История и развитие сестринского дела. Моя профессия - медицинская сестра

Окрашивание волос 21.09.2019
Окрашивание волос

Что такое профессия медицинской сестры?

Медицинская сестра работает под руководством врача или фельдшера. Она не отвечает за диагностику, не занимается обследованием и не выписывает рецепты, тем не менее, профессия медсестры очень важна.

Именно от медицинской сестры зависит, как пройдут процедуры, насколько комфортно будет себя чувствовать больной и как оправится после лечения. Так что на практике это второй по значимости человек после врача.

Понятия «профессия медицинская сестра » и «гуманист» не являются тождественными, однако они тесно связаны. Ведь люди этой специальности должны помогать другим в любых ситуациях.

На сегодняшний день профессия медсестры считается одной из самых популярных. При этом требования к работникам в этой области предъявляются ничуть не меньшие, а порой и большие, чем к врачам. Соответственно, нет ничего странно в том, что хорошо освоить профессию медицинской сестры могут только те, кто имеют определенны е знания. Как минимум, для поступления на эту специальность вам понадобится подготовка по химии и биологии. Освоив эти предметы на должном уровне, вы сможете поступить в средне специальное медицинское учебное учреждение. А подготовиться к этому вам помогут .

Помимо определенных знаний, медработнику необходимы такие качества, как мужество и самоотверженность. Только тогда пациенты будут испытывать к нему доверие, как к профессионалу, хорошо знающему свое дело.

Немного об обязанностях медсестры

Основные функции медсестры заключаются в следующем:

Уход за больными и новорожденными;
- выполнение процедур, предписанных врачом;
- оказание посильной психологической помощи;
- контроль за санитарным состоянием в отделении;
- оформление медицинских документов;
- наблюдение за состоянием пациентов;
- поддержка больных;
- оформление пациентов;
- контроль, хранение и учет препаратов;
- реабилитационные мероприятия;
- пропаганда борьбы с наркотиками, курением и алкоголизмом.

Точный круг обязанностей медицинской сестры во многом зависит от места работы. Исторически сложилось

так, что эта профессия является продолжением обществ, которые состояли из сестер милосердия. Их основной задачей всегда была помощь немощным и страждущим. И первые медсестры помогали выхаживать раненных бойцов во время войны.

Специальность эта благородная, и потому, выбирая ее делом жизни, человек обязан непрерывно совершенствовать свои навыки даже после окончания колледжа. Первые медсестры обычно не имели медицинского образования, но для нынешних медработников это обязательно условие. Так что, если вы хотите поступить в одно из учебных заведений, где готовят специалистов по этой профессии, обращайтесь к , и они обязательно помогут вам получить знания, которые нужны для дальнейшего освоения специальности.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Читайте также:
  1. III. Медицинские осмотры (обследования) декретированного контингента с целью охрана здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
  2. А) Дискуссионность вопроса о времени возникновения международного права
  3. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  4. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  5. Алгоритм действия мед. Сестры при проведении УВЧ терапии.
  6. Алгоритм действия медсестры при проведении УВЧ терапии.
  7. Альтернативная история в цикле романов Ван Зайчика «Плохих людей нет».

Первые медицинские сёстры появились под эгидой церкви. И слово «сестра» обозначало родство не кровное, а духовное. Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, - братья и, что особенно знаменательно, сестры милосердия, имена которых встречаются в посланиях Апостолов. Среди учеников и последователей Иисуса Христа были группы женщин, называвшиеся Общиной святых жен, которые сопровождали Спасителя и служили от его имени.

В XI веке в Нидерландах, Германии и др. странах появились общины женщин и девиц для ухода за больными. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, позже причисленная к лику святых, построила на свои средства госпиталь, а также организовала приют для подкидышей и сирот, и сама же в нём работала. В её честь была основана католическая община Елизаветинок. В мирное время сёстры-монахини ухаживали только за больными женщинами, а в военное – и за раненными воинами. Также они ухаживали за больными проказой. В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. Он впервые предложил это название – «сестра милосердия», «старшая сестра». Община состояла из вдов и девиц, которые не были монахинями и не давали каких-либо постоянных обетов. Во главе общины стояла Луиза де Мариллак, которая организовала специальную школу для обучения сестёр милосердия и сиделок. Подобные общины стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

В середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками). В России профессия медицинской сестры появилась в1863 г. Тогда был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Краеугольным камнем философии сестринского движения служит представление о равном праве на милосердие любого человека, независимо от его национальности, социального статуса, вероисповедания, возраста, характера болезни и т.д.



Основательница профессии сестры милосердия Ф. Найтингейл дала определение сестринскому делу как одному из древнейших искусств и одной из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах. Впервые в истории она высказала твердое убеждение в том, что «...по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний». Высшей оценкой профессионального служения медицинской сестры является медаль имени Флоренс Найтингейл, учрежденная Международным комитетом Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Этой награды были удостоены многие российские медицинские сестры.

Нравственно-этические основы профессиональной деятельности медицинской сестры изложены в ряде международных и российских документов. Российские медсестры также имеют свой профессиональный этический кодекс, который был принят в 1997 г. на IV Всероссийской конференции по сестринскому делу. Медицинская сестра, фельдшер, акушерка (далее медицинская сестра) должны уважать неотъемлемые права каждого человека на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности, профессиональным стандартам, и нести моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Так, действуют Этический кодекс Международного совета сестер и Национальные этические кодексы медицинских сестер в большинстве развитых стран .



Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Прежнее название этой профессии – «сестра милосердия». Милосердие и сочувствие чужой боли – одно из самых главных качеств медсестры. К этому обязательно прилагается внимательность, аккуратность и ответственность. Также важна хорошая координация движений (особенно это важно для операционных, процедурных, палатных медсестёр), хорошая память, стремление к профессиональному росту. Хорошее здоровье и выносливость. Аллергия на некоторые препараты может оказаться препятствием для работы. Например, операционная медсестра не может ассистировать на операции, если пары дезинфицирующих средств вызывают у неё кашель. Часто рабочий день медсестры ненормированный, а ночные дежурства и физические нагрузки могут негативно сказаться на эмоциональном и психическом состоянии медперсонала.

Основное условие деятельности медицинской сестры - профессиональная компетентность. Для работы медицинской сестрой необходимо стремление к повышению своих знаний, соблюдению и поддержанию профессиональных стандартов деятельности, определяемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной также в отношении моральных и юридических прав пациента.

Медицинская сестра должна уметь сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже после того, как пациент умрет. С уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции.

Человек и профессия
М едицинская сестра из СССР



Редактору информационного портала Алтай Мед Инфо удалось побеседовать с человеком уникальной судьбы. Судьбы, по которой можно изучать не только географию нашей Великой Родины - Союза Советских Социалистических Республик, но и её историю.

Редактору информационного портала Алтай Мед Инфо удалось побеседовать с человеком уникальной судьбы. Судьбы, по которой можно изучать не только географию нашей Великой Родины - Союза Советских Социалистических Республик, но и её историю. Медицинская сестра первой категории Лаптева Ольга Ивановна, участковая медицинская сестра из Барнаульской городской поликлиники №14.

В каждом городе Советского Союза было великое множество учебных заведений, образование было бесплатным. Что привело Вас в приемную комиссию медицинского училища?

Кто был Вашим кумиром при выборе профессии, кем вы себя видели в будующем, когда переступили порог медицинского училища?

Кумиров не было, просто хотела помогать людям, с раннего детства мечтала научиться делать хирургические операции. У меня даже зверушки все и игрушки были здоровенькими, вылеченными, зашитыми – заштопанными. Вот поэтому и поступила в городе Алма-Ата в Республиканское медицинское училище Казахского министерства здравоохранения на специальность – медицинская сестра. Окончила училище в 1973 году.

Вы родились и выросли в Алма-Ата?

Да, я родилась и выросла в столице Казахской ССР, городе Алма-Ата. Но моя мама родом с Алтая, родилась в Усть-Калманке.

Когда ей было всего 3 годика ее семья, моя прабабка, переехали в Казахстан. Время было лихое, семья имела крепкое хозяйство, ну и, как это в те годы было принято, попали под раскулачивание. Чтобы спасти семью от дальнейших преследований и голода, да и просто спасти.., решили бежать… Бежали в «никуда» - ночью тайком всей семьей сели на первый проезжавший мимо поезд и уехали.

Поезд шёл в Казахстан, доехали до границы с Казахстаном, опасаясь проверок, вышли на каком-то полустанке и дальше на лошади. Лошадь с телегой выменяли на свое имущество, часть доплатили деньгами. Так тайными тропами на своей уже лошадке и приехали в Казахстан. А через какое то время оказались мои предки в светлом и теплом городе Алма-Ата.

Вы давно были в Алма-Ата, куда бы вы пошли в первую очередь?

Конечно, очень люблю город моего детства и юности Алма-Ата. Каждый год там бываю, приезжаю маму навестить, ей ведь уже 90 лет.

Люблю прогуливаться по городу, по аллее на улице Гагарина...

Высокогорный каток "Медео" мне очень нравиться.

Чем увлекались в школе?

Наверное, как и многие – любила математику. Увлекалась шитьем, ходила на танцы, на плаванье. Имела очень хорошие результаты в легкой атлетике – всё это очень пригодилось в жизни, особенно хорошая физическая подготовка в годы военной службы.

Кто были Ваши родители?

Папа – фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны первой группы, работал внештатным инспектором ОБХСС, учил не бояться трудностей, прививал уважение к военной службе и, особенно к медицинским работникам.

Помню его рассказ про то, как их забрасывали в тыл врага. Самолетов было мало и те маленькие, так их с парашютом привязывали под крылом самолета. По сигналу пилота развязывали веревки, и они падали – а перед землей (что бы их не засекли немцы) раскрывали парашют и всё это ночью, со снаряжением, боеприпасами, плюс радиостанция…

на фото - мой папа Панченко Иван Кирсанович, Венгрия, 1944г.

Мама трудилась в Управлении Казахской железной дороги начальником отдела статистики и учета.


семейная фотография: Панченко Иван Кирсанович, 1923г.р. (мой отец); (Рязанцева) Руфина Васильевна 1927г.р. (моя мама) и дети: Наталья - 1950г.р.; Ольга - 1955г.р.; Василий - 1956г.р.

Мой дед Василий Рязанцев - тоже фронтовик.


на фото - мой дед Василий Рязанцев, Болгария

Откуда началась Ваша трудовая медицинская деятельность?

После училища я поехала в Магадан, это были 1974-1975 годы.

Песня Владимира Высоцкого про Вас..?

Мой друг уехал в Магадан.
Снимите шляпу, снимите шляпу!
Уехал сам, уехал сам,
Не по этапу, не по этапу.

Не то чтоб другу не везло,
Не чтоб кому-нибудь назло,
Не для молвы, что, мол, чудак,
А просто так, а просто так.

Песни Высоцкого, я как то немного недолюбливаю, не знаю почему, но эта песня, наверное, и про меня тоже...

В Магадане собрались две категории людей – лагерные (зеки и те, кто занимался их перевоспитанием) и те, кто работал на благо СССР. Мы, комсомольцы, устраивали концерты для особо опасных заключенных в праздничные даты нашей страны. Оказывали медицинскую помощь населению поселка и иногда заключенным.


на фото - коллектив амбулатории поселка Талый, Магаданская область

Поселок Талый там был и, наверное, сейчас есть, там уже в те годы был курорт знаменитый своими целебными источниками. Со всей страны туда ехали за здоровьем и экзотикой, как к нам в Белокуриху.


Отдыхали и лечились в Талом разные люди. Одни – в санатории здоровье поправляли под наблюдением врачей, а другие «отдыхали и лечились» за колючей проволокой под усиленной охраной. Эти оба государственных учреждения находились довольно близко одно от другого, по крайней мере, по Магаданским меркам.

Фото санатория - ещё фото - http://russiantourism.ru/report/report_21306.html

Я работала и жила в поселковой амбулатории. Жила в самой амбулатории в физиокабинете. В соседней комнате жила семья водителя амбулатории, его жена работала санитаркой амбулатории. Настоящая коммуналка на рабочем месте.

Через некоторое время я открыла поселковую детскую молочную кухню, потом в ней же и работала.

В Магадане это была не военная служба, а гражданская работа в посёлке рядом с которым располагалась тюрьма для особо опасных преступников. Сидели там со сроками до 25 лет тюрьмы. Были в тюрьме свои медики, но однажды…

Стояла хорошая солнечная погода и все свободные от дежурства, из администрации тюрьмы, включая медицинских работников, уехали на заготовку грибов и за ягодами. Надзор за заключенными ослаб и возникший между ними конфликт перерос в драку. Получилась так, что некому было оказать помощь истекающему кровью заключенному. А я в это время, как всегда бессменно, дежурила у себя в амбулатории. Попросили помочь, я прибежала, вижу ножевое ранение в шею большая потеря крови.


Комната санчасти тюрьмы пос.Талый - ещё фото и видео - http://www.avp-life.com/2010/10/blog-post.html

Затампонировала рану, поставила капельницу и вызвала санитарную авиацию. Пострадавшего, на этот раз, удалось спасти…



Тюрьма в пос.Талый – ещё фото - http://drs-radchenko.livejournal.com/31645.html

*** когда-то в этой тюрьме «мотал срок» знаменитый Вячеслав Иваньков, он же «Япончик», «чалился» там и известный в диссидентской среде писатель-публицист Андрей Амальрик…

В Магадане всегда очень холодно до 64 градусов мороза доходит. Конечно, после Алма-Атинского климата мне там не очень-то понравилось - холодно. Полностью закутанные ходили, 50-ти градусный мороз – это вообще норма для тех мест. Считалось что холодно – это когда ниже 60-ти температура опускается.

Природа там конечно очень своеобразная, непроходимая тайга. Вокруг сопки, а на сопках лиственницы, все лето они зелёные, а зимой они желтеют и осыпаются – стоят без единой иголочки словно засохшие. Вообще там всё карликовое - берёзы карликовые, растения все карликовые, да и лето тоже карликовое – малюсенькое. Однако же, несмотря на то, что лето в Магадане очень короткое, и ягоды, и грибы, и орехи, хотя и мелкие, но за месяц успевают созреть. Как то успевает поспевать и голубика, и брусника и жимолость.

После Магадана, судьба куда Вас забросила..?

После Магаданских морозов вернулась отогреваться в Алма-Ата. Мне всегда нравилась хирургия, и я устроилась работать в институт хирургии. Самая интересная работа - это работа операционной медицинской сестры. Я была одной из ведущих операционных медицинских сестер в институте. К нам приезжали оперироваться со всего Советского Союза, настолько высоко котировалось мастерство хирургов нашего института.

Однако хорошее быстро заканчивается, - умер директор института хирургии - коллектив распался, уволилась.

Потом один год работала операционной медицинской сестрой в урологическом отделении железнодорожной больницы.


Стали звонить из военкомата, приглашать на военную службу…

И... Вы согласились..?

Служила в Афганистане 1985 – 1986г., полевая почта 85615 – 28-й армейский реактивный артиллерийский полк. Прапорщик медицинской службы, должность моя по штату - фельдшер третьего дивизиона «Ураган». В мои обязанности входило оказание медицинской помощи, контроль, за выполнением санитарно-гигиенических мероприятий, соблюдением санитарного состояния помещений воинской части, пищеблока, территории.

В боевых операциях участвовали?

1985 год - Джабаль, Баграм; 1986 год - старый Шинданд. Колонны две в Тургунди, одна в Кандагар, одна в Лашкаргах. Командировки в Кандагар, Лашкаргах, Кабул.


Участвовала в основном в масштабных боевых действиях это боевые операции армейского, дивизионного масштаба, иногда полковые. Такая была специфика нашего дивизиона, оснащенного уникальными по своей мощи, реактивными системами залпового огня «Ураган». Батареи участвовали в реализации разведданных путем нанесения внезапных артиллерийских ударов по позициям афганских моджахедов, их базам. Дистанционно минировали местность на путях движения караванов и путей подхода к пунктам временной дислокации советских войск.

Выезжала периодически на сопровождение колонн – в составе колонны обязательно должен быть фельдшер. Посадят в машину, и трясёшься по разбитым дорогам как по стиральной доске, а рядом гладенькая грунтовая дорожка. Так и манит свернуть туда с раскаленной солнцем разбитой, но проверенной саперами основной дороги. И обочины и грунтовые дороги были заминированы. От постоянной многочасовой тряски и жуткой жары голова болит, водители, особенно молодые, неопытные, все время норовили свернуть на грунтовку. Приходилось объяснять, что пусть лучше голова болит чем подорваться на мине и приехать домой с оторванными ногами, и то если повезёт.


Моя личная экипировка на период боевых действий: бронежилет, автомат, 4 рожка патронов, пистолет, 4 гранаты, сумка с медикаментами, фляга с водой, фляга со спиртом, ну и остальное личное имущество, как у всех на войне…

Меня все время, почему то на огнеопасную машину сажали – на топливозаправщик или транспортно-заряжающую (перевозящую боеприпасы), я не боялась - я знала, что меня не убьют. Была, какая то внутренняя уверенность, что всё будет хорошо.

Боевые операции выглядели таким образом: выдвижение колонной в район огневых позиций, под охраной мотострелковых подразделений и в сопровождении саперов, развертывание, залп и поехали дальше. Я обычно на огневой позиции «Ураганов» находилась…


Однажды «вертушку» чуть не сбили, когда летела в командировку. «Вертушки» всегда парами летали, и при загрузке меня несколько раз с одного борта на другой пересаживали. Во время полета над горами попали под обстрел, и у соседнего вертолёта в воздухе оторвало шасси. Его потом кое-как посадили… А еще говорят дама на борту к несчастью.., ну это видимо, какая дама.

После Афганистана - Преднестровье?

1986 год - Тирасполь, Приднестровье. Муж служил в ВВС, а я в мотострелковом полку, на должности фельдшера - начальника аптеки.

В центре Тирасполя памятник Суворову. Церковь староверов, много цветов, садов - зеленый красивый городок на берегу Днестра.

фото - памятник Александру Васильевичу СУВОРОВУ в центре Тирасполя

Забайкалье.

В 1987 году мужа перевели на новое место службы - поселок Джида, в Джидинском районе Бурятии, 14 лет служили в Забалькалье. Жили и служили в закрытом военном городке. Мне там очень нравилось - озеро Байкал, тайга…


Служила сначала в должности фельдшера воинской части. Потом перевелась на должность начальника хранилища авиационного вооружения и боеприпасов в авиационный полк вооруженный современными СУ-24м.

Детей рожала дома в Алма-Ата.

Ваша медицинская судьба в той или иной степени звучит в песнях, рассказах, стихах, фильмах. Какие из них вы больше любите?

Я просто живу и работаю, детей вырастила, никогда не считала свою судьбу какой -то особенной. Песни слушать люблю - очень нравятся песни в исполнении Я́ака Йо́алы, песни из кинофильмов - особенно люблю Зацепина - "31 июня".

С большим уважением отношусь к медицинским работникам и к фронтовым медикам. Знаю и помню таких легендарных личностей, как:

1. Вера Кащеева - наша землячка - Герой Советского Союза....

Как сложилась личная жизнь медицинской сестры из СССР?

Личная жизнь сложилась: муж Сергей - майор запаса; инженер механик, окончил МАМИ (знаменитый Московский автомеханический институт); присвоили звание лейтенанта и отправили в Афганистан - в 1984-1985 годах.

на фото - мой муж Сергей Лаптев в Афганистане, февраль 1984 года

Дети - сын Василий, дочь Анна.



фото - Это я с детьми на фоне реки Селенги в Бурятии

Трудитесь участковой медицинской сестрой, работа хлопотная - трудней, наверное только фельдшер на скорой помощи. "Потеплеё местечка" почему не ищете?

Действительно, фельдшер скорой помощи работа более трудная, но и участковая медицинская сестра - это тоже "на передовой". Помогать людям - была моя детская мечта - помогаю... лёгких путей не ищу.

Считаю что свою детскую мечту, с которой поступала в медицинское училище - помогать людям, не обманула, и реализовала её в полной мере.

редактор информационного портала Алтай Мед Инфо - Светлана Новокрещенова

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА - специалист со средним медицинским образованием, работает под руководством врача в различных лечебно-профилактических, дошкольных учреждениях и школах.

Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу в 1967 г. принял следующее определение: «Медицинская сестра - это лицо, прошедшее подготовку по основной программе сестринского обучения, получившее достаточную квалификацию и имеющее право выполнять в своей стране весьма ответственную работу по сестринскому обслуживанию в целях укрепления здоровья, предупреждению болезней и предоставлению ухода за больными».

На должность М. с. в леч.-проф, учреждениях СССР назначаются лица, окончившие мед. училища, школы и курсы медсестер, фельдшеров со сроком обучения не менее двух лет, получившие свидетельство о присвоении им звания медицинской сестры или фельдшера.

Впервые женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был применен при Петре I. Однако в дальнейшем привлечение женщин для работы в леч. учреждениях было отменено.

В 1844 г. в Петербурге возникла первая в России община сестер милосердия, к-рая в 1873 г. получила название Свято-Троицкой. Великий русский хирург Н. И. Пирогов проявлял большой интерес к деятельности этой общины, считая, что «никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечением». В годы Крымской войны (1853-1856) Н. И. Пирогов явился инициатором создания и непосредственным руководителем Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных., Это было первое учреждение в России, ставившее своей целью обучение уходу за больными и ранеными не только в госпиталях, но и непосредственно на поле боя. В конце ноября 1854 г. в Севастополь прибыли 28 первых женщин-патриоток - сестер, подготовленных Крестовоздвиженской общиной, к-рым, по словам Н. И. Пирогова, «пришлось прямо идти в огонь страшной Крымской войны»; среди них были Е. Бакунина, Е. Хитрово и др. В Севастополе оказывала помощь раненым простая русская девушка Даша Севастопольская. В народе ее чтили как героиню, как первую сестру милосердия. Ее имя присвоено одной из школ медсестер на Кубе.

После Крымской войны в России стали возникать новые общины сестер милосердия. В 1868 г. в Петербурге возникла Георгиевская община, в руководстве к-рой видное участие принимал С. П. Боткин. Общины сестер милосердия были организованы также в Москве, Харькове, Тифлисе и других городах. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) возникла потребность в дополнительном формировании госпиталей, в связи с чем в ряде городов при б-цах были открыты курсы подготовки сестер милосердия по сокращенной программе, которые окончило ок. 3 тыс. женщин. В болгарском городе Бела установлен памятник русской сестре милосердия Ю. П. Вревской, к-рая приехала туда из Петербурга и работала в военном госпитале, где умерла в январе 1878 г. от сыпного тифа.

Несмотря на рост числа общин по подготовке сестер милосердия, в 1913 г. в России было только ок. 10 тыс. медсестер.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции положила начало широкой подготовке М. с. Первые школы по подготовке М. с. были открыты в 1920 г. Позже была организована подготовка М. с. для детских леч.-проф., дошкольных учреждений и школ.

В годы Великой Отечественной войны хорошая проф. подготовка, мужество и самоотверженность М. с. помогли вернуть В строй 72,3% раненых и 90,6% больных солдат и офицеров Советской Армии. Звания Героя Советского Союза были удостоены 17 медсестер и санинструкторов (см. Медики - Герои Советского Союза). За самоотверженность и героизм в оказании помощи больным и раненым 26 медсестер нашей страны награждены высшей наградой Международного комитета Красного Креста - медалью имени Флоренс Найтингейл. Медсестра М. Е. Нечипорукова - единственная в СССР женщина - полный кавалер Ордена Славы, награжденная к тому же и медалью им, Флоренс Найтингейл. Медсестра E. М. Балод удостоена звания Героя Социалистического Труда (см. Медики- Герои Социалистического Труда).

В соответствии с этапами развития нашего государства, требованиями здравоохранения и уровнем развития мед. науки система подготовки М. с. постоянно совершенствовалась.

В СССР подготовка М. с. осуществляется в медицинских училищах (см.), а при необходимости также на курсах об-в Красного Креста и Красного Полумесяца. Специализация и усовершенствование М. с. проводятся по многим специальностям (главная М. с. б-цы или поликлиники, операционная М. с., М. с. станции и отделения по переливанию крови и т. д.) и осуществляются на курсах (циклах) специализации и усовершенствования, а также в училищах для повышения квалификации работников со средним мед. образованием, которые организуются в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977). Повышение квалификации М. с. проводится также по месту их работы на специальных занятиях, научно-практических конференциях, семинарах и др.

В СССР издается специальный научно-популярный журнал «Медицинская сестра». Издательство «Медицина» выпускает научно-популярную серию «Библиотека среднего медицинского работника». При существующей в СССР двухстепенной системе обслуживания больных в леч. учреждениях М. с. не только выполняет назначения врача и проводит необходимые мед. манипуляции, но и обеспечивает уход за больными. Объем мед. манипуляций, которые М. с. имеет право выполнять, а также права и обязанности М. с. устанавливаются Положением о правах и обязанностях медицинской сестры, утверждаемым М3 СССР. Гл. врач б-цы (поликлиники) вправе дополнить круг служебных обязанностей М. с. функциями, не предусмотренными положением, для выполнения которых требуется среднее мед. образование.

В своей работе М. с. обязана выполнять предписания и указания врачей, под руководством которых она работает. Каждая М. с. должна уметь обеспечить перевозку и переноску тяжелобольных и раненых и в необходимых случаях организовать их транспортировку. М. с. должна также уметь выполнять элементарные лабораторные исследования. В обращении с больными М. с. должна обладать большим терпением и тактом, проявляя высокий гуманизм.

М. с., равно как и другие медработники, должны строго соблюдать профессиональную тайну (см. Законодательство о здравоохранении).

От четкого, квалифицированного, настойчивого выполнения указаний и назначений врача и правильного поведения М. с. в немалой степени зависит эффективность лечения.

Главная медицинская сестра б-цы назначается из числа наиболее подготовленных М. с.; она должна обладать организаторскими способностями. Гл. медсестра подчиняется гл. врачу б-цы и его заместителю и является председателем совета медсестер б-цы. Основной функцией гл. медсестры является проведение мероприятий по рациональной организации труда и повышению квалификации среднего и младшего медперсонала, проверка их работы путем регулярных обходов отделений б-цы в дневное и периодических обходов в ночное время. Гл. медсестра осуществляет контроль за своевременностью выписки, правильностью учета, хранения и расходования лекарственных средств и перевязочного материала в отделениях и кабинетах.

Старшая медицинская сестра отделения подчиняется заведующему отделением б-цы, руководит работой М. с. и санитарок отделения, контролирует работу палатных М. с., организует составление палатными М. с. требований на лекарственные средства, перевязочные материалы, инструменты и предметы ухода за больными, подписывает их, контролирует правильность учета и хранения медикаментов; старшая М. с. ведет документацию отделения (журнал поступления и выписки больных из отделения), наблюдает за сан. состоянием и хозяйством отделения, за питанием больных и др. Старшая М. с. осуществляет мероприятия по повышению квалификации среднего и младшего медперсонала отделения. В затруднительных случаях она первая приходит на помощь палатной М. с.

Сестра-хозяйка отделения подчиняется старшей М. с. Сестра-хозяйка отвечает за своевременное обеспечение отделения мягким и твердым инвентарем и хозяйственным оборудованием, следит за тем, чтобы в отделении всегда был запас белья, организует сдачу в стирку грязного белья, выявляет и представляет для списания пришедшие в негодность оборудование и инвентарь. Под ее руководством младший медперсонал проводит ежедневную уборку помещений отделения.

Сестра-хозяйка ведет учет всего находящегося в ее ведении имущества.

Палатная медицинская сестра подчиняется зав. отделением, старшей М.с. отделения и врачу-ординатору. Она обязана знать больных в палатах, которые за ней закреплены, состояние их здоровья, особенности течения заболевания у них, осуществлять уход за больными; присутствовать при обходе больных ординатором или дежурным врачом; измерять больным температуру тела, по назначению врача определять частоту пульса, дыхания и т. д. В случае резкого ухудшения в состоянии больного М. с. немедленно сообщает об этом врачу и оказывает больному до прихода врача срочную доврачебную помощь.

М. с. обязана точно выполнять все назначения лечащего врача; при выдаче больным лекарства М. с. следит за тем, чтобы лекарство было принято в ее присутствии. М. с. собирает для исследования мочу, кал, мокроту, берет мазки из зева и носа и др., передает их в лабораторию, следит за получением из лаборатории результатов исследования.

Палатная М. с. обеспечивает соблюдение установленного внутреннего распорядка и сан. режима в палатах, следит за своевременным получением всего необходимого для ухода за больными и их лечения. В ее обязанности входит также работа с учетными мед. документами.

Палатная медицинская сестра психиатрических учреждений осуществляет уход и надзор за больными, в частности, с целью предотвращения суицидальных попыток и других несчастных случаев, ликвидации конфликтов, возникающих между больными, контроль за их психическим состоянием. М. с. должна кормить ослабленных и отказывающихся от пищи, владеть методами искусственного кормления больных, следить за их состоянием при проведении инсулинотерапии, выводить больных из состояния гипогликемии.

Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) осуществляет общий уход за больными: проводит смену нательного и постельного белья, кормление, подает питье. М. с. должна уметь пользоваться предметами ухода за больными, выполнять несложные процедуры и манипуляции, знать способы санобработки и соблюдения дезинфекционного режима в леч. учреждениях. Подготовка младших М. с. осуществляется непосредственно в б-цах, а также на краткосрочных курсах об-в Красного Креста.

Операционная медицинская сестра подготавливает к каждой операции перевязочные материалы, хирургические инструменты, лекарственные средства, белье и другие предметы и обеспечивает безусловную стерильность всех употребляемых при операциях материалов, инструментов, р-ров, белья, а также принимает меры по систематическому бактериол, контролю за помещениями операционных и их воздушной средой; она не должна допускать нарушения антисептики. Операционная М. с. своевременно получает перевязочный материал, инструменты, лекарственные средства, ведет учет всего мед. имущества в операционной, своевременно сдает в ремонт инструменты и аппараты; участвует в хирургических операциях (подает инструменты и материалы, необходимые по ходу операции), при этом она должна предупредить возможность оставления инородного тела в ране; осуществляет проверку подготовки больного к наркозу и операции; сопровождает больного в послеоперационную палату и сдает его дежурной палатной М. с.; выполняет под наблюдением врача перевязки, подготавливает больных к наложению гипсовых повязок. Ответственность операционной М. с. особенно велика. Каждая вовремя незамеченная ею и не исправленная погрешность в работе грозит здоровью и даже жизни больного. Операционная М. с. должна быть образцом чистоты и аккуратности.

Медицинская сестра-анестезист готовит к работе наркозную и дыхательную аппаратуру, следит за ее исправностью; готовит системы и средства для инфузионной и трансфузионной терапии, а также средства для наркоза; оказывает помощь врачу-анестезиологу; осуществляет наблюдение и уход за послеоперационными больными, находящимися в палате интенсивной терапии; ведет соответствующую мед. документацию.

Медицинская сестра физиотерапевтического отделения (кабинета) должна хорошо знать основы физиотерапии, владеть методикой и техникой применения физических леч. средств. Она работает под руководством врача-физиотерапевта и выполняет леч. процедуры с использованием специальной аппаратуры.

Перед проведением процедуры М.с. знакомится с содержанием процедурной карты, во время процедуры внимательно следит за состоянием больного. Если во время процедуры в состоянии больного наступают какие-либо изменения, то М. с. должна немедленно прекратить процедуры, оказать больному первую доврачебную помощь и вызвать врача. О каждой выполненной процедуре М. с. делает запись в процедурной карте больного.

В обязанности М. с. входит наблюдение за состоянием аппаратуры, измерительных приборов и за их работой. По назначении врача-физиотерапевта М. с. выполняет леч. процедуры непосредственно у постели больного или на дому, используя для этого специальную портативную аппаратуру. М. с. должна тщательно следить за соблюдением правил техники безопасности. М. с., выполняющая физиотерапевтические процедуры детям, должна быть предельно внимательна и ласкова в обращении с ними.

Медицинская сестра стоматологического отделения (кабинета) подготавливает к приему больных рабочее место врача; осуществляет стерилизацию инструментов (при отсутствии централизованной стерилизационной) и раскладку их на стерильном столе; проверяет исправность инструментов и оборудования, подготавливает мед. документацию, ассистирует врачу-стоматологу (приготовляет пломбировочные материалы, леч. пасты, защитные повязки, подает лекарственные средства, помогает врачу при наркотизации больного).

Участковая медицинская сестра во время работы в поликлинике еще до начала приема больных подготавливает помещение, инструментарий, лекарственные средства, подбирает индивидуальные карты амбулаторного больного и другие учетные мед. документы больных, назначенных на прием к врачу; отбирает больных, подлежащих по состоянию здоровья внеочередному приему. Если до приема врача в состоянии больного произойдут какие-либо изменения (приступ боли, явления сердечной недостаточности и др.), М. с. оказывает такому больному доврачебную помощь. Во время приема больных М. с. выполняет работу, связанную с направлением больного для исследования и лечения в другие кабинеты и учреждения, с оформлением листка нетрудоспособности, подготовкой рецептов, выдачей различных справок, а также талонов на очередной прием и т. д.; при направлении больного в лабораторию М. с. объясняет ему, как нужно собирать материал для исследования и как сдать его в лабораторию. Если на приеме был больной, нуждающийся в госпитализации, М.с. принимает меры к направлению его в соответствующее леч. учреждение.

Участковая М. с. оказывает помощь врачу при проведении им диспансерного обслуживания больных: осуществляет контроль за своевременной явкой больных, находящихся на диспансерном наблюдении, в поликлинику, ведет учетно-статистическую работу по диспансеризации.

При посещении больного на дому в рабочей сумке участковой М. с. должны находиться термометр, шприц, аппарат для измерения АД, стерильный перевязочный материал, спирт, установленный набор медикаментов с учетом контингента посещаемых больных. В случае тяжелого состояния больного или выявления у него признаков инф. заболевания М. с. должна немедленно поставить об этом в известность врача. При повторных посещениях больного М. с. отмечает изменения, происшедшие в его состоянии, и сообщает об этом врачу. При организации «стационара на дому» на М. с. возлагается 2-3-кратное в течение суток посещение больного. Для этого в поликлинике устанавливается поочередное дежурство участковых М. с.

Участковая М. с. ведет работу по сан. просвещению населения, обучает родственников больного уходу за больным на дому.

В противотуберкулезных, кожно-венерологических, психоневрологических диспансерах, в женских и детских консультациях в обязанности М. с. входит также патронаж больных (см. Патронаж).

Медицинская сестра социальной помощи (сестра-обследовательница) проводит сбор сведений о больном по месту жительства, работы, учебы в случае необходимости защиты его интересов (под руководством врача-психиатра и юриста). При отсутствии у больного опекунов она оформляет соответствующие документы для перевода больного на инвалидность, назначения пенсии, опекунства, оказывает другие виды социальной помощи.

Медицинская сестра по диетпитанию составляет меню леч. питания на основе врачебных назначений, вычисляет калорийность блюд, следит на кухне за кулинарной обработкой пищи, за сан. состоянием кухни, столовой для больных, за раздачей пищи в палатах, за соблюдением правил гигиены персоналом кухни и буфетчицами в отделениях б-ц.

Медицинская сестра детских яслей, яслей-сада, дома ребенка

Медицинская сестра детских яслей, яслей-сада, дома ребенка - медработник детского дошкольного учреждения (сестра-воспитательница), осуществляющий воспитательную работу и уход за детьми раннего возраста.

В дореволюционной России в воспитательных учреждениях (приютах) уход за детьми осуществляли няни, кормилицы и реже акушерки. Первые курсы сестер-воспитательниц были открыты в 1919 г. в связи с массовой организацией учреждений охраны материнства и младенчества, а в 1920 г. были организованы школы медсестер. Позднее (в 1927-1928 гг.) открываются специальные отделения в мед. техникумах и школы ясельных сестер со сроком обучения 2х/2 года, а также краткосрочные курсы сестер-воспитательниц. С 1930 г. медсестры для детских дошкольных учреждений и домов ребенка подготавливаются на краткосрочных курсах ясельных сестер, с 1936 г.- в школах ясельных сестер с двухгодичным сроком обучения, а с 1939 г.- в мед. училищах на отделениях «Медицинская сестра детских лечебно-профилактических учреждений» и на одногодичных курсах ясельных сестер. В 70-е гг. подготовка ясельных сестер стала сокращаться в связи с созданием в 60-х гг. единых дошкольных учреждений ясли-сад и подготовкой специалистов для них с 1975 г. в педагогических училищах. Эти специалисты получают необходимые знания по педагогическим и мед. вопросам.

Согласно действующим типовым штатам число должностей М. с. детских яслей и яслей-садов (см. Ясли, Ясли-сад) устанавливается из расчета обслуживания одним сестринским постом 15 детей в грудных, ползун-ковых и санаторных ясельных группах и 20 детей в средних и старших ясельных группах с учетом длительности работы группы (дневная, удлиненная, круглосуточная). В доме ребенка (см.) один сестринский пост устанавливается на 13 детей в грудных и ползунковых группах и 15-17 детей в средних и старших группах. В специализированных яслях и домах ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушениями слуха и речи один сестринский пост обслуживает 10 детей.

М. с. организует правильный режим дня в группе, осуществляет гиг. уход за детьми, обеспечивает их кормление, проведение мероприятий по физ. воспитанию, закаливанию, организует игры детей, прогулки, занятия по развитию речи; проводит утренний прием детей в группу, осмотр их на предмет выявления заболевания, измерение температуры тела, взвешивание и антропометрические измерения детей; своевременно выявляет и изолирует заболевших детей, оказывает доврачебную помощь в случае острого заболевания или травмы; проводит сан.-просвет, работу среди родителей; следит за соблюдением сан.-гиг. и температурного режима в помещении группы; ведет мед. документацию, утвержденную М3 СССР. Медсестра работает под руководством старшей медсестры дошкольного учреждения и врача, осуществляющего леч.-проф, помощь детям в данном учреждении.

М. с. повышают свою квалификацию на специальных курсах усовершенствования (в течение 1 мес. с отрывом или в течение 2 мес. без отрыва от производства), организуемых мин-вами здравоохранения союзных республик при крупных учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских учреждениях, средних мед. учебных заведениях, а также на семинарах при методкабинетах республиканских, краевых, областных б-ц и непосредственно в учреждениях по месту работы на занятиях, проводимых врачом или старшей медсестрой.

Библиография: Бабаян Э. А. Система организации психиатрической помощи в СССР и роль в ней медицинской сестры, Мед. сестра, № 7, с. 3, 1960; Брукман М.С. Руководство для операционных сестер, Л., 1977, библиогр.; Д о б-ровольска Б. Модель современной медсестры, Здравоохранение (Междуна-родн. журн.), № 4, с. 485, 1973, библиогр.; Иконникова А. В. Главная (старшая) медицинская сестра больницы, Мед. сестра, № 10, с. 11, 1969; Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу, Сер. техн. докл. № 347, Женева, ВОЗ, 1967; Максименков A. H., Н. И. Пирогов - организатор женской помощи на театре войны, Сов. мед., № 12, с. 28, 1950; Мальцева Н. С. Подготовка средних медицинских кадров, Мед. сестра, № 11, с. 29, 1977; Основы организации стационарной помощи в СССР, под ред. А. Г. Сафонова и Е.А. Логиновой, М., 1976, библиогр.; П и-рогов Н. И. Избранные педагогические сочинения, с. 562, М., 1952; Реморов В. Н. и Петухова Л. И., Н. И. Пирогов о медицинских сестрах, в кн.: Из истории мед., под ред. П. Я. Герке и др., т. 4,сЛ57, Рига, 1962, библиогр.; С e p e н к о А. Ф. и П e т р а к о в Б. Д., Проблемы поликлинической помощи городскому населению, М., 1976; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред., Б. В. Петровский, М., 1977.; Гребешева И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям, М., 1977; Кон юс Э. М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917 -1940), М., 1954; Мананникова Н. В. Охрана материнства и детства в СССР, М., 1959; Организация и работа городских яслей, под ред. Г. Н. Сперанского и О. П. Ногиной, М.-JI., 1941; 60 лет Советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, с. 101 и др., М., 1977.

E. Е. Матвеева, Г. Я. Рюмина; Л. В. Дружинина..

Алёнкина Ольга Арнольдовна

МЕДСЕСТРА

Третье воскресенье июля – День медицинских работников

Медсестру не бойтесь, дети.

Она добрее всех на свете.

С ней давно знакома я:

Это мамочка моя!

Словарь:

Медсестра – сокращение слов, медицинская сестра. Сестра милосердия, милосердная сестра

Процедура – отдельный сеанс физиотерапии (например: ванна, душ, массаж). Процедура закаливания, ухода за телом. Ходить в поликлинику на процедуры. Водные процедуры.

Процедурный кабинет – кабинет, в котором проводят процедуры.

Вакцина – препарат из микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности, применяемый для предохранительных или лечебных прививок против инфекционных болезней. (Противостолбнячная вакцина. Вакцина против дифтерии).

Краткая характеристика профессии

Медицинская сестра – лицо среднего медицинского персонала, помощник врача в лечебно-профилактических учреждениях и детских дошкольных и школьных учреждений. На должность медицинской сестры назначают лиц, окончивших медицинские училища со сроком обучения 2 года и получившим свидетельства о присвоении им звания медицинской сестры. Медсестра обязана выполнять предписания врачей, под руководством которых она работает. Медсестра имеет право на выполнение следующих манипуляций:

    Подкожные и внутримышечные инъекции.

    Накладывание кровоостанавливающего жгута.

    Измерение артериального давления

    Втирание лекарственных веществ.

    Постановка горчичников, пиявок, банок.

    Постановка компрессов.

    Оказание первой помощи при травмах, отравлениях, обморожениях, ожогах.

    Искусственное дыхание и т.д.

Каждая медицинская сестра должна уметь обеспечить перевозку и переноску тяжелобольных. В необходимых случаях – организовать их транспортировку.

Медсестра должна быть образцом чистоты и опрятности, заботливо и чутко относиться к больным, поддерживая и укрепляя их моральное состояние.

Профессия медсестры – помощницы врача – знакома каждому. Однако мало кто знает, что еще в XIX веке такой профессии не существовало. В нашей стране, например, получить медицинское образование могли только мужчины. Но были сёстры милосердия, которые ухаживали за больными. Врачам в те времена приходилось очень сложно: люди болели часто, а многие лекарства ещё не были изобретены. В результате на одного врача приходилось несколько тысяч пациентов. И ему требовался помощник. Для этого в России была создана специальная фельдшерская школа, в которой обучались фельдшеры – первые помощники врачей. А первое в мире фельдшерское учебное заведение для женщин было открыто в Санкт-Петербурге в 1855 году. Его выпускницы должны были следить за изменениями в состоянии пациентов больниц и подробно передавать информацию врачам. Так что именно в России зародилась профессия медсестры.

Постепенно обязанности медсестры расширялись. Теперь она является не просто помощницей врача, но его «правой рукой»: хорошая медсестра должна обладать многими навыками, например, уметь правильно наложить повязку, сделать укол, провести другие лечебные процедуры. При этом медсестра должна чётко следовать указаниям врача, быть терпеливой, доброй, дисциплинированной и наблюдательной. Если ты хочешь стать медсестрой, то тебе придётся много учиться, чтобы получить необходимые для работы знания в различных областях медицины.

Как возникла медицина?

Медицина нужна нам, чтобы лечить людей от всевозможных заболеваний. До тех пор пока медицина не стала наукой, люди пользовались народной медициной. Первобытные люди придумывали самые разные, порой очень странные причины заболеваний, поэтому и лечили их, основываясь на магии и других средствах, которые, казалось, приносили пользу. Они применяли тепло и холод, кровопускание, массаж, а также лечебные травы.

Медицина Древнего Египта, которая считалась в древности самой эффективной, была основана на закаливаниях. Люди использовали разные мази и снадобья: в качестве лекарств часто применялись мед, соль, кедровое масло, мозг, печень, сердце и кровь разных животных. Иногда эти средства помогали, иногда – нет.

Но научная медицина возникла только в Древней Греции. Более 2000 лет назад человек по имени Гиппократ собрал медицинские знания в одной книге – «Коллекции Гиппократа». Она положила начало научной медицине, так как была основана на необходимости изучать больного, прежде чем поставить диагноз.

В его книге были описаны симптомы и течение болезней. Впервые вместо того, чтобы опираться на магию, лечение осуществлялось после обследования больного и изучения болезни, а также на основе опыта предшественников. На тех же принципах основана современная медицина.

Чаша со змеей или «Гиппократова чаша»

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е.Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала. Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы" . То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

История красного креста

Красный крест стал символом в XIX веке. Во время франко-австрийской войны швейцарец Анри Дюнан был настолько впечатлен увиденным на полях сражений, что написал статью, в которой задавался вопросом: возможно ли создание благотворительной организации для оказания помощи раненым во время вооруженных конфликтов.

Публикация Дюнана привлекла внимание Женевского благотворительного общества, которое создало комитет из 5 человек для практической реализации этих идей. Позже этот комитет получил название Международного Комитета Красного Креста – МККК. Первое заседание МККК состоялось в 1873 году в Швейцарии, и в дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам и организовавшей первую Женевскую конференцию, за основу эмблемы МККК был принят государственный флаг Швейцарии, но с заменой цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.

В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, при условии, что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.

Посох Асклепия

Посох Асклепия – суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх – является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян – Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) – сын бога света, правды и пророчеств Аполлона – обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины. В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблее здравоохранения в 1948 г. и состоит, в сущности, из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).

эмблема ООН

(земной шар в обрамлении лавровых ветвей)

эмблемы медицина

(посох, обвитый змеей)

Орудия труда медицинской сестры

градусник

лекарство

бинт и вата

Санитарка (Младший медицинский работник)

Санитарка – это первый помощник медицинской сестры. В ее обязанности входит:

    Делать влажную уборку помещений;

    Проветривание помещений (палат, коридоров)

    Уход за тяжелыми больными (менять постельное белье, подать судно, покормить, умыть больного);

    Вынести мусор из палат, процедурных кабинетов;

    Оказать помощь медицинской сестре в наложении гипса больному.

Санитарки, ухаживающие за тяжелобольными, дежурят возле постели при необходимости круглые сутки, оказывают больному не только физическую, но и моральную поддержку.

Санитаркой можно устроиться на работу во все медицинские учреждения города:

    Больницы;

    Поликлиники;

    Госпитали;

    Санатории;

    Профилактории.

Обязанности санитарки:

Уход за больными, поддержка чистоты в больничных палатах, гигиенических комнатах, служебных помещений в лечебном учреждении.

Должен знать:

Санитарно-гигиенические нормы и права по уходу за больными, приемы оказания первой медицинской помощи.

Профессионально важные качества:

Коммуникативные способности, исполнительность, аккуратность, внимание, физическая выносливость, терпимость.

Квалификационные требования:

Обучение и инструктаж по технике безопасности проходят в лечебном учреждении.

Высказывание великих людей:

«Сестра должна иметь троякую квалификацию: научную – для понимания болезни, сердечную – для понимания больных и техническую – для ухода за больными».

Флоренс Найтингейл

«Где есть любовь к людям, там и будет любовь к врачебному искусству».

Гиппократ

«Где есть любовь к людям, там будет и любовь к врачебному искусству».

Гиппократ

«Относись к больному так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе час болезни».

Гиппократ

«Сестра» … Какое трогательное называние дано этой медицинской профессии. «Сестра» – не просто медицинский работник. «Сестра» – близкий, свой, родной человек».

Н.А. Семашко

Знаменитые медсёстры.

    История сохранила имена первых врачевателей женщин: Агамеды, Полидамны, Медеи, Златокудрой Казы и Добродеи-Евпраксии, внучки Владимира Мономаха.

В России в 1844 г. первой была открыта Троицкая школа для подготовки сестёр милосердия в Петербурге.

    Первой сестрой милосердия из народа история называет дочь матроса, погибшего в сражении, Дашу Севастопольскую (по архивным данным Михайлова, после замужества Хворостова). Ей вручили медаль с надписью: «За усердие» на Владимирской ленте, для ношения на груди, а также денежное вознаграждение.

    При освобождении Болгарии от турецкого ига (1877 – 1878 гг.) совершила подвиг сестра милосердия Юлия Петровна Вревская (Верпаховская). Она жила в Петербурге, вышла замуж за русского генерала. Когда началась война добровольно ушла в действующую армию. Неоднократно оказывала помощь раненым непосредственно на поле боя. В январе 1878 года заразившись сыпным тифом, умерла. Имя Юлии Вревской высечено на «Докторском памятнике» в городе Софии.

    В годы гражданской войны мужественный и самоотверженный поступок совершила Таисия Плотникова. Выдержка из газеты «Красный кавалерист» от 21 августа 1920 года: «Т. Плотникова, исполняла обязанности сестры, принимала участие во всех боях, находилась на передовой. Под огнём делала перевязки. В бою под станцией Егорлыкской, кадеты прорвались в тыл наших цепей, она бросилась в атаку и метким выстрелом из револьвера убила белого офицера. По её примеру бойцы с новой силой бросились в атаку и уничтожили противника. Революционный военный совет (РВС) постановил наградить Таисию Плотникову орденом Красного Знамени и золотыми дамскими часами».

    За совершение подвигов на фронте Великой Отечественной войны 17 девушкам-медикам присвоено высокое звание Героя Советского Союза, 9 из них погибли, защищая Родину.

    Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко с первых дней войны находилась в действующей армии, оказала медицинскую помощь тысячам солдат, вынесла с поля боя 123 солдата и офицера. За это была награждена орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Последний её бой был в Курской области. Вынося раненого с поля боя, её тоже «прошила» вражеская пуля. В это время враг перешёл в атаку и захватил часть территории, на которой находилась Зина.

Спустя два дня наши войска снова заняли прежний рубеж. Ночью её израненную, обледеневшую, с окровавленными ногами, обнаружили разведчики. Много дней и ночей врачи боролись за её жизнь, но все-таки она лишилась рук и ног, но не пала духом. Она много выступала на митингах и призывала бить ненавистного врага. Девушка долго тренировалась, научилась обслуживать себя, писать письма. Затем она вышла замуж и воспитывала двух детей.

За подвиг, совершенный в годы войны, бывшему санинструктору З.М. Туснолобовой-Марченко 6 декабря 1957 года было присвоено звание Героя Советского Союза, и в 1966 году она удостоена медали Флоренс Найтингейл.

    Вера Игнатьевна Мухина (1879 – 1953) – выдающийся советский скульптор, народный художник СССР, действующий член Академии художеств СССР, пятикратный лауреат Государственной премии СССР. После окончания курсов медицинских сестёр она все годы первой мировой войны работала в полевом госпитале, а затем до октября 1917 года – в одном из московских госпиталей.

Это интересно…

    За среднюю продолжительность жизни сердце перекачивает около 250 миллионов литров крови!

    Если все капилляры вытянуть в одну линию, то ею можно опоясать земной шар по экватору два с половиной раза.

    За свою жизнь средний человек съедает около 50 тонн пищи. Целый вагон!

    Древние греки (пеласги) считали, что умереть в 70 лет – это, почти то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжительность жизни пеласгов составляла около 200 лет. При этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели.

    В азербайджанском селе Пирассура, расположенном в горах на высоте 2200 м Махмуд Эйвалов прожил 152 года (1803 – 1960). До последних дней он работал в поле, купался в родниковой воде, спал под открытым небом. Другим азербайджанским долгожителем был Ширали Мислимов. Он прожил 168 лет, родился 26 марта 1805 года, а умер 2 сентября 1973 года. Более 150 лет он проработал чабаном, ежедневно вышагивал со стадом по 10-15 км. В 136 лет он женился на 57 летней женщине, и у них родилась дочь.

    В еврейском Талмуде, древней священной книге, даются 300 рецептов, среди которых указания по принятию родов, лечению нарывов и ран и много других рецептов.

    В Индии несколько тысяч лет назад делали пластические и косметические операции, устраняли шрамы и другие повреждения человеческого лица.

    После 40 лет человек начинает «расти вниз». Каждые 10 лет рост человека уменьшается на 1 см. причина этого – высыхание хрящей в суставах и позвоночниках.

Крылатые выражения

Болеть душой. Испытать тревогу, беспокоится, страдать.

Под нос. (говорить). Очень тихо, невнятно (бормотать, бубнить, бурчать).

На ухо. По секрету, тихо, чтобы никто не слышал (сказать, шептать…).

Держать ухо востро. Не доверяться кому-либо, быть осмотрительным, осторожным («держать ушки на макушке» – быть на стороже, начеку).

Стихи

День медицинского работника

У педагога, хлебороба,

У всех, кто отдал жизнь труду,

В календаре есть день особый –

Один-единственный в году.

В тот день по всей стране огромной

Их по-особенному чтут

За героический и скромный,

Необходимый людям труд,

За бескорыстье и усердье…

Но среди всех людей труда

Есть те, кто выбрал милосердье

Своею службой навсегда.

И с благодарною любовью

Приходят люди поздравлять

Всех тех, кто призван их здоровье

Оберегать и исцелять.

Всех, независимо от званья,

От нянечек до главврачей,

Благодарить за состраданье

И за бессонность их ночей.

Всех, кто незримой теплой тенью

Сопровождает нас, храня,

Всю нашу жизнь - со дня рожденья

До самого лихого дня.

Врачи, медсестры, санитарки,

Ваш день в июне - неспроста:

Он так горяч, как труд ваш жаркий,

И щедр, как ваша доброта.

Прививка

С. Михалков

– На прививку! Первый класс!

– Вы слыхали? Это нас!

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и – пошёл…

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол!..

– На прививку! Первый класс!

– Вы слыхали?

Почему я встал у стенки?

У меня дрожа коленки.

Стихи, посвященные военным медсестрам

Военная медсестра

Пушки грохочут,

Пули свистят.

Ранен осколком снаряда

Шепчет сестричка:

«Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с поля его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

Рис. Сумка медсестры

После боя

Иосиф Уткин

(1943, поэт, фронтовик)

Когда, упав на поле боя –

И не в стихах, а наяву,

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой…

Отрывки из литературных произведений о медицинских работниках

… Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича… Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чём-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряжённы мучительны…

«Лошадиная фамилия»

Антон Чехов

Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

«Доктор Айболит»

Корней Чуковский

Скороговорки

У Зины болит зуб,

Она не может, есть суп.

У зайца Бубы заболели зубы

Пословицы поговорки

Здоровье есть богатство.

Здоровому всё здорово.

В здоровом теле – здоровый дух.

Здоровье уходит пудами, а приходит золотниками.

Больному все горько.

Здоровому врач не нужен.

Сердце лечат сердцем.

Здоровье не купишь, ни за какое богатство.

Больной человек ребёнком становится.

Самому себя лечить – только портить.

Застарелую болезнь лечить трудно.

Коли болен – лечись, а здоров – берегись.

Доброму человеку и чужая боль к сердцу.

Жизнь дана на добрые дела.

Избрав медицину – отдай все!

Здоровье дороже богатства.

Хочешь быть здоровым, следует быть чистоплотным.

Быть здоровым – основа силы.

Загадки

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

(градусник)

Вопросы для самопроверки

    В чем заключается работа медицинской сестры?

    Какие высказывания великих людей о работе медицинских сестёр ты знаешь?

    Как ты понимаешь высказывание «Болеть душой?». Объясни.

    Расскажи о заслугах и подвигах знаменитых медсестер.

5. Что обозначает чаша со змеей или «Гиппократова чаша»?

ЛИТЕРАТУРА

Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.

Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.

Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 2 (4).

Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).

Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.

Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М. : Педагогика, 1987.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З – О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 503.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П – Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519

Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника

Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.



Рекомендуем почитать

Наверх