С какой скоростью летали самолеты в вов. Советские самолёты времён Великой Отечественной войны

Отношения, любовь и семья 17.02.2019
Отношения, любовь и семья

После изобретения первых летальных аппаратов и конструкций их начали применять в военных целях. Так появилась боевая авиация, став основной частью вооруженных сил всех стран мира. В данной статье описаны самые популярные и эффективные советские самолеты, которые внесли свой особый вклад в победу над фашистскими захватчики.

Трагедия первых дней войны

Ил-2 стал первым образцом новой схемы конструирования самолетов. В конструкторском бюро Илюшина поняли, что такой подход заметно ухудшает конструкцию и утяжеляет ее. Новый конструкторский подход дал новые возможности по более рациональному использованию массы самолета. Так появился Ильюшин-2 - самолет, который за свою особо прочную броню заслужил прозвище «летающий танк».

Ил-2 создал немцам невероятное количество проблем. Самолет поначалу применялся как истребитель, но в этой роли показал себя не особо эффективно. Слабая маневренность и скорость не давали Ил-2 возможности сражаться с быстрыми и разящими немецкими истребителями. Тем более что слабая защита задней позволяла атаковать Ил-2 немецким истребителям сзади.

Проблемы с самолетом испытывали и разработчики. Во время всего периода Великой Отечественной вооружение Ил-2 постоянно менялось, а также было оборудовано место для второго пилота. Это грозило тем, что самолет мог стать вообще неуправляемым.

Но все эти усилия дали нужный результат. Изначальные 20-миллиметровые пушки были заменены на крупнокалиберные 37-миллиметровые. С таким мощным вооружениям штурмовика стали боятся практически все виды наземных войск, от пехоты до танков и бронемашин.

По некоторым воспоминаниям летчиков, которые воевали на Ил-2, стрельба из орудий штурмовика приводила к тому, что самолет буквально зависал в воздухе от сильной отдачи. В случае атаки вражеских истребителей хвостовой стрелок прикрывал незащищенную часть Ил-2. Таким образом, штурмовик стал фактически летающей крепостью. Этот тезис подтверждает и тот факт, что штурмовик брал на борт несколько бомб.

Все эти качества возымели большой успех, и Ильюшин-2 стал просто незаменимым самолетом в любом сражении. Он стал не только легендарным штурмовиком Великой Отечественной войны, но и побил рекорды по производству: всего за период войны было выпущено около 40 тыс. экземпляров. Таким образом, самолеты советских времен могли конкурировать с люфтваффе по всем параметрам.

Бомбардировщики

Бомбардировщик, с тактической точки зрения, незаменимая часть боевой авиации в любом сражении. Пожалуй, самый узнаваемый советский бомбардировщик времен Великой Отечественной - это Пе-2. Он разрабатывался как тактический сверхтяжелый истребитель, но со временем его преобразовали и сделали опаснейший пикирующий бомбардировщик.

Следует отметить, что советские самолеты бомбардировочного класса дебютировали именно во время Великой Отечественной войны. Появление бомбардировщиков обуславливалось множеством факторов, но главным из них было развитие системы ПВО. Сразу разрабатывалась специальная тактика использования бомбардировщиков, которая подразумевала подход к цели на большой высоте, резкое снижение до высоты сброса бомб, такой же резкий уход в небо. Такая тактика дала свои результаты.

Пе-2 и Ту-2

Пикирующий бомбардировщик сбрасывает бомбы, не следуя по горизонтальной линии. Он буквально сам падает на свою цель и сбрасывает бомбу только тогда, когда до цели остается каких-нибудь 200 метров. Следствие такого тактического хода - безупречная точность. Но, как известно, самолет на малой высоте могут задеть зенитки, а это не могло не отражаться на системе конструкции бомбардировщиков.

Таким образом, получалось так, что бомбардировщик должен совмещать в себе несовмещаемое. Он должен быть насколько возможно компактным и маневренным, и при этом нести тяжелый боезапас. Кроме этого, конструкция бомбардировщика предполагалась как прочная, способная выдержать удар зенитного орудия. Поэтому самолет Пе-2 очень хорошо подошел под эту роль.

Бомбардировщик Пе-2 дополнял весьма сходный по параметрам Ту-2. Он представлял собой двухмоторный пикировщик, который применялся по выше описанной тактике. Проблема этого самолета была в незначительных заказах модели на авиазаводах. Но к концу войны проблема была исправлена, Ту-2 даже модернизировали и успешно применяли в боях.

Ту-2 выполнял самые разнообразные боевые задачи. Он работал в качестве штурмовика, бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и перехватчика.

Ил-4

Тактический бомбардировщик Ил-4 справедливо заслужил звание самого красивого самолета Великой Отечественной, благодаря чему его трудно спутать с каким-либо другим самолетом. Ильюшин-4, несмотря на усложненное управление, был популярен в ВВС, самолет даже применяли в качестве торпедоносца.

Ил-4 закрепился в истории как самолет, который осуществлял первые бомбардировки столицы Третьего Рейха - Берлина. А произошло это не в мае 1945 года, а осенью 1941. Но бомбардировки продолжались недолго. Зимой фронт сместился далеко на Восток, и Берлин стал вне зоны досягаемости для советских пикировщиков.

Пе-8

Бомбардировщик Пе-8 в военные годы был настолько редким и неузнаваемым, что иногда даже подвергался атаке своих ПВО. Однако именно он выполнял самые сложные боевые задачи.

Дальний бомбардировщик хотя и выпускался еще в конце 30-годов, но зато был единственным самолетом своего класса в СССР. Пе-8 имел высочайшую скорость передвижения (400 км/ч), а запас топлива в баке позволял донести бомбы не только до Берлина, но и вернуться назад. Самолет оснащался самыми крупнокалиберными бомбами вплоть до пятитонных ФАБ-5000. Именно Пе-8 бомбили Хельсинки, Кенигсберг, Берлин в тот момент, когда линия фронта находилась в районе Москвы. Из-за рабочей дальности Пе-8 называли стратегическим бомбардировщиком, а в те годы данный класс самолетов только разрабатывался. Все советские самолеты Второй мировой принадлежали к классу истребителей, бомбардировщиков, разведчиков или транспортников, но никак не к стратегической авиации, только Пе-8 был своеобразным исключением из правил.

Одна из важнейших операций, которую выполнял Пе-8 - это перевозка В. Молотова в США и Великобританию. Перелет происходил весной 1942 по маршруту, который проходил через оккупированные нацистами территории. Молотов путешествовал на пассажирской версии Пе-8. Таких самолетов было разработано всего несколько штук.

На сегодняшний день, благодаря техническому прогрессу, перевозят десятки тысяч пассажиров ежедневно. Но в те далекие военные дни каждый перелет являлся подвигом, причем как для пилотов, так и для пассажиров. Всегда была большая вероятность быть сбитым, а сбитый советский самолет - это потеря не только ценных жизней, но и большой ущерб для государства, который возместить было очень сложно.

Завершая небольшой обзор, в котором описаны самые популярные советские самолеты времен Великой Отечественной войны, следует упомянуть тот факт, что все разработки, строительство и воздушные бои происходили в условиях холода, голода и отсутствия кадров. Однако каждая новая машины была важным шагом в развитии мировой авиации. Имена Ильюшина, Яковлева, Лавочкина, Туполева навсегда останутся в военной истории. И не только главы конструкторских бюро, но и рядовые инженеры и простые рабочие внесли огромный вклад в развитие советской авиации.

Самолеты-штурмовики конструкции С. В. Ильюшина стали непременным атрибутом Великой Отечественной войны, внеся огромный вклад в победу. При этом штурмовик Ил-2 официально является самым массовым боевым самолетом в истории, всего было выпущено более 36 000 данных машин. Советские конструкторы называли Ил-2 «летающим танком», немецкие летчики за способность штурмовика переносить повреждения называли его «бетонным самолетом», ну а наземные части вермахта отзывались о нем более нелицеприятно, прозвав самолет «черной смертью», «железным Густавом», «Мясорубкой». Ил-2 и его дальнейшее развитие – штурмовик Ил-10 активно применялись во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны и в Советско-японской войне, действуя на всех фронтах.

Штурмовик Ил-2


Выступая в роли основной ударной силы советской боевой авиации, штурмовик Ил-2 сыграл очень важную роль в годы войны и оказал заметное влияние на ее исход на Восточном фронте. Перед самой войной КБ Ильюшина удалось создать самолет, в основе которого лежали самые последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный двигатель, штампуемая неоднородная броня (которая позволяла производить броневые детали, имеющие сложную поверхность), самолет имел бронекорпус обтекаемой формы, который оснащался не навесной, а «работающей» броней, также на самолете использовалось бронестекло для защиты членов экипажа. Самолет оснастили скорострельными авиационными пушками и реактивными снарядами. Все эти компоненты в будущем стали главными составляющими успеха штурмовика Ил-2.

Первые испытания нового самолета конструкции Ильюшина, который получил обозначение ЦКБ-55 или БШ-2 (бронированный штурмовик второй) состоялись в 1939 году. Первый полет на новой машине совершил известный советский летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолет БШ-2 представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 (мощность 1350 л.с.) и полуубирающимся шасси. Все жизненно важные узлы и агрегаты штурмовика (бензобаки, двигатель, системы охлаждения), а также экипаж располагались в бронированном корпусе.

Ил-2 одноместный


После прохождения испытаний, которые были признаны успешными, самолет подвергся ряду изменений. В частности его оснастили менее высотным, но при этом более мощным двигателем АМ-38, который был создан в КБ А.А. Микулина специально под данный самолет. Также претерпели изменения компоновка кабины и систем охлаждения. Экипаж был сокращен до 1 человека – летчика. На месте стрелка был размещен дополнительный топливный бак, было усилено вооружение и бронирование. В таком виде самолет в 1940 году прошел заводские испытания.

Первые серийные штурмовики, которые получили обозначение Ил-2, начали выходить из заводских цехов в 1941 году, а первые боевые подразделения, которые были вооружены данными машинами, были созданы перед самой войной. Появление на фронтах Ил-2 стало полной неожиданностью для немцев. Несмотря на то, что тактика применения бронированных штурмовиков еще не была до конца отработана, они сразу же стали наносить серьезный урон противнику, деморализуя его части. С большим успехом подразделения штурмовиков Ил-2 использовались против мотомеханизированных и бронетанковых частей противника.

Планер самолета представлял собой одномоторный моноплан смешанной конструкции с нижним расположением крыла. Главной особенностью самолета было включение его брони в силовую схему планера. Броня корпуса штурмовика заменяла собой каркас и обшивку всей носовой, а также средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус был клепанным и изготавливался из гомогенной стальной брони АБ-1. Данный бронекорпус закрывал собой двигатель, радиаторы, кабину пилота и ряд агрегатов машины (на прототипе он защищал и бортстрелка). Прозрачная лобовая броня козырька пилотской кабины была толщиной в 64 мм. и могла выдержать попадание 7,62-мм бронебойной пули при стрельбе в упор.

Ил-2 двухместный


Столкнувшись в 1941 году с большими потерями штурмовиков Ил-2, которые не имели оборонительного вооружения, представители ВВС обратились к Ильюшину с требованием сделать самолет двухместным, как это и было задумано. В итоге к концу 1942 года в самолете вновь появился бортстрелок. При этом поменять бронекорпус было уже невозможно, поэтому стрелок находился вне его и был защищен лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста самолета. Бронекорпус, который защищал бы обоих членов экипажа, вновь появился лишь на следующей модификации штурмовика – Ил-10, который выпускался с 1944 года.

Штурмовик оснащался поршневым двигателем АМ-38. Это был 12-цилиндровый V-образный авиационный двигатель жидкостного охлаждения. Его мощность в различных режимах полета составляла от 1620 до 1720 л.с. Двигатель был создан в ОКБ Микулина. Общий запас горючего на моделях без воздушного стрелка составлял 470 литров.

Вооружение штурмовика Ил-2 было следующим:
- 2 пушки, установленные в консолях крыла (сначала 20-мм ШВАК, затем в основной серии – 23-мм ВЯ, в противотанковом варианте устанавливались 37-мм пушки), также проходил испытания образец с 45-мм пушками.
- 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
- авиабомбы, контейнеры с ПТАБ
- реактивные снаряды РС-132 или РС-82
- в качестве оборонительного вооружения на двухместном варианте штурмовика использовался 12,7-мм пулемет УБТ.

Штурмовик Ил-2 выпускался в одноместном (только пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные конструктивные и технологические изменения вносились в самолет регулярно. К примеру, в конце 1941 года на ряд экземпляров из-за нехватки материалов начали устанавливать хвост, выполненный из дерева, с дополнительными внешними рёбрами жёсткости. Также менялось бронирование машины и состав вооружения.

Тактико-технические характеристики Ил-2 (двухместный) 1942 год:

Размеры: размах крыла – 14,6 м., длина – 11,6 м., высота – 4,17 м.
Площадь крыла – 38,5 кв. м.
Масса снаряженного самолета – 6 060 кг.
Тип двигателя – 1 ПД АМ-38, мощность 1665 л.с.
Максимальная скорость – 411 км/ч.
Практическая дальность полета: 685 км.
Практический потолок: 6 000 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ, 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 1х12,7-мм пулемета УБТ, 4 РС-132 или РС-82, 400-600 кг. бомб.

Штурмовик Ил-10

Ил-10 (по классификации НАТО Beast – «Зверь») – советский штурмовик заключительного периода войны. Был создан в 1944 году КБ Ильюшина путем глубокой модернизации штурмовика Ил-2. Первый полет новая машина совершила 18 апреля 1944 года, пилотировал самолет В. К. Коккинаки. Серийное производство штурмовика было налажено на 3 авиационных заводах: № 1, № 18 и № 64 и продолжалось в течение 5 лет. В 1945 году было собрано 2556 штурмовиков Ил-10, всего было выпущено 4475 боевых самолетов и 280 учебных вариантов УИл-10. С конца декабря 1951 по 1955 год данный штурмовик выпускался по лицензии в Чехословакии на заводе «Авиа», машина обозначалась B-33. Штурмовики чешского производства поставлялись в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию. Всего в Чехословакии было выпущено 1 200 штурмовиков В-33.

Штурмовик Ил-10


Созданный в 1944 году бронированный штурмовик Ил-10 АМ-42 в наиболее полном объеме воплотил в себе концепцию «летающей боевой машины пехоты», у которой был существенно повышен интегральный коэффициент боевой эффективности во время решения задач по непосредственной авиационной поддержке войск. Повысить эффективность штурмовика удалось за счет более высокой подвижности машины над полем боя, а также частичного усиления вооружения при сохранении массы брони на уровне основного штурмовика ВВС Красной Армии – Ил-2.

Ил-10 – это двухместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Основное отличие от Ил-2 состояло, в частности, в том, что с учетом имеющихся рекомендаций, которые были основаны на статистических исследованиях поражаемости стрелка и пилота Ил-2, в бронекорпус была полностью включена кабина воздушного стрелка штурмовика. Также была увеличена толщина бронирования капота двигателя с боков и снизу до 8 мм. вместо 4 мм. на Ил-2. Калибр оборонительного вооружения был увеличен с 12,7 до 20 мм.

Усовершенствованный штурмовик Ил-10 с двигателем АМ-42 и винтом АВ-5л-24 приступил к государственным испытаниям в июле-августе 1944 года и успешно прошел их. Согласно постановлению от 23 августа 1944 года самолет был запущен в серийное производство. Вес пустого штурмовика Ил-10, который был представлен на госиспытания, составлял 4 650 кг. При этом нагрузка нормального полетного веса составляла 1 650 кг. и включала в себя: экипаж: 2 человека – 180 кг., бензин – 535 кг., масло – 65 кг., вес стрелково-пушечного вооружения (2х23-мм пушки ВЯ по 150 снарядов на ствол, 2х7,62-мм пулемета ШКАС общий боезапас 1500 патронов, оборонительный пулемет УБК – 150 патронов) – 420 кг., вес бомбовой нагрузки – 400 кг., вес гранат АГ-2 в количестве 10 штук – 20 кг., вес съемного оборудования – 30 кг. Самолет допускал и перегрузочные варианты бомбовой нагрузки. Например, двух авиабомб ФАБ-250 на наружной подвеске или 600 кг. мелких бомб в отсеках.

Штурмовик Ил-10


Летно-технические данные штурмовика Ил-10, который прошел государственные испытания, оказались очень хорошими. При полетном весе в 6 300 кг. (400 кг авиабомб без РС) на номинальном режиме работы двигателя максимальная скорость машины на высоте в 2300 метров составила 550 км/ч, что было практически на 150 км/ч больше, чем у штурмовика Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Максимальная скорость Ил-10 у земли составляла 500 км/ч, время набора высоты 1 000 метров – 1,6 мин., высоты 3 000 метров – 5 мин. Практический потолок штурмовика также повысился и составлял 7270 метров.

Тактико-технические характеристики Ил-10:
Размеры: размах крыла – 13,4 м., длина – 11,12 м., высота – 4,18 м.
Площадь крыла – 30 кв. м.
Масса нормальная взлетная – 6 300 кг.
Тип двигателя – 1 ПД АМ-42, мощность 1770 л.с.
Максимальная скорость – 551 км/ч.
Практическая дальность полета: 800 км.
Практический потолок: 7 250 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ или НС-23, 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 1х12,7-мм пулемет УБ или 1х20-мм пушка УБ-20, 8 РС-132 или РС-82, 400-600 кг. бомб.

Источники информации:
-http://www.airpages.ru/ru/il2_1.shtml
-http://www.airwar.ru/enc/aww2/il2.html
-http://www.airwar.ru/enc/aww2/il10.html
-http://ru.wikipedia.org/

Советские штурмовики

В этом фильме рассказывается о самой смертоносной части советских ВВС Второй мировой – о штурмовиках. Этот рассказ будет состоять в основном об Ил-2 («Летающий Танк» - так называли его наши конструкторы) и его модификациях. Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его – «Бетонный Самолет». У наземных войск вермахта самолет заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «Мясник», «Мясорубка», «Железный Густав» и «Черная смерть». Также в фильме будут описаны дальнейшие развития штурмовика Ил-2, самолеты Ил-8 и Ил-10. В фильме рассматривается самолет, который по замыслу конструкторов должен был составить основу пятнадцати тысячной воздушной противотанковой армии – самолет «Пегас».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В заключении самолеты из четвертого зала, откуда я начал осмотр авиаэкспозиции... Здесь собраны " старички" - есть и раритетные борта, принимавшие участие в Великой Отечественной, есть и "реплики". т.н. макеты... Больше репортажей с музея - ссылки в конце поста....



1. И-15бис - 50 желтый - Россия (СССР) - ВВС
И-15 бис (И-152, ЦКБ-3 бис) — советский одномоторный истребитель-полутороплан 1930-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова как дальнейшее развитие И-15. Разработка новой модификации И-15 для ВВС СССР была завершена в 1936 году. И-15бис применялись в боях на реке Халхин-Гол. К началу Великой Отечественной войны И-15бис оставались на вооружении нескольких авиачастей, они использовались в течение нескольких первых месяцев войны — до начала 1942 года. Самолет найден в 1980 году в 100 километрах западнее Североморска.

2. И-16 - Россия (СССР) - ВВС
И-16 (ЦКБ-12) «истребитель шестнадцатый», «скоростной»(прозвища: ишак, ишачок, rata (исп. крыса), mosca (исп. муха) — среди испанских республиканцев) — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро российского советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся в полёте шасси. Данный макет изготовлен в Казани.

3. И-16 (ЦКБ-12) - Россия (СССР) - ВВС

4. Farman IV
Фарман IV (фр. Farman IV)— самолёт, построенный Анри Фарманом в 1909 году. Первый полёт состоялся в 1909.
Одним из самых массовых самолётов довоенного периода был самолёт Анри Фармана. Благодаря простой конструкции и неплохим по тем временам летным данным, этот самолёт стал эталоном для множества конструкторов. Его выпускали по лицензии. Само его название стало нарицательным — фраза «самолёт типа Фарман» обозначала любой ферменный биплан с толкающим винтом и дополнительным рулем высоты на балках перед крылом. Самолёт «Фарман IV» выпускался в 1910—1916 годах во многих вариантах, незначительно отличавшихся друг от друга. Крыло и рули обтягивались полотном светло-кремового цвета, приобретавшим после пропитки аэролаком желтоватый оттенок. Металлические детали не окрашивались, деревянные покрывались лаком.

На этих аппаратах летали в свое время русские воздухоплаватели Зверев, Ефимов и Уточкин. Однако, нужно уточнить, что Фарман, который выставлен в музее не является настоящим. Ни один из этих самолетов не смог сохраниться до наших дней. В 1970-х годах было задумано снять фильм о русских авиаторах, поэтому Фарман построили заново, используя технические описания и чертежи, предоставленные работниками музей ВВС. Таким образом, и была создана точная копия знаменитого летательного аппарата. Стоит отметить, что созданный Фарман все же поднимался в воздух, причем целых 64 раза!

5. Ил-2 - 19 красный - Россия (СССР) - ВВС
Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский Штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство. В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), отдельные солдаты вермахта называли его «чёрной смертью» (нем. Schwarzer Tod).)

Экспонируемый в музее самолет был изготовлен в октябре 1942 года и участвовал в боевых действиях в составе 243 штурмовой авиационной дивизии. При возвращении с боевого задания 30 декабря 1942 года на поврежденном истребителями противника штурмовике летчик Михаил Федотов произвел вынужденную посадку на фюзеляж в торфяном болоте Невний Мох Новгородской области, где самолет и был обнаружен в 1977 году,доставлен в Москву и восстановлен в ОКБ имени С.В.Ильюшина, вместе с еще одним поднятым из болота сбитым Ил-2. Восстановление мотора АМ-38 выполнил коллектив предприятия"Салют". После участия в съемках фильмов "Особо важное задание" и "Ты должен жить" Ил-2 15 августа 1980 года был передан музею ВВС.

6. Ил-10 - Россия (СССР) - ВВС
Ил-10 (по кодификации НАТО: Beast — «Зверь») — советский штурмовик конструкции КБ Ильюшина заключительного периода Великой Отечественной войны, создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2. Первый полёт состоялся 18 апреля 1944 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки). Начало боевого применения штурмовика Ил-10 — 15 апреля 1945 года. В бою участвовали 15 самолетов, ведущий группы — М. И. Безух. Применялся на Дальнем Востоке в августе 1945 года против Квантунской армии.

Ил-10 применялся в корейской войне на стороне Северной Кореи. К началу вторжения на юг ВВС КНДР имели 93 штурмовика, однако уже через два месяца боевых действий в строю оставалось всего 20 боеспособных самолётов. За время войны авиацией ООН было сбито 11 северокорейских Ил-10. Два штурмовика были захвачены наземными войсками ООН и проходили лётные испытания в США. Экспонируемый в музее Ил-10М поступил в него 17 июня 1959 г.

7. Як-9У - Россия (СССР) - ВВСЯк-9у был один из последних винтомоторных истребителей ОКБ А.С.Яковлева.
Як-9 — советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов. В музее демонстрируется модификация Як-9У (улучшенный) с мотором ВК-107а мощностью в 1650 л.с., выпускавшаяся с 1943 г. Этот самолет был построен на Новосибирском заводе 27 марта 1944 года под номером 0257. Он участвовал в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, позже был восстановлен и 14 января 1980 года поступил в музей.

8. По-2(У-2) - Россия (СССР) - ВВС
Разработанный в конструкторском коллективе Н.Н.Поликарпова в 1927 г. многоцелевой самолет У-2 (учебный второй), после смерти конструктора в 1944 г. переименован в По-2 (Поликарпов второй). 7 января 1928 года летчик-испытатель М.М.Громов выполнил на У-2 первый полет, положив начало его более, чем 35-летней службе. В различных вариантах он строился на серийных заводах до 1953 года, а на предприятиях "Аэрофлота" - еще 6 лет. Общее количество построенных У-2 (По-2) превышает 40000 машин.
Хранящийся в нашем музее По-2 получен 21 ноября 1958 г. Выпустили же его 2 августа 1945 г. Самолет находится в хорошем состоянии и даже снимался в кинофильме "В небе ночные ведьмы".

9. Ла-7 - 27 белый - Россия (СССР) - ВВС
Лавочкин Ла-7 — советский одномоторный одноместный истребитель-моноплан. Ла-7 является дальнейшим развитием самолёта Ла-5ФН. Разработан ОКБ-21 (г. Горький) под руководством С. А. Лавочкина. Это - национальная реликвия - подлинный Ла-7 легендарного лётчика И.Н.Кожедуба - лучшего аса союзников (62 подтверждённых победы). Он сохранился потому, что Кожедуб летал на нём уже в конце войны и на нём же её закончил. Конкретно на этом самолёте лётчик имел 17 или 18 сбитых, в том числе и один реактивный Ме-262.

10. МиГ-3 - Россия (СССР) - ВВС
МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны. В первые дни Великой Отечественной войны по предложению С.П.Супруна из личного состава добровольцев - лётчиков-испытателей были сформированы два истребительных авиационных полка особого назначения, укомплектованные самолётами МиГ-3. Всего их было построено 3300 экз.

11. Р-5 - Россия (СССР) - ВВС
Заметным событием в работе КБ, которым руководил Н.Н.Поликарпов, да и вообще в истории советской авиации, стало создание разведчика Р-5. Первый полет и заводские испытания в начале 1929 года выполнил летчик-испытатель М.М.Громов. Один из самых массовых самолётов в мире. Один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более 1000 машин эксплуатировалось в ГВФ как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5000 самолётов имелось в РККА, где он был основным образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до начала 1940-х годов.
Хотя к началу Великой Отечественной войны Р-5 явно устарел, он использовался, например, в ночных операциях вплоть до 1944 года. Всего промышленность выпустила около 7000 экземпляров Р-5. Самолет, находящийся в музее ВВС был восстановлен общественным конструкторским бюро г.Душанбе и 2 февраля 1993 года в прекрасном экспозиционном состоянии передан Музею.

28 мая 1935 года состоялся первый полет германского истребителя Messerschmitt Bf.109, самой массовой машины этого класса в минувшей войне. Но в других странах в те годы тоже были созданы замечательные самолеты для обороны собственного неба. Некоторые из них на равных бились с Messerschmitt Bf.109. Некоторые превосходили его по ряду тактико-технических характеристик.

«Свободная пресса» решила сравнить германский авиашедевр с лучшими истребителями противников и союзников Берлина в той войне — СССР, Великобритании, США и Японии.

1. Незаконнорожденный немец

Вилли Мессершмитт был «на ножах» со статс-секретарем министерства авиации Германии генералом Эрхардом Мильхом. Поэтому конструктор не был допущен к конкурсу на разработку перспективного истребителя, который должен был заменить устаревший биплан Хенкеля — He-51.

Мессершмитт, дабы не допустить банкротства своей фирмы, в 1934 году заключил с Румынией договор на создание новой машины. За что тут же был обвинен в предательстве. За дело горячо взялось гестапо. После вмешательства Рудольфа Гесса Мессершмитта все же допустили к участию в конкурсе.

Конструктор решил действовать, не обращая внимания на техническое задание военных на истребитель. Он рассудил, что иначе получится истребитель-середнячок. И, учитывая предвзятое отношение к авиаконструктору могущественного Мильха, конкурс выиграть не удастся.

Расчет Вилли Мессершмитта оказался верным. Bf.109 на всех фронтах Второй мировой войны был одним и лучших. К маю 1945 года Германия произвела 33984 этих истребителей. Однако коротко рассказать об их тактико-технических характеристиках весьма затруднительно.

Во-первых, было выпущено почти 30 существенно разнящихся модификаций Bf.109. Во-вторых, характеристики самолета постоянно улучшались. И Bf.109 конца войны был существенно лучше истребителя образца 1937 года. Но все же существовали и «родовые черты» всех этих боевых машин, которые и определяли почерк ведения ими воздушного боя.

Достоинства:

— мощные двигатели компании Даймлер-Бенц позволяли развивать высокую скорость;

— значительная масса самолета и прочность узлов позволяла развивать на пикировании скорости, недостижимые для других истребителей;

— большая полезная нагрузка позволяла добиваться повышенной вооруженности;

— высокая бронезащита повышала безопасность пилота.

Недостатки:

— большая масса самолета снижала его маневренность;

— расположение пушек в пилонах крыльев замедляло выполнение виражей;

— самолет был малоэффективен для поддержки бомбардировщиков, поскольку в этом качестве не мог использовать скоростные преимущества;

— для управления самолетом требовалась высокая подготовка пилотов.

2. «Я — Як-истребитель»

КБ Александра Яковлева перед войной совершило фантастический прорыв. До конца 30-х годов оно выпускало легкие самолеты, предназначавшиеся, в основном, для спортивных целей. А в 1940 году был запущен в серию истребитель Як-1, в конструкции которого, наравне с алюминием, было дерево и полотно. Он обладал прекрасными летными качествами. В начале войны Як-1 успешно давал отпор «фокерам», проигрывая при этом «мессерам».

Но в 1942 году на вооружение наших ВВС начал поступать Як-9, который боролся с «мессерами» уже на равных. Причем советская машина имела явное преимущество в ближнем бою на малых высотах. Уступая, правда, в сражениях на больших высотах.

Неудивительно, что именно Як-9 оказался самым массовым советским истребителем. До 1948 года было построено 16 769 Як-9 в 18 модификациях.

Справедливости ради необходимо отметить и еще три прекрасных наших самолета — Як-3, Ла-5 и Ла-7. На малых и средних высотах они превосходили Як-9 и побивали Bf.109. Но эта «троица» была выпущена в меньших количествах, в связи с чем основная нагрузка по борьбе с фашистскими истребителями легла именно на Як-9.

Достоинства:

— высокие аэродинамические качества, позволяющие вести динамичный бой в непосредственной близости от противника на низких и средних высотах. Высокая маневренность.

Недостатки:

— малая вооруженность, в значительной мере вызвана недостаточной мощностью двигателя;

— низкий ресурс двигателя.

3. Вооружен до зубов и очень опасен

Англичанин Реджинальд Митчелл (1895 — 1937) был конструктором-самоучкой. Свой первый самостоятельный проект — истребитель Supermarine Type 221 — он завершил в 1934 году. Во время первого же полета машина разогналась до скорости 562 км/ч и поднялась на высоту 9145 метров за 17 минут. Ни один из существовавших на тот момент в мире истребитель сделать такого не мог. Не имел никто и сравнимой огневой мощи: Митчелл разместил в консоли крыла сразу восемь пулеметов.

В 1938 году началось серийное производство суперистребителя Supermarine Spitfire (Spitfire — «изрыгающий огонь») для Британских королевских ВВС. Но главный конструктор этого счастливого момента не увидел. Он скончался от рака в возрасте 42 лет.

Дальнейшая модернизация истребителя проводилась уже силами конструкторов компании Supermarine. Первая серийная модель называлась Spitfire MkI. На ней был установлен 1300-сильный двигатель. Существовало два варианта вооружения: восемь пулеметов или четыре пулемета и две пушки.

Это был самый массовый британский истребитель, выпущенный в количестве 20 351 экземпляров в различных модификациях. На протяжении войны характеристики Spitfire постоянно улучшались.

Британский огнедышащий Spitfire в полной мере продемонстрировал свою принадлежность к элите мировых истребителей, переломив в сентябре 1940 года так называемую Битву за Британию. Люфтваффе предпринял мощную воздушную атаку на Лондон, в которой принимали участие 114 бомбардировщиков Dornier 17 и Heinkel 111 в сопровождении 450 Ме 109 и нескольких Ме 110. Им противостояли 310 британских истребителей: 218 Hurricane и 92 Spitfire Mk.I. Было уничтожено 85 самолетов противника, причем подавляющее большинство — в воздушном бою. Королевские ВВС потеряли восемь Spitfire и 21 Hurricane.

Достоинства:

— прекрасные аэродинамические качества;

высокая скорость;

— большая дальность полета;

— прекрасная маневренность на средних и больших высотах.

— большая огневая мощь;

— необязательность высокой подготовки пилотов;

— у некоторых модификаций — высокая скороподъемность.

Недостатки:

— ориентирован на лишь бетонные взлетно-посадочные полосы.

4. Комфортный «мустанг»

Созданный американской компанией North American по заказу британского правительства в 1942 году истребитель P-51 Mustang существенно отличается от трех уже рассмотренных нами истребителей. Прежде всего, тем, что перед ним были поставлены совсем другие задачи. Это был самолет сопровождения бомбардировщиков дальней авиации. Исходя из этого, «мустанги» имели огромные топливные баки. Их практическая дальность превышала 1500 километров. А перегоночная — 3700 километров.

Дальность полета обеспечивалась тем, что на «мустанге» впервые применили ламинарное крыло, благодаря которому происходит обтекание воздушным потоком без турбулентности. «Мустанг», как ни парадоксально, был комфортным истребителем. Не случайно его называли «летающим кадиллаком». Это было необходимо для того, чтобы пилот, пребывая несколько часов за штурвалом самолета, излишне не тратил силы.

К концу войны «мустанг» начали использовать не только как самолет сопровождения, но и как штурмовик, оснастив его ракетами и усилив огневую мощь.

Достоинства:

— хорошая аэродинамика;

— высокая скорость;

— большая дальность полета;

— высокая эргономичность.

Недостатки:

— требуется высокая квалификация пилотов;

— низкая живучесть против огня зенитной артиллерии;

— уязвимость радиатора водяного охлаждения

5. Японский «перестарок»

Как ни парадоксально, но самым массовым японским истребителем был палубный — Mitsubishi A6M Reisen. Его прозвали «Zero» («ноль» — анг.). Этих «ноликов» японцы выпустили 10939 штук.

Столь большая любовь к палубным истребителям объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, у японцев был громадный авианосный флот — десять плавучих аэродромов. Во-вторых, в конце войны «Zero» стали в массовом порядке использовать для «камикадзе» В связи с чем количество этих самолетов быстро сокращалось.

Техническое задание на палубный истребитель A6M Reisen были переданы в компанию Mitsubishi в конце 1937 года. Для своего времени самолет должен был стать одним из лучших в мире. Конструкторам предложили создать истребитель, имевший скорость 500 км/ч на высоте 4000 метров, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Продолжительность полета — до 6−8 часов. Дистанция разбега — 70 метров.

В начале войны «Zero» господствовал в Азиатско-Тихоокеанском регионе, превосходя истребители США и Великобритании в маневренности и скорости на низких и средних высотах.

7 декабря 1941 года во время нападения японского ВМФ на американскую базу Пёрл-Харбор «Zero» полностью подтвердили свою состоятельность. В нападении принимали участие шесть авианосцев, на которых базировались 440 истребителей, торпедоносцев, пикирующих бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков. Результат нападения был для США катастрофическим.

Наиболее красноречива разница потерь в воздухе. У США уничтожено 188 самолетов, выведены из строя — 159. Японцы потеряли 29 самолетов: 15 пикирующих бомбардировщиков, пять торпедоносцев и всего девять истребителей.

Но к 1943 году союзники все же создали конкурентоспособные истребители.

Достоинства:

— большая дальность полета;

— хорошая маневренность;

Недостатки:

— низкая мощность двигателя;

— низкая скороподъемность и скорость полета.

Сравнение характеристик

Перед тем, как сравнивать одноименные параметры рассмотренных истребителей, необходимо отметить, что дело это не вполне корректное. Прежде всего потому, что разные страны, участвовавшие во Второй мировой войне, ставили перед своей истребительной авиацией различные стратегические задачи. Советские Яки в первую очередь были заняты поддержкой с воздуха сухопутных сил. В связи с чем обычно летали на малых высотах.

Американский «мустанг» был предназначен для эскортирования дальних бомбардировщиков. Примерно такие же цели были поставлены и перед японским «Zero». Британский Spitfire был универсален. В равной степени он эффективно действовал и на малых высотах, и на больших.

Слово «истребитель» наиболее подходит германским «мессерам», которые, прежде всего, должны были уничтожать самолеты противников вблизи фронта.

Параметры приведем по мере их понижения. То есть — на первом месте в данной «номинации» — лучший самолет. Если у двух самолетов примерно одинаковый параметр, то они стоят через запятую.

— максимальная скорость у земли: Як-9, Mustang, Me.109 — Spitfire — Zero

— -максимальная скорость на высоте: Me.109, Mustang, Spitfire — Як-9 — Zero

— мощность двигателя: Me.109 — Spitfire — Як-9, Mustang — Zero

— скороподъемность: Me.109, Mustang — Spitfire, Як-9 — Zero

— практический потолок: Spitfire — Mustang, Me.109 — Zero — Як-9

— практическая дальность: Zero — Mustang — Spitfire — Me.109, Як-9

— вооружение: Spitfire, Mustang — Me.109 — Zero — Як-9.

Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева/ фото из архива.

В самом начале Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) фашистскими оккупантами было уничтожено почти 900 советских самолётов. Большая часть авиационной техники, не успев взлететь, была сожжена на аэродромах в результате массивной бомбардировки немецкой армии. Однако за очень короткие сроки советские предприятия вышли в мировые лидеры по количеству производимой авиатехники и тем самым приблизили победу Советской Армии во Второй мировой войне. Рассмотрим, какие самолёты были на вооружении у Советского Союза и чем они могли противостоять самолетам гитлеровской Германии.

Авиационная промышленность СССР

Советские самолёты перед началом войны занимали лидирующее положение в мировом авиастроении. Истребители И-15 и И-16 принимали участие в боевых действиях с японской Маньчжурией, сражались в небе Испании, атаковали противника во время советско-финского конфликта. Кроме истребительной авиации, советские авиаконструкторы уделяли большое внимание бомбардировочной технике.

Транспортный тяжелый бомбардировщик

Так, перед самой войной миру был продемонстрирован тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Этот многотонный гигант был способен доставлять смертоносный груз за тысячи километров. На то время это был самый массовый боевой самолёт ВОВ, который выпускался в неслыханных количествах и являлся гордостью Военно-воздушных сил СССР. Однако образец гигантомании не оправдал себя в реальных условиях войны. Массовый боевой самолёт ВОВ, по оценкам современных экспертов, значительно уступал штурмовым бомбардировщикам люфтваффе авиастроительной компании "Мессершмитт" по скорости и количеству вооружения.

Новые довоенные образцы самолетов

Война в Испании и на Халхин-Голе показала, что важнейшии показателями в современных конфликтах являются маневренность и скорость авиационных машин. Перед советскими авиаконструкторами была поставлена задача предотвратить отставание в боевой технике и создать новые образцы самолётов, которые бы смогли конкурировать с лучшими образцами мирового авиастроения. Были предприняты экстренные меры, и уже к началу 40-х годов появилось следующее поколение конкурентоспособных самолетов. Так, Як-1, МиГ-3, ЛаГТ-3 стали лидерами своего класса боевой авиационной техники, скорость которых на расчетной полётной высоте достигала или превышала 600 км/ч.

Начало серийного выпуска

Помимо истребительной авиации была разработана скоростная техника в классе пикирующих и штурмовых бомбардировщиков (Пе-2, Ту-2, ТБ-7, Ер-2, Ил-2) и самолета-разведчика Су-2. За два предвоенных года авиаконструкторы СССР создали уникальные и современные по тем временам штурмовики, истребители и бомбардировщики. Вся боевая техника была испытана в различных учебных и боевых условиях и рекомендована к серийному производству. Однако строительных площадок в стране не хватало. Темпы промышленного роста авиационной техники перед началом Великой Отечественной войны значительно отставали от мировых производителей. 22 июня 1941 года вся тяжесть войны легла на самолёты образца 30-х годов. Лишь с начала 1943 года военная авиационная промышленность Советского Союза вышла на необходимый уровень производства боевых самолётов и достигла преимущества в воздушном пространстве Европы. Рассмотрим лучшие советские самолёты ВОВ, по мнению ведущих мировых экспертов авиатехники.

Учебно-тренировочная база

Многие советские асы Второй мировой войны начинали свой путь в воздушную авиацию с тренировочных полётов на легендарном многоцелевом биплане У-2, производство которого было освоено в 1927 году. Самолёт-легенда верой и правдой служил советским лётчикам до самой Победы. К середине 30-х годов бипланная авиация несколько устарела. Ставились новые боевые задачи, и возникла необходимость в построении совершенно нового летательного учебно-тренировочного аппарата, соответствовавшего современным требованиям. Так, на базе КБ А. С. Яковлева был создан тренировочный моноплан Я-20. Моноплан был создан в двух модификациях:

  • с двигателем от французского «Рено» в 140 л. с.;
  • с авиационным мотором М-11Е.

В 1937 году на двигателе советского производства было установлено три международных рекорда. А машина с двигателем от «Рено» участвовала в воздушных состязаниях по маршруту Москва-Севастополь-Москва, где заняла призовое место. До самого конца войны подготовка молодых лётчиков проводилась на самолетах КБ А. С. Яковлева.

МБР-2: летающая лодка войны

Морская авиация в годы Великой Отечественной войны сыграла немаловажную роль в боевых сражениях, приближая долгожданную победу над фашистской Германией. Так, морской ближний разведчик второй, или МБР-2 - гидросамолет, способный осуществлять взлёт и посадку на водной поверхности, стал советской летающей лодкой. Среди лётчиков воздушный аппарат имел прозвище «небесная корова» или «амбарчик». Гидросамолёт первый свой полёт совершил в начале 30-х годов, и в дальнейшем, до самой победы над гитлеровской Германией, был на вооружении Красной Армии. Интересный факт: за час до нападения Германии на Советский Союз первыми были уничтожены самолёты Балтийской флотилии по всему периметру береговой линии. Германские войска уничтожили всю военно-морскую авиацию страны, находящуюся в этом регионе. Лётчики морской авиации за годы войны успешно выполняли поставленные им задачи по эвакуации экипажей сбитых советских самолётов, по корректировке береговых оборонительных линий противника, обеспечению транспортных конвоев боевых кораблей военно-морских сил страны.

МиГ-3: основной ночной истребитель

Высотный советский истребитель отличался от прочих довоенных самолетов высокоскоростными характеристиками. В конце 1941 года это был самый массовый самолет ВОВ, общее количество единиц которого составляло более 1/3 всего авиационного парка воздушной обороны страны. Новинка самолётостроения была недостаточно освоена строевыми лётчиками, им приходилось укрощать МиГ «третий» в боевых условиях. В срочном порядке были сформированы два авиационных полка из лучших представителей сталинских «соколов». Однако самый массовый самолет ВОВ значительно уступал истребительному парку конца 30-х годов. Превосходя в скоростных характеристиках на высоте более 5000 м, на средних и малых высотах боевая машина уступала тем же И-5 и И-6. Тем не менее при отражении атак на тыловые города в начале войны использовались именно «третьи» МиГи. Боевые машины участвовали в противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда и прочих городов Советского Союза. Из-за отсутствия запчастей и обновления самолётного парка новыми летательными аппаратами в июне 1944 года массовый самолет ВОВ был списан с вооружения Военно-воздушных сил СССР.

Як-9: воздушный защитник Сталинграда

В довоенное время конструкторское бюро А. Яковлева в основном выпускало лёгкие спортивные самолёты, предназначенные для тренировки и участия в различных тематических шоу, посвященных силе и мощи советской авиации. Прекрасными лётными качествами обладал Як-1, серийный выпуск которого был освоен в 1940 году. Именно этому летательному аппарату приходилось отбивать первые атаки гитлеровской Германии в самом начале войны. В 1942 году на вооружение Военно-воздушных сил начал поступать новый летательный аппарат конструкторского бюро А. Яковлева - Як-9. Считается, что это самый массовый самолет времен ВОВ фронтового типа. Боевая машина участвовала в воздушных боях по всей линии фронта. Сохранив все основные габаритные размеры, Як-9 был усовершенствован мощным двигателем М-105ПФ с номинальной мощностью в 1210 лошадиных сил при условиях полета. превышающего 2500 метров. Масса боевой машины в полной комплектации составляла 615 кг. Веса самолёту добавляли боекомплект и металлические лонжероны двутаврового сечения, которые в довоенное время были деревянными. Также в самолетё был переоборудован топливный бак, увеличивающий объём горючего, что сказывалось на дальности полета. Новая разработка авиастроителей обладала высокой маневренностью, позволяющей вести активные боевые действия в непосредственной близости от противника на больших и малых высотах. За годы серийного производства военного истребителя (1942-1948 гг.) было освоено около 17 тысяч боевых единиц. Удачной модификацией считался ЯК-9У, появившийся на вооружении ВВС СССР осенью 1944 года. Среди боевых лётчиков литера «у» означала слово убийца.

Ла-5: воздушный эквилибрист

В 1942 году боевые самолеты ВОВ пополнил одномоторный истребитель Ла-5, созданный в ОКБ-21 С. А. Лавочкина. Летательный аппарат был выполнен из засекреченных конструкционных материалов, которые позволяли выдерживать десятки прямых пулеметных попаданий противника. Боевой самолет ВОВ обладал впечатляющей маневренностью и скоростными качествами, вводя в заблуждение противника своими воздушными финтами. Так, Ла-5 мог свободно входить в "штопор", и так же удачно выходить из него, что в боевых условиях делало его практически неуязвимым. Считается, что это самый боевой самолет ВОВ, который сыграл одну из ключевых ролей в воздушных сражениях при битве на Курской дуге и боевых сражениях в небе Сталинграда.

Ли-2: грузовой перевозчик

В 30-х годах прошлого века основным средством воздушного транспортного сообщения был пассажирский самолёт ПС-9 - тихоходная машина с неубиваемым шасси. Однако уровень комфорта и летно-технические характеристики «воздушного автобуса» не соответствовали международным требованиям. Так, в 1942 году на базе лицензионного производства американского воздушно-магистрального транспортного самолёта Douglas DC-3 был создан советский военно-транспортный самолет Ли-2. Машина была собрана полностью из узлов американского производства. Летательный аппарат прослужил верой и правдой до самого конца войны, а в послевоенные годы продолжал осуществлять грузовые перевозки на местных авиалиниях Советского Союза.

По-2: в небе «ночные ведьмы»

Вспоминая боевые самолёты времен ВОВ, трудно обойти вниманием одного из самых массовых тружеников боевых сражений - многоцелевой биплан У-2, или По-2, созданный в КБ Николая Поликарпова еще в 20-х годах прошлого столетия. Первоначально летательный аппарат предназначался для учебно-тренировочных целей и эксплуатации в качестве воздушного транспорта в сельском хозяйстве. Однако Великая Отечественная война сделала «швейную машину» (так называли По-2 немцы) самым грозным и эффективным атакующим средством ночной бомбардировки. Один самолет мог совершить за ночь до 20 боевых вылетов, доставляя смертельный груз на боевые позиции противника. Следует отметить, что на таких бипланах в основном сражались женщины-лётчики. За годы войны были сформированы четыре женских эскадрильи по 80 лётчиц. За храбрость и боевое мужество немецкие оккупанты прозвали их «ночными ведьмами». Женский авиаполк в Великой Отечественной войне совершил более 23,5 тысячи боевых вылетов. Многие не вернулись с боевых сражений. Звание Героя Советского Союза получили 23 «ведьмы», большинство из них - посмертно.

Ил-2: машина великой Победы

Советский штурмовик конструкторского бюро Сергея Яковлева - это самый популярный вид боевого воздушного транспорта времен Великой Отечественной войны. Самолеты ВОВ Ил-2 принимали в театре военных действий самое активное участие. За всю историю мирового авиастроения детище С. В. Яковлева считается самым массовым боевым самолетом своего класса. Всего введено в эксплуатацию более 36 тысяч единиц боевого воздушного вооружения. Самолеты ВОВ с логотипом «Ил-2» наводили ужас на немецких асов люфтваффе и были прозваны ими «бетонными самолетами». Главной технологической особенностью боевой машины являлось включение брони в силовую схему самолёта, которая была способна выдерживать прямое попадание 7,62-миллиметровой пули противника бронебойного действия с практически нулевой дистанции. Существовало несколько серийных модификаций самолета: Ил-2 (одноместный), Ил-2 (двухместный), Ил-2 АМ-38Ф, Ил-2 КСС, Ил-2 М82 и так далее.

Заключение

Вообще, воздушные машины, созданные руками советских авиастроителей, продолжали выполнять боевые задачи и в послевоенное время. Так, на вооружении ВВС Монголии, ВВС Болгарии, ВВС Югославии, ВВС Чехословакии и других государств послевоенного социалистического лагеря долгое время находились летательные аппараты СССР, которые обеспечивали защиту воздушного пространства.



Рекомендуем почитать

Наверх