Твердые и мягкие согласные звуки (конспект урока). Урок "твердые и мягкие согласные" Конспект урока согласные твердые и мягкие

Уроки стиля 28.06.2020
Уроки стиля

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

Конспект урока по русскому языку

3 класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные»

Цель: закрепить полученные знания о способах обозначения твёрдости- мягкости согласных буквами а, ы, о, у, и, е, ё, ю, я .

Задачи:

- образовательные: отработать умения учащихся различать слова с твёрдыми и мягкими согласными устно и при письме;

- коррекционные: развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотношении мягких и твёрдых согласных звуков;

- воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности через включение в урок игровых моментов.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; картинки с изображением домиков, дивана, скамейки; карточки с словами.

Ход урока

1.Организационный момент.
Добрый день, мои друзья,
Очень рада снова я.
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работать.

(Проверка готовности к уроку)

2. Проверка домашнего задания (упр.11, стр.68)

Что было задано дома? Что нужно было сделать в упр.11?Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание.

Какие слова вы составили?

Ваша задача выйти к доске, взять карточку с словом, прохлопать его по слогам, назвать сколько в нём слогов.

3. Пальчиковая гимнастика

4.Минутка чистописания.

Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Откройте тетради, подпишите число, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку).

На минутке чистописания вспомним соединения гласных с буквой т, запишем соединения в тетрадь:

та, то, ту, ты

тя, те, тю, ти.

Мы играем в буквобол, не в футбол, не в баскетбол.

Вы, ребята, - игроки, забивать будете голы.

Лучшую букву обведите карандашом в круг.

5. Актуализация опорных знаний.

Прочитайте слоги первой строчки?

Прочитайте слоги второй строки?

Обратите внимание, как произносится звук «т» в первой строке и во второй?

6.Создание проблемной ситуации.

Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Над какими буквами будем наблюдать?

7. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Твёрдые и мягкие согласные буквы». Вы будете учиться различать согласные по твёрдости и мягкости.

8. Изучение нового материала.

Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в гости в город, где живут согласные и гласные буквы.

Вы согласны? Тогда закрываем глазки и отправляемся в путешествие.

Посмотрите, в волшебном городе есть два дома, там живут гласные.

Вы знаете, что гласные буквы дружат с согласными, постоянно ходят к ним в гости.

Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (мягкой согласной, дети произносят слоги)

Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (твёрдой согласной, дети произносят слоги)

Показ презентации «Твёрдые и мягкие согласные».

От чего зависит мягкость или твёрдость согласных звуков? (от следующих за ними букв)

Какие буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (а, о, у, ы)

При каком условии эти буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (Если стоят после букв, обозначающих согласные звуки).

Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (буквы е, ё, ю, я, и).

При каком условии буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков? (Если стоят после согласных)

Попробуйте теперь сделать вывод (чтение правила на стр. 72 в учебнике).

9. Физкультминутка.

10. Первичное закрепление изученного материала.

- В гости в город гласных и согласных букв пришли ребята.

- Давайте прочитаем, как их зовут? (Митя, Вова, Сеня, Шура, Саша, Витя).

- Буквы предложили: «У кого имя с твёрдыми согласными, сядет на твёрдую скамеечку, а у кого имя с мягкими согласными - на мягкий диванчик (дети выходят по очереди и прикрепляют имена).

11. Работа с учебником.

Жители страны теперь хотят посмотреть, как вы умеете правильно выполнять упражнения, которые есть в учебнике.

Найдите в учебнике Упр. 2. на стр.70.Прочитайте задание к упражнению.

(Выполнение упражнения в тетрадях, один ученик у доски).

Вы молодцы! Буквам очень понравилось, как вы выполняли задание.

Показ презентации - игра «Пингвины»

12. Динамическая пауза (дети выходят из-за парт).

А сейчас немного поиграем.

Я буду называть слова, а вы внимательно слушать.

Если в слове первый звук твёрдый, вы топаете, а если мягкий молчите

(мяч, лев, лук, гора, белка, ворона, ветер).

10. Взаимопроверка выполнения заданий на карточках.

- Буквы построили в своём городе домики для слогов. Побежали к домику слоги: ку, лю, ди, зи, ле, то, ма, ры. Слоги с мягким согласным бежали по травке. Покажите где травка? А слоги с твёрдыми согласными по камешкам. Покажите где камешки? Напишите слоги на дорожках.

- Прибежали слоги и стали жить дружно, целыми словами. Составьте из слогов слова и напишите их в домике.

- Кто всё сделал, поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

11.Подведение итогов урока.

С какой темой познакомились сегодня?

Какие буквы пишутся после твёрдых согласных?

Какие буквы после мягких согласных?

Ребята, буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных звуков только в том случае, если стоят после них.

12.Рефлексия.

В каком городе мы были в гостях?

Что понравилось на уроке?

Что нового узнали?

Оценка учащихся.

13. Домашнее задание.

Упр. 3, стр.70

Открытый урок

Русская грамота 1 класс.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».
Цель: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе; развивать логическое мышление; научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности. Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь. Ход урока.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Психологический настрой: разминка «Солнышко».(Дети встают в круг, взявшись за руки). - Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том. - Произнесите каждое имя. Что заметили? - Какими звуками различаются? - Одинаковые или разные звуки в этих именах? - Назовите первые в имени Том. - А первый звук в имени Тим. (Первые звуки разные: -т и –ть). - Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга. - Давайте вместе скажем т. - Какой он? (Твёрдый). - Скажем звук Т. Какой он? (Мягкий). 3. Формирование новых понятий и способов действия
- Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твёрдые). - Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие). - Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету костюма). - Так над какой темой урока мы будем работать? (Твёрдые и мягкие согласные). - Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).
4. Обобщение и систематизация знаний.
1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?» - Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга. - А мы с вами можем помочь нашим братьям? - Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом? 2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы. на – ня во – вё ру – рю тэ – те мы – ми - Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные? (Твёрдые). - Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (Мягкие). - Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного? (А, о, у, э, ы). - Какие согласные обозначают мягкость согласного? (Я, ё, ю, е, и) Составляется таблица гласных детьми на доске. 3). Работа с правилом в учебнике. - Сделайте вывод , какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда? 5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!» Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И читать, друзья, начните. 6. Применение. Формирование умений и навыков 1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение». Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое – Тима. рад – ряд мал – мял лук – люк был – бил ров – рёв - Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? Дети сравнивают написание и значение слов. Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах. - Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.
    Ученик рад хорошей оценке. Алёша попал в первый ряд. Гриша залез на ель. Слава ел пельмени. Вова мял кусок глины. Дима мал . Мальчик был грубияном. Бил маленьких ребят. Буратино нёс золотой ключик. Он любил всюду совать свой нос . Зелёный лук очень полезен. Мяч упал в люк. От мороза красный нос. Я дрова для печки нёс. Выкопали глубокий ров. Дети подняли рёв.
7. Гимнастика для глаз.
1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз. 2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок. - Отгадайте загадки.
    Ловко прячется в норе,
Любит шарить во дворе!
Схватит куру - и в леса!
И зовут её - … (Лиса).
2. И в море не купаются, И нет на них щетинки, И все же называются Они – морские… (Свинки)
- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких. Лиса – 2 слога, 4 буквы, 4 звука, 2 гласных, 2согласных: с – твёрдый, л – мягкий.
Свинки – 2 слога, 6 букв, 6звуков, 2 гласных, 4 согласных: С,н – твёрдые, в,к– мягкий.
- Составьте предложение со словом лиса.
8. Итог урока. Рефлексия. - Над какой темой мы сегодня работали? - С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных? -Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные». - Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.


+МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

Конспект открытого урока с использованием ИКТ по теме:

«Твердые и мягкие согласные»

составитель учитель-логопед

Гавриленко М.А.

Урок проведен во 2-ом классе

Урок во 2 классе по теме " Твердые и мягкие согласные "

ТИП УРОКА: урок -повторение .

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить умения определять твердые и мягкие согласные звуки на слух и обозначать их на письме гласными II ряда.

ЗАДАЧИ УРОКА:

    Образовательные:

Закреплять умения различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах;

Повторить и закрепить навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.

    Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза,

Совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог;

Развивать речевую активность;

Развивать память, внимание и мышление.

    Воспитательные:

Повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;

- развивать навыков сотрудничества и коммуникации;

Воспитывать умение слушать говорящего;

Формировать умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пособие «Живые буквы»; таблица гласных звуков; веер букв; индивидуальные карточки для работы; мяч; слоги, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

- Личностные : выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

- Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; умеют различать на слух твердость и мягкость согласных; знают и соблюдают способы обозначения мягкости согласных на письме гласными II ряда .

- Метапредметные:

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя таблицы; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

    Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности . (Слайд 1)

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

Ребята, начнем наш урок с игры.

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Вместе мы с тобой друзья.

Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

2. Постановка цели. (Слайд 2)

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли дети Тома и Тёма. Чем отличаются их имена по звучанию? (ответы учащихся: В слове Тома 1-й звук твердый, а в слове Тёма – мягкий).

Верно. Тома и Тёма принесли листочки, где на прошлом занятии мы писали слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки вы допустили? Некоторые из вас написали «ламка» вместо лямка, «клушка» вместо клюшка. А кто-то написал Тома вместо Тёма. Вот эти ребята и пришли к нам помочь разобраться с этим вопросом. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (учащиеся формулируют тему урока).

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА Откройте тетради, напишите число и тему урока.

3. Актуализация знаний, умений, навыков

Логопед: Прочитайте буквы (а, о, у, ы, э ).

Это гласные буквы какого ряда? (Первого ряда).

Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).

Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.

Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).

Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу. На правой ладошке я буду писать гласные первого ряда, а на левой – второго. (Письмо на ладошке. Цель: развитие тактильного восприятия.)

Итак, давайте повторим еще раз правило.

Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.

Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж, ш).

Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ) .

4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух:

- изолированных. Игра «Семафор».

Логопед: Я буду произносить звуки, какие кружки вы поднимете на мягкий звук, а какие на твердый? (На мягкий звук –зеленый кружок, а на твердый –синий): м, мь, р, н, рь, г, гь….

- в слогах. Поиграем в игру «Живые буквы»

По очереди вы будете выходить и брать букву, если буква написана зеленым цветом, то называете слог с мягким звуком, а если синим, то с твердым. Букву не показывайте. Остальные должны поднять соответствующий кружок.

- в словах: Игра с мячом «Принцесса на горошине». (Слайд 3)

В одном королевстве в прекрасном дворце ночевала принцесса из сказки Г.Х.Андерсена. Но ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.

Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими. Я буду бросать вам мяч и называть слово с твердым звуком, а вы мне возвращать тоже слово с первым мягким звуком.

Нос – нёс
Вол – вёл
Воз – вёз

была – била
выли – вили
мыла – Мила

рад – ряд лук – люк
мал - мял тук – тюк

сэр – сер ложка – Лёшка

5. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда:

- в слогах: Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а вы показывайте гласную букву: ма, ми, мя, мы, мо, мэ, ме, му…

Компас, вещи, пила, палатка, очки, топор, пельмени, зонт, тюбики, кисель, удочка, деньги, продукты, посуда, чай

- в словах: (Слайд 4) Тёма и Тома собираются в путешествие на воздушных шарах. Помогите им собрать вещи в дорогу: в корзину для Томы перетащите слова со всеми твердыми согласными, в корзину для Тёмы – со всеми мягкими согласными.

Какие вещи не взяли Тома и Тёма, почему?

6. Физминутка для глаз ( Слайд 5)

Дети следят за движущимися предметами на мониторе.

Крепко зажмуриваем глазки. Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.

7. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Работа на слух.

Поделимся на 2 команды – подруги Томы и друзья Тёмы.

Девочки записывают слоги, в которых согласный твердый, а мальчики - слоги, в которых согласный звучит мягко: са, ва, ма, тю, ре, ли, гы, плё, кря, слы, ста, бли, пли.

Прочитайте слоги, которые вы выписали.

Контроль полученных умений и навыков. Индивидуальная работа по карточкам.

Тома и Тёма прислали телеграмму, где рассказали, как они путешествуют. Внимательно прочитайте словосочетания. Все ли вам понятно? (Нет.) Почему? (Неправильно подобраны гласные на письме.) Запишите словосочетания правильно.

Плывом пo реке. Видим большой посолок. Лубуемса закатом. Сушим восла.

По окончании работы дети делятся на пары и совершают взаимопроверку.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Логопед: Итак, ребята, н аше занятие подошло к концу. Тома и Тёма вернулись к нам. Напомните, какова тема нашего занятия. Поделитесь с ними, что вы узнали, закрепили на нашем занятии. ( Мы повторили, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Учились различать твердые и мягкие согласные на слух. Вспомнили какими гласными обозначают мягкие согласные на письме.) Ребята спрашивают, все ли вам было понятно, остались ли вопросы? Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния «Лесенка»).


Список использованных источников.

1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

2.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.

3.Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007

4. Электронное пособие «Развивающие задания для детей 5-6; 6-7; 7-9 лет» под изданием Психологического центра «Адалин».

«Лесенка успеха»

Нарисуй на одной из ступенек человечка – себя. Если ты считаешь, что был внимательным, старательным и сдаешь работу без ошибок, то нарисуй себя на верхней ступеньке.

Урок русского языка в 5 классе

Тема. Согласные твёрдые и мягкие

Цель урока: систематизация сведений о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи: развитие УУД

Личностные УУД: продолжить работу по определению сильной и слабой позиции согласного звука в словах, познакомить учащихся с понятием «твёрдые и мягкие согласные»;

Регулятивные УУД: формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правильного произношения в словах твёрдых и мягких звуков; целеполагание, выбор образовательного маршрута;

Коммуникативные УУД: воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;

Личностные УУД: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока.

1.Оргмомент. Настрой на урок.

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите солнышко, если у вас хорошее настроение, облачко, если вас что-то тревожит.

Ободряющие слова, пожелание успехов. Сегодня мы продолжим наше путешествие.

II. Повторение изученного ранее.

1. Работа с карточками. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки в словах.

Вода – водичка , май – майский, друг – друга , косить - косьба , расписаться – роспись, лампа – лампочка. Самопроверка выполнения заданий на карточках.(Один делает у доски). (Приложение №).

III. Подготовка к восприятию темы урока.

Первая останова «Невидимки». На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова: олень, снаряд, экран, клещ, град, мель, смех . Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех) Взаимопроверка.

Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А чем различаются слова «мел» и «мель»? От чего зависит перемена лексического значения данных слов? (твердым и мягким звуком оканчивается слово).

О таких звуках мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Объявление темы урока. Запишем тему урока в тетрадях.

Выход на проблему . - Ребята, а это что за конверт? На нем написано: Коммунарская средняя школа №3, улица Просвещения, 1, 5а классу от согласных. Давайте прочитаем? Читает письмо.

Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Мы узнали, что вы изучаете тему «Твердые и мягкие согласные». У нас давно идет спор: какие согласные звуки важнее: твердые или мягкие. Помогите нам разобраться. С уважением, согласные звуки.

Ребята, запишите свой ответ согласным звукам. (Важны мягкие и твердые звуки)

Предлагаю отправиться в путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков. На чем отправимся в путешествие? Можно отправиться в одиночку по маршрутному листу, а можно пойти вместе. Выбирайте. Раздаю индивидуальные маршрутные листы желающим. (Приложение №2). По окончании работы ученики проверяют свои работы по листу ответов (Приложение №4).

Инструктаж обучающихся.

Система само-и взаимооценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок;

1 балл - допущены 1-2 ошибки;

0 баллов – задание не выполнено. (на стенде)

V. Работа над новой темой.

1. Работа с информацией. Наблюдение по таблице на стр. 127. Запись согласных, не имеющих пары по мягкости и твердости». Все ли согласные имеют пары? (Ж, Ш, Ц –всегда твердые, Ч,Щ,Й- всегда мягкие). На полях!

2. Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков.

1) Выполним устно упражнение, в котором сможете понаблюдать над различением значений слов и их звуковым составом, - №277 (с. 128). Ответы по образцу. 3 ученика. Вывод: Сигнал мягкости согласного Ь.

Слово учителя: Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова смысл слова . Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки.

2) Работа над предложением Дарю трём свиристелям по шишке на ели (на доске). Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Какие буквы стоят рядом с мягкими согласными? Выпишите их (И,Е, Ё, Ю, Я) – это сигналы мягкости (обозначают мягкость согласных).

Сигнал мягкости согласного И, Е,Ё,Ю, Я.

Записываем вывод: Сильная позиция: перед буквами Ь и И, Е,Ё,Ю, Я.

3. Физкультминутка. (Дети встают возле своих мест.)

Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, выделаете поворот направо, если в слове нет мягких согласных, то налево. Слова: мгла, Мила, мама, мел, мёл, Кот, крот, мять, заяц.

4. Остановка «Родной город». (Презентация) Задание: Выписать из презентации слова, выделенные красны цветом: город , герб, флаг, школа , памятник, фабрика, центр, бассейн, комплекс, автобус. (Один ученик у доски)

- Подчеркните те слова, в которых все согласные твердые. Слова написаны на доске. Взаимопроверка

5. Деревня «Траскрипция».

Запись транскрипции слов . (1 ученик у доски ) Солю, заяц, леска, просьба, мёд. Взаимопроверка.

6. Остановка «Внепарная». Выписать слова в которых есть внепарные Ч, Й, Щ (1 вариант); Ж, Ш, Ц (2вариант). Учитель читает текст.

Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Его широкополая шляпа сбилась в сторону, ноги запутались в полах кафтанчика. Он барахтался на дне сетки и беспомощно размахивал руками. (2 у доски).

Ответы: 1в. Сачок, пойманная, кафтанчика, беспомощно. 2в. Осторожно, широкополая, шляпа, цепляясь.- Молодцы, путешествуем дальше. Самопроверка.

7. Перевал «Текстовый». Самостоятельная работа. Текст напечатан на карточках. (Приложение №3). Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Карточка №2 . мягких согласных.

(И. Бунин) Самопроверка.

V. Домашнее задание. Выучить таблицу. Упр. 279

VI. Конечная остановка. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вернитесь к своей записи в тетради. Хотели бы вы ее изменить? Какие звуки твердые или мягкие важнее? Слушаем ответы учеников.

Подтвердилось ваше предположение? Если «да» поставьте себе 1 балл.

Проанализируйте, как вы работали на уроке.

Выберите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению. Солнышко или тучку.

Итоговая оценка:

9-10 баллов – «5»

7 -8 баллов -«4»

4-6 баллов – «3»

1-3 баллов – «2»

0 баллов –«1»

Приложение №1

Карточка №1. Задание:

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Приложение №2

Маршрутный лист

Фамилия, имя_________________________________

Прочитай теоретические сведения на стр. 127 и выполни задания.

1. Запишите слова, обозначая квадратными скобками мягкие согласные звуки.

Птичка, речной, звенеть, нянчить. Количество баллов _____

2. Какие слова затранскрибированы? Запишите эти слова.

[буквар, ], [дач, н, ик], [каз, ба], [р, эщ, ик], [й, ама], [й, ош]. Количество баллов _____

3. Превратите слово Лён - в цифру, слово Лей - в дерево, слово Ток - в домашнее животное, Лоб - в название покрытия. Запишите ответ.

Количество баллов _____

4 Вставьте пропущенные буквы. П одчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Кругом нас были п…ля, глушь Было предвечернее время июньск…г… дня. Стар …я б…льшая д…р…га, заросшая кудряв…й муравой, изрезанная заглохшими колеями, сл…дами давней жизни наших отцов и дедов, ух… дила пер…д нами в беск…нечную ру…кую даль. (И.Бунин)

Количество баллов _____

5. Приготовление салата

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,

2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких,

3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые,

4 - в слове 4 слога.

Для приготовления салата хозяйка взяла _______________________________________________

Самооценка Количество баллов ______

2 балла - нет ошибок.

1 балл – допущены ошибки.

0 баллов – задание не выполнено.

Всего баллов: ________

Приложение №3

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Приложение №4

Маршрутный лист

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было дОрОга отцов

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»

ЗАНЯТИЕ №12 .

Тема. Твёрдые и мягкие согласные . Условное обозначение мягких согласных .

Цель : дать понятие о мягких и твёрдых согласных , учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных ; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

Ход занятия:

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные .)

Какие звуки мы называем гласными?

Вспомни, чем гласные отличаются от согласных ? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ - ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).

Как на схеме обозначаются гласные звуки ? (кружочком)

Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть) .

Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?

Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)

Расскажите стихи о гласных и согласных звуках .

- Какие это звуки : [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные .

Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой ? (СОГЛАСНЫЕ )

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны ? Почему?

Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны , что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?

Произнесите первый звук в слове кот ([к]) . Понаблюдайте за вашим язычком.

Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков , будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков .

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя.

В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости . Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь . Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА .)

Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный . Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые , а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки

2. Игра «Озорники» .

Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные , мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

Исправьте ошибку.

Хорь пел весело и звонко.

Кто такой хорь?

(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)

3. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)

Составим звуковую модель слова лук.

А теперь звуковую модель слова люк.

Сравните наши модели. Что заметили?

Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки , мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками .

4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем» .

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

подрыгаем, подрыгаем,

В ладоши мы похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками, потопаем,

Потопаем, потопаем.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунок. Что вы видите?

Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)

Слова звучат одинаково : коса.

А что они значат?

2. Игра «Поймай звук» .

Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый , разведите руки. Если мягкий , хлопните в ладоши.

Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…

Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.

Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…

3. Физкультминутка «Сова» .

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Игра «Волшебники» .

Я бросаю мяч и называю согласный звук . Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости .

(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]) .

2. Игра «Ремонт слов» .

Попробуйте починить слова :

Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …

3. Беседа.

Что вы знаете о звуках?

Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот ?

7. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Чему научились?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии .

Воспитатель : Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии .

Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.

Воспитатель : А теперь попрощаемся с вами.

«До свидания, до свидания.

Приходите к нам ещё.

Мы вас любим горячо».



Рекомендуем почитать

Наверх