Конспект внеклассного занятия «Осеннее дерево. Занятие по внеурочной деятельности "осенние зарисовки"

Окрашивание волос 15.03.2019
Окрашивание волос

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отгадай загадку Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает?

Как прекрасны краски осени!

Отгадай загадку Приходил, стучал по крыше Уходил, никто не слышал!

Отгадай загадку Весной зеленела, летом загорала, Осенью надела красные кораллы.

Отгадай загадку Сидит – зеленеет, Падает – желтеет, Лежит – чернеет.

Отгадай загадку И на горке, и под горкой, Под берёзкой и под ёлкой, Хороводами и в ряд, В шапках молодцы стоят.

Отгадай загадку Она под осень умирает, И вновь весною оживает, Коровам без нее беда, Она их главная еда!

Отгадай загадку Надо мною, над тобою, Пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез.

Отгадай загадку Он гудит, свистит и воет, За окном листочки гонит. Зонтик вырвет он из рук, И в трубе заплачет вдруг.

Узнай осенние деревья

Узнай дары осени

На грибной поляне подосиновик подберёзовик белый гриб лисички

маслята волнушки сыроежки опята

Сценка «Спор овощей»

Как животные готовятся к зиме Летом белка рыжая, а зимой серая.

Меняют цвет шубок

Меняют цвет шубок

Запасают корм на зиму Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна.

Впадают в спячку Есть такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он и залегает в спячку до весны.

Впадают в спячку Про ежа и медведя можно сказать, что они «кладовые ». Летом и осенью эти звери усиленно питаются и жиреют. Они расходуют жир зимой, как естественный запас питания.

Впадают в спячку Лягушки, жабы, змеи, ящерицы на зиму залегают в спячку. Некоторые лягушки зимуют на дне водоёмов. Дышат они при этом кожей.

Впадают в спячку К зиме барсук сильно жиреет, натаскивает в норку массу листьев и делает большой запас пищи. Летучие мыши для зимней спячки предпочитают чердаки, заброшенные здания. Они собираются сотнями и привешиваются друг к другу.

Не делают запасы на зиму Заяц, волк, лиса, выдра, лось, кабан не делают запасов на зиму. Они и так найдут себе корм.

Отлёт птиц Сначала улетают насекомоядные птицы (сентябрь- октябрь). Позже улетают зерноядные птицы, а затем болотные и водные. Одними из первых улетают стрижи. стриж

Перелёт птиц Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много пернатых во время перелётов погибает. Только самые сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв.

но ябрь сентябрь окт ябрь

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие «Осенняя пора! Очей очарованье!» в 1 классе

Разработала учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №17» Ярулина Н.В.

Чтение стихов учащимися с музыкальным сопровождением.

1 ученик:

А. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

2 ученик:

С. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем - совсем недолго

Ждать зимы седой осталось.

3 ученик:

А. Плещеев

Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

4 ученик:

Е. Благинина

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Слайды

Осенние загадки.

Слайд

Деревья осенью.

Слайд

Узнай осенние деревья.

Слайд

Узнай дары осени.

Слайды

На лесной поляне.

Слайды

Дары осени.

Слайд

Сценка «Спор овощей»

Урожай у всех хороший, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста.

Баклажаны синие, красный помидор,

Затевают длинный и веселый спор.

Кто из них, овощей, и вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Горошек: (весело)

Я такой хорошенький,

зелененький мальчишка,

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Свекла: (важно)

Дай сказать, хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свеклу надо для борща, и для винегрета.

Кушай сам и угощайся –

Лучше свеклы нету!

Капуста: (перебивая)

Ты уж свекла, помолчи!

Из капусты варят щи,

А какие вкусные, пироги капустные!

Зайчики плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток, кочерыжкой сладкой.

Огурец: (задорно)

Очень будете довольны,

съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик,

всем понравится, конечно!

Редиска: (скромно)

Я – румяная редиска,

поклонюсь вам низко-низко,

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь: (кокетливо)

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок,

и грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Помидор (строго):

Не болтай морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный,

Уж, конечно, сок томатный.

Витаминов много в нем,

Мы его охотно пьем!

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

И тогда, как верный друг,

К вам придет зеленый лук.

Лук:

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я – ваш друг,

Я – простой зеленый лук.

Картошка: (скромно)

Я, картошка, так скромна –

слово не сказала…

Но картошка так нужна

И большим и малым!

Баклажаны: (робко)

Баклажанная икра так вкусна, полезна…

Спор давно кончать пора!

Спорить бесполезно!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить,

все без исключенья,

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь.

Кто из вас вкуснее, кто из вас важнее!

Слайды

Как животные готовятся к зиме.

Слайд

Выходит Осень.

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний Вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной-

Осенние сады и парки?

Я пришла с тремя братьями - осенними месяцами. Узнайте их.

Выходят братцы - месяцы.

Сентябрь:

В году 12 месяцев, и три из них осенние. Я - первый.

Опустел наш школьный сад

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришёл?

Октябрь:

Я - месяц первых снегов, первых холодов.

Всё мрачней лицо природы,

Опустели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к вам явился?

Ноябрь:

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

Льдом сковало воды рек,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

Осень:

Между летом и зимой всё впадает в сон:

Засыпает зверобой, опадает клён.

Люди этот самый сон осенью зовут.

Да,

С ентябрь,

О ктябрь,

Н оябрь –

Настоящий сон:

В первых буквах этих слов

Зашифрован он.

Слайд

Осень поздравляет летних именинников.


Занятие рассчитано на закрепление знаний детей об осени, её приметах; развивает память, мышление, речь; способствует формированию коммуникативных умений; даёт возможность каждому ребёнку проявить свои артистические и творческие способности, а также даёт представление о правилах приёма гостей.

Предварительная работа:

1.Распределение детей в три команды: “Сентябрь”, “Октябрь”, “Ноябрь”.

2. Проведение конкурса чтецов. “Осенние строки”. Три победителя вышли в финал.

3.Домашнее задание: для участия в викторине подготовить:

  • команде “Сентябрь” – “Осенний кроссворд”,
  • команде “Октябрь” – конкурс “Приметы осени”,
  • команде “Ноябрь” – конкурс “Загадки об осени”.

Оборудование:

1. Оформление класса, выставка рисунков и поделок “Золотая осень”; празднично оформленный стол для “Кулинарного поединка”.

2. Пригласительные билеты для членов жюри и гостей. Эмблемы для команд. Протокол конкурсов для жюри.

3. Для конкурсов:

  • “Осенняя азбука” – карточки с буквами Л, Д, З, С, У, В, Г, П, К, Ф, О, Т, Н.
  • “Урожай”, “Деревья” – карточки с заданиями для каждого ребёнка.
  • “Кулинарный поединок” – ингредиенты для яблочного пирога, фруктового салата и молочного коктейля. Посуда для праздничной сервировки (скатерть, салфетки, столовые приборы, вазочки для фруктового салата, стаканы, трубочки для коктейля).

Ход занятия.

Занятие начинается с подготовки “сладкого стола”. Каждая команда готовит своё блюдо: яблочный пирог, молочный коктейль, фруктовый салат – и сервирует стол. Когда всё готово, переходим к викторине.

Класс украшен рисунками и поделками детей. Дети сидят за столами по командам. На столах листы бумаги и карандаши.

Учитель: Ребята, вы, конечно, знаете, какое сейчас время года? Правильно, осень. И в этот осенний день мы подводим итоги большой работы, начатой ещё в сентябре.

Мы с вами следили за изменениями в природе, всё запоминали, собирали природный материал, чтобы сделать вот такие чудные поделки, на основе своих наблюдений делали рисунки и готовились к викторине “Осенний калейдоскоп”.

Сегодня вы имеет возможность продемонстрировать свои знания и умения в командной борьбе.

1. Финал конкурса чтецов “Осенние строки”.

Дети читают стихи об осени. Критерии оценки: знание текста, выразительность чтения, передача настроения, создание художественного образа.

2. Конкурс “Приметы осени” представляет команда “Октябрь”.

Вы должны продолжить предложение:

а) Гром в сентябре – будет тёплая осень.

б) Кошка лезет к теплу, на печь – похолодание.

в) Воробьи осенью перелетают стайками с места на место – к предстоящим ветрам.

г) Если в сухую осень белые трясогузки появляются стаями – к наступлению ненастной дождливой погоды.

д) Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.

е) Если снег ляжет на сырую землю и не растает – то весной рано и дружно зацветут подснежники.

ё) Если снег выпадет на мёрзлую землю – можно ожидать хорошего урожая хлеба.

ж) Если в ноябре небо заплачет – то следом за дождём и зима придёт.

з) Если на реке лёд становится грудами – будут хлеба груды.

и) Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

к) Если лист ложится на землю лицом вниз – будет холодная зима.

л) Птицы на деревьях сидят, нахохлившись, – к холоду.

3. Своё домашнее задание “Осенний кроссворд” представляет команда “Сентябрь”.

Члены этой команды являются помощниками-консультантами для соперников.

4. Загадки об осени представляет команда "Ноябрь".

Висят на ветке
Золотые монетки. (Листья)

Маленький Егорка
Упал в озёрко.
Сам не потонул
И воды не всколыхнул. (Лист)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (Листопад)

Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Собрались все в стайки… (Птицы)

Молчит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг.
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это… (Дождь)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за всё в ответе!
Мёрзнет, мёрзнет человек,
Выпал первый белый… (Снег)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

Осень в лес пришла
Красный факел зажгла.
В пламени дрозды снуют
И, галдя, его клюют. (Грозди рябины)

В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт –
На зубок он попадёт. (Орех)

Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Коровам без неё беда,
Она их главная еда. (Трава)

Целое лето старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала. (Капуста)

5. “Осенняя азбука”.

Надо назвать осенние явления природы, предметы, понятия, начинающиеся на предложенную букву.

Л – листья, листопад, ледостав, лужи.
Д – дождь.
З – зонтик, заморозки.
С – слякоть, сырость, сапоги, сентябрь.
У – урожай, учёба.
В – ветер.
Г – грибы, грязь, гроза.
П – плащ, перчатки.
К – куртка.
Ф – фрукты.
О – овощи, осень, октябрь.
Т – тучи.
Н – ненастье, ноябрь.

6. Объясни, почему так называется месяц?

Каждая команда должна объяснить старинное название своего месяца.

Хмурень – сентябрь.
Грязень – октябрь.
Полузимник – ноябрь.

7. Аукцион овощей.

Каждая команда должна по очереди называть овощи. Выиграет тот, кто останется последним.

8. Пантомима.

Нужно по одному игроку от команды. Детям предлагается изобразить

  • грибника,
  • дождик,
  • листик.

9. “Урожай”

Ответы: Капуста, подсолнух, тыква, перец, морковь, томаты, свекла, лук, укроп.

10. “Деревья”

11. “Кулинарный поединок”

Все приглашаются на дегустацию яблочного пирога. фруктового салата и молочного коктейля. В конкурсе оцениваются:

12. Подведение итогов.

Рефлексия.

Оценка заданий.

Удачными оказались задания в конкурсах “Почему так называется месяц”. Дети выдвигали свои лингвистические версии, используя свой жизненный багаж.

Благодаря смене вида деятельности, очень оживил викторину конкурс “Пантомимы”.

Он создал непосредственную атмосферу игры и явился естественной разрядкой чувств и эмоций.

На этапе подготовки наиболее удачным и продуктивным был “Осенний кроссворд”, так как дети активно использовали личный опыт, учебник “Окружающий мир”, “Детскую энциклопедию”, Толковый словарь и другие источники. В ходе выполнения задания дети были вовлечены в разнообразные виды деятельности: поиск слов для кроссворда, моделирование сетки кроссворда, формулировка заданий для определения загаданных слов.

Влияние занятий на ребёнка.

Совместная работа по подготовке домашнего задания, участие каждого в изготовлении блюд для “Сладкого стола”, коллективное выполнение ряда заданий – позволили формировать опыт межличностных отношений, способствовали выявлению лидерских качеств у отдельных учащихся, дали возможность каждому ребёнку почувствовать ситуацию успеха, что способствовало созданию психологически комфортного микроклимата в детском коллективе и позволяет положительно оценить результативность проведённого мероприятия.

Подготовить к детскому празднику рисунок, песню, танец, стихотворение на осеннюю тему. Зал украшен осенними листьями, цветами, ягодами. Появляется ведущая в образе Осени.

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?

Правильно, ребята. А вы знаете, что происходит осенью? Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают. Еще это время сбора урожая. И начало учебного года. Для многих ребят этот учебный год первый: они первый раз пришли в школу и начали учиться. Но вы уже в третьем классе, уже многое знаете и поэтому сможете справиться со всеми моими заданиями. Перед началом соревнования хочу представить тех, кто будет оценивать ваше выступление, - наше жюри. Итак...

Осень представляет членов жюри. Затем раздает ребятам карточки: с изображением кленового и дубового листа.

Ребята, у всех вас есть карточки. На одних изображены кленовые , надругих -дубовые. А теперь разделимся

На команды: те ребята, у кого карточки с кленовыми листьями, станьте с правой стороны, а у кого дубовые - с левой.

Ребята разбиваются на две команды.

Теперь, когда вы разбились на команды, вам дается одна минута на то, чтобы придумать название своей команды и выбрать капитана. Время пошло!

Дети говорят название команды и представляют своего капитана.

Теперь у каждой команды есть название и капитан. Можно начинать наше соревнование. Но перед тем, как начать, хочу напомнить жюри, что во всех наших конкурсах выигравшая команда получает 1 балл. Итак, первый - конкурс загадок. (Осень по очереди задает командам загадки.)

1. Снесли птички

Синеньки яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мягонька,

Белок сладенький,

А желток костяной. (Слива)

2. Весной зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина)

3. Сама в земле - коса на улице. (Морковь)

4. Меня частенько просят, ждут, А только покажусь,

Так прятаться начнут. (Дождь)

5. Кругла, а не луна,

С хвостом, а не мышь. (Репа)

6. Посреди двора - золотая голова. (Подсолнух)

Жюри определяет победителя. Выигравшей команде Осень вручает «балл» в виде желудя, если выиграла команда, получившая карточки с дубовыми листьями, или в виде каштана, если выиграла другая команда. Итак в каждом конкурсе.

А сейчас следующий конкурс. Каждая команда получит слова, из которых нужно составить известную пословицу. Какая команда быстрее и правильнее составит пословицу - та и победит в этом конкурсе.

Осень раздает одной команде карточки со словами: осень, весна, цветами, красна, а, пирогами; другой - осенью, что, припасешь, весне, к, береги.

После решения жюри Осень вручает желудь или каштан выигравшей команде.

Вот вы какие умные! Молодцы! А теперь угадайте, что это за . Все они вам хорошо знакомы, вы встречаетесь с ними каждый день в школе и дома, когда делаете уроки. (Осень задает по очереди командам загадки.)

1. Черные птички на каждой страничке молчат, ожидают, когда их прочитают. (Буквы)

2. По черному белым пишут то и дело,

Потрут тряпицей - чиста страница. (Мелом на доске)

3. В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (Дневник)

4. Я - фигура непростая,

Точка подо мной большая.

Коль спросить что соберешься.

Без меня не обойдешься. (Знак вопроса)

5. Есть в трудной книжке

Хитроумные братишки -

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры)

6. Коль ему работу дашь,

Зря трудился карандаш. (Ластик)

Осень награждает победителей конкурса.

А теперь вам придется немного потрудиться, кое-что написать. Сейчас капитан выберет одного игрока, который будет писать то, что вы ему подскажете. Все готовы? Итак, задание: чья команда напишет больше названий школьных наук за время звучания песни, та и победила.

Подводятся итоги этого конкурса, Осень вручает победителям желудь или каштан.

Какие вы молодцы! Хорошо справились с заданием. Как вы знаете, осень - это время сбора урожая. Так давайте и мы соберем урожай. Сейчас капитаны команд выберут по одному человеку для участия в следующем конкурсе. Задача каждого участника - без помощи рук откусить яблоко, висящее на нитке. Кто первый откусит - тот и победил.

Команды соревнуются.

А сейчас новое задание. Поскольку у нас равное количество ребят в командах, я прошу вас выстроиться параллельно в две линии. Задача такова: нужно без помощи рук передать от первого участника последнему яблоко, зажав его подбородком. Чья команда справится быстрее, та и победила.

После решения жюри Осень вручает «баллы» выигравшей команде.

Ребята, представьте, что к вам пришли гости и вам нужно угостить их фруктами из вашего сада, но на улице идет дождь. Что же вы будете делать? Я прошу капитанов выбрать по пять человек из своей команды. (В центре комна-тыставят 2стула.)Теперьобъясняю задание. Обе команды выстраиваются в ряд, готовясь к эстафете. В руках участников, стоящих впереди, раскрытые зонты, с которыми они должны обежать вокруг стула, затем передать зонты следушим участникам эстафеты. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Команды соревнуются.

Молодцы, ребята! Видите, как можно весело собирать урожай. А теперь давайте посмотрим ваше домашнее задание. Многие подготовили сегодня рисунки, стихи, песни, танцы. И сейчас мы посмотрим, какие вы талантливые. А жюри выберет лучших в каждом жанре. Обратите внимание, что это задание вне конкурса. Победители получат сладкие призы.

Ребята декламируют стихи, исполняют песни, танцуют демонстрируют рисунки, Осень вручает победителям конфеты.

А теперь вернемся к нашим конкурсам. Мы уже убедились, что участники нашего праздника талантливые, многие отлично рисуют. А пробовали вы когда-нибудь составлять букеты? Сейчас вам будет предоставлена возможность попробовать себя в искусстве составления букета. Прошу капитанов выбрать двух участников из команды. (Участникам дается материм для составления букета и ваза.) Этот конкурс не на быстроту, а на качество, жюри выберет самый красивый букет, так что не торопитесь, старайтесь.

Когда букеты готовы, Осень подносит их жюри. Победителям вручают «баллы».

Как красиво стало у нас в зале! А давайте вспомним, как красиво бывает в лесу, в парке осенью. Ребята, кто живет в лесу?

Звери, птицы...

Правильно. А что осенью делают птицы?

Улетают в теплые края.

Все улетают?

А какие остаются?

Молодцы, все знаете о птицах. А теперь посмотрим, какая команда знает больше названий птиц. Для этого проведем аукцион птиц. Первой начинает команда... Ко мне подходит один из участников и называет птицу. Затем возвращается на место. И теперь птицу должен назвать участник другой команды. Победит та команда, участник которой последним назовет птицу.

Осень вручает «балл» победившей команде.

Вы, ребята, так много знаете птиц, знаете, что они делают осенью. А теперь скажите мне, что осенью делают звери?

Засыпают.

А какие звери делают себе на зиму запасы?

А что зайчики едят зимой? Дети:

Молодцы, всё знаете. А теперь давайте в танце изобразим животных. Я предлагаю капитанам выбрать по пять человек из команды для участия в этом конкурсе.

Во время звучания музыки Осень предлагает детям изобразить зайцев, медведей, волков, лисиц, страусов. Жюри подводит итоги конкурса. Осень вручает победителю» балл».

А теперь посмотрим, как команды смогут проявить себя в следующем конкурсе. Для этого приглашаю капитана и еще четырех игроков. Задача каждого капитана - показать участникам конкурса движения, которые те должны будут повторить. Команда, участники которой повторят движения более синхронно и красиво, - выиграла. Начинает команда...

Подводятся итоги конкурса, победителю присуждается балл.

А сейчас мы будем танцевать давно известный и всеми вами любимый танец - ламбаду. Первой танцует команда...

Команды танцуют по очереди.

Молодцы, ребята, дружно танцевали! Просто замечательные команды! А теперь предоставляем слово жюри.

Жюри подводит итоги и объявляет победившую команду. Осень вручает призы.

Как хорошо с вами! Команда..., не расстраивайтесь, что проиграли. Вы все молодцы! Не получилось сейчас, получится потом. Все вы доказали, что не боитесь трудностей, с легкостью преодолеваете препятствия. Мой вам наказ: берегите природу, не обижайте птиц и зверей, ведь они - ваши младшие братья! Гуляйте, любуйтесь красотой осени! И тогда природа вокруг вас станет вашим лучшим другом.

Осень берет поднос с фруктами и угощает детей, членов жюри.

Цель занятия: обобщить знания учащихся о характерных признаках осени в живой и неживой природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

Учитель. Давайте, ребята, вспомним начало сказки «Гуси- лебеди». Кто помнит эту сказку? Как она начинается? Нам нужно помочь девочке. Поспешим это сделать. Ведь гуси-лебеди унесут братца за темные леса. Для этого нам нужно ответить на вопрос: «Что происходит в неживой природе осенью?» (Ответы детей.) Ребята, пока мы с вами разговаривали, гуси-лебеди унесли братца в темный лес, к Бабе Яге. Мы сможем помочь сестрице возвратить братца, если ответим на вопрос: «Как повлияли изменения в неживой природе на мир растений?» (Похолодание, затяжные дожди, частые ветры осенью повлияли на растения. У них вначале изменилась окраска листьев, затем начался листопад, а травянистые растения завяли. У большинства растений опали плоды и семена.)

Молодцы, ребята, пока мы отвлекали Бабу Ягу, сестрица с братцем смогли убежать от нее. Но она послала в погоню своих верных друзей — лебедей. Они вот-вот настигнут беглецов. Впереди молочная река. Она укроет детей под кисельные берега, если вы правильно ответите на следующий вопрос: «Как повлияли изменения в неживой природе на мир животных?» (Осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, и к концу осени они совсем исчезли. Увядание растений, исчезновение насекомых, а в некоторых случаях замерзание водоемов влекут за собой отлеты перелетных птиц.)

Дети, вы ответили правильно. Спрятала речка детей под кисельные берега. Пролетели гуси-лебеди, а дети побежали дальше. Гуси-лебеди увидели их и воротились, летят навстречу. Вот-вот вырвут братца. Впереди стоит яблоня. Она укроет детей, если вы ответите на следующий вопрос: «Как готовятся медведь, белка, еж к зиме?» (Медведь накапливает жир, ест малину, ягоду и ложится в берлогу спать до весны. Белочка заготавливает орехи, грибы на зиму, еж также впадает на зиму в спячку.)

Правильно ответили, ребята. Яблоня заслонила ветвями, прикрыла детей листьями. Гуси-лебеди пролетели мимо, а дети опять принялись бежать. Вот и дом недалеко, но нет, не успеют они добежать. Гуси-лебеди уже заметили их, загоготали, налетели, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки: «Печка, печка, спрячь нас»! Печка спрячет их, если вы ответите на следующий вопрос: «У каких деревьев листья красные осенью?» (Клен, рябина, осина.) Печка спрятала детей. Гуси-лебеди полетали, полетали, покричали, покричали и ни с чем улетели.

Вот и закончилась эта сказка, а нам пришло время подвести итог нашему удивительному путешествию и ответить на следующие вопросы:

1. Что происходит с белочкой осенью? (Ответы детей.)

2. У какого дерева листва желтеет? (У березы)

3. Какие весенние цветы осенью второй раз цветут? (Одуванчики)

4. Куда осенью бабочки исчезают? (Многие бабочки осенью гибнут с первыми холодами. Зимуют только отложенные ими яйца. Некоторые бабочки забираются под кору, в щели построек и там зимуют.)

5. Почему на одной осине листья желтые, а на другой — красные? (Оказывается, вещество, при дающее красный цвет листьям, образуется в тех из них, что имеют больше сахара. То растение, которое запасло больше сахаристых веществ, и имеет красные листья, а которое меньше — желтые.)

Домашнее задание: выучить стихи об осени, написать рассказы «Осень золотая».

Юлия Трушкова
Конспект внеклассного занятия «Осеннее дерево»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Арьёвская средняя общеобразовательная школа» Уренского района Нижегородской обрасти

Конспект занятия

«Осеннее дерево »

Воспитатель : Трушкова Юлия Юрьевна

р. п. Арья

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Художественное творчество» («Аппликация» , «Музыка» , «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» .

Цель :

Систематизировать накопленные представления детей об осени . Закреплять умение узнавать знакомые деревья по их листьям . Вызвать интерес к созданию коллективной работы «Осеннее дерево » . Учить детей составлять коллективную композицию из вырезанных деталей (листьев) на основе объединяющего образа (ствол дерева ) .

Развивать умения : аккуратно вырезать по контуру, приклеивать деталь.

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик.

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Ход занятия

Звучит музыка, входит воспитатель и читает стихотворение

А. С. Пушкин (слайд 2)

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Беседа об осени

Ребята, какое время года изображено на картинах? (осень ) (слайд 3)

Стихотворение, которое вы сейчас слышали, называется «Уж небо осенью дышало » . Сочинил его поэт А. С. Пушкин.

А как вы догадались, что осень ?

Рассматривание картин

Что происходит осенью в природе , в жизни зверей, птиц, насекомых?

(слайд 4) Осенью листья на деревьях начинают менять свой цвет. Из зеленых они превращаются в красные, желтые, багряные. Посмотри какой разноцветный лес бывает осенью !

(слайд 5) Листья меняют свой цвет потому, что с наступлением осени солнышко светит все меньше, и им не хватает солнечного цвета, чтобы оставаться зелеными.

(слайд 6) Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки - на листьях и траве появляется иней :

(слайд 7)

(слайд8) Звери в лесу готовятся к зиме

(слайд 9) Многие звери меняют окрас своей шерсти : посмотри – этот зайчик летом был серый – в такой шубке ему легко было прятаться от лисиц и волков на фоне травки и деревьев . А к концу осени зайчик стал белым – для того, чтобы быть менее заметным на белом снегу зимой.

(слайд 10) Осенью звери стараются сделать побольше запасов еды на зиму. Ведь зимой добыть еду не так уж просто!

(слайд11)

Как изменилась жизнь людей?

(слайд12) Осенью созревают много овощей и фруктов

(слайд 13) Люди собирают урожай

(слайд 14) Осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом – в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги.

Скажите, какие приметы осени вы знаете ? (слайд 15, 16, 17, 18)

(слайд15) Примета – это явление, случай, который в народе считается предвестием чего-либо.

Какая погода бывает осенью ?

Назовите осенние месяцы отгадав загадки :

(слайд 19) Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(Сентябрь)

(слайд20) Всё мрачней лицо природы :

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

(слайд 21) Поле чёрно-белым стало :

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь)

(слайд 22) - Какая сейчас осень ранняя или поздняя ?

Воспитатель : Поздней осенью становится холодно . Солнце светит реже и почти не греет. Небе серое, хмурое, низкое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы на клумбах завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду, и обувь.

Какие же вы молодцы. Вы так много знаете про осень . Давайте вспомним стихотворения про осень .

Д/и «С какой ветки детка?» (слайд23, 24, 25, 26, 27)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько листьев намело. Давайте определим, с какого дерева прилетел каждый листок.

Дети берут листья, и определяют с каких они деревьев

Ребенок : Этот листик с березы (клен, рябина, дуб, каштан и т. д.)

Воспитатель : Значит он…

Ребенок : Березовый

Воспитатель : Молодцы, всех «деток» узнали. Давайте и мы превратимся в листики и немножко отдохнем.

Физкультминутка. Листочки (слайд 28)

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели (Кружатся)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам)

Воспитатель : Ребята, на улице холодно, дождливо, серо, совсем не осталось ярких цветов, и от этого у людей грустное настроение. Деревья стоят голые , печальные. Давайте украсим наше дерево разноцветными листочками, чтобы всем стало веселее.

Воспитатель : Листья мы будем вырезать из цветной бумаги. Бумага у нас разноцветная, сами выбирайте цвета, какие вам нравятся. На каждом квадрате нарисован контур листочка.

Мы будем работать ножницами, давайте вспомним правила обращения с ними.

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Обращайтесь с ножницами очень осторожно.

Резать кончиками - нельзя, серединкой – можно.

2. Если нужно инструмент передать другому.

То колечки от себя Ты спокойно поверни,

И, за кончики держась, Ножницы ему верни!

3. Когда выполнишь работу,

Тут же ножницы закрой,

Чтоб до острых краешков,

Не коснулся кто другой!

Правила работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Необходимо наносить клей ровным слоем на обе склеиваемые поверхности.

4. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза. После работы клей плотно закройте, уберите.

Воспитатель : Чтобы наша работа была красивой и аккуратной нужно размять руки.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья »

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем .

(«Шагают» пальчики по столу).

Воспитатель показывает, как нужно разрезать по контуру.

Показать как выполнить листочки

Работа детей, помощь воспитателя

Воспитатель : Покажите друг другу листочки, которые у вас получились. Молодцы. О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали? Сейчас мы с вами украсим наше дерево .

Звучит музыка П. И. Чайковский – Цикл Времена года «Октябрь. Осенняя песня » . Дети постепенно подходят к воспитателю и с его помощью приклеивают листочки на дерево .

Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какое красивое дерево ! Какое настроение у вас сейчас?

Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам за творчество.

Публикации по теме:

«Осеннее дерево». Конспект занятия по рисованию нетрадиционным методом (выдувание) в средней группы Конспект занятия по рисованию (нетрадиционный способ). Тема: «Осеннее дерево» Цель: научить детей рисовать дерево по средствам соломинки.

Конспект интегрированного занятия для младшей группы «Осеннее дерево» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт- Петербурга. Образовательные области: художественно -.

Конспект занятия по рисованию пальчиками в первой младшей группе «Осеннее дерево» Конспект занятия по рисованию пальчиками в I младшей группе «Осеннее дерево» Цель: - учить детей рисовать в технике "Рисование пальчиком".

УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект занятия по аппликации первая младшая.



Рекомендуем почитать

Наверх