Карликовые субмарины её величества. Ужас из глубин: российские мини-подлодки "Пиранья". Подводный буксировщик «Сирена»

Мода 25.02.2019
Мода

Во время Второй мировой войны управляемые торпеды и карликовые подводные лодки были серьезной угрозой. В составе экипажа находилось только два человека и небольшая команда, но эти маленькие корабли сыграли важную роль в самых захватывающих эпизодах войны и многие стоили кому-то жизни.

Идея создания карликовых субмарин впервые пришла к итальянцам во время Первой мировой войны. Под покровом темноты 15 октября 1915 года два итальянских морских офицера вели особую торпеду в один из портов в Адриатическом море. Они прикрепили торпеду к борту флагмана австро-венгерского флота и зажгли фитиль. Взрыв повредил этот военный корабль.
Война вновь вспыхнула в Средиземноморье в июне 1940 года, когда лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини объявил войну Англии и Франции. Британцы первыми нанесли серьезный удар по итальянскому флоту в Торонто в ноябре 1940 года. Английские палубные торпедоносцы потопили несколько тяжелых кораблей. Так как большая часть тяжелых крейсеров была уничтожена, итальянцам пришлось изобретать неожиданные приемы нападения. И ночью 21 декабря 1941 года они взяли реванш. Шестеро боевых пловцов, члены итальянской элитной группы известны как «морские дьяволы», незамеченными проникли в средиземноморскую базу британского флота. Их оружием была управляемая торпеда, получившая название Майяли или «свинья», так как ею было очень сложно управлять. Майяли это шестиметровая торпеда со съемной боеголовкой содержащей более 200 кг взрывчатого вещества. Она приводилась в движение с помощью электрического мотора. Двое пловцов сидели на торпеде верхом, а над водой были видны только их головы. Они вели торпеды к их цели. Затем они подныривали под выбранный корабль и прикрепляли боеголовку под днище. Пловцы устанавливали таймер мины и уплывали прочь. Испробовав новое оружие, итальянцы стали искать достойную цель, которая нашлась в Александрии. На британской военно-морской база в Египте базировались тяжелые боевые корабли. 21 декабря итальянская подводная лодка выпустила три торпеды, управляемые шестью водолазами.

Операцией руководил офицер Луиджи Дюран де Ла Пенн. Той ночью, когда английские военные корабли вошли в порт Александрии управляемые торпеды уже подкрались к ним. Дюран де Ла Пенн ведущий торпеды и Эмилио Бьянчи выбрали свою цель английский линкор «Вэлиант» и направились к нему. Им удалось провести свою «корову» под торпедными сетями, защищающими корабль, пришлось потрудиться, но их никто не заметил. Недалеко о цели у Бьянчи возникла проблема с дыхательным аппаратом, и Пенне пришлось продолжать одному - он прикрепил боеголовку к днищу корабля. Итальянский пловец установил таймер взрывателя на шесть утра и присоединился к Бьянчи у ближайшего буя. Две другие группы достигли своих целей - линкора «Куин Элизабет» и танкера «Савона». На рассвете все три корабля были серьезно повреждены взрывами, проделавшими огромные пробоины в их корпусах. Линкор «Куин Элизабет» сел на дно в порту, но верхняя палуба и надстройка остались над водой. Адмирал Сэр Эндрю Гелингем настоял на том, чтобы английский военно-морской флаг по-прежнему блеял над затопленным кораблем. Казалось, ничего особенного не произошло, но удар по двум самым мощным в Восточном Средиземноморье английским кораблям спутал британцам все карты. Шестеро итальянцев попали в плен, но они сумели ясно показать англичанам, на что способны управляемые торпеды. Британский премьер Уинстон Черчилль был взбешен успехом итальянцев и потребовал создания такого же подразделения.

Вскоре в марте 1942 года начались тренировки спецотряда водолазов в Портсмуте. Водолазы были оснащены теми же примитивными английскими дыхательными аппаратами, которые использовали итальянцы. Это были аппараты замкнутого цикла, которые не оставляли на поверхности следа из пузырей. В конструкции дыхательного аппарата был баллон с чистым кислородом, в то время еще не понимали насколько опасно им дышать. Позже англичане разработали собственную управляемую торпеду Чериот на основе конструкции итальянском Реале захваченной в Гибралтаре. Последовали месяцы тренировок и упражнений. Один из водолазов погиб, но команда «чериотов» была готова к своему первому заданию. Она должна была закрепить за ними статус элитных частей. Целью стал непотопляемый линкор «Тирпиц» самый большой корабль в Северных водах. Этот корабль представлял серьезную угрозу Англии и морским конвоям в СССР, поэтому его следовало уничтожить. Линкор стоял на якоре во фьорде в Северной Норвегии и был окружен противоторпедными сетями. 26 октября 1942 года две торпеды-чериота были принайтованы к днищу норвежского рыболовного судна. Планировалось дойти таким способом до фьорда, где стоял «Тирпиц» и выпустить торпеды рядом с целью. Лейтенант Лиф Ларсен командовал судном, в то время как команды чериотов выдавали себя за норвежцев. Но по пути в бухту их настиг шторм. Чериоты ударялись о дно рыболовного судна, и вскоре сильные волны оторвали две торпеды, и рейс пришлось отменить. Команда немецкого линкора даже не догадывалась, насколько близко они были от гибели. Вскоре чериоты были отправлены на Средиземное море, где операции были намного успешнее. В январе 1943 года две такие торпеды прорвали противоторпедные боны гавани в Палермо в Сицилии. Команда успешно установила боеголовки на итальянский крейсер, и уже скоро этот корабль должен был пойти ко дну. Двое водолазов установившие торпеды знали, что не сумеют вернуться на свой корабль. Когда они пытались уйти из Палермо их схватили. В это время взорвались боеголовки, сильно повредив итальянские корабли.

Позже англичане переключились на злополучный линкор «Тирпиц», который вышел из безопасного фьорда и совершал нападения на конвои в районе Шпицбергена. Королевский флот собирался выследить этот корабль. Для своей следующей операции англичане разработали собственную карликовую подводную лодку, которую назвали X-Craft. Подлодка длиной 15 м вмещала команду из 4 человек и могла оставаться в море несколько дней, проплывая до 4 км. Она могла погружаться на 100 м. Это был маленький, но грозный корабль. Карликовые субмарины X-Craft не несла торпед, вместо этого они были оснащены магнитными минами с 4 тоннами взрывчатки, которые размещались по обеим сторонам лодки. Когда минилодка достигала своей цели, мины заводили под днище корабля и отсоединяли. Эта карликовая субмарина и его храбрая команда должны были уничтожить один из мощнейших линкоров Второй мировой войны. Англичане знали, что это могло стать самоубийством. 11 сентября 1943 года шесть мини-субмарин вышли из Шотландии. Большую часть своего десятидневного морского путешествия они шли на буксире за обычными подводными лодками, причем три из них по пути были потеряны. Перед остальными стояла почти невыполнимая задача. Данные малые подводные лодки должны были и подорвать один из самых больших в мире кораблей того времени. Их целью был «Тирпиц» стоящий на якоре во фьорде в Норвегии.

Три уцелевшие лодки достигли цели. Ночью, когда становилось темнее настолько темно как это могло быть в то время года команда шла среди мелких островов в 7 км от цели. Они остановились среди скал, чтобы зарядить батареи, некоторые члены команды выходили на палубу время от времени, чтобы осмотреться и глотнуть свежего воздуха. Они слушали эфир, а затем снова погружались. На самом деле там было очень спокойно. В два часа ночи лейтенанта Дональд Кемерон и его команда достигли цель на лодке X-6. На их пути была противоторпедная сеть. Кемерон рискнул и поднялся близко к поверхности, чтобы пройти через проход в сети, надеясь, что карликовая лодка не подведет. Пока все шло хорошо. Но вскоре случилось непредвиденное, когда команда подошла ближе к цели они наткнулись на камни. Это был волнующий момент. Преграда означала, что им придется всплыть на поверхность. Они так и сделали, но команда на линкоре приняла мини-субмарину за морское животное и ничего не предприняли. Кроме того перископ вышел из строя, но командир продолжил движение к немецкому кораблю вслепую. Лодка поднялась на поверхность снова, но на этот раз была замечена. Из пулеметов был открыт огонь, но малютка была слишком близко, чтобы применять противнее корабельную артиллерию. Кемерон решив, что с таким количеством взрывчатки единственное что оставалось это отсоединить заряды и пытаться спастись, поэтому команда сбросила свои заряды и двинулись в сторону линкора. Напоследок команде все же удалось установить на сброшенных зарядах таймеры. На борту немецкого линкора уже звучала тревога. Немцы попытались захватить Х-6, но Кемерон и его команда покинули лодку и сдались добровольно. Пока британскую команду допрашивали на военном корабле, другая мини-субмарина Х-7 подкрадывалась к линкору. Когда лодка была у цели, команда установила взрыватели и часовой механизм на 1 час, подводники отсоединили первый заряд. Затем отплыв на 100 м от корабля они отсоединили второй заряд, после чего быстро пошли назад к проходу через который проникли к вражескому линкору. В 08:12 утра заряды под килем гигантского корабля «Tirpitz» взорвались. Английские подводники, находившиеся на его борту, почувствовали, как взрывной волной подбросило на несколько метров. Отсоединив свои заряды, команда Х-7 попыталась уйти, но их мини-лодка запуталась в противоторпедной сети. Кроме того взрыв под линкором вытолкнул их на поверхность. Командир и один из членов экипажа сумели спастись, но двое других застряли внутри и затонули вместе с лодкой. Большая часть команды Х-6 и Х-7 выжили в операции, но мини-субмарина Х-5 исчезла вместе со своим экипажем. В результате полученных повреждений «Тирпиц» простоял на ремонте больше полугода. Это были шесть спокойных месяцев для арктических конвоев. Затем в ноябре 1944 года Королевские ВВС нанесли завершающий удар. Пятитонная авиационная бомба покончила с немецким линкором навсегда.

Английская карликовая лодка продолжала демонстрировать свои качества уже на Дальнем Востоке. В июле 1945 года два X-Craft покинули бухту Бруней на Борнео. Их целью был японский крейсер «Такао», который находился в проливе Джохор в Тихом океане - стратегической точки для японского императорского флота. Лейтенант Фрейзер и его команда установили шесть магнитных мин под днищем крейсера и потопили его.

На Тихом океане японский военно-морской флот тоже располагал карликовыми субмаринами . Они совершили несколько успешных операций в начале войны, проникли в бухту Сидней и затопили несколько кораблей. Но к 1944 году Япония проигрывала войну. Она терпела поражение за поражением от американцев и в ход пошли самолеты-камикадзе. Это безумие продолжалось и под водой. Японцы наладили выпуск управляемых торпед для смертников, которые назвали «кайтен». Длиной 14 метров они несли полуторатонные боевые части от японской торпеды длинный меч. Их приняли на вооружение в ноябре 1944 года. Эти торпеды нужно было еще доставить на корабле или подводной лодке и затем взорвать. Теоретически экипаж мог спастись до взрыва, но на практике такое случалось редко.

Смертник, управляющий торпедой доставлял ее к цели, проплывая до 10 км. Первый удар японцев был направлен против торговых кораблей союзников. Однако японская пропаганда как всегда преувеличивала достигнутый успех. Они объявили об уничтожении трех авианосцев и двух линкоров. Такие результаты могли повернуть ход войны в пользу Японии, но эти сведения были ложными. Они раздували успех, чтобы найти больше добровольцев для этих самоубийственных миссий. Но смертникам не говорили всю правду. Чаще всего подводных камикадзе запечатывали в их подводных лодках так, что они не могли выбраться. Если такая лодка застревала в противоторпедных сетях союзников, из них нельзя было выбраться.

Во время американской десантной операции в Окинаве в апреле 1945 года японское военно-морское командование собралось применить новую стратегию. Против американских кораблей собирались массово применять камикадзе и карликовые подводные лодки с экипажами из самоубийц. Главный удар планировался на 15 июня. Солдаты готовились управлять кайтеном, выпивая ритуальную чашку саке. Многие брали с собой самурайские мечи. Если у них не получалось добраться до врага, они должны были совершить сипуку по традиции самураев. Но в итоге кайтены не добились особых успехов, только два военных корабля затонули и четыре получили повреждения. При этом погибли около 900 японских моряков, их готовность умереть не сделала оружие эффективнее.

Управляемые торпеды и карликовые подводные лодки были более эффективны в руках опытных подводников, которые учились находить свои цели, а затем и спасать свою жизнь. Карликовые подводные лодки много требовали от своих команд, но итогом их работы стали самые яркие и успешные операции Второй мировой войны.

В годы Второй мировой войны Япония имела один из самых мощных военных флотов в мире. В составе Императорского флота имелась достаточно развитая подводная группировка, оснащенная техникой различных типов. Из-за сложностей на фронтах и ухудшающегося экономического положения страны подводный флот со временем деградировал до строительства и применения человекоуправляемых торпед «Кайтэн». Тем не менее, незадолго до этого в распоряжении японских подводников была более совершенная техника, предназначенная для скрытных атак. С начала тридцатых годов прошлого века Япония работала над проектами сверхмалых подводных лодок.

Проект «большой торпеды»


Автором идеи строительства сверхмалых подлодок являлся капитан 1 ранга Канэдзи Кисимото. Еще в 1932 году он предложил использовать «большие торпеды с людьми на борту». Подобная техника, по его мнению, могла строиться в больших количествах и массированно применяться в различных операциях. Предполагалось, что из большого количества сверхмалых подлодок, как минимум, несколько смогут прорвать оборону противника и выполнить свою боевую задачу – атаковать корабли или береговые объекты. Носителями подобной техники, по мнению Кисимото, должны были стать специально переоборудованные корабли или подводные лодки с необходимыми характеристиками. Наличие всего четырех кораблей-носителей с дюжиной «больших торпед», по его мнению, могло обеспечить победу в любом морском сражении.

Подлодка типа "А" №19 на воде. Фото Wikimedia Commons

Со своим предложением офицер обратился к командованию Императорского флота. Адмиралов заинтересовала оригинальная идея, позволявшая обеспечить достаточно высокий ударный потенциал соответствующих подразделений при отсутствии необходимости в строительстве полноценных кораблей или подлодок. К. Кисимото получил разрешение на разработку нового проекта. Его назначили главным конструктором.

Первый вариант проекта был разработан к концу 1932 года. После внесения некоторых изменений в следующем году началось строительство первых прототипов. Две опытные сверхмалые субмарины получили специальное обозначение «А-Хётек» («Лодки-мишени типа А»). Подобное название появилось из соображений секретности. Противник, даже имеющий хорошую разведку, не должен был узнать о новейшем проекте, который мог значительно повлиять на мощь японского флота. Строительство первых двух «Лодок-мишеней», согласно разным источникам, завершилось в конце 1933 или в начале 34-го года.

Видя основные особенности серийных подлодок основных типов, Кисимото поставил во главу угла вопрос скорости. Перспективные сверхмалые подлодки должны были не только скрытно подбираться к цели, но и делать это быстро. Подобное требование сказалось на облике первых двух прототипов. Эти аппараты представляли собой увеличенную торпеду. Аппарат длиной около 20 м с цилиндрическим корпусом диаметром порядка 1,8 м не имел рубки или иных выступающих частей. Прочный корпус был собран из 8-мм стали, легкий корпус – из листов толщиной 1,2 мм. Подобная конструкция позволяла погружаться на глубину до 100 м. Использованная силовая установка на основе электродвигателя в ходе испытаний позволила развить скорость 23,85 узла.


Схема подлодки типа "А"

Испытания первых двух прототипов показали, что оригинальная идея капитана Кисимото имеет право на жизнь и ее следует развивать. Тем не менее, для создания полноценной боеспособной сверхмалой подлодки в проект следовало внести некоторые изменения. Было решено изменить конструкцию корпуса, скорректировать состав силовой установки и доработать некоторые другие узлы и агрегаты. Результатом таких изменений должно было стать сокращение габаритов и веса конструкции, а также заметное снижение максимальной скорости хода. Тем не менее, и в таком случае новая техника должна была иметь достаточно высокие характеристики, а уменьшение скорости сочли приемлемой платой за возможность полноценного выполнения боевой задачи.

Известна любопытная история, начавшаяся спустя некоторое время после проведения первых испытаний. В документах сверхмалые подлодки, которые должны были стать носителями торпед, именовались подвижными мишенями. Со временем информация о неких загадочных лодках-мишенях дошла до командования военно-воздушных сил, которое заинтересовалась подобной техникой. В течение некоторого времени командованию флота пришлось «отбиваться» от ВВС, не оглашая подробности секретного проекта. В итоге флот и специалисты смогли продолжить работу, не тратя время на внезапно возникших потенциальных заказчиков.

Новый вариант проекта, разработанный по результатам испытаний, получил обозначение «Ко-Хётек». При этом сохранилось дополнительное обозначение с литерой «А». Обновленный вариант проекта позже получил одобрение, после чего началось серийное строительство новых сверхмалых подлодок. Заказ флота подразумевал поставку полусотни субмарин. В силу разных причин строительство новой техники задерживалось, из-за чего флот смог приступить к подготовке экипажей для «Ко-Хётек» только весной 1941 года.

Конструкция подлодки типа «А»

Серийные подлодки типа «А» имели схожие габариты и водоизмещение, однако отличались некоторыми особенностями конструкции. По мере серийного производства внедрялись некоторые новые узлы и агрегаты. Водоизмещение всех субмарин этого типа в подводном положении достигало 47 т. Общая длина лодки достигала 23,9 м, ширина доходила до 1,8 м. Высота подлодки с учетом рубки составляла 3 м.


Схема подлодки типа "А". Рисунок Environment.nsw.gov.au

Подлодка «А» строилась по полуторакорпусной схеме. Так, средняя и кормовая части корпуса образовывались прочным корпусом, выполненным из сравнительно толстой стали. Носовая часть корпуса и рубка, вмещавшая выдвижные устройства, в свою очередь, были менее прочными и образовывали негерметизированный объем. Внутри прочного корпуса имелись несколько негерметичных переборок, разделявших общий объем на отдельные отсеки.

Проект капитана Кисимото подразумевал использование любопытной компоновки внутренних объемов корпуса, в некоторой мере напоминавшей компоновку полноценных субмарин. В носовой части имелись два торпедных аппарата, расположенные друг над другом. Вокруг аппаратов были размещены две балластные цистерны, клапаны для забора и слива воды, а также герметизированная электрическая помпа.

Непосредственно позади торпедных аппаратов находился прочный корпус, в котором располагался экипаж и различные агрегаты силовой установки, включая аккумуляторные батареи. В передней части корпуса находились 136 элементов питания и еще одна балластная цистерна. За ними располагался центральный пост с рабочими местами двух членов экипажа. Предусматривался полный набор приборов для контроля за работой систем и органов управления, а также выдвижной перископ для наблюдения за окружающей обстановкой.


Носовая часть подлодки. Фото Navsource.org

Позади экипажа находились еще 56 элементов питания. Кроме того, в кормовом батарейном отсеке находился специальный балансировочный груз весом 406 кг. Его наличие обуславливалось соотношением веса всей конструкции и боекомплекта. По мере использования торпед подлодка должна была «проседать» на корму. По этой причине в центральной части корпуса, со сдвигом к корме находился подвижный противовес. На пути к цели, с обеими торпедами, груз должен был находиться в крайнем заднем положении. После выстрела первой торпедой его следовало перемещать в среднее положение, после запуска второй – в крайнее переднее.

В кормовом отсеке прочного корпуса поместили электрический двигатель мощностью 600 л.с. Он вращал один гребной вал, приводивший в движение два соосных винта. Гребные винты располагались позади конической кормовой оконечности корпуса, внутри кольцевого кожуха. Две пары рулей располагались перед винтами, внутри специальных ограждений.

На внешней поверхности корпуса располагался набор специального оборудования. Так, для защиты головной части торпед, выступавших из аппаратов, предусматривалась специальная ажурная конструкция. Некоторые агрегаты, такие как перископ, антенна радиостанции и шнорхель для вентиляции обитаемого объема, располагались внутри рубки. В ходе серийного производства подлодки типа «А» получили оборудование для преодоления противолодочных сетей и иных заграждений. Так, в носовой части корпуса, над торпедными аппаратами, появилась небольшая зубчатая пила, предназначенная для резки заграждений. Вторая такая пила располагалась на передней части рубки. Обе пилы соединялись тросом, предназначенным для отведения заграждения на верхнюю. Сверху на рубке появились специальные дуги для отведения заграждений. Еще один трос соединял кормовую часть рубки с ограждениями рулей и винтов.

Изначально предполагалось, что сверхмалые подлодки проектов «А-Хётек» и «Ко-Хётек» будут нести по две торпеды калибра 533 мм. Тем не менее, в таком случае субмарины получались излишне крупными и не могли достичь требуемых характеристик. Было решено уменьшить калибр торпедных аппаратов до 450 мм. Главным новых подлодок должны были стать торпеды «Тип 97». Это оружие имело длину 5,6 м, весило 980 кг и несло 350-кг боевую часть. Торпеды этого типа оснащались двигателем, работающим на керосине и кислороде, который позволял развивать скорость до 45 узлов и проходить до 5-5,5 км.


Гребные винты подлодки. Фото Navsource.org

Экипаж подлодки типа «А» состоял из двух человек. Они располагались в средней части корпуса и должны были следить за работой различных систем, вести поиск целей и проводить атаку. В распоряжении экипажа имелись несколько компасов различных типов и другое навигационное оборудование, набор контрольных приборов, а также органы управления. Экипаж полностью контролировал работу двигателя и других систем. Для наблюдения за обстановкой следовало использовать выдвижной перископ и гидрофон. Приемные элементы последнего имелись в носовой и кормовой частях корпуса. Предусматривался заряд взрывчатого вещества для самоуничтожения подлодки. Чтобы техника не досталась противнику, экипаж должен был уничтожать ее. По некоторым данным, объем обитаемого отсека и имеющиеся баллоны со сжатым воздухом позволяли экипажу находиться под водой в течение 12 часов. После этого, из-за снижения концентрации кислорода, следовало всплывать на поверхность и вентилировать лодку. Для доступа в центральный отсек предназначался люк, выведенный в рубку.

В составе электрической системы подлодки типа «А» имелось 192 ячейки аккумулятора. Такое количество элементов питания позволяло обеспечивать электромотор необходимой энергией и тем самым позволяло развивать высокую скорость. При движении на поверхности сверхмалые подлодки разгонялись до 23 узлов. В подводном положении максимальная скорость составляла 19 узлов. Максимальная дальность плавания на одной зарядке батарей достигала 100 морских миль. Для этого следовало экономить заряд аккумуляторов, двигаясь под водой на скорости 2 узла. На 6 узлах дальность плавания сокращалась до 80 миль. Максимальная скорость быстро разряжала аккумуляторы: на ней можно было пройти только 18 миль. Характерным недостатком использованной силовой установки было отсутствие генератора. Из-за этого перезарядка батарей могла осуществляться только на базе или на судне-носителе, что накладывало определенные ограничения на гибкость использования подлодок.

Прочность корпуса субмарин «Ко-Хётек», по разным данным, позволяла погружаться на глубину до 100 м. По расчетам, имелась возможность погружения и на большую глубину, но в диапазоне 180-200 м могло начаться разрушение прочного корпуса. В иных источниках упоминается рабочая глубина не более 30 м. Так или иначе, характеристики прочного корпуса новых подлодок позволяли действовать скрытно. В ходе испытаний выяснилось, что для экстренного погружения в случае обнаружения противником у подлодок типа «А» уходило не более 5-7 секунд.

Производство лодок и подготовка подводников

Заказ командования Императорского флота подразумевал поставку 50 серийных подлодок новой модели. Японские судостроители применяли любопытную, но странную систему обозначения серийной техники. Сверхмалые подлодки типа «А» получали серийные номера, которые, однако, почти нигде больше не использовались. Так, в большинстве источников отсутствует определенная связь между серийным номером и операцией. В таких случаях малогабаритные подлодки обозначаются по названию носителя, что серьезно затрудняет отслеживание их судеб. Также известно о существовании обозначения, состоявшего из индекса «Ха» и серийного номера.


Демонстрация трофейной подлодки №19 в США. Фото Navsource.org

Весной 1941 года появилось первое учебное подразделение, целью которого была подготовка будущих подводников-диверсантов. Т.н. «База-2» была построена на острове Оуразаки. Первая группа будущих пилотов подлодок типа «А» состояла из 24 человек. Молодые офицеры изучали материальную часть, осваивали управление новой техникой и тренировались проводить атаки. В ходе обучения первых экипажей не обошлось без проблем. Известно о нескольких авариях, а также ошибочных атаках вспомогательных катеров, которые принимались экипажами лодок за учебные цели. Тем не менее, «База-2» справилась со своей задачей, благодаря чему к декабрю 41-го в составе флота Японии было несколько боеспособных подлодок нового типа.

Атака на Перл-Харбор

По имеющимся данным, 7 декабря 1941 года пять подлодок типа «А» должны были впервые участвовать в атаке. Их целью стали американские корабли на базе Перл-Харбор. Предполагалось, что экипажи скрытно войдут в гавань и будут атаковать корабли противника. Для доставки сверхмалых субмарин в район операции использовались имевшиеся строевые подлодки, получившие некоторое новое оборудование для перевозки специальной техники.

Первый опыт применения подлодок «А» никак нельзя назвать успешным. Подлодка с серийным номером 18 не смогла добраться до рубежа атаки. Она была серьезно повреждена морской миной (по другим данным, глубинной бомбой), после чего экипаж принял решение спасаться. Подлодка вместе с обеими торпедами пошла на дно. Летом 1960 года ее обнаружили водолазы. Вскоре подлодку подняли и отправили на ремонт. С 1962 года субмарина №18 находится в музее военно-морской академии в г. Этадзима (Япония).


Демонстрация подлодки №19 в США. Фото Navsource.org

Подлодка №19 стала музейным экспонатом раньше, поскольку ей не пришлось почти два десятилетия лежать на дне. «Ха-19» была обнаружена американцами, после чего ее вынудили сдаться. Офицер Кадзуо Сакамаки попал в плен, его напарник был убит. Лодку без серьезных повреждений вскоре доставили в США, где тщательно изучили, а после передали пропагандистам. До конца войны эта субмарина являлась экспонатом передвижного музея, агитировавшего население покупать военные облигации. Сейчас лодка №19 находится в Национальном музее войны на Тихом океане, г. Фредериксберг (шт. Техас).

Подлодка №20 была обнаружена эсминцем USS Ward (DD-139) за пределами гавани с основными силами ВМС США. Ее атаковали глубинными бомбами и потопили. Точное место затопления японской субмарины было установлено только в 2002 году, когда ее обнаружили водолазы.

Точная судьба подлодки №16 неизвестна. В ходе нескольких исследований было установлено, что эта субмарина, скорее всего, была затоплена собственным экипажем на выходе из гавани Перл-Харбор. По некоторым данным, экипажу удалось войти в гавань и выпустить обе торпеды по американским кораблям. Одной из целей «Ха-16» мог быть линейный корабль USS Oklahoma (BB-37). После атаки лодка пыталась уйти, но в силу некоторых причин экипаж был вынужден покинуть ее. Основанием для предположения об атаке линкора являются пустые торпедные аппараты на обнаруженной лодке, а также одна из фотографий, сделанных японскими летчиками. На ней заметны брызги над местом начала движения одной из торпед, направленной на американские корабли. Нельзя исключать, что причиной брызг стала работа сверхмалой подлодки.


Торпедирование линкора "Оклахома", в котором могла участвовать подлодка №16. В начале траектории торпед заметны брызги, которые могут говорить о присутствии субмарины. Фото Wikimedia Commons

Имеются достоверные сведения о боевой работе подлодки с серийным номером 22. Она успешно прорвалась в гавань и выпустила свои торпеды по двум американским кораблям. Целями этой субмарины стали гидроавианосец USS Curtiss (AV-4) и эсминец USS Monaghan (DD-354). Торпеды прошли мимо целей и попали в береговые сооружения. Обнаружив себя, японский экипаж подвергся ответной атаке американского эсминца. Подлодка получила повреждения и затонула. Позже, во время строительства новых причальных сооружений для подлодок на базе Перл-Харбор, останки субмарины «Ха-22» вместе с грунтом были использованы в качестве материала для одного из молов.

В ходе атаки на Перл-Харбор соединение сверхмалых подводных лодок типа «А» понесло большие потери. Все пять субмарин были потеряны, выжил только один подводник. Несмотря на потери, экипажи подлодок не смогли нанести заметный ущерб вражескому флоту. В итоге все потери американского флота записали на свой счет летчики. Тем не менее, нельзя не отметить, что линкор «Оклахома» в результате атаки самолетов-торпедоносцев и, возможно, сверхмалой подводной лодки, получил серьезные повреждения и затонул. Осенью 1943 года его подняли и обследовали, но решили не ремонтировать. Таким образом, возможно, подлодки типа «А» все же могли нанести некоторый ущерб противнику.

Атака в бухте Сиднея

Из-за потери всех использовавшихся подлодок в атаке на Перл-Харбор было решено поберечь такую технику и не отправлять ее на задания, пока не будут решены основные вопросы тактики применения. Из-за этого подлодки типа «А» не использовались в боях до конца мая 1942 года.


Подъем подлодки №21 в Сиднейской бухте. Фото Фото Wikimedia Commons

В конце мая несколько японских подлодок со сверхмалыми субмаринами на палубах прибыли к бухте Сиднея (Австралия). Воздушная разведка японцев показала, что в бухте стоит большое количество кораблей Австралии, Великобритании и США. Было решено атаковать их. В ночь на 30 мая сверхмалые подлодки подвели на минимально возможное расстояние от бухты и отцепили. Далее они работали сами, и, следует отметить, вновь не показали выдающихся результатов.

Подходы к бухте Сиднея были оборудованы системами обнаружения кораблей и подлодок. Эта техника в определенной мере помогла защищающейся стороне, хотя не всегда реакция на сигналы была адекватной. Так, подлодка «Ха-14» была обнаружена около восьми вечера, но противолодочная оборона не предприняла никаких действий. Сигнал посчитали ложным, поскольку в этой время в районе датчиков находилось большое количество кораблей и судов. Вскоре после этого японская лодка столкнулась с вражеским судном, сдала назад и запуталась в противолодочной сети. Австралийские патрульные корабли HMAS Yarroma и HMAS Lolita начали атаку, но не смогли поразить цель. Вскоре после обнаружения японские подводники подорвали заряд для самоуничтожения и погибли вместе с лодкой.

Около десяти часов вечера в бухту вошла подлодка №24. Вскоре ее обнаружили и начали преследование. Экипажу удалось скрыться и переждать, пока обороняющаяся сторона не прекратит поиски. Около 0:30 японцы выпустили две торпеды по крейсеру USS Chicago, но промахнулись. Обе торпеды попали в берег. При этом взрывом одной из них повредило судно HMAS Kuttabul, которое вскоре затонуло. При взрыве 21 моряк погиб, еще 10 получили ранения. После этой атаки подлодка №24 покинула бухту и отправилась к точке встречи с носителем. Тем не менее, встреча не состоялась. Лодка пропала без вести. Ее обнаружили только в 2006 году.


Брошенная подлодка на берегу Перл-Харбора. Фото Фото Wikimedia Commons

Последней в бухту вошла субмарина «Ха-21». Ее обнаружили, но вскоре потеряли. Экипаж смог затаиться и прождал несколько часов. Только после трех часов ночи японцы вновь попытались выполнить боевую задачу. Тем не менее, около 3:50 субмарину заметили и атаковали. Несколько атак глубинными бомбами привели к тому, что подлодка получила серьезные повреждения. Не видя выхода, подводники взорвали свою субмарину.

Во время атаки в бухте Сиднея Япония потеряла все три использовавшиеся сверхмалые подлодки типа «А». Все экипажи погибли. Подводникам удалось потопить лишь одно судно и нанести некоторые повреждения береговым сооружениям. Обе подлодки, затопленные в бухте, летом 42-го подняли на поверхность. Из них собрали один макет, который в дальнейшем демонстрировали населению в качестве примера победы над врагом.

Атака в порту Диего-Хуарес

Во время атаки в бухте Сиднея Императорский флот Японии вел бои у Мадагаскара. В этой операции тоже были задействованы сверхмалые подлодки типа «А». На этот раз в бою участвовали лишь две субмарины. Подлодки I-16 и I-20 доставили две сверхмалые субмарины к порту Диего-Суарес. Одна из субмарин выпустила обе торпеды, которые попали в линкор HMS Ramillies и танкер British Loyality. Танкер загорелся и затонул. Линкор остался на плаву и вскоре был отправлен на ремонт, после чего продолжил службу. Обнаружив себя, подлодка стала целью для противника. Ее уничтожили глубинными бомбами. Тело одного из японских подводников на следующий день выбросило на берег волнами.


Интерьер прочного корпуса подлодки №19. Вид через люк в переборке между центральным постом и аккумуляторным отсеком. На заднем плане торпедные аппараты, видимые через отверстие в переборке. Аккумуляторы и т.п. оборудование демонтированы. Фото Navsource.org

Информация об успехах подлодки, запущенной с I-20, отсутствует. Тем не менее, известно, что ее экипаж выбрался на берег и попытался скрыться в лесах. Японцы обнаружили себя при попытке наладить контакт с местным населением. Через несколько дней они были найдены британской морской пехотой и погибли в бою.

Итоги проекта

Сверхмалые подводные лодки типа «А» показали себя в бою как не самое надежное и эффективное средство выполнения скрытных атак. Всего в трех операциях японский флот потерял 10 подлодок из 10, отправлявшихся на задание. Количество выживших подводников можно было буквально пересчитать по пальцам, причем до конца войны дожил только один офицер. Все это не устраивало адмиралов, из-за чего они велели переработать проект и усовершенствовать его. Требовалось изменить массу особенностей базового проекта, чтобы повысить характеристики и обеспечить требуемую боевую эффективность. Результатом такого распоряжения стало появление нового проекта, обозначенного литерой «B».


Подъем подлодки №18 в гавани Перл-Харбор, 1960 г. Фото Wikimedia Commons

Проект «B» отличался от базового «А» некоторыми особенностями конструкции, использованными агрегатами и т.д. Видя преимущества нового проекта перед старым, флот заказал строительство новых серийных подлодок. Более того, последние пять субмарин типа «А» достраивались по обновленному проекту. Ожидалось, что это позволит Императорскому флоту получить большее количество современных субмарин с высокими характеристиками. Даже после неудач у берегов Сиднея и Мадагаскара японское командование сохраняло надежду начать полноценную эксплуатацию новой перспективной техники.

В ожидании достаточного количества подлодок типа «B» техника устаревшей модели использовалась для подготовки будущих подводников. Это позволило большей части подлодок «А» дожить до конца войны. Часть остававшихся в строю лодок была уничтожена налетами авиации, но к осени 45-го на базах оставалось заметное количество субмарин. После подписания акта о капитуляции все они достались США. Американские специалисты изучили эту технику, после чего отправили ее в музеи или на переплавку. Несколько экземпляров подлодок типа «А» дожило до наших дней. Они находятся в нескольких музеях Японии и США.

По материалам сайтов:
http://modelist-konstruktor.com/
http://vokrugsveta.ru/
http://environment.nsw.gov.au/
http://navsource.org/
http://archaehistoria.org/
http://combinedfleet.com/

Больше фото разных подлодок типа «А»: http://navsource.org/archives/08/08456.htm

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Во время Второй мировой войны управляемые торпеды и карликовые подводные лодки были серьезной угрозой.

В составе экипажа находилось только два человека и небольшая команда, но эти маленькие корабли сыграли важную роль в самых захватывающих эпизодах войны и многие стоили кому-то жизни.

Идея создания карликовых субмарин впервые пришла к итальянцам во время Первой мировой войны. Под покровом темноты 15 октября 1915 года два итальянских морских офицера вели особую торпеду в один из портов в Адриатическом море.

Они прикрепили торпеду к борту флагмана австро-венгерского флота и зажгли фитиль. Взрыв повредил этот военный корабль.

Война вновь вспыхнула в Средиземноморье в июне 1940 года, когда лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини объявил войну Англии и Франции. Британцы первыми нанесли серьезный удар по итальянскому флоту в Торонто в ноябре 1940 года. Английские палубные торпедоносцы потопили несколько тяжелых кораблей.

Так как большая часть тяжелых крейсеров была уничтожена, итальянцам пришлось изобретать неожиданные приемы нападения. И ночью 21 декабря 1941 года они взяли реванш. Шестеро боевых пловцов, члены итальянской элитной группы известны как «морские дьяволы», незамеченными проникли в средиземноморскую базу британского флота.

Их оружием была управляемая торпеда, получившая название Майяли или «свинья», так как ею было очень сложно управлять. Майяли это шестиметровая торпеда со съемной боеголовкой содержащей более 200 кг взрывчатого вещества.

Она приводилась в движение с помощью электрического мотора. Двое пловцов сидели на торпеде верхом, а над водой были видны только их головы. Они вели торпеды к их цели. Затем они подныривали под выбранный корабль и прикрепляли боеголовку под днище. Пловцы устанавливали таймер мины и уплывали прочь.

Испробовав новое оружие, итальянцы стали искать достойную цель, которая нашлась в Александрии. На британской военно-морской база в Египте базировались тяжелые боевые корабли. 21 декабря итальянская подводная лодка выпустила три торпеды, управляемые шестью водолазами.

Операцией руководил офицер Луиджи Дюран де Ла Пенн. Той ночью, когда английские военные корабли вошли в порт Александрии управляемые торпеды уже подкрались к ним. Дюран де Ла Пенн ведущий торпеды и Эмилио Бьянчи выбрали свою цель английский линкор «Вэлиант» и направились к нему. Им удалось провести свою «корову» под торпедными сетями, защищающими корабль, пришлось потрудиться, но их никто не заметил.

Недалеко о цели у Бьянчи возникла проблема с дыхательным аппаратом, и Пенне пришлось продолжать одному - он прикрепил боеголовку к днищу корабля.

Итальянский пловец установил таймер взрывателя на шесть утра и присоединился к Бьянчи у ближайшего буя. Две другие группы достигли своих целей - линкора «Куин Элизабет» и танкера «Савона». На рассвете все три корабля были серьезно повреждены взрывами, проделавшими огромные пробоины в их корпусах. Линкор «Куин Элизабет» сел на дно в порту, но верхняя палуба и надстройка остались над водой. Адмирал Сэр Эндрю Гелингем настоял на том, чтобы английский военно-морской флаг по-прежнему блеял над затопленным кораблем.

Казалось, ничего особенного не произошло, но удар по двум самым мощным в Восточном Средиземноморье английским кораблям спутал британцам все карты. Шестеро итальянцев попали в плен, но они сумели ясно показать англичанам, на что способны управляемые торпеды.




Британский премьер Уинстон Черчилль был взбешен успехом итальянцев и потребовал создания такого же подразделения.

Вскоре в марте 1942 года начались тренировки спецотряда водолазов в Портсмуте. Водолазы были оснащены теми же примитивными английскими дыхательными аппаратами, которые использовали итальянцы. Это были аппараты замкнутого цикла, которые не оставляли на поверхности следа из пузырей. В конструкции дыхательного аппарата был баллон с чистым кислородом, в то время еще не понимали насколько опасно им дышать.

Позже англичане разработали собственную управляемую торпеду Чериот на основе конструкции итальянском Реале захваченной в Гибралтаре. Последовали месяцы тренировок и упражнений. Один из водолазов погиб, но команда «чериотов» была готова к своему первому заданию. Она должна была закрепить за ними статус элитных частей.

Целью стал непотопляемый линкор «Тирпиц» самый большой корабль в Северных водах. Этот корабль представлял серьезную угрозу Англии и морским конвоям в СССР, поэтому его следовало уничтожить. Линкор стоял на якоре во фьорде в Северной Норвегии и был окружен противоторпедными сетями. 26 октября 1942 года две торпеды-чериота были принайтованы к днищу норвежского рыболовного судна.

Планировалось дойти таким способом до фьорда, где стоял «Тирпиц» и выпустить торпеды рядом с целью. Лейтенант Лиф Ларсен командовал судном, в то время как команды чериотов выдавали себя за норвежцев. Но по пути в бухту их настиг шторм. Чериоты ударялись о дно рыболовного судна, и вскоре сильные волны оторвали две торпеды, и рейс пришлось отменить.

Команда немецкого линкора даже не догадывалась, насколько близко они были от гибели. Вскоре чериоты были отправлены на Средиземное море, где операции были намного успешнее. В январе 1943 года две такие торпеды прорвали противоторпедные боны гавани в Палермо в Сицилии.

Команда успешно установила боеголовки на итальянский крейсер, и уже скоро этот корабль должен был пойти ко дну. Двое водолазов установившие торпеды знали, что не сумеют вернуться на свой корабль. Когда они пытались уйти из Палермо их схватили. В это время взорвались боеголовки, сильно повредив итальянские корабли.

Позже англичане переключились на злополучный линкор «Тирпиц», который вышел из безопасного фьорда и совершал нападения на конвои в районе Шпицбергена. Королевский флот собирался выследить этот корабль. Для своей следующей операции англичане разработали собственную карликовую подводную лодку, которую назвали X-Craft.

Подлодка длиной 15 м вмещала команду из 4 человек и могла оставаться в море несколько дней, проплывая до 4 км. Она могла погружаться на 100 м. Это был маленький, но грозный корабль.

Карликовые субмарины X-Craft не несла торпед, вместо этого они были оснащены магнитными минами с 4 тоннами взрывчатки, которые размещались по обеим сторонам лодки. Когда минилодка достигала своей цели, мины заводили под днище корабля и отсоединяли. Эта карликовая субмарина и его храбрая команда должны были уничтожить один из мощнейших линкоров Второй мировой войны. Англичане знали, что это могло стать самоубийством. 11 сентября 1943 года шесть мини-субмарин вышли из Шотландии.

Большую часть своего десятидневного морского путешествия они шли на буксире за обычными подводными лодками, причем три из них по пути были потеряны. Перед остальными стояла почти невыполнимая задача. Данные малые подводные лодки должны были и подорвать один из самых больших в мире кораблей того времени. Их целью был линкор «Тирпиц» стоящий на якоре во фьорде в Норвегии.

Три уцелевшие лодки достигли цели. Ночью, когда становилось темнее настолько темно как это могло быть в то время года команда шла среди мелких островов в 7 км от цели. Они остановились среди скал, чтобы зарядить батареи, некоторые члены команды выходили на палубу время от времени, чтобы осмотреться и глотнуть свежего воздуха. Они слушали эфир, а затем снова погружались. На самом деле там было очень спокойно.

В два часа ночи лейтенанта Дональд Кемерон и его команда достигли цель на лодке X-6. На их пути была противоторпедная сеть. Кемерон рискнул и поднялся близко к поверхности, чтобы пройти через проход в сети, надеясь, что карликовая лодка не подведет. Пока все шло хорошо. Но вскоре случилось непредвиденное, когда команда подошла ближе к цели они наткнулись на камни. Это был волнующий момент.

Преграда означала, что им придется всплыть на поверхность. Они так и сделали, но команда на линкоре приняла мини-субмарину за морское животное и ничего не предприняли. Кроме того перископ вышел из строя, но командир продолжил движение к немецкому кораблю вслепую. Лодка поднялась на поверхность снова, но на этот раз была замечена.

Из пулеметов был открыт огонь, но малютка была слишком близко, чтобы применять противнее корабельную артиллерию. Кемерон решив, что с таким количеством взрывчатки единственное что оставалось это отсоединить заряды и пытаться спастись, поэтому команда сбросила свои заряды и двинулись в сторону линкора. Напоследок команде все же удалось установить на сброшенных зарядах таймеры. На борту немецкого линкора уже звучала тревога.

Немцы попытались захватить Х-6, но Кемерон и его команда покинули лодку и сдались добровольно. Пока британскую команду допрашивали на военном корабле, другая мини-субмарина Х-7 подкрадывалась к линкору. Когда лодка была у цели, команда установила взрыватели и часовой механизм на 1 час, подводники отсоединили первый заряд. Затем отплыв на 100 м от корабля они отсоединили второй заряд, после чего быстро пошли назад к проходу через который проникли к вражескому линкору. В 08:12 утра заряды под килем гигантского корабля «Tirpitz» взорвались.

Английские подводники, находившиеся на его борту, почувствовали, как взрывной волной подбросило на несколько метров. Отсоединив свои заряды, команда Х-7 попыталась уйти, но их мини-лодка запуталась в противоторпедной сети. Кроме того взрыв под линкором вытолкнул их на поверхность. Командир и один из членов экипажа сумели спастись, но двое других застряли внутри и затонули вместе с лодкой.

Большая часть команды Х-6 и Х-7 выжили в операции, но мини-субмарина Х-5 исчезла вместе со своим экипажем. В результате полученных повреждений «Тирпиц» простоял на ремонте больше полугода. Это были шесть спокойных месяцев для арктических конвоев. Затем в ноябре 1944 года Королевские ВВС нанесли завершающий удар. Пятитонная авиационная бомба покончила с немецким линкором навсегда.

Английская карликовая лодка продолжала демонстрировать свои качества уже на Дальнем Востоке. В июле 1945 года два X-Craft покинули бухту Бруней на Борнео. Их целью был японский крейсер «Такао», который находился в проливе Джохор в Тихом океане - стратегической точки для японского императорского флота. Лейтенант Фрейзер и его команда установили шесть магнитных мин под днищем крейсера и потопили его.

На Тихом океане японский военно-морской флот тоже располагал карликовыми субмаринами. Они совершили несколько успешных операций в начале войны, проникли в бухту Сидней и затопили несколько кораблей. Но к 1944 году Япония проигрывала войну. Она терпела поражение за поражением от американцев и в ход пошли самолеты-камикадзе. Это безумие продолжалось и под водой.

Японцы наладили выпуск управляемых торпед для смертников, которые назвали «кайтен». Длиной 14 метров они несли полуторатонные боевые части от японской торпеды длинный меч. Их приняли на вооружение в ноябре 1944 года. Эти торпеды нужно было еще доставить на корабле или подводной лодке и затем взорвать. Теоретически экипаж мог спастись до взрыва, но на практике такое случалось редко.

Смертник, управляющий торпедой доставлял ее к цели, проплывая до 10 км. Первый удар японцев был направлен против торговых кораблей союзников. Однако японская пропаганда как всегда преувеличивала достигнутый успех. Они объявили об уничтожении трех авианосцев и двух линкоров.

Такие результаты могли повернуть ход войны в пользу Японии, но эти сведения были ложными. Они раздували успех, чтобы найти больше добровольцев для этих самоубийственных миссий. Но смертникам не говорили всю правду.

Чаще всего подводных камикадзе запечатывали в их подводных лодках так, что они не могли выбраться. Если такая лодка застревала в противоторпедных сетях союзников, из них нельзя было выбраться.

Во время американской десантной операции в Окинаве в апреле 1945 года японское военно-морское командование собралось применить новую стратегию. Против американских кораблей собирались массово применять камикадзе и карликовые подводные лодки с экипажами из самоубийц.

Главный удар планировался на 15 июня. Солдаты готовились управлять кайтеном, выпивая ритуальную чашку саке. Многие брали с собой самурайские мечи. Если у них не получалось добраться до врага, они должны были совершить сипуку по традиции самураев. Но в итоге кайтены не добились особых успехов, только два военных корабля затонули и четыре получили повреждения. При этом погибли около 900 японских моряков, их готовность умереть не сделала оружие эффективнее.

Управляемые торпеды и карликовые подводные лодки были более эффективны в руках опытных подводников, которые учились находить свои цели, а затем и спасать свою жизнь. Карликовые подводные лодки много требовали от своих команд, но итогом их работы стали самые яркие и успешные операции Второй мировой войны.




Метки:

Проще изобрести велосипед, чем новую подводную лодку. Как ни крути, все равно получится длиннющая цистерна, поделенная на отсеки. Но ведь изобрели!

Об этой атомной мини-субмарине по сей день мало что известно. До 1986 года она даже не числилась во флоте, выполняя спецзадания Главного разведуправления (ГРУ) Генштаба. А первая малышка сошла со стапелей еще в начале 80-х, когда ничего подобного и близко не было у американцев и англичан. Разработки советских конструкторов опередили время на несколько десятилетий!

Всего их построили семь - атомных глубоководных станций (АС). Именно станций, потому что на борту у них не было вооружения. Совсем! Служили там исключительно офицеры, предназначались АС (официально, конечно) для «испытаний новых типов атомных реакторов». На самом же деле - для глубоководных работ, когда акванавты могли выходить в воду на глубине до километра. АС совместили в себе лучшие качества батискафов и подлодок. И это стало шоком для американцев, с ходу окрестивших секретные субмарины Х-Ray («Рентген»).

Янки попытались создать нечто подобное на базе модернизированной атомной подлодки «Майами». Но пьяный работяга спалил лодку вместе с секретами, за что и был приговорен к 17 годам строгача и выплате 400 млн. долларов...

«Я МАЛЕНЬКАЯ ЛОШАДКА»

Что делают АС в непроглядной тьме океанских глубин? Очень многое! Могут подключиться к подводным кабелям и скачивать информацию, месяцами лежа на дне (срок автономности до полугода). Похоже, именно эти малышки проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов НАТО. Они же первыми обследовали место гибели «Курска», после чего было принято решение о подключении иностранных спецов к спасательной операции. Были и другие истории, о которых пока лучше помолчать…

О тяготах службы на мини-субмаринах тоже не нам судить. Но надо знать, что

командир 29-й отдельной бригады подлодок спецназначения контр-адмирал Владимир Дронов и более десяти офицеров стали Героями России…

Но даже среди этих чудо-аппаратов особняком стоит станция проекта 10831. Она больше известна под народным именем, которым удостоили ее рабочие совсекретного 42-го цеха «Севмаша». Увидев на стапеле вместо привычной «трубы» цепочку огромных шаров-батискафов, кто-то из корабелов воскликнул: «Да это ж Лошарик какой-то!» - и прижилось…

Уж очень походило сооружение на одноименного героя мультика про игрушечную лошадку.

Такая форма отсеков была выбрана потому, что шар лучше всего сопротивляется давлению извне. Благодаря этому «Лошарик» ныряет на глубину до 6 (шести!) километров. Лодку заложили еще в 1988 году, спустили на воду в августе 2003-го и только в 2010-м, после всех мыслимых испытаний и доработок, «Лошарик» (АС-12) был включен в состав Северного флота.

Длина лодки около 70 м, ширина 7 метров, полное водоизмещение 2000 т, скорость до 30 узлов! Атомный реактор размещен в одном из шаров, гребной винт в кольцевом обтекателе. Экипаж 25 офицеров. Оснащение: манипуляторы, драга (система очистки породы), телегрейфер (ковш с телекамерой), оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая устройство измерения глубины донных отложений и гидролокатор бокового обзора…

Для примера: в ходе экспедиции «Арктика-2012» «Лошарик» за 20 суток собрал 500 кг образцов породы на глубине до 3 километров.

СЛАДКИЙ СОН ПОДВОДНИКА

Официально «Лошарик» предназначен для решения научно-технических задач и спасения людей в экстремальных ситуациях. Но весь спектр его возможностей не оглашался никогда. Тем не менее, опираясь на открытую специальную информацию, можно почти уверенно заключить: «Лошарик» самая бесшумная подводная лодка российского флота.

На больших глубинах и на определенных скоростях она становится неслышимой и неуязвимой для вражеских кораблей. Причем в любой точке Мирового океана.

Разумеется, нет никакого смысла гонять ее за тысячи миль своим ходом. Потому и переделали ракетную подлодку «Оренбург» в БС-136 - базу станций: демонтировали ракетные шахты, удлинили корпус. И получили этакий плавучий ангар, куда «Лошарик» заходит снизу. Попутно был усилен и корпус бывшего ракетоносца, что позволило втрое - до 1000 метров - увеличить глубину погружения.

Называется это чудо техники скучно - комплекс 1083К. Но разработчики и корабелы удостоены за него Государственной премии. И ничего подобного нет в распоряжении других стран. Сейчас строится уже второй «Лошарик».

Написал я эту заметку, а ночью, видимо, в тему приснился сон. Как «Оренбург» привез «Лошарика» куда-то в район Гренландии и выпустил. А тот нырнул да и перекусил кабель от Атлантической группы гидрофонов SOSUS к центру обработки сигналов в Дэм-Нэк (эти гидрофоны американцев слышат любую нашу подлодку с момента выхода из базы). И тут же все АПЛ Северного флота незамеченными скользнули в Атлантику.

Сладок сон подводников…

Британское военное кораблестроение имеет многовековой опыт разработки и боевого применения самых передовых конструкций и технологий. Накануне Второй мировой войны ядром британских эскадр были надводные корабли: линкоры, линейные крейсера и авианосцы. Поэтому подводные плавсредства у Адмиралтейства были не в чести. Однако атака Гюнтера Прина 15 октября 1939 года в Скапа-Флоу, когда прокравшаяся немецкая субмарина потопила линкор прямо в главной базе британского флота, поставила ребром вопрос о создании диверсионных подводных средств.

В конце 1939 года началась разработка британской сверхмалой подводной лодки. Но инициатором выступило не Адмиралтейство, а Военное ведомство, по заказу которого началось её проектирование для использования на реках. Вскоре заказ всё же перешёл в ведение Адмиралтейства, наконец-то оценившего возможности подводного кораблика.

В результате долгих экспериментов и перестройки уже почти готовых образцов англичане в 1942 г. все же построили прототип лодки класса X.

Лодка создавалась по классической схеме «больших» субмарин: дизель Gardner для надводного хода и электродвигатель с аккумуляторными батареями для подводного.

Для удобства транспортировки лодки собирали из трёх блоков упрощённой геометрической формы, соединявшихся болтами. Три поперечные переборки разделяли прочный корпус на четыре отсека.

В первом отсеке находились приборы управления и навигационное оборудование, цистерна главного балласта № 1, буксирное и швартовое устройства. Второй отсек использовался в качестве шлюзовой камеры, в его трюме находилась цистерна главного балласта № 2. Третий отсек предназначался для аккумуляторной батареи, поста управления, цистерны главного балласта № 3, цистерны быстрого погружения, боевого и навигационного перископов. В средней части корпуса по левому борту была установлена поворотная труба для забора воздуха. В надводном положении к ней же крепилась переговорная труба. В кормовой части надстройки хранились водолазное снаряжение и инструменты, необходимые при форсировании противолодочных сетей. В четвёртом отсеке размещались дизель мощностью 42 л.с. и электродвигатель, топливная цистерна, компрессор, кормовая дифферентная цистерна.

Экипаж состоял из трёх человек – командира, механика и рулевого. Каждый из них мог выполнять водолазные и подрывные работы.

Вооружение состояло из двух отделяемых бортовых контейнеров, в каждом из которых помещался заряд взрывчатки массой 1620 кг и взрыватель с часовым механизмом. Контейнеры сбрасывали под днище вражеского судна освобождением захватов изнутри лодки.

После испытаний прототипа и устранения недочётов фирма «Виккерс-Армстронг» построила серию из 12 лодок типа X. Шесть из них (Х5 – Х10). вступили в строй в январе 1943 года, ещё шесть (Х20 – Х25).- в конце этого же года.

Подводная лодка X второй серии (Х20 – Х25)

Серийные лодки тоже имели четыре отсека, но их компоновка изменилась. Так, шлюз разместили между отсеками управления и аккумуляторным, что позволило открывать и закрывать вход в него из отсека управления, а на верхней палубе появился специальный держатель для членов экипажа, находящихся вне судна.

В первом отсеке размещались аккумуляторная батарея, запасы пресной воды и провизии, койки, цистерны: топливные и дифферентная. Второй отсек остался без изменений. В центральном посту находились приборы управления, средства навигации, цистерна главного балласта №3, цистерна быстрого погружения. За рубкой добавился входной люк. В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, топливные цистерны, запасы масла, компрессор высокого давления.

Экипаж увеличили до четырёх человек за счёт введения штатного водолаза.

Основным оружием являлись два сбрасываемых заряда по 1993 кг каждый в бортовых металлических контейнерах. Они отделялись с помощью специального устройства, управляемого из прочного корпуса. Подрыв зарядов производил взрыватель с часовым механизмом, включение которого осуществлялось изнутри лодки.

К месту проведения операции сверхмалые лодки транспортировались на буксире «обычными» субмаринами классов Т или S со скоростью около 10,5 уз. По сравнению с прототипами серийные лодки имели увеличенную с 60 до 95 м рабочую глубину погружения.

Х5, Х6, Х7, Х8, Х9 и Х10 в сентябре 1943 г. участвовали в операции против германских линкоров Tirpitz и других кораблей в Альтен-фьорде. Остальные лодки типа X использовались при проведении десантной операции в Нормандии в качестве целеуказателей для десантных судов. Х22 погибла при столкновении с английской подлодкой Syris у побережья Шотландии. Все лодки этой серии списали в 1945 году.

Атака в Альтен-фьорде

В сентябре 1943 г. шесть карликовых лодок серии X были направлены к берегам Норвегии с целью потопить или, по крайней мере, серьёзно повредить германские линкоры – экипажам Х5, Х6 и Х7 предстояло атаковать 40 000-тонный Tirpitz, Х9 и Х10 – 26 000-тонный Scharnhorst, а Х8 – 12 000-тонный Lützow.

Впереди у них было восемь дней и ночей буксировки. Управляли лодками на этом этапе походные экипажи. Два человека из трёх должны были нести вахту в течение большей части суток и вести техническое обслуживание: воздушные баллоны и аккумуляторные батареи нужно было перезаряжать, а также проверять изоляцию всех электрических цепей.

В первую ночь Х6 чуть не столкнулась с траулером, но, кроме этого инцидента, переход в течение первых четырёх дней был, на удивление, спокойным. Погода была благоприятной. Три или четыре раза в сутки лодки всплывали на поверхность, чтобы провести пятнадцатиминутную вентиляцию, а остальные двадцать три часа продвигались на глубине 12 -15 м. Боевые экипажи находились в это время на борту «больших» подводных лодок, отдыхая и занимаясь тактической подготовкой.

На шестой день перехода, в 4:00 порвался буксирный трос Х8. Через 5 минут лодка всплыла на поверхность и командир – лейтенант Джек Смарт стал осматривать горизонт. Однако вблизи не было никаких признаков ведущей лодки Sea Nymph. На её борту факт обрыва буксирного троса был обнаружен примерно спустя два часа, когда она должна была всплыть для проветривания. Командир Sea Nymph развернул подлодку на 180° и, увеличив скорость, направился по маршруту, пройденному за последние часы. Поиски затянулись почти на четырнадцать часов. И лишь к восьми часам вечера Х-лодка снова была на буксире. Смарта и его людей сменил боевой экипаж, движение на буксире продолжилось.

В 9:00 утра 16 сентября субмарины подали условный знак для подводной сигнализации – сбросили три ручные гранаты, чтобы вызвать на поверхность малую лодку Х9, но она не всплыла. В 9:20 выбрали буксирный трос и обнаружили, что он лопнул. Syrtis повернула на обратный курс и провела тщательный поиск, но Х9 так и не обнаружила. Лодка и походный экипаж считаются пропавшими без вести.

На следующий день: из-за разгерметизации зарядов-контейнеров из строя вышла Х8, её пришлось затопить.

Погода 17 и 18 сентября была ненастной, но к сумеркам 18-го она начала улучшаться, и Годфри Плэйс сменил Билла Уиттема и походный экипаж на борту Х7. Остальные субмарины -Trasher с Х5, Truculent с Х6 и Sceptre с Х10 – сменили походные экипажи на боевые до полуночи следующего дня. Все лодки успешно совершили подход и расположились в своих секторах. Stubborn, тоже задержанная инцидентом с поисками и вознёй с Х8, приблизилась к берегу, буксируя Х7. Sea Nymph, затопив Х8, патрулировала примерно в шестидесяти милях к западу от Альтенфьорда.

Вечером 20 сентября четыре малые лодки (Х5, Х6, Х7, XI0) начали самостоятельный прорыв в пролив Сересунд. При этом у Х10 были дефекты в электрическом механизме подъёма перископа и подтекали уплотнители. У Х6 правый зарядный контейнер был затоплен ещё в первый день буксировки, но перекладыванием груза экипажу удалось добиться рабочего равновесия лодки.

Х6 и Х7 удачно держались вместе. Ночь лодки провели среди группы островов Браттхольм. Следующим утром начался переход через Кофьорд. Х7 достигла подветренной стороны островов Браттхольм вскоре после полуночи, Х-6 проследовала часом позже. В течение следующих часов Плэйс успешно провёл свою лодку через противолодочные сети при входе во фьорд. К 7:05 утра Х6 тоже прошла противолодочную сеть и оказалась на дистанции атаки на свою цель. Но тут её постигла неудача: уходя от патрульного катера лодка запуталась в сетях. Но вскоре ей удалось освободиться и двинуться по фьорду к своей цели.

В 7:10 Плэйс принял решение о преодолении противолодочной сети Tirpitz. Х7 поднырнула под сеть и, к несчастью, села на мель у северного берега внутри заграждения. Так как глубина была слишком малой, невозможно было сняться с мели, не всплыв на поверхность. Вода была очень спокойной и на Tirpitz их заметили и доложили как о «длинном чёрном объекте, похожем на подводную лодку». При прохождении по инстанции эта информация задержалась на несколько минут, поскольку имелись сомнения, что это был дельфин. Через пять минут лодка вновь наткнулась на подводный камень и опять была вынуждена подняться на поверхность в восьмидесяти метрах от линкора. И хотя лодка тут же ушла под воду, но на сей раз немцы её ясно видели и правильно опознали.

Спустя пять минут и Х6 вновь наткнулась на какую-то преграду и всплыла у левой скулы Tirpitz. С палубы по ней открыли огонь из стрелкового оружия. Командир лодки Дон Кэмерон понял, что надежды на спасение нет, и направил Х6 к борту линкора под орудийной башней «В». Там он отсоединил заряды, установленные так, чтобы они взорвались через час, и отвёл лодку. Было 7:15 утра. Экипаж Х6 пленил дежурный катер Tirpitz.

На борту линкора подняли тревогу. Был дан приказ поднять пары и выйти в море. Однако приказ выполнили только тогда, когда закрыли все герметичные двери и подняли водолазов. А это произошло лишь минут через двадцать после того, как экипаж Х6 подняли на борт. Всех четверых – Кэмерона, Лори-мера, Годдарда и сублейтенанта Дика Кендалла – держали вместе.

В это время Х7 всячески старалась выпутаться из сети, а когда наконец освободилась, всплыла прямо около буёв. Экипаж Х7 увидел справа впереди, не далее чем в 20 метрах и лодка дала «полный вперёд». Ударившись о борт линкора примерно напротив орудийной башни «В», она мягко скользнула под киль. Там был сброшен правый заряд. Затем левый заряд был сброшен примерно в 45 – 50 м ближе к корме. После этого Х7 пыталась отойти, но вновь запуталась в сетях и была повреждена взрывом. У экипажа не оставалось другого выхода, кроме как покинуть лодку и сдаться.

Англичан предварительно допросили и угостили горячим кофе и шнапсом. Все потом вспоминали, как они беспокоились, так как время приближалось к 8:15, и они украдкой поглядывали на часы. Заряды в 8:12 сработали.

«На борту Tirpitz после взрыва наших снарядов началась паника, – писал Кендалл после возвращения из Германии. – Немецкие орудийные расчёты обстреляли невесть сколько собственных танкеров и маленьких катеров, а также из-за беспорядочных выстрелов вышла из строя их собственная орудийная установка. Казалось, каждый размахивал пистолетом, угрожая нам, пытаясь выяснить, сколько карликовых подводных лодок было задействовано в атаке».

В 8:43 примерно в пятистах ярдах снаружи от сети была замечена третья карликовая лодка. Tirpitz открыл огонь и потопил её. Скорее всего, это была Х5 под командованием Х.Хенти-Крира. О ней ничего неизвестно, а из экипажа не спасся никто.

В целом общий итог атаки был удовлетворительным. Tirpitz впоследствии ни разу так и не сумел выйти в боевой поход…

Шестеро оставшихся в живых членов экипажей карликовых подводных лодок были отправлены из Норвегии в Германию, в лагерь для военнопленных моряков.

Учебные лодки ХТ

В 1943 – 1944 гг. фирма «Виккерс» построила 6 учебных сверхмалых подводных лодок серии ХТ. Заказы ещё на 12 таких лодок (ХТ7 – ХТ19, без ХТ13) были аннулированы. Лодки ХТ в боевых действиях участия не принимали.

Третья серия

В конце 1943 г. началось строительство третьей серии карликовых подводных лодок (ХЕ1 – ХЕ10, ХЕ12; заказ на ХЕ11 был аннулирован).

Лодки третьей серии были крупнее предыдущих. Изменения в основном коснулись управления и условий обитания. Лодки получили новые навигационные устройства, радиотелефонную связь, холодильник и кондиционер воздуха. Благодаря такому оборудованию, лодки типа ХЕ можно было использовать для действий в тропических водах.

Первые два отсека по оснащению и объёму остались практически без изменений, за исключением установки иллюминатора в кормовой переборке второго отсека для наблюдения за членами экипажа, проходящими шлюзование. В третьем отсеке размещался центральный пост управления с контрольными и измерительными приборами. В подволоке отсека имелся иллюминатор для визуального контроля момента прохода подводной лодки под днищем атакуемого корабля. В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, компрессор и баллоны воздуха высокого давления, кондиционер, а в кормовом обтекателе прочного корпуса – дифферентная цистерна.

Основное вооружение включало два сбрасываемых заряда и 6 портативных магнитных мин, которые устанавливал водолаз.

Из тихоокеанских лодок отличалась ХЕЗ – с помощью своих подрывных зарядов 31.7.1945 потопила японский тяжёлый крейсер Такао. ХЕ8 затонула в 1945 г. при буксировке в районе Портсмута. ХЕ11 затонула 6.3.1945 после столкновения с боковым заграждением.

Оставшиеся лодки этой серии списали в 1952 году.

Подводные лодки Welman

Параллельно с созданием лодок типа X в 1942 году инженер-полковник Джон Долфин (John Dolphin) разработал лодки типа Welman Craft. Они предназначались для атак вражеских судов в портах, а также для разведки побережья перед высадкой десанта.

Первые две такие лодки построили летом 1942 года. Серийно лодки Welman строились с ноября 1942 г.. О количестве субмарин данного типа публикуются весьма противоречивые данные – от 20 до 100. Все они поступали в «Особую флотилию» с лета 1943 г.

Десантные лодки Welfreighter

В ноябре 1942 года фирма Inter Services Research Bureau начала проектирование сверхмалой подводной лодки для доставки боевых пловцов, диверсионных зарядов и других грузов. По этому проекту в 1944 – 1945 гг. фирма Shelvoke & Drewry Ltd построила около 40 лодок.

Первоначально предполагалось использовать их в районе Адриатического побережья с целью снабжения албанских и югославских партизан. Но боевые действия на этом театре военных действий завершились раньше, чем первые лодки Welfreighter были готовы к практическому применению. Несколько таких лодок направили на Дальний Восток, чтобы обеспечивать боеприпасами филиппинских партизан. Но и здесь до практического использования дело не дошло.

После войны все лодки типа Welfreighter были сданы на слом. Лишь одна из них была превращена в экспонат музея Королевского подводного флота в Госпорте.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.



Рекомендуем почитать

Наверх