В чем отличие животных от зверей. Тема: Кто такие звери? Звери – млекопитающие

Маникюр 22.02.2019
Маникюр

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

УРОК 36 Чем звери отличаются от других животных?

Тема. Чем звери отличаются от других животных? Цель: ознакомить учащихся с главными существенными признаками зверей; обогатить знания новыми сведениями о питании зверей; воспитывать любовь к родному краю.

ХОД УРОКА

Организационный момент

1.. Сообщение темы и цели урока

Каких животных вам приходилось наблюдать в природе, зоопарке, в парке?

Тема нашего урока - «Звери». Вы узнаете, как отличить зверей, животных и как звери выкармливают своих малышей.

II Восприятие и осознание нового материала

Беседа...

Рассмотрите рисунки (гепард, морж, кит, летучая мышь, дельфин, олень, олень, лошадь, корова, коза, носорог, жираф, еж, лиса, волк, хорек, лев. рысь, белка, медведь, кабан).

Кого вы видите на рисунках?

Кто «лишний»: гепард, морж, акула, кит?

Назовите среди них зверей, (Гепард, морж, кит)

Назовите признаки зверей. (Тело покрыто шерстью, 4 конечности)

Есть ли летающие звери? (Летучая мышь)

Чье плавающие звери? (Синий кит, дельфин)

Как зверей отличить от других животных?

Все звери выкармливают свое потомство молоком. Поэтому их еще называется савцями.

1. Работа по учебнику (с. 82-83)

Рассмотрите рисунки на стр. 82 вверху.

Каких животных вы узнали? Назовите их.

К каким группам относятся эти животные?

Подумайте: кто из этих животных - зверь?

Послушайте рассказ ежика Хитрячка.

Мы - звери - самые умные среди всех животных. Мы живем везде: на земле и под землей, у воды и в воде. Мир зверей разнообразен и богат . Хотя мы по-разному выглядим, но есть общие признаки.

Чем укрыто тело у зверей?

Чем они выкармливают своих малышей?

Рассмотрите фото на стр. 82 внизу.

Каких зверей вы знаете? Что вы о них знаете? Расскажите.

Запомните! Своих детей звери выкармливают молоком.

Работа в группах

Каких животных вы видите на фото (с. 83 вверху)? Докажите, что это звери.

Либо наземных, подземных, водных и летающих зверей вы увидеть? Назовите их.

Чем летучая мышь похож на других зверей, чем отличается? Докажите, что летучая мышь - зверь.

Летний вечер можно увидеть летающих зверей - летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Летучие мыши - полезные животные. Они поедают вредных насекомых.

Работа в парах

Каких зверей вы видите на фото (с. 83 внизу)?

Найдите и покажите в разных зверей такие части тела: голову, шею, туловище, хвост и четыре конечности.

Задание для друга природы

Вспомните сказки и мультфильмы, где главные герои - звери. Какие у них привычки и повадки?

3. Физкультминутка

IV . Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Работа в парах

Расскажите соседу по парте любого зверя родного края так, чтобы он догадался, о ком идет речь.

2. Игра «Какой зверь?»

О каких зверях идет речь?

Косолапый. ..(медведь); косой... (заяц);

серый... (волк); сохатий... (олень).

V . Итог урока

Назовите признаки зверей.

Назовите домашних зверей нашего края.

Назовите диких зверей нашего края.

Приложение к уроку 36

Кроссворд «Звери»

1) Любит сладкое примат -

Это человека младший брат.

От бананов до безе Обожает... (шимпанзе),

2) По полю носится, овечек хватает. (Волк)

3) Лакомлюсь малиной

И медком пчелиным. (Медведь)

4) У кошки кисточки на ушах,

Чтобы звуки все внимательно слушать.

Ты не скажешь кошке: «Брысь!»

Осторожно, потому что это... (рысь).

5) Красноватой шубку имеет.

По ветвям она прыгает.

Хоть малая сама на рост,

И имеет большой хвост.

Как ожерелье, глазки...

Кто это? Попробуй отгадать! (Белка)

Их дом, в котором они живут, прячутся и питаются, выводят потомство. Лес является их защитником.

Лось

Лесные звери уверенно чувствуют себя в привычной для них среде обитания. В лесу им комфортно, несмотря на то что здесь есть и опасности, но каждый вид приспособился защищаться и прятаться.

Украшением лесного сообщества является лось, принадлежащий к семейству Оленьи. Отдельные экземпляры достигают в длину до трех с половиной метров, а в высоту - до двух метров. Вес такого животного может достигать 500 килограмм. Согласитесь, это внушительные параметры. Очень интересно наблюдать за таким гигантом, который бесшумно передвигается по лесу.

Он очень сильный и, как ни странно, замечательно плавает и ныряет. Кроме того, обладает тонким слухом и хорошим чутьем. Представьте, что лось без разбега может перепрыгнуть четырехметровую яму или двухметровое препятствие. Такое под силу не каждому животному.

Обитает он исключительно в лесах. На другой территории его можно встретить только в период весенних кочевок. В такое время с ним можно столкнуться на полях, иногда он даже заходит в селения. Питается лось побегами сосны, рябины, осины, крушины, черемухи, ивы. Также поедает и травянистые растения, грибы, мох, ягоды. Лесные звери зимой вынуждены искать себе пищу. И не всегда им так просто удается ее найти. Иногда лоси сильно вредят тем, что объедают молодые сосняки и лесопосадки. Происходит такое только в зимний период, когда совсем туго с едой, и приличное количество особей сосредотачивается на относительно небольшой территории.

Однако в лесничествах стараются проводить биотехнические мероприятия, чтобы создать комфортные и сытные условия для проживания этим чудесным зверям.

Лесной зверь медведь

Наиболее известный лесной житель. Он является непременным героем большинства народных сказок. Причем он всегда выступает в качестве доброго персонажа. Однако следует отметить, что медведи - хищные звери лесной чащи.

Их по праву можно назвать хозяевами леса. У медведя мощное тело, достаточно но при этом небольшие глазки и уши. На холке у него есть горб, который является не чем иным, как мускулами, которые дают ему возможность наносить очень сильные удары. Хвостик у медведя совсем небольшой, примерно двадцать сантиметров. Его практически и не видно в его густой косматой шерсти. Окрас зверя варьируется от светло-коричневого до практически черного. Конечно, наиболее типичный окрас - бурый.

Животное имеет очень мощные лапы. На каждой из них по пять пальцев. Когти на лапах зверя достигают десяти сантиметров в длину.

Территория обитания бурого медведя

Эти величественные лесные звери ранее обитали на обширных территориях. Сейчас же их ареал значительно сузился. В настоящее время они встречаются в Финляндии и Скандинавии, иногда в лесах Центральной Европы и, конечно же, в тайге и тундре на территории России.

Размер и масса тела медведей всецело зависят от места их обитания. Вес зверей, живущих на территории России, не превышает 120 килограмм. Однако дальневосточные медведи значительно крупнее. Их вес доходит до 750 килограмм.

Излюбленным местом их обитания являются заваленные буреломами непроходимые участки леса или же места с густыми зарослями кустарника и деревьев. Однако любят они и пересеченную местность, а потому их можно встретить и в тундре, и в высокогорных лесах.

Чем питается хищник?

Надо сказать, что питается медведь практически всем, что можно только кушать. Большая часть его рациона - это растительная пища: травы, грибы, ягоды, орехи. Когда животному не хватает еды, он может поедать насекомых и личинки, грызунов, пресмыкающихся и даже падаль. Крупные представители могут позволить себе охотиться на копытных. Это только на первый взгляд эти лесные звери кажутся очень неповоротливыми. На самом деле медведи, преследуя добычу, показывают чудеса ловкости. Они способны развивать скорость до 55 километров в час.

Любят медведи полакомиться и рыбой. К осени они отъедаются и процентов на двадцать набирают вес.

Зимняя спячка медведей

Однако жизнь лесных зверей зимой очень сильно меняется. Медведи половину года находятся в своем убежище-берлоге, впадая в спячку. Место для своего жилища они выбирают в самых труднодоступных местах. Как правило, зимнее лежбище они делают под огромными корнями выломанных елей, в расщелинах скал, в завалах после буреломов. Внутри свой дом они выстилают сухим мхом и травой. Спят медведи достаточно чутко. Если его потревожить, то он вполне может проснуться, а потом будет вынужден искать новое уютное местечко для сна.

Когда случаются очень голодные годы и медведь не может набрать достаточно жирового запаса, он не засыпает. Животное просто бродит в поисках пищи. Такого медведя называют шатуном. В этот период он становится очень агрессивным и способен напасть даже на человека.

Брачный период у медведей в мае и июне. Он, как правило, сопровождается сильным ревом и схватками между конкурирующими самцами.

У медведицы после спаривания появляются детеныши примерно через шесть месяцев. Рождаются они в берлоге. Как правило, на свет появляются по два малыша весом до полукилограмма. К тому времени, когда семейная чета выходит из берлоги, потомство достигает размера собаки и уже начинает питаться вместе со взрослыми.

С мамой медвежата живут пару лет. Половой зрелости они достигают в три-четыре года. А вообще медведи живут в дикой природе до тридцати лет.

Волк

Лесные звери у нас всегда ассоциируются с хищниками. Одним из их представителей является волк. В нашей стране их обитает огромное количество. Издавна с ведут активную борьбу, поскольку те наносят значительный урон домашнему хозяйству.

Распространено мнение, что волк - это лесной зверь. Однако это не совсем так. Их много живет и в тундре, Они больше предпочитают открытые пространства. А в леса их вынуждает уходить человек, ведя активную борьбу с ними.

Внешне волк похож на большую крупную собаку. Он имеет мощное телосложение. Длина его тела достигает до 1,5 метра. Масса колеблется от 30 и до 45 килограмм. Самки, как правило, меньше самцов.

У волков сильные и выносливые лапы. Они являются бегунами на большие дистанции. Вообще это высокоорганизованное животное и к тому же очень умное. Глядя друг на друга, волки обмениваются информацией.

У этого зверя прекрасно развит слух, отличное обоняние и зрение. Всю информацию об окружающем мире волк получает благодаря обонянию. Он способен различать следы лесных зверей по запаху через много часов после того, как они их оставили. Вообще нам сложно представить то многообразие запахов, которое способен различать волк.

Повадки волков

Волки очень сильные и выносливые звери. Они развивают скорость в погоне за добычей до 60 километров. А в броске эта величина возрастает до 80.

Летом волки обитают парами и воспитывают свое потомство строго на своей территории. К зиме молодые особи вместе со старшими собираются в группы и ведут бродячий образ жизни. Волки, как и все лесные звери, зимой меняют свой образ жизни.

Обычно стая состоит из десяти волков, которые являются представителями одной семьи. Иногда несколько стай могут объединиться в одну более крупную. Такое возможно в суровую снежную пору или при наличии очень крупной добычи.

Чем питаются волки?

Поскольку волк - это хищник, то мясо - основа его рациона. Хотя иногда животное может попробовать и растительную пищу. Охотится волк абсолютно на любого зверя, который будет ему под силу. Если ему достаточно дичи, то он не настанет заглядывать в селения людей. Волки весьма разумны и понимают всю степень риска.

В лесу это животное охотится практически за всеми обитателями, начиная от лося и заканчивая бурундуком и полевкой. Конечно, излюбленной его добычей, в зависимости от места обитания, является изюбр, косуля. Однако волк не побрезгует и лисой, енотом, крысой, хорьком, поросенком, зайцем. Охотничьи повадки волков разнообразны. Они могут поджидать свою добычу в засаде, а могут долгое время загонять ее. А уж их коллективная охота - это вообще сложный слаженный механизм, где все друг друга понимают без слов.

Очень расчетливо они стаей загоняют добычу в воду. Волк - это крупный хищник, но он умеет ловить рыбку, лягушек, мышек, а также любит разорять птичьи гнезда.

Но не всегда только лесные звери и птицы становятся добычей хищника. В населенных районах дичи не хватает, а потому в суровые зимние месяцы, когда становится очень сложно выживать, волки держатся ближе к селам и начинают разбойничать. Их добычей могут стать овца, собака, свинья, лошадь, корова, гусь. В общем, любая живность, до которой хищник сможет только добраться. Даже одна особь способна нанести большой урон за одну ночь.

Лиса

Лесные звери для детей - это, скорее, сказочные персонажи. А лисица - это вообще героиня многих детских сказок. Однако, как сказочная особа, она наделена теми чертами, которые ей присущи в реальной жизни. Лиса и красива, и хитра. У нее длинный пушистый хвост и хитрая узкая мордочка, маленькие глазки. Эта хищница действительно стройна и изящна, по размерам она соизмерима с небольшой собакой. Весит от шести до десяти килограмм.

Мы привыкли к тому, что с детства называем лису рыжей. И это справедливо. Вот только в жизни у нее белое брюшко или сероватое. Спинка и бока окрашены по-разному: от светло-серого цвета до ярко-рыжего. Как правило, яркий окрас имеют северные лисы. А более блеклый - те, что обитают в лесостепи. Самым красивым и дорогим считается мех чернобурки. Таких лис уже давно разводят на специальных фермах, поскольку в живой природе они встречаются крайне редко. А у людей их мех за красоту пользуется особой популярностью.

Летом животное выглядит немного несуразно из-за того, что шерсть в этот период становится короткой и жесткой. А вот к осени у лисы отрастает красивая зимняя шуба. Линяет хищница всего один раз в году - весной.

Повадки хитрой лисы

Встречается лиса не только в лесу, но и в тундре, горах, степях, на болотах, и даже у человеческого жилья. Она замечательно умеет приспособиться к любым условиям, но все-таки любит более открытые пространства. Глухая тайга ей не по душе.

В жизни, как и в сказках, лиса очень быстрая и ловкая. Бегает она очень даже резво, с легкостью ловит пролетающий мимо насекомых. Как правило, передвигается она неспешной рысцой. Периодически останавливается, оглядывается, осматривается. Лиса очень осторожна. Когда она подкрадывается к добыче, то ползет тихонько на брюхе, почти сливаясь с землей. А вот убегает от преследования большими и резкими прыжками, умело путая следы.

В лисьем поведении можно увидеть прямо-таки сказочные эпизоды. Люди их неспроста придумали. Все сюжеты взяты из реальной жизни. Лисы действительно хитрые хищницы, которые с умом подходят к охоте. Они, скорее, берут добычу не силой, а обольщением. Ни одно другое животное не называют по отчеству. А лису зовут Патрикеевной. Почему?

Когда-то давно был такой князь, по имени Патрикей. Он прославился своей хитростью и изворотливостью. С тех самых пор само имя Патрикей ассоциируется с хитрецами. Лиса издавна в народе слыла плутовкой, потому ее и окрестили Патрикеевной.

На кого охотятся лисы?

Лисы - это очень активные животные. Зимой ее запутанные следы хорошо видны на снегу. Сразу видно, где охотилась плутовка. Принято считать, что лисы питаются зайцами. Но это большое заблуждение. Она не способна догнать такую быструю добычу. Конечно, если она где-то наткнется на беззащитных зайчат, то непременно воспользуется случаем. А потому зайцы - очень редкое блюдо в ее рационе. Ей просто за ними не угнаться.

Лисы питаются различными насекомыми, птицами и животными. Но основой их меню являются грызуны. Хищницы замечательно истребляют полевок. Кроме того, они умеют ловить рыбу на мелководье. Иногда животные лакомятся ягодами.

Зайцы

Лесная жизнь зверей очень интересна для изучения. Все представители животного мира очень разные, одни убегают, другие охотятся. Ранее мы рассмотрели некоторых хищников. А теперь поговорим о самом ярком представителе лесов. Конечно же, о зайце.

Зайцы, как и в сказках, длинноухие, с короткими хвостиками. Задние лапки у них намного длиннее и мощнее передних. Зимой на снегу хорошо видно, что отпечатки задних лап опережают передние. Вызвано это тем, что они во время бега заносят их вперед.

Питаются эти звери той пищей, которая совершенно не привлекает других, например, корой, молодыми побегами и ветками, травой.

Про лесных зверей написано немало сказок, но излюбленным героем всегда был заяц. Он и в жизни, уходя от погони, хитрит и старается запутать следы, скачет то в одну сторону, то в другую, как и в детских историях. Он способен бежать со скоростью 50 километров в час. Не каждый хищник угонится за такой быстрой добычей. Вообще в арсенале у зайцев есть много способов уйти от преследования. Вот такие хитрые эти лесные обитатели. Звери умеют и убегать, и защищаться, и в каждом случае они применяют наиболее оптимальную тактику - настолько у них развито чутье.

Но не столько спасает зайцев их хитрость, как они берут своим количеством. Ежегодно у них по четыре-пять пометов. В каждом из которых может быть от двух и до пяти зайчат.

Наиболее известны и беляки. Они весят до семи с половиной килограмм и в длину достигают 70 сантиметров. Основным их отличием является цвет шерстки. Русаки зимой не меняют своей окраски. А вот летом эти разновидности отличить гораздо сложнее.

Вообще зайцам свойственна оседлая жизнь. Конечно, они скачут по полям и лугам, отходя на достаточно большие расстояния. Но потом они возвращаются на свою территорию обитания. Очень редко они могут мигрировать. Это случается только в особо холодные и снежные зимы.

Кто еще живет в лесу?

Мы перечислили только наиболее известных животных, поскольку в рамках статьи сложно уделить внимание всем лесным жителям. Их на самом деле очень много: кабаны, барсуки, ежи, кроты, мыши, белки, бурундуки, соболи, куницы, еноты, олени, косули, рыси… Как говорится, от мала до велика. Все они очень разные и интересные. Кроме того, было бы несправедливо не упомянуть и о пернатых, которых тоже достаточно много обитает в наших лесах.

Лесные птицы

Разнообразны не только лесные звери, фото некоторых из которых приведены в статье, но и птицы. Мир крылатых не менее интересен. Их обитает в лесах огромное количество видов. Здесь можно встретить: дятлов, жаворонков, зарянок, иволгу, клеста, соловья, овсянку, сороку, утку, трясогузку, стрижа и многих других.

Цели:

  1. Дать понятие «звери»;
  2. Развивать мыслительную деятельность через приемы анализа, синтеза и классификации (зверей), а также использования элементов ТРИЗ технологии (существенные и несущественные признаки) и метода постановки проблемы;
  3. Воспитание бережного отношения к природе в целом на примере природоохранительной деятельности человека.

Задачи урока:

  1. учить определять принадлежность животного к группе зверей;
  2. познакомить с разнообразием зверей, их внешним видом, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.

Планируемые достижения учащихся: Усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

Оборудование.

У учителя – цветные изображения медведя, лося, белки, зайца, крота, кита, летучей мыши, божьей коровки, кобры, тигра, бобра, пингвина, петуха, страуса, курицы, коня, козла, верблюда, моржа, носорога, слона, бегемота, а также муравья, майского жука, пчелы, паука. Плакат: тело зверей покрыто шерстью. Пучки шерсти в полиэтиленовом пакете. Названия частей тела зверей. На отдельных листах бумаги слова: перья, 6 ног, чешуя. Призы победителям игр, небольшие листочки бумаги с надписями – «молодец», «умница», «знаток», для поощрения детей во время урока.

У учащихся – лист с копией рисунка для раскрашивания; цветные карандаши; тестовые задания, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Ход урока .

1. Организационный момент.

  • Проверка готовности рабочего места к уроку.
  • Создание положительного настроя на урок и предстоящее общение; установление позитивного контакта с детьми.

У. - Ребята! Сегодня у нас будет добрый урок, красивый урок. Он будет посвящен нашим меньшим братьям – животным.

2. Проверка изученного материала.

1. Игра «Четвертый лишний»

На доске 4 представителя животного мира: муравей, майский жук, пчела, паук.

У.- Найдите «четвертого лишнего» и объясните свой выбор

Д.- Лишний «паук», т. к. у всех животных по 6 ног и они являются насекомыми, а у паука 8 ног.

У.- Сделайте вывод, каких животных мы будем называть насекомыми?

Д.- Всех животных, у которых 6 ног.

На доске появляется лист с надписью «6 ног».

2. Повторяем знания о рыбах.

У.- Ребята, отгадайте старинную загадку :

У маленькой скотинки
сто серебряных монеток в спинке.

Д .- Это рыба.

У .- Чем рыбы отличаются от всех других животных?

Д .- Самое главное то, что у всех рыб есть чешуя, которая играет защитную функцию.

На доску вывешивается надпись «чешуя»

У.- Неужели нет ни одной рыбы без чешуи?

Д .- Есть. Это сом.

У .- Если у сома нет чешуи, то, что же тогда его защищает?

Д .- У него очень толстая кожа.

У .- Что еще вы знаете об этой рыбе?

Д .- Она живет на дне реки, в иле. У него огромный рот и маленькие глазки.

3. Игра-соревнование «Кто знает больше птиц?».

У .- Дети, отгадайте, о ком я сейчас вам расскажу.

И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?

Д .- Это пингвин (курица, страус). Его считают птицей потому, что у него есть перья.

На доску вывешивается надпись «перья» и рисунки названных птиц.

У .- Какие еще птицы не летают?

Д.- Курица, страус (пингвин).

У.- Мы с вами сейчас поиграем в игру под названием «Кто знает больше птиц?». Вы по очереди будете называть по одной птице, кто сможет назвать последнюю птицу – тот выиграл. Условия игры: не выкрикивать – кто выкрикнет, тот выбывает из игры; второй раз птицу не называть. Победитель получит приз.

Проводится игра–соревнование, во время которой один из учеников фиксирует количество названных птиц на доске в виде магнитов.

У. - Молодцы! Вы назвали очень много птиц. А чем отличаются птицы от остальных животных?

Д .- У них есть перья.

У. - Как еще называют птиц?

Д .- Пернатые.

4. Тест-контроль.

У. - Давайте подведем итог предыдущих уроков, выполнив небольшой тест. У каждого из вас лист с 3 заданиями. Вам нужно правильный ответ обвести кружком красным карандашом. На выполнение работы отводится не более 3 минут.

(Тестовые задания из тетради «Тесты к учебнику для 1 класса» под редакцией

А.А. Плешакова, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова.)

Дети выполняют задания по вариантам.1 вариант: кто такие насекомые? 2 вариант: кто такие рыбы? 3 вариант: кто такие птицы? После выполнения работы трое учеников фиксируют ответы на доске. Ученик, который первым выполнил задание, исполняет «роль учителя» - проверяет работы своих товарищей.

Физминутка.

Проводится в виде игры «Летает, не летает».

Если названное учителем животное летает, то дети встают и поднимают руки вверх. Если же объект не летает – приседают.

Слова для игры: орел, уж, пингвин, шмель, курица, птица, муравей, воробей, енот, крот, бегемот, соловей.

3. Изучение нового материала.

У. - Скажите, рисунки каких животных вы видите на доске?

Д .- Это петух, бобер, тигр, кобра и божья коровка.

У. - Как вы думаете, про кого из них мы можем сказать – зверь?

Для разрешения проблемной ситуации требуется выявить основной признак зверей – наличие шерсти.

У. - Сначала установим, какие из этих животных точно не звери.

Д .- Петух – птица, божья коровка – насекомое.

С доски снимаются изображения петуха и божьей коровки.

У.- Чтобы ответить на вопрос, кто же из оставшихся животных зверь, необходимо знать строение тела зверей. Мы рассмотрим его на примере тела коня, козла и верблюда. Скажите, какие части тела есть у всех этих животных?

Д .- Голова, шея, туловище, хвост, ноги.

По мере называния частей тела животных, на доску вывешиваются их названия..

У. - Эти части тела есть у всех из представленных животных?

Ответы детей

У. - Правильно. Это существенные признаки. Какие части есть не у всех?

Д .- Горб, рога, копыта, грива.

У.- Да. Этонесущественные признаки. Для чего верблюду горб? А козлу рога? А коню копыта?

Ответы детей

У.- А какой признак есть у всех этих зверей, для того чтобы отличить их от остальных животных? Например: от птиц, насекомых, рыб?

Д .- Это шерсть.

У.- Верно!

На доску вывешивается плакат «Тело зверей покрыто шерстью».

У.- Вернемся к нашим животным. Кто же тогда из них не является зверем?

Д .- Кобра. У нее нет шерсти.

Рисунок кобры снимается с доски.

У.- У меня в пакетике шерсть кота.Рассмотрим ее.У вас дома тоже есть животные. Что вы можете сказать об их шерсти? Какая она?

Д .- У кошек шерсть мягкая, у собак – жесткая. А у свинок – щетина.

У.- Также как перья у птиц, не вся шерсть у зверей одинакова. Сверху она длинная и жесткая, служит для защиты зверя, а снизу словно пух – греет животное. Шерсть зверю необходима, а вот для людей она вредна. Самая распространенная болезнь в наше время – это аллергия. И чаще всего она вызывается именно шерстью животных. Если у человека есть аллергия на шерсть какого-либо животного, то ему лучше всего избегать контактов с этим представителем животного мира.

4. Продолжение работы по теме.

У.- Каких еще зверей вы знаете? Каких зверей видели своими глазами? Кто из них живет рядом с человеком? Кто из них живет в лесу?

Ответы детей.

У.- А кто из вас знает что такое «Красная книга»?

Д .- Это книга, в которой занесены все редкие животные.

У.- Почему они стали редкими?

Д .- Их истребил человек. «Красная книга» нужна для охраны этих животных.

У.- Где в природе мы можем встретить редких зверей?

Д .- В заповедниках, заказниках.

У.- Я предлагаю вам вместе с родителями к следующему уроку найти материал о редких животных и рассказать нам о них.

Физминутка.

Игра «Рыбы, звери, птицы».

Учитель произносит лишь три слова: рыбы, звери, птицы. Если произнес слово «рыбы» - дети имитируют движение рыб при помощи сложенных вместе ладоней. Если сказал слово «птицы» - машут руками как крыльями, а при сказанном слове «звери» - имитируют рога и произносят «устрашающий» звук «у-у-у-у…»

5. Закрепление нового материала.

Самостоятельная работа на узнавание зверей по контуру. (взята из учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1 класс.»)

У.- Вам необходимо сначала найти и обвести карандашом зверей, а затем раскрасить рисунок.

После нахождения зверей их рисунки вывешиваются на доску одним или несколькими детьми.

У.- Какое время года изображено на рисунке? В какой шубке заяц? В какой шубке белка? Почему? Что вы знаете о том, как окраска зверей помогает им выживать в природе?

Ответы детей.

6. Это интересно.

У.- Рассмотрите рисунки моржа, носорога и кита. Какие необычные особенности в строении их тела вы заметили?

Д .- Плавники - у кита, отсутствие шерсти у всех этих зверей.

У.- У кита когда-то была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски, такие же как усы у кита, с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается. Кроме этих животных нет шерсти еще у некоторых зверей. У кого?

Если дети затрудняются ответить, то учитель вывешивает на доску рисунки слона и бегемота.

У.- Как вы думаете, почему у этих зверей нет шерсти?

Ответы детей.

У.- Когда-то, давным-давно, у предков слонов – мамонтов – была шерсть. Но потепление климата привело к изменению их внешнего вида.

У .- А что интересного в строении крота и летучей мыши?

Д .- Ноги-лопаты у крота, крылья - у летучей мыши.

У.- Для чего им эти части тела?

Ответы детей.

7. Самостоятельная работа.

У.- А теперь я предложу вамвыполнить задание в рабочей тетради: определите, какие звери живут в нашей стране, а какие – в жарких странах.

Выполняется задание №1 рабочей тетради со страницы 12.

Проверка задания проводится в парах: дети сидящие за одной партой меняются для проверки тетрадями друг с другом.

8. Итог урока.

У.- Чем отличаются звери от остальных животных? Есть ли такие звери, у которых нет шерсти?

Какие части тела есть у всех зверей?

9. Рефлексия.

У.- Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось? Кто понравился? Что было особенно интересно?

Проводя сравнение между зверем и животным, люди доходят до крайностей. Используя слово «зверь» в отношении неуправляемых людей, злых и беспощадных, а слово «животное» — как унижение, по типу потребительского существа, которое только есть и мусорит. Хотя люди часто не задумываются, что и сами являются животными. Кто же такие звери, а кто животные в природе? Являются ли звери животными и что их отличает? Проведем параллели между ними, насколько это возможно и ответим на вопросы в этой статье.

Животное — кто оно?

Итак, все живые существа на планете, насколько известно из уроков биологии, делятся на классы и царства . Всего их четыре, это Царство животных, грибов, бактерий и растений. Многие из них имеют способность передвигаться и давать потомство, а также питаться органикой. Мы тоже входим в царство животных, но об этом позже.

Гетеротрофность (питание органическими веществами) является для животных одним из основных свойств, а еще все животные имеют живот, куда это питание в принципе и поступает.

В царство животных входят такие существа, как человек, рыбы, насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, паукообразные, ракообразные, птицы, черви, моллюски. Точнее всего – это классы, на которые подразделяются животные, а классы в свою очередь делятся на виды и подвиды живых существ. Здесь уже можно назвать более конкретных животных – лиса, заяц, паук, краб, кит, кот, собака, бабочка, например. То есть все живые организмы, которые передвигаются и населяют воздух, водные просторы и поверхность земли.

Зверь, как часть животного мира

Мы выяснили, животные – это царство, в которое входит большая часть живых организмов, все они движутся, разными способами дают потомство и питаются они по-разному. Во всех учебниках и книгах по биологии и зоологии, можно встретить понятие «животное», а еще то, как делятся они на классы, отряды, семейства. Итак, среди классов животных отводится место и млекопитающим, другими словами «зверям». В разных источниках информации есть понятие «зверь», как синоним слову «млекопитающий», по сути, являясь одним и тем же.

Раз зверь – позвоночное млекопитающее, вскармливающее детенышей молоком, тогда и люди – это тоже звери, так как мать выкармливает детей, пока они не достигнут определенного возраста. Это сравнение наталкивает на странные мысли, как человек может быть зверем? Да это так, только более разумным зверем, способным создавать новые технологии, которые в свою очередь изготавливают продукты не только из органических соединений, взятых из природы, полезность же этих продуктов совсем иная тема.

Общность и различие животных и зверей

Итак, что же общего между животным и зверем? Это, конечно же, то, что звери и являются по сути животными, но не всякое животное – это зверь. Зверь является подклассом млекопитающих, которые входят в царство животных.

Звери, в том числе и человек, отличаются от остальных животных других классов такими параметрами:

  1. Все звери – это млекопитающие живородящие, то есть дающие потомство сразу в виде детеныша.
  2. Звери своих детенышей вскармливают молоком, пока дети, не достигнут определенного возраста.
  3. Животные – это широкое понятие, включающее в себя зверей, а сами звери – более узкое.

Как ни крути, а понятия эти все взяты из науки и говорятся так и значатся лишь в литературе по биологии. В нашем же восприятии часто употребляется иное значение слов животное и зверь. Например, не зря же говорят на человека, что он – озверел, имея виду свирепое дикое животное. Оно способно охотиться, а найденную добычу растерзать на мелкие кусочки. Таким образом, в народе используются другие значения этих слов. Дикого волка считают зверем, а корову – животным. Интересно почему, спросите вы, а вам ответят – ведь корова – парнокопытное и с рогами, а волк – хищник. Это так и есть, но только отчасти. Эти два вида существ являются животными, один вид животных – одомашнили и принято называть домашними, а тех что из лесу – дикими.

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками зверей, внешним строением, разнообразием мира зверей.

Оборудование: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”. 1 класс; персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, интерактивная доска, учебное пособие, смайлики.

План урока:

I. Организационный момент – 1 минута.
II. Повторение ранее изученного материала
III. Знакомство с новым материалом – 15 минут
IV. Физическая минутка – 2 минуты.
V. Закрепление изученного материала – 9 минут.
VI. Итог урока – 3 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Он весной поёт красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай – ка поскорей,
Что за птичка?

(Соловей)

Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.

(Дятел)

4. Колюч, да не ёж. (Ёрш)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).

Молодцы! Итак, мы разгадали кроссворд и в выделенных квадратиках вы видите тему нашего урока. Какая тема нашего урока?
- Совершенно верно! Тема нашего урока “Звери”. Мы познакомимся с отличительными признаками зверей, то есть, чем они отличаются друг от друга, и разнообразием мира зверей.

III. Основная часть.

Приложение 1. Слайд 3. На слайде изображены животные (щука, аист, кузнечик, корова).

Расскажите, к какой группе относится каждое животное. Какие признаки помогают определить принадлежность к группе?

(Кузнечик – насекомое, у которого есть крылья и шесть ног. Щука – рыба, тело покрыто чешуёй, живёт в воде. Аист – птица, тело покрыто перьями, есть крылья, летает).

Что можно сказать о корове? (Корова – животное).

Расскажите о строении коровы. (У коровы есть голова, шея, туловище, ноги, хвост, тело покрыто шерстью, есть вымя, она даёт молоко).

Вспомните тему нашего урока и назовите, к какой группе относится корова. (Корова относится к группе зверей).

Какой признак помогает определить, что животное относится к группе зверей? (Тело покрыто шерстью, животное даёт молоко).

Давайте проверим свои знания по учебнику. Откройте учебник на стр. 26, внизу страницы рассмотрите строение жирафа.

Учащиеся сравнивают строение жирафа, кота, коровы.

Сделайте вывод. (Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью).
- Что такое шерсть? (Шерсть – это волосяной покров животного, мех).

Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр.26 вверху страницы и назовите, какое животное – зверь? (Мышь – это зверь, потому что тело покрыто шерстью).

Мы с вами рассмотрели зверей: жирафа, корову, кота, мышь. По какому признаку можно разделить этих животных на две группы? (На домашних животных и на диких животных).

Сделайте вывод. (К группе зверей относятся как дикие животные, так и домашние животные).

Назовите диких зверей, домашних зверей.

Физическая минутка.

Приложение 1. Слайд 4. Ребятам предлагаются анимации животных, которые двигаются. Необходимо повторять движения за животными.

Приложение 1. Слайд 5. Найдите животных, спрятанных на этом рисунке, и вы узнаете задание.

Учащиеся называют животного, а учитель с помощью карандаша на интерактивной доске обводит ту часть тела, которая принадлежит этому животному.

Ответы: лось, медведь, заяц, белка.

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание с изображением зверя.

1-я группа – определите, к какому виду относится животное заяц. По каким признакам определили?
2-я группа – определите, к какому виду относится животное лось. По каким признакам определили?
3-я группа – определите к какому виду относится животное медведь. По каким признакам определили?
4-я группа – определите, к какому виду относится животное белка. По каким признакам определили?

Заслушиваем выступление групп.

Внизу на стр.27 изображён чёрно-белый рисунок. Прочитайте задание к рисунку.

Найдите четырёх зверей, назовите их.

Чтобы правильно раскрасить рисунок, нужно знать, какое время года изображено.

Вспомните времена года.

Какое время года изображено? (Изображено лето).
Почему вы так считаете? (На деревьях изображены листья, медведь гуляет по лесу, зимой он спит).
Какого цвета шерсть у зайца летом? (Летом шерсть у зайца серая, а зимой белая)
Какого цвета шерсть у белки летом? (Летом шерсть у белки рыжая).

Учащиеся самостоятельно раскрашивают рисунок на стр. 27 учебника.

Приложение 1. Слайд 6,7,8. Ребята! Давайте посмотрим видеоролики и скажем, о ком идет речь. (олень, гепард, волк, лиса, тигр, слон, зебра, морж, обезьяна и т.д.)

Что объединяет всех этих животных?

(Эти животные – звери).

Приложение 1. Слайд 9. На слайде изображены летучая мышь, зебра, лев.

Чем питаются звери, представленные на слайде? (Летучая мышь – насекомыми, зебра – растениями, лев – животными.)

Какой вывод можно сделать? (Звери питаются животной и растительной пищей).

Приложение 1. Слайд 10. На слайде изображены ленивец, дельфин, тигр, крот.

Где обитают эти животные? (Ленивец – на деревьях, дельфин – в воде, тигр – на земле, крот – в земле).

Сделайте вывод о питании и обитании зверей. (Звери обитают там, где они приспособились к жизни и могут добывать себе пищу).

От чего зависит строение тела зверя? (Строение тела зверя зависит от места обитания).

Теперь рассмотрим рисунок вверху на стр. 27. Самостоятельно подготовьте ответы на вопросы.

Заслушиваются ответы учащихся.

IV. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? Был ли урок для вас интересен? Если да, то поднимите веселый смайлик и объясните чем? Если нет, то поднимите грустный смайлик и объясните почему?



Рекомендуем почитать

Наверх