Краткое описание картины в голубом просторе. Сочинения по картине А.А. Рылова «В голубом просторе. Общее впечатление от картины, настроение и оценка

Уход за волосами 30.06.2020
Уход за волосами

РЫЛОВ Аркадий Александрович (1870-1939)

В историю русской живописи А.А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе", хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.

Русский советский живописец А.А. Рылов родился 17 (29) января 1870 года в селе Истобенское Вятской губернии (ныне Истобенск Кировской области). Аркадий родился в пути, когда родители его ехали в Вятку. Отец Рылова страдал сильным нервным расстройством, поэтому мальчик воспитывался в семье отчима.

Его детство и юность прошли на севере. Семья жила в Вятке, на берегу широкой многоводной реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой. Рылов полюбил природу страстно и на всю жизнь. Он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за пушистой белкой.

В 1893 году А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а еще через год его пригласил к себе в мастерскую А.И. Куинджи, обучение у которого давно было заветной мечтой молодого художника. Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи.

К началу 1900-х годов мастерство Рылова достигло зрелости. Будучи родом из Вятской губернии, он первые свои пейзажи, написанных после окончания Академии, посвятил родной северной природе: "С берегов Вятки" (1901), "Рябь" (1901), "Смельчаки. Кама" (1903). Близки по характеру и картины, сделанные после поездки на этюды в Финляндию: "Весна в Финляндии" (1905), "Тихое озеро" (1908).


Весна в Финляндии


Рябь

Эти северные пейзажи принесли ему первую известность. Можно сказать, что в то время определились излюбленные темы художника: водная стихия и движимые ветром деревья. Выбор этот, по словам А.И. Куинджи, свидетельствовал о "врождённой любви к природе".

В 1904 году появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. Колорит строится на сочетании насыщенных цветовых отношений. Динамично пространственное решение - это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали. В этой картине, как и в некоторых других у Рылова, в природных мотивах проступает историческая символика - славянский челн, виднеющийся за деревьями.


Зеленый шум

В своих "Воспоминаниях" Рылов писал: "...жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами... Я очень много трудился над этим мотивом, стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез..." Увидев картину, друг Рылова художник Богаевский продекламировал стихотворение Некрасова "Зеленый шум". Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова, знаменующей расцвет его дарования. Ныне один из вариантов картины "Зеленый шум" украшает Третьяковскую галерею в Москве, а другой - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. В 1904 году "Зеленый шум" поставил художника в ряды лучших пейзажистов страны.


Полет лебедей над Камой

Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Вольный полет белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника. И в 1918 году он на одном дыхании пишет картину "В голубом просторе". Это было повторение написанной им же в 1914 году картины "Полет лебедей над Камой", но на этот раз - в мажорном ключе.


В голубом просторе

В новой картине А.А. Рылов достиг не только выразительного лаконизма художественного языка, но и символического звучания образа. Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра. Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать художник, сложили поэтическую песнь.

Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света. Вполне закономерно, что этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Реалистичность в изображении натуры сочеталась у Рылова с романтизацией образа, поэтому его работа получила символическую трактовку: мотив бескрайнего простора, сурового моря и сильного ветра ассоциировался с "ветрами революции". Полотно А.А. Рылова вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно-"советская" картина, полная "революционной романтики". Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Ныне полотно "В голубом просторе" находится в Государственной Третьяковской галерее.

Создавая преимущественно пейзажи-картины, Рылов стремился дать обобщённый, национально-романтический по настроению образ родной страны. В советский период творчества художник в ряде случаев показывал в пейзаже преобразовательную деятельность людей ("Трактор на лесных работах", 1934, Третьяковская галерея), обращался непосредственно к историко-революционной тематике ("Ленин в Разливе", 1934, Русский музей).


Но были у него пейзажи и с иным настроением - например, "Глушь" (1920). Болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним - мрачный, тревожный лес.


Глушь

Правда, жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: "Закат" (1917), "Чайки. Тихий вечер" (1918), "Лебеди" (1920), "Жаркий день", "Полевая рябинка", "Островок" (все 1922), "Березовая роща" (1923), "Старые ели у реки" (1925), "Лесная река" (1928), "Домик с красной крышей" (1933), "В зеленых берегах" (1938) и др.


Чайки. Тихий вечер


Полевая рябинка


Закат

Рылов был также тонким анималистом, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели - обезьяна, зайцы, белки, птицы и другие животные. Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Звери и птицы Аркадия Александровича не боялись. Здесь же было два муравейника. Это трогательное доверие "братьев наших меньших" художник запечатлел в картине "Лесные обитатели" (1910) и в "Автопортрете с белкой" (1931, Третьяковская галерея).


Автопортрет с белкой

Художник не только поддержал Октябрьскую революцию, но и стал активным деятелем советского искусства. Позднее, в 1920-1930-е годы произведения Рылова стали подчеркнуто декоративными. В 1935 году был удостоен звания заслуженный деятель искусств РСФСР.

Мастер живописных пейзажей, академик живописи А.А. Рылов умер в Ленинграде 22 июня 1939 года.

А самые знаменитые его картины "В голубом просторе" и "Зелёный шум", благодаря своей декоративности, подбору красок и их сочетаний, отсутствию тональных переходов, интересным ракурсам и символике, стали не только хрестоматийными, но и почитаемыми всеми, кто хоть немного знаком с русской живописью.

Только Рылов, пожалуй, умел как-то особенно поэтично смотреть на самые обыкновенные картины природы, мимо которых проходили сотни людей, не замечая их: белые одуванчики на зеленом лугу; синие реки, где купаются отражения плывущих по небу облаков; шустрая белка, скачущая по пушистым еловым веткам; весенний перелет птиц; березы, трепещущие на ветру своими ветвями; ловко прыгающий в венчике купавы солнечный зайчик... Впечатления от увиденного переполняли художника. Руки тянулись к кисти, кисть - к холсту, и рождались картины о родной природе, а значит, о родной земле. Наверное, художник Рылов своими картинами хотел не только воспеть красоту и своеобразие родной природы, родной земли, но и напомнить, что человек в ответе за ее сохранность и процветание.




Предвечерняя тишина



Скалы в Кекенеизе.

Пусть что угодно говорят о начале советской живописи, об эпичности и символичности, «В голубом просторе» (картина Рылова) явно демонстрирует романтику, переполнявшую автора полотна, написанного в суровом, холодном и голодном 1918 году в Петрограде.

Аркадий Рылов: краткая справка

Будущий художник родился в холодных северных местах в 1870 году. Учился в Императорской Академии художеств. Одним из его учителей был А. И. Куинджи, пейзажист-экспериментатор, много работавший на пленэре. Не подражая своим учителям, Рылов ищет свой путь и находит его в увлечении животными. С 1902 года он ведет занятия в «классе рисования животных». Это отражается в его лиричном автопортрете с белкой.

А также в работах, которые предшествовали появлению произведения «В голубом просторе». Картина Рылова - пейзаж, отражающий романтически восторженное отношение к жизни.

Чайки

Первой пробой кисти стали «Чайки», написанные в 1910 году. Это камерная работа, в которой имеются и морской пейзаж, и суровые голые скалы, и мирно греющиеся под нежарким северным солнцем сидящие птицы.

Здесь нет зовущего за собой пространства, простора, но интересен сине-зеленый колорит воды, отблески которой сверкают голубыми тенями на белом оперении птиц. Нерезко выражен и треугольник камня (он скруглен), на котором расположилась стайка. Иначе решено полотно «В голубом просторе». Картина Рылова будет иметь другую округлую форму овала, которая войдет в ее композицию.

Предварительный этюд?

«Лебеди над Камой» написаны в 1912 году. Пустынен скалистый пейзаж, две трети полотна занимает бурлящая Кама, выполненная в коричневато-зеленоватых тонах, которые оживляют белые барашки волн. Не хватает простора, небо «давит» на пару летящих лебедей, помещенных в центр картины.

Живописец не показал, где будет их пристанище. Вокруг низко летящих белых птиц только вода без конца и без края. Считается, что «Лебеди над Камой» предваряют появление полотна «В голубом просторе». Картина Рылова, написанная шесть лет спустя, выглядит совершенно другим, мажорным образом.

Романтическая душа

Художник неслучайно дал название своей картине. Взгляд просто приковывает голубой простор огромного неба с кучевыми белоснежными облаками, и вспоминаются работы Якоба ван Рёйсдала, у которого небо - важнейшая часть композиции. Перед вами репродукция картины Рылова «В голубом просторе».

На огромной высоте, касаясь облаков, летят белоснежные птицы, изумительно выписанные белым по белому. Лебеди летят клином, вожака не видно, он где-то впереди. И на облаках, и на лебедях играют зеленовато-голубоватые тени. Между ними ярко сверкает насыщенная просинь небес, которая высветляется, спускаясь к горизонту, приобретая зеленоватые оттенки. Взор останавливается на паруснике, белеющем вдали. Он стоит на якоре на спокойном холодном море, которое слабо волнуется под легким ветерком. У его борта закипает волна крутого посола. Вымпелы гордо расправлены. Цвет его парусов неоднороден. Он переливается голубоватыми и зеленоватыми отблесками моря. Только у романтика в век паровозов и пароходов зашумят над головой паруса под неверным северным ветром. Только над романтиком на ветру запоет тугое полотно. Холодны скалы, покрытые снегом.

Зрителю дается описание картины Рылова «В голубом просторе». Ведь настоящее произведение искусства чем привлекательно? Тем, что каждый может наполнить его личным содержанием. На холодные скалы, занесенные снегом, можно мысленно поставить тонкую фигурку Ассоль, которая ждет, что под закатными лучами солнца паруса станут алыми и наконец сбудется ее мечта. Настоящий художник всегда ждет непредвзятого взгляда зрителя и того, что он дополнит его картину своими мыслями, мечтами и фантазиями. Именно тогда она и оживает, а не когда подвергается холодному разбору по заданному плану. Именно сердце подсказывает, как дать описание картины Рылова «В голубом просторе». Искусствоведение интересно как наука и многому учит, но иногда надо отвлекаться от академических знаний и просто удивляться и говорить: «Ах! Как это хорошо, не знаю - почему!»

Для неискушенных людей писал Аркадий Рылов. «В голубом просторе» - картина, в которой можно затеряться, остановившись перед ней, а потом иначе смотреть на жизнь природы, восхищаясь тем, что художник дал новое направление чувствам.

Рылов Аркадий Александрович — выдающийся пейзажист советской эпохи, мастер живописи в духе символизма. Родился и рос в Вятской губернии, в небольшом поселении на берегу реки Вятка. Он с детства испытывал восторг от величия окружающей его природы, и намеревался посвятить свою жизнь живописи. С этой целью он в юном возрасте уехал в Санкт-Петербург, где окончил Академию имени Куинджи. В этот период Рыловым было создано множество полотен и эскизов, которые помогли сформировать собственный стиль и характер художника. В частности, его картины «Чайки» и «Лебеди над Камой» считаются прямыми предшественниками самого совершенного творения художника — полотна «В голубом просторе».

Его можно смело назвать воплощением пейзажного мастерства 20 века. В исторических сводках того времени эта картина официально считается первой «советской» картиной, переполненной революционной романтикой. Но в ней нет ничего советского, равно как и контрреволюционного. Нет, «Голубые просторы» источают свободу, независимость и невозмутимость. Природе нет дела до людских терзаний, ей безразлична политика, социум, громкие лозунги и плакаты. Напротив, прямо перед зрителем разливается безбрежное море. Темно-синее, с вороными отливами волн, оно простирается до самого горизонта. И лишь скалы останавливают взгляд, очерчивая границы полотна.

Что потрясает в картине «В голубом просторе» — так это безупречная композиция. Картину можно условно поделить на четыре части, но все они сплетены в единое целое, что олицетворяет истинное восхищение художника природными просторами. В полотне нельзя выделить главного участника — здесь важны все детали. Вот море, одновременно спокойное и тихое, оно живет и дышит. Рылов удивительно точно передал характер водной среды: небольшие волны разбиваются о скалистые утесы, легкий ветер гонит кучевые облака, раздуваются паруса корабля. И над этим всем величественно и неторопливо пролетают лебеди, рассекая небесную гладь своими крыльями.

Самое удивительное в этом полотне — дыхание жизни. Художник не просто запечатлел пейзаж, но смог вдохнуть в него движение, атмосферу. При этом, «В голубом просторе» нельзя назвать однозначно детерминированным творением. Каждый сможет найти в ней что-то свое. Быть может, парусник не возвращается в порт, а наоборот — спешит уйти в открытые воды. Может, через час здесь разразится суровый шторм, о чем говорят небольшие пенные шапки на волнах. Возможно, сейчас осень, а может — лето, и лебеди возвращаются в родные места, чтобы завести потомство.

Что можно сказать однозначно, так это любовь Рылова к свободе, сплетенное воедино с восхищением природой родных краев. Свободен полет лебедей: они легко, несколько лениво размахивают крыльями, явно наслаждаясь процессом. Свободно и море, и облака, до сих пор неподвластные людям. И даже корабль олицетворяет собой человеческие жизни, вырвавшиеся на свободу, в безграничные морские просторы.

В голубом просторе

Выбор морской тематики при написании картины - беспроигрышный способ взволновать соображение зрителя. Но вряд ли художник ставил перед собой такую цель. Ему удалось запечатлеть довольно редкое и невероятно красивое сочетание природных явлений.

Все, изображенное на картине поразительно гармонично, но в то же время живет какой-то своей тайной, неизведанной жизнью. Пять "действующих" лиц-образов нам являет художник: лебеди, фрегат, островок с горным массивом, море и облака. Всех их объединяет одно - динамика, стремление куда-то вдаль, туда, что неподвластно человеческому взору и осознанию. Даже не смотря на то, что островок, казалось бы, статичная природная организация, все же создается впечатление, что он, подобно фрегату, подгоняемый ветром, мирно раскачивается на ласковых волнах.

Парусник на картине

Сюжет невольно отсылает к Лермонтовскому белому "парусу одинокому в тумане моря голубом". Тут есть и белый и парус и одиночество. Хотя, на первый взгляд, он окружен немалым количеством образов - лебеди, островок, облака. Но, это мнимое постоянство: вот-вот лебеди улетят с поля зрения, островок не станет причалом, облака рассеются...

Лебеди на картине В голубом просторе

Можно предположить, что центральным образом, притягивающим взор, является парусник, идущий нам навстречу. С древних пор корабль, заходящий в порт был символом удачи и богатства, которое приносил он с собой на борту. Но не только такая отсылка возникает в воображении. Достаточно вспомнить Гриновскую Ассоль или "Робинзона Крузо", у которых паруса и фрегат были символами веры в чудо, приключений, чего-то необыкновенного. Это же "чудо" подтверждает выбранный мастером цвет парусов - белый. Чистота и прелесть этого цвета непередаваемы. В природе истинный белый цвет встречается во многом: это и снег (который мы видим на склонах гор, что на островке), это облака, которые весело роятся в небе, создавая причудливые образы и картинки, это лебеди, возвещающие о наступлении теплых и солнечных дней, это едва видимые вспененные морские "барашки". Собравшись воедино в целом все они рождают чистоту наших помыслов, ожидание чудес и наступления гармонии.

Еще один цвет, выбранный художником - голубой. В нескольких его ипостасях - от светлого, лазурного, небесного до темного, пучинного, морского. Вместе, фактически растворяясь друг в друге, цвета представляют бесконечность, природную круговерть, за которой можно наблюдать сколько угодно много. И верить, верить, верить...

Сочинение для 3 класса

На картине Рылова «В голубом просторе» изображен необычайно красивый морской пейзаж. Этой картиной можно полюбоваться в Третьяковской галерее.

Солнечный, летний денек и ясное сияющее солнышко высоко светит в небе. Огромное безграничное лазурное небо над висло над темно-синим морем. Вода в нем играет яркими лучиками солнца и дует легкий ветерок. Волны бушуют на синем просторе укрывая море белой пеной. По нежно лазурному небу летит стая ослепительно белых лебедей. Они летят к солнышку, в жаркие края. Птицы летят свободно и легко нависая над темно-синим морем. Рядом с ними плывут белоснежно белые облака- легкие и пушистые. Вдали виднеется кораблик его легко качают волны.

На заднем фланге видно горы. Они легко окутаны снежком, а облака едва касаются их. От картины пахнет легким бризом. Основными цветами этой картины являются нежно лазурный и белоснежно белый цвет. Главные переходы этих цветов отлично играют на этой картине. Автор хотел передать всю красоту и легкость этой картины. Необычайные пейзажи и переходы цветов придают этой картине изящности и утонченности. Вся картина находится в движении и мастерство автора нам это показывает. Увидев эту картину начинаешь сразу ощущать себя на море, где веет легкий ветерок и нежно сияют пушистые облака.

Сочинение по репродукции Рылова - В голубом просторе

На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей. Стремительный взмах их крыльев навевает мысли о свободе, о бесконечной радости жизни.

На центральном плане данного произведения мы видим море. Синее, с пенными гребнями волн, оно блестит на солнце и волнуется под порывами ветра. Небесное светило присутствует на картине незримо. Однако сразу становится понятно, что оно ярко освещает всю картину – и птиц, и облака, и морские волны.

Вдали, на горизонте виден большой корабль с белыми парусами. На всех парусах, раздуваемых ветром, он мчится к земле. Справа от судна виднеется горная гряда, покрытая снежным покровом. Пики гор цепляются за облака.

Автору удалось вписать в картину столько живых, словно движущихся подробностей и деталей, что зрителю кажется, словно холст оживает под взглядом. Мы словно ощущаем морской воздух и порывы ветра, слышим шум морской стихии и крики птиц, словно становимся участником событий.

На картине изображено небо и море, поэтому цветовая гамма полотна сине-голубая. Все переходы и полутона мастерски вписаны в полотно, вся композиция очень гармонична.

Часто задают в 3 классе.

  • Сочинение по картине Осень. Охотник Левитана 8 класс

    На этой картине Исаака Левитана перед нами предстает просека в лесу, а точнее, лесная тропа. Лес – осенний, небо – мрачное. Природа готовится к зиме, где-то на тропинке даже есть небольшие кусочки снега, который, вероятно, появился относительно недавно

  • Сочинение по картине Питер Брейгель-младший Зимний пейзаж

    Питер Брейгель-младший начал свое творчество в ранние годы. В детстве он частенько копировал готовые произведения своего отца. Позднее, набив руку, он выработал свой неповторимый творческий почерк

  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс (описание)

    Игра света в этом произведении поражает своей уникальной красотой. Сказочное ночное море с зеленым оттенком и полуосвещенное небо с яркой луной радуют глаз

  • Сочинение по картине Поленова Московский дворик 5 класс описание

    Очень светлая картина. Она и солнечная, и приятная. Тут много пространства, много зелени. Это один из многих двориков Москвы.

Холст, масло. 109x152 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» относится к числу тех произведений, с которых принято начинать историю советской живописи. И это совершенно правильно, так как она является одним из первых созданных в советские годы значительных в художественном отношении произведений и притом таких, которые не только сохранили свое историческое значение, но и сегодня привлекают нас непосредственно, доставляют нам живое эстетическое переживание. Ее историческое значение и высокое художественное качество признаются всеми. Вместе с тем она является итогом многих поисков и достижений Рылова. В ней соединяются жизнерадостная эпичность «Зеленого шума» с драматизмом «Лебедей над Камой» и лиричностью «Чаек». Символика полета могучих птиц над водой приобрела здесь новое звучание. Ее волевое, действенное начало дано не в борьбе, а в спокойной гармонии с морем и небом.

Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в этом пронизанном светом голубом просторе, то свободно паря, то повертываясь в воздухе, то изредка взмахивая крыльями. И так же свободно и вольно, спокойно и плавно клубятся в воздухе большие кучевые облака. А внизу, под ними, линии
перистых облаков как бы подчеркивают общее направление движения, те горизонтали, на которых строится каркас композиции.

Этому спокойному, парящему движению птиц и облаков соответствует также спокойное колыхание небольших синих волн тяжелой океанской воды, легкое, плавное скольжение корабля. На всех парусах он несется по волнам, как птица, словно лишь слегка касаясь поверхности воды, весь – олицетворение того же свободного, беспрепятственного и бесшумного, летящего движения.

Это ощущение летящего, скользящего движения так захватывает зрителя, он так переживает полет птиц и движение корабля, что ему, как человеку, находящемуся на движущемся предмете, начинает казаться, что движется скалистый берег.

При этом как бы «плывущем» характере изображения оно смотрится весьма устойчивым, а потому само движение становится непрекращающимся, вечным. Композиционное расположение предметов и цветовых пятен создает равновесие композиции и утверждает передний план картины. Движение развивается справа налево, параллельно картинной плоскости. Она подчеркивается и цветом. Общая, голубая с зеленоватым, красочная гамма картины строится по классическому принципу ослабления и усветления цвета в глубину. Небо, синее наверху, держит передний план, и этому соответствует темно-голубой цвет воды внизу с зелеными тенями и белыми барашками. Небо становится голубым ниже и глубже, а к горизонту зеленеет, приобретая справа, над теплым коричневым цветом скал, уже совсем бирюзовый оттенок. Фиолетовые тени на облаках и нижних плоскостях крыльев птиц хорошо подчеркивают их освещенность. Этой, по существу пленерной, гамме придан декоративный характер путем сильной интенсификации цветов и окраски ими больших плоскостей.

Движение, начинаясь в полете лебедей у правого края картины, развивается по волнистой линии, но, доходя до левого края картины, как бы идет вниз в двух более малых по размерам птицах с тем, чтобы через белый парусник и пятна снега на скалистом берегу возвратиться снова к правому краю внизу картины. Мелкие белые облачка внизу, расположенные параллельно горизонту, как и белые буруны на волнах, связываясь с верхним рядом птиц, подчеркивают горизонтальность композиции.

Не выходящее за пределы картины движение по овалу переживается не столько в своей устремленности, что создавало бы драматичность, сколько в ритме подъемов и опусканий, как бы качания в воздухе, выражающего эту песню о безмятежной радости и гармонической свободе. В этом и выявляется тема как бы погружения в «голубой простор» и птиц, и корабля, и самого зрителя. Берег не просто обозначен силуэтом, но ясно виден – суровый, скалистый, покрытый вечными снегами, как бы указывающий на то, что местом действия является далекий Север. Парусник вызывает ассоциации, связанные с романтикой дальних плаваний, с морскими просторами сурового Севера. То, что именно эта, обычно столь мрачная и бурная, природа сейчас так безмятежно улыбается, еще усиливает чувство гармонии, радости и счастья, которым веет от картины. Так действенное, повествовательное начало, которое у Рылова, как правило, носило ранее драматическую трактовку, здесь приобрело светлую, спокойную радость. Гармоническое решение эпической темы композиционно выразилось в равновесии предметов и пространства, их равнозначности в картине.

Все это и делает полотно «В голубом просторе» классическим произведением. Замечательно, что при сильной декоративности оно не смотрится декоративным панно. Хотя его цветовое решение и характер живописи порою и напоминают майолику, все строение образа и изображения обладает чисто картинной, станковой углубленностью и сложностью. В нем есть та тонкость переходов тонов и освещения и образуемая этим возможность постепенного раскрытия изображения, углубления в него, которые делают это произведение Рылова подлинной картиной. «В голубом просторе» – синтетический «пейзаж воображения», сочиненный «от себя», не изображающий конкретного вида, хотя и очень реальный, убедительный. В нем есть даже черты некоторой экзотики, что является данью Рылова распространенному в те годы в литературе и искусстве увлечению. Но, показывая, с какой живостью откликался Рылов на все новое в искусстве, этот налет экзотики в своей незначительности, в том, что он никак не определяет содержания картины, свидетельствует, что при всех этих естественных откликах Рылов оставался всегда сам собою и шел своим путем, решая задачи и идеи, органично и медленно созревавшие в его творчестве.
Картина «В голубом просторе» явилась классическим результатом многолетней практики писания картин «от себя», она была как бы апофеозом этого завещанного Рылову его учителем Куинджи метода и вполне его оправдывала. Это была пейзажная композиция, реальная и вместе с тем символическая. В ней нашла свое синтетическое завершение та романтическая тема «ветровых песен», которая в столь различных вариациях и так долго развивалась в творчестве Рылова.
Картина «В голубом просторе», подводя итог пережитому и прочувствованному художником, стала вместе с тем его первым словом о новом, о тех впечатлениях и переживаниях, правда еще не очень конкретно им осознаваемых, которые принес новый мир, открывшийся Октябрьской революцией.

Картина эта очень характерна для своего времени и как показатель того, каким образом входили в новую культуру, в ее новые задачи деятели дореволюционного искусства.

Как всякое большое художественное произведение, картина «В голубом просторе» выразила какую-то часть духовной атмосферы своего времени. Своим мажорным, светлым строем она характерна для общих настроений, переживавшихся в это время теми художниками, которые приветствовали революцию, как Рылов, и с первых же дней стали работать с новой властью. Воспитанные в старом мире, они, разумеется, не представляли себе ясно ни задач, ни сути совершившегося переворота, ни его конкретного содержания. Но это была для них та очистительная буря, которой давно ждали лучшие люди России. Это было открытие дверей в царство справедливости, добра и света. Совершилось, наконец, то, о чем так долго мечтала передовая интеллигенция: «Пришло время, – говорил Тузенбах в «Трех сестрах», – надвигается на нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Теперь это все совершилось, царство простых людей труда было душевно близко скромному и трудолюбивому Рылову, его демократическим художественным убеждениям. Это ощущение вырвавшейся на свободу жизни, радостного рождения нового, светлого мира и выразил Рылов в своем пейзаже, пронизанном светом и воздухом, с мотивом свободного полета лебедей над морскими просторами.

Не надо, однако, представлять себе создание этого полотна как сознательное, преднамеренное желание отобразить именно революцию или переработать старый, любимый Рыловым мотив в соответствии «новому строю чувств молодого советского общества», как полагают некоторые из писавших о Рылове. Сознательный аллегоризм был чужд художнику вообще, и в данной картине, в частности, Рылов не стремился «соответствовать» каким-то внешним по отношению к нему настроениям, а сам их в той или иной мере переживал. Дело было именно в том, что художник органично выражал свое личное жизнерадостное состояние, что ему самому улыбался мир и он хотел передать эту улыбку. Именно потому, что он сам испытывал от новой жизни, несмотря на все материальные, бытовые трудности, чувство подъема, потому, что естественные для 1917 года переживания тревоги, напряженного ожидания и нервозности разрешились как бы вздохом облегчения, он и смог в пейзажном образе так органично, подлинно поэтически, без навязчивых аллегорий выразить свою эпоху.

Другое дело, что здесь у художника могли быть, а у зрителя почти наверняка возникали известные ассоциации. Романтическая символика, свойственная Рылову, окрашивала собою и эту картину. Но именно символика, а не аллегория. Это было достаточно общо символизируемое рождение нового мира, что, как известно, являлось весьма характерным для многих поэтов и художников в первых их попытках отражения и воспевания революции. Но если в сюжетных произведениях, будь то «Двенадцать» А. А. Блока или «Петроград 1918 года» К. С. Петрова-Водкина, символика носила более ясный и определенный характер, то в пейзаже она, естественно, была более общей и расплывчатой. Она открывала большие возможности отвлеченного, малоконкретного, но в основном правильного воспевания революции. Это была традиция развитой в литературе и искусстве символики пейзажа настроения, передачи «духа эпохи» посредством пейзажных ассоциаций. И чем они были непосредственнее, чем более пейзажной, а не сюжетной была эта символика, тем она становилась реальнее.

Рылову на всем протяжении его творчества было свойственно стремление к пейзажу-картине «большого стиля», – так сказать, к «историческому пейзажу». Именно в этих целях он прибегает в картине «В голубом просторе» к развернутой повествовательности и к таким традиционно поэтическим мотивам, как грозные скалы в океане, бегущий по волнам парусник и т. д. Он трактует этот героический исторический пейзаж всеобще, чтобы иметь возможность свободно передавать свои мечты, выразить широкие общие чувства и переживания. Это пейзаж-симфония, симфония героическая и радостная, симфония света, голубой лазури.
Рылов ставил себе очень трудную задачу: создать героический пейзаж. В обстановке революционного подъема, в атмосфере рождения нового мира, даже не размышляя много о существе этого мира, а почувствовав это героическое, художник поднялся до подлинно патетических чувств. Природа раскрывалась ему как картина некоего мирового бытия, беспредельного и возвышенного в простоте своих явлений. Ее озаряло солнце и овевали ветры вольных просторов. Так смог Рылов в картине «В голубом просторе» создать новую пейзажную композицию, которую нельзя было бы создать в других условиях. Революционная эпоха дала художнику эту возможность, и именно потому сама получила здесь свое эстетическое выражение.

В этом заключается большое принципиальное значение и ценность картины Рылова. Эпоха, ее общественное содержание получили здесь то выражение, которое возможно для них в пейзажной живописи. Тем самым это полотно положило начало советской пейзажной живописи и осталось в известной мере до сих пор образцом пейзажа-картины, пейзажа, выражающего свою эпоху.



Рекомендуем почитать

Наверх