История танков, танкостроения. Первый танк и создание концепции современных танков. Самый первый танк в мире – мифы и реальность Когда появился первый танк

Обувь 20.06.2020
Обувь

Во время Первой Мировой войны возникла острая потребность в создании бронированной техники, которая обладала бы высокой огневой мощью и отличной проходимостью. Именно танки стали образцом мощного вооружения, отличной подвижности и надежной защиты. А кто же создал первый танк в мире, и что собой представляла его конструкция?

Самый первый танк в мире был создан А.А.Пороховщиковым, который был русским конструктором и летчиком. Идея создать такую машину возникла у него, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше доверить боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

К созданию такой боевой машины приступили в феврале 1915 года. Самый первый танк в мире получил название «Вездеход». На свой испытательный пробег машина вышла в этом же году в конце весны (в мае). Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).


В качестве несущей конструкции самого первого танка в мире служила сварная рама, выполненная с 4-мя вращающимися барабанами, «обвиваемые» гусеничной лентой достаточно большой ширины. При помощи специального натяжного приспособления и натяжного барабана гусеничная лента натягивалась. Два поворотных рулевых колеса осуществляли управление танком. Когда он двигался по твердой поверхности, то ему приходилось опираться на ведущий барабан и эти колеса. При движении же по мягкому грунту боевая машина словно «укладывалась» на ленту.


В длину «Вездеход» равнялся 360 сантиметрам, в ширину был 2 метра, а в высоту – полтора метра (без учета башни). Весила машина примерно 4 тонны. Первые свои испытания боевая машина Пороховщикова прошла с большим успехом, однако по некоторым причинам дальше осваивать ее не стали. И чуть позднее самым первым опытным танком стала английская разработка, которую спроектировали в сентябре 1915 года.

Маленький и Большой Вилли


Маленький Вилли представлял собой бронированный трактор, который успешно был испытан в сентябре 1915 года. Идею по его созданию высказал полковник Британии Суиндон.

Однако бронированную машину пришлось несколько доработать, в результате чего танк превратился в Большого Вилли или танк Mark I. Он может по праву считаться самым первым танком в мире, который стал выпускаться серийно. На линию фронта Mark I отправили в 1916 году.

Длина Mark I составила 8 метров. Он был выполнен в виде стального прямоугольного короба, который сбоку имел ромбовидные гусеницы. Эта конструкция позволяла боевой машине преодолевать сложные участки на поле боя и с легкостью переезжать окопы.


В качестве защиты от ружейно-пулеметного огня служила броня, обладающая толщиной 10-12 миллиметров. Вооружение же самого танка состояло из одной пушки и четырех пулеметов. При этом такое вооружение имели лишь «самцы» Большого Вилли, «самки» же были лишены пушек и имели меньше пулеметов.

Внутри танк выглядел, как рубка корабля. Ходить в нем можно было, не нагибаясь. Командир и водитель танка располагались в отдельном отсеке. Для запуска двигателя Большого Вилли требовалась сила трех человек, которые крутили рукоятку до того момента, пока не заведется мотор.


Передвигаться Mark I мог со скоростью в 6 км/час. На пересеченной местности машина двигалась с гораздо меньшей скоростью – 2-3 км/час. Даже несмотря на невысокую скорость перемещения, танк ужасно трясло – такое происходило из-за того, что броневая часть была выполнена из опорных катков. Не было предусмотрено никаких средств связи. К тому же надежность конструкции танка была слишком низкой, и машины часто выходили из строя. Также недостатком Большого Вилли считались узкие гусеницы, быстро проваливающиеся в мягкой земле, заставляя танк оказываться «на мели». Внутри не было предусмотрено и вентиляции, из-за чего бойцам приходилось часто (даже под огнем пулеметов) выскакивать наружу, чтобы надышаться свежим воздухом и отдохнуть от запахов выхлопных газов.

Несмотря на все недостатки, танк активно применялся на фронте – в бою 1916 года было использовано 18 таких боевых машин. После этого в Лондон пришло требование о том, чтобы такие танки доставили на передовую уже в количестве 1000 экземпляров. В дальнейшем конструкция Большого Вилли с каждым разом совершенствовалась, и более современная модель значительно опережала по техническим параметрам предыдущую.

Как изменить ход войны? Как быстро прорвать фронт? Эти вопросы интересовали военачальников всех времен. И решение этой задачи нашли — это танк. Этим гением, который навсегда изменил тактику боя, был английский полковник У. Свинтон. 20 октября 1914 года полковник обратился в военное министерство с идеей построить бронированную машину на гусеницах, используя в качестве основы американский трактор Холт.


По предложению англичанина новая машина должна была быть на гусеничном ходу, развивать скорость до 4 километров в час, иметь экипаж из 6 человек, броневую защиту от прямого пулеметного огня и винтовок, а в качестве вооружения — 2 пулемета Льюис. Также Свинтон предложил такую стратегию: лучше иметь много небольших легких машин, чем несколько тяжелых и хорошо защищенных. Но, к сожалению, идеям Свинтона не суждено было сбыться. А причиной тому оказалась очень большая масса новой машины.


Первый танк в мире! (История создания)


Паралельно со Свинтоном работал инженер Триттон, над своим танком под названием «Большой Вилли». Проект Триттона оказался более удачным, чем Свинтона и к осени 1915 года был построен опытный образец и уже летом 16 года танки этого типа были использованы в бою, чем произвели ошеломляющее действие на противника.

Происхождение названия.

Откуда же такое название, «танк»? Тут как раз все просто, можно сказать, что сама история придумала такое название. Дело все в том, что англичане, как любые нормальные люди, использовали разработку новых машин как козырь в своем рукаве и соответственно вся информация об этом была совершенно секретна. Но ведь перевозить опытные образцы, проводить испытания как-то нужно. И англичане придумали решение. Они перевозили танки по железной дороге, накрыв их при этом бризентом. Из-за своей формы, накрытые брезентом, танки очень были похожи на цистерны с горючим, а цистерна по-английски — «tank». Отсюда и пошло название «танк».

Начиная с 1914 года проекты бронированных машин, как гусеничных, так и колесных, посыпались, словно из рога изобилия. Помимо технических предпосылок, появилась и потребность в такого рода боевых машинах - не будем забывать, что шла первая мировая война.

В августе 1914 года в Ставку Верховного Главнокомандующего обратился изобретатель А. А. Пороховщиков с проектом бронированной машины - «Вездеход». Предложение рассматривалось в Особом комитете генералом А. В. Каульбарсом. При его поддержке Пороховщиков попал на прием к Верховному Главнокомандующему, которого убедили объяснения изобретателя. В принятом решении было определено, что «Вездеход» должен быть изготовлен силами начальника инженерных снабжений армий Северо-Западного фронта.

В Главном военно-техническом управлении необходимые чертежи, докладная записка и смета расходов на постройку «Вездехода» не были одобрены. 24 декабря 1914 года эти материалы поступили к начальнику инженерных снабжений армий Северо-Западного фронта, который, изучив проект, составил специальный доклад главному начальнику снабжения армий того же фронта. В докладе обосновывалась необходимость постройки «Вездехода» как машины, полезной в военном деле. 13 января 1915 года постройка опытного образца «Вездехода» с одной широкой гусеницей была санкционирована. На его изготовление ассигновали 9960 рублей, а местом работы определили казармы ушедшего на фронт Нижегородского полка.

1 февраля в Риге в казармах Нижегородского пехотного полка завершилась организация мастерских: 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных рабочих приступили к изготовлению «Вездехода».

На стадии предложения рассматривались два варианта - с одной и двумя гусеницами. Так как в конструктивном и производственном отношении первый вариант был проще, то он и был принят. Для опытного образца, на котором должна была быть проверена правильность основной идеи изобретения, не имело существенного значения большее или меньшее совершенство движителя, поэтому детально разрабатывался первый вариант. Это был сравнительно легкий «аппарат» массой 3,5-4 т, то есть уровня танкетки. Несущей конструкцией являлась стальная рама, к которой крепились направляющий и три опорных (из них задний - ведущий) пустотелых барабана. Оси направляющего барабана вводились в специальные прорези рамы и фиксировались двумя винтами. Его перемещением вдоль прорезей регулировали натяжку гусеницы. Кроме того, существовал дополнительный натяжной барабан, формирующий верхнюю ветвь гусеницы, проходящую под всем днищем корпуса. Ходовая часть закрывалась фальшбортом.

Широкая гусеница обеспечивала низкое удельное давление на грунт, хорошую проходимость, исключала вероятность посадки днищем на препятствие; но применение резиновой ленты признать удачей невозможно в силу ее высокой уязвимости. Вряд ли движитель мог уверенно выдержать сосредоточенный обстрел. Однако следует сделать поправку на высокие скоростные данные и малые габариты машины (длина - 3,6 м, ширина - 2м, высота по корпусу - около 1,5 м), известным образом затрудняющие ведение по ней прицельного огня. В целом способность «Вездехода» действовать в бою маневренно сомнений не вызывала.

Оригинальным образом производился поворот машины. По обе стороны рамы, в ее средней части, имелись два рулевых колеса, поворачивающиеся относительно вертикальной оси и связанные со штурвалом поворотными вилками и системой тяг. На дорогах с твердым покрытием«Вездеход» опирался на рулевые колеса и ведущий барабан. На слабых грунтах рулевые колеса самопроизвольно заглублялись, и в действие вступала вся поверхность гусеницы. Таким образом была получена своеобразная интерпретация колесно-гусеничного движителя.

В качестве силового агрегата использовался автомобильный 20сильный мотор, смонтированный на кормовой части рамы. Крутящий момент на ведущий барабан передавался через механическую планетарную коробку передач и карданный вал. Следует особо отметить конструкцию броневой защиты - она многослойная (лицевой цементированный 2-мм стальной лист, амортизирующая прокладка из волос и морской травы, второй стальной лист) при общей толщине 8 мм. Поражает качество формы бронекорпуса: оно столь высоко, что невольно возникает вопрос о технологических сложностях и трудоемкости изготовления применительно к 1915 году. Не исключено, что именно это обстоятельство заставило Пороховщикова отказаться в дальнейшем от столь удачного решения и, проектируя «Вездеход-2»,обратиться к примитивному коробчатому корпусу. Кроме того, конструкция корпуса «Вездехода» позволяла добиться его водонепроницаемости. Такая возможность анализировалась, и в перспективе предполагалось наделить машину амфибийными свойствами.

Водитель и командир (он же пулеметчик) размещались в средней части корпуса, «плечом к плечу», на двух установленных рядом сиденьях. Вооружение (1- 2 пулемета) наметили разместить в цилиндрической башне, венчающей боевое отделение.

В реализации проекта особое опасение внушал движитель, конструкция совершенно оригинальная. Поэтому основные усилия направлялись на сборку ходовой части. Бронекорпус изготавливали параллельно. Его элементы подвергались пробному обстрелу. Затем всю коробку установили на легковое шасси и подвергли испытаниям на пулестойкость и общую жесткость.

15 мая 1915 года постройка опытного образца завершилась. На нем смонтировали деревянный макет корпуса, а для компенсации массы в машину уложили балластные мешки. Спустя три дня провели пробный пробег. Выяснилось, что при движении соскакивает гусеница. На определение причины ушел месяц. После чего на внешней поверхности барабанов, первоначально гладкой, сделали по три кольцевых направляющих желоба, а на внутренней поверхности гусеницы - соответственно три центрирующих выступа.

20 июня 1915 года на официальных испытаниях комиссия отметила хорошую проходимость машины, ее маневренность, высокие разгонные качества и скорость около 25 верст/час и в соответствующем акте № 4563 зафиксировала: « Оказалось, что означенный «Вездеход» легко идет по довольно глубокому песку со скоростью около двадцати пяти верст в час; в дальнейшем «Вездеход» перешел на среднем ходу канаву с пологими откосами шириной по верху 3 метра и глубиной около 1 аршина. Все значительные выбоины и значительные неровности поверхности «полкового двора», где производились испытания, «Вездеход» брал легко на полном ходу. Поворотливость вполне удовлетворительная; в общем «Вездеход» прошел по грунту и местности, непроходимым для обыкновенных автомобилей».

Доводка «Вездехода» производилась в Петрограде. 29 декабря была достигнута скорость порядка 40 верст/час. К этому времени было израсходовано 18000 руб. Дело сулило успех, но военные прекратили финансирование работ. В этой связи нередко ссылаются на преступное равнодушие и бюрократизм. Однако шел 1916 год, в самом разгаре была первая мировая война, и боевые действия приобрели затяжной позиционный характер. Объективно «Вездеход», обогнавший свое время, оказался «не кстати». Ожидать от скоростной, высокоманевренной машины эффективной работы на многорядных проволочных заграждениях не приходилось. Для этих целей она явно не годилась. Требовался специальный танк - позиционный. И достаточно было Н. Лебеденко подать заявку на колесную боевую машину прорыва, как с высочайшего благоволения императора Николая II он получил необходимые силы и средства для осуществления своего проекта.

Итак, несмотря на положительные результаты испытаний, работы по усовершенствованию опытного образца «Вездехода» были прекращены. Главное военно-техническое управление приняло все меры по срыву успешного завершения опытных работ и организации промышленного производства танков в России. На различные предложения о дальнейшей судьбе «Вездехода» начальник Главного военно-технического управления отвечал следующими характерными резолюциями: «Почему мы вмешались в это дело?», «Для чего он нам?» (на предложение о передаче «Вездехода» в Главное военно-техническое управление). С декабря 1915 и по октябрь 1916 года шла бюрократическая переписка, были заторможены все работы над «Вездеходом».

Подлинные чертежи первого «Вездехода» А. А. Пороховщикова не удалось разыскать. Сравнительно недавно были обнаружены документы, по которым удалось восстановить в основных чертах историю его постройки, а также были найдены фотоснимки машины, сделанные во время ее испытаний.

В сентябре 1916 года в русской печати появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия - «сухопутного флота». Эти сообщения были напечатаны в газете «Новое время» № 14568 от 25 сентября (по старому стилю) 1916 года и в «Петроградской газете» № 253. В связи с этими сообщениями в газете «Новое время» № 14572 от 29 сентября (по старому стилю) 1916 года появилась статья «Сухопутный флот - русское изобретение», которая вскрыла неприглядную роль Главного военно-технического управления в задержке работ по созданию в России нового оружия - боевых вездеходных машин.

Вскоре после выступления в печати последовал запрос в государственную думу о проведенных мероприятиях по обеспечению русской армии танками. Под давлением общественного мнения начальник Главного военно-технического управления санкционировал проектирование усовершенствованного «Вездехода» - «Вездехода-2», или, как его еще обозначали для отличия от предшественника, «Вездеход 16г.» Проект был вскоре закончен и 19 января 1917 года поступил в броневой отдел автомобильной части Главного военно-технического управления. Его экспертиза и обсуждение затянулись на срок более десяти месяцев.

Помимо проекта была выполнена модель «Вездехода-2». Сохранившиеся документы позволяют получить довольно полное представление об его устройстве. Ходовая часть «Вездехода-2» сочетает элементы ходовой части автомобиля и гусеничного трактора. Резиновая бесконечная лента, расположенная под днищем корпуса, охватывает четыре подрессоренных барабана. Задний барабан связан цепью с силовой передачей и является ведущим. На одной оси с ним жестко посажены автомобильные колеса, имеющие больший диаметр, чем барабан. Передний барабан, снабженный пружинным устройством, приподнят, что улучшает преодоление препятствий. На одной оси со вторым барабаном посажены передние колеса, с помощью которых (как у автомобиля) выполняются повороты.

При движении по дороге с твердым покровом «Вездеход-2» опирался на грунт только колесами и двигался, как автомобиль; гусеница перематывалась вхолостую. На рыхлой почве колеса погружались в грунт, гусеница садилась на грунт и начиналось движение на гусеничном ходу. Поворот и в этом случае осуществлялся с помощью тех же колес, что и при движении на колесном ходу.

Броневая защита предусматривалась толщиной в 8 мм. Вооружение состояло из 3 или 4 пулеметов. 2-3 пулемета должны были устанавливаться в башне весьма оригинальной конструкции, допускавшей независимую наводку на цель каждого пулемета отдельно.

Двигатель и трансмиссия, а также системы, обеспечивающие их работу, размещались в кормовой части корпуса. В носовой части корпуса находилось отделение управления, а посередине - боевое. Предусматривалась специальная перегородка между боевым отделением и отделением силовой установки. Для осмотра и обслуживания двигателя в перегородке имелись люки.

19 октября 1917 года Автомобильный комитет ГВТУ, куда поступил на рассмотрение проект «Вездехода-2», признал конструкцию «недостаточно разработанной, а посему затраты казны по выполнению проекта в настоящем его виде излишними».

Конец XIX — начало XX века характеризуется стремительным научным прогрессом человечества. Активно применяют паровозы и автомобили, изобрели двигатель внутреннего сгорания и активно пытаются подняться в небо. Всеми такими изобретениями рано или поздно заинтересовываются военные.

История развития бронетехники по странам

Китай

История танков остальных стран

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения — нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Первый в мире танк Mark I

Этим танком был , названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище: «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка, в спонсонах, в зависимости от модификации устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).

Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Ротмистров писал, что англичане не смогли развить тактический успех в оперативный только из-за малого количества танков.

Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом « самодвижущиеся водяные цистерны для Петрограда». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки. Интересно, но в России, до того как прижилось английское «танк», его переводили и называли — лохань. В других армиях закрепились свои названия – «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » (боевая повозка), у шведов — «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка).

После Mark I танкам постоянно уделялось огромное внимание, хотя тактика и стратегия их применения, еще не была разработана, а возможности самих танков были довольно посредственные. Но через очень короткое время танк станет ключевым предметом на поле боя, появятся легкие и тяжелые танки, многобашенные неуклюжие гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.

Название

Слово «tank» по-английски означает цистерну или бак. Да, своим названием боевая машина обязана британцам. Появилось оно во время Первой мировой войны, когда Великобритания отправила на фронт первую партию танков. Чтобы скрыть этот факт от немецких разведчиков, был пущен слух, что российской правительство заказало в Лондоне большую партию топливных цистерн. Под видом огромных баков танки и были отправлены на фронт. В России слово «танк» прижилось не сразу. Боевые машины первоначально называли «баками» или даже «лоханями».

Предыстория

Предсказывал появление таких машин и военный министр Российской Империи Дмитрий Милютин, который умер за два с небольшим года до появления первых танков.

Танк Да Винчи

Отцы танков

Выпуск танков начался одновременно сразу в нескольких странах и каждая из них приписывает изобретение гусеничной машины себе. В Великобритании после Первой мировой даже была созвана специальная комиссия, которая должна была доказать, что танк придумали британские инженеры. В России «отцом» танка считается изобретатель Александр Пороховщиков, — потомственный дворянин, предложивший свой проект боевой машины в 1914-м году. Машину эту Пороховщиков называл «Вездеходом», вместо колес она использовала гусеницы, что позволяло ей прекрасно двигаться по бездорожью. Например, скорость движения «Вездехода» по песку составляла около 25 верст в час. Тем не менее, правительство России долго откладывало решение о начале серийного выпуска «Вездеходов», в итоге, до конца войны оно так и не было принято. Заслуги Пороховщиков оценили уже после Революции. Впрочем, изобретателя это не уберегло. В 1940-м году он был арестован, а позже расстрелян как человек, принадлежащий к дворянскому сословию.


Александр Пороховщиков (слева) и его танк

А вот проект бывшего британского офицера Эрнеста Данлопа Суинтона до ума доведен все-таки был. Танк Суинтона мало чем отличался от «Везедхода» Пороховщикова. Он тоже предложил использовать гусеницы, взяв за образец американский трактор «Холт». Проект Суинтона получил одобрение Военного министерства. Боевую машину первоначально именовали сухопутным кораблем. Первый танк был успешно испытан в феврале 1916-го года. Машину любовно назвали «Матерью», хотя позже первые два танка «MarkI» неофициально именовались «Самкой» и «Самцом». К слову, Королевская Комиссия по изобретениям позже отказала Суинтону в праве называться «отцом» танка. Этот неофициальный титул получили промышленник Уильям Триттон, — чья компания «Foster & sons» наладила серийное производство первых танков, — а также британский военный инженер Уолтер Уилсон.


Эрнест Данлоп Суинтон

Французы тоже любят предписывать себе изобретение танка. Правда, с гигантской натяжкой. Во Франции, в самом деле, еще до войны получили широкое хождение бронированные машины. Правда, это изобретение было, скорее, прототипом БТР, чем танка. Французская бронированная машина ездила на колесах и была совершенно бесполезна на бездорожье.

Впрочем, и у французов был свой «отец» танка. Полковник Жан-Батист Этьенн, по проекту которого после долгих переговоров, споров и бумажной волокиты были созданы танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер».


«Сен-Шамон» Жана-Батиста Этьенна

Споры

Танк Суинтона вполне мог повторить судьбу танка Пороховщикова. Британское правительство колебалось. Производство боевых машин стоило дорого, а уверенности в том, что они принесут успех на войне, не было. Горячим сторонником производства танков был Уинстон Черчилль (в то время Первый Лорд Адмиралтейства). А вот прославленный фельдмаршал Горацио Китченер считал производство танков пустой тратой денег. «Эта дорогая игрушка не поможет выиграть войну», — говорил он.


Горацио Герберт Китченер на британском военном плакате

Боевое крещение

Знаменитая битва на Сомме (1 июля — 18 ноября 1916) стала первой битвой в истории человечества, в которой были применены танки. Нельзя сказать, что эта попытка была удачной. Из 50 танков, которые британцы собирались использовать для наступления, реально были задействованы лишь 18. Наступали они разрозненно и медленно, так что применить их полноценно не удалось. Но танки оказали огромное психологическое воздействие на немецкую пехоту, тем более, что их броня была неуязвима для пуль. Битва на Сомме, унесшая жизни почти миллиона человек, закончилась победой англо-французских войск. Дебют танка был признан удачным.



Тот самый британский танк «Mark 1»

Царь-танк

В России, тем временем, была сконструирована ужасающая боевая машина, вошедшая в историю под названием, «Царь-танк». Проект разработал инженер Николай Лебеденко. Гигантская машина, строго говоря, не являлась танком, ибо передвигалась с помощью колес. Самая крупная бронированная машина в истории человечества, в итоге, была признана негодной к использованию в боевых условиях. Царь-танк не прошел испытания.



Царь-танк Лебеденко

Как Германия не оценила танки

Британская контрразведка всеми силами старалась скрыть создание танков и держала производство в строжайшем секрете. Но история про цистерны для российского правительства не сработала. В Берлине о том, что Великобритания разрабатывает «сухопутные корабли» узнали примерно за полгода до битвы на Сомме. Просто германские генералы особого значения этой информации не придали. Существует легенда, что один из генералов даже произнес такую фразу: «здоровый дух немецкого солдата не позволит ему поддаться панике, и он расправится с этой неуклюжей и слепой машиной». Однако после битвы на Сомме военное командование Германской Империи приняло решение производство танков, все-таки наладить. Так появился танк A7V. 20 машин были выпущены в 1917-м году уже под конец войны. Широко применить их в боевых действиях Германия не успела.



Танк A7V в немецком военном музее

Прародителем боевого самоходного средства, ныне именуемого танком, по праву считают Леонардо да Винчи. Среди его проектов есть один, представляющий собой закрытую колесницу, которая может перемещаться самостоятельно, имеет внешнюю защиту для находящихся в ней людей и вооружена пушками. Её назначение Леонардо определил так «для нарушения многочисленного вражеского строя». Чем не танк?

Но, к огромному сожалению, в жизни путь от теоретической разработки до её воплощения «в плоть и кровь» чрезвычайно длинен. И это, как никто иной, смог испытать на себе человек, которого в настоящее время упоминают не иначе, чем «отец французского танка». Его настоящее имя - Jean Baptiste Eugène Estienne (Жан-Батист Эстьен), годы жизни 1860-1936.

Главным уроком франко-прусской войны 1871 года стал факт, что побеждает тот, кто лучше вооружён. Артиллерия пруссаков, имеющая на вооружении стальные орудия, наголову переиграла бронзовые пушки французов и получила почётный титул «Бога войны». Карьера офицера-артиллериста во франции обрела статус самой завидной. Поэтому не мудрено, что Эстьен выбрал именно её. Окончив специальную Политехническую школу он поступает в военное училище и в 1884 лейтенант Эстьен приступает к службе. Начало первой мировой он встречает в звании полковника.

Жан-Батист относился к той редкой категории офицеров, которые учатся не на опыте вчерашней войны, а думают о завтрашнем дне. Будучи прекрасным математиком и глубоко разбираясь в профессии Этьен уже в 30 лет пишет первую крупную работу по баллистике, которая и поныне используется как часть теоретического курса при изучении вопроса «стрельба с закрытых позиций». Он много внимания уделяет модернизации артиллерийских приборов. Ему же принадлежит идея (1902) установления телефонной связи между батареями и штабом.

В 1909 полковник Эстьен возглавил первый во французских вооружённых силах воздухоплавательный отряд. Предполагалось, что аэропланы будут применяться в будущих сражениях для корректировки стрельбы артиллерии. К этому роду войск авиаторов и прикрепили.

Уже в начале новой войны Жан-Батист делает вывод о том, что победа в ней достанется тому, кто первым сможет установить орудие на вездеход, защищённый бронёй. В начале 1915 года он предложил заняться данной идеей известного конструктора Луи Рено, но получил отказ. Рено сослался на то, что все его предприятия полностью загружены оборонными заказами. Но идея понравилась и в июле 1915 года Рено начал разработку прообраза первого танка, получившего наименование Renault FT-17.

Ведущиеся параллельно аналогичные работы в Англии никак не были связаны с французскими разработками. Союзники действовали раздельно. Поэтому французская разработка не была (к счастью) похожа на британские «сухопутные крейсера». Вариант Рено оснащался башней с круговым вращением, в которую устанавливалась пушка калибра 37мм.

Первый боевой опыт применения английских танков 15.09.1915 в Бельгии (река Сомм) позволил говорить о новом оружии как о перспективном и достаточно интересном. Французы постарались ускорить свои работы в данном направлении. Генерала Эстьена 30.09.1915 назначают командиром вновь создаваемых во французской армии танковых частей. Правда называются они пока «части особой артиллерии». Ж-Б. Эстьен внёс огромный вклад в дело формирования нового вида войск. Например, именно благодаря его усилиям было прекращено распыление средств на параллельную разработку моделей танков (лёгкий - Рено, тяжёлый - St Chamond /аналог британских разработок/ и свержтяжёлый - Char 2C) и все они были направлены на модель Renault FT-17.

Впервые в боевых действиях французские танки приняли участие 16.04.1917. Бой был проигран. Более того, погиб командир первой танковой части. От разжалования и жёстких мер воздействия Этьена спасло только заступничество генерала Петена.

Этьен сделал правильные выводы из проигранного сражения и внёс большой вклад в разработку тактики применения танковых подразделений. Именно ему принадлежит идея использования танков группами по 12-16 машин с постановкой каждой из них конкретной тактической и стратегической задачи по уничтожению опорного очага обороны противника. Жан Батист сделал выводы, не утратившие своей актуальности и в настоящее время: танки необходимо использовать во взаимодействии с пехотой и артиллерией. Главное достоинство новой техники заключается в скорости, проходимости и хорошем вооружении.



Рекомендуем почитать

Наверх