Траектория полета баллистической ракеты булава. Межконтинентальная баллистическая ракета "Булава". Досье. Некоторые оценки испытаний

Эпиляция 30.07.2019
Эпиляция

Что ракетный подводный крейсер проекта 955 "Юрий Долгорукий" Северного флота ВМФ России произвел пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура (Камчатка).

Р-30 "Булава" - российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей" и "Борей-М", испытания также проводились на модернизированной субмарине ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула".

Разработка и пуски

В начале 1990-х гг. планировалось, что на новые российские РПКСН будут устанавливаться ракеты Р-39УТТХ ("Барк") КБ им. Макеева (Миасс, Челябинская обл.), однако их разработка была прекращена в 1998 г. из-за неудачных испытаний и проблем с финансированием.

Было принято решение о начале работ над новым пусковым комплексом. В 1998 г. Московский институт теплотехники начал разрабатывать "Булаву". Первые публикации о новой ракете появились в 1999 г. Первоначально планировалось, что она будет принята на вооружение уже в 2004 г. Успешные запуски массогабаритного макета из надводного и подводного положения состоялись 11 декабря 2003 г. и 23 сентября 2004 г. соответственно. Первый запуск ракеты был осуществлен 27 сентября 2005 г.: по официальным заявлениям, "Булава" была запущена из надводного положения и поразила цель на полигоне Кура (Камчатка).

Всего с 2005 г. по 26 июня 2017 г. были произведены 27 испытательных пусков, из них 12 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса "Борей" (К-535 "Юрий Долгорукий" и К-550 "Александр Невский") в 2013 г. уже вошли в состав ВМФ России. Такая ситуация не является уникальной для отечественного кораблестроения - так, первые две подводные лодки проекта 941 "Акула" вступили в состав флота в 1981 и 1983 гг., а предназначенный для них ракетный комплекс Д-19 был принят на вооружение лишь в 1984 г.

Тактико-технические характеристики

Точные тактико-технические характеристики "Булавы" официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса - около 36,8 т, забрасываемый вес - 1 тыс. 150 кг, длина в пусковом контейнере - 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность - 10 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.

Во вторник из акватории Белого моря атомный ракетный крейсер стратегического назначения « » выполнил залп двумя межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Булава». Одна из ракет после выполнения первого этапа полета самоликвидировалась в воздухе, сообщили в ночь на среду в Минобороны России.

Стрельба производилась по полигону Кура на полуострове Камчатка и выполнялась из подводного положения. Обе ракеты штатно вышли из шахт подводной лодки по заданной траектории, говорят в военном ведомстве.

Боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне.

Самоликвидация второй ракеты могла произойти по причине значительного отклонения ракеты от заданной траектории, от потери динамической устойчивости либо из-за отказа одного из двигателей, например управляющего, пояснил главный научный сотрудник генерал-майор Владимир , экс-руководитель 4-го .

По его словам, это событие довольно часто сопровождает пуски уже отработанных ракет. Из 21 попытки запуска «Булавы» восемь оказались неудачными. Однако ни разу это не происходило из-за конструктивных дефектов. Все неудачные пуски были из-за производственного брака, отметил эксперт.

«Одна из причин заключается в том, что на сегодняшний день, по существу, разрушена система «военной приемки». В производстве всех деталей, элементов, материалов этой ракеты участвуют сотни предприятий, которые выполняют зачастую очень небольшой по объему серии заказ, который им невыгоден. Контроль там, конечно, ослаблен. Плюс часто производятся замены одних деталей на другие. Все это приводит к недостаточной надежности производства», — рассказал Дворкин.

Более пессимистично настроен заместитель директора . По его словам, «Булава» — самая неудачная из всех российских ракет.

«Этим проектом занимаются не те, кто должен. Институт теплотехники всегда делал ракеты наземного базирования, а тут он взялся за морские. Такие ракеты всегда делало ОКБ Макеева», — уверяет Храмчихин.

В пресс-службе (МИТ) не смогли оперативно прокомментировать «Газете.Ru» причину самоликвидации «Булавы». Заместитель директора МИТ Лев Соломонов комментировать произошедшее также отказался и посоветовал со всеми вопросами «обращаться к морякам».

В ноябре прошлого года ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Владимир Мономах» произвел залповую стрельбу двумя ракетами «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. В Минобороны тогда сообщили, что запуск был успешным. Однако источники, близкие к военному ведомству, сообщили, что одна из двух запущенных МБР не смогла поразить заданные цели из-за повреждений, полученных при старте.

Ракета Р-30 «Булава-30» (индекс УРАВ ВМФ - 3М30, код СНВ - РСМ-56, по классификации НАТО - SS-NX-30; «Булава-М», «Булава-47») - новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета для размещения на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (МИТ), в котором ранее разработали ракету наземного базирования «Тополь-М».
Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.

В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема «Барк» ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники — МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ «Булава» в МИТе.

В то же время начато перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 года, вероятно, велось проектирование — в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ «Булава» защищен в 2000 г.

Производство БРПЛ развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов. 24 мая 2004 года в Воткинске при огневых испытаниях одной из ступеней РДТТ произошел взрыв.
Лётные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с ПЛАРБ проекта 941УМ «Дмитрий Донской» в Баренцевом море 23 сентября 2004 года. 29 июня 2007 года принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР «Тополь-М» и имеет много общего с этой ракетой.

На 2010 год планировалась к проведению серия из трёх испытательных пусков: 7 октября 2010 г. произведен ракеты и 29 октября 2010 выполнен . Возможно, что по их итогам ракета выйдет на зачётный этап испытаний либо будет принята на вооружение. Планировалось принять ракету на вооружение в 2008 году, потом в 2009, но из-за серии неудачных испытательных пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012 годов.

Как объявлено в СМИ после успешных 13-го и 14-го пусков — в мае 2011 года планируется начать совместные государственные испытания комплекса «Булава» и ПЛАРБ проекта 955 с завершением в августе 2011 года. В случае успешных пусков №№ 15-18 ракета будет принята на вооружение в сентябре 2011 года.

Пусковая установка — тип старта — сухой, пуск производится из ТПК (транспортно-пускового контейнера) с помощью порохового аккумулятора давления. Запуск может осуществляться из подводного или надводного положения носителя. Глубина запуска — до 50-55 метров.

Ракета Р-30 «Булава» :

Количество ступеней — 3 (третья ступень — маневрирующая для разведения РГЧ с отделяющимся после завершения работы двигателем).

Система управления — инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а так же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. «Булава-47» корректирует свой полёт с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несёт боевые блоки с активными радиолокационными головками самонаведения (ГСН).

Двигатели :
1 ступень — РДТТ, разработка и производство НПО «Искра» (г.Пермь), разработка топлива — ФГУП «Алтай» (г.Бийск). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Длина – 3,8 м
Масса — 18,6 т
2 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.
3 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.
ступень разведения боевых блоков – жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) или многокамерный РДТТ.

Длина ТПК – 12,1 м
Длина ракеты без ТПК – 11,5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2,1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) — 2 м
Масса – 36,8 т
Масса забрасываемая — 1150 кг
Масса одного боевого блока — 95 кг
Дальность действия:
— 5500 км (в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка)
— 8000 км (по проекту, «Булава-30»)
Время полёта — 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка),
КВО:
— 350 м (по западным данным)
— 250 м (по данным отечественных СМИ)
Высота апогея траектории в ходе испытаний — 1000 км
Возможности промышленности по серийному выпуску — до 25 штук в год (оценочно).

Испытательные пуски ракет Р-30 «Булава»

Дата Статус Носитель Место испытаний Примечание
1 27.09.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из надводного положения из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка), преодолев примерно за 14 минут более 5,5 тысяч километров
2 21.12.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка)
3 07.09.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отказ 1-й ступени, ракета упала в море через несколько минут после старта
4 25.10.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отклонение от курса, самоликвидация, падение в море
5 24.12.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из надводного положения, отказ 3-й ступени на 3-4 минуте полета, самоликвидация
6 28.07.2007 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, 1 из 3 РГЧ ИН не достиг полигона
7 11.11.2007 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени на 23 секунде полета
8 18.09.2008 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью штатный пуск с отказом на этапе разведения боевых блоков. Есть предположение, что испытывался новый тип боевых блоков.
9 28.11.2008 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью успешный запуск
10 23.12.2008 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск осуществлен в 6-00 по Москве, отказ 3-й ступени при включении на 91 секунде полета, самоликвидация, официальная причина сбоя — бракованный пиропатрон разделения ступеней;
11 15.07.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени, самоликвидация на 20 секунде полета; по неподтвержденным неофициальным данным пуск был внеплановый и вынужденный из-за нарушения технологии хранения БРПЛ в шахте ПЛАРБ. По другой версии причиной сбоя стала нештатная работа газогенератора, вырабатывающего электроэнергию для систем ракеты.
12 09.12.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, отказ 2-й ступени — нераскрытие раздвижного сопла двигателя по причине производственного брака
13 07.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море По итогам пуска в сообщениях СМИ сказано «Пуск признан успешным. Параметры траектории ракеты отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура». Пуск произведен из подводного положения. Позже итоги пуска названы «удовлетворительными».
14 29.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море второй пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки выполнен успешно
15 план — декабрь 2010 г. план ПЛАРБ пр.955 Белое море третий пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки, по итогам этого пуска возможно принятие на вооружение первой ПЛАРБ пр.955 «Юрий Долгорукий»
16 май 2011 г. план план ПЛАРБ пр.955 вероятно, пуски программы совместных государственных испытаний комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№ 15-18
17 2011 г. план ПЛАРБ пр.955
18 2011 г. план ПЛАРБ пр.955 совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№ 15-18

Критика
Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.

Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности - дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».

По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».
Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов , довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью : стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3-4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими - в 1,5…2 раза.

Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации . Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.

Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

/Алекс Варламик, по материалам militaryrussia.ru /


Спонсор данной статьи – компания «ВендоСофт», которая не только разрабатывает и продаёт программное обеспечение для работы с sms, но и предлагает очень удобный сервис рассылки СМС сообщений. Если у Вас свой бизнес, связанный с большим количеством клиентов, то Вам просто необходима программа смс рассылки , которая легко поможет организовать централизованную рассылку смс сообщений клиентам. Много интересного о возможностях и достоинствах сервиса рассылки смс Вы можете узнать на сайте smsdelivery.ru компании «ВендоСофт».
___________________________________________________________________________________________

Произошло событие, которого ждали давно, и в успех которого уже не верилось. Головной корабль проекта 955 "Борей", названный в честь основателя Москвы Юрия Долгорукого, произвел успешный залповый пуск четырех баллистических ракет "Булава" из района в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

Об этом сообщила вчера пресс-служба Северного флота, в составе которого находится подводный ракетный крейсер. Стрельба была выполнена из подводного положения. Залповая стрельба таким количеством ракет на крейсерах данного проекта выполнялась впервые, отмечается в сообщении.

Полностью подтверждены тактико-технические характеристики и надежность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955 "Борей" и корабельного ракетного комплекса "Булава".

Субмариной и экипажем "Юрия Долгорукова" командует капитан 1-го ранга Владимир Ширин.

Морская твердотопливная стратегическая ракета нового поколения очень долго просто не хотела летать. Баллистическая ракета Р-30 3М30 "Булава-30" (SS-NX-30 по классификации НАТО) предназначена для вооружения атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 и 955А класса "Борей". Она способна нести 6-10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, радиус действия - 8000 км.

"Юрий Долгорукий" - центральный пост. Стрельбой руководит капитан I ранга Владимир Ширин. Фото: РИА Новости

Главной особенностью "Булавы" считалось то, что она максимально унифицировалась с наземными ракетами "Тополь" и "Ярс". Новая морская ракета, как заявлено, способна преодолевать любую систему ПРО. Однако триумфального принятия на вооружение замечательного по замыслу ракетного комплекса не произошло. Такого количества неудачных пусков, следующих один за другим, не было даже на заре становления отечественного ракетостроения.

Каждая "Булава" несет до 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, радиус действия - 8000 километров

Из первых двенадцати пусков только четыре оказались зачетными. Если учесть, что первые два являлись лишь выбросом макета ракеты из пусковой шахты с помощью порохового аккумулятора, то получается, что из десяти полноценных запусков удачными оказались два. Такой результат ни в какие ворота, как говорится, не лез.

Был проведен серьезный разбор полетов. Ужесточили контроль на машиностроительном заводе в Воткинске, где собирают ракету. Эти меры дали результат - начиная с октября 2010 года все пуски "Булавы" проходили успешно.

Для окончательного подтверждения готовности ракеты Р-30 3М30 к войсковой эксплуатации необходимо было провести именно пуск залпом. Многие специалисты видели причину неудач в том, что не были кардинально переработаны и адаптированы к морю "мозги" сухопутных ракет. Дело в том, что подводная лодка после первого пуска начинает раскачиваться, и ракеты должны эту качку нивелировать, уходить в назначенном направлении. Если этого не происходит, весь подводный ракетоносец становится бессмысленным сооружением. Ведь в случае войны, когда дорога каждая секунда, ждать полного успокоения лодки, чтобы произвести следующий пуск, смерти подобно.

23 декабря 2011 года с борта "Юрия Долгорукого" впервые состоялся успешный залповый пуск сразу двух ракет "Булава". Но, скорее всего, военных и гражданских специалистов тогда не все устроило. Прошло еще шесть с половиной лет - и вот наконец залп из четырех ракет. И все они поразили заданные цели. Теперь можно сказать, что стратегический ракетный комплекс "Булава" на боевое дежурство заступил.

Ракеты стартовали из-под воды каждые семь-восемь секунд. Зрелище было огненно-феерическим. По докладам, все четыре ракеты поразили определенные им цели.

Вид топлива твёрдое смесевое Дальность полета 8000 км Тип головной части разделяющаяся, ядерная, отделяемая Количество боевых блоков 6 Мощность заряда 6x150 кт Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК Способ базирования 955 «Борей» (941УМ «Акула»)

История запусков

Состояние разрабатываемая Принята на вооружение 2009 (план)

Р-30 3М30 «Булава́-30» (РСМ-56 - для использования в международных договорах; SS-NX-30 - по классификации НАТО ; «Булава-М», «Булава-47») - новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках . Разработка ракеты ведётся (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М ») под руководством Ю. С. Соломонова. Предположительная дата принятия на вооружение: 2009 год.

История создания

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк ». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок - БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш » и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод », где уже производятся ракеты «Тополь-М ». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

На декабрь 2008 года, высветился вопрос о степени унификации с «Тополь-М », так как вследствие всевозможных доработок и доводок в ходе опытных испытаний, количество общих деталей неуклонно снижается.

После успешных испытаний 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты .

Испытания

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он входит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря с борта АПЛ «Дмитрий Донской » (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской » из подводного положения и завершился частично удачно - третья боеголовка не достигла цели.

Очередной испытательный пуск предположительно должен был произойти в ноябре 2007. Однако испытания не состоялись, при этом никакой официальной информации о причинах их отмены оглашено не было. Данное обстоятельство дало повод ряду лиц начать распространение недостоверных слухов о пятом подряд неудачном запуске «Булавы» .

Восьмой пуск - 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме“, - сказал представитель Минобороны РФ.» Однако вскоре, с подачи газеты «Коммерсант», сославшейся на анонимный источник в Министерстве обороны РФ, была распространена информация о том, что пуск был успешным лишь частично. По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», - сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». В то же время некоторые специалисты высказали мнение, что в данном запуске вместе с испытаниями собственно ракетоносителя «Булава», отработавшего полностью штатно, могли проводиться параллельные испытания новой модификации боевой части ракеты, которые, предположительно, и оказались неудачными. От каких-либо дополнительных официальных комментариев в связи с возникшими слухами Минобороны РФ воздержалось.

Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года, пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» в пятницу произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты последнего поколения «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью. «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», - сказал Дыгало.

Десятый пуск. Произведен 23.12.2008 с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных - шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941УМ используемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской ».

ТТХ

Стартовый вес 36,8 тонн. Длина пускового контейнера 12,1 м, диаметр контейнера 2,1 м, диаметр первой ступени 2,0 м.

Ракета трёхступенчатая, по первым двум ступеням все источники утверждают, что они твердотопливные. Масса двигателя первой ступени 18,6 тонн, длина 3,8 м , данные второй ступени не сообщались. По третьей ступени существует два мнения: твердотопливная ступень и жидкостная ступень В пользу версии о жижкосной третьей ступени приводятся аргументы о возможности обеспечения маневрирования на заключительных участках траектории полёта.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 ядерных блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по курсу и высоте. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Сообщается о наличии системы преодоления противоракетной обороны противника.

Информация о ядерных блоках «Булавы» противоречива. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» же применили принцип «виноградной грозди». Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям. Зная точность попадания комплекса «Тополь-М » в цель («Булаву» создает то же КБ, что и «Тополь-М», - Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия.

Радиус действия - не менее 8 тыс. км.

В рамках межгосударственных соглашений Россия представила информацию о технических характеристиках своей новейшей ракеты «Булава»: http://informacia.ru/russia/bulava.htm

В открытых источниках употребляются различные обозначения. Тем не менее, о различиях модификаций «Булава», «Булава-30», «Булава-М», «Булава-47» не сообщается.

Носители

Ракета создается как корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения:

Критика

Американцы считают, что по всем своим характеристикам «Булава» практически полностью совпадает с их ракетой Poseidon-C3 , уже снятой с вооружения, как морально устаревшая . Но это совершенно не соответствует действительности, так как ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и максимальную дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

Однако исходя из известных ТТХ отлично видно что Булава является аналогом всего лишь ракеты Трайдент-1 1979 года выпуска также морально устаревшей и снятой с вооружения и никак не может соперничать на равных с ракетой D-5 "Трайдент-2" составляющей основу морского сегмента стратегических сил США.

По оценкам некоторых экспертов замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой» .

Однако, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов , довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3-4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими - в 1,5-2 раза».

Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

Также необходимо отметить, что твердотопливные ракетоносители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами. Следует также учитывать, что в качестве топлива в современных жидкостных ракетах используются крайне высокотоксичные вещества (например, гептил). Таким образом, переход на твердотопливные ракетоносители обеспечивает повышение отказобезопасности и снижение риска аварийности эксплуатации МБР морского базирования.

Сравнительные характеристики

Тактико-технические характеристики Р-29РМ Р-39 Булава Трайдент I Трайдент II M51 JL-2
Год принятия на вооружение 1986 1984 2012(план) 1979 1990 2010(план) 2009(план)
Максимальная дальность стрельбы, км 8300 8250 8000 7400 11300 >8000 7200-8000
Забрасываемый вес, кг 2800 2250 1150 1360 2800 ? ?
Количество боевых блоков 4..10 (100 кт) 10 (200 кт) 6 (до 150 кт) 8 W76 (100 кт) 8 W88 (475 кт) или 14 W76 (100 кт) 6 TN 75 (100 кт) ?
КВО , м 250 500 военная тайна 380 90-120 200-250 ?
Противодействие ПРО РГЧ, ? РГЧ, ? сокращённый активный участок,
настильная траектория,
маневрирующие РГЧ, ?
РГЧ, ? РГЧ, ? РГЧ, ? ?
Стартовая масса, т 40,3 90,0 36,8 32,3 58,5 52,0 42
Длина, м 14,8 16,0 11,5 10,3 13,4 12,0 13,0
Диаметр, м 1,9 2,4 2 1,8 2,11 2,3 2,0
Тип старта заполнение водой сухой (АРСС) сухой сухой (мембрана, уравнивание давлений) ? ?

Следует отметить, что сравнение не учитывает такие важные параметры, как живучесть ракеты (стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию), её траекторию, продолжительность активного участка (что может сильно сказываться на забрасываемом весе).

Оценка испытаний

При проведении летных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно - кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полете, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой - насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях.

Примечания

  1. Россия обнародовала характеристики «Булавы», cnews.ru, 06.04.06
  2. «Грани.ру», «Масорин: "Булаву" пустят в серийное производство:Справка», 5 августа 2007
  3. Ракетный комплекс «Булава» будет принят на вооружение ВМФ 1 декабря 2009 года, rian.ru, 19/09/2008 nvo.ng.ru, 2008-01-25]
  4. rian.ru, В России принято решение о серийном производстве ракеты «Булава-М», 5 августа 2007
  5. Серийная «Булава-М». На одну из трех АПЛ типа «Тайфун» установят ракетный комплекс. . gzt.ru (05.08.2007). Проверено 20 сентября 2007.
  6. Третья боеголовка ракеты не достигла цели, nvo.ng.ru, 2007-07-20
  7. Когда «Долгорукий» взмахнет «Булавой»?, izvestia.ru, 18.02.08
  8. Ни «булавы», ни головы, mk.ru/blogs, 29.11.2007
  9. Испытания ракеты были успешными, но не до конца, kommersant.ru, 22.09.08
  10. Испытания баллистической ракеты РСМ-56 «Булава» оказались лишь частично успешными, lenta.ru, 22.09.08
  11. Девятый запуск «Булавы» выполнен идеально. rian.ru; 28.11.2008


Рекомендуем почитать

Наверх