Тактико технические характеристики град бм 21. Установка «Град»: характеристики, стоимость и радиус поражения. Как работает система залпового огня «Град

Прически 11.03.2019
Прически

Читайте также

"Град" - известнейшая военная разработка СССР после AK-47, поспорят тут разве что Су и МиГ. Реактивные системы залпового огня - отдельная глава истории войн. Читайте о РСЗО "Град" - вершине инженерной мысли, смертоносной машине и музейном экспонате.

Перед «Градом»

«Катюша», или, как правильно она называется, реактивная пусковая установка БМ-13, сыграла в финале Второй мировой столь значимую роль, что правящая верхушка СССР сразу после окончания войны отдала инженерам приказ всячески развивать направление реактивной артиллерии.

Чем же была так хороша «Катюша» и чем так хороши машины, пришедшие ей на смену? Идея состоит в следующем: взять грузовой автомобиль, способный преодолевать пересеченную местность, и поставить на его шасси артиллерийскую часть, состоящую из подвижного пакета трубчатых направляющих, начиненных реактивными снарядами.

Действие снаряда может быть различным, но самое распространенное - осколочно-фугасное. Дальность стрельбы - километры и десятки километров. Скорость перемещения машины - как у обычного грузовика. Приведение в боевое состояние - за считанные минуты. Неудивительно, что такие установки быстро стали ценными составляющими дивизионной и полковой артиллерии армии СССР.

Первой послевоенной попыткой развить идеи «Катюши» была БМ-14, то есть «боевая машина, модель 14». Как ни удивительно, в ее создании отталкивались от опыта побежденного противника, в частности, первый снаряд для БМ-14 создавался с оглядкой на немецкую турбореактивную мину. Основным типом боеприпаса в БМ-14 стал турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем.

Снаряды заряжались в пакет из 16 трубчатых направляющих, а в полете стабилизировались за счет собственного вращения, вызванного истечением пороховых газов через наклоненные на 22° к продольной оси отверстия. Артиллерийская часть состояла из 16 гладкоствольных труб, имевших диаметр 140,3 мм и длину 1 370 мм и расположенных в два ряда на поворотной платформе.


БМ-14 приняли на вооружение в 1952 году и после этого несколько раз модернизировали. Например, в качестве шасси сначала использовали ЗИС-151, потом - ЗИС-157, а в середине 60-х - ЗИЛ-130. Артиллерийскую часть со временем облегчили аж на 3 тонны, применив вместо громоздкой фермы жесткую сварную коробку, образовывавшую подвижную люльку.

До второй половины 1960-х эту машину использовали в полках стрелковых и мотострелковых дивизий, экспортировали в страны Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию и Сомали, но уже в 1960-м начали готовить замену - БМ-21, получившую собственное имя «Град».


Снаряды «Града»

Вы читаете этот текст на автомобильном сайте, но нужно понимать, что суть реактивной системы залпового огня (РСЗО) - вовсе не в автомобиле. И даже не в артиллерийской установке, на автомобиль водруженной. Суть - в реактивном снаряде. Именно он способен пролететь десятки километров и низвергнуть на голову противника ревущий огонь и визжащий металл, сеющие разрушение, ужас и смерть. Это жестоко и страшно, но такова война, а именно для войны - уже третьей мировой - «Град» и проектировался.

Первым и основным боеприпасом для «Града» стал снаряд 9М22 (он же М-21-ОФ) калибром 122 мм, и он заложил тенденцию создания всех последующих подобных снарядов. С подачи главного конструктора А.Н Ганичева из тульского НИИ-147 (сейчас - ГНПП «Сплав»), выступавшего головным разработчиком всей системы «Град», корпус снаряда сделали не вырезным из стальной болванки, как прежде, а предложили получать методом раскатки и вытяжки стального листа, как при изготовлении артиллерийских гильз.


Другая особенность снаряда 9М22 заключалась в том, что лопасти стабилизатора были складными и в положении покоя удерживались специальным кольцом, не выходя за габариты снаряда. В полете лопасти раскрываются и обеспечивают стабилизирующее вращение, так как располагаются под углом 1° к продольной оси снаряда, а начальное вращение задается за счет движения направляющего штифта снаряда по винтовому пазу ствола. Снаряд имеет в длину без малого три метра (2 870 мм) и весит 66 кг, из которых 20,45 кг - ракетный пороховой заряд, а 6,4 кг - взрывчатка.

При выстреле пороховой заряд воспламеняется пирозапалом, на который подается искра от системы управления. Снаряд вылетает из направляющей со скоростью 50 м/с, а затем разгоняется до 715 м/с. На расстоянии всего в 150-450 м от артиллерийской установки в снаряде взводится головной взрыватель ударного действия. Его можно настроить на мгновенное срабатывание, на малое замедление или на большое замедление.


«Град», заряженный такими снарядами, способен поразить цель на расстоянии 20,4 км. Минимальная же дистанция выстрела, при которой сохраняется приемлемое рассеивание по дальности, составляет 3 км, хотя в принципе можно стрелять на полторы тысячи метров и даже меньше - например, в Афганистане артиллерийские части Советской армии стреляли по площадям, впервые применив на «Граде» малые углы возвышения и прямую наводку.

Снаряд 9М22 (М-21-ОФ) превосходил предыдущее поколение снарядов М-14-ОФ в 1,7 раза по фугасному действию и был в 2 раза более эффективным по осколочному. С его помощью поражают живую силу противника, а также небронированную и легкобронированную технику, артиллерийские и минометные батареи, командные пункты и «другие цели в малой тактической глубине».

Впоследствии для «Града» было выпущено несколько десятков типов снарядов, среди которых не только осколочно-фугасные, но и зажигательные, химические, создающие радиопомехи, управляемые, а также запрещенные сейчас во многих странах кассетные, имеющие просто ужасающее разрушительное действие.


Артиллерийская часть и шасси

Снаряды заряжаются в пакет из 40 трубчатых направляющих, по 10 в каждом ряду. Каждая труба несет один снаряд и имеет 3 м в длину, внутренний диаметр равен 122,4 мм. Наводить пакет труб на цель можно с электрического привода или вручную. Угол возвышения (максимальный - 55°) и горизонтального обстрела (102° влево и 70° влево) задается с помощью зубчатых передач в основании артиллерийской части.

Данные для наводки на цель готовит отдельная машина наведения IBI10 «Береза» на базе ГАЗ-66. Прицельные приспособления на установке»Град» - механический прицел, панорама и коллиматор. Для стабилизации установки при стрельбе предусмотрен торсионный уравновешивающий механизм. Залп РСЗО «Град» длится 20 секунд. За это время установка выстреливает все 40 ракет.


Шасси «Града» - это самая понятная «гражданским» автомобилистам часть «Града», хотя вариаций у нее было не мало. Изначально «Град» базировался на шасси грузовика повышенной проходимости Урал-375Д со 180-сильным бензиновым мотором ЗИЛ-375, а после модернизации машина получила название Урал-4320 и комплектуется дизельными моторами V8 моделей КАМАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238 мощностью от 210 до 230 л.с. Для работы в условиях низких температур предусмотрен предпусковой подогреватель.

Колесная формула грузовика - 6х6, все колеса односкатные, тормоза барабанные с раздельным пневмогидравлическим приводом. Передний мост - со ШРУСами сухарикового типа. Рулевое управление - с гидроусилителем.

До 1965 года в составе трансмиссии вкупе с сухим двухдисковым сцеплением и 5-ступенчатой МКПП с синхонизаторами на I, III, IV и V передачах применялась «раздатка» с принудительно подключаемым передним мостом и возможностью блокировки межосевого дифференциала, но потом стали ставить упрощенную раздаточную коробку с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. «Град» на базе «Урала» считается основным или, если позволите, каноническим вариантом.


Кроме «Урала», артиллерийскую часть «Града» ставили и ставят на шасси ЗИЛ-131 (облегченная версия с меньшим количеством зарядов не для дивизионной, а для полковой артиллерии), а также на шасси КАМАЗ-5350 и МАЗ-6317 (белорусский вариант). В Чехословакии артиллерийскую установку БМ-21 производили по лицензии и устанавливали ее на восьмиколесное шасси Tatra-815. Армии других стран закупали у СССР БМ-21 и устанавливали на шасси различных грузовиков. Помимо этого, известны многочисленные «пиратские» копии БМ-21, а также самостоятельно разработанные системы, которые могут использовать снаряды «Града».

Испытания и постановка на вооружение

Установку «Град» начали проектировать в 1960-м, а уже к концу следующего года начали проводить заводские испытания первых образцов. Сроки были сжатыми - всего несколько месяцев спустя, весной 1962-го, на полигоне «Ржевка» под Ленинградом состоялись государственные испытания. По их результатам машину должны были принять на вооружение, но проблем новая система не избегла: по условиям опытная машина должна была произвести 663 выстрела и пройти 10 000 км, однако прошла всего 3 380 - сломался лонжерон шасси.


Испытания приостановили, в кратчайшие сроки пригнали доработанную машину, но слабые места выявились и у нее - теперь испытаний не выдержали карданная передача, средний и задний мосты, сгибаясь (!) под экстремальными нагрузками. В итоге только год спустя после старта «госприемки» разработчиком удалось искоренить все «недуги».

Ранней весной 1963 года РЗСО «Град» завершила комплекс испытаний и 28 марта была принята на вооружение. В том же году машины продемонстрировали генсеку Н.С. Хрущёву. Серийный выпуск БМ-21 стартовал в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И Ленина (он же завод №172), и в том же году «Град» успел поучаствовать в ноябрьском военном параде на Красной площади (майский парад Победы, как, собственно, и День Победы, тогда еще не проводились).

В своем конечном виде БМ-21 «Град» имела расчет из трех человек, массу в боевом положении (со снарядами и расчетом) в 13 700 кг, клиренс в 400 мм, максимальную скорость 75 км/ч, дальность хода 750 км, артиллерийскую часть из 40 стволов калибром 122 мм, дальность стрельбы от 3 до 20,4 км, время залпа 20 с. и площадь поражения 14,5 га.


Конфликт с Китаем

Боевым крещением системы «Град» и инцидентом, после которого о ней узнали и начали опасаться «стратегические противники», стал вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский на реки Уссури. Всё началось 2 марта 1969 года, когда китайцы нарушили границу и расстреляли отряд советских пограничников. 15 марта 1969 года конфликт достиг апогея: на острове высадилось несколько китайских пехотных рот при поддержке артиллерийских батарей.

С нашей стороны в бой вступили бронетранспортеры и танки Т-62, но ситуацию мог переломить только массированный ответный артудар - китайцы разведали, что остров обороняют незначительные силы, и готовились атаковать крупными соединениями пехоты, «обрабатывая» остров минометным огнем.


Советская сторона еще накануне подвела к берегу 135-ю мотострелковую дивизию, в составе которой был дивизион из новейших секретных БМ-21 «Град», и просила московское начальство разрешить использование этого оружия. Однако ответа из Москвы всё не было. В 6-часовом бою на острове было уничтожено несколько советских БТР, погиб командующий Иманского погранотряда Д.В. Леонов. В 17:00 советские пограничники покинули остров. Противник тем временем усилил минометный огонь по острову - было понятно, что с китайской территории прибывают всё новые и новые силы.

В отсутствие ответа из Москвы командующий ДВО О.А. Лосик принял единоличное решение о поддержке пограничников. В 17:10 по противнику ударил артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок «Град». В течение 10 минут огонь накрыл ближайшие 20 километров вглубь китайской территории. В то же время в атаку на Даманский двинулись 5 советских танков, 12 БТР, 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка, а также силы пограничников в составе мотомоневренной группы.


Считается, что решающее значение в том бою - и по разрушительному действию, и по деморализации противника - оказали именно установки «Град». Идеальная цель для этих машин - это сильно вытянутые колонны на марше, поэтому удары «Града» практически смели войска, выдвигавшиеся к Даманскому, а также уничтожили резервы противника, пункты боепитания и склады. В течение 10 минут ураганного огня всё было кончено - китайцы были выбиты с Даманского острова.

«Град» нашего времени

Сейчас на вооружении Российской армии стоит около 2 500 установок БМ-21 «Град». В разное время боевые машины экспортировались примерно в 70 стран и на протяжении 1970, 1980-х, 1990-х, 2000-х и 2010-х успели поучаствовать практически во всех мало-мальски заметных вооруженных конфликтах по всей Земле.


Тактика применения системы «Град» за эти годы в разных армиях была различной. Так, в середине 1970-х в Анголе противники перемещали установки только колоннами, перестреливаясь на встречных курсах, а затем применяя тактику выталкивания и преследования отдельных машин. В Афганистане же советские военные били не по вытянутым колоннам, а наоборот, по площадям, практически уйдя от баллистических траекторий и расстреливая строения и технику противника прямой наводкой.

А «Организация освобождения Палестины» в Ливане применяла тактику кочующих установок: одна машина БМ-21 «Град» наносит удар по войскам Израиля и тут же меняет положение - скорость перемещения грузовика и развертывание в боевое положение за три с половиной минуты делают такие маневры весьма результативными.


Небо без ракет

Кроме указанных «горячих точек», «Град» применялся Азербайджаном в карабахском конфликте, Россией - в обоих чеченских кампаниях, а также в Южной Осетии в 2008-м. Использовали эти установки в вооруженных конфликтах в Анголе и Сомали, в гражданских войнах в Ливии и Сирии. А в 2014 году в вооруженном конфликте на востоке Украины такая техника применяется обеими противоборствующими сторонами…

Надо отметить, что еще в 1980-х предпринимались попытки модернизировать систему «Град» - боевая машина 9А51 «Прима» должна была нести не 40, а 50 ракет с площадью поражения в 8 раз большей и временем пребывания на позиции в 5 раз меньшим при той же дальности стрельбы, что у «Града», что позволяло использовать примерно в 15 раз меньшее количество единиц техники. «Приму» даже приняли на вооружение в 1988 году, но дальше был развал Союза, и производство так и не запустили.


Но и в своем нынешнем виде «Град», некогда задавший новый стандарт данному виду вооружений, практически непревзойден, хотя подобной техники в мире теперь предостаточно. «Град» представляет собой грозную силу, которая способна защитить интересы России. И любой другой страны. Довольно часто эта сила оказывается слишком грозной. И всегда оказывается направленной против живых людей. «Град» - прекрасный пример торжества инженерной мысли. Пример, которому самое лучшее место - в музее военной техники.


РСЗО «Смерч» Калибр 300 мм Дальность от 10 до 90 км Площадь поражения 672000 м² Серийный выпуск 1987 9К58 «Смерч» (БМ 30) реактивная система залпового огня из семейства «Катюш». Базируе … Википедия

Град 1: 9К55 колёсный вариант РСЗО «Град 1» с боевой машиной 9П138 и транспортной машиной 9Т450 9К55 1 гусеничный вариант РСЗО «Град 1» с боевой машиной 9П139 и транспортно заряжающей машиной 9Т451 … Википедия

БМ 21 на базе Урал 375Д РСЗО «Град 1» (9П138) на базе ЗиЛ 131 РСЗО БМ 21 «Град» (индекс 9К51) реактивная система залпового огня на базе боевой машины 21 («Урал 375» или «Урал 4320»), представляющая собой эволюцию «Катюши». Создан в ГНПП «Сплав»… … Википедия

122 мм реактивная система залпового огня БM 21 Град БМ 21 на базе Урал 375Д … Википедия

БM 13 Катюша Реактивная система залпового огня (РСЗО) один из типов ракетных артиллерийских систем. Предназначена для поражения любых групповых целей на дальних подступах. Содержание 1 Типы используемых боевых частей 2 РСЗО … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Смерч (значения). Боевая машина 9А52 2 реактивной системы залпового огня Смерч … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ураган (значения). Реактивная система залпового огня 9К57 Ураган … Википедия

9А51 Классификация реактивная система залпового огня Шасси Урал 4320 История Страна разработчик … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Торнадо (значения). История Страна разработчик … Википедия

Книги

  • Продолжение "Катюши"
  • Продолжение "Катюши" , Г. Е. Носовицкий. В книге изложена история создания в 1946-1952 годах первых послевоенных реактивных систем залпового огня (РСЗО) М-14, М-24 и МД-20, заменивших состоявшие на вооружении Советской армии во…
  • Русский след под Кифангондо. Неизвестные страницы истории Черной Африки , Сергей Коломнин. Книга военного журналиста Коломнина С. А. посвящена событию, значение которого трудно переоценить для современной истории Африки. Это битва при Кифангондо, котораяпроизошла с 23 октября по 10…


Ставшая важным этапом в истории развития реактивной артиллерии, РСЗО БМ-21 «Град» разрабатывалась в инициативном порядке в тульском НИИ-147, созданном в июле 1945 г. для решения задач технологического обеспечения массового производства гильз обычных артиллерийских выстрелов. Разработанная НИИ-147 технология изготовления гильз посредством глубокой вытяжки обеспечивала и производство более толстостенных и прочных оболочек, которыми являются камеры сгорания двигателей реактивных снарядов. Поэтому у конструкторов НИИ-147 появилась возможность перейти от решения частной задачи - технологического обеспечения производства боеприпасов - к более сложной и комплексной - разработке реактивной системы залпового огня.

Залп РСЗО БМ-21 "Град" - видео

Проводившиеся под руководством А.Н. Ганичева работы были поддержаны приказом председателя Госкомитета по оборонной технике от 24 февраля 1959 г. и Постановлением Совета Министров от 30 мая 1960 г., а тактико-технические требования к системе были утверждены 10 октября 1960 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров создание реактивного снаряда М-21ОФ и PCЗО в целом поручалось НИИ-147, пороховой заряд двигателя разрабатывал НИИ-6, а боевую часть снаряда - ГСКБ-47. Боевую машину БМ-21 (2Б5) поручили спроектировать СКБ-203. Огневые стендовые испытания двигателей реактивных снарядов были начаты уже в 1960 г., при этом в рамках заводских испытаний было проведено 53 прожига, государственных - 81. Вскоре приступили к полигонным пускам.
Государственные полигонные испытания начались 1 марта 1962 г. и проводились с задействованием двух боевых машин на полигоне Ржевска под Ленинградом. При их проведении имели место поломки боевой машины. Для устранения их предпосылок путем использования легированных сталей усилили задний мост шасси. Кроме того, ограничились отключением подрессоривания только одного из мостов ходовой части вместо ранее производившейся аналогичной операции с обоими задними мостами. Этого оказалось достаточно для придания необходимой устойчивости боевой машине при стрельбе, а нагрузки не превысили допустимого уровня. Постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 г. реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» была принята на вооружение, а в соответствии с Постановлением от 29 января 1964 г. № 98-32 передана в серийное производство. Фактически система стала поступать в войска только в следующем году, когда в Миассе было развернуто серийное производство шасси для БМ-21 - Урал-375Д.

Масштабы производства БМ-21 СССР впечатляют: только на Мотовилихинских заводах было изготовлено около 3 тысяч БМ-21 и более 3 миллионов снарядов к ним. Выпуск этой системы и ее модификаций был налажен также в Китае, Египте, Ираке, Иране, Румынии и ЮАР. В настоящее время БМ-21 находится на вооружении армий более чем 30 стран мира. В начале 1994 года в Вооруженных Силах Российской Федерации имелось 4500 РСЗО БМ-21 и около 3000 - в армиях других стран. РСЗО БМ-21 состоит из пусковой установки, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66.
Пусковая установка БМ-21 разработана по классической схеме с размещением артиллерийской части в корме автомобильного шасси. Артиллерийская часть представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В состав артиллерийской части входят также подъемный и поворотный механизмы. прицельные приспособления и соответствующее пневмо-, электро- и радиооборудование. Направляющие расположены в четыре ряда по десять труб в каждом, образуя таким образом пакет. Пакет вместе с прицельными приспособлениями закреплен на жесткой сварной люльке. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела ракет 172° (102° влево от продольной оси автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения - от электропривода.

Для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд, конструкция которого оказала революционное действие на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева корпус снаряда изготавливается не традиционной обработкой резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа.
Другой особенностью реактивного снаряда РСЗО БМ-21 являются складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Сам по себе складывающийся стабилизатор не являлся изобретением тульских конструкторов. Например, такой стабилизатор использовался в германской неуправляемой авиационной ракете R4M, многочисленные удлиненные перья стабилизаторов которой в сложенном положении занимали пространство вокруг специально удлиненного сопла двигателя, а после выхода ракеты из пускового устройства откидывались назад, образуя своего рода подобие прутьев веника. Однако такая конструкция требовала искусственного удлинения сопла ракеты, тем самым увеличивая ее вес и габариты. В конструкции ракеты системы «Град» была принята другая схема. Перо стабилизатора было выполнено не плоским, а в форме сектора цилиндра, изогнутым при виде спереди по дуге с радиусом, близким к половине диаметра ракеты. Разработчики именовали такую форму «вороньим крылом». В сложенном положении поверхности стабилизаторов как бы продолжали цилиндр корпуса двигателя ракеты. Раскрытие блока стабилизаторов, до старта удерживаемых кольцом, осуществлялось пружинным механизмом. В раскрытом положении лопасти стабилизатора были повернуты на 1° по отношению к плоскости, проходящей через продольную ось реактивного снаряда, что обеспечивало закрутку относительно данной оси для уменьшения влияния эксцентриситетов тяги и центра масс.

В остальном компоновка реактивного снаряда достаточно традиционна: в передней части за головным контактным взрывателем размещается боевая часть, к которой примыкает изготовленный из стали корпус двигателя. Из-за большого удлинения корпус состоит из двух цилиндрических секций, соединенных с помощью резьбы. Сопловый блок включает центральное и шесть периферийных сопел. В сверхзвуковой части сопла имеют форму конуса с углом 30°. Диаметр критического сечения сопла составляет 19 мм, среза - 37 мм.
Нанесенное на внутреннюю поверхность корпуса двигателя теплозащитное покрытие толщиной 0.3 мм не только предохраняет стальной корпус от нагрева и соответствующего снижения прочности, но и существенно сокращает потери энергии сгорающего топлива и способствует получению высокого удельного импульса и повышенной скорости горения. Заряд твердого топлива по технологическим соображениям также выполнен из двух полузарядов. При этом хвостовой полу заряд имеет больший зазор между стенками корпуса и топливом, поскольку необходимо обеспечить достаточное проходное сечение для продуктов сгорания топлива как переднего, так и хвостового полузарядов.
В связи с тем что при длительном хранении снарядов в горизонтальном положении не исключалась деформация корпуса двигателя, топливный заряд был отделен от стенок камеры двигателя зазором 4 мм для головного полузаряда и 9 мм для -для хвостового. Фиксация полузарядов осуществлялась посредством наклеенных на каждый из них шести «сухарей» размером 50 х 10 мм, изготовленных из того же топлива. Торцы полузарядов бронировались наклеенными шайбами из нитролинолеума.

В топливном заряде была использована рецептура РСИ-12М, разработанная ранее сотрудником НИИ-6 B.C. Лерновым и состоящая из 56% ксилидина. 26,7% нитроглицерина. 10,5% динитротолуола. 3% централита. В состав заряда входили также катализаторы и технологические добавки. Между полу зарядами размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, находящимися в отдельных перкалевых мешочках. Ток на два электрозапала МБ-2Н подавался по проводам, проложенным через центральное сопло и канал хвостового полу-заряда. Суммарная масса двух полузарядов с «сухарями» и шайбами составляла 20,6 кг, корпуса ракетной части - 24,5 кг (со стабилизаторами - 26,4 кг).
Изготовление полузарядов осуществлялось на специально разработанной автоматической технологической линии. На ней обеспечивалось автоматическое формирование полузарядов, их перегрузка, контроль геометрии, взвешивание, приклеивание «сухарей» и торцевых шайб, нанесение маркировки. Упаковка полузарядов в тару велась в полуавтоматическом режиме. Постепенно технология изготовления и эксплуатации зарядов упрощалась. Были расширены допуски на инородные и воздушные включения, стало допускаться хранение зарядов в негерметичной таре. В конце шестидесятых годов было отработано изготовление заряда из более плотного топлива РСТ-4К, что позволило при сохранении требуемой массы несколько сократить размеры и унифицировать геометрию полузарядов. Взамен приклеенных «сухарей» применили небольшие выступы - зиги на внешней поверхности, формируемые в процессе изготовления шашек. Несколько позже было освоено производство топливных полузарядов с использованием специальной рецептуры, при изготовлении которой использовались продукты переработки топливных зарядов, извлекаемых из устаревших реактивных снарядов с истекшим гарантийным сроком эксплуатации. Производство таких зарядов с зигами, без наклеиваемых «сухарей», из переделочных рецептур велось в 1975-1980 г.

Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Продолжительность залпа одной БМ-21 - 20 секунд. При необходимости залп можно было производить не из кабины, а с выносного пульта, отнесенного на несколько десятков метров. Наиболее широко используемым типом реактивного снаряда РСЗО БМ-21 является снаряд М-210Ф (9М22У) с осколочно-фугасной боевой частью. Длина этого снаряда с взрывателем МРВ-У составляет 2,87 м. вес с взрывателем - 66,4 кг, вес боевой части- 19,18 кг, вес взрывчатого вещества - 6,4 кг.
Пороховой заряд (порох РСИ - 12 м) весом 20.45 кг обеспечивает наибольшую скорость полета снаряда 690 м/с. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстояниях 150- 450 м от боевой машины. От установки взрывателя зависит характер действия снаряда у цели: при мгновенном срабатывании - преимущественно осколочный, при замедленном - преимущественно фугасный.
По осколочному действию боевая часть снаряда М-21 ОФ в два раза эффективней М-140Ф, а по фугасному- всего в 1,7 раза, в чем сказалось большее удлинение нового реактивного снаряда. Кучность в направлении стрельбы составила 1/180, по боковому направлению- 1/110 от дальности. При пусках на дальность 20 км половина попаданий укладывалась в пределах удаления 200-300 м относительно центра группирования разрывов. Максимальная скорость реактивного снаряда составляла около 690 м/с. Для сохранения приемлемой кучности при стрельбе в диапазоне дальностей от 12 до 15,9 км между головным взрывателем и боевой частью реактивного снаряда крепилось малое тормозное кольцо, на меньшие дальности - большое. В результате пуски проводились без использования крайне крутых или настильных траекторий, применение которых сопряжено с большим рассеиванием снарядов. Залп одной боевой машины обеспечивал площади поражения живой силы около 1000 м2, а небронированной техники - 840 м2.

Для повышения боевых возможностей РСЗО БМ-21 «Град» к ней были разработаны следующие типы не управляемых реактивных снарядов;
■ усовершенствованный осколочно-фугасный снаряд 9М22У;
зажигательный снаряд 9М22С;
■ осколочно-химический снаряд 9М23, по основным летно-техническим характеристикам соответствующий снаряду М22С;
■ осколочно-фугасный снаряд с отделяемой головной частью 9М28Ф;
■ агитационный снаряд 9М28Д;
■ дымокурящий снаряд 9М43 (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров);
■ осветительный снаряд 9М42 для системы "! Иллюминация»;
■ снаряд 9М28К с кассетной головной частью с противотанковыми минами ПТМ-3;
■ снаряд ЗМ16 с кассетной головной частью с противопехотными минами ПОМ-2 (сорок снарядов этого типа минируют один километр фронта);
■ снаряд для имитации воздушных целей для обучения расчетов и разработки новых зенитных ракетных комплексов;
■ комплект снарядов 9М519-1-7 («Лилия-2») для постановки радиопомех в диапазонах КВ и УКВ. а также друге типы снарядов.
Активно разрабатывают новые боеприпасы для БМ-21 также страны, выпускающие эту систему по лицензии или нелегально.

Артиллерийская часть БМ-21 включает пакет из 40 трубчатых направляющих с внутренним диаметром 122,4 мм и длиной 3 м. Направляющие расположены в 4 яруса по 10 направляющих в каждом ярусе. Наведение пакета направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью впервые примеренного на сухопутной РСЗО электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня вращает зубчатый сектор и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона.
При наведении боевой машины электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. В вертикальной плоскости наведение возможно с углом возвышения до +55°. В горизонтальной плоскости возможен разворот пакета направляющих на углы до 70° вправо и 110е влево от направления вперед по продольной оси машины. В пределах горизонтального сектора обстрела до 34° над кабиной машины минимальный угол возвышения ограничен величиной 11 градусов. Для частичного уравновешивания качающейся части используется уравновешивающий механизм, расположенный в люльке. Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Следует отметить, что благодаря продуманной конструкции артиллерийской части большинство ее механизмов укрыто под кожухами люльки и поворотного основания. Это повысило надежность работы механизмов.

Ходовая часть пусковой установки представляет собой шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-375Д» (колесная формула 6 х 6). Это шасси имеет V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375, развивающий при 3200 об/мин максимальную мощность 180 л.с. Сцепление двухдисковое, сухое. Коробка передач - пятиступенчатая, с синхронизаторами на 2,3,4 и 5-й передачах. Благодаря наличию на шасси централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, пусковая установка обладает высокой проходимостью на грунтах с малой несущей способностью. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 75 км/час. Глубина преодолеваемого без предварительной подготовки брода составляет 1,5 м.
Некоторое количество пусковых установок РСЗО БМ-21 выпущено на шасси грузовых автомобилей «Урал-4320» и ЗИЛ-181. Раскачивание пусковой установки при стрельбе сведено до минимума благодаря рассчитанной с помощью ЭФМ последовательности схода снарядов с направляющих. Это позволило отказаться от установки гидравлических опор на шасси и ограничиться лишь использованием механизма отключения рессор во время стрельбы. Перезаряжание пусковой установки производится вручную с помощью транспортно-заряжающей машины, в качестве которой используется трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с двумя стеллажами 9Ф37 (каждый стеллаж вмещает по 20 снарядов). Пусковая установка БМ-21 оборудована средствами пожаротушения и радиостанцией Р-108М.

РСЗО БМ-21 стала базовой для систем, созданных в интересах различных родов войск:
9К59 «Прима» - многоцелевая РСЗО повышенного могущества с 50 направляющими;
БМ-21В «Град В» - авиадесантируемая РСЗО с 12 направляющими, способная производить стрельбу всеми снарядами БМ-21;
9К132 «Град-П»- легкая переносная одноствольная пусковая установка для стрельбы 122-мм снарядами "Град-П";
А-215 «Град-М» - корабельная РСЗО для десантных кораблей ВМФ;
«Град-1» - 36-ствольная РСЗО для вооружении артиллерийских подразделений полкового звена;
БМ-21 ПД «Дамба» - РСЗО для защиты военно-морских баз от водолазов-подрывников и морских диверсантов.
9К510 "Иллюминация" - реактивная система для стрельбы осветительными снарядами. Каждый реактивный снаряд этой системы подсвечивает на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450-500 м, при этом в течение 90 секунд обеспечивается освещенность 2 люкса.
В последние годы специалистами ГНПП "Сплав" разработан проект комплексной модернизации РСЗО БМ-21 "Град".

Тактико-технические характеристики БМ-21 «Град»

Калибр, мм 122
Количество направляющих 40
Расчет. чел. 7
Масса в боевом положении, т 13.7
Длина, м 7,35
Ширина, м 2,4
Высота в походном положении, м
3,09
Масса снаряда, кг 66.4
Дальность стрельбы максимальная, км до 40 модернизированная
Дальность стрельбы минимальная, км 5 (1.6)
Продолжительность залпа, с 20
Время перезаряжался, мин 7
Мощность двигателя, л.с 180
Максимальная скорость движения, км/час 75
Запас хода, км 750

В годы Великой Отечественной войны советская реактивная артиллерия проявила себя как могучее оружие на полях сражений. Тогда фронт получил более 10 тысяч многозарядных самоходных пусковых установок и более 12 миллионов реактивных снарядов. В составе гвардейских миномётных частей насчитывалось 38 отдельных дивизионов, 114 полков, 11 бригад и 7 дивизий реактивной артиллерии.

После окончания войны были предприняты шаги по улучшению и модернизации реактивных систем залпового огня (РСЗО) с учётом последних достижений техники и опыта боевого применения. Так, в 1945 г. была начата разработка боевой машины дальнобойной 200-мм реактивной системы залпового огня МД-20 «Шторм-1» со снарядом ДРСП-1. За ней последовала 140-мм боевая машина БМ-14, которую и приняли на вооружение в 1952 г., и она до сих пор состоит в войсках ряда стран. В 1951 г. начался выпуск РСЗО БМ-24 с открытыми рамными направляющими.

30 мая 1960 г. вышло постановление Совета Министров за № 578-236 о начале работ по полевой дивизионной реактивной системе «Град». Пусковая установка М-21 проектировалась в тульском НИИ-147 и СКБ-203 в Свердловске (ныне Екатеринбург), твердотопливные заряды создавались в московском НИИ-6. Ведущей организацией назначили НИИ-147, ныне ГНПП «Сплав». Руководил проектом главный конструктор А.Н. Ганичев.

РСЗО «Град» предназначалась для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, подавления артиллерийских и миномётных батарей, а также разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления. Специально для неё разработали новый 122-мм осколочно-фугасный снаряд М-21-ОФ (9М22), который стабилизировался в полёте как хвостовым оперением, так и вращением, создаваемым на направляющих установки.

На первый взгляд влияние вращательного движения являлось несущественным: десяток оборотов в секунду снаряда не создавало достаточного гироскопического эффекта, зато компенсировало отклонение силы тяги двигателя. Для того, чтобы использовать трубчатые направляющие, крылья оперения сделали складывающимися. Выбранная схема стабилизации оказалась практически оптимальной и её приняли для последующих систем большего калибра «Ураган» и «Смерч». Две опытные установки «Град» успешно прошли заводские испытания в конце 1961 г.

1 марта следующего года в Ленинградском военном округе начались государственные полигонно-войсковые испытания комплекса «Град», было запланировано 663 пуска и 10 тысяч километров пробега боевой машины. Однако установка 2Б5 прошла только 3380 км – из-за поломки левого лонжерона перегруженной рамы испытания приостановили. Артиллерийскую часть системы переставили на новую ходовую часть. Однако опять были отмечены прогибы заднего и среднего мостов, изгиб карданного вала. Тем не менее, систему «Град» приняли на вооружение постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 г. Затем в 1964 г. начался серийный выпуск. В странах НАТО установка числится под индексом М1964.

Серийное производство установок БМ-21 велось на заводе № 172 в Перми. В 1970 г. изготовили 646 единиц, в следующем – 497, из которых 124 пошло на экспорт. В первом полугодии 1972 г.

выпустили 255 боевых машин, из них 60 – на экспорт. К 1995 г. в пятьдесят стран мира было поставлено свыше двух тысяч РСЗО БМ-21. Серийное производство реактивных снарядов 9М22 начали на заводе № 176 Приокского совнархоза, запланировав в 1964 г. изготовить 10 тысяч снарядов.

Самоходная установка БМ-21 системы «Град» состояла из артиллерийской части и шасси автомобиля Урал-375Д.

Сама артчасть служила для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя. Она представляла собой пакет из 40 направляющих трубчатого типа: четыре ряда по 10 труб. В каждой из них имелась спиральная борозда для первичной закрутки снарядов. Калибр трубы – 122,4 мм, длина -3000 мм.

Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производилось с помощью электропривода или вручную. Подъёмный механизм располагался в центре основания артчасти, коренная шестерёнка качающейся части входила в зацепление с зубчатым сектором люльки. Угол возвышения придавался вращением коренной шестерни.

Поворотный механизм находился с левой стороны основания; его коренная шестерня входила в зацепление с не-

30 м). Воздушный взрыв существенно увеличивал зону поражения. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем – до 18,8 км.

Войсковые учения и участие в локальных конфликтах подтвердили превосходные качества «Града». Первое боевое крещение система получила в марте 1969 г. в конфликте между СССР и КНР у острова Даманский. Остров тогда занимали китайские войска, и попытка выбить их оттуда с помощью танков и бронетранспортёров закончилась неудачей. После массированного применения установок «Град», стрелявших фугасными снарядами, китайские силы были полностью уничтожены. Собственно, залпы «Града» и закончили конфликт.

В 1970 – 1990-х гг. РСЗО «Град» использовался почти во всех локальных конфликтах в мире, в различных климатических условиях, включая экстремальные. В ряде случаев система применялась обеими сторонами. Так, СССР поставил в Сомали батарею из четырёх БМ-21. Но основную партию БМ-21, отправленную морем, выгрузили в Эфиопии. Позже эти машины приняли участие в боевых действиях против Сомали.

В 1992 г. российские войска в Чечне оставили 18 установок БМ-21 и 1000 ракет. В ходе войны 1994 – 1995 гг. обе стороны в Чечне интенсивно использовали «Град». 9 февраля 1995 г. начальник генштаба МО генерал армии М. Колесников заявил, что с 11 декабря по 8 февраля уничтожили в числе другой чеченской техники 16 установок «Град». Более интенсивно комплекс «Град» применялся в ходе второй чеченской войны.

За прошедшие годы в Советском Союзе, а потом в России «Град» выпускался в нескольких версиях.

А – артиллерийская часть 9К51, Б – ходовая часть – шасси Урал-4320-02, Урал-4320-10 или Урал-4320-31; 1 – система централизованной подкачки шин, 2 – ящик ЗИП, 3 – выхлопная труба (у БМ-21 глушитель и выхлопная труба была под передним бампером), 4 – люлька пусковой установки, 5 – устройство передачи данных на дистанционный пульт пуска, 6 – аппаратура дистанционного ввода данных о выпущенных ракетах, 7 – антенна радиопередатчика, 8 – антенна аппаратуры спутниковой навигации, 9 – воздухозаборник, 10 – пульт наводчика, 11 – ЭВМ «Багет-41», 12 – дополнительная поисковая фара-прожектор, 13 – фара со светомаскировкой (у БМ-21 там стояли проволочные защитные решётки), 14 – одометр

БМ-21 – оригинальная РСЗО на шасси автомобиля Урал-375Д.

БМ-21-1 – модернизированная установка 2003 г. на шасси Урал-4320, дальнейшая доработка в процессе производства на Мотовилихинском заводе в Перми. Добавлена спутниковая навигационная система НАП СНС, автоматическая система управления огнём на базе бортовой ЭВМ «Багет-41».

9П138 «Град-1» – 36-ствольная облегчённая версия на шасси ЗИЛ-131. Комплекс 9К55 – из боевой машины, ракет, транспортёра боеприпасов 9Т450 и заряжающей машины 9Ф380. Установка могла использовать только ракеты «ближнего радиуса действия» – до 15 км. На Западе установку называют ВМ-21 b или М1976.

БМ-21 В «Град-В» – разрабатывалась для воздушно-десантных войск с 1963 г. Она должна была заменить буксируемую РСЗО РПУ-14, которая на тот момент стояла на вооружении ВДВ. Разработкой новой системы под индексом 9П125 занималось Государственное КБ компрессорного машиностроения МАП и агрегатный завод «Универсал». Система являлась облегчённой 12-ствольной 122-мм установкой на шасси ГАЗ-66Б (ГАЗ-66 – в десантном варианте без металлической крыши). «Град-В» помещалась в военнотранспортный самолёт, её можно было десантировать в заряженном варианте на парашютно-десантной платформе. Установку приняли на вооружение в 1967 г. На экспорт она практически не поставлялась. БМ-21 В участвовала в войне в Афганистане. Обозначение в НАТО – М1975.

9А51 «Прима» – 50-ствольная РСЗО на шасси Урал-4320. Пусковая установка с системой управления огнём, транспортно-заряжающей машиной и новая ракета 9М53Ф составили комплекс 9К59. Время полного залпа «Примы» равнялось 30 сек. К сожалению, из-за финансовых трудностей начала 1990-х гг. «Прима» не пошла в массовое производство.

«Град-П» или «Партизан» – переносный комплекс – создан в Советском Союзе во время Вьетнамской войны по просьбе правительства ДРВ. На переносной пусковой установке 9П132 массой всего 35 кг имелась одна трубчатая направляющая. Расчёт состоял из 2 человек. В боекомплект входило несколько снарядов, в том числе 9М22М, который первоначально создавался для «Град-1». Его максимальная дальность – 11 км, минимальная – 2 км. Для улучшения кучности стрельбы на дистанциях до 7 км на снаряд надевалось тормозное кольцо диаметром 122 мм. Несколько сотен установок «Град-П» поставили во Вьетнам, где они нашли широкое применение. Особенно эффективно «Град-П» поражал американские аэродромы в Южном Вьетнаме. Изготовление пусковых установок 9П132 велось на Ковровском механическом заводе. Так, в 1970 г. изготовили 406 единиц, из которых 400 пошло на экспорт во Вьетнам. В первом полугодии 1972 г. выпустили ещё 155, все пошли на экспорт.

БМ-21ПД «Дамба» – разрабатывался для поражения подводных диверсантов и сверхмалых подводных лодок противника при обеспечении противодиверсионной обороны в пунктах стоянки и базирования кораблей, а также при охране оперативных участков морской государственной границы. Комплекс действовал в сопряжении с гидроакустической станцией береговой обороны или в автономном режиме. В состав комплекса входила транспортно-заряжающая машина.

2Б26 – боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси автомобиля КамАЗ-53502.

А-215 «Град-М» – 22-ствольная морская версия, принятая на вооружение в 1978 г.

Выпускались РСЗО «Град» и за рубежом. В 1975 г. в Чехословакии создали систему КМ-70: артиллерийскую часть «Града» установили на шасси автомобиля Татра-813.

БМ-21У «Град-М» – украинский вариант модернизации советского БМ-21 на шасси КрАЭ-6322; есть также вариант на шасси КрАЭ-6322-120-82.

В Белоруссии выпускается реактивная установка залпового огня БМ-21 «Град-1А» (известный как «Белград») на базе МАЗ-6317, на котором можно разместить сразу два боекомплекта вместо одного. На марше личный состав перевозится в кабине, а не в открытом кузове, что существенно в климатических условиях средней полосы.

Ещё один «Град» под аббревиатурой FIROS (Field Rocket System – полевая система реактивной артиллерии) выпускается в двух модификациях FIROS 25 и FIROS 30 в Италии фирмой BPD Difesa е Spazio. Снаряды обоих типов имеют одинаковый калибр 122 мм, но они оснащены различными реактивными двигателями, вследствие чего обладают различной максимальной дальностью стрельбы. Пусковая установка, состоящая из двух модулей, как правило, собирается на шасси 10-тонного грузовика с формулой 6×6.

Копии установок «Град» с той же артиллерийской частью, но на разных шасси, выпускаются в Польше (WR-40 «Langusta»), Румынии (АРR-21, АРR-40), Китае (Туре 81 SPRL, Туре 83 SPRL. и др.), КНДР (ВМ-11, МRL. 122 тт М1977 и МRL 122 тт М1985), Иране (НМ20, НМ23 и НМхх), Пакистане (КRL 122), Египте (RС-21) и других странах. На сегодняшний день «Град» и его копии состоят на вооружении 65 стран.

Л. КАЩЕЕВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

28 марта 1963 года Советская Армия приняла на вооружение новую реактивную систему залпового огня, ставшую самой массовой в мире

Огонь ведет дивизионная полевая реактивная система залпового огня БМ-21 «Град». Фото с сайта http://kollektsiya.ru

Советские, а затем и российские реактивные системы залпового огня (РСЗО) стали таким же всемирно известным символом отечественной оружейной школы, как и их предшественники - легендарные «Катюши» и «Андрюши», они же БМ-13 и БМ-30. Но в отличие от той же «Катюши», создания которой хорошо исследована и изучена, да еще и активно использовалась в пропагандистских целях, начало работ над созданием первой массовой послевоенной РСЗО - БМ-21 «Град» - часто обходили молчанием.

Секретность ли тому была причиной, или нежелание упоминать, откуда ведет свою родословную самая известная послевоенная реактивная система Советского Союза, сказать трудно. Впрочем, долгое время это и не вызывало пристального интереса, поскольку куда интереснее было наблюдать за действиями и развитием отечественных РСЗО, первая из которых была принята на вооружение 28 марта 1963 года. И вскоре после этого во всеуслышание заявила о себе, когда своими залпами фактически умножила на ноль подразделения китайской армии, укрепившиеся на острове Даманский.

А между тем, «Град», надо признать, «говорит» с немецким акцентом. И что особенно любопытно, даже имя этой реактивной системы залпового огня прямо перекликается с именем немецкой ракетной системы, которая разрабатывалась в ходе Второй Мировой войны, но так и не успела всерьез в ней поучаствовать. Зато помогла советским оружейникам, взявшим ее за основу, создать уникальную боевую систему, вот уже больше четырех десятилетий не сходящую с театров боевых действий по всему миру.

«Тайфуны» грозят «Либрейторам»

«Тайфун» - так называлось семейство неуправляемых зенитных ракет, к разработке которых немецкие инженеры из ракетного центра в Пенемюнде, прославившегося созданием первой в мире баллистической ракеты «Фау-2», приступили в середине Второй Мировой войны. Точная дата начала работ неизвестна, зато известно, когда первые опытные образцы «Тайфунов» были представлены на рассмотрение Министерства авиации Третьего рейха - в конце 1944 года.

Скорее всего, за разработку зенитных неуправляемых ракет в Пенемюнде взялись не раньше второй половины 1943 года, после того, как руководству нацистской Германии - как политическому, так и военному - стало известно о лавинообразном росте числа средних и тяжелых бомбардировщиков у стран-участниц антигитлеровской коалиции. Но чаще всего исследователи приводят в качестве реальной даты начала работ над зенитными ракетами начало 1944 года - и это похоже на правду. Ведь с учетом имеющихся наработок по ракетному конструкторам-ракетчикам из Пенемюнде не требовалось больше полугода, чтобы создать новый тип ракетного вооружения.

Неуправляемые зенитные ракеты «Тайфун» представляли собой 100-миллиметровые ракеты с жидкостным («Тайфун-F») или твердотопливным («Тайфун-Р») двигателем, 700-граммовой боевой частью и установленными в хвостовой части стабилизаторами. Именно они, по замыслу разработчиков, должны были стабилизировать ракету на курсе, чтобы обеспечить дальность полета и кучность попадания. Причем стабилизаторы имели небольшой наклон в 1 градус относительно горизонтальной плоскости сопла, что придавало ракете вращение в полете - по аналогии с выпущенной из нарезного оружия пулей. Кстати, винтовыми были и направляющие, с которых запускались ракеты - с той же целью придать им вращение, обеспечивающее дальность и кучность. В итоге «Тайфуны» достигали высоты в 13-15 километров и могли стать грозным зенитным оружием.


Схема неуправляемой зенитной ракеты «Тайфун». Фото с сайта http://www.astronaut.ru

Варианты «F» и «Р» отличались не только двигателями, но и внешне - габаритами, массой и даже размахом стабилизаторов. У жидкостной «F» он составлял 218 мм, у твердотопливной «Р» - на два миллиметра больше, 220. Разной, хотя и не слишком, была и длина ракет: 2 метра у «Р» против 1,9 у «F». А вот вес различался кардинально: «F» весила чуть больше 20 кг, тогда как «Р» - почти 25!
Пока инженеры в Пенемюнде изобретали ракету «Тайфун», их коллеги с завода «Шкода» в Пильзене (нынешний чешский Пльзень) разрабатывали пусковую установку. В качестве шасси для нее выбрали лафет от самой массовой зенитной пушки Германии - 88-миллиметровой, производство которого было хорошо отработано и велось массово. На него устанавливали 24 (на опытных образца) или 30 (на принятом на вооружение) направляющих, и этот «пакет» получал возможность кругового обстрела при больших углах возвышения: как раз то, что и требовалось для залповой стрельбы неуправляемыми зенитными ракетами.

Поскольку, несмотря на новизну оборудования, в серийном производстве каждая ракета «Тайфун», даже более трудоемкая «F», не превышала 25 марок, заказ был сразу сделан на 1000 ракет типа «Р» и 5000 типа «F». Следующий был уже куда крупнее - 50 000, а к маю 1945 года планировалось каждый месяц выпускать по 1,5 миллиона ракет этой модели! Что, в принципе, было не так уж и много, если учесть, что каждая ракетная батарея «Тайфунов» состояла из 12 пусковых установок по 30 направляющих, то есть общий ее залп составлял 360 ракет. Таких батарей, по замыслу Министерства авиации, к сентябрю 1945 года нужно было организовать аж 400 - и тогда бы они за один залп выпускали по армадам английских и американских бомбардировщиков по 144 тысячи ракет. Так что ежемесячных полутора миллионов только-только хватало бы на десять таких залпов…

«Стриж», вылетевший из «Тайфуна»

Но ни к маю, ни тем более к сентябрю 1945 года никаких 400 батарей и 144 тысяч ракет одним залпом не получилось. Общий выпуск «Тайфунов», по данным военных историков, составил всего 600 штук, которые ушли на испытания. Во всяком случае, точных сведений об их боевом применении нет, а уж воздушное командование союзников не упустило бы случай взять на заметку применение нового зенитного оружия. Однако и без того и советские военные специалисты, и их коллеги-союзники сразу оценили, какой интересный экземпляр вооружения попал им в руки. Точное число ракет «Тайфун» обоих типов, которые оказались в распоряжении инженеров Красной Армии, неизвестно, но можно предположить, что это были не единичные экземпляры.

Дальнейшая судьба ракетных трофеев и разработок на их основе определялась знаменитым постановлением № 1017-419 сс Совета министров СССР «Вопросы реактивного вооружения» от 13 мая 1946 года. Работы по «Тайфунам» разделили, исходя из разницы в двигателях. Жидкостными «Тайфунами F» занялись в СКБ при НИИ-88 Сергея Королева - так сказать, по подведомственности, ведь туда же передавались и работы по всем остальным жидкостным ракетам, прежде всего по «Фау-2». А твердотопливными «Тайфунами Р» предстояло заняться созданному тем же постановлением КБ-2, вошедшему в структуру Министерства сельскохозяйственного машиностроения (вот она, всепроникающая секретность!). Именно этому КБ и предстояло создать отечественный вариант «Тайфуна Р» - РЗС-115 «Стриж», ставший прообразом реактивного снаряда для будущего «Града».

Направлением «Стриж» в КБ-2, которое с 1951 года объединилось с заводом №67 - бывшими «Мастерскими тяжелой и осадной артиллерии» - и стало называться Государственным специализированным НИИ-642, занимался будущий академик, дважды Герой Социалистического Труда, создатель знаменитых ракетных комплексов «Пионер» и «Тополь» Александр Надирадзе. Под его началом разработчики «Стрижа» довели работу над этой ракетой до испытаний, которые проводились на полигоне Донгуз - в то время единственном полигоне, на котором отрабатывались все виды систем противовоздушной обороны. На эти испытания бывший «Тайфун Р», а ныне «Стриж» Р-115 - основной элемент реактивной зенитной системы РЗС-115 «Ворон» - вышел в ноябре 1955 года с новыми характеристиками. Его вес теперь достигал почти 54 кг, длина выросла до 2,9 метра, а вес взрывчатого вещества в боевой части - до 1,6 кг. Увеличились и дальность стрельбы по горизонтали - до 22,7 км, и высота стрельбы - максимальная теперь составляла 16,5 км.


Радиолокационная станция СОЗ-30, входившая в систему РЗС-115 «Ворон». Фото с сайта http://militaryrussia.ru

Согласно техническому заданию, батарея системы «Ворон», состоявшая из 12 пусковых установок, должна была за 5-7 секунд выпускать до 1440 ракет. Такой результат достигался за счет использования новой пусковой установки, спроектированной в ЦНИИ-58 под руководством легендарного артиллерийского конструктора Василия Грабина. Она была буксируемой и несла на себе 120 (!) трубчатых направляющих, причем этот пакет имел возможность кругового обстрела максимальный угол возвышения 88 градусов. Поскольку ракеты были неуправляемыми, то стрельба ими велась аналогично стрельбе из зенитного орудия: наведение на цель осуществлялось по указанию пункта управления стрельбой с радиолокационной станцией орудийной наводки.

Именно такие характеристики и показала система РЗС-115 «Ворон» на комплексных полигонных испытаниях, которые проходили с декабря 1956 года по июнь 1957-го. Но ни большая мощность залпа, ни солидный вес боевой части «Стрижа» не компенсировали его главного недостатка - малой высоты стрельбы и неуправляемости. Как отметили в своем заключении представители командования ПВО, «вследствие малой досягаемости снарядов «Стриж» по высоте и дальности (высота 13,8 км при дальности 5 км), ограниченных возможностей системы при стрельбе по низколетящим целям (менее чем под углом 30°), а также недостаточного выигрыша в эффективности стрельбы комплекса по сравнению с одной-тремя батареями 130- и 100-мм зенитных пушек при значительно большем расходе снарядов, реактивная зенитная система РЗС-115 не может качественно улучшить вооружение зенитных артиллерийских войск ПВО страны. На вооружение Советской армии для оснащения частей зенитных артиллерийских войск ПВО страны систему РЗС-115 принимать нецелесообразно».

Действительно, ракета, которая в середине 1940-х легко справлялась бы с «Летающими крепостями» и «Либрейторами», десять лет спустя уже ничего не могла сделать с новыми стратегическими бомбардировщиками В-52 и все более быстрыми и маневренными реактивными истребителями. И потому осталась всего лишь опытной системой - зато ее главный компонент превратился в снаряд для первой отечественной реактивной системы залпового огня М-21 «Град».

Из зенитных - в наземные


Реактивная боевая машина БМ-14-16 - одна из систем, на смену которым предназначался будущий «Град». Фото с сайта http://kollektsiya.ru

Что примечательно: постановление Совета министров СССР № 17, в котором НИИ-642 предписывалось подготовить проект разработки армейского осколочно-фугасного снаряда на основе Р-115, вышло 3 января 1956 года. В это время еще только-только разворачивались полигонные испытания двух пусковых установок и 2500 ракет «Стриж», а об испытаниях всего комплекса «Ворон» не было и речи. Тем не менее, в военной среде нашелся достаточно опытный и умный человек, который оценил возможности применения многоствольной пусковой установки с реактивными снарядами не против самолетов, а по наземным целям. Весьма вероятно, что на эту мысль его натолкнуло зрелище «Стрижей», стартующих из ста двадцати стволов - наверняка оно очень напоминало залп батареи «Катюш».


Реактивная система БМ-24 на учениях. Фото с сайта http://kollektsiya.ru

Но это была только одна из причин, по которой неуправляемые зенитные ракеты было решено переделать в такие же неуправляемые реактивные снаряды для поражения наземных целей. Другой причиной была явно недостаточная мощность залпа и дальность стрельбы стоявших на вооружении Советской Армии систем. Более легкие и, соответственно, более многоствольные БМ-14 и БМ-24 могли выпустить разом 16 и 12 реактивных снарядов соответственно, но на дальность не больше 10 километров. Более мощная БМД-20 с ее 200-миллиметровыми оперенными снарядами стреляла почти на 20 километров, но могла за один залп выпустить всего четыре ракеты. А новые тактические выкладки однозначно требовали реактивной системы залпового огня, для которой 20 километров будут не просто максимальной, а максимально эффективной, и у которой при этом суммарная мощность залпа вырастет по сравнению с имеющимися по крайней мере вдвое.


Боевые машины БМД-20 на ноябрьском параде в Москве. Фото с сайта http://www.rusmed-forever.ru

Исходя из этих вводных, можно было предположить, что для ракеты «Стриж» заявленная дальность вполне достижима уже сейчас - но вес взрывчатого вещества боевой части явно недостаточен. При этом избыток дальности вполне позволял увеличить мощность боеголовки, за счет чего дальность должна была упасть, но не слишком сильно. Именно это и предстояло просчитать и проверить на практике конструкторам и инженерам ГСНИИ-642. Но на эту работу им оказалось отведено очень немного времени. В 1957 году началась чехарда с трансформациями и пересмотрами направлений деятельности института: сначала его объединили с ОКБ-52 Владимира Челомея, назвав новую структуру НИИ-642, а год спустя, в 1958-м, после упразднения этого института бывший ГСНИИ-642 превратился в филиал челомеевского ОКБ, после чего Александр Надирадзе перешел на работу в НИИ-1 Миноборонпрома (нынешний Московский институт теплотехники, носящий его имя) и сконцентрировался на создании баллистических ракет на твердом топливе.

А тематика армейского реактивного осколочно-фугасного снаряда с самого начала не вписывалась в направление работы новообразованного НИИ-642, и в конце-концов ее передали на доработку в тульский НИИ-147. С одной стороны, это было совершенно не его проблематика: тульский институт, созданный в июле 1945 года, занимался научно-исследовательскими работами в области производства артиллерийских гильз, разрабатывая новые материалы для них и новые методы изготовления. С другой, для «артиллерийского» института это был серьезный шанс сохраниться и приобрести иной вес: Никита Хрущев, сменивший Иосифа Сталина на посту главы Советского Союза, был категорическим сторонником развития ракетного оружия в ущерб всему остальному, прежде всего артиллерии и авиации. И главный конструктор НИИ-147 Александр Ганичев не стал упираться, получив приказ приняться за совершенно новое для него дело. И не прогадал: через несколько лет тульский НИИ превратился в крупнейшего в мире разработчика реактивных систем залпового огня.

«Град» разворачивает крылья

Но прежде чем это произошло, коллективу института пришлось приложить колоссальные усилия, осваивая совершенно новую для них сферу - ракетостроение. Меньше всего проблем было с изготовлением корпусов для будущих реактивных снарядов. Эта технология не слишком отличалась от технологии изготовления артиллерийских гильз, разве что длина другая. А в активе НИИ-147 была разработка метода глубокой вытяжки, которую можно было приспособить и для производства более толстостенных и прочных оболочек, которыми являются камеры сгорания двигателей реактивных снарядов.

Труднее было с выбором системы двигателя для реактивного снаряда и самой его компоновочной схемой. После долгих изысканий осталось только четыре варианта: два - со стартовыми пороховыми двигателями и маршевыми твердотопливными разной конструкции, и еще два - с двухкамерными твердотопливными двигателями без стартового порохового, с жестко закрепленными и со складывающимися стабилизаторами.
В конечном итоге выбор остановили на реактивном снаряде с двухкамерным твердотопливным двигателем и складывающимися стабилизаторами. Выбор силовой установки был понятен: наличие стартового порохового двигателя усложняло систему, которая должна была быть простой и дешевой в производстве. А выбор в пользу складывающихся стабилизаторов объяснялся тем, что нескладные стабилизаторы не позволяли установить на одной пусковой установке больше 12-16 направляющих. Это определялось требованиями к габаритам пусковой установки для перевозки ее по железной дороге. Но проблема была в том, что такое же количество направляющих было у БМ-14 и БМ-24, а создание новой РСЗО предусматривало в том числе и увеличение числа реактивных снарядов в одном залпе.


РСЗО БМ-21 «Град» на учениях в Советской Армии. Фото с сайта http://army.lv

В итоге от жестких стабилизаторов решено было отказаться - несмотря на то, что в то время господствовала точка зрения, согласно которой раскрывающиеся стабилизаторы неизбежно должны быть менее эффективными из-за зазоров между ними и корпусом ракеты, которые возникают при установке шарниров. Чтобы убедить своих оппонентов в обратном, разработчикам пришлось провести натурные испытания: на нижнетагильском полигоне «Старатель» с переделанного станка от системы М-14 провели контрольные стрельбы двумя вариантами реактивных снарядов - с жестко установленными и складывающимися стабилизаторами. Результаты стрельбы не выявили преимущества того или иного типа по точности и дальности, а значит, выбор определялся только возможностью монтажа на пусковой установке большего числа направляющих.

Так реактивные снаряды для будущей реактивной системы залпового огня «Град» получили - впервые в отечественной истории! - раскрываемое при старте оперение, состоящее из четырех изогнутых лопастей. При заряжании их удерживало в сложенном состоянии специальное кольцо, надеваемое на нижнюю часть хвостового отсека. Снаряд вылетал из пусковой трубы, получив первоначальное вращение за счет винтового паза внутри направляющей, по которому скользил штифт в хвостовой части. А как только он оказывался на свободе, раскрывались стабилизаторы, которые так же, как и у «Тайфуна», имели отклонение от продольной оси снаряда на один градус. За счет этого снаряд получал относительно медленное вращающее движение - порядка 140-150 оборотов в минуту, которое и обеспечивало ему стабилизацию на траектории и кучность попадания.

Что получила Тула

Примечательно, что в последние годы в исторической литературе, посвященной созданию РСЗО «Град», чаще всего говориться о том, что НИИ-147 получил в руки практически готовый реактивный снаряд, каковым являлся Р-115 «Стриж». Дескать, невелика была заслуга института в том, чтобы довести чужую разработку до серийного производства: всего-то что придумать новый метод горячей вытяжки корпуса - и все!
Между тем, есть все основания считать, что конструкторские усилия специалистов НИИ-147 были куда более существенными. По всей видимости, они получили от своих предшественников - подчиненных Александра Надирадзе из ГСНИИ-642 - только их наработки по возможности приспособления неуправляемого зенитного реактивного снаряда к применению по наземным целям. Иначе трудно объяснить, зачем 18 апреля 1959 года заместитель директора НИИ-147 по научной части, и он же главный конструктор института Александр Ганичев отправил письмо, получившее исходящий №01844 на имя начальника 1-го управления Артиллерийского научно-технического комитета Главного артиллерийского управления (АНТК ГАУ) генерал-майора Михаила Соколова с просьбой дать разрешение ознакомить представителей НИИ-147 с данными снаряда «Стриж» в связи с разработкой снаряда к системе «Град».


Общая схема боевой машины БМ-21, взходящий в реактивную систему залпового огня «Град». Фото с сайта http://www.russianarms.ru

И добро было бы только это письмо! Нет, есть и ответ на него, который подготовил и отправил на имя директора НИИ-147 Леонида Христофорова заместитель начальника 1-го главного управления АНТК инженер-полковник Пинчук. В нем говорится, что Артиллерийский научно-технический комитет направляет в Тулу отчет по испытаниям снаряда Р-115 и чертежи на корпус двигателя данного снаряда - с тем, чтобы эти материалы могли использоваться при разработке реактивного снаряда к будущей системе «Град». Что любопытно, и отчет, и чертежи давались тулякам на время: их надлежало вернуть в 1-е Управлению АНТК ГАУ до 15 августа 1959 года.

Судя по всему, эта переписка как раз и касалась поиска решения проблемы, какой именно двигатель лучше всего использовать на новом реактивном снаряде. Так что утверждать, будто «Стриж», так же как и его прародитель «Тайфун Р», являются точной копией снаряда для будущего «Града» - как минимум несправедливо по отношению к тульскому НИИ-147. Хотя, как видно из всей предыстории разработки БМ-21, следы германского ракетного гения в этой боевой установке, без сомнения, присутствуют.

Кстати, весьма примечательно, что туляки обращались не к кому-нибудь, а именно к генерал-майору Михаилу Соколову. Этот человек, в мае 1941 года закончивший Артиллерийскую академию им. Дзержинского, участвовал в подготовке к демонстрации руководству СССР первых экземпляров легендарной «Катюши»: как известно, она проходила в подмосковном Софрино 17 июня того же года. Кроме того, он был одним из тех, кто готовил экипажи этих боевых машин и вместе с первым командиром батареи «Катюш» капитаном Иваном Флеровым обучал бойцов обращению с новой техникой. Так что реактивные системы залпового огня были для него не просто хорошо знакомым предметом - можно сказать, он посвятил им практически всю свою военную жизнь.

Есть и другая версия того, как и почему тульский НИИ-147 получил 24 февраля 1959 года приказ Государственного комитета Совета министров СССР по оборонной технике на разработку дивизионной реактивной системы залпового огня. Согласно ей, первоначально созданием новой системы с использованием доработанной ракеты «Стриж» должно было заниматься свердловское СКБ-203, образованное в 1949 году специально для разработки и опытного производства наземной ракетной техники. Дескать, когда в СКБ-203 поняли, что не могут выполнить требование по размещению 30 направляющих на установке, поскольку мешают нескладные стабилизаторы ракеты, то пришли к идее со складным оперением, которое удерживается кольцом при заряжании. Но поскольку заниматься собственно доведением этой модернизации ракеты до серийного производства в СКБ-203 не могли, пришлось искать исполнителя на стороне, и по счастливой случайного главный конструктор бюро Александр Яскин познакомился в ГРАУ с туляком Александром Ганичевым, который согласился взяться за эту работу.


БМ-21 на учениях Национальной народной армии ГДР - одной из стран Варшавского договора, где «Град» стоял на вооружении. Фото с сайта http://army.lv

Версия эта, не имеющая никаких документальных подтверждений, выглядит, мягко говоря, странно, и потому оставим ее на совести ее разработчиков. Отметим только, что в плане опытно-конструкторских работ на 1959 год, утвержденном министром обороны СССР и согласованном с Государственным комитетом Совета министров СССР по оборонной технике, головным исполнителем по теме «Град» назван московский НИИ-24 - будущий Научно-исследовательский машиностроительный институт имени Бахирева, в то время бывший основным разработчиком боеприпасов. И логичнее всего, что разработку реактивного снаряда в НИИ-24 решено было переложить на плечи коллег из тульского НИИ-147, а за свердловским СКБ-203, да еще и недавно организованным, оставить их сугубо профессиональную сферу - разработку пусковой установки.

12 марта 1959 были утверждены «Тактико-технические требования на опытно-конструкторскую работу №007738 «Дивизионная полевая реактивная система «Град», в которых еще раз распределялись роли разработчиков: НИИ-24 - головной разработчик, НИИ-147 - разработчик двигателя для реактивного снаряда, СКБ-203 - разработчик пусковой установки. 30 мая 1960 года увидело свет постановление Совета министров СССР № 578-236, которое задавало начало работ по созданию уже не опытной, а серийной системы «Град». Этим документом на СКБ-203 возлагалось создание боевой и транспортной машин для РСЗО «Град», на НИИ-6 (сегодня - Центральный НИИ химии и механики) - разработка новых сортов пороха марки «РСИ» для твердотопливного заряда двигателя, на ГСКБ-47 - будущее НПО «Базальт» - создание боевой части для реактивных снарядов, на Научно-исследовательский технологический институт в Балашихе - разработка механических взрывателей. А затем Главное артиллерийское управление Минобороны выдало тактико-технические требования на создание «Полевой реактивной системы «Град», которая рассматривалась уже не как опытно-конструкторская тема, а как создание серийной системы вооружения.
После выхода правительственного постановление прошло полтора года, прежде чем первые две боевых машины новой РСЗО «Град», созданных на базе автомобиля «Урал-375Д», были представлены военным из Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны СССР. Через три месяца, 1 марта 1962 года, на артиллерийском полигоне «Ржевка» под Ленинградом начались полигонные испытания «Града». А год спустя, 28 марта 1963 года, разработка БМ-21 закончилась принятием постановления Совета министров СССР о постановке новой реактивной системы залпового огня «Град» на вооружение.


«Грады» ранних выпусков на дивизионных учениях в Советской Армии. Фото с сайта http://army.lv

Спустя еще десять месяцев, 29 января 1964 года появилось новое постановление - о запуске «Градов» в серийное производство. А 7 ноября 1964 года первые серийные БМ-21 приняли участие в традиционном параде по случаю очередной годовщины Октябрьской революции. Глядя на эти грозные установки, каждая из которых могла выпустить четыре десятка реактивных снарядов, ни москвичи, ни иностранные дипломаты и журналисты, ни даже многие военные-участники парада не догадывались, что в действительности ни одна из них не способна к полноценной боевой работе из-за того, что на заводе не успели получить и установить электропривод артиллерийской части.
Через пять лет, 15 марта 1969 года «Грады» приняли свое боевое крещение. Случилось это во время боев за остров Даманский на реке Уссури, где советским пограничникам и военным пришлось отражать атаки китайской армии. После того, как ни пехотной атакой, ни танками китайских солдат так и не удалось вытеснить с захваченного острова, решено было применить новую артиллерийскую систему. В бой вступил 13-й отдельный реактивный артиллерийский дивизион под командованием майора Михаила Ващенко, входивший в состав артиллерии 135-й мотострелковой дивизии, которая принимала участие в отражении китайской агрессии. Как и полагалось по штату мирного времени, дивизион имел на своем вооружении боевых машин БМ–21 «Град» (по штатам времени военного их число возрастало до 18 машин). После того, как «Грады» дали залп по Даманскому, китайцы в течение десяти минут потеряли, по разным данным, до 1000 человек только убитыми - и подразделения НОАК обратились в бегство.


Реактивные снаряды к БМ-21 и сама пусковая установка, попавшие в руки афганских талибов после ухода советских войск из страны. Фото с сайта http://army.lv

После этого «Град» воевал почти непрерывно - правда, в основном за пределами территории Советского Союза и России. Наиболее массовым применением этих реактивных систем нужно, видимо, считать их участие в боевых действиях в Афганистане в составе Ограниченного контингента советских войск. На своей земле БМ-21 были вынуждены стрелять в ходе обеих чеченских кампаний, а на чужой - пожалуй, в половине государств мира. Ведь, помимо Советской Армии, на вооружении их имели армии еще полусотни государств, не считая тех, что оказывались в руках незаконных вооруженных формирований.

На сегодняшний день БМ-21 «Град», завоевавшая звание самой массовой реактивной системы залпового огня в мире, понемногу снимается с вооружения российской армии и флота: по состоянию на 2016 год, в строю числятся всего 530 этих боевых машин (еще около 2000 находятся на хранении). На смену ему пришли новые РСЗО - БМ-27 «Ураган», БМ-30 «Смерч» и 9К51М «Торнадо». Но окончательно списывать «Грады» со счетов рано - так же, как некогда оказалось рано отказываться реактивных систем залпового огня как таковых, на что пошли на Западе и не захотели пойти в СССР. И не прогадали.


Принятая на вооружение Советской Армии РСЗО БМ-21 «Град» до сих пор стоит на вооружении Армии России. Фото с сайта http://army.lv

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Рекомендуем почитать

Наверх