Известные актерские династии. Кровные узы. самые знаменитые актерские династии. Актерская династия Ургантов

Отношения, любовь и семья 23.06.2019
Отношения, любовь и семья
19 мая 2016

Дети и внуки самых известных советских актеров пошли по их стопам. сайт рассказывает, как сложилась судьба самых младших популярных наследников звездных династий

Дети и внуки самых известных советских актеров пошли по их стопам. сайт рассказывает, как сложилась судьба самых младших популярных наследников звездных династий.

БОНДАРЧУК


Основатель династии — известный режиссер и актер Сергей Федорович Бондарчук (в 1969 году его фильм «Война и мир» получил премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке). У него было две жены, обе актрисы: Инна Макарова и Ирина Скобцева. Их дети пошли по стопам родителей. От первого брака с Инной Макаровой родилась дочь Наталья Бондарчук, у нее от брака с артистом Николаем Бурляевым родилась дочь Мария Бурляева. Во втором браке у Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой родились дети Алена и Федор. Самый популярный из молодых наследников династии Константин Крюков стал сын актрисы Алены Бондарчук и доктора философских наук Василия Крюкова. В детстве по настоянию деда окончил с отличием художественную школу в Цюрихе. Кроме того, учился в московском филиале Американского института геммологи и стал специалистом по драгоценным камням. Популярность Константину принесла игра в фильме «9 рота». Режиссер картины дядя Константина Федор Бондарчук. Сейчас на счету у популярного актера больше полусотни картин. Правая рука Крюкова во всех начинаниях жена Алина. Константин признавался, что именно она первая читает сценарии, которые ему предлагают: «С Алиной советуюсь всегда. Благодаря ей мы полетели в Батуми сниматься у Копполы. Я лежал, у меня болела спина, не хотелось никуда ехать. Я не люблю этот героический американский артхаус, и вообще я не партизан. Алина… подошла к моей бабушке и сказала: «Ирина Константиновна, а вы знаете, что вашего внука зовет сниматься Коппола?» Бабушка и жена вдвоем насели на Костю и уговорли его сниматься у Кополлы. По словам актера, его главный критик — бабушка Ирина Скобцева. Спорить с ней о кино Константин может часами. О своей династии Крюков говорит так: «У нас хорошая семья, мы все занимаемся одним делом. Мой дядя как-то сказал: «Почему есть потомственные шахтеры, и к ним относятся нормально, а к потомственным кинематографистам плохо?» Хотя кроме нашей семьи в стране огромное количество потомственных кинематографистов».


Сын Федора Сергеевича — Сергей Бондарчук — самый младший актер династии недавно сыграл одну из главных ролей в фильме «Чемпионы. Быстрее. Выше. Сильнее».

ЕФРЕМОВЫ

18 мая актер Михаил Ефремов обвенчался с женой Софией Кругликовой. Супруги живут вместе много лет, но только сейчас решили совершить церковный обряд бракосочетания. У пары трое детей: дочери Вера и Надежда и сын Борис. По признанию многодетного отца, он не принимает активного участия в воспитании наследников, так как очень занят и считает, что может научить их «плохому». Младшие дети актера Михаила Ефремова пока не пошли по его стопам. А вот сыновья от предыдущих браков достойно продолжают театральную династию, основателем которой стал выдающийся режиссер Олег Ефремов.

27-летний сын Михаила Ефремова и филолога Аси Воробьевой Никита окончил школу-студию МХАТ. Работает в труппе театра «Современник», который основал его дед.

Снялся в 30 художественных фильмах, среди которых «Куприн. Поединок», «Тихий Дон», «Лондоград». Рассказывая о своей династии Никита Ефремов признается, что члены семьи отговаривали его от актерской професии: «Были против, так как знали насколько эта профессия тяжела. Очень сложно остаться тем, кто ты есть. Родители, наверное, хотели видеть математиком, чтобы деньги умел считать». Никита говорит, что встречают коллег, которые завидуют и считают, что он получает роли, благодаря фамилия Ефремов, но стараюсь такими людьми себя не окружать. Михаил Ефремов часто посещает спектакли с участием сына, не критикует, но обсуждая игру, наводит на правильные мысли, которые помогают в развитии роли.

23-летний Николай Ефремов — сын Михаила Ефремова и Евгении Добровольской. Вместе с отцом он снялся в «Книге мастеров», а с мамой в своей первой крупной роли Николки Турбина в телесериале «Белая гвардия». Николай Молодой актер раньше, лет в 16-17, я думал: «Ой, какая у меня высокая планка! Мама, папа, а дедушка – ой, что же делать? Умереть — не встать!» А потом понял, что надо просто работать и все».

ЯНКОВСКИЕ

Основатель династии — Ростислав Янковский. Народному артисту СССР сейчас 86 лет. Два его младших брата — Николай (руководил молодежным театром в Саратове) и Олег, к сожалению, уже ушли из жизни. Самый младший из братьев Олег Янковский стал известным и любимым актером миллионов людей. Сын Олега Ивановича — Филипп окончил Школу-студию МХАТ и режиссерский факультет ВГИКа. Снял около 200 видеоклипов для отечественных исполнителей. В 2003 году на кинофестивале «Ника» получил премию «Открытие года» за первую режиссерскую работу — фильм «В движении». В его следующей режиссерской работе — экранизации романа Бориса Акунина «Статский советник» снялись Никита Михалков, Олег Меньшиков, Олег Табков. Сейчас Филиппу 47 лет, он сыграл в 20 фильмах. Сейчас Филипп репетирует главную роль в спектакле МХАТ им. Чехова по пьесе Ивана Вырыпаева «Dreamworks. Мечтасбывается».


В браке с актрисой Оксаной Фандерой у Филиппа родилось 2 детей. Сыну Ивану сейчас 25 лет, а дочери Елизавете 21 год. Внуки Олега Янковского стали актерами. Ивана уже активно снимают. Леонид Ярмольник, который снял Ивана Янковского в своей картине «Ночные стражи», говорит, что парень копия дед — «они похожи манерами, голосом, внешне»… Иван снялся в главной роли в фильме «Любовь с акцентом и без: Однажды в Армении».

Янковский-младший считает: «Я обычный, у меня нормальная жизнь, нормальные устремления, хочу стать настоящим актером и сыграть много ролей».

МИХАЛКОВЫ


Основатель династии — поэт Сергей Михалков. В 1936 году он женился на литераторе Наталье Кончаловской, дочери художника Петра Кончаловского и внучке художника В.Сурикова. Дети Сергея и Натальи: режиссеры Андрон (Андрей) Кончаловский и кинорежиссер и Никита Михалков. Их дети от разных браков: режиссеры и артисты Егор Кончаловский и Артем Михалков, актрисы Анна Михалкова и Надежда Михалкова.


Самая младшая в династии – 28-летняя актриса Надя Михалкова. Карьера Нади началась в восемь лет, когда она снялась в картине отца Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», сыграв дочь комдива Котова. Сейчас Надежду снимает ее супруг Резо Гигинеишвили. «В моей жизни рано появились работа, муж, дети. Я все свое время этому отдаю», — говорит актриса. В апреле у Надежды Михалковой состоялся режиссерский дебют на кинофестивале «Движение» в Омске. Она сняла экспериментальный сериал «Чурросы» о том, как ее сестра Анна Михалкова находит общий язык с сыновьями: 15-летним Андреем и 14-летним Сергеем, которые снялись в роли самих себя.


«Вышла я на съемочную площадку, и выяснилось, что могу это делать и получаю огромное удовольствие», — рассказала о съемках Надя.

ВИТОРГАН

Эммануил Виторган — глава театральной династии, ее продолжают — сын Максим и внучка Полина (дочь Максима Виторгана и актрисы театра Виктории Верберг — студентка РАТИ ГИТИСа). 19-летняя Полина снималась в сериале «Дневник Доктора Зайцева» (сыграла главную героиню в подростковом возрасте) и проекте Валерии Гай Германики «Майские ленты». Максим переживал за дочь и в интервью нам рассказывал: «В поступлении Полины в институт (ГИТИС) я не участвовал никак. Почти до самого конца был не против, чтобы она вообще не поступила. Люди видят красные дорожки, еще какую-нибудь фигню. А это очень стремная профессия…» О первых успехах дочери папа рассуждает так: «Сейчас познаю удивительные, странные ощущения, я даже их еще не очень сформулировал. Например, приезжаю на «Кинотавр» и там встречаю Аню Меликян (известный режиссер), которая говорит мне какие-то слова о моей дочери. Или вижу молодых актрис, которые с ней где-то уже снимались, и они мне об этом рассказывают. Приятно, конечно, но… Больше странно, чем приятно».

УРГАНТ


Основатель династии актриса Нина Ургант. Ее сын — актер Андрей Ургант, как и мама живет в Санкт-Петербурге. А внук Нины Николаевны давно покорил столицу. 38-летний Иван Ургант снимается в кино, поет под псевдонимом «Grisha Urgant». Кроме того, он — ведущий популярной программы «Вечерний Ургант» (Первый канал).

Дочь Ивана Урганта — Нина. Фото: Instagram.

В телепроекте Ивана много креатива: «Когда мы начинали, я не верил, что наше ток-шоу сможет выходить каждый день на протяжении длительного периода. Но мы все еще находим силы выдумывать что-то новое – гостей, события и даже места. Научились мигрировать с шоу по городам – переезжали в Сочи на Олимпиаду и в Санкт-Петербург на время белых ночей». Одну из дочерей Иван Ургант назвал в честь бабушки Ниной. Хорошее начало для очередного продолжения знаменитой актерской династии.

В возрасте 86 лет скончался Народный артист СССР Ростислав Янковский, старший брат .

В Минске на 87 году жизни скончался артист Национального академического драматического театра им. Максима Горького, Народный артист СССР Ростислав Янковский.

Об этом сообщили в пресс-службе театра.

"Его смерть – тяжелейшая и невосполнимая утрата для семьи, для друзей и для миллионов поклонников его таланта, огромная потеря для искусства, служению которому он посвятил всю свою жизнь", – говорится в сообщении.

Глава Минкульта РФ Владимир Мединский выразил свои соболезнования родным, близким и поклонникам усопшего, отметив талант и мастерство актера. Министр назвал кончину последнего из братьев Янковских потерей для жителей всего постсоветского пространства.

"Каждая его роль была настоящим событием", - заявил Мединский.

Гражданская панихида и Церемония прощания состоится на большой сцене Национального академического драматического театра им. Горького в Минске 28 июня в 10:00.

Биография Ростислава Янковского:

Ростислав Иванович Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе в семье потомственного дворянина, бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семёновского полка.

Ростислав - старший из трех братьев Янковских. Средний брат Николай скончался в прошлом году. А актер Олег Янковский, который был младшим из братьев, умер в мае 2009 года.

Жена - Нина Чеишвили. Дети: сын - Игорь (род. 1951), актёр; сын - Владимир (род. 1960), актёр и режиссёр. Племянник - Филипп Янковский (род. 1968), актёр и режиссёр.

Род Янковских имеет белорусские и польские корни. В 1930-х годах отец был репрессирован, дважды арестовывался. После его возвращения семья переехала из Одессы в Рыбинск. Во время войны жили в Джезказгане (Казахстан), затем в Ленинабаде (Чкаловск, Таджикистан), где отец работал на строительстве.

Учась в школе, Ростислав занимался в кружке художественной самодеятельности, играл комедийные роли. Тогда же он начал заниматься боксом и стал Чемпионом Таджикистана среди юношей.

По окончании школы женился, работал диспетчером автобазы в Ленинабаде, продолжал участвовать в самодеятельности Дворца культуры, где его заметил руководитель местного театра Д. М. Лиховецкий и предложил работать в театре. Поначалу Ростислав отказывался, ведь не было образования, но ему сказали: «будете работать и учиться, педагоги у нас есть». Так и вышло: Ростислав учился в студии при театре и был занят в спектаклях театра: «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, «Последние» М. Горького.

В 1951 году окончил Театральную студию при Ленинабадском драматическом театре, до 1957 года работал в этом театре.

В 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, был принят актёром в Государственный русский драматический театр Белорусской ССР им. М. Горького (ныне Национальный академический драматический театр им. М. Горького), где служил до конца своей жизни.

С 1995 по 2010 годы - председатель Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Лістапад» в Минске.

Секретарь Правления (1988-1998), член рады и президиума (с 1998 года) Союза театральных деятелей Беларуси.

Депутат Верховного Совета Белорусской ССР (1985-1990).

С 2000 года - член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Член Международной академии театра при Российском благотворительном общественном фонде содействия театру и телевидению «Маски» (2001).

В 2006 году в издательстве «Мастацкая літаратура» вышла книга Т.Орловой и А.Карелина из серии «Жизнь замечательных людей Беларуси» - «Ростислав Янковский. Артист».

Ростиславу Янковскому посвящены документальный телефильм БТ «Монолог с отступлениями» (1987, реж. Л. Гедравичус), видеофильм БВЦ «В юбилей - выходной день» (1990, реж. Б. Берзнер).

Ростислав Янковский в фильме "Служили два товарища"

Ростислав Янковский в фильме "Море в огне"

Ростислав Янковский в фильме "Битва за Москву"

Ростислав Янковский в фильме "В июне 41-го"

Фильмография Ростислава Янковского:

1958 - Красные листья - Виктор
1968 - Карантин - член комиссии по расследованию
1968 - Служили два товарища - Васильчиков
1969 - Я, Франциск Скорина… - Иван Скорина
1969 - Ватерлоо - Флахау
1970 - Мир хижинам - война дворцам - Пятаков
1970 - Море в огне
1970-1972 - Руины стреляют... - командир партизанского отряда
1971 - Вся королевская рать - Теодор
1971 - Рудобельская республика - эпизод
1972 - Земля, до востребования - Агирре
1973 - Кортик - директор школы
1974 - Пламя - член Ставки
1975 - Волчья стая - начштаба партизанского отряда
1975 - Надёжный человек - Сергей Сергеевич
1975 - Ольга Сергеевна - писатель
1978 - Встреча в конце зимы - Семён Петрович, редактор
1979 - Задача с тремя неизвестными - Белов
1980 - Атланты и кариатиды - Арсений Николаевич Языкевич
1980 - Крупный разговор - Фёдор Павлович
1982 - Взять живым - доктор
1982 - Кафедра - Флягин
1983 - Сказка о Звёздном мальчике - хозяин Созвездия
1983 - Последний довод королей - Скотт
1983 - Ускорение
1984 - Время и семья Конвей - Джералд Торнтон спустя двадцать лет
1984 - Медный ангел - Левен
1984 - Государственная граница. фильм «Красный песок» - Лукин, полковник
1984 - Канкан в Английском парке - Даниил Робак (Торчинский)
1984 - Предел возможного - Любомир Сергеевич Самарин
1985 - Битва за Москву - Смирнов, генерал-майор
1985 - Володя большой, Володя маленький - Ягич
1985 - Прыжок
1986 - Гонка века - Стэнли Бест
1986 - Крик дельфина - министр
1986 - Не забудьте выключить телевизор - Михаил Михайлович
1987 - Сабля без ножен
1990 - Человек из чёрной «Волги» - замминистра
1990 - Вечный муж - Федосей Петрович
1990 - Ребро Адама - Виктор Витальевич, 1-й муж Нины Елизаровны, отец Лиды
1991 - Безумной страстью ты сама ко мне пылаешь - Владимир Францевич
1991 - Прости нас, мачеха Россия - Стеблин
1991 - Призрак - Константин Григорьевич
1991 - Грех лицедейства (фильм-спектакль) - Владимир Францевич
1992 - Солнечный день в конце лета - профессор
1996 - Любить по-русски 2 - Ярошевич
1997 - Приятель покойника - Игорь Львович
1998 - Проклятый уютный дом - Антоний Брыницкий
1998 - Любить по-русски 3: Губернатор - Ярошевич
1999 - Директория смерти (новелла «Попугай») - сосед, пенсионер / пожилой муж
2000 - Аномалия - генерал
2002 - Закон - Николай Скляр
2005 - Статский советник - Храпов
2007 - Перед заходом солнца (фильм-спектакль) - Маттиас Клаузен
2008 - В июне 41-го - Войцех Бельский
2010 - Месть - Беглов

Ростислав Иванович Янковский родился в г.Одесса.
Актер Государственного русского драматического театра БССР им. М.Горького.
Народный артист СССР (1978).

В 1951 году окончил театральную студию в Ленинабаде при Ленинабадском драматическом театре, до 1957 года работал в Ленинабадском театре.

С июня 1957 г. работает в Минском Национальном академическом драматическом театре им.М.Горького. Сыграл более 160 ведущих ролей в классическом, современном и зарубежном репертуаре

Президент Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Лiстапад".
Неоднократно избирался в районный, городской и Верховный Совет, Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь, являлся секретарем Правления Союза театральных деятелей Республики Беларусь.

Жена - Нина Чеишвили. Сыновья: актёр Игорь Янковский и актёр Владимир Янковский.
Младший брат – Олег Янковский, племянник – актёр и кинорежиссёр Филипп Янковский.
Средний брат Николай живет в Саратове, но приезжает в Минск на юбилеи, на фестивали, в гости.
Один внук работает в Москве, ему 28 лет, он занимается маркетингом. Внучка учится в Минске, а младшенькому, от второго сына, который живет в Минске, будет только 5 лет.

Детство

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семёновского полка. Впоследствии его отец будет репрессирован, а семья будет отправлена в ссылку в Казахстан, где родится его младший брат Олег Янковский.

«Корни» у Янковских - белорусские, о чем, кстати, говорит и сама фамилия, основанная от имени Ян, Янка. Да и основоположник рода изначально ведь был Ян Янковский, это потом уже в России стал Иваном. Гвардейскому офицеру, штабс-капитану лейб-гвардии Семеновского полка Ивану Янковскому пришлось служить и в Красной Армии, вместе с Тухачевским... Мать тоже дворянка, из рода Ненастьевых. Мать с Волги, а отец из Беларуси.

И, тем не менее, несмотря на верную службу в Красной Армии, в советское время Иван Янковский все же был репрессирован. А семья «врага народа» пожила вместе с ним во многих городах и селениях. После второго ареста семья переехала в деревню под Рыбинск. Город был знаменит своей огромной «зоной». Какие люди в то время там сидели: актеры, музыканты, поэты! А какие концерты давали друзья отца, «вольнопоселенцы»!

Вот в этой интеллигентной, высокообразованной семье и рос Ростислав Янковский. Парень много читал, размышлял, и в его душе рождались фантазии, наполняя душу глубоким внутренним смыслом... А вот игра в различных драмкружках была, пожалуй, единственной отдушиной среди школьной рутины. Тогда, во время войны, юношу тянуло играть, изображать что-нибудь неожиданное, яркое. В школьной самодеятельности ему доверяли всегда главные, ответственные роли. Родители, сами любившие театр, искусство, музыку, всегда поддерживали увлечение сына. И потом продолжали помогать ему, были и первым советчиками. Так что выход на сцену Ростислава Янковского, пожалуй, был подготовлен всей его жизнью.

Начало театральной карьеры. Учёба

По окончании школы он женился, работал диспетчером автобазы в Ленинабаде. В это время он принимал участие в самодеятельности Дворца культуры. Там Ростислава Ивановича заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и предложил работать в театре. Поначалу Ростислав стал отказываться, ведь не было образования, но ему сказали: «будете работать и учиться, педагоги у нас есть». Так и вышло: Ростислав учился в студии при театре и был занят в спектаклях театра: «Макар Дубрава» Корнейчука, «Последние» М.Горького.

В 1951 году окончил театральную студию в Ленинабаде, до 1957 года работал в Ленинабадском театре.

В 1957 года вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, и с тех пор служит в Минском русском драматическом театре им. М. Горького. Ростислав уже в молодые годы стал звездой сцены. Здесь были сыграны его самые знаменитые классические роли: Макбет, Арбенин, Антоний, Вершинин.

Не единожды знаменитого актера белорусской сцены переманивали в лучшие театры Москвы и Ленинграда, но он всякий раз отказывался: «Уж так, как меня Беларусь приняла и полюбила, наверное, не сможет ни одна страна. В Минске Господь мне помог, судьба актерская сложилась хорошо, я сыграл множество ролей. Я люблю этот театр, а он любит меня!» И будучи бессменным президентом международного кинофестиваля «Лiстапад», Ростислав Иванович ни разу не отменил ни одного спектакля со своим участием, даже в день открытия кинофорума!

Первые роли в кино

Дебют Ростислава Янковского в кино состоялся на киностудии «Беларусьфильм» в историко-революционном приключенческом фильме «Красные листья». Режиссер Владимир Корш-Саблин пригласил тогда восходящую звезду Минской театральной сцены на роль одного из молодых повстанцев на ряду со знаменитыми актерами: Михаилом Жаровым, Кларой Лучко, Евгением Карнауховым, Владимиром Чобуром, Владимиром Дедюшко.

Настоящую же киношную жизнь Ростислав Янковский начал постигать с роли серьезно настроенного красноармейца Васильчикова в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища» Евгения Карелова. В этом фильме братья Янковские впервые снимались вместе. Младший Олег Янковский сыграл в картине роль бывшего фотографа - солдата Андрея Некрасова. Потом, правда, еще не раз сводила их вместе киношная судьба на одной съемочной площадке.

В историко-биографической ленте режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...» братья Янковские создали романтические образы других братьев, живших в первой половине XVI века. Ростислав блестяще сыграл Ивана Скорину, а Олег столь же успешно выглядел в роли белорусского издателя и просветителя Франциска Скорины.

Герои Янковского. Такие разные…

70-е – 80-е годы - расцвет творчества Ростислава Янковского. Обладая врожденным аристократизмом и обаянием (что, собственно говоря, присуще всем Янковским) актер создал целую галерею запоминающихся образов. Способность актера легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила ему быть востребованным самыми разными режиссерами в картинах самых разных жанров.

Среди его героев: Агирре в приключенческом фильме Вениамина Дормана «Земля, до востребования», редактор Семен Петрович в драме Иосифа Шульмана «Встреча в конце зимы», полковник Антон Георгиевич Белов в детективе Бориса Шадурского «Задача с тремя неизвестными», профессор Флягин в фильме Ивана Киасашвили «Кафедра», Хозяин созвездия в «Сказке о звездном мальчике» Леонида Нечаева, инвалид войны, любитель книг Михаил Михайлович в детской комедии Николая Лукьянова «Не забудьте выключить телевизор…».

Органично Янковский выглядел и в картинах на военную тематику (начштаба партизанского отряда в военном фильме Бориса Степанова «Волчья стая» и волевой умный генерал-майор Смирнов в «Битве за Москву» Юрия Озерова), и в экранизациях произведений русских классиков (драма Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький», созданная по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, или одна из лучших экранизаций Достоевского – драма Евгения Марковского «Вечный муж»).
К числу наиболее заметных картин с участием Ростислава Янковского начала 90-х относятся: трагикомедия Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» (где актер создал образ преуспевающего адвоката Виктора Витальевича) и ироническая фантазия из закулисной жизни театральной богемы по пьесам Дюренматта и Ануйя «Грех лицедейства». В последней актер блистает бурной игрой красок в главной роли в партнерстве с великолепной Анастасией Маланкиной.

Янковский не просто играл роли, он по-настоящему «жил на экране». Этот талант актера ярко проявился и в мелодраме «Солнечный день в конце лета», повествующей о неожиданном и неуместном чувстве, возникшем между двумя уже вполне зрелыми людьми, живущими каждый своей жизнью, и в кинопритче «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое – трава».

Снялся Ростислав Янковский и в двух фильмах знаменитой кинотрилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски – 2», сыграв роль суетного в погоне за благами и карьерой Ярошевича. Как признавался сам Ростислав Иванович, он просто не мог отказать себе в удовольствии сняться рядом с такими мастерами отечественного кино, как Евгений Матвеев, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков.

В последние годы Ростислав Иванович нечасто, но все же появляется на экране, радуя своими новыми работами поклонников его таланта. Одна из таких ролей - польский хуторянин Войцех Бельски в военном фильме «В июне 41-го».

Никому не придет в голову спросить: "Какой Янковский?" И ты не ответишь: "Тот самый". "Тот самый" предполагает продолжение - "который". Но Янковский - один… Сменялись эпохи, страна меняла название, рушился политический строй, рядом работали актеры, при жизни считавшиеся гениями. Сам Янковский переходил из возраста в возраст и все эти годы, четыре долгих десятилетия, он оставался первым…

Он никогда не стремился к славе, здраво оценивая переменчивость фортуны актера: "Я давно уже для себя решил: чем шире аудитория у артиста, тем больше он должен чувствовать ответственность за то, что сделает".

Олег Иванович Янковский (23 февраля 1944, Джезказган — 20 мая 2009, Москва) — советский, российский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1987), Государственной премии Российской Федерации (1996, 2002).


Наибольшую известность актёру принесла работа в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Ностальгия». На театральной сцене его самыми яркими работами стали роли в спектаклях «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.


Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане (Казахстан). Его отец- Ян Янковский (позднее закрепилось имя Иван), офицер лейб-гвардии Семеновского полка, в Первую мировую войну был награждён офицерским Георгиевским крестом, в советское время был репрессирован, а семья сослана в Казахстан. Мать, опасаясь ареста, сожгла все документы и фотографии, свидетельствовавшие о дворянских корнях Янковских.


Марина Ивановна в юности мечтала стать балериной. У них была большая библиотека, которую собрал отец и сумела сохранить мать. Жили впроголодь - мать в одиночку кормила на жалованье простого бухгалтера троих сыновей и свою мать. Ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но хранили обширную библиотеку, учили иностранные языки, много читали.


Со временем семья перебралась в Саратов. Старший из братьев, Ростислав, стал актером еще в Джезказгане, потом уехал в Минск, в Русский театр.

Он забрал с собой 14-летнего Олега, там Янковский-младший и дебютировал на сцене — нужно было заменить заболевшую травести — исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица» А. Д. Салынского. Олег не ощущал важности своего участия в спектакле — однажды он заснул в гримёрке и не успел к своему выходу.


Олег любил футбол, которым увлёкся, ещё живя в Саратове. Перебравшись в Минск, он играл какое-то время вместе с Эдуардом Малофеевым. Но это увлечение отрицательно отразилось на учёбе, и старший брат запретил Олегу играть в футбол.

После школы Олег собирался поступать в медицинский институт, но случайно увидел объявление о приёме в Саратовское театральное училище. К его разочарованию, приёмные туры были закончены, но Олег решил всё-таки узнать о правилах приёма на следующий год и зашёл в кабинет директора.


Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега — Николай — втайне от семьи решил поступать и с успехом прошёл все приёмные туры. Искренне любящий Олега Николай не стал разлучать его со сценой. Учился Олег не без проблем.

Как вспоминал педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» Олег Янковский сумел показать себя многообещающим, интересным актёром, и это развеяло сомнения мастера курса.


Олег Янковский как-то признался, что на решение стать артистом его подвигла первая любовь. Когда он жил в Минске и учился в 10-м классе, его друг познакомил его с Лилей Болот, спортсменкой, очень красивой девушкой (она была старше Олега на 3 года).

Чтобы произвести на неё впечатление, он представился ей артистом минского театра. Но обман раскрылся, и он поклялся стать артистом, чтобы доказать Лиле, что он действительно может им быть.


Братья Янковские с матерью

Когда-то мать учила сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь. Олега его недремлющая судьба настигла на втором курсе училища (Людмила училась на курс старше). Она была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой.

Вскоре они поженились. Когда после училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, она настояла, чтобы Олега тоже взяли туда. После окончания в 1965 году Саратовского театрального училища Олега зачислили в труппу Саратовского театра. Людмила быстро стала звездой театра, на неё ходил смотреть весь Саратов. Олегу же доставались лишь эпизодические роли.10 октября 1968 года в семье родился сын Филипп.




В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч».

Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?»


Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы. Станислав Любшин, который был уже утверждён на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), рассказывал: "Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно.

Мне это не страшно, я уже утверждён, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». И Басов согласился: «да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».


В этом же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Вначале он пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссёр, увидев на пробах Олега, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим».


После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский стал знаменитым. Саратовские зрители стали ходить в театр на Олега Янковского. Серьезные роли в театре, интересные предложения в кино сыпались одно за другим.

На съемках одного из фильмов - "Гонщики" - он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины.


В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешёл в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком). Олег Янковский вспоминал о том времени: «Мой переход в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын… Но профессионально я не чувствовал никаких опасений».


В 1976 году Марк Захаров должен был приступить к съёмкам фильма «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Снять её предложили Марку Захарову. В роли Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского. Но перед началом съёмок актёра сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации.

Когда Марк Захаров пришёл в больницу к Янковскому, актёр сказал, что готов отказаться от роли. Но режиссёр ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать». Съёмки были приостановлены. И начались только после того, как актёр вышел из больницы. Марк Захаров потом признался: если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона.


В 1979 году Марк Захаров приступил к съёмкам фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Худсовет не утверждал Янковского, мотивируя тем, что он слишком молод для роли барона, у которого есть взрослый сын. Григорий Горин был тоже против кандидатуры Янковского.

Он писал в своих воспоминаниях: " Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!"


Правда, затем вновь возникли проблемы. Как вспоминал потом Горин — «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии».

Горин не присутствовал во время озвучения в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа». В сценарии фраза звучала так: «Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа», но Олег Янковский оговорился, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой.


31 декабря 1979 года состоялась премьера. Этот фильм стал визитной карточкой Олега Янковского. Несмотря на большое количество великолепных ролей, сыгранных актёром после этого фильма, его лучшей ролью часто называют роль барона Мюнхгаузена.

Олег Янковский часто вспоминал в своих интервью о «формуле роли», которую нашёл для него Марк Захаров: "Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу: Распяли человека и спрашивают: «Ну, как тебе там?» — «Да ничего… Только улыбаться больно».


Из воспоминаний- «По-настоящему я захлебнулся от счастья только в 1983-м году. Тогда всё совпало! Я снимался в Италии, у самого Тарковского." Главную роль в фильме «Ностальгия» должен был сыграть Анатолий Солоницын, но он умер от рака лёгких в июне 1982 года, и Тарковский предложил эту роль Олегу Янковскому.

Солоницын умер ещё до написания сценария, и поэтому сценарий был написан специально «под Янковского». Тарковский решил подготовить актёра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили — без знания языка, без денег.

Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаяньи, и тут явился, наконец, Тарковский. Увидев потухший взгляд актёра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать».


Фильм был снят за три месяца. В 1983 году Италия выставила фильм на Каннский фестиваль с расчётом на Гран-при. Но фильм приза не получил, Тарковский обвинял во всём Сергея Бондарчука, который входил в жюри. Режиссёр решил остаться в Италии, «Ностальгия» была запрещена к показу в СССР.

В 2000 году Олег Янковский вместе с Михаилом Аграновичем поставил собственный фильм «Приходи на меня посмотреть» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала…» и сыграл в нём главного героя, Игоря — «нового русского», который по ошибке попал к «старым русским» — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью.


В июле 2008 года Олегу Янковскому стало плохо на репетиции, он был госпитализирован, врачи диагностировали ишемическую болезнь сердца. В Ленкоме прошёл спектакль «Шут Балакирев», где он играл главную роль. Чтобы актёр мог выдержать нагрузку, врачи вводили сильнодействующие лекарства.


В конце 2008 года, когда его состояние сильно ухудшилось, он вновь обратился к врачам. Актёр жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище, он сильно похудел. Диагноз подтвердил самые худшие опасения — болезнь (рак поджелудочной железы) была выявлена на поздней стадии.

В конце января 2009 года актёр вылетел в немецкий Эссен для лечения у немецкого онколога профессора Мартина Шулера, специалиста по терапевтическим методам лечения рака. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через 3 недели возвратился в Москву.

В феврале актёр вернулся в театр и 10 апреля 2009 Олег Янковский сыграл свой последний спектакль(Женитьба).


В конце апреля состояние актёра ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику. Утром 20 мая 2009 года Олег Янковский скончался в одной из московских клиник.

Олег Янковский был похоронен 22 мая 2009 года на Новодевичьем кладбище в Москве. Тысячи людей пришли проводить его в последний путь…


30 июня 2009 года в Саратовском академическом театре драмы им. И. А. Слонова была открыта мемориальная доска Олегу Янковскому (авторы проекта — Юрий Наместников, Фёдор Юрченко).


20 мая 2010 года памятные доски были открыты на здании школы № 67 в Кировском районе Саратова, где О. И. Янковский учился с 1951 по 1958 год, и на бывшем здании Саратовского театрального училища (ныне корпус Духовной семинарии). Автором проекта является саратовский скульптор Николай Бунин.


29 сентября 2010 года на могиле актёра, был установлен памятник. Он представляет собой стелу с крестом из белого мрамора.








Профессиональные семейные династии существовали практически со дня превращения обезьяны в человека. Ну или может быть чуть позже. В диких племенах до сих пор сохраняется строгое семейное разделение: одни занимаются охотой, другие земледелием. В средневековье и представить невозможно было, чтобы кожевенник, например, стал бочаром или кондитером.

Однако когда одним делом занимаются творческие люди, пословицу про природу и детей, на которых она отдыхает, вспомнят обязательно. У талантливого столяра, пожарника или сталевара может быть бездарный продолжатель профессии? У успешного бизнесмена посредственный наследник? Вполне. Но, согласитесь, мало кто заметит это и в праздной беседе за дружеским столом будет сравнивать умения совершенно посторонних отцов и родителей. Если, конечно, наследник капиталов в пух и прах не разорится в короткое время.

И только продолжатели творческих профессий обречены на постоянное со своими предками. За ними следят, их обсуждают с особым пристрастием всегда и везде. К счастью, в России в большинстве известных актерских династий природа трудится без передыха по нескольку десятилетий подряд. Вот лишь десятая доля из существующих ныне актерских семей - династий. По .

Актерско-режиссерская династия Бондарчуков

Основатель династии - выдающийся кинорежиссер и актер Сергей Бондарчук. У Сергея Федоровича было две жены – актриса Инна Макарова и актриса Ирина Скобцева. В обоих браках были рождены дети, которые тоже стали артистами. А потом и их дети.

От первого брака с актрисой театра и кино Инны Макаровой родилась дочь Наталья Бондарчук, у нее от брака с артистом Николаем Бурляевым родилась дочь Мария Бурляева. Во втором браке у Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой родились дети Алена и Федор. Сын Алены Константин Крюков и дочь Натальи Мария Бурляева – пока? – самые молодые члены большой актёрской династии.

Актерская династия Боярских

‎Одна из самых старейших актерских династий России. Ее основателем был священник, многочисленные дети которого при советской власти выбрали иное служение – другой храм. Почти все они, так или иначе, имели отношение к театральному искусству Петербурга. Самые известные из большой, разветвленной семьи артисты это: Сергей Боярский, Николай Боярский, Михаил Боярский, его жена Лариса Лупиан и их дочь Елизавета Боярская.

Династия Ефремовы‎х

Основатель династии – человек-эпоха: и актер Олег Ефремов. У его детей Анастасии (от гражданского брака с актрисой Ириной Мазурук) и Михаила (от брака с актрисой Аллой Покровской), имеющих самое непосредственное отношение к театру и кино, уже свои взрослые дети Ольга Ефремова и Никита Ефремов, которые также продолжают нести тяжелый крест , ежедневно доказывая свою состоятельность и уникальность рода.

Клан Михалковых-Кончаловских

Основатели: художник Петр Кончаловский, его дочь – литератор Наталья Кончаловская и ее муж - поэт Сергей Михалков. Их дети: кино- и театральный режиссер Андрон (Андрей) Кончаловский и кинорежиссер и актер Никита Михалков. Их дети от разных браков давно состоялись в искусстве: режиссеры и артисты Егор Кончаловский и Артем Михалков, актрисы Анна Михалкова и Надежда Михалкова.

Актерская династия Ургантов

Основатели династии: актеры Лев ‎Милиндер и Нина Ургант. Их сын Андрей - известный петербургский актер и шоумен в браке с актрисой Валерией Киселевой родил сына, ныне известного телеведущего Ивана Урганта.

Династия Янковских

Основатели: братья Ростислав и Олег Янковские. Первым на актерскую стезю вступил старший брат Ростислав – кино- и театральный артист, большую часть жизни проживший в Белоруссии и служивший в Минском драматическом театре. Его сыновья Игорь и Владимир тоже стали артистами, но впоследствии ушли из профессии. Младший брат Олег стал основателем московской ветви актерской династии: в браке с актрисой Людмилой Зориной у него родился сын Филипп. Ныне у уже известного кинорежиссера и актера Филиппа Янковского и его жены актрисы Оксаны Фандеры первые шаги в актерской профессии делает их старший сын Иван.



Рекомендуем почитать

Наверх