Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие. Дикие животные зимой Игры на закрепление

Обувь 23.09.2019

МБОУ «Гимназия №6»

Дошкольное отделение №6 «Аленушка»

Открытая образовательная деятельность по развитию речи « Дикие животные зимой »

(средняя группа)

Подготовила воспитатель

Марьевская И.О.

г.Прохладный

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Дикие животные зимой»

Интеграция образовательных областей:

«Познание» - развивать интерес к окружающему миру, животным, природе.

«Социализация» - развивать навыки сотрудничества посредством игровой деятельности.

«Коммуникация» - совершенствовать речь детей как средство общения.

«Оздоровительная» (физкультминутка) – формировать умение выполнять движения, соответствующие тексту.

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных и их детенышах, повторение характерных признаков зимы, развитие речи и воображения.

Задачи:

    Повторить сведения о диких животных: их характерные особенности, что они делают зимой.

    Словарь: активизировать в речи детей существительные, обозначающие диких животных и их детенышей.

    Грамматика: совершенствовать навыки словообразования (образование названий детенышей животных) и словоизменения (правильное употребление формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных.

    Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков С, Ш, Ж - учить отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками.

    Связная речь: учить детей составлять короткие рассказы.

    Развивать слуховое внимание, память.

    Развивать умение согласовывать движения со словами.

Материалы: макет зимнего леса, картинки диких животных, снежок.

Дидактические игры : «Какое животное?», «У кого кто?», «Кто где живет?», «Закончи предложение.».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Ход занятия .

Приветствие.

Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли, повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей. (Дети хором приветствуют гостей)

Воспитатель. «Здравствуйте!» – ты скажешь человеку

«Здравствуй!» – улыбнется он в ответ

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Воспитатель:

Отгадайте-ка, ребятки,

О чем моя загадка?

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зимой.)

Воспитатель: Почему вы решили, что это бывает именно зимой?

(ответы детей)

Воспитатель: Конечно, зимой идет снег. Вот и к нам прилетела красивая снежинка. К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме.

Дети: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга...

Воспитатель: Когда выпал первый снег, все кругом очень изменилось: стало красивым, волшебным, сказочным. Закройте глазки и представьте все, о чем я буду рассказывать.

На улице все белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Огромные сугробы у дорог. Это так красиво!

Откройте глазки. Представили? Хотите попасть в такой красивый, волшебный зимний лес? На чем мы с вами отправимся в путешествие? (На машине, на автобусе…) А как же сугробы? Давайте пойдем пешком.

Логоритмическое упражнение:

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи скорей дорогу!

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: Какой красивый лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром.

Воспитатель: Какое это время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Значит лес какой?

Дети: Зимний.

Чистоговорка:

Ма-ма-ма- в лесу снежная зима (руки в стороны)

Ег-ег-ег- все засыпал белый снег (приседаем)

Но-но-но- в лесу очень холодно (грозим пальцем)

Ой-ой-ой- замерзает все зимой. (руками обхватываем себя)

Воспитатель: А еще в лесу зимой дует ветер. Слышите?

Дети: С-С-с-с

Воспитатель: От такого сильного ветра зашумели деревья. Как шумят деревья?

Дети: Ш-Ш-ш-ш

Тише: ч-ч-ч

Воспитатель: Вот какой ветер. Даже холодно стало.

ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ!

Я от холода...дрожу

ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО!

Снег прошел, вокруг...бело

Воспитатель: Ой ребята, смотрите костер. Прямо как в сказке. Здесь наверно сидели двенадцать месяцев. Давайте мы с вами присядем к костру и погреемся. (греем ручки, носик, ушки, ножки).

Ребята, что-то очень тихо в лесу. В нем что, никто не живет? Живет? А кто? (Дети перечисляют диких животных.) А как можно одним словом назвать этих животных? (Дикие.)

Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: Медведи и ежи зимой спят.

Шум кустов и скрип снега.

Воспитатель : Ой ребята, вы слышали. Что же это может быть? Давайте посмотрим. Смотрите под елкой какой-то сундук. Ну ка давайте его откроем. Тут лежит какое-то письмо. Давайте почитаем. (читаем письмо) Это письмо от лесного хозяина.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ : нужно отгадать загадки:

По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно . (заяц).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это... (белка).

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком . (волк).

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса).

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной (ёжик)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А что общего есть у всех зверят.

Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.

Воспитатель: А чем покрыто тело животных?

Дети: Тело животных покрыто шерстью.

Воспитатель: Молодцы. А вот и ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ - игра «Бывает не бывает» (правильное употребление формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных). Вставайте в кружок ловите снежок. Кому попадет он в руки, должен ответить, без чего не бывает животного?

Не бывает лисы без … хвоста.

Не бывает волка без … зубов.

Не бывает ежа без … иголок.

Не бывает зайца без … ушей.

Не бывает белки без … кисточек на ушках.

Воспитатель: Молодцы. Хорошо знаете диких зверей.

А теперь нам надо выполнить ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ: У всех животных есть свои детишки! А вы знаете кто у кого?(играем с закрытыми глазами)

Игра «У кого кто (выставляются карточки)

За мамой волчицей топали… Кто? (Волчата.)

За мамой ежихой катились… Кто? (Ежата.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакали… Кто? (Бельчата.)

За мамой зайчихой прыгали… Кто? (Зайчата.)

За мамой лисицей крались… Кто? (Лисята.)

Воспитатель: Молодцы. А вот лисичка предлагает нам поиграть. Хотите? Тогда вставайте в кружок.

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Воспитатель. Молодцы ребята. Теперь можно выполнить четвертое задание.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ: нужно рассказать, кто где живет.

Игра «Где кто живет?»

Дети:

Еж спит в норе.

Белка - в дупле.

Медведь зимой спит в берлоге.

Волк живет в логове.

Лиса живет в норе.

Воспитатель: Молодцы. А вот и ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ: нужно закончить предложение, называя противоположное по смыслу слово.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом …

У зайца хвост короткий, а уши …

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а лиса в …

Лиса хитрая, а заяц…

Заяц пушистый, а еж…

Воспитатель: Молодцы. Ну и последнее задание нам осталось выполнить.

ШЕСТО ЗАДАНИЕ - Дидактическая игра: «Какое животное»?

Ребята, вам надо составить рассказ об одном из животных.

Расскажите, пожалуйста, а какая лиса - хитрая, рыжая, пушистая

Какой волк - злой, голодный, хищный, серый

Какой заяц - длинноухий, ловкий, трусливый, зимой белый, а летом серый

Какой медведь - неуклюжий, бурый, большой, мохнатый.

Какой ежик - Маленький, колючий, может сворачиваться в комочек.

Воспитатель: Ну, вот, наконец - то мы выполнили все задания. Теперь Лесной хозяин знает, что мы не навредим лесным обитателям. И в следующий раз, когда нам захочется прогуляться по лесу – он не будет нам препятствовать в этом. Ну а сейчас нам пора возвращаться в детский садик. Но прежде чем вернуться нам надо с вами затушить костер. А как мы с вами это сделаем? (засыпим снегом или забросаем землей) Ну вот, теперь можно и возвращаться. А чтобы нам побыстрее вернуться, давайте превратимся в снежинок.

Вокруг себя повернись

И в снежинок превратись !

Логоритмическое упражнение:

Дует, дует ветерок

И летит, летит снежок.

Закружился, заблестел,

Над полянкой полетел.

Все снежинки закружились

И на землю опустились.

Дует, дует ветерок

И опять летит снежок.

Воспитатель: И куда же мы прилетели? (В детский сад.) А где мы с вами побывали? (В зимнем лесу.) Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

(Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.) А как люди должны вести себя в лесу?

(в лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять). Что вам больше всего понравилось в зимнем лесу? (Составление коротких рассказов о том, что больше всего понравилось в лесу.)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? (Да). И мне тоже. Вы все молодцы, вы меня очень порадовали своими ответами.

Конспект занятия по расширению кругозора детей «Дикие животные зимой»

Средняя группа

Цель:

Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.

Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные».

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы: картина зимнего леса, кукла «Незнайка», картинки и игрушки диких животных, снежинка.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц», Н. Сладков «Лиса и заяц».

Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Лиса и кувшин».

Дидактические игры : «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?».

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка» К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме.

Дети: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга...

Затем воспитатель просит детей вспомнить стихи о зиме.

Воспитатель : Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза (звучит музыка и воспитатель выставляет макет зимнего леса).

Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?

Дети : Мы попали в лес.

Воспитатель: Какое это время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Скажите, кто живет в этом лесу?

Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.

Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?

Дети : Дикие.

Воспитатель : Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети : Медведи и ежи зимой спят.

(Раздается стук в дверь, входит «Незнайка»).

Незнайка: Здравствуйте, ребята, я принес для вас загадки, помогите мне, пожалуйста, их разгадать:

По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (заяц).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это... (белка).

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк).

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса).

Незнайка : Молодцы, ребята, спасибо вам. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверят.

Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.

Незнайка: Я всё время забываю, чем покрыто тело животных?

Дети: Тело животных покрыто шерстью.

Незнайка : Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?

(Незнайка просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе).

Незнайка: У всех животных есть свои детишки! А вы знаете кто у кого?

Игра «У кого кто?»

Игра-разминка «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом),

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

Незнайка: Ребята, а правда что заяц живет в норе?

Дети : Нет. У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой в сугробе.

Игра «Где кто живет?»

Дети:

Лиса живет в норе.

Белка - в дупле.

Медведь зимой спит в берлоге.

Волк живет в логове.

Еж спит в норе.

Незнайка: Спасибо, ребята» А расскажите мне, пожалуйста, еще раз подробнее об этих животных, чтобы я ничего не забыл.

(Воспитатель выставляет на доске карточки с изображением диких животных).

Воспитатель: Ребята, а расскажите Незнайке кто это, как называется его детеныши, где живет это животное.

Дети по желанию, по одному подходят к доске, берут карточку с изображением животного и рассказывают всё, что знают о нем.

Например: Это медведь, у него медвежата, он зимой спит в берлоге. Медведь это дикое животное.

Незнайка: Большое спасибо, ребята! Я так много узнал. До свидания.

(Незнайка уходит).

Воспитатель: Вот и ушел наш Незнайка. Теперь он многое узнал и, наверно, будет меньше задавать вопросов. Вы порадовали Незнайку своими ответами, многое ему рассказали. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?

Дети: В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня порадовали своими ответами. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.


Цель: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи :

-Образовательные : закреплять обобщающее понятие «дикие животные» , учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.

-Развивающие : развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово) .

-Воспитательные : воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.

Оборудование и материалы : Картина «Поздняя осень» , картинки с изображением диких животных, их детёнышей, карточки-модели к играм “Кто, где живет? ”, картинки с силуэтами животных, корзинка.

Интеграция областей: познание, речевое развитие, коммуникативное развитие , физическое развитие.

Словарная работа: берлога, логово, дупло, нора.

Методы и приемы: Игровой, словесный, наглядный, практический.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся», В. Сутеев «Палочка-выручалочка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «В берлоге» и т. д.

  1. Загадки о животных.
  2. Рассматривание картин из серии «Дикие животные»
  3. Беседа «Где живет медведь? »
  4. Дидактические игры: «Кто с кем? », «Рассели животных правильно», «Чей силуэт? », «Экологическое лото» и т. д.
  5. Внесение макета «Времена года», «Обитатели леса»

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, подойдите ко мне. Послушайте стихотворение…

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиков

Воспитатель:- О чем стихотворение?

Дети : - Об осени.

Воспитатель: Осень бывает ранняя и поздняя. Сейчас к нам пришла поздняя осень. А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Пелагея подготовила стихотворение.

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

Воспитатель:- -Ребята, а давайте сходим в лес. Может быть встретим какое-нибудь животное.

Мы в листочки превратились и тихонько закружились, Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)

Воспитатель:- Вот мы и оказались в лесу.

Ребята, давайте вспомнить правила поведения в лесу.

Дети : не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.

А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, что это?

Дети : Это корзинка.

Воспитатель : Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда садитесь на пенечки поудобнее - спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.

В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята?

Дети : Белка (картинка белочки)

Воспитатель : Правда, белка. А где живет белка?

Дети : Белка живет на дереве, в дупле. (хором скажем «дупло» )

Воспитатель : Чем же занята белка осенью ?

Дети : Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди - зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.

Воспитатель : А вот еще одна загадка.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Дети : Медведь. (картинка медведя)

Воспитатель : Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?

Дети : В берлоге.

Воспитатель : Медведь готовится к зиме с лета , запасает жир, готовит себе уютную берлогу . Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель : А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

Дети : Ежик. (картинка ежа)

Воспитатель : А где он прячется?

Дети : В норе.

Воспитатель : Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Воспитатель : Но совсем по- другому готовятся к холодам звери , которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети : Заяц. (картинка зайца)

Воспитатель : А как же он готовится к зиме ?

Дети : Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета - она белая.

Воспитатель : А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети : Чтобы в снегу не было видно.

Воспитатель : У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей.

Физкультминутка :

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)

Воспитатель : А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

Дети : Лисы и волки.

Воспитатель : Это хищные звери. (хором повторили)

У лисы есть дом - нора (хором сказали «нора» , там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. (хором сказали «логово» )

Воспитатель : А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети : Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть

Воспитатель : -Ребята, мы все- таки испугали зверей и они разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?

Д/и “Кто где живет? ”

Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили. Дикие животные дома отдохнули и со своими детенышами решили прогуляться.

(Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей).

Как- то раз осенним днем

Звери все пошли гулять гурьбой

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

Детёныши решили в прятки поиграть и спрятались от своих родителей. Поможем диким животным найти своих деток?

(Раздаю листочки, изображающие детёнышей. Детям нужно раскрасить каждую картинку соответствующим цветом.)

Воспитатель : -Ну вот мы и помогли зверям найти своих детёнышей.

Воспитатель : -А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.

Листочки, листочки

В деток превратитесь

В детский сад вернитесь!

Воспитатель : -Подойдите все ко мне. У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)

Мяч красивый и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Воспитатель : Кого мы видели в лесу?

Дети : В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.

Воспитатель : Кто из животных спит зимой?

Дети : Зимой спят медведь, ежик.

Воспитатель : Где спит медведь?

Дети : Медведь спит в берлоге.

Воспитатель : Какие животные не делают себе запасов на зиму?

Дети : Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

Воспитатель : Какие животные являются врагами для зайца?

Дети : Волк и лиса

Воспитатель : Где живет белочка?

Дети : Белочка живет на дереве в дупле.

Воспитатель : О чем мы говорили на занятии?

Дети : Как дикие животные готовятся к зиме.

Воспитатель : Где живут животные?

Дети : В лесу.

Воспитатель : Ребята, а давайте еще раз вспомним,

почему нельзя ломать ветки и деревья, разжигать костер, оставлять мусор?

Воспитатель : -Сегодня на занятии все старались. Молодцы!

Задачи: расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой»; закреплять названия их семей, жилищ; совершенствовать грамматический строй речи; закреплять умение образовывать притяжательные прилагатель­ные от существительных; совершенствовать навык запоминания стихотворения с помощью мнемотехники; закреплять умение детей называть детенышей животных в единственном и множественном числе; развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику и координацию речи с движе­нием; закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов, формировать направленную воздушную струю.

Оборудование: снежки (массажные мячики); декорации «Зимнего леса»; елочки на каждого ребенка; компьютер с презентацией; карточки с изображением жилищ диких животных; диски с изображением медведя, лиса, зайца, волка; прищепки с картинками мам и детенышей животных; елка с шишками на верху, а внизу берлога мишки; мнемосхема; сорока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Встанем дружно мы в кружок

За руки возьмемся

А теперь, мои друзья,

Друг другу улыбнемся.

  1. Логопед загадывает загадку:

Снег идёт,под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята.

Снова к нам пришла... (Зима).

  1. Дидактическая игра «Какая зима?». Ребята, какая бывает зима?

Дети: холодная зима, белая зима, снежная зима, морозная зима, весёлая зима, чудесная зима.

Логопед: Молодцы. Что снежной холодной зимой делают лесные звери? (Ответы детей)

В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
И лесных зверей мы с вами
Обязательно найдем.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу.

Проложи другим дорогу.

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Шли мы, шли,

В зимний лес пришли.

Ой, ребята, что за чудо, вырос лес из ниоткуда.

Предлагаю елки взять

С ними дружно поиграть (Дыхательная гимнастика)

Елку прямо вы держите

Носом глубоко вдохните

Щеки вы не надувайте

Очень плавно выдыхайте

И еще раз повторяйте

Носом глубоко вдохните

Щеки вы не надувайте

Очень плавно выдыхайте

Вот так вьюга, посмотрите

А теперь, елочки аккуратно положите.

Приглашает погулять, чудеса вокруг искать.

  1. Дидактическая игра «Чей хвост?».

Посмотрите на экран.

Разбежались по полянке
Волки, лисоньки и зайки

Их по хвостику найдем

Дружно всех их назовем

Дети садятся

Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий). Послушайте правильно надо говорить лисий, волчий, заячий, беличий. Скажите полным ответом: Я вижу лисий хвост.

Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).

А где волк? (Волк спрятался за деревом).

Где находится белка? (Белка сидит на дереве).

Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).

Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся. Посмотрите на них.

У зайца хвост короткий, а уши …

Заяц пушистый, а ёжик …

У белки большой хвост, а у зайца …

Лиса рыжая, а волк …

  1. Зрительная гимнастика.

Посмотрите, вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

Посмотрите снизу вверх.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Посмотрите слева направо.

Есть на елке даже шишки,

Посмотрите вверх.

А внизу – берлога мишки.

Посмотрите вниз.

Зиму спит там косолапый

Закройте глаза

И сосет в берлоге лапу.

Поморгайте быстро, быстро

  1. Развитие мелкой моторики.

Ах, как стало хорошо

Вдруг пушистый снег пошел

И ребята очень рады

Поиграть в снежки им надо.

Я снежок в руках катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем снежок прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Снежок летает между рук!

Ты снежок скорей лови

И в корзину убери.

  1. Дидактическая игра «Чья семья?»

А вы знаете что

В любой семье на свете

Есть взрослые и дети

У людей – ребята,

А у зверей – зверята

Всю семью мы соберем

Правильно всех назовем.

За столы вы проходите и на карточку смотрите.

Перед вами лежит карточка с изображением пап диких животных. Вам необходимо найти мам и детенышей. Собрать всю семью вместе.

Максим, назови заячью семью. (Папа-заяц, мама - зайчиха, детеныш - зайчонок, два - зайчонка.) Чья это семья? (Заячья.)

Наташа, назови лисью семью. (Папа-лис, мама - лиса, детеныш - лисёнок, один лисенок.) А это чья семья? (Лисья.)

Ульяна, назови волчью семью. (Папа-волк, мама - волчица, детеныш - волчонок, три волчонка). Чья это семья? (Волчья.)

Ребята, чью семью мы не встретим зимой в лесу? (Медвежью.)

А еще, какое дикое животное спит зимой? (Ежик).

Логопед: Молодцы, все семьи отгадали.

Маму, папу и детенышей правильно назвали.

8. Ах, какой в лесу мороз!

Ну-ка, все потрите нос!

Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши,

Грозят правым указательным

пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

Указательным и большим

пальцами держатся за мочки

ушей и вращают их вперёд,

затем назад.

По коленкам постучали,

Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали,

Руки скрестить на уровне груди,

хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали!

Топают нога

  1. Дидактическая игра «Кто, где живет?».

Ой, ребята, посмотрите

Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают – как, куда?
Помогите, детвора!

Логопед: Подойдите к столам. Рассмотрите карточку. В лотке находятся изображения диких животных. Помогите диким животным найти свой дом.

А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)

Где спряталась белка? (Белка спряталась в дупле.)

А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)

Бегал зайка целый день,

Сделать дом ему не лень.

Да боится, что в домишко

Заберется лапой мишка,

Серый волк или лиса,-

Лучше бегать по лесам.

Дом у зайца под кустом,

Жить удобно в доме том.

(В.И. Мирясова)

Логопед: Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.

10. Залетает сорока.

Посмотрите. К нам в гости пожаловала

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Сорока: Всех за день навещу,

Все, что знаю, растрещу.

Вот нашла в лесу письмо

И про все всем рассказать.

Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целое стихотворение.

Если правильно картинку назвать,

Заучивание стихотворения с помощью мнемосхемы.

Дикие животные водятся в лесу,

Здесь увидеть можно волка и лису,

Зайца и медведя, белку и ежа,

Прячет всех надежно

Лесная тишина.

Сорока: Вы такие молодцы.

Письмо прочитали

Все рассказали

По лесу я полечу

Всем животным стихотворение расскажу.

11. Итог занятия.

Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют.
Строят прочное жилище.
Место сбора сами ищут.
По своим живут законам.
Их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным,
Их повсюду охранять.

Вы сначала улыбнитесь и немного покружитесь.

А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!

Оглянитесь все назад:

Вы попали в детский сад!

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

Дикие животные зимой

Кукуева Леонида Леонидовна,
Чебан Варвара Степановна, воспитатели
ГБДОУ детский сад №28 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Вступление

Образовательная деятельность в средней группе осуществляется по образовательной программедошкольного образования ГБДОУ № 28 Петродворцового р-на.

Направленность группы - общеразвивающая

Состав группы - 30 человек: девочек - 17, мальчиков - 13.

НОД по речевому развитию в средней группе «Дикие животные зимой» проводится в рамках темы недели «Дикие и домашние животные, птицы».

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие.

Технологии:

Коммуникативные

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие

Планируемый результат: развитие речи детей по теме «Дикие животные зимой».

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Дикие животные зимой»

Цель: расширение представления детей о диких животных.

Задачи:

образовательные:

1. углубить знания детей об особенностях внешнего вида и образа жизни диких животных;

2. расширять представления детей о среде обитания диких животных;

развивающие:

1. развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарь признаков по теме «Дикие животные»;

2. развивать коммуникативные навыки;

3. развивать память, любознательность;

воспитательные:

1. прививать любовь и бережное отношение к природе, нравственные ценности;

2. воспитыватьумение работать в группе.

Материалы: презентация «Дикие животные», картинки и игрушки диких животных, снежинка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Чтение рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц» и сказок «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр. Л. Толстого, «Лиса и кувшин».

Дидактические игры: «Когда это бывает? », «Чей это домик? », «Кто чем питается?».

Оборудование и материалы для педагога: компьютер, проектор, экран, презентация «Дикие животные», снежинка, раскраски диких животных.

Оборудование и материалы для детей: На фланелеграфе прикреплены дикие животные: лиса, медведь, заяц, белка, волк, лось…, на отдельном столе лежат фигурки детенышей животных для фланелеграфа (по числу детей);Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 4-5 лет. (Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию - Санкт-Петербург, 2010).

НОД

(Слайды 1-4) На видном месте лежит красивая снежинка. Дети входят в группу, кто-то замечает снежинку: «Какая красивая снежинка!»

Воспитатель: как вы думаете, как попала снежинка сюда? Откуда она могла прилететь? (из улицы, из леса, парка…)

Дети, а давайте поиграем с этой снежинкой (садимся в кружок на ковре). К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о снежинке, о зиме.

Дети: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга…

Воспитатель: вспомните, пожалуйста, стихи о зиме.

Воспитатель: Как хорошо зимой в лесу! Слайды 1-4). Все покрыто снегом, словно пушистым ковром. Тихо-тихо. Смотрите, там чьи-то следы. Кто же живет в этом лесу?

Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.

Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: Медведи и ежи зимой спят.

(Раздается стук в дверь, входит «Незнайка»).

Незнайка: Здрррав-ствуй-те, ребята.

Дети: Здравствуй, Незнайка. Проходи, пожалуйста.

Дети (при необходимости воспитатель): Ты замерз, Незнайка?

Незнайка: Очень.

Воспитатель: Почему замерз Незнайка? (холодно, зима, мороз)

Воспитатель: А как мы можем согреть его? (предлагаем теплую одежду, теплый чай…)

Незнайка: Я был в лесу, нашел эти снежинки. Здесь что-то написано, но я никак не разберу. Вы мне поможете?

Дети: Поможем, конечно. Но мы еще не умеем читать.

Дети обращаются к воспитателю за помощью: Прочитай те нам, пожалуйста.

Воспитатель: Да это же загадки!

По снегу бежит, петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно (заяц).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это (белка).

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком (волк).

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет (лиса).

Незнайка: Молодцы, ребята, спасибо вам. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверят.

Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.

Незнайка: Я всё время забываю, чем покрыто тело животных?

Дети: Тело животных покрыто шерстью.

«У кого кто? »

Незнайка: У животных есть свои детишки? А вы знаете кто у кого?

Воспитатель: Ребята, покажем Незнайке детенышей животных? (фигурки животных на фланелеграфе, детеныши - на столе) Предлагаю каждому взять по детенышу животного, по очереди назвать его и отнести к маме.

Незнайка: Я все понял, спасибо. А если деток много? А кого больше, лисят или медвежат? Почему вы так решили? (дети считают)

Игра-разминка «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом,

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая,

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках,

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед,

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку,

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

«Где кто живет?»

Дети: Лиса живет в норе.

Незнайка: А что значит в норе, не представляю.

Воспитатель: Что же делать, ребята, как помочь Незнайке? Может лисью нору на картинке показать? Есть у нас в группе такая картинка?

Дети находят в развивающей среде в разных местах иллюстрации с изображением лисьей норы, показывают Незнайке.

Дети: Белка - в дупле.

Незнайка: И дупло никогда не видел.

Воспитатель: Покажем дупло? (Дети показывают).

Дети: Медведь зимой спит в берлоге. Вот, смотри, Незнайка.

Дети: Волк живет в логове. Вот логово.

Дети: А еж спит в норе.

Незнайка: Спасибо, ребята, я понял: белка живет в норе!

Дети: Незнайка, у белки дупло.

Незнайка: Да-да. Я перепутал, это медведь в норе!

Дети: Да нет же, медведь зимой спит в берлоге.

Незнайка: Да-да, я вспомнил! Большое спасибо, ребята! Я так много узнал сегодня! На прощание дарю вот эти раскраски. До свидания.

(Незнайка уходит).

Воспитатель: Вот и ушел наш Незнайка. Теперь он многое знает и, наверно, будет меньше задавать вопросов. Вы порадовали Незнайку своими ответами. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?

Дети: В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.

Воспитатель: скажите, пожалуйста, вы бывали в лесу? Что там делали? А куда девали остатки еды? (выслушиваются разные ответы, делаются выводы: в лесу после себя надо все убрать). Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня порадовали своими ответами. Пора приняться за раскраски, подаренные Незнайкой.

Использованная литература.

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - Санкт-Петербург, 2001.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию: Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 4-5 лет. - Санкт-Петербург, 2010.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: средняя группа. - М. 2015



Рекомендуем почитать

Наверх