Первая буква обозначает гласный звук. Гласный звук. Признаки и функции в языке. Звуки и буквы

Прически 28.06.2020
Прически

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес - 1 слог, вода - 2 слога, дорога - 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове - безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения - слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные - буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах - мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] - твёрдый, [б’] - мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласные Глухие согласные
непарные парные парные непарные
й → [й"] б → [б], [б"] п → [п], [п"] ч → [ч"]
л → [л], [л"] в → [в], [в"] ф → [ф], [ф"] щ → [щ"]
м → [м], [м"] г → [г], [г"] к → [к], [к"] ц → [ц]
н → [н], [н"] д → [д], [д"] т → [т], [т"] х → [х], [х"]
р → [р], [р"] ж → [ж] ш → [ш]
з → [з], [з"] с → [с], [с"]
9 непарных 11 парных 11 парных 5 непарных
20 звонких звуков 16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р - всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ - всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ - шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ - шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласные Мягкие согласные
непарные парные парные непарные
[ж] [б] [б"] [ч"]
[ш] [в] [в"] [щ"]
[ц] [г] [г"] [й"]
[д] [д"]
[з] [з"]
[к] [к"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[п] [п"]
[р] [р"]
[с] [с"]
[т] [т"]
[ф] [ф"]
[х] [х"]
3 непарных 15 парных 15 парных 3 непарных
18 твёрдых звуков 18 мягких звуков

Существующая классификация звуков речи и их соответствие буквам подчинены строгим правилам. Умение отличать произносимые звуки, соотносить их с определенной группой является основой при обучении чтению и грамотному письму.

Звуки и буквы

В самом начале освоения секретов языка необходимо научиться четко отличать звуки от букв. Бытует мнение, что это сделать совсем просто. Но опыт показывает - вопрос вызывает большие затруднения не только у младших школьников, но и выпускников учебных заведений. Для решения проблемы требуются специальные знания.

Связано это с тем, что в русском языке количество звуков и букв не совпадает. Одна буква может называть различные звуки. В других случаях один и тот же звук обозначается разными буквами. Указанное явление относится ко всем звукам языка, но особого внимания к себе требуют гласные буквы и звуки.

Буква - это знак, с помощью которого можно зафиксировать на письме произносимые звуки. Они воспринимаются органами зрения. Количество букв в современном русском языке неизменно и составляет 33 знака.

Звук - это неделимая единица устной речи. Он образуется благодаря работе речевого аппарата. Восприятие звуков осуществляется органами слуха.

Гораздо сложнее дать ответ на вопрос о количественном составе звуков речи. Современные ученые-лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению на этот счет. Однако утверждение о том, что устная речь появилась гораздо раньше письменной, не вызывает сомнений ни у кого.

Признаки гласных

В сравнительной количественной характеристике с согласными гласные буквы и звуки в русском языке находятся в меньшинстве - их, соответственно, десять (а, я, о, ё, у, ю, э, е, и, ы) и шесть (а, о, у, э, и, ы). Источником гласных звуков является голос при полном отсутствии шума - это их первый и самый важный признак.

Второй особенностью является то, что, когда произносится гласный звук, струя воздуха выходит из гортани и ротовой полости свободно, не встречая преград. Ее движению не препятствуют зубы, губы, язык.

Гласный звук и буква. Их функции в речи

Важнейшей функцией гласных звуков и букв в языке является слогообразующая. Подсчет слогов в слове нужно начинать с определения в нем количества гласных. В состав слога может входить только гласная или гласная в сочетании с согласными. Другого состава слога в русском языке не существует. Недопустимо наличие двух и более гласных в одном слоге.

Так же как и согласные звуки, гласные сами по себе не несут в слове смысловой нагрузки. Они предназначены для формирования или различения между собой морфем, целых слов.
Гласный звук, стоящий в позиции после согласного, указывает на характер его произношения. В зависимости от того, какая гласная следует после согласного, он может звучать твердо или мягко.

Буквы е, ё, ю, я, и - особые гласные. Мягкие звуки в словах появляются благодаря работе перечисленных букв и ь. Именно они указывают, что предшествующий согласный должен звучать мягко (пламя, село, полёт, риск).

Противоположную группу составляют другие гласные. Твердые звуки в звучащей речи появляются рядом с гласными а, о, у, ы, э. Они дают "команду" предшествующему согласному, и он начинает звучать твердо (стол, луг, малыш, пэр).

Йотированные гласные

Отвечая на вопрос о том, сколько гласных звуков всего в русском языке, необходимо помнить о таких буквах, как я, е, ё, ю. Существуют определенные особенности употребления указанных букв. Их произношение, звучание зависит от функции, которую они призваны выполнить в конкретном слове.

Во-первых, гласные могут обозначать два звука, если они занимают позицию:

  • в начале слова (яма, юла, ёлка, ежи);
  • после гласной (моя, красивые);
  • после разделительных знаков (объявление, вьюга).

Во-вторых, йотированные гласные могут обозначать один из гласных звуков (а, у, о, э) и мягкость предшествующего согласного (все, мягко, любовь).

В-третьих, буквы е, ё, ю, стоящие после непарных по твердости-мягкости согласных обозначают гласные звуки (э, о, у), не влияя при этом на характеристику звука, стоящего впереди (парашют, шесть, шёлк).

Гласные под ударением

Независимо от того, сколько гласных звуков всего в слове, ударным может быть только один. В русском языке под ударением стоят шесть гласных звуков, но обозначаются они десятью буквами.


Звук а могут образовывать буквы а, я (мал, мял).
Звуку о в разных случаях соответствуют буквы о, ё (вол, вёл).
Для обозначения звука у используются буквы у, ю (буря, утюг).
Звук ы может быть обозначен буквами ы, и (мыл, шина).
Буква и всегда соответствует звуку и (пил, лил).
Звук э обозначается буквами э, е (мэр, берег).

Безударное положение гласного

Произношение безударного слога значительно отличается от ударного. Это связано с работой органов речи, которые в этот момент не производят большого мускульного напряжения. В результате чего гласный звук в безударном положении звучит более кратко, с иным тембром.

В русском языке в безударных слогах различают лишь четыре гласных звука - и, а, у, ы, которые обозначаются всеми десятью буквами. Один и тот же безударный звук может обозначаться разными буквами. Этим и объясняются трудности, связанные с написанием безударной гласной в различных частях слова.

Таким образом, безударная гласная в слове - это сигнал о наличии в нем орфограммы. Их подразделяют на несколько категорий:

  • проверяемые;
  • непроверяемые;
  • с чередованиями.

Для правильного написания слова важно определить, к какой из перечисленных категорий относится безударная гласная, и в соответствии с этим выбрать алгоритм действий.

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких - один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Красное яблоко.

Рис. 10. Красное яблоко ()

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик - где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик - 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Ветка пьёт

Петя поют

Алёша друзья

мята съели

берёза синие

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик - где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть яркий

Петя деревья

Аня растения

рябина ястреб

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы е дем, е дем, е дем

В далёкие края ,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья .

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак - это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Genon.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.

Все ясно – их 33, – то с количеством звуков несколько сложнее. Хотя, казалось бы, что такого сложного? Взять – и сосчитать.

Да, гласных звуков в русском языке всего шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. На письме эти звуки обозначаются соответствующими буквами, сообразно орфографии.

К сожалению, иногда называют звуками буквы - йотированные гласные. Это ошибка. Гласные буквы «я», «е», «ё», «ю» в словах обозначают либо мягкость предыдущего согласного («мед»), либо сразу два звука («юла» [йула], маяк [майак].

Конечно, если посмотреть шире, то можно заметить, что, например, звук [а] не одинаков в разных частях слова. Под ударением он максимально четко, но чем дальше его позиция от ударной, тем он менее четкий. В лингвистике это называется редукцией или редуцированием.

При звуковом анализе слов, при записи транскрипции для ударных и безударных звуков употребляются разные значки. Но в рамках школьного курса достаточно знать, что гласных звуков в русском языке всего шесть.

Согласные звуки и согласные буквы

С согласными звуками и буквами несколько проще. Хотя тоже есть свои особенности.

Букв, как было уже сказано, 21. А согласных звуков – 37. В русском языке согласные звуки различаются по твердости-мягкости и по звонкости-глухости.

Большинство согласных звуков являются парными по твердости-мягкости. Это [[б] - [б"]; [в] - [в"]; [г] - [г"]; [д] - [д"]; [з] - [з"]; [к] - [к"]; [л] - [л"]; [м] - [м"]; [н] - [н"]; [п] - [п"]; [р] - [р"]; [с] - [с"]; [т] - [т"]; [ф] - [ф"]; [х] - [х"]. Всего 15 пар. Остальные согласные имеют либо всегда твердое произношение ([ж], [ш], [ц]), либо мягкое ([й"], [ч"], [щ"]). Итого, получается 36 согласных звуков. На особицу стоит 37-й согласный звук [ж’:].

Согласный звук [ж’:] – мягкий, долгий. Он используется значительно реже других согласных звуков. Встречается он в таких словах, как «вожжи», «дрожжи», а также при произношении слова «дождь»: [дож’:]

По звонкости-глухости большинство согласных звуков также являются парными. Таких пар 11. Всегда звонкие, соответственно, непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ж’:]. Всегда глухие: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Итого, в русском языке 37 согласных звуков, 6 гласных. А всего - 43 звука.

15. звуковье
16. звуковия
17. звуковья
18. аналуза
19. аналуз

Тема: Гласные буквы, обозначающие один звук.


Цель:

1. Познакомить с группой гласных, которые обозначают один звук, рассмотреть роль букв

в словах.
2. Развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
3. Воспитывать мировоззренческую направленность активности на уроке через

предложенные задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель начинает урок со стихотворения и использует его только для организации
внимания.
Звенит веселый колокольчик.
Игрушки все свои оставь,
Нам нужно дружно поздороваться.
И у столов красиво встать.

II. Актуализация опорных знании.

На доске слова: Речь, предложение, устная, математика, письменная, слово, звук, буква.
У:
Что видим на доске?
Д: Слова.
У: Что можете предложить выполнить с этими словами?
Д: 1. Прочитать (читают).
2. Выделить лишнее слово (Думаю, есть лишнее слово - математика, так как все понятия из обучения грамоте, а математика не подходит.)
3. Можно слова поставить в определенном порядке (Дети называют, учитель ставит карточки).
Д: Для общения человек использует речь. Речь бывает письменная и устная. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова на письме обозначаем буквами. В устной речи мы слышим звуки. На доске появляется схема:

ПИСЬМЕННАЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

III. Восприятие, осмысление нового материала.

У: Сегодня на урок я хотела принести для вас подарок, но с моим подарком случилась беда. Посмотрите:
Д: Нужно эти знаки дописать.
У: Что это был за подарок?
Дети рассуждают. Ответы бывают разные: правильные и неточные, но приходят к
выводу: Это буквы.
У: Как их можно использовать на уроке?
Д: Придумать слова с этими буквами. Разделить буквы на группы. Назвать звуки,
которые они обозначают (называют).
У: Чем отличается буква от звука?
Д: Звук - слышим и произносим, букву - видим и пишем.
У: Сколько звуков мы услышим если назовем букву?


Д: Мы услышим один звук.
У: Какие это звуки?
Д: Гласные.
У: Докажите. Какую особенность мы подметили у этих гласных?
Дети называют особенности гласных звуков. Эти гласные дают один гласный
звук.
У: Давайте назовем еще раз группу этих гласных.
Д: и, у, э, ы, о, у.
Вывод: Что их объединяет?
У: Я считаю, что есть один лишний звук. По какому признаку я определила?
На слух приводят примеры и определяют, почему лишний И. Если дети
затрудняются, учитель помогает сам.

IV. Закрепление изученного.

На доске печатный текст, подготовленные дети читают хором с учителем.
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково,
Их поставить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
У
: Что заметили? Есть ли в данном стихотворении буквы о которых мы говорили?
Попробуйте их найти в первых двух строчках.
Один ученик у доски подчеркивает гласные, все остальные печатают их в
тетрадях или выкладывают в разрезных азбуках.
Проверяют:
Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ.
У
: Почему автор говорит, что с буквами много хлопот?
Дети рассуждают.
У: Для чего же нам нужны буквы? А как об этом сказал автор стихотворения?
Д: Буквы, встав в ряд образовывают слова.
У: Что произойдет, если гласные буквы в словах исчезнут? В тексте, где подчеркивали гласные, они теперь исчезли.
Мн г с б кв м хл п т
ж т к й н н р д
.
Вывод: Без гласных нет слов.
У: Послушайте, какая история произошла в лесу. Но мне нужна ваша помощь. Вы готовы мне помочь?
Учитель рассказывает историю. Дети - участники: читают полученные слова, могут озвучивать героев, показывать, как они двигаются.
История:
Однажды аист выступал на соревнованиях и получил в награду медаль, на которой было написано одно слово: ПОБЕДА. Устал аист, прилег на полянке и уснул. В это время прибежал на полянку ежик. Видит, буквы стоят. Понравилась ежику первая буква. Славные ворота получаются. Взвалил на спину и понес. Откуда ни возьмись медведь. Хмурый, злой. Ревет, ничего не понять, что случилось. "Нет у меня..." - ревет медведь. Хорошо, буквы помогли. Прочитали и поняли, чего нет у медведя: ОБЕДА. "Верно!" - говорит медведь. Бочка у меня развалилась. А вот и обруч для неё. Прихватил букву О и унес. Вдруг зайка выскочил. Взглянул на слово и замер. Что же он увидел? БЕДА - Ой, где беда!
Налетел на букву Б, стукнул её, она и укатилась в кусты. От такого шума и аист проснулся. Посмотрел на слово и увидел: ЕДА. Вкусное слово, решил подкрепиться. Взял букву Е, нацепил на палочку и как вилочкой стал червячков в траве искать.
У: Понравилась ли вам история? Давайте прочитаем, что скажут буквы? ДА. У: Чему учит нас эта история?
Д: Буквы играют большую роль. Нельзя их пропускать, убирать, так как
изменится слово.
У: Какое слово в нашей истории начиналось с гласной буквы? ОБЕДА (На
усмотрение учителя. Можно предложить самим составить новые слова из других
слов.)
Работа с учебником с 20
У: Что же произойдет, если изменить одну только гласную? Как буква меняет
предмет?
У: С чего начать выполнять задание?
Д: Назвать предмет и вставить пропущенную букву.
У: Сравни предметы в одном прямоугольнике.
Д: Две буквы С Т одинаковые и в конце слова буква Л. Отмечаются буквами в
середине О У. И получили два разных предмета стол и стул.
Далее работа идет по аналогии с другими парами слов.
Вывод:
У: Как называются вписанные тобой буквы.
Д: Гласные (О, У, И, Ы)
У: Что мы узнали об этих гласных?
Д: Они дают один звук (Дети могут называть все изученные признаки гласных)
Прочитай: с 20 (Азбука)

Дети должны увидеть закономерность и продолжить ряд (предмет, буква, с которой начинается название предмета и наоборот). Дети могут использовать другие буквы в том числе и не изученные на уроке, можно использовать группу гласных, которым был посвящен урок.



Рекомендуем почитать

Наверх