Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания...
![Павел Петрович Кирсанов: характеристика персонажа](https://i2.wp.com/xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/Pavel_Petrovich_Kirsanov_1-280x296.jpg)
Линейка семейства современных украинских бронетранспортёров.
Работа по созданию бронетранспортёра стартовала в 2002 году в Харьковским конструкторским бюро машиностроения в инициативном порядке в рамках темы ОКР «Ладья».
Демонстрационный прототип бронетраспортёра был впервые показан на выставке «Аеросвіт-XXI» в 2006 году.
В конце ноября 2008 года началась работа по производству первого серийного БТР-4.
В феврале 2009 года на выставке вооружений IDEX-2009 был впервые показан вариант БТР-4, оборудованный боевым модулем БМ-7 «Парус».
Средняя стоимость БТР-4 по контракту 2009 года на поставку 420 бронетранспортёров в Ирак составила около $1,1 млн за единицу.
Средняя стоимость БТР-4 по контракту 2012 года на поставку 100 машинокомплектов бронетранспортёров в Казахстан составляла $1,5 млн за единицу.
3 февраля 2015 года первый заместитель генерального директора ГК «Укроборонпром» Сергей Пинькас проинформировал, что по итогам шестимесячной эксплуатации БТР-4Е в условиях боевых действий в конструкцию бронетранспортёра было внесено более 900 улучшений и усовершенствований.
БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР применяется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях использования противником оружия массового поражения. БТР может являться базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР способен выполнять поставленные задачи как днём, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от?40 до +55 град. C.
БТР-4 имеет три отделения:
переднее - отделение управления
среднее - моторно-трансмиссионное отделение
заднее - боевое и десантное отделения
Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин.
Грузоподъёмность шасси бронетранспортёра позволяет создавать не только варианты исполнений и семейство машин, но и устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.
Вместимость, человек:
Экипаж: 3 (водитель, командир, стрелок)
Десант: 7-9 (в зависимости от боевого отделения)
1 х 30-мм автоматическая пушка, 1 х 7,62-мм пулемёт, 1 х 30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР).
1 х 30-мм автоматическая пушка, 1 х 7,62-мм пулемёт, 4 х ПТУР «Барьер» либо 2 х ПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.
2 х 23-мм автоматические пушки и 1 х 7,62-мм пулемёт.
1 х 30-мм пушка ЗТМ-1 (боекомплект 400 снарядов), 1 х 30-мм автоматический гранатомёт КБА-117 (боекомплект 145 гранат), 1 х 7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР)
В 2014 году начали оборудовать на бронетранспортёры БТР-4 Национальной гвардии и вооружённых сил Украины комплекты решётчатых противокумулятивных экранов (элемент пассивной защиты бронемашины, предназначенный для уменьшения разрушающего действия кумулятивной струи. Представляет из себя экран, закреплённый на некотором расстоянии от брони. Материалом для экранов послужили резина с тканевым усилением, листы или сетки из металла).
Классификация: бронетранспортёр
-Боевая масса, т: 21,9
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7
Длина корпуса, мм: 7650
-Ширина корпуса, мм: 2900
-Высота, мм: 2860
-Клиренс, мм: 460
Тип брони: стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)
Калибр и марка пушки: 30-мм КБА-1 (2А72)
-Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 400
-Углы ВН, град.: ?25…+30 град
-Дальность стрельбы, км: БТС: 2,0; БОТС и ОФЗС: 4,0; ПТУР: 5,0
-Прицелы: оптико-телевизионная система с лазерным дальномером и стабилизацией поля зрения в вертикальной и горизонтальной плоскостях
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм КТ
-Другое вооружение: ПТРК «Барьер»; 1 х 30-мм АГС-17
Двигатель: Производитель: Завод им. Малышева; Марка: ЗТД-3; Тип: дизельный с наддувом; Объём: 8 150 куб.см.; Максимальная мощность: 500 л.с., при 2600 об/мин; Конфигурация: рядный, 3-цилиндр.; Цилиндров: 3; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 2; Рекомендованное топливо: многотопливный.
-Скорость по шоссе, км/ч: 110
-Запас хода по шоссе, км: 690
-Удельная мощность, л. с./т: 20,2
-Колёсная формула: 8х8
-Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2,0
-Преодолеваемый брод, м: плавает со скоростью до 10 км/ч
Концептуально бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» по собственному предназначению соединил внутри себя функции и бронетранспортера и боевой машины пехоты для огневой поддержки мотострелковых подразделений на поле боя. Конструктивным различием бронетранспортера БТР-4 является компоновочное решение по размещению десанта в кормовой части корпуса с возможностью десантироваться через задние двери под прикрытием бронетранспортёра.
Современный украинский бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» - видео
Бронетранспортёр БТР-4 состоит из 3-х отсеков: в фронтальной части находится отделение управления, в каком расположены рабочие места командира и механика-водителя; в кормовой части находится десантное отделение, в каком расположены рабочие места наводчика вооружения и семерых десантников; в средней части размещено моторно-трансмиссионное отделение с установленным силовым агрегатом. Отделение управления и десантное отделение соединены меж собой с помощью прохода-лаза вдоль правого борта, который служит для эвакуации экипажа и десанта, также для проведения работ при обслуживании систем мотора и коробки. По мере надобности боевое и десантное отделение БТР-4 без конфигурации компоновочных решений по силовой установке и коробки стремительно трансформируется для сотворения широкого семейства боевых машин.
На базе бронетранспортёра БТР-4 были разработаны и сделаны последующие модификации:
БТР-4А с боевым модулем «Гром» , силовой установкой с дизельным движком итальянской компании «Iveco» мощностью четыреста 30 л.с. и узлами коробки украинской разработки и производства.
Силовой установкой с дизельным движком германской компании «Deutz» мощностью четыреста 40 два л.с. и автоматической коробкой переключения передач американской компании «Allison». Другие узлы коробки взаимозаменяемые с подобными узлами бронетранспортера БТР-4Е. Установлены колёса в составе – шин 365/80R20 XZL французской компании «Michelin» с дисками конторы «Hutchinson».
Силовой установкой с украинским дизельным движком 3ТД-3А мощностью 500 л.с. и узлами коробки украинской разработки и производства; Также специально для бронетранспортера БТР-4Е был разработан и сделан боевой модуль БМ-7 «Парус», который вобрал в себя все положительные выработки ранее изготавливаемых боевых модулей. Массивное вооружение (30 мм автоматическая пушка КБА-2, 30 мм автоматический гранатомёт КБА-117, 7,62 мм пулемёт КТ-7,62, ПТРК Барьер), стабилизированное (Стабилизатор СВУ-500-4Ц) в 2-ух плоскостях и снаряженное современной системой управления огнем, позволяют вести огнь через телевизионные прицелы с дистанционным управлением, как с места, так и слету, как деньком, так и ночкой. Всеполноценно вести огнь могут как наводчик вооружения, так и командир со собственного рабочего места. При всем этом командир дополнительно со собственного рабочего места может следить за полем боя через панораму радиального обзора «Панорама-2П» системы «Трек-М» и давать целеуказания наводчику либо вести огнь без помощи других, переключив управление вооружением на свое рабочее место. Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет наводчику-оператору вести огнь, оставаясь снутри корпуса БТР-4.
Фото БТР-4 с боевым модулем «БАУ-23х2»
Предусмотрена возможность оснащения БТР-4 другими боевыми модулями украинской разработки, к примеру: «Гром», «Шквал», «Штурм» либо БАУ-23.
На базе бронетранспортера БТР-4Е сотворено целое семейство бронированных машин, а конкретно: командирская машина БТР-4К, командно-штабная машина БТР-4КШ, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-4РМ, бронированная мед машина БММ-4С. В две тыщи тринадцать году ГП «ХКБМ» разработало и представило новейшую модификацию БТР-4В - бронетранспортер БТР-4МВ. Четкая масса БТР-4МВ не объявлена. Заявлено, что она составляет 17,5 тонн + 3% при стандартной противопульной броне и добивается 21,9 т + 3% при усиленном противоснарядном бронировании.
На новеньком украинском бронетранспортере БТР-4МВ установлен германский шестицилиндровый дизель Deutz BF6M1015CP мощностью четыреста 50 л.с. Данный агрегат обеспечивает бронетранспортеру БТР-4МВ скорость до 100 10 км/час. Припас хода - 600 70 км. Главные тактико-технические свойства в целом совпадают из БТР-4В. Более того, БТР-4МВ даже после усиления бронирования сохранил плавучесть и может передвигаться в плавь со скоростью до 10 км/час. Количество забугорных плавающих бронетранспортеров с защитой такового уровня на рынке довольно ограничена.
В первой половине июля две тыщи двенадцать года на местности Страны Кувейт состоялись сравнительные испытания бронетранспортёра БТР-4В представителями Министерства обороны Страны Кувейт. Соперником украинского БТР-4В являлся – бронетранспортёр VBCI с колёсной формулой 8х8 производства французской компании NEXTER. Тесты проводились в томных погодных критериях при температуре окружающего воздуха от +48˚С до +55˚С, в солнечную сухую погоду с частыми ветрами переменного направления, сопровождаемыми пыльными бурями. За время проведения испытаний бронетранспортер БТР-4В прошёл 600 50 км, причём около 50% в критериях пустыни, преодолевая бессчетные песочные барханы и низины. Программку вождений БТР-4В выполнил на оценку - отлично, полосу препятствий и барханы БТР-4В преодолел без замечаний. Также БТР-4 провел стрельбовые тесты из 30-мм пушки и 7,62 мм пулемета, выполнил постановку дымовой завесы гранатами 3Д6.
Отстрелялся БТР-4В хорошо, программку выполнил, вписался в украинский норматив, точность составила 0,3 (3 попадания из 10 выстрелов), отказов системы вооружения не обнаружилось. Подготовительные отборочные испытания в объёме требований кувейтской программки украинский бронетранспортер БТР-4В, выдержал без замечаний. Для украинского БТР-4В по результатам подготовительного отбора в Кувейте все сложилось отлично. Даже в особенности отлично на фоне параллельно выполняющего ту же программку французского бронетранспортера VBCI. Французский бронетранспортер VBCI тяжелее от украинского, моднее, с боевым модулем с тепловизором, с гидропневматической подвеской, с немерянной бригадой обслуги - только три водителя! Дистанцию меж украинской и французской машинами кувейтцы заставляли повсевременно соблюдать, общение меж экипажами пресекали. Во время испытаний отъездил французский бронетранспортер VBCI на оценку - удовлетворительно. Во время преодоления препятствий бронетранспортер VBCI закопался в песок, ров шириной два метра не смог преодолеть - застрял, но «танцуя» на подвески выкарабкался.
К примеру украинский бронетранспортер БТР-4В просто на скорости ров перелетел. А вот при стрельбе, хотя точность и потрясающая (точность 0,9), но тепловизор у французского VBCI погорел (матрица не охлаждалась и шли неизменные засветки), пришлось французам подсвечивать мишень машиной сопровождения. Кувейтцы сделали подготовительный вывод, что французская машина прихотливей украинского БТР-4В, электроника у французского VBCI повсевременно выходит со строя, локальный климат снутри французской машины таковой же как и на украинской (тоже в французов не хватает производительности кондюка). К тому же во время испытаний французы на VBCI делали по два - три подхода.
Сравнительные испытания бронетранспортёра БТР-4В проявили, что украинский бронетранспортёр БТР-4 обладает высочайшими тактико-техническими чертами, способен эксплуатироваться в разных погодных зонах, и по большинству характеристик не уступает наилучшим мировым аналогам, таким как французский бронетранспортер VBCI.
Тактико-технические свойства БТР-4 «Буцефал»
Боевая масса, т | 21,9 |
Экипаж, чел. | 3 |
Десант, чел. | 7 |
Размеры БТР-4 | Длина корпуса, мм - 7650 Ширина корпуса, мм - 2900 Высота, мм - 2860 Клиренс, мм - 460 |
Бронирование | железная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная) |
Вооружение | автоматическая пушка 30-мм КБА-1 (2А72), пулемет 7,62-мм КТ, ПТРК «Барьер», 30-мм АГС-17 |
Движок | ЗТД-3, мощность мотора 500 л.с. |
Скорость по шоссе, км/ч | 110 |
Припас хода по шоссе, км | 690 |
Колёсная формула | 8×8 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стена, м | 0,5 |
На полигоне «Широкий лан» ВСУ провели очередные испытания модернизированного строевого бронетранспортера БТР-4Е на плавучесть. Гордость украинского военпрома полностью оправдала ожидания.
Приглашенные многочисленные журналисты зафиксировали как тройка машин вполне удачно форсировала водную преграду. Таким образом, были развеяны многочисленные слухи о том, что недавно модернизированный образец – с усиленным днищем – потерял способность преодолевать даже минимальную воду, пишет на страницах издания «Деловая Столица» Михаил Жирохов.
В целом можно говорить, что именно БТР-4 представляет собой одно из серьезных достижений отечественного военпрома. Еще к началу 2000-х годов наша страна не имела опыта проектирования и самое главное серийного производства легкой бронетехники типа бронетранспортера.
Однако Харьковское конструкторское бюро машиностроения в инициативном порядке в рамках программы “Ладья” разработало машину, которая впоследствии и стала знаменитым “Буцефалом”.
Интересно, что наши инженеры сознательно или нет, но отказались при проектировании от устаревшей схемы советских бронетранспортеров типа БТР-70 или БТР-80 колесной формулы 8х8. В итоге харьковчанам удалось излечить главную “болезнь” советских машин – для экипажа сделали отдельные двери, а для десанта (от 7 до 10 человек) – выход с кормы. Мало того, изначально была предусмотрена возможность применения разнообразных боевых модулей, причем если посмотреть внимательно, то видно, что у бронетранспортера БТР-4 боевой модуль смещен назад. Сделано это для того, чтобы развести модуль и оператора, который им управляет, по разным углам. Такая конструкция повышает безопасность – при поражении модуля оператор остается невредим.
БТР-4МВ1 «Буцефал» .
Еще одной особенностью стала модульная конструкция двигательной установки – то есть еще на этапе проектирования была предусмотрена возможность установки на БТР-4 разных двигателей. Хотя машина разрабатывалась под харьковский дизельный двигатель 3ТД. Но по желанию заказчика его можно легко заменить на немецкий Deutz или итальянский Iveco Cursor 10. Кстати, по мощности украинский мотор не уступает “немцу”: максимальная мощность Deutz – 598 л. с., потенциал 3ТД – 600 “лошадок”.
Естественным для Украины того периода был и дальнейший путь машины – она пошла на экспорт. Именно благодаря этому в самый тяжелый начальный период войны на Донбассе она значительно усилила боевой потенциал нашей армии. Дело в том, что перед самой войной Ирак по разным причинам отказался от партии машин, и тогда было принято решение отправить их на фронт.
Уже в мае 2014 г. лично тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк прямо под оккупированным россиянами Славянском передал четыре БТР-4Е отряду спецназначения Национальной гвардии Украины “Омега”.
В конце мая 2014 г. появились сообщения о заключении контракта на поставку 194 БТР-4 не только для НГУ, но и для армии. С тех пор БТР-4 стабильно стали поступать на вооружение не только аэромобильных частей (95-й, 25-й бригады), но и, например, 92-й механизированной бригады.
Боевой опыт применения БТР-4 в ходе войны на Донбассе и в Ираке позволил накопить харьковчанам огромный опыт. Оценки военных, не всегда однозначные, позволили внести сотни изменений в конструкции бронетранспортера. На этом фоне продолжался процесс импортозамещения – так, если в БТР-4 образца 2014 г. количество деталей из РФ составляло 45%, еще 45% были украинскими, а 10% импортировались, то к 2017 г. Украина начала самостоятельно производить уже 88% агрегатов и узлов для БТР-4, импортируя лишь 12%.
На сегодняшний день вершиной развития схемы БТР-4 стал вариант БТР-4МВ1, представленный в Киеве на выставке “Зброя та безпека-2017”. Основным отличием от предыдущих модификаций стал абсолютно новый корпус – вместо архаичного носового узла с бронестеклами и дверьми был поставлен новый со значительным углом наклона и с размещением механика-водителя и командира в отдельных люках.
Кроме того, в кормовой части для выхода десанта размещена откидная аппарель (в которой имеется дополнительная дверь), а броневая защита корпуса была ощутимо повышена с уровня STANAG 4569 Level 2 до уровня Level 3.
Как и предыдущий вариант БТР-4МВ, БТР-4МВ1 оснащен немецким дизельным двигателем Deutz BF6M1015CP мощностью 450 л. с. и стандартным боевым модулем БМ-7 “Парус”.
Стоит отдельно отметить крайнюю эффективность этого боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 с боекомплектом 350 снарядов, спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, 30-мм автоматическим гранатомётом КБА-117 и самым главным противотанковым оружием – 130-мм ПТРК “Барьер” с двумя ракетами. Причем в отличии от других боевых модулей, военные активно применяют не только пушки и пулеметы, но и ракеты – в сети было несколько роликов с пусками в боевых условиях и на полигоне.
Все это весьма смертоносное “хозяйство” весьма эффективно управляется с помощью очень современного оптико-телевизионного прицельного комплекса, а также системы управления огнём “Трек-М”. Доходило до того, что в ходе летних боев 2014 г. танкисты и экипажи БТР-4 Нацгвардии выработали оригинальную тактику совместной боевой работы, при которой использовались возможности системы наведения “Буцефала”.
Модернизация БТРа продолжается и поныне – для украинской армии сейчас на первый план выходит не только количественное, но и качественное наполнение. Так, в войска стали массово поступать бронированные ремонтно-эвакуационные, санитарно-эвакуационные машины и даже самоходные минометы на базе БТР-4.
Кроме того, несмотря на злопыхательства российских СМИ, наши бронетранспортеры по-прежнему продолжают пользоваться стабильным спросом на мировом рынке вооружений. Так, в 2017 г. Индонезия купила пять плавающих БТР-4М для оценки возможностей перевооружения своего Корпуса морской пехоты. Пока о закупке крупной партии речь не идет, но индонезийские военные крайне положительно оценили качества нашего бронетранспортера.
Таким образом, можно говорить, что наш БТР-4 “Буцефал” – далеко не предел совершенства и у машины немало недостатков и детских болезней, которые, впрочем, постепенно исправляются. Однако основной характеристикой и, что немаловажно в наших условиях – привлекательное соотношение цена-качество.
В конце 2013 года на всемирно известной выставке IDEX-2013, которая ежегодно проводится в ОАЭ, украинцы представили новинку своего оружейного производства. Это БТР «Буцефал», созданный на базе БТР-4, но имеющий многочисленные отличия от своего предшественника. Производитель сообщает, что новая машина является «принципиально новым» образцом, но она гораздо лучше защищена.
Внешний вид новой машины является не столь плодом трудов специалистов сколько попыткой соответствовать тем современным требованиям, которые предъявляются к технике такого класса на мировом рынке в настоящее время. Сразу напомним, что предшественник, БТР-4, был принят на вооружение ВСУ только в 2012 году, причем его облик значительно отличается от новой модификации. Разработкой обеих машин занималось Харьковское КБ имени Морозова.
Если говорить даже о стандартном БТР-4, то даже неспециалист заметит, что он сильно отличается от ранее созданных бронетранспортеров. В частности, от БТР-60/80. Кроме того, БТР «Буцефал» имеет достаточно много специфичных черт, которые делают его непохожим на новейший российский БТР-90.
В старой машине отсек для управления был расположен в носовом отделе, а силовая установка была размещена в средней части корпуса. Двигатель в предшествующей версии компоновки располагался сразу за рабочим местом механика-водителя, а десантный отсек (вполне традиционно) конструкторы уместили в кормовом отделении. В принципе, такое расположение в мировой практике считается идеальным.
Дело в том, что можно оперативно менять оснащение и назначение отсеков, в считанные дни превращая стандартные БТР в специализированные разведывательные, санитарные, огнеметные машины, модели радиолокационной разведки и т. д.
Разумеется, принятие столь перспективного образца на вооружение стало триумфом военного ведомства. Но уже в то время стало понятно, что машину нужно срочно развивать дальше, превращать ее в передовое вооружение для полного переоснащения сухопутных армейских частей. В частности, настоятельно требовалось полное переосмысление конструкции в области противоминной защиты. Харьковским специалистам в какой-то степени удалось выполнить все эти требования. Так и появился БТР «Буцефал».
Как и все альтернативные машины, в первую очередь он предназначен для перевозки личного состава. Кроме того, не исключено оказание огневой поддержки даже в условиях современного высокоманевренного боя. Украинские СМИ также подчеркивают, что БТР «Буцефал» (фото вы найдете на страницах этой статьи) может быть использован всеми сухопутными частями ВСУ в любых условиях, включая даже радиоактивное заражение местности после атаки неприятелем.
Особенно выделяется идеальная приспособленность машины для ее использования подразделениями специального назначения и морской пехотой. Предоставляемые производителем характеристики говорят о пригодности к эксплуатации в любом климате, в условиях полного бездорожья и в любое время суток.
В состав экипажа на БТР «Буцефал» входят три человека. Это командир машины, механик-водитель и стрелок. В зависимости от установленного боевого модуля количество перевозимых десантников может доходить до десяти человек.
До сих пор неизвестно, какую массу имеет БТР-4 «Буцефал». Известно только, что стандартный вес составляет около 17 тонн при стандартной комплектации и наличии обычного бронирования. Скорее всего, масса машины достигает 22 тонн при условии установки на нее новых боевых моделей и комплектов броневой защиты.
Всего вариантов устанавливаемых двигателей три. Все зависит от того, что именно пожелал конкретный заказчик. Может быть установлен немецкий Deutz, «самостийный» ЗТД или же Iveco, который чуть было не стал основным поставщиком бронемашин в российские ВС. Как правило, в большинстве машин можно увидеть украинский ЗТД-3А, который выдает не слишком внушительные 400 л/с.
В комплекте с ним идет автоматическая трансмиссия гидромеханического типа. К слову говоря, на оружейной выставке в ОАЭ, которую мы упоминали в самом начале статьи, был представлен БТР-4 «Буцефал», укомплектованный Deutz BF6M1015CP. Его мощность составляет уже 450 л/с при максимальной скорости 100 км/ч. Обещанный производителем запас хода составляет более 650 километров.
Данные характеристики полностью идентичны тем, которыми обладает старая версия машины. Разработчики, однако, уверяют в том, что даже с усиленными показателями бронирования новый транспортер ничуть не утратил способностей к преодолению водных преград и рвов. Сообщается, что украинский БТР «Буцефал» может двигаться по воде со скоростью до 10 км/ч. Впрочем, в этих характеристиках можно усомниться: количество машин такого класса, которые обладают схожим уровнем бронирования и подобной скоростью преодоления водных преград, достаточно мало.
При этом все они оснащены весьма мощными двигателями и современными водометными установками. В принципе, немецкая силовая установка неплоха, но о наличии водометного оборудования производитель умалчивает. Плыть же со скоростью 10 км/ч, когда приводимость в действие осуществляется одной только вращающей силой колес, машина с такой массой вряд ли сможет.
Следует иметь в виду, что при дальнейшем увеличении боевой массы говорить о сохранении хоть сколь-нибудь положительной плавучести уже не приходится. Еще нужно учесть тот простой факт, что в последние годы основных заказчиков вооружения на рынке эта самая плавучесть совершенно не заботит. Основными критериями, по которым выбирается боевая машина, являются только два обстоятельства:
Разумеется, подразумевается огневое столкновение с противником не только в условиях более-менее полномасштабных боевых действий, но и при проведении миротворческих операций. В последнем случае бои часто идут в закрытом городском пространстве, где даже современным танкам с системами активной и динамической защиты приходится очень непросто.
Одним из главных поводов для гордости украинской «оборонки» является значительно увеличенная степень баллистической защиты, которую демонстрирует новый БТР-4Е «Буцефал». Полностью соответствуя требованиям STANAG-4269, он обладает пятым уровнем защиты. Проще говоря, машина теоретически способна выдержать обстрел из автоматической пушки калибра 25 мм с расстояния всего 500 метров.
В носовой части видны те изменения, которые в такую конструкцию, как БТР-4Е «Буцефал», были внесены исключительно с целью повышения «живучести» на поле боя. Так, лобовое бронирование было заметно усилено, а от всех бронестекол (которые подвергались жестокой критике) наконец-то полностью избавились. Этим же обеспечили наличие дополнительной возможности для установки даже динамической защиты. Отметим, что конструктивно предусмотрены решетки для защиты от бросков и бутылок с горючими жидкостями.
Что касается требований к противоминной защите, то с этим БТР-4 Е «Буцефал» в теории справляется просто бесподобно. Согласно стандартам НАТО, машина способна выдержать подрыв взрывного устройства, мощность которого составляет порядка восьми килограммов в Эти заявления производителя и вызывают серьезные сомнения у экспертов: разве машина с массой в 17-22 тонны и с плоским днищем способна выдержать столь серьезный заряд?
Конечно, если мина была изготовлена совсем уж никудышным сапером, то определенные шансы есть. Но в том случае, если она была грамотно сделана и установлена, вряд ли БТР-4 «Буцефал», характеристика которого далека от таковой у танка, сможет хоть как-то защитить экипаж, находящийся внутри корпуса.
Вот в этом вопросе новый БТР точно не подкачал. Так, конструкторы разработали специально для него массу боевых модулей с дистанционным управлением, которые серьезно повышают огневую мощь легкой бронетехники. Особенно стоит отметить модели «Штурм», «Град» и «Парус», БАУ-32, а также многочисленные варианты зарубежного изготовления, которые в любой момент могут быть установлены на такую технику, как БТР-4 «Буцефал». Фото этих вариантов частично имеются в данной статье.
Еще раз вернемся к самому началу нашего повествования. На машине, которая была представлена в ОАЭ, стоял боевой модуль «Парус». Его состав внушает уважение: автоматическое орудие марки ЗТМ-1 с калибром 30 миллиметров, двумя (спаренными) пулеметами калибра 7,62 миллиметра, а также одним гранатометом АГ-17, который предназначен для уничтожения танков противника.
Следует отметить, что всеми огневыми модулями может управлять (дистанционно) не только стрелок, но и командир машины. Наблюдение за противником и прицеливание могут осуществляться как при помощи стандартных оптических систем, так и при помощи мощных электронных комплексов, которые способны эффективно выполнять свою задачу в ночное время и в условиях недостаточной видимости.
Кроме того, экипаж может ориентироваться на изображение, которое будет получать с круговой камеры, установленной на броне. Картинка передается на монитор, устроенный перед рабочим местом командира.
Для последнего также предназначен отдельный наблюдательный модуль «Панорама-2П», который предоставляет максимально расширенную и подробную картинку боевой обстановки вокруг такой машины, как БТР-4Е «Буцефал». Фото этого не передают, но обзор с командирского места и в самом деле отличный.
Если установлен боевой комплекс «Парус», то в десантном отсеке могут уместиться не менее семи человек. Проще всего командиру и механику-водителю, которые могут попасть на свои рабочие места, воспользовавшись верхними люками или забравшись внутрь через аппарель. Специально для этой цели между креслами десантников и отсеками управления конструкторы предусмотрели наличие небольшого прохода.
Еще одной любопытной особенностью является новая кормовая часть, которой отличается «Буцефал». БТР-3 и прочие старые модели не предусматривали настолько удобных условий для десантирования. В частности есть специальная аппарель, которая не просто выдвигается из кормы, но постепенно обеспечивает опускание по всей ширине десантного отсека. Это максимально облегчает посадку и высадку десанта.
Кроме того, этот конструктивный элемент позволяет превратить БТР в прекрасный транспортировщик габаритных грузов, попросту демонтировав кресла для десанта. В самой аппарели также имеется небольшая бронированная дверца, которую можно использовать для скрытной посадки и высадки людей.
События, которые разворачиваются на Востоке Украины, дали украинским силовикам испробовать свои новые машины в деле. Результаты оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, БТР вроде бы соответствуют всем заявленным требованиям. С другой - все стороны конфликта неоднократно регистрировали серьезные повреждения, и даже полный выход из строя «Буцефалов», которые побывали под огнем обычных
Напомним, что сам производитель дает гарантию защиты экипажа даже при попадании под обстрел из 25-мм автоматического орудия. Все это дает основания утверждать, что состояние защиты этого БТР аналогично (или чуть выше) бронированию отечественных БТР-80/82. Что касается огневой мощи, то каких-то достоверных сведений на этот счет не поступало.
Разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова в начале 2000-х годов. Первая демонстрация бронетраспортёра была впервые продемонстрирован на выставке Аеросвіт в 2006 году.
БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР используется для оснащения подразделений способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения. БТР может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР может выполнять поставленные задачи как днем, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от -40 до +55ºС. Цена БТР4 снаряженного боевым модулем «Парус» - 16,5 миллиона гривен.
Бронетранспортер БТР-4 имеет колесную формулу 8х8. Приводиться в движение машина может одним из трех вариантов двигателя, по желанию заказчиков - украинским 3ТД, немецким Deutz или итальянским Iveco. Дорожный просвет составляет 460 мм.
Бронетранспортер имеет модульную конструкцию, позволяющую выпускать на его базе семейство боевых машин, и высокий уровень баллистической и противоминной защиты на уровне 2 STANAG-4269. Базовый уровень защиты может быть увеличен за счет дополнительных модулей или решетчатых экранов. Боевая масса БТР-4 в базовом варианте составляет 17 тонн (19.3 тонн с модулем «Гром»), в варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 тонн (защита от снарядов 30-мм пушек).
Машина является плавающей и развивает на воде скорость 8-10 км/час.
БТР-4 имеет три отделения:
На базе БТР-4 могут быть созданы:
Параметр | Единица измерений | Величина |
Масса модификации: |
||
с противопульной защитой | т | 17.5+3% |
с дополнительной защитой | т | до 25+3% |
Колесная формула | 8x8 | |
Экипаж | 3 командир, оператор, водитель |
|
Десант | 7-9 (в зависимости от боевого модуля) |
|
Удельная мощность: |
||
с противопульной защитой | л.с./т | не менее 28.6 |
с дополнительной защитой | л.с./т | не менее 20 |
Максимальная скорость движения, км/час: |
||
По шоссе | км/ч | 110 |
На плаву | км/ч | до 10 |
Запас хода | км | не менее 690 |
Максимальный угол подъема | градусы | 30 |
Максимальный угол крена | градусы | 25 |
Применяемые двигатели: |
||
Тип, марка двигателя | двухтактный дизель 3ТД | |
Максимальная мощность | л.с. | 500 (возможен вариант 600) |
Тип, марка резервного варианта двигателя | четырехтактный дизель DEUTZ ЕВРО ІІІ | |
Максимальная мощность | л.с. | 489 или 598 |
Вооружение | в зависимости от установленного боевого модуля |
Боевой модуль «Парус» оснащен оптико-телевизионным прицельным комплексом и панорамным прибором наблюдения командира, наведение осуществляется наводчиком или командиром в составе СУО «Трек». Углы наведения по вертикали от -13 до 45º. Высота БТР-4 с боевым модулем «Парус» - 3060 мм. Масса модуля без б/к - 1650 кг, с б/к - 2010.
Боевой модуль БМ-7 «Парус» - 1x30-мм пушка КБА-1 (боекомплект 400 снарядов), 1x30-мм автоматический гранатомет (боекомплект 145 гранат), 1 x 7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.
Боевой модуль «Парус» является многоцелевым унифицированным дистанционно управляемым модулем с вынесенным вооружением, с размещением оператора и командира в корпусе. Боевой модуль «Парус» не занимает места внутри БТР.
Модуль вооружения является автономным, и управляется как наводчиком так и командиром с помощью электромеханических поводов. Наблюдение и прицеливание осуществляется с использованием оптико-электронных (низкоуровневых телевизионных) приборов. Командир имеет отдельное панорамное устройство наблюдения, поиска цели и целеуказания «Панорама-2П» и пульт управления для обеспечения дублированного управления вооружением через прицельные приборы наводчика.
Изделие «Трек-М» представляет собой оптико-электронную систему наблюдения, прицеливания и управления огнем (СУО). Предназначено для наблюдения и обнаружения наземных целей и «зависших» вертолетов, прицеливания и управления вооружением.
Изделие «Трек-М ». Поле зрения широкополосного канала по горизонтали 8º40″ и 6º30 по вертикали. Для узкополосного канала по горизонтали 2020″ и 1050 по вертикали. Дальность обнаружения цели до 5000 м днем и 900 м ночью без подсветки, при подсветке ОУ-3ГА2М - 2000 м. Возможна установка тепловизора и реализация режима автоматического сопровождения целей.
Изделие «Трек-М» обеспечивает:
Изделие «Панорама-2П » предназначено для поиска и обнаружения командиром боевой машины подвижных и неподвижных целей (танк, живая сила противника), выдачи видеосигнала для отобра-жения изображения обнаруженных целей и окружающей обстановки на видеомониторе командира и угловых координат направления оптической оси в горизонтальной плоскости относительно башни боевого модуля.
Приводной механизм размещается внутри башни боевого модуля. Оптико-электронный модуль панорамного прибора (ОЭМ ПП) установлен в углублении на башне боевого модуля на пластине приводного механизма.
При облучении объекта средствами наведения противника с квантовыми приборами дальнометрирования или подсветки комплекс регистрирует факт облучения объекта, определяет тип излучателя (дальномер или подсветчик), направление на источник излучения и выдает информацию на ПИК, одновременно по внутреннему переговорному устройству объекта на шлемофоны членов экипажа подается зуммер тревоги различной тональности в зависимости от вида излучателя. На основании информации командир или оператор-наводчик объекта устанавливает тумблерами на ПИК один из режимов управления отстрелом аэрозольных (дымовых) гранат.
Марка и тип пушки | КБА-1 (2А72) |
Калибр, мм | 30 |
Скорострельность, выстр/мин | 330 |
Прицельная дальность по наземным целям, м: | |
БТ-снарядами | 2000 |
ОФЗ и ОТ-снарядами | 4000 |
*Стрельба по воздушным целям | до 2500 |
Дальность прямого выстрела, м | 1100 |
Марка и тип пулемета | ПКТ, танковый, спаренный |
Калибр, мм | 7,62 |
Скорострельность, выстр/мин | 200-250 |
2000 | |
Марка и тип комплекса «Барьер» | 5500 м |
Дальность поражения ракетой, м | 75-2000 |
Марка и тип гранатомета | АГ-17 автоматический |
Калибр, мм | 30 |
Темп стрельбы, выстр/мин. | 50-100 и 350-400 |
Прицельная дальность стрельбы, м | 1730 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Разведывательная машина БРМ-4К |
Параметр | единица измерений | Величина |
Масса | т | 25 +3% |
Экипаж | 3 | |
Десант | 7 | |
Удельная мощность | л.с./т | 20 |
Тип, марка и мощность двигателя | 2-тактный дизель 3ТД, 500л.с. или 4-тактный дизель DEUTZ |
|
Боевой модуль: |
||
Экипаж | 2 | |
Вооружение: |
||
Автоматическая пушка | 1 x 30 мм | |
Боекомплект | снарядов | не менее 360 |
Гранатомет | 30 мм | |
Боекомплект | гранат | не менее 150 |
Пулемет | 7.62 мм | |
Боекомплект | патронов | не менее 1 200 |
ПТРК | 9П135М "Конкурс” или "Барьер” |
|
Боекомплект | ракет | 4 |
Параметр | единица измерений | Величина |
Боевой модуль: |
||
Экипаж | 1 | |
Вооружение: |
||
Автоматическая пушка | 1 x 30 мм | |
Боекомплект | снарядов | не менее 360 |
Гранатомет | 1 x 30 мм | |
Боекомплект | гранат | не менее150 |
Пулемет | 1 x 7.62 мм | |
Боекомплект | патронов | не менее 2 000 |
ПТРК | 9П135М "Конкурс” или "Барьер” |
|
Боекомплект | ракет | не менее 2 |
Параметр | единица измерений | Величина |
т | 20,2+3% | |
Экипаж | 7 человек командир машины, водитель-электромеханик, наводчик-оператор, командир подразделения, три офицера |
|
ЭА-8 | ||
Средства связи |
|
|
|
Параметр | единица измерений | Величина |
Масса машины с противопульной защитой | т | 18,5+3% |
Экипаж | 7 командир машины, водитель-электромеханик, командир, четыре офицера |
|
Дополнительная силовая установка | ЭА-8 | |
Вооружение | пулеметная установка типа ТКБ-01-1 калибра 12,7 мм | |
Средства связи |
|
|
Системы навигационного обеспечения |
|
|
Переносные средства наблюдения и ориентации |
|
Параметр | единица измерений | Величина |
Масса машины с противопульной защитой | т | 20,7+3% |
Экипаж | 6 командир, водитель, наводчик-оператор, штурман, два разведчика |
|
Дополнительная силовая установка | ЭА-8 | |
Приборы наблюдения разведчиков | комбинированные дневно-ночные перископические, бинокулярные приборы ТКН-3МУ | |
Средства связи |
|
|
Системы навигационного обеспечения |
|
|
Переносные средства наблюдения и ориентации |
|
|
Средства разведки |
|