Декларация объединенных наций составлена. Структура и основные сведения о главных органах оон. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Обувь 17.06.2019

Декларация Объединенных Наций

1 января 1942 года, вскоре после вступления в войну США 7 декабря 1941 года, представители 26 государств, участвовавших в войне против блока фашистских агрессоров СССР, США, Великобритания, Китай, Австралия, Бельгия, Гватемала, Гаити, Греция, Гондурас, Доминиканская Республика, Индия, Канада, Коста-Рика, Куба, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Никарагуа, Панама, Польша, Сальвадор, Чехословакия, ЮАС, Югославия подписали в Вашингтоне декларацию, вошедшую в историю под названием Декларация Объединенных наций. В ее вступительной части содержалось положение о том, что для защиты жизни, свободы, независимости и сохранения человеческих прав и справедливости нужна полная победа над врагом. Каждое Правительство обязуется употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это правительство находилось в войне. Каждое Правительство обязуется сотрудничать с другими правительствами, подписавшими сие, и не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами. Опубликование Декларации Объединенных наций означало создание коалиции 26 государств во главе с СССР, США и Великобританией. Важнейшую роль для согласованных действий этих стран имели встречи их руководителей на высшем уровне. Они производили глубокое впечатление на весь мир. Созыв и работа конференции глав правительств трех великих держав имели широкий международный резонанс.

Конвенции Международной организации труда. Ратификация

В 1998 году Международная конференция труда приняла торжественную Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в которой подтверждается решимость международного сообщества "соблюдать...

Международные организации как субъект международных отношений

Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г...

Международные организации. Россия в составе крупных международных организаций

(United Nations) Организация Объединённых Наций -- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами...

Международные экономические организации в Республике Казахстан

С первого дня независимости Казахстан принимает самое активное участие в работе ООН и ее специализированных учреждений. Это сотрудничество является одним из приоритетных направлений внешней политики нашего государства...

Международный механизм обеспечения прав и свобод человека

международный обеспечение право свобода Международные пакты о правах человека готовились ООН свыше двадцати лет. Лишь 16 декабря 1966 г. ООН одобрила оба соглашения (резолюция 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г.). Международный пакт об экономических...

Организация Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций и ее структуры

ООН - международная организация, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами...

Организация Объединенных Наций: устав, цели и принципы, членство

Основные положения Устава были выработаны на конференции представителей СССР, США, Великобритании, а также Китая, состоявшейся в августе--октябре 1944 г. в Вашингтоне, в старинной городской усадьбе Думбартон-Окс...

Особенности продвижения изделий из российских самоцветов на рынок Объединенных Арабских Эмиратов

Основа экономики ОАЭ -- реэкспорт, торговля, добыча и экспорт сырой нефти и газа. Текущее производство нефти -- приблизительно 2,2 миллиона баррелей в день, большая часть производится в эмирате Абу-Даби...

Партия Пиратов в Швеции, ФРГ и России

Декларация Объединенных Наций

В первый день 1942 года президент Рузвельт, Уинстон Черчилль, Максим Литвинов -- от имени Советского Союза -- и Цзы-вень -- от имени Китая подписали краткий документ, который впоследствии стал известен как «Декларация Объединенных Наций». На следующий день эта декларация была подписана также представителями двадцати двух других государств. Этим важным документом подписавшие его государства приняли на себя торжественное обязательство приложить максимум усилий для достижения победы и не заключать сепаратного мира. Осуществленный таким образом полный союз был построен на принципах Атлантической хартии. Первый пункт Декларации Объединенных Наций гласит, что государства, подписавшие ее, «присоединились к общей программе целей и принципов, воплощенной в общей Декларации президента Соединенных Штатов Америки и премьер-министра Великобритании от 14 августа 1941 года, известной под названием Атлантической хартии». Три года спустя началась подготовка к созыву Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. К участию в этой Конференции были приглашены только государства, объявившие к марту 1945 года войну Германии и Японии и присоединившиеся к Декларации Объединенных Наций.

Первоначально эта Декларация была подписана следующими двадцатью шестью странами:

Соединенными Штатами Америки,

Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии,

Союзом Советских Социалистических Республик,

Структура и основные сведения о главных органах ООН

Организационная структура Организации

Генеральная Ассамблея: 193 государства-члена

Совет Безопасности: 5 постоянных и 10 непостоянных членов

Экономический и Социальный Совет: 54 члена

Международный Суд: 15 судей

Совет по Опеке: 5 членов

Структура ООН сложная и многоуровневая. Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Секретариат, Совет по опеке, Международный Суд. Однако структура ООН значительно шире. ООН является центром решения проблем, с которым сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Она охватывает около двух десятков специализированных учреждений (например, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ, Продовольственная и сельскохозяйственная организация - ФАО, Международная организация труда - МОТ, Международный валютный фонд - МВФ, группа Всемирного банка и другие). Кроме того, ООН включает в себя несколько программ и такие специализированные фонды, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и другие. Наконец, структура ООН включает и ряд так называемых связанных с ней органов - МАГАТЭ, ВТО и другие.

Генеральная Ассамблея. Уникальность Генассамблеи ООН состоит в том, что ее членами являются все суверенные государства мира (около двухсот). Нечленов ООН в современном мире можно пересчитать по пальцам. Это Тайвань, Ватикан и некоторые другие государствоподобные структуры. При принятии решений применяется принцип «одна страна - один голос», что означает: все страны независимо от их политического веса в мире имеют равные правовые возможности. В настоящее время в ООН численно преобладают страны третьего мира, что зачастую создает сложности развитым государствам проводить выгодные для них решения. Напротив, в 1950-е гг., до начала процесса деколонизации, Генассамблея, как правило, принимала решения в пользу стран Запада. Уязвимой стороной Генассамблеи является то, что ее резолюции не носят обязывающего характера для государств - членов. Это резолюции или декларации рекомендательной силы, роль которых состоит, прежде всего, в постановке международной проблемы, хотя на их основе могут в последствии формироваться международные договоры обязывающего характера.

Совет Безопасности. СБ - единственная структура в мировой политике, наделенная по Уставу ООН правом принимать решения, обязательные для всех стран мира (что, впрочем, не означает, что это правило не нарушается). Поэтому СБ ООН иногда сравнивают с мировым правительством, что, конечно, неверно, поскольку мир состоит из суверенных, значит - независимых, государств, а СБ фактически не имеет действенных механизмов для наказания нарушителей его постановлений. Тем не менее, такие полномочия СБ позволяют говорить о большей «авторитарности» ООН по сравнению с Лигой Наций, в рамках которой Совет Лиги (более узкая структура) пользовался рекомендательными полномочиями, а обязательные решения принимала общая Ассамблея. Такие видоизменения в полномочиях ООН по сравнению с Лигой Наций были предприняты создателями ООН в связи с неудачами, которые Лига потерпела в борьбе против милитаризма и нарастания военной угрозы в 1930-е гг. не в последнюю очередь из-за своей чрезмерной «демократичности». Впрочем, изменение полномочий структурных подразделений ООН не помогли предотвратить холодную войну и ряд серьезных локальных международных кризисов.

Структура СБ состоит из 5 постоянных членов (СССР/Россия, США, Великобритания, Франция, КНР) и 10 непостоянных членов, представляющих разные континенты и регионы планеты и меняющихся каждые два года. Особой привилегией постоянных членов является право «вето», что означает - при принятии решений в СБ не достаточно большинства голосов (9 членов), ни один из постоянных членов не должен выступить против (наложить «вето»). Принцип «вето» парализовал еще деятельность Лиги Наций, откуда он и перекочевал в ООН, где имеет такие же негативные последствия. Тем не менее отказываться от него ни один из постоянных членов СБ не желает, поскольку это может поставить под угрозу его национальные интересы при принятии коллективных решений.

Международный Суд, дислоцированный в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом ООН. К сожалению, исходя из функций и полномочий Международного Суда, можно констатировать его крайне низкую эффективность как правовой инстанции, если сравнивать его с внутригосударственными судами. Во-первых, в Международный суд могут обращаться только государства (протокол о частных лицах не вступил в силу). Во-вторых, это делают по собственному усмотрению только те государства, которые признают юрисдикцию Суда, а таких на сегодняшний день меньше половины в мире. В-третьих, решения Суда могут игнорироваться, поскольку принуждающими механизмами он не располагает. Все эти изъяны в деятельности Международного Суда связаны в коренными отличиями международных отношений от внутриобщественных, то есть с главенствующим в международных отношениях принципом суверенитета, не допускающим верховной власти над государствами. В результате, оказываясь в противоправной ситуации, сильные государства используют собственные средства давления на «обидчика», а слабые ищут протекцию у сильных или мирятся с ситуацией. За все время существования (с 1946 г.) Международный Суд рассмотрел менее сотни дел.

Генеральный секретарь - главное административное лицо в ООН. Работа Генерального секретаря предусматривает регулярные консультации с мировыми лидерами и другими авторитетными лицами, участие в работе сессий различных органов ООН, поездки по странам с целью координации усилий по укреплению мира. Несмотря на важность функций Генерального секретаря, стоит отметить его сугубо административную, а не политическую роль. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что никогда еще Генеральный секретарь не был гражданином влиятельной державы мира. Нынешним Генеральным секретарем ООН является Пан Ги Мун (Южная Корея). Его предшественниками на этом посту были (последовательно с момента образования ООН): Трюгве Ли (Норвегия), Даг Хаммаршельд (Швеция), У Тан (Бирма, ныне Мьянма), Курт Вальдхайм (Австрия), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу), Бутрос Бутрос-Гали (Египет), Кофи Аннан (Гана). Даг Хаммаршельд погиб в авиакатастрофе в Африке в 1961 г., что совпало с его попытками активного участия в политике колониальных держав в этом регионе.

После вступления США и ряда других государств во вторую мировую войну было официально оформлено военное сотрудничество стран, боровшихся против фашистско-милитаристского блока. Таким актом явилось подписание 01.01.1942 года в Вашингтоне Декларации 26 государств, известной как Декларация Объединенных Наций.

В числе этих 26 государств были СССР, США, Великобритания, Китай, Чехословакия, Польша, Индия, Канада, Югославия и другие страны. Эта декларация, принятая по инициативе СССР, обязывала страны - участницы антигитлеровской коалиции использовать все ресурсы для борьбы против агрессоров, сотрудничать в ходе войны и не заключать сепаратного мира.

Подписание Советским Союзом договора с Англией о союзе в войне в мае 1942 года и заключение в июне того же года соглашения с США «О принципах, применимых к взаимной помощи и ведению войны против агрессии» оформили боевой союз СССР, США и Англии. Союз великих держав с различным социальным строем в борьбе против фашистского агрессора сложился не сразу.

И в США и в Великобритании было немало людей, призывавших «не доверять русским». Влиятельные силы в этих странах всячески пытались препятствовать процессу улучшения отношений с СССР. И все же вопреки их действиям это сотрудничество расширялось и укреплялось.

Оно развивалось потому, что этого требовали объективные интересы США и Англии, потому что «от стойкости России на востоке Европы» зависели судьбы народов многих стран мира.

В первый же день агрессии Германии против СССР английский премьер-министр У. Черчилль, выступая по радио, говорил: «Гитлер хочет уничтожить русскую державу потому, что в случае успеха надеется отозвать с Востока главные силы своей армии и авиации и бросить их на наш остров» 1 .

Правящие круги США также понимали, что экспансия фашистской Германии представляет угрозу не только национальным интересам их страны, но и непосредственно интересам американских монополий. «Третий рейх» становился все более опасным экономическим конкурентом США, угрожавшим американским рынкам сбыта.

Превращение Германии в ведущую империалистическую державу нанесло бы непоправимый ущерб и политическому влиянию США в капиталистическом мире, создало бы угрозу безопасности США. Американцы и англичане совершенно обоснованно связывали безопасность своих стран с успехами или неуспехами Советской Армии.

«Люди быстро поняли, - писал известный американский публицист Г. Фримэн, что «передовая линия обороны» Америки пролегает за тысячи миль от ее берегов к востоку, и проходит она по полям кровопролитных сражений в Советском Союзе, что судьба Соединенных Штатов, как и судьба всего человечества, зависит, прежде всего, от стойкости и доблести советского народа и его Вооруженных Сил».

1 Churchill W. Op.cit, vol. III, p.331-332.

[Ниже публикуется декларация двадцати шести государств: Соединенных Штатов Америки, Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Союза Советских Социалистических Республик, Китая, Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Коста-Рики, Кубы, Люксембурга, Чехословакии, Доминиканской Республики, Эль-Сальвадора, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Голландии, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Польши, Южно-Африканского Союза и Югославии.

Впоследствии к декларации присоединились Мексика, Филиппины, Эфиопия, Ирак, Бразилия, Боливия, Иран, Колумбия, Либерия, Франция, Эквадор, Перу, Чили, Парагвай, Венесуэла, Уругвай, Турция, Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан. Декларация известна под названием «Декларация Объединенных Наций».]

Правительства, подписавшие сие,

ранее присоединившись к общей программе целей и принципов, воплощенной в общей декларации президента США и премьера Великобритании от 14 августа 1941 года, известной под названием Атлантической хартии,

будучи убеждены, что полная победа над их врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и справедливости как в их собственных странах, так и в других странах и что они теперь заняты общей борьбой против диких и зверских сил, стремящихся покорить мир, заявляют:

1) Каждое правительство обязуется употребить все свои ресурсы, военные или экономические, против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это правительство находится в войне.

2) Каждое правительство обязуется сотрудничать с другими правительствами, подписавшими сие, и не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

К вышеизложенной декларации могут присоединиться другие нации, которые оказывают или могут оказывать материальную помощь и содействие в борьбе за победу над гитлеризмом.

Договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны, заключенный 26 мая 1942 г.

(Извлечение)

Ч а с т ь 1

Статья 1. В силу союза, установленного между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенным Королевством, Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются оказывать друг другу военную и другую помощь и поддержку всякого рода в войне против Германии и всех тех государств, которые связаны с ней в актах агрессии в Европе.

Статья 2. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются не вступать ни в какие переговоры с гитлеровским правительством или любым другим правительством в Германии, которое ясно не откажется от всех агрессивных намерений, и не вести переговоров или не заключать перемирия или мирного договора с Германией или любым другим государством, связанным с ней в актах агрессии в Европе, иначе, как по взаимному согласию.

Ч а с т ь 2

1. Высокие Договаривающиеся Стороны заявляют о своем желании объединиться с другими единомышленными государствами в принятии предложений об общих действиях в послевоенный период в целях сохранения мира и сопротивления агрессии.

2. Впредь до одобрения таких предложений они примут после окончания военных действий все меры, находящиеся в их власти, чтобы сделать невозможным повторение агрессии и нарушение мира Германией или любым из государств, связанных с ней в актах агрессии в Европе.

Статья 4. Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон в послевоенный период снова окажется вовлеченной в военные действия с Германией или всяким иным государством, упомянутым в статье 3 (пункт 2), в результате нападения этого государства на данную сторону, то другая Высокая Договаривающаяся Сторона сразу же окажет Договаривающейся Стороне, вовлеченной таким образом в военные действия, всякую военную и другую помощь и содействие, лежащие в ее власти.

Эта статья останется в силе до того, как по обоюдному согласию Высоких Договаривающихся Сторон будет признана излишней ввиду принятия ими предложений, упомянутых в статье 3 (пункт 1). Если таковые предложения не будут приняты, она останется в силе на период в 20 лет и после того впредь до отказа от нее со стороны любой из Высоких Договаривающихся Сторон в соответствии с условиями статьи 8.

Статья 5. Высокие Договаривающиеся Стороны с учетом интересов безопасности каждой из них согласились работать совместно в тесном и дружеском сотрудничестве после восстановления мира в целях организации безопасности и экономического процветания в Европе. Они будут принимать во внимание интересы Объединенных Наций в осуществлении указанных целей и будут также действовать в соответствии с двумя принципами - не стремиться к территориальным приобретениям для самих себя и не вмешиваться во внутренние дела других государств.

Статья 6. Высокие Договаривающиеся Стороны согласились оказывать друг другу после войны всякую взаимную экономическую помощь.

Статья 7. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны.

Статья 8. Настоящий договор... вступает в силу немедленно по обмене ратификационными грамотами и после того заменит собой соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Его Величества в Соединенном Королевстве, подписанное в Москве 12 июля 1941 года.

Часть 1-я настоящего договора остается в силе до восстановления мира между Высокими Договаривающимися Сторонами и Германией и державами, связанными с ней в актах агрессии в Европе.

Часть 2-я настоящего договора остается в силе на период 20 лет...

В связи со вступлением США во вторую мировую войну встал вопрос об укреплении сотрудничества СССР, Великобритании и США в борьбе против общего врага. Советское правительство со своей стороны считало необходимым сделать для этого все возможное.

В результате перехода Красной Армии под Москвой в успешное контрнаступление в Лондоне и Вашингтоне стали гораздо выше оценивать роль СССР в войне против блока агрессоров. Тем более что США и Великобритания терпели на Дальнем Востоке одно крупное поражение за другим. Но действительно принципиальных изменений в их позиции по отношению к СССР все же не произошло. Решать мировые проблемы они по-прежнему намеревались только сами, без участия Советского Союза. А. Идену, отбывшему в Москву как раз в день нападения Японии на США, никаких новых, дополнительных указаний дано не было.

Совсем по-другому относились в Лондоне к сотрудничеству с США. Черчилль решил самолично отправиться в Вашингтон, где с 22 декабря 1941 г. по 14 января 1942 г. вел переговоры с политическими и военными деятелями США. О серьезности намерений Черчилля свидетельствовал также тот факт, что вместе с ним в Вашингтон прибыли английские начальники штабов. Хотя даже из документов, подготовленных в связи с поездкой, видно, какое значение в Лондоне придавали роли Советского Союза в достижении победы, он намеревался согласовывать свои военно-стратегические планы лишь с США.

В документе о будущей англо-американской стратегии, подготовленном 16 декабря британскими военными органами, отмечалось значительное изменение положения в мире за последнее время, а именно:

«а) Провал германской военной кампании против России. Сохранение русского фронта является одновременно огромнейшим вкладом в процесс ослабления боеспособности войск противника и подрыва его морали. Открываются новые возможности. Если русские армии будут в состоянии продолжать сражаться, то союзники впервые будут иметь на континенте фронт, с которого можно совершить прямое вторжение на территорию Германии при первых признаках деморализации врага. По этим соображениям мы рассматриваем продолжение сопротивления со стороны России как имеющее первостепенное значение для объединившихся держав в их стратегии разгрома Германии.

б) Вступление в войну Японии и недавняя потеря объединившимися державами ряда линейных кораблей уже заставила нас перейти к обороне на Дальнем Востоке, во всяком случае временно...»

Таким образом, британские военные органы признавали, что пока единственным обнадеживающим моментом были победы героической Красной Армии. В документе признавалось и то значение, которое СССР впоследствии мог сыграть в разгроме японских агрессоров: «Вступление России, располагающей бомбардировщиками, которые со своих баз могут покрывать расстояние до Токио, и значительным подводным флотом во Владивостоке, в войну против Японии имело бы громадное значение».

Британские военные руководители считали необходимым сначала одержать победу над Германией, а лишь затем над Японией.

Принципиально менять свои средства и методы ведения войны с Германией военные круги Англии не собирались. По-прежнему это были блокада, бомбардировки и подрывные действия, но добавлялся еще один пункт - «поддержка России». Под этим пунктом имелись в виду поставки Советскому Союзу военных материалов, а по существу - старый британский принцип ведения войны чужими руками.

Сама Великобритания и далее собиралась заниматься прежде всего сохранением своих имперских позиций на Ближнем и Среднем Востоке. При этом отмечалось «по крайней мере временное облегчение положения» в данном районе в результате отпора германским войскам на всем русском фронте, «особенно успеха русских у Ростова». В Лондоне начали разрабатываться планы высадки англо-американских войск во Французской Северной Африке .

Ни на 1942 г., ни даже на 1943 г. наступательных действий английских и американских войск непосредственно против Германии не предусматривалось. В Лондоне исходили из того, что в течение предстоящих двух лет Советский Союз по-прежнему должен будет воевать с Германией в одиночку.

США лишь недавно оказались в состоянии войны, и их военные органы были подготовлены к англо-американской встрече менее обстоятельно, чем британские. Но по ряду вопросов у них уже сложилось определенное мнение. В Вашингтоне разделяли взгляды британского правительства, что, несмотря на опасную обстановку на Тихом океане, основой стратегии должен быть разгром в первую очередь Германии. С этой целью американские военные органы считали необходимым осуществить решительное большое наступление «с сосредоточением главных сил в Западной Европе». Это наступление должно было проводиться «во взаимодействии с возможно более сильным русским наступлением на Восточном фронте» .

Возможная высадка войск западных союзников во Французской Северной Африке, где никаких немецких войск не было, рассматривалась американскими военными органами не только как второстепенное мероприятие, но и как нежелательное отклонение от основной цели .

Однако Рузвельт придавал большое значение высадке в Северной Африке. В результате визита Черчилля в Вашингтон было согласовано, что для высадки будут подготовлены экспедиционные войска в составе примерно 90 тыс. американских и 90 тыс. британских солдат. Предполагалось, что подготовка потребует около шести месяцев .

В Вашингтоне был составлен документ, содержавший согласованные англо-американские планы военной стратегии. За основу были приняты британские предложения.

Учитывая опыт первой мировой войны, государственный секретарь США К. Хэлл подготовил предложение о создании Верховного военного совета в составе глав правительств или представителей правительств США, Великобритании, Китая и СССР. Задача его заключалась в общем руководстве войной. Это предложение было рассмотрено Рузвельтом и Черчиллем, но не встретило их поддержки . Поскольку онй не Собирались согласовывать свои стратегические планы и действия ни с Советским Союзом, ни с Китаем, то создание такого органа не соответствовало их намерениям. Они решили учредить двусторонний англо-американский Объединенный комитет начальников штабов, ставший руководящим органом империалистического блока США и Англии в войне.

Таким образом, после вступления США в войну началось согласование британских и американских стратегических планов. У Великобритании, США и СССР были общие враги - Германия и ее союзники, но в результате позиции Лондона и Вашингтона получалось, что англо-американский блок воевал как бы сам по себе, а Советский Союз сам по себе. Американский историк официального направления У. Макнейлл констатировал, что во время вашингтонских переговоров был определен характер военных отношений США и Великобритании с Россией, заключавшийся в том, что таких отношений не было. «В результате этого, - писал он, - велись две отдельные друг от друга войны » . Г. Колко констатирует, что против агрессивного блока воевали как бы две коалиции: во-первых, «действительная коалиция» между Великобританией и США, которые были связаны общими коренными интересами, хотя между ними иногда и возникали серьезные конфликты; во-вторых, коалиция англо-американского блока с СССР .

Что касается принятого во время встречи в Вашингтоне решения о необходимости разгромить в первую очередь Германию, то это соответствовало также и интересам Советского Союза. Но откладывание Великобританией и США начала активных действий на европейском континенте на неопределенный срок резко снижало фактическое значение этого решения.

Англо-американские планы, сводившиеся к тому, чтобы затянуть на несколько лет начало военных действий непосредственно против Германии и заняться пока захватом французских и итальянских колониальных владений в Северной Африке, то есть воевать не на европейском, а на африканском континенте, резко осложняли положение СССР. Эти планы означали, что вся тяжесть вооруженной борьбы с Германией и впредь будет падать почти исключительно на Советский Союз, а США и Англия будут отсиживаться за морями и океанами. Британская и американская дипломатия с готовностью оказывала Советскому Союзу «моральную поддержку», скрывая от него эти свои сугубо империалистические планы.

Рузвельт и Черчилль считали необходимым юридическое оформление военно-политического союза всех государств, находившихся в состоянии войны с Германией, Италией, Японией и их сателлитами. Сразу же после нападения со стороны Японии правительство США начало разрабатывать проект совместной декларации всех этих государств. При этом в Вашингтоне исходили из того, что первую скрипку в этом союзе должны будут играть именно Соединенные Штаты. В отличие от первой мировой войны, когда США принадлежали не к основным «союзным» государствам, то есть державам Антанты, а только к «присоединившимся» к ним странам, правительство Соединенных Штатов на этот раз, как пишет в своих мемуарах К. Хэлл, «хотело объединиться в полный союз с другими государствами, воевавшими со странами оси». «Декларация, которую мы теперь подготовили, - писал он, - имела характер союза . Она содержала два главных положения, обычно имеющихся в военном союзе, а именно обязательство о полной поддержке и сотрудничестве в ведении войны против общего врага и обязательство не прекращать военных действий против общего врага иначе как с общего согласия» .

По прибытии Черчилля в Вашингтон Рузвельт согласовал с ним проект этой декларации. Затем, 27 декабря, они информировали об этом проекте М.М. Литвинова, подчеркнув важность декларации «в качестве демонстрации солидарности и решимости воевать до победы» . Советскому послу был передан проект декларации в целях согласования его с Советским правительством. Через два дня он сообщил о согласии правительства СССР подписать декларацию. Правда, поскольку Советский Союз не находился в состоянии войны с Японией, встал вопрос о том, опубликует ли СССР самостоятельную декларацию или же в текст общей декларации будут внесены соответствующие уточнения. Было решено, что предпочтительнее участие СССР в общей декларации. В связи с этим в текст внесли некоторые поправки, предложенные Советским правительством .

По инициативе Рузвельта первоначальное название документа - «Декларация объединившихся держав » было изменено на «Декларация Объединенных наций ». Английское слово «nation» имеет два значения: «государство» и «народ». Речь шла о декларации государств, а не народов, но Рузвельт всегда придавал немалое значение пропагандистской стороне вопросов. Видимо, поэтому он и предложил слово «нации».

1 января 1942 г. в Вашингтоне эту декларацию первыми подписали Рузвельт, Черчилль, Литвинов и представитель Китая Сун Цзывень. Затем на ней поставили свои подписи представители еще 22 государств. Во вступительной части декларации указывалось, что для защиты жизни, свободы, независимости и для сохранения человеческих прав и справедливости необходима «полная победа» над врагом. Подчеркивалась также связь этой декларации с Атлантической хартией. В декларации содержались следующие важнейшие обязательства:

«1) Каждое правительство обязуется употребить все его ресурсы, военные и экономические, против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это правительство находится в войне.

2) Каждое правительство обязуется сотрудничать с правительствами, подписавшими настоящую декларацию, и не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами».

Декларация была открыта для присоединения других государств .

26 государств, подписавших Декларацию Объединенных наций, официально стали союзниками в войне . Была создана мощная коалиция государств, воевавших против блока фашистских агрессоров, которая получила название «Объединенные нации». Во всех подписавших ее странах декларации придавалось огромное значение. Общая оценка в большинстве из них сводилась к тому, что силы коалиции настолько мощнее сил блока агрессоров, что можно твердо рассчитывать на ее победу в войне.

Декларация Объединенных наций имела принципиальное значение и для Советского Союза. Если в 1941 г. СССР заключил соглашения о союзе и сотрудничестве в войне только с Великобританией, Польшей и Чехословакией, то теперь его союзниками стали 25 капиталистических государств. Особенно следует отметить тот факт, что в результате подписания этой декларации США стали союзниками СССР и Великобритании.

Однако судьбы войны решались все же не путем подписания деклараций, а на полях сражений. Участники декларации обязались употребить в войне все свои военные и экономические ресурсы. Советский Союз действовал именно так. Но о других государствах, подписавших декларацию, как показали дальнейшие события, этого нельзя было сказать. Они участвовали в войне далеко не всеми своими силами. Переговоры между Рузвельтом и Черчиллем в Вашингтоне свидетельствовали о том, что на ближайшее время они никаких крупномасштабных действий даже не намечали.



Рекомендуем почитать

Наверх