Конспект экологический сказки для детей средней группы "пожар в лесу"

Уход за волосами 25.03.2019

Паглазова Наталья
Конспект театрализованной деятельности в группе среднего дошкольного возраста. Экологическая сказка «Берегите лес»

Цель : создание условия дошкольникам для передачи своих экологических знаний младшим дошкольникам

Задачи :

Учиться вместе с младшими товарищами бережному отношению к природе , бережному использованию лесных ресурсов;

Закреплять умение определять правила поведения в природе;

Учиться общаться с младшими товарищами, учиться объяснять экологический материал , учиться правилам поведения во время спектакля

Побуждать интерес к театрализации новых сказок , создавать необходимые условия для ее проведения, используя маски и костюмы

- развивать речь детей : обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения в театрализованных представлениях

Предварительная работа : беседы по теме, драматизация знакомых сказок , рассматривание изображений леса и картинок «Хорошо и плохо» , рисование деревьев и цветов.

Оборудование : ширма, деревья, цветы, рюкзак, фантики и баночки (мусор)

Действующие лица : дети (Миша и Маша, лисичка, медвежонок, цветок

Ход театрализованной деятельности:

Беседа с младшими дошкольниками о правилах поведения на спектакле.

Рассказчик : Ребята, что Вы видите перед собой на сцене?

Дети : Лес

Рассказчик : В этом волшебном лесу мы сейчас и увидим сказочную историю

Рассказчик : Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Миша и Маша пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней.

Маша : Как здесь красиво! Смотри, какие цветы!

Цветок :

Хорошо в лесу играть,

Можно смело отдыхать.

Он не низок не высок,

Зелен, светел наш лесок

Миша : И ягод набрать можно!

Миша и Маша играли, веселились, бегали по мягкой зелёной травке (нюхают цветы, собирают ягоды)

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить (дети достают из рюкзака «Угощения» , съедают их и мусорят в лесу)

Маша :

В ярких фантиках одеты

Шоколадные Конфеты

Разверну красивый бантик

Съем ее и брошу фантик

Миша :

Разных вкусов ассорти,

Лучше сока не найти!

Сок этот вкусный, такой хороший

Выпью его и банку брошу!

Рассказчик : Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Через несколько дней на полянке случилась беда : наткнулись зверята лесные на мусор. Лисичка испачкали свой пушистый рыжий хвостик. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и не мог освободить её. И на полянке было уже совсем не так красиво : ягоды не росли, цветы завяли (цветок повесил голову и поник) .

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой как раньше. Малыши поняли, что они натворили, им стало стыдно.

Маша : Лисичка, давай я тебе хвостик почищу (помогли лисичке очистить хвостик)

Миша : Медвежонок, не бойся, я тебя освобожу! (снимает банку с лапы медвежонка)

Дети попросили за все прощения у лесных жителей, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

Медвежонок :

Ты хотя ещё ребёнок,

Но ведь ты не поросёнок,

На поляне не сори,

За собой всё убери!

Лисичка :

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Маша :

Не надо мусорить в лесу,

Природы портя всю красу,

Должны мы срочно прекращать

Леса в помойку превращать!

Миша :

В лесу играйте и гуляйте,

Но мусор там не оставляйте –

Когда лес чист, красив, опрятен,

То отдых в нём вдвойне приятен!

Цветок :

И не сразу, и не вдруг,

Мы узнали : ЛЕС – наш друг.

Красота живая – ЛЕС,

Пусть растет он до небес!

Беседа с младшими дошкольниками по содержанию сказки :

Р : Давайте похлопаем нашим артистам и скажем им спасибо! Ребята, о чем мы посмотрели сказку ?

Ответы детей

Р : Как Вы думаете, дети вели себя правильно в лесу?

Ответы детей

Р : Дети поняли, что вели себя неправильно, навредили растениям и животным и им стало стыдно. Что они сделали тогда?

Ответы детей

Р : А вы знаете теперь, как надо вести себя в лесу?

Ответы детей

Р : Спасибо Вам за внимание! До свидания, дети!

Публикации по теме:

Конспект театрализованной деятельности в старшей группе «Закулисная сказка» «Закулисная сказка». «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого.

Конспект совместной игровой деятельности в группе среднего дошкольного возраста по математике Цель: Развитие умения воссоздавать модель по образцу. Развитие умения выделять наличие нескольких признаков предмета и отсутствие одного.

Конспект Совместной театрализованной деятельности для детей среднего возраста «Попурри из потешек» Задачи с интеграцией образовательных областей Познавательное развитие: Формировать знания о традициях русского народа. Поддерживать.

Конспект театрализованной игры-занятия «Ёжик-кутюрье». Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Формировать у детей позитивное отношение к природе. Познакомить детей с обитателями земли (животными и растениями). Продолжать.

Музыкально-экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Одуванчику» Цель: формирование экологической культуры дошкольников. Задачи: Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать.

Проект по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Путешествие в мир театра» для детей от 4 до 5 лет «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем богаче,.

Экологические сказки

Материал подготовлен с использованием книги Т.А.Шорыгиной

Родник

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.

  • Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?

Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.

  • Как бы вы поступили на месте Артёма?

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.

  • Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Артёмка! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.

Вопросы

  • Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
  • С кем Артём ходил за водой на родник?
  • Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
  • Чем занимались Андрей и Петя?
  • Какой вред приносят природе такие игры?
  • Почему Артёму приснился необычный сон?
  • Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
  • Кто помог Артёму исправить ошибку?
  • Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
  • Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?

Дождевой червяк

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.
Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.
Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.
Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.
Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.
В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.
Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:
- Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

  • Хорошо ли поступили дети?
  • А вы боитесь дождевых червей?

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.
«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.
- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.
- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!
Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.
- Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.
И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?
- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!
Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.
Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.
- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.
В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.
- Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?
- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.
- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!
Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

  • Где Володя и Наташа отдыхали летом?
  • Кто появился на грядках в огороде после дождя?
  • Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?
  • Почему червяк Верми обиделся на детей?
  • Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода?
  • Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?
  • Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в огород?
  • Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?

Маленькие путешественницы

Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:
- Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.
Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.
«Вот подходящее местечко!» - подумало семечко. – Здесь смело можно пустить корни».
Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора».
Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки.
Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.
Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу:
- Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня.
Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.
- Как красиво! – полюбовались они своей работой.
Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.

  • Понравился ли вам поступок девочек? Почему?

Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег.
Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки?
Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть.
Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка.
- Вот так чудо! – удивилась хозяйка. – Я ведь не сажала здесь незабудку! Видно её занёс к нам ветер, - подумала она. – Ну, пусть растёт и украшает мою грядку.
Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы.
- В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад!
А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки.
Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым.
Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая голубая незабудка.

  • Как выглядит цветок незабудки?
  • Расскажите, что случилось с семечком незабудки, которое упало в воду?
  • Что случилось с незабудкой, если бы Таня сорвала её?
  • Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?
  • Как девочки помогли незабудке?
  • Какую пользу принесли незабудки берегу реки?
  • Как второе семечко незабудки оказалось в саду?
  • Какую пользу принесли эти цветы саду?
  • Как третье семечко оказалось в лесу?
  • Почему муравьи переносят семена незабудок?

Кролик и зайчиха

Знаете ли вы, дорогие ребята, что в огороде после уборки урожая капусты, кое-где остаются сочные хрустящие кочерыжки и большие капустные листья?
Об этом хорошо знала зайчиха Вета. Вот и решила она наведаться вечерком в соседнюю деревню, чтобы полакомиться вкусными листьями капусты.
Прибежала Вета в огород и вдруг заметила небольшой загон, а в нём белого пушистого кролика. Вета осторожно приблизилась и стала с любопытством разглядывать кролика.
- Моё имя – Вета, а тебя как зовут, малыш? – спросила она наконец.
- Пуфик, - весело ответил кролик.
- Бедняжка! – посочувствовала кролику зайчиха. – Наверное, люди поймали тебя и посадили в клетку?
- да нет. Никто меня не ловил! – засмеялся Пуфик. – Я всегда живу с людьми.
- Всегда? – удивилась Вета. – А где же ты находишь свежую травку, молодые побеги и кору осинок?
- Меня кормят мои хозяева, - с гордостью сообщил кролик. _ Они приносят мне морковь, капусту и свежую травку.
- Значит, ты никогда не гуляешь на свободе, не бегаешь по полям и лесам и не ищешь себе корм?

  • Как вы думаете, что ответил кролик?

Ах, малыш, если бы ты знал, как чудесно бывает в лесу весной, когда распускаются цветы и щебечут птицы! Сколько там лужаек и полянок с сочной и вкусной травой! – рассказывала зайчиха.
- Но я слышал от хозяев, что в лесу живут волки и лисы, и они очень любят закусить зайчатинкой! – рассудительно заметил Пуфик.
- да, это так. Но мы, зайцы, умеем быстро бегать, высоко прыгать и запутывать следы, так что волкам и лисам нелегко нас поймать, - ответила Вета.
- Быстро бегать и запутывать следы я не умею, и от хитрой лисицы спастись, пожалуй, не смогу, - вздохнул Пуфик.

  • Почему кролики не умеют запутывать следы?

Но что же ты ешь зимой, когда зимой в лесу нет ни трав, ни цветочков, ни зелёных веток? – поинтересовался кролик?
- Да, зима – нелёгкое время для лесных жителей. Конечно, кое-кто из зверей запасает корм и укладывается спать на всю зиму, но зайцы запасов не делают. От голода нас спасают кора и ветки осин. А от врагов – быстрые ноги да белый мех, который не видно на снегу. Ведь осенью мы меняем шубку. Наша шерсть становится гуще, пышней, и из серебристо-серой превращается в совсем белую.
- Моя шубка тоже линяет весной и осенью, но цвет она не меняет, - сказал Пуфик.

  • Почему окраска кроликов не меняется?

Твоя шубка такая пушистая, белоснежная! – похвалила Вета кроличью шерсть.
- Спасибо! – поблагодарил Пуфик зайчиху, - моей хозяйке она тоже нравится. Из пуха она вяжет тёплые фуфайки, шарфики и шапки.
- и всё-таки, скажи мне, Пуфик, - попросила Вета, - неужели тебе не скучно одному сидеть в клетке?
- Да нет, пожалуй, не скучно, - ответил кролик. – Поиграть со мной приходят дети и собака Дина.
- Ты дружишь с собакой? – несказанно удивилась зайчиха. – Мой тебе совет – держись от неё подальше. Мы всегда спасаемся от собак бегством. Как услышу собачий лай в лесу – прямо мороз по коже пробирает!
- Дина – ласковая и добрая собака. Она приходит вместе с хозяйскими детьми и никогда не причиняет мне вреда, только понюхает – и всё! Но, может быть, Вета, ты проголодалась? – спохватился кролик. – Я могу угостить тебя морковкой и капустными листьями.
- Что ж, пожалуй, от угощения я не откажусь, - согласилась зайчиха.
Кролик сбегал к кормушке и принёс большой лист капусты и несколько морковок. Он просунул угощение через щели в сетке загона, и Вета с удовольствием захрустела овощами.
- Спасибо, Пуфик, - поблагодарила она кролика, - мы славно провели время, но мне пора домой.
- Заходи ко мне в гости! – попросил Пуфик.
- До скорой встречи, Пуфик! – крикнула Вета и ускакала в лес.

  • Зачем зайчиха Вета побежала в огород?
  • Кого Вета встретила в огороде?
  • Где живут зайцы?
  • Где живут кролики?
  • Чем питаются зайцы?
  • Кто ухаживает за кроликами? Какой корм им дают?
  • Какие враги есть у зайцев?
  • Есть ли враги у кроликов?
  • Расскажи подробно, чем похожи и чем отличаются заяц и кролик?

Как скворец себе дом выбирал

Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.
Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.
Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей.
И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.
Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.
- Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!
Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал:
- У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.

  • Почему весной не стоит брать собак на прогулку в лес или в парк?

Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям.
Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.
- Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик.
В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.
- Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё?
- Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички.
Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.
- нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше.
В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло.
- Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Гоша. – Подскажите, нет ли здесь поблизости свободного домика?
- Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.
Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц.
Делать нечего! И скворушка полетел дальше.
На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.
День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату.
- папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!
- Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.
На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.
Домик Гоше понравился, он стал жить в нём и распевать по утрам звонкие весёлые песенки.

  • Где поселилась семья скворцов?
  • Кто учил скворчат летать?
  • Как скворчихе удалось выманить нерешительного птенца из скворечника?
  • Что случилось со скворчонком на земле?

Катя и божья коровка

Эта история произошла с девочкой Катей.
В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.
Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.
Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
- Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
- ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?
- Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
_ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
- Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.
- Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.

  • Как вы думаете, что ответила божья коровка

Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.
- Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
- Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
- Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?
- Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.
- Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
- Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
- Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.
- А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
- Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
- Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
- Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
- Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
- Это кузнечики, - объяснила божья коровка.
- Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.
- А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
- Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
- Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
- Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.
- Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
- Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
- Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.

  • Кого Катя встретила на лугу?
  • О чём попросила Катю божья коровка?
  • Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
  • Чем полезны стрекозы?
  • Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?
  • Как насекомые спасаются от врагов?

Цель: формировать у детей экологическое и природоведческое мировоззрение.

Задачи:

1. познакомить детей с разнообразием видов семян растений;

2. уточнить и обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений;

3. воспитывать в детях чувство справедливости, нормы поведения и морали;

4. развивать память, внимание, речь детей.

Тип занятия:

- занятие в рамках кружковой работы, получение новых знаний.

Методы:

Наглядный (демонстрация природного материала и иллюстраций с изображением деревьев),

Словесный (беседа, рассказывание сказки),

Оборудование:

иллюстрации с изображением большого и маленького дерева, с изображением весенних пейзажей, семена разных видов растений.

Прогнозируемый результат:

Дети приобретут новые знания о семенах растений, их многообразии;

У детей появится интерес к природе, который необходимо укреплять, открывая перед детьми новые знания посредством проведения интересных занятий и наблюдений.

Возможно, детям захочется самим вырастить растение из семечка. Педагог может раздать детям по нескольку семян для посадки дома, совместно с родителями.

Ход занятия.

Ребята, сейчас весна. Какие изменения происходят в природе? (Ответы детей)

Правильно, звери просыпаются от зимней спячки, птицы прилетают к нам из теплых краев, прорастает трава и набухают почки на деревьях.

(Демонстрация картинки с большим деревом) Посмотрите, какое большое могучее дерево. Скажите, оно всегда было таким? (Ответы детей) Да, когда-то оно было маленьким деревцем, ствол его был тоненьким, листочки маленькими. (Демонстрация картинки с маленьким деревцем) А как вы думаете, откуда появилось это маленькое деревце? (Ответы детей) Правильно, из семени. Все растения прорастают из семян.

Вы, наверное, наблюдали, как ваши родители на даче сеют семена. Какие растения потом из них вырастают? (Ответы детей) Вот видите, какое многообразие растений можно вырастить из семян. Поэтому и семена все различаются и по форме, и по размерам. В нашей группе есть целая коллекция различных семян. Давайте их рассмотрим. (Демонстрация семян с комментариями педагога)

Чтобы наши ножки не устали сидеть, им нужна небольшая разминка. Вставайте со своих мест! (Физкультминутка «Сад»)

Разные деревья растут у нас в саду!

(руки соединены над головой, покачивания из стороны в сторону)

Семечко от груши я пойду-найду.

(марш на месте)

На дереве искал, под деревом искал…

(«Козырек» поочередно руками, приседы и наклоны, словно ищем)

Вокруг одни лишь груши, семян я не видал!

(Разводим руки в сторону, пожимаем плечами)

А вы как думаете, где спрятались семена от грушевого дерева? (Ответы детей) Правильно, в самих грушах. Птички съедят грушу, а семечки оставят, и из них вырастет новое дерево.

Семена появляются и созревают тогда, когда растение становится уже взрослым. Семена отделяются от растений, и дальше их ждет своя дорога. Я предлагаю вам послушать историю одного такого семечка.

Экологическая сказка «Семечко».

Жило-было семечко. Лежало оно на зеленой поляне и не знало, для чего оно на свет рождено.

Вот однажды увидело семечко репей, и так репей ему понравился, что семечко попросило:

О, прекрасный цветок! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же ярким, большим и красивым, как ты!

Нет,- ответил репей,- у семян моих есть крючочки. Как пристанем мы к шерсти животных, так и попадем на другое место, и там вырастет новый прекрасный репей. А где твои крючочки? Ты гладкий и жалкий!

О, могучее дерево! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же огромным, кудрявым и раскидистым, как ты!

Нет,- ответил клён,- у семян моих есть крылышки. Как подуют ветры сильные, так и полетим мы на другое место, и там вырастет новый могучий клён. А где твои крылышки? Ты гладкий и жалкий!

Стыдно стало семечку, что ни для чего оно не годно. И решило семечко спрятаться от всего белого света. И зарылось оно в землю рыхлую.

Солнышко ярко светило на землю - тепло доставалось и семечку.

Дождик щедро поливал землю - вода доставалась и семечку.

И само того не замечая, стало семечко прорастать. Сначала маленький росток из семечка получился, потом все больше и больше. И так приятно стало семечку солнышком и дождиком питаться, что забыло оно о своей беде.

Много зим и вёсен прошло, когда выросла из нашего семечка большая-пребольшая… яблоня! Тогда семечко и поняло, для чего оно на свет рождено.

Стали на ветвях его рождаться яблоки, а в них таких семечек - видимо-невидимо.

Покажется нам, что яблоня листочками шуршит, а она своим деткам говорит: «Для пользы, родные, вы рождены! Листочками тень создавать, от сырости в дождь укрывать, яблочками зверей и птиц кормить! Солнышком пригревайтесь, дождичком поливайтесь, растите большие, больше репейника, больше клена!»

Вопросы для беседы:

Кого встретило семечко?

Как переносятся семена репейника? (Педагог показывает картинки с похожими семенами).

Как переносятся семена клёна? (Педагог показывает картинки с похожими семенами).

Что нужно для того, чтобы семечко проросло?

Почему семечку стало грустно? Как вы думаете, если бы репейник и клен вежливо разговаривали с семечком, изменилось бы его настроение?

Как вы считаете, если бы репейник и клен разрешили семечку остаться, смог бы вырасти из этого семечка репейник или клён? Почему?

Самоанализ:

Данное занятие было реализовано с детьми старшего дошкольного возраста в рамках кружковой работы с целью формирования у детей экологического мировоззрения. Тип занятия - изучение нового материала.

Дети получают базовые знания о фазах роста растений: семечко - маленькое растение - взрослое растение, приходят к пониманию того, что у любой живой единицы есть свое место в природе.

При подготовке к занятию были учтены возрастные особенности старших дошкольников: новая информация легче воспринимается и запоминается, когда она подкреплена не только визуально, но и с помощью тактильных ощущений. Демонстрация на занятии разных видов семян в некоторой степени является для них исследовательской деятельностью, так как дети рассматривают семена, сравнивают их.

На занятии решались следующие задачи: знакомство детей с разнообразием видов семян растений через рассказ педагога и исследовательскую деятельность, во время беседы обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений, в процессе прослушивания содержания сказки воспитывать в детях чувство справедливости, нормы поведения и морали, при ответах на вопросы по содержанию - развивать память, внимание, речь детей.

Структура занятия выстроена таким образом, чтобы дети не испытывали нагрузку, вызванную монотонной деятельностью. В начале занятия - фронтальная беседа и объяснение воспитателем нового материала, затем - исследование детьми коллекции семян. Следующий этап занятия - тематическая физ.минутка, после которой дети прослушивают сказку экологического содержания. Заключительный этап занятия - беседа по содержанию сказки, которая поможет детям обобщить и закрепить полученные знания.

Фронтальная работа помогает включить в процесс пассивных детей, формировать у них уверенность в себе. При ответах на вопросы, необходимо хвалить детей, стимулируя их на дальнейшую деятельность.

При проведении занятия для демонстрации детям были использованы иллюстрации с изображением разных видов растений и их семян, большого и маленького дерева, а также коллекция семян разных видов.

Занятие также затрагивает морально-психологический аспект воспитания. Во время прослушивания сказки дети испытывают сочувствие к семечку, которое находится в поиске своего предназначения и искренне радуются, когда из семечка вырастает знакомое им дерево.

Гигиеническое воспитание осуществляется посредством напоминания детям о том, что нельзя пробовать на вкус незнакомые семена и плоды, а после рассматривания семян необходимо вымыть руки.

Поставленные задачи были решены, избежать перегрузки детей удалось при помощи смены деятельности.

Дети всегда эмоционально реагируют на общение с природой, поэтому данное занятие вызвало у детей интерес к исследованию природы и мотивацию к дальнейшему знакомству с природными факторами и явлениями.

Экосказка для детей средней группы "Добрая Фея"

Эко сказка рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет.
Цель: эко сказки учит детей любить и заботиться о растениях, животных и природе. Не загрязнять моря, океаны, реки, озера. Эко сказка да носит до своих юных читателей что, нужно постоянно обращать внимание на красоту природы, чтобы постоянно заботиться о ней и приумножать ее ценности.
В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Здесь дети попадают впервые в мир знаний о природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе например как рассказывается в эко сказке. Конечным результатом должно быть не только овладение определенным знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно, защищать, любить и приумножать богатства природы.
Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в ней.
Задача : Изучить экологические связи, которые играют важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения.
Дети должны понимать что, они куда бы, не шли на улице они всегда и везде будут наблюдать растения, птиц, животных, насекомых одним словом природу.

* * *
Однажды в городе раскинулось широкое, красивое море. В нем жила Русалочка. Она была очень доброй и справедливой. Русалочка помогала цветам в засушливую погоду, не давала им засохнуть, поливала их водой. Так же Русалочка помогала зверям и птицам которые нуждались в чистой воде. Звери, птицы и растения просто не выживут без воды как и она сама. Русалочка лила воду из леечки на свой любимой цветочек она уделяла ему чуть-чуть больше времени чем другим она считала его особенным, хотя с виду этот цветок был обыкновенным так, солнце нагревало воду, она была такой теплой, ласковой и искрилась на солнце маленькими лучиками.

Солнце и вода подружились. Когда русалочка ухаживала за растениями и при этом пела разноцветная радуга окутывала всю Земли. В лесах появилось много грибов, а на лугах и полях много прекрасных цветов и ягод. Поздно вечером летела птичка, она не заметила ветку, которая росла на деревце и поранилась об нее. Птичка упала на землю, но русалочка вовремя ее заметила и не дала ей умереть. Она перевязала ей крылышко, но птичка не смогла по лететь дальше пока ее крылышко не заживет. Все время что птичка болела Русалочка ухаживала за ней. Птичка полюбила Русалочку как и остальные растения и животные за ее доброту.
Но не все люди ценили красоту, которую подарила Русалочка. Однажды по морю проплывал корабль с большими бочками вредных химических веществ для утилизации. Состав команды, которые были на этом корабле, выбросили нечаянно эти бочки с корабля в море, но они не стали их доставать. Со временем эти бочки расплылись по всему морю и те вещества которые были в бочках попали в море.
Вскоре, после того как вещества попали в воду, они отравили все море и всех жителей этого моря, Русалочка тоже тяжело заболела и не могла больше помогать своим друзьям: людям, зверям, птицам и растениям с которыми дружила и сильно любила.
В жаркую, солнечную погоду цветы без чистой воды пожелтели и засохли. Звери и птицы мучились от жажды. Русалочка не смогла поправиться, потому что из-за не любви к природе других людей пострадала Русалочка. Птичка, которую Русалочка спасла знала о беде которую принесли люди природе. Птичка летела из теплых стран с лекарством для Русалочке, чтобы она смогла выздороветь. Птичка летела долга она уставши приземлилась на дерево в лесу где отдыхали люди. Вот уже она хотела лететь дальше как она упала с дерева птичка пролежала на земле много времени, но ей так и никто не помог, а Русалочка тем временем превратилась в морскую пену. «Защити то, что можешь пока не потерял то, что имеешь»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Авраменко И.М. Основы природопользования [Текст]/Серия "Высшее профессиональное образование". - Ростов Н/Д: Феникс", 2004.
2. Азбука экологического воспитания [Текст]//Дошкольное воспитание, 5/1995.
3. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой [Текст] - М.: Просвещение, 1991.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: - М.: "Просвещение", 1993.
5. Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. - метод. пособие. Чита, Изд - во ЗабГПУ, 2002.
6. Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: Изд - во "Просвещение" 2 - е. М., 1973.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со сказкой о воде.

Задачи:

  • закреплять свойства воды через опытно - экспериментальную деятельность
  • познакомить с понятиями «фильтр» и «фильтрация» , со способами очищения воды от механических примесей
  • уточнить знания детей о значение чистой воды в природе
  • развивать у детей связную речь, умение рассуждать, делать выводы

Словарная работа: жидкость, не имеет своей формы, безвкусная, без запаха, окрашивается, фильтр, фильтрация, фильтровальная бумага.

Материалы и оборудование:

бутылочки с питьевой водой, одноразовые прозрачные пластиковые стаканчики, кисточки для рисования, блюдца с сахаром (солью) , ложечки, гуашь, воронки, фильтровальная бумага, компьютер, игрушка Зайка, иллюстрации по сказке, музыкальный проигрыватель.

Тезисы:

Вода – жидкость, прозрачная, не имеет запаха, вкуса. В воде можно растворять различные вещества. Грязную воду пить нельзя. Ее можно очистить при помощи фильтра.

Пояснительная записка

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Для того чтобы детям было проще и интереснее усваивать материал про окружающий мир, который представлен в экологических сказках, эти сказки нужно обыгрывать, инсценировать, рисовать, сочинять. Очень вдохновляют дошкольников экспериментальная деятельность, которая предоставляется в ходе рассказывания экологических сказок

Ход занятия

Воспитатель приветствует детей. Предлагает им прослушать сказку, которая сопровождается демонстрацией иллюстраций на доске.

«На краю леса в маленьком домике жил Зайка. Он очень любил заниматься огородом. Сажал там Зайка фрукты и овощи, поливал их и собирал. И каждый день он приходил на огород, набирал воду в колодце возле своего дома и поливал водичкой грядки с овощами, кусты с ягодами и деревья с фруктами.

Как-то солнечным днем пришел Зайка на огород, чтобы полить помидоры. Набрал он ведро воды в колодце, и удивился тому, что увидел в ведре – вода была фиолетового цвета. Расстроился Зайка и подумал, что же теперь делать, как полить огород, ведь растениям нужна для роста чистая вода. Как же теперь воду очистить?

Воспитатель: Сегодня Зайка пришел к нам в гости, и я его, ребята, успокоила и сказала, что мы постараемся ему помочь. Поможем?

(Ответы детей) .

Зайка, присаживайся на стул. Наши ребята немного знают о воде и вместе, я уверена, мы всё выясним и справимся с твоей бедой.

Сейчас ребята, мы проведем небольшие опыты и вспомним о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело,
Пролил воду, не беда!
Тряпка под рукой всегда!

Воспитатель: Ребята, давайте сначала вспомним, что же такое вода?

(Ответы детей) .

Верно, вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Воду можно перелить из одного сосуда в другой, и она всегда принимает форму сосуда, в который ее налили.

Воспитатель: Перед вами бутылочки с питьевой водой, откройте ее. Возьмите пустой пластиковый стаканчик и налейте в него воду из бутылочки.

Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)

Правильно - вода льется, ее можно переливать - вода жидкая.

А теперь, ребята, понюхайте воду. Она пахнет? (Ответы детей)

Правильно, вода не имеет запаха.

Воспитатель: Скажите, а вкус у воды есть, попробуйте? Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей)

Опыт № 1 «Вода безвкусная и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили»

(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки) .

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .

Вывод: Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: А какого же цвета вода? (Ответы детей) Давайте проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная и может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.

Воспитатель: Вот посмотрите на стаканчики. Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .

Воспитатель: Посмотрите, я опускаю в воду кисточку с краской и вода из бесцветной становится фиолетовой. Попробуйте проделать тоже самое – окрасить воду.

Дети проделывают опыт.

Вывод: вода бесцветная и может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы показали, как много вы знаете о воде. Но давайте поможем Зайке сделать воду в его колодце снова чистой. Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать? (ответы детей)

Опыт № 3 «Фильтрация воды»

Воспитатель: Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать из нее механические примеси (частицы краски) . Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)

Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную (окрашенную) воду.

Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах (с подготовленными фильтрами, стаканчиками с окрашенной водой) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, думаю, теперь Зайка узнал, как снова сделать воду чистой!

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Все растения и животные нуждаются в воде. Люди пьют только чистую воду. Также дома ваши родители с помощью фильтров очищают водопроводную воду, и она становится чистой и пригодной для питья.

Мы хорошо потрудились и можно немного размяться.

Физминутка «Веселая» (под веселую музыку)

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгаем, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топают: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз) ,
После отдыхают (приседают, руки свободные) .

Теперь можно вновь отправиться в сказку и узнать, что же дальше произошло Зайкой:

«Зайка понял, что воду нужно перед поливом очистить. Он взял большой фильтр и налил воду, вода стала чистой и пригодной для полива растений в огороде. После того как весь огород был полит, Зайка сел возле колодца и задумался: «Но что же случилось с водой в колодце, почему же она приобрела такой фиолетовый цвет?»

В это время мимо дома Зайка проходил Ёжик с нарисованной картиной. Он увидел грустного и задумчивого зайчика.

«О чем думаешь?» - спросил Ёжик.

«Я хотел полить огород, набрал воду из колодца, а она там грязная и совершенно непригодной для полива. Вот думаю, почему же вода в моем колодце стала такой фиолетовой?» - Ответил Зайка.

Ёжик опустил глаза и признался: «Я хотел набрать воды из твоего колодца в стаканчик, чтобы порисовать немного красками, и случайно уронил фиолетовую краску в колодец. Поэтому вода и окрасилась. Извини меня!»

«Хорошо, что ты признался - сказал Зайка – Но теперь, ты поможешь мне налить в колодец чистую воду, чтоб я смог поливать свой огород!»

Ёжик с радостью согласился.



Рекомендуем почитать

Наверх