Роль экологических экскурсий в начальной школе. Урок - экскурсия План конспект экскурсии в начальной школе

Красота 06.07.2019

Роль экологических экскурсий

в начальной школе

МОУ СОШ №30 г. Томска

Экологическое воспитание и образование становятся основой современного образования. По мнению учёных, экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребёнком находился умный грамотный наставник, способный развить в нём начала экологической культуры.

Содержание экологического образования можно в полной мере реализовать только на основе тесной связи урочных и внеурочных форм обучения. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо получения знаний, также и формирование опыта принятия решений и привычек поведения. В процессе общения детей с окружающей природой у них формируется определённый опыт. Для этого необходимо делать их участниками реальной практической природоохранной деятельности.

В своей практике я большое внимание обращают на необходимость проведения экологических экскурсий в природу, что позволяет на конкретном материале показать учащимся воздействие человека на окружающую среду и необходимость её охраны от загрязнений. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии решаются не только образовательные задачи, но и экологические проблемы. Рассмотрим в качестве примера одну из таких экскурсий.

Тема экскурсии: Проведение наблюдений за изменениями в природе осенью. Степень загрязнения территории школьного парка. 3 класс .

Цель экскурсии:

1)познакомить учащихся с некоторыми представителями лиственных древесных растений;

2)пронаблюдать признаки наступления осени;

3)выяснить причины и степень загрязнения территории.

Подготовка учителя к экскурсии:

1. Изучает место будущей экскурсии и маршрут.

2. Намечает объекты, на которых необходимо остановить внимание детей. Уточняет их название.

3. Определяет места остановки для наблюдений и сбора материала, задания для организации работы учащихся.

4. Составляет план проведения экскурсии.

Рассмотрим один из вариантов составления плана проведения экскурсии.

План проведения экскурсии

Логические части экскурсии

Маршрут (указание места)

Методические приёмы

Рассматриваемые объекты

Дидактическое обеспечение (оборудование)

1.Мотивация учащихся. Сообщение темы и цели экскурсии. Проведение инструктажа о правилах поведения в природе и сборе объектов.

Школа (класс)

наглядность по теме «Правила поведения в природе»

Блокноты, карандаши,

2.Первая остановка

Школьный парк

Ствол и листья берёзы

Блокноты, карандаши,

3.Вторая остановка

Школьный парк

Наблюдения, логические умозаключения

Ствол, листья и плоды рябины

Блокноты, карандаши,

фотоаппарат, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов.

4.Третья остановка

Школьный парк

Наблюдения, логические умозаключения

Ствол, листья и плоды шиповника, территория школьного парка

Блокноты, карандаши,

фотоаппарат, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов.

5.Подведение итогов экскурсии .

Школьный парк

Наблюдения, логические умозаключения

Территория пришкольного парка

Блокноты, карандаши,

фотоаппарат, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов, перчатки и пакеты для сбора мусора.


Ход экскурсии

Этапы экскурсии

Мотивация учащихся

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим экскурсию в школьный парк. Там мы познакомимся с растениями, соберём красивые осенние листья, плоды и семена; пронаблюдаем, признаки наступления осени; выясним причины и степень загрязнения территории нашего парка.

Проверьте свою готовность к работе.

С собой в парк нам необходимо взять блокноты, карандаши, папки для сбора растений, коробочки для сбора семян и плодов, перчатки и пакеты для сбора мусора.

Ребята, а что нам необходимо выполнять для того, чтобы экскурсия прошла интересно для нас, и с пользой для природы?

(Повторяют правила друзей природы - правила поведения в лесу)

Сейчас мы построимся парами и отправимся в школьный парк.

Первая остановка «Угадай-ка»

Ребята, мы находимся на территории школьного парка. Это наша первая остановка. Она называется «Угадай-ка».

Посмотрите

- Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

А вы согласны, ребята, с И. Буниным?

Вы знаете, почему осенью листья становятся разноцветными?

Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество, которое находится в листьях – хлорофилл. Он образуется в листьях на свету. Летом солнца много, поэтому лист – зелёный.

А когда наступает осень, какие изменения происходят в природе? Подскажите мне. (Ответы детей)

Осенью растения начинают получать меньше света поэтому, зелёный цвет в листе убывает и заметным становится то красящее вещество, которое находится в вянущем листе.

А теперь откройте свои блокнотики и запишите дату. Посмотрите, какая сегодня погода. (Ответы детей) Отметьте у себя в блокнотах.

Посмотрите внимательно вокруг себя. Что вы видите? (ответы детей)

Угадайте, с кем я хочу вас познакомить:

- «Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос».

Как вы догадались, что это берёза?...

Берёза - нарядное и красивое дерево. Тонкие ветки берёзы опущены вниз. Такой белой коры больше не найдёшь ни на одном дереве. О русской берёзе написано много стихотворений. (Один ученик зачитывает отрывок из стихотворения А. Прокофьева «Берёзка»)

По каким признакам можно отличить берёзу?

Какого цвета ствол берёзы?

Какова форма листьев?.. Зарисуйте.

Какого они цвета?.. Раскрасьте.

Давайте соберём несколько опавших листьев берёзы и положим их в папки.

Вторая остановка

«Наблюдай-ка»

Вторая остановка называется «Наблюдай-ка». Посмотрите внимательно вокруг. Какое растение больше всего привлекает ваше внимание. Почему?

Возьмите опавший лист рябины и рассмотрите его.

Чем он отличается от всех остальных листьев?

На одном черешке сидит много мелких листочков. Лист рябины осенью имеет яркую оранжевую или красную окраску.

Вложите листочки в папки. Зарисуйте лист рябины. Раскрасьте.

Рассмотрите ствол рябины. Что вы заметили?...

Сравните рябину с другими деревьями по высоте. О чём это нам говорит?

Что необычного вы ещё заметили на этом дереве? (Ягоды)

Этими ягодами-плодами питаются птицы зимой. После наступления морозов плоды становятся съедобными и для человека.

Ребята, а кто знает, как собирать плоды рябины?...

Аккуратно нагнуть ветку и собрать ягодки, но не все. Часть надо оставить птицам на зиму. (Учитель демонстрирует сбор ягод рябины)

Третья остановка «Удивляй-ка»

Третья наша остановка называется «Удивляй-ка.»

Что это за растение перед нами? (Шиповник)

Как вы догадались? ...

Рассмотрите листья этого растения. Какие они по форме, по цвету? Чем отличаются от собранных нами ранее? …

Ребята, что можно сказать о стволе и высоте шиповника? Посмотрите внимательно. (Имеет несколько небольших стволиков, по высоте ниже тех деревьев, которые мы рассматривали)

Как мы называем такие растения?...

Растения средней высоты, имеющие твёрдые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли, называют кустарниками. Шиповник, сирень, калина – всё это кустарники.

Посмотрите, что ещё есть у шиповника? (Плоды)

Кто, ребята, знает, чем полезны плоды шиповника? …

Зарисуйте веточку шиповника и раскрасьте.

А кто может показать, как надо собирать ягоды шиповника. (2,3 человека демонстрируют сбор ягод)

Молодцы! А теперь, ребята, я попрошу вас обратить внимание на территорию школьного парка.

Скажите, пожалуйста, что здесь не так? … Чего не должно быть в природе?

Почему это происходит?...

Что можно сделать для того, чтобы в парке стало чище?...

Сейчас мы с вами возьмём пакеты для мусора и, возвращаясь к школе, соберём бумагу, обёртки от конфет, пластиковые бутылки. Весь собранный мусор унесём в контейнер. (После уборки мусора)

Ребята, а теперь посмотрите на территорию нашего парка. Изменилось, что-нибудь?...

Все растения и животные этого парка благодарят вас, ребята, за чистоту и порядок. Я надеюсь, что вы будете поддерживать чистоту и порядок не только в этом парке, но и в любом другом уголке природы.

Подведение итогов

Подошла к концу наша экскурсия.

Что нового узнали о растениях школьного парка, об осенних изменениях в природе?

Что вам понравилось на этой экскурсии? Отметьте у себя в блокнотах.

Окончательное закрепление знаний проводится на следующий день в классе. Учащимся предлагается по листьям назвать растения, определить плоды каких растений они собрали, рассказать об осенних явлениях в природе, о влиянии человека на красоту окружающего мира. Из собранных листьев, плодов, веточек ребятам можно предложить оформить гербарий или выполнить композицию из этого природного материала на уроке технологии.

Экологические экскурсии можно проводить по разным темам. Например:

1. Состояние деревьев в лесопарке. Повреждения деревьев.

2. Насекомые – вредители растений. Птицы и насекомые.

3. Наблюдения за птицами города. Привлечение птиц в городе путём подкормки.

4. Влияние города на обитающих в нём птиц. Значение птиц для города.

5. Проведение наблюдений в природе. Бытовые отходы и следы отдыха посетителей.

Практика показывает, что экологические экскурсии помогают ребёнку видеть не только красоту окружающего мира, выявлять нарушения в природе, созданные человеком и частично устранять их; но и повышают уровень экологического воспитания младшего школьника.

Тема урока: Экскурсия в парк

Класс: 2-а

Учитель: Филиппова Э.О.

Цели: учить детей наблюдать за растениями и насекомыми, за изменениями в природе; формировать у учащихся элементами экологических представлений о взаимосвязи живых организмов со средой обитания; учить наблюдать, сравнивать, готовить материал для сочинения.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,-

Входи сюда, будь сердцем чуток,-

Не оскверни его святынь.

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы отправимся на экскурсию в школьный парк. На материале ваших наблюдений мы напишем сочинение.

Мы побываем в гостях у матушки природы.

Где чаще всего любят отдыхать люди?

Все мы любим природу, любим лес.

Полна чудес могучая природа!

И хороша в любое время года.

3. Изложение материала.

Как приятно не спеша побродить по лесу, вдыхая его вкусный приятный запах. Погулять по траве, услышать птичьи голоса, глазами увидеть различные краски. На природе мы укрепляем свое здоровье.

А почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?

А если человек умеет понимать красоту природы, он постарается не делать ей больно. А чтобы сберечь и не разрушать ее, нужно знать ряд правил поведения на природе.

1. Не рвать цветы.

2. Не шуметь в лесу.

3. Не ломать ветки.

4. Не сорить.

5.Не разорять гнезда.

6. Помогать птицам и животным где нужно.

4. Сообщение о погоде.

Теперь мы услышим сообщение дежурных о погоде и отправимся в парк.

5. Изложение материала. В парке.

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес…

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои.

Даже уголок школьного парка, это уголок природы- часть Родины, а значит и частичка нас самих.

Вот мы с вами на том месте, где проходила встреча с природой. Мы были зимой. – Что вы видели? – Как выглядели деревья?

Какое сейчас время года?

Какие весенние месяцы вы знаете?

Давайте вспомним о погоде марта.

(Небо пасмурное, t -5, нет солнца, осадки в виде дождя и снега, деревья серые, без листьев, слышны звуки падающей капели)

Что наблюдаем сейчас? (t +, голубое чистое небо, солнце, земля покрыта листьями, звуки шелеста листьев, жужжание насекомых)

ВЫВОД: какие изменения произошли в природе послушайте загадки.

1). Кончилось время снега и льда.

Берег реки затопляет вода.

День удлинился, ночь убывает

Как это время, скажи называют (весна, апрель)

2). Вот мотыльков зеленый рай

Деревья облепил весной.

Лишь ветерок влетает в парк,

Легко их крылышки дрожат. Что это? (листья)

3) Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай.

Что за месяц это..май.

Назовите признаки весны в произведениях наших поэтов. Поэты эти строки посвятили весне. (Стихи читают дети)

1) Вот уж снег последний в поле тает.

Теплый пар отходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли. (А.Толстой)

2) Зимние дни миновали,ночи короткие стали,

Солнышко с неба ясней луч золотой разливает.

Влажным теплом подувает ветер с раздольных полей.(С. Дрожжин)

3) Чиста небесная лазурь.

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (А. Плещеев)

4) Прошли дожди, апрель теплее.

Всю ночь – туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору. (И. Бунин)

5) Только что на проталинах весенних

Показались ранние листочки,

Как из первого чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка. (А. Пушкин)

Какие приметы весны вы знаете?

Апрель с водою- май с травою.

В марте день с ночью мерятся, равняются.

Весенний дождь лишним не бывает.

Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно, лето будет сухое.

Вода на лугу – сено в стогу.

Ребята, а теперь отгадайте загадки.

1. Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

Какие виды облаков вы знаете?

А весной мы наблюдаем какие? (Кучевые)

Кучевые облака обычно видны весной, летом и ранней осенью. Ярко- белого цвета, похожие на клубы дыма, они движутся довольно быстро. Обычно кучевые облака бывают только днем. С утра собираются, днем клубятся и громоздятся друг на друга, а к вечеру исчезают. Небо, как и утром делается чистым. И всю ночь ярко мерцают над головой звезды. Иной раз кучевые облака и вовсе не появляются на протяжении дня. Все это признаки устойчивой хорошей погоды.

Когда же кучевые облака становятся темными, похожими на башни и горы, скоро надо ожидать грозы.

Назовите основные признаки весны? (изменение t, солнце ярче, долгота дня, таяние снега, зеленая растительность)

6. Деление на группы и распределение объектов наблюдения.

А сейчас разделимся на 3 группы.

1 группа- проводит обследование деревьев и кустарников парка и представит свои наблюдения.

2 группа- обследует земляной покров (почву, травы, цветы)

3 группа- понаблюдает за насекомыми и птицами.

7.Практическая работа. Каждая группа выполняет свое задание.

1 группа наблюдала за деревьями и кустарниками.

Какие деревья есть на территории нашего парка?

Как вы определили? (Верба, береза, ива, тополь, каштан, клен)

Какие кустарники? (бузина, смородина, боярышник, сирень)

Природа ожила. Первыми на весеннее тепло отзываются деревья и кустарники. Первыми в наших краях начинает наливаться соком клен. Недели через две после клена пойдет березовый сок. Деревьям нужна вода, почва, свет, тепло и воздух. Стволы деревьев и кустарников покрыты корой.

У деревьев большое разнообразие листьев, строение у них во многом сходно. Обычно лист растения состоит из листовой пластинки, которая покрыта кожицей. Кожица предохраняет лист от повреждения и высыхания. В кожице есть маленькое отверстие - устьица. Через них лист испаряет влагу, поглощает кислород из воздуха и выделяет углекислый газ. Форму и прочность листу придает многочисленные жилки- тонкие сосуды. По жилкам в лист и из листа перемещается вода и питательные вещества. Главная жилка листа соединяется со стеблем черешком.

- В парке много разнообразных деревьев и кустарников. Я загадаю загадки, а вы находите дерево.

1) Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке, свесив сережки.

Русская красавица, народом она славится (береза)

2) Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.

А о чем она грустит, никому не говорит. (ива или ветла)

3) Стоит девчонка в сторонке скромно.

Ну, а осенью, как на парад кисти красные висят. (рябина)

4) У какого дерева плоды спрятаны в зеленые ежики? (каштан)

5) Первый соком наливаюсь, насекомых приглашаю.

Пчелы, осы и шмели- опылители мои. (клен)

6) Лопаются весной почки, появляются листочки и сережки вновь висят,

Ну, а лишь пройдет апрель

Полетит пуховая метель.(тополь)

Береза. Это удивительное дерево. Стройный белый ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки. Береза – символ Родины. Цветки березы распускаются одновременно с листьями. Листья и почки березы используют в медицине и косметологии. Своей красотою вдохновила многих поэтов.

1) Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей.

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета

В сережках, в листве кружевной.

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий – чудесен

Нет дерева сердцу милей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

2) Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С зелеными застежками

С веселыми сережками.

Тополь, вяз – эти неприхотливые деревья растут очень быстро. Листья улавливают, задерживают пыль, очищают воздух. Весной на тополях появляются сережки. Еще его называют – лучший пылесос.

Вяз- деревья бывают очень высокие. Листья похожи на листья орешника. Вяз – неприхотливое дерево. Он выдерживает и морозы и засуху.

Каштан конский любимое дерево горожан, парков и аллей. Бывает очень высоким. Широкая, пышная крона создает в летнюю жару прохладу. Стоишь как под зонтиком. Плоды каштана используют в медицине.

2 группа.

Разнообразны растения школьного парка. Это и травянистые растения и цветковые.

Какие травы и цветы вы заметили? (лютик, гусиный лук, спорыш, повитель, разн. лебеды, одуванчик, разнообр. клевера, пастушья сумка, полынь, пырей)

В с/х все эти травы- сорняки. А вот в народной медицине широко используют: полынь, одуванчик, спорыш, пастушья сумка). Из одуванчиков делают салаты т.к богаты витаминами.

3 группа

Ребята наблюдали за насекомыми и птицами. У них,наверное, была самая сложная задача. Их объекты быстро могут исчезнуть. Но мы ежедневно приходим на это место и будем наблюдать. Ребята расскажут о своих наблюдениях. (пчелы, шмели, муравьи, мухи, пауки, божьи коровки, солдатики)

Кто наблюдал за муравьями? Что интересного увидели?

Муравьи обитатели и санитары леса. Божья коровка уничтожает тлю. А вот мухи переносят возбудителей различных болезней. Скоро появятся комары и мошкара.

1) Он сети как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк!(ПАУК)

2) Чей домишко из иголок на земле, у старых елок?

За травой не виден он, а жильцов в нем миллион.(МУРАВЬИ)

3) На большой цветной ковер села эскадрилья,

То раскроет, то закроет расписные крылья. (БАБОЧКА)

4) Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног – без копыт,

Летит– воет, сядет– землю роет. (ЖУК)

5) Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (ПЧЕЛА)

6) Пучеглазая нахалка может спать на потолке

Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

Проворную цокотуху называют люди …(МУХОЙ)

7) Без рук, без ног, на брюхе ползает. (ЧЕРВЯК)

9) Летит– говорит, а сядет – молчит.

И размером мала, а на брюшке жало. (ОСА)

Почва– это сложная экосистема. В ней достаточное количество доступных питательных веществ и влаги делают этот поверхностный слой богатым. Среди этого подземного мира есть животные постоянные обитатели и временные. Постоянные: дождевые черви (появляются после дождя). Длина– до 30 см. Питание червей разнообразно. Пропуская богатую перегноем почву через кишечник, извлекают из нее питательные вещества. Они поедают полусгнившие части растений, опавшую листву. Значение дождевых червей для с/х огромно. Они снабжают почву кислородом, рыхлят ее.

Каких птиц вы услышали?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Кто может прилететь в скворечник? Дети сделали жилище для птиц, тем самым внеся свой вклад в охрану природы.

И в конце я хочу сказать вот о чем: не трогайте, не убивайте, не обижайте живые существа. Помните: они здесь хозяева, здесь их дом, а вы всего лишь, гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

Наша экскурсия подходит к концу.

8.Д/з вам будет собрать необходимый материал для написания сочинения

9.Итог: - Какие изменения в природе произошли с приходом весны?

Как изменилась погода? Растения? Животные?

Весеннее потепление и другие изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений и животных: распускаются листья на деревьях и кустарниках, повсюду появляется молодая трава, зацвели многие травянистые растения, проснулись насекомые, прилетели из теплых стран птицы.


Филиппова Эльмира Октаевна

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Цели: - учить детей наблюдать за изменением в природе зимой;

- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

-прививать внимательное отношение к птицам

- Сегодня урок окружающего мира мы проведем необычно. За партами сидеть не будем, а

отправимся в лес за знаниями, впечатлениями, эмоциями.

Для наблюдений разделимся на три группы. Первая группа – сидящие за первым рядом. Ваша

задача - наблюдать заизменениями в неживой природе, прошедшие с осенней экскурсии. Вторая

группа рассматривает снег, его форму, цвет, количеств. Задача третьей группы –наблюдение за

живой природой. Итак, мы отправляемся в зимний парк.

Зимний лес, это сказочный сон.

Внём волшебностью веет повсюду.

Тишиной очарует вас он.

Серебро вдруг подарит, как другу.

Им осыплет вас щедро с высот,

Лучом солнца помашет игриво,

И узорами снежных красот

Покорит ваше сердце, как диво.

Бахромой серебристой сверкая,

Манит лес своей сказкой всегда,

Я в плену у него, понимая,

Он - источник всех тайн бытия.

- Первая остановка. Что вы заметили? Чем зимний парк отличается от осеннего?

- Действительно, солнце появляется на небосклоне меньше, греет не так, как летом и осенью.

Температура воздуха стала ниже, поэтому осадки выпадают в виде снега. Проходя около реки, мы

заметили, что вода скрыта подо льдом. На земле лежит снежный покров.

Лёгкий ветерок и воздух свежий,

Под ногами снега звучный хруст,

Будто острым ножиком я режу

Сочный, спелый, сахарный арбуз...

Падает снежинка- парашютик -

И пошло: разверзлись небеса!..

Зрелище, прекрасное до жути -

Снежный нескончаемый десант!

И не знаешь, к берегу какому

В круговерти этой повернуть...

В гущу снегопада, словно в омут,

Поневоле хочется нырнуть..

Из него снегурочкою выйти -

Фонари, как огоньки лампад -

И сказать всем: "Только посмотрите!

- Вторая группа поделится своими наблюдениями за снегом.

Обычные снежинки имеют диаметр 5 мм. Самая крупная в мире снежинка разрослась до 12 см.

Вес обычной снежинки всего 1 мг, так как она на 95% состоит из воздуха. Снег падает со

скоростью меньше 1 км/час.Снег отражает до 95 процентов солнечной энергии, поэтому на солнце

он может не таять. По этой же причине в горах даже при самой солнечной и жаркой погоде может

находиться уйма снега. А в населенных пунктах снег может таять из- за пыли, которая оседает на

снегу и нагревается на солнце.

Кстати, сам снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже

красный снег –обычное явление. Дело в том, что живущие между его кристаллов водоросли

окрашивают целые участки снега. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный –в

голубой, зеленый, серый и черный цвета.Эскимосы используют 24 слова, для того чтобы описать

снег в его различных состояниях. У саамов для определения и описания снега во всех его возможных

видах используется 41 слово.

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может

быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга,

почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют

четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно

шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в

кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы,

находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую формувлияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что

сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые

наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор.

Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем

свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и

непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого

покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут

озимые, не будет урожая, не родится хлеб.Снег создает тот необходимый запас влаги, который так

важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.

- Как называют явления природы, когда дует ветер и идет снег?

Отличаются эти три явления силой ветра и объемом поднимаемых снежных масс: метель (метелица)

- просто сильный ветер со снегом, вьюга - снежная буря, когда сила ветра может быть

вьюга, которая представляет для человека смертельную опасность.

- Остановка третья . Присмотритесь – кого можно увидеть в зимнем лесу?

что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве

пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в

теплые страны.Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, -отсутствие еды и

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия

для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми .

Дятлыспособны истреблять врагов леса, которые совсем недоступны длядругихптиц. А

разрушая и вскрывая ходы личинок короедов и иных жуков, они помогают остальным птицам –

синицам, поползням и другим –добирать всех насекомых на больном дереве. Правда, иной раз они и

грешат: крадут птенцов синиц. Но главное –они как бы подготавливают фронт работы всему

пернатому населению для уничтожения вредителей. Кроме того, во вскрытые ходы легче проникают

мелкие насекомые –хищники, вызывающие гибель личинок и куколок всяких жуков.

Уменье дятлов выдалбливать дупла в малоценных и сухих деревьях привлекает в наши сады и

леса много других полезных птиц, которые также строят свои гнезда в дуплах, а сами их долбить не

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни,

сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда -вкусная сосновая хвоя. А вот

тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится

клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места

на место. Это кочующие птицы.

черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато- розовую окраску, а темный

хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Если присмотреться, то можно увидеть, что на

крыльях большинства особей второстепенные маховые перья заканчиваются маленькой алой

пластиночкой.

Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать,

свистеть". Песня свиристеля -нежная журчащая трель «сви- ри- ри - ри- ри», похожая на звучание

свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно- негаданно как

свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их

совсем близко, разрешает полюбоваться собой.

В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно

самец бережно кормить их.

Начиная с марта - апреля свиристели отправляются на север, где в приполярной тайге они выводят

Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными

ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягодырябины,

а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и

зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников. Прожорливость свиристелей так велика,

что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод иплодов в не переваренном

виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели

способствуют распространению растений, оказывая лесу как бы «услугу за услугу».

Снегирь птица доверчивая и несколько мнительная. Сидя рядом с человеком, он продолжает

заниматься своим делом и подолгу не слетает с ветки. Даже «завтракая», он не перестанет петь.

Самка выглядит поскромнее самца, в серовато- дымчатом наряде. И так же поет, подсвистывая

же уптицсамочки лишены этой прекрасной особенности.Где любят селиться снегири?

Снегирь –птица чистолесная. И все его знают. Зимой возле человеческих жилищ вместе с

другими пернатыми обитателями тайги появляется и румяный красавец снегирь. Эта красногрудая

птичка доверчива и добродушна.

Излюбленное местопребывание –хвойные и смешанные леса. Зимой, кочуя, он встречается везде,

даже в селах и городах.

Зимний день в лесу. Тихо, только иногда где- то пискнет синица, прокричит сойка. Кажется, жизнь

застыла. Где же животные? Неужели все улетели или залегли вспячку? Но приглядитесь - вот

цепочка каких- то точек тянется по снегу и приводит к маленькой норке. А вот следы покрупнее, они

разворошил лесную подстилку. Даже зимой жизнь в лесу кипит, надо только уметь её увидеть.

Большинство зверьков очень скрытны, и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной

образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все

животные оставляютследы. По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его

пол, возраст, куда оно направлялось и зачем.

- Чем мы можем помочь птицам зимой?

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

  • Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
  • Экскурсия по определенной теме . Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
  • Итоговая экскурсия , систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.

Подготовка к уроку-экскурсии

  1. Организационно-мотивационная часть . Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний . Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть , в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: , делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, . Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги . Учитель оценивает работу учащихся, дает : сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Куда можно оправиться на экскурсию

Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.

Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.

Интересны уроки-экскурсии по городу , когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.

Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.

Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.

Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут . Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории . Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов .

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков .

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство . Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии .

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку . Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

Ошибки при проведении урока-экскурсии

Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:

  • Учитель увлекается рассказом в ущерб показу, что нарушает принцип наглядности. Если есть возможность, дети должны все посмотреть, понюхать, потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». Они сами должны убедиться в свойствах предмета, лично ознакомиться с ним. Разумеется, речь не идет о музейных экспонатах под стеклом.
  • Не соблюдается логика показа объектов, нарушена хронология, перепутана последовательность. А это вносит сумятицу и затрудняет восприятие.
  • Объекты показываются каждый по отдельности, не связанно друг с другом. Получается своего рода калейдоскоп, в котором трудно найти общее для всех элементов.
  • Ученики — пассивные получатели знаний, не вовлечены в познавательную деятельность. Чтобы такого не было, учитель должен при подготовке к уроку-экскурсии грамотно подготовить вопросы и задания для учащихся, точно поставить перед ними четкую цель и объяснить задачи.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Урок -экскурсия.

Тема. В гости к осени.

Цели: познакомить с осенними изменениями в природе; расширять знания учащихся о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе;

Научаться наблюдать изменения в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.

Предварительная подготовка к экскурсии: нужно выбрать место проведения экскурсии – участок парка; побывать учителю на этом месте, отметить места остановок, объекты изучения; дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о животных и растениях; экскурсия должна проводится в тёплый и солнечный день.

Ход урока – экскурсии.

1.Организационный момент. В классе учитель делит детей на группы. Каждая группа в парке получит своё задание на цветных карточках в форме листьев.

II. Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение:

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

III. Формулирование темы и целей урока

– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью) (слайд 5)

Учитель.Прежде чем мы отправимся на экскурсию, давайте повторим правила поведения в парке.

1.Не ломать деревья и кустарники, не рвать травянистые растения.

2.Не обрывать паутину и не убивать пауков.

3.Не распугивать птичьи стаи.

4. Не ловить и не уносить животных домой.

5.Не шуметь, не пугать птиц и животных!

–Учитель. Это очень хорошо, но давайте вспомним и закрепим тему прошлого урока.

IV. Работа по теме урока. Экскурсия в парке.

1.Повторение и закрепление изученного материала

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)
– Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?(слайд 6)
– А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура – 50°, а в Арктике – 57°. Где теплее?

2.«Открытие» новых знаний.

Самостоятельная работа в группах по инструкционным картам.

1 группа. Внимательно посмотреть вокруг и перечислить деревья и кустарники у которых пожелтели и покраснели листья.

2 группа. Собрать коллекцию опавших листьев с деревьев и кустарников .

3 группа. Соберите семена и плоды различных растений .

5. Осенние изменения в неживой природе

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно (слайд 7).

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза,затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все этоосенние явления в неживой природе (слайд 8).

6. Как меняется осенью жизнь растений

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Давайте вспомним нашу экскурсию, как мы остановились на минуту и прислушались к звукам в лесу. Слышали шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
– Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву? (слайд 10)
Обратите внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

3. Игра «Отгадай растение»

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

4. Осенние изменения в жизни животных

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
– У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зеленым побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы мышами, другими мелкими животными.)

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Кто сможет рассказать о перелетных птицах?
Учитель рассказывает о перелетных птицах (слайд 13).
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых (слайд 14).
Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Учитель рассказывает детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Контрольная карта №1

Контрольная карта №2

Контрольная карта №3

    Солнце ниже поднимается над горизонтом по сравнению с летом. Световой день становится короче.

    Становится меньше солнечных дней; преобладает пасмурная погода, чаще идут моросящие прохладные дожди. По утрам – туманы, иногда бывают и первые заморозки с инеем на траве. Чаще дуют ветры средней силы.

    Вода в водоемах стала холодной. Почва также становится холодной

    Листья меняют окраску. Начинается листопад. На некоторых деревьях и кустарниках сохранились плоды.

    Цветущих трав не наблюдается. Травы начинают увядать.

    Все меньше становится насекомых (одни забираются поглубже в почву, другие – под кору).

5.Физкультминутка.Подвижная игра.

6. Продолжение работы по теме экскурсии. Игра «Отгадай животное»

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о каком звере идет речь? Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.(Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму!(Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

Заполнение таблицы.

7. Возвращение в класс.

VI. Рефлексия.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Осенью в щель заберётся,

Что удалось вам?

В чём испытывали затруднения?

– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

6. Итог урока – экскурсии.

Выполнили мы поставленные задачи?

Достигли вы цели урока?

Чтобы вы ещё хотели понаблюдать по теме, но вам не удалось?

Что нового вы узнали?

VII. Домашнее задание

Рабочая тетрадь № 1, стр. 13.

Рисунок осеннего дерева.



Рекомендуем почитать

Наверх