Беречь природу - значит беречь жизнь. "каждый должен беречь природу" интеллектуальная игра. В. Орлов Живой Букварь

Диеты 27.01.2019

Учитель:

Дорогие мальчики и девочки, сегодня мы не только поговорим с вами о природе – нашем общем доме, но и совершим виртуальное путешествие в один замечательный уголки нашего края.

Ученики:

Мы оставим дома развлечения,
Впереди у нас приключения.
Мы готовы природе помочь.
Она – мама. Я – сын, а я – дочь.

Конкурс “Собираемся в поход”

Учитель называет различные предметы, а дети хлопками отмечают только то, что им понадобится в походе.

Хлеб, миска, клюшка, кружка, погремушка, ложка, кошка, коньки, котелок, спички, будильник, консервы, мусорный пакет, зонтик, спальный мешок, стиральный порошок, линейка, скамейка, соль, утюг, фотоаппарат, веревка, компас, пылесос.

Ученики:

Рано утром встали,
Рюкзаки собрали.
Готовы уже идти,
Что там впереди?

Учитель:

Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся.
Впереди особый дом.
Все необычайно в нем.
Бревнышки там не лежат,
А на вытяжку стоят.
А жильцов не сосчитать
Их не надо обижать! (Лес)

И вот мы уже в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь. (Учитель включает запись «Звуки леса». Дети несколько минут ее слушают.)

Задание 1.

Расскажите, какие звуки вам удалось услышать и, кто мог их издавать.

Задание 2.

Кого бы вы хотели увидеть в лесу?

Конкурс «Помогите разобраться»

Учитель или ученики зачитывают ситуации, а дети дают советы, как правильно поступить.

1. Витя шел с другом по лесной тропинке. Вдруг мальчики увидели ежика. Витя вспомнил, что ежи, как и коты, любят полакомиться мышами и решил взять зверька домой. «Вот мама обрадуется, что в доме появится «лесная» кошка!» - сказал он другу. Что на это ответил ему товарищ?

2. Три девочки собирали в лесу грибы. Корзинки медленно наполнялись съедобными грибами, которые девочки вырывали из земли руками. Подружки злились. И когда им попадались мухоморы, они сбивали их ногами. Все ли правильно делали девочки?

3. Туристы пришли в лес. Погода хорошая, настроение прекрасное, душа поет. Да и песен знают много. Пусть лесным жителям тоже станет весело. И запели ребята громко свою любимую походную песню. Как отнеслись к этому лесные жители?

Учитель:

Люди приходят в лес в гости к животным и растениям и должны себя вести культурно, как в любых гостях. Это значит, с уважением и почитанием относиться даже к самым маленьким его жителям.

Ученик:

А теперь привал.
Покушайте и загадки послушайте.
Кто сможет, отгадает.
А кто – нет, на ус намотает.

Загадки:

Серенькая спинка,
Длинненькие ушки.
Сплю всегда под елью,
А не на опушке. (Заяц)

Шляпка есть и ножка есть,
Но не лечь мне и не сесть.
А под деревом стоять
И тихонечко дремать. (Гриб)

Дерево колючее,
Сильное могучее.
К солнышку спешило,
Нижние ветки обронило. (Сосна)

Он вразвалочку идет,
Собирая в дуплах мед. (Медведь)

Высоко сижу,
Далеко гляжу.
Постучу, постучу
Короеда проглочу. (Дятел)

(Можно подобрать больше загадок)

Учитель:

А теперь информация для любознательных ребят. (Можно подготовить фотографии или иллюстрации)

1. А знаете ли вы, почему у муравьеда нет зубов? (Любимая еда – муравьи и термиты, которых от просто слизывает языком).

2. А знаете ли вы, сколько поросят рождается у дикой свиньи? (До 10 поросят по 1,5 кг).

3. А знаете ли вы, где ночуют глухари? (Летом – около стволов деревьев, ну а зимой – в снежных норах. Чтобы выкопать такую нору, глухари падают с веток вниз).

Хотите знать больше? Тогда много читайте, наблюдайте и делитесь интересной информацией друг с другом.

Ученик:

Для чего мы с лесом дружим?
Может он нам и не нужен?

Конкурс «Алфавит»

Учитель называет буквы в алфавитном порядке, а дети на каждую букву – дары леса. (Если не придумали не какую то букву, то ее можно пропустить)

А – арника горная
Б – боровики
В – волнушки
Г – грибы
Д – древесина
Е – ежевика и т. д.

Учитель:

Значит, людям без леса не обойтись! Но все лесные беды, чаще всего приходят от людей. Они виновны в пожарах, бездумном уничтожении животных, беспощадной вырубке деревьев. А если бы лесные жители пришли в наши дома и вели себя так же? Что из этого вышло бы, даже страшно представить!

Давайте напомним людям, что можно и чего нельзя делать в лесу и расставим соответствующие знаки, которые придумаем сами.

Конкурс “Запрещающие знаки”

Дети слушают название знака и описывают, каким он может быть и где его нужно поставить.

Не шумите!

Здесь можно отдыхать.

Не рвите цветы.

Опасное место.

Собирайте грибы правильно.

Не трогайте животных.

Не рубите деревья.

Учитель:

Да, лес очень терпеливый! Он хоть и медленно, но залечивает свои раны. Люди обязаны в этом ему помочь. А что мы с вами можем сделать для леса? (Убрать мусор, посадить саженцы, подкармливать птиц и т. д.)

Цель: воспитание осознанно-правильного отношения к планете Земля, как к общему дому.

Задачи:

Образовательные: формирование у детей познавательного интереса к миру природы, формирование желания сохранять природу; учить детей самостоятельно делать выводы.
Развивающие: развитие диалогической, монологической речи; развитие интонационной выразительности речи; развитие творческих и коммуникативных способностей детей;
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к будущему планеты через осознание проблемы растущего количества мусора; развивать навык раздельного сбора мусора; воспитывать у детей дружеские, партнёрские взаимоотношения, формировать детское сообщество.

Предварительная работа: беседы о природе, о бережном отношении к воде, составление описательных рассказов, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулках за изменениями в живой и неживой природе; разучивание стихотворений; рисование, лепка, аппликация на тему «Цветущие сады», «Муравейник».

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальное сопровождение (магнитофон), пластиковые бутылки, рис, картонные коробки, металлические банки, коробка для батареек.

Методы и приёмы: игровой; практический (изготовление шумовых музыкальных инструментов), словесный: беседа, проблемные вопросы, рассказ, разъяснения; сюрпризный момент; ИКТ, художественное слово, создание ситуации успешности для каждого воспитанника.

ХОД ДОСУГА

Слайд 1. Береги природу!

Ведущий 1: Дорогие ребята! У нас с вами сегодня необычное мероприятие, экологический досуг! Экология это такая наука, которая говорит нам, что в природе всё взаимосвязано и учит нас беречь природу.

Слайд 2. Дом

Ведущий 2 (родитель): Досуг такой проводится у нас впервые, но так как вы теперь юные экологи, мы будем проводить такие мероприятия очень часто!
Ведущий 2 (родитель): Ребята, скажите, а что такое дом? (Ответы)
Наша планета, это наш общий дом.

Слайд 3. Дом

Наш дом это не только наша квартира, но и наш подъезд, наш двор, наша улица, город, страна! И мы должны бережно относиться к нашему дому.

Слайды 4-6. «Наша планета»

Ведущий 1: Послушаем стихотворение про нашу планету, про наш общий дом.

Я. Аким Наша планета

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Слайд 7. Две планеты

Ведущий 2 (родитель): Это фотографии Земли из космоса. Слева Земля была такой, когда я родилась, а справа Земля сегодняшняя. На Земле исчезает вода, потому что мы тратим ее слишком много, больше чем нам нужно.

Слайды 8-9 Хоть трава не расти

Ведущий 1: Послушаем стихи, про неправильное отношение к нашему общему дому.

А. Усачёв Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб…
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени…
Мы денег побольше хотим погрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.

Слайды 10-11. Недалёкое будущее

А. Игнатова Недалекое будущее

Человек идет, скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису…
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах…
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!

Слайды 12-15 Лес наш друг

Ведущий 2 (родитель): Да, человек неправильно относится к природе, вырубает лес, а лес наш первый друг.

Н. Филимоненко Лес – наш друг!

И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!

Слайд 16 Вода

Ведущий 2 (родитель): Гибнет лес, уходит вода. А вода – это основа всего живого. Цените и берегите воду! Как можно сберечь воду? (Ответы детей) Поиграем в игру. «Путешествие капелек».

Слайды 17-26 Круговорот воды в природе.

Творческая игра «Путешествие капелек»

Ведущий (ребёнок) рассказывает о путешествии капелек, дети под музыку имитируют движения.
Ведущий (ребёнок): Жила-была мама-туча. И были у неё детки-капельки. Подросли капельки, и мама отпустила их поиграть на Землю. Попали капельки на Землю и стали весело прыгать. Потом капельки соединились в ручейки. Ручейки впали в реку. Река впала в озеро. Весело качались капельки на волнах. Стало пригревать солнце. И мама-туча позвала своих детей к себе. Солнце старо светить ярче и капельки стали испаряться. И полетели капельки к маме. Мама-туча обняла их и спросила: «Где вы побывали?». И капельки ответили. (Ответы детей).

Слайд 27-28 Благодарность. Мусор

Ведущий 2 (родитель): Все мы любим ходить в лес гулять, отдыхать. После прогулки не забывайте убирать за собой мусор и говорите об этом взрослым, чтобы не получилось как в стихотворении «Благодарность».

А. Сметанин Благодарность

Приехала как-то семья на пикник –
В реке поплескаться, пожарить шашлык.
Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
Малиной попотчевал, пел соловей.
И как благодарность, на месте стоянки…
Остались пакеты, бутылки и банки.
Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.
Ему бы за вредность давать молоко!

Слайды 29-30 Рыбалка

Ведущий 1 : Послушаем стихотворение, про неудачную рыбалку.

А. Ерошин Про рыбалку

Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.

Слайды 31-33 Мусорная фантазия

Ведущий 1: Послушаем стихотворение «Мусорная фантазия».

А. Усачёв Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Слайд 35 Оленёнок

Ведущий 2 (родитель): Мусор не только нельзя бросать, где попало, но ещё хорошо было бы его сортировать, то есть бросать в разные контейнеры: для пластика, для стекла, для металла, для картона, чтобы потом на специальных заводах сделать полезные вещи. Например, из пластиковых бутылок делают очень крепкие верёвки,и даже теплые кофты! Скоро и у нас появятся такие контейнеры, и чтобы уметь ими пользоваться поиграем в игру «Сортировка мусора»!

Игра-соревнование «Сортировка мусора»

Дети делятся на три команды: пластик, металл, картон. Пластиковые, металлические, картонные предметы раскладываются по всему залу. По сигналу дети собирают свои предметы и относят в соответствующие контейнеры.

Слайд 36 Ландыши

Ведущий 2 (родитель): Сортировка мусора очень поможет природе, ведь, например, брошенная в лесу пластиковая бутылка будет лежать там 1000 лет, отравляя землю. Пластиковую бутылку, прежде чем выбросить, необходимо смять, чтобы в контейнере она занимала меньше места и, попав на завод по переработке мусора рабочим было легче её отправить на переработку. Ребята, попробуйте смять бутылку!

Слайд 37 Птичка

Эксперимент «Сомни бутылку»

Дети пытаются смять бутылку, но у них ничего не получается: необходимо снять крышку. После снятия крышки дети легко сминают бутылку.

Слайды 38-40 Букварь

Ведущий 1: Природу надо беречь, любить и учиться у неё. Послушаем стихотворение «Живой Букварь»

В. Орлов Живой Букварь

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!

Слайд 41 Ёжик, муравей

Ведущий 2 (родитель): Ребята, я хочу вам показать волшебную коробочку. А волшебная она потому, что спасает природу. Эта коробочка для использованных батареек. Если батарейка попадёт в землю, она много-много лет будет отравлять её, на земле вырастут отравленные растения, от них отравятся животные. Приносите использованные батарейки в волшебную коробочку! А мы их передадим на завод для переработки! Одна батарейка спасёт одного ёжика, сто червяков и тысячу муравьёв!

Слайд 42-43 Благодарность Ёжик

Ведущий 1: Послушайте стихотворение про ёжика.

Ю. Симбирская Благодарность

Однажды на дачный порожек
Зашёл любознательный ёжик.
Навстречу ему потянулась рука,
Другая рука налила молока.
Крошили печенье в глубокое блюдце
И ёж, уходя, обещал им вернуться.
А вечером думал, гуляя в лесу:
– Я завтра рукам червяков принесу.

Слайд 44 Бабочка

Ведущий 2 (родитель): А сейчас я предлагаю вам заняться очень интересным делом: сделать из пластиковой бутылки шумовой музыкальный инструмент!

Изготовление шумовых музыкальных инструментов.

Дети насыпают рис в небольшие пластиковые бутылки, закрывают крышками.

Слайд 45-46 Пришла беда

Ведущий 1: Послушайте стихотворение «Муравейник» и никогда не поступайте, как Кирюша!

А. Сметанин Пришла беда

Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл… Кирюша с палкой.

Слайд 47 Муравей

Ведущий 2 (родитель): Никогда не поступайте как Кирюша! Ну, а теперь поиграйте на ваших шумовых музыкальных инструментах и спойте песню!

Песня «Не обижайте муравья»

Слайд 48 Природа

Ведущий 2 (родитель): Вот и закончился наш экологический досуг.
Вы, ребята, как юные экологи, много знающие о бережном отношении к природе, рассказывайте об этом всем своим друзьям, знакомым и подавайте пример окружающим!
Ведущий 1: И приносите использованные батарейки в нашу волшебную коробочку!

и получить сертификат к аттестации ?

Цель: Научить детей любить и охранять природу.

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным,

Формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите,

Дать понятие о Красной Книге: познакомить с растениями и животными, которые занесены в Красную Книгу.

Оборудование: иллюстрации животных и растений, которые охраняются законом, магнитофон.

Предварительная работа: Наблюдения в уголке природы и на участке. Чтение рассказов о природе.

Ход занятия

1 часть

Вступительная беседа по теме занятия

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о ее защите.

Что такое природа?

За что мы любим природу?

Какие книги читали о природе?

Что есть в нашем уголке природы?

А теперь вернемся в большую природу. Вспомните, как мы относимся к деревьям и кустарникам? Можно ли обижать птиц? Почему нельзя их обижать? Как надо заботься о птицах?

Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».

Что растет в лесу?

Кто живет в лесу?

Кто заботится о лесе? (лесник)

Как лесники заботятся о лесе?

Какую пользу приносит лес?

Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.

Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым. Послушайте стихотворение Глеба Горбовския, которое так и называется «Мертвый лес» (в записи на магнитофоне).

Глеб Горбовский «Мертвый лес»:

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел...

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел...

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары. ...

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес:

Что ни пихта -- иссякла сила,

И что ни лиственница -- крест.

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей...

Не люди лес сожгли, не люди! –

Не человек. Злодей.

Злодей.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?

Почему поэт показывает злодеем человека, который сжег лес?

Как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).

Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы?

Дети:

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Рощи да леса – всему краю краса.

Растения – земли украшения.

Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.

Лес – это воздух для легких, влага и тень.

Лес – кладовая, отдающая бесплатно свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Лес - это дом для зверей, насекомых и птиц.

А вот защищают лес его жители:

Каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,

У кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,

В муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.

А как же люди умеют беречь природу? Внимательно подумайте и послушайте.

1. Был солнечный день. Две подружки Аня и Вера пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц, полакомились земляникой, нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла гордая Аня с огромным букетом. А Вера шла следом и бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам больше понравился и почему? (ответы детей)

2. Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробьев, которые клевали хлебные крошки. Миша взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Дети засмеялись. Не насмехался только Павлик. Почему он не насмехался? (Ответы детей.)

Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и тихая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите. Не все одинаково любят и берегут природу, и поэтому одних растений и животных на земле много, а других мало. И чем красивее растение, тем больше хотят его сорвать. Например, речная лилия. Часто, бывая на реке, люди рвут эти красивые белые цветы! А они красивы только на воде, без воды они сразу завянут. Поэтому уж лучше просто полюбоваться ими, чем сорвать и бросить. (Показ иллюстраций.)

Физкультминутка

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек,

А потом склонился,

Чуть не свалился.

Тоненький, тоненький,

Ножка как соломинка.

2 часть

И сейчас, когда некоторые растения и животные могут исчезнуть, появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Красный цвет – это цвет опасности. Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть. На этих животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках. В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы.

Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные , птицы , растения записаны в Красную Книгу. (Показ иллюстраций.)

Животные: белый и бурый медведи, лев, тигр, дикий северный олень, пятнистый олень, соболь, леопард, морж, тюлень, зубр, бобер и др.

Птицы : венценосный журавль, розовая чайка, глухарь, сокол, дрозд, перепел и др.

Растения: ландыш, колокольчик перистолистый, гвоздика, подснежник, сон-трава, речная лилия, ветреница, хохлатка, перелеска и др. Эти растения нельзя рвать.

А теперь послушайте стихи (читают дети):

1. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

2. Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3 часть

Рефлексия.

О чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? Научились ли мы чему-нибудь?

Стихи на тему «Береги природу»

Про рыбалку


Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.

Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.

Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.

Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
(А. Ерошин)

Прогулка

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!

(С. Михалков)

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

Не надо мусорить в лесу!

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
(М. Крюков)

Лес – наш друг!

И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
(Н. Филимоненко )

Пришла беда


Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.

А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл... Кирюша с палкой.

(А. Сметанин )

Сломанное дерево

Пусть посадят пять деревьев,
Пусть посадят сто деревьев,
Двести, триста или даже
Целый миллион –

Всё равно их будет меньше,
На одно их будет меньше,
То, которое сломали
Я ли, ты ли, он…
(О. Бундур )

Дельный совет

Юрка с нашего двора
Снегиря поймал вчера.
Всем хвалиться начал:
– Вот!
В клетке он теперь живет.
Но ребята зашумели:
– Что ты, Юрка,
В самом деле,
Запер в клетку снегиря?
Отпусти!
Не мучай зря!
Снегири ведь не игрушки –
Наши гости снегири! –
Ты бы лучше не ловушку
А кормушку смастерил!
(Г. Ладонщиков)

Покормите птиц


Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)

Что ты тискаешь утёнка?

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты - большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, -
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд,-
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь - и капут.

(Саша Чёрный)

Будь человеком


В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...

За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!

(С. Михалков)

Костёр

Костёр, забытый, под золой
Не полыхал огнём.
Хоть был, казалось, не живой,
Дремала искра в нём.
Гуляка-ветер, озорник,
Проснувшись поутру,
Губами смелыми приник
К дремавшему костру.
Спросонья задрожал костёр,
И, разгоняя тьму,
Он руки робкие простёр
В объятия к нему.
И грива жаркая огня
Взметнулась к той поре,
Как грива рыжего коня
На утренней заре.
И ветер с ней играл, смеясь,
Будил ответный жар,
Огню свою диктуя власть…
…И вырастал пожар…

Он рос и силу набирал
Без лишней суеты:
Огонь-убийца пожирал
Деревья и кусты.
Трещали, рушились стволы,
В его аду горев,
И были капельки смолы,
Как слёзы, на коре.
Забыв укромное жильё
И с ужасом в душе,
Бежало в панике зверьё,
Теряя малышей,
Стараясь обогнать беду –
(Спастись бы самому!) –
И задыхаясь на бегу,
И падая в дыму…

Того виню я в драме сей,
Тому я шлю укор,
Кто по халатности своей
Не загасил костёр.
Земли родной храня красу,
Покой лесов храня,
Ты ради баловства в лесу
Не разводи огня,
Чтоб чьи-то души не украв,
С собою быть в ладу,
Чтоб искра твоего костра
Не принесла беду.

(Т. Шашева)

Поэт и девчонка

Грачонок выпал из гнезда
У самого окошка.
Поэт подумал: «Вот беда,
Грачонок выпал из гнезда.
А ну как рядом кошка?!

Ведь ей, плутовке, лишь прыжок –
И разом делу точка.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!»
ПРЕКРАСЕН МИР, НО И ЖЕСТОК –
Мелькнула в мыслях строчка.

Мгновенно он раскрыл тетрадь
И вдохновенно, с ходу,
Поэму начал сочинять
О том, как надо охранять
Родную мать-природу.

Он бил стихом больней кнута!
А бедного грачонка
Почти под носом у кота
Успела взять из-под куста
Прохожая девчонка.

(В. Сапронов)

Деревце

Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.

И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.

Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(А. Дмитренко )

Ромашки

Разоделись все ромашки
В белоснежные рубашки.
Не хочу на них гадать,
Чтоб листки не оборвать.

С кем дружить – и так я знаю,
Без ромашек отгадаю.
Лучше лепестки не рвать,
Проще взять и посчитать.

Пусть растут они привольно…
И цветам бывает больно.
(Е. Малёнкина)

В природе столько красоты!

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!


Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

(Е. Смирнова)

Ирина Савельева

Поле, речка, чистый воздух,
Трели птиц в лесах густых.
Это всё дары природы
Не губите, дети, их.

Не ломайте гнёзд напрасно.
Не губите муравьёв.
Ведь природа так прекрасна
Каждый подтвердить готов.

Водоёмы берегите
Со студеною водой.
Они в жизни пригодятся
Нам для отдыха душой.

Светлана Плохих

Что же нам даёт природа?
Пищу, воду, кислород.
На планете без природы
Дня не проживёт народ.

Всё сейчас у нас есть в мире,
Но природа всех нужней
Если б не было природы –
То и не было б зверей.

И ни рыбы, и ни птицы,
Не увидишь ты, поверь.
Если б не было природы –
Нас бы не было теперь!

Почему же без природы
Мы не можем жить сейчас?
Ну, а можно ль жить с природой
Той, какая есть у нас?

Чёрной, липкой паутиной
Смог скрывает города.
Всё грязнее и грязнее
Стала синяя вода.

Чем дышать нам в этом мире
Дымом, газом или чем?
Может спросим у себя мы
Ну зачем нам всё, зачем?

Ну зачем нам столько фабрик,
Чёрных труб высь до небес.
Горы пепла, сажи, гари
Губят воздух, речку, лес.

Люди, надо торопиться
Эти трубы убирать
И больной природе нашей
Всем, чем можно, помогать.

Если хочешь, чтоб счастливым
Было всё в твоей судьбе
Надо думать о природе,
Значит – думать о себе!!!

Миша Скрипкин

Берегите, люди, лес
Гладь озёр и синь небес.
И цветы вы берегите
Их охапками не рвите.

Вы природу охраняйте
И костры не разжигайте.
Не ломайте тонких веток
Не пугайте птичьих деток.

Грибы, ягоды берите
Но в лесу вы не сорите.
Вы в лесу – всего лишь гости,
Злые вы замашки бросьте.

Родники вы охраняйте,
Ручейки не засоряйте.
И тогда тебе и мне
Природа всё воздаст вдвойне!!!

Алёша Гляделкин

Природа – всё, что вокруг нас,
Насколько может видеть глаз,
Но мы, не знаю почему.
Несправедливы к ней подчас.

Ломаем ветви, рубим лес,
Кидаем стёкла в реку
А чтобы всё восстановить
Век нужен человеку.

Люди! Будьте справедливы!
Не делайте поступки эти.
Ведь после нас здесь будут жить
Ещё и наши дети!

Наташа Трубачева

Цветы кричат, когда их рвут,
Вы слышите иль нет?
Они кричат, они ревут
На целый белый свет.

Трава рыдает под косой
И нежный василёк
Как будто тих вскрикнул: «Ой!»
И синий взгляд поблёк.

Ольха рыдает, стонет ель,
Топор их погубил.
Сосна идёт, как на расстрел
Под треск электропил.

Очнитесь, люди, в них на миг
Себя самих узнав
Услышьте сосен громкий крик
И тихий шелест трав.

И над собой свершите суд
Утрат, сомнений, лет…
Цветы кричат, когда их рвут
Вы слышите иль нет!?…

Денис Колупаев

Не пилите, люди, тополя
Не губите светлые их кроны.
Их прохладу. Под листвой зелёной
Стонет, плачет, матушка – Земля –
Не губите, люди, тополя!

Не пилите, люди, тополя
Вы не рвите светлую их песню.
Шелест листьев. Их наряд чудесный
Умоляет матушка-Земля -
Не пилите, люди, тополя!

Не пилите, люди, тополя
В них живет земли душа живая,
Нам уют и радость, создавая.
Тихо шепчет матушка-Земля -
Не губите, люди, тополя!

Берегите природу!

Не рубите деревья,

Не загрязняйте реки.

Ведь воздух и вода,

Главное в жизни человека!

Не губите животных,

Ведь они чьи-то дети.

А важнее детей ничего нет на свете!

Не губите природу!

Берегите природу!

Без неё на Земле,

Не бывать и народу!

Шабалина Елизавета 9 лет

Правила поведения в лесу

Не разоряйте птичьи гнёзда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

Не разоряйте муравейники

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Не забирай из леса домой животных

Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

Не рвите полевые цветы

Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты. Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Не ловите бабочек и стрекоз

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…

Не шумите в лесу

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Не разжигай костёр в лесу без взрослых

Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Не оставляй мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

Не вырывайте кустарники с корнем

Если встретил землянику,

Куст брусники иль черники –

Нежно ягодки сорви,

А куст – оставь, побереги.

Тема: «Каждый должен беречь природу» интеллектуальная игра

Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям.

Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Оборудование: плакат с изображением ствола дерева

зелёные листочки

мультимедийная презентация

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы нашей экологической игры. В этой игре сможет поучаствовать каждый. За участие и правильные ответы вы будете получать зелёные листочки, которые в финале занятия украсят наше дерево знаний.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так –целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс.

Викторина «Узнай растение».

Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)

Ученик:

Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс.

Какие листья и плоды на дереве растут?

Лист берёзы – берёзовый.

Лист липы – …

Лист клёна – …

Шишка ели – …

Плод дуба – …

Лист дуба – ….

Лист осины – …

Лист ивы – …

Шишка сосны – …

Плод яблони – …

3-й конкурс.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс.

Викторина «Живые загадки».

Что человек делает для сохранения животного мира?

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки).

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).

2-й конкурс.

«Жалоба»

Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.

№2. Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)

№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (волк)

Мой помощник приготовил несколько интересных фактов из жизни животных.

Ученик:

Журавлиха откладывает два яйца. Птенцы высиживаются отдельно. Один отцом, другой – матерью в двух гнездах. Позже семья собирается вместе.

Гнездо белки – надежное убежище от холода. На улице температура -10, -15, в гнезде – +10, +15.

Разные животные спят по-разному: мышь – 13 часов, белка, хомяк – 14 часов, крот, еж – 8-19 часов, лось – 6 часов.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

1-й конкурс.

«Грибники».

Назвать правила сбора грибов.

2-й конкурс.

«Собери грибочки».

– Кто больше соберёт грибов.

3-й конкурс. «Собери пословицу».

«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»

“Любопытные факты о грибах”.

Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.

Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.

Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть на природе.

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс

«Правила друзей природы».

Подумайте и закончите фразу:

Если ты встретил на тропинке птенца…

Если набрёл на земляничную поляну

Если на твоём пути встретился большой муравейник…

Если ты взял с собой походный приёмник…

Если ты увидел на поляне красивые цветы

– Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).

1. Нельзя сорить и бросать мусор.

2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.

5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.

6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.

7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.

9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, многие получили листочки, пусть зазеленеет наше дерево.

(Дети выходят и наклеивают листочки на дерево)



Рекомендуем почитать

Наверх