Первый прыжок с парашютом. Приземление в экстремальных условиях

Прически 30.07.2019
Прически

Теоретическая подготовка для получения допуска

на прыжки с парашютом ПТЛ-72

по программе «Ежегодное Совершенствование Парашютистов»

в Авиакомпании «УралСпецАвиа»

версия 2. 1 от 2 8 марта 2011 г.

Для получения допуска на прыжки с парашютом ПТЛ-72 необходимо:

Выполнить не менее трех прыжков с парашютом, в том числе со стабилизацией свободного падения не менее 20 сек;

Пройти теоретическую подготовку и сдать зачет;

Пройти тренаж по действиям в особых случаях и сдать зачет.

Цель прыжков с парашютом ПТЛ-72

Устройство и принцип работы парашюта ПТЛ-72

Описание запасного парашюта З-5

Прибор ППК-У

Отделение, падение и контроль высоты

Спуск под куполом

Приземление

Действия в особых случаях

Наиболее частые ошибки

Правила поведения на аэродроме

Цель прыжков с парашютом ПТЛ-72

Прыжки с парашютом ПТЛ-72 могут использоваться как этап подготовки к переходу на Т-4. Наличие собственной горизонтальной скорости позволяет получить базовые навыки управления куполом, а система отсоединения свободных концов меняет порядок действий в особых случаях. Эти две особенности ПТЛ-72 (горизонтальная скорость и отцепка) являются принципиальными отличиями от парашюта Д-6, которые будут присутствовать и во всех последующих парашютах (Т-4, УТ-15, «крыло»). Из этих принципиальных отличий вытекают и все остальные особенности прыжков с ПТЛ-72.

Так же прыжки с ПТЛ-72 могут служить альтернативой прыжкам с Д-6 при нерегулярных прыжках «для удовольствия» для тех, кто не имеет цели заниматься парашютным спортом . Плюсом является гораздо лучшая управляемость купола, минусом – несколько более жесткие открытия и тяжелый вес парашюта.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПАРАШЮТА ПТЛ-72

Площадь купола

Минимальная безопасная

высота раскрытия

300 м при скорости самолета 160-350 км/ч

при стабилизации 5 сек.

Средняя скорость снижения под стабилизацией

Средняя скорость снижения под куполом

При полетном весе 120 кг не более 5 м/сек

Скорость разворота купола

На 360º за время не более 10 сек.

Горизонтальная скорость

Вперед 3,6 м/сек, реверс 1,9 м/сек.

Ресурс применений парашюта

700 применений за 12 лет, из них 400 на высоте до 3000 м, последующие 300 на высоте до 1800 м.

Вес парашюта с прибором

Устройство и принцип работы парашюта ПТЛ-72

100%" style="width:100.0%;border-collapse:collapse;border:none">

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА З-5

Площадь купола

24 стропы прочностью на разрыв150 кгс каждая

Масса парашюта с прибором

Минимальная безопасная высота раскрытия

100 метров при немедленном введении парашюта в действие

при скорости самолета 120 км/ч

Средняя скорость снижения

не более 7,5 м/сек при полетной массе до 120 кг

не более 8,5 м/сек при полетной массе до 140 кг

Ресурс применения парашюта

11 применений на скорости до 225 км/ч

1 применение на скорости до 350 км/ч

При раскрытом основном куполе - неограниченно

Срок службы

Прибор ППК-У.

Полуавтомат Парашютный Комбинированный Унифицированный (ППК-У) – это парашютный страхующий прибор. Он раскрывает парашют, если парашютист по какой-либо причине не сделал это сам. У вас этот прибор будет установлен как на основном, так и на запасном парашюте.

Парашютный прибор – лишь страхующее средство!

Его наличие не означает, что можно не дергать кольцо.

Отделение, падение и контроль высоты

https://pandia.ru/text/80/105/images/image004_20.jpg" align="left" width="214" height="288 src=">Сам прыжок из самолета (парашютисты говорят «отделение») с парашютом ПТЛ-72 выполняется так же, как с Д-6 – в плотной группировке. Поза отделения – левая нога впереди на обрезе двери, правая рука на кольце, левая рука на секундомере. Взгляд на горизонт. Запрещается хвататься рукой за обрез двери, за тросы, размахивать или упираться руками. После команды «Пошел!» следует нажать кнопку секундомера, убедиться, что стрелка сдвинулась, вернуть руку на грудь, выпрыгнуть из самолета «солдатиком» и сгруппироваться. При прыжках со стабилизацией (Д-6, ПТЛ-72) важно отделяться в группировке. Если вы зацепите рукой раскрывающуюся стабилизацию, будет полный отказ. По этой же причине запрещается «нырять рыбкой» (отделяться вниз головой) – можно зацепить стабилизацию ногой, с теми же последствиями.

Минимальное время стабилизации свободного падения с парашютом ПТЛ-72 – 5 секунд. Это время вы отсчитываете устно (вслух, трехзначными числами: 521, 522 и т. д.) При прыжках на задержку более 5 секунд прыгать нужно с секундомером или высотомером. При прыжках с секундомером необходимо все равно вести устный счет (проверяя себя по секундомеру) – секундомер может остановиться, отказать или просто его забывают включить. Контроль времени – это ваша главная и пока что един-ственная задача до того, как вы откроете парашют.

Спуск под куполом

После раскрытия осматриваем купол, если он раскрылся штатно, расчековываем прибор на запасном парашюте. После этого осматриваемся по сторонам, находим всех, кто прыгал с вами в этом взлете. В отличие от Д-6 здесь запрещается разворачиваться за свободные концы в подвесной системе – может произойти самоотцеп КЗУ. Вместо этого разворачиваем купол за стропу управления – это проще и так же быстро. Если, осмотревшись, вы видите, что другой парашютист находится в опасной близости от вас – немедленно отворачивайте в сторону (за стропу управления) и уходите. Нет нужды висеть на свободных концах – у ПТЛ-72 есть своя скорость. Привлеките внимание того парашютиста голосом.

Приоритет в воздухе имеют парашютисты с Д-6 – возможностей и опыта у них меньше. Приоритет имеют купола, находящиеся ниже вас. Как вариант – считайте, что ВСЕ другие парашютисты имеют перед вами приоритет. Бойтесь всех, уходите от всех, не рассчитывайте на разумные действия других спортсменов. Вы должны понимать, что только вы в воздухе отвечаете за себя, и если кто-то в вас влетит, то виноваты в этом вы тоже.

При первом, ознакомительном прыжке вы должны попробовать купол в разных режимах – верхний, средний, нижний режим, повороты. Повороты на парашюте ПТЛ-72 выполнять гораздо легче и быстрее, чем на Д-6. Натягивать стропы управления следует плавно – резкое натяжение строп управления приводит к раскачиванию купола, что особенно опасно на приземлении. Экспериментировать лучше, имея запас высоты. Обратите внимание, что в нижнем режиме (реверс) купол теряет устойчивость и начинает раскачиваться. Реверс при втягивании клевант на парашюте ПТЛ-72 – побочный эффект управляемости, этот парашют не создавался для движения задним ходом. Экспериментируя с куполом, не забывайте о круговой осмотрительности и направлении площадки приземления.

Используйте возможности вашего парашюта, чтобы приземляться ближе к старту. Движение по ветру называется «полный снос», против ветра – «малый снос». После того как вы расчековали запаску и убедились, что в опасной близости никого нет, найдите старт и попытайтесь определить, учитывая ветер, перелетаете вы его или, наоборот, недолетаете. Если вам кажется, что ветер переносит вас за старт, развернитесь против ветра (малый снос). Если вы видите, что старт далеко и вам до него не долететь, не теряя времени, развернитесь на старт и так стойте. До цели, может, и не дойдете, но пешком идти придется меньше. Это основы. Работа на точность – целая наука, и начинать необходимо уже сейчас.

Особенно важно заранее убедиться в отсутствии препятствий в том районе, куда вас несет. Препятствия на нашей площадке приземления включают

Сам стартовый городок (приземления в этот район строго запрещены),

Стоянка самолетов,

Взлетно-посадочная полоса,

Линия электропередач

Если вы опасаетесь, что вас несет в район препятствий, заранее уходите в безопасную сторону, пока у вас есть запас высоты (и, соответственно, времени).

Приземление.

При прыжках со всеми парашютами, имеющими собственную горизонтальную скорость, в том числе и с ПТЛ-72, приземляться следует против ветра. В этом случаи скорости ветра и парашюта компенсируют друг друга (мы говорим «парашют упирается»). Если же при приземлении вы развернетесь по ветру, скорости ветра и парашюта суммируются и приземление будет чрезвычайно жестким. К сожалению, при прыжках в сильный ветер скромные возможности ПТЛ-72 не позволяют ему эффективно упираться против ветра, и приземление происходит назад (задний перекат). Несмотря на это, приземляться по ветру запрещено! При приземлении не следует отпускать клеванты, если парашют начинает доворачивать в сторону, нужно при помощи строп управления удерживать направление против ветра. И не делайте «подушку»! На круглых куполах «подушка» не имеет никакого эффекта, кроме отрицательного.

ПРИОРИТЕТЫ ПРИ ПРИЗЕМЛЕНИИ

1. На свободную от препятствий площадку.

2. Не во время разворота.

3. Против ветра.

При прыжках со всеми круглыми парашютами необходимо выполнять «перекат» при приземлении. Это связано с большими нагрузками на тело парашютиста при приземлении (в первую очередь на ноги и на позвоночник). Ошибочно думать, что перекат необходимо выполнять лишь при жестких приземлениях. Если вы не получили травму, это не значит, что приземление прошло для организма без последствий. И совсем уж странно наблюдать, когда начинающие парашютисты хвалятся, что «устояли на ногах». Безопасное приземление «на ноги» обеспечивают только парашюты типа «крыло», да и то, при ошибках в приземлении перекат спасает «крылистов» от травм. Выполнение переката невозможно отработать «по бумажке». Обратитесь к инструктору на аэродроме.

В сильный ветер после приземления происходит протаскивание (возможно, вы уже испытали это на себе). Есть несколько способов справиться с протаскиванием.

    Протаскивания можно не допустить. Когда вы заранее готовы к протаскиванию (вы ведь знаете, что ветер сильный), сразу после приземления и переката нужно немедленно вскочить и обежать купол. У вас на это будет 1-2 секунды, пока купол будет опускаться. При сильном протаскивании часто встать не получается. Вас уже тащит по земле. Определите, какая из строп управления у вас ниже (купол ведь лежит на боку) и тяните нижнюю стропу управления до конца. Так погасить купол легче, чем тянуть за основные стропы. Если погасить купол не получается – всегда есть возможность его отцепить (выдернув подушку отцепки), проще потом прицепить купол обратно, чем зашивать его и отстирывать ранец запаски.

После приземления пристегиваем кольцо за карабин на подвесной системе, собираем стропы «косичкой», убираем парашют в сумку, и возвращаемся на старт. Запасной парашют можно поднимать и переносить только за специальную ручку на ранце, за «рога» поднимать его нельзя! При необходимости пересечь взлетно-посадочную полосу (ВПП), прежде всего, убедитесь, что самолет не взлетает и не заходит на посадку. При приземлении на ВПП нужно немедленно схватить парашют за вершину и оттащить в сторону за пределы полосы.

ДЕЙСТВИЯ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

«Когда дело доходит до прыжка, ваша готовность к нему

влияет на конечный результат гораздо больше,

чем работает ли ваш парашют вообще»

При отказах парашютов, оборудованных замками КЗУ, в том числе ПТЛ-72, необходимо отцепить основной купол перед вводом запасного. Исключение – если высота 300 м или ниже, в этом случае вводим запасной немедленно без отцепки.

Тренаж по действиям в особых случаях проводится перед каждым прыжковым днем. Эти действия отрабатываются до полного автоматизма, потому что при возникновении чрезвычайной ситуации на головной мозг рассчитывать не приходится. Регулярная отработка действий в особых случаях предотвращает ошибки, когда вам приходиться выполнять эти действия в стрессовом состоянии. Вот почему солдаты тренируются в стрельбе, пилоты отрабатывают ЧП, телохранители репетируют нападения, а парашютисты должны практиковать действия в особых случаях.

Посмотрите на эту ситуацию с другой стороны. Если вы неуверенно сдаете отцепку – на земле, в спокойной обстановке, заранее зная, что сейчас последует вводная на отказ, – и вы путаетесь, тормозите, то как вы можете рассчитывать на грамотные действия при реальном отказе?

Процедура отцепки:

    Обнаружили отказ. Находим взглядом кольцо запаски (вслепую не браться!) – беремся правой рукой. Находим взглядом подушку отцепки – беремся левой рукой. Одним движением выдергиваем и выкидываем подушку отцепки. Рука остается выпрямленной влево под 90º. Визуально убеждаемся, что основной купол полностью отсоединился. Немедленно дергаем кольцо запасного.

Полный отказ

Полный отказ – это когда вы дернули кольцо, но не почувствовали встряхивания на третьей секунде. Значит либо вас не пристегнули в самолете (стабилизация не раскрылась и вы падаете в беспорядочном падении), либо вы рукой захватили стабилизацию на отделении. Действия при полном отказе такие же, как при частичном – отцепка и ввод запасного парашюта. Помните, полный отказ дает вам наименьшее количество времени на реакцию.

Не нашли кольцо основного (звучит глупо, но бывает) – немедленно отцепляемся и открываем ПЗ. Не тратьте время на поиск кольца. Не ждите срабатывания прибора.

Несход чехла. Вы дернули кольцо, из ранца вышел желтый чехол, но купол из чехла не выходит. Времени так же мало, как при полном отказе. Не боритесь – отцепляйтесь.

Перехлест. При перехлесте одна или несколько строп проходят сверху купола и он теряет свою правильную круглую форму. Перехлест может сопровождаться вращением. Отцепка – запаска.

Зацеп стабилизации за части тела (например, за ногу). Делаем две коротких попытки избавиться от зацепления. Если не получилось – отцепляемся и вводим запасной.

Порыв купола, обрыв строп. Проверяем купол по принципу: Наполнен-Устойчив-Управляем. Если при этом отказе происходит вращение – попробуйте компенсировать вращение натяжением стропы управления до плеча. Если есть сомнения, что сможете безопасно приземлиться – отцепляйтесь.

Обрыв стропы управления. Если купол не вращает – попытайтесь его посадить, управляя другой стропой. Не стоит отцепляться – запасной парашют полностью неуправляемый. Если обрыв СУ сопровождается вращением – так приземляться нельзя. Отцепляемся.

Самоотцеп свободного конца. При самопроизвольном отсоединении одной пары свободных концов (обычно на раскрытии), купол полностью сложится. Немедленно полностью отцепляемся и вводим ПЗ.

Закрутка строп. Закрутка строп на круглых парашютах не считается отказом. Отцепляться не нужно – стропы раскрутятся сами.

Запуталась клеванта за другие стропы. Тоже несерьезный отказ. Если есть вращение – компенсируем его другой СУ. Выпутываем клеванту. Это может занять много времени – так что смотрите, куда летите.

Непроизвольное раскрытие ПЗ (обычно, если забыли расчековать запаску).

    Если вы удержали запаску от наполнения – зажимаем ее между ног, руками управляем парашютом. Если запасной парашют вывалился и болтается внизу, не наполняясь – собираем его на колени в плотный комок, зажимаем между ног. Если купол запасного пошел наполняться – не гасим его, пусть наполняется, будем снижаться на двух куполах. В этом случае запрещается отцеплять основной. Дело в том, что стропы наполненного купола находятся в натянутом состоянии и при отцепке они, сокращаясь, могут захлестнуть уходящими свободными концами стропы запасного и погасить его. Вы можете остаться совсем без рабочего парашюта. Парашют ПТЛ-72 нормально работает с запаской, только возможно вращение из-за того, что ПТЛ-72 имеет горизонтальную скорость, а З-5 – нет. Если наполняющаяся запаска полез внутрь основного купола, то, не дожидаясь пока она полностью туда залезет, вытягиваем ее за одну стропу. При спутывании двух куполов следует быть осторожными в отношении отцепки, так как она может усугубить ситуацию.

Схождение парашютистов в воздухе

Схождение парашютистов можно избежать, соблюдая осмотрительность, управляя куполом и предупреждая другого парашютиста голосом.

    При попадании на купол следует сбежать по нему в сторону ближней кромки. При влетании в стропы – разведите руки и ноги, чтобы не пройти между строп. Затем расходитесь в стороны, используя управляемость купола. Если запутались в стропах, нужно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижении и благополучное приземление обоих парашютистов хотя бы на одном куполе. Если у парашютистов при схождении оба основных парашюта начнут гаснуть, одному из них, находящемуся выше, необходимо немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста следует применять в случае крайней необходимости.

Попадание в восходящий поток.

Несмотря на заманчивую возможность полетать подольше, следует воспользоваться управляемостью купола и выйти из потока. Восходящий поток может унести вас далеко за пределы площадки приземления, на лес или водоем , и аэродромному персоналу потребуется много времени, чтобы вас найти и оказать помощь.

Зависание за самолетом

Очень редкая, но очень опасная ситуация – зависание за ЛА. Причем опасность представляет не само зависание, а неправильные действия зависшего парашютиста. Не паникуйте и не торопитесь. Потратьте несколько секунд, чтобы понять – чем вы зацепились и вспомнить эти рекомендации. Если вы видите инструктора и понимаете его команды – делайте, как он вам говорит.

Если вы зацепились за самолет куполом основного парашюта – отцепите его. Запасной парашют можно открывать только после полного отсоединения от самолета, иначе купол запаски, раскрывшись, сработает как тормозной парашют и самолет упадет.

Если же вы зацепились куполом ПЗ, не отцепляйте основной! Он вам понадобится после того, как вы отрежете стропы запаски своим стропорезом.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ НА ПРЕПЯТСТВИЯ

В первую очередь необходимо избежать приземления на препятствие, управляя своим парашютом.

Приземление на лес. При приземлении на лес вы должны встать против ветра, сжать плотно ноги и вынести их вперед, руками защищать лицо. В случае если ветер больше скорости купола и вас сносит назад, можно перед самым приземлением на лес развернуться в подвесной системе. При зависании на дереве стоит дождаться помощи с аэродрома. Не снимайте шлем – он защищает вашу голову от взлета до приземления, а вы еще не приземлились. Чтобы слезть самому нужно глубже сесть в подвесную систему, отстегнуть ПЗ с одной стороны, распустить ПЗ и полностью вытянуть купол и стропы из ранца вниз, расстегнуть грудную перемычку и ножные обхваты, затем осторожно спуститься по стропам и куполу ПЗ на землю. Не снимайте купол с дерева сами – дождитесь аэродромный персонал. Не отходите от повисшего купола – потом не найдете. Если телефон с собой и в зоне покрытия – позвоните на аэродром.

Приземление на провода. Если не удалось избежать приземления на провода, нужно ступнями ног оттолкнуться от проводов и предохранить лицо и голову от возможных ударов о столб или провода. Постарайтесь не задеть два провода одновременно.

При зависании на проводах следует отцепиться от купола (особенно, если наполненный купол подтягивает вас вверх к проводам). Приготовьтесь к падению с большой высоты. Приземлившись – отойдите в сторону и ждите аэродромный персонал.

Приземление на строения.

При приземлении на стену – встретить ее ногами и соскользнуть по ней до земли.

При попадании на середину крыши надо удержаться на здании и быстро отцепить купол.

При попадании на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро спрыгнуть с нее.

Приземление на взлетно-посадочную полосу (ВПП).

При приземлении на ВПП ее нужно немедленно освободить. Для этого, не снимая подвесной системы, быстро собираем купол в руки и убегаем за пределы ВПП. Можно оттащить купол за вершину.

Если вы приземлились за ВПП и вам нужно ее пересечь – подошли к краю взлетки, нашли взглядом самолет. Если он стоит на своей стоянке или летает высоко в небе – быстрым шагом пересекаем взлетку. Если самолет взлетает, садится, выруливает – стоим на краю взлетки до тех пор, пока самолет не закончит свои действия. При посадке самолета его не слышно.

Приводнение. При возникновении опасности попадания на воду, нужно стараться приводниться ближе к берегу. Парашютист должен заранее начать подготовку к приводнению: глубже сесть в подвесной системе, отстегнуть с одной стороны ПЗ, расстегнуть грудную перемычку и ножные обхваты, взяться руками за свободные концы подвесной системы. При касании воды ногами выпрямить корпус, выскользнуть из подвесной системы и отплыть в сторону, противоположную от опускающегося купола. Из-за трудности с оценкой расстояния до воды запрещается выпрыгивать из подвесной системы либо отцеплять купол до касания ногами воды.

Наиболее частые ошибки парашютистов начального уровня

· Неправильное положение тела при отделении от ЛА;

· Плохая группировка;

· Забывают вести отсчёт времени в период стабилизации;

· Не выдерживают установленного времени стабилизации;

· Забывают расчековать прибор на запаске;

· Выбирают неверное направление относительно направления ветра;

· Неправильное положение ног при приземлении;

· Неверные действия при протаскивании.

Правила поведения на аэродроме

· На нашем аэродроме для вас работает кафе, построены беседки, лавочки, детская площадка , автостоянка , туалет, можно пользоваться мангалом.

· Зоны, куда вам выходить нельзя – огорожены и обозначены запрещающими знаками. К таким зонам относятся стоянка самолетов, служебные помещения, площадка приземления парашютистов. В помещение укладки парашютов просьба не заходить без приглашения.

· Самолет обходится только со стороны хвоста, даже если двигатель не работает.

· Курить можно только в одном месте – лавочки возле флага.

· Для мусора предусмотрены урны.

· Фото и видеосъемка разрешена, при условии, что вы не будете выходить к самолетам и на площадку приземления.

· Летом в выходные дни возможно проживание на аэродроме в своей палатке, при условии соблюдения остальных правил.

· Если с вами приехали ваши друзья – доведите до них правила поведения на аэродроме.

Когда

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни, сбор на инструктаж на каждом аэродроме в разное время, но как практика – с 9-11 часов утра. Выбор транспортного самолета и парашютной системы зависит от того, что есть в наличии на аэродроме. Обычно техника старая, но надежная. Если для вас крайне важен тип купола, то лучше заранее узнать все по телефону.

Чтобы прыжок состоялся

Необходимо пройти медкомиссию. Аэродромный врач осуществляет беглый осмотр и опрос на предмет основных противопоказаний. Измеряют пульс и давление. Но все же заботиться о своем здоровье вы должны сами. За прыжок с вас обязательно возьмут деньги. Расценки лучше уточнить по телефону.

Одежда и обувь

Специальные парашютистские ботинки – очень жесткие, крепко держат голеностоп. Шнуровка спереди и сзади дает защиту от вывиха и растяжения. Это надо учесть при выборе обуви для своего прыжка. Одежду необходимо подобрать с длинными рукавами и брючинами, даже если это разгар лета.

Летная погода

Самое главное, чтобы ветер был меньше 6 м/с. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле. Желательно, чтобы не было грозы, а вот в дождь прыгать можно, но тащить после приземления намокший парашют – затруднительно.

Инструктаж

Перед полетом с перворазниками проводится подробный инструктаж. Иногда он затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день. Во время инструктажа даются общие рекомендации, разъясняется предназначение основных частей парашютной системы, проводится тренировка основных моментов прыжка. Многим запомнилась знаменитая «тумбочка», высотой в полтора метра, на которой отрабатывается приземление.

Надеваем парашюты

Сразу необходимо отметить, что парашюты проходят несколько ступеней проверки и укладывают их для перворазников профессионалы, поэтому бояться «нераскрытия» не надо, лучше сосредоточиться на более важных вещах.

Прыжки перворазников проводятся на десантных парашютных системах (Д-1-5У, Д-5, Д-6 и пр.).

Д1-5У весит 17,5 кг. Площадь купола 82,5 м2 Конструкция парашюта проста и надежна в работе. Она проверена длительным опытом массовой эксплуатации. У него есть одно значительное преимущество, отличающее его от других – он не требует принудительного раскрытия, т.е. выдергивания кольца. Парашют открывается сам после выхода человека из самолета. Для некоторых это психологическое преимущество важнее веса, управляемости и мягкости.

Д-6 - парашют с принудительным (ручным) раскрытием и выдергиванием кольца через три секунды после прыжка. Вес 11,5 кг. Площадь купола 83 м2.

Частью этого парашюта является стабилизирующая система (медуза). Основной функцией системы является стабилизация положения парашютиста перед раскрытием основного купола. Она же выполняет функции вытяжного парашюта, т.е. вытягивает основной парашют. Вытяжной фал (леер) одним концом прикреплен к металлическому тросу в самолёте, другой, цепляется к карабину медузы. При прыжке леер натягивается, рвёт сдерживающую нитку и открывает малый парашют (эту самую медузу). Открытие медузы запускает страхующий прибор, который отсчитывает три секунды и открывает основной парашют, конечно в том случае, если парашютист забыл дернуть кольцо. Для того чтобы не потерять кольцо, к нему привязана резинка, в которую продевается рука.

Запаска предназначена для эксплуатации в случае отказа работы основного парашюта.

Запаска также оснащена страхующим прибором, который включается перед прыжком в самолете. Его надо обязательно отключить, если основной купол раскрылся правильно, иначе придется приземляться на двух парашютах. Для этого нужно вытащить рыжую-красную тесемку из специальной петельки не ниже 300 м.

Для практически нереальных случаев нераскрытия основного парашюта и несрабатывания страхующего прибора запаски, ее можно раскрыть с помощью кольца или специального троса.

Фиксация парашюта на человеке

Для того, чтобы не выпасть из системы во время открытия парашюта, его подгоняют к туловищу очень плотно. Большой рюкзак с основным парашютом одевается на печи и закрепляется. Лямками он фиксируется на груди и ногах. Жесткость регулируется боковыми лямками. Также закрепляется сумка для последующего складывания парашюта. В самом конце экипировки фиксируется запасной парашют в виде маленькой сумки с красной металлической скобой, общим весом в 5 кг. Дополняет все это великолепие парашютно-мотоциклетный шлем.

В таком виде довольно затруднительно передвигаться по земле, но он не для этого и одевается.

В самолете

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу – самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши.

Выпускающий (инструктор) прицепляет вытяжные фалы стабилизирующих парашютов всех прыгающих к металлическому тросу, объясняет каждому человеку на пальцах его очередь, открывает люк, определяет силу и направление ветра (кидает пристрелку).

Звучит команда приготовиться к прыжку – это 2 коротких звонка сирены. Времени на подготовку отводится очень мало – всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров.

Главное здесь – следить за сигналами инструктора. Он знаками показывает, кому приготовиться. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая – чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета.

Инструктор запускает страхующий прибор на запаске. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", отделяетесь. Удачи!

Высота выброски парашютистов – 800 метров и земля из самолета выглядит просто картой. Скорость самолета при выброске – 160 км/ч. Люди в момент прыжка исчезают на взгляд оставшихся в самолете «в никуда», их просто мгновенно сносит потоком воздуха. У некоторых это вызывает шок и приступ страха, поэтому лучше знать это заранее. Ведь по инструкции, самолет должен прилетать пустым. Тех, кто отказывается прыгнуть – выкидывают.

Прыжок

"Пошел!" Мягкий, но резкий удар набегающего потока закручивает парашютиста в свободном падении со скоростью 50 м/сек. Свободное падение длится три секунды – вытяжной фал вытаскивает "медузу" (стабилизирующий парашют), в этот момент надо сгруппироваться и начать отсчет: "521, 522, 523". Такое нагромождение цифр используется для того, чтобы разволновавшийся парашютист, оказавшись за бортом самолета, не выпалил "раз-два-три" на одном дыхании. Далее, со всей силы, выдергивается кольцо и еще через две секунды вас мягко дергает (динамический удар), это означает, что парашют раскрылся. В этот момент падение значительно замедляется. При забытом кольце парашют раскроет страхующая система.

Если прыжок осуществляется на «дубе», то необходимо просто отсчитать пять секунд с момента отделения и проверить открытие. Для проверки раскрытия купола – бросаете взгляд вверх через плечо. Это очень трудно сделать – мешают натянутые стропы и шлем. Если купол раскрылся и раскрылся хорошо, отключайте страхующую систему запасного парашюта (вынув рыжую-красную ленту). В случае нераскрытия (это уже нештатная ситуация), дергаете кольцо запасного парашюта.

Далее летите три минуты и наслаждаетесь! Первое, что вас поражает с момента открытия парашюта – абсолютная тишина! Это происходит потому, что уши привыкли к реву мотора, а в пустоте на высоте 600 метров звуки с земли практически не долетают. Но именно в это время парашютист и испытывает самые приятные ощущения, ради которых и стоит прыгать! Необходимо помнить про безопасное расстояние между парашютистами, особенно в ветреную погоду. Скручивание строп двух парашютов может стать причиной несчастного случая.

Как пилотировать парашют, если он пилотируемый

Правильно пилотировать парашют очень важно для приземления, иначе, в лучшем случае, можно переломать ноги.

Красные стропы. Потянув за правую – повернетесь вправо, за левую – влево. А развернуться необходимо лицом против ветра. Дело в том, что когда парашютист летит по ветру, то скорость снижения складывается со скоростью ветра. Если же развернуться против ветра, то горизонтальная скорость вычитается из вертикальной. А это как раз то, что нужно.

Также перед посадкой, примерно с высоты восьмого этажа, нужно начать отгибать переднюю кромку парашюта, т.к., при движении против ветра, это позволяет снизить скорость.

Приземление

Самый серьезный этап в прыжке. Скорость при падении – пять метров в секунду и примерно за десять метров до земли, горизонт, остававшийся во время полета зрительно неподвижным, резко прыгает вверх.

В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги свести вместе, под углом 30 градусов к вертикальной оси человека, стопы расположить параллельно земле, подбородок прижать к груди. При посадке нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги Передние лямки парашюта необходимо потянуть вниз, чтобы погасить горизонтальную скорость.

При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе на ноги может лечь неравномерная нагрузка и, как результат – перелом ноги. Для смягчения удара, парашютист падает на спину или на бок.

После падения, чтобы 85 кв. метров, наполненные воздухом, не утащили вас в неведомые дали, необходимо погасить купол. Для этого надо с силой потянуть за нижние стропы, как бы сбивая его.

Приземление в экстремальных условиях

Самое опасное – это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.

Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае, если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.

При приземлении на крыши зданий – главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.

Складывание парашюта

После приземления купол собирается так, чтобы вместе с ранцем и стропами смог поместиться в специальной сумке, которая прицеплена на груди. Чтобы стропы не запутались, их связывают в "бесконечку", петля за петлей, получается что-то похожее на канат, который потом легко распускается. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов, в лучшем случае – вас подберет специальная машина.

Все. Осталось только решиться на свой первый прыжок. И тогда море восторга и счастья вам обеспечены!

УКЛАДКА ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ Т-4 СЕРИИ 4М (СЕРИИ 4МП)

Укладка парашюта Т-4 серии 4М для прыжка с принудительным раскрытием выполняется в пять этапов.

Для укладки парашютной системы подбирают ровную площадку, имеющую твердое покрытие или чистый сухой грунт. Парашютные системы, как основные, так и запасные, укладывают также в специальных парашютных классах или в других помещениях, где можно растянуть укладочное полотнище на всю длину.

При укладке парашютов используется специальная укладочная принадлежность (рис. 3.23), в комплект которой входят укладочное полотнище для укладки на нем парашюта 1, подкладочное полотнище для предохранения купола от загрязнения 2, одиннадцать металлических костылей 3 для крепления укладочного полотнища к земле, три грузика 5 для удобства укладки купола, три вспомогательные шпильки 8 для удобства затяжки ранца, укладочный крючок 7 для укладки строп, укладочная линейка 6 для удобства заправки клапанов ранца, укладочная рамка 11 для удобства укладки строп, укладочная трубка 9 для сборки шарового парашюта, контровочная нить 10 для контровки прибора, шнур 4 для удобства затяжки клапанов ранца. Комплект укладочной принадлежности хранится и переносится в специальной сумке.


Рис. 3.23. Укладочная принадлежность:
1 - укладочное полотнище; 2 - подкладочное полотнище; 3 - костыли; 4 - шнур-затяжка; 5 - грузики; 6 - укладочная линейка; 7 - укладочный крючок; 8 - вспомогательные шпильки; 9 - укладочная трубка; 10 - контровочная нить; 11 - укладочная рамка; 12 - сумка

Укладка парашюта Т-4 серии 4М выполняется поэтапно как для совершения прыжка с принудительным раскрытием ранца, так и для совершения прыжка с ручным раскрытием ранца. Каждый этап представляет собой законченную операцию, контролируемую офицером воздушно-десантной службы.

Первый этап. Проверка наличия, исправности частей парашютной системы и подготовка их к укладке

Расстилают укладочное полотнище на всю длину и закрепляют одиннадцатью костылями. Накрывают укладочное полотнище подкладочным полотнищем, вынимают парашют из парашютной сумки, кладут на середину подкладочного полотнища и вытягивают на всю длину. Отделяемые части раскладывают в таком порядке, в каком они будут включаться в работу при раскрытии парашюта.

Для укладки парашютной системы на принудительное раскрытие применяются следующие части: вытяжное звено, звено зачековки, чехол звена зачековки, звено ручного раскрытия (трос с петлей), вытяжной шаровой бесстропный парашют, чехол купола, звено купола, купол со стропами, подвесная система, ранец, паспорт, парашютная сумка.

Убедившись в соответствии номера паспорта номеру на куполе и в правильности заполнения паспорта, проверяют наличие и исправность всех частей. После проверки наличия и исправности частей соединяют петлю звена зачековки 1 (рис. 3.24) с петлей чехла 2. Прикрепляют звено зачековки в чехле 1 (рис. 3.25) к петле 2 вытяжного звена 3. Продевают звено зачековки в шланг, расположенный на верхнем клапане ранца, шланг при этом вынимают из шлевки, но оставляют в петле, пришитой к правому наспинно-плечевому обхвату. Вытяжное звено временно укладывают под ранцевые резины правого клапана ранца. Складывают вытяжной парашют (рис. 3.26) и зачековывают шпилькой-чекой, соединяют чехол купола основного парашюта с вытяжным парашютом узлом-удавкой.


Рис. 3.24. Звено зачековки с чехлом:
1 - петля звена зачековки; 2 - петля чехла


Рис. 3.25. Вытяжное звено со звеном зачековки:
1 - чехол звена зачековки; 2 - петля звена зачековки; 3 - вытяжное звено

Присоединяют конец с малой петлей звена купола (рис 3.27) к пучку строп на полюсном отверстии купола, конец с большой петлей пропускают через чехол купола и коуш вытяжного парашюта. Надевают большую петлю звена купола на сложенный вытяжной парашют и получившийся в результате этого узел-удавку затягивают на его коуше.

Устанавливают кольцо звена ручного раскрытия в карман на левом соединительном ремне, а его трос с петлей продевают в шланг. Выравнивают плечевые обхваты на одинаковый размер и проверяют исправность замков ОСК и парашютной сумки.


Рис. 3.26. Складывание вытяжного шарового бесстропного парашюта


Рис. 3.27.
Соединение вытяжного шарового бесстропного парашюта с уздечкой чехла

Обнаруженные при проверке дефекты анализируются, и делается заключение о пригодности парашютной системы к применению. Ремонт или замена неисправных частей производится в ремонтной мастерской части.

При контроле первого этапа проверяются:

  • крепление звена зачековки к петле вытяжного звена и наличие на нем чехла;
  • соединение чехла купола с вытяжным парашютом;
  • присоединение эвена купола к куполу и вытяжному парашюту;
  • наличие эвена ручного раскрытия в своем кармане.

Второй этап. Укладка купола основного парашюта и надевание чехла на него

Закрепляют вершину купола основного парашюта на укладочном полотнище с помощью металлического костыля. Разделяют стропы правой и левой групп и левую половину купола перебрасывают на правую сторону. Берут 14-ю стропу у кромки купола в левую руку, 15-ю стропу в правую руку. Растягивают полотнище, заключенное между 14-й и 15-й стропами, на всю длину по радиальным швам и перебрасывают правой рукой через верх справа налево, перекладывают 15-ю стропу в левую руку, а правой берут 14-ю стропу и т. д. Действуя в указанной последовательности, укладывают купол до 21-й стропы. Берут 21-ю стропу, выбирают слабину клапана до его натяжения и, захватив стропу управления этого клапана вместе с 22-й стропой, перебрасывают полотнище таким образом, чтобы все стропы звена управления разместились в 21-м полотнище. При дальнейшей укладке необходимо помнить, чтобы полотнища, заключенные между 26, 27, 28, 1, 2 и 3-й стропами, не должны провисать и иметь одинаковое натяжение с другими полотнищами.

Укладывая второй клапан и его звено управления, выбирают слабину клапана, захватывают его вместе с 8-й стропой и стропой управления и укладывают в 7-е полотнище так, чтобы все стропы звена управления оказались в этом полотнище. Заканчивается укладка полотнищ разравниванием 14-го полотнища, при правильной укладке 14-я стропа должна оказаться сверху.

Переворачивают купол и кладут его 14-м полотнищем и 14-й стропой вниз. Раскладывают купол на две половины, при этом марка завода-изготовителя на куполе должна находиться с правой стороны (рис. 3.28).

Подтягивают стропы, выравнивают и разделяют их на правую и левую группы. Стропы управления на месте входа их внутрь купола разводят в стороны на 40-50 мм. Заворачивают кромку правой половины купола, выравнивают, слабину клапана выбирают и укладывают его между полотнищами, аналогично выравнивают кромку левой половины купола. Выровняв кромки купола, полотнища правой и левой половины купола подгибают по всей длине на ширину чехла и накладывают грузики по всей длине купола. Проверяют звено купола и, убедившись, что оно не перекручено, на вершину купола надевают чехол, при этом петлю из красного шнура, пришитую на кромке полюсного отверстия купола, совмещают с уздечкой полюсного отверстия купола и надевают их на костыль, которым крепится укладочное полотнище.

Отворачивают основу фартука чехла. Берут основу чехла (рис. 3,29) за нижнюю часть и, снимая грузики, натягивают чехол на купол до меток 1, расположенных на расстоянии 350 мм от нижней кромки купола.


Рис. 3.28.
Уложенный купол парашюта Т-4 серии 4М


Рис. 3.29. Надевание чехла на купол:
1 - метка; 2 - стягивающий резиновый шнур с петлями для сот

Отсоединяют петлю из красного шнура от костыля и, оставляя уздечку купола на костыле, купол подтягивают за стропы. Выводят резиновые соты стягивающего шнура 2 в окно основы фартука на внешнюю сторону чехла и временно зачековывают укладочной линейкой. Расправляют основу фартука до уровня нижней кромки купола, оставляя предохранитель строп собранным.


Рис. 3.30. Проверка уложенного купола парашюта Т-4 серии 4:
1 - стропы верхней пары свободных концов подвесной системы; 2 - укладочная линейка; 3 - чехол купола

Вставляют в карманы чехла 3 (рис. 3.30) укладочную рамку, кладут ранец подвесной системой вниз, подвесную систему расправляют в направлении от плечевых к ножным обхватам, при этом плечевые обхваты должны быть выровнены и иметь одинаковый размер. Приступают к проверке купола, для чего укладочной линейкой 2 отделяют стропы 1 верхней пары свободных концов и с ней проходят вдоль строп от подвесной системы к куполу. Если укладка купола выполнена правильно, то верхняя ее половина должна приподняться и стропы левой половины должны отделиться от строп правой половины, при этом перекручивание строп не допускается.

При контроле второго этапа проверяются: правильность укладки купола; положение чехла на куполе.

Третий этап. Укладка строп в соты чехла

Берут все стропы на расстоянии 450 мм от нижней кромки купола и кладут их на чехол между сотами, а фартук чехла кладут на съемные резиновые соты. Продевают двойные и одинарные съемные резиновые соты в окно фартука.

При замыкании фартука стропами оставляют слабину строп для исключения выбивания их из замыкающих сот при проваливании купола в чехле в начале работы парашюта. Вынув из резиновых сот стягивающего шнура укладочную линейку, временно их замыкающую, затягивают в них пучок строп.

Захватывают крючком стропы и протаскивают их в левую двойную съемную соту так, чтобы метки на стропах оказались на изгибе в левой двойной съемной соте. Таким же образом протаскивают пучок строп в правую двойную съемную соту.

Пропускают крючок через левую одинарную соту и в нее затягивают пучок строп, аналогично затягивают пучок строп в правую одинарную соту.


Рис. 3.31. Зачековка карманов ранца резиновыми сотами:
а - исходное расположение свободных концов на дне ранца; б - зачековка карманов на резиновые соты; в - зачековка резиновых сот пучками строп: г - окончательное положение строп в сотах; 1- карманы; 2 - резиновые соты; 3 - дно ранца

Укладку строп ведут с самой верхней левой ячейки сот, не допуская перекручивания строп. По мере укладывания строп в соты подвесную систему подтягивают к куполу. Заканчивают укладку строп в соты у отметки на стропах, находящейся на 1,3 м от свободных концов подвесной системы.

Передвигают ранец к куполу, свободные концы накладывают на дно 3 (рис. 3.31) ранца так, чтобы каждая пара свободных концов оказалась между съемной сотой и карманом 1, не допуская при этом попадания клевантов в стропы.

Зачековывают вначале правый карман на резиновую соту 2 общим пучком строп, а затем левый.

Складывают свободную часть звена купола зигзагообразно, заправляют его в резиновую петлю на звене купола и укладывают в чехол купола.

При контроле третьего этапа проверяются:

    укладка строп в соты чехла и соты ранца

    укладка звена купола в чехол купола;

    размещение свободных концов с клевантами на ранце.

    Проверяют расположение звена зачековки в шланге, чехол звена зачековки должен быть надетым на шланг и прикрывать часть шланга до петли.

Четвертый этап. Укладка купола в чехле на ранец и затяжка ранца

Подгибают правый и левый карманы под ранец, нижний клапан 1 (рис. 3.32) оставляют откинутым. Кладут купол предохранителем строп 2 на ранец к нижнему клапану. Укладывают два сложения купола по длине ранца, используя укладочную линейку 3, кромку в чехле заправляют в карманы.


Рис. 3.32. Укладка купола на ранец:
1 - нижний клапан; 2 - предохранитель строп; 3 - укладочная линейка; 4 - вершина чехла; 5 - вытяжной шаровой бесстропный парашют

Продолжают укладку купола в чехле на ранец таким образом, чтобы вытяжной парашют 5 уложенного зигзагом купола в чехле 4 был обращен к нижнему клапану и обеспечил равномерное заполнение ранца при его затяжке.

Кладут вытяжной парашют на купол, располагая его конус 4 (рис. 3.33) против третьего сверху люверса на правом клапане 5, а отверстие в конусе вдоль ранца, при этом соту 1 для шпильки-чеки 2 обращают в сторону нижнего клапана.


Рис. 3.33. Затяжка ранца на средний конус:
1 - сота; 2-шпилька-чека; 3 - вспомогательная шпилька; 4 - конус вытяжного шарового парашюта; 5 - правый клапан

Прижимая вытяжной парашют к боковым сторонам уложенного купола, накладывают на него правый боковой клапан ранца, вынимают шпильку-чеку из конуса вытяжного парашюта, надевают третий люверс правого бокового клапана на конус вытяжного парашюта и вставляют вспомогательную шпильку 3 в отверстие конуса поверх люверса.

Накладывают левый боковой клапан, пропускают шнуровое кольцо через средний люверс правого бокового клапана и зачековывают клапаны вспомогательной шпилькой, шпильку-чеку вытяжного парашюта убирают с помощью ленты в соту.

Подтягивают верхний клапан ранца, на его конус надевают люверсы левого и правого клапанов, на первую шпильку звена зачековки надевают тросовую петлю звена ручного раскрытия и эту шпильку вставляют в отверстие первого конуса. Вставляют среднюю шпильку звена зачековки в шнуровое кольцо, вынимая вспомогательную шпильку. Надевают нижний люверс правого бокового клапана на конус и вставляют третью шпильку звена зачековки. Подтягивают нижний клапан, временно вынимают шпильку из третьего конуса, на конус 2 (рис. 3.34) надевают пряжку-люверс 1 и третью шпильку звена зачековки вновь вставляют в третий конус, а вспомогательную шпильку вынимают из конуса вытяжного парашюта. Заправляют с помощью линейки верхний и боковые клапаны. При заправке клапанов необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить укладочной линейкой ткань вытяжного парашюта, чехла купола и купол.


Рис. 3.34. Затяжка клапанов ранца парашюта Т-4 серии 4:
1 - пряжка-люверс; 2 - конус

Временно связывают концы тесьмы-завязки на верхнем клапане и тесьмы-завязки кармана ППК-У-405А.

Зажимают крючки ранцевых резин в проволочных петлях на клапанах ранца, резины продевают в шлевки и застегивают на дне ранца, при этом застежка ранцевых резин верхнего клапана производится в последнюю очередь.

Заправляют конец шланга и часть чехла, надетого на шланг, под правый боковой клапан.

Заправляют вытяжное звено под верхнюю и нижнюю ранце вые резины на правом боковом клапане и контрят его для чего промежуточную петлю связывают с кольцом, закрепленным на правом клапане, контровочной нитью в два сложения.

Укладывают карабин вытяжного звена в карман на правом боковом клапане ранца.

При контроле четвертого этапа проверяются:

    положение петли троса на первой шпильке звена зачековки;

    зачековка клапанов ранца шпильками звена зачековки;

    наличие шпильки-чеки вытяжного парашюта в соте;

    заправка вытяжного звена на правом клапане.

Пятый этап. Подгонка подвесной системы и проверка парашютной системы

Регулируя длину наспинно-плечевых обхватов, грудной перемычки, поясного и ножных обхватов, подгоняют подвесную систему по росту таким образом, чтобы верхний обрез ранца был на уровне плеч парашютиста-спортсмена, при этом она должна без излишней слабины облегать тело, а замки ОСК должны располагаться на уровне ключиц. После подгонки подвесной системы проводят окончательную проверку парашюта.

Проверяют размещение шпилек звена зачековки в конусах и убеждаются, что на верхней шпильке поверх конуса находится петля троса звена ручного раскрытия, третий сверху люверс на правом клапане ранца совпадает с люверсом на вытяжном парашюте, а его конус виден через отверстие. Застегивают предохранительный клапан после проверки.

Проверяют, чтобы крючки ранцевых резин на клапанах были зажаты, а ранцевые резины проходили в шлевки на дне ранца и были застегнуты на соответствующие проволочные петли, причем резины верхнего клапана проходили поверх резин боковых клапанов.

При контроле пятого этапа проверяются:

    узел присоединения вытяжного звена к звену зачековки;

    размещение вытяжного звена под резинами ранца;

    контровка промежуточной петли к кольцу на клапане ранца;

    исправность карабина и его размещение в кармане на правом клапане ранца.

Укладка парашюта Т-4 серии 4М для прыжка с ручным раскрытием

Укладка производится в той же последовательности, что и для прыжков с принудительным раскрытием, за исключением следующего. При укладке парашюта Т-4 серии 4М для прыжка с ручным раскрытием звено зачековки, чехол звена зачековки, звено ручного раскрытия (трос с петлей) не используют, а применяют звено ручного раскрытия (трос с тремя шпильками), ППК-У-405А, шнур включения ППК-У-405А.

На первом этапе устанавливают звено ручного раскрытия (трос с тремя шпильками) в карман для кольца, его трос пропускают в шланг, свободный шланг вставляют в специальную петлю. Шнур включения ППК-У-405А соединяют с концевой петлей вытяжного звена.

Объем укладки до пятого этапа не имеет отличий от укладки данного парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца.

На пятом этапе производится монтаж парашютного прибора, при этом проверяют внешним осмотром и на срабатывание ППК-У-405А, для чего устанавливают шкалу высоты анероида на отметку в соответствии с задачей прыжка и с учетом превышения площадки приземления над уровнем моря, вставляют гибкую шпильку в затвор, взводят вытяжной механизм, устанавливают стрелку часового механизма по шкале времени на заданную отметку (в пределах 3-5 с) и контрят гибкую шпильку в затворе прибора.

Отсоединяют ранцевые резины верхнего клапана, верхнюю и среднюю резины правого клапана.

Устанавливают шланг ППК-У-405А со стороны кармана для ППК-У-405А под правую группу свободных концов подвесной системы и выполняют байонетное соединение шланга с пластиной на верхнем клапане, с учетом того, что трос ППК-У-405А при выбранной слабине и совмещении его петли с верхним конусом должен быть длиннее на 10-15 мм. При затяжке клапанов ранца на первую шпильку звена ручного раскрытия надевают петлю прибора так, чтобы она была надетой на шпильку в промежутке между конусом и спайкой шпильки.

Привязывают шланг ППК-У-405А тесьмой-завязкой, размещают ППК-У-405А в кармане, привязывают за направляющую трубку тесьмами-завязками, застегивают ранцевые резины, прижимая шланг ППК-У-405А на верхнем и боковом клапанах.

Заправляют вытяжное звено под верхнюю и нижнюю ранцевые резины на правом клапане, контрят его и укладывают карабин вытяжного звена в специальный карман.

После подгонки подвесной системы и окончательной проверки парашюта делают запись в паспорте о произведенной укладке. Офицер воздушно-десантной службы, который осуществлял проверку парашютных систем, расписывается в паспорте, после чего их укладывают в парашютные сумки, опечатывают и сдают на хранение.

ПРОВЕРКА ОСНОВНОГО И ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТОВ ПЕРЕД ПРЫЖКОМ

Под контролем тренера парашютист-спортсмен должен проверять запасной и основной парашюты перед каждым прыжком.

Проверка производится в пять этапов, при этом в каждом из них проверяются:

первый этап - запасной парашют:

  • наличие, исправность и крепление ранцевых резин (пружин);
  • исправность замыкающего устройства ранца;
  • правильность контровки и наличие печати;
  • положение кольца звена ручного раскрытия в кармане ранца;
  • исправность петель свободных концов промежуточной подвесной системы;
  • аккуратность заправки угловых отворотов ранца;
  • исправность выступов рамы жесткости ранца для крепления его к ранцу парашютной системы;

второй этап - подвесная система:

  • исправность подвесной системы и ее подгонка по росту и под обмундирование;
  • исправность всех карабинов;
  • исправность скобы крепления запасного парашюта и фиксаторов;
  • наличие кольца, исправность его кармана и положение троса звена ручного раскрытия в шланге;

третий этап - сборка замка ОСК:

    правильность захода пряжки в замок;

    правильность монтажа замка ОСК - сигнальные красные точки на рычаге и корпусе замка должны быть закрыты;

    закрыт ли замок, для чего одной рукой взяться за свободный конец подвесной системы и потянуть его вверх, а другой рукой (при натянутом свободном конце) нажать на гашетки замка и потянуть на себя - при правильной сборке замка ОСК пряжка свободного конца подвесной системы не должна выходить из замка;

четвертый этап - основной парашют:

    исправность конусов, люверсов, шпилек звена зачековки, а также свободно ли передвигаются шпильки в конусах ранца;

    исправность шланга и звена ручного раскрытия;

    наличие ранцевых пружин, их исправность и правильность крепления на ранце;

    аккуратность заправки карманов ранца;

    правильность расположения вытяжного парашюта в ранце - центр его основания должен находиться под средним конусом;

    плотность застежки предохранительного клапана;

пятый этап - монтаж парашютного прибора на ранец:

  • присоединение петли троса прибора к первой шпильке звена зачековки;
  • установка времени и высоты на шкалах прибора; контровка гибкой шпильки;
  • присоединение шнура включения прибора к вытяжному звену;
  • не выступает ли упор анероида над поверхностью платы;
  • исправность вытяжного звена и его заправка.

Тренировочный парашют Т-4 серии 4М (рис. 1) предназначен для спортивно-тренировочных прыжков и является переходным к более сложным спортивным парашютам.

Рис. 1. Общий вид уложенного парашюта Т-4 серии 4М

Тактико-технические данные парашюта

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 100 кг парашют Т-4 серии 4М обеспечивает:

  • надежную работу на высоте до 1500 м при немедленном введении его в действие на скорости 400 км/ч;
  • максимальные перегрузки не более 15 g;
  • ручное раскрытие, принудительное раскрытие ранца и принудительное стягивание чехла с купола;
  • минимальную безопасную высоту прыжка с горизонтально летящего самолета 150 м при немедленном введении в действие на скорости полета 120 - 400 км/ч;
  • вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и массе парашютиста 100 кг, на участке 30-35 м от земли - не более 6,3 м/с; при полностью натянутых стропах управления скорость снижения увеличивается на 1 м/с;
  • отсутствие самопроизвольного раскрытия;
  • устойчивость при снижении;
  • потерю высоты при скольжении с отсутствием явлений складывания купола;
  • управление парашютом в воздухе при снижении как с помощью строп управления, так и посредством свободных концов подвесной системы; разворачивание купола в желаемую сторону и горизонтальное перемещение парашютиста в процессе снижения, причем один оборот купола на 360° в любую сторону при натяжении одной стропы управления совершается за время не более 5,0-6,5 с
  • горизонтальное перемещение парашюта вперед происходит со скоростью до 4 м/с, назад - со скоростью до 2,3 м/с (при максимальном натяжении строп управления); нейтральность купола, т.е. отсутствие горизонтального перемещения, при сильном натяжении строп управления;
  • усилия, потребные для управления парашютом, незначительны и, наконец, управление куполом в воздухе не приводит к складыванию купола;
  • быстрое отсоединение купола парашюта посредством одного замка от подвесной системы в случае надобности при снижении, а также при гашении купола во время протаскивания по земле;
  • применение страхующих парашютных приборов для автоматического раскрытия парашюта;
  • применение запасных парашютов типа 3-2 , 3-1П, 3-4 и 3-5 ;
  • усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца, - не более 16 кгс.

2. Габариты уложенного парашюта, мм:

  • длина 540+20;
  • ширина 345+20;
  • высота 260+20.

3. Масса парашюта без парашютного страхующего прибора и переносной сумки не превышает 13,2 кг.

4. Парашют рассчитан на количество прыжков не менее 5 на высоте до 1500 м и скорости 400 км/ч.

Или не менее 400 в течение 5 лет эксплуатации со дня выпуска, или 300 прыжков в течение 12 лет со дня выпуска на скорости до 300 км/ч, как при немедленном введении его в действие, так и с любой задержкой раскрытия ранца при условии своевременного проведения ремонта и замены чехла купола.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Вытяжной шаровой бесстропный парашют площадью 0,22м² имеет устройство, аналогичное устройству шарового вытяжного парашюта спортивного парашюта Д-1- 5У .

2. Чехол купола из капронового полотна имеет форму рукава длиной 3900 мм.

3. Купол (Рис. 2), изготовленный из капронового полотна арт. 56005П или 56005крП, имеет форму правильного 28-угольника площадью 64 м². Диаметр полюсного отверстия 450 мм, общая площадь вырезов составляет 8,4 м². В качестве соединительного звена используется, капроновый шнур прочностью 550 кгс и длиной 1100 мм.

Рис. 2. Форма купола парашюта Т-4 серии 4М в плане:

1 - купол; 2 - клапан; 3 - радиальная щель; 4 - вертикальные отверстия; 5 - срезанные полотнища; 6 - знак звена строп управления; 7 - линия ограничения натягивания чехла при укладке

4. Подвесная система выполнена из капроновой ленты ПЛК-44 . Для правильного присоединения свободных концов к замкам подвесной системы (ОСК) задние свободные концы отмечены словами <левый>, <правый>. Длина свободных концов подвесной системы 430 мм. К каждой пряжке-полукольцу монтируется по семь строп.

5. Ранец конвертообразной формы, изготовлен из капронового авизента. Двойное дно ранца укреплено рамой жесткости. Длина одинарной ранцевой резины с кулонами 325-340 мм, двойной - 375-390 мм.

6. Шланги гибкие предназначены для направления движения троса вытяжного кольца или троса принудительного раскрытия ранца. Изготовлены из специальной профилированной стальной ленты и обтянуты капроновой лентой ЛПКПкр-40- 700.

Длина шлангов - 510-520 мм.

7. Вытяжное кольцо - металлическое. Длина троса от последней шпильки до ограничителя включительно равна 1070 мм. Шпильки троса расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Первая шпилька, считая от корпуса кольца, имеет длину 38 мм, остальные - по 32 мм.

8. Вытяжное кольцо с тросовой петлей также металлическое, длина троса с петлей - 785 мм.

9. Предохранительный чехол имеет форму рукава длиной 390 мм.

10. Вытяжная веревка из капронового шнура ШККП-1200 длиной 3000 мм. Вторая петля находится на расстоянии 1400 мм от первой.

11. Переносная сумка прямоугольной формы из авизента, имеет размеры 590X260X420 мм.

12. Вытяжной трос предназначается для принудительного раскрытия ранца парашюта.

Длина троса с петлей равна 1037-1057 мм.

13. Подушка изготовляется из авизента с поролоновой прокладкой толщиной 40 мм.

14. Страхующий парашютный прибор типа КАП-3 или ППК-У со шлангом длиной 405 мм.

15. Паспорт необходим для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.



Рекомендуем почитать

Наверх