Классный час «Краски Осени». Классный час на тему: Классный час "Славная осень"

Мода 16.04.2019

Праздник осени в начальной школе.

Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе, воспитывать в детях доброту, бережное и заботливое отношение к объектам природы, расширить кругозор учащихся об осенних изменениях окружающей среды;

Оборудование:

Декорации: зал украшен букетами из осенних листьев, цветов, ветками рябины, на стенах - картинки осенних пейзажей. В центре - пенёк-трон для Королевы Осени, костюмы для артистов. Рисунки детей на осеннюю тему, 2 корзины с муляжами фруктов и овощей;

Ход классного часа

1.Ведущий:

Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к самой красивой и замечательной королеве. А как её зовут, вы сейчас узнаете, если правильно отгадаете про неё загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Это осень)

2.Ученик выразительно читает стихотворение об осени:

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград-

Всё поспело для ребят.

И АРБУЗ УВИДЕВ ВАЖНЫЙ,

Оживится детвора-

И радушно скажет каждый:

Здравствуй, осени пора!

3.Ведущий:

Действительно, мы будем говорить об осени. Каждый видит осень по –своему. Посмотрите на иллюстрации картин художников. Какая здесь разная осень. А вот как видят осень наши ребята. Посмотрите на эти рисунки. Какой из них вам больше всего нравится?(Ребята оценивают рисунки своих товарищей)

Звучит фонограмма, выходит Осень.
Королева Осень:

Здравствуйте, друзья,
Вы узнали меня?

Ведущий:

Все узнали тебя, Королева Осень,
Садись на трон, просим.
Королева Осень:

Я очень рада нашей встречи. Я слышала ваши разговоры обо мне. Вы все очень любите осень. А какие же красивые поделки и рисунки Вы приготовили для меня. Молодцы ребята!

Учитель встречает Королеву Осень хлебом-солью. Королева Осень садится на трон. Учитель читает стихотворение о хлебе.

Ведущий:

Золотые есть слова -
Хлеб - всему голова.
Почему так говорят,
Объясню я для ребят:
Хлеб – тяжёлый труд людей,
И бросать его не смей.
На полях пшеница зреет,
Хлебороб её лелеет,
Срок придёт, её пожнёт
Зерно на мельницу свезёт.
Мельник там муки намелет,
По мешкам её разделит,
И в пекарню отвезёт –
Пекарь хлеб нам испечёт.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте!

Ведущая:

А знают ли ребята, что происходит,
Когда Королева Осень приходит?

Королева Осень:

Знаете ли Вы ребятки, какие изменения происходят в природе осенью?
(Ребята рассказывают приметы осени: листья пожелтели, птицы улетают на юг, урожай люди собирают и т. д.)
Королева Осень:

Спасибо вам, ребятушки.
Что так хорошо меня встречаете,
Всё обо мне знаете.
На сцену выходит Петрушка. Играет озорная музыка.
Петрушка:

Здравствуйте, меня зовут Петрушка,
Я живой, а не игрушка.
А мне вот жаль, что Осень пришла,
Лето со двора согнала.
Как я буду теперь купаться, загорать,
Если по небу тучки будут гулять?
Ведущая:

Петрушка, каждый ребёнок знает,
Что после лета осень бывает.
Она жёлтыми листьями землю укрывает,
Зверятам к зиме готовиться помогает.
Осенью не только тучки по небу гуляют,
Осенью люди урожай собирают.
Петрушка:

Прости меня, Осень, за мои слова,
Эх, дырявая моя голова!
Не пора ли нам, ребята, поиграть?
Я буду вопросы задавать,
А вы на них отвечать.
У Королевы Осени есть три сына,
Сейчас они к нам придут
А вы знаете, как их зовут?
(Ребята называют сыновей Королевы Осени.)
На сцену выходит Сентябрь с пустой корзиной, ставит её рядом.
Сентябрь:

Я Сентябрь – младший брат,
Познакомиться я рад.
Ведущая:

Как-то утром на рассвете
По грибы собрались дети.
Сентябрь:

Только, чтобы их собрать,
Надо их сперва узнать.
Ведущая:

На полянке, у сосны
Шляпки тёмные видны.
Очень вкусные на вид,
Знай, что это белый гриб.
Сентябрь:

Эй, скорей сюда, ребята,
Здесь грибы сидят – опята.
Ведущая:

Хороши грибы в лесу,
Подберёзовик несу.
Все ребята посмотрели,
Он съедобный, в самом деле.
Сентябрь:

Кто тут спрятался в листве?
Тут лисички, целых две.
Ведущая:

Мы пока в лесу гуляли,
Много и грибов набрали.

Сейчас ребятки вы поиграете в игру
«Съедобный- несъедобный».

(Дети учатся распознавать грибы. Ребята берут корзинки и отправляются за грибами.

Королева Осень выявляет победителя этого конкурса.)
Ведущая:

Осень – лучшая пора,
Помогите, детвора!
Урожай нам собрать
И загадки отгадать.

1)Красный, сочный,
Вкусный, прочный.
Он растёт, не тужит,
С огурцами дружит.
От чего же до сих пор
Не сорвали...
(помидор)
(На сцену выходит Помидорка.)

Помидорка:

Я - Помидорка спелая,
Теперь уже созрела я.
Я летом зеленею,
А осенью краснею,
И к вам пришла, ребятки,
Загадывать загадки.
(Помидорка загадывает ребятам свои загадки)
1 загадка.
В огороде нашем жил,
И со всеми он дружил.
Хвост – зелёненький крючок.
Это – толстый….
(кабачок)
2 загадка.
Я на грядке прорастаю,
В огороде всех я знаю,
А укропу я подружка.
Как зовут меня - ...
(петрушка)
3 загадка.
Редька - старшая сестра,
Ну, а я ещё мала.
Угадает даже киска,
Что зовут меня...
(редиска)
4 загадка.
Колобок растёт на грядке,
Знают все его ребятки.
В землю врос он крепко,
Что за овощ? ...
(репка)
Ведущая:

Это кто такой зелёный?
Вкусный свежий и солёный?
Очень крепкий молодец,
Догадались?
(огурец)
Выходит Огурчик.
Огурчик:

Я - огурец зелёный,
Бываю свежий и солёный.
И на грядке не тужу,
С помидоркой я дружу.
Сентябрь:

Ай, да молодцы, ребятки!
Отгадали все загадки.
Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Ведущая:

Мы о фруктах не сказали,
Как же жить без них, едва ли!
В нашем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
На сцену выходит Яблоко.
Яблочко:

А я яблочко наливное,
Спелое и румяное такое.
Я думаю, что все ребята знают,
Какие фрукты в саду созревают.
Игра «Отгадай фрукт»
(Ребята рассказывают о фруктах. Ведущая показывает муляжи разных фруктов).

Ведущая:

Спасибо, Сентябрь за урожай,
В гости среднего брата приглашай.
Сентябрь:

Выходи, братец, Октябрь,
Зовёт тебя младший брат Сентябрь.
(Звучит музыка. Выходит месяц Октябрь. Братья кланяются друг другу.)
Октябрь:

Я - Королевы Осени
Сын второй,
Октябрь золотой.
Мы по улице идём –
Листья сыплются дождём,
И летят, летят, летят,
Под ногами шелестят.
(Во время своего монолога Октябрь разбрасывает листья.
На сцену выходит девочка с букетом жёлтых листьев. Она собирает листики и читает стихотворение.)
Девочка:

За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружатся и играют под окном.
А когда весёлый ветер улетал,
Жёлтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живёт всю зиму у меня.
Игра: «Собери листочек».

(Ребята узнают, с какого дерева листок.)
За сценой звучат крики улетающих птиц.
Ведущая :

Ой, ребятки, что это значит?
Мне кажется, что кто-то плачет?

Осень:

Это птицы в стаи сейчас соберутся
Улетят, а весной к нам вернутся.
Высоко, высоко от земли,
Полетели на юг скворцы.
(На сцену выходит Скворушка. Он машет крыльями. Звучит музыка.)

Октябрь:

Скворушка, ты уже улетаешь?

Скворушка:

Да, мне на юг лететь пора,
Наступают холода.
Не горюйте, я весной к вам вернусь,
А здесь я замёрзнуть боюсь.
Скворушка машет крыльями и улетает.

Исполнение песни «Скворушка»
Королева Осень:

Спасибо тебе, сынок, Октябрь.
А теперь настал черёд сына моего серьёзного,
Самого старшего брата, Ноября морозного.
Октябрь:

Выходи, братец Ноябрь,
Зовёт тебя средний брат Октябрь.
(На сцену выходит месяц Ноябрь. Братья кланяются друг другу. Звучит музыка.)
Ноябрь:

Закончился листопад,
Без листьев стоит сад,
Птицы давно улетели,
Скоро начнутся первые метели.
(Звучит фонограмма дождя. На сцену выходит Дождь.)
Дождь:

Громко я стучу по крыше,
Кап-кап-кап,
Меня все слышат,
Сёстры-тучки слёзы льют
Дождиком меня зовут.
(На сцену выходит девочка под зонтиком.)
Девочка с зонтиком:

Мне купили зонтик самый настоящий,
Он, конечно, маленький, но зато блестящий.
Дождик будет весело зонтик поливать,
Я буду под зонтиком на улице гулять.
Ноябрь:

Солнце в Ноябре не жди,
Часто капают дожди.
(На сцену выходит девочка с рисунком. На рисунке – солнышко.)
Девочка:

За окошком дождик льёт,
По минутам день ползёт.
Надоело долго ждать,
Буду солнце рисовать.

Нарисую солнце –
Приклею на оконце.
Стало в комнате светлей,
Сразу всем нам веселей.
И скажу я вам, друзья –
Жить без солнышка нельзя!
Ноябрь:

Недаром говорят осень – унылая пора,
А может, мы повеселимся, детвора?
Не слышу? Да?
Дети хором отвечают: ДА!
Ноябрь:

Эй, помощники мои, идите сюда,
Здесь у нас с вами будет игра.
(Звучит фонограмма Дождя и Ветра.
К Ноябрю подходят Дождь и Ветер.)
Ветер:

Это знают даже дети –
Всех сильней на свете ветер.
За окошком громко вою,
Поиграете со мною?
Дождь:

С левой стороны - моя команда,
Громко говорит: кап-кап!
Ветер:

С правой стороны – моя команда,
Громко воет: у-у-у! Вот так!
Ноябрь:

Кто всех громче закричит,
Тот и битве победит.
(Ребята «Капают», как Дождик и «Воют», как Ветер.)
Королева Осень:

Спасибо тебе, сынок Ноябрь.
Славно мы сегодня попраздновали,
Да, я Королева Осень бываю разная:
Солнечная и пасмурная,
Но всегда щедрая и прекрасная.
Ведущая:

Спасибо, тебе Королева Осень, что к нам пришла,
Спасибо, что сыновей своих привела,
Спасибо тебе за богатый урожай,
Приходи к нам ещё, не забывай!
Королева Осень:

До свиданья! До свиданья!
Помашу вам на прощанье.
В гости к вам ещё приду,
Только в следующем году!

А сейчас я вас прошу,
К праздничному столу.
Угощайтесь, не стесняйтесь!
Я вам вкусные гостинцы принесла, налетай, детвора!

(Звучит музыка, дети встают и идут к накрытому столу. Ребят ждут вкусные пироги, фрукты и соки.)


Классный час «Осенняя пора».

Цели:

    Воспитывать способность любоваться природой.

    Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе и приметах осени.

    Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: Жетоны-листочки, иллюстрации деревьев и их листья.

Ход классного часа

Посмотри, как день прекрасен

И как ясен небосклон,

Как горит под солнцем ясень,

Без огня пылает клён.

И на взгорке, в рыжих листьях,

Словно в пышных шубах лисьих величавые дубы

С грустью смотрят на грибы –

Старые и малые сыроежки алые

И пурпурный мухомор посреди кротовых нор.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы проводим классный час «Краски Осени».

Назовите осенние месяцы.

Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

Сейчас каждый из вас выберет себе листочек. (По цвету листочка дети делятся на три команды, придумывают название команды).

Проводятся конкурсы.

Конкурс №1. Узнай дерево.

Какие деревья растут на улицах нашего города? А знаете ли вы, что деревья – живые существа? Они даже похожи на людей.

Вопрос команде №1. (За правильный ответ 1балл)

Вспомним деревья, которые встречаются в нашем городе: высокие прямые, стоят ровно в ряд, как часовые на посту. (Тополя).

Найти в гербарии лист тополя и иллюстрацию дерева.

Вопрос команде №2.

Это дерево похоже на человека, сильного могучего богатыря. (Дуб).

Найти в гербарии лист дуба и иллюстрацию.

Вопрос команде №3.

Это дерево похоже на девушку: печальную, задумчивую, которая склонилась над рекой. (Ива).

Найти в гербарии лист ивы и иллюстрацию.

Конкурс № 2 Кроссворд «Грибы»

1.Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще.

2.Я не привыкла нравиться, кто съест меня – отравится.

3. И красив он и велик. Это гриб …

4.Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки –

Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это.

5.Нет грибов дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

6. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые…

Конкурс №3 Аукцион пословиц. (об осени)

(За каждую пословицу 1 балл)

В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Холоден сентябрь, да сыт.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.

В ноябре зима с осенью борется.

Конкурс №4. Конкурс чтецов. (Стихи об осени)

Конкурс №5. Осенние приметы.

Люди издавна наблюдали за природой, отмечали какие-либо закономерности, происходящие в природе. В результате возникли народные приметы. Вот некоторые из них:

Если в этот день будет тепло, то осень ожидается дождливая, а если этот день будет дождливым, то можно ждать сухую осень.

Если в этот день ветер северный – быть стуже, если дует восточный – к ветру, западный – к дождю, южный – к теплу.

Если к этому дню берёза и дуб останутся без листьев – быть тёплой зиме, а если нет, то к холодной.

Если журавли улетают до Покрова, зима будет ранняя.

- А какие приметы осени знаете вы? (По одному очку за правильный ответ).

Чтение сказки учителем.

Три бабочки (венгерская сказка)

Жили на свете три бабочки: белая, красная и жёлтая. С утра до ночи играли они друг с другом, порхая с цветка на цветок, и собирали пыльцу. Лето было тёплым, и солнце светило целыми днями.

Как-то раз, когда бабочки по обыкновению собрались играть, солнышко вдруг исчезло. Небо сразу заволокли тёмные грозовые тучи, и бабочки очень испугались.

Я так боюсь дождя, - сказала одна из них

Если намокнут наши крылышки, мы уже не сможем летать, заметила другая.

«Надо спешить», - решили они и полетели к дому. Но летели бабочки медленно, а тем временем первые капли дождя уже падали на землю.

Не добраться нам, ох не добраться, - сказала жёлтая бабочка, - дождь уже начинается.

Так что же мы стоим? – закричала красная бабочка. – Спрячемся в чашечке тюльпана и переждём дождь.

И бабочки полетели к тюльпану.

Тюльпан тоже боялся дождя и потому изо всех сил зажмурился и плотно сложил лепестки.

Впусти нас, тюльпан, - пролепетала жёлтая бабочка. – Дождь начинается, а до дома ещё далеко. Тюльпан нехотя открыл глаза и, помедлив, ответил:

Жёлтую я, пожалуй, ещё впущу, возможно, и красную. Ну уж белую ни за что.

Что ты, что ты, тюльпан! – воскликнула жёлтая бабочка. – Мы не можем бросить нашу подружку одну: ведь дождь начинается. Но тюльпан закрыл глаза и уже ничего не ответил.

Что же нам делать? – спросила красная бабочка.

Летим к лилии, - предложила белая бабочка. – Уж она-то наверняка нас примет.

И они полетели к лилии, а дождь лил уже вовсю. С трудом взмахивая крыльями, бабочки, наконец, добрались до озера, где жила лилия.

Здравствуй, лилия! – воскликнули они. Лилия едва кивнула в ответ. Она была очень гордым цветком.

Впусти нас, лилия, - попросила белая бабочка. – Видишь, мы мокнем под дождём.

Лилия задумалась:

Белую, - проговорила она, - белую я, пожалуй, могла бы впустить, но жёлтую и красную – ни за что.

Как же я могу бросить подруг? – заплакала белая бабочка.

Ну, как хочешь, - заявила лилия и закрыла свои лепестки.

А дождь лил всё сильнее и сильнее. Бабочки от огорчения горько заплакали. Услышав, что кто-то плачет, солнышко проснулось и посмотрело вниз. Оно сразу же высушило слёзы бабочек, улыбнулось им, и бабочки, заулыбавшись, полетели играть в поле.

Обсуждение сказки по вопросам.

Кто из героев сказки вам понравился? Почему?

А кто нет?

Что бы вы посоветовали тюльпану и лилии?

-Какие же изменения происходят с насекомыми с наступлением осени?

А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунки к сказке «Три бабочки».

Подведение итогов.

Классный час «СЛАВНАЯ ОСЕНЬ».

Цель: Поддерживая искренний интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение видеть красоту окружающего мира.

Учить детей работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы всего коллектива.

Развивать творческие способности детей.

Ход занятия.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час будет посвящен…, а впрочем, вы сейчас сами определите тему классного часа.

Ученик 1. Унылая пора! Очей очарованье-

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Ученик 2. Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу.

Учитель: Догадались о чем пойдет речь? Конечно же, об осени, прекрасной поре. А какие вы знаете осенние месяцы?

Дети называют осенние месяцы и рассказывают о происхождении названия каждого месяца (домашнее задание).

«Сентябрь» от латинского слова «сэптэбэр» - седьмой. Новый год у древних римлян начинался с 1 марта, а не как сейчас – с 1 января. Поэтому сентябрь был седьмым месяцем.

В старину славянские названия месяцев тесно были связаны с явлениями природы. Этот месяц наши предки называли: хмурень, рюен, ревун, вересень(карточки с названиями – на магнитную доску).

Хмурень – дни короткие, тучи плотно кроют небо.

Рюен – желтый цвет.

Ревун – ветреная погода.

Вересень – цветение вереска.

« Октябрь» - десятый месяц в году. Образовано от латинского «окто», что значит « восемь».

Почему же десятый, а не восьмой месяц назвали октябрем? Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался с 1 марта, а не с 1 января. Поэтому октябрь был восьмым месяцем. На Руси этот месяц называли грязник, листобой, хлебник.

(Карточки – на магнитную доску).

Хлебник – полны закрома, убраны все поля.

  • А почему грязник и листобой, сможете объяснить?

«Ноябрь» получил свое название от латинского «новем», что значит «девять». В народе ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому что покрываются льдом реки и озера.

Учитель: И так начинаем игру. Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Выбирайте любой кленовый листок.

* Дети выбирают листочки красного и желтого цвета.

Учитель: Команда Красного кленового листа занимает места справа, команда Желтого кленового листа – слева.

Учитель: 1 задание – конкурс.

Команды по очереди называют слова на тему «Осень» Побеждает та команда, которая последняя назовет слово. Победителю конкурса – кленовый лист, который приклеивается на заранее приготовленное из бумаги дерево.

2 задание – конкурс «Узнай овощ».

Вызывается по 1 представителю от команды .

«Однажды хозяйка с базара пришла,

Хозяйка с базара овощей принесла…»

А вот какие овощи она принесла, вам придется угадать.

Участникам завязывают глаза. Необходимо определить, какой овощ, ощупывая его руками.

За каждый правильный ответ- листочек на командное дерево.

3 конкурс «Конкурс загадок».

Представители команд выбирают конверты «Лесные загадки от Осени».

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас!

№1. «Чей это дом?».

К загадке первой мы идем…

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

Народом дружным заселен.

Народ веселый, трудовой

Охотно дом построил свой…

Все что-то тащат, все снуют,

Стараются, не устают…

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи, дом этот чей?

№2. «Удивительный портной».

Удивительный портной, -

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет…

И утюг не разогрет…

Но зато иголки есть.

Сколько? Их не перечесть!

№3. «Бусы на опушке».

Сколько бус рассыпано

На лесной опушке!

Девочки – подружки

Соберут их в кружки.

Трудятся, стараются

Девочки проворные,

Потому что вкусные

Эти бусы черные!

№4. «Хвастун – обманщик»,

Нам издали красная шляпа видна

Лесного обманщика – хвастуна.

Ему к нам в корзинку

Попасть не придется,

Пусть мухам на гибель

В лесу остается!

№5. « Грибы на сосне».

Может быть, вы поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут…

Надеты на ветки маслята, опята…

Кто же их на зиму сушит, ребята?

6. «Крокодил – малютка».

Мальчик по лесу бродил:

  • Ой, смотрите, крокодил!

Что за чудо? Что за шутка?

Крокодил совсем малютка!

Как тот мальчик ни старался,

Крокодила не поймал.

Только хвост в руке остался,

Крокодил в траву удрал.

Знаешь, как зовут его –

Крокодильчика того?

Загадки читаются каждой командой по очереди, если команда затрудняется с ответом, ей помогает команда – соперница.

За каждый правильный ответ – кленовый лист на командное дерево.

4. Конкурс художников «Мы рисуем осень».

Вызывается по одному «художнику» от команды. «Художники» выбирают лист с заданием.

1задание: нарисуй осень, листопад, прекрасная погода.

2 задание: нарисуй осень, сильный ветер, идет дождь.

Своя команда должна по рисунку угадать задание «художнику».

5. Конкурс проводится, пока «художники» выполняют задание.

Конкурс стихов об осени.

Победителя выбираем по аплодисментам.

  1. Конкурс «Какого цвета осень»
  • У каждого времени года свой любимый цвет. Какой цвет любим осенью, вы узнаете, отгадав кроссворд.

За каждый правильный ответ – листочек на дерево.

  1. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (заморозки).
  2. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (дождь) .
  3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?(листопад)
  4. Осенью ночью намного холоднее, чем днем, воздух, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды Что это?(роса)
  5. Это явление похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это?(туман)
  6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий лед, а затем и вся река покрывается льдом. Река становится подо льдом. Как это называется? (ледостав)
  7. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называются эти группы птиц? (стая)
  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Сценарий классного часа «Здравствуй, осень!» в начальной школе

Шелихова Наталья Ивановна, учитель истории, школа-гимназия №1, Казахстан, Алматинская область, г. Саркан.
Описание материала : данная разработка может быть полезной педагогам, с целью организации внеклассного мероприятия, для детей 2-4 классов.

Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся.

Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
- А речь сегодня пойдет об...
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Это осень.)
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Все поспело для ребят.
И арбуз увидев важный,
Оживится детвора -
И радушно скажет каждый:
II. Беседа об овощах
А известно ли вам о значении овощей в жизни человека? Овощи - копилка витаминов (от латинского слова «вита», что означает «жизнь»), Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся «докторами» заболевших людей.
Морковь и фасоль лечат от малокровия тех ребят, чьим щечкам необходимо порозоветь. Перец выпроваживает из организма цингу, то естьлечитдесны. А салат и томат заставляют толстячков похудеть. Капуста лечит язву желудка, а репа, кабачок, баклажан и арбуз помогают тем, у кого болит печень. Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к тыкве, петрушке и свекле.
На огородах нашей планеты выращивается более 120 видов овощ-ных культур и 70 огородных культур.
III. Угадай!
1. Какие овощи еще называют «синенькими»? (Баклажаны.)
2. Какой овощ называют «змеиной травой»? (Чеснок, он отпугивает змей.)
3. Какой овощ называют «необыкновенной ягодой»? (Помидор;в первводе с итальянского «золотое яблоко»)
4. Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (Перец.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине - сладко. (Слива.)
Над землей трава,
Под землей - алая голова. (Свекла).
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост - снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только сладкий нос. (Морковь.)
IV. Игра "подскажи словечко"
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке
-Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется... (горох).
На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый... (кабачок).
Хвост зеленый, красная головка,
Это остроносая... (морковка).
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней... (помидора).
От частой поливки
Едва не промокла
Мохнатая, темно-лиловая... (свекла).
V. Викторина "определи по вкусу»
Играющим завязывают глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно назовет фрукт или овощ, получает целый плод в награду.
VI. Конкурс «грибной кузовок»
Каждая команда получает корзиночку для «сбора грибов», в которой находится 1 карточка со слогами: «Ка-ро-мас-ле...» (см. в конце стихотворения) и 8 чистых листочков.
Ведущий.
Потропинке во весьдух
Мчится по лесу петух.
Он кричит: Ку-ка-ре-ку!
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой.
Из-под елки фыркнул еж:
- Все грибы ты растрясешь!
Ежик прав: у петуха
В кузовке одна труха:
Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,
Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,
Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,
Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.
Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнитсвой кузовок грибами?
(«Грибы»-карточки со словами. Каждая команда складывает грибы в свой кузовок в течение двух минут и вручает его жюри: масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)
А теперь, ребятки, Отгадываем загадки!
VII. Загадки
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Березы.)
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня,
Богач не велик,
А орешками наделит. (Орешник.)
Средь темна леса
Красная девица стоит. (Рябина.)
Чудное дерево!
И зиму, и лето зелено,
Высокоторчит,
Далеко глядит. (Ель, сосна.)
В сенокос горька, а в мороз сладка,
Что за ягодка? (Рябина.)
Под землей птица гнездо свила,
Яиц нанесла. (Картофель.)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь.)
Сидит - зеленеет,
Падает - желтеет,
Лежит - чернеет. (Лист.)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)
VIII. Осенняя викторина
1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору двревьев.)
2. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда.)
3. Собирают ли себе птицы на зиму запасы? (Да, совы и сойки.)
4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы и выходы муравейника.)
5. Куда исчезают на зиму лягушт? (Прячутся н аглубину под камни или в ил.)
6. Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзнут реки.)
7. Какие деревья листву сбрасывают зеленой? (Ольха и ива.)
8. Какие садовые цветы до первого снега цветут? (Астры.)
9. Листья какихдеревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)
10. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)
12. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Узайца.)
IX. Анаграммы
1. лтаипдсо (листопад).
2. джьод (дождь).
3. несг(снег).
4. ожуйра (урожай).
5. еястньбр (сентябрь).
6. армт (март).
7. бкроять (октябрь).
8. няьобр (ноябрь).
- Какое слово лишнее?
Х. Подведение итогов
- Что нового для себя вы сегодня узнали об осени?

Золотая осень – как чудесно звучит это выражение! Классный час на тему осени поможет юным ученикам 1 и 2 и более старших классов научиться отличать это время года от других. Ученики узнают, что происходит осенью с природой и как на эту время года реагируют животных, птицы и люди. Плюс мы сделали для вас презентацию к данному уроку классного часа.


В начале классного чала учитель рассказывает стихотворение про осень.

Классный руководитель:
Взяла осень в руки краски,
Желтую, оранжевую и красную!
«Кистью» замахала,
И деревья все разрисовала!
Краска на траву попала,
И вся трава такой же желтой стала.
И словно золотом вокруг все так сверкает,
Не зря же осень «золотой» называют!

Я не зря начала наш классный час с рассказа стихотворения про осень. Ведь осень – это прекрасное время года. Осень – это волшебное время года. Осень – это необычная сказка, которую нам дарит сама природа.
Многие известные писатели и поэты восхваляли осень в своих стихах, рассказах и поэмах. Они описывали осень как необычное время года, которое ждешь после жаркого и душного лета. Ребята, а какие известные стихи про осень знаете вы?

Ученики называют названия стихотворений про осень и если могут, то рассказывают их. А если они не знают, то учитель сам зачитывает несколько стихов.

Классный руководитель:
Не только писатели, но и сами люди сложили много пословиц, поговорок и народных примет про осень. Какие знаете вы?

Ученики говорят пословицы, поговорки и народные приметы про осень. А учитель им помогает.

Классный руководитель:
А ведь не только писатели посвящали осени свои творения, но и художники запечатлели осень на своих холстах. И многие из этих картин знамениты и по сей день. А вы знаете, какие это картины?

Ученики называют названия картин. Если не знают, то учитель им помогает в этом.

Классный руководитель:
А вы знаете, что происходит с природой осенью? А как осенью себя ведут птицы и звери? Давайте вспомним, а кто не знает, тому поможем узнать.

Ученики и учитель вместе говорят о том, какие изменения происходят в природе и в жизни животных и зверей осенью.
Например, на деревьях желтеют листья, также желтеет трава. А вот рябина наоборот становится красной, ведь она поспевает осенью. С каждым днем тепла становится все меньше и меньше, небо все чаще и чаще затянуто облаками и тучами, часто идет дождь. Ночи становятся заметно холоднее. Многие птицы улетают в теплые края для зимовки (можно перечислить эти птицы). Звери, такие как белка и все грызуны собирают себе на зиму орешки и зернышки, грибы и жёлуди. Бобры стоят и утепляют хатки для зимовки, и также запасаются ветками на зиму для еды.

Классный руководитель:
Вот мы и узнали про осень много интересного и нового. А теперь давайте попробуем поиграть в игру и выяснить, что относится к осени, а что нет.

Игра заключается в следующем:
Детям на экране показываются одновременно четыре рисунка, и дети должны сказать какой или какие рисунки подходят для осени. Например, на экране четыре рисунка: уборка урожая, купание детей в речке, игра детей в снежки и спелая земляника. Здесь правильный ответ – уборка урожая, ведь это собирают осенью. Следующие картинки: зеленые листья, деревья в снегу, желтые листья и цветущие поле маков. Здесь правильный ответ – желтые листья, ведь они желтеют осенью. И так далее, сколько сможете придумать вариантов вопросов.

Классный руководитель:
Вы любите разгадывать загадки? А давайте мы с вами попробуем разгадать загадки про осень и про природные явления, которые происходят осенью. Готовы?

Учитель загадывает ученикам загадки.

Загадка 1.
Весной почки набухают,
Летом листья «расцветают»,
Летом листья зеленеют,
А осенью они…
(ответ: желтеют)

Загадка 2.
Небо хмурится с утра,
Не гуляет детвора.
Серые тучки по небу гуляют,
Нам на землю… посылают.
(ответ: дождь)

Загадка 3.
Осень настала, листья кружат,
Это зовётся?
(ответ: листопад)



Рекомендуем почитать

Наверх