Что такое природные комплексы? Их виды и особенности

Отношения, любовь и семья 23.03.2019
Отношения, любовь и семья

Вопрос 1. Что такое природа?

Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо).

Вопрос 2. Что такое компоненты природы?

Компоненты природы - земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Вопрос 3. Есть ли географическая оболочка на других планетах?

Нет, на других планетах нет географической оболочки.

Вопрос 4. Перечислите известные вам компоненты природы.

Природные компоненты: рельеф, климат, горные породы, водоёмы, растительность, животный мир.

Вопрос 5. Что такое природный комплекс?

Природный комплекс - это территория, в пределах которой существует определённое закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы.

Вопрос 6. Что такое географическая оболочка?

Крупнейший природный комплекс Земли - это её географическая оболочка, возникшая благодаря взаимному проникновению и взаимодействию литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы друг с другом.

Вопрос 7. С помощью конкретных примеров опишите взаимодействие между компонентами природы.

При образовании почвы взаимодействует сразу несколько природных компонентов – биосфера, атмосфера, литосфера.

Вопрос 8. Докажите, что географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли.

Географическая оболочка, которая является закономерным сочетанием взаимосвязанных оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Вопрос 9. В чём особенность природного компонента под названием «человек»?

Человек тоже является частью природы, частью географической оболочки. Но мы, люди, не совсем обычная часть природы. Потому что мы заняты на этой планете самыми разными видами хозяйственной деятельности. Человек добывает полезные ископаемые, возделывает землю, пасёт скот, выплавляет металлы, строит электростанции, производит сотни тысяч разных предметов и после всех этих трудов - отдыхает.

Вопрос 10. На основе иллюстраций учебника расскажите о природном комплексе вашей местности и взаимосвязи составляющих его компонентов.

Природный комплекс Сугомак - природоохраняемая территория у города Кыштым Челябинской области, в 90 км к северу от Челябинска, между озером и горой с пещерой проходит трасса Кыштым - Слюдорудник. Рядом проходит трасса Кыштым - Тюбук. Состоит из памятников природы Сугомакской пещеры, горы Сугомак и озера Сугомак. В природном комплексе Сугомак растет много видов редких растений, смешанный лес. У подножья горы рядом с мраморной пещерой находится родник «Марьины Слёзы». На берегу озера находится небольшая горка (50 м над уровнем озера) Голая Сопка, с отлогими скалистыми и заросшими склонами, одно из любимых мест отдыха кыштымцев и туристов. По соседству с горой Сугомак находится ее гора побратим гора Егоза. Про эти горы сложена легенда. Пещера имеет три грота. Протяженность пещеры более 120 м. Гора Сугомак вышиной 591 м над уровнем моря, покрыта лесом и скалистая на вершине.

Различия в соотношении температуры воздуха и количества осадков в разных частях Земли определяют разнообразие , почв и животного мира. Поэтому наша планета — это восхитительное разнообразие «картин природы».

Что такое природный комплекс?

Взаимодействие природных компонентов: горных пород, воздуха, воды, растительного и животного мира - приводит к образованию природных комплексов.

Любой природный комплекс характеризуется особым составом компонентов и имеет неповторимый внешний облик.

Особенности природного комплекса зависят от географического положения территории, на которой он формируется. Поэтому устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определённой территории, называют природно-территориальным комплексом.

Размеры природных комплексов

Самый крупный природный комплекс (планетарный), охватывающий всю земную поверхность, - географическая оболочка. Природные комплексы Земли второго уровня - суша и Мировой океан.

Ещё меньше по размерам природные комплексы отдельных материков и океанов. Небольшие природные комплексы - холм, овраг, долина реки. Чем меньше природный комплекс, тем однороднее его природные условия.

Зональные природные комплексы

Наиболее крупные зональные природные комплексы Земли - географические пояса. Они протягиваются в широтном направлении, совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия.

В пределах географических поясов на суше выделяют природные зоны - обширные территории с однородными климатическими условиями, растительным и животным миром. Названия природным зонам дают по преобладающему типу растительности (зона тундр, хвойных лесов, лесостепей, степей, пустынь). Смена природных зон определяется изменением соотношения тепла и влаги. Размещение природных зон в целом подчиняется широтной зональности географической оболочки.

Природные комплексы в горах, сменяющие друг друга с высотой, называются высотными поясами. Их количество зависит от географического положения и высоты гор. Чем выше горы чем ближе они расположены к экватору, тем больше набор высотных поясов.

В Мировом океане наряду с зональными выделяются мелководные и глубоководные природные комплексы.

Антропогенные комплексы

Сегодня всё чаще встречаются природно-антропогенные комплексы - территории, существенно изменённые человеком. Это осушенные болота, распаханные степи, искусственные лесополосы, парки и сады, орошаемые и обводняемые участки пустынь, районы добычи . В городах, крупных портах, вдоль автомобильных и железных дорог, где природная среда полностью изменена человеком, формируются антропогенные комплексы.

Они могут охватывать как огромные территории, так и совершенно небольшие участки Земли. Какие природные комплексы бывают? Чем они отличаются? Чем характеризуются? Давайте выясним это.

Географическая оболочка

Рассказывая, что такое природные комплексы, невозможно не упомянуть о географической оболочке. Это условное понятие, объединяющее сразу несколько сфер Земли, которые пересекаются и взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему. По сути, она является самым большим на планете природным комплексом.

Границы географической оболочки почти повторяют края биосферы. В неё входит гидросфера, биосфера, антропосфера, верхняя часть литосферы (земная кора) и нижние слои атмосферы (тропосфера и стратосфера).

Оболочка является цельной и непрерывной. Каждый из ее компонентов (земных сфер) имеет свои закономерности развития и особенности, но вместе с тем испытывает влияние других сфер и оказывает влияние на них. Они постоянно участвуют в круговоротах веществ в природе, обмениваясь энергией, водой, кислородом, фосфором, серой и т. д.

Природный комплекс и его виды

Географическая оболочка является наибольшим, но не единственным природным комплексом. Их на земном шаре существует очень много. Что такое природные комплексы? Это определенные участки планеты, которые обладают однородной геологической растительностью, животным миром, климатическими условиями и одинаковым характером вод.

Природные комплексы также называют ландшафтами или геосистемами. Они отличаются в вертикальном и горизонтальном направлениях. Исходя из этого, комплексы делят на зональные и азональные. Главной причиной их разнообразия является неоднородность географической оболочки.

Прежде всего различия природных условий обеспечивают неравномерное распределение солнечного тепла на Земле. Это связано с эллиптической формой планеты, неодинаковым соотношением суши и воды, расположением гор (которые задерживают воздушные массы) и т. д.

комплексы

Комплексы представляют преимущественно горизонтальное деление планеты. Крупнейшими из них являются Их расположение последовательно и закономерно. Возникновение этих комплексов напрямую связано с климатическими условиями местности.

Характер географических поясов изменяется от экватора к полюсам. В пределах каждого из них наблюдаются свои температурные и погодные условия, а также характер почв, подземных и поверхностных вод. Выделяют такие пояса:

  • арктический;
  • субарктический;
  • антарктический;
  • субантарктический;
  • северный и южный умеренный;
  • северный и южный субтропический;
  • северный и южный субэкваториальный;
  • экваториальный.

Следующими по размеру зональными комплексами являются природные зоны, которые делятся по характеру увлажнения, то есть количеству и частоте осадков. Они не всегда имеют чисто широтное распределение. И зависят от высоты местности, а также близости к океану. Выделяют арктическую пустыню, степь, тундру, тайгу, саванну и другие природные зоны.

Азональные природные комплексы

Азональные комплексы не связаны с широтным делением планеты. Их образование связано в первую очередь с рельефом и формированием земной коры. Наиболее крупными азональными природными комплексами являются океаны и материки, которые значительно отличаются геологической историей и структурой.

Материки и океаны делятся на меньшие комплексы - природные страны. Они состоят из крупных горных и равнинных образований. Так, например, природные комплексы Дальнего Востока включают Центрально-Камчатскую равнину, горы Сихоте-Алинь и Хингано-Буреинские горы и др.

К природным странам планеты относится пустыня Сахара, Уральские горы, Восточно-Европейская равнина. Они могут разделяться на более узкие и однородные участки. Например, галерейные леса, располагающиеся по окраинам степей и саванн, мангровые леса, расположенные вдоль побережья морей и в устьях рек. К наименьшим природным комплексам относятся поймы рек, холмы, гряды, уремы, болота и т. д.

Компоненты природных комплексов

Основными составляющими частями любого географического ландшафта являются рельеф, воды, почвы, флора и фауна, климат. Взаимосвязь компонентов природного комплекса очень тесная. Каждый из них создает определенные условия для существования остальных. Реки влияют на состояние и климат - на появление определенных растений, а растения привлекают определенных животных.

Изменение даже одного компонента может привести к полному изменению всего комплекса. Иссушение реки приведет к исчезновению характерной для речной местности растительности, к изменению качества почвы. Это непременно повлияет на животных, которые покинут геосистему в поисках привычных для них условий.

Чрезмерное размножение какого-либо вида животных может привести к истреблению растений, которые они употребляют в пищу. Известны случаи, когда огромные стаи саранчи полностью уничтожали луга или поля. Такое развитие событий не остается незаметным для природного комплекса и провоцирует изменения почвы, водного, а затем и климатического режима.

Заключение

Так что такое природные комплексы? Это природно-территориальная система, компоненты которой однородны по своему происхождению и составу. Комплексы разделяются на две основные группы: азональные и зональные. Внутри каждой группы существует разделение от крупных до более маленьких участков.

Самым большим природным комплексом является географическая оболочка, которая включает часть литосферы и атмосферы, биосферу и гидросферу Земли. Наименьшими комплексами являются отдельные холмы, небольшие леса, устья рек, болота.

1. Понятие о природном комплексе. Лито-, гидро-, атмо- и биосфера взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга. Ветер разрушает горные породы и перемещает их. Частички горных пород в виде пыли, например, попадают в нижние слои атмосферы. Они влияют на температуру воздуха, образование облаков и осадков, следовательно, на погоду и климат. Поверхностные воды суши разрушают горные породы, расчленяют и выравнивают рельеф. (Приведите примеры.) Подземные воды растворяют известняки, доломиты и другие породы, образуют пещеры. Сами воды под воздействием горных пород изменяют свой химический состав. С увеличением температуры воздуха вода испаряется и сосредоточивается в виде пара в нижних слоях атмосферы. Водяной пар влияет на поступление солнечных лучей к земной поверхности, следовательно, на ее температуру. Оксиды газов, например, азота, при взаимодействии с водой образуют кислотные осадки. Под воздействием воды, воздуха, живых организмов происходит выветривание. Верхний слой коры выветривания, обладающий плодородием, - это почва. Под определенной растительностью формируется определенная почва.

Горные породы, воздух, вода, растения, животные, почвы - это компоненты природы . Система взаимосвязанных компонентов на определенной территории образует природный комплекс (рис. 44). Самый крупный природный комплекс Земли - это часть нашей планеты, где непосредственно соприкасаются, взаимодействуют, непрерывно обмениваются веществом и энергией поверхностные сферы Земли. Этот комплекс неоднороден. Как вы знаете, земная поверхность сложена различными горными породами, различен и рельеф. Неодинаковы воды Мирового океана и суши. Метеорологические элементы характеризуются разными значениями в различных уголках земного шара. Разнообразны и неравномерно распределены на Земле организмы. Различны почвы. Планетарный природный комплекс состоит из менее крупных материков и океанов. Реки, болота, холмы в вашей местности - это небольшие природные комплексы.

Тесную взаимосвязь природных компонентов проиллюстрируем на примере влажных тропических лесов. Здесь климат влажный и теплый. Осадков выпадает много. Распределены они равномерно в течение года. Реки полноводные. Леса вечнозеленые, многоярусные, высокие, густые, почти непроходимые. Рядом нельзя увидеть двух одинаковых деревьев (рис. 45). Деревья сбрасывают листву постепенно, в одно и то же время можно увидеть плодоносящие и цветущие растения. В лесу сумрачно, сыро, душно. Деревья обвиты лазающими и вьющимися растениями - лианами. Много растений на стволах и ветвях деревьев. В почву поступает значительное количество органических остатков, но они быстро разлагаются микроорганизмами благодаря высокой температуре и влажности. Из-за этого в почвах содержится мало перегноя, но много железа и алюминия, чем и объясняется их красно-желтый цвет (почвы красно-желтые). Животных увидеть трудно, т.к. большинство из них обитает в кронах деревьев. Много насекомых, змей, яркоокрашенных птиц, обезьян, крупных хищников (рис. 46). Влажные тропические леса самые богатые на земном шаре по растительности.

Своеобразием отличается природный комплекс пустынь. В пустынях климат жаркий и сухой. Температуры воздуха высокие, в течение суток резко изменяются (днем жарко, ночью прохладно и даже холодно). Осадков выпадает мало (50-150 мм в год). Почвы слабо развитые, содержат мало гумуса и питательных веществ. Растительность бедная и редкая. Растения приспособлены к сухому климату, имеют глубокую корневую систему. К примеру, у саксаула и тамариска длина корней 14-20 м. Листья у пустынных растений мелкие, узкие и жесткие, иногда в форме иголок, колючек или отсутствуют вовсе; стебли и листья нередко покрыты восковым налетом или волосяным покровом (рис. 47). Все это является приспособлением для уменьшения испарения воды. Некоторые из растений запасают влагу в стеблях или листьях. Животный мир беден (рис. 47). Крупные животные преодолевают большие расстояния в поисках воды и корма, некоторые из них могут длительное время обходиться без них. Мелкие животные от жары прячутся в песок, впадают в спячку или ведут ночной образ жизни.

Каждый комплекс представляет собой единое целое. Поэтому при изменении одного из его компонентов изменяются и все другие, а значит, и весь комплекс. Скорость и масштабы изменений различны, но неизбежны. Чем меньше по размерам природный комплекс, тем однороднее в нем природные условия и тем быстрее происходят его изменения, в том числе и в результате деятельности человека. К примеру, вырубка лесов в умеренных широтах ведет к появлению новой растительности. На месте вырубок становится теплее летом и холоднее зимой, чем в лесах. Снежный покров весной быстро тает. Талые и ливневые воды стекают в понижения рельефа. Они могут смывать верхний плодородный слой почвы. Уровень грунтовых вод летом понижается, реки мелеют, появляются новые виды животных.

2. Охрана природных комплексов. Человек непосредственно влияет на природные комплексы. Например, в Беларуси осушительная мелиорация торфяно-болотных почв была направлена на увеличение количества пахотных угодий посредством воздействия на водные свойства почвы. В почве увеличилось количество кислорода, что привело к разложению растительных остатков и высвобождению элементов минерального питания. Уровень грунтовых вод понизился. Леса стали погибать. Животный мир изменился. На осушенных торфяниках изменилась температура, влажность воздуха, количество осадков. Таким образом преобразовался весь комплекс. Человек вырубает леса, распахивает степи, осушает болота, переселяет животных и пересаживает растения, которые вытесняют местные виды. Ежегодно планета теряет один вид позвоночных животных. Человек нарушает природное равновесие (рис. 49).

Для сохранения природы во многих странах мира созданы заповедники, заказники, национальные парки. На территории заповедников запрещена хозяйственная деятельность. Они служат для сохранения в нетронутом виде природных комплексов; редких и ценных видов живых организмов (рис. 50); увеличения количества важных видов животных и растений. Заповедники расположены в различных уголках земного шара. Это позволяет выявить особенности жизни живых организмов в разных условиях. В заповедниках изучается как влияние человека на природу, так и воздействие природы на человека. Это необходимо для того, чтобы разумно управлять природными процессами.

На территории Беларуси функционирует Березинский биосферный заповедник. Это уникальный лесоболотный природный комплекс в бассейне реки Березина. Здесь сохранились болота общей площадью 50700 га, леса из ясеня и черной ольхи, возраст некоторых - до 160-170 лет. В заповеднике произрастает 13 видов растений, охраняемых в Европе, и 45 - в Беларуси.

Частичный режим охраны природы существует в заказниках. В них запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности постоянно или временно. В заказниках охраняют болота, озера, реки; растения или животных, природный комплекс в целом.

В мире основной формой охраны природы являются национальные парки. Они служат также для туризма. Белорусский национальный парк «Беловежская пуща» входит в четверку самых знаменитых и уникальных по своему происхождению лесных массивов мира. В национальном парке произрастают 500-летние дубы, 350-летние ясени и сосны, 250-летние сосны (рис. 51). (Как территория национального парка «Беловежская пуща» используется для туризма?)

Для охраны природы нужно не только увеличивать количество заповедников, заказников, национальных парков, но добиваться, чтобы меньше поступало вредных газов в атмосферу, загрязняющих веществ в гидросферу, твердых отходов производства на земную поверхность. Воздействуя на природу, человек изменяется сам. Деятельность человека должна быть направлена на разумное использование богатств природы, сохранение благоприятных условий для жизни общества.

Проверь себя

    Что такое природный комплекс?

    Докажите, что природный комплекс - единая природная система.

    * Раскройте взаимосвязь природных компонентов на примере болота.

    Объясните влияние человека на различные природные компоненты и комплексы.

    С какой целью создаются заповедники, заказники и национальные парки?

Практическое задание

Используя различные источники информации, опишите один из национальных парков Беларуси по плану: географическое положение, площадь территории, год образования, охраняемые растения и животные, использование территории для отдыха и туризма.

Это интересно

    За последние два десятилетия ХХ века площадь лесов планеты сократилась на 200 млн.га. Каждую минуту вырубают 23 га влажного тропического леса. Только в бассейне Амазонки ежегодно гибнет 1 млн. деревьев, а по всему поясу тропиков - 5 млн.

    В нашей стране имеется 4 национальных парка (Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский и Нарочанский), около 84 республиканских заказников и более 349 заказников местного значения, а также 849 памятников природы. К природным памятникам относятся уникальные и неповторимые природные объекты: редкие деревья, валуны, парки с редкими и ценными насаждениями и т.п. Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет 1577,8 тыс.га, или 7,6% от территории страны.

Конкурс знатоков

В Южной Америка мало охраняемых природных территорий. Как вы думаете, почему?

Урок 28 (экскурсия) «Составление описания природного комплекса своей местности». Цель: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задачи:

- образовательные: способствовать формированию понятий «природный комплекс, компоненты природного комплекса»

- развивающие: продолжить формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; способствовать развитию умения делать выводы.

- воспитательные : развитие диалектико-материалистического мировоззрения; умения работать в группе; показать красоту природы своей местности и продолжить воспитание любви к своей Малой Родине.

Место проведения : работа проводится на местности – на опушке дубравы с прилегающим лугом и болотом.

Оборудование: планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.

Ход работы:

I Организационный момент.

II Проверка знаний

Перечислите природные компоненты.

Что такое природный комплекс?

Приведите примеры природных комплексов нашей местности.

III Изучение нового материала

Актуализация знаний.

Могут ли природные компоненты существовать изолированно от других природных компонентов природного комплекса?

Сегодня мы должны будем научиться находить связь между компонентами природного комплекса и составлять описание комплекса.

Для этого мы должны сравнить три природных комплекса: участок дубравы, участок луга и болото.

2.Составить описание природных комплексов своей местности.

Задачи : используя типовой план, дать описание природного комплекса.

Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.

План описания природного комплекса.

1. Географическое положение. Направление от школы.

2. Характер поверхности и тип почвы.

3. Воды, их расположение.

4. Растительность и животный мир.

5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

6. Охрана природных компонентов комплекса.

Во время проведения экскурсии ребята знакомятся с различными природными комплексами своей местности (участки леса, луга и болота).

Первая часть экскурсии. Учащиеся разделяются на три группы, каждая группа выбирает природный комплекс для описания: участок леса; участок луга или участок болота.

Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней. Учащиеся изучают природный комплекс, который они выбрали, по предложенному плану.

В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, почвовед, геолог, гидролог.

Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются (лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы (рыхлая, уплотненная); живые организмы (черви) и остатки организмов; влажность почвы.

Для того чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.

Учащиеся — ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной; видовой состав деревьев и трав. Учащиеся-зоологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.

Учитель обращает внимание на выявление связей между компонентами природного комплекса. Вначале ребята учатся различать (выявлять) компоненты природного комплекса. Затем их необходимо подвести к понятию «природный комплекс» и взаимосвязи его компонентов.

Вторая часть экскурсии – описание природного комплекса по плану. После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану

Цель работы – закрепление знаний, полученных во время экскурсии в природу.

Описание комплекса должно быть небольшим, но желательно, чтобы учащиеся показали взаимосвязи в природном комплексе.

3. Сделайте выводы.

- Какое влияние оказывают рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?

Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов, неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т.п.

-Какое влияние оказывают почвы на растительный и животный мир комплекса?

На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т.п.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществах. Следовательно, почвы влияют на видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.

- Как влияют друг на друга растительный и животный мир?

К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т.п.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.

Ребята, послушайте замечательные слова поэтаН. Рыленкова, которые станут итогом нашего урока.

Всё в тающей дымке;

Холмы, перелески.

Здесь краски неярки и звуки не резки,

Здесь медленны реки,

Туманны озёра и всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть -

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце,

Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

Всю прелесть задумчивой русской природы

(Н. Рыленков)

IV . Домашнее задание.

Каждому учащемуся составить описание одного из изученных природных комплексов.

Чурляев Ю. А

Оставьте свой комментарий, спасибо!



Рекомендуем почитать

Наверх