Цикл наблюдения за березой. Материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Наблюдения за березами. «Что нужно нашему дереву?»

Отношения, любовь и семья 22.02.2019
Отношения, любовь и семья

Зоя Разумная

Цель: формирование у детей знаний об отличительных особенностях березы, учить видеть красоту весны.

Задачи:

Образовательные: познакомить со строением березы;

изучить форму и цвет листьев березы, среду, где растет;

учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;

устанавливать причинно - следственные связи, пополнять словарный запас детей;

учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.

Развивающие :развивать наблюдательность, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением березы, чтение стихотворений, сказок, разгадывание загадок.

Ход наблюдения:

Воспитатель : Ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться.

Вы меня узнаете по простой примете-

Нет дерева белей на свете.(ответы детей)

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь. (березку!

Кто знает, как ласково называют березу? (белоствольная красавица)

Воспитатель: Правильно, береза -белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками.

Обратите внимание, какая березка красивая, стройная.

Березу очень любит наш народ. Она является символом России. Березка красивая, нарядная, белоствольная. Этому дереву посвящается много стихотворений, песен, сказок.

Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную.

Воспитатель: Потрогайте, погладьте крону березки. Полюбуйтесь, в какой красивый белый сарафан с черными кармашками наряжается русская красавица.

Давайте послушаем, как молоденькие зеленые листочки тихо шелестят, поют нам свою ласковую весеннюю песенку.

Дети, давайте встанем под дерево и посмотрите вверх. Что вы видите? (много веток)

Как вы думаете, на что похожи веточки березы? (ответы детей)

Воспитатель: Веточки березки похожи на косички. Они длинные, тонкие, как кудри.

С расплетенною косой

Умывается росой.

Ветер пряди шевелит,

Заплетать их не велит.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что березки выстроились в ряд, как добрые подружки.

Она всегда с подружками

Весною хороводится.

Они растут рядом и в плохую, ветреную погоду помогают друг другу. Когда им грустно, Березки шелестят листочками, «разговаривают» и веселят друг друга.

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Весенняя березка».

Березка в белом сарафане (дети ходят шагом).

Весною водит хоровод.

Звенит сережками так нежно (качают головой).

И птичек в гости всех зовет (взмахивают руками).

Раскроет свои руки-ветки (руки разводят в стороны).

Опустит ветки вниз (водят руки к центру вниз).

Подставит солнышку листочки (поднимают руками вверх).

Чтоб лучик на ветвях повис.

Воспитатель : Берёзу любят не только за красоту, она приносит людям огромную пользу.

Березовые поленья используют для отопления печей в домах. Из веточек березы делаю веники, чтобы париться в бане и быть здоровым. Листья сушат для чая, который укрепляет здоровье.

Целительными являются сок и березовые почки. А кто из вас пробовал березовый сок? Березовый сок вкусный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево.

Кору берёзы называют береста. Береста – материал прочный: не промокает, не гниёт. Поэтому изготавливали из неё различные изделия.

Люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы, делают мебель, игрушки, украшения и многое другое.

Итог:

С каким деревом мы сегодня познакомились?

Что произошло с почками березы?

Чем березка отличается от других деревьев?

Какую пользу приносит людям береза?

Трудовая деятельность

Уборка мусора с участка.

Цель: воспитание трудолюбия.

Подвижные игры:

1.«Самолеты»

Цель: упражнять в беге

2.«Великаны и карлики»

Цель: развивать умение действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

«Брось за черту»

Цель: развивать глазомер.








Благодарю всех, кто посетил мою страничку!

Публикации по теме:

«Наблюдение за березой весной». Прогулка в старшей группе Задачи по образовательным областям: Образовательная область «Речевое развитие» - Продолжать учить развивать речь как средство общения;.

Конспект прогулки «Наблюдение за берёзой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Михайловка Саратовского района Саратовской области».

Конспект прогулки "Наблюдение за птицами весной" Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать.

Цель: Вызывать интерес к синичке, у которой появились птенцы. Задачи: Продолжать знакомить с синицей, с ее поведением после появления.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за вороной» Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за вороной». Цель: 1. Расширять знания о вороне; 2. Воспитывать любознательность и интерес.

Наблюдения за березами

Задача. Учить детей замечать изменения, происходящие с деревьями на участке группы.

Наблюдение 1

Цель. Закрепить знания детей о деревьях, растущих на участке. Показать красоту берез. Учить детей бережно относится к деревьям.

Педагог. Ребята, недавно вы с воспитателем посадили молоденькое деревце? Назовите его. (Береза.)

Сколько берез растет сейчас на нашем участке? (Три березы.)

Чтобы различать березы, назовем их по-разному. Как назовем самую молоденькую березу, которую недавно посадили? (Березонька.)

Как назовем березу, растущую за песочницей? (Березка.)

А кудрявую березу сбоку от веранды мы назовем? (Береза.)

Повторите названия наших берез и покажите, где какая растет. (Березонька, березка, береза.)

Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой. Послушайте стихотворение Т.А. Шорыгиной «Береза»:

Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.

Поэт А.Прокофьев написал стихотворение:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Ребята, какие еще деревья растут на нашем участке? (Дикая яблоня. Липы. Маленькая сосна. Маленький каштан.)

Вспомните, что еще посадили мы в начале осени? (Иву. Две рябины. Три елочки.) Посмотрим, как эти деревья перезимуют.

Смотрите, как много деревьев у нас растет. Как мы будем заботиться о них? (Окапывать. Рыхлить землю. Поливать.)

По какому характерному признаку можно отличить березу от остальных деревьев? (Кора у березы белая с черными черточками.)

Правильно. Природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными полосками, ажурной кроной, многими целебными свойствами. Белая кора березы называется береста. У молоденьких берез она гладкая. Потрогайте ее рукой. Через эти черные точки и полоски береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.

Какие листья у берез? (Зеленые. Похожи на сердечки. С зазубринами по краям.)

Какое сейчас время года? (Осень.) Какие изменения происходят в жизни растений осенью? (Они готовятся к зиме. Сбрасывают листья.)

Есть такая народная примета: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя. Теперь на прогулках будем наблюдать эту примету.

Наблюдение 2

(через 3 дня)

Цель. Учить детей замечать изменения, которые произошли с березами, отражать их в своей речи, связывать это с погодными условиями.

Педагог. Внимательно посмотрите на березы.

Какие изменения произошли с ними. (У березоньки пожелтели листья. У березы начинают желтеть листья. А береза стоит зеленая.)

Как вы думаете, ребята, почему сразу пожелтели все листья у березоньки? (Потому что березонька маленькая. Ее только посадили. У нее маленький корешок. Она плохо приживается на новом месте. Стало холодно, идут дожди.)

Почему у двух березок листья пожелтели, а у березы еще зеленые? (Она выше. Она давно растет.)

Наша береза растет уже четвертый год. Она окрепла. Растет на свету, просторно ей. Вообще дерево береза растет быстро, недаром люди ее называют гонким (быстрорастущим) деревом. Наша береза получает много света, даже редкие солнечные лучи осенью на нее попадают, ей хорошо. Поэтому она пока не собирается сбрасывать листья.

Ребята, что означает слово «береза»?

Оно означает «Белый» – дерево назвали так по цвету коры. Береза красивое дерево в любое время года. Я вам прочту стихотворение И.Семеновой «Березка».

Это модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

Наблюдение 3

(через 3 дня)

Цель. Расширять знания о растительном мире. Развивать наблюдательность – отметить изменения у берез на участке. Развивать речь, память, внимание.

Педагог.

Внимательно посмотрите на березы. Вспомните, какими они были три дня назад? (У березоньки листья совсем облетели. У березки осталось очень мало желтых листочков. А большая береза еще зеленая.)

Почему березонька уже без листьев? (У березоньки было мало листьев. Они быстро пожелтели. Был дождь и сильный ветер. Он сорвал все листья.)

Верно. Осенью порывистый ветер налетает на деревья, гнет их, треплет ветки и срывает листья.

У березки мало листьев осталось. Почему? (Она растет в тени. Ей мало света и тепла. Поэтому она и сбрасывает листья.)

Ребята, обратите внимание на другие деревья. Они изменились? (Каштан сбросил листья. Липы тоже стоят без листьев. Старая ива еще с зелеными листьями.)

Видите, у каждого дерева свой календарь сбрасывания листьев. Каждое дерево по-своему готовится к зиме. Но все деревья зимой находятся в состоянии покоя, кроме хвойных деревьев. У нас есть такие на участке? (Сосна и три елочки.)

Вспомните нашу примету. (Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.)

Вы наблюдали за березками. Где начинают желтеть листья на березках? (На березке посередине.)

Обычно листья на березе начинают желтеть, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Но бывает и по-другому. Посмотрим, где пожелтеют листья у последней березы.

Наблюдение 4

(через 3 дня)

Цель. Расширять знания о растениях. Продолжать наблюдать за березами на участке, связывать изменения с погодными условиями. Развивать внимание, речь.

Педагог. Посмотрите, ребята, на березку и березу? Есть ли изменения в их облике? (Березка стоит без листьев. А береза вся пожелтела. На земле много желтых листочков.)

Почему береза сразу вся пожелтела, а не постепенно? (На улице идут дожди. Очень холодно. Дует сильный ветер.)

Действительно, стояла наша кудрявая зеленая береза дольше всех деревьев на участке. Все красовалась. Хорошее у нее место за верандой. Но и до нее добрались холодные осенние ночи, порывистый ветер. Решила береза поскорее сбросить листья и отдохнуть зимой, набраться сил до весны. За выходные дни береза пожелтела. Возможно, через два – три дня ветер сорвет все листья.

Помните народную примету: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя. И какая же будет весна? Как желтели березы? (С середины. Весна будет хорошей, средней.) Посмотрим!

Что останется на ветках березы? (Маленькие почки.)

А зачем березе почки? (Из почек вырастут листочки.) Когда? (Весной.)

Ребята, а у других деревьев есть сейчас почки? Посмотрите. Если дерево осенью без листьев, но есть почки на ветках – значит, оно живое и весной опять будет радовать нас, давать нам прохладу в жаркий день.

Чем еще полезны наши деревья? (Очищают воздух. Делают его чистым.)

Какое еще дерево стоит с пожелтевшими листьями? (Большая ива.) Остальные деревья стоят голые, без листьев.

Пожелаем деревьям спокойной зимы, хорошо им отдохнуть зимой и порадовать нас весной своими листочками.


Цикл наблюдений за березой.

Актуальность проблемы .

Недостаточные представления детей о березе.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения детей в природе.

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

1. Рассматривание березы

Цель : продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Обратить внимание на красоту березы, присыпанной снегом. Напомнить детям, что береза является символом России. Предложить найти еще одну березу. Похожи ли они? Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.



- Почему?


Ответы детей обобщить.

2. Сравнение липы и березы

Цель : продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы


- Как называются эти деревья?
- Чем отличаются? Чем похожи?

Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру «Детки на ветке». Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.

Цель : учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Спросить у детей:


- Почему?
- Что помогает дереву крепко держаться в земле?

Цель : учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Методические приемы



- Как помочь дереву?
- Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказать.

4. Наблюдение за березой.

Цель: формировать представление о приспособлении деревьев к зимним условиям

Методические приемы

- Где они?




Ответы обобщить.

По окончанию цикла наблюдения предложить детям нарисовать березу в зимнем убранстве и оформить выставку детских работ «Люблю березку русскую…»

Предполагаемый результат:

1. Узнали больше о самом почитаемом дереве в России – березе;

3. Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл наблюдений за березой.

Актуальность проблемы .

Недостаточные представления детей о березе.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения детей в природе.

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

1. Рассматривание березы

Цель : продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Методические приемы :

Прочитать стихотворение:
«Белая береза под моим окном,
Принакрылась актом, словно серебром.
На пушистых ветках
Белою каймой -
Распустились кисти белой бахромой».

Обратить внимание на красоту березы, присыпанной снегом. Напомнить детям, что береза является символом России. Предложить найти еще одну березу. Похожи ли они? Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.

Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?
- Как вы думаете, береза живая или нет?
- Почему?
- Может ли береза убежать, если ей кто-то ломает ветки, причиняет ей боль?
- Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
Ответы детей обобщить.

2. Сравнение липы и березы

Цель : продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Обратить внимание детей на липу и березу.
- Как называются эти деревья?
- Чем отличаются? Чем похожи?
- Какой ствол у березы? Какой у липы?
Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру «Детки на ветке». Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.

3. Наблюдение за березой в ветреную погоду

Цель : учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Спросить у детей:
- Есть ли сегодня ветер? Как узнали? Как качаются веточки?
- Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
- Почему?
- Что помогает дереву крепко держаться в земле?

4. Наблюдение за березой с составлением сказок, рассказов

Цель : учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Методические приемы
- Представьте, что вы березки. Что вы чувствуете? О чем можете рассказать?
- А если дереву сломать ветку, что оно будет чувствовать?
- Ты можешь сказать, что тебе больно? А дерево может?
- Как помочь дереву?
- Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказать.

  1. Наблюдение за березой.

Цель: формировать представление о приспособлении деревьев к зимним условиям

Методические приемы
- Ребята, вспомните, какой была березка осенью? Почему ее листья были желтыми? (Мало света, короче день, холодно.)
- Где они?
- Как вы думаете, что было бы с деревом зимой, если бы остались листья на ветках?
- Что осталось на ветках березы зимой? (Почки.)
Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят, как в теплых колыбельках, молодые листочки. Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.
- Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?
Ответы обобщить.

По окончанию цикла наблюдения предложить детям нарисовать березу в зимнем убранстве и оформить выставку детских работ «Люблю березку русскую…»

Предполагаемый результат:

1. Узнали больше о самом почитаемом дереве в России – березе;

3. Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО)

Кафедра «Теория и методика дошкольного образования»

Разработка системы непрерывных наблюдений

за природными объектами

с детьми старшей группы.

Тема: «Наблюдение за березой».

Киселева Наталья Александровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №48» Городецкого района

Тема курсов: «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС ДО»

Костенко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №54
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Циклы наблюдений в природе
Дата публикации: 29.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Данный цикл наблюдений способствует формированию у ребенка дошкольного возраста:  ценностного отношения к родной природе;  умения наблюдать за природой и устанавливать экологические цепочки и взаимосвязи;  знаний о пользе природы, оказываемой на здоровье человека;  собственной точки зрения на явление, настойчивости в преодолении трудности;  бережного отношения относящиеся к родной природе; Цикл наблюдений может быть использован в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Цикл наблюдений за березой

Наблюдение № 1

«Что нужно нашему дереву?»

Цель:
 углубить представление детей о том, без чего береза не может жить;  дать представление детям о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.
Описание наблюдения
Обратить внимание детей на березы, растущие на территории детского сада В беседе с детьми уточнить следующее:  Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.  Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях. Зимой холодно, поэтому листьев нет.
 Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли – почвы.  Деревья, как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они не заметны.  В тоже время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.  Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред. Ветер переносит семена березы. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, рыхлят почву, делаю ее пригодной для развития растений.
Вопросы для беседы:
1. Любит ли наша береза свет? 2. Она растет на открытом или затененном месте? 3. Что пьют деревья? 4. Как дышат деревья? 5. Кто еще нужен деревьям? 6. Какую пользу приносят дождевые черви для дерева?
Пословицы и поговорки
 Бела береза, да деготь черен.  Скрипучая береза дольше стоит.  Береза – не угроза: где стоит, там и шумит.
Наблюдение № 2

«Березовые почки»

Цель:
 дать представление детям о том, что у березы почки особые и отличаются от почек других деревьев.

Описание наблюдения.
Обратить внимание детей на набухшие березовые почки – «домики листьев». Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. (Береза) Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребенку набухшие почки: всю зиму спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснуться. Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У одних деревьев они круглые, у других – продолговатые; у одних – мелкие, у других – крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев).
Вопросы для беседы:
1. Как называются «домики листьев». 2. Какие почки у березы? 3. Что пробуждает почки у березы? 4. Когда пробуждаются почки у березы?
Наблюдение № 3

«Березовый сок»

Цель:
 формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения;  продолжать формировать бережное отношение к растительному миру;  продолжать учить устанавливать логические взаимосвязи, имитировать характерные движения деревьев.
Описание наблюдения.
У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови – это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым. Не зря в русской пословице говорится: «Береза плачет кровавыми слезами». Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро – быстро (педагог предлагает детям несколько минут активно подвигаться, для того чтобы почувствовать как участилось сердцебиение и сделать вывод о скорости движения крови по сосудам). Так же быстро кровь течет по венам. Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди – одежду. Солнышко греет все меньше и меньше – сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее. Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 – 2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно – сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.
Вопросы для беседы:
1. Что помогает дереву быть здоровым? 2. Наблюдали ли вы как собирают березовый сок? 3. Когда деревья меняют наряд? 4. Что делает береза зимой?

Решение проблемной ситуации
Представьте, что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок? Почему нельзя отбирать у дерева весь сок? (оно может погибнуть.) Весенним заморозкам чутким Подсушен и взбодрен лесок Еще одни, другие сутки И под корой проснется сок. И зимний пень березовый Зальется пеной розовой. А. Твардовский  По березе бродят соки И заметная едва На бугре да на припеке Пробивается трава. Лишь только подснежник Распустится в срок Лишь только приблизятся первые грозы На белых стволах Появляется сок. То плачут березы. Н. Старшинов  Еще не видно клиньев журавлиных, Стремящихся на северо – восток. Еще не стаял снег в ложбинах, Еще царит апрельский холодок, А небеса уже теплы и мини,
Они меня волнуют и томят И слышу я по всей моей России Березы по – весеннему шумят.
Примета:
 Из березы течет много сока – к дождливому лету. Педагог просит детей объяснить, как они понимают эту примету (вносит коррективы, если это необходимо в ответы детей).
Наблюдение № 4

«Береза цветет»

Цель:
 дать детям представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.
Описание наблюдения.
Предложить детям рассмотреть березку, полюбоваться ей, рассмотреть сережки с разных берез, подумать, на что они похожи. В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других – зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.
Вопросы для беседы:

1.
Когда зацветает береза?
2. Кто разносит семена? 3. Когда у березы появляются семена? 4. Из чего вырастают молоденькие березки? Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (береза) Если берёза раньше опушается, то жди сухого лета, а если ольха – мокрого. Педагог просит детей объяснить, как они понимают эту примету (вносит коррективы, если это необходимо в ответы детей)
Наблюдение № 5

«Какие грибы растут под березой»

Цель:
 дать детям представление о березовой роще и о грибе подберезовике, об их взаимосвязи.
Описание наблюдения.
Предложить детям полюбоваться красотой берез, подобрать ласковые слова, которыми можно назвать это дерево. Березовая роща – это лес, в котором растут только березы. Дружат с березой и всем известный гриб – подберезовик.
Подберезовик обыкновенный появляется в березовых рощах раньше других грибов этого вида, еще в июне, а иногда и в мае и часто радует грибников до поздней осени. Давайте попробуем поискать здесь грибы. Этот гриб можно найти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.
Вопросы для беседы:
1. Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща.) 2. Как вы думаете, как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)
Наблюдение № 6

«Кора березы»

Цель:
 познакомить детей с тем, как определить возраст березы по коре;  учить определять возраст березы по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растет.
Описание наблюдения.
Обратить внимание детей на молодую березку и старую. Предложить детям сравнить их, попробовать определить их возраст. Старые березы высокие. Стволы у них внизу темные, покрытые толстой грубой, морщинистой корой с трещинами, а вверху более светлые, серебристо-белые. Старые деревья тоже растут, на них появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева
Вопросы для беседы:

1. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки). 2. По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже 3. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается). 4. А от чего деревья болеют? (На коре поселились вредные насекомые). Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями. На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.

Перехватова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Плешановский детский сад № 1"
Населённый пункт: с. Донское, Красногвардейского района, Оренбургской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Прогулка "Наблюдение за березой"
Дата публикации: 27.12.2015
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад № 1»
Прогулка в средней группе
«
Наблюдение за березой

весной»
Подготовила: воспитатель Перехватова Н. А. с. Донское, 2015 г.

Задачи.
Продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;закрепить знания о строении деревао его характерных особенностях. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Ход прогулки:

Наблюдение за березой.
Воспитатель загадывает детям загадку. Стало солнышко теплей, Зажурчал в лесу ручей, Вся природа расцветает, Время года кто узнает? О каком времени года говорится в загадке? Перечислите признаки весны?(ответ детей) Послушайте еще загадку: Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. (Береза) Воспитатель: Да, ребята правильно вы сказали – это береза. Скажите, рядом с нашим участком растет береза? Давайте подойдем к ней.
Беседа около березы.

-
Какое это дерево? - Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки) - Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами) - Какие ветки у березы, они - толстые или тонкие? Какого цвета? - Погладьте ствол березы. - Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.) - Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет) - Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)
Рассказ воспитателя:
Береза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными точками, через которые она дышит.Весной береза сбрасывает верхний слой бересты, кора становиться гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки желтые и зеленые (это семена). Береза в
любоевремя года красива, ее называют красой леса, березовым чудом, деревом здоровья. Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрости. Из почек делают лекарства. Из листьев березы изготавливают желтую и зеленую краску, А вы ребята знаете, как березу использовали в древности? (ответ детей) Наши предки березовой лучиной освещали дома. Соком березы лечили больных. Из березы мастерили деревянные игрушки, деревянные ложки, лукошки для ягод и грибов, лапти.Давным-давно,когда не было бумаги, на бересте березы писали. В наше время березу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи,
Народные приметы
Хотите узнать, какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам. Если весной из березы течет много сока, лето бывает дождливым.Мы повесим бутылку и посмотрим, как будет набираться сок, быстро или медленно. Сколько песен, стихов об этом дереве создано. Дерево хорошо приживается на бедных, малоплодородных, заболоченных почвах. Ее всходы не боятся солнца, морозов. Издавна люди сажали березу около своих жилищ, и она была украшением его, давала прохладу в знойный день. Весной на праздник русской березки (Троица) водили хороводы, пели песни. Девушки украшали березку ленточками (привязать).
Итог.
Ребята, как можно в любое время года узнать березу (белый ствол) Когда набухают на березе почки? (как только сойдет снег) Что появляется весной из надломленной веточки березы? (сок) К нам сюда скорее просим, Приходи честной народ. Ныне русские березки Затевают хоровод.
Русская народная песня “Во поле береза стояла”.
Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли люли стояла, Люли люли стояла. Некому берёзу заломати, Некому кудряву заломати. Люли люли заломати, Люли люли заломати. Я ж пойду погуляю
Белую берёзу заломаю. Люли люли заломаю, Люли люли заломаю. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них три гудочка. Люли люли три гудочка, Люли люли три гудочка. Четвёртую балалайку, Четвёртую балалайку. Люли люли балалайку, Люли люли балалайку. Пойду на новые на сени Стану в балалаечку играти. Люли люли играти, Люли люли играти.
2.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Цели:
закреплять умение быстро бегать; развивать глазомер, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ход игры.
На одной стороне площадки проводится черта (шнур, веревка) - это опушка леса. На расстоянии 2-3 шагов определяется место для медведя - это его берлога. На другой стороне площадки обозначается дом детей (также ограничивается шнуром). Выбирается медведь. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Идемте гулять!» и вместе с ними направляется к опушке леса. Все собирают грибы и ягоды(имитируют движения) - дети выполняют соответствующие движения и при этом говорят: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается поймать (коснуться) кого-либо. Пойманного отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается другой медведь. Игра повторяется.
3.Трудовая деятельность. Уборка участка после зимы.

Цель:
воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым. Дети собирают в свои ведерочки веточки и мусор, разбросанные на участке.
Объяснить необходимость и значимость данных действий, похвалить детей, отметить, что с каждым трудовым усилием они становятся сильнее.
4.Индивидуальная работа
. С Азатом, Маргаритой, Валерой, Алиной, Арсением.
Развитие движение «Лягушки»

Цель:
упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Цель:
развитие глазомера, точности движений.

З а д а ч и.
Побуждать детей самостоятельно организовывать игры, способствовать формированию дружеских отношений в группе.
Выносной материал.
Для трудовой деятельности: ведерки, метелки, грабли. Для подвижной игры: маска медведя,2 шнура, обруч, мешочки с песком, мяч.
Апрель. 13. 04. 15 г. Понедельник. Утро № 1. Беседа с детьми «Работа в саду».
Задачи.
Познакомить детей с сезонными работами в саду, актуализировать и дополнить знания детей о растениях, о труде взрослых (обрезка и посадка деревьев и кустарников).
№ 2.
Хозяйственно-бытовой труд. Протирка полок шкафов.
Задачи.
Учить детей выполнять соответствующие трудовые операции, учить рассказывать о результатах и пользе проделанной работы. Формировать у детей положительное отношение к труду, ответственное отношения к порученному заданию.
№ 3. Индивидуальная работа по ФЭМП –

№ 4. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Киска сердится»

Задачи
. Развивать артикуляционный аппарат детей, формировать умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
№ 5. Утренняя гимнастика –

Занятие 1 –

Занятие 2 -

Прогулка 1.
№ 1. Наблюдение за березой весной.
Задачи.
Продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;закрепить знания о строении дерева о его характерных особенностях. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. № 2. Подвижная игра «
У медведя во бору
».
Задачи.
Закреплять умение быстро бегать; развивать глазомер, воспитывать дружеские взаимоотношения. № 3. Трудовая деятельность.
Уборка участка после зимы.
Задачи.Воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым. Объяснить необходимость и значимость данных действий, похвалить детей, отметить, что с каждым трудовым усилием они становятся сильнее.

№ 4. Индивидуальная работа
. С Азатом, Маргаритой, Валерой, Алиной, Арсением.
Развитие движение «Лягушки»

Цель:
упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Упражнение «Попади в цель» (с мячом).

Цель:
Учить детей правильно выполнять игровые действия (прини-
с
мать исходное положение, выполнять бросок мяча через сетку двумя ^ руками из-за головы, ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди). Развивать ловкость, меткость, интерес к правильному выполнению задания. развитие глазомера, точности движений.
5. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Задачи.
Побуждать детей самостоятельно организовывать игры, способствовать формированию дружеских отношений в группе.
2 половина дня.

№ 1. Оздоровительная работа –

№ 2. Беседа
«Первый космонавт».
Задачи.
Познакомить детей с первым космонавтом нашей страны и всего мира – Ю.А. Гагариным. Развивать любознательность и интерес к достижениям нашей страны. Обогащать словарный запас детей.
№ 3. Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихов: В. Степанов «Юрий

Гагарин», В. Орлов «День космонавтики».

Задачи.
Учить детей слушать, правильно воспринимать содержание произведения, рассказывать о поступках героев, давать им оценку.Вызвать желание выучить одно из стихотворений. № 4. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты». Сюжет «Подготовка к полету».
Задачи.
Формировать у детей умение создавать игровые ситуации, разворачивать сюжет, активизировать диалогическую речь детей.
Прогулка 2.

№ 1. Наблюдение за солнцем.
Задачи. Учить детей видеть изменения, которые происходят с солнцем в течение светового дня, помочь охарактеризовать положение солнца на горизонте и связанные с ним изменения (например: солнце восходит - становится светлее, теплее).
№ 2. Подвижная игра «Зайцы и волк».
Задачи. Предложить детям рассказать и показать, как нужно выполнять игровые действия (прыжки на двух ногах и на одной ноге с продвижением вперед). Воспитывать уверенность в себе.
№ 3. Игровое упражнение «Волчок».
Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах, одновременно выполняя поворот вокруг себя. Развивать координацию движений, укреплять мышцы стопы, доставлять детям радость от прогулки.
№ 4. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Задачи.
Профилактика эмоционального перенапряжения у детей. Помощь детям в организации подвижных, спортивных, сюжетно-ролевых игр, соревнований.

Юрий Гагарин
В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звездам смог. Поет об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты. Был первым в космосе Гагарин… Каким по счету будешь ты?



Рекомендуем почитать

Наверх