Виды лида в заметке. Как создать удачный подзаголовок и лид? Какие мои годы

Похудение 06.07.2019
Похудение

Михаил (Kashchey)

04.11.2015

Как написать лид к статье и надо ли это делать в каждой своей работе? В чём преимущество копирайтера-журналиста?

Обосновавшись в Сети, я стал часто замечать, что меня привлекают статьи с интересными, яркими и чёткими первыми абзацами.

Предложение выше – это то, как не надо начинать свою статью. Потому что первый абзац текста самый главный. Если его не прочитают или он вызовет зевоту, то посетитель в 70% случаев сделает «КЛИК». Это произойдёт в течение 3-5 секунд после того, как он откроет страницу.

Истина №1. Даже самый классный заголовок не сможет сделать так, чтобы текст был прочитан с вероятностью 100%.

Первый абзац текста называют лидом. Составление хорошего лида – важное умение, которым должен овладеть каждый копирайтер. Почему я употребил слово «составлять»? Дело в том, что вместо полноценного вступления можно сделать небольшое оглавление к статье. Простое оглавление будет в 3 раза эффективнее чем:

Ни для кого не секрет, что лид — это важная часть текста, которая позволяет…

Как может выглядеть оглавление к этой статье? Например, так.

Через 3 минуты Вы узнаете:

  • как нельзя писать вступление к статье;
  • что такое лид;
  • как написать лид к статье;
  • почему скользкая горка Шугермана – это универсальный вариант для любого текста;
  • каким преимуществом обладает копирайтер-журналист.

Однако вступление в виде оглавления не всегда уместно. Для информационных и SEO-текстов этот приём работает хорошо, а вот для рекламного или продающего текста нет.

Как написать эффективное вступление к статье?

Всё началось со звонка. Вчера вечером мне позвонил человек. У него был необычный голос. Я сначала подумал, что это очередной заказчик. Каково было моё удивление, когда звонивший стал задавать личные вопросы на щекотливые темы.

Создание интриги и её постоянное увеличение. В результате читатель очнётся в середине текста. Если у статьи будет идеальная ритмика, то он очнётся в самом конце. Говоря метафорически: вы заставили читателя сесть на свою пятую точку и скатиться с обледенелой горки.

Этот приём известен, как скользкая горка Шугермана. Его можно применять в любом тексте, который должен быть прочитан до конца. Это сложный приём и требует определённого опыта. Очень важно знать, что такое ритмика текста, и набить руку в формировании скользкой горки. Чем можно заменить скользкую горку?

Как написать классный лид к статье без использования сложных приёмов?

Самый простой способ заинтересовать посетителя – это написать интересный заголовок. Дополнить заголовок интригующим или вопросительным подзаголовком. И завершить трио эффектным лидом в 3-4 предложения.

Как написать классный заголовок? Об этом вы можете почитать

Что писать в подзаголовке? .

Для создания эффектного лида можно использовать:

1. Яркую новость

2. Резкий переход от проблемы посетителя к её решению.

Садясь за написание новой статьи, я впадал в ступор. Первый абзац всегда был проблемой. А ведь лид – это очень важная часть текста. Решить эту проблему мне помогло то, что я стал придерживаться нескольких простых правил.

3. Спорное утверждение или провокация

Вступление к статье – это самая важная часть текста. Без неё ваша статья обречена на провал! Не верите? Давайте разберёмся!

Истина №2. Только симбиоз хорошего заголовка, подзаголовка и эффектного лида заставит читателя прочитать вашу статью.

Как известно, самое трудное в любом деле - это его начало и написание статей не является исключением. Первый абзац статьи является самым важным, так как читатель по нему определяет полезность информации на странице. И поэтому ответить на вопрос, с чего начать статью , очень просто. Любую статью следует начинать с хорошего информативного вступления.

Что такое лид?

Лид - это вводный абзац статьи находящийся в самом начале текста, позволяющий читателям ознакомиться с кратким ее содержанием. Лид должен быть очень информативен и содержать главную мысль статьи.

Хороший лид позволяет читателю всего за несколько секунд ознакомиться со статьей. Хороший лид должен привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Это очень важно, потому что если читателю Вашей статьи не понравится ее вступление, то вероятней всего он не станет ее читать и пойдет искать альтернативную информацию у конкурентов.

Как написать лид?

Чтобы разобраться, как написать лид , давайте рассмотрим его рекомендуемые характеристики:

  • Лид должен состоять из одного абзаца. Даже если Вы растянули вступление на несколько абзацев, основную смысловую и информационную нагрузку должен содержать первый.
  • Объем текста в лиде должен быть равен около 300-350 знаков (без пробелов). Если он будет намного меньше, то следовательно сможет донести мало полезной информации. Если наоборот сделать лид слишком большим, тогда он вообще потеряет свое назначение, которым является краткое ознакомление со статьей.
  • Лид должен состоять из 3-5 предложений. Если написать лид одним или двумя большими предложениями, то он станет сложно читаемым. Слишком короткие предложения также сложны для восприятия. А для рекомендуемого объема знаков в лиде 3-5 предложений вполне хватит.
  • Пишите лид четко и информативно. Лид информационной статьи не должен носить загадочный или интригующий характер. Он должен рассказать читателю, что он узнает из этой статьи, тем самым заинтересовав его.

Проверка качества лида

Проверять качество лида следует после написания всей статьи, чтобы не тратить лишнее время на редактирование, но к проверке следует отнестись со всей серьезностью. Прочитайте лид, поставив себя на место читателя. И проанализируйте, заинтересовал ли он Вас? Хочется ли после этого читать статью полностью?

Если испытываете с проверкой сложности, попросите кого-то из близких прочесть лид и высказать свое мнение. Также тщательно

Когда в США проводился конкурс на написание лучшего лида, на кону был приз в сто тысяч долларов. А победил в тот день вовсе не журналист, а шесть вопросов. Как и почему? Обо всем по порядку.

Что это такое?

Пол О’Нил сказал о функции лида наиболее емко и лаконично: «Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Отсюда понимаем, что Лид - самый важный абзац во всей статье.

Более научное определение лида таково: лид - это вводная часть, первый абзац; вынесенная в начало главная новость события, его суть. Он позволяет сразу вводить читателя в содержание. Классический лид отвечает на шесть вопросов (те самые, которые и помогли пронырливому журналисту заработать сотню тысяч):

Когда?
- где?
- что?
- кто?
- почему?
- как?

Следует отметиться, что в современной журналистике идет тенденция к использованию альтернативного лида - это вариант лида, который отвечает лишь на один из представленных вопросов. Сам Лид стал величиной не более двадцати строк, что считается идеальным размером для первого абзаца. Однако прежде, чем писать материал, необходимо разобраться для себя в некоторых вопросах. Итак, вы должны выбрать тип лида, манеру изложения и то, от какого лица будет вестись повествование. Второй и третий пункт для журналиста - дело сугубо личное и не требует вмешательства, а вот первый, пожалуй, следует разъяснить.

Какой же бывает лид?

Резюме - лид, содержащий краткое изложение событий. Подобный лид чаще всего отвечает на три-четыре вопроса из шести.

Единичный - этот вид лида акцентирует внимание читателя лишь на одном, наиболее важном аспекте, который и обыгрывается в первом абзаце.

Драматический - вид лида, которые ведет читателя по лезвию ножа, накаляя его при этом до последнего предложения. Часть интриги раскрыта, чего же ждать далее?...

Есть также несколько видов лида, названия которых говорят сами за себя и не требуют комментариев: цитатный, аналитический, описательный, вопросительный, а также парочка типов-изюминок, о которых я расскажу позднее.

Что помнить?

Когда приступаете к написанию лида, задайте себе несколько вопросов. Свежа ли информация? Событие простое или требующее глубоко анализа (расследования)? На что сделан акцент в материале: на людей или на события? Насколько это событие известно в кругу читателей? Важно ли это событие читателю?

Получив ответы на все вопросы, можно набросать себе план и приступить к составлению лида.

Советы от Дэвида Рэндалла:
«Лид должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет «нет», если лид будет двусмысленен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания - словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше».

«Лид должен быть самодостаточным. За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него».

Чего не нужно делать?

Никогда не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит сделать более динамичным, а придаточные предложения его «тормозят». Также стоит избегать «числового» начала лида, тем более не пишите числа цифрами в первом абзаце.

Не начинайте свой материал с цитаты. Зачастую, лишь автор знает точно, зачем он выбрал ту или иную цитату, а читатель на первых порах, не дойдя еще до сути материала, окажется сбитым с толку.

Никогда не растягивайте первый абзац более чем на двадцать строк. Это утомляет, а также не способствует тому, чтобы читатель настроился на материал, ведь он попросту будет дольше читать вводную часть.

Попробуйте сделать ваш лид уникальным. Начните с того момента, который зацепит читателя. То может быть игра слов, парадокс, динамичность или же шутка, которая поможет настроить читателя на расслабляющее чтение.

Лид для многих журналистов давно стал слабым местом, ведь отнюдь не многие могут последовать совету О’Нила. Но кто мешает именно вам написать такой лид, который вмиг обогатит вас, ну если не на сто тысяч долларов, то уж точно на тысячи благодарностей читателей!

Успех заметки зависит не только от заголовка, но и от лида. Используя минимум деталей, вы в двух-трех предложениях ответите на вопросы что, где, когда произошло, каковы причины происшествия, есть ли пострадавшие.

Последние полгода специализируюсь на написание новостей в рубрику «происшествия». Пишу на криминальную тему – грабежи, кражи, мошенничество. Лид в моих материалах отражаеть суть события, содержит краткую, но понятную информацию в тридцать-сорок слов (по крайней мере, так у меня). Раздуть лид деталями, канцеляризмами – значит похоронить публикацию – читатель спотыкается на мелких подробностях, «официальщине» и теряет интерес к заметке.

Перед тем, как учиться писать лид, впору узнать, что означает это слово. В Интернете я нашел следующее определение:

Лид (lead, от того же корня, что «лидер» — в американской журналистике lede) — это первая фраза или, в некоторых случаях, первые две фразы любого материала.

С чего начать лид?

При написании лида на первый план можно вынести:

— личность

— факт

— дату

— место события

— причину

— процесс (действие)

Факт , который важнее даты, места события, личностей и т.п. («Убийство произошло на почве ревности…»)

Дата события , когда пишем срочный материал («14 августа прошел суд по делу…»)

Место события («В Железногорске убит президент Америки…»)

Причины В связи с участившимися случаями жестоко обращения с детьми Правительство РФ приняло новый закон об опеке…»)

Какой-либо процесс : («После двухдневных переговоров , которые сопровождались убийствами заложников,14 августа ФСБ приняло решение уничтожить террористов…»).

Чаще я пишу срочные материалы и приоритет в лидах отдаю дате события . Когда же новость безнадежна устарела (и такое бывает!) лучше на первый план вынести факт (конечно, если он действительно весомее, чем дата, личность, процесс и т.п.)

Два примера лида

Рассмотрим хороший и плохой пример лида.

Плохой лид

Если бы новости писали чиновники, то лиды были бы такими:

Заголовок: В Курске убили русского миллионера

Лид: 18 августа в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья был застрелен Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац». По предварительным данным – это заказное убийство, преступники не найдены.

На свои материалы я смотрю с двух позиций – с читательской и журналисткой.

Сначала я включаю в себе читателя и пишу заголовок, лид. После этого я «становлюсь» журналистом и пишу продолжение публикации (даю подробности, детали, комментарии).

Когда я «читатель» я рассуждаю так:

Я считаю, что нельзя вносить в лид номер подъезда, улицу, орудие убийства, количество дыр в голове, отчество убитого. Эти детали – вынос для моего мозга! Слишком много информации! Меня не интересует проходной или непроходной подъезд, мне плевать на название нефтяной компании. Я – ленивый читатель и не хочу читать всю публикацию, я смотрю на текст, который выделен жирным шрифтом и хочу узнать кто, когда, кого убил?

От прочтения «детального» лида у самого остается дыра в голове, пропадает желание читать новость.

Яркие лиды – одна из основных ошибок начинающих журналистов .

По себе знаю: хочется втиснуть в первый образ побольше красочных подробностей, предоставить читателю полную картину происшествия. Короче, хочешь подать якобы живую информацию, а получаешь оплеуху от редактора.

У моего начальника есть хорошая фраза, которая касается подачи новостей: «Пишите новости для технички». Примерно так звучит.

Хороший лид

Все просто:

18 августа в подъезде жилого дома неизвестными убить миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании. Убийство носит заказной характер.

Краткость – сестра таланта и уважение от верстальщика газеты. Смакуйте подробности убийства во втором и далее абзацах. Самое главное, что вы кратко, без искажений ответили в лиде на вопросы Кто? Что? Где? Когда? Выдвинули версию убийства:

Кто?
Было: Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац».
Стало: Миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании

Что? (действие)
Было: был застрелен тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья
Стало: убит

Где?
Было: в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева
Стало: в подъезде жилого дома

Было: преступники не найдены.
Стало: неизвестными

Ваше «когда» не изменилось, но изменилась версия убийства:

Было: По предварительным данным – это заказное убийство
Стало: Убийство носит заказной характер.

Такая краткая информация для молодого бойца. Надеюсь, тот минимум, что я выдал, поможет вам написать хороший лид.

1. Одним ударом. Это как бы мат в один ход: в первом же предложении вы сообщаете читателю самую суть события. Весь остальной материал, по сути, является лишь объяснением того, что вы сказали вначале, описанием подробностей. Такой лид называют ещё перевёрнутой пирамидой.

Надо ли объяснять, что не о любом событии можно написать таким образом? Тут не подойдут Дни именинника в кружке, окончание учебного года, стандартная дискотека. Сам факт должен быть достаточно незаурядным и шокирующим. Вот, например, как начал свое сообщение о крупнейшем землетрясении в Сан-Франциско Джек Лондон, когда работал репортером в одной из американских газет: «Сан-Франциско больше нет».

Еще пара примеров:

Слишком часто стали пропадать куртки в школе-лицее № 18.

Сразу по трем заболеваниям - дифтерии, коклюшу и менингококковой инфекции - объявили карантин в 18-й школе.

Этот лид также применяется в сообщениях, предупреждающих граждан об опасности, угрожающей их жизни и здоровью. В самом деле, если необходимо, чтобы все узнали о надвигающейся беде, ни к чему лишние слова.

2. Нагнетание напряжения. Каждое последующее предложение первого абзаца как бы более и более «накаляет страсти» не позволяя читателю «расслабиться».

Этот лид хорош для материалов, рассказывающих о реальных трагических или связанных с приключениями событиях, бедствиях, зонах военных действий, курьезных случаях.

Например:

...На вечер назначен бал. Гости приехали из самого Петербурга. Одна из знатных дам в пышном платье решила погулять по парку. Ни о чем не подозревая, она села на скамейку. Вдруг со всех сторон на нее обрушиваются струи воды. Нет, это не дождь. Просто барышня, наступив каблучком на камушек, включила фонтан. Ей, конечно, не до смеха, зато остальным гостям потеха.

В страшный и тяжелый день понедельник я встретил ее... С тех пор нет душе моей покоя! О, какая у нее фигура! Увидев ее, Останкинская башня покачнулась бы, а Пизанская свалилась-таки, наконец..

Если немного «обмануть» читателя, то есть, начать таким образом заметку о самом заурядном факте, всячески его обыгрывая, вы рискуете разочаровать какую-то часть аудитории, не оправдав ее надежд.

3. Зарисовка. Материал начинается с описания: места события, людей - героев материала, собеседника, если это интервью, обстановки, условий, которые сопровождали вас при написании материала или сборе информации.

Например:

Серая, мохнатая, полуоблезлая собака запрыгнула на заднюю подножку автобуса, тяжело дыша и роняя капельки слюны на пол. Она спокойно и скромно пристроилась у наших ног мордой к выходу.

Также вы можете заставить читателя нарисовать в своем воображении картину, свидетелем которой вы вовсе не обязательно были, или смысл которой не до конца ясен, так что весь материал будет служить пояснением к ней.

Описание может быть как более-менее подробным, так и состоять из нескольких грубоватых, размашистых штрихов.

4. Вопрос. В первом предложении задается один или несколько вопросов, ответом на который служит материал.

Желательно, чтобы это не были риторические или элементарные вопросы, на которые и так каждый знает ответ, типа: «В чем смысл жизни?», «Известно ли вам, кто такие панки?», «Довелось ли вам хоть раз в жизни посидеть ночью у туристского костра?»

Этот лид хорош, если вам удалось придумать действительно неожиданный, даже парадоксальный вопрос.

Например:

Говорите, у кошек не бывает стрессов?

О чем может рассказать твой Филька? Или Васька? Или, на худой конец, Барсик?

5. Цитата. Материал начинается не со слов автора, а с речи собеседника, если это интервью (В том, конечно, случае, если это очень интересный ответ, или часть ответа), источника информации.

Например:

- Я бы хоть сейчас каждому отличнику вручил по стипендии и именному подарку, - мечтательно улыбнулся Лев Петрович Иванов, директор шестьдесят третьей школы...

«Спокойной ночи, малыши!» - сказал дядя Володя, и во Дворце спорта «Юность» начался праздник. Вся веселая компания - Хрюша, Степашка, Филя - была в сборе.

Также можно процитировать слова известного писателя, поэта, мыслителя, рассказать пословицу, поговорку, напомнить фразу из песни.

Например:

«Ребята, давайте жить дружно!». Помните, так сказал один очень известный кот. О друге, верном, надежном, мечтает, наверное, каждый. Вот и мы хотим с вами подружиться.

В этом случае они чаще всего выделяются кавычками или оформляются как прямая речь. Главное, не перестараться в желании «образованность показать» - не переврать слова другого человека, да и не забывать о том, что цитируемая знаменитость вовсе не для всех читателей - авторитет. Кое-кого она может отпугнуть от материала, а не привлечь.

Неточная, приблизительная цитата может быть раскавычена:

Один мой знакомый сказал, что весь мир делится на читателей и писателей. Все, с кем мы встречаемся каждый день во Дворце, школе, в кино, трамвае, на улице - это читатели.

6. Анекдот, шутка. Если это уместно, рассказать анекдот на тему, на которую написан сам материал, шутливо обыграть факт.

Например:

«Бегемота можно положить в холодильник в три приема: открыть дверцу, положить бегемота, закрыть холодильник. А вот жирафа - в четыре: открыть дверцу, вынуть бегемота, засунуть жирафа и закрыть холодильник. Если, как утверждает анекдот, жираф в холодильник с трудом влезает, то в купе поезда - ни за что.

Вот и пришлось жирафам Иде и Ларику стать пассажирами кораблей Балтийского флота.

Разумеется, есть такие события и такие темы, когда шутить не стоит - реальное горе у людей, смерть, тяжелая болезнь, угроза жизни и здоровью.

7. Интересная подробность. Вы бросаете читателю для «затравки» какую-нибудь занятную, необычную подробность, чтобы он «клюнул», и не в коем случае не говорите в самом начале о том факте или событии, о котором хотите рассказать в материале. Чтобы понять, о чем, в целом идет речь, нужно прочесть весь материал или хотя бы его половину.

Этот лид как бы противоположен лиду «одним ударом».

Например:

Недовольный шепоток и усмешки в зале - таким был финал. А начинался концерт симфонической музыки так хорошо...

В этот день каждый, кто находился в лагере имени В. Терешковой, должен был носить бантик. Вернее, вынужден - иначе обольют холодной водой.

8. Повествование. Материал начинается с перечисления различных фактов и событий, таким образом, что каждое последующее предложение логически развивает, дополняет или обыгрывает тему предыдущего. Как правило, самое последнее предложение лида и бывает «ударным»: оно резко выбивается из выстроенной логической цепочки неожиданным выводом. Такой лид называют ещё «затяжной прыжок»

Например:

Маша была хорошей девочкой. Она слушалась маму, ела манную кашу и мыла руки. За что часто получала мороженое. Маша его очень любила. Так сильно, что, когда выросла, стала работать на мороженой фабрике. Директором. Правда, не долго. До тех пор, пока не ограбила сейф в своем же кабинете.

Какой лид выбирать для заметки - решать вам самим.



Рекомендуем почитать

Наверх