Самые редкие танки в ворлд оф танкс. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Танки, которых не было

Красивое тело 10.08.2019
Красивое тело

Так случилось, что именно белорусам, создавшим игру World of Tanks, выпало пробудить мировой интерес к грозным машинам. Сделать танк в игре — это просто только на первый взгляд. На самом деле для этого недостаточно мастерства и фантазии 3D-художника — нужны чертежи, фотографии, замеры толщины брони и многие другие вещи, найти которые очень непросто.

Советский опытный средний танк «Объект 430». Фото: Андрей Гашков

Сегодня поиском редких и уникальных танков, а также сбором материалов для игры занята специальная команда, включающая десяток профессионалов.

Руководитель исторической службы компании Андрей Гашков рассказал, с какими трудностями приходится сталкиваться при поиске танков, что за уникальные чертежи удалось найти в Национальной библиотеке, и о танках-близнецах, которые так часто путают музеи.

Танк, который не приземлился

Разработкой танков в войну занимались не только специализированные конструкторские бюро. Удивительно, но найти проекты боевых машин удалось даже в авиационном КБ Яковлева. Проекты танков, которые разрабатывали авиаинженеры, датируются 1943 годом, когда в войне уже наметился перелом.


Что заставило авиаконструкторов заниматься проектированием танков, пока остается загадкой. Андрей Гашков рассказал, что танки даже хотели научить летать, но с приземлением, точнее, приводнением не сложилось.

Среди документов Российского государственного военного архива нашлось упоминание об испытаниях «летающего» танка Т-38, который пытались сбросить с бомбардировщика в озеро. Эксперимент закончился неудачно — машина получила столь тяжелые повреждения, что военные отказались от этой затеи.

Что касается Беларуси, то именно на территории нашей страны впервые немцы применили самоходку Dicker Max, вооруженную мощной 105-мм пушкой. С этой САУ связан занимательный эпизод охоты на советский бронепоезд, последнему, кстати, удалось все-таки сбежать от «Толстого Макса» (так в переводе звучит название самоходки).


Уже трофейный Dicker Max. Фото: tanks-encyclopedia.com

— Когда мы впервые увидели Dicker Max на снимках среди трофейной бронетехники советских войск, то решили, что перед нами очередной фейк, — поделился Андрей Гашков.

Но самый уникальный материал удалось отыскать в белорусской Национальной библиотеке.

— В архивах мы обнаружили уникальный материал по авиационным пушкам, которые могли быть установлены на танки. Эти документы нам не встречались больше нигде в мире. В них — информация об экспериментальных разработках советских авиационных пушек Нудельмана. Как эти документы попали в Национальную библиотеку — непонятно.

Шведские танки нашли случайно

— Все танки, которые были построены в металле и пошли в серию, уже есть в игре, — рассказывает Андрей Гашков, — сейчас развернута охота за редкими проектами, которые существовали только на бумаге или в виде деревянных макетов.

Всего в игре 10 уровней техники, на вершине списка самые мощные боевые машины, находка любого такого танка позволяет полноценно сформировать новую ветку. Но найти такую машину для стран, где танкостроение не получило должного развития, — большая удача.


Экспериментальный шведский танк Lago. Фото: Андрей Гашков

«Бумажная» техника доставляет много проблем игроделам: размеры и масса известны только приблизительно, сами проекты в большинстве случаев представляют наброски, без конкретных деталей, многое приходится просчитывать и додумывать самостоятельно.

Впрочем, порой во время поиска «бумажных» танков находятся настоящие машины, как это было со шведским танком Kranvagn (переводится как автокран, название было дано из-за соображений секретности).

— Вообще все получилось случайно: в архивах мы наткнулись на упоминание редкой машины LK II — танка, созданного в кайзеровской Германии в 1918 году накануне поражения в Первой мировой. Десять этих танков в разобранном состоянии были тайно поставлены в Швецию под видом сельхозтехники, стали «копать» дальше и нашли свой клад — тяжелый танк Kranvagn. От него сохранился только корпус, который пылился, всеми забытый, в запасниках музея Arsenalen. Эта находка позволила сформировать новую ветку, которую разработчики ввели в игру к Новому году".

Танки, которых не было

Очень часто команде Гашкова попадаются фейки, которые порой трудно отличить от настоящих, часть из них хранилась в военных архивах под видом подлинников.

— Особенно много подделок мы находили, когда работали над веткой японской техники. У японцев сохранилось не так много архивов — большая часть их погибла под бомбежками, часть вывезли американцы после войны, и эти документы пропали. Случалось и такое, что под видом исторического документа нам демонстрировался обычный набросок, сделанный энтузиастом.


Т-34 с 88-мм зенитной пушкой от «Тигра». Изображение: gcdn.co

Японцы, воевавшие на море, строили преимущественно легкие танки, которые могли стать абсолютным оружием на небольшом острове, где у противника были только винтовки и гранаты.

— Тяжелых танков у японцев никогда не было, не считая, возможно, одного — немецкого «Тигра», который, по некоторым данным, был в разобранном виде тайно доставлен подлодкой через океан, но его дальнейшие следы затерялись. Правда, более реалистична версия, что подлодка доставляла только документацию на «Тигр». Местные же инженеры проектировали настоящие сухопутные линкоры — огромные танки весом больше 100 тонн и вооруженные 150-мм корабельными пушками.

Самыми достоверными среди подделок оказались документы по установке на танк Т-34−85 немецкой 88-мм пушки от тяжелого танка «Тигр».

— Мы нашли чертеж, причем не новодел, а старый, времен Второй мировой, где была изображена такая тридцатьчетверка. Мы долго спорили насчет подлинности рисунка, даже начали просчитывать развесовку и откат орудия. Получилось, что немецкая пушка в башню советского танка становится, но места для нормальной работы экипажа не остается.

Шпионские рубашки в клеточку и тайны музея в Сомюре

Не всегда белорусских поисковиков встречают радушно. Случается, что приходится идти на различные ухищрения, чтобы увидеть, обмерить и сфотографировать нужный танк.


— До сих пор не знаю, по какой причине у нас не сложились отношения с французскими музеями, где хранится много уникальной техники. Директор Бронетанкового музея Сомюра — крупнейшей во Франции экспозиции техники — вообще запретил нам приближаться к танкам и даже проводить замеры боевых машин, поэтому пришлось пойти на хитрость. Мы купили рубашку в ровную клеточку и проводили на фоне танка фотосессию в стиле "я и мой друг на фоне во-оот такого большого танка" (для пущей наглядности разводит руками в стороны. — Прим. TUT.BY ). Потом считали клеточки на фото, чтобы точно определить размеры боевой машины.


Замер танков в Сомюре. Фото: Андрей Гашков

Если к оригинальным танкам, выставленным в Сомюре, претензий не было, то некоторые реконструированные машины выглядели весьма неправдоподобно. Например, советская тридцатьчетверка лишилась смотровых приборов механика-водителя, а к башне приделали деревянную пушку.


Якобы Jagdpanzer 38 «Hetzer» в Сомюре. Фото: wikipedia.org

На стенде обороны Сталинграда присутствовал танк КВ-1, который был позаимствован у русской освободительной армии. Но такие мелочи французов, похоже, не волнуют.

Также в Сомюре стоит противотанковая самоходка, которую очень часто выдают за немецкий «Хетцер», только французы для большей идентичности отпилили дульный тормоз. Подробнее об этой машине — ниже.

В Швейцарии приняли за шпионов

Забавная история приключилась с командой в швейцарском Туне, где расположен музей редкой бронетехники, которую больше нигде в мире увидеть нельзя.

— Так сложилось, что, планируя обмеры танков, мы надеваем одежду, которую не боимся испачкать и в которой удобно лазить по боевой машине, чаще всего — это камуфляж. И мы не могли предполагать, что танковый музей в Туне расположен на территории военной части. Поэтому, когда утром возле КПП нарисовались пять русскоговорящих мужчин в камуфляже, пускать внутрь нас категорически отказались. Ситуация усложнилась тем, что местный язык — немецкий, которого мы не знаем. Пришлось объясняться жестами: мы им пытались сказать, что хотим посмотреть танки, а они — выяснить, кто мы и откуда. Ситуацию спас один из местных солдат, который говорил по-английски.


В Туне команда Андрея Гашкова нашла даже больше, чем ожидала — десятки уникальных машин, многие в мире существуют в единичных экземплярах.


Тот самый G13. Фото: Андрей Гашков

— Увиденное позволило нам начать работу над швейцарской веткой танков, еще мы обнаружили интересную машину в первозданном варианте — противотанковую самоходку G13, которую в Сомюре, да и по всему миру в музеях выдают за немецкий «Хетцер». В Туне до нашего появления, кстати, ее тоже считали «Хетцером».

1000-тонный немецкий сверхтанк — не миф!

Найти все танки, которые были построены или запланированы, невозможно. Многие чертежи утрачены, а от некоторых машин остались только нечеткие фотографии.

— Когда искали средние французские танки, мы обнаружили упоминание о Somua SM. Боевая машина выделялась шахматной подвеской, как у немецкой «Пантеры», и качающейся башней от легкого АМХ 13 90. Мы долго думали, что это гибрид, но оказалось — оригинальная конструкция, которая проиграла в конкурсе. От танка осталось всего два снимка — сзади, и сзади под углом 45 градусов. Воссоздать облик такого танка было очень сложно.


Сверхтяжелый танк «Мышонок» весом 188 тонн. Фото: topwar.ru

Некоторые проекты были заведомо неосуществимы, как немецкий 1000-тонный танк "Ратте" (крыса). По словам Гашкова, этот танк гитлеровцы планировали оснастить башней от линкора «Шарнхорст», предварительно убрав из нее среднее орудие.

— Но даже Гитлер с его гигантоманией не поверил в будущее этого танка, отдав предпочтение более легкому «Мышонку», весившему 188 тонн. Таких танков было собрано несколько, но вопреки расхожему мнению, ни один из них в боях не участвовал. Их подорвали сами немцы, однако советским специалистам удалось восстановить одного «Мышонка». Испытания показали, что немецкий 188-тонный супертанк ничем не превосходит, и даже во многом уступает 49-тонному ИС-3. И самый тяжелый танк в истории отправился в музей на Кубинку.

Постоянные попытки похоронить идею танка не находят своей реализации. Несмотря на быструю эволюцию противотанкового оружия, до сих пор нет более надёжного средства для прикрытия солдат, чем тяжелая бронетехника. Предлагаю Вашему вниманию обзор выдающихся танков времен Второй мировой войны, созданный на основе программ Discovery — «Танки-убийцы: Стальной кулак» и Military Channel – «Десять лучших танков ХХ века». Несомненно, все машины из обзора достойны внимания.

Но я заметил, что при описании танков эксперты не рассматривают его боевую историю целиком, а рассказывают лишь о тех эпизодах Второй мировой, когда эта машина смогла себя проявить наилучшим образом. Логично сразу же разбить войну на периоды и рассмотреть, какой танк и когда был лучшим. Обращаю внимание на два важных момента :

Во-первых , нельзя путать стратегию и технические характеристики машин . Красный флаг над Берлином не значит, что немцы были слабы и не имели хорошую технику. Отсюда же следует, что обладание лучшими в мире танками еще не значит, что ваша армия будет победоносно наступать. Вас могут банально раздавить количеством. Не забывайте, что армия – это система, грамотное применение противником своих разнородных сил может поставить Вас в сложное положение.

Во-вторых , все споры, «кто сильнее, ИС-2 или «Тигр», не имеют особого смысла . Танки редко воюют с танками. Гораздо чаще их противники – вражеские оборонительные линии, укрепления, артиллерийские батареи, пехота и автомобильная техника. Во Вторую мировую половина всех потерь танков пришлось на действия противотанковой артиллерии (что логично – когда число танков шло на десятки тысяч, число пушек исчислялось сотнями тысяч – больше на порядок!).

Другой лютый враг танков – мины. На них подорвались порядка 25% боевых машин. Несколько процентов записала на свой счет авиация. Сколько же тогда осталось на танковые сражения?!

Отсюда следует вывод, о том, что танковый бой под Прохоровкой – редкая экзотика. В настоящее время эта тенденция сохраняется — вместо противотанковой «сорокапятки» выступают РПГ.

Что ж, теперь давайте перейдем к нашим любимым машинам.

Период 1939-1940. Блицкриг

…Предрассветная мгла, туман, стрельба и рев моторов. Утром 10 мая 1940 года Вермахт врывается в Голландию. Через 17 дней пала Бельгия, остатки английского экспедиционного корпуса эвакуировались через Ла-Манш. 14 июня немецкие танки появились на улицах Парижа…

Одно из условий «молниеносной войны» — особая тактика применения танков: небывалая концентрация бронетехники в направлении главных ударов и прекрасно скоординированные действия немцев позволили «стальным клешням» Гота и Гудериана на сотни километров врезаться в оборону, и, не снижая темпов, продвигаться вглубь территории противника.

Уникальный тактический прием потребовал специальных технических решений. Немецкая бронетехника в обязательном порядке оснащалась радиостанциями, при танковых батальонах находились авиадиспетчеры для экстренной связи с Люфтваффе. Именно на это время пришелся «звездный час» Panzerkampfwagen III и Panzerkampfwagen IV . За столь неуклюжими названиями скрываются грозные боевые машины, намотавшие на свои гусеницы асфальт европейских дорог, ледяные просторы России и пески Сахары.

PzKpfw III, более известный как Т-III – легкий танк с 37 мм орудием . Бронирование со всех ракурсов – 30 мм. Главное качество — Скорость (40 км/ч по шоссе). Благодаря совершенной оптике Carl Zeiss, эргономичным рабочим местам экипажа и наличию радиостанции, «тройки» могли успешно сражаться с куда более тяжелым машинам. Но с появлением новых противников, недостатки Т-III проявились более отчетливо.

Немцы заменили 37 мм пушки на 50 мм орудия и прикрыли танк навесными экранами – временные меры дали свои результаты, T-III провоевал еще несколько лет. К 1943 году выпуск Т-III был прекращен, ввиду полного исчерпания его ресурса для модернизации. Всего немецкая промышленность выпустила 5000 «троек».

Гораздо серьезнее выглядел PzKpfw IV, ставший самым массовым танком Панцерваффе — немцы успели построить 8700 машин . Сочетая в себе все достоинства более легкого Т-III, «четверка» имела высокую огневую мощь и защищенность — толщину лобовой плиты постепенно довели до 80 мм, а снаряды ее 75 мм длинноствольного орудия пробивали броню вражеских танков, как фольгу (к слову, было выпущено 1133 ранних модификаций с короткоствольным орудием).

Слабые места машины – слишком тонкие борта и корма (всего 30 мм на первых модификациях), конструкторы пренебрегли наклоном броневых листов в угоду технологичности и удобству работы экипажа.

Семь тысяч танков этого типа остались лежать на полях сражений Второй мировой войны, но на этом история Т-IV не закончилась – «четверки» эксплуатировались в армиях Франции и Чехословакии до начала 1950-х годов и даже приняли участие в Шестидневной Арабо-Израильской войне 1967 года.

Период 1941-1942. Красный рассвет

«…с трех сторон мы вели огонь по железным монстрам русских, но всё было тщетно. Русские гиганты подходили всё ближе и ближе. Один из них приблизился к нашему танку, безнадежно увязшему в болотистом пруду и без всякого колебания проехал по нему, вдавив гусеницами в грязь…» — генерал Рейнгард, командующий 41 танкового корпуса Вермахта.

…20 августа 1941 года танк КВ под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова преградил дорогу на Гатчину колонне из 40 немецких танков. Когда этот беспримерный бой закончился, 22 танка горели на обочине, а наш КВ, получив 156 прямых попаданий вражеских снарядов, вернулся в распоряжение своей дивизии…

Летом 1941 года танк КВ громил элитные части Вермахта так же безнаказанно, будто бы он выкатился на Бородинское поле в 1812 году. Неуязвимый, непобедимый и запредельно мощный. До конца 1941 года во всех армиях мира вообще отсутствовало оружие, способное остановить русское 45-тонное чудовище. КВ был в 2 раза тяжелее самого крупного танка Вермахта.

Броня КВ – прекрасная песня стали и технологий . 75 миллиметров стальной тверди со всех ракурсов! Лобовые бронелисты имели оптимальный угол наклона, что еще более увеличивало снарядостойкость брони КВ – немецкие 37 мм противотанковые орудия не брали ее даже в упор, а 50 мм орудия – не дальше 500 метров. В то же время длинноствольное 76 мм орудие Ф-34 (ЗИС-5) позволяло с любого направления бить любой немецкий танк того периода с дистанции 1,5 километров.

Если бы бои, подобные легендарному бою Зиновия Колобанова, происходили регулярно, то, 235 танков КВ Южного военного округа могли полностью истребить Панцерваффе еще летом 1941 года. Технические возможности танков КВ в теории позволяли это сделать. Увы, не все так однозначно. Вспомните – мы говорили, что танки редко воюют с танками…

Кроме неуязвимого КВ, у Красной Армии был еще более страшный танк — великий воин Т-34 .

«…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности — это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин — это ужасно… Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа …» — мнение немецкого танкиста из 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Ни объем, ни задачи этой статьи не позволяют полностью осветить историю танка Т-34. Очевидно, что русское чудовище не имело аналогов в 1941 году: 500-сильный дизель, уникальное бронирование, 76 мм орудие Ф-34 (в целом аналогичное танку КВ) и широкие гусеницы – все эти технические решения обеспечивали Т-34 оптимальное соотношение подвижности, огневой мощи и защищенности. Даже по-отдельности, эти параметры у Т-34 были выше, чем у любого танка Панцерваффе.

Главное – советским конструкторам удалось создать танк именно таким, каким он был нужен Красной Армии. Т-34 идеально соответствовал условиям Восточного фронта. Предельная простота и технологичность конструкции позволило в кратчайшие сроки наладить массовое производство этих боевых машин, как следствие – Т-34 были просты в эксплуатации, многочисленны и вездесущи.

Только за первый год войны, к лету 1942 года, Красная Армия получила около 15.000 «тридцатьчетверок», а всего было выпущено более 84.000 Т-34 всех модификаций.

Журналисты программы «Дискавери» ревниво отнеслись к успехам советского танкостроения, постоянно намекая, что в основе удачного танка – американская конструкция «Кристи». В шутливой форме досталось русской «грубости» и «неотесанности» — «Ну вот! Не успел залезть в люк – весь исцарапался!».

Американцы забывают, что удобства не были приоритетным свойством бронетехники на Восточном фронте: ожесточенный характер боев не позволял танкистам думать о таких мелочах. Главное — не сгореть в танке.

Были у «тридцатьчетверки» и куда более серьезные недостатки. Трансмиссия — слабое звено Т-34 . Немецкая конструкторская школа предпочитала переднее расположение коробки передач, поближе к механику-водителю. Советские инженеры пошли по более эффективному пути – трансмиссия и двигатель компактно располагались в изолированном отделении в корме Т-34. Отпадала необходимость в длинном карданном валу через весь корпус танка; упрощалась конструкция, уменьшалась высота машины. Не правда ли, отличное техническое решение?

Кардан был не нужен. Зато были нужны тяги управления. У Т-34 они достигали в длину 5 метров! Представляете, какие усилия требовалось прилагать механику-водителю? Но и это не создавало особых проблем – в экстремальной ситуации человек способен бегать на руках и грести ушами. Но то, что могли выдержать советские танкисты — не мог выдержать металл.

Под действием чудовищных нагрузок тяги рвались. В результате многие Т-34 шли в бой на одной, заранее выбранной, передаче. Коробку передач в ходе боя предпочитали вообще не трогать — по мнению танкистов-ветеранов, лучше было пожертвовать подвижностью, чем внезапно превратиться в стоячую мишень.

Т-34 совершенно безжалостный танк, как по отношению к врагу, так и по отношению к собственному экипажу. Остается лишь восхищаться мужеством танкистов.

Год 1943. Зверинец.

«…мы пошли в обход через балку и напоролись на «Тигра». Потеряв несколько Т-34, наш батальон вернулся назад …» — частое описание встреч с PzKPfw VI из мемуаров танкистов.

1943 год, время великих танковых сражений. Стремясь вернуть утраченное техническое превосходство, Германия создает к этому времени два новых образца «супероружия» — тяжелые танки «Тигр» и «Пантера» .

Panzerkampfwagen VI «Тигр» Ausf. Он создавался как тяжелый танк прорыва, способный уничтожить любого противника и обратить в бегство Красную Армию. По личному распоряжению Гитлера, толщина лобового бронелиста должна была составлять не менее 100 мм, борта и корму танка защищали восемь сантиметров металла. Главное оружие – 88 мм пушка KwK 36, созданная на основе мощного зенитного орудия. Об ее возможностях говорит тот факт, что при стрельбе из пушки трофейного «Тигра» удалось добиться пяти последовательных попаданий в мишень размером 40×50 см с расстояния 1100 м.

Помимо высокой настильности, KwK 36 досталась в наследство высокая скорострельность зенитного орудия. В боевых условиях «Тигр» выпускал восемь снарядов в минуту, что было рекордом для столь крупных танковых пушек. Шесть членов экипажа удобно располагались в неуязвимой стальной коробке массой 57 тонн, взирая на широкие русские просторы сквозь качественную оптику Carl Zeiss.

Громоздкий немецкий монстр часто описывается как медлительный и неповоротливый танк. В реальности «Тигр» был одной из самых быстрых боевых машин Второй мировой войны . 700-сильный двигатель «Майбах» разгонял «Тигра» до 45 км/ч на шоссе. Не менее быстрым и маневренным этот толстокожий танк был на пересеченной местности, благодаря восьмиступенчатой гидромеханической коробке передач (почти автоматической, как на «Мерседесе»!) и сложными бортовыми фрикционами, с двойным подводом мощности.

На первый взгляд, конструкция подвески и гусеничного движителя являлось пародией на саму себя – гусеницы шириной 0,7 метра потребовали установки второго ряда катков с каждой стороны. В таком виде «Тигр» не помещался на железнодорожную платформу, всякий раз приходилось снимать «обычные» гусеничные ленты и внешний ряд катков, взамен устанавливая тонкие «транспортные» гусеницы.

Остается удивляться силе тех парней, «разувавших» 60-тонную махину в полевых условиях. Но были и преимущества у странной подвески «Тигра» — два ряда катков обеспечивали высокую плавность хода, наши ветераны были свидетелями случаев, когда «Тигр» стрелял на ходу.

Был у «Тигра» еще один недостаток, напугавший немцев. Это была надпись в технической памятке, лежавшей в каждой машине: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!». По извращенной логике Геббельса, танкисты должны были очень обрадоваться, узнав, что их «Тигр» стоит как семь танков Т-IV.

Понимая, что «Тигр» — редкое и экзотическое оружие профессионалов, немецкие танкостроители создали более простой и дешевый танк, с намерением превратить его в массовый средний танк Вермахта.

Panzerkampfwagen V «Пантера» до сих пор служит объектом жарких споров. Технические возможности машины нареканий не вызывают – при массе 44 тонны «Пантера» превосходила по подвижности Т-34, развивая на хорошем шоссе 55-60 км/ч. Танк вооружался 75 мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров!

Бронебойный подкалиберный снаряд, выпущенный из ее адского жерла, пролетал за первую секунду 1 километр – с такими ТТХ пушка «Пантеры» могла продырявить любой танк союзников на дистанции свыше 2 километров. Бронирование «Пантеры» большинством источников тоже признается достойным – толщина лба варьировалась от 60 до 80 мм, при этом углы наклона брони достигали 55°. Борт был защищен слабее – на уровне Т-34, поэтому легко поражался советскими противотанковыми средствами. Нижнюю часть борта дополнительно защищали два ряда катков с каждой стороны.

Весь вопрос в самом появлении «Пантеры» — нужен ли был Рейху такой танк? Возможно, следовало сосредоточить усилия на модернизации и наращиванию производства проверенных Т-IV? Или потратить средства на постройку непобедимых «Тигров»? Как мне кажется, ответ прост – в 1943 году Германию уже ничего не могло спасти от разгрома.

Всего построили менее 6000 «Пантер», что было явно недостаточно для насыщения Вермахта . Положение усугубляло падение качества брони танков ввиду нехватки ресурсов и легирующих присадок. «Пантера» была квинтэссенцией передовых идей и новых технологий. В марте 1945 года под Балатоном ночью в атаку на советские войска пошли сотни «Пантер», оснащенные приборами ночного видения. Даже это не помогло.

Год 1944. Вперед, на Берлин!

Изменившиеся условия потребовали новых средств ведения войны. К этому времени советские войска уже получили тяжелый танк прорыва ИС-2, вооруженный 122 мм гаубицей . Если попадание обычного танкового снаряда вызывало локальное разрушение стены, то 122 миллиметровый снаряд гаубицы сносил дом целиком. Что и требовалось для удачных штурмовых операций.

Другое грозное оружие танка – 12,7 мм пулемет ДШК, установленный на башне на шкворневой установке. Пули крупнокалиберного пулемета доставали врага даже за толстой кирпичной кладкой. ДШК на порядок увеличивал возможности Ис-2 в боях на улицах европейских городов.

Толщина бронирования ИС-2 достигала 120 мм . Одно из главных достижений советских инженеров – экономичность и небольшая металлоемкость конструкции ИС-2. При массе, сравнимой с массой «Пантеры», советский танк был куда более серьезно защищен. Но слишком плотная компоновка потребовала размещения топливных баков в отделении управления – при пробитии брони экипаж Ис-2 имел мало шансов уцелеть. Особенно рисковал механик-водитель, не имевший собственного люка.

Танки-освободители ИС-2 стали олицетворением Победы и находились на вооружении Советской армии без малого 50 лет.

Следующий герой, М4 «Шерман» , успел повоевать на Восточном фронте, первые машины этого типа попали в СССР еще в 1942 году (число поставленных по Ленд-лизу М4 составило 3600 танков). Но известность к нему пришла лишь после массового применения на Западе в 1944.

Танк «Шерман» — вершина рациональности и прагматизма . Тем более удивительно, что США, имевшие к началу войны 50 танков, сумели создать такую сбалансированную боевую машину и наклепать к 1945 году 49.000 «Шерманов» различных модификаций. Например, в сухопутных войсках применялся «Шерман» с бензиновым двигателем, а в подразделения Морской пехоты поступала модификация М4А2, оснащенная дизелем.

Американские инженеры справедливо полагали, что это значительно упростит эксплуатацию танков – соляр можно было легко найти у моряков, в отличие от высокооктанового бензина. Кстати, именно эта модификация М4А2 поступала в Советский Союз.

Не менее знамениты специальные версии «Шермана» — охотник за танками «Светлячок», вооруженный британской 17-фунтовой пушкой; «Джамбо» — тяжелобронированный вариант в штурмовом обвесе и даже амфибийный «Дюплекс Драйв». По сравнению со стремительными формами Т-34, «Шерман» высокий и неуклюжий увалень. Обладая одинаковым вооружением, американский танк значительно проигрывает по подвижности Т-34.

Чем же «Эмча» (так наши солдаты прозвали М4) так понравилась командованию Красной Армии, что на них целиком пересели элитные подразделения, например 1-й гвардейский механизированный корпус и 9-й гвардейский танковый корпус? Ответ прост: «Шерман» имел оптимальное соотношение бронирования, огневой мощи, подвижности и … надежности .

Кроме того, «Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости — танкисты признавали, что в дуэльной ситуации их выстрел всегда был первым. Из других преимуществ «Шермана», обычно не указанных в таблицах, была малая шумность, что давало возможность использовать его в операциях, где нужна скрытность.

Ближний Восток дал «Шерману» вторую жизнь, где этот танк прослужил до 70-х годов ХХ века, приняв участие не в одном десятке сражений. Последние «Шерманы» завершили свою боевую службу в Чили в конце ХХ века.

Год 1945. Призраки грядущих войн.

Многие люди ожидали, что после чудовищных жертв и разрушений Второй мировой войны наступит долгожданный прочный мир. Увы, их ожидания не оправдались. Напротив, идеологические, экономические и религиозные противоречия стали еще более острыми.

Это хорошо понимали те, кто создавал новые системы вооружений – поэтому военно-промышленный комплекс стран-победительниц не останавливался ни на минуту. Даже когда Победа уже была очевидна, а фашистская Германия билась в предсмертной агонии в КБ и на заводах продолжались теоретические и экспериментальные исследования, велась разработка новых видов оружия.

Особое внимание уделялось бронетанковым силам, отлично зарекомендовавшим себя в ходе войны. Начиная с громоздких и неуправляемых многобашенных монстров и уродливых танкеток, буквально через несколько лет танкостроение вышло на принципиально другой уровень. где снова столкнулось с множеством угроз, т.к. противотанковые средства успешно эволюционировали. В связи с этим любопытно посмотреть на танки, с которыми союзники закончили войну, какие выводы были сделаны и какие меры приняты.

В СССР в мае 1945 года из заводских цехов Танкограда выкатили первую партию танка ИС-3 . Новый танк являлся дальнейшей модернизацией тяжелого ИС-2. На этот раз конструкторы пошли еще дальше — наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос».

Башня получила новую приплюснутую форму, что обеспечило танку еще лучшую противоснарядную защиту. Механик-водитель получил свой собственный люк, а все смотровые щели были заменены на современные перископические приборы. ИС-3 опоздал на несколько дней к моменту окончания боевых действий в Европе, но новый красивый танк принял участие в Параде Победы наравне с легендарными Т-34 и КВ, еще покрытыми копотью недавних боев. Наглядная смена поколений.

Другой интересной новинкой стал танк Т-44 (по моему мнению – эпохальное событие в советском танкостроении). Собственно, он был разработан еще в 1944 году, но так и не успел принять участие в войне. Лишь в 1945 году в войска поступило достаточное количество этих превосходных танков.

Крупным недостатком Т-34 была сдвинутая вперед башня. Это увеличивало нагрузку на передние катки и делало невозможным усиление лобовой брони Т-34 – «тридцатьчетверки» так и пробегали до конца войны с 45 мм лбом. Понимая, что проблему просто так не решить, конструкторы решились на полную перекомпоновку танка. Благодаря поперечному размещению двигателя, уменьшились габариты МТО, что позволило смонтировать башню в центре танка.

Выровнялась нагрузка на катки, лобовая бронеплита увеличилась до 120 мм (!), а ее наклон вырос до 60°. Улучшились условия работы экипажа. Т-44 стал прообразом знаменитого семейства Т-54/55 .

Специфическая ситуация сложилась за океаном. Американцы догадывались, что кроме удачного «Шермана», армии требуется новый, более тяжелый танк. В результате появился М26 «Першинг», крупный средний танк (иногда его считают тяжелым) с мощным бронированием и новой 90-мм пушкой.

В этот раз американцы не смогли создать шедевр. Технически, «Першинг» остался на уровне «Пантеры», обладая при этом несколько большей надежностью. У танка были проблемы с подвижностью и проходимостью – М26 оснащался двигателем от «Шермана», имея при этом большую на 10 тонн массу. Ограниченное применение «Першинга» на Западном фронте началось лишь с февраля 1945 года. Следующий раз «Першинги» пошли в бой уже в Корее.

"Гений мыслит и создает.
Человек обыкновенный приводит в исполнение.
Дурак пользуется и не благодарит"

Козьма Прутков


Н е так давно самым мощным оружием в мире были танки.
Инженерная мысль боролась за их живучесть и неуязвимость, за огневую мощь и маневренность. Были взлеты и падения, победы и неудачи.
Этот пост не скопирован откуда-то с интернета. Это все собрано мной с разных сайтов. Тут находятся самые интересные "танковые" инженерные решения (на мой взгляд), реализованные при создании танков разных стран.

Русский царь танк

Также известен как Нетопырь, Танк Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт — бронированное передвижное боевое устройство, разработанное инженером Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. Танк был огромен. Колеса диаметром 9 метров. Он должен был помочь войскам на фронте, но увы.


В разработке принимали участие Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колесную боевую машину.
Царь-танк — самая крупная бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных.

Постройка и испытания танка проводились в 1915 году.

В первый же день испытаний в лесу у Орудьево боевая машина безнадежно увязла в грунте.

По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта.

Вплоть до 1917 года боевая машина так и стояла на месте испытаний под охраной. Лишь в 1923 году ее разобрали на металлолом.

Боевой квадроцикл (1899)

Один из самых первых прообразов танка был создан в Великобритании и представлял собой небольшую четырёхколёсную повозку с пулемётом. Всё это приводилось в движение благодаря силовому агрегату мощностью в 1,5 лошадиные силы, броня у танка практически отсутствовала - предполагалось, что «танкист» будет прятаться от пуль за щитом пулемёта.

Танк майора Шумана

Броневые наблюдательные посты или так называемые броневые каретки инженерного майора Шумана были разработаны еще в 80-е годы ХIХ века для крепостей.
Они предназначались для одной 37- или 57-мм скорострельной пушки и состояли из цилиндрической коробки листовой стали, перекрытой куполом из стали толщиной в 2,5 см (от пуль и осколков). Для входа была устроена дверь. Купол покоился на трех лапах центральной оси, закрепленной к полу каретки таким образом, что ось может вращаться на 360° помощью ручного привода. Станок пушки прочно связан с куполом.

Иногда они ставились на мотоколяски. Пушку обслуживали 2 номера: один - стрелял, сидя на скамье, другой - подносил снаряды, порядочный запас которых имеется в самой каретке.

Классические английские танки-монстры

На фото танк МК-4. Не все знают, что именно благодаря России танкам дали название «танк» (англ. tank). Изначально это слово не означало бронированную боевую машину как сейчас, а значило лишь то, что понималось под словом tank в английском языке - т.е. «цистерну» или «бак». В этой путанице «виновата» секретность. Во время Первой мировой войны английское командование не могло допустить, чтобы информация о первых «сухопутных судах» отправляемых союзникам оказалась в распоряжении Германии. Поэтому распространялась информация, что это мобильные водяные резервуары, цистерны для нужд фронта, а в некоторых источниках говорится, что даже уточнялся получатель - Российская Империя. На них даже писали "На Берлин" "Осторожно. Петроград".

Эти интересные факты можно найти даже в автобиографии Черчиля - он пишет, что в начале эти боевые машины назывались в документах «water carriers for Russia» (т.е., «водяные перевозчики для России»), но из-за того, что их часто сокращали до «WCs» (что в английском означает туалет), появилось словосочетание «water tank», ну а потом остался лишь просто «танк».
Ну а сами танки были полным отстоем... неповоротливые, тяжелые, со слабой огневой мощью и огромными "мертвыми зонами" в обзоре. Сначала их боялись из-за грохота и необычного внешнего вида, но когда первый страх прошел...

Гусеничная машина Besta, США (1917)

Американский гражданин по фамилии Бест, построил эту уникальную машину, похожую на переврнутую лодку. Вес танка составлял 15 тонн. В 1915 году машина прошла удачные испытания и была принята на вооружение американской армии. Каждый месяц выпускалось около 50 таких машин.
Глядя на надпись спереди, можно было бы подумать, что это бронированный рельсоукладчик.

Скелетный танк США (1918)

Танк времен первой мировой войны. Предполагалось что "дырки" снизят вес, а снаряды будут пролетать через танк не повреждая его, что повысит живучесть.
Корпус танка крепился на стальных трубах между рамами и для упрощения конструкции получил коробчатую форму. Сборка корпуса осуществлялась на болтах, заклепках и уголках, которыми крепились 12-мм броневые листы. Боевое отделение и отделение управления размещались спереди - здесь находились места для водителя, командира танка и пулеметчика. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с одним 7,62-мм пулеметом. В задней части корпуса располагалось два 4-цилиндровых бензиновых двигателя Beaver мощностью 50 л.с. каждый.
Из-за своей оригинальной конструкции эта боевая машина получила название “Skeleton Tank”, хотя иногда употребляется альтернативное название “Spider Tank” Учитывая предъявляемые к нему требования можно заключить, что этот танк по классификации являлся пехотным.

Танк-амфибия Christie (1921)

В 1921 году американский конструктор Джон Уолтер Кристи построил колёсно-гусеничный водоплавающий танк. Машина оснащалась 75-миллиметровой пушкой и была предназначена для выполнения боевых операций на прибрежных территориях. В ходе испытаний военные выявили массу недостатков: во-первых, танк Christie сильно трясло, во-вторых, внутри было очень тесно, и в-третьих, на защищённости экипажа плохо сказывалось отсутствие крыши. Да, возможно, кабриолет - не лучший тип кузова для боевой машины.

Танк Tortuga (1934)

Танк Tortuga (в переводе с испанского - черепаха) был разработан в Венесуэле в 1934 году. Военные технологии к тому моменту шагнули далеко вперёд: у танка была полноценная броня, правда, выглядела она довольно комично, а комплекс вооружения всё ещё ограничивался одним пулемётом. Реальной тактической ценности такие танки не представляли, поэтому предполагалось, что они будут держать в страхе соседнюю колумбийскую армию одним лишь своим присутствием в военных ангарах Венесуэлы.

Советский пятибашенный танк Т-35 (1938)

Один из самых оригинальных и тяжелых танков, применявшихся во время Второй мировой войны, «сухопутный линкор». Т-35 был создан под влиянием различных британских экспериментальных боевых бронированных машин двадцатых годов. Впервые был продемонстрирован во время Первомайского парада на Красной площади в Москве в 1933 г., опытный образец Т-35 вызвал заметный интерес на Западе, хотя ни в одной стране танкостроители не попытались создать нечто подобное.
Экипаж - 11 человек!
Эта танк замышлялся как «танк прорыва» обороны противника. После того как она будет прорвана, в брешь устремятся легкие танки и пехота, однако во время штурма Т-35 должен был быть защищенным со всех сторон. Перевозить его по железной дороге оказалось делом затруднительным и машины несли службу только в составе одного подразделения — 5-й бригады тяжелых танков, предназначенной для обороны подступов к Москве.

Танк Боба Сэмпла (1940)

Во время Второй мировой войны, когда мировая военная промышленность развивалась бешеными темпами, новозеландское правительство приняло решение о разработке собственного танка. Однако, средств на проект выделили немного, поэтому танк Боба Сэмпла (названный в честь тогдашнего министра труда Новой Зеландии) был построен на платформе от обычного трактора Caterpillar D8 - отсюда и несколько необычные пропорции боевой машины. Танк оснащался сразу семью орудиями, а одному пулемётчику из экипажа приходилось вести огонь лёжа на коврике, который укладывался на тонкий железный лист поверх двигателя.

Самоходная артиллерийская установка M15A

Был выпущен всего один прототип этого «артиллерийского монстра».

Летающий танк Антонов А-40 (1942)

Летающий танк А-40 - пожалуй, самый амбициозный проект советских инженеров во время Великой Отечественной войны. Конструктору Олегу Антонову действительно удалось поднять в воздух танк Т-60. На земле танк приводился в движение силовым агрегатом ГАЗ-202 мощностью 70 лошадиных сил, а летал Антонов А-40 с помощью четырёх авиационных двигателей мощностью по 970 лошадиных сил каждый. Полная полётная масса конструкции составляла 7800 килограммов. На испытаниях самолёт-танк удалось поднять в воздух на 40 метров вверх и развить скорость 130 километров в час.
Смертность экипажа составляла около 10%. После приземления, крылья легко отбрасывались и танк становился обычным сухопутным.

Уникальнейший советский "танк" "НИ-1" - " На испуг" (1941)

Это имитация танка, созданная на базе трактора от безысходности. Но она работала и помогала бить врага! Где еще такие могли появиться, как не при обороне Одессы!
Танк представлял собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони. У данного экземпляра "пушка" представляет из себя чистую бутафорию - просто труба или даже бревно, торчащее из башни. Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми, но чаще просто стальными листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Листы ставились не просто так, между ними заливали бетон, что повышало живучесть и позволяло защитить экипаж от обычного стрелкового вооружения - простой стальной лист (даже сложенный в 4 раза), винтовка простреливала. Вооружались машины легкими пулеметами и ружьями экипажа, которые просовывались в бойницы. Иногда ставились и башни от подбитых танков, в этом случае орудия были не бутафорскими.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 подобных танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город. При этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в паническое бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», т.е. «На испуг». По воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.
По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 подобных бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом.

Фашистский танк «Маус»

Танк «Маус» (мышонок) не успел пойти в серию, война окончилась. В состав экипажа машины из шести человек входили: командир танка, командир орудий, два заряжающих, механик-водитель и радист. Корпус машины был разделен поперечными перегородками на четыре отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное.
В нишах бортов устанавливались два топливных бака, общей емкостью 1560 л.

Вооружение танка состояло из 128-мм танковой пушки образца 1944 года, модели KWK-44 (РаК-44), спаренной с ней 75-мм танковой пушки KWK-40 и отдельно расположенного пулемета MG.42 калибра 7,92 мм. Проектом предусматривалась установка в башне танка зенитной 20-мм пушки МС.151/20 вместо пулемета MG.42, а также мортирок для постановки дымовых завес и огнеметной установки на корме машины.

Газодинамический танк-тральщик «Прогрев-T»

Русский танк с установленным на башне реактивным двигателем для обезвреживания мин реактивной струей. Мощная броня защищает экипаж. Вес за 30 тонн.

Тяжелый танк «Объект 279» (1957)

«Объект 279» - тяжелый танк предназначенный для прорыва особо укрепленных позиций противника и боевых действий в труднопроходимой местности, а также ведения боев во время ядерного удара. Корпус танка создан таким образом что взрывная волна его не переворачивала.
Корпус танка имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, где обводы переходили до вытянутого эллипсоида. Броня танка могла противостоять 122 мм бронебойным и 90 мм кумулятивным снарядам. Толщина брони местами имела от 93 до 305 мм.
Танк имел 4 гусеницы. Такое уникальное конструкторское решение позволяло машине преодолевать труднопроходимые для обычных танков участки. Танк с легкостью передвигался по снегу и заболоченной местность, уникальное гусеничное шасси исключало возможность посадки танка днищем при преодолении ежей, пней, надолб. Объект 278 имел среднее давление на грунт как у легкого танка - 0,6 кг/кв.см. Танк преодолевал подъем в 35 градусов и брод в 1,2 м.
На танке Объект 279 была установлена 130 мм нарезная пушка М-65 с боекомплектом на 24 выстрела, а также спаренная с пушкой один 14,5-мм пулемет КПВТ. Все это наводил на цель стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С и ночной прицел ТПН-1.

На этом обзор завершаю )))) надеюсь было интересно. И напоследок газетная вырезка, как наши предки в первую мировую войну представляли себе войну будущего. Как же они ошибались...

Цинично (С) с разных мест интернета



Рекомендуем почитать

Наверх