Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания...
![Павел Петрович Кирсанов: характеристика персонажа](https://i2.wp.com/xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/Pavel_Petrovich_Kirsanov_1-280x296.jpg)
Логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогических наблюдений за ребенком.
В логопедическом обследовании детей раннего возраста в зависимости от того, воспитывается ли ребенок с рождения в семье или Доме ребенка, используют комбинированно методы анализа анамнестических данных, анкетирования родителей и наблюдения за ребенком младенческого возраста. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно также ориентироваться на традиционную схему нормального развития доношенных детей до 3 лет (Н. М. Аксарина, 1972; Л. О. Бадалян, 1982, 1988)и методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт, 1996).
I этап (период новорожденности)
При отсутствии отклонений в развитии ребенок кричит громко с первой минуты жизни, его дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. Первые голосовые реакции еще интонационно невыразительны, но в них можно отчетливо различить отдельные гласноподобные звуки («а», «э»).
Особое внимание обращается на характер крика новорожденного, который в первые недели жизни у детей с отклонениями в развитии чисто напоминает отдельные всхлипывания на вздохе, с характерным носовым оттенком. В случаях наиболее тяжелой патологии отмечается пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым». Нарушения крика отчетливо проявляются у детей с тяжелой двигательной патологией, у которых в дальнейшем выявляется дизартрия или анартия (Л. О. Бадалян и др., 1988. - С. 100). Если к концу периода новорожденности крик по-прежнему преобладает над другими рефлекторными звуками (кряхтенье, ворчанье, гуканье), то можно с большой долей вероятности констатировать патологические отклонения в развитии ребенка.
Логопедическое обследование
При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующее:
· характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);
· физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);
· интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);
· хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.);
· первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);
· причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);
· длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);
· характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное» покусывание» груди во время кормления).
II этап (1-3 месяца)
На эмоционально положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья), которое к концу периода переходит в певучее гуление («бааа, мааа»). Младенец постепенно переходит от единичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек. При гулении общая двигательная активность ребенка снижается.
На основе зрительного и слухового сосредоточения возникает и закрепляется мимико-соматический «комплекс оживления» (3 мес): ребенок начинает воспринимать обращение к себе и «отвечать» на него сочетанием улыбки, общим мимическим оживлением, вокализацией, генерализованной двигательной активностью. Он по-разному реагирует на сердитый и ласковый голос, улыбается или плачет. С помощью крика, который становится интонационо-выразительным, ребенок выражает свой протест или неудовольствие.
При отклонениях в раннем развитии ребенка ориентировочные зрительные и слуховые реакции формируются с запаздыванием или отсутствуют вообще. Преобладают отрицательные реакции (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка.
При выраженных нарушениях эмоционально-психической сферы нарушается формирование механизмов подражания, и гуление как бы задерживается на аутоэхолалической стадии. Необходимо также обратить особое внимание на формирование у младенца к 3 месяцам выраженной эмоциональной реакции на ухаживающего за ним взрослого человека («комплекс оживления», улыбка, более активное гуление после звуковой стимуляции). Отсутствие такой реакции является прогностически неблагоприятным показателем и требует дальнейшего наблюдения за психическим и эмоциональным развитием ребенка (Э. Л. Фрухт, 1998).
Логопедическое обследование начинается с наблюдения за ребенком в естественных условиях. При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает особое внимание на:
· характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);
· появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое-горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;
начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);
· фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого;
· наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого;
· характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;
· характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплек соживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;
· проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.).
Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:
· начальное гуление-гуканье»;
· истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции);
· первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас;
· монотонность/выразительность, напевность гуления, модулированный/немодулированный характер первой доречевой продукции
III этап (3-6 месяцев)
В начале этого этапа ребенок еще издает протяжные гласноподобные звуки, но постепенно намечается переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, заметно более разнообразными («истинное гуление»). К 6 месяцам должны хорошо различаться звукосочетания гласных с губными согласными типа «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» (аутолалический этап лепета). Изменение характера голосовой продукции ребенка приводит к тому, что младенец начинает лепетать с типичной для его языкового окружения мелодикой.
Постепенно у ребенка формируются специфические слуховые реакции на все внешние раздражители (голос мамы, разговор, наблюдение за звучащим предметом или игрушкой). С 4 месяцев он устойчиво находит глазами источник звука, который находится вне поля его зрения, узнает мать и улыбается ей. С 5 месяцев дифференцирует знакомые и незнакомые лица. Различает строгую и ласковую интонацию речи, эмоционально положительно реагирует на голос матери, а к голосу незнакомого человека только прислушивается, но остается равнодушен. После 4,5 месяцев протестует против «формального общения», проявляет ярко выраженную коммуникативную интенцию (М. И. Лисина, 1986).
Когнитивное развитие: у ребенка преобладает познавательный интерес над эмоциональным (с интересом тянется к новой игрушке, легко отвлекается на новый раздражитель). Формируется ожидание многократно повторяющихся действий.
Коммуникативная деятельность: ребенок стремится к общению со взрослым. Развивается общение с помощью жестов: тянет руки, чтобы его взяли на руки или дали необходимый предмет.
Нарушения интонационно-мелодической структуры лепета наблюдаются не только у глухих детей, но и в случаях натальной травмы шейного отдела спинного мозга. В этом случае на процесс голосообразования оказывают влияние нарушения функции спинального дыхательного центра, слабость мышц диафрагмы при повреждении С-4 сегмента и межреберных мышц (А. Ю. Ратнер, 1990). Дети дышат поверхностно, у них снижен объем выдоха при общей мышечной гипотонии, что становится особенно заметно в связи с особенностями вокальной структуры лепета. Длительный вокализованный выдох явно затруднен, преобладают краткие лепетные серии («бедный лепет»).
В случаях более тяжелой неврологической патологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдается выраженная мышечная гипотония. Наблюдаются специфические искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Интонационно-мелодическая выразительность вокализаций снижена, самоподражания нет (Л. О. Бадалян и др., 1988. - С. 141).
Степень недоразвития эмоциональных и психических реакций достаточно вариабельна. У некоторых детей с формирующимся церебральным параличом в третий период эти функции могут быть еще полноценными (легкие формы спастической диплегии, гемипарез, легкая атактическая форма) или нарушены незначительно (Л. О. Бадалян, 1988, там же). В случаях грубого поражения по типу РДА органического генеза или глубокой умственной отсталости ребенок может быть явно неконтактен, пассивен, его ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот, у него будет преобладать патологическая двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик, отворачивается).
Логопедическое обследование
Целесообразно отметить следующие особенности доречевого развития ребенка 3-6 месяцев:
· характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);
· особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);
· переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентацией на первом «слоге» серии);
· изменение поведения в ответ на слуховые раздражители(ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери);
· наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгиванья», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);
· патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья): «дисфагия»;
· особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;
· неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).
IV этап (6-9 месяцев)
В самостоятельной вокальной продукции наблюдается постепенный переход к активному, многообразному по звуковому составу лепету. Звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляясь в лепете ребенка в определенной последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые (В. И. Бельтюков, 1977). У младенца вызывается эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, он также может имитировать кашель и щелканье языком.
Возрастает роль стимуляции на характер долингвистической вокальной продукции. На появление первичных коммуникативных намерений существенно влияет наличие благоприятной обстановки взаимодействия взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность
1. Понимает, когда к нему обращаются по имени, реагирует на слово « нет».
2. Вокализации и жесты выполняют коммуникативную функцию (интонация удовольствия, неудовольствия, просительные и протестующие жесты).
3. Начальное ситуационное восприятие обращенной речи (поворачивает голову в сторону называемого человека). Отклонения в развитии приводят к задержке или невозможности формирования коммуникативной функции речи, ребенок реагирует на раздражители недифференцированным криком, плачем, спонтанными жестами.
4. В случае грубой патологии развития физиологические эхолалии и слоговой лепет не формируются или возникают позже в искаженном виде, интонационная выразительность отсутствует, реакция на обращенную речь проявляется в виде чрезвычайно бедной вокальной продукции, отдельных звукокомплексов, недифференцированной голосовой активности (Е. Ф. Архипова, 1991. - С. 11). Ребенок не стремится к звукоподражанию. При глубокой умственной отсталости и РДА эти признаки выражены еще сильнее.
Когнитивное развитие
«Комплекс оживления» угасает, уступая место более дифференцированным психическим реакциям. Развивается подражание и активное манипулирование предметами. Действия приобретают целенаправленный характер (настойчивые попытки достать, дотянуться до нужного предмета, после отвлечения возвращает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет).
При отклонениях в развитии вместо ориентировочной реакции и игровой деятельности (манипулирования) выражены общий комплекс оживления и подражательная улыбка (Л. О. Бадалян и др., 1988. - С. 145). В случаях РДА эмоциональные реакции у детей очень избирательны и неожиданны, часто они бывают связаны с неодушевленными предметами.
После 6 месяцев нарушения когнитивного развития достаточно заметны, однако дифференциальная диагностика очень сложна, чтобы определить ведущее нарушение надо соотнести все данные об анамнезе с динамическим наблюдении за ребенком
Логопедическое обследование
При целенаправленном наблюдении за развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам необходимо отметить следующее:
1. Особенности формирования лепета:
· отсутствие лепета, смодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;
· близость лепета к интонационным особенностям родной речи (незавершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т.п.) (Н. И. Лепская, 1997);
· лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать - ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);
· умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета.
2. Особенности формирования понимания обращенной речи:
· знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей - как их называют в семье (мама, папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?».
3. Развитие паралингвистических форм коммуникации:
· выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;
· формирование направленного взгляда («соединяющего»),использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;
· умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях).
4. Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи:
· постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;
· развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх-вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;
· переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь.
5. Характер взаимодействия матери и ребенка:
· сколько времени мать уделяет общению с ребенком, играя с ним;
· пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.
V этап (9-12 месяцев)
В начале периода - активный лепет, в конце периода большинство детей произносят 5-6 лепетных слов. Нормально развивающиеся дети хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Они хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность звучания голоса.
Наличие рудиментарного лепета, однообразных и монотонных голосовых реакций свидетельствует о серьезном отклонении в раннем развитии ребенка, которое может носить как парциальный, так и комплексный характер.
В более легких случаях при компенсации к этому возрасту некоторых синдромальных проявлений (гипертензионно-гидро-цефальный синдром, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, вегетативно-висцеральный синдром), нарушения формирования голосовых реакций сочетаются со слабостью слуховых дифференцировок, недостаточностью слухового внимания и трудностью локализации источника звука в пространстве. Это задерживает развитие начального понимания речи у детей с резидуальной неврологической симптоматикой (Е. М. Мастюкова, 1993, 1997).
К концу первого года жизни выраженными становятся клинические признаки основных форм ДЦП: формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии и гиперкинезы, что приводит к нарастанию патологических изменений в тонусе мышц речевого, голосообразующего и дыхательного аппарата.
Дисфункция общих речедвигательных навыков и нарушения механизмов фонации и дыхания косвенно проявляются в стойких трудностях формирования навыков разжевывания твердой пищи, проглатывания и умения пить жидкость маленькими глотками из чашки.
Коммуникативная деятельность и дословесные формы общения
Младенец понимает указательные, запретительные жесты, а также выполняет некоторые коммуникативные действия: машет ручкой при прощании, подражая взрослому, для просьбы использует указательный жест. В этом возрасте активно развивается система дословесных форм общения, в которую входят звуки (вокализации), мимика, произвольные движения тела, жесты и взгляды («указательный», «ищущий оценку», «соединяющий»). Задержка формирования или полное отсутствие соответствующих паралингвистических структур в конце первого года жизни свидетельствует о серьезных нарушениях коммуникативной функции речи.
У нормально развивающегося ребенка формируется понимание обращенной речи: отвечает действием на словесные просьбы (например, хлопает в ладоши при слове «ладушки»), кивает головой в знак «согласия-несогласия». К 12 месяцам появляется речевое общение при помощи первых слов, как правило, обозначающих близких людей, любимую игрушку, часто выполняемое действие.
Когнитивное развитие
У ребенка формируются первые наглядно-действенные представления, являющиеся сенсорно-перцептивной основой формирования обобщенного мышления и речи у детей раннего возраста. Особую форму деятельности младенца представляет собой подражание (движениям, жестам, выражению лица, голосу, простым словам) взрослому человеку, которое становится осознанным и разнообразным в конце первого года жизни
При выраженных нарушениях психоэмоционального и когнитивного развития наблюдаются:
1. маловыразительная и однообразная мимика;
2. эмоциональные проявления в форме хаотической двигательной активности или оральных синкинезий;
3. неадекватные реакции на речевое обращение, словесные инструкции, демонстрируемое действие.
Логопедическое обследование
Важнейшими диагностическими параметрами оценки речевого развития ребенка к 1 году являются:
1. первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (младенец смотрит в глаза собеседнику, соблюдает очередность «высказываний», кивает головой - «согласен/не согласен», машет ручкой - «до свидания» и т.п.);
2. хорошее понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, реагирует на запреты, выполняет простую инструкцию);
3. завершение лепетной стадии (активный лепет, его интонационная окрашенность и близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых, переход отаутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам);
4. появление первых слов и переход к речевой коммуникации (в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких упрощенных слов);
5. условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка: тактильно-эмоциональное, эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм (Ю. А. Разенкова, 1998);
6. сформированность базовых навыков глотания и жевания. Опрос родителей и анализ результатов наблюдения за ребенком первого года жизни целесообразно проводить опираясь на общие закономерности развития первых психических реакций младенца в онтогенезе, их зависимость от формирования двигательных функций, соматического здоровья ребенка и других факторов (например, особенностей эмоциональных отношений в семье).
Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности - консультирования у детского психолога.
Ирина Черень
Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО
И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(от 2 до 4 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения, возраст ___
Национальный язык, двуязычие (если есть) ___
Домашний адрес ___
Дата заполнения речевой карты___
Логопед ___
(возраст при рождении ребенка)
Отец ___ (возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников
От которой по счету беременности ребенок ___
Протекание беременности (токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал ребенок ___
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___
Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ___
Вес и рост ребенка при рождении ___
Вскармливание : когда принесли кормить ___
как взял грудь ___
как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ___
Грудное вскармливание до ___
Когда выписали из роддома ___
если задержались, то почему ___
Раннее развитие
Голову держит с ___
(в N с 1,5 мес.)
(в N с 6 мес.)
(в N с 11-12 мес.)
(в N с 1 года)
Первые зубы ___
(в N в 6-8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До года ___
После года ___
До 3 лет ___
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время
(в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление ___ (в N 2-3 мес.)
(в N от 4 до 8 мес.)
Характер лепета ___
Первые слова ___
(в N около года)
Первые фразы ___
(в N от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)
Использование жестов ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ___
Занимались ли с логопедом (с какого возраста ) ___
Результаты логопедической работы ___
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования :
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое) ;
в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
г) индивидуальные особенности.
2. Состояние слухового внимания :
а) дифференциация звучащих игрушек;
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) .
3. Исследование зрительного восприятия :
а) восприятие величины : большой – маленький;
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом) :
2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
в) восприятие формы (с3 лет.) :
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу : круг, треугольник, квадрат) .
4. Исследование зрительно - пространственного гнозиса праксиса :
а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади) ;
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей) ;
в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) .
5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет :
Пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
Перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
Медленно покружиться на месте;
Бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
Поймать брошенный мяч;
Подпрыгнуть на двух ногах на месте;
Выполнить наклоны вперед и в сторон.
Для детей от 3 до 4 лет :
Пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
Перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
Пройти по положенному на пол шнуру;
Прыгнуть в длину с места;
Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой) ;
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики) .
В 2-3 года :
- «покормить» куколку;
Слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
Уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
В 3-4 года :
Расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
Рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
Рисовать круг, тело человека;
Складывать крупную мозаику.
II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом :
Кукла плачет : а-а-а. Мышка пищит : и-и-и
Ребенок плачет : уа. Собака лает : ав.
Поезд гудит : у-у-у. Заблудились в лесу : ау.
Ослик кричит : иа. Кошка мяукает : мяу.
Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные : ___
Согласные : ___
[б], [п,] [м] ___
[д,] [т,] [н] ___
[г,] [к,] [х] ___
свистящие ___
шипящие ___
аффрикаты ___
[л,] [л’]___
[р,] [р’] ___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении :
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ;
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.) ;
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) ;
д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) ;
е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ;
ж) язык (массивный, маленький, «географический» , с укороченной подязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию) :
Поднять брови вверх («удивиться» );
Нахмурить брови («рассердиться» );
Прищурить глаза;
Надуть щеки («толстячок» );
Втянуть щеки («худышка» );
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию) :
а) губы – «улыбка» - «трубочка» ;
б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник» ;
в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений :
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение) ;
в) объем движений (полный, неполный) ;
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движений;
е) добавочные и лишние движения (синкинезия) ;
ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.) .
объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный) . Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное) . Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное) .
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) ;
Особенности просодической стороны речи
(при наличии фразовой речи) :
а) темп (нормальный, быстрый, медленный) ;
б) ритм (нормальный, аритмия) ;
в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки );
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной) .
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом :
стол – стул, косы – козы;
папа – баба, горка – корка;
точка – дочка, миска – мишка.
2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков) .
IV. Исследование лексики и грамматического строя
импрессивной речи
1. Пассивный словарь :
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы) : показать по словесной инструкции логопеда предметы , части предметов, части тела и т. п. ;
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) : выбрать предметы или картинки по темам : «Игрушки» , «Посуда» , «Одежда» ;
в) понимание действий :
Показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках) ;
Выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу» , «Покорми куклу» , «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках : чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках : дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).
V. Исследование лексики и грамматического строя
экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь :
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам : «Игрушки» , «Посуда» , «Одежда» , «Обувь» , «Семья» , «Животные» и т. д. ;
б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам : ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т. д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов) .
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи) ;
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа :
стол – столы рука – руки
мяч – мячи шар – шары
кукла – куклы глаз - глаза
б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках» . – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);
в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам) :
Это хвост кого? – Лисы.
Это сумка кого? – Мамы.
Это машина кого? – Мальчика.
Это уши кого? – Зайца;
г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов : шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);
д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами : как назвать маленький предмет? (по картинкам) :
стол – столик ложка - …
нос - … кукла - …
дом - … кровать - …
VI. Состояние связной речи
(обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение
Логопед ___
Консультант врачей – специалистов :
Невролог___
1. Дата обследования 2. Возраст ребенка 3. Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза 4. Состояние слуха (по заключению специалиста) 5. Состояние зрения (по заключению специалиста) 6. Данные наблюдения и обследования
6.1. Череп - стигмы дизэмбриогенеза черепа
6.2. Лицо:
Hаличие стигм дизэмбриогенеза непроизвольные движения мимической мускулатуры (оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)
Произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5 года):
Мимика лица: Тонус мимических мышц (определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом)
Нос – строение
6.3. Рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)
6.4. Артикуляционный аппарат.
Верхняя челюсть - строение
Нижняя челюсть - строение
Аномалии строения Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры):
Произвольные движения (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):
Оцениваются:
Тонус мышц нижней челюсти
Соотношение между верхней и нижней челюстью:
Губы - строение
Аномалии строения
Положение губ в покое:
Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при речевых реакциях во время бодрствования и игры): Произвольные движения губ (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):
Оцениваются:
Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:
Насильственные движения в мышцах губ:
Язык - строение:
Аномалии строения
Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка
Положение языка в покое:
Непроизвольные движения языка:
Произвольные движения языка (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):
Оцениваются:
Насильственные движения языка
Подъязычная уздечка:
Аномалии строения
Мышечный тонус языка:
Твердое небо - строение:
Аномалии строения
Мягкое небо - строение:
Аномалии строения
Наличие пареза:
Непроизвольные движения мягкого неба:
Произвольные движения мягкого неба (с 2 лет):
6.5. Наличие оральных синкинезий
6.6. Дыхательный аппарат.
Тип дыхания:
Ритм дыхания:
Аномалии строения
6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.
Особенности 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес.
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов:
Материал - три-четыре игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).
Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладываются четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого: "Где...?" - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.
Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает: "Где...?" При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.
Поведение ребенка: по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки). Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее трех предметов.
Не понимает названия окружающих предметов.
Материал - предметы одежды, обуви.
Методика выявления: ситуация естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти четыре предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
Помощь ребенку: если ребенок не ищет предметы или ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит ребенка к шапке, просит найти ее, если поиска нет, подводит ребенка к платью, затем - к штанишкам. Можно найти с ребенком два предмета из четырех. А затем раскладывает на видных местах предметы и предлагает ребенку найти их.
Поведение ребенка: по слову взрослого сам или с помощью находит не менее трех предметов.
Не находит и не понимает названий окружающих предметов.
Б. Понимание ребенком действий:
Материал - сюжетная игрушка - кукла, тарелка, кроватка. Методика выявления: ситуация естественная. Ребенку предлагается выполнить действия: "Покорми куклу", "Положи куклу в кроватку".
Помощь ребенку: если ребенок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребенка выполнить:
"Положи спать куклу", "Дай попить кукле".
Поведение ребенка: выполняет действия по просьбе взрослого, сам или с помощью взрослого.
Не выполняет действий по просьбе взрослого.
В. Ребенок ориентируется в группе:
Методика выявления: ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: "Покажи, где у нас рыбки", "Найди, где часы", "Иди мыть руки".
Поведение ребенка: выполняет не менее трех поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все три задачи.
Не ориентируется в группе.
6.10. Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
Методика выявления: ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок во время игры не произносит звуков и лепетных слов, взрослый вызывает у него удивление, радость: "Посмотри, вот кукла - ляля, ай! Нет ляли. Поищи, где ляля. А, вот она!" После показа взрослый продолжает наблюдение, поддерживая интерес ребенка к игрушкам.
Поведение ребенка: разнообразно лепечет сам или после игры со взрослым, пользуется облегченными словами ("дай, бах, ав-ав, ляля")
Употребляемые лепетные и облегченные слова:
Не лепечет, не пользуется облегченными словами
Особенности 1 год 4 мес. - 1 год 6 мес.
6.8. Понимание речи.
А. Обобщение предметов по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной" ситуации):
Материал - два однородных предмета, отличные друг от друга по какому-либо признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет - кукла.
Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем - другую, потом - собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.
Материал - ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла. Методика выявления - та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка: находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Не обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи.
Б. Понимание предлогов и предложно - падежных категорий: понимание предлогов "в", "на"
Материал - коробка с крышкой, кубик.
Методика выявления: ребенка просят спрятать кубик, положить кубик на коробку, на стол и т.д.
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения взрослого.
Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручения.
6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различает неречевые звуки (1 год 6мес).
Материал - набор игрушек: ширма, два бубна, два колокольчика, четыре деревянные ложки.
Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Угадай, что звучит".
Поведение ребенка: правильно выбирает игрушки по их звучанию.
6.10. Активная речь: cловами, облегченными (например, "би-би") и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
Материал - четыре предмета (кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробка, из которой они вынимаются.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: "Кто это, что это?"
Поведение ребенка: называет предметы правильно, например: заяц, машина, и облегченными словами.
Употребляемые слова
Не пользуется полными простыми словами.
Особенности 1 год 7 мес. - 1 год 9 мес.
6.8. Понимание речи.
А. Понимание несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Материал - изображение сюжетных картинок, например: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; дядя чинит машину.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: "Где...?", "Покажи".
Помощь ребенку: если ребенок затрудняется ответить, можно рассмотреть сюжет картин и задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины.
Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов.
Не понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, не отвечает на вопросы взрослого.
Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно- падежных конструкций с предлогом "под".
Материал - коробка с крышкой, кубик.
Методика выявления: ребенку предлагают спрятать кубик.
Поведение ребенка:
Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручений.
В. Понимание единственного и множественного числа существительного (1 год 9мес). Материал - картины: стол, столы, машина, машины,мяч,мячи, ложка, ложки, шар, шары.
Методика выявления: ребенку предлагают показать, где стол, а где столы и т.д. Поведение ребенка: из пяти пар показывает правильно три-четыре пары картинок.
Не показывает, а хаотично перебирает картинки.
Г. Понимание слов-действий, выраженных категорией возвратности глагола (1 год 9 мес.).
Материал - картины: кукла моет руки, кукла моется; мальчик катает машину, мальчик катается в машине; девочка одевает, девочка одевается.
Методика выявления: ребенку предлагают показать, где кукла моет, а где моется и т.д.
Поведение ребенка:
Не показывает, не понимает.
Д. Понимание суффиксальных отношений:
Понимание слов с суффиксом уменьшительности (1 год 9 мес.).
Материал - картинки: машина большая и маленькая, собака большая и маленькая, мяч большой и маленький, чашка большая и маленькая.
Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где машина, а где машинка, где собака, а где собачка.
Поведение ребенка:
Не понимает, не находит
6.9. Cлуховое внимание и фонематический слух: различение речевых звуков (1 год 9 мес.).
Материал - набор игрушек: ширма, две собаки, две кошки, два петуха, две коровы.
Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Угадай, кто тебя позвал?".
Поведение ребенка: по звукоподражанию находит необходимые игрушки.
6.10. Активная речь.
А. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями.
Методика выявления: ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, в режимных моментах, занятиях.
Поведение ребенка: во время игры и другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Не сопровождает свои действия двухсловными предложениями.
Полные слова, которые употребляет:
Образцы двухсловных предложений:
Б. Слоговая структура слова.
Употребление двухсложных слов (1 год 9 мес.) типа: "папа, мама, пила, часы".
Употребление односложных слов (1 год 9 меc.) типа: "дом, вот, мяч, там".
В. Звуковая сторона слова.
Гласные звуки (1 год 9 мес):
Согласные звуки:
Особенности 1 год 10 мес. - 2 года.
6.8. Понимание речи:
А. Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.
Материал - специально подготовленный рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого.
Не понимает рассказ, не отвечает на вопросы.
Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно- падежных конструкций с предлогами "у", "с".
Материал - шарик, скат, коробка с крышкой. Методика выявления: ребенка просят покатить шарик с горки, со стола, положить шарик у коробки.
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.
Не понимает предложно-падежные конструкции, не выполняет поручения.
В. Понимание единственного и множественного числа глагола (2 года).
Материал - картины: мальчик строит, дети строят; девочка рисует, дети рисуют; девочка ест, дети едят.
Методика выявления: ребенку предлагают показать, где "строит", а где "строят" и т.д.
Поведение ребенка: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.
Не показывает, не понимает
6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение высоты голоса (2 года). Материал - набор игрушек: ширма, два медведя (большой и маленький), две собаки (большая и маленькая), две кошки (большая и маленькая).
Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Тихо - громко".
Поведение ребенка: различает высоту голоса.
6.10. Активная речь.
А. При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика выявления: ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым). Поведение ребенка: общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Не общается со взрослым двух- и трехсловными предложениями.
Образцы трехсловных предложений ребенка:
Характер аграмматизма
Б. Употребление винительного падежа (2 года):
В. Употребление предложного падежа (2 года):
Г. Употребление слов с суффиксом уменьшительности (2 года):
Д. Практическое употребление именительного падежа множественного числа с окончанием "ы", "и" (2 года):
Е. Слоговая структура слова: употребление трехсложных слов без стечения согласных (2 года), типа: машина, малина, собака, молоко.
Ж. Звуковая сторона слова: отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешания звуков.
Гласные звуки (2 года):
Согласные звуки:
Особенности 2 года 1 мес. - 2 года 6 мес.
6.8. Понимание речи.
А. Понимание обращенной речи: понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки:
Б. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов: понимание предлогов - за", "по", "до", "над" (с 2,6 мес).
Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка.
Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения.
В. Понимание единственного и множественного числа прилагательного (2 года 6 мес).
Материал - картины: синий флажок, cиние флажки; красный флажок, красные флажки; красный кубик, красные кубики; большой кубик, большие кубики.
Методика выявления: ребенку предлагают найти большой кубик и большие кубики.
Поведение ребенка: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит.
Г. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола (2 года 6 мес.): беседа с ребенком о том, что он делал или будет делать.
Поведение ребенка: понимает настоящее и прошедшее время.
Не понимает времен глагола.
6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию (2 года 6 мес).
Материал - картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.
Методика выявления:
Поведение ребенка: правильно находит картинки, различает слова, близкие по звучанию.
6.10. Активная речь.
А. Говорит многословными предложениями (более трех слов).
Методика:
Поведение ребенка: в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более трех слов).
Образцы многословных предложений:
Характер аграмматизма в предложении:
Не говорит многословными предложениями.
Б. Практическое употребление родительного падежа (2 года 6 мес.)
В. Практическое употребление дательного падежа (2 года 6 мес.)
Г. Практическое употребление творительного падежа (2 года 6 мес.)
Д. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного (2 года 6 мес.)
Е. Практическое употребление возвратных глаголов (2 года 6 мес.)
Ж. Практическое употребление единственного и множественного числа глагола (2 года 6 мес.)
Появляются вопросы: где? куда? (2 года 1 мес - 2 года 6 мес).
Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка: хотя бы раз задает вопрос "где?" или "куда?".
Не появляются вопросы в речи ребенка.
И. Слоговая структура слова.
Употребление двухсложных слов типа "лимон, батон".
К. Звуковая сторона слова.
Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.
Гласные звуки (2 года 6 мес):
Согласные звуки:
Особенности 2 года 7 мес. - 3 года.
6.8. Понимание речи.
А. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов.
Понимание предлогов - "через", "около", "перед" (3 года).
Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол,стул, горка.
Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения
Поведение ребенка: выполняет поручения.
Не выполняет поручения, не понимает предлоги.
Б. Понимание слов с суффиксом увеличительности.
Материал - картинки: ежи большой и маленький, дома большой и маленький, коты большой и маленький.
Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где еж, а где ежище и т.д.
Поведение ребенка: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит.
В. Понимание префиксальных отношений.
Понимание глаголов с различными приставками.
Методика выявления: ребенка просят выполнить поручения (открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.
Не понимает, не выполняют поручения.
6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию Материал - картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.
Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.
6.10. Активная речь.
А. Начало употребления сложных придаточных предложений.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.
Поведение ребенка: хотя бы один раз употребляет придаточное предложение.
Образцы сложных придаточных предложений ребенка:
Характер аграмматизма:
Не употребляет сложные придаточные предложения.
Б. Появление вопросов: почему? когда?
Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка: хотя бы раз употребляет вопрос "почему?" или "когда?".
В. Усвоение частей речи:
Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы, стол, стул, горка.
Г. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного (3 года).
Материал - тот же, что и в п."В".
Д. Слоговая структура слова: употребление слов со стечением согласных (3 года) типа: "вилка, чашка, ложка, зайка, мишка".
Е. Звуковая сторона слова.
Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.
Гласные звуки:
Согласные звуки:
6.11. Мелкая моторика рук - строение:
Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук
Мышечный тонус рук:
Положение кисти рук:
Положение пальцев рук: сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:
Согласованность движений рук
Ведущая рука
Материал - изюм и мисочка.
Методика выявления: собирание рассыпанного изюма в мисочку.
1. Дата обследования
2. Возраст ребенка
3. Данные доречевого и предречевого анамнеза
4. Состояние слуха (по заключению специалиста)
5. Состояние зрения (по заключению специалиста)
6. Данные наблюдения и обследования.
6.1. Череп - стигмы дизэмбриогенеза черепа
Наличие стигм дизэмбриогенеза
Наличие-отсутствие симметрии мимической мускулатуры
Наличие пареза, паралича
* живая, выразительная;
* вялая, маловыразительная;
* лицо амимичное.
Тонус мимических мышц (тонус мышц определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом):
* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* строение не нарушено;
* деформация носа;
* западение спинки носа;
* атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
* атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние.
* другие аномалии строения
6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)
6.4. Артикуляционный аппарат:
Верхняя челюсть - строение:
* без особенностей;
* наличие расщелины;
* справа;
* слева;
* полная;
* неполная;
* другие аномалии строения
Нижняя челюсть - строение: аномалии
Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):
* в полном объеме;
* ограничено опускание челюсти;
* ограничены боковые движения;
* ограничены движения при открывании рта;
* ограничены движения при закрывании рта;
* нарушено откусывание;
* нарушено жевание;
* другие нарушения движений
Тонус мышц нижней челюсти:
* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
Соотношение между верхней и нижней челюстью:
* не нарушено;
* тенденция к формированию прогении;
* тенденция к формированию прогнатии.
cтроение:
* без особенностей;
* толстые;
* тонкие;
* наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная;
* двусторонняя: полная; неполная;
* наличие пареза мышц губ;
* деформация верхней губы;
* деформация нижней губы;
* укорочение верхней губной уздечки;
* другие аномалии строения
Положение губ в покое:
* губы сомкнуты;
* спастическое напряжение губ;
* плотное смыкание рта;
* губы плотно не смыкаются;
* рот полуоткрыт;
* губы вялые;
* перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево;
* опускание угла рта вниз: справа; слева;
непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):
* движения в полном объеме;
* губы не округляются при присасывании;
* пища подтекает из угла рта: справа; слева;
* с двух сторон;
* ребенок быстро устает во время еды;
* не снимает пищу губами;
* при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева;
* при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева;
* другие нарушения движений
мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:
* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса);
* насильственные движения в мышцах губ:
* тремор;
* гиперкинезы.
cтроение:
* без особенностей;
* толстый;
* тонкий;
* большой, массивный;
* узкий, “игольчатый”;
* складчатый;
* кончик языка не выражен;
* кончик языка раздвоен;
* другие аномалии строения языка
наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка
Положение языка в покое:
* язык по средней линии;
* язык тонкий, распластан в полости рта;
* напряженный, отодвинут назад (кзади);
* спинка языка приподнята;
* спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх;
* кончик языка приподнят кверху;
* кончик языка не выражен;
* язык отклоняется в правую сторону;
* язык отклоняется в левую сторону;
* синюшный цвет языка;
Непроизвольные движения языка:
* движения в полном объеме;
* ограничены движения в правую сторону;
* ограничены движения в левую сторону;
* ограничены движения кверху;
* ограничены движения книзу;
* ограничены движения кзади;
* ограничены движения кончика языка вперед;
* складывается “лодочкой”;
* упирается кончиком в твердое небо;
* другие нарушения движений
синеет при непроизвольных движениях:
* больше справа;
* больше слева;
* кончик языка;
* весь язык;
насильственные движения языка:
* тремор;
* гиперкинезы;
* фибриллярные подергивания.
Подъязычная уздечка:
* без особенностей;
* укорочена;
* укороченная уздечка с массивным тяжем;
* наличие двух и более укороченных тяжей;
* другие аномалии строения
Мышечный тонус языка:
* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
Твердое небо:
Строение:
* без особенностей;
* высокое;
* узкое;
* уплощенное;
* широкое;
* плоское;
* наличие расщелины
* другие аномалии строения
Мягкое небо:
Cтроение:
* без особенностей;
* наличие расщелины;
* другие аномалии строения
наличие пареза:
* отклонение увуля от средней линии вправо (при крике);
* отклонение увуля от средней линии влево (при крике);
* провисание всей небной занавески;
Непроизвольные движения мягкого неба:
* движения в полном объеме;
* затруднено глотание;
* поперхивание при глотании;
* попадание пищи в нос;
наличие саливации:
* появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.);
* слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
* интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях
6.5. Наличие оральных синкинезий
6.6. Дыхательный аппарат.
Тип дыхания:
* брюшное дыхание (до 6 мес.);
* смешанное дыхание (после 6 мес.);
* инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания, недостаточная глубина);
* стридорозное дыхание.
Ритм дыхания:
* без особенностей;
* дискоординация вдоха и выдоха;
* нарушение ритма дыхания, сосания, глотания;
* нарушение ритма дыхания, жевания, глотания;
* нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции;
* поверхностный вдох;
* укороченный, слабый выдох;
* наличие утечки воздуха через носовые ходы.
6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:
* громкий;
* звонкий;
* достаточно сильный;
* интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста);
* наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста);
* тихий;
* маловыразительный;
* слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом;
* захлебывающийся;
* истощающийся;
* визгливый;
* прерывающийся;
* сдавленный;
* пронзительный;
* болезненный;
* с носовым оттенком;
* отдельные всхлипывания на вдохе;
* отдельные вскрикивания на вдохе;
* крик афоничный;
* вместо крика гримаса на лице;
* другие особенности крика
* крик отсутствует;
Раздражители, вызывающие крик:
* физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.);
* часто беспричинно;
* кричит постоянно, не успокаивается в позе “по грудью”, при виде пищи, ощущении соска, соски бутылки.
Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста):
* громкий;
* звонкий;
* достаточной силы;
* тихий;
* слабый;
* захлебывающийся;
* истощающийся;
* с носовым оттенком (нозализованный);
* плач афоничный;
* другие особенности плача
Кряхтенье:
* активное;
* слабое;
* нет звуков кряхтенья.
Причмокивание:
* активное;
* слабое;
* нет звуков причмокивания.
Повизгивание:
* активное;
* слабое;
* нет звуков повизгивания.
Хныканье:
* активное;
* слабое;
* нет звуков хныканья.
Радостные возгласы:
* активные;
* слабые;
* нет звуков.
Смех (с 4 мес.):
* радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
* нет радостных возгласов и смеха.
6.8. Предпосылки формирования активной речи.
Звуки гуканья, гыканья:(с 1 мес):
* издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним;
* активное, частое гуканье;
* редкие звуки гуканья;
* звуки гуканья:
Раздражители, вызывающие гуканье:
* непроизвольно;
* на звук игрушки;
* звуков гуканья нет.
Звуки гуления (с 2 мес):
* повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни);
* гулит (4 мес.);
* активное, частое гуление;
* редкие звуки гуления;
* звуки гуления
раздражители, вызывающие гуление:
* непроизвольно;
* в комплексе оживления (с 3 мес);
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки;
* на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей:
* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* звуков гуления нет.
Певучее гуление (с 5 мес.):
* активное певучее гуление;
* редкие звуки певучего гуления;
* звуки певучего гуления
раздражители, вызывающие певучее гуление:
* непроизвольно;
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей
* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* звуков певучего гуления нет.
Лепет (с 6 мес.):
произносит отдельные слоги лепета - начало лепета (6 мес) :
* интонированный;
* однообразные слоги лепета;
* неинтонированный;
* отдельные слоги лепета
* нет отдельных слогов лепета;
Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес) :
* лепет интонированный;
* лепет неинтонированный;
* слоги лепета:
* нет слогов лепета;
Громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес) :
* слоги лепета разнообразные;
* слоги лепета однообразные;
* лепет интонированный;
* лепет неинтонированный;
* слоги лепета
* нет слогов лепета;
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.):
* слоги лепета разнообразные;
* слоги лепета однообразные;
* произосит слоговые цепочки;
* произносит отдельные слоги лепета;
* редкие слоги лепета;
* недифференцированные звуки;
* лепет интонированый;
* лепет неинтонированный;
* произносимые слоги, звуки:
Раздражители, вызывающие лепет:
* непроизвольно;
* в ходе предметно-делового общения со взрослым;
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки;
* на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей
* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги;
* звуков лепета нет;
Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.):
* не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.
Первые лепетные слова (с 11 мес.):
* наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
* редко пользуется лепетными словами;
* произносимые лепетные слова
* нет первых лепетных слов;
* легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес);
* не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.
Звуковая активность ребенка повышается:
* в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
* в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого;
* в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
* при сочетании различных форм общения.
6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.)
6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)
6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)
6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.)
6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.)
Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук
Мышечный тонус рук:
* гипотонус;
* гипертонус;
* дистония;
Положение кисти рук:
* ротация кнаружи;
* ротация вовнутрь;
Положение пальцев рук:
* сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными;
* сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных;
* пальцы разведены;
Зрительно-моторная координация рук:
* приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
* приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.);
* фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
* наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.);
* перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.);
Формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:
* ладонный захват;
* захват нижней третью пальцев рук;
* захват верхней третью пальцев рук;
* захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.);
* захват тремя пальцами (с 10 мес.);
* указательный жест (с 9 мес.).
6.14. Движения общие
7. Речевое заключение
9. Подпись логопеда.