Современные проблемы науки и образования. Структуры совета европы, занимающиеся развитием Молодежная политика в странах европы

Уход за волосами 27.09.2019
Уход за волосами

Наибольший интерес представляет деятельность Совета Европы в об­ласти молодежной политики. Основные сферы деятельности Совета Евро­пы в области молодежной политики следующие:

1. Сотрудничество с молодежными организациями и объединениями на основе идеи "работы для и вместе с молодежью".

Развитие сотрудничества с неправительственными молодежными ор­ганизациями включает следующие принципы:

совместное управление, когда принятие решений осуществляется пра­вительством при участии представителей молодежных организаций;

толерантность, выраженная в развитии межкультурного диалога как основы любой совместной деятельности, поддерживаемой СЕ;

солидарность, предусматривающая поддержку молодежных организа­ций Европейскими молодежными центрами (в Будапеште и Страсбурге) и Европейским молодежным фондом.

Механизмами кооперации с молодежными организациями и объеди­нениями являются Европейские молодежные центры в Будапеште и Страс­бурге (открывают возможности для участия в совместных мероприятиях, в том числе молодежных форумах, обучающих программах и т.д.) и Евро­пейский молодежный фонд (финансирует международные молодежные инициативы).

2. Развитие механизмов межправительственного сотрудничества. Формирование европейской молодежной политики: расширение социального участия молодежи, содействие социальной интеграции молодежи и, тем самым, становлению ее полноценного граж­данства в условиях общества риска;

расширение так называемого неформального образования, работаю­щего в режиме тренингов, курсов повышения квалификации. Под нефор­мальным образованием понимается образование, получаемое молодыми людьми вне школы. В изменяющемся мире этот институт социализации приобретает все большее значение в силу своей мобильности и способно­сти к быстрой переориентации с учетом актуальных потребностей. Это по­зволяет дать молодым людям знания, способствующие их лучшей ориента­ции и адаптации к условиям современности. Его целью является усиление социальной интеграции молодых людей в общество, формирование устой­чивых социально значимых идентичностей в условиях риска;

осуществление социологического анализа положения молодежи и ос­новных направлений политики в странах-членах Евросоюза на основе при­нятой в 1997 г. "Программы оценок национальной молодежной политики".

Создание и поддержка механизмов мобильности молодежи, в частно­сти, путем введения повсеместной системы скидок в сфере культуры, стра­хования, на транспорте.

Взаимодействие в области информации и консультирования молодежи посредством деятельности некоммерческих консалтинговых структур.



3. Создание экспертной базы молодежной политики в лице ученых, специализирующихся на молодежных исследованиях, и расширение поля взаимодействия исследовательских и управленческих структур.

Потребность в единой информационной базе способствовала усиле­нию структур молодежных исследований. При Директорате молодежи и спорта функционирует специализированный Совет по молодежным иссле­дованиям и документации. Его главной целью является определение на­правлений исследовательского поиска и координация социологических ис­следований в области проблем молодежи. В числе текущих задач Совета:

расширение международного сотрудничества исследователей; обеспечение кооперации между исследователями и представителями сферы управления;

выработка критериев оценки положения и итогов реализации моло­дежной политики в странах Европы;

популяризация результатов социологических исследований с целью привлечения общественного и политического внимания к проблемам моло­дежи посредством публикации и широкого обсуждения отчетов, сборников статей, монографий по актуальным проблемам молодежи.

Данные цели и задачи реализуются при непосредственном участии на­циональных корреспондентов из числа ведущих специалистов по пробле­мам социологии молодежи от каждой страны. Их совместными усилиями подготовлены два доклада о положении и основных тенденциях в среде ев­ропейской молодежи.

4. Совместная разработка основных направлений деятельности в об­ласти молодежной политики, направленной на поддержание процессов со­циальной самореализации и интеграции молодежи в европейские сообще­ство, обозначает:

обмен позитивным опытом реализации молодежной политики; организацию многосторонних международных семинаров по пробле­мам молодежи и молодежной политики.

5. Развитие партнерства с Европейским Союзом и другими междуна­родными организациями.

С учетом социально-экономических и политических изменений внут­ри Европейского сообщества определены основные направления деятель­ности Совета Европы в области молодежной политики. Среди них:

1. Содействие социальной интеграции молодежи посредством обеспе­чения благоприятных условий для самореализации и преодоления вызовов времени различными категориями молодых людей.

Применительно к Российской Федерации: предотвращение дискрими­нации, маргинализации и отчуждения молодежи в сфере труда и образова­ния, предоставление социальных гарантий социально уязвимой молодежи, снижение риска социального отчуждения молодых россиян, поддержка но­вых форм социальной интеграции молодежи в обществе риска.

2. Привлечение молодежи к активным формам участия в формирова­нии единого европейского демократического пространства.

Применительно к Российской Федерации: преодоление апатии и пес­симизма молодежи через реабилитацию в ее сознании демократических ценностей, с одной стороны, и противодействие нарастающему экстремиз­му как форме молодежного нонконформизма - с другой.

3. Содействие становлению полноценного гражданства молодежи че­рез общественную активность молодежи.

Применительно к Российской Федерации: содействие общественно значимым формам социального новаторства молодежи, в том числе разви­тие гражданских инициатив молодежи, инвестиции в творческие союзы молодежи, восстановление доверия общественным структурам и организа­циям, сближение целей деятельности молодежных объединений с подлин­ными интересами молодежи, содействие включению молодежи в процессы самоуправления на местах, приобщение молодежи к культурно-историческим традициям, преодоление ценностно-нормативного кризиса (аномии) в сознании молодых людей с целью укрепления ее гражданских идентичностей и формирования гражданского общества в России.

4. Поддержка молодежной политики в Европе. Применительно к Российской Федерации: формирование в общест­венно-политическом сознании россиян ценностного отношения к решению проблем молодежи, оптимизация взаимодействия социальных институтов, имеющих отношение к молодежи (в области образования, занятости, здра­воохранения, спорта, досуга и т.д.).

На основе современного опыта реализации молодежной политики на национальном уровне и интересов государств-членов Совета Европы в об­ласти общеевропейских подходов к работе с молодежью Совместный Со­вет по вопросам молодежи Совета Европы определил основные приорите­ты молодежного сектора Совета Европы на ближайшую перспективу.

1. Обеспечение мира:

борьба против насилия в повседневной жизни; обеспечение посредничества в решении конфликтов; межкультурный диалог и диалог между цивилизациями.

2. Образование в области прав человека и обеспечение человеческого достоинства:

борьба против расизма, нетерпимости и различных форм дискримина­ции;

содействие социальной сплоченности; меры по предотвращению социального исключения.

3. Участие и демократическое гражданство: обучение молодежных лидеров;

поддержка и развитие неправительственных демократических плюра­листических молодежных организаций и сообществ;

доступ и участие молодежи, особенно ущемленных (низкостатусных) групп и меньшинств, в демократических институтах и процессах;

снижение барьеров для социального участия молодежи, особенно на региональном и местном уровнях;

образование и обеспечение деятельности консультативных и инфор­мационных структур для молодежи.

4. Поддержка развития приемлемой молодежной политики: сравнительный анализ национальных программ, включая развитие ин­струментов и критериев оценки;

разработка плана национальных действий в области молодежного за­конодательства;

взаимодействие молодежной и детской политики; политика в отношении незащищенных категорий молодежи; признание неформального образования и дополнение его формальным образованием;

информация и консультирование молодежи; реализация социального новаторства молодежи; развитие экологического образования.

Для реализации поставленных задач молодежный сектор Совета Евро­пы обладает адекватной структурой управления, ресурсным обеспечением и системой мониторинга.

Важнейшие решения о содержании молодежной политики в Европе принимаются на регулярно созываемых Европейских Конференциях мини­стров по делам молодежи. В период между Конференциями вопросы мони­торинга и необходимых мероприятий по реализации основных приоритетов рассматриваются Совместным Советом по вопросам молодежи, который состоит из представителей правительств всех государств-членов Совета Европы и представителей молодежных общественных объединений. В структуре секретариата Совета Европы действует Директорат по вопросам молодежи и спорта.

В ведении молодежного сектора Совета Европы находятся два Евро­пейских молодежных центра в Страсбурге и Будапеште, которые являются образовательными, информационными, тренинговыми и исследователь­скими структурами.

Действующий с 70-х годов Европейский молодежный фонд служит для финансирования молодежных проектов и программ, осуществляемых в общеевропейском масштабе. Решение о выделении гранта тому или иному проекту принимает Программный комитет, в который на паритетной осно­ве входят представители государственных органов и самих молодежных организаций.

Молодежный сектор Совета Европы неразрывно связан партнерскими связями с Советом по молодежным исследованиям и документации, Евро­пейской ассоциацией молодежной информации и консультирования, Европейской ассоциацией молодежной карты Еuro<26.

Другая межгосударственная организация - Европейский Союз - на протяжении долгого времени не включала молодежную политику в качест­ве своего приоритетного направления, ограничиваясь выделением значи­тельных финансовых ресурсов на реализацию молодежных программ "Мо­лодежь для Европы" и "Европейская волонтерская служба". Однако осоз­нание необходимости большего воздействия на молодежную проблематику привело к принятию в 2000 году "Белой Книги Европейского Союза по мо­лодежи". На основе имеющейся сети национальных агентств молодежных программ Европейский Союз активно начал развивать программу по под­готовке молодежных работников и специалистов.

Характерной чертой последнего десятилетия стало включение моло­дежных вопросов в повестку дня ряда региональных межгосударственных организаций. В рамках Совета государств Балтийского моря создана рабо­чая группа по молодежи, деятельность которой поддерживает секретариат. Конференция министров по делам молодежи, состоявшаяся в Швеции в 1998 году, приняла программу действий по сотрудничеству в области мо­лодежной политики.

При Совете Баренцева-Евроарктического региона с 1999 года действу­ет рабочая группа по молодежной политике, подготовившая в 2001 году первую Конференцию министров по делам молодежи Баренцева региона в Норвегии. В настоящее время идет работа по выработке согласованной мо­лодежной политики в Арктическом Совете.

С 1996 года действует Клуб министров-руководителей органов по де­лам молодежи государств-участников СНГ. На проводимых регулярно встречах определяются перспективные области сотрудничества в области молодежной политики на пост-советском пространстве.

Международный аспект молодежной политики включает реализацию двусторонних программ сотрудничества. Российская Федерация имеет ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в области молодеж­ной работы с Германией (1989), Францией (1989), Польшей (1995), Бело­руссией (1996), Италией (2001). В 1999 году заключено межправительст­венное соглашение с Японией о создании Российско-Японского центра по молодежным обменам.

С рядом государств молодежные контакты осуществляются в рамках межведомственных соглашений и протоколов (Финляндия, Бельгия, Вели­кобритания, Кипр, Мальта, Индия, Республика Корея, Украина, Азербай­джан, Таджикистан, Армения, Молдова).

Основываясь на имеющемся опыте, можно сделать вывод, что обще­мировой тенденцией в молодежной политике является поиск новых моде­лей работы с молодежью, отвечающих вызову времени, осознание необхо­димости увеличения инвестиции в молодежную политику и более широкое использование международного опыта для определения основных черт мо­лодежной политики на национальном уровне.

Вопросы и задания:

1. Международный опыт социально-молодежной работы.

2. Структура международной молодежной работы.

3. Молодежные проекты в странах Европы

молодежной политики:

· Директорат по молодежи и спорту;

· Совместный Совет по делам молодежи;

· Европейские молодежные центры в г. Страсбурге (Франция) и г. Будапеште (Венгрия);

· Европейский Молодежный Фонд;

· Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере.

Реализует молодежную политику Совета Европы Директорат молодежи и спорта, расположенный в Европейском молодежном центре в г. Страсбурге. Важнейшим методом работы Директората молодежи и спорта является соуправление, которое реализуется Совместным Советом по делам молодежи.

Совместный комитет состоит из двух частей – Европейского руководящего комитета по делам молодежи (CDEJ) и Консультативного Совета по делам молодежи (AC). Руководящий комитет состоит из представителей стран-членов Совета Европы и представителей государств, подписавших Европейскую Конвенцию по Культуре (Белоруссия и Священный престол). На сегодняшний день 49 представителей министерств, ответственных за реализацию молодежной политики, участвуют два раза в год в заседаниях Руководящего комитета. Консультативный Совет состоит из 30 представителей молодежных организаций Европы. Заседания комитетов проходят в 2 этапа: сначала отдельно, а потом вместе на Совместном Совете, где принимаются решения о деятельности совета Европы в молодежной сфере.

Совместный Совет отвечает за реализацию молодежной политики Совета Европы, определяет направления деятельности в области молодежи. Совет формулирует свою собственную позицию по приоритетным направлениям развитиям молодежной политики Директората, определяет основные приоритеты, задачи и бюджет для развития молодежного сектора. Его задача – обеспечение сотрудничества в молодежной сфере, формулирование задач и предложений по вопросам молодежной политики, разработка программ, охватывающих весь сектор.

Через совместное управление решаются основные вопросы и ставятся основные задачи в работе Европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда, определяются стратегические планы развития этих организаций.

Кроме того, существует Программный комитет по вопросам молодежи, главной задачей которого является экспертная оценка заявок молодежных организаций в Европейский молодежный фонд. Программный комитет состоит из 8 членов Руководящего комитета по делам молодежи и 8 членов Консультативного Совета.

Осуществление принципа совместного управления Совета Европы является самим по себе актуальным и ярким примером настоящего участия молодежи в принятии решений на общеевропейском уровне. Все решения и вся политика по вопросам молодежи будут иметь большее воздействие, большее признание и более высокое качество, если молодежь, молодежные работники и молодежные лидеры, а также молодежные организации будут привлекаться в процесс оценки, определения приоритетов и нахождения решений. Наконец, молодежь является экспертом, если речь идет о ее собственных жизненных условиях и ситуации. Поэтому принцип соуправления так актуален и значим.

Важнейшую роль в реализации образовательных программ играют Европейские молодежные центры Совета Европы.

Первый Европейский молодежный центр был открыт Советом Европы в Страсбурге в 1972 год. Будапештский молодежный центр был представлен в 1995 году. Центры распространяют основную философию Совета Европы в отношении молодежной политики. Через участие в разнообразных молодежных программах по развитию партнерских взаимоотношений между молодежными организациями и молодежными сетями Совет Европы вовлекает молодежь в процесс обсуждения и создания молодежной политики. Европейские молодежные центры ежегодно разрабатывают программу, которая включает в себя 40-50 мероприятий совместно с международными молодежными организациями и другими ассоциациями. Для этих мероприятий молодежные организации сами выбирают интересующую их тему, которая затем одобряется Программным Комитетом. Центр привлекает команду специалистов (эксперты, проводящие международные образовательные программы) для подготовки и проведения всех учебных сессий.

В добавление к учебным сессиям Европейские молодежные центры проводят симпозиумы и конференции раз или два в год, приглашая представителей разных общественных организаций, государственных структур, специалистов и исследователей в области молодежи со всей Европы, для которых создается возможность встретиться и обсудить основные темы и проблемы. Еще одним важным элементом программ реализации молодежной политики Директората молодежи и спорта в рамках Европейских молодежных центров являются четырехнедельные языковые курсы, проводимые специальными тренерами. Проводятся курсы английского, арабского, испанского, итальянского, немецкого, русского и французского языков. Курсы специально предназначены для работников молодежных негосударственных организаций, которые затем смогут применять полученные знания на местном уровне в работе организаций.

Европейский молодежный фонд, основанный в 1972 году, является подразделением Совета Европы. Его целью является усиление сотрудничества между молодыми людьми в Европе благодаря финансовой поддержке европейских молодежных программ, таких, которые будут развивать мир, взаимопонимание и сотрудничество в соответствии с основными ценностями Совета Европы: прав человека, демократии, толерантности и солидарности.

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, по основным приоритетам молодежной политики Совета Европы. Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающим программам и выпуску информации для молодежи, включающим видео-, аудиопродукцию, выставки, веб-сайты и другие материалы. Европейский молодежный фонд предоставляет ежегодные гранты для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международных негосударственных молодежных организаций.

Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере

Деятельность Совета Европы и Европейского Союза в сфере молодежной политики при всей схожести задач существенно различается по способам их осуществления. Если Европейский Союз, имея в своем распоряжении большие финансовые ресурсы, избрал основным способом работы реализацию централизованной программы, то Совет Европы больше внимания уделяет исследовательской, образовательной деятельности и сотрудничеству со странами – членами. Эти различия определили возможности для сотрудничества с целью взаимодополнения.

Первая фаза сотрудничества в рамках программы Партнерства между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере начавшаяся в 1998 году, характеризовалась соглашениями, которые касались определенных сфер деятельности, тренинг молодежных работников, позже также исследования молодежи и сотрудничество с регионом Средиземного моря..

В настоящее время четыре основные цели партнерства:

Гражданственность, участие, воспитание в области прав человека, межкультурный диалог;

Социальная сплоченность, включенность, равенство возможностей;

Качество, признание и наглядность работы с молодежью и тренинга;

Больше познаний о молодежи и развитие молодежной политики.

Менеджмент программы Партнерства обеспечивается секретариатом, который финансируется, как и вся рабочая программа, - кроме финансируемых Комиссией мероприятий Кампании - поровну Европейской Комиссией и Советом Европы, несмотря на то, что секретариат располагается непосредственно в Директорате по молодежи и спорту Совета Европы.

Партнеры договорились совместно реализовывать такие программы как: Европейская молодежная кампания в интересах многообразия, прав человека и участия «Все различны – все равны»; проводить курсы для молодежных работников на тему Европейской гражданственности в рамках программы «Молодежь»; проводить программы в кооперации с уполномоченным ресурсным центром «SALTO»; сотрудничать в рамках кооперации с регионом Средиземноморья; образовательные программы для молодежных работников на звание магистра в области Европейских молодежных знаний на базе девяти европейских университетов; ряд программ, ориентированных на развитие молодежной политики в Российской Федерации, с Восточной Европой и Кавказским регионом, Юго-Восточной Европой.

Важным элементом сотрудничества является проведение «Продвинутых Тренингов для Тренеров в Европе», длительность которых около двух лет, где идет полный процесс погружения в учебный процесс. Создан единый пул молодежных тренеров.

В рамках партнерства действует Виртуальный Европейский центр знаний по молодежной политике, скорее известный под его английским названием «European Knowledge Center for Youth Policy». Центр обеспечивает развитие знаний и распространение информации о реальном состоянии молодежной сферы в странах членах и странах-партнерах Совета Европы и Европейского Союза. Центр знаний создан в рамках Партнерства Совета Европы и Европейской Комиссии по вопросам исследований в области развития молодежной сферы и представляет собой сеть взаимодействующих экспертов из стран- членов и стран- партнеров данных международных институтов. Центр знаний является основным инструментом реализации Белой книги Европейской Комиссии «Новые стимулы для молодежи Европы» и призван содействовать процессам принятия решений в европейской молодежной политике. Основой работы Центра выступает деятельность по созданию аналитической базы и базы результатов научных исследований для усиления информационного обмена и конструктивного диалога по вопросам развития молодежной сферы в Европе.

Партнерство уделяет большое внимание изданию обучающих материалов. Издаются обучающие пособия T-Kits, Журнал Coyote, регулярно выходит бюллетень о предстоящих мероприятиях Совета Европы и Европейской комиссии в области молодежной работы, издается журнал «Forum 21», где можно найти информацию по реализации молодежной политики. Выпускается большое количество методических материалов, разной учебной литературы, информационных бюллетеней.


ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Европейское сотрудничество в области молодежной политики развивалось посредством пошагового подхода, что привело к возрастанию интереса к знаниям о потребностях и ожиданиях молодых людей в смежных областях, таких как занятость, социальная включенность и здоровье.

Успешность международного сотрудничества в сфере молодежной политики, накопленный опыт реализованных программ и необходимость совершенствования политики Европейского Союза в сфере обучения в течение всей жизни и неформального образования послужили основой для разработки системной молодежной политики ЕС.

· Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы», принята Европейской Комиссией в ноябре 2001 г. и содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом, тем не менее, распространяется среди институтов Европейского Сообщества и принимается Европейской Комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития Европейского Союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлениях политики. «Белая книга» предлагает новые рамки для европейского сотрудничества, включающие два основных аспекта: применение открытого метода координации в сфере молодежи и лучший учет «молодежного» измерения в других политических инициативах.

· Европейский молодежный пакт, принятый Европейским Советом в марте 2005 г. Все мероприятия и проекты, предпринимаемые в рамках данного международного соглашения, учитывают Европейские стратегии занятости и социального включения и ориентированы на рабочую программу «Образование и профессиональная подготовка – 2010». Соглашение направлено на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев. В данных политических документах предложено разработать широкий межведомственный подход к молодежи, и с этой целью обозначено предоставление трехлетнего Европейского доклада о положении молодежи. Это предложение, основанное на возрастающей потребности сделать молодежную политику в большей степени основанной на знаниях о потребностях и ожиданиях молодых людей, направлено на повышение ее действенности, эффективности и наглядности.

· Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе» было опубликовано в 2007 г. Учитывая постепенное старение общества, коммюнике призывает к более качественной поддержке и финансированию молодежи, чтобы улучшить образование, повысить занятость, участие в социальной жизни, укрепить здоровье и активную гражданскую позицию. Коммюнике выдвигает на первый план потребность в улучшении условий труда и сокращении безработицы. Ключом к полному участию молодежи является возможность получения хорошей работы, которая также требует качественное и востребованное образование. Повышение полного участия в общественное жизни молодых управленцев, предпринимателей и работников также является одним из ключевых составляющих инновационной, основанной на знаниях и конкурентоспособной в международном масштабе экономики ЕС.

Рамки Европейского сотрудничества в сфере молодежи были разработаны в июне 2002 г. на основании Белой книги, и дополнены в 2005 г. Европейским молодежным пактом:

1) Активная гражданственность молодых людей. Государства – члены ЕС утвердили задачи четырех приоритетов Белой книги. С целью достижения этих задач используется открытый метод координации . Другим инструментом содействия активной гражданской позиции молодых людей является программа «Молодежь в действии», молодежный портал и Европейский центр знаний по молодежной политике. Также ЕС ведет структурный диалог с целью вовлечения молодых людей в процесс принятия решений на европейском уровне.

2) Социальная и профессиональная интеграция молодых людей. Европейский молодежный пакт служит улучшению образования и тренингов, трудоустройству и социальной включенности молодых Европейцев.

3) Включение молодежного измерения в другие политики. Такие темы, как занятость, образование, социальная интеграция, расизм и ксенофобия, иммиграция, проблемы потребителей, здоровье и предотвращение риска, экология, равные возможности для женщин и мужчин и т.д., требуют тесной координации с различными властями, как на национальном, так и на европейском уровне.

В дополнение к этим трем направлениям Европейский Союз вносит вклад в развитие мобильности молодежи и признанию неформального образования.

Открытый метод координации является важным методом реализации европейской молодежной политики и включает «фиксирование руководящих принципов Союза, соединенных с отдельными расписаниями для достижения целей, которые [страны-члены] определили на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды; установление, где это подходит, количественных и качественных индикаторов и критериев, приспособленных к нуждам различных стран-членов и отраслей, в качестве средства для сравнения наилучшей практики; перевода этих европейских руководящих принципов в национальную и европейскую политику путем постановки конкретных задач и принятия мер с учетом национальных и региональных различий; периодический мониторинг, оценка и экспертиза, организованные как процесс взаимного обучения».

В этой связи открытый метод координации предлагает «путь поощрения сотрудничества, обмена наилучшей практикой и согласования общих целей и руководящих принципов для стран-членов. Он основывается на регулярном мониторинге прогресса в достижении этих целей, позволяя странам-членам сравнивать свои усилия и учиться на опыте других». Открытый метод координации определяет приоритетные темы, устанавливает общие цели и руководящие принципы, а также обеспечивает механизмы для последующих действий. Он также включает меры по консультациям с молодежью.

Европейская Комиссия предлагает следующий план:

Действуя на основе предложения со стороны Комиссии, Совет Министров периодически принимает решения относительно приоритетных сфер, представляющих общий интерес.

Каждая страна-член назначает координатора, который должен действовать как контактное лицо для Комиссии по вопросам, относящимся к молодежи. Различные координаторы представляют Европейской Комиссии детали инициатив в сфере политики, примеры наилучшей практики и другой материал для рассмотрения по избранным темам.

Европейская Комиссия представляет обзор и анализ данной информации Совету Министров совместно с предложениями относительно общих целей.

Совет Министров устанавливает общие руководящие принципы и цели по каждой теме и утверждает мониторинговые процедуры и, где необходимо, критерии, основанные на индикаторах.

Европейская Комиссия ответственна за периодический мониторинг и оценку, а также сообщает о прогрессе Совету Министров по вопросам молодежи.

Европейский Парламент должен иметь подобающую роль в этом процессе и в мерах по мониторингу. Экономический и социальный комитет, а также Комитет Регионов также должны иметь возможность давать заключения.

С молодежью проводятся консультации по приоритетным темам и мерам по их развитию «участия» (термин «participation», переводимый далее как «участие», обычно понимается как «активное участие молодежи в общественной жизни»).

Страны-кандидаты подключаются максимально возможным образом.

Структурный диалог означает консультации с молодежью по актуальным вопросам с целью разработки, формулирования или проведения политических решений. Диалог структурирован в соответствии с темами и временем: молодые люди могут принять участие в дебатах и других мероприятиях, организованных политиками на постоянной основе. На основе структурного диалога были разработаны Белая книга и Европейский молодежный пакт.

Европейская Комиссия координирует диалог, но не в состоянии проводить его в одиночку. Поэтому Комиссия полагается на поддержку национальных правительств и национальных советов по молодежи, которые проводят различные консультации, обсуждения, слушания и дебаты и распространяют их результаты. Молодежные организации играют основную роль в структурном диалоге, так как они выражают интересы большого количества молодых людей.

Европейский молодежный портал был создан по результатам Белой книги и является информационным источником для молодых людей, которые живут, учатся и работают в Европе. Портал предоставляет европейскую и национальную информацию о 31 стране на 24 языках. Он предоставляет молодым людям возможность выразить свое мнение через дискуссионные форумы и задать волнующие их вопросы.

Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы»

Параллельно с реализацией программ и проектов, особую роль играют соглашения, договоры и документы. Существуют различные меры Сообщества, которые более прямым образом воздействуют на молодежь в сферах образования, занятости и профессиональной подготовки, а также в плане доступа к информационным технологиям.

Наряду с общей политикой в молодежной сфере и ее отдельными направлениями, существует и иной тип деятельности, который способствует мобильности, межкультурным обменам, гражданству и работе добровольцев. В этом контексте и на основе Статьи 149 Лиссабонского договора , ЕС ввёл серию программ, включая программу “Молодёжь”, которые, в свою очередь, привели к созданию планов по увеличению мобильности и обменов среди молодежи. Данный тип сотрудничества постепенно распространился и на такие сферы, как информация, обмены между организациями и добровольческая служба.

В более широком плане, существует ряд тем - таких как участие или автономия для молодых людей, которые не являются напрямую предметом заботы Сообщества, но которые заслуживают углубленного анализа ввиду их тесной связи с молодежной политикой и их политического воздействия. В этой связи замысел состоит в том, чтобы пре- доставить странам-членам практический ресурс для координации их действий в соответствующих секторах.

Все эти конкретные виды деятельности, связанной с молодежью, получили безоговорочную поддержку Европейского парламента, как при разработке программ, так и в форме резолюций и слушаний по проблемам молодежи. Совет министров по вопросам молодежи принял ряд резолюций по образовательному потенциалу спорта, общественной интеграции, инициативе и предпринимательству среди последней. Экономический и Социальный комитет, а также Комитет регионов регулярно принимают позитивные и обнадеживающие заключения по различным проблемам, касающимся молодежи.

Договоры предоставляют основу для действий в широком ряде секторов , затрагивающих молодежь напрямую или косвенным образом, таких как дискриминация, европейское гражданство, занятость, исключённость из общества, образование, профессиональная подготовка, культура, здравоохранение, защита потребителей, свобода передвижений, охрана окружающей среды, мобильность для молодых исследователей, сотрудничество в интересах развития и бедность.

Важное значение имеет Европейский пакт для молодежи. Он был заключен главами государств и правительств Европейского Союза в марте 2005 г. В нем говорится о создании рабочих мест, условий для развития основных способностей в период учебы и возможностях совмещения семьи и профессии.

Другим значительным документом является Белая книга. Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы» (White Paper on Youth. A New Impetus for European Youth) 2 , была принята Европейской комиссией в ноябре 2001 г. Она содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом. Тем не менее, она распространяется среди институтов Европейского сообщества и принимается Европейской комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня её информированности и осведомленности в во просах европейской интеграции и развития Европейского союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлени-1

ях политики.

Подготовка и публикация Белой книги были выполнены в соответствии с открытым методом координации на основе широких публичных консультаций с основными участниками политического процесса, в том числе и с молодым населением стран - членов ЕС. Белая книга о молодежи полностью соответствует новым принципам управления, отмеченным Европейской комиссией в её Белой книге об управлении (Commission’s White Paper on European Governance) , принятой в июле 2001г.

Первоначально «Белая книга» о молодежи в виде проекта была представлена в конце 1999 года Европейскому парламенту люксембургским политиком, комиссаром Европейского союза по юстиции, фундаментальным правам и гражданству (с 9 февраля 2010 года), ранее - комиссаром по вопросам информационного общества и СМИ Вивиан Рединг - членом ЕК, ответственным в тот период за молодежные вопросы. Она включала: 15 национальных подготовительных конференций, собрание 450 молодых людей в Париже, уже существующие трения между молодыми представителями организаций - членов Европейского молодежного форума и другими представителями; сомнение определенных членов Европейской Комиссии относительно пользы, необходимости или вероятности создания такой «Белой книги». Она была результатом терпеливой политической работы для достижения оптимального согласия между тогдашними 15 членами ЕС. Эта операция позволила завязать продолжительные гармоничные связи и даже дружбу между уполномоченными по вопросам молодежи в министер

Россия и ЕС на пути к общеевропейскому пространству высшего образования: сценарии будущего // Сборник аналитических материалов по сотрудничеству в области образования со странами Европы в рамках реализации «дорожной карты» Россия - ЕС, http://www.edc-aes.ru/content/user_files/Image/Russial.pdf ствах и самой Комиссией, она сделала возможным создание настоящей коалиции для развития европейского молодежного подхода, хотя его еще не решились назвать европейской политикой. Поддержка со стороны Европейского парламента в лице депутата Лиси Грёнера, а также со стороны Европейской Комиссии по экономическим и социальным вопросам, в том числе от имени Джиллиан ван Турнхоут, сделали возможным дальнейшее усиление этой коалиции. Государства-члены единогласно и торжественно призвали Комиссию наконец-то опубликовать ее «Белую книгу», что произошло в ноябре 2001 года. В течение всего этого времени решающее значение имела неутомимая поддержка со стороны генерального директора Клауса ван дер Паса.

Учитывая масштаб вызовов и пределы нынешней системы сотрудничества, на Совете по вопросам молодежи в конце 1999 г. Комиссия предложила создать Белую книгу о новых формах европейского сотрудничества в сфере молодежной политики. В ходе широких консультаций, данная идея получила полную поддержку стран-членов ЕС, сменявших друг друга председательств и Европейского парламента.

Белая книга является результатом проходивших в период с мая 2000 г. по март 2001г. консультаций. Они привлекли молодых людей различного происхождения, молодежные организации, научное сообщество, политических деятелей и государственные администрации. По своему масштабу, продолжительности, разнообразию консультантов, а также ценности полученной информации, данное мероприятие явилось поистине беспрецедентным событием на европейском уровне 1 . Для некоторых стран-членов это также было первым опытом такого рода.

Консультации, предварявшие данную Белую книгу, были не только значительными по масштабу, создавшими настоящее движение на местах, но и приведшими к большому количеству предложений. Последние являются результатом диалога и обменов между всеми заинтересованными сторонами, а именно - молодежью, представителями молодежных организаций, исследователями, чиновниками и политическими деятелями. Четыре ключевые идеи стали результатами процесса консультаций: 1) Активная гражданственность для молодых людей; 2) Расширение и признание сфер экспериментов; 3) Развитие самостоятельности у молодежи; 4) За Европейский союз как поборника ценностей.

Молодежь в Европе разделяет те же основополагающие ценности, что и Европейский союз. Она ожидает, что ЕС сможет оправдать

"European Commission White Paper «A New Impetus for European Youth». Brussels,

21.11.2001. COM(2001) 681 final

http://ec.europa.eu/youth/whitepaper/download/whitepaper_en.pdf их ожидания. Само собой разумеется, что не все молодые люди в Европе одинаковы. Социальные, экономические, культурные и региональные различия накладывают свой отпечаток как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, что в свою очередь ни в коем случае не должно упускаться из виду как национальными, так и европейскими властями. Вышеупомянутые предложения касаются многих сфер и в значительной степени подтверждают анализ Комиссии о вызовах Европе в молодежной сфере и о необходимости обновленных политических действий. В ходе процесса консультаций, молодежь выделила пять основных сфер: 1) участие; 2) образование; 3) занятость, профессиональная подготовка, социальная включенность; 4) благополучие, личная самостоятельность, культура; 5) европейские ценности, мобильность, отношения с остальным миром.

«Белая книга» является, в первую очередь, диагнозом, который Европейская комиссия ставит молодежи в начале XXI столетия. Можно констатировать, что и по прошествии шести лет этот диагноз в целом все еще не утратил своей актуальности. Кроме того, «Белая книга» устанавливает один приоритет - развитие активной гражданственности у молодежи и решает споры между уполномоченными по вопросам молодежи - Францем Мюллером, Нико Майш, Даниэлем Меншертом, Яном ван Гее, Хеленой Мэтью, Петером Фрике, Ирэне Гарсией, Аст-рид Уттерстрём, Олли Саарелой и т.д. об этом приоритетном вопросе. Белая книга обращается к широкому кругу вопросов, которые затрагивались в ходе консультаций, вне зависимости от уровня компетенции. Действительно, собственно молодежная политика является, по сути, ответственностью стран-членов ЕС, и в некоторых странах, она в значительной степени регионализирована и зачастую осуществляется на местном уровне. Именно принимаемые на местном уровне решения оказывают наибольшее воздействие на повседневную жизнь молодых людей. В этой связи в данной сфере необходимо применять принцип субсидиарности из-за принципиальных соображений и в целях эффективности. Но это все еще совместимо с усиленным сотрудничеством на европейском уровне, которое в свою очередь усилило бы воздействие и слаженность национальных политик.

По этой причине главная цель «Белой книги» - дать Европейскому союзу новые рамки для сотрудничества, одновременно масштабные, удовлетворяющие устремлениям молодежи, и в то же время реалистичные, задающие приоритеты среди множества других проблем, под

нятых в ходе процесса консультаций с пониманием о наличии различных уровней ответственности. Такое сотрудничество должно строиться на основе существующей деятельности, быть совместимым и дополняющим другие текущие инициативы, особенно в сфере занятости, образования и социальной интеграции - если это надо доказывать. Также оно должно облегчать сотрудничество между различными уровнями ответственности и различными действующими силами. Существует два основных аспекта в этих новых рамках для сотрудничества: 1) применение открытого метода координации в более конкретной сфере молодежи, 2) больший учет молодежи в других направлениях деятельности.

«Белая книга» является методом координации. Государства-члены выбрали так называемый открытый („легкий“) метод координации, т.е. с ограниченным принуждением для оценки реализации согласованных целевых установок 1 .

Открытый метод координации (ОМК) как мягкая форма европейского управления используется в нескольких политических областях, в которых ограничена наднациональная компетенция Европейской комиссии. ОМК - это возможность для правительств учиться друг у друга, делиться лучшими национальными практиками и сосредоточиться на улучшении национальной политики.

Статья 149 Договора касается участия в развитии качественного образования путем поощрения сотрудничества между странами-членами. Забота о молодежи, как четко проявилось в ходе консультаций, не может осуществляться при помощи одного лишь законодательства. С другой стороны, всеми действующими силами широко признана добавленная стоимость, которая может быть получена в результате совместной работы. Со стороны стран-членов есть также четкая воля к более тесному сотрудничеству.

По этой причине открытый метод координации является наиболее подходящим и есть все необходимые условия, для того, чтобы он эффективно работал. Данный метод включает «фиксирование руководящих принципов для Союза, соединенных с отдельными расписаниями для достижения целей, которые страны-члены определили на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды; установление там, где это подходит, количественных и качественных индикаторов и критериев по образцу лучших в мире и приспособленных к нуждам различных стран-членов и отраслей в качестве средства для сравнения наилучшей практики; перевода этих европейских руководящих принципов в национальную и европейскую политику путем постановки конкретных задач и принятия мер с учетом национальных и региональных различий; периодический мониторинг, оценка и экспертиза, организованные как процесс взаимного обучения» 1 .

В этой связи открытый метод координации предлагает, как подчеркивается в «Белой книге» по вопросам управления, «путь поощрения сотрудничества, обмена наилучшей практикой и согласования общих целей и руководящих принципов для стран-членов. Он основывается на регулярном мониторинге прогресса в достижении этих целей, позволяя странам-членам сравнивать свои усилия и учиться на опыте других».

Открытый метод координации определяет приоритетные темы, устанавливает общие цели и руководящие принципы, а также обеспечивает механизмы для последующих действий, включая меры по консультациям с молодежью. Практика ОМК в сфере молодёжной политики предполагает следующие действия: 1) Действуя на основе предложения со стороны Комиссии, Совет министров периодически принимает решения относительно приоритетных сфер, представляющих общий интерес; 2)Каждое государство-участник назначает координатора, который должен действовать как контактное лицо для Комиссии по вопросам, относящимся к молодежи. Различные координаторы представляют Европейской комиссии детали инициатив в сфере политики, примеры наилучшей практики и другой материал для рассмотрения по избранным темам; 3) Европейская комиссия представляет обзор и анализ данной информации Совету министров наряду с предложениями относительно общих целей; 4) Совет министров устанавливает общие руководящие принципы и цели по каждой теме и утверждает мониторинговые процедуры, и, где необходимо, критерии, основанные на индикаторах, 5) Европейская комиссия несет ответственность за периодический мониторинг и оценку, а также сообщает о прогрессе Совету министров по вопросам молодежи; 6) Европейский парламент должен иметь подобающую роль в этом процессе и в мерах по мониторингу. Экономический и Социальный комитет, а также Комитет регионов также должны иметь возможность давать заключения. 7) С молодежью проводятся консультации по приоритетным темам и мерам по их развитию; 8) Страны-кандидаты подключаются к процессу с максимально возможным тщанием.

Предложенный метод координации расширяет перечень инструментов Сообщества и является беспристрастным по отношению к решениям, которые могут быть приняты в рамках Договора и которые могут побуждать Комиссию, например, предложить некоторые рекомендации по статье 149.

Из числа различных тем, рассматриваемых как относящиеся к собственно молодежной сфере, и которые подходят к открытому методу координации в том виде, как он описан выше, Европейская комиссия предлагает участие, волонтерскую службу, информацию, улучшение осведомленности властей о проблемах молодежи и, в более общем плане, любую другую тему, которая могла бы содействовать развитию и признанию деятельности на молодежном направлении (например, молодежная работа, молодежные клубы, работа на улицах, проекты по усилению чувства гражданственности, интеграции, солидарности между молодыми людьми и т.д.) в той части, которая не затронута политическими процессами, такими, как занятость, социальная интеграция и образование. В большой степени это соотносится с теми видами деятельности и ресурсами, которые обычно связываются с молодежной политикой на национальном уровне.

Таким образом, Белая книга предлагает предоставить Европейскому союзу новые рамки для сотрудничества по молодежной политике. Данный шаг представляет собой ответ на настойчивое требование со стороны всех заинтересованных в молодежной политике, включая государства-члены. Предполагается, что данное сотрудничество будет основываться как на национальной, так и на общеевропейской практике реализации молодежной политики, а равно и на мерах по применению открытого метода координации в отдельно взятой молодежной сфере, а также содействовать большему учету молодежного фактора в других направлениях деятельности.

  • 1 Статья 149 Договора:
  • 3 Деятельность Сообщества направлена на: - развитие европейского измерения в образовании, в частности, путем обучения языкам государств-членов и распространения их знания; - создание благоприятных условий для мобильности студентов и преподавателей, в том числе поощряя академическое признание дипломов и периодов обучения; - содействие сотрудничеству между образовательными учреждениями; - развитие обмена информацией и опытом по вопросам, которые являются общими для систем образования государств-членов; - создание благоприятных условий для развития обменов молодыми людьми и организаторами процесса обучения; - поощрение развития дистанционного обучения.
  • 5 Чтобы внести вклад в достижение указанных в статье целей, Совет: - действуя в соответствии с процедурой, на которую ссылается Статья 251, после консультации с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, устанавливает поощрительные мероприятия - исключая при этом любую гармонизацию законодательства и регламентарных положений государств-членов; - действия квалифицированным большинством, на основе предложения со стороны Комиссии, принимает рекомендации.
  • 2 European Commission White Paper «A New Impetus for European Youth». Brussels, 21.11.2001. COM(2001) 681 final http://ec.europa.eu/youth/whitepaper/download/whitepaper_en.pdf
  • 2 European Commission White Paper on European Governance. Brussels, 25.07.2001. COM(2001) 428 final http://eur- lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2001/com2001_0428en01.pdf

Главная цель Совета Европы в области работы с молодежью заключается в разработке единой Европейской политики, направленной на участие молодежи в общественной жизни, привитие ей чувства гражданственности, предоставление возможностей для получения образования и рабочего места. Особую актуальность данным задачам придают устойчивые негативные демографические тенденции, когда молодым людям придется нести на себе все возрастающую финансовую нагрузку по обеспечению стареющего населения, что должно вести к ответной реакции между поколениями .

Политика молодежного развития является основной частью миссии Совета Европы с момента его основания . Генезис данного направления деятельности этого органа можно разделить на три основных этапа: 1) (1972 – 1985 гг.) – с момента появления европейского молодежного фонда и открытия первого европейского молодежного центра в Страсбурге до состоявшихся в 1985 г. первой Европейской конференции министров по делам молодежи и создания Экспертного комитета по вопросам молодежи (CANJE); 2) Второй этап (1988 – 1994 гг.) – с момента создания Европейского руководящего комитета по делам молодежи и до момента появления Исследовательского и Документационного Союза Директората по делам молодежи и спорта и внедрения системы со-управления можно характеризовать как период начала межправительственного сотрудничества в молодежной политике Совета Европы; 3) Третий этап развития (с 1994 г. по настоящее время) начинается с создания системы со-управления молодежной политикой Совета Европы и появления мощной молодежной исследовательской платформы в виде Исследовательского и Документационного Союза Директората по делам молодежи и спорта.

В настоящее время можно говорить о том, что с момента принятия Повестки развития 2020 молодежной политики в СЕ (сентябрь 2008 года) начался следующий (четвертый) этап развития, характеризующийся также усилением сотрудничества в молодежной сфере с Европейским Союзом.

Реализация молодежной политики Совета Европы осуществляется посредством системы административного управления, состоящей из Совместного Совета (The Joint Council ) и образующих его () и Консультативного Совета (The Advisory Council ) , а также Конференции министров по молодежной политике и Европейского молодежного фонда . Специфика данного управленческого механизма, складывавшегося и проверенного на протяжении не одного десятилетия, состоит в том, что он позволяет в равной мере распределить власть принятия решений по молодежным вопросам между представителями правительственных и неправительственных молодежных структур .

Ключевую роль в этом процессе играет Совместный Совет (The Joint Council ) , единогласно принимающий решения по рабочим программам и финансированию (формированию бюджета) молодежного сектора Совета Европы и Европейского молодежного фонда. На данный момент в Совместный Совет входят два представителя Российской Федерации, (представитель Министерства спорта, туризма и молодежной политики (Н.В. Каркач) и представитель Национального Совета молодежных и детских объединений России (Д.С. Баринов), что дает возможность России влиять на решения, принимаемые Совместным Советом и Программным комитетом Директората молодежи и спорта Совета Европы.

Задача основанного в 1988 г. Европейского руководящего комитета по делам молодежи ( Le Comité directeur européen pour la jeunesse – CDEJ) состоит в обеспечении сотрудничества в молодежной сфере, формулировании задач и предложений по вопросам молодежной политики, разработке программ, охватывающих весь сектор. Данный орган состоит из представителей руководства стран-членов Совета Европы, а также представителей государств, подписавших Европейскую конвенцию по культуре ((47 стран – членов Совета Европы плюс Белоруссия и Ватикан) и работает совместно с Объединенным Советом по вопросам молодежи, который является соуправляющим органом Директората по делам молодежи и спорту. CDEJ заседает два раза в год, собирая вместе представителей министерств и государственных структур, занимающихся молодежью из всех государств-членов, которые подписали Европейскую конвенцию по культуре. Собрания позволяют развивать сотрудничество между национальными правительствами в молодежном секторе и обеспечивают проведение рамочной молодежной политики . Европейский руководящий комитет по делам молодежи также готовит и проводит различные конференции для европейских министров по делам молодежи. Им создаются специальные рабочие группы из специалистов в области молодежи, разрабатывающие программы по вопросам демократической гражданственности, неформального образования и социальной сплоченности. Так, в частности, подготовлены проекты рекомендаций Комитета Министров по следующим вопросам: 1) информационно-консультативная поддержка молодежи в Европе; 2) координация и сотрудничество в проведении исследований по проблемам молодежи; 3) развитие молодежных добровольческих инициатив; 4) мобильность молодежи; 5) участие молодежи в политической и общественной жизни, будущее гражданского общества.

Консультативный Совет (The Advisory Council ) , являющийся, наряду с ЕРКДМ , составной частью Совместного Совета (The Joint Council ) , дает свои рекомендации и доносит мнение относительно различных вопросов молодежной политики Руководящему комитету, а также следит за тем, чтобы молодые люди были вовлечены во все процессы, связанные с работой молодежного сектора Совета Европы. Он состоит из представителей 30 молодежных негосударственных организаций Европы.

Совет Европы оказывает содействие активному участию молодежи в укреплении гражданского общества в Европе и оказание помощи в решении общественных проблем и осуществлении ее чаяний посредством неформального образования и участия в общественной жизни, выработки и реализации молодежной политики на континенте, с особым упором на демократическое воспитание граждан и расширение возможностей для получения образования и трудоустройства.

Особое значение в этой связи приобретает система Европейских центров молодежи (Страсбург и Будапешт), представляющих собой международные площадки по подготовке и проведению встреч, в рамках которых обученные советники оказывают образовательную и техническую поддержку по созданию и реализации программ для молодежи. Среди них ежегодно организуемые ЕЦМ различные тренинги для молодых людей, активно работающих в молодежных организациях и объединениях, на которых рассматриваются вопросы деятельности европейского молодежного движения, международного сотрудничества, культурного образования и методов работы с молодежью в целом, с особым упором на обучение в области культурного наследия. В центре этой работы находятся также вопросы соблюдения прав человека, подготовки лидеров молодежного движения, а также обучения молодежи в целях ее участия в делах гражданского общества. В рамках консультативных встреч и симпозиумов организуются встречи людей, активно участвующих в сфере молодежной политики. На них происходит обмен мнениями по избранным темам в целях обогащения и расширения различных аспектов будущей молодежной политики в Европе.

Многочисленные проекты, финансируемые Европейским молодежным фондом (ЕМФ), вовлекли в это движение более 200000 молодежных лидеров, представляющих разные уголки Европы.

Что касается работы, осуществляемой Советом Европы в области координации молодежной политики , то она сфокусирована главным образом на признании важности участия неправительственного молодежного сектора в общественной жизни, и на продвижении идей гражданского общества, в том числе посредством тренингов и образования молодежных лидеров неправительственных организаций в Европе (демократия участия). Со временем Совет Европы сфокусировался также на стратегии развития молодежной политики.

Одну из ключевых ролей на данном направлении играет проводимая раз в три года Конференция министров, ответственных в странах СЕ за молодежную политику .

Важным аспектом работы Конференции министров является то, что итоговый документ, который она принимает, обсуждается с европейскими и национальными молодежными организациями. Это способствует оформлению в сфере европейской молодежной политики транснациональных общественно-политических сетей. Кроме того, представители молодежи принимают непосредственное участие в самой конференции, будучи членами национальной делегации.

Придавая различным вопросам молодежной проблематики Европы политический, транснациональный, приграничный или сетевой формат, Конференции и их заключительные декларации в немалой степени способствуют выявлению и последующему разрешению последних.

В качестве примера можно привести состоявшуюся в 2008 г. в Киеве очередную конференцию министров по делам молодежи. Принятая в ее рамках декларация министров о будущем молодежной политики, именуемая «Повестка 2020», является важным вкладом в реализацию Варшавского плана действий, одобренного в ходе Третьего саммита стран – членов Совета Европы в 2005г. и предусматривающего создание условий для развития сотрудничества и кооперации в молодежной сфере в качестве одного из основных политических приоритетов.

Финансовая поддержка международных молодежных проектов Совета Европы осуществляется как путем создания специализированного финансового учреждения под эгидой самого СЕ (речь в данном случае идет о Европейском фонде молодежи ), так и в рамках сотрудничества с рядом международных организаций (будь то Международный союз железных дорог (МСЖД), Европейская ассоциация карт молодежи (ЕАКМ) и др.) .

Основанный в 1972г. Европейский Фонд молодежи (ЕФМ) предоставляет молодежным организациям финансовые средства для их международной деятельности. Штаб-квартира Фонда молодежи находится в Страсбурге.

Целью фонда является усиление сотрудничества между молодыми людьми в Европе за счет финансовой поддержки европейских молодежных программ, таких, которые будут развивать мир, взаимопонимание и сотрудничество в соответствии с основными ценностями Совета Европы: прав человека, демократии, толерантности и солидарности .

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, таких как: образовательные, социальные, культурные и гуманитарные программы; мероприятия, направленные на развитие мира и сотрудничества в Европе; программы, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между молодыми людьми Европы через обмен информацией; образовательные, социальные и культурные программы, разработанные для обеспечения взаимопомощи в Европе и развивающихся странах.

Проекты реализуются странами-членами Совета Европы. Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающих программ и выпуска информационной продукции молодежной направленности включающей видео-, аудио-продукцию, выставки, веб-сайты и другие материалы. Европейский молодежный фонд предоставляет ежегодные гранты для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международной негосударственной молодежной организации. Европейский фонд молодежи является фондом, созданным Советом Европы для финансовой поддержки национальной или международной деятельности молодежи, который располагает ежегодным бюджетом приблизительно в 2,3 млн. евро. Начиная с 1973г. преимуществами ЕФМ воспользовались более 280 000 молодых людей, причем большинство из них являются гражданами государств-членов Совета Европы.

Немаловажную роль в части финансового обеспечения молодежных проектов Совета Европы играют его проекты с рядом иных международных структур . В ряду наиболее успешных примеров такого сотрудничества можно отметить учреждение совместно с Международным союзом железных дорог (МСЖД) специального фонда для облегчения передвижения молодежи с ограниченными материальными возможностями. С момента создания последнего в 1995г. им было профинансировано порядка 270 проектов и около 5 тыс. представителей молодежи – участников международных встреч и проектов – смогли воспользоваться правом льготного железнодорожного проезда по Европе.

Еще одним совместным начинанием СЕ, сохраняющим и развивающим свой успех и сегодня является система так называемых «карт молодежи» , созданная в результате заключения частичного соглашения с Европейской ассоциацией карт молодежи и охватывающая лиц в возрасте до 26 лет.

В 1991 году Совет Европы подписал “Частичное соглашение” по молодежной карте “EURO<26″, подтвердив её как один из инструментов поддержки молодежной политики в Европе. В 1992г. деятельность национальных дисконтных организаций вылилась в официальное учреждение новой международной организации – Европейской Ассоциации Молодежных Карт (EYCA). В 1993 г. ассоциацией создана штаб-квартира в Амстердаме. С 2004 года штаб квартира EYCA находится в Будапеште.

Начиная с 1987 года дисконтная система “EURO<26″, которая упрощает и облегчает процесс передвижения, а также доступ к различного рода товарам и услугам, необходимым для гармоничного развития молодой личности и ее культурного уровня, стала широко распространяться по всей Европе: все больше стран объединялось вокруг EYCA, все больше молодых людей приобретали карту, все шире становилась сеть предоставляемых скидок и услуг.

Ежегодноболее 4 миллионов молодых людей (каждый третий молодой европеец) в 36 европейских странах пользуются молодежной дисконтной картой с логотипом “EURO<26″, и их число постоянно растет. Основной целью деятельности EYCA было и остается создание новых возможностей предоставления услуг молодым людям по всей Европе и развитие молодежной политики в области культуры, туризма и путешествий, молодежной информации.

Неизменной ключевой составляющей деятельности Совета Европы является всемерное содействие укреплению демократических основ во всех сферах деятельности. Не стало исключением и молодежное направление. Ключевыми на данном направлении явились программы АДАКС («Деятельность по развитию и укреплению демократической стабильности», новое название: «Программы в интересах демократической стабильности») и «Демократическое лидерство».

В рамках первой из них Совет Европы организует такие мероприятия, как обучение судей и юристов по вопросам подачи заявлений в соответствии с положениями Европейской конвенции о правах человека, семинары экспертов по вопросам соответствия законодательства или проектов новых законов в ряде стран европейским стандартам в области прав человека. Он также занимается переводом и публикацией документации по вопросам прав человека на языки новых государств – членов Совета Европы, проводит круглые столы с участием национальных организаций, занимающихся проблематикой прав человека, а также обучением представителей правительств при Европейском суде по правам человека. Программа АДАКС в сфере защиты прав человека дополняется обширной деятельностью самого Совета, связанной с распространением информации среди широкой общественности и специалистов. Программа, в частности, направлена на: 1) создание и развитие молодежных ассоциации в странах Центральной и Восточной Европе в целях их участия в развитии гражданского общества; 2) оказание помощи этим странам в определении их дальнейшей молодежной политики на национальном уровне; 3) укрепление межкультурного диалога; 4) содействие обмену молодежью во всех регионах Европы; 5) совершенствование знаний и расширение понимания проблем прав человека в высших и средних учебных заведениях и среди специалистов, а именно: юристов, сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарной системы, должностных лиц и т.д.; 6) привлечение внимания общественности к проблемам прав человека, используя информационные компании, публикации, аудиовизуальную продукцию и другие материалы; 7) оказание поддержки структурам, работающим в области защиты прав человека, а также неправительственным правозащитным организациям.

В качестве составной части программы по АДАКСу в странах Центральной и Восточной Европы проводятся тренировочные курсы, поездки и консультации.

Цель программы «Демократическое лидерство» (ПДЛ) состоит в передаче новых навыков и знаний будущим политикам, журналистам и руководителям НПО из стран Центральной и Восточной Европы, что рассматривается как один из эффективных путей обеспечения демократической безопасности.

Данная программа направлена на установление доверия между молодыми лидерами, представляющими различные страны и народы, формирование сети выпускников программы, которые после ее окончания продолжали бы претворять в жизнь ее установки.

Молодежь, молодежные организации и сетевые структуры, общественные объединения, государственные организации и эксперты принимают участие в постоянно ведущихся консультациях о целях молодежной политики и практической деятельности в этой области. Совет Европы поощряет создание молодежных организаций, сетевых структур и инициатив, а также способствует развитию международного сотрудничества между молодежными организациями. В частности, на 2003 – 2005 гг. Совет Европы определил следующие приоритетные направления в молодежном секторе: 1) развитие диалога культур и укрепление мира; 2) разъяснительная работа в области прав человека и социальной сплоченности; 3) участие молодежи в общественной жизни и демократическое воспитание молодых граждан; 4) разработка и развитие надлежащей молодежной политики.

В ноябре 2008г. Европейским советом была впервые принята рекомендация в молодежной сфере по мобильности молодых волонтеров в Европейском Союзе . Данный факт повысил внимание к молодежной политике в повестке ЕС. С этой целью молодежь, различные гражданские объединения, правительственные учреждения и эксперты принимают участие в постоянно ведущихся консультациях о целях такой молодежной политики. Совет Европы поощряет также создание ассоциаций молодежи, рабочих групп, выдвижение ими инициатив, а также стимулирует международное сотрудничество между молодежными организациями .

Научно-исследовательская и образовательная деятельность в рамках молодежной политики Совета Европы нашла свое отражение в ряде программ, сосредоточенных как в рамках Директората по вопросам молодежи и спорта данного органа, так и вне его.

Деятельность вышеозначенного Директората весьма многогранна. Прежде всего, это, разработанная в 1997 г. в качестве механизма для систематического обзора и оценки национальных курсов молодежной политики государств – членов СЕ Европейская исследовательская сеть при Директорате молодежи и спорта, обеспечивающая взаимодействие ученых, негосударственных молодежных организаций и национальных правительств при выработке межнациональных исследовательских проектов.

Помимо этого в рамках Директората существует Исследовательский и документационный союз Директората по делам молодежи и спорту, который был формально создан в 1994 году, хотя исследования в области молодежи проводились и раньше. Создание данного союза – это ответ на многочисленные рекомендации Конференции европейских министров по делам молодежи, которая испытывала потребность в независимых исследованиях по молодежным проблемами, рассматривая их как важный элемент знаний при проведении в жизнь молодежных программ.

Молодежные исследования – это комплексный анализ, который охватывает разные сферы жизни и деятельности молодежи: социальную, социально-психологическую, социально-экономическую, педагогическую, и многие другие.

Исследовательский и документационный союз работает с сетями национальных исследовательских центров по молодежной проблематике, с административными правительственными органами. Национальные исследования в области молодежи необходимы для планирования и реализации тех или иных молодежных программ СЕ, для мониторинга их выполнения.

Ежегодно проводятся исследования европейской молодежной политики по тенденциям в молодежной среде, по изменениям жизненной ситуации, исследования основных потребностей. Данный механизм стал важным инструментом для оценки молодежной политики в Европе и для выработки Советом Европы конкретных рекомендаций определенным странам по дальнейшему развитию национальной молодежной политики.

Что касается нашей страны, то она также активно участвует в работе данного Союза, внося тем самым собственный вклад в развитие европейской молодежной политики. Однако в России чувствуется потребность в независимых комплексных исследованиях в области молодежи на национальном уровне для последующей разработки эффективных и отвечающих запросам современного общества и молодежи молодежных программ. При этом необходимо, чтобы в таких исследовательских группах, как и на европейском уровне, были представлены не только ученные, но также практики молодежной работы и представители государственных структур, отвечающих за работу с молодежью.

Завершая разговор о развитии научно-исследовательской и образовательной деятельности под эгидой Директората по вопросам молодежи и спорта Совета Европы, нельзя обойти вниманием его сотрудничество с Директоратом по вопросам образования и гражданства Европейской Комиссии в деле подготовки молодых рабочих кадров, базирующемся на подписанном в ноябре 1998 г. соглашении о партнерстве. Эта программа состоит из публикаций о подготовке молодых рабочих в Европе, серии публикаций в области образования, издания журнала (Кайот), создания сети наставников для работающей молодежи на европейском уровне, а также выработки качественных стандартов в области подготовки молодых рабочих в Европе.

Вне рамок упомянутых выше органов в Европе среди прочего была создана специальная сеть контактов для проведения исследований между учеными, неправительственными молодежными организациями и правительствами, участники которой занимаются осуществлением сравнительных многосторонних научно-исследовательских проектов.

Большую роль Совет Европы уделяет издательской деятельности , и, в первую очередь, на ниве образования.

В этой связи следует отметить в частности выходящий два раза в год журнал «Сoyotе», подготовленный Директоратом по делам молодежи и спорта Совета Европы в сотрудничестве с отделом по развитию молодежной политики Европейской комиссии Евросоюза. Журнал освещает развитие молодежного движения в Европе в целом, особое внимание в журнале уделяется тренинговым программам, концепциям неформального образования и методологии, которые разрабатываются на европейском уровне. «Сoyote» издается на английском языке и рассчитан на молодежных работников, тренеров, лидеров молодежных общественных организаций.

  1. The demographic future of Europe – from challenge to opportunity. Commission Communication. Brussels, 12.10.2006. COM (2006) 571; Promoting Solidarity between the Generations. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, Brussels, 10.05.2007, COM (2007) 244
  2. Eberhard Laurence, The Council of Europe and youth. Thirty years of experience. – France: Council of Europe Publishing, 2002. – 56 c.
  3. А. В. Соколов Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. 2009. № 1 (23), http://www.iori.hse.ru/publications/herald/material/1_09/Youth_Policy.pdf
  4. Европейский молодежный фонд (ЕМФ) учрежден Советом Европы в 1972 г. для обеспечения финансовой поддержки мероприятий (проектов и программ), направленных на развитие молодежной сферы в странах – членах Совета Европы.
  5. http://www.coe.int/t/dg4/youth/Coe_youth/co_management_en.asp - на этой веб-странице можно найти официальную информацию, описывающую структуру системы со-управления в молодежном секторе СЕ
  6. Астрид Уттерштрем. ,Роль Европейского руководящего комитета по молодежи (CDEJ) в формировании европейской молодежной политики// Forum 21, European Journal on Youth Policy. – Франция: Council of Europe and European Commission, № 9, 2007. – 315 с.
  7. Europa ABC // A guide to international youth work. – Франция: Directorate of Youth and Sport of the Council of Europe, 1999. – 32 c.
  8. Recommendation № 14825/08 COUNCIL RECOMMENDATION on the Mobility of Young Volunteers Across the European Union (18.11.2008)
  9. Совет Европы: 800 миллионов европейцев , http://www.echr.ru/coe/activity/index.htm
  10. Данилина М.В. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации, . 2011. . С. 48-57.
  11. Данилина М.В. Экономическое и политическое взаимодействие России и Евросоюза // . 2011. . С. 59-69.
  12. Danilina M.V. Significance of the Council of Europe and the European Union in the promoting democracy, human rights and youth policy // . 2011. . С. 61-64.
Количество просмотров публикации: Please wait



Рекомендуем почитать

Наверх