Конспект открытого занятия на тему "изготовление куклы ангела". Архангел михаэль Притча об Ангеле

Макияж 06.04.2021
Макияж

Бог есть любовь (1 Иоанн,4, 8).

Жизнь в любви есть великая радость, высшее блаженство. И Бог захотел, чтобы и другие существа получили эту радость.

Для этого Он создал мир.

Сначала Бог сотворил Ангелов и вселил их в обителях небесных. Небо — духовный, невидимый мир. Потом Он сотворил наш земной мир.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.

Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами.

Ангелы изображаются в виде красивых юношей — в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела – Хранителя. Наш Отец небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших и оберегать нас от всякого зла (Пс. 90, 10-11).


Ангела Бог при крещеньи мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день изо дня
Он от врагов защищает меня!

Ангел Хранитель со мной день и ночь,
Где бы я ни был — спешит мне помочь!
Лучшего в мире не знаю врача я,
Только вот часто его огорчаю…

Лгу я, ленюсь или ссорюсь я с кем —
Ангел отходит и плачет затем.
Бесы ко мне подступают тогда.
Ангел, прости, без тебя мне — беда!



Когда вы только учились ходить, мама или папа брали вас за руку, охраняя от опасности. Но ведь они не могут быть с нами всегда, а опасности подстерегают нас всюду. Мы же так часто остаемся одни. Кто же поможет нам, когда их нет рядом? Наш Ангел Хранитель. Он всегда и всюду с нами, хотя мы его и не видим.


Ангеле
Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангел – добрый мой хранитель,
Тихий светлый покровитель,
Ангелу всегда молюсь,
Нечего с ним не боюсь.



Ангел-Хранитель тебя охраняет,
Мысли твои он и тайные знает,
Вместе с тобой веселится удаче,
А согрешишь – он страдает и плачет.

Стихи монаха Варнавы, и Евгения Санина.


А вот и раскраска.

Прочла два рассказа им про Ангела-хранителя, слушали затаив дыханияе, вот один из них:

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный
служащий - стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих
служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему
навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза.
Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать?
А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был бы промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: “Да будет воля Твоя святая”, - перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение - и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы
останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: “Сын мой, ты жив?” - “Я жив, жив”, - весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди
вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: “Как же ты догадался лечь на землю?” А мальчик ответил: “Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле”. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. (Троицкие листки с луга духовного. С. 84).

С момента создания мира и человека, всегда были существа, которые мешают людям, и, которые помогают. Ангелы, Херувимы, Серафимы – пожалуй, нет ни одного человека на земле, который бы не слышал об этих силах бесплотных. С давних времен люди знали о существовании ангелов, их почитали, и продолжают почитать во многих религиях, ангелы почитаются практически у всех народов мира. Про ангелов не единожды упоминается в Святом Писании, описываются их действия при исполнении воли Божией, помощи праведникам, а также ограждение людей от бед и несчастий своим ангельским покровом. Но, об ангелах упоминается не только в главной христианской книге, сведения о них оставили и Святые отцы, которым небесные существа не раз являлись и передавали им волю Всевышнего, именно передавали, так как по Божьему замыслу, он посылает ангелов оповещать, приносить вести, поэтому они называются ангелами, то есть - вестниками.

Господь наделил своих бесплотных вестников многими дарованиями и могущественной силой, при помощи которых Божии сущности духовные, могут влиять на мир вещей и на человека, но, только по воли Господа и его хотению, выполняя его волю. Всей сущностью своею, ангелы любят своего Творца и пребывают в неустанной благодарности ему за блаженство, в котором пребывают, и это блаженство невозможно сравнить ни с чем. Ангелов очень много, порою разум человека теряется в их бесчисленном количестве. На самом деле, все гораздо проще, ведь среди ангелов небесных, есть своя гармония, порядок и иерархия, которая описана в творении ученика Святого Апостола Павла – страстотерпца и мученика Дионисия Ареопагита. Согласно писанию Святого Дионисия - небесная иерархия имеет три степени, в каждой из которой три чина, соответственно всего девять духовных сущностей:

    Серафимы, Херувимы, Престолы - отличаются близостью к Всевышнему Богу. Господства;

    Силы и Власти - подчеркивают основу мироздания и мирового владычества;

    Начала - Архангелы и Ангелы - отличаются близостью к каждому человеку.

Господь наш Иисус Христос, изливает свою любовь на всех своих ангелов, начиная с высших ликов, поэтому чины ангельские пребывают в полной гармоничности и подчинении низших чинов высшим, согласно иерархии.

Серафимы - это имя означает «Пламенеющие, Огненные». Они находятся всегда рядом с Господом, из всех ангелов они ближе всего к Отцу Небесному. Пылают божественной и великой любовью ко Господу, передают ее другим ликам, воспламеняя их. Таково их главное назначение, и их главная задача.

Херувимы – это имя означает «Колесница». Пророк Иезекииль, видел их в образе льва, орла, вола и человека. Это означает, что Херувимы совмещают в себе разумность, повиновение, силу и быстроту, являются Божией колесницей и предстоят престолу Божию. Херувимы знаю все, что Господь дает познать своим детям, через них Бог посылает в мир премудрость и познание его.

Престолы – духовные сущности сияющие светом богопознания. На них не чувственно, а духовно почивает Сам Бог, и вершит свой справедливый суд. Их назначение помогать детям Божиим, быть честными и поступать только по справедливости.

Господства – владычествуют над последующими чинами ангелов. Их прямое назначение оберегать от грехопадения, укрощать строптивость, побеждать жажду искушения и благочестиво владеть своими чувствами.

Силы – сотворены Господом, дабы творить чудеса, даровать дары прозорливости, исцеления от недугов, и чудодействия святым Божиим угодникам и праведным святым отцам. Они помогают людям стойко переносить тяготы и лишения, даруют мудрость, крепость духа и благоразумие.

Власти – Истинным Богом наделены особенной силой, они способны укрощать действия и силу сатаны. Их прямое назначение защищать земных жителей от козней дьявольских, оберегать подвижников в их благочестивой жизни, и усмирять природные стихии.

Начала – руководят низшей степенью ангелов, направляют их деяния на выполнение воли Божией. Они управляют вселенной, миром и народами населяющими землю. Учат землян жить не ради собственной выгоды, а во славу Господа.

Архангелы – сотворены нести благие вести в мир людей, открывать таинство веры христианской, и доносить волю Господню людям. Они являются проводниками - Откровения.

Ангелы – главные защитники простых людей, есть у каждого человека, они наставляют его на путь праведный, оберегают от злых духов и нечистой силы, удерживают от падений и помогают подняться падшим.

Согласно Святому Писанию – над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил, небесный воин и главнокомандующий ангельского воинства. Во главе с Архистратигом Михаилом, Божеские Ангелы низвергли в преисподнюю возгордившегося ангела и всех, кто последовал за сатаной. Великий воин сил небесных Архистратиг Михаил, принимал участие во многих небесных битвах и защищал народ Израильский в бедах и невзгодах.

ЕСТЬ АНГЕЛЫ У КАЖДОГО ИЗ НАС...

Есть ангелы у каждого из нас,
Они незримо следуют за нами,
Они нас не покинут в трудный час,
И не обидят грубыми словами.

Они не дарят нам подарки и цветы,
Зато дают возможность стать мудрее,
Подняться вверх над миром суеты,
Добро творить, своих сил не жалея.

Они нас остановят на краю,
И не дадут нам в пропасть оступиться.
Хотя они не скажут нам «люблю»,
Но будут день и ночь за нас молиться.

Они нам часто знаки подают,
Когда хотят помочь принять решенье,
Они в нас верят, нас вперед ведут
Сквозь все безумства, заблужденья и сомненья.

Так пусть тебя твой ангел сохранит
От злых наветов, лживых обещаний,
От мелочных друзей, пустых обид,
Ненужных встреч и горьких расставаний!

Пусть ангел твой хранит тебя всегда
Всем грозам вопреки и всем ненастьям,
Пусть перст его, как яркая звезда,
Тебе укажет путь к любви и счастью!...

Все мы - ангелы об одном крыле. И летать мы можем, лишь, в объятиях друг друга.

Лучано Де Крешенцо

Хранят нас ангелы от бед,

Хоть мы того не знаем сами.

Дают безмолвный нам совет,

Мы в вечной связи с небесами.

И взрослого, и малыша

Ведет неведомая сила,

Чтоб наша хрупкая душа

Все в жизни трудности сносила.

И боль выдерживаем мы,

И радость к нам приходит тоже.

И нам тепло среди зимы,

Всё человек на свете может.

Не покидает ангел нас.

Он защищает от ненастья,

Оберегает в трудный час

И разделяет с нами счастье.

ДВА АНГЕЛА

На жизнь два ангела нам в спутники даны
И в соглядатаи за нами:
У каждого из них чудесной белизны
Тетрадь с летучими листами.

В одну заносится добро, что мы творим,
Все, чем пред совестью мы правы;
В другую все, в чем пред ближними грешим,
И каждый умысел лукавый.

Поспешно добрых дел возносит список свой
Один к стопам Отца-Владыки;
Другой все ждет: авось раскаянья слезой
Не смоются ль на нас улики?

Петр Вяземский

АНГЕЛ

По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была...

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался, без слов, но живой...

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли...

Михаил Лермонтов

МАТЕРИ

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-Хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестить, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь,
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки.
Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

познакомиться с основными догматами, касающимися ангельского мира

Задачи:

  • познакомиться с библейскими указаниями на существование ангелов
  • понять отличия ангельской природы от человеческой
  • познакомиться с ангельской иерархией
  • познакомиться с историей отпадения от Бога падших духов
  • научиться обращаться за помощью к святому Ангелу-хранителю

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 1.
  2. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 8. Главы «Мир ангельский», «Духовность истинная и темная».
  2. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Глава «...Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».
  3. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  4. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  5. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 1. Уроки 9, 10.
  6. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Главы «О святых ангелах», «О первом члене Символа Веры».
  7. Ангелы: девять чинов. Инфографика .

Ключевые понятия:

  • Творение мира
  • Невидимый мир

Словарь урока:

  • Творец
  • Ангел
  • Архангел
  • Небесная иерархия
  • Падшие духи
  • Диавол

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:




Проверочные вопросы:

  1. Кто и когда сотворил ангелов?
  2. Все ли ангелы равны?
  3. Как появились злые духи?
  4. Кто такой диавол?
  5. Может ли диавол исправиться?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации о библейских свидетельствах ангельского бытия.

1) Бог Творец

Что означают слова первого члена Символа Веры «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым »? Бог сотворил небо и землю и все, что на ней. Представим себе, что мы находимся в большом доме, и живущие в нем говорят нам: дома этого не строил никто, и прежде его не было, но в одно утро он сам собой, совершенно случайно, появился здесь. Неужели можно поверить этим словам? Никогда. Кто не будь, построивший этот дом, должен быть непременно. О происхождении мира можно сказать тоже. Мир не мог произойти сам собою. Должен быть некто, кто сотворил его, и этот некто есть Бог; только Он Один мог сотворить весь мир. Апостол Павел говорит в послании к евреям: «Всякий дом устроится кем либо, а устроивший все есть Бог ».

Об этом интересно и верно рассуждал блаженный Августин: «Однажды я, рассказывает он, пожелал узнать, где или в каком месте находится мой Бог? Спросил я землю: «Скажи мне земля, где мой Бог»? Она ответила и сказала: «Не я твой бог». И все, что находятся на ней, то же самое сказали мне. Тогда спросил я море и все глубины и животных его: «Где мой Бог?» И они ответили мне: «Не мы твой Бог; ищи Его выше нас». Спросил я воздух веющий: «Где мой Бог?» И воздушное пространство со всеми обитателями своими сказало: «Не мы твой Бог». Спросил я небо – солнце, луну и звезды, но и их речь была: «Не мы тот Бог, Которого ты ищешь». Тогда я обратился ко всем, представлявшимся кругу моего зрения предметам и сказал им: «Вы ответили мне, что не вы мой Бог; что же вы можете сказать мне о Нем»? И все они громко закричали: «Он сотворил нас»!

Первоначально не было даже материи, из которой мог бы быть создан мир. Бог сотворил мир из ничего по Своей воле, Своим всемогущим словом . Сотворил постепенно в шесть дней – периодов. О творении мира рассказывается в Библии, в первых словах книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

2) Существование невидимого мира

Словами Символа Веры «…видимым всем и не видимым» мы исповедуем, что кроме видимого мира, т. е. кроме того мира, который можно видеть, Бог сотворил и ещё мир невидимый. К невидимому миру принадлежат духи, не имеющие плоти и костей и потому и невидимые. Мы веруем, что есть бесплотные духи – ангелы (слово ангел значит вестник). Сам Бог открыл нам в своём слове (в Священном Писании), что есть ангелы : в Библии, в рассказе о грехопадении первых людей, сказано: «Изгнал Бог Адама, и поставил на востоке, у сада Едемского, Херувима и пламенный меч обращающейся, чтобы охранять путь к дереву жизни » (Быт.3:24). Упомянутый здесь Херувим был небесное существо, ангел Божий. Так, уже в самом начале истории человечества, упоминается ангел, который, как вестник и служитель Божий, должен был совершать своё служение на земле. В течение всей священной истории встречаются указания на сосуществование и служение ангелов. Например, в Ветхом Завете явление ангелов Божиих было Аврааму, когда тот готов был поразить своего сына Исаака; Иакову, когда он видел ангелов Божиих, восходивших и нисходивших по лестнице. В Новом Завете мы хорошо знаем явление ангелов Захарии, отцу Иоанна Предтечи, Пресвятой Богородице при Благовещении, Вифлеемским пастухам в ночь Рождества Христова и т.д. В ночь Рождества Христова ангелы впервые воспели ту священную песнь: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение », которую теперь мы часто слышим в церкви и которая особенно радостно и торжественно звучит в храме в праздник Рождества Христова.

3) Природа ангельского мира

Ангелы – служители Божии, которых Господь посылает со Своими повелениями в разные части Вселенной. Священное Писание рассказывает о множестве событий, когда Ангелы являлись людям с вестью от Бога. Ангелы, сотворенные Богом духовные существа, живут на небе, находятся перед лицом Божиим. Они ближайшие служители Божии и одарены разумом и волею высшими, чем у человека. Пророк Исаия, когда видел Бога, сидящего на престоле, видел и ангелов – серафимов, взывавшим к Богу: «Свят, свят, свят Господь Саваоф. Вся земля полна славы Его! » Это ангельское песнопение сохранилось до сих пор и поётся за литургией.

Невидимые ангелы, хотя и живут на небе, но не далеки от нас. Они видят всё, что происходит с нами. Они знают, когда грешник обращается на путь правильной жизни и радуются этому. «Так говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся », – говорит Господь Иисус Христос в заключении притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме (Лк. 15:10).

4) Святой Ангел-хранитель

Святые ангелы принимают участие в судьбе каждого человека, каждый христианин при крещении своем получает особого ангела, который сопутствует ему на всех путях жизни его до самой смерти, помогает ему в добре и предохраняет от зла. Эти ангелы называются Ангелы-хранители . Из жизни святого Поликарпа, епископа Смирнского, мы знаем следующий рассказ, показывающий, как Ангел-хранитель помогает человеку. Святой Поликарп путешествовал со своим диаконом. Для ночлега они остановились в гостинице. В полночь ангел толкнул святого епископа и сказал: «Поликарп, встань и скорей выходи из гостиницы: она сейчас упадет». Святитель разбудил диакона и приказал ему выходить вместе с ним. Но тот разоспался и не хотел вставать: «Ты, – говорил он святителю, – непрестанно размышляешь о божественном писании, сам не спишь и другим не даешь отдохнуть». Ангел снова велел святителю выйти из гостиницы. Тогда святитель опять разбудил диакона и сказал ему, что гостиница обрушится. Диакон всё не хотел вставать. Ангел явился в третий раз. И как только святитель с диаконом вышли, гостиница упала и разрушилась до основания. Так Господь через Ангела-хранителя сохранил от опасности Своего угодника. Ангелы-хранители помогают людям в разных обстоятельствах.

Но для того, чтобы ангелы Божии постоянно находились при нас и были бы в общении с нами, мы должны приближаться к ним своею благочестивой христианской жизнью, то есть должны стараться быть хорошими людьми и жить так, как заповедовал Христос. Мы должны исполнять волю Божью так, как на небе исполняют её святые ангелы, и потому мы молимся в молитве Господней: «Да будет (исполняется) воля Твоя, как на небе (ангелами), так (так же быстро и хорошо) и на земле (людьми).

5) Небесная иерархия

Ангелов бесчисленное множество, человеческий ум теряется в количестве их. Но здесь удивителен порядок, царствующий среди Небесных Духов. Все ангелы разделяются на девять чинов, а девять чинов, в свою очередь, разделяются на три иерархии – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую.

Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы, вторую, среднюю – Власти, Господства, Силы. К третьей относятся Начала, Архангелы, Ангелы (Дионисий Ареопагит «О Небесной иерархии»).

Ближе всех к Творцу и Создателю предстоят шестикрылые Серафимы. Серафимы – огнеобразны, они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само их имя, ибо «Серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: пламенеющий.

После Серафимов пред Всеведущим Богом, живущим во свете непреступном, предстоят многоочитые Херувимы . Через них ниспосылается другим премудрость и подается просвещение для Боговедения и Богопознания.

Затем пред Всевышним предстоят богоносные Престолы , ибо на них, как на разумных престолах, почивает Бог. Через них преимущественно проявляется правосудие Божие, помогая земным судьям, царям, владыкам и правителям производить праведный суд.

Господства ниспосылают силу к благоразумному владению и мудрому управлению земным властям, поставленным от Бога, учат владеть чувствами, смирять страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.

Силы исполнены Божественной крепости и немедленно исполняют волю Всевышнего. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают благодать чудотворений угодникам Божиим, чтобы те могли творить чудеса, исцелять болезни, предвозвещать будущее, помогают труждающимся и обремененным людям в несении возложенного на них послушания, чем объясняют свое имя Силы, т. е. носят немощи немощных. Силы укрепляют каждого человека в терпении скорбей и напастей.

Власти имеют власть над диаволом, укрощают власть бесовскую, отражают наводимые на людей искушения, не допускают бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали, утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия. Борющимся со страстями помогают отгонять злые помыслы и побеждать диавола.

Начала начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов.

Архангелами открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия и открывают таинства благочестивой веры.

Ангелы в Небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всех к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога, ограждают нас от всякого зла.

6) Появление злых духов

Кроме добрых и святых духов или ангелов, есть и злые несвятые духи. Бог сотворил всех ангелов добрыми, но часть ангелов согрешила, и поступила против заповедей Божих, оказала непослушание Богу. Эти духи пожелали быть больше того, чем они должны были быть по воле создавшего Бога, пожелали большего господства, больше для себя славы. Другими словами, они возгордились. Значит, гордость стала тем грехом, через который эти духи пали и отпали от Бога.

Злые духи образуют из себя целое царство, в котором есть свой верховный начальник – сатана, диавол, клеветник, обольститель. Их много. Все их мысли направлены не на добро и правду, а на зло и неправду, не на любовь к Богу, к Его святым и к людям, но на вражду против Бога, против ангелов и людей. Добрые духи делают только добро, а злые духи – только зло. Диавол называется лжецом и человекоубийцею. Он разделяет людей, отвращает от любви и от Бога и господствует всюду, где грешат и служат греху. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил», – говорит святой апостол Иоанн.

Как предохранить себя от искушений и хитрости злых духов? Мы, христиане, - дети Божии. При крещении нас называют воинами Христа. Но воин всегда должен быть на страже, чтобы враг не причинил ему вреда. Точно также необходимо стоять на страже своей души, оберегать её от злых чувств и мыслей, от всякого греха и молиться Богу: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Будем, бодрствовать и молиться и крепко верить в Бога, и тогда ни какие силы ада не в состоянии будут повредить нам.

7) Рассказ «Ангел-Хранитель »

Видели вы такую картину: речной обрыв, на нем свежая зелень, малыш заигрался, засмотрелся в чистые струйки реки, тянется к ним, мгновение – и упадет, утонет?.. Но сзади светлый Ангел обнимает малютку белоснежными крыльями, и дитя – весело, цело, благополучно. Проста, но выразительна эта картина. От нее мысль невольно перебрасывается и на участь взрослых. Разве не окружены мы все опасностями? Болезни подстерегают, и смерть за плечами всегда стоит. На одного злой человек покушается, другого бедствие встречает... Стоит, например, показаться туче, блеснуть молнии – и смерть близка всякому... Мы не помним о том рое опасностей, что окружает нас, а потому и сравнительно спокойны. Но если бы открылись наши очи, если бы мы увидели, среди каких опасностей ходим! О, в какой ужас пришли бы тогда и поняли, что и наше положение не безопаснее положения малыша на обрыве. Кто же нас бережет от явных опасностей, а иногда неожиданно и отводит их? Кто же, как не Отец наш Небесный через верных слуг Своих, святых Ангелов-Хранителей. Ведь соблазны всякие так и кишат кругом! А влечения грешного сердца так и тянут нас к ним. И мы падаем... Кто же светит нам во тьме греховной, на путь добрый выводит, от погибели спасает? Опять Господь через наших невидимых друзей. Случается – сильно потянет ко греху, сердце уже услаждается, совсем готово согрешить... Но внезапно, как молния ночью, страх Божий проносится в душе и озаряет весь ужас, всю пропасть близкого греха... И ринешься от него прочь. Или идешь, равнодушный, холодный, не знаешь, куда себя деть. Вдруг тихим шепотом проносится в душе светлая, живая мысль, и сердце загорается желанием сделать доброе дело... Чей этот шепот? Святого Ангела-Хранителя, нашего верного друга... Но с друзьями мы обыкновенно имеем общение, шлем им письма, беседуем. Чем же мы ответим на заботы о нас Ангелов?.. Воспоминанием о них, молитвами к ним, чтобы они помогли нам благополучно пройти жизненный путь., Восходит день, мы готовы на труд. Не забудем сказать своему невидимому другу: «Сохрани нас от бед, помоги доброе творить, злого избежать». День кончился. Тьма ночная нас обступает. Скажем своему Ангелу: «Сохрани нас и в грядущую ночь от всякого зла. А когда тьма могильная, как эта ночь, обоймет наше тлеющее тело, помоги трепещущей душе пройти место грозное, страшное, доведи до пресветлого престола Божия». Так будем настраивать наши сердца, и наша дружба с Ангелами сохранится. Здесь она нам посветит и там, на Небе, защитит.

8) Рассказ «Злой дух ». Г. Дьяченко

Однажды к святому Антонию Великому пришел диавол и начал рыдать.

– Кто ты и что с тобой случилось? – спросил преподобный.

– Святой отец, – ответил диавол, – я не человек, я – злой демон.

– Что же тебе нужно?

– Ничего более, – отвечал злой дух, – кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли Он покаяние диавола?

– Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, – сказал святой.

В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу.

– Владыко Господи! Открой мне, недостойному рабу Твоему, простишь ли Ты человека, превзошедшего грехами демонов?

Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению! Вдруг перед святым предстал Ангел Божий и сказал:

– Зачем ты молил Господа за диавола? Ведь он приходил искушать тебя!

– Я этого не знал, – ответил Антоний. – Почему же Господь не открыл мне этого?

– Не смущайся, – ответил Ангел. – Когда к тебе искуситель придет снова, то скажи ему: «Ты – древнее зло, ты – сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром!»

Сказав это, Ангел скрылся.

На другой день диавол снова явился в образе плачущего человека. Когда святой Антоний передал ему слышанное от Ангела, злой дух засмеялся и сказал:

– Если бы я считал себя древним злом, то я позаботился бы о спасении гораздо раньше, но не теперь. Теперь мне самому служат люди и даже трепещут предо мной. Возможно ли мне, господствующему над грешниками, сделаться ныне смиренно кающимся? Нет! Нет!

Сказав это, диавол исчез.

– Да, – подумал святой Антоний, – поистине древнее зло не может сделаться добром!

Проверочные вопросы:

  1. Кто и когда сотворил ангелов?
  2. Какими сначала были все ангелы?
  3. Все ли ангелы равны?
  4. Как называются старшие ангелы?
  5. Что мы знаем о силах и способностях ангелов?
  6. Могут ли святые ангелы согрешить?
  7. Как появились злые духи?
  8. Кто такой диавол?
  9. Может ли диавол исправиться?

Тема урока: Лекция №2. Падшие ангелы. Источники знаний об ангелах

Приветствую вас. Сегодняшнее занятие я бы хотела посвятить источникам знаний об ангелах, а также поговорить о падших ангелах. Запишите тему с доски.

Многие религиозные тексты утверждают, что ангелы были сотворены на второй день создания мира и наделены совершенством, бессмертием и свободой воли (Талмуд). Некоторые богословы утверждают, что ангелы были созданы еще до творения земли или вместе с сотворением небес и земли. Единства в этом вопросе нет, поэтому вернемся к самим ангелам. Большинство из них сразу же предпочли отказаться от свободы воли и стали служить своему Создателю. Но некоторые возжелали собственной власти и славы – их стали называть «падшими» ангелами. Т.е. не все пожелали стать частью света и Творца, но мы не должны судить их за этот выбор иметь волю, ведь не осуждаем же мы человечество, которому тоже подарена свобода воли. Ангелы, отказавшиеся от дара, служат Богу и, как считается, защищают человечество от падших. Вот только никто не берется утверждать точно, что падшие кому-то навредили. Просто такова религиозная традиция.

Человеку удобнее разделить мир на плохих и хороших, Свет и Тьму, он имеет право выбирать, но кто давал ему право судить? И чем человек изначально отличался от падших? Лишь тем, что ангелы – это духовные сущности, а человек, вот он, материален. Падшие свободны в своем выборе поступков и слов. Да, они могут пойти и против воли Бога, но чаще просто шокируют людей, приоткрывая им другой взгляд на мир. И жить они могли бы на земле, среди нас.

Есть еще так называемые демоны, или бесы (в христианском понимании), которые, как считается, вредят человеку, соблазняют его душу, живут в Аду. Подробное значение слова «демон» я рассматривать не буду, не на ангеловедении, скажу лишь, что изначально демоны или даймоны считались сродни ангелам-хранителям. Вот кстати и бесы относительно недавно, до крещения Руси, считались всего лишь мелкими пакостными духами, еще ранее стихийными духами, любящими пошутить, а изначально. Христианизация много дала Руси, но и ущерб нанесла немалый. Но не будем сейчас об этом. Легенда о падших такова, что они не отказались от дара свободной воли и были низвергнуты с небес. Все остальное – это история, ее ошибки, пробелы, вымыслы и прочее. От ошибки переписчика дух-хранитель даймон превращается в злобного демона. А падшие ангелы из-за тысячелетней истории приравниваются к этим же демонам или бесам. Я рассказала вам это затем, что бы вы не равняли падших ангелов с демонами или бесами.

Поведаю вам одну из версий противостояния Люцифера и Бога. «Первоначально Люцифер ("светоносный") был "иже старейшина 10-му чину" ангелов Господа, что впоследствии не помешало ему получить имя Сатана и стать самым непримиримым его противником. Впрочем, эти события так и не нашли серьезного отражения на страницах Библии: единичные упоминания события в Ветхом Завете и краткое описание в Откровении Иоанна Богослова. "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон, и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю , и ангелы его низвержены с ним"».

Конкретная история свержения Сатаны на страницах Библии отсутствует, что давало возможность трактовать священникам ее на разные лады. Если же считать толкования богословов истиной, то история выглядела так или почти так:

«На четвертый день творения "заводил" Бог небо и поставил на нем свой престол. Тогда Сатана помыслил: "Вот поставлю свой "престол на облацах и буду подобен Всевышнему", и так и сделал, только вот небо поставил выше возведенного Богом. Увидел это Бог и построил новое небо, выше сатанинского. Так и строили они небеса, пока не возвели все пять (семь - девять - двенадцать) уровней. После чего Бог обвинил Сатану в неумелости, так как к чему бы последний ни приложил руки, Богу приходится все переделывать, и приказал оставить дела. Ангел-Сатана отказался повиноваться Всевышнему и призвал остальных ангелов "отпасть" от Бога. "Отпавшие" были выгнаны с божественных небес, но не успокоились».

Вообще напоминают двух братьев, которые вечно спорят кто круче.

Что случилось дальше, думаю, вы догадываетесь. Произошла битва. «Падшие» проиграли и были сброшены с небес на землю. Или, как говорят некоторые источники, в ад . Но эта одна из трактовок богословов. Что там на самом деле произошло выяснить, конечно же, затруднительно. Но однозначно падшие ангелы обладают свободой воли и правом выбора, в отличие от своих небесных братьев.

У нас есть еще один вопрос, требующий рассмотрения. Он связан с источниками знаний об ангелах. Никто точно не знает, где на Земле зародилась традиция почитания ангелов. О крылатых существах – посланниках богов – говорится в древнейших египетских, шумерских, персидских и индийских текстах. Замечу, что все эти цивилизации считаются более древними, чем европейские. А на одной из дошедших до нас стел Древнего Шумера, первой в мире цивилизации, как считают историки, изображено небесное крылатое существо, которое наполняет кубок земного правителя «водой жизни».

В Древней Греции такие философы как Аристотель и Сократ тоже верили в ангелов. Аристотель называл их «интеллигенциями» (чаще этот термин можно услышать у средневековых ученых), иначе «первая материя» или «чистый разум». Сама по себе первая материя представляла единую совокупность ангелов, море божественной благодати, причем Аристотель не выделял отельных ангелов. Первая материя была едина, лишь иногда она закручивалась в вихри вокруг души человека, тем самым влияя на него. У Сократа же был свой даймон – дух-хранитель, направляющий его на протяжении всей жизни, т.е. он выделялся как некая сущность внутри человека, был сложно отделим от сознания и души, но вместе с тем не сливался с мировой материей, впрочем, проявлял себя стихийно. Вспомните свои диалоги с внутренним голосом – это и был даймон, по мнению Сократа. Вам ведь сложно сказать, что он существует вне вас, приходит извне. Я привела вам два примера иных названий, даже восприятий, привычных вам ангелов в целом (у Аристотеля) или только хранителей (у Сократа). Надеюсь, что это еще раз поможет вам осознать, что христианские благие духи-вестники, ангелы и даймоны Сократа, гандхарвы индуизма весьма сходны, если не являются одним и тем же. Но вернемся к лекции.

Постижением ангелов занимается специальная наука – ангеловедение, которую мы и будем изучать. Ангеловедение считается ответвление наук, изучающих различные аспекты религий и не только, но это не значит, что на своих занятиях я буду вести проповеди. Цель уроков – представить вам наиболее разнообразные точки зрения на ангелов, существующие в мире с древних времен и до наших дней, а также ввести вас с духовный мир, давая необходимые навыки и подготавливая ваше сознание к восприятию этого мира. Занимаются ангеловедение в основном богословы (в частности, христианские), а также мистики, философы.

На протяжении веков было написано множество трудов об ангелах и их иерархиях, созданы паранаучные, религиозные, мистические традиции их изучения, часто на основе переписывания или перевода более ранних манускриптов.

Сочинителями большей части этих текстов были мистики, пророки, законодатели - создатели религиозной обрядности и нравственных норм, поэты и авторы хроник. Многочисленные источники знаний об ангелах, существовавшие в раннем христианстве, обладали столь же весомым авторитетом, как в наши дни канонические книги Библии. Однако после исключения этих текстов из Ветхого Завета содержащаяся в них информация была забыта. Я делаю небольшой уклон в христианство, предполагая, что большая часть верующих учеников – христиане.

Хотя в Библии встречается много упоминаний об ангелах, никаких подробностей о них не сообщается, за исключением двух или трех случаев. Гавриил и Михаил названы по имени в Ветхом Завете, а в Книге Товита (включенной в Ветхий Завет католической и православной Библии, но не являющейся частью Библии иудейской; в протестантскую версию Библии включена как апокриф) фигурирует Рафаил. Некоторые ангелы в Ветхом Завете описаны как «мужи в белом», так как они являлись пророками, облаченными в белые льняные одежды (в древности лен считался символом бессмертия).

Богатейшая информация об ангелах содержится во внеканонических книгах Еноха. 1-я Книга Еноха полностью сохранилась только на эфиопском языке, 2-я Книга Еноха, или Завет Левия, дошла до наших дней на старославянском, а 3-я Книга Еноха - на древнееврейском языке. Все они были исключены из Библии, однако столетия спустя их продолжают цитировать церковные иерархи, и они часто упоминаются в Новом Завете.

Не так давно среди свитков Мертвого моря было обнаружено еще несколько фрагментов 1-й Книги Еноха на арамейском языке. Считается, что в них содержится самый древний перечень имен ангелов.

В западной религиозной традиции классическим трудом об ангелах считается трактат «О небесной иерархии» , один из текстов Дионисия Ареопагита, анонимного богослова и философа V в. (Авторство «Ареопагитиков» ошибочно приписывалось Дионисию, упомянутому в Библии - Деян. 17, 34.) Св. Фома Аквинский сделал этот трактат основой учения об ангелах в сочинении «Сумма теологии», которое и по сей день остается одним из краеугольных камней католичества.

В исламе всегда существовала сильная традиция почитания ангелов. Исламские тексты упоминают огромное множество ангелов. По-видимому, их авторов вдохновляли зороастрийские, вавилонские, ассирийские и халдейские книги.

Одним из богатейших источников знаний об ангелах является иудейское мистическое учение, известное под названием «Каббала». Оно не изложено в какой-то одной книге, а скорее является собранием устных преданий. Однако в рамках Каббалы существует два важных текста: это «Зогар», или «Книга сияния», и «Сефир Йецира», или «Книга творения».

Я немного отошла от темы. Все ранее указанные источники были созданы в прошлом. На сегодняшний день зародилось интересное религиозное движение «Нью-Эйдж» (Новая эра). Оно привело к возрождению веры в ангелов. Люди, идущие по пути духовного просветления, свидетельствуют, что каждый день ощущают контакт с ангелами. И хотя в прошлом (особенно в Средневековье) среди христианских церковных авторитетов не поощрялась излишняя любознательность по отношению к ангелам (с ними были связаны каверзные теологические вопросы, возникшие из-за раздоров между ранними христианскими сектами), а апостол Павел вообще предостерегал от общения с ними, следует отметить, что римско-католическая церковь всегда призывала паству обращаться к своим ангелам-хранителям. В учении Иисуса Христа не содержится предупреждений об опасности контакта с ангелами. Конечно, в наши дни существует множество религиозных течений и направлений, движение «Нью-Эйдж» приводится лишь в качестве примера, поскольку оно основывается на прямом контакте с ангелами или свидетельствах об этом. Впрочем, данное течении вскрыло проблему ангелизма , т.е. веры в безликих вестников без веры в самого Бога, без определенного знания содержания вести (потому, что не нужна эта Божественная весть), подробнее вы можете узнать из одноименной статьи М. Эпштейна.

Вот кратко вы узнали об известных и менее распространенных источниках знаний об ангелах. Как вы видите, не только клириков интересовали эти духовные сущности. Еще в далеком прошлом ушедшие цивилизации оставили нам труды, на основе которых создавались мистические учения, религиозные и философские трактаты. Да и на протяжении всей истории человечества различные пытливые умы хотели узнать больше о благих духах. Подходы для это были различные: религии объясняли ангелов как жителей Царствия Небесного и посланников Бога, эзотерики говорили об ангелах, как о духовных сущностях, благих по своей природе, которых можно использовать во благо или как помощников для достижения целей, философы обращали взор к этим духовным сущностям, как идеалу, воплощению мысли.

Запишите домашнее задание. Спасибо за внимание.

Домашнее задание:

1) Кто такие падшие ангелы по вашему мнению? (Мини-сочинение)
2) Назовите виды основных источников знаний об ангелах и кратко охарактеризуйте их.
3) Найдите и прочитайте статью М. Эпштейна «Возвращение ангелов». Как вы поняли, что такое ангелизм?

Тема: Мир невидимый. Ангелы.

Цель: Познакомить обучающихся с понятиями « невидимый мир», «ангел»;

показать учащимся роль ангелов в жизни православного человека;

развивать у обучающихся мышление, воображение;

воспитывать чувства уважения, сострадания к окружающим.

ХОД УРОКА

    Оргмомент урока

    Проверка знаний обучающихся

Кто сотворил удивительный мир, который нас окружает?

Как человек должен беречь мир,созданный Богом?

Расскажите, что делаете вы для того,чтобы сохранить мир,подаренный нам Богом?

    Изучение нового материала (рассказ учителя)

Бог – Творец всего видимого и невидимого. Мир невидимый – это мир ангелов, о которых мы сегодня с вами и поговорим.

Мы живем в мире вещественном, где нас окружат разные материальные вещи. А где мы будем жить потом, после смерти? Мы будем жить в мире духовном, невидимом. Мы мало знаем наш мир вещей, а что уже говорить о мире ангельском, духовном, невидимом.

Так что же такое духовный мир? Кто может ответить на этот вопрос?

Это мир, совершенно не похожий на нас окружающий. Мы в нашем можем видеть все. Правда? А духовный мир составляют ангелы – существа чисто духовные, которые не имеют плоти и кости, не кушают, как мы, не учатся в школе. Они одарены разумом и свободой, могут видеть Лицо Отца Небесного и исполняют Его святую волю. Они по естественным силам совершеннее человека: превосходят его в нравственном отношении, они утвердились в добре и согрешать уже не могут.

Мы часто удивляемся тому, какой большой и необъятный мир вещественный. Новейшая наука открывает нам много: что такое звезды, луна, солнце, как сконструировать машины и трамваи. И нету этим научным открытиям ни конца ни края. Но, ребята, ни менее, а даже гораздо более велик и обширен мир духовный. Мы можем только по рассказам, притчам из Священного Писания судить о его величине.

Мы видим, что люди – существа разумные, и все держат в полном порядке, они образуют государства, общества и.т.д. Тоже самое, только в совершеннейшем виде, существует и в мире духовном. И Сам Господь Бог учредил иерархию, разделив всех ангелов на три чина и на девять классов. И там есть низшие, средние и высшие, начальствующие и подчиненные. Сейчас я назову вам их имена:

1) В первом, высшем лике, ближайшем к Богу, первый чин составляют серафимы . Имя их значит пламенный, огненный.

Второй чин – херувимы . Имя их значит разрушение или ведение.

Третий чин – престолы , на которых Бог почивает.

2) В втором среднем лике, к первому чину принадлежат господства – они господствуют над низшими ангелами.

Силы – относятся ко второму чину. Из них Бог творит знамения и чудеса.

К третьему – власти, которые имеют большую власть над дьяволом и побеждают его.

3) В третьем низшем лике, в первом чине прибывает начала, которые начальствуют над самыми благими ангелами.

Во втором, архангелы – благовестники высших Тайн Божьих.

В третьем – ангелы, которые находятся ближе всего к людям.

Где же находится этот духовный мир? На небе. А небо – это что? Это не такое небо, которое мы видим. Ученые утверждают, что даже на звездах есть жители. Но даже если они и есть, то это точно не ангелы, потому что ангелы – существа духовные. Это небо – это другое небо, высшее, оно вне мира вещественного и за его пределами. Это небо чисто духовное, которое мы по своей ограниченности видеть не можем. Значит, что и в мире вещественном существует духовные пространства, в которых может существовать Бог.

Мы должны чтить ангелов, потому что они существа, совершеннее нас по природе и по качественным совершенствам. Они верные слуги Вседержителя, поставленные к Нему в близости. Мы должны призывать ангелов в своих молитвах как наших хранителей и благодетелей, как наших предстателей перед Богом и благодарить их за заботу о нас. Каждый из нас должен стараться, чтобы прийти в ближайшее общение со своим ангелом-хранителем, чтобы принимать его помощь, открывать ему свои нужды, радовать его и благодарить.

Теперь я хочу вам рассказать маленькую историю. Слушайте внимательно.

Как-то дети, играя в поле, нашли старую, ржавую мину, лежавшую в земле. Казалось, она уже не может взорваться. Дети с любопыт­ством её рассматривали. Потом кому-то при­шла в голову мысль положить мину в костёр. Все дружно отправились к опушке леса, где недавно пекли картошку, и положили мину на тлеющие угли. Сами спрятались за бугром и стали ждать. Время тянулось долго, и они уста­ли лежать на земле.

Один мальчик, подумав, что раз мина так долго не взрывается, то, значит, она настолько стара, что уже и не может взорваться, встал и пошёл к костру, чтобы достать её. Он уже успел сделать несколько шагов, как вдруг чья-то сильная рука бросила его на землю.

В это же мгновение раздался взрыв. Некото­рое время дети лежали, оглушённые и потря­сённые происшедшим. Когда же они встали и огляделись, то их взорам предстала такая карти­на: на месте костра об­разовалась глубокая во­ронка, а ближайшие де­ревья были посечены осколками.

Ребята были настоль­ко перепуганы, что не сразу стали обсуждать это происшествие. Мальчик, который хотел до­стать мину, только к вечеру осмелился спро­сить у товарищей, кто же дёрнул его за плечо в момент взрыва. Он спрашивал всех, но каж­дый говорил:

Кто же спас мальчика? Спас его Ангел, данный Богом.

Когда ты только учился ходить, мама или папа брали тебя за руку, охраняя от опаснос­ти. Но ведь они не могут быть с нами всегда, а опасности подстерегают нас всюду. Мы же так часто остаёмся одни. Кто же поможет нам, ко­гда их нет рядом? Кто будет нашим постоян­ным другом? И есть ли такой?

Есть. И называется он Ангелом-хранителем, потому что всегда и всюду с нами. Только мы его не видим. Видят его люди с чистым сердцем.

Хранителем нашим называются те святые ангелы, которые по воле Божьей невидимо, с самого нашего крещения находятся с нами рядом всю нашу жизнь. И как друзья, они разделяют наше горе и радость, печаль и веселье. Они учат нас добру, помогают нам во всех делах, если они угодны Богу, и отвращают от того, что Господу неприятно. Они охраняют нас особенно от злых духов. Они постоянно молятся вместе с нами. Ангел-хранитель есть при каждом из нас. Но если мы его не видим, это абсолютно ничего не значит. Они ведь духи бестелесные, а наши глаза могут видеть только вещественное. Мы грешны, а они святы. Если только человек безгрешен, он может их видеть: например Авраам, Иаков, Моисей и др.

Итак, любят нас ангелы-хранители наши и принимают участие в нашем спасении. Давайте их призывать на помощь, молиться им, благодарить и почитать.

    Закрепление изученного на уроке.

Что представляет собой невидимый мир?

Кто такие ангелы?

Что означает слово «ангел»?

Кто такой Ангел Хранитель?

    Практическая часть урока: нарисовать ангела.

Домашнее задание : подготовить ответ на вопрос «Как мы должны поступать в своей жизни, чтобы наш Ангел Хранитель всегда был с нами?»

Используемая литература:

    прот. Григорий Дьяченко. Вера. Надежда. Любовь. Москва 1993г.

    прот. Григорий Дьяченко. Практическая симфония. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1992г.

    прот. Максим Козлов. Детский катехизис. Москва 2004г.

    Добротолюбие. Москва 2002г.



Рекомендуем почитать

Наверх