Большая берта модель. «Большая Берта» и другие сверхтяжелые пушки Первой мировой

Мода 03.02.2019
Мода

Военная история располагает огромным количеством запомнившихся фактов, в которые входит и создание вооружений, что и по сей день удивляют простором инженерной мысли и своими размерами. За все время существования артиллерии было создано несколько артиллерийских орудий внушительных габаритов. Из них можно отметить наиболее выдающиеся по размерам:

  • Маленький Давид;
  • Царь-Пушка;
  • Дора;
  • Карл;
  • Большая Берта;
  • 2Б2 Ока;
  • Сен-Шамон;
  • Родмена;
  • Конденсатор.

Маленький Давид

«Маленький Давид», сделанный американцами в конце Второй мировой войны, является экспериментальной моделью мортиры калибром 914 мм. Даже в наше время это самая большая пушка в мире, рекордсмен среди крупнокалиберных.

Царь-Пушка

«Царь-Пушка», создателем которой в 1586 году стал мастер Андрей Чохов, отлита из бронзы и имеет большой калибр890 мм.

На самом деле пушка никогда не стреляла, даже вопреки легендам, говорящим, что из нее сделан выстрел прахом Лжедмитрия. Как показывает детальное изучение орудия, оно не было доделано, а запальное отверстие так и не было просверлено. Ядра, из которых сегодня сделан постамент для «Царь-Пушки», на самом деле не предназначались для стрельбы из нее. Пушка должна была стрелять «дробом», представляющим собой каменные ядра, общий вес которых до 800 килограммов. Именно поэтому раннее ее название звучит как «Дробовик Российский».

Дора

Детище германского завода «Крупп» конца тридцатых годов прошлого века, названное в честь жены главного конструктора, носит название «Дора» и является сверхтяжелым железнодорожным артиллерийским орудием времен Второй мировой войны. Это самая большая пушка немецкой армии.

Калибр ее 800 мм, а ее крупнокалиберный заряд впечатлял разрушениями после выстрела. Однако точностью стрельбы она не отличалась, и много выстрелов сделать не удалось, т.к. затраты на ее использование не оправдались.

Карл

Во Вторую мировую войну своей выдающейся мощностью было суждено отличиться немецкой тяжелой самоходной мортире «Карл», большой калибр которой был ее главной ценностью, и составлял 600 мм.

Царь-пушка (Пермь)

Выполненная из чугуна пермская «Царь-пушка» обладает калибром 508 мм и, в отличие от своей тезки, все-таки является боевым орудием.

Изготовление пушки датируется 1868 годом, а заказ на нее Мотовилихинскому чугунопушечному заводу был выдан Морским министерством.

Большая Берта

Мортира «Большая Берта», обладая калибром 420 мм и дальностью стрельбы 14 километров, запомнилась как крупнейшее артиллерийское орудие Первой мировой войны.

Славится пробитием даже двухметровых бетонных перекрытий, а пятнадцать тысяч осколков от ее осколочных снарядов могли разлетаться до двух километров. Всего «убийц фортов», как еще называли «Большую Берту», было построено не более девяти экземпляров. Имея достаточно большой калибр, орудие способно стрелять с частотой одного выстрела в восемь минут, а для смягчения отдачи служил прикрепленный к станине якорь, который закапывался в землю.

Ока

Советская разработка 2Б2 «Ока», обладая калибром 420мм, за пять минут могла делать один выстрел дальностью двадцать пять километров. Активно-реактивная мина летела в два раза дальше и весила 670кг. Стрельба производилась с использованием ядерных зарядов.

Однако, как показала практика, возможность длительной эксплуатации осложнялась слишком сильной отдачей. Это и послужило причиной отказа поставить орудие на серийное производство, а в металлическом исполнении осталась одна единственная «Ока». Это при том, что выпущено было всего четыре экземпляра.

Сен-Шамон

В мае 1915 года фронт увидел восемь железнодорожных французских пушек фирмы «Шнейдер-Крезо».

За их создание отвечала сформированная французским правительством в 1914 году специальная комиссия, от которой крупные оружейные концерны и получили предложение разработать орудия большого калибра под железнодорожные транспортеры. Особо мощные пушки калибром 400 мм, которые выпустила фирма «Сен-Шамон», приняли участие в боевых действиях немного позже своих предшественниц из «Шнейдер-Крезо».

Родмена

В девятнадцатом веке стали появляться новые виды вооружения в виде бронепоездов и бронированных судов. Для борьбы с ними в 1863 году и была изготовлена пушка-колумбиада «Родмена», обладающая весом 22,6 тонн. Калибр ствола составлял 381 мм. Название пушки взято в честь раннего экземпляра подобного образца.

Конденсатор

Парад, прошедший на Красной площади в 1957 году, примечателен тем, что в колонне войск прошла самоходная артиллерийская установка «Конденсатор» (САУ 2А3).

Немалый калибр (406 мм) и внушительные габариты произвели фурор на параде. У специалистов из других стран зародились подозрения, что на самом деле показанная на параде техника носит исключительно бутафорский характер и имеет своей целью устрашение, но в действительности же это была настоящая боевая установка, которую к тому же отстреляли на полигоне.


Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона двум «Бертам» требовалось, в среднем, 360 снарядов и всего один день времени. После первых боев в Бельгии союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов»

В последние десятилетия XIX и первые годы XX века в Европе шла гонка вооружений. Она сопровождалась невидимым соперничеством брони и бетона новых крепостей с пробивной способностью снарядов гаубиц и мортир осадной артиллерии. Промышленники Рурского бассейна, среди которых лидирующее положение занимала династия Круппов, инвестировали значительные средства в разработку сверхмощных артиллерийских систем, призванных уничтожить новейшие укрепления потенциальных противников Германской империи – форты с бетонными стенами толщиной в несколько метров и бронированными башнями. «Подведение итогов» этой гонки вооружений произошло во время Первой мировой войны.

«Толстая Берта» от концерна «Крупп»
Одной из таких разработок стала 420-мм мортира проекта «Модель L/12», изготовленная на заводах Круппа, расположенных в Эссене. Автором проекта орудия был конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту – конструктора по фамилии Дрегер. В разговорах между собой инженеры называли проект «Большая Берта» или «Толстая Берта» (нем. «Dicke Bertha») в честь единоличной на тот момент владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа – Берты Крупп.
Мортира представляла собой логическое развитие 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16» или, как ее еще называли разработчики, «проект Гамма». Это было уже третье крупнокалиберное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа, поэтому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита. «Проект Гамма» демонстрировал высокие показатели стрельб, но подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его подготовки к открытию огня, были очень длительными и дорогостоящими.

Установка «Гаммы» занимала больше недели – на каждой новой артиллерийской позиции требовалось отливать новый бетонный лафет, которому требовалась минимум неделя времени, чтобы застыть. Кроме того, «Гамма» весила 140 тонн, и для ее перевозки нужно было задействовать десять железнодорожных вагонов.
В 1904 году проектные работы были завершены, но доработки и доводка опытного образца продолжались вплоть до 1912 года. В июле 1912 года, когда после испытаний недостатки «Гаммы» стали понятны командованию имперской армии, оно поставило перед разработчиками задачу создания одного экземпляра похожей артиллерийской системы, но более мобильной, снабженной колесным лафетом. Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму ІІ. Результаты стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же приняли на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр.

Получившаяся артиллерийская система отличалась мобильностью (размещалась на двухколесном лафете) и весила около 43 тонн. Длина ее ствола была на 4 калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда второе название орудия – «Модель L/12») или 5,88 метра. Угол подъема ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъемниками.
Орудие имело скользящий клиновый затвор. Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полета снаряда превышала 14 км. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий. «Большая Берта» могла вести огонь боеприпасами трех видов:

Бетонобойными снарядами, обладавшими способностью разрушать 8-метровые бетонные стены, не армированные металлопрокатом;
- фугасными снарядами, которые уничтожали все живое в радиусе 500 метров и оставляли в земле воронки четырехметровой глубины и радиусом до 12 метров;
- осколочными снарядами, начиненными 15 000 металлических остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 1500 метров.

Вес бетонобойного снаряда мортиры достигал 886 кг, фугасного – 760 кг.

Для того, чтобы колеса орудия не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади. Эта технология изготовления колес для вездеходной техники носила название Rad-guertel или «пэдрэйл» и являлась прообразом гусениц. Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал ее использование в сфере сельскохозяйственного машиностроения.
Сзади к станине «Большой Берты» крепился большой тяжелый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчет углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия, гася ее.

Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки «Большой Берты», которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.


Две немецких «девушки» против бельгийских крепостей

К началу Первой мировой войны на вооружении у Германской императорской армии было только две «Большие Берты», которые в конце июля 1914 года были отправлены на границу с Бельгией. Здесь они должны были принять активное участие в штурме бельгийских крепостей Льежа, Намюра и Антверпена, а также северных фортов Франции.

Современная американская пресса в некоторых изданиях ставит под вопрос авторство немецких конструкторов в проектировании «Большой Берты». Есть мнение, что немецкие конструкторы позаимствовали идею 420-мм мортиры у американского изобретателя Луи Гатмана. Однако если учесть, что «Большая Берта» была уже четвертым проектом в эволюции крупнокалиберных осадных артиллерийских систем, которые разрабатывались инженерами Крупповского концерна, подобные заявления теряют свою состоятельность.
4 августа 1914 года немецкие войска двинулись к бельгийской крепости Льеж. Среди 124 орудий, приданных немецким частям в Бельгии, были и две «Большие Берты». Начиная с 5 августа они обстреливали форты Льежской крепости, которые к началу Первой мировой войны уже морально устарели. Несмотря на то, что они строились относительно недавно (в период с 1880 по 1892 год), неармированный бетон их монолитных артиллерийских блоков был недостаточно прочен, чтобы выдержать пробивную и разрушительную мощь бетонобойных снарядов новых немецких артиллерийских систем.

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона, который в типовых бельгийских фортах достигал численности в 1000 человек, двум «Бертам» требовалось в среднем 360 снарядов и всего один день времени. После первых боев на Западном фронте союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».
Ошеломляющего успеха «Большие Берты» достигли при штурме бельгийского форта Лонсен, бетонный монолит которого взорвался и развалился на куски после прямого попадания бетонобойного снаряда в его пороховой погреб. После этого сдетонировали снаряды и в некоторых башнях форта. Бетон, использовавшийся при возведении бельгийских фортов, был низкого качества, не армировался стальным прокатом и закладывался по устаревшей многослойной технологии, где каждый слой имел разный состав и обладал различными физическими качествами. Такой бетон разваливался на куски под воздействием прямых попаданий 420-мм снарядов немецких мортир.

За время боев в Бельгии «Большая Берта» получила всемирное признание. Двенадцать фортов крепости Льеж были взяты за десять дней во многом благодаря эффективности ее огня. Льеж пал 16 августа 1914 года, затем «Большие Берты» не менее триумфально расправились с фортами Намюра и Антверпена. Во время боевых действий на территории Франции они внесли значительный вклад в штурм форта в Мобеже и других северных французских фортов.
Однако когда в феврале 1916 года «Берты» столкнулись с более современными укреплениями Вердена, где при возведении казематов использовался монолитный армированный бетон, оказалось, что против железобетона их огонь не столь эффективен.
Как неудачный можно расценивать и опыт применения «Больших Берт» против русской крепости Осовец в Восточной Польше. Сюда немцы привезли четыре «Большие Берты» и 64 крупнокалиберных осадных орудия других систем. 25 февраля 1915 года начался обстрел крепости, который 27 февраля достиг пика интенсивности и продолжался до 3 марта. За несколько дней непрерывного обстрела по крепости было выпущено до 250 тысяч только тяжелых снарядов, а всего за время осады – до 400 тысяч.

По свидетельствам очевидцев кирпичные постройки крепости разрушались, деревянные конструкции горели, бетонные сооружения давали внутренние отколы в сводах и стенах. Проводная связь была повсеместно прервана, а дороги, окопы, пулеметные гнезда и блиндажи – перепаханы снарядами. Над крепостью постоянно висели клубы дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.
Немецкие артиллеристы расположили осадные орудия вне пределов досягаемости крепостной артиллерии Осовца, которая состояла из морально устаревших 152-мм орудий 1885 года выпуска. В связи с этим они посчитали излишним маскировать свои батареи, в результате чего поплатились за свою легкомысленность и мнимую безнаказанность. Немцы не знали, что на вооружении крепости состояли также два дальнобойных 152-мм морских орудия системы Канэ, дальности стрельбы которых вполне хватало, чтобы накрыть огнем немецкие батареи.

В результате артиллерийской дуэли русские комендоры повредили и уничтожили 8 немецких орудий, включая две «Большие Берты», потеряв при этом только одну свою пушку. В результате Осовец был оставлен русской армией только 24 августа в связи с общим отступлением русских войск в Польше. Гарнизон покинул крепость, предварительно уничтожив все, что невозможно было вывезти или унести на себе. Укрепления крепости также были взорваны русскими саперами при отступлении.


Снаряды, использовавшиеся немцами при штурме крепости Осовец.
Слева направо – 420 мм, 305 мм, 210 мм, 150 мм, 107 мм и 100 мм.

Информация об общем количестве построенных «Больших Берт» в различных источниках варьируется от 9 до 12 единиц, а общее количество стволов, произведенных для них, составило от 18 до 20 штук.

Стоит отметить, что стволы «берт» быстро изнашивались, что снижало прицельную дальность их стрельбы с первоначальных 12,5 км до 9 км. Кроме того, были зафиксированы случаи детонации некачественных снарядов в стволах орудий.

На некоторых 420-мм орудиях стволы со временем были заменены на 305-мм (их длину увеличили до 30 калибров) с целью увеличения дальности стрельбы за счет уменьшения массы снаряда. Такие орудия получили название «Тяжелая картауна» или «Модель-Бета-М».
За время Первой мировой войны, а также после выполнения немецким правительством условий Версальского договора все «Большие Берты», за исключением двух экземпляров, были уничтожены. Два орудия достались американцам в виде трофеев и были вывезены в США. Одна мортира выставлялась в Армейском музее артиллерии Соединенных Штатов в Абердине до тех пор, пока в 50-х годах не была отправлена на переплавку. Судьба же второй «Берты» автору статьи неизвестна.

БОЛЬШАЯ БЕРТА
Самая большая пушка
Исторический мини-очерк Владимира Полковникова ©

БЕССМЕННЫЙ ЧАСОВОЙ
Советский писатель Сергей Сергеевич Смирнов, фактически открывший народу подвиг Брестской крепости, во время своих изысканий наткнулся на такую историю из первой мировой войны.
В 1924 году раскапывавшие развалины крепости Осовец польские солдаты наткнулись на неповрежденный тоннель из глубины которого внезапно услышали окрик на чистейшем русском языке:
- Стой! Кто идет?
За этим последовал лязг передергиваемого затвора винтовки. В наглухо заваленном последствиями взрыва девятилетней давности подземном каземате на посту стоял часовой, оставленный здесь в августе 1915 года. Богатые запасы продовольствия позволили ему продержаться под землей девять лет.
Ни на какие уговоры русский солдат не шел. Он отказывался оставить пост без приказа вышестоящего начальства или даже самого государя-императора. Вывести на свет божий этого героя удалось, лишь растолковав ему, что никакого государя давно уже нет, а Осовец принадлежит независимой республике Польша.
Сколько в этой истории от правды, а сколько от обычного сопутствующего любой войне мифотворчества - сказать трудно. Но ведь случаи с продолжавшими вторую мировую войну японцами на тихоокеанских островах абсолютно достоверны. Так почему бы не оказаться правдой и случаю с простым русским солдатом?
Другая деталь, интересующая нас в этом рассказе, место действия. Называлось несколько мест подвига бессменного часового. Но чаще всех звучало имя крепости Осовец. Крепости, чей подвиг, совершенный в 1915 году, незаслуженно забыт. Да и вообще заслуживает отдельной книги. В рамках же очерка можно сосредоточиться лишь на одном моменте: именно при обороне Осовца русские смогли дать по зубам непобедимым и страшным на западе "убийцам фортов" - самым большим германским пушкам типа "Большая Берта". Перед ними дрогнули укрепления Льежа, намюра, Антверпена, позже они громили Верден. Но лишь при осаде крепости Осовец "Берты" потерпели сокрушительное поражение.

ТОЛСТАЯ БЕРТА
Строго говоря, 42-сантиметровые (17-дюймовые) гаубицы производства концерна Круппа именовались моделью M-Gerät 14. Название "Большая Берта" или, что более правильно, "Толстая Берта" (от немецкого Dicke Bertha) она получила в честь наследницы империи Круппов Берты Крупп (1886-1957), приходившейся внучкой Альфреду Круппу, собственно, и выведшему эту индустриальную империю на первое место не только в Германии, но, пожалуй, и в мире.
Если посмотреть на портрет, то можно усомниться в справедливости такого обидного для женщины слова как "толстая". Ну, "крупная", "в теле", "дородная", "ого-го и о-ля-ля", но никак не "толстая". Поскольку после смерти ее отца Фридриха в 1902 году не осталось наследников мужского пола, а империя Круппов была важна как для экономики Германии, так и для престижа вообще, мужа для Берты подыскал сам император Вильгельм II. Густав фон Болен, женившийся на Берте, продолжил славное дело предшественников, причем с таким успехом, что вместе с сыном попал под раздачу Нюрнбергского трибунала.
Впрочем, до всего этого в самом начале XX века было еще далеко. Но любовь немцев к гигантомании в военном производстве (самый большой дирижабль, самый большой линкор, самый большой танк, самая большая пушка) сказывалась уже тогда. При ее проектировании учитывался опыт русско-японской войны, а точнее осады Порт-Артура. Поскольку в грядущей войне на западе немцам пришлось бы иметь дело с фортами пояса крепостей Франции и Бельгии, необходимо было придумать нечто, способное сокрушить их без длительной осады.
Разумеется, идея создать могучую осадную гаубицу выскочила не внезапно. Работы велись еще в XIX веке. Просто новые веяния в фортификации постепенно повышали требования и к осадному вооружению. В итоге немцы дошли до калибра 420 мм. Это оказался наименьший возможный калибр, несущий в себе заряд, удовлетворяющий требованиям артиллерийского комитета.
В итоге пушка действительно получилась "толстая", но в то же время не лишенная некоего изящества. При длине ствола более пяти метров толщина его, естественно, превосходила полметра. В целом чудовище весило свыше 40 тонн и перевозилось в разобранном виде.
Те, кто краешком уха слышал, скажем, про морские 12-дюймовые орудия, скажут: ну и что? В чем смысл? У 12-дюймовой пушки типа Mark XI длина ствола 15 метров, вес 60 тонн. Вот это - рекорд!
Отвечаем. Во-первых, вес снаряда морской пушки "всего" 385 кг, а у "Большой Берты" почти 900! То есть разрушительная сила снаряда у сухопутного чудовища просто феноменальна. Во-вторых, надо понимать, чем пушка отличается от гаубицы. По-простому: пушка стреляет прямо, настильно, а гаубица бьет навесным огнем, то есть по крутой дуге. Гаубицы созданы для поражения цели сверху. И только так можно бороться с фортами, вкопанными в землю. Ну и кроме того, для морских орудий нет таких принципиальных ограничений на вес, как для сухопутных. Кораблю пушку по морю тащить легче, чем коням или тракторам по дороге. Да и не всякая дорога выдержит.



Большая Берта в
сборке

ЛЬЕЖ
Испытание боем "Большая Берта" (к началу первой мировой были в работе около шести штук, а за всю войну примерно с десяток) прошла в августе 1914 года под Льежем. Бельгийская крепость города Льеж состояла из дюжины фортов и перекрывала германской армии движение через Бельгию, так как форты блокировали дорогу через реку Маас. Весь смысл германского плана заключался в быстроте: необходимо было выбить из войны Францию раньше, чем проснется Россия. Поэтому на длительную осаду попросту не было времени. Взять форты лихим налетом штурмовых колонн тоже не получилось. Вот тогда-то германское командование и обратилось к чудо-оружию (ох, и любили немцы это дело). К Льежу направились сверхтяжелые орудия: австрийские 305-мм гаубицы "Шкода" и 420-мм "Большая Берта".
Два гигантских орудия поездом отправили из Эссена 10 августа. В тот же день приятное железнодорожное путешествие окончилось перед разбитым туннелем. Оставшиеся 18 км пришлось одолевать своим ходом с помощью лошадей и гусеничных тракторов. На преодоление этой дистанции ушли долгих 2 дня. Мосты продолжали фланкироваться огнем с фортов, и развернутая к наступлению 1-я армия фон Клюка нетерпеливо ожидала расчистки дороги.
Наконец, пушки прибыли на боевую позицию. Еще день ушел на их монтаж и подготовку к стрельбе. Далее цитируем книгу Барбары Такман "Августовские пушки ": "Орудия стояли, обратив свои пасти к небу. К вечеру 12 августа одно из них было приведено в боевую готовность и нацелено на форт Понтисс. Артиллеристы, закрыв глаза, уши и рты специальными повязками, растянулись на земле, приготовившись к выстрелу, который производился электрически с расстояния 300 метров. В 6.30 вечера Льеж содрогнулся от грохота. Снаряд, описав дугу, поднялся на высоту 1200 метров и через 60 секунд достиг цели. Над фортом поднялось коническое облако пыли, дыма и обломков... Снова и снова падали снаряды, разрывая людей на куски, удушая их едким пороховым дымом. Рушились потолки и галереи; огонь, дым и оглушительный грохот наполнили казематы, солдаты доходили до «истерики, обезумев от ужасного чувства ожидания следующего выстрела»" .
Форту хватило выпущенных за сутки 45 снарядов. На следующий день его без труда заняла пехота. И так произошло со всеми остальными фортами. Не выкинул белый флаг лишь один форт Лонсэн. В нем находился комендант крепости генерал Леман. Но 15 августа снаряд гаубицы, проломив бетонные перекрытия, попал в склад боеприпасов. Взрыв, подобный извержению вулкана, полностью разрушил форт, убив 350 из 550 защитников. Оглушенный и раненный генерал Леман попал в плен.
16 августа с Льежем как с крепостью было покончено. На всё про всё у супер-пушек ушло четверо суток. При этом до войны бытовала уверенность, что крепость даже без помощи извне продержится не менее полугода.



305-мм коллега Берты - австрийская Шкода

РОССИЙСКИЕ ГАСТРОЛИ
Успех под Льежем германская пропаганда раздула до такой степени, что немецкая сверхтяжелая артиллерия стала внушать европейцам животный ужас. Вскоре с ее помощью пали Намюр и Антверпен.
В конце 1914-го и начале 1915-го годов германские войска обламывали зубы о русскую крепость Осовец. Ну что ж, "там, где пехота не пройдет", там проложит дорогу "Большая Берта", решило германское руководство и отправило под Осовец сразу четыре экземпляра своих наземных чудовищ.
На чудо-оружие немцы готовы были молиться. Осенью 1914-го они уже пытались штурмовать Осовец, выставив 60 орудий калибром до 8 дюймов включительно. Штурм окончился неудачей. Настоящий приступ к крепости начался в январе 1915-го. Целый месяц усилий не привел к прорыву. Тогда-то в бой и пошли "Берты". 25 февраля начинается мощнейший артобстрел крепости. Вкупе с действующими супер-гаубицами он должен был положить конец сопротивлению. Ведь германские теоретики самым точнейшим образом вычислили, какое количество попаданий 800-900 кг снарядами может выдержать нормальная крепость. Ну, трое суток, четверо - и всё.
Так оно может быть и случилось бы, но русские мало того, что оказались ненормальными, они еще оказались людьми непорядочными. Видите ли, им вздумалось отстреливаться! Это от "Больших Берт"! Да еще чем - 6-дюймовыми морскими пушками. Против семнадцати-то дюймов! Здесь немцы откровенно прошляпили ситуацию. Тяжелые гаубицы стояли на дистанции, недоступной оставшейся в крепости артиллерии. Обслуга "Берт" чувствовала себя в полной безопасности. Однако русские скрытно подвезли из Кронштадта пару морских дальнобойных пушек. Немецкая разведка оказалась не на высоте, хотя крепость была полностью открыта для наблюдений с воздуха. Наказание не заставило себя ждать: три метко пущенных русских снаряда положили на месте пару "Берт" и еще склад боеприпасов вдобавок.
Немцы запаниковали. И вместо того, чтобы разобраться, чем и с какой дистанции по ним бьют, а затем отвести оставшиеся гаубицы на недосягаемое расстояние, они поспешно удалили из-под Осовца своих драгоценных монстров. Русские гастроли "Больших Берт" оказались сорваны самым неприличным образом. Вместо оваций полнейший конфуз.
В пику за четверо суток капитулировавшему Льежу Осовец продержался аж 190 дней и пал только в августе 1915-го. Воистину, нам есть, чем гордиться, даже в этой проигранной войне. И в том случае, если история про бессменного часового окажется просто легендой.



Трофейная Большая Берта в США

ЭПИЛОГ
Дальнейшая судьба "Берт" уже не была такой блестящей, как начало боевой деятельности. Они принимали участие в ряде операций, самой громкой из которых стала битва под Верденом. Однако их одинокое тявканье там было заглушено ревом тысяч орудий, и французы в своих отчетах или мемуарах даже не упоминают действия сверх-гаубиц. Качество оказалось безусловно побеждено количеством. Когда на врага падают сотни тысяч, если не миллионы снарядов, то несколько десятков, пусть даже таких тяжелых, погоды не делают.
Некоторые ошибочно считают, что "Большие Берты" участвовали в обстреле Парижа в 1918 году. Это не так. Их дальности (14 км) банально не хватило бы для этого: фронт находился в 60-70 км от Парижа. Обстрел столицы Франции вело другое чудо-оружие: пушка "Колоссаль" с дальностью полета снаряда свыше 100 км.
Есть сведения, что оставшаяся у немцев после Версальского мира последняя "Берта" обстреливала летом 19142 года Севастополь. Это так и не так одновременно. У немцев после 1918 года не осталось ни одной "Берты". Орудие, которое вело огонь по советскому Севастополю было собрано позже из частей, оставшихся на площадках Круппа.
Ну а что же сама Берта Крупп? Она умерла в 1957 году в Эссене, городе, откуда 43 года назад отправилась воевать ее первая "Толстая" крестница.

Владимир Полковников . Сентябрь 201 4 г.

Военно-исторический архив сайт

Авторские права:
© Владимир Полковников. По вопросам использования материала очерка обращаться по этому адресу.

Славин Станислав Николаевич
Из книги «Секретное оружие третьего рейха»

Обычно стоит лишь заговорить в компании "технарей" о сверхбольших пушках, кто-нибудь непременно вспомнит:

А, "Большая Берта"! Она стреляла по Парижу...

Но, как считает доктор технических наук, профессор В.Г. Маликов, в таком суждении есть, как минимум, две ошибки. Во-первых, по французской столице стреляла не "Большая Берта", а "Колоссаль"; во-вторых, "Берта" вообще не могла выплюнуть снаряд на сто с лишним километров. В общем, дело было так...

Ночь на 23 марта 1917 года прошла без воя сирен, возвещавших об очередном воздушном налете. Однако... "в 7 часов утра я услышал сильнейший, как мне показалось, разрыв бомбы, потрясший окна нашей квартиры на Кэ Бурбон, - вспоминал генерал-лейтенант А.А. Игнатьев, в то время военный атташе России во Франции. - Сирены молчали, и мы еще более были удивлены, когда ровно в 7 часов 15 минут раздался такой же удар, а в 7 часов 30 минут - третий, несколько более отдаленный. В это солнечное утро Париж замер от продолжавшихся и никому не понятных сильных разрывов каких-то неведомых бомб". То были снаряды, выпущенные из сверхдальнобойных германских орудий.

Замысел подвергнуть Париж артиллерийскому обстрелу, продемонстрировав тем самым свою военную мощь, и морально воздействовать на французов возник в кайзеровской ставке еще весной 1916 года. По инициативе генерала Э. Людендорфа было решено изготовить крупнокалиберную пушку, которая могла бы достать до Парижа из-за линии фронта, которая проходила тогда в 90 километрах от столицы Франции.

Разработку орудия поручили фирме Круппа, которая в 1914 году изготовила морское орудие, стрелявшее на 56 километров. Для того чтобы поразить Париж, требовалось значительно увеличить начальную скорость снаряда. Как известно, она зависит от длины ствола. Расчет показал суперпушке понадобится ствол длиной не менее 34 метров! Отлить такой ствол оказалось невозможно. Поэтому его решили сделать составным. За пятиметровой зарядной каморой шла состоящая из нескольких частей внутренняя нарезная труба. К ней крепилась шестиметровая гладкостенная дульная часть. От казенника ствол прикрывался 17-метровым кожухом.

Чрезмерно удлиненный, но относительно тонкий ствол весом... 138 тонн прогибался от собственной тяжести. Его даже пришлось поддерживать стальными тросами. После каждого выстрела он колебался 2-3 минуты. По окончании стрельб даже приходилось снимать его с помощью козловых кранов и выпрямлять.

Под воздействием раскаленных газов, образующихся при сгорании 250-килограммового порохового заряда, трения о стенки ствола снаряда массой 118 килограммов диаметр ствола менялся. Если сразу после изготовления калибр суперпушки был 210 миллиметров, то после стрельб увеличился до 214 миллиметров, поэтому последующие снаряды приходилось делать все толще.

На огневую позицию дальнобойный монстр вывозили на железнодорожной платформе-лафете массой 256 тонн, установленной на 18 парах колес. Они же воспринимали и энергию отдачи. С горизонтальной наводкой особых технических проблем не было. А с вертикальной? В том месте, откуда намеревались обстреливать Париж, немцы скрытно забетонировали площадку. И на этой "подушке" сделали поворотный круг для огромной платформы и смонтированного на ней орудия. Его обслуживало 60 комендоров береговой обороны во главе с адмиралом.

Перед каждым выстрелом одни специалисты сперва тщательно обследовали ствол, снаряд и заряд, другие рассчитывали траекторию с учетом данных метеосводок (направление, скорость ветра). Вылетев из ствола, поднятого на 52°30" относительно горизонта, снаряд через 20 секунд достигал высоты 20 километров, а спустя 90 секунд выходил на вершину траектории - 40 километров. Затем снаряд вновь входил в атмосферу и, разгоняясь, обрушивался на цель со скоростью 922 метра в секунду. Весь полет на расстояние 150 километров он проделывал за 176 секунд.

Первый снаряд упал на площади Республики. Всего по столице Франции немцы выпустили 367 снарядов, при этом треть их попала в пригороды. Погибли 256 парижан, 620 человек были ранены, но цели, поставленной Людендорфом, кайзеровское командование так и не достигло. Наоборот, в июле-августе 1918 года союзники предприняли наступление, поставившее Германию на грань поражения.

Правда, из Парижа уехали несколько сот горожан. Поползли слухи о таинственной суперпушке "Большая Берта", названной так якобы в честь жены А. Круппа. Однако, как уже упоминалось, - "Большой (или "Толстой") Бертой" именовали короткоствольную, 420-миллиметровую осадную мортиру, которую германская армия использовала при осаде бельгийской крепости Льеж. А по французской столице вели огонь три сверхдальнобойные 210-миллиметровые пушки "Колоссаль". После заключения перемирия с союзниками пушки демонтировали, спрятали их детали и документы.

Тем не менее произведенный эффект привел к тому, что в Первую мировую войну сверхдальнобойные орудия стали разрабатывать и в других странах. До конца войны французские специалисты успели изготовить тяжелое 210-миллиметровое орудие, установленное на многоосном железнодорожном транспортере. Дальность его огня должна была составить не менее 100 километров. Однако эта сверхпушка так и не попала на передовую - она оказалась настолько массивной, что при перевозке ее не выдержал бы ни один мост.

Английские инженеры предпочли калибр 203 миллиметра. Длина ствола английской пушки составляла 122 калибра. Этого было достаточно, чтобы 109-килограммовые снаряды при начальной скорости 1500 метров в секунду пролетали 110-120 километров.

В России еще в 1911 году военный инженер В. Трофимов предложил Главному артиллерийскому управлению проект тяжелого орудия, снаряды которого поднимались бы в стратосферу и поражали цели на дистанции более 100 километров. Однако проект отклонили. Позже, узнав об обстреле Парижа пушками "Колоссаль", В. Трофимов первым объяснил сущность сверхдальней стрельбы, подчеркнув, что есть основания подозревать немецких инженеров в заимствовании его идей, опубликованных еще до войны.

Так или иначе, но сами немцы не забыли о достигнутом успехе и к началу Второй мировой войны разработали и построили еще несколько сверхдальнобойных орудий. Так, в 1942 году при осаде Севастополя гитлеровцы применили кроме прочих орудий и 800-миллиметровую артиллерийскую систему "Дора". Семитонные снаряды этой пушки пробивали 100-сантиметровую броню. Вес орудия превышал 1350 тонн. Установка передвигалась на платформе с 80 колесами. Расчет составляла команда из 450 солдат и офицеров.

Однако 80 снарядов, выпущенных по героическому Севастополю, не оправдали надежд гитлеровского командования. Орудие вскоре перевезли под Ленинград, где началась знаменитая рельсовая война.

Нашим воинам противостоял сильный и опытный противник. Фронт подошел так близко к Ленинграду, что центр города оказался в радиусе действия гитлеровской дивизионной и корпусной артиллерии. Кроме того, немцы постоянно подвозили к передовой орудия большой мощности калибром до 420 миллиметров. В обстрелах участвовали как германские железнодорожные установки (240-380-миллиметровые), так и их трофейные французские аналоги (305-370-миллиметровые). 15 сентября 1941 года Ленинград находился под огнем 18 часов 32 минуты, 17 сентября - 18 часов 33 минуты.

Артиллерия Ленинградского фронта имела дальность стрельбы всего до 20 километров, так что вся тяжесть противоборства легла на моряков и железнодорожников. Подвижность "рельсовых" батарей и разветвленность местного транспортного узла обеспечили широкий маневр орудиям. При необходимости прокладывались и новые пути.

К лету 1942 года батареи научились открывать огонь уже через минуту после обнаружения вспышки орудий противника. Гитлеровцы тоже не дремали: в начале осады они начинали стрельбу только через 20-25 минут после первых залпов советских пушек с железнодорожных транспортеров, а через год этот промежуток сократился втрое. Но в ответ наша артиллерия ускорила развертывание на огневой позиции и отход с нее. Такого прогресса достигли за счет перехода от последовательного выполнения отдельных операций к параллельному. Делалось все, чтобы обеспечить быстрое движение транспортера по рельсам. В итоге получилась почти 7-кратная экономия (4 минуты вместо штатных 25)! Часто с целью соблюдения маскировки батареи отходили "самоходом".

Открытие огня маскировалось подрывом имитационных взрывпакетов или залпами орудий среднего калибра. Саперы устраивали ложную позицию батареи на 700-900 метров впереди действующей. Первые выстрелы производили с нее, а когда противник, отвечая, "засвечивался", в дело вступал большой калибр.

Подобные тактические "изюминки" приносили неплохие результаты. К 1 октября 1943 года 19-я батарея осуществила 118 выходов на боевые позиции и в 89 случаях подвергалась ответному огню. Немцы выпустили до 1500 снарядов, но ни один транспортер так и не вывели из строя - столь высоким оказалось искусство маскировки! Ну а уже в 1944-1945 годах советские "рельсовые пушки" полностью доминировали. При прорыве блокады Ленинграда зимой 1944-го батареи выпустили по врагу 6798 снарядов. Железнодорожники участвовали в штурме Выборга, обеспечивали десантные операции на островах Финского залива, обстреливали блокированные гарнизоны Мемеля, Либавы и Кенигсберга.

К концу войны бригада железнодорожной артиллерии насчитывала 356-миллиметровых и 305-миллиметровых установок - по 3, 180-миллиметровых и 152-миллиметровых - по 12, 130-миллиметровых - 39. Причем в ходе боев не погиб ни один расчет с орудием калибром более 152 миллиметров...

Столь блестящие результаты не могли не привлечь внимания командования. Разработчики уникальной техники были удостоены надлежащих почестей. Но мало кто сегодня знает, сколько интереснейших образцов осталось на бумаге.

Главное артиллерийское управление (ГАУ) еще в 1931 году выдало наркоматам "Ориентировочное задание на проектирование железнодорожных установок". 8 февраля 1938 года маршал Кулик утвердил тактико-технические требования на "рельсовую" 356-миллиметровую пушку ТП-1 и 500-миллиметровую гаубицу ТГ-1. Проектирование качающейся части обоих орудий поручили Особому техническому бюро УНКВД Ленинградской области, а транспортера - ЦКБ-19, располагавшемуся прямо в знаменитой тюрьме "Кресты". Позже эта "шарага" была переименована в ОКБ-172.

Рабочие чертежи и той и другой системы были подписаны в январе 1940 года. А уже летом 1941-го планировали провести испытания. Но начавшаяся война нарушила планы. Изготовители суперорудий - ленинградский завод "Баррикады" и Новокраматорский механический завод - перешли на выпуск другой продукции. Уже отлитые материальные части ТП-1 и ТГ-1 законсервировали...

Тем более что опыт Второй мировой войны показал не очень хорошие перспективы использования сверхдальнобойной артиллерии. Ту же "Дору" и двух ее сестер при первой же угрозе прорыва ленинградской блокады пришлось вывезти в Германию, где они и были взорваны к концу войны.

Не лучшая участь ждала и другие суперпушки. Так, орудие, предназначавшееся для обстрела Лондона и появившееся на побережье Ла-Манша в начале 1945 года, поначалу обеспокоило союзников. Еще бы! Махина имела длину ствола в 130 метров, а снаряд калибра 150 миллиметров весил 140 килограммов. Однако первый же выстрел закончился разрывом ствола и больше к этой затее не возвращались!

Наконец, в самом конце Второй мировой войны на вооружение вермахта поступило несколько 600-миллиметровых самоходных орудий "Карл". Однако они оказались неповоротливыми, недостаточно эффективными и вскоре были захвачены нашими частями.

Знакомство с трофейными "мастодонтами", возможно, послужило толчком к тому, что в 1951 году ЦКБ-34 начало проектировать 406-миллиметровую железнодорожную установку СМ-Зб. Для расчета ее баллистических характеристик использовали данные аналогичной пушки с недостроенного линкора "Советский Союз". Впервые артиллерийская система имела двойной откат (ствол откатывался по люльке, а верхний станок скользил по нижнему) и специальные приборы управления стрельбой, сопряженные с радиолокатором "Редан-3". Одновременно разрабатывали 305-миллиметровую установку СМ-31, также имевшую двойной откат, и 180-миллиметровое орудие ТМ-2-180.

Но в середине 1950-х годов в связи с новой позицией военно-политического руководства во главе с Н.С. Хрущевым ("ракеты вместо пушек") все работы по железнодорожной, а также морской и береговой тяжелой артиллерии были свернуты. К моменту прекращения финансирования упомянутые установки еще не выпускались, но их чертежи уже готовились для передачи на заводы.

Тем не менее тяжелые "рельсовые пушки" длительное время оставались на вооружении ВМФ. Так, еще до 1 января 1984 года моряки эксплуатировали одиннадцать ТМ-1-180 (8 на Черном море и 3 на Балтике) и две ТМ-3-12 (в финском заливе).

Оба орудия - по экземпляру этих "последних ласточек" отечественной железнодорожной артиллерии - помещены на вечной стоянке, близ форта Краснофлотский (бывшая Красная Горка) под Санкт-Петербургом.

В Германии начала XX века лидирующие позиции в разработке мощных артиллерийских орудий захватила династия Круппов. Их главной задачей значилось создание такой пушки, которая смогла бы уничтожать любые укрепления потенциального противника. И венцом творения немецких конструкторов стало 420-мм орудие, прозванное «Толстушкой Бертой». Рассказывает Павел Жуков.

В конце XIX и начале XX веков Европу захлестнула гонка вооружений. Государства соперничали друг с другом буквально во всем: начиная от укрепленных фортов до орудий, призванных их уничтожить. Но самыми успешными оказались немцы. А Первая мировая война была для них как «аттестат зрелости», подтверждающий права на лидирующие позиции во всем мире.

От «Проекта Гамма» до «Убийцы фортов»

Изначально на заводах Круппа разрабатывался проект «Модель L/12», представлявший из себя 420-мм мортиру. Благодаря стараниям двух главных конструкторов Дрегера и Раушенбергера, бывшего и действующего соответственно, эта задумка переросла в проект «Dicke Bertha» («Большая Берта» или «Толстая Берта»). Новое сверхмощное орудие назвали в честь внучки владельца заводов Альфреда Круппа — Берты.

Альфред Крупп

«Гамма» показывала отличные результаты на стрельбах, но у нее был существенный недостаток — полное отсутствие мобильности. На подготовительные работы по установке (необходим был бетонный лафет) и монтаж уходило около недели. К тому же вес пушки составлял порядка 140 тонн, и чтобы ее перевезти, приходилось использовать 10 железнодорожных вагонов.

Берта Крупп

Официально работа над «Большой Бертой» была завершена в 1904 году, но доведение орудия до ума длилось еще 8 лет. И в 1912 году командование имперской армии выставило требование — сделать артиллерийское орудие более мобильным, то есть «прикрутить» к нему колесный лафет. И пока шла работа, правительство сделало заказ на одну «Берту». В декабре 1913 года орудие было готово, и командование увеличило заказ на еще одну боевую единицу.

С конца XIX века в Европе началась «гонка вооружений»

Спустя год на полевых стрельбищах побывал и кайзер Вильгельм ІІ. Он остался доволен и дал «Добро» на принятие «Берты» на вооружение.

Мобильный вариант «Большой Берты» на двухколесном лафете сбросил около 100 тонн веса, по сравнению с «Гаммой». При этом ее ствол стал короче на 4 калибра (12 калибров), а угол его подъема равнялся 80°. Заряжаться орудие могло как фугасным снарядом (760 килограммов), так и бетонобойным (886 килограммов).

Траспортировка Проекта Гамма

Еще в 1903 году англичанин Брэхем Джозеф Диплок изобрел специальные вездеходные платины Rad-guertel, которые позволяли орудиям с большим весом более или менее нормально передвигаться по вязкому грунту и грязи. Правда, изобретатель предполагал, что его детище пригодится исключительно в сельскохозяйственной сфере. Но он ошибся. Этой системой немцы оснастили свою «Берту» и не прогадали.

420-мм орудие получило свое имя в честь внучки владельца концерна

Сзади мортиры находилась огромная лопата, выполняющая роль якоря. Прежде чем начать огонь, чтобы нивелировать последствия мощнейшей отдачи, ее как можно глубже втыкали в землю.

Предприятие Круппа даже создало тягач (совместно с еще одним немецким концерном — заводом Даймлера), способный увезти «Берту». А при транспортировке орудие разбиралось на пять частей.

Толстушка Берта

Когда грянула Первая мировая, немцы первым делом направили обе «Берты» на Бельгийскую границу. 4 августа 1914 года сверхмощные артиллерийские орудия подъехали к крепости Льеж, где им предстояло сдать экзамен. Надо отметить, что хоть укрепления возводились бельгийцами в конце XIX века, они уже тогда считались устаревшими, что, конечно, облегчало задачу «Толстушек». Неармированный бетон укреплений Льежа представлял из себя лакомую добычу для немецких хищниц — он не мог выдержать мощный удар бетонобойных снарядов.

Масштабная модель M-Gerät, мобильной версии орудия, в парижском музее Musée de l’Armée

Стандартно бельгийский форт защищала одна тысяча солдат. Двум «Большим Бертам» потребовалось на уничтожение его укреплений и деморализацию гарнизона примерно один день и немногим менее четырехсот снарядов. Шансов у защитников Льежа не было. После этого артиллерийские орудия получили еще одно прозвище — «Убийцы фортов».

От триумфа до провала

Еще большего успеха немецкие мортиры смогли достичь при захвате другого бельгийского форта — Лонсен. От прямого попадания специального снаряда в пороховой погреб бетонная стена буквально взорвалась и рассыпалась на куски. Вслед за этим «эстафету» приняли и другие боекомплекты форта. Но и без помощи пороховых погребов 420-мм орудия справлялись отлично. Многослойный бетон без стального проката и так рассыпался на куски от попаданий немецкой суперпушки.

Пара «Толстушек» за 10 дней разрушила 12 фортов Льежа

Именно боевые действия в Бельгии стали для «Толстушки Берты» персональным «звездным часом». Всего за десять дней при помощи этих орудий немцам удалось захватить аж двенадцать фотов Льежа. И 16 августа город пал. А «Берты» сначала также быстро расправились с фортами Намюра и Антверпена, а после навели шороха уже на французской земле (Мобеж, а также несколько северных крепостей).

Муляж Большой Берты

А вот неудача совершенно неожиданно ждала артиллерийские орудия под русской крепостью Осовец, что в Восточной Польше. Именно она остановила триумфальное шествие «Берт» по Европе.

Первую неудачу «Берты» потерпели под русской крепостью Осовец

Интересно то, что в отличие от бельгийских фортов, которых атаковало по две «Толстушки», под Осовец немцы пригнали аж четыре. Плюс более шестидесяти других крупнокалиберных орудий. 25 февраля 1915 года начался обстрел. Наиболее мощным он был в период с 27 февраля по 3 марта. За это время «Берты» успели «плюнуть» порядка 250 тысяч одних только бетонобойных снарядов. Но какой-либо существенной пользы немцам это не принесло. Крепость держалась еще долго.

Солдаты на 420-мм орудии

Последний путь «Большой Берты»

Сколько всего было создано «Толстушек», доподлинно неизвестно. По разным источникам, их число «прыгает» с девяти до двенадцати. С количеством стволов для этих орудий тоже не все ясно. Известно, что их численность приближается к двум десяткам. В любом случае, их точно было больше, чем самих «Берт». Дело в том, что стволы из-за чудовищной мощности мортир быстро приходили в негодность. А первым признаком изнашивания значилось сокращение прицельной дальности стрельбы с 12,5 километров до 9. К тому же было зафиксировано несколько случаев детонаций некачественных снарядов внутри ствола.

Последняя «Большая Берта» была переплавлена в 50-х года в США

После Версальского договора «Толстушки Берты» были уничтожены. «Выжили» лишь две — их забрали американцы в качестве трофеев. Одно орудие нашло пристанище в Армейском музее артиллерии США до 50-х годов, после чего его переправили. А что случилось со второй «Бертой», неизвестно до сих пор. Она просто исчезла.



Рекомендуем почитать

Наверх