Монтескье годы жизни. Монтескье краткая биография. О трёх различных образах правления

Обувь 16.07.2019

Шарль Монтескье был философом, писателем, правоведом. Он жил во Франции эпохи Просвещения и много сделал для развития науки и культуры этой страны. Главной его заслугой перед Отечеством является труд о разделении властей: судебной, законодательной, исполнительной.

Детство и юность Шарля

Местом рождения Шарля Монтескье был замок Ла-Бред, расположенный недалеко от Бордо и принадлежавший отцу мальчика Жаку де Секонда, обладавшему титулом барона де Лабреда. Малыш, получивший двойное имя Шарль Луи, родился в 1689 году 18 января. Когда он достиг соответствующего возраста, то как представитель парламентского «дворянства мантии» был принят в колледж ораторианцев. Это учебное заведение располагалось в Жюйи поблизости Парижа. Свое обучение Шарль де Секонда продолжил в Бордоском университете. Изучив в нем право, он в 1708 году получил статус адвоката.

Когда спустя 5 лет умер его отец, юный де Лабред стал советником (судьей) Бордоского парламента. Вскоре в его жизни произошло еще много событий: женитьба, избрание членом академии Бордо, а после смерти дяди (1716 г.) – получение титула барона де Монтескье одновременно с наследственной должностью зампреда Бордоского парламента.

Но очень скоро новоиспеченный барон де Монтескье разочаровался в карьере профессионального юриста. Его занимали глобальные вопросы, прятавшиеся за существующими законами, и их решения. Поэтому спустя десятилетие после вступления в должность Шарль продал ее, чтобы заняться более интересными для себя вещами.

Литературная и научная деятельность Монтескье

Еще в юности Шарль увлекся естественнонаучными исследованиями. Результаты проведенных экспериментов были представлены им в академию. Наблюдение за расширением/сокращением тканей под действием высоких/низких температур позднее послужило основой для философских размышлений о влиянии климата на отдельных личностей и в целом на общественные институты.

Очень интересно было Монтескье и литераторство, особенно сатирические произведения, высмеивающие негативные стороны французского общества. Написанные в 1721 году «Персидские письма» с их острой сатирой были по достоинству оценены читающей публикой. В 1728 году его литературная и научная деятельность позволила Шарлю де Монтескье попасть во Французскую академию.

Любознательный ум требовал новой информации об устройстве мира. И сразу после принятия в академию, Шарль отправился путешествовать по разным странам. Он побывал в Италии, Австрии, Голландии, княжествах Германии, а также 1,5 года провел в Англии, где присутствовал на сессиях палаты общин. Его очень поразила правовая система, при которой была разрешена критика правительственной политики, что было невозможно в монархической Франции.

Монтескье очень много времени уделял размышлению, написанию своих трудов. Его можно было часто видеть в Лабредской библиотеке, где он либо занимался чтением, либо диктовал секретарю наброски своих трудов. Хотя по характеру Монтескье был немного замкнут, он все же иногда посещал парижские салоны, позволявшие ему наблюдать за поведением представителей различных сословий. Успев завоевать славу и закончить многолетний труд, Шарль Монтескье умер в 1755 году. Это случилось в Париже 10 февраля. К этому моменту великий философ и писатель почти ослеп из-за катаракты.

Труды Шарля Монтескье

«Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотребления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.

«Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734-м. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.

«О духе законов» — 1748 год. Это главный труд Шарля Монтескье – итог 20-ти летних размышлений, изысканий, литературной работы, позволивший облечь социальную и политическую науку в художественную форму, понятную широким массам. Он исследует природу законов и их связь с типом правления, физическими особенностями стран (климатом, количеством населения, рельефом местности и т.д.). Здесь же нашли отражение и идеи о принципе разделения власти, исполнительной, судебной, законодательной, привезенные автором из Англии. Эту книгу тремя годами позже внесли в «Индекс запрещенных книг», поскольку она подрывала устои французской монархии. Работой Монтескье интересовались первые лидеры Французской революции, книгу читали в США, где она была переведена на английский язык.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи
(Charles-Louis de Secondat, baron de La Brde et de Montesquieu)

(1689-1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. Родился в замке Лабред близ Бордо 18 января 1689 в семье Жака де Секонда, барона де Лабред. Получил образование в коллеже ораторианцев в Жюйи близ Парижа, а затем, как и приличествовало выходцу из парламентского "дворянства мантии", начал изучать право в Бордоском университете и стал адвокатом в 1708. После смерти отца в 1713 Монтескье, известный до этого как де Лабред, получил пост советника (или судьи) в парламенте Бордо. Вскоре он женился, был избран членом Бордоской академии и после смерти дяди в 1716 получил титул барона де Монтескье и наследственный пост заместителя председателя парламента Бордо (до революции парламентом во Франции назывался высший судебный, а не законодательный, как в Англии, орган). Монтескье, однако, мало интересовала карьера профессионального юриста. Позднее он заметил, что его занимали идеи, стоявшие за существующими законами, медленное развитие социальных институтов и принципы права. Поэтому десять лет спустя, в 1726, он с радостью продал свою должность, что вполне соответствовало принятым в то время обычаям. В молодости Монтескье занимался естественнонаучными экспериментами и представил их результаты в Бордоскую академию. Среди них были наблюдения за сокращением тканей животных при охлаждении и их расширением при нагревании. Позднее эти эксперименты легли в основу заключений философа о глубоком влиянии климата на человека и, следовательно, на общественные институты. Завоевав симпатии широкой читающей публики в 1721 живой сатирой на французское общество - Персидскими письмами (Les Lettres persanes), в 1728 Монтескье был избран членом Французской академии (после некоторых колебаний академиков). В том же году он отправился в путешествие по Австрии, Италии, небольшим германским княжествам вдоль Рейна, Голландии. Большое значение имело его пребывание в течение полутора лет в Англии. Здесь он посещал сессии палаты общин, наблюдая с радостным удивлением открытую критику правительственной политики, которая была разрешена оппозиционным партиям в парламенте и газетах. Такая свобода была невозможна при абсолютной монархии в его родной Франции, как и почти везде в мире в то время. Вся жизнь Монтескье была посвящена почти целиком чтению, размышлениям и медленной, тщательной работе над своими сочинениями. В огромной библиотеке в Лабреде он изо дня в день сидел перед камином, читая или медленно диктуя секретарю. Обладая замкнутым характером, позволяя себе открытость лишь среди друзей, Монтескье иногда появлялся в парижских салонах, стоя в стороне и наблюдая за разнообразием человеческих типов. Истощенный многолетними исследованиями и сочинительством, почти слепой от катаракты, однако завоевавший славу и закончивший свой великий труд, Монтескье умер в Париже 10 февраля 1755. Персидские письма были опубликованы в 1721. В них использован взял восточный антураж, который Монтескье позаимствовал из изданного незадолого перед тем перевода Антуаном Галланом Тысячи и одной ночи и из описаний путешествий по Ближнему Востоку Ж.Тавернье и Ж.Шардена. Развлечения сиамца в Париже Ч.Дюфрена привлекли внимание философа к ценному литературному приему - "наблюдениям иностранца". Однако Монтескье превзошел всех своих предшественников. "Напишите мне что-нибудь вроде Персидских писем", взывал некий парижский издатель к молодым авторам. Несмотря на все попытки имитации работы Монтескье, появление Турецких писем, Перувианских писем, Ирокезских писем не имело того успеха, который имели Персидские письма. В своих письмах персидский путешественник описывает разнообразные глупости и недостатки, а также более серьезные политические и религиозные злоупотребления во Франции 18 в. Чужеземцы поражаются тому, что французам представляется естественным порядком вещей. Зачастую остроумие и ирония Монтескье превращаются в злую сатиру. Он уже научился писать в характерной энергичной и лаконичной манере. "Дворянство дают только за сидение в кресле", - пишет перс Рика, издеваясь над модным бездельем европейской аристократии (Письмо 78). "Великий аристократ - это человек, лицезрящий короля, разговаривающий с его министрами, а также имеющий предков, долги и пенсии", - пишет Узбек (Письмо 88). В Персидских письмах нападкам подвергаются также религиозные войны, инквизиция, папа римский, абсолютная монархия Людовика XIV и фиаско, которое потерпел Джон Лоу в проведении т.н. плана Миссисипи. Монтескье, заметил Вольтер, "сам мыслит и заставляет мыслить других". Размышления о причинах величия и падения римлян (Considrations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur dcadence, 1734, исправленное издание в 1748) - небольшая, но очень важная для творчества Монтескье книга. Ключевым словом в ее длинном названии является "причины". Почему Рим возвысился, почему он в конечном итоге пал? Исторические события имеют свои причины, и изучая их, мы достигнем мудрости, которая позволит избежать ошибок, совершенных в прошлом. О духе законов (De l"esprit des lois, 1748) - труд всей жизни Монтескье, результат более чем двадцати лет чтения, размышлений и неторопливой, тщательной литературной работы. Благодаря этой книге политическая и социальная наука получила художественную форму и стала доступной широкой публике. Что такое законы? "Законы, - утверждает автор в самом начале книги, - в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей". Таким образом, эти отношения внутренне присущи вещам. Их можно найти и исследовать. Они зависят от типа правления, будь то тирания, монархия или демократия. Они различаются в зависимости от физических особенностей страны, ее холодного, теплого или умеренного климата, размера, характера рельефа - равнинного или гористого, религии, количества населения, манер, норм морали и обычаев ее обитателей. Таким образом, представление об "относительности" человеческих верований и институтов имеет фундаментальное значение для мировоззрения Монтескье. Это подход, согласно которому мир не отличается единообразием. Родная страна не всегда права. Из этого акцента на "относительности" следовали космополитические выводы. Среди любимых идей Монтескье также был принцип разделения власти - законодательной, исполнительной и судебной, который он увидел в действии в Англии. В анализе системы разделения власти и использования принципа балансов и противовесов в правлении Монтескье занимал более ясную и определенную позицию, чем Дж.Локк. В отличие от Локка, он не поддерживал идею о верховенстве законодательной власти. Книга О духе законов попала в "Индекс запрещенных книг" в 1751. Годом раньше вышла блестящая работа Монтескье В защиту "Духа законов" (Dfense de l"Esprit des lois). Персидские письма, признавал итальянский правовед Ч.Беккариа, оказали значительное влияние на его трактат О преступлениях и наказаниях (1764), в котором он выступал против пыток и призывал к более гуманной процедуре судебного разбирательства. Письма несомненно повлияли на форму некоторых изречений Вольтера в Кандиде и других работах. Разумеется, они оказали огромное воздействие на широкую читающую публику. И сегодня они читаются с удовольствием и не без пользы. Размышления о римлянах вдохновили великого английского историка Эдуарда Гиббона на написание Истории упадка и разрушения Римской империи (1776-1788), хотя он и не согласился с некоторыми заключениями философа. Более поздние историки Рима часто шли по пути, уже проложенному Монтескье. О духе законов также стал фундаментальным трудом в области политической мысли. К нему с уважением относились умеренные лидеры начального периода Французской революции, и если бы Людовик XVI оказался более сильным и способным правителем, во Франции могла бы установиться конституционная монархия в духе английского правления. В США книга Монтескье пользовалась популярностью, ее читали на французском и в английских переводах. Это особенно относится к анализу Монтескье английской формы правления. Во время дебатов на конституционном Конвенте в Филадельфии летом 1787 "знаменитый Монтескье" часто цитировался как известный авторитет. По поводу жизненно важного вопроса о разделении власти, писал Джеймс Мэдисон в Федералисте (№ 47), "оракул, с которым обыкновенно справляются, когда речь заходит об этом предмете... это Монтескье. Если он и не имеет приоритета в авторстве этой ценнейшей политической концепции, ему, по крайней мере, принадлежит заслуга в том, что он наиболее действенно ознакомил с нею человечество".
ЛИТЕРАТУРА
Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955 Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1956

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи" в других словарях:

    - (Montesquieu) (1689 1755) французский просветитель, правовед, политический философ. Существенным вкладом Монтескье в политическую мысль явилась разработка им проблемы совокупности факторов, определяющих «дух законов», или «образ правления», в… … Политология. Словарь.

    Шарль де Секонда, барон де Монтескьё Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu; 18 января 1689 10 февраля 1755) французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из … Википедия

    Монтескье Шарль Луи - (16891755) представитель философии французского Просвещения. Он происходил из гасконского дворянского рода. Получив классическое и юридическое образование, был на различных должностях в судебных учреждениях, что дало ему возможность изучить… … Великие философы: учебный словарь-справочник

    МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи - (1689 1755) франц. философ просветитель и историк, один из ранних представителей деизма. Активно боролся против схоластики, пропагандировал свободомыслие и передовые науч. взгляды. М. высмеивал нелепость христ. догматов и библ. сюжетов, выступал… … Атеистический словарь

    Монтескье\ Шарль-Луи - (1689 1755), французский писатель, философ, публицист … Биографический словарь Франции

    Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де па Бред и де - (Montesquieu, Charles Louis de Secondat, baron de la Brede et de) (1689 1755), известный франц. правовед и писатель. В его «Персидских письмах» (1721) два вымышленных путешественника по Персии едко критикуют полит, и религ. ин ты. В соч. «О духе… … Всемирная история

    МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье - (1689 1755) выдающийся философ, политический мыслитель и правовед эпохи французского Просвещения, автор классической теории разделения властей, один из первых представителей школы политической географии. Выделял три основные формы государственной … Политологический словарь-справочник

    МОНТЕСКЬЕ (Шарль Луи де Секонда, барон де ля Бред и де М.) - французский писатель и философ (замок де ля Бред, близ Бордо, 1689 Париж, 1755). В 1708 г. становится адвокатом, в 1714 г. советником парламента города Бордо, в 1727 г. избран во Французскую академию. Считается основа, телем политической науки,… … Философский словарь

    Французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716 1725), член Французской академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • О духе законов , Монтескье Шарль Луи , "О духе законов"-главное произведение французского философа-просветителя Шарля Луи Монтескье (1689-1755), блестящего знатока истории, теории права и государства, одного из основоположников… Категория: Западная философия Серия: Proвласть Издатель:

Шарль Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (Монтескье́) (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu; 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1729 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года. В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Книги (4)

Избранные произведения о духе законов

Ш.Л. Монтескье великий французский философ-просветитель, основоположник географической школы в социологии.

Монтескье отличался огромным историческим кругозором, что нашло отражение в его «Избранных произведениях о духе законов». Работа Монтескье «О духе законов» — основное произведение французского мыслителя, систематизирующее его философские, социологические, исторические, экономические и юридические взгляды. Над ним Монтескье работал около 20 лет — с 1728 по 1748 г.

О духе законов

В настоящий том серии «Из классического наследия» вошло главное произведение французского философа-просветителя Шарля Луи Монтескье, блестящего знатока истории, теории права и государства, одного из основоположников географической школы и социологии.

Отталкиваясь от антропоцентрической позиции и выводя свои принципы не из предрассудков, а «из самой природы вещей», Монтескье создал свой итоговый философский труд не с целью порицать установления какой бы то ни было страны.

Персидские письма

«Персидские письма» (1721) Монтескье — изящный фривольный эпистолярный роман, жемчужина французской прозы первой половины XVII века.

Послания двух персидских путешественников Узбека и Рика, которые странствуют «по варварским землям Европы», дополняются письмами их оставшихся на родине корреспондентов. Описания парижских нравов, кафе, мод, театров сменяются остроумным рассказом о порядках, царящих в серале, и дворцовых интригах.

Читателей вряд ли обманул внешне наивный тон повествования. Встреча Запада и Востока на страницах романа стала одним из крупных художественных открытий, обеспечивших непреходящую ценность этого произведения Монтескье.

Размышления о причинах величия и падения римлян

«Размышления о причинах величия и падения римлян» — философско-исторический трактат Шарля-Луи де Монтескьё. Первое издание вышло в 1734, исправленное издание в 1748.

В «Размышлениях» автор на примере римской истории доказывает, что только там, где граждане свободны и независимы, там, где весь народ участвует в управлении государством, общество в состоянии успешно развиваться. В прочих случаях государство теряет своё величие и в конечном счете терпит поражение от внутренних и внешних врагов.

Шарль-Луи де Монтескье

(1689 г. – 1755 г.)

Французский философ-просветитель, политический деятель. Основные сочинения: «Персидские письма»; «О духе законов»; «Рассуждения о причинах величия и падения римлян».

Просветительская мысль во Франции XVIII в. уже имела богатые традиции. Их продолжил Шарль-Луи де Монтескье, по-новому взглянувший на сущность общества. В своем творчестве мыслитель попытался, как сказали бы сегодня, «смоделировать» такие принципы устройства человеческой жизни, которые гарантировали бы определенную социальную стабильность на основе высоких гражданских добродетелей. Да и сам Монтескье обладал такими добродетелями, в частности достоинством и мудростью, которыми всегда гордились его знатные предки.

Шарль-Луи Секонда барон де Ла-Бред родился 18 января 1689 г. в Бордо в аристократической семье. Его отец, гордившийся своим происхождением, был известен как просвещенный человек, имевший собственные взгляды и мнения, не зависящие от взглядов королевского двора. Как младший сын, он не наследовал родовых земель, но благодаря выгодному браку получил в приданое за женой замок Ла-Бред. Со стороны матери, урожденной Пенель, умной, очень религиозной женщины, Шарль-Луи имел английские корни: ее предки остались во Франции после окончания Столетней войны.

Фамилию Монтескье, под которой ныне Шарль-Луи Секонда барон де Ла-Бред известен всему миру, он добавил к своему имени в 1716 г., когда скончался бездетный дядя, завещавший племяннику все свое состояние, включающее обширные земли, дома, а кроме того, еще и должность президента Бордоского парламента.

Мать Шарль-Луи потерял рано, она скоропостижно скончалась, когда ему исполнилось всего семь лет. Отец, на которого легли все заботы о воспитании шестерых детей, определил Шарля-Луи в коллеж при монастыре в Жюльи. В этом учебном заведении, наряду с богословием, большое внимание уделялось изучению литературы, особенно классической. Как впоследствии заявлял Монтескье, хотя он и не познал в коллеже сущности религии, но классическую литературу изучил досконально, так же, как и стоическую философию, которая привила ему уважение к республиканским учреждениям и политической свободе.

Окончив коллеж, Шарль-Луи вернулся в замок отца, где начал самостоятельно изучать юриспруденцию, поскольку предполагал после смерти дяди принять должность президента парламента в Бордо. И хотя изучение права в то время было достаточно сложным делом, поскольку в действующем тогда судопроизводстве Франции наряду с указами королей действовали римское и каноническое право, а также учитывались разнообразные местные обычаи, Монтескье с этим справился достойно. И, возможно, уже в это время у него возник замысел знаменитого трактата «О духе законов».

В 1713 г. скончался барон де Ла-Бред. Дядя де Монтескье, ставший опекуном 24-летнего Шарля-Луи, решил выгодно женить племянника, подыскав ему невесту с солидным приданым. Это была Жанна Лартинг, некрасивая, хромая девушка. Правда, физические изъяны с лихвой окупались 100 тысячами ливров приданого и наследственными правами на поместье ее отца – Клерак.

К браку Монтескье относился довольно своеобразно. Позже в трактате «О духе законов» он писал, что «так как роскошь монархии делает брак дорогим и обременительным, то побуждением к нему должно служить богатство, которое могут принести с собою жены, и надежды на потомство». И поскольку богатство Жанны Лартинг удовлетворяло Монтескье, он обвенчался с ней в апреле 1715 г. Жанна оправдала и «надежды на потомство», родив троих детей – сына и двух дочерей. Как отец Монтескье был весьма суров по отношению к детям, придерживаясь патриархальных нравов, царивших в его семье с давних пор. А как муж был весьма заботлив и уважителен, что, впрочем, не мешало ему время от времени заводить любовные романы. Биографы отмечают, что Монтескье пользовался успехом у прекрасного пола, хотя всегда относился к женщинам довольно скептически, и, по-видимому, в своей жизни никого по-настоящему не любил. Практически всю жизнь Жанна де Монтескье провела в замке Ла-Бред, воспитывая детей. Она почти не бывала с мужем в свете, никогда не сопровождала его в поездках в другие города.

В 1716 г. после смерти опекуна Монтескье занял должность президента парламента Бордо, должность, связанную, в частности, и с выполнением судебных функций. И хотя из-за беспокойного характера он так и не смог стать настоящим чиновником, работа в парламенте давала ему немало юридических примеров для теоретических обобщений. Тем более, что особо трудные дела парламент поручал разбирать именно Монтескье.

Но если, по собственным признаниям Монтескье, бесконечные и бесцельные формальности парламентской службы его удручали, то участие в работе Бордоской академии, членом которой он являлся, доставляло большое удовольствие. Для академии он написал множество рефератов (практически по всем естественными наукам), которые не только поражали обилием гипотез, но и блистали остроумием и смелыми парадоксами.

Первое крупное художественное произведение Монтескье «Персидские письма» относится к 1721 г. И хотя оно было напечатано анонимно и с неверным обозначением места издания (Голландия), подлинное имя автора вскоре стало известно. Книга произвела настоящую сенсацию и вызвала самые противоречивые толки. Она сразу же разошлась в небывалом для того времени количестве экземпляров и, несмотря на последовавший вскоре цензурный запрет, выдержала за год восемь переизданий. Такой небывалый интерес объяснялся тем, что в «Персидских письмах» от Монтескье досталось всем – и королю, и министрам, да и французскому обществу в целом. В остроумных и ироничных замечаниях главных героев книги – мудрых и проницательных персов Узбека и Рики, которые покинули родину, чтобы поближе узнать французскую действительность, – вся Франция как бы предстала перед судом автора в своем подлинном, неприкрашенном виде.

В 1725 г. Монтескье, с большим трудом уговорив членов Бордоского парламента принять его отставку, переехал в Париж. Там благодаря поддержке многих влиятельных лиц он стал членом Парижской академии. Правда, заседаний академии он почти не посещал, поскольку там господствовали серость и скука. Напомнив читателям о себе двумя новыми книгами «Книдский храм» и «Путешествие в Пафос», героями которых являлись древнегреческие боги, сильно смахивавшие на кавалеров и дам французского двора, Монтескье отправился путешествовать. К тому времени он начал собирать материал для трактата «О духе законов» и хотел лично познакомиться с правовыми системами других стран. Путешествие длилось три года. Монтескье объездил всю Европу, посетил, в частности, Австрию, Венгрию, более полутора лет прожил в Англии. Как члена Парижской академии и известного писателя, его охотно принимали при дворах европейских государств. А в Англии он часто бывал на заседаниях парламента, с интересом наблюдая за бесконечными спорами правительства с оппозицией.

В апреле 1731 г. Монтескье вернулся во Францию. Попеременно живя то в Париже, то в своем родовом замке, он полностью отдался литературному труду. Через три года была издана его крупная работа «Рассуждения о причинах величия и падения римлян». В ней отмечалось: «Миром управляет не фортуна. Доказательством этому служат римляне, дела которых все время кончались благополучно, пока они управлялись по известному плану, но которые стали непрерывно терпеть поражения, когда начали поступать другим образом. Существуют общие причины как морального, так и физического порядка, которые действуют в каждой монархии, возвышают ее, поддерживают или низвергают; все случайности подчинены этим причинам».

Свой главный труд «О духе законов» Монтескье писал более пятнадцати лет. Впервые он был издан в 1748 г. небольшим тиражом в Женеве, без указания фамилия автора. Почти сразу после выхода книга появилась в Париже и долгое время была предметом яростных обсуждений в светских салонах. Едва появившись во Франции, трактат сразу же попал в «Индекс запрещенных книг».

Трактат «О духе законов» представляет собой капитальное исследование об основных условиях и гарантиях политической свободы. Лучшей гарантией политической свободы Монтескье считал разделение и уравновешение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Он доказывал, что подобное разделение явится не только гарантией полного осуществления политической свободы, но и решающим условием успешного устранения всевозможных государственных злоупотреблений.

Кроме того, Монтескье подверг глубокой критике деспотизм, суть которого, по мнению автора, заключалась в деструктивном характере и разгуле страстей. В легкой и остроумной форме он дал такое сравнение этому «чудовищному строю»: «Когда дикари Луизианы хотят сорвать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Таково деспотическое правление».

После 1750 г. Монтескье уединился в замке Ла-Бред, полностью посвящая свободное время любимым литературным занятиям. Он дополнял некоторые фрагменты в трактате «О духе законов», готовил для печати многочисленные заметки о путешествии по Европе, планировал написать историю Теодориха Остготского. Кроме того, барон много времени отдавал хозяйству, занимаясь благоустройством замка, огромного парка и цветниками. Не чурался и работы на виноградниках, которые были основным источником его доходов.

По свидетельствам современников, Монтескье имел нрав «типичного гасконца; любознательный, независимый, самолюбивый, но неизменно умеющий владеть собой. Холодный – из боязни показаться тщеславным, но при желании галантный. Иногда немного смешной – своей скупостью или небрежностью в одежде». Как истинный француз, Монтескье был чрезвычайно приятным и остроумным собеседником. Чего стоит хотя бы его знаменитая фраза: «Буря в стакане». Так он охарактеризовал политическую сумятицу в крохотной республике Сан-Марино.

И при этом Монтескье довольно часто оказывал самые различные услуги многим людям, будь то просьбы о пенсиях или ходатайства о смягчении наказания. Последним, кому он оказывал подобные услуги, был профессор Ла-Бомель, который публично одобрил «О духе законов» и встал на защиту трактата. В 1754 г. Ла-Бомель был арестован в Пруссии и выдан Франции, где его заключили в Бастилию, обвинив в политической неблагонадежности. Узнав об этом, Монтескье специально приехал в Париж и благодаря своим связям добился его освобождения.

10 февраля 1755 г. Шарль-Луи де Монтескье, находясь в Париже, скончался от воспаления легких. Он был похоронен у церкви Св. Женевьевы. Ныне точное место захоронения философа уже неизвестно. Зато сохранились мысли и чувства одного из самых образованных и умных собеседников XVIII в., чьи мысли изложены в его лучших трудах. Монтескье всегда почитали и в России, особенно в среде русских писателей, ценивших французского мыслителя за остроумие, подлинно французский юмор и афористичность высказываний, которые всегда были близки чувствительной русской душе.

Из книги Екатерина II: алмазная Золушка автора Бушков Александр

Художник И. Ф. Грот. 1755 г. Екатерина Великая.

автора Вяземский Юрий Павлович

Монтескьё (1689–1755) Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё – французский философ, правовед и писатель, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии…», труда «О духе законов».Вопрос 6.20Шарль-Луи Монтескьё учил, что по природе своей правление

Из книги От Леонардо да Винчи до Нильса Бора. Искусство и наука в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Монтескьё Ответ 6.20Монархии – честь, демократии – добродетель.Ответ 6.21Во имя свободы, «чтобы посредством надлежащего распределения полномочий одна власть умерялась другою».Ответ 6.22«Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».Ответ 6.23«…которые находятся

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА, БАРОН ДЕ МОНТЕСКЬЕ (1689-1755) Барон де Ла Бред, французский просветитель, философ, писатель. Этот человек пользовался популярностью не только у своих современников, но и оказал плодотворное влияние на монархов и государственных деятелей последующего

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

БИБЛИОГРАФИЯ РУССКИХ ПЕРЕВОДОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНТЕСКЬЕ* * Библиография составлена А. П, ПримакивскииПроизведения Монтескье пользовались в России заслуженным вниманием, они широко распространялись как в оригинальных, так и в переводных изданиях, много комментировались,

Из книги Размышления о причинах величия и падения римлян автора Монтескье Шарль Луи автора Кузьмин Сергей Львович

1755 Powers, 2004, р. 93.

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

44. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Наряду с юриспруденцией и политикой в поле его внимания и творчества находились проблемы философии,

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

1.2.4 Франция. Шарль-Виктор Ланглуа и Шарль Сеньобос Позитивистская парадигма в источниковедении наиболее последовательно разработана в труде Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса «Введение в изучение истории» (1898), в основу которого положен курс лекций, прочитанный ими

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

(барон де Секонда, граф de Montesquieu, 1689-1755) - один из писателей XVIII в., наиболее повлиявших на политическую и культурную жизнь Франции и Европы. Он замечателен как политический теоретик, как критик и реформатор современных ему общества и государства, как поборник гуманных и просветительных принципов, как родоначальник европейского либерализма и как исследователь в области философско-исторических вопросов; как стилист, он причисляется французами к числу их классических писателей. Он принадлежал к одному из древнейших родов гасконского дворянства. Предки Монтескье как по мужской, так и в особенности по женской линии долго держались кальвинизма. Рано потеряв мать, Монтескье воспитывался до 22 лет у ораторианцев, но из этой школы вынес более классических, чем монашеских преданий; 20-и лет он написал рассуждение на тему, что языческие философы не заслуживают вечных мучений. По семейному обычаю, Монтескье тотчас после школы поступил советником в бордоский парламент, а потом от одного из дядей получил в наследство - вместе с титулом графа де Монтескье - звание президента. Монтескье, впрочем, мало интересовался судебными и административными делами своей должности: семья в его жизни также не играла большой роли; он вел светский образ жизни по тогдашней моде, много путешествовал для своего образования - в особенности важно его 2-летнее пребывание в Англии - и усердно занимался науками: сначала естественными - анатомией, ботаникой и физикой, приучившими его к наблюдательности, а потом - историей и правом. Светский образ жизни не остался без влияния на литературную деятельность Монтескье. Он ему внушил поэму в прозе - "Le temple de Gnide", написанную, как говорили, в угоду принцессе Марии-Анне Бурбон, знаменитой светской красавиц. Салонная жизнь отразилась также на форме и на некоторых особенностях его более серьезных сочинений. По меткому выражению самого Монтескье, "общество женщин портит нравы и образует вкус". Над светскими увлечениями, однако, все более берет верх у Монтескье серьезный политический интерес. Он ярко выступает уже в первом из его политических сочинений - "Lettres persanes" (Амстердам, 1721 и чаще; рус. перевод СПб., 1892) - несмотря на их игривую форму. Это едкая сатира над тем обществом, в котором вращался Монтескье: над светскими женщинами, за которыми он ухаживал, над салонными говорунами, которые ему надоедали, над чванными вельможами, которые его оскорбляли своей надменностью, в особенности над придворными интриганами, которых он презирал. "Честолюбие в праздности, низость в надменности, желание обогатиться без труда, отвращение к правде, лесть, измена, коварство, пренебрежение ко всем своим обязательствам, презрение ко всем обязанностям гражданина, опасение добродетелей государя, расчет на его слабости и всего более вечное осмеяние добродетели" - вот что, по словам Монтескье, составляет свойство большей части куртизанов. Сатира была замаскирована; Монтескье вложил ее в уста двух иноземцев, персиян, которые в своей переписке дивятся европейским нравам и глумятся над европейскими пороками, со своей стороны поднимая завесу над таинственным и интересовавшим салонное общество восточным гаремом. Монтескье заимствовал восточную рамку своей сатиры у современных ему, весьма популярных путешественников по Персии Тавернье и Шардена. Не довольствуясь персидской маской, Монтескье издал свои письма анонимно. Поводом ко всем этим предосторожностям было опасение раздражить власть, так как сатире подвергался самый государственный порядок, которым держалось придворное общество. Рассуждения подданных персидского шаха - перчатка, смело брошенная французскому абсолютизму. Протест против него тянется красной нитью через все сочинения Монтескье, несмотря на все несходство их по содержанию и форме. "Персидские письма" знаменуют собой момент разочарования высшего французского общества в королевском абсолютизме, начало рефлексии и саморазложения аристократического слоя. Молодой, скептичный советник бордоского парламента является голосом дворянской "фронды" против "старого порядка". Но наряду с этой фрондой, процветавшей в салонах, развивалась другая, воспитывавшаяся в школах и преклонявшаяся перед античными идеалами, "гражданскими" и "республиканскими". Уже в "Персидских письмах " Монтескье влагает в уста персиянину слова, звучащие в таких устах резким и странным диссонансом: "монархия, говорит Узбек, есть полное насилия состояние, всегда извращающееся в деспотизм... Святилище чести, доброго имени и добродетели, по-видимому, нужно искать в республиках и в странах, где дозволено произносить имя отечества". Эта идеализация республиканского строя и нравов дает главную окраску следующему сочинению Монтескье - "Considérations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur décadence" (1734), где Монтескье проводит мысль, что величие Рима обусловливалось гражданским духом и любовью римлян к свободе. Рассуждение Монтескье не есть, однако, лишь прославление античной доблести: это первый опыт научной обработки истории, попытка объяснить судьбу римского народа его собственной историей, т. е. с помощью народного характера, внешних условий и в особенности политических учреждений. "Не счастье, - возражает Монтескье Плутарху, - управляет миром; об этом можно спросить римлян, которые одерживали непрерывный ряд успехов, когда следовали в управлении своем известной системе, и претерпели непрерывный ряд неудач, когда стали руководиться другой. Есть общие причины, нравственные и физические, которые действуют в каждом государстве, возвышают, поддерживают или разрушают его. Все события находятся в зависимости от этих причин, и если случайный исход сражения, т. е. частная причина, погубил какое-нибудь государство, то за этим скрывалась общая причина, в силу которой государство должно было погибнуть вследствие одной только битвы. Одним словом, главное течение (l"allure principale) истории народа влечет за собой все частные случаи (accidents)". Вот краткая, ясно формулированная программа философского изучения истории. Она сделалась точкой отправления для главного жизненного труда Монтескье, оконченного им 14 лет спустя и названного "L"esprit des lois" (Женева, 1748 г. и чаще; русский перевод Коренева, СПб., 1862). Наблюдения над жизнью римлян составляют эпизод этого монументального сочинения: принципы, выведенные из римской истории, прилагаются здесь к судьбе всего человечества. "Я стал исследовать людей, - говорит Монтескье, - и убедился, что в этом бесконечном разнообразии законов и нравов они руководились не одной только своей фантазией". Чтобы обосновать эту руководящую мысль, Монтескье в продолжение многих лет собирал обширный материал из истории, законодательства древних и новых народов, путешествий, а также из собственных наблюдений. Два года спустя после выхода книги Монтескье ему пришлось написать "Défense de l"Esprit des lois" против мелких недоброжелателей и против крупных врагов - Сорбонны и святейшей коллегии в Риме. В законах Монтескье видит не произвольное создание людей, а результат данных условий. Таким образом, законы в смысле человеческих установлений возвышаются на степень тех величественных явлений, носящих на себе отражение мирового разума и управляющих миром, которые мы также именуем законами. Закон, по формуле Монтескье, заимствованной у английского философа Кларка, есть постоянное отношение между известными явлениями, вытекающее из природы этих явлений. Так, существуют божеские законы, указывающие постоянные отношения между Богом и людьми; существуют мировые законы, определяющие постоянные отношения мировых явлений; существуют, наконец, людские законы, устанавливающие постоянные взаимные отношения людей согласно с природой этих людей. Эти постоянные отношения видоизменяются сообразно с условиями, в которых живут люди, - физическими свойствами страны, ее климатом, качествами почвы, положением и величиной страны, образом жизни населения, степенью свободы, допускаемой государственными учреждениями, религией населения, его богатством, его торговлей, его нравами и привычками. Наконец, законы находятся в известном отношении между собой, с своим возникновением, с целью законодателя, с порядком вещей, на котором они основаны. Их следует рассматривать во всех этих отношениях. Этим и задался Монтескье в своем сочинении. Он исполнил свою задачу в 31 книге, перечень которых указывает на разнообразие и интерес содержания Духа Законов. Первая книга посвящена общему рассуждению о законах, вторая и третья заключаютвсебе оригинальное учение Монтескье об образах правления и жизненных принципах каждогоиз них. Следующие 4 книги рассматривают различные категории законов - гражданские и уголовные, касающиеся воспитания, роскоши и положения женщин, - по отношению к образу правления в различных государствах. Восьмая книга трактует об извращении различных образов правления. Следующие две книги рассматривают законы с точки зрения оборонительных и наступательных сил государства. Одиннадцатая книга - сердцевина Духа Законов: она заключает в себе учение Монтескье о государственных учреждениях, обеспечивающих политическую свободу. Следующие две книги касаются политической свободы и отношения к ней финансовой политики и государственных доходов. Четыре книги посвящены вопросу о климате и в особенности связи гражданского и политического рабства с климатом. Затем идет ряд книг (18-23), рассматривающих законы по отношению к почве, к нравам населения, к торговле, к монетной системе и к численности обитателей. Две книги - 24 и 25 - посвящены весьма важному вопросу об отношении законодательства к религии; 26-я трактует об отношении законов к тому порядку вещей, которого они касаются; 27-я - о римских законах о наследстве, а последние 4 касаются феодального законодательства во Франции, которое во времена Монтескье имело практическое значение, так как служило основанием тогдашнего государственного и общественного порядка. Под эти-то категории Монтескье подводил бесчисленные собранные им факты, и здесь обнаружилась характерная черта его таланта и метода - искусство обобщения. Эти обобщения дают смысл и жизнь сырому материалу и представляют собой, так сказать, обширный музей, в котором историки впервые научились понимать факты своей науки, подводя их под законы. Метод был еще нов, поле не возделано, и ум Монтескье был склонен к "поразительным" обобщениям; он проявлял в них даже своего рода кокетство. Отсюда целый ряд натяжек и парадоксов, напр. обобщение, что "единодержавие чаще всего встречается в странах плодородных, авласть разделена между многими в странах, плодородием не отличающихся", или: "естественным последствием торговли бывает наклонность к миролюбию" - положение только отчасти справедливое, так как соперничество в торговле не менее часто бывало поводом к войнам, чем любовь к военной славе. Метод Монтескье в "Духе Законов" в другом еще отношении содействовал успехам истории: он положил систематическое начало историческому методу. В XVIII в. господствовал рационализм - рассмотрение действительности с точки зрения отвлеченного разума; факты не только подводились под требования общего разума, но и выводились из теорий, созданных чистым отвлечением. Не чуждый рационализму, как сын своего века и своей нации, Монтескье вносит в него наблюдение, наклонность выслеживать конкретное происхождение факта и относительную оценку его. Так, напр., в XVIII в. выводили государство из естественного состояния людей; предшественник Монтескье, Локк, характеризует естественное состояние господством свободы и равенства, подчиненных естественному, разумному закону. У Монтескье естественное состояние изображается как низшая ступень культуры; приметами его являются чисто реальные свойства первобытного человека - страх за себя как за существо слабое, чувство голода, половое влечение и потребность жить в обществе себе подобных. Рационалисты до Монтескье и после него прилагали к действительности мерку общего разумного закона, вытекающего из природы человека как одаренного разумом существа. У Монтескье общий закон разума преломляется в действительности под влиянием местных условий и вызванных ими свойств народов; законы отдельных народов не только крайне разнообразны, но и не везде приложимы. Вследствие этого для Монтескье не существует вопроса о лучшем, идеальном образе правления. "Я часто, - говорит он, - еще в Персидских письмах изыскивал, какое правительство наиболее соответствует разуму. Мне казалось, что наиболее совершенно то, которое достигает цели с наименьшими тратами и ведет людей способом, наиболее соответствующим их свойствам и наклонностям". Такими выведенными из исторического метода взглядами Монтескье не только опережал свой век, но и шел вразрез с господствующим настроением. Гораздо более соответствовали этому настроению и потому имели сильное, непосредственное влияние другие взгляды Монтескье, также выведенные из наблюдений над историей человечества и заключавшие в себе призыв к гуманности. В этой области Монтескье является могучим просветителем своего времени. Центральным пунктом проповеди гуманности можно признать главу Монтескье о смягчении уголовных наказаний, внушившую Беккарии его знаменитую книгу. Суровость наказаний, по Монтескье, бесплодная жестокость; в руководительстве людьми не следует прибегать к крайним средствам; не умеренность в наказаниях опасна, а безнаказанность преступления. Требуя смягчения наказаний, Монтескье восстает против двух главных зол тогдашней криминалистики, продержавшихся, несмотря на просветителей XVIII в., вплоть до Революции - против пытки и конфискации. С другой стороны, Монтескье суживает область преступлений. Выставляя принцип, что законы должны наказывать лишь "наружные действия", Монтескье отстаивает великий принцип свободы мысли. Ограничивая страшное понятие об "оскорблении величества", под которое со времен римлян подводили и политические интриги, и подделку монеты, и неосторожные слова, Монтескье различает сферу гражданских и государственных правонарушений, сферу преступлений и проступков. Еще более мужества нужно было в то время, чтобы вооружиться против злоупотребления именем и понятием Божества. Вследствие господства церкви над государством понятие святотатства было беспредельно и стало поводом к самым жестоким и несправедливым наказаниям. "Зло, - утверждает Монтескье, - коренилось в идее, что человек обязан мстить за Божество". Анализируя это представление, Монтескье разграничивает проступки религиозного характера, подлежащие чисто религиозным карам (исключение из религиозной общины), от проступков, имеющих лишь гражданский характер и подлежащих наказанию только как таковые. На светскую точку зрения Монтескье становится и в коренном религиозном вопросе - о терпимости. Монтескье здесь очень осторожен в форме; на его глазах парламенты безжалостно ссылали на галеры женщин и стариков за то, что они приобщались у пасторов. Не касаясь своего отечества, он обращается к инквизиторам Испании и доказывает им бесцельность их фанатизма: "люди, ожидающие в загробной жизни верной награды, ускользают из рук законодателя; они слишком презирают смерть". Монтескье бичует фанатическую Францию в образе Японии, выставляя на вид неразумность правительства, жестоко каравшего за принятие христианства как за неповиновение власти и оскорбление государя. Монтескье смотрит на религию с точки зрения политика и скептика XVIII в.; он боится всякой религиозной пропаганды и всякой новой религии и советует не допускать их в государстве, но в то же время как историк стоит в религиозном вопросе неизмеримо выше рационалистов XVIII века. Он замечает по поводу Бейля, что "выставлять длинный перечень зол, произведенных религией, без указания ее благодеяний - лишь плохое разглагольствование против религии". В области международных отношений Монтескье всецело поддается гуманному духу и космополитизму XVIII в. "Если бы, - говорит Монтескье, - я знал что-либо выгодное для моей семьи и невыгодное для отечества, я постарался бы забыть о нем, а если бы я знал что-либо выгодное для моего отечества и вредное для Европы и для рода человеческого, я бы считал это преступным". Наиболее возражений и оговорок вызывают книги о влиянии климата. Монтескье имеет в этой области предшественников в Бодене и Шардене, но он далеко превзошел их систематичностью своих изысканий, приводящей к слишком обширным и категорическим обобщениям. Он объясняет расслабляющим влиянием жаркого климата неподвижность в религиозных верованиях, в обычаях и политических учреждениях, которой отличаются восточные народы; он утверждает, что по климатическим причинам Азии более свойственно многоженство, а Европе - моногамия. Он выводит рабство из расслабляющего влияния знойного климата, настолько располагающего людей к лени, что только жестокое обращение с ними может принудить их к работе. Монтескье, впрочем, сам оговаривается и восклицает: "может быть, однако, нет такого климата, в котором нельзя было бы склонить к труду людей свободных". Натяжки и противоречия происходили здесь у Монтескье от недостаточно полного и точно обследованного материала. При всем том его основное положение совершенно верно: "различные потребности в различных климатах вызвали различные способы жизни, которые вызвали различного рода законы". Монтескье придавал этой части своей книги практическое значение. Законы, по его мнению, должны служить преградой тем порокам, которые обусловливаются климатом. Исходя из этой мысли, он дает целый ряд указаний законодателю. Едва ли он при этом вполне сознавал теоретическое значение своих наблюдений над влиянием климата и почвы. Они вытекали, однако, из верного чутья, что исторические явления могут и должны быть объяснены причинами. В первой истории цивилизации - в современном Монтескье "Опыте" Вольтера "о нравах и духе народов" - история человечества представляет хаос, над которым господствует случайность. Монтескье, разыскивая везде причины исторических явлений, открывал законы и подготовлял здание исторической науки. Всего значительнее было влияние политической теории Монтескье. Она заключается, прежде всего, в его классификации государств по образу правления. Его всего более поразили три типа государства: античная община, с которой его сроднила классическая школа; феодальная монархия, которую он видел во Франции, и восточная деспотия, столь наглядно изображенная его любимым Шарденом. Всего глубже его при этом захватывал и тревожил совершавшийся в его отечестве процесс постепенного перерождения старинной феодальной монархии в абсолютизм. Ввиду этого Монтескье вместо обычного со времени Аристотеля деления форм правления на монархию, аристократию и демократию различает республику (представляющую два вида - демократический и аристократический), монархию и деспотию. По той же причине он признает отличительным признаком монархии существование посредствующих властей (pouvoirs intermédiaires) между монархом и народом в виде привилегированных сословий и самостоятельных корпораций (французские парламенты). Лишь пока невредимы и полны жизни эти посредствующие власти, монархия не изменяет своему характеру и не превращается в деспотию. Смысл классификации Монтескье становится вполне понятным лишь с помощью его учения о жизненных принципах , присущих каждому типу государства, обеспечивающих его существование и препятствующих его извращению в другой тип. Жизненным принципом, на котором зиждется деспотия, Монтескье считает страх , принципом демократии - гражданскую добродетель (vertu), аристократии - умеренность, а монархии - честь , т. е. чувство собственного достоинства сословий и корпораций. В основании этой теории Монтескье лежит совершенно верное и глубокое наблюдение, а именно что всякий образ правления тесно связан с известным нравственным мировоззрением в народе, руководящим стремлениями и поступками граждан. Самое определение нравственных принципов, которые Монтескье приурочивает к разным образам правления, также может быть признано верным, если иметь в виду те государства, которые разумел Монтескье. Когда он говорил о республике, ему представлялись Рим и Афины; из их истории выведено положение, что жизненно условие республики - добродетель, т. е. "любовь к республике", "привязанность к законам и к отечеству", "любовь к отечеству, т. е. любовь к равенству"; из их истории выведено и нравоучение, что республика погибает не только, когда в ней исчезает дух равенства, но и когда в ней "развивается дух крайнего равенства и когда всякий хочет быть равен тем, кого он сам избрал вождями государства". Точно так же нельзя не признать верным определение "жизненного принципа" монархии у Монтескье, если иметь в виду современную ему Францию: "старый порядок" был основан на сословных и корпоративных привилегиях и должен был пасть с исчезновением тех начал, которые создали и упрочивали эти привилегии. Но теория Монтескье, верная в приложении к избранным им типам - Рим, Венеция, Франция "старого порядка", Персия, - является произвольной и парадоксальной, если выйти из узкого кругозора франц. публициста. Когда писал Монтескье, уже был провозглашен Фридрихом Великим принцип новой монархии, в силу которого "государь - первый служитель своего государства", - а для этого представителя просвещенного абсолютизма не было места в теории Монтескье между Людовиком XV и Надир-шахом. Как бы то ни было, теория Монтескье имела роковое влияние на судьбу монархии во Франции. Идеализируя республику, отождествляя ее с господством патриотизма и гражданской доблести, она связывала монархию во Франции с существованием сословных и корпоративных привилегий, загубивших королевскую власть. Монтескье нанес старому порядку еще более роковой удар своей XI-й книгой, изображавшей английскую конституцию. Монтескье был не только поклонником свободы, но и отличался глубоким пониманием ее сущности. В особенности заслуживает внимания разграничение, которое он проводил между народовластием и свободой народа, а также положение, что демократия сама по себе не служит обеспечением свободы, встречающейся только в государствах, где власть умеренна. Теоретическим основанием английской конституции служит у Монтескье учение о разделении властей. Заимствовав это учение у Локка, Монтескье видоизменил его, подразделив государственную власть на законодательную , исполнительную и судебную. "Если, - говорит Монтескье, - законодательная власть соединена с исполнительной в одном лице или в одной магистратуре, свободы нет, ибо можно опасаться, что монарх или сенат станут издавать тиранические законы и осуществлять их тираническим способом". И далее: "нет свободы, если власть судебная не отделена от законодательной и исполнительной. Если бы она была соединена с законодательной, власть над жизнью и свободой граждан стала бы произволом, ибо законодатель был бы и судьей. Если бы она была соединена с властью исполнительной, судья мог бы сделаться тираном". Но не в одном только разделении властей видел Монтескье обеспечение свободы; для этого необходима гарантия против злоупотребления властью, т. е. такой порядок вещей, при котором "одна власть может остановить другую" (le pouvoir arrête le pouvoir). Все эти гарантии Монтескье находит в английской конституции, которую он изображает не как историческую , а как типическую организацию. Законодательная власть принадлежит представителям народа, избираемым "всеми гражданами", за исключением тех, которые "стоят так низко, что не могут иметь собственной воли". Законодательную власть с палатой представителей разделяет - за исключением законов, касающихся налогов, - верхняя палата; в ней наследственно заседают граждане, которые родовитостью, богатством и заслугами настолько выдаются над другими, что равная со всеми доля влияния была бы для них рабством. Исполнительная власть принадлежит монарху, так как она требует единства воли и осуществляется посредством назначаемых им министров. Судебная власть принадлежит судьям, взятым из народа (присяжные), а в политических процессах - верхней палате. Для осуществления принципа, требующего, чтобы власть могла остановить власть, монарху предоставляется veto в законодательных делах и право созывать и распускать палаты, а представителям народа - право устанавливать налоги, обеспечивающие содержание армии, и привлекать к ответственности перед верхней палатой министров короля; сам же он пользуется неприкосновенностью. Схема, начертанная Монтескье, несколькими существенными чертами отличается от действительного строя Англии. Он дал в своей схеме органу законодательной власти гораздо более демократическую основу, чем та, которую имел тогдашний парламент; всего же важнее то, что уже во времена Монтескье король хотя и назначал министров, но брал их из числа вождей господствовавшей партии. Таким образом, в Англии вовсе не было того разделения властей, о котором говорит Монтескье; парламент начинал соединять в своих руках с властью законодательной и исполнительную. Желал ли Монтескье применения англ. конституции к Франции - этого он прямо не высказывает, может быть из предосторожности, из желания, чтобы его книга с именем автора беспрепятственно обращалась во Франции; ради этого он часто выражался обиняками и опустил целую главу, посвященную lettres de cachet (см.). Но, может быть, у него были и другие соображения. Еще в "Персидских письмах" он высказал основное положение своей политики: "иногда необходимо изменять известные законы, но случаи эти редки, и когда они бывают, то следует касаться существующего лишь трепетной рукой". Вся теория Монтескье о том, что законы выражают собой действительные отношения вещей, что лучшие законы - те, которые соответствуют наклонностям и привычкам народа, должны были отклонять его от пропаганды английских порядков. Наконец, можно думать, что Монтескье желал не ниспровержения старого порядка , а исправления многих вкравшихся в него злоупотреблений, между которыми он главным считал деспотизм. Как бы то ни было, конституционная схема в Духе Законов сделалась главным наследством, которое оставил после себя Монтескье. Он открыл этим глаза самим англичанам, которые до него весьма мало интересовались теоретической стороной своих учреждений, - и схема Монтескье была усвоена без критики английским публицистом Блекстоном. Учение Монтескье о разделении властей практически повлияло на организацию правительственных властей в Северо-Американских Штатах. Во Франции Монтескье создал конституционную доктрину, приверженцы которой получили через 50 лет возможность осуществить его теорию. Всего сильнее повлиял Монтескье на французскую революцию теми сторонами своего учения, которые были согласны с господствующими демократическим настроением: своим отождествлением монархии с исполнительной властью, что отводило ей подчиненное положение в государстве; своей теорией о разделении властей и о назначении министров королем из лиц, стоящих вне палаты, что сделалось в 1789 г. главным препятствием к установлению либерального и популярного министерства под руководством Мирабо и к примирению Национального собрания с королем; наконец, своей теорией, что республиканский дух тождествен с любовью к отечеству и к гражданской добродетели - теорией, которой воспользовались Робеспьер и якобинцы в непредусмотренном Монтескье духе. Те стороны учения Монтескье, которые шли вразрез с потоком, как, напр., учение о необходимости для свободы аристократической палаты и королевского veto, не оказали влияния на ход событий. Когда после революции во Франции водворился конституционный порядок, теория Монтескье снова стала привлекать к себе всеобщий интерес и учение о "равновесии властей" подверглось обстоятельному обсуждению. Долгое время во Франции, как и в остальной Европе, английская конституция отождествлялась с схемой Монтескье, и лишь во 2-й половине века к ее изучению стали прилагать тот исторический метод, смена которого посеяны самим Монтескье в "Духе Законов". См. Vian, "Histoire de M."; Albert Sorel, "Montesquieu" (в коллекции "Grands écrivains français"); Чичерин, "История политических учений" (III); влияние Монтескье на революцию - у Герье, "Понятие о власти и о народе в наказах 1789 г.".

В . Герье.

Полные собрания соч. Монтескье изд. L. S. Auger (П., 1816), Parelle (1826-27), Dalibon (1827), Hachette (1865), Laboulaye (1875-79; лучшее издание). После Монтескье осталось много бумаг, к изданию которых потомки его приступили лишь в последние годы. Прежде всего появились "Deux opuscules de Montesquieu" (Бордо, 1891), в которых, между прочим, содержится этюд о всемирной монархии. "В Азии, - пишет Монтескье, - обширные империи всегда были возможны, в Европе они не могли продержаться долго". Причину этого различия он видит как в физических условиях Азии - обширности восточных степей, отсутствии естественных границ, - так и в господстве там деспотической власти, без которой неминуемо сказалась бы центробежная сила разноплеменных частей государства. Свои мысли Монтескье иллюстрировал грандиозной неудачей императора Карла V и его сына Филиппа II. Невозможность в Европе деспотии Монтескье старается связать с экономическими причинами и считает отлив золота и серебра из Испании в страны земледельческие и промышленные доказательством того, что ни одному государству невозможно обеспечить себе на долгое время преимущество над другими: все нуждаются во взаимном общении, и строящие свое благоденствие на погибели соседа обыкновенно первые от того терпят. В последовавших затем "Mélanges inédits de Montesquieu" (Бордо, 1892) содержатся 12 этюдов, из которых лишь немногие представляют значительный интерес; в "Essai sur les causes, qui peuvent affecter les esprits et le caractères" можно найти дальнейшее развитие некоторых положений "Духа Законов". В 1894 г. появился 1-й том "Voyages de Montesquieu" - описание путешествий его в Венгрию, Италию и Германию, в котором обращено особое внимание на управление и законодательство. Наконец, имеют быть изданы три сборника "Pensées" Монтескье и его переписка. О влиянии идей Монтескье в России см. Наказ Екатерины II . Ср. Dangean, " Montesquieu, bibliographie de ses oeuvres" (П., 1874).



Рекомендуем почитать

Наверх