Источники финансирования инновационной деятельности в российской федерации. Источники финансирования инновационной деятельности

Одежда 25.09.2019
Одежда

Как и в большинстве стран, в России можно выделить три основные секторы национальной инновационной системы – государственный, исследовательский и предпринимательский. В этих секторах преобладают разные источники финансирования инновационной деятельности.

Государственный сектор , отвечающий за формирование приоритетов инновационной политики, финансирование и стимулирование инноваций, представляет собой систему министерств, агентств и фондов.

Ведущим органом, призванным отвечать за формирование и реализацию инновационной политики, является Министерство образования и науки. Вместе с тем в России активно (хотя не всегда согласованно) разрабатывают инициативы в инновационной сфере Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство связи и массовых коммуникаций, Совет по науке, технологиям и образованию при Президенте России (совещательный орган) и Совет безопасности Российской Федерации.

Большинство гражданских НИОКР, финансируемых из федерального бюджета, контролируются государственными ведомствами – Российской академией наук, Российским космическим агентством, Федеральным агентством по промышленности, Федеральным агентством по науке и инновациям. С формированием государственных корпораций (Государственной корпорации «Ростехнологии», Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации, Российской корпорации нанотехнологий) предполагается их активное участие в формировании приоритетов инновационной политики и ее реализации. Министерство обороны отвечает за федеральный военный бюджет НИОКР.

Часть средств федерального бюджета на финансирование НИОКР распределяется на конкурсной основе посредством федеральных целевых программ и фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере). Кроме того, с формированием и началом функционирования механизмов государственно-частного партнерства (Инвестиционный фонд России, Российский банк развития, Российская венчурная компания) средства на реализацию инновационных инициатив стали распределяться и через эти механизмы на конкурсной основе.

Доля расходов на НИОКР в федеральном бюджете резко снизилась в середине 1990-х гг., прежде всего из-за сокращения военных НИОКР, которые, как было сказано выше, являлись основой инновационной системы в СССР. Если в 1993 г. эта доля составляла 5,72 %, то в 1998 г. она опустилась ниже установленного законодательством минимума и составила 2,22 %. Впоследствии, благодаря высоким ценам на нефть и направлению правительством части доходов от экспорта углеводородов на НИОКР и поддержку инновационной деятельности объемы финансирования НИОКР из федерального бюджета постоянно увеличивались. В абсолютном выражении за период с 2000 по 2006 г. объемы финансирования научных исследований из федерального бюджета выросли в шесть раз, однако доля финансирования науки в расходах федерального бюджета остается практически неизменной.

Таблица. Финансирование науки из средств федерального бюджета

Источник: [Российский статистический ежегодник, 2008].

Исследовательский сектор российской инновационной системы включает в себя 3957 научно-исследовательских учреждений (в том числе организации «заводской» и «вузовской» науки), распределение которых по секторам деятельности показано на рисунке. Хотя формально почти 48 % организаций относятся к предпринимательскому сектору, де-факто большинство из них управляются государственными агентствами.

Рис. Распределение научно-исследовательских организаций в России по секторам деятельности

Предпринимательский сектор включает все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства, а также частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации [Российский статистический ежегодник, 2008, с. 631]. Следует отметить существенную неоднородность предпринимательского сектора российской экономики.

Сложились различные типы инновационной активности в различных отраслях экономики.

  1. Крупные российские корпорации, работающие в отраслях, связанных с добычей природных ресурсов. Эти компании располагают достаточными ресурсами для поддержки собственных и контрактных исследований и получения новых зарубежных технологий. Они ускоренными темпами изучают возможности стратегического использования партнерской сети и альянсов, их поддержка российских научно-исследовательских учреждений, а также высокотехнологичных малых и средних предприятий начинает расти.
  2. Компании динамично развивающегося сектора информационных и телекоммуникационных технологий, рост которых происходил в рамках альянсов с зарубежными партнерами. В настоящее время они в наибольшей степени вовлечены в высокотехнологичный бизнес (включая телекоммуникационное, электронное оборудование, микроэлектронику, информационные и оборонные технологии, медицинское оборудование и т. п.).
  3. Компании аэрокосмической промышленности, сохранившие передовые мировые технологии и прошедшие через процедуры реструктуризации. Имеют значительные возможности удержать превосходство, пользуясь мощной поддержкой правительства, а также за счет включения в международные партнерские сети и стратегические технологические альянсы. Объемы федеральной поддержки НИОКР в этом комплексе стремительно росли в течение последних лет.
  4. Компании автомобильной промышленности занимают крайне слабые позиции по сравнению с зарубежными производителями по уровню и масштабам инновационной деятельности. Следует отметить, что автомобильная промышленность является наукоемкой, и крупнейшие зарубежные производители – лидеры среди транснациональных корпораций как по объему затрат на исследования и разработки, так и по уровню наукоемкости (измеряемому как доля затрат на исследования и разработки в объеме продаж). Так, в 2008 г. список мировых лидеров возглавляла компания Toyota с объемом затрат на НИОКР почти 9 млрд. долл. В десятке лидеров были еще две компании – General Motors (8 млрд. долл.) и Ford (7,3 млрд. долл.). На этом фоне затраты российских компаний выглядят несущественными.
  5. Среди отраслей, обслуживающих потребительские рынки, наиболее высокие показатели инновационной активности, связанной с модернизацией производства, имеет пищевая промышленность.

В большинстве развитых стран именно частный сектор финансирует и осуществляет основную долю исследований и разработок, а лидерами являются транснациональные корпорации. Например, в странах Европейского союза на долю крупных компаний приходится только 30 % общей занятости и 75 % расходов на НИОКР. В России же большинство крупных компаний инвестирует в НИОКР незначительные суммы.

Доля предпринимательского сектора в национальных расходах на НИОКР постепенно увеличивается. Однако количество научных и инновационных организаций предпринимательского сектора уменьшается (запериод 1997–2007 гг. оно сократилось с 2336 до 1742), при этом численность персонала в этом секторе за тот же период уменьшилась примерно на 30 тыс. человек.

Рис. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования

Инвестиции российских корпораций в проведение собственных НИОКР находятся на очень низком уровне. Несколько лучше ситуация в топливной и металлургической промышленности по сравнению с машиностроением, автомобильной промышленностью и другими наукоемкими отраслями. В авиационной и оборонной промышленности по-прежнему действует модель централизованного планирования – в этих отраслях государство устанавливает, финансирует и реализует приоритеты исследований и разработок.

Инновации российских частных компаний в основном финансируются из их собственных средств. Возможности привлечения заемных источников финансирования инновационных проектов ограничиваются особенностями таких проектов. К ним относятся:

  • длительные сроки, на которые привлекается финансирование;
  • необходимость осуществления серьезных управленческих усилий для достижения запланированного результата, а, следовательно, повышенные требования к менеджерам, отвечающим за реализацию проектов;
  • высокие технические и коммерческие риски.

Рис. Структура источников финансирования инновационной деятельности российских компаний (2005 г.)

Доступность финансовых ресурсов является ключевым фактором, позволяющим реализовывать инновационные проекты.

Для создания механизмов финансирования инноваций необходимы:

  • поиск, оценка, оптимизация и привлечение источников финансирования;
  • построение эффективной системы распределения средств между проектами и ожидаемых (получаемых) от их реализации доходов между участниками.

Можно выделить две основные схемы долгового финансирования инновационных проектов – инвестиционные кредиты и проектное финансирование.

Возможность и целесообразность применения той или иной формы финансирования определяется, прежде всего, параметрами самого проекта, а также потенциалом компании с позиции возможности принятия на себя основной массы финансовых обязательств и влияния их бремени на результаты текущей финансово-хозяйственной или проектной деятельности. Достоинства и недостатки каждого метода финансирования инновационных проектов предприятий представлены в таблице [Агафонова, 2006].

Таблица. Преимущества и недостатки схем финансирования инновационных проектов

Параметр сравнения Инвестиционное кредитование Проектное финансирование
Стоимость привлечения финансирования Относительно низкая Относительно высокая
Контроль деятельности и н новатора Ограничен анализом финансово-хозяйственной деятельности Жесткий контроль
Вероятность получения финансирования Достаточно высокая Ограниченная
Спектр инновационных проектов Только типичные проекты Относительно типичные проекты с отработанной технологией
Возможность распределения рисков Отсутствует Диверсификация между привлекаемыми участниками
Сроки принятия решений о финансировании Достаточно оперативные (до двух месяцев) Относительно длительные (до полугода)
Адаптация финансирования под проект Отсутствует Присутствует
Наиболее вероятные субъекты получения средств Компании с хорошей кредитной историей и устойчивой деятельностью Крупные компании, холдинги

Однако заемные источники финансирования практически недоступны компаниям, осуществляющим инновационную деятельность «с нуля» – инновационным старт-апам, малым инновационным предприятиям.

Финансирование инновационной деятельности

Глава 4. Финансирование и оценка эффективности инноваций

Любой инновационный процесс требует выделения определенных фи­нансовых средств на его осуществление. Мелкие, средние и даже круп­ные компании часто сталкиваются с проблемой недостаточного фи­нансирования инновационных проектов. Можно выделить три основ­ных препятствия на пути аккумулирования финансовых ресурсов:

1) планируемая инновация может быть настолько риско­ванной, а будущие доходы настолько непрогнозируемыми, что руко­водство фирмы отказывается финансировать проект из собственных средств.

2) если фирма планирует финансировать инновацию за счет заемных средств, а получение прибылей по проекту ожидается лишь в долгосрочной перспективе, убедить кредитора в потенциале инновационного проекта представляется достаточно сложным.

3) может сложиться ситуация, когда инвестор выделя­ет средства на определенный проект, а руководство фирмы решает использовать эти заемные средства для частичного финансирования другого нововведения. В результате на стадии реализации проек­та средств оказывается недостаточно и одно из направлений закры­вается.

Для того чтобы найти решение дефицита финансовых средств, не­обходимо обратиться к изучению существующих источников финан­сирования инновационной деятельности.

По происхождению источники финансирования инноваций можно раз­делить на внутренние и внешние.

Внутренние источники . Существует несколько вариантов исполь­зования внутренних средств компании для финансирования иннова­ционных проектов.

1) Одним из основных источников является нерас­пределенная прибыль компании. Нераспределенная прибыль остает­ся после выплаты из чистой прибыли дивидендов по акциям. Однако многие фирмы, особенно начинающие, не имеют достаточной прибы­ли для финансирования инноваций.

2) Еще одну возможность представляют имеющиеся у фирмы активы . Сформированные для реализации одних проектов, эти активы могут быть использованы по принципу синергии. Например, компания Chrysler («Крайслер») увеличила долю использования собственных средств при реализации очередного инновационного проекта по выпуску но­вой модели минивена за счет использования уже имеющихся у нее технологий и компонентов. Важнейшие механизмы двигателя и транс­миссии были взяты с моделей «Dodge Omni» и «Plymouth Horizon».

3) Компания может также увеличивать свои краткосрочные обяза­тельства (обычно кредиторскую задолженность) как источник финан­сирования инновационных проектов.

4) Последним внутренним источ­ником является сокращение дебиторской задолженности (сокраще­ние доли, в частности, за счет продажи права взыскания).


Внешние источники . Компания может привлекать дополнительные средства либо за счет увеличения акционерного капитала (дополни­тельная эмиссия акций), либо за счет получения заемных средств .

Заимствование средств, для финансирования инновационной дея­тельности, может осуществляться за счет получения кредитов и вы­пуска облигаций . В общем виде кредитование, осуществляемое бан­ками и инвестиционными фондами, может быть специализированным (проектным ) и корпоративным . В случае использования формы про­ектного кредитования финансовые средства предоставляются под кон­кретный проект на основе представленного заемщиком бизнес-плана, а кредитор осуществляет полный контроль над использованием вы­деленных средств. Процентные ставки по таким кредитам, а также решения о сроках и графиках погашения, вариантах покрытия и обес­печения кредитов определяются в каждом конкретном случае в за­висимости от множества факторов (кредитной политики банка, типа компании, характеристик инновационного проекта и т. д.).

Банк также может принять решение о кредитовании фирмы в це­лом - корпоративное кредитование , вне зависимости от направлений использования средств.

Дополнительная эмиссия обыкновенных и привилегированных акций позволяет компании достаточно быстро привлечь финансовый капитал и ограничить размер внешнего долга. Она может осущест­вляться в виде публичного размещения и целевого размещения среди частных лиц и компаний . Первая форма свойственна уже стабильно действующим на рынке компаниям с устоявшейся репутацией.

Вторая форма - целевое размещение - более характерна для со­всем молодых фирм и венчурных компаний. В этом случае основными покупателями их акций становятся частные инвестиционные компа­нии или фонды.

В роли инвесторов выступают компании с диверсифицированным инвестиционным портфелем, в котором есть определенная доля вы­сокорисковых инвестиций. Это пенсионные фонды, частные инве­стиционные фонды, банки, страховые компании. В роли инвесторов могут выступать также нефинансовые институты - компании и фи­зические лица. В силу того что вышеназванные инвесторы не всегда имеют полное представление об инновационных проектах, в которые инвестируют, они могут полагаться на посредника.

И.М. Самарская, Сибирский университет потребительской кооперации

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук­ции (услуг).

Инновационная деятельность представляет собой такой вид деятельности, который

связан с изменением и трансформацией накопленных знаний в новый усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый в деятельности организации, а также в новый подход к оказываемым услугам, внедряемый на рынке товаров или услуг.

Сохранение долговременной устойчивости высоких темпов экономического роста невозможно без непосредственного увеличения доли конкурентоспособной продукции и услуг на рынке. Мировой опыт показывает, что процесс ускорения инновационного развития не может быть обеспечен только за счет единичного финансирования

Под системой финансирования инновационной деятельности (СФИД) следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании инновационной деятельности.

Механизм финансирования инноваций – система финансовых методов и инструментов, направленная на финансовое обеспечение инновационных проектов и фирм посредством преобразования и перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для создания и внедрения инноваций.

Финансирование инноваций предполагает поиск источников финансирования и их дальнейшее использование

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

1. Собственные средства предприятия

2. Государственное финансирование.

3. Акционерное финансирование.

4. Банковские кредиты.

5. Венчурное финансирование.

6. Лизинг.

7. Форфейтинг.

8. Франчайзинг

9. Смешанное финансирование.

Собственные средства предприятий идут на финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства;Высокая доля собственных средств в финансировании инноваций свидетельствует, во-первых, о том, что большинство инноваций не являются базисными, а в основном модифицируют существующие технологии или улучшают уже обращающиеся на рынке товары и услуги; во-вторых, о том, что имеется значительный потенциал инновационного развития в стране за счет расширения источников финансирования. Развитие новейших инновационных технологий, радикально меняющих процесс производства, не возможно без доступа к финансовой поддержки различных инвесторов.

Важной характеристикой финансирования инновационной сферы является показатель расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий. Его величина у нас достаточно скромна (20,1% всех расходов на исследования и разработки), особенно если сравнивать ее с аналогичным показателем в развитых странах мира. Например, в США доля промышленности в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии – 64,1%, Кана- де – 49,4%, Франции – 48,5%, Великобритании – 47,3%.

Государственное финансирование.Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

Право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;

Срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);

Государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;

Инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финансировании инноваций составляет 70-80%. Однако западные эксперты считают, что слишком интенсивная и длительная государственная поддержка (в виде свободных денежных средств) не идет бизнесу на пользу, делая его "нездоровым". Практика показывает, что предприятия, имеющие постоянное государственное финансирование, часто "застревают" на фазе разработки и развития (R&D) и это, как правило, приводит к катастрофическим последствиям - к "непреодолимой лени".

Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций ограничения на использование (целевое назначение) опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.

Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используются следующие показатели:

· объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

· ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;

· величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.

Банковские кредиты являются одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности компании на всех стадиях развития. Банки обладают существенным потенциалом для кредитования как потенциальных инвесторов в процессе рефинансирования, так и самих субъектов инновационной деятельности. Они являются основными инвесторами в венчурных фондах Западной, так как способны не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности участников инновационной деятельности, но и интегрировать интересы целой группы участников инновационно-инвестиционного рынка. Однако в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль. Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты. Инвестор нуждается в долгосрочных банковских кредитах, так как он получает доход от инновационного проекта только в период выхода инновации на рынок, а в самом его начале, до этапа внедрения инновации, он испытывает потребность в денежных ресурсах на пополнение оборотных средств и формирование внеоборотных активов. Кредитование инновационной деятельности производится, как правило, в тот момент, когда бизнес только начинается и у заемщика отсутствуют денежные потоки, достаточные для погашения кредита. Именно поэтому так невелика доля долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками. В 2013 году в российской экономике удельный вес долгосрочных кредитов со сроком погашения свыше 3 лет, предоставляемых юридическим лицам, составлял около 45 %, что гораздо меньше потребностей предприятий в долгосрочной ликвидности. За счет банковских кредитов финансируется не более 3-4% инновационных проектов. Более того, при предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов банки требуют выполнения определенных условий. Например, в странах Запада используется схема передачи в залог под банковские кредиты контрольных пакетов акций предприятий- заемщиков, при этом банки имеют право участвовать в управление компанией посредством назначения в совет директоров своих представителей, которые осуществляют мониторинг деятельности компании

Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов. Особенности системы финансирования инновационной деятельности.

Зарубежная практика показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования инновационной деятельности являются:

· прямые инвестиции, которые увеличивают как риск, так и прибыль при успешном исходе;

· совместные инвестиции крупных инновационных проектов, которые делают минимальным риск участников, но также и уменьшают личную прибыль каждого инвестора;

· учреждение венчурного фонда, распределяющего риск между большим количеством вкладчиков, увеличивающего надёжность средств за счёт уменьшения размера доли конкретного инвестора и управления инновационными проектами специалистами венчурного капиталовложения.

Средства в венчурные фонды поступают не только от крупных организаций, но и из фондов пенсионного страхования, страховых компаний, государственных и частных фондов поддержки и развития малого бизнеса и др.

Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

· правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

· приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

· недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

· использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

· неэффективное использование средств венчурных фондов;

· неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

· отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

· отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

· низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Государственная поддержка венчурного предпринимательства в России должна проводиться по следующим направлениям:

· нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной и венчурной деятельности;

· решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот и мотивации труда;

· создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов и др

· формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью.

Одной из наиболее сложных и злободневных проблем в сфере развития венчурного бизнеса можно назвать отсутствие разработанного и систематизированного нормативно-правового управления данного вида деятельности. На данный момент в законодательстве не установлено даже само понятие «венчурное инвестирование». По этой причине, в Российской Федерации период использования вен чурного финансирования составляет более двух лет, из них больше года занимает регистрация в Центральном банке, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, а также различные согласования с рядом других государственных инстанций. Конечным итогом данной деятельности является то, что инвесторы отказываются от вложений, не успев завершить до конца весь процесс регистрации.

Кроме того Российское законодательство не содержит нормативных актов, которые способны регулировать деятельность венчурных фондов. Это не способствует структурам, являющимся главными финансовыми инвесторами в венчурном бизнесе (пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорациям) вкладывать в венчурные фонды. В конечном итоге ключевые ожидания в российском венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, а российский капитал утекает в зарубежные венчурные компании, что в итоге становится одной из острых проблем экономического развития страны. В то время как пассивность российских инвесторов настораживает. Получается замкнутый круг.

Форфейтингявляется операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.

Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.

Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.

Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Формой косвенного финансирования инновационных процессов выступает франчайзинг.Франчайзинг – это предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании либо по ее технологии. Франчайзинг позволяет сократить рас­ходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, организацию обучения персонала, рекламу, а также предоставляет другие виды финансового технологического и коммерче­ского содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия. Контрактом оговариваются период, на который выдается лицензия, территория, где будут производиться или реализовываться товары или услуги, форма платежа.

Вследствие снижения объема финансирования из бюджета инновационной деятельности вынуждает искать внебюджетные источники финансирования, что приводит к коммерческому характеру результатов исследований. Необходимым условием финансирования инновационной деятельности является поиск как внутренних, так и внешних источников финансирования. На данный момент мы ожидаем, что соотношение отечественных и заграничных инвестиций в региональные фонды будет 1:2, но необходимость привлечения внебюджетных способов финансирования является весьма непростым вопросом.

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках. Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и укреплением научно-технологического комплекса.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

Существующая система финансирования инновационной деятельности должна быть направлена не только на достижение необходимого уровня финансового обеспечения и внутренних затрат, но и способствовать развитию инновационной фирмы от посевной стадии до стадии расширения. Поэтому действующие в рамках системы финансирования инновационной деятельности механизмы финансирования должны соответствовать определенным принципам.

Таким образом, следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием деятельности в сфере инноваций, является снижение экономической безопасности страны. Одной из наиболее веских причин усиления внешних угроз является чрезмерное использование зарубежных инвестиций, что ведет к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных партнеров, в то время как отечественные инвестиции идут на финансирование зарубежной инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации – М. Юрайт, 2012. – 208 с.

2. Ковалев В.В. Основы инновационного менеджмента. – Юнити-Дана, 2012. 128 с.

3. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011. – СПб., 2012. – 100 с.

4. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и кредит,2013 – 205 с.

5. Федорович В.О., Федорович Т.В Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций //Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 47-55.

Инновационный менеджмент Маховикова Галина Афанасьевна

6.2. Источники финансирования инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности – это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления.

После почти 10-летнего спада инновационной деятельности в период 2000–2004 гг. начался этап ее активизации.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности до сих пор являются бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Свыше 70 % организаций научно-технической сферы в настоящее время находятся еще в государственной собственности. Государственный сектор объединяет организации федеральных министерств и ведомств, органов управления республик, краев, областей, местных органов управления, а также организации Российской академии наук (РАН) и академий наук, имеющих государственный статус. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ большинство академических организаций и часть организаций федеральных министерств и ведомств имеют организационно правовую форму государственного учреждения (бюджетного).

Источники финансирования инновационной деятельности предприятий подразделяются на внешние и собственные (внутренние). Учитывая, что инновационной деятельностью занимаются предприятия разных форм собственности (государственный сектор, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный), собственные источники финансирования направляются во все сектора инновационной деятельности, но с разными объемами. Так, в 2000 г. внутренние затраты на исследования направлялись в такой пропорции: 24,4 % – в государственный сектор; 70,8 % – в предпринимательский; 4,5 % – в высшее образование; 0,3 % – в частный бесприбыльный сектор. Отсюда видно, что внутреннее финансирование в предпринимательский сектор занимает первое место, в государственный сектор – второе.

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий. Сюда относятся:

1) доходы предприятия: часть прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);

2) поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления);

3) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства);

4) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов).

Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики заниматься такого рода исследованиями отраслевая и заводская наука не могут себе позволить. Исследования такого рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

1) финансирование федеральных целевых инновационных программ;

2) финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Чтобы получить государственную поддержку, необходимо учитывать следующие требования: а) участвовать в конкурсе могут инновационные проекты, направленные на развитие перспективных и развивающихся отраслей экономики при условии, что они частично финансируются (не менее 20 % необходимой суммы для реализации проекта) из собственных средств компании; б) срок окупаемости не должен превышать установленный норматив (как правило, 2 года); в) государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность; г) государственные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Таблица 6.1

Структура инвестиций в РФ в 2003 г.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются, в первую очередь, на производства:

Ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг;

Выпускающие продукцию, спрос на которую высок и будет сохраняться длительное время;

Осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.

Анализ показывает, что отечественная промышленность до недавнего времени финансировалась на две трети за счет собственных источников предприятий (прибыли, амортизационных отчислений) – табл. 6.1.

Из приведенных в таблице данных видно, что бюджетное финансирование промышленности в целом составляло 2,1 %. Топливно-сырьевые отрасли то же не могли «похвастаться» вниманием государственного финансирования.

В числе ведущих форм финансирования инновационной деятельности может выступать банковский кредит – средства, предоставляемые банком на установленный срок для использования на определенные цели. В настоящее время доля банковских кредитов составляет лишь 5 % всех вложений в развитие отечественной промышленности. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр. В 2004 г. процентная ставка за кредит составляла 16 % в год. Перспективы расширения банковского кредитования промышленности в ближайшее время невелики, увеличение составит 2–3 % в год.

Широко распространенной формой финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. С ее помощью в достаточно короткие сроки можно привлечь нужный объем денежных средств. Такая форма финансирования доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект. В момент учреждения акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, при привлечении дополнительных средств – вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов (освоение и выпуск нового продукта, совершенствование технологии и т. д.). За последние полтора года в России зарегистрировано 50 эмиссий объемом привлеченного капитала $2 млрд. В целом российский фондовый рынок пока слабо выполняет функцию трансформации финансовых ресурсов в инвестиции.

Банковское кредитование обычно сориентировано на минимальный кредитный риск, поэтому доступ инновационных предприятий к кредитам всегда ограничен. Преодолевает названные недостатки банковского кредита венчурное финансирование инновационных проектов, выступая как форма и механизм финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм, научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер. Венчурные компании, фонды предоставляют денежные ресурсы на беспроцентной основе без гарантий их возврата, риск их велик, но в случае удачи риск компенсируется сверхприбылью, превышающей затраты в 30-200 раз. По опубликованным данным, в 15 % случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25 % случаев возникают убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30 % – получают умеренную прибыль. Избежать больших потерь при венчурном финансировании можно при тщательном отборе проектов, за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов с разными сроками реализации.

Практика показывает, что большинство работающих в России и с Россией венчурных фондов созданы либо непосредственно международными организациями (в частности, под эгидой ЕБРР), либо в рамках межправительственных соглашений. Частные венчурные фонды немногочисленны. Сдерживает развитие венчурного капитала наряду с другими обстоятельствами отсутствие нормативно-законодательной базы.

Важнейшим звеном в передаче новейших видов оборудования, технических устройств в пользование потребителям является финансовый лизинг. Последний выступает как форма привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме в рассрочку. Срок действия договора по финансовому лизингу зависит от срока амортизации, он меньше или равен сроку полной амортизации предмета лизинга. В разных странах сроки лизинга определяются различными нормативными документами. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга. Лизинг – взаимовыгодная сделка для всех ее участников, он является эффективным средством ускорения реализации инновационных проектов, получил широкое распространение в мире. В США его доля составляет более 25 % в инновационных инвестициях, в Японии по лизингу реализуется примерно 90 % новых компьютеров.

Таблица 6.2

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

(в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году )

Окончание табл. 6.2

В 2007 г. в основной капитал было вложено 6418,7 млрд рублей инвестиций, или 121,1 % к уровню 2006 г.

По видам экономической деятельности индексы физического объема инвестиции в основной капитал в 2005–2006 гг. приведены в табл. 6.2.

В 2007 г. в экономику России поступило $120,9 млрд иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г.

По состоянию на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $220,6 млрд, что на 54,3 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 50,2 % (на конец 2006 г. – 49,1 %), доля прямых инвестиций составила 46,7 % (47,5 %), портфельных – 3,1 % (3,4 %).

Основные страны-инвесторы в 2007 г. – Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых – 84,0 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Из книги Антикризисное управление автора Бабушкина Елена

41. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов Поиск источников финансирования инвестиций уже давно стал одной из важнейших проблем, связанных с инвестиционной деятельностью.В современных условиях сформировалось большое

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

45. Источники финансирования дефицита бюджета Источники финансирования дефицита бюджетаутверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.Кредиты Банка России, приобретение Банком

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

39. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.Существуют внутренние и внешние источники поступления денежных средств.Внутренние источники – это источники поступления денежных средств, которые

Из книги Коммерческая деятельность: конспект лекций автора Егорова Елена Николаевна

2. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.После определения целей и направления предпринимательской деятельности основным вопросом становится вопрос финансирования операций. Необходимо

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

32. Собственные источники финансирования инвестиций Собственные источники инвестиций – это общая стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и обеспечивающих его инвестиционную деятельность.К собственным источникам финансирования

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

Глава 2. ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

2.7. Дополнительные источники финансирования Франчайзинг представляет собой выдачу компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франчайзы) на производство или продажу товаров или услуг под фирменной маркой данной компании и/или по его технологии. Контрактом

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

2.8. Внутренние источники финансирования

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

Источники финансирования Итак, прежде чем приступить к коммерческой деятельности, вам следует все основательно обдумать и составить план действий. Кроме того, вам, конечно, понадобятся деньги.Попробуйте в приведенной ниже таблице 12 хотя бы приблизительно определить

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

86. Инвестиционная политика предприятий. Источники финансирования капитальных вложений При разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:- соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики,

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

5.1.2. Федеральный бюджет и собственные средства предприятий – важнейшие источники финансирования Бюджетное финансирование. Кратко рассмотрим некоторые источники финансирования инноваций. Важнейшим источником финансирования инноваций является федеральный

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

37. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (начало) Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций: не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск

Из книги автора

38. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (окончание) Способы амортизации: 1) линейный – годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации,

Из книги автора

6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности Чтобы обеспечить темпы и качество экономического роста, конкурентоспособность выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках, развитие всех отраслей народного хозяйства должно носить инновационный

Из книги автора

14. Скотт Макферсон. Источники финансирования для инвестиций в недвижимость Скотт Макферсон – ипотечный брокер, к которому я обращаюсь, когда хочу узнать, что в действительности происходит на рынке недвижимости. Он больше чем просто брокер. Скотт еще и инвестор,

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.

Долговременная устойчивость высоких темпов экономического роста невозможна без существенного увеличения доли конкурентоспособной продукции, опережающего по сравнению с сырьевыми роста высокотехнологичных отраслей. Мировой опыт свидетельствует, что ускорение инновационного развития не может быть обеспечено только за счет «точечного» финансирования. Необходимо системное, крупномасштабное финансирование в конкурентоспособные или потенциально конкурентоспособные отрасли, а также в отрасли, сопряженные с ними по цепочке технологических взаимосвязей.

Поэтому, несмотря на широкий выбор источников финансирования инноваций существуют факторы, негативно влияющие на развитие новых высокотехнологичных российских компаний. Например, неразвитость рынка венчурного капитала.

Известно, что в рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) между государственным и частным капиталом.

Наиболее значительна доля частного сектора в финансировании научных исследований и разработок в США, Швеции, Финляндии (70 - 75 %), Бельгии, Германии, Франции (65 - 60 %). Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые университетами, государственными и полугосударственными исследовательскими лабораториями и институтами, оказывает селективную поддержку инновационным разработкам в частном секторе. Небезынтересно отметить, что подходы к распределению государственных ресурсов на поддержку НИОКР в частном секторе в различных странах неодинаковы. Например, в отличие от стран ЕС, где превалирует диверсифицированный подход в распределении средств между частными фирмами, в США - направляемые государством средства в НИОКР частного сектора сконцентрированы в небольшом количестве компаний. Всего 0,5 % американских компаний получают 84 % государственного финансирования на НИОКР.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России отстает от развитых стран. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частным капиталом.

Согласно статистическим данным, после 1990-х годов в условиях экономического кризиса, произошедшего в результате ликвидации планово-централизованной системы, резко сократилось финансирование российской науки. К концу 2000-х годов внутренние затраты на исследования и разработки в России составили 169,9 млрд. рублей (5,7 млрд. долл.), что в постоянных ценах было почти в два раза ниже уровня 1990 года. Доля затрат на исследования и разработки в ВВП составляла 1,28 %. Если в 1990 году по значению данного показателя Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами, то теперь она ближе к группе стран с низким научным потенциалом.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются:

1) Государственные источники финансирования инновационных проектов в России, которые в свою очередь подразделяются на бюджетные фонды, внебюджетные фонды, а также государственные конкурсы и государственные заказы.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства. Государственное финансирование предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, в форме грантов. Их получают далеко не все желающие, т.к. надо представить более выгодный проект, посоревноваться, выиграть, а потом еще раз доказать, что эти деньги пойдут именно на инновации, в результате предприятие принесет пользу стране. Все это затрудняет получение достаточного объема государственных средств.

Внебюджетные средства, включают в себя собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность и средства инвесторов. Важными источниками формирования собственных средств предприятия являются фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства. Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности. А фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.

Важными особенностями нововведенных предприятий, опирающихся на собственные силы, остаются их относительные, скромные масштабы и отсутствие внедренных разработок. Доминирование продуктных инноваций также не в последнюю очередь связано со структурой финансовых источников. Ограниченность средств обуславливает еще одну особенность - постепенный характер инновационных проектов. Предприятие становится заведомо лишенным возможности одновременного реструктурирования всех сторон деятельности - изменения профиля деятельности или значительного технического перевооружения, создания новых подразделений с наймом высококвалифицированных специалистов или комплексной переподготовки кадров.

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:

  • кредитных инвестиций;
  • инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;
  • прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;
  • путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

2) Российские негосударственные источники финансирования. Они делятся на р оссийские венчурные фонды и компании, российские инвестиционные организации и российские инвестиционные фонды.

Венчурный (рисковый) капитал - это деньги, помещаемые в новое предприятие в форме долговых обязательств или обыкновенных акций. Такой капитал не регистрируется несколько лет, так как долговые обязательства (обыкновенные акции) не могут быть проданы, пока их выпуск не зарегистрирован, т.е. несколько лет они не обладают ликвидностью. Таким образом, венчурные инвестиции - это рискованный капитал, направляемый в разви-тие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурный капитал не имеет гарантий получения дохода в виде фиксированного процента, а также в форме залога либо гарантий его возврата инвестору.

Можно сказать, что венчурный бизнес - основная форма технологических нововведений. Этот вид предпринимательства характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких, и в первую очередь, в высокотехнологичных областях, где перспективы не гарантированы и имеется значительная доля риска.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах:

1. Путем приобретения акций новых фирм.

2. Посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. В отличие от других форм инвестирования венчурный бизнес отличается тем, что

  • финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантии;
  • обязательное долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы, то есть рисковый капитал выступает как паевой взнос;
  • средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе.

Венчурный капитал, как правило, предоставляется на долговременный период - на 5-7 лет, а в современной компьютерной сфере - и при реализации краткосрочных проектов - на 1-2 года. Для современных компаний венчурное инвестирование проще и дешевле, чем выход с заим-ствованием на иностранные фондовые рынки, эмиссия собственных ценных бумаг, получение кредита.

В России в настоящее время действует около 30 номинальных венчурных фондов, однако, все они управляются западными управляющими компаниями и аккумулируют преимущественно иностранный капитал. Однако нельзя не отметить такой позитивный факт, как появление венчурных структур с участием отечественного капитала. В частности, речь идет о Национальном венчурном фонде. Это стимулировало появление в 2003-2004 гг. сразу нескольких отечественных венчурных фондов.

Но, к сожалению, этого недостаточно для рискового (венчурного) финансирования. Спрос на венчурный капитал в России все еще намного превышает его предложение. Одной из причин такого положения дел является отсутствие соответствующей законодательной базы в этой области. К тому же нужны реальные стимулы для банков, страховых компаний и других корпоративных и частных инвесторов для того, чтобы они начали финансировать венчурный бизнес.

Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инвестиционные фонды, которые, по сути, основаны на смешанной форме финансирования. Инвестиционные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инвестиционных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные внебюджетные фонды.

Основной целью инвестиционных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инвестиционные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инвестиционные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий. При финансировании инвестиционных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

3) Иностранные инвестиции в технологические проекты в России включают в себя международные венчурные фонды, международные инвестиционные организации, иностранные компании венчурного капитала, иностранные инвестиционные фонды, иностранные некоммерческие организации, иностранные бизнес-ангелы.

За последние несколько лет наибольшую популярность приобрели так называемые «неформальные инвесторы» или «бизнес-ангелы» (business angels), которые инвестируют свои личные финансовые ресурсы в новые и растущие малые фирмы. Об этом рынке известно гораздо меньше, чем о деятельности венчурных фондов. Одно из существенных отличий венчурных компаний от бизнес-ангелов заключается в том, что первые управляют чужими средствами, в то время как последние инвестируют свои собственные средства.

Они получили свое название потому, что мало кто кроме них решается вкладывать деньги в рисковые проекты, которые не имеют достаточного обеспечения. Иногда решение о финансировании бизнес-ангел принимает на основании положительного впечатления о предпринимателе и уверенности в реализации проекта. Размер инвестиций бизнес-ангелов находится в пределах от 20 тыс. до нескольких миллионов долларов и обычно составляет 5-20 % имеющихся у них средств. Бизнес-ангелы совершают несколько инвестиций, тем самым, распределяя свои вложения и снижая риск. Примерно треть инвестиций осуществляется путем вовлечения двух или более бизнес-ангелов. Таким образом, могут быть профинансированы более крупные проекты и снижен риск для инвесторов.

Бизнес-ангелы инвестируют лишь незначительную часть своего состояния. Поэтому неудача и потеря денег при инвестировании не может пошатнуть их финансовое положение. Кроме того, они достаточно богаты, чтобы не нуждаться в промежуточной прибыли от вложенных инвестиций.

Инвестиции бизнес-ангелов являются очень рискованными, это выражается в высокой доходности удачных вложений при большой доле неудач:

  • полная неудача, потеря денег - 34 %;
  • частичные потери или выход на «точку безубыточности» - 13 %;
  • невысокая доходность - 17 %;
  • удовлетворительная доходность в размере 25-49 % годовых - 13%;
  • высокая доходность в размере 50 % годовых и выше - 23 %.

Что касается основных секторов для финансирования венчурным капиталом - это IT, сфера услуг, промышленное производство, розничная и оптовая торговля, финансы и страхование. Инвестиции в инновации на начальных стадиях - чрезвычайно выгодный бизнес, поэтому, бизнес-ангелов побуждает, прежде всего, значительная финансовая выгода. Вторая причина, мотивирующая инвесторов - это удовольствие, испытываемое от участия в управлении выращиваемой компанией и помощь начинающим предпринимателям. Наиболее известным примером успешных проектов бизнес-ангелов в мире являются инвестиции в компанию "Apple".

Если говорить об опыте бизнес-ангелов в России, то в нашей стране этот источник финансирования инноваций не так развит, как в США или в Европе. Это связано с тем, что в России не устоялось законодательство, защищающее права венчурного капитала. Например, в США основное законодательство, определяющее права и обязанности инвестора, не менялось уже более 40 лет. Все инвесторы знают, что благодаря этому риск неопределенности в этой области невысокий. В России пока этот риск велик, поэтому бизнес-ангелы не столь активны.

Необходимо отметить, что развитие инновационной политики в России тормозит действующее законодательство. Чтобы эффективно реализовывать в жизнь инновационную политику в стране, необходимо закрепить её на правовом уровне. Если государство заинтересовано в нововведениях и их реализации во всех сферах жизни, то ему необходимо оказывать правовую поддержку инновационной деятельности. Возможный закон создаст необходимую базу правового регулирования, перечень целей и задач, необходимых для управления процессом инновационной политики, источники финансирования инновационных программ, а также ответственность за использование государственных средств.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач.

Согласно прогнозам Правительства РФ программа перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития будет проводиться в два этапа.

Первый этап - консолидация конкурентных преимуществ (2009 - 2012 гг.):

  1. реализация конкурентных преимуществ в «традиционных» секторах;
  2. адаптация к кризисным процессам в мировой экономики;
  3. создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития;
  4. опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру.

Второй этап - инновационный прорыв (2013 - 2020 гг.).

Ознаменовывается рывком в повышении конкурентоспособности на основе:

  1. перехода на новую технологическую базу;
  2. улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды;
  3. формирования структуры диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов;
  4. формирования общества доверия и социального благополучия, смягчение социальной и региональной дифференциации.

Список использованных источников

  1. Молчанова, О. П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / О.П.Молчанова. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 326 с.
  2. Огарков, С. А. Монография: Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика / С.А.Огарков, Е.С.Кузнецова, М.О.Грязнова. - М.: Академия Естествознания, 2011. - 269 с.
  3. Источники финансирования инновационных предприятий, или без инвестиций нет инноваций // eConference - научные конференции. URL: http://econference.ru/blog/conf06/182.html (дата обращения: 27.11.2011)
  4. Неформальный рынок венчурного капитала: бизнес-ангелы // Бизнес-ангелы. URL: http://business-angels.narod.ru/ (дата обращения 27.11.2011)


Рекомендуем почитать

Наверх