Конспект прогулки в гпд весной. Конспект прогулки в гпд "такие разные осенние листья" Спортивные игры во время прогулки

Красота 06.07.2019

Пособие предлагает модель организации внеурочной деятельности учащихся,
ориентированную на реализацию ФГОС. Построение воспитательного пространства второй половины дня в режиме ГПД комплексно охватывает все направления и виды занятий со школьниками. Прогулки и экскурсионные занятия, разработанные по технологии развития критического мышления, позволят педагогу активизировать познавательную деятельность учащихся, развить художественное творчество, способности анализировать информацию с позиции логики и постановки любознательных вопросов, аргументированно вести рассуждения, принимать решения в нестандартных практических ситуациях.
Предназначено воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов, организаторам детского досуга.

Подробное описание

Введение

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности. Специалисты утверждают, что для нормального развития младшего школьника на работу мышц должно приходиться до 75 % всего дневного времени. Как показывает практика, лишь 30 % школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, ведут активный образ жизни, регулярно гуляют на свежем воздухе, а остальные 70 % – посещают только уроки физкультуры и их пребывание на свежем воздухе ограничивается лишь дорогой в школу и домой.

Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и ежедневно пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, так как умеренные физические нагрузки, прогулки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития человека.

Прогулка – это одна из форм отдыха детей в группе продленного дня.

Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Виды прогулок

Прогулка-наблюдение. В ее основе лежат наблюдения
за предметами, объектами, растениями, животными, сезонными изменениями в природе, природными явлениями или аномалиями.

Прогулка с заданием. Перед началом или во время прогулки дети получают задание, которое выполняют индивидуально или в группах.

Поисковая прогулка. Предполагает поиск какого-либо заранее спрятанного предмета или объекта, чтение следов зверей
и птиц на снегу, состязание команд по прохождению маршрута, работу с компасом и т. д.

Информационная прогулка. Содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации.

Творческая прогулка. Этот вид прогулки направлен на развитие творческих способностей детей. В ходе прогулки воспитанники создают букеты из листьев, композиции из снега, придумывают загадки и сказочные истории , делают зарисовки с натуры.

Прогулка-практикум. В ходе прогулки дети проводят практические опыты и ставят эксперименты.

Целевая прогулка. Имеет одну, четко обозначенную цель, например: запомнить название улицы, заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

Прогулка-развлечение (игровая прогулка). Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря (скакалки, мячи, гимнастические палки, бумеранг) или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных задач, шарад, ребусов, показ фокусов.

Пешеходная прогулка. Это прогулка, в основе которой лежит ходьба.

Спортивная прогулка. Она включает в себя лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель, велогонки.

Экскурсионные занятия в группе продленного дня имеют оздоровительно-воспитательные цели, отличаясь от учебных экскурсий. Это одна из форм отдыха, поэтому, используя их, следует применять методы и средства организации досуга.

На обществоведческих экскурсиях необходимо показывать детям, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрывать специфику массовых профессий, освещать трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате такой работы формируются общественно ценное отношение к труду и людям труда, потребность трудиться.

На природоведческих экскурсиях происходит ознакомление школьников с многообразием окружающей природы и преобразующей природу деятельностью человека.

Цели и задач и прогулок и экскурсий: организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор); участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников); развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности; формировать правильные представления и понятия об окружающем мире , уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу; активизировать самостоятельную деятельность детей; выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы; воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе; обеспечивать двигательную активность детей на воздухе.

Конспекты прогулок и экскурсионных занятий, представленные в пособии, разработаны с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления (КМ) .

Критическое мышление – это активный процесс познания, способность анализировать информацию с позиции логики
с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.

Занятие на основе технологии развития критического мышления имеет свою структуру, представляющую собой трехступенчатую модель: вызов, осмысление, размышление (рефлексия) (ВОР).

Рассмотрим более подробно трехступенчатую модель ВОР.

I ступен ь. Вызов.

На данной стадии осуществляется активизация важных познавательных видов деятельности детей.

Во-первых, определяется уровень знаний детей. Полученные ранее знания становятся базой для усвоения нового материала.

Во-вторых, активизируется подсознательный интерес, который определяет личную цель каждого из учащихся.

II ступен ь. Осмысление.

На данной ступени обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму выполнения опытов, наблюдения, рассматривания, чтения текста, прослушивания текста, сочинительства и др. Здесь воспитатель оказывает наименьшее влияние на обучаемого, ставя перед собой задачу – подобрать методы и формы работы, которые будут поддерживать высокий уровень активности детей.

III ступен ь. Размышление (рефлексия).

На данной ступени происходит закрепление новых знаний
и активное перестроение своих представлений с тем, чтобы включить в них новые понятия. Именно на этой стадии учащиеся присваивают знания, делают их своими. Это своеобразный анализ собственных мыслей, попытка выразить новую информацию собственными словами, обмен идеями.

На всех трех стадиях могут использоваться индивидуальные формы работы, работа в парах, в группах сменного либо постоянного состава, коллективная работа.

Наиболее часто используемые методы КМ на прогулках
и экскурсионных занятиях.

1. Мозговой штурм.

За минимум времени нужно выяснить максимум знаний, имеющихся у учащихся по данному вопросу. Короткие ответы учащихся фиксируются на доске или на листах бумаги.

2. Карта Кластера.

Выделение смысловых единиц информации и графическое их оформление в виде паутинки (грозди). Это рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово или понятие,
а по сторонам от него фиксируются идеи, связанные с ним, указываются связи между гроздями. Используется этот метод для систематизации, группирования материала, подведения итогов.

3. Прогноз.

Текст произведения детям преподносится по частям. После каждой прочитанной части участники прогнозируют дальнейшие события.

4. Перепутанные логические цепи.

Необходимо составить логическую цепочку (расположить
в хронологическом порядке события, цитаты из текста, последовательность действий и т. д.).

5. Синквейн (пятистрочие).

Первая строка заключает в себе одно слово (существительное); вторая строка – два слова (прилагательные); третья строка – три глагола; четвертая – фразу из четырех слов, выражающую личное отношение к описываемому предмету; в пятой строке – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

Технология.

Новая, интересная.

Помогает, увлекает, действует.

Предлагает новые приемы работы.

Мастерство.

Введение 3

Литература 167

Введение 3

Конспекты прогулок и экскурсий 8

Правила поведения в природе (беседа) 8

Цветущие клумбы (прогулка-наблюдение) 12

Сентябрь – вересень, желтень, хмурень (информационная прогулка) 14

Сентябрь-рябинник (прогулка-наблюдение) 16

Растения огорода (экскурсия на пришкольный участок) 19

Адрес школы (целевая прогулка) 23

Трудовая атака (прогулка с заданием) 25

Туристический поход (заочная прогулка) 27

Листопад (прогулка-наблюдение) 30

«Листья желтые, скажите, что вам снится?» (прогулка-творчество) 33

Приметы осени (экскурсия в природу) 35

Туман (прогулка-практикум) 37

Букеты из листьев (прогулка-творчество) 39

Не жгите опавшей листвы (прогулка-предостережение) 40

Бабье лето (прогулка-наблюдение) 43

Октябрь – грязник, капустник, хлебник (информационная прогулка) 46

Живое должно жить (экологическая беседа с прогулкой) 48

Дождь (информационная прогулка) 59

Как измерить дождь? (прогулка-практикум) 62

Лужа (прогулка-наблюдение) 63

Магазин (обществоведческая экскурсия) 66

Ноябрь – полузимник, ледень (прогулка с заданием) 68

Ветер (прогулка-практикум) 73

Декабрь – студень, хмурень (информационная прогулка) 75

Поэтические названия декабря (информационная прогулка) 77

В поисках волшебной палочки (поисковая прогулка) 79

Медицинский кабинет (экскурсия) 82

Январь – месяц бога Януса (информационная прогулка) 87

Моя помощь птицам зимой (трудовая акция) 89

Январь – сечень, просинец (информационная прогулка) 93

Снежные чудеса (прогулка-творчество) 94

Обморожение (информационная прогулка-беседа) 96

Аптека (обществоведческая экскурсия) 98

Иней (прогулка с заданием) 101

Зимний лес (парк) (экскурсия) 103

Февраль – бокогрей и ветродув (информационная прогулка) 105

Откуда снег пришел? (прогулка-практикум) 108

Какого цвета снег? (прогулка-наблюдение) 110

На что похожи снежинки? (творческая прогулка) 111

Куда исчезают снежинки? (прогулка-практикум) 114

Добрый снег, ты подумал обо всех! (прогулка с заданием) 116

Снежная сказка (трудовая операция) 118

Лепим снеговика (прогулка-творчество) 119

Март – сухий, свистун, ветронос и зимобор (информационная прогулка) 120

Весна идет (целевая прогулка) 123

Водоем (река, озеро) (экскурсия) 127

Поэтические названия апреля (прогулка-наблюдение) 130

Запахи и звуки (прогулка-наблюдение) 132

Сохраним в чистоте нашу Землю (трудовая акция) 135

За что люди любят Солнце (прогулка с заданием) 137

Спину прямо ты держи, своей осанкой дорожи (целевая прогулка) 141

Кто живет в муравейнике (целевая прогулка) 144

Радуга (прогулка-наблюдение) 149

Май – с цветами (прогулка-наблюдение) 153

Гроза. Поведение во время грозы (прогулка-практикум) 155

Облака (прогулка с заданием) 158

Бабочка – удивительный цветок (прогулка-наблюдение) 161

Запускаем бумеранг (прогулка-развлечение) 163

Следы человека (целевая экскурсия) 164

Литература 167

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат (II вида) № 33 Выборгского района Санкт - Петербурга

План – конспект прогулки в ГПД

Воспитатель: Данилова Э.Ф.

I . Прежде чем выйти на школьный двор – обсуждаем форму одежды.

II. Берём необходимый для прогулки инвентарь. (Например: мяч, бадминтон, скакалки, обручи; в зимнее время года: санки, и т.д.)
Формы, методы, приёмы: упражнения; повторение; закрепление.

Цель: - Отдых детей на свежем воздухе, укрепление здоровья, учить детей видеть изменение в природе, совершенствовать знания об изменениях в живой и неживой природе; расширять, обогащать словарь; учить делать выводы; играть в подвижные игры.

Ход прогулки:

  1. Организационный момент. (психологический настрой)

Отгадайте загадку, узнаете,о чём будем говорить:

Что будем делать?

(- Будем отгадывать загадку)

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла... (зима)

2. Сообщение темы и цели прогулки.

Будем говорить о зиме, играть, наблюдать

Что будем делать?

- (Будем….).

3. Отметить состояние погоды.(индивид. Работа для …….)

Отметь, какая сегодня погода?

Сегодня погода:

  • Тёплая (холодная)
  • Ясная (пасмурная)
  • Идёт дождь(дождя нет)
  • Идёт снег (снега нет)
  • Дует ветер (ветра нет)
  • Небо чистое
  • Плывут облака (тучи)

(В это время провожу групповое задание за изменением в природе. Цель: Научить анализировать, обобщать, делать вывод об изменении в природе)

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

4. Наблюдение за изменением в природе.

Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, для этого давайте все встанем в круг. А игра называется «Подбери слово». Игра с мячом: Зима «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная, красивая и т. д. Молодцы! Все знаете признаки зимы.

5. Д.ИГРА

Будем играть.

Что будем делать?

(Будем ……)

Игра называется « Хлопни в ладоши»

Как называется игра?

(….)

Игра « Хлопни в ладоши».

Цель : Коррекция внимания.

Ребята, будьте внимательны.

Задание: - Слово, относится к зиме – хлопни.

Слово не относиться к зиме – топни.

Слова: листопад, тает, снежинка, ярче, холодно, набухают, солнышко, прилетают, мороз, метель, и другие.

- Молодцы! Найдите лишние слова.(Задание дано для развития лог. мышления)

Что мы делали?

Мы ………

7. Подвижные игры.

Игры планирую с учётом индивидуальных способностей детей.

«Найди себе пару»(повторение)

Цель : учить детей реагировать на сигнал, бегать, не толкая друг друга; развивать внимание, ловкость, быстроту. Учить детей в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, проведение техники безопасности при игре. Сплочение коллектива.

Словарь : - Толкать друг друга нельзя.

Не кричать, не махать руками.

Внимательно слушать воспитателя.

Ход игры

Говорю детям: «Сейчас будем играть в игру «Найди себе пару»

Спрашиваю детей, как правильно играть в игру?

Дети бегают по площадке, по сигналу флажка, дети строятся парами. По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.

Наблюдения воспитателя:

Во время игры, наблюдая за ходом, выясняю, что умеет ребёнок, что знает, что боится, что ему нравиться, а что не нравиться. Благодаря чёткости игровых правил, игра становится великолепной школой произвольного поведения, школы самодисциплины и самоорганизации.

8. Итог прогулки:

Что мы делали на прогулке?

(Мы …….)

В какую н игру мы играли?

(Мы играли ……)

Поощрение……

Во время наблюдения создавала ситуации побуждающие детей к речевой деятельности.(Что это? Что ты видишь?)

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

  1. Воспитателям при проведении прогулок, использовать все виды прогулок.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат (II вида) № 33 Выборгского района Санкт - Петербурга

План – конспект прогулки в ГПД

Воспитатель: Данилова Э.Ф.

I . Прежде чем выйти на школьный двор – обсуждаем форму одежды.

II. Берём необходимый для прогулки инвентарь. (Например: мяч, бадминтон, скакалки, обручи; в зимнее время года: санки, и т.д.)
Формы, методы, приёмы: упражнения; повторение; закрепление.

Цель: - Отдых детей на свежем воздухе, укрепление здоровья, учить детей видеть изменение в природе, совершенствовать знания об изменениях в живой и неживой природе; расширять, обогащать словарь; учить делать выводы; играть в подвижные игры.

Ход прогулки:

    Организационный момент. (психологический настрой)

Отгадайте загадку, узнаете,о чём будем говорить:

Что будем делать?

(- Будем отгадывать загадку)

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла... (зима)

2. Сообщение темы и цели прогулки.

Будем говорить о зиме, играть, наблюдать

Что будем делать?

- (Будем….).

3. Отметить состояние погоды.(индивид. Работа для …….)

Отметь, какая сегодня погода?

Сегодня погода:

    Тёплая (холодная)

    Ясная (пасмурная)

    Идёт дождь(дождя нет)

    Идёт снег (снега нет)

    Дует ветер (ветра нет)

    Небо чистое

    Плывут облака (тучи)

(В это время провожу групповое задание за изменением в природе. Цель: Научить анализировать, обобщать, делать вывод об изменении в природе)

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

4. Наблюдение за изменением в природе.

- Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, для этого давайте все встанем в круг. А игра называется «Подбери слово». Игра с мячом: Зима «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная, красивая и т. д. Молодцы! Все знаете признаки зимы.

5. Д.ИГРА

Будем играть.

Что будем делать?

(Будем ……)

Игра называется « Хлопни в ладоши»

Как называется игра?

(….)

Игра « Хлопни в ладоши».

Цель : Коррекция внимания.

Ребята, будьте внимательны.

Задание: - Слово, относится к зиме – хлопни.

Слово не относиться к зиме – топни.

Слова: листопад, тает, снежинка, ярче, холодно, набухают, солнышко, прилетают, мороз, метель, и другие.

- Молодцы! Найдите лишние слова.(Задание дано для развития лог. мышления)

- Что мы делали?

- Мы ………

7. Подвижные игры.

Игры планирую с учётом индивидуальных способностей детей.

«Найди себе пару»(повторение)

Цель : учить детей реагировать на сигнал, бегать, не толкая друг друга; развивать внимание, ловкость, быстроту. Учить детей в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, проведение техники безопасности при игре. Сплочение коллектива.

Словарь : - Толкать друг друга нельзя.

Не кричать, не махать руками.

Внимательно слушать воспитателя.

Ход игры

Говорю детям: «Сейчас будем играть в игру «Найди себе пару»

Спрашиваю детей, как правильно играть в игру?

Дети бегают по площадке, по сигналу флажка, дети строятся парами. По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.

Наблюдения воспитателя:

Во время игры, наблюдая за ходом, выясняю, что умеет ребёнок, что знает, что боится, что ему нравиться, а что не нравиться. Благодаря чёткости игровых правил, игра становится великолепной школой произвольного поведения, школы самодисциплины и самоорганизации.

8. Итог прогулки:

Что мы делали на прогулке?

(Мы …….)

В какую н игру мы играли?

(Мы играли ……)

Поощрение……

Во время наблюдения создавала ситуации побуждающие детей к речевой деятельности.(Что это? Что ты видишь?)

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

    Воспитателям при проведении прогулок, использовать все виды прогулок.

Прогулки в группе продлённого дня

Классификация прогулок в группе продлённого дня

— это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.

Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:

Движения должны быть разнообразны по форме и характеру;

Физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;

Занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь в первую очередь применением подвижных игр.

Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность держать ситуацию под контролем, стоит ввести в обиход «законы прогулки», например:

. «закон сигнала» - придумать такой сигнал, услышав который дети должны оставить свои занятия и бежать на место сбора;

. «закон круга» — яркий атрибут, поднятый воспитателем вверх, означает «встать в круг возле меня». Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то инте

ресное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;

. «закон разведки» требует выйти из школы и вернуться в нее тихо, как разведчики, не нарушая школьной тишины.

За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.

Прогулка-игра

Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, найти специальную игровую площадку с навесом или беседкой от дождя, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразные опоры, многоярусные конструкции, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.

Прогулка вне территории школы

Один из вариантов - прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания. В целях изучения микрорайона можно составить разные по продолжительности маршруты. Расстояния, преодолеваемые на прогулке, могут быть значительными. Для учащихся начальной школы рекомендована следующая протяженность маршрутов:

Для первоклассников — 2—2,5 км;

Для второклассников и третьеклассников — до 4 км;

Для четвероклассников — более 4 км.

Прогулка-наблюдение

Темы прогулок-наблюдений:

. «Облака-белогривые лошадки».

. «Хозяйка Осень».

. «Художница Зима».

. «Как появляется листочек».

. «Как рождается здание».

. «Кто делает город красивым?».

. «Мир насекомых».

. «Птицы, что рядом с нами живут».

. «Удивительное - рядом» (о растениях).

. «Как прекрасен этот мир!»

. «Кто в парке живет, что в парке растет?»

По дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекает по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит произведения о деревьях и кустарниках.

Объектом наблюдения детей полезно делать обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Обратите внимание детей на снег. Какой он? (Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце.) От чего это зависит? Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу, понимать закономерности ее изменений.

Наблюдение за трудом людей заставляет детей задуматься о важности повседневного труда, о работе своих родителей.

Прогулка-задание

Варианты заданий:

. «Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?»

. «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить рассказ».

. «Определить виды деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона. Начертить план, собрать гербарий, рассказать о любимом зеленом уголке».

. «Подготовить фотовыставку «Любимый город» («Любимый район»),

. «Опасные зоны микрорайона. Узнать и подготовить рассказ».

Разновидностью прогулки-задания является прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить расстояние, величину предмета, высоту предмета, его цвет, направление и скорость ветра.

Прогулка-поиск

Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, названия для них, составлять гербарии в виде картины, панно, букетов.

Как вариант, можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие-то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.

Пример прогулки-поиска «Операция "клад"». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества воспитателя.

Первое — подготовка к прогулке:

Определение маршрута игры-поиска;

Предварительное изучение мест и объектов промежуточных заданий на этапах;

Подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от кота Матроскина и Шарика, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты заранее прячут на маршруте поиска), «клада» - набора карандашей, фломастеров, альбомов и пакета с конфетами.

Проведение прогулки : дети собираются на школьном дворе, на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика:

«Дорогие ребята! К нам в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него мы узнали, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, решать задачи, рисовать. Вот мы и решили сделать вам подарок. Но найти вы его должны сами.

Объявляем начало операции под кодовым названием «клад»!

Встаньте спиной к школе. Справа вы увидите клумбу. В ближнем правом углу клумбы, поддеревом, вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.

Желаем удачи! Пусть вам поможет дружба!

Ваши друзья — кот Матроскин и Шарик».

По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями.

Задание 1. Сделайте 20 шагов вправо, заверните за угол школы, пройдите вдоль стены, поверните направо. Здесь спрятан пакет. В нем план дальнейшего движения.

Задание 2. Справа от нашей школы дорожка к школе № 1. Пройдите по ней. У забора увидите большое дерево. Отсчитайте от него вправо 30 шагов и ищите коробку из-под конфет. В ней пакет.

Задание 3. Не удивляйтесь, что в пакете номер телефона библиотеки школы. Чтобы узнать свой дальний маршрут, нужно позвонить библиотекарю.

Задание 4. Его дает библиотекарь.

А) Молодцы! Вы не только правильно набрали номер телефона библиотеки, но и не забыли поздороваться, представились и вежливо объяснили свою просьбу. Быстро на детскую площадку во дворе на ул. Полярников, в домике для игр вы найдете следующий пакет.

Б) Ваш маршрут удлиняется, и все потому, что вы очень спешили и были недостаточно вежливы с человеком, который вас ждал на вахте. Вот ваше задание: идите к скамейке на игровой площадке в парке им. Бабушкина, встаньте к ней спиной, сделайте от этого места 15 шагов вперед, поверните налево, пройдите вдоль стены, на углу найдете пакет с новым заданием.

Задание 5. На мостике у речки в парке вас ждет шестиклассник Ваня. Кто быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет. Посмотрите, не отстал ли кто-либо из ребят на маршруте?

Задание 6. А сейчас быстрым шагом в восточную часть парка. Подумайте, как узнать, где находится восток. Посмотрите внимательно на деревья, траву, вспомните, в какие окошки школы утром заглядывает солнце. Примените свои знания, полученные на уроках по курсу «Окружающий мир».

Задание 7. Воспитатель читает: «Вот вы у цели! Молодцы! Внимательно осмотрите площадку. Найдите углубление, прикрытое листьями. Достаньте наш подарок. Кот Матроскин и Шарик». Дети находят пакет с набором карандашей, фломастеров, альбомов и сладостей.

Подведение итогов прогулки. Командиры сдают рапорт микрогрупп о прохождении маршрута, о причинах успеха и неудач на отдельных этапах.

Прогулка-развлечение дает возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например «Пустое место», «Достань кольцо».

Прогулка-фантазия предоставляет детям возможность:

Сделать зарисовку;

Изготовить поделку из природного материала;

Сплести венок, корзину;

Составить букет из листьев, цветов, веток;

Придумать сказку, стихотворение, рассказ.

Определяющая задача этого вида прогулок - вызвать у детей

эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой.

Во время прогулки дети делают зарисовки с натуры, представляя себя настоящими художниками, мастерят поделки из природного материала, составляют композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Если на игровой площадке есть песочница, дети могут мастерить из него крепости, замки. Весной, когда появляются лужи и бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики.

В конце прогулки для формирования регулятивных универсальных учебных действий объявляется конкурс на лучшее описание выполненной композиции, коллективно сочиняют сказки, организуют выставки осенних букетов, конкурсы на лучшие рисунок, поделку.

Темы прогулок-фантазий:

. «Осенний букет».

. «Осенний сон».

. «Есть в осени первоначальной.»

. «Оригинальный венок».

. «Удивительное — рядом».

. «Снежный зоопарк».

. «Сказки цветных камней».

. «Замки из песка».

. «Цветы на асфальте».

Прогулка-показ дает возможность формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, предположения. Для этого используются местные достопримечательности, различные предметы и объекты, редкие цветы, деревья, кустарники. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые дети должны будут найти ответ в процессе такой прогулки.

Прогулка-практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться, трудовые навыки детей.

Темы прогулок-практикумов:

. «Красный, желтый, зеленый».

. «Правила поведения в природе».

. «Ты играешь во дворе».

. «Скажите, как пройти».

. «Правила поведения в транспорте».

. «Культура поведения на улице».

Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте).

Во время прогулки воспитателем создается ситуация, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ детьми своих действий. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.

Спортивные игры во время прогулки

Во время прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты («Линейная эстафета с бегом», «Встречная эстафета», «Бег с ведением мяча», «Слалом с мячом»), прыгают со скакалками, катаются на санках, лыжах и коньках.

При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.

Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.

Характеристика внешних признаков утомления

Внешние признаки

Небольшое

Выраженное

Окраска кожи

Значительная

Бледность или синюшность

Потливость

Незначительная

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Страдальческое

Характер дыхания

Учащенное, ровное

Учащенное, периодически глубокие вдохи и выдохи

Резко учащенное, поверхностное и аритмичное

Координация движений,внимания

Четкое выполнение команд

Неуверенные движения, нечеткое выполнение команд

Дрожание конечностей, отставание при ходьбе от группы

Усталость, боль в мышцах, сердцебиение

Головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость

При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.

Если в составе группы окажутся ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожденные от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения, не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролером на этапах эстафет, счетчиком очков и др.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт, дают возможность почувствовать себя участником жизни. Он как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. О)! сам выстраивает для себя события дня.

Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся, формированию здорового и безопасного образа жизни.

Конспект прогулки для детей в группе продлённого дня в зимнее время года "Путешествие на Север"

Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать желание активно участвовать в подвижных играх. Задачи:
- развивать у детей физические качества: координацию движений, ловкость;
- пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о зиме и ее явлениях, вспомнить названия предметов одежды;
- развивать наблюдательность и любознательность;
- закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными (снег белый, холодный), с глаголами (дует ветер, падает снег);
- воспитывать любовь к природе.

Ход занятия

Перед прогулкой детям вручают конверт с письмом. Кто написал письмо, прочитайте. (Белые медведи). Что в письме? «Приезжайте к нам в гости». В конверте находится план прогулки и схема поиска сюрприза.
План прогулки:
1. Где живут белые медведи? (на севере) Найдите на карте. (На участке табличка «Север»).
2. Скажите, какая у нас погода?
3. Поиграйте с нами. Игра «Белые медведи»
4. Покатайтесь на санках.
5. Найдите сюрприз.
Дети вместе с воспитателем читают письмо, находят на карте, где живут белые медведи (на севере). Там, где живут белые медведи, всегда очень холодно. Нужно тепло одеться.
- Перед тем, как идти гулять, вспомним, какую одежду и в какой последовательности мы наденем?
(Дети подбирают картинки с изображением предметов одежды и таблички с названием, выкладывают в той последовательности, в какой будут надевать).
Дети одеваются и выходят на прогулку.
-На каком транспорте будем добираться? Полетели на самолёте! (Дети «летят» до места с табличкой «Север».
Наблюдение за состоянием погоды.
-Вот мы и добрались до места. Какая здесь погода? (Пасмурная, солнечная, холодная, дует ветер, падает снег – если дети затрудняются с ответом, воспитатель предлагает таблички).
В какую сторону дует ветер? (определяют с помощью султанчика). Посмотрите, как много снега. Какой снег? (холодный, белый).
Медведи предлагают поиграть с нами в игру «Белые медведи».
Подвижная игра «Белые медведи»
Ход игры: площадка отмечается линиями12 и 2 м. В стороне площадки ограничивают небольшое место – «льдину». По сигналу «Белые медведи вышли на охоту», дети, изображающие медведей, взявшись за руки, выбегают с льдины, начинают ловить медвежат. Догнав кого-либо, белые медведи стараются соединить свободные руки так, чтобы настигнутый игрок очутился между ними. Пойманного игрока белые медведи отводят на льдину, а сами идут опять на ловлю. Когда на льдине окажутся двое пойманных, они также берутся за руки и начинают ловить медвежат. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все медвежата. Игрок, пойманным последним, считается самым ловким и становится в следующий раз белым медведем, выбирая себе в пару любого.
Эстафета на санках.
-На севере так много снега, что приходиться передвигаться на санках. По сигналу воспитателя три игрока из каждой команды (один - в санях, другой - в упряжке, а третий - подталкивающий сани сзади) бегут до линии финиша и обратно. Затем тот, кто вез санки, становится в конец колонны, его сменяет тот, кто сидел, а тот, кто подталкивал сани, садится в нос. Для подталкивания саней сзади из строя выходит следующий игрок команды.
Побеждает команда, все игроки которой раньше соперника успели прокатиться на санках.
-Нам осталось найти сюрприз. Что у меня в руках? (карта) Это карта, по которой мы найдём сюрприз (план территории школы, где звёздочкой отмечено место сюрприза)
Дети с помощью карты находят сюрприз – новую настольную игру и возвращаются с прогулки.



Рекомендуем почитать

Наверх