Что такое гололедица определение. Гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Скорость замерзания капель зависит от их размеров и температуры воздуха. От этого в свою очередь зависит и вн

Одежда 05.03.2019
Одежда

ГОЛОЛЕД И ГОЛОЛЕДИЦА
Гололед и гололедица совершенно разные понятия. Первое - явление природы, второе - ее состояние.

Гололедица - это лед на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели. При колебаниях температуры около нуля гололедица бывает довольно часто.

Гололед - это образование льда на земле, деревьях, проводах и пр., связанное с замерзанием дождя, выпадающего на холодную поверхность. Чаще всего гололед возникает при резком потеплении из изморози, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью. О гололеде обычно не вспоминают более 300 дней в году, но зато те 10-20 дней, когда он случается, долго не забывают. Это значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.

Нарастание гололеда обычно происходит не менее 1 часа и не более 12-ти. А вот разрушение идет очень медленно, в основном за счет испарения льда, а при низких температурах этот процесс протекает вяло. Если не вмешается резкая оттепель или сильный ветер, процесс может растянуться до 4-6 суток.

Метеорологи отметили несколько интересных свойств образования гололеда. Например, такое: на проводах, находящихся под напряжением, величина отложившегося льда почти на 30% больше, чем на проводах обесточенных.

Или такое: гололедные отложения усиленно нарастают в направлении, поперечном движению воздушных масс. Если фронт движется с запада, то отложения толще на проводах, расположенных в меридиональном направлении. И наоборот, при меридионально направленных потоках воздуха отложения толще на проводах, расположенных по широте. И разница огромная, иногда в три раза.

Там, где наблюдались самые объемные отложения, плотность их оказывалась минимальной. Если внимательно рассмотреть кристаллический нарост, можно заметить, что поверхность его удивительно тонкая и хрупкая, кристаллы на внешних краях более пористы и рыхлы.

Но каким же образом легкий, изящный, безобидный на вид ледяной налет оказывается таким разрушительным?

Дело в том, что изящество его весьма относительно. Особо опасные наледи могут достигать 80-100 мм в ширину. Такое препятствие оказывает серьезное сопротивление ветру. А те отложения гололеда, которые в диаметре поменьше (40-50 мм), плотнее, жестче и тяжелее. Роскошные ледяные короны вокруг проводов диаметром до 70-80 мм создают дополнительную весовую нагрузку от 150 до 200 г на погонный метр. Выявлены и рекордные показатели: на Валдае изморозные отложения достигали 424 г на погонный метр провода. Следовательно, на пролет между столбами (50 м) приходилось более 20 кг дополнительного веса.

Практика показывает, что наибольший ущерб наносит не столько толщина гололедных отложений, сколько ветры, когда их скорость более 10-12 м/с. При такой двойной нагрузке - весовой и ветровой - особенно велика опасность разрыва проводов, падения столбов и опор.

Катастрофические условия чаще всего следует ожидать там, где оттепели чередуются с волнами холода. Поэтому и информация о гололеде обычно приходит с юга и из северо-западных областей страны.

Гололед и гололедица частo вoзникают oднoвpеменнo, так как им тpебуются пpимеpнo oдинакoвые пoгoдные услoвия (стандаpтная фpаза метеoпpoгнoза: "гoлoлед, на дopoгах гoлoледица").

Российские зимы всё чаще удивляют нас своими капризами. Главную проблему создаёт лёд, покрывающий автомобильные и пешеходные дороги. В новостях всё чаще можно услышать такие понятия, как «гололёд» и «гололедица», которые в нашем сознании отождествляются. Действительно ли эти слова синонимичны друг другу или между ними есть существенная разница?

Гололед – это наслоения льда, которые появляются на земле, деревьях, автомобилях и других предметах вследствие намерзания влаги. Это может быть дождь, снег, туман или просто холодный воздух. Фактически, это атмосферные осадки, которые формируют плотный слой льда. Гололед появляется либо при резком снижении температуры до минус 10 градусов Цельсия, либо при резком повышении, когда предметы всё равно остаются холодными.

Гололедица – это слой льда, который появляется на поверхности земли вследствие замерзания жидкой субстанции (воды или талого снега). Он формируется при относительно небольших минусовых температурах (до минус 3 градусов Цельсия). Гололедицей также называют накат снега, появившийся в результате механических воздействий автомобильных покрышек или обувных подошв.

Таким образом, знаменитый московский «ледяной дождь» — это гололед, так как он выпадал в виде осадков и покрыл собой большое количество объектов. А вот пробки, появившиеся на Тульской трассе и других магистралях, спровоцировала гололедица, образованная под действием наката автомобильных шин. Скептики могут сказать, что разницы между данными явлениями нет никакой. Однако определив тип наледи, можно понять, как с ним бороться.

Гололед

Гололедица устраняется путем сбивания льда либо с помощью рассыпания реагентов. Это позволяет повысить температуру замерзания жидкости, и она перестаёт создавать неудобства для машин. А вот гололед можно устранить только с помощью скалывания, рассыпать песок – практически бесполезно. Ведь предметы, на которых появилась наледь, сохраняют свою температуру. Стоит заметить, что при повышении температуры выше 0 градусов гололедица начинает таять, в то время как гололед сохраняется и при более высоких значениях.

Выводы сайт

  1. Способ образования. Гололед появляется в результате оседания на землю осадков, в то время как гололедица – в результате замерзания жидкости, находящейся на земле.
  2. Расположение. Гололед может появиться не только на дороге, но и на деревьях, кровле, проводах, а также других объектах. Гололедица появляется исключительно на земной поверхности, так как замерзает жидкая вода.
  3. Опасность. Гололед представляет большую угрозу, так как при борьбе с толстым слоем льда использование песка и реагентов практически бесполезно. Гололедица на дорогах легко разбивается шипованной резиной, коэффициент сцепления с поверхностью которой значительно выше.

Что такое гололёд.

Гололёд, (синоним - ожеледь) - класс осадков в виде слоя либо комочков льда, образующихся на поверхности земли и на предметах (проводах, ветвях деревьев и т. п.) при намерзании переохлаждённых капель дождя, мороси либо тумана при температуре от 0 до -3 °C. Толщина гололёда обычно маленькая и в неких случаях может достигать нескольких см и вызывать обламывание веток, падения деревьев, обрывы проводов, смерть посевов и т. п.

Гололёд, в отличие от гололеди, появляется только при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха.

Гололёд - редчайшее явление природы по сопоставлению с гололедью - скользкой дорогой. Нарастание гололёда длится столько, сколько продолжаются переохлаждённые осадки (обычно немного часов, а время от времени при мороси и тумане - немного суток). Сохранение отложившегося гололёда может длиться немного суток.

Что такое гололедь.

Гололедь - слой льда (ледяная корка) на поверхности земли и других предметах, образующийся обычно зимой либо осенью после оттепели либо дождя во время похолодания, также вследствие замерзания влажного снега, капель дождя либо мороси. В отличие от гололёда (который является видом осадков), гололёдица может иметь различное происхождение - не только лишь из атмосферной воды, однако также из воды, покрывающей землю либо поступающей на поверхность земли из других источников.

Сохранение образовавшейся гололеди может длиться много дней попорядку, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом либо не растает целиком в итоге насыщенного увеличения температуры воздуха и земли.

Метеорологи отметили немного увлекательных параметров образования гололеда. К примеру, такое: на проводах, находящихся под напряжением, величина отложившегося льда практически на 30% больше, чем на проводах обесточенных. Либо такое: гололедные отложения усиленно нарастают в направлении, поперечном движению воздушных масс. В том случае фронт движется с запада, то отложения толще на проводах, расположенных в меридиональном направлении. И напротив, при меридионально направленных потоках воздуха отложения толще на проводах, расположенных по широте. И разница большая, время от времени втрое. Там, где наблюдались самые большие отложения, плотность их оказывалась малой.

В том случае пристально разглядеть кристаллический нарост, есть возможность увидеть, что поверхность его умопомрачительно узкая и хрупкая, кристаллы на наружных краях более пористы и рыхлы. Однако каким же образом легкий, роскошный, безопасный с виду ледяной налет оказывается подобным разрушительным? Дело в том, что изящество его очень относительно.

Особо небезопасные наледи способны достигать 80-100 мм в ширину. Такое препятствие оказывает суровое сопротивление ветру. А те отложения гололеда, которые в поперечнике гораздо меньше (40-50 мм), плотнее, жестче и тяжелее. Шикарные ледяные короны вокруг проводов поперечником до 70-80 мм делают дополнительную весовую нагрузку от 150 до 200 г на метр. Выявлены и рекордные характеристики: на Валдае изморозные отложения достигали 424 г на метр провода. Как следует, на просвет меж столбами (50 м) приходилось более 20 кг дополнительного веса.

Практика указывает, что больший вред наносит не столько толщина гололедных отложений, сколько ветры, когда их скорость более 10-12 м/с. При таковой двойной нагрузке - весовой и ветровой - отдельно велика опасность разрыва проводов, падения столбов и опор. Трагические условия в большинстве случаев следует ждать там, где оттепели чередуются с волнами холода. Потому и информация о гололеде обычно приходит с юга и из северо-западных областей страны.

Гололед и гололедь частo вoзникают oднoвpеменнo, потому что им тpебуются пpимеpнo oдинакoвые пoгoдные услoвия (стандаpтная фpаза метеoпpoгнoза: "гoлoлед, на дopoгах гoлoледица").

Источники:

  • Систематизация атмосферных явлений
  • Википедия: Гололед
  • Википедия: Гололедь
  • О погодных явлениях
  • "Наука и жизнь" о погоде
  • В данном материале мы рассмотрим в чем же разница между гололедом и гололедицей и как не стать жертвой плохой погоды.

    Похолодало, температура воздуха опустилась ниже нуля и по прогнозу погоды стали передавать гололед. Или гололедицу. Многие из нас даже не догадываются, что это совершенно разные понятия. Нет, у них есть и одна общая черта – это образования льда. Но вот разные значения самих слов и происхождения природных явлений. Поэтому, разберем данную тему более детально.

    Что такое гололед и гололедица: правильные понятия, методы борьбы

    Нам, не профессиональным синоптикам, и в голову не придет, что между этими двумя словами есть какие-либо различия. Лед, скользко и нужно идти аккуратно – вот что интересует простого смертного. Кстати, еще в школьной программе нам рассказывают о правилах безопасности во время гололеда. Или гололедицы. Чтобы не было такой путаницы, вернемся непосредственно к нашим терминам.

    Что такое гололед?

    • Если говорить совсем вкратце, то гололед – это явление природы.
    • Гололед (кстати, синоним данного слова – ожеледица) – это атмосферные осадки, которые образуют плотную стекловидную корку (лед).
    • Лед может быть гладким или, наоборот, бугристым. Кстати, осадки могут быть не только в виде дождя, но и с крупинками снега.
    • Если говорить о месте, то такая красивая, но опасная корка может образоваться везде! На любой поверхности, температура которой 0°C и дальше по шкале со значком минус. Под категорию попадают:
      • деревья
      • растения
      • машины
      • бордюры
      • и прочие предметы
      • даже на домах и на наших стеклах может появиться лед
      • но самое опасное место – это провода
      • кстати, на поверхности земли корка тоже образовывается
    • Конечно, при — 25 °C гололеда быть не может, уже будет просто снег. Поэтому, уточним, до какой шкалы может опуститься температура воздуха. Обычно, такое явление наблюдается от 0 и до – 10 °C.

    Интересно! Иногда такое бывает даже при – 15 °C. Но это крайне редко случается, поскольку толчком для этого должен послужить резкий перепад температуры. То есть, с сильного мороза до нулевого значения. В данной ситуации воздух немного прогрелся (его температура колеблется от — 3°C до + 0,5 °C), а вот остальные поверхности еще сохранили в себе тот большой минус.

    • Толщина слоя гололеда небольшая, как правило, от нескольких миллиметров до 1 см. Но встречаются случаи, когда слой образовавшейся корки достигал пределов в несколько сантиметров. Особенно, опасно, когда есть еще и ветер. Тогда он создает сопротивление и, например, на проводах может образоваться целая гирлянда «корон» из гололеда.
      • Зато без ветра слой корки получается хоть и тоньше, но прочнее. Так что, как говориться, с какой стороны смотреть на проблему.
    • Кстати, лед будет покрывать предметы до тех пор, пока не прекратятся осадки. Но они должны быть охлажденными, то есть температура должна иметь низкие пределы. Как правило, это не длиться долго. При температуре воздуха, приближенной к нулю, предметы согреваются, а значит и коркой перестают покрываться. В основном такое состояние сохраняется около часа или нескольких часов (но не более 12).
      • Но бывают исключение, что гололед образовывается и по несколько суток (вплоть до 6 дней), увеличивая тем самым слой льда. Причиной этому может послужить морось или туман.
    • А вот сохраниться такое стеклянное покрытие может сравнительно долго – до нескольких дней. Опять же, если температура не будет слишком высокой.
    • Гололед – это редкое явление природы (хотя много зависит от климата). Но если сравнивать его с сестрой (гололедицей), то первый вариант куда реже встречается. Даже есть поговорка, что о гололеде не вспоминают более 300 дней, но зато те несколько дней, что он бывает, запоминают надолго.

    ВАЖНО: При устойчивых низких температурах гололед бывает крайне редко.

    Но такая красивая, изысканная и, на первый взгляд, безобидная корка может нанести существенный вред. В первую очередь, нужно выделить такие проблемы:

    • образовывается ледяная корка на автомобилях, что просто их блокирует;
    • гололед становится причиной многих автомобильных аварий;
    • приводит к травмам людей;
    • приводит к массовому падению веток или даже целых деревьев;
    • наиболее опасная и ущербная сторона – это обрыв проводов.

    Интересные факты! Гололед больше нарастает в тех местах, которые расположенные поперечно его движению. То есть, если фронт движется с запада, то толще корка будет на проводах, расположение которых в меридиональном направлении. Если же движение воздушных масс происходит наоборот (имеют меридиональные потоки), тогда отложений будет больше по широте. Кстати, разница немаленькая. Иногда отличие может быть примерно в 3-4 раза.

    • А еще! На проводах, которые под напряжением, слой корки всегда больше (примерно, на 30%). А вот обесточенные провода не так сильно покрываются.
      • Сами повреждения наносит не лет, а его испарение. Точнее, его медленное таяние.
      • Особенно опасными такие наросты считаются для проводов, ведь они создают дополнительный лишний вес, который утяжеляет провода и приводит к их разрыву.
      • А теперь добавим еще и ветровую нагрузку. Особенно, если скорость ветра будет более 10 м/с. Тогда может произойти не только аварии на электропроводах, но даже пострадают опоры и столбы.
      • Кстати, наибольшие беды происходят там, где сильные морозы часто чередуются с оттепелями. Именно поэтому синоптики в основном передают гололед из южных и северо-западных областей.

    ВАЖНО: Гололед наносит большой экономический ущерб.

    А теперь вспомним, как часто говорят синоптики: «ночью и днем слабый гололед, а на дорогах гололедица». Мы даже не всегда ее понимает или слышим до конца. Дело в том, что эти два явления случаются чаще всего одновременно. Ведь, по сути, условия у них похожи.

    Так что же тогда гололедица?

    Сразу оговоримся, что это не синоним от слова гололед.

    • Более того, гололедица – это не явление природы, а ее состояние.
    • Если говорить доступным языком, то это замерзшая вода после оттепели.
      • Да, это тот самый лед на дорогах, крышах домов и прочих горизонтальных поверхностей. На тех, где была вода (после таянья снега) или влага (например, после дождя), температура воздуха скакнула по шкале градусника вниз и получилась гололедица.
    • Лед также может иметь гладкую поверхность или быть бугристым.
    • Гололедицу еще называют «скользкая дорога». Она часто бывает в начале и конце зимы (но случается и в средине, в зависимости от климата проживания). Для него главное требование – это колебания температуры около нуля. Поднялась выше – растаял снег, опустилась – замерзла талая вода.
    • Толщина может быть разной. На это также влияет частота смены погоды. Гололедица может несколько раз замерзать, создавая каждый раз дополнительный слой льда.
    • Корка, как правило, тает очень долго. Несколько дней или даже недель, а то и сохраняется аж до весны. Дело в том, что на гололедицу часто выпадает новый снег. А это делает ее еще более опасной. Ведь так даже не видно, куда становиться, в любой момент можно поскользнуться на льду.
      • Он может заново растаять днем, а вечером и утром снова замерзнуть. В общем, долгое и периодическое состояние.


    Вред от гололедицы тоже немал:

    • она номер один по автомобильным авариям (в зимний период)
    • а сколько травм и ушибов может получить человек при падении
    • кстати, наиболее опасные места – это голова (что может привести до сотрясения мозга) или, как ее называют, пятая точка. Во втором случае опасны удары копчиком, что могут привести к параличу
    • но наибольший ущерб гололедица может нанести сельскому хозяйству. Ведь плотная и продолжительная корка приведет к выпреванию озимых посевов
    • а это тоже немалый удар по экономике страны

    Для борьбы с гололедицей:

    1. Самым распространенным и давним способом является техническая соль. Но она негативно влияет на износ обуви (существенно ее сокращает), вызывает коррозию автомобилей, негативно отражается на растительном мире, да и, в целом, не лучшим образом влияет на окружающую среду.
    2. Поэтому, в ней стараются не прибегать или хоты бы смешивать с песком. Ну как смешивать, добавляют до 10 % соли в 90 % песка. Так вреда будет меньше, и ходить по скользкому тротуару получиться. Вот только, например, в шумной городской суматохе этот реагент вместе со снегом и талым льдом превращаются в грязную кашу. Но это все же лучше, чем плюхаться попой на землю. И, как говориться, «в любом производстве есть свои издержки».
      • Кстати, над этим способом тоже задумываются. Ведь потом весной требуется много сил и средств для устранения песка.
    3. После 2000 года стали усердно проводит эксперименты для получения удачного реагента, который бы наносил минимум вреда человечеству и окружающей среде. Такие эксперименты проходят до сих пор. А пока наиболее удачным вариантом считается химические противогололедные реагенты. Они бывают:
      • в твердом
      • и в жидком состоянии
    4. Химические реагенты тоже имеют ряд своих недостатков:
      • Например, модифицированный хлористый калий оставляет масленые следы на дороге. Чем увеличивает длину тормозного пути автомобиля. Плюс негативное влияние на наши озеленения
      • Также, он имеет всего лишь срок действия в 3 часа. А еще, у некоторых людей на данные реагенты может быть аллергия
      • От магния также было решено отказаться, поскольку он проявил способность скапливаться в почве и подземных водах
      • Ну а хлорсодержащие вещества, естественно, приводят к обесцвечиванию
      • В общем, для борьбы с гололедицей еще работают над реагентами

    Гололед и гололедица — в чем разница, отличие?

    Мы указали в предыдущем пункте, какое значение каждого из слов. Поэтому картина дает понять, что это два разных (но немного схожих) явлений. Мы затронули сторону их отличий, поэтому остается их лишь подытожить.

    • Гололед имеет чаще плотную корку, которая покрывает всю дорогу. Гололедица же имеет тоньше слой (хотя бывают случаи, что она превращается после нескольких замерзаний в толстую кору) и не всегда охватывает всю поверхность.
    • Также, нельзя не отметить, что гололед покрывает все поверхности, как вертикальные, так и горизонтальные. Гололедица же будет только на горизонтальных плоскостях и в тех местах, где замерзла талая вода.
    • Гололед опасен на дорогах тем, что часто покрывает всю поверхность автомобиля, в том числе и стекла. А это ухудшает видимость. И проезд возможен лишь на небольшой скорости – до 40 км/ч. Подвох гололедицы же в том, что определенный участок дороги можешь спокойно ехать со скоростью 60 км/ч, а случайная замерзлая лужа может стать причиной заноса.


    • Гололед затрудняет движение и пешеходов, ведь ходить по ледяной корке уж очень неудобно. Но вот гололедица в этом вопросе более коварна, ты можешь спокойно шагать по тротуару, а случайно наступить в неподходящее место и заработать травму. Особенно следует быть осторожными, когда после гололедицы выпал снег. Тогда визуально тяжело рассмотреть, куда нужно шагать.
    • Гололед наиболее опасен для проводов. Он может стать причиной не только их разрыва, но и нанести существенный вред электричеству и экономике страны. А в критических ситуациях может и вовсе лишить часть населения или отдаленные села электричества. Более того, ремонтные работы проводить не только неудобно, но и опасно. Гололедица к проводам не имеет никакого отношения. Разве что в случае автомобильной аварии, когда были задеты столбы с электричеством.
    • Но зато для урожая гололедица хуже. Она может спровоцировать повреждение таких культур, как пшеница, рожь или ячмень (озимые их формы). Что станет причиной плохого урожая, малой продуктивности и скачком цен на продукты.
    • Ну и стоит выделить, что гололед редко долго держится на поверхности. Как правило, после прекращения дождя он проходит. Конечно, это зависит и от климатических условий, в некоторых местах гололед может сохраняться от 4 до 6 дней и иметь корку толщиной в несколько сантиметров. Гололедица же сохраняется очень долго (минимум неделю).

    Правила безопасности или как подготовиться к гололеду и гололедице?

    В этом пункте есть также и отличия и схожие моменты.

    • Первое и важное правило относится к женской части населения. В зимнюю погоду, а тем более в период гололеда или гололедицы, нужно отказаться от каблуков.
    • Зимнюю обувь следует выбирать, соответствуя всем требованиям:
      • подошва не должна быть абсолютно гладкой. Должен быть каблук высотой в 3-4 см
      • обязательно должно быть наличие четких рельефов на подошве
      • кстати, рисунок должен чередовать крупные и мелкие узоры
      • подошва должна быть толстой, но не на высокой платформе
      • носок обуви должен быть широким и закругленным


    • Обувь должна иметь обрезиненную подошву или хоты быть со специальной резиновой профилактикой (небольшая прокладка крепиться на саму подошву). Небольшие рекомендации:
      • на некоторое время можно приклеить небольшой кусочек войлока к подошве
      • или заменить его поролоном
      • а для экстренных ситуаций подойдет даже медицинский пластырь, но он очень быстро выйдет из строя
    • Теперь поговорим о походке. При гололеде или гололедице нужно не обычным способом шагать, а имитировать передвижение на лыжах. Или постарайтесь ходить, как пингвин.
    • Если же от падения спастись не удалось, тогда постарайтесь сжаться в клубочек. Шею втянуть, руки согнуть и постараться защитить голову. Да, для этого нужно уметь быстро группироваться. И еще один нюанс – падать лучше набок. В таком случае могут быть травмы или ушибы, но хотя бы избежите перелома, сотрясения или еще худших последствий.

    ВАЖНО: Руки нельзя держать в карманах. Так увеличивается шанс травмироваться.

    • Для водителей лишь есть одно указание – будьте осторожными и внимательными. Не старайтесь ехать на максимальной скорости. Не забываем, что при гололеде или гололедице очень тяжело затормозить. А при большой скорости или при резких движениях машину и вовсе может занести в сторону.

    Отличие в мерах безопасности в том, что:

    • пешеходу нужно внимательно смотреть под ноги и по сторонам. Оголенные и оборванные провода плюс вода могут нанести свой вред.
    • не стойте под деревьями. Кстати, машины тоже при гололеде лучше не ставить. Целее будет автомобиль.
    • и еще, не забываем и о сосульках домах, деревья или даже проводах. Они в любой момент могут упасть вам на голову или автомобиль.
    • с гололедицей в этом плане проще и безопасней.

    Как правильно говорить: гололед или гололедица?

    Мы уже разжевали тему, что гололед и гололедица – это разные термины. Они не синонимы друг друга и, тем более, не являются сокращенной частью чего-то. Поэтому, в профессиональной речи или среди синоптиков каждое из этих слов называться по-своему.

    • То есть, гололед он и есть гололед, а гололедица так и называется гололедицей
    • Стоит лишь повториться, что гололедицей называют ледяную корку лишь на дороге, которая бывает после оттепели и резких заморозков
    • Гололед же бывает на всех видах поверхности, как результат дождя в морозную погоду
    • Поэтому, не путайте эти понятия, будьте грамотными личностями и называйте вещи своими именами

    А в заключение хотелось бы добавить, что гололед и гололедица одинаково опасны для человеческой жизни и здоровья, а также становятся первыми причинами автомобильных аварий в зимний период. Поэтому, будьте внимательными и берегите себя!

    Видео: 7 правил поведения в гололед

    Нам часто приходится слышать из зимних прогнозов погоды о том, что в ближайшее время ожидается гололед, а временами — гололедица. Есть ли разница между этими понятиями? В чем она заключается? И как отличить гололедицу от гололеда? Обо всем этом в нашем рассказе. Устраивайтесь поудобнее — будет не скользко!

    Что такое гололед?

    Гололед — это осадки в виде плотного слоя стекловидного льда, который образуется на поверхности земли, растениях, предметах. Частицы осадков намерзают (морось, дождь, крупа), соприкасаются с поверхностью земли, имеющей низкую температуру, в результате чего образуется ледяная корка именуемая гололедом.

    Явление наблюдается при температуре от 0 до минус 10-15 градусов ниже нуля, а также при плюсовой температуре — от 0 до +3°.

    Как правило, толщина гололеда небольшая, но в некоторых ситуациях может достигать 1 см и больше, что приводит к серьезным последствиям — массовому падению деревьев, обрыву линий электропередач, человеческим травмам, авариям.

    Гололед нарастает в течение всего времени, пока выпадают переохлажденные осадки. Отложившийся гололед может сохраняться на протяжении многих суток. По сравнению с гололедицей именно гололед приносит большой экономический ущерб.

    Гололед и гололедица — это не одно и то же, но они одинаково опасны для человека, поскольку при таких природных явлениях возникает большая угроза жизни и здоровью.

    На территории России гололед вместе с ледяным дождем чаще всего наблюдаются в Поволжском, Южном, Центральном федеральных округах. Кстати, для Санкт-Петербурга гололед также весьма актуален. Гораздо реже явление встречается в Западной Сибири.

    Как не пострадать от гололеда?

    Падения во время гололеда — явление более чем просто распространенное. В случае падения старайтесь максимально сгруппироваться в комок, руки подберите, голову втяните в плечи, старайтесь падать на бок. Тогда вы отделаетесь лишним ушибом, синяком или ссадиной, а не закрытым или открытым переломом руки и т.д.

    Гололедица — далеко не синоним гололеда

    Гололедица представляет собой слой бугристого льда (тонкая ледяная корка) или же обледеневшего снега, который образуется на земной поверхности после замерзания талой воды, когда после периода оттепели температура воздуха и почвы заметно снижаются.

    Гололедица может быть исключительно на поверхности земли (а не на других предметах, как гололед), чаще всего на тротуарах, дорогах, тропинках. Гололедица может длиться на протяжении многих дней, пока не растает полностью или не будет покрыта свежевыпавшим снегом. Явление возникает на местах, где перед заморозками была вода или же там, где вследствие большого потока транспорта либо прохожих уплотняется выпавший снег.

    Что общего и в чем отличие гололеда от гололедицы?

    И гололед, и гололедица одинаково являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций — как для пешеходов, так и для транспортных средств.

    Если рассматривать опасность этих явлений с точки зрения устойчивости или управляемости автомобиля, то на дорогах гололед более опасный, чем гололедица. Это заметно проявляется в скоростных ограничениях. Так, при гололеде максимальная скорость движения машин на трассе должна составлять 30 — 40 км/час, а при гололедице — от 60 до 70 км/час соответственно.

    В гололедицу водителю легко найти на дороге поверхность, на которой перед морозом не было воды или же часть проезжей части, которую другие авто успели отполировать. Ну и, как мы уже отмечали, гололед покрывает поверхность земли и других предметов, а гололедица бывает только на дороге.

    Как не попасть в число пострадавших от гололеда и гололедицы?

    Что касается автомобилистов, для них есть свои правила техники безопасности при гололеде и гололедице. Нельзя делать резких движений, резкие удары по тормозам могут заблокировать колеса.

    Если вы ходите пешком и ездите на общественном транспорте, обратите внимание на свою обувь. Подбирайте модели на микропористой основе, без каблуков и танкеток (для женщин). Сегодня продаются специальные насадки на обувь, которые улучшают сцепление с обледенелым асфальтом. Кстати. модные нынче «угги» идут с каучуковой подошвой, которая очень скользкая — поэтому в гололед и гололедицу лучше выбирать другую обувь.

    Руки по возможности должны быть свободны, но не в карманах — это увеличивает вероятность травмы при падении. Старайтесь падать на бок, как мы уже говорили выше, ибо падения на спину — самые опасные, можно травмировать позвоночник и головной мозг. И гололед, и гололедица — одинаково опасные, потому в это время следует проявить особенную бдительность, а если есть возможность — сократить количество времени, проводимого на улице в так называемых «опасных зонах»: на тротуарах, остановках, проезжей части, возле парадных и т.д.



    Рекомендуем почитать

    Наверх