?
- Как расположены хвоинки на ветке?
- Чем хвоя этого дерева отличается от хвои ели, сосны?

Кто знает название этого дерева?
Хвоинки лиственницы опадают осенью, как и листья у лиственных деревьев.
- Обратите внимание, как много у лиственницы листьев-хвоинок уже упало на землю.
Лиственница может прожить до 500 лет. Древесина у неё тяжёлая., тонет в воде. Тем не менее при Петре I из неё строили корабли, так как в ней много смолы и она подолгу не гниёт. В Венеции, в Польше строились из неё дома, которые прекрасно сохранились и до наших дней. Именно из-за прочной и долговечной древесины лиственницу беспощадно вырубали. В наших краях лиственницу можно встретить редко.

Конкурс «Кто лучше составит осенний букет».
А сейчас я вам прочитаю стих О. Высотской
Осенние денёчки.
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво.
Скажет мама нам – Спасибо!

Игра «Озвучь картину».
Выбираются дети, которые будут озвучивать шелест листвы (ш-ш-ш). другая группа детей будет голосом передавать пение птиц (ку-ку, фью-фью). Кто-то из ребят передаст жужжание насекомых. Если ученики произнесут все звуки враз, то мы «услышим» звуки леса!

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Да. Дерево имеет хвоинки

Группами. Пучками

Она мягкая, неколючая. Иголки в некоторых местах жёлтые, они опадают

Лиственница

Дети собирают опавшие листья деревьев, составляя различные осенние букеты

Умение слушать друг друга

Формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Умение слушать друг друга

Проявляют

Практический метод

Наблюдение

Игровой метод

Тренинг

А теперь наш тренинг. Закрыли глаза, повторяем за мной. «Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Повторяют за учителем

Залючительная часть

Составление из листьев коллективного панно «Осенний лес».

Что нового узнали на экскурсии?
- Понравилось или нет?
- Что понравилось больше? Почему?
- Кто себя может сегодня похвалить за работу?
- Кто недоволен собой? Почему?

Работа в группах

Ответы детей

Формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Практическая работа

Работа в группе

Экскурсия для 1 класса по теме « Осенняя экскурсия на школьный двор».

Цель: формирование у обучающихся знания о сезонных изменений в природу

Планируемые результаты:

Предметные результаты: формирование представлений об осенних изменениях осенью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: давать эмоциональную оценку деятельности класса на экскурсии.

Познавательные УУД: отличать добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; делать выводы

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;слушать и понимать речь других.

Личностные результаты: формирование умений наблюдать о сезонных изменениях; развитие наблюдательности, внимания и логического мышления; развитие бережного отношения к природе.

Оборудование: лупы

Ход экскурсии:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приёмы

Водная часть

Сегодня мы находимся на дворе нашей школы.

Ребята, посмотрите вокруг, рассмотрите внимательно!

Сравните природу сентября с природой в ноябре? В чем есть различия?

Как вы думаете, почему так происходит?

Приветствие с учителем

Рассматривают окружающую природу

Сейчас природа серая, а в сентябре есть листья, больше птиц и насекомых….

Природа готовится к зиме.

Умение слушать друг друга

Наблюдение

Основная част

Повторение правил поведения в природе.

И так давайте выполним не большое задание. Для начала нам нужно разделиться на три группы.

Iгруппа – собирает листья, затем мы вместе отгадаем к какому дереву принадлежит лист.

IIгруппа – пытаются найти, где могли бы спрятаться насекомые.

IIIгруппа – красивые сухие веточки.

Сбор длится 5 – 7 минут.

Игра «узнай дерево»

Сравнение листьев с листьями, собранными в сентябре.

А сейчас давайте пройдем в класс и представим результаты своей работы.

Не ломать ветки, не кричать….

Первая группа - собирает листья.

Вторая группа – с помощью лупы пытаются найти место, где могли спрятаться насекомые.

Третья группа – собирают красивые сухие веточки для подделок.

Ребята возвращаются в класс, подготавливают выступление на 2-3 минуты, в котором рассказывают о своей работе на экскурсии.

Проявляют

учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.

Практическая работа

Работа в группах

Наблюдение

Игровой метод

Экскурсия для 1 класса по теме «Изменения в природе»

Цель: формирование умения у учащихся наблюдать за изменениями в природе зимой.

Планируемые результаты:

Предметные: определять основные отличительные признаки объектов природы зимнего периода(1-я линия развития-уметь объяснять мир)

Метапредметные:

Регулятивные: высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;отличать совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;добывать новые знания: находить ответы перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль вустной и письменной речи;слушать и понимать речь других;выразительно читать и пересказывать текст; учиться выполнять

Личностные: самостоятельно определять и высказывать

Оборудование: коробка, линейка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот, градусник, гуашь, кисти, баночка с водой, кормушки.

Ход экскурсии:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приёмы

Вводная часть

1. Определяется место в зимнем лесу, где будет проходить экскурсия, уточняется, какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.

2. Накануне проводится вводная беседа по следующим вопросам:

– Вспомните, какой был лес поздней осенью. – Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?

– Что вы заметили в лесу на осенней экскурсии?

– Какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет?

3. До экскурсии учащимся даются задания: – понаблюдать за птицами; – присмотреться, какие животные живут в лесу зимой, определить их по внешнему виду, следам; – собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору).

Листья желтели, осыпались

Птицы улетают, деревья становятся голыми…

Ответы детей

Елка, сосна не сбрасывает

Запоминают задания

Основная часть

1. Наблюдения за неживой природой. Придя с детьми во двор, заполняют таблицу:

температура

контур парка

б) – Поймайте снежинку на рукавичку и рассмотрите ее, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой?

– Попробуйте зарисовать снежинку (зарисовывают в блокнотах).

в) Попытайтесь изобразить "цветы" зимы. При помощи смешения гуашевых красок (красный плюс белый - розовый, розовый плюс желтый - оранжевый и т.д.) можно расписать цветами зимнюю природу (краски разливаем в баночки по оттенкам, используем в рисовании кисти для фона).

    нарисуйте цветы на поверхности снега, который сначала уплотните лопаткой;

    обрызгайте снег, лежащий на веточках ели или сосны;

    нарисуйте цветы на снежных "шапках" пней;

    окрасьте сосульки, кусочки отколотого льда;

    окрасьте сухие головки торчащих из-под снега цветов (пижмы, чертополоха и др.);

    очертите лопаткой край сугроба в виде лепестков мака и окрасьте в красный цвет.

Фотографируем с обучающимися произведения "Цветы зимы".

2. как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Сложно ли им достать еду?

Для этого мы с вами развесим наши кормушки.

3.игры на свежем воздухе.

У медведя во бору

Эта игра - одна из разновидностей салочек. Дети делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе «медведя». «Медведь» отправляется к себе в берлогу (на противоположную сторону площадки). В это время остальные игроки бегают и поют: «У медведя во бору грибы-ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит». На последних словах «медведь» должен выбежать из «берлоги» и поймать как можно больше игроков, которые, в свою очередь, убегают в домики на противоположной стороне площадки.

Побеждает та команда, чьих участников «медведь» поймал меньше.

Пришла зима

Задача участников этой игры - быстро и четко показывать то, что говорит ведущий. Все игроки выстраиваются в большой круг. Ведущий говорит: «Пришла зима» - все прыгают на месте. По команде «Пошел снег» все должны встать на месте и покружиться вокруг себя, подняв руки вверх. Команда «Завыла вьюга» - все бегут по кругу.

По сигналу ведущего «Началась метель» игроки стараются идти на полусогнутых ногах. «Намела метель сугробов» - все должны присесть, наклонить голову и обхватить ноги руками. Сначала ведущий произносит команды медленно, затем все быстрее и быстрее. Участник, который замешкался или выполнил другое действие, выбывает из игры.

Капельки и льдинки

Кто-нибудь из взрослых выбирается водящим - Дедом Морозом. У него в руках должен быть волшебный посох (например, ветка или палка). Все остальные игроки - это капельки в реке. Задача водящего - заморозить все капельки. Для этого ему нужно дотронуться до игрока волшебным посохом, и замерзшая капелька должна застыть на месте. Но не все так просто: ведь «теплая» капелька может отогреть замороженного. Для этого капельке нужно дотронуться до льдинки, поэтому Деду Морозу придется изрядно потрудиться, чтоб превратить в лед всю речку.

Возвращаются в класс.

Ребята заполняют таблицу, записывая и зарисовывая описание

Зарисовка снежинки в блокнот

Выполнение задания

Им сложно доставать еду. Они питаются остатками растений, семенами….

Игры на свежем воздухе

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Наблюдение

Практический метод

Наблюдение

Игровой метод

Игровой метод

Заключительная часть

В ходе обобщающей беседы выясняются изменения, которые происходят в неживой и живой природе с приходом зимы.

– Что мы сегодня наблюдали?

– Что нового узнали?

– Где были на экскурсии?

– Какие изменения в природе вы заметили?

Вывод: жизнь в природе зимой продолжается.

За природой зимой

Ответы детей

Домашнее задание

(выборочно). а) Зарисовать в тетради или альбоме красивую снежинку. б) Описать внешний вид животного, птицы, которых вы видели в лесу. в) Можно составить рассказ об экскурсии по плану: 1. Тема экскурсии. 2. Отличие осенней экскурсии от зимней. 3. Причины изменений в природе. г) Изготовить с помощью родителей кормушки.

Записывают домашнее задание

словесный

Экскурсия для 1 класса по теме «Весеннее пробуждение природы»

Цель: формирование представления о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период.

Планируемые результаты:

Предметные: называть основные приметы Весны; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать проговаривать совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять слушать и понимать речь других;учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные: оценивать оценить как хорошие или плохие.

Оборудование: лопатка, лупа, рабочая тетрадь.

Ход экскурсии:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приёмы

Вводная часть

Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода?

Есть солнце или нет?

Какое небо?

Идет снег или тает?

Какое время года сейчас?

Да, верно! За окном у нас весна.

Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию, в школьный двор.

Ребята, вспомните на какие экскурсии мы уже ходили?

За какими объектами мы уже наблюдали?

Как вы думаете, за чем или за кем, мы сегодня будем наблюдать?

Давайте с вами составим план, а я запишу его на доске.

План на доске:

Перед тем как идти на экскурсию, нам нужно разделиться на несколько групп.

1 группа.

Будет наблюдать за признаками весны.

То есть, какая погода на улице? (холодно, тепло, прохладно, морозно)

На улице пасмурно или ясно, светит солнце или нет?

Есть осадки например(снег, дождь, нет осадков)

На улице сильный ветер или совсем нет ветра?

Будут ответственными за это (Ф.И ученика)

2 группа

Определите, чем покрыта земля.

Например: снегом, льдом, травой местами?

3 группа

Обратить внимание на явления природы.

есть ли оттепель? Появления проталин?

Сосульки?

Будут ответственными за это (Ф.И)

4 группа

Определите, как выглядят деревья.

Есть ли листва или нет?

Набухли почки или еще рано?

Распустились почки?

5 группа

Определите, как выглядят травы.

Покрыты снегом?

Появилась зеленая трава?

Появились первые цветы?

6 группа

Определите, каких встретили птиц.

Ответы детей:

На улице сегодня уже теплее, есть, ясное, есть облака, снега нет, все тает с крыши, есть сосульки.

Сейчас Весна.

На зимнюю.

Ответы детей.

За природой.

Составляют план.

Наблюдение за признаками погоды.

Наблюдение за земляным покровом.

Наблюдение за явлением природы

Наблюдение за растениями.

Наблюдение за птицами.

Выявление различий с признаками, характерными для зимнего периода.

Делятся 6 на групп.

Выбирают ответственных.

1группа-будут определять погоду на улице

Выбирают ответственного.

Определяют чем покрыта земля

3 группа. Выбирают ответственного. Обращают внимание на явление природы

Выбирают ответственного.

Наблюдают как выглядят деревья

5 группа. Выбирают ответственного. И рассматривают как выглядит трава

6 группа. Наблюдают за птицами

Формирование умения определять цель деятельности на уроке;

Формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения

Наглядный метод(план на доске)

Основная часть

А сейчас одеваемся и выходим в школьный двор.

Давайте с вами повторим правила поведения на улице, на природе?

Ребята, посмотрите вокруг, что у нас изменилось по сравнению с зимой?

Обратите внимание на небо, есть ли облака?

Или на улице пасмурно?

Что вы видите на крыши школе?

Лежит снег или появились сосульки?

Посмотрите, чем покрыта земля? Ребята, а как вы думаете, какая трава под снегом, давайте немного я раскопаю, а вы посмотрите. Какая трава?

Ребята, местами есть лужи, от чего они появились?

А сейчас давайте пройдем, по улице и посмотрим на деревья, каких вы птиц уже увидели?

Кто увидел, тот говорит громко.

Ребята, а вот посмотрите на дерево? Что это?

Ребята, давайте ближе подойдем к дереву, посмотрите на дерево. Появились ли почки на деревьях?

Есть ли листочки?

А сейчас, давайте с вами вернемся в класс.

И подведем итоги, каждой группы.

Одеваются, выходят в школьный двор.

Правила поведения на улице: не убегать от учителя, не ломать ветки деревьев, не ходить под крышами, потому что есть большие сосульки, не толкать друг друга.

Все тает, появились сосульки, появились лужи, прилетели другие птицы, стало теплее.

Есть немного облаков, на улице ясно и есть солнце.

Сосульки, снег тает от солнце.

Землю покрыта небольшими сугробами, почти все растаяло, есть проталины местами. Под снегом, зеленая трава.

Растаял лед, от солнца.

Таких птиц как: ворона, воробей.

Перечисляют птиц, которых видели.

На дереве старое гнездо, птицы сделали. Это дерево тополь.

Нет, почек еще нет, еще на слишком тепло, рано. Листочков нет.

Возвращаются в класс.

Формирование умения слушать и понимать других.

формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения

Формирование умения выявлять сущность особенности объектов.

Практическая работа

Наблюдение

Заключительная часть

А сейчас, я посмотрю, кто же был самым внимательным на экскурсии, откроем тетради.

Каждая группа нарисует, затем чем они наблюдали. Затем идет обсуждение.

Работают самостоятельно в рабочей тетради, подводят итог. Затем проверяют вместе.

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Формирование умения классифицировать по признакам

Рабочая тетрадь, самостоятельная работа, фронтальная работа, беседа.

Экскурсия для 1 класса по теме «Ранняя весна» Цель: формирование умения у учащихся видеть отличия живой и неживой природы, происходящих ранней весной.

Планируемые результаты:

Предметные: называть основные приметы Весны; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения); формировать умения отличать живую природу от неживой.

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;проговаривать последовательность действий на уроке;совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других;учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Оборудование: термометр, лупа, лопаточка.

Место проведения: ближайшие окрестности школы Ход экскурсии:

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Методы и приёмы
Вводная часть

Здравствуйте, ребята! Давайте друг другу пожелаем удачного дня!

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

Тихонечко присаживаемся и начинаем наш урок.

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Ранняя весна» Обратите внимание на доску, здесь прописаны задачи.

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу. Задачи урока:

На экскурсии нам понадобятся термометр, лупа, блокнот и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, молодцы ребят, мы обязательно должны это соблюдать!

Приветствие с учителем. Слушают.

Слушают.

1)наблюдение за изменениями в неживой и живой природе 2)Очистка территории(на пришкольном участке) 3)Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников 4)Наблюдение за поведением птиц Берут свои вещи, которые понадобятся на экскурсии.

Проговаривают правила поведения.

нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

В классе делятся на три группы

Формирование слышать и слушать учителя

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Обсуждают учебную цель и удерживают ее с помощью учителя.

формирование умения осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Используют знаково-символические средства (схемы);

Учащиеся знакомятся с правилами поведения.

Стихотворение Наглядный метод (задача на доске)
Основная часть

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).

Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах.

Посмотрите внимательно на небо, каким цветом оно? Есть ли облака?

А с помощью чего мы можем определить температуру воздуха?

Давайте измеряем вместе.

Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта?

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе?

Наблюдение за изменениями в жизни растений.

А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?

А сейчас мы будем с вами наблюдать.(Все вместе выбирают одно дерево и его рассматривают)

Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны?

Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).

Ребята, за это время пока мы находимся на улицу, кто увидел хоть одну птицу которая пролетала?

Что за птица? Какой она окраски? Формы?

Ребята, а как вы думаете, чем же питаются птицы?

Верно ребята, а сейчас давайте перейдем к следующему заданию.

Экологическая стоянка.

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

Слушают, Отгадывают загадку. -Весна.

Рассказывают стихотворения.

Рассматривают вокруг.

Слушают

Слушают. Рассматривают все вокруг себя.

Солнце яркое, с южной стороны.

Небо голубым цветом, облаков почти нет.

С помощью термометра

Измеряют. Ветра нет. Осадков нет

Почва покрыта снегом, местами снег растаял и можем увидеть травку. Что природа просыпается, начинает все таять, появляется трава, местами зеленая

Наблюдают.

Кора коричневого цвета. Листьев еще пока что нет. Можем. Можем увидеть почки, которые скоро будут набухать

Рассматривают березу. Береза относится к деревьям Листьев пока что нет. Листья обычно зеленого цвета, осенью желтого. Береза она лиственная, потому что у нее листья, а не иголки. Плодов нет, но есть семена(сережки) Кора дерева, серого цвета с черными точками.

Весной деревья просыпаются, если погода теплая, то должны набухать почки, затем появляются листочки.

Поднимают руки. Мы увидели воробья, ворону.

Серой и черной окраски

Остатками еды, насекомыми.

Собирают мусор. Чистят территорию.

Личностные:

Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.

формирование умения осознано строить речевое высказывание в устной форме

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Формирование умения слушать и понимать других

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.

Загадка

Стихотворение

Наблюдение

Метод наблюдения. Беседа

Наблюдение

Практический метод. Метод наблюдения

Беседа

Заключительная часть

Пришли в класс.

Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной., какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Отмечают на карточке самостоятельно, затем проверяют совместно с учителем.
-появляются почки, птицы прилетают, появляются проталины, растаял снег, появляется трава, становится теплее

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Беседа.

Наглядный метод(карточка)

Домашнее задание

Возьмите ветку с почками любого дерева, опустите в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии.

-записывают в дневник.
Беседа

Экскурсия для 1 класс на тему «Мир, который меня окружает»

Цель: формирование умения у учащихся видеть отличия живой и неживой природы.

Планируемые результаты:

Предметные: определять основные отличительные признаки объектов природы весеннего периода(1-я линия развития-уметь объяснять мир)

Метапредметные:

Регулятивные: высказывать своё предположение (версию);отличать верно выполненное задание от неверного;совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль вустной речи;слушать и понимать речь других;выразительно читать и пересказывать текст; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

Оборудование: стихи об осени, цветные мелки.

Ход экскурсии:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Методы и приему

Вводная часть

Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Мы отправимся в школьный двор. А еще мы станем художниками. Но об этом чуть позже.

формирование умения слушать и понимать других

Основная часть

Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать?

Верно. А назовите, что вы видите в нашем дворе?

А что из того, что вы перечислили сделали люди?

Ребята, все, что сделано руками человека, мы называем изделием. А что создано природой?

Но ведь природа тоже бывает разная. Вот дерево. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите.

А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите.

А вот светит солнышко. Оно живое?

Вот мы и пришли к тому, что природа бывает «живая» и «неживая».

Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года?

Послушайте стихи об осени, которые расскажут нам ребята.

1) Уж тает снег...

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А. Плещеев

2) Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

И. Никитин

Как только снег исчез,

Пошли ребята в лес.

Март посылает всем привет

А с ним - подснежников букет!

В Берестов

4) Весенняя сказка

Дружно ударились рыбы об лед.

И на реке начался ледоход.

В. Берестов

Как красиво весной! Меняется все. И живая природа, и неживая. Скажите, как изменилась неживая природа?

А как изменилась живая природа?

А как изменилась жизнь людей с приходом весны?

Все верно.

Окружающий мир.

Дети перечисляют.

Называют.

Называют.

Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…

Доказывают.

Нет, оно не дышит, не растет, не умирает, не размножается.

Солнце начинает греть сильнее, но еще не как летом, небо кажется выше. Ветер дует часто. Дожди идут.

Птицы прилетают. На деревьях появляются листья. Животные выходят из спячки.

Зимнюю одежду снимаем на более легкую.

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

Наблюдение

Практический метод

Наблюдение

Физминутка.

А теперь поиграем. Представьте, что вы листочки. Когда я скажу, что подул ветер, вы будете бегать, а когда скажу «тихо» - вы остановитесь.

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Игровой метод

Рисование на асфальте осенних деревьев.

А теперь нарисуйте цветными мелками на асфальте весенние деревья. Покажите всю красоту весенней природы.

Рисуют в группах, выбранных по желанию детей. В итоге выбирается лучший рисунок.

формирование умения слушать и понимать других

Практический метод

Заключительная часть

Игра «Я – диктор».

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Подведем итоги. Сейчас я буду диктором: расскажу вам о погоде весной, а вы должны будете отгадать, когда такая погода бывает – в начале весны или в конце.

1) Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачное. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.

2) Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура 2-3 градуса выше нуля.

А сейчас нам пора возвращаться. Весна только началась, и мы еще с вами понаблюдаем, какие изменения будут происходить в природе.

Апрель, май, поздняя весна

Март, ранняя весна

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

Игровой метод

Экскурсия для 1 класса на тему "Весна. Май"

Цель: обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений.

Метапредметные:

Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на экскурсии.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуниктивные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других;учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные: формировать бережное, ответственное отношение к природе.

Оборудование: лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки.

Ход экскурсии:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

Вводная беседа

На экскурсии мы будем наблюдать весенние явления в природе и учиться приемам наблюдения.
Мы с вами наблюдали весенние изменения в природе, читали рассказы, рассматривали рисунки, картины о весне. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц?
– Когда вы заметили первые признаки весны? Расскажите о своих наблюдениях.

- Обобщите данные ваших наблюдений за март, апрель по календарю природы и труда.

– Какой вывод вы сделали?

- Вспомните, как мы называли разные периоды весны.

- Как мы назовем весну в мае?

Я запишу на доске памятку-план из ваших предложений – зачем мы будем наблюдать, сделаю небольшие дополнения.
Учитель записывает на доске план.

– Теперь подумаем, какие качества характерны для наблюдательного человека.

- Какие еще качества характерны для наблюдательного человека?

– Вы выделили очень важное качество: наблюдательный человек подмечает изменения в природном явлении, подмечает малозаметные детали.
Приведите примеры, когда наблюдательность помогала людям.

- Вы привели очень хорошие примеры. Наблюдательность важна в жизни человека любой профессии.
Давайте запишем качества наблюдательного человека, о которых вы говорили.
На доске.

Это была ранняя весна. Начал таять снег.
Небо стало не такое серое, как зимой. Были голубые просветы. Но еще было холодно, иногда и морозно.

Дети подходят к классному календарю. Отмечают, что несколько раз в марте шел снег, считают числа ясных солнечных и пасмурных дней в марте и апреле.

В апреле стало значительно теплее, стало больше солнечных дней. Ни разу не выпадал снег.

Март – весна света; апрель – весна воды.
Дети объясняют обозначения этих периодов. Вспоминают, что раннюю весну очень хорошо передал художник И.Левитан в картине "Март", которую они рассматривали.

Весна цветов. Цветы в мае. Цветение деревьев. Зеленая весна.

Наблюдательный человек может многое подметить, например, какие цветы уже расцвели, а на каких еще бутоны.

Он может увидеть то, что другие не увидят.
– Он подмечает, что раньше было и что сейчас.
– Например, я видел, что весной первыми появляются цветки мать-и-мачехи, а листьев нет.

Я знаю по рисункам учебника, какие следы на снегу оставляют звери. Могу различить следы зайца, волка, лисы, собаки.
– Нужно уметь различать ядовитые растения и не собирать их в лесу, например ягоды (плоды) ландыша.
– Нужно уметь различать и знать редкие растения, которые надо охранять.
– Когда я смотрю в окно и вижу, как люди одеты, я узнаю, как мне нужно одеваться.
– У меня папа водитель. Он всегда внимательно смотрит на дорогу, все подмечает и меня учит.

Формирование умения осознано строить речевое высказывание в устной форме, формирование умения слушать друг друга;

проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность;

Формирование умения слушать и понимать других

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Формирование умения осознано строить речевое высказывание в устной форме, формирование умения слушать друг друга

Основная часть

Экскурсия проводится в окрестностях школы. Во дворе школы много зеленых насаждений: клен остролистый, береза, тополь, черемуха, сирень, перед зданием школы – цветочная клумба. За школой – пустырь с редкими невысокими кустарниками, небольшой пруд.

Далее учитель сосредоточил внимание детей на особенностях роста и развития растений в этот период весны. Учитель предложил внимательно рассмотреть чуть лопнувшие почки на кусте сирени, использовать лупы. Учащиеся правильно назвали листовые и цветочные почки, вспомнили рисунки почек в разрезе из учебника, с интересом рассматривали нераспустившиеся цветки сирени.

Учитель предложил продолжить наблюдения в течение нескольких дней и потом рассказать ребятам, насколько быстро растут листочки весной.

Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, сопереживания момента бурного возрождения природы, учитель в ходе экскурсии показывает подготовленные красочные альбомы, открытки цветущих растений, декоративных садовых культур.

6. Во время экскурсии учащиеся видели бабочек, слышали голоса птиц – свист скворцов, чириканье воробьев, видели ворону. Поскольку птицы были в полете и их было трудно рассмотреть, учитель решил восполнить наблюдения и подготовил несколько рисунков. Дети рассматривали рисунки грача, скворца, вороны, воробьев, использовались также рисунки учебника "Окружающий мир". Сделали вывод, что грач и ворона похожи по величине, форме клювов, отличаются расцветкой оперения, формой головы. Попутно повторили определения, каких птиц называют зимующими, оседлыми и перелетными.

В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что хорошая солнечная погода создает хорошее настроение.

Учащиеся рассматривали и характеризовали молодые листочки березы, тополя ("светло-зеленый", "тоненькие – светятся на солнце", "липкие", "пахнут смолой", "клейкие – руки пачкают"). Подметили, что на земле много почечных чешуек тополя, некоторые ребята пояснили, что почечные чешуйки защищают почки от замерзания зимой, а сейчас почки лопаются и чешуйки опадают. По собственному побуждению ребята стали делать записи, рисунки в своих блокнотах. Они расходятся по участку небольшими группами в 5–6 человек, обсуждают то, что их заинтересовало. Несколько девочек стали измерять длину распустившихся листьев сирени.

На открытой местности, за участком школы, ребята видят множество цветущих одуванчиков, крапиву, подорожник, листья лопуха. Называют эти растения.

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Анализируют объекты с целью выделения признаков

Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.

Практический метод

Наблюдение

Наблюдение

Заключительная часть

В конце экскурсии подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагает также желающим по памяти сделать фактические записи, рисунки по экскурсии. Содержательный итог наблюдений весенних изменений в природе учитель проводит в классе в соответствии с расписанием занятий по предмету "Окружающий мир". Предлагаются темы творческих сочинений "Моя зеленая весна", "Я и природа весной", "Как я изучаю окружающий мир".

Учащиеся получают задания подумать, какие качества наблюдательности они проявляли и какие качества каждому еще нужно тренировать.

Формирование умения

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Список литературы

1) Петров А.Г. Экологическое образование младших школьников http://www.docme.ru/doc/192220/formirovanie-e-kologicheskoj-kul._tury-mladshih-shkol._nikov

2) Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.

3)Лазарева О.Н Методика преподавания естествознания в начальной школе//О.Н.Лазарева-2003.с79

4)Лазарева О.Н Методика преподавание естествознания в начальной школе//О.Н.Лазарева-2003.с256

5) Остапец А.А В походе юные-2010-№3 с 56-57

6)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2014 г. N 1598С.8

7) Юркина С.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников//С.В.Юркина– 2011. - №3. С.60 - 68с.

Актуальность темы: учеными давно доказано что именно в школьном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей которые лежат в любвик Родине не возникает само по себе оно формируется постепенно с самого раннего детства. понимание родины у школьников связано с ощещением родного края земли на которой он родился и рос. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас к проведению.
Данная экскурсия разработана для детей младшего школьного возраста. Занятие разработано с ученом возрастных особенностей детей.
Цель: уточнение и закрепление правил сбора природного материала
Оборудование: рисунок с изображением листьев, коробочки для сбора природного материала
Универсальные Учебные действия.
Личностные: Развивать наблюдательность, образное восприятие, фантазию;
Регулятивные: Формировать навыки самостоятельной работы
Коммуникатьивные: Развивать связную речь, логическое мышление, восприятие, концентрацию и переключение внимания, расширять кругозор;.
Позновательные: Закрепить знания об явлениях природы;

Результаты:
развитие интереса к окружающему миру;
формирования умения – сравнивать и анализировать;

Ход занятия
Орг. момент:
Педагог.
Добрый день ребята! Я рада, что мы снова встретились.
А какие слова приветствия вы еще знаете?
(ответы детей: здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, привет….)
Молодцы! Ваши папы имамы могут гордиться такими воспитанными детьми.
Сегодня мы совершим экскурсию Вспомним, что вы знаете о временах года, природных явлениях. Упражнение на развитие концентрации внимания.
Размотайте клубочек, прочитайте тему нашей экскурсии.
Загадки.
1. Жёлтый Егорка упал на озёрко.
Сам не потонул и воды не всколыхнул. (Лист.)

2. Стоит в поле теремок,
Очень-очень он высок.
Ветер дунет, дом наклонится
И земле родной поклонится. (Хлебный колос.)

3. Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек

Никому не нужно … (Шишек.)

4. Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение.)

Где всё это можно найти?

Повторение правил поведения во время экскурсии.
* по улице надо идти парами, не толкаться и не отставать от других;
* переходить улицу по указанию воспитателя;
* во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;
* слушать внимательно;
* беречь и охранять природу;
* выбираем контролёра. Он будет следить за охраной природы.

Основная часть.
Сейчас нам нужно ответить на некоторые вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас месяц?
- Назовите осенние месяца.
Упражнение «Солнышко»
Цель: развитие тонкокоординированных движений кистей рук.
- Как светит солнышко зимой?
Пальцы собираются в щепотку.
- Как светит солнышко весной?
Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.
- Как светит солнышко летом?
Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы
ладони.
- Как сегодня светит солнце?
- Есть ли осадки? Какие осадки бывают осенью?
- Какое небо?
- Дует ли ветер?
- Назовите признаки осени.
- Чем богат напша область
- Какие растения растут в лесу?

Как используют древесину в народном хозяйстве? (Строят дома, делают мебель и множество вещей, необходимых людям.)
- Просто ли вырастить ель?
- Что значит: «беречь лес»?
- Какой природный материал можем использовать мы при изготовлении поделок?
- С каких деревьев можно брать кору, веточки, сучки? (Поваленных в бурю или спиленных.)
- Для чего нам нужны коробочки?
- Как нужно собирать природный материал?
Учитель предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету.
1. Собранные сухие ветки, корни, шишки, сучки имеют причудливую форму.
- На что похоже? Что напоминает?
- Какую можно создать композицию?
- На что похожи крылатки клёна?

Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке.
Мы попрыгаем, как зайки.

2. Практическая часть: Учитель предлагает детям собрать красивую коллекцию из опавших листьев.
- С какого дерева опали листья?
- Какого цвета ваш букет?
- Почему с приходом осени происходит изменение окраски листьев?
- Что такое листопад? Почему он происходит?
- Что предварительно нужно сделать с листьями, для дальнейшего использования при изготовлении поделок?
- Как правильно нужно заготовлять листья, траву?

Итог занятия.
- Что мы сегодня наблюдали?
- Какие изменения произошли с приходом осени?
- Как влияют сезонные изменения на растительный мир?
- Какие правила вы знаете и соблюдаете при сборе природного материала?

КОНСПЕКТ УРОКА-ЭКСКУРСИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «КРАСОТА ДОНА ВЕСНОЙ»

Возрастной диапозон : учащиеся 1 класса

Цель : провести наблюдения за весенними изменениями в живой и неживой природе, создание условий для формирования представлений у учащихся об основных признаках наступления этого времени года, формирование представлений учащихся об особенностях реки Дон в весеннее время года, развитие навыков ориентирования на местности.

Задачи : 1.Познакомить с главной рекой казаков - Доном, передать его красоту, величие, познакомить с водными обитателями, рассказать о течении реки (медленное, быстрое, донести, что река – это богатство донского края.
2. Расширять знания детей о значении реки в жизни людей, растений, животных.
3. Воспитывать чувство гордости за свой край, любви к своей малой Родине.

Создать условия для развития УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, испытывать чувство гордости за красоту родной природы,формулировать самому простые правила поведения в природе;

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД : сотрудничество в поиске и сборе информации, продолжать учить работать в группе, умение договариваться.

Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать необходимую информацию; находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Тип урока: урок получения новых знаний, урок развития умений и навыков.

Форма урока: урок-экскурсия по набережной города Ростова- на - Дону.

Для проведения урока необходимо: карточки с заданиями, блокноты для фиксирования наблюдений, карандаши, карта – путеводитель Ростовской области.

Место проведения: набережная города Ростова- на – Дону.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы, оценивать воздействие пробуждения природы на человека, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обогащение словарного запаса.

Метапредметные: уметь получать информацию из практической деятельности; быть толерантным к мнению одноклассников; уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Хронометраж занятия: 45 минут.

Сценарий урока-экскурсии «Красота Дона весной»

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности.

Сегодня у нас необычный урок-урок-путешествие по набережной города Ростова-на-Дону. А по какой причине мы туда отправимся вы узнаете, когда наш ученик прочитает стихотворение автора А.Гарнакерьян (ученик читает стихотворение)

От облаков и солнца стала
Волна степной реки светлей.
Еще в ней есть и блеск металла,
И хмурость предвесенних дней.
Последний лед ушел к низовью,
На берег высыпал народ.
И бредят девушки любовью,
Той, что нечаянно придет.
Нет парусника в отдаленье,
Рыбачьих шхун и грузных барж,
Но я своим воображеньем
Дорисовал донской пейзаж.
Шумят на побережье клены,
В привычный рейс идут суда,
И стала сказочно зеленой
На редкость чистая вода.
Любуюсь выдуманным видом,
Мигают бакенов огни,
Ведь мы и будущее видим
Через сегодняшние дни.

О какой реке говориться в стихотворении? (О реке Дон)

А какое время года сейчас у нас наступило? (Весна)

Итак, весна пришла в наши края и мы отправимся в гости к ней, прогуляемся по набережной нашего города,.Мы понаблюдаем, как изменилась природа с приходом этого прекрасного времени года, а главное как изменилась река Дон, на береге которой стоит наш город Давайте возьмем с собой блокноты, ручки, для того чтобы записать те ихменения, которые мы с вами увидим.

3.Работа по теме урока.

Подготовка к экскурсии

(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе.)

О чем мы должны помнить,путешествуя по городу? (В лесу не шумят,не ломают ветки деревьев,не мусорят,не срывают цветы,травы)

А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, которые могут быть ядовитыми. Давайте еще вспомним правила пользования компасом и местные природные признаки ориентирования, чтобы попробывать применить их в нашем путешествии.

Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей)

(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то,что им предстоит на экскурсии)

1.Увидеть изменения,которые произошли в природе по сравнению с зимой.

2.Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой,которая была зимой.

3.Понаблюдать,изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на них цветки и листья.

4.Посмотреть,изменился ли внешний вид хвойных деревьев.

5.Обратить внимание,появились ли цветущие травянистые растения.

6.Понаблюдать,как изменился внешний вид реки Дон.

7.Выяснить,прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы,послушать их голоса.

8.Обратить внимание,произошли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.

Экскурсия

Прибыв на место назначения. Набережную реки Дон.

Ребята, мы пришли «в гости» к Дону-батюшке, давайте несколько минут им полюбуемся и поздороваемся, словами Александра Пушкина:
Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

или словами казачьей песни:

Как ты, батюшка, славный, тихий Дон.
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая.
Слава добрая, речь хорошая…
Ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон.
Край казачий, край раздольный,
Низкий наш тебе поклон.

- А знаете,почему Дон Ивановичем зовут?
(учитель рассказывает легенду «Почему Дон Ивановичем зовут»?)
Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли, сыновья, пора им судьбу свою пытать. Вывел отец их за окошко, велел слушать его во всем и дорогу каждую указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен и славен.
Сказка сказкой, а выдумки в ней нет!

Ребята, у нас будет пять остановок, каждая из которой имеет свое название. Мы будем фиксировать свои наблюдения и выполнять задания на карточках,которые я подготовила.

Остановка «Неживая природа весной»

Карточка №1.Изменения в неживой природе.

Какая погода сегодня?Сравните ее с зимней погодой.

Чем отличается весеннее небо по цвету и облачности от зимнего?

Как светит солнце? Изменилась ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?

Как изменилась почва и внешний вид реки?

А теперь давайте определим с помощью поза с какой стороны солнце.

Продолжаем путешествие (продолжаем прогулку по набережной Дона)

Остановка. «Деревья и кустарники весной»

Карточка №2. Изменения деревьев и кустарников.

Найдите хвойное дерево и скажите, изменилось ли оно по сравнению с зимой.(Учащиеся находят дерево и зарисовывают его)

Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились они с приходом весны?

Рассмотрите почки на дереве и кустарнике.Как изменились они по сравнению с зимой.Распустились в это время листья на деревьях и кустраниках? Если да, давайте определим,название этих растений. (Дети зарисовывают почки растений).

Рассматривая стволы деревьев, давайте определим стороны горизонта (записи фиксируются в блокнотах)

Остановка «Река Дон »

Карточка №3 Изменения происходящие с рекой весной.

Осмотрите внешний вид реки. Как изменилась он с приходом весны?

Давайте понаблюдаем. .Как тает лёд на реке с приходом весны?

Вспомните, чем может быть опасно сильное пополнение реки, ее выход из берегов. Расскажите как этого избежать.

Остановка «Птицы и животные весной. Обитатели донских глубин»

Карточка №4 Изменения в жизни животных и птиц. Обитатели донских глубин.

Каких птиц вы увидели во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?

Увидели ли вы птиц,которых не наблюдали зимой? Давайте определим их название.

Увидив как рыбаки рыбачат на берегу реки, что вы можете сказать об обитателях донских глубин? Назовите названия рыб, обитающих а реке Дон. Покажите их на картинках (учитель показывает картинки рыб).

Наше путешествие подходит к концу и конечная остановка называется

«Красота Дона весной» (Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания.Ученики отчитываются о своих наблюдениях,делается коллективный вывод).

Давайте поделимся на группы и составим рассказ на тему «Весна в Донском крае» (каждая группа за определенное время должна составить подробный и красочный рассказ о весне. Затем рассказы зачитываются, анализируются, учитель выделяет наиболее удачные фрагменты каждого рассказа).

Отправляемся обратно в путь! Сегодня вы для себя сделали много открытий, своими глазами увидели и понаблюдали за изменениями в живой и неживой природе. А главное увидели много нового и интересного.

4.Подведение итогов урока

(Этот этап проводится в школе.На доске составляется схема «Красота Дона весной, наблюдаемые на экскурсии». На листах А4 обучающиеся иллюстрируют понравившийся момент экскурсии. Затем проводиться викторина на тему «Дон в разные времена года»).

Сергеева Анна Владимировна, воспитатель ГПД, МБОУ Скуромленская СОШ имени Виноградова М.Н. Торжокский район Тверская область.
Для учащихся 1 – 4 классов.
Конспект экскурсии в выставочный зал на выставку картин Светланы Калистратовой.
Данный материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД, педагогам кружковой работы.
Цель: познакомить с жанром искусства – абстракция.
Задачи:
1. Дать понятие о том, что наряду с такими жанрами искусства как натюрморт, портрет, пейзаж существует абстрактная живопись.
2. Учить: внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности, уметь сравнивать и анализировать, находить различия.

Ход занятия:

Ребята, вы ездили в город Торжок, посещали музеи «Дом пояса», «Музей А.С. Пушкина», «Этнографический музей»; выставочный зал для знакомства с творчеством местных мастериц «Рисунки на стекле», «Изделия из дважды обожженной глины»; выставки гигантских движущихся фигур «Динозавры», «Драконы».
Рисунки на стекле.

Мы в "Доме пояса"


Динозавры.


Драконы.


Какие еще известные места есть в городе Торжок? (Ответы детей).
Я предлагаю вам посетить выставочный зал, чтобы познакомиться с художественным творчеством Светланы Калистратовой «Инварианты. Геометрия города».
Мы поедем на школьном автобусе, вспомните правила поведения в автобусе. (Ответы детей).
Около здания предлагаю вспомнить правила поведения в выставочном зале. (Ответы детей).
Проходим в первый зал.
- Ребята, какие виды живописи вы знаете? (Ответы детей).
- Живопись - это один из видов изобразительного искусства. С помощью кистей и красок художник изображает все, что его волнует, создает настроение. Краски настоящего художника могут передать: тревогу, печаль, радость, грусть, спокойствие. Сегодня мы познакомимся с абстрактной живописью. Одни художники реально изображают все, что их окружает и это называется – реализм. Некоторые художники рисуют предметы не такими, какие они есть. Просто у них другое видение мира, они изображают не предметы, а свои чувства, настроение, используя для этого разные цвета, фигуры, линии. Это и есть - абстракционизм.
- Предлагаю познакомиться с абстрактной живописью Светланы Калистратовой. Она не профессиональный художник, а в прошлом математик, во второй раз выставляет свои работы в этом зале, ее картины не подписаны. Вам предоставляется возможность пофантазировать, что вы видите на том или другом полотне. (Дети рассматривают картины, рассказывают, что на них видят).




Удивительно, что у каждого ребенка индивидуальное видение в одном и том же полотне один увидел снежную бурю, другой – морское дно, а третий – «Новогодний салют».


А сейчас мы прогуляемся по городу, посмотрим, как прекрасен мир вокруг нас.



Беседа после экскурсии:
1. Что вам понравилось больше всего?
2. Что нового вы узнали?
3. Какая картина больше всего запомнилась?
4. Какое у вас настроение?
Рисунки детей.

Урок-экскурсия

по окружающему миру

во 2-м классе

Тема урока:

«В гости к осени»

Учитель начальных классов:

Юрасова Светлана Ивановна

МБОУ Погребская СОШ Брасовского района Брянской области

Цель урока: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

Задачи урока:

    провести сравнения признаков неживого и живого летом и осенью;

    учить самостоятельно добывать информацию из различных источников, расширить кругозор учащихся;

    конкретизировать понятия “неживая природа” и “живая природа”;

    продолжить формирование навыка узнавания растений опадения листьев, нахождения следов жизнедеятельности животных,

    продолжить развитие эстетического восприятия природы;

    формировать правильное отношение к природным объектам.

Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.

Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проведена беседа по технике безопасности.

Ход экскурсии

Учитель.

Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Учитель. Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.

В осеннем парке золотом
Вальсирует листва берез…

Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?

Дети. Воздух, растения, птицы, почва…

Учитель. На какие группы разделим природные тела?

Д. Неживая и живая природа.

У. Как же будет звучать тема нашего урока?

Д. В гостях у осеннего сада.

У . Хорошо. Наш сегодняшний урок будет необычным, он проходит не в классе, а на природе, и все вы готовили свои проекты к этому уроку, работая в группах, помогая друг другу и отбирая нужный материал.

И, коли речь сегодня пойдет об осени, послушаем, что же интересного вам удалось отыскать о каждом осеннем месяце и народных приметах сентября, октября и ноября.

Дети защищают свои проекты: 1 группа готовила “Странички сентября”, 2 группа – “Странички октября”, 3 группа – “Странички ноября”.

У. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Соединив все эти “Странички…” вместе, у нас получилась I часть сборника, название которому мы придумали вместе – “Времена года. Осень”. Следующие части сборника появятся с приходом следующего времени года. Впереди у нас новые проекты, а пока продолжим разговор об объектах неживой природы, т.к. приближение нового времени года показывает изменение температуры воздуха.

У меня в руках прибор для измерения температуры – термометр.

Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить?

Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.

У. Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.

Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала 35-40 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.

Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север.

Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего “прибора” и как эта тень будет двигаться.

Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?

Д. Облака.

У. Что собой представляет облако?

Д. Это множество капелек, собранных вместе.

У. Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.

Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.

О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?

Д. Это ветер.

У. Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.

Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

Д. Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.

У. Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.

Обратимся к нашему самодельному “гномону”. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.

Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?

Д. Растения, животные, человек.

У. Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.

Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?

В сказке названо это растение, т.к. в школьном саду произрастает много тополей, что наглядно для детей.

У. “Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”

Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.

Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.

В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.

Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Маринка.

А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.

Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”?

(Ответы детей).

У. Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

У. Ребятишки, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?

Д. Их называют л и с т о п а д н ы м и.

У. Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(Дети подбегают к ели).

У. На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.

Д. Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.

У. Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?

Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения в е ч н о з е л е н ы м и.

У. Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?

Д. Растет трава – травянистые растения.

У. В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?

Д. Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.

У. Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.

Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; срывают листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.

У. Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?

Д. Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

У. Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?

Д. Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

У. Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Д. Насекомые и птицы.

У. Назовите признаки насекомых.

Д. 6 ног, на голове пара усиков, 2 крыла, на брюшке полосочки-насечки.

У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.

У. Почему же птицы осенью улетают на юг?

Д. Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.

У. Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.

Д. Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.

У. Как находят они путь в Африку или в Индию, в Туркмению или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.

Заканчивая экскурсию, хочу отметить: вашу заинтересованность в изучении объектов природы, вашу помощь в отыскании ответов на вопросы, которые ставят перед нами растения и животные, и, конечно же, вашу подготовку проектов и их защиту. Молодцы, ребята!

Благодарю за ваш труд по сбору листьев и плодов!



Рекомендуем почитать

Наверх