Что кладут в гроб женщине православной. Приметы на похоронах - опыт тысячелетий

Разное 13.10.2019
Разное

Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?

Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.

1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?

Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.

2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?

Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?

Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).

Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…

А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.

4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?

Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.

5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?

Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…

Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?

Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.

6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?

Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…

А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?

7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?

Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…

8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?

Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).

Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?

Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».

10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?

Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..

А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..

11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?

Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.

12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?

См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.

13. Каково отношение Церкви к кремации?

Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.

Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.

Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.

Вопросы задавал Леонид Виноградов

Журнал «Нескучный сад»

Деньги находятся даже при раскопках древнейших захоронений. То есть история у этой традиции довольно значительная. Современные люди, конечно, не кладут в гроб к усопшему чемодан с купюрами, но горсть монет или несколько купюр найдутся практически в каждом захоронении. Иногда их кладут в портмоне или кошельке, которыми пользовался покойный при жизни.

Для чего это делается и следует ли следовать этой традиции? Попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье, рассмотрев несколько различных вариантов.

Мнений на этот счет существует великое множество. Вот некоторые из них:

  • Деньги необходимы покойному, чтобы он смог заплатить перевозчику душ в загробном мире, что избавит его от скитаний между мирами.
  • Начало этого обычая следует искать во временах древних египтян с их фараонами. Все знают, что для них было непреложной истиной существование загробной жизни, а потому и приготовления к ней производились со всей серьезностью. Если деньги играют значительную роль в нашем мире, как рассуждали они, то и на том свете без них не получится обойтись. Для начала надо будет оплатить переправу через реку мертвых, покидая мир живых. Если у покойного не будет денег, то с него могут потребовать оказания какой-то услуги. И сегодня люди, побывавшие на том свете, прошедшие через клиническую смерть, утверждают, что все привычки нашего мира имеют места и в мире ином. А потому может и следует это делать.
  • Большинство людей кладет деньги в гроб потому, что именно так поступали их бабушки и дедушки. При этом они не задумываются над вопросом «С какой целью это делается». Спокойней соблюсти традиции предков, чем не сделать этого и затем сомневаться в правильности своего поступка.
  • Относительно недавно, люди считали, что отправлять мертвого в загробный мир без набора конкретных вещей - непростительная ошибка. Поэтому в гроб клали предметы домашней утвари, украшения и, конечно же деньги, чтобы у усопшего была на том свете возможность приобрести все необходимое. Прошло много времени, но традиция так и осталась. И многим даже не важно для чего это делается. Раз так принято - значит так тому и быть. Раз люди так делают, то мы не можем быть хуже них.
  • Человек, закончив свой жизненный путь на земле, оказывается между раем и адом. И находится ему в этом промежуточном состоянии приходится на протяжении первых сорока дней с момента смерти. Его заставляют посетить все места, отмеченные грехом, им совершенным. И вот для того, чтобы была возможность откупиться, усопшему кладут в гроб сорок монет - по одной на каждый день. Хотя, конечно, веет от этой трактовки чем-то языческим: разве можно откупиться от Бога какими-то монетами?

Зачем в могилу бросают мелкие монеты

Этот архаичный элемент обрядов и сегодня соблюдается в некоторых местах. В народе гуляет несколько трактовок этого действа. Согласно одному из них таким образом выкупалось место на погосте для усопшего. Таким образом подкреплялась связь покойного с местом, ставшим последним его пристанищем. Считалось, что если этого не сделать, то покойный станет по ночам посещать родственников с жалобами на притеснения со стороны хозяина подземного мира, выгоняющего его из могилы.

По второму варианту покойный снабжался деньгами для приобретения места в мире ином. Помимо этого, он должен был этими деньгами расплатиться за перевоз через реку огненную. В качестве перевозчика русская народная традиция называла то Архистратига Михаила, то Николая Чудотворца. В одном духовном стихе говорится, что Архистратиг Михаил не берет деньги, предлагаемые грешниками и отказывает им в перевозе через «Сион-реку огненную».

Иногда эти деньги рассматриваются в качестве платы «земельному хозяину». Ему же славяне делали подношения перед началом строительства дома. Это является свидетельством связи между языческим богом Волосом и подземным царством, и Матерью-Землей. Украинцы для названия земельного хозяина и перевозчика через огненную реку используют одно название - дидько.

Древние бросали деньги в могилу, чтобы он смог заплатить за место соседям по кладбищу. Ведь «без денег старые покойники не дают места». Как утверждал Коллинз, у русских было принято в процессе похорон класть покойнику монеты в рот. А в повести «Временных лет» сказано, что по приказанию Яна Вышатича, каждому казненному по его приказу волхву в рот засовывали рубль.

Общеизвестно, что под словом родитель древние русичи подразумевали не только усопшего члена рода, или домового, но и незримо присутствующего на кладбище сторожа. А так как домой всегда имел прямое отношение к домашнему скоту, то деньги бросались в могилу чтобы не допустить уход вслед за хозяином скотины.

С помощью вновь преставившегося могла производиться передача денег родственникам в мир иной. Многие люди рассказывали о том, что им снятся усопшие родственники, который просят передать со новоприставившимся какое-то количество денег или что-то из одежды. При этом назывался конкретный человек и дата его смерти. Естественно, произвести такую передачу можно только получив разрешение от родственников покойного, выбранного в качестве передатчика.

Некоторые люди считают, что соблюдение этой традиции, может принести человеку, положившему деньги, большие финансовые проблемы в перспективе. И под занавес отношение церкви к этому вопросу. Священнослужители называют обычай, следуя которому родственники кладут в гроб деньги, предметы утвари, гаджеты, сотовые телефоны и все такое прочее, языческим и не имеющим никакого отношения к православию.

Начнем с того, что иконку кладут в гроб только православному, прошедшему через обряд крещения. Когда человеку приходит время покидать этот грешный мир, его следует подготовить к длинному пути в Царствие Небесное. Для начала тело омывается и заворачивается в полотно, на котором принято изображать распятие. Это считается символом того, что умерший был верующим и с радостью вручает свою душу Богу.

Помимо этого, следует позаботиться о приобретении в церкви специально погребального набора. Все его предметы должны быть использованы при проведении церемонии прощания. Также в гроб принято сложить, помимо означенного набора, вещи, которыми усопший часто пользовался. Это могут быть средства личной гигиены или предметы, которыми он очень дорожил.

В некоторых местах принято обеспечивать усопшего в последнюю дорогу продуктами питания и даже напитками, в том числе и алкогольными. Представители церкви такой подход не одобряют, но все-таки право принятия решения о том, поступать ли таким образом или нет, принадлежит самим родственникам.

Если усопший покончил жизнь самоубийством, был замечен в колдовстве или просто не был крещен, то его не отпевают и в гроб не кладут иконку — в этом случае кладут осиновый крест, ладан и пасхальный крест.

Некоторые люди сомневаются, можно ли одевать усопшему нательный крестик. Если человек всю свою жизнь прожил с верой в Бога, то крестик обязательно должен быть при нем и в его последнем пути.

Икона должна обязательно присутствовать в гробу. Если хоронят мужчину, то кладут, как правило, лик Спасителя, а женщинам - икону Матери Божия. Но это не является незыблемым правилом. В гроб может быт положена икона того святого, которого усопший больше всего чтил при жизни или образ именного святого. Иногда практикуется использование иконы того святого в чей день происходят похороны.

С какой целью это делается? Душе, в ее длинном пути в Царствие Небесное, нужен сопровождающий, так вот тот святой, которого положат усопшему в левую руку и будет выполнять эту роль.

Иногда икона, которую положили к умершему, после его отпевания до момента закрытия крышки достается. И в этом нет ничего предосудительного. Такую иконку можно держать у себя дома. Дальше по жизни в дни поминовения усопшего она достается и перед ней зажигается лампада или свечка.

Икона может быть как оставлена в гробу, так и вытащена из него — главное, чтобы на протяжении всего отпевания она находилась рядом с усопшим. В этом случае она без проблем покинет тело и отправится в мир иной к своим предкам, а родственники до конца своих дней сохранят в сердце светлую память о близком для них человеке.

Так как же будет поступить правильно?

На этот вопрос есть два варианта ответа:

  1. Формальный.
  2. Неформальный.

Формально в руки усопшему положено вкладывать не икону, а крест. Икона же кладется рядом с телом, чтобы в процессе прощания перед закрытием гроба, родственники могли ее поцеловать после «последнего целования» в венчик, закрепленный на лбу почившего в Бозе. Иконка забирается из гроба. Она может храниться в доме близких родственников, а может быть отдана в храм.

Неформально на наш взгляд уже сама такая постановка вопроса является неправильной. Правильно будет так, как захотят сделать родственники, ведь покойному, а тем более Богу совершенно неважно положена та или иная вещь в гроб или нет.

При совершении вселенских родительских суббот, на утрене (которую многие почему-то считаю не очень важной, отдавая предпочтение панихиде) читается закон Божий. В нем мы обращаемся к Спасителю с просьбой помянуть всех почивших мирно и умерших любыми другими способами:

  • Сгоревших.
  • Утонувших.
  • Удавленных «плинфой» (кирпичом).
  • Укушенных гадами.
  • Растерзанных лесными зверями.
  • Убиенных прочими стихиями.

Главным мотивом всех обращений является просьба помянуть и простить все прегрешения, совершены ли они были вольно или по независимым от человека обстоятельствам.

Нигде нет даже малейшего намека на то, насколько важно соблюдать правильность обряда захоронения. Иногда преподобные игумены на смертном одре говорили, чтобы братия тело их стащили в болотную трясину и бросили там. Говорилось это не ради красного словца и не для того, чтобы произвести впечатление, а потому они были полны осознания того, насколько суетно все земное и преходящее.

Нужно ли оставлять какие-то вещи в гробу? Почему покойники снятся и беспокоят нас? Почему просят во снах сигареты, деньги или одежду? Хотят ли мертвые курить?

Как-то мне был задан один очень важный вопрос, который требует подробного и обстоятельного комментария. Цитирую его суть: "Вы часто пишете, что в гроб не следует класть деньги и прочие вещи. Но почему тогда случается, что некоторым людям начинают сниться их покойные родственники, которые говорят, что им нужны какие-то вещи: деньги, сигареты или что-то ещё? Я неоднократно слышала подобные истории. Мне и самой как-то снился покойный отец и жаловался, что нужно было положить ему в гроб сигареты.. ."

Чтобы доходчиво ответить вопрос, почему нередко покойники снятся и просят нас о чем-то, вначале я немного расскажу вам о содержании знаменитой "Книги духов" Алана Кардека, написанной более столетия назад. В этой книге приведена информация, полученная группой учёных-спиритистов в ходе общения с некоторыми достаточно просветлёнными душами людей, которых уже нет с нами. Среди прочей многообразной информации в книге много сказано о чувствах и переживаниях душ, недавно покинувших наш земной мир. Приведу несколько цитат из "Книги духов".

"В минуту смерти душа сперва ничего не сознаёт. Нужно некоторое время, чтобы она узнала себя. Душа освобождается от телесных оков постепенно, а не улетает, как птица из клетки, внезапно получившая свободу. У одних людей это делается скоро, в течение нескольких часов. Но у многих других, в особенности у тех, кто вёл жизнь исключительно материальную и чувственную, освобождение совершается гораздо медленнее. Время смятения бывает весьма различно, от нескольких часов до нескольких лет. Дух бывает поражен, удивлён и не верит своей смерти. Так как он видит, слышит и мыслит, дух не признаёт себя умершим. Обман этот поддерживается ещё и наружным видом его духовного тела, сохраняющего формы тела материального... Постепенно дух очищается по мере того, как уменьшаются материальные влияния на него. Страдания, испытываемые после смерти, всегда являются следствием образа земной жизни... Известно, что после ампутации чувствуется ещё некоторое время боль в отнятой уже части тела. Поскольку отрезанная часть не может быть местом страдания, мозг просто сохранил впечатление боли. Так и страдания духа после смерти отчасти сходны с приведенным примером. Страдания души всегда бывают связаны с её земными страстями и привязанностями. Для живущего на земле человека удовлетворение материальных потребностей представляет собою источник счастья. Но для души, освобождённой от телесных оков, те же материальные потребности - это источник мучения, так как их уже нельзя удовлетворить... "

Так вот, в течение некоторого более или менее продолжительного периода времени после смерти душа находится в растерянном смятении (а то и в глубоком шоковом состоянии), и не вполне понимает, что сейчас с нею происходит. Она бывает в местах, знакомых ей при жизни, пытается общаться со знакомыми ей людьми и, главное, не бывает сразу же полностью избавлена от своих земных представлений, привычек и пристрастий. Об этом последнем обстоятельстве поговорим подробнее.

К примеру, случается, что малодушный человек заканчивает свою земную жизнь самоубийством из-за неразделённой любви или измены любимого человека. Однако после смерти его ожидает тот ещё "сюрприз": муки ревности будут ещё сильнее и продолжительнее, только уйти от них уже некуда! Ни сном забыться, ни водкой, ни в петлю залезть. Вот уж, "спрятался человек от проблем", да? Тот же курильщик и после смерти очень нуждается в сигаретах, но испытывает сильные страдания из-за невозможности удовлетворить свою потребность. Наличие сигарет в гробу служит душе некоторым иллюзорным утешением, хотя, разумеется, ничего не меняет. По описанным выше причинам души покойных людей могут навязчиво сниться оставшимся на земле родственникам и жаловаться, что им нужны сигареты, выпивка, деньги (за которые они наверняка могли бы что-то нужное купить) и т.д. Именно поэтому в народе появилось мнение, что покойного нужно снабдить перед похоронами деньгами и какими-то личными вещами, которые кладут в гроб.

А теперь я прошу у вас особого внимания! Оставив в гробу деньги и какие-то вещи, вы ничуть не поможете душе унять её страдания. Всё равно она должна будет естественным путём очиститься от своих земных пристрастий, после чего освобождённая от тяжёлых "лярв" душа сможет подняться в более высокие миры. Состояние избавления от накопленных при жизни "лярв" и является тем самым пресловутым "чистилищем". Однако тот человек, который оставил в гробу деньги или свои личные вещи, непременно создаст себе массу серьёзных проблем. Здесь уже работают незыблемые принципы симпатической магии. Напомню, о чём я писал в статье "Похороненные деньги": "...Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено". Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга - это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" - порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку - к болезням внутренних органов, брюки и обувь - к болезням ног, цепочка с кулоном - шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я - единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости совершения таких действий..."

А вот особый пример. Недавно у меня на приёме была женщина, которая положила в гроб покойному отцу пачку сигарет, бутылку водки и банку кофе. И, вдобавок к этому, оставила в гробу немного денег. С тех пор у неё внезапно появилось отвращение к сигаретам, что, в принципе, неплохо. Однако она теперь страдает и аллергией как на любое спиртное, так и на кофе. И деньги, конечно же, стали от неё уходить.

Однако случается, что покойный слишком уж часто начинает сниться своим земным родственникам и настойчиво просить денег. В таком случае допустимо отнести немного мелочи на его могилу. В практической магии имеется довольно значительный раздел, именуемый "магией откупа" и содержащий ритуалы, требующие оставлять на могилах какие-то деньги. К примеру, недавно мне задавали вопрос по поводу магического ритуала от безденежья, опубликованного в одной из газет. Ритуал предписывал пойти на кладбище с букетом цветов, буханкой хлеба, спиртным и сладким, сказать определённый заговор и бросить через левое плечо шесть монет одного достоинства, сказав: "Уплачено". У меня спрашивали: не опасен ли такой ритуал, разве можно деньги на кладбище кидать? Данный ритуал относится к классической "магии откупа" и не представляет никакой опасности. Дело в том, что в таких ситуациях вы не "хороните" деньги, а лишь оставляете их в определённом месте (даже если это кладбище). Но совсем другое дело, если вы оставите деньги в гробу либо бросите их в могилу при похоронах. Вот такие действия являются большой ошибкой, имеющей разрушительные последствия для ваших финансов.

Если душе покойного что-то не нравится, она может некоторое время тревожить во снах своих бывших земных родственников. В таких случаях принято ставить покойному свечи за упокой души. А иногда практикуется такая процедура: при любых ближайших похоронах с разрешения родственников в гроб кладут то, что настойчиво просит во снах ранее умерший человек.

Я знаю массу историй о контактах с умершими родственниками. Недавно одна женщина у меня на приёме рассказала, что ей приснился прадедушка, которого она никогда в своей жизни не видела. Его застрелили ещё в 1917 году, и он во сне утверждал, что знает, кто его убийца и где он живёт. В данном случае душа убитого надолго застряла в "промежуточном" периоде. От истинного перехода в иной мир его душу удерживают тяжёлые земные эмоции: обида и желание отомстить человеку, которого тоже уже давно нет на этом свете. А в одном из писем мне рассказали историю об умершей девушке, которая во сне требовала от мамы свадебное платье, поскольку она "собиралась выходить замуж". Поэтому, кстати, незамужних девушек, достигших брачного возраста, принято хоронить в свадебных платьях. Но, в любом случае, по истечении определённого срока душа покойного совершенно смиряется с её новым образом существования и избавляется от своих земных ощущений, потребностей, привязанностей и привычек. Так что, в большинстве подобных случаев я рекомендую ограничиться свечами за упокой души и выждать некоторое время. И если в очередном сне вы окажетесь способны на контролируемый сознанием диалог, постарайтесь объяснить покойному, что он более не нуждается ни в каких материальных вещах.

Душе покойного необходимо полностью избавиться от своих земных привязанностей и ощущений для того, чтобы она смогла подняться в предназначенный ей мир. Промежуточное посмертное пребывание между земным и духовным мирами и является "чистилищем" для души. Если у вас случаются какие-то контакты с вашим покойным родственником, это означает, что его душа ещё находится в этом самом "чистилище". Лишь тот дух, который проходит этот этап, поднимается в свой мир и, как правило, теряет интерес к своим прежним земным привычкам и делам. Одна из моих пациенток рассказала мне такую историю: "После смерти моей мамы она очень долго и навязчиво мне снилась. Некоторые люди неоднократно говорили мне, что "моя мама стоит за мною". Недавно одна знахарка предложила мне сделать обряд, чтобы "разорвать связь моей мамы со мною". После этого обряда мама лишь однажды мне приснилась, и выглядела она очень рассерженной и недовольной. Теперь меня не покидает мысль: не сделала ли я чего-то плохого или неправильного?" Думаю, что эта женщина поступила совершенно правильно. Как вы уже поняли, нередко случается, что умерший человек отказывается принять мысль о своём новом положении, и настойчиво цепляется за свои былые земные привязанности, то есть за родственников, места обитания и т.д. Но такое положение дел вредит и родственникам покойного, которые испытывают сильнейшее психическое напряжение, и самой мятежной душе, которая не может подняться в более высокие сферы. Магический обряд, о котором упоминается в вопросе, способен блокировать общение души покойного человека с его бывшими родственниками. И тогда душе ничего не остаётся, как оставить в покое ранее близких людей и отправиться в предназначенные ей миры. Конечно, первой реакцией покойного может быть обида и негодование, но в дальнейшем эта ситуация идёт на пользу всем.

Но не всегда инициатива общения со своими земными родственниками принадлежит покойным. Как-то задали и такой вопрос: "Есть ли возможность заказать сон, в котором я могла бы пообщаться со своими покойными родителями? " Да, имеются ритуалы для удовлетворения такой просьбы, но я не стану их приводить. Когда вы вызываете души своих покойных родственников для общения во сне или на спиритических сеансах, вы вырываете их из того мира, в котором они теперь находятся, и притягиваете их к нашему земному миру. И чаще всего душам покойных родственников это навязанное общение причиняет, по меньшей мере, дискомфорт, а то и серьёзные страдания. Поэтому лучше оставить их в покое.

Итак, отвечу на вопрос, заданный в заголовке: хотят ли мёртвые курить? Ещё как хотят! Если, конечно, они не избавились при жизни от привычки к табаку. А помогут ли покойному сигареты, оставленные в его гробу? Конечно же, нет! То же самое применимо ко всем прочим материальным пристрастиям и привычкам.

А нужны ли мёртвым деньги? Разумеется, не нужны. Хотя души покойных людей, пребывающие в состоянии смятения и иллюзорного сознания, некоторое время серьёзно полагают, что они наверняка могли бы купить себе всё, что им нужно, будь у них деньги (видимо, в каком-то особом супермаркете для усопших). Просто души покойных не всегда вполне понимают, где они теперь находятся и что собой представляют, потому продолжают мыслить категориями материального мира, в котором всё нужное покупается за деньги. Вот они и тревожат своих родственников, жалуясь им во снах на отсутствие денег или чего-то ещё. Между прочим, здесь и лежат истоки вредной традиции оставлять в гробу деньги (вовсе не для "покупки места на том свете", а чтобы "что-то нужное купить"). Но оставив в гробу предметы материального мира, родственники ничем не помогут покойному, а напротив притормозят его освобождение и просветление, попутно заполучив множественные проблемы и для себя.

Покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью. Если лично вы когда-либо умудрились что-то положить в гроб, жмите на кнопку внизу этой страницы и пишите письмо.

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Смерть близкого человека всегда неожиданная. Но задачей родственников являются достойные проводы покойного в последний путь.

Правильная подготовка к похоронам, их проведение по всем традициям зависит от знаний и общепринятых правил. Их существует немалое количество, но самый важный вопрос, который часто возникает – что кладут покойнику.

Священнослужители постоянно твердят, что близкие умершего не обдумывая складывают личные вещи. Такие поспешные решения приводят к тому, что душа усопшего не сможет обрести вечный покой. Таким образом, и родственники не получают полного спокойствия. Поэтому очень важно знать, что можно положить. Часто родные жалуются на то, что умерший человек приходит во снах, постоянно прося что-нибудь. Тогда необходимо в церкви поставить свечу за упокой и прочитать молитву. Вещи, которые просил скончавшийся, должны быть отданы бедным людям, нуждающимся в них.

Многие люди интересуются, что нужно сделать для покойного до того, как он отправится на кладбище. Прежде всего, перед тем, как поместить его в гроб, все окропляется свяченой жидкостью. Затем обязательно кладется небольшая подушка, погребальное покрывало (со священным крестом, образами святых, молитвенными надписями на изображении), которым накрывают тело до пояса. Если такового нет, можно накрыть простыней белого цвета.

Левая рука умершего держит погребальный крест, а на груди размещена освященная святая икона. Традиция изображения иконы:

  • у мужчины – образы Спасителей;
  • у женщины – образы Божьей Матери.

Главное и очень важное правило – перед погребением, на похоронах, иконки убираются. По православным законам хоронить иконы строго запрещено. Родные могут взять их к себе, оставив в доме, а другой вариант – понести их в церковь, поставив на каноны (подсвечник квадратной формы, расположенный перед распятием Христа), где ставятся заупокойные свечи. После того, как пройдет сорок дней после кончины, икону забирают из храма и относят в свой дом.

На лоб возлагается символ, который подтверждает наличие православной веры и то, что умерший совершил христианский жизненный подвиг. Это нужно для надежды почившего получить от господа нетленный венец. Венчик должен иметь изображение Спасителя, Божьей Матери, пророка Иоанна Предтечи. Его можно приобрести в специальной лавке при церковном дворе.

На гроб в могилу, после погребения, сверху каждый пришедший на похороны должен кинуть по горсти земли, сказав: «Земля тебе пухом». Бросать нужно только от себя, стоя лицом к могиле. В других случаях, вы сможете навредить себе. После окончания процессии захоронения, нужно со всеми пришедшими отправиться на поминки. Там за поминальным обедом вспоминают все хорошее, что было связано с умершим, молятся за упокой.

Что кладут в гроб женщине?

Для начала требуется сложить все веревки, которые связывали руки, ноги покойнику, а также все, чем снимали параметры для приобретения. Такие же действия касаются гребешков, расчесок, которыми расчесывали скончавшегося. Обусловлено это тем, что данный предмет – носитель плохой, мертвой энергии. Такую вещь плохой человек может использовать для колдовских целей, если она попадет ему в руки.

Часто бабушке или другой умершей родственнице кладут те вещи, которые нравились ей при жизни. Это могут быть:

  • элементы одежды;
  • любимые книжки;
  • дорогие для человека аксессуары;
  • коллекционные предметы;
  • вещи, созданные ее руками.

Также не лишним атрибутом будут головные уборы (платки, шляпы, чепцы). Незамужняя девушка обязательно должна быть накрашена и одета в свадебный наряд, у изголовья кладется фата. Если умерла маленькая девочка, то ее одевают в красивое новое платье, а рядом помещают новые и любимые игрушки. Такие же вещи кладут при погребении беременных женщин, включая детские пеленки, подгузники, соски. Обязательно нужно положить крестик, с которым крестили усопшего. Если этот элемент остается дома, его в ни в коем случае нельзя носить.

Какие цветы выбрать на похороны? Юным и/или незамужним девушкам чаще всего несут цветы белого или розового цвета, которыми подчеркиваются красота, чистота, невинная душа. Женщинам старше 30 лет несут красные, желтые, оранжевые, сиреневые цветы. Что касается характера, то:

  • мягкость, спокойствие – это симметричные букеты с цветами пастельного тона;
  • яркость, активность – чистый, контрастный тон с асимметрией в сборке букета.

Очень важно при желании возложить цветы, использовать гербарий или искусственные цветочные изделия. Также не стоит забывать, что их сбор заранее, а также хранение в доме – строго запрещены. Живые букеты бросают на путь, по которому понесут тело (то есть перед началом похоронного процесса), а также возлагают на могиле.

Что класть в гроб мужчине?

Умершему мужчине кладут всю православную атрибутику, как и женщинам. К православным атрибутам относятся:

  • одежда для погребения;
  • венчик;
  • рукописи;
  • погребальный и нательный крестик в левой руке;
  • саван или погребальная пелена.

Помимо вышеперечисленного, если покойник при жизни был госслужащим и у него была форма (военная, пожарная, полицейская), она кладется ему в гроб вместе с фуражкой и медалями. Если, будучи живым, человек попросил похоронить его в этой форме, желание обязательно учитывается. Когда умирает ребенок, маленького мальчика одевают в красивый новый брючный костюм, а внутрь можно положить его любимые игрушки, машинки, конструктор и прочее.

Во время нахождения тела в доме и проведения похоронной процессии, у изголовья должна находиться икона. По православным правилам для людей мужского пола следует приобрести икону с изображением Спасителя.

Родственники усопшего часто задаются вопросом, какие цветы нужно нести на похороны. Для мужского букета характерно строгое, контрастное сочетание цветов:

  • белый – черный;
  • желтый – синий;
  • оранжевый – фиолетовый.

Если мужчина был очень активный и решительный, цветы в букетах должны быть асимметрично расположены. Ни в коем случае не стоит приносить мужчине разнообразные букеты розового оттенка с тонким или нежным ароматом.

Можно ли класть вещи в гроб?

Церковь придерживается мнения, что так, как мы пришли в эту жизни с пустыми руками, то таким образом нужно и уйти. Загробный мир предполагает полное очищение душ людей, избавление от мирских привычек. Захоронение личных вещей, например, крестика – это языческий ритуал, который мешает очищаться. Но близкие усопшего считают, что если не заполнить свободные места, то семья столкнется с новым горем. Поэтому необходимо точно знать, какую вещь можно положить, а какую нет.

К покойнику нужно положить только его личные вещи, которые никак не связаны с живыми людьми. Например, обручальное кольцо должно принадлежать исключительно ему, которое должно лежать рядом с ним, ни в коем случае не стоит надевать его на палец. Это же касается и наручных часов.

А кладут ли телефон в гроб? Убитые горем утраты люди, надеются на то, что смерть их родного просто литургический сон, но конечно, это не так. Поэтому хоронят мобильный телефон усопшего вместе с ним. Тогда начинают звонить, писать смс-сообщения, а после полной разрядки, оставляют голосовое уведомление.

Касаемо живых цветов, их нельзя складывать к телу. От веществ, выделяемых ими, тело начинает синеть, а также вызывает неприятный запах. Их помещают на могилу и желательно на ту сторону, где лежат ноги.

Иногда можно видеть наличие топора во время похорон. Так для чего нужен топор? В древние времена считалось, что железная вещь защищает от потусторонних враждебных сил.

Есть такие случаи, когда человек не успел попрощаться с родственником при жизни, поэтому он решается на то, чтобы написать письмо и захоронить его. Многие священники считают, что все теплые слова можно оставить на могильном камне, а не писать все на бумаге. Обуславливается тем, что почерк несет свою энергетику, и можно привязать себя к покойнику.

Фотография, как и письмо, несет свою энергию. На ней не должен присутствовать живой человек, так как это формирует связь потустороннего мира и реального.

Зачем класть расческу? Считается, что гребень, которым причесали скончавшегося, несет в себе энергию злой силы. Через него гадалкам будет легко навредить другим людям. Поэтому так важно схоронить гребешок. Также на покойного одевают тапочки, они могут быть необязательно белые, как это часто говорят. Лишь бы новые и хорошо подходили погребенному.

Если хоронят пожилого человека, который ходил с инвалидной тростью, можно и ее положить в гроб.

При похоронах маленькой девочки следует положить ее любимую куколку. Почему именно куклу? Потому что это символизирует чистую, невинную душу маленького ребенка. Да и покойной душе, и живым родственникам так будет спокойнее.

По желанию, можно положить спиртное. Зависит от того, любил ли человек при жизни выпить. В основном это вино или водка.

Можно ли класть деньги в гроб

Зачем кидают монеты? Многие люди думают, что после кончины, в параллельном мире, человек будет нуждаться в денежных средствах, чтобы обеспечить себя. Такая традиция постепенно уходит в прошлое, но находятся те, кто по-прежнему бросает туда мелочь.

Нужно ли это? Это необязательная процедура, она выполняется по желанию близких. Если у человека при жизни был кошелек с мелочью, то надо положить его к нему.

Можно ли класть икону в гроб?

По православному закону рука покойного держит крестик, а на грудь человеку кладут небольшую иконку. Но прежде чем хоронить, это все необходимо убрать. Такая икона хранится дома в закрытом ящике и достается только в особенный день (9 дней, 40 дней, 6 месяцев, каждый год в день смерти).

Какую икону нужно купить женщине? Женскому полу у изголовья стоит поместить изображение Божьей Матери, оно символизирует женственность. За некрещеного усопшего нужно молиться мученику Уару. Именно он отвечает за некрещеных людей.

Что нельзя класть в гроб умершему?

Запрещается помещать к покойнику фото живого. Это считается порталом в загробную жизнь.

Также запрещается укладывать в гроб живые цветы. Поверье гласит, что выпавший цветок распространит болезнь, которая повлечет смерть. Еще одним запретом является бросание своих монет, это сулит бедную жизнь (всегда пустой кошелек).

Телефон также не несет никакой важности, чтобы быть рядом со своим владельцем. Это исключительно прихоть родных и близких.

Как кладут цветы в гроб?

Цветы должны быть исключительно искусственные или настоящие, но засушенные под гербарий. При кремации они остаются на груди человека, с которыми он и будет кремирован. Живые располагают на урне с прахом (чаще всего это гвоздики, лилии).

Люди, впервые столкнувшиеся с таким горем, задаются вопросом, сколько должно быть цветков. У православных верующих число должно быть четным.



Рекомендуем почитать

Наверх