Конспект занятия в средней группе "Красота вокруг нас!". Конспект занятия на тему: «Природа» в средней группе Игра-приветствие «Наши умные головки»

Мода 06.07.2019
Мода

Тема: «Природа нашего города».

1. уточнить представления детей о том, что такое природа;

2. расширять знания о лесе: березовая роща, сосновый бор, ельник, смешанный лес;

3. закрепить понятия лиственный, хвойный;

4. воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.

Материал: Чтение стихотворения Никитина «Лес». Репродукции картин И. Левитана «Березовая роща». И. Шишкина «Корабельная роща». Александрова «Зимняя сказка». Игрушка-самоделка из природного материала «Лесовичок».

Ход занятия.

Дети как вы думаете, что такое природа? (ответы, рассуждение детей) .

И не только это. Дело в том, что человек – это тоже часть природы. Только в отличии от рыб, птиц, зверей, растений, человек обладает умением думать, решать, самому выбирать, каким ему быть – добрым или злым, ленивым или трудолюбивым, совершать хорошие поступки или дурные. От того, что он выберет, зависит, каким он будет.

Как вы понимаете слова «охранять природу»? (ответы детей) .

Слова «охранять природу» означают беречь все, что окружает нас, в том числе и человека: папу, маму, бабушку, дедушку, товарищей в группе, воспитателей, пожилых людей – вообще всех. На улице никого нельзя обижать, всем надо помогать.

Природа нашего города необычайно красива. Сегодня мы поговорим о русском лесе, о его тайнах. Вот одна из таких тайн. Рассмотрите внимательно эти картины (сосновый бор, березовая роща). На всех лес, наш русский лес, но очень разный.

В чем вы видите различия? (Ответы, рассуждения детей) .

Вместе с воспитателем делают вывод: Лес, где растут только березы - березовая роща, березняк; где растут сосны - сосновый бор; там где растут ели – ельник.

Дети, бывает лес, в котором растут и березы, и ели, и сосны, и рябины, и осины – все деревья перемешаны? А как вы думаете, как называют такой лес? Такой лес называют смешанным. Вот, оказывается, какой необычный наш русский лес!

У леса много тайн и секретов. Словно волшебник, он все время меняется. Зимой он какой? Весной, летом, осенью? (Ответы детей). В разную погоду он тоже разный. В тихий, безветренный день лес поражает своей глубокой тишиной, в бурю – пугает воем ветра, треском сучьев, в мороз завораживает своей белоснежной, хрустальной красотой, а солнечный день – блеском золота и серебра. (Беседа сопровождается показом иллюстраций: лес в разное время года) .

Не случайно о лесе писали стихи многие поэты. И как раз о том, как лес меняется, написал удивительное стихотворение поэт И. Никитин. «Лес», «Шуми, шуми, зеленый лес… ».

А ведь мы с вами тоже волшебники, тоже умеем «превращаться».

Игра «Лесные превращения».

Да, это говорит Лесовичок! (Поделка детей из природного материала) .

Послушаем его: вот у меня две ветки деревьев. Чем они отличаются друг от друга? (ветка лиственного и хвойного дерева – ответы детей) .

В ходе беседы делается вывод: деревья с иголками – хвойные, деревья с листьями – лиственные.

Еще одна тайна! Какой лес и зимой, и летом – одним цветом? (ельник, сосновый бор) .

Спасибо тебе, Лесовичок, за помощь!

Игра «С какой ветки эти детки».

Вот, дети, сколько лесных тайн мы узнали! Давайте их вспомним.

1-я тайна: разные виды леса – березовая роща, сосновый бор, ельник;

2-я тайна: лес меняется в разное время года и в разную погоду;

3-я тайна: лес бывает лиственный, а бывает – хвойный;

4-я тайна: хвойные деревья вечнозеленые.

Конечно, это не все тайны леса. Их еще очень много. О них мы поговорим в другой раз.

Рисование картины «Лес».

Цель: воспитание у детей бережного отношения к природе, интереса к жизни леса, умению вести себя в лесу.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам из леса пришло смс-сообщение. Давайте его прочитаем: в лесу появился нарушитель тишины, возмутитель спокойствия рек и озер, разоритель птичьих гнезд – ХУЛИГАН. Помогите, помогите.

Воспитатель: Что же будем делать? (ответы детей). Я думаю нам нужно отправиться в лес на помощь природе. А на чем мы можем туда отправиться? (ответы детей). Но прежде чем мы с вами отправимся в лес на машине, давайте вспомним некоторые правила:

— по какой части дороги должен ходить пешеход? (тротуар)

— на какой знак светофора можно переходить улицу? (зеленый)

— как называют людей, переходящих дорогу? (пешеходы)

— назовите животное, которым обозначают участок дороги? (зебра)

Воспитатель: Молодцы, а теперь занимаем места в машине. Поехали. (звучит фонограмма)

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Ребята вы заметили, как здесь тихо, грустно, невесело, птицы не поют, деревья не шумят. Не зря нас позвали на помощь. (на поляне лежит куча мусора).

Воспитатель: Ребята, помните в смс-сообщении было написано про хулигана, наверное, это он намусорил. Давайте очистим лес от этого мусора. А что для этого нужно сделать? (ребята собирают мусор в пакет, чтобы отнести в мусорный бак)

(Входит хулиган с рогаткой в руках)

Хулиган: Я не понял, почему так чисто стало в лесу? (ответы детей).

Воспитатель: Хулиган, ты знаешь, что лес – это дом многих животных и птиц. А в чужом доме неприлично мусорить и громко кричать.

Хулиган: Ну ладно, понял. Мусор – это ерунда, я вот сегодня собрал грибы, и собираюсь их съесть.

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, какие он грибы собрал (дети разглядывают грибы и обнаруживают среди них мухомор)

Хулиган: Такой красивый гриб этот мухомор, я первым его съем (дети отбирают мухомор у хулигана).

Хулиган: А почему его нельзя есть? А кому можно? (ответы детей). Ребята, а какие грибы вы знайте?

Физкультминутка:

1. Все мы по лесу шагаем

Руки выше поднимаем,

Ноги ставим широко,

И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладем,

Перед нами водоем,

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

4. Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда,

Тихо птенчика берем,

И в гнездо его кладем.

Хулиган: Ребята у меня для вас есть сюрприз (достает из рюкзака черный ящик). Послушайте загадку: в этом ящике спрятан предмет и вы должны отгадать, что там лежит. Это предмет, который поможет вам в лесу, но с другой стороны этот предмет может стать причиной большой беды.

Это тесный, тесный дом

Сто сестричек жмется в нем

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер

Не шути с сестричками,

Тоненькими….. спичками.

Хулиган: Как могут помочь спички в лесу? А какой вред может нанести огонь в лесу? (ответы детей, после чего звучит музыка леса, пение птиц).

Воспитатель: Ребята, значит, мы с вами все правильно сделали?

Хулиган: Спасибо вам ребята, я вам даю честное слово, что не буде больше хулиганить, буду беречь лес.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? Как мы помогли лесу? Что нельзя делать в лесу?(ответы детей). Ну что, нам пора возвращаться в детский сад, занимаем места в машине, поехали! (звучит фонограмма).

Задачи: формировать у детей представления о функциях органов чувств человека (кожи) в познании окружающего мира, значении рук для человека (ощущают свойства предметов, выполняют разнообразную деятельность, творят), гигиене кожи рук и элементарных правилах сохранения их здорового состояния; развивать познавательные процессы, активизировать творчество в изобразительной деятельности путём использования нестандартных способов изображения; воспитывать потребность в соблюдении правил гигиены и безопасного поведения, способствующих сохранению здоровья кожи рук.

Материал: мольберт; пиктограммы, изображающие функции рук; мешочки с предметами по количеству детей, демонстрационный и раздаточные наборы карточек из пособия А.А. Петрикевич «Весёлые игры по ознакомлению с природой» (Серия «Умней-ка»); раздаточные наборы карточек на тему «Руки надо защищать»; аудиозапись спокойной музыки; грим-карандаши, краски для рисования пальцами, шаблоны ладошек из цветной бумаги, воздушные шары, наполненные гелием.

Предварительная работа: декоративное рисование птиц, осьминогов, бабочек на силуэтах ладошек из бумаги, изготовление из них гирлянды.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель (В.).

В круг, ребята, становись,

Крепко за руки берись,

Повернись, поклонись

И друг другу улыбнись.

Ребята, обратите внимание на мольберт. На нём расположены круги - знаки. На самом большом из них изображены руки, потому что тема сегодняшнего занятия «Наши помощники - руки». Мы видим, что только один из знаков развёрнут к нам изображением. Он обозначает то, что мы уже знаем о своих руках, остальные - это то, что нам предстоит сейчас узнать. К концу нашего занятия мы откроем все знаки, и тогда думаю, вы с лёгкостью сможете ответить, почему мы называем руки нашими помощниками. Первый знак говорит о том, что руки умеют действовать с разными предметами. Что же они умеют делать? (Ответов детей.)

Ещё наши замечательные руки умеют разговаривать. (Воспитатель переворачивает изображение вверх следующий знак на мольберте. ) Сейчас я скажу вам что-то с помощью рук, а вы постараетесь меня понять. (Изображает жестами «привет», «о ’кей», «нельзя», «добро пожаловать», «я дарю тебе любовь» . ). Давайте подарим любовь друг другу. (Дети повторяют движение: руки раскрываются от сердца . )

Откроем следующий знак. Он обозначает, что с помощью рук мы чувствуем свойства предметов. Предлагаю вам в этом убедиться.

Дети рассаживаются за столы, перед каждым из них и у педагога лежат мешочки с предметом внутри.

Игра «Чудесный мешочек».

В. Нам нужно узнать, что внутри мешочка. Для этого необходимо опустить в него руку, ощупать предмет, назвать и только потом достать. Сначала скажем волшебные слова:

«Раз-два, раз-два,

Потрудись, моя рука.

Что в мешочке, ты скажи,

А потом уж покажи»

Дети выполняют действия в соответствии с правилами.

По окончании игры воспитатель задаёт вопросы:

Как тебе удалось узнать, что в мешочке? Что ты делал, чтобы почувствовать предмет? С помощью чего ты выполнил задание? (Ответы детей.) Оказывается, руки многое знают о различных предметах. И эти знания помогут вам выполнить следующее задание.

«Холодное — горячее»

Дети садятся за другие столы, на которых разложены индивидуальные карточки из пособия А.А. Петрикевич «Весёлые игры по ознакомлению с природой» (серия «Умней-ка»), демонстрационные - на мольберте.

В. Необходимо выбрать из набора карточек только те, на которых изображены «холодные» и «горячие» предметы, и расположить их под карточкой с изображениями солнца или снежинки.

По окончании педагог задаёт вопросы, обращаясь к детям индивидуально:

Почему ты выбрал карточку с изображением костра и снеговика? Что на карточке «холодное», а что «горячее»: мороженое или чайник? Почему ты не выбрал карточку с изображением яблока и ореха? И др.

Воспитатель на демонстрационном материале выполняет задание.

В. Наши руки справились с заданием, они хорошо поработали, и, думаю, заслужили похвалу.

Дети встают из-за столов, становятся в круг и вместе с воспитателем говорят слова, сопровождая их движениями :

Мои руки добрые, нежные, крепкие, сильные.

(Поглаживание ладоней.)

Мои руки умеют трудиться,

(Сжимание-разжимание кулачков.)

Мои руки умеют заботиться,

Умеют утешать, помогать.

(Поглаживают по голове)

Я буду их беречь и защищать.

(Прижимание скрещенных рук на груди.)

От чего же надо беречь наши руки? Давайте об этом поговорим.

Дети присаживаются на ковёр, перед разложенными заранее наборами карточек, изображающими, опасные для рук предметы (утюг, иголка и ножницы), правила гигиены и защиты рук от холода.

Беседа с детьми с опорой на наглядный материал.

В. О чём напоминает карточка, на которой изображены кран и мыло? Почему нужно мыть руки? Когда это необходимо делать? О чём предупреждает знак с изображением утюга? Как нужно обращаться с иголкой и ножницами? Какое правило изображено на знаке со снежинкой и варежкой? Ребята, когда мы случайно раним руки, какие это вызывает ощущения? (Ответы детей.) Так давайте будем беречь их.

Дети встают у мольберта, воспитатель переворачивает очередной знак.

В. Итак, мы уже знаем, как заботиться о руках. Ребята, остался последний знак, который нужно перевернуть (Переворачивает его изображением вверх ). Он говорит о том, что наши руки умеют делать, и о том, что нас радует. Сейчас вы сможете порисовать на ладошках или с помощью пальцев.

Дети делятся на две группы (используется цветовое обозначение), рисуют под музыкальное сопровождение: 1-я группа рисует на собственной ладошке, используя грим-карандаш, 2-я - на шаблоне ладошки из цветной бумаги красками, закончив, представляют результаты деятельности. Затем собираются у мольберта с карточками-знаками, отображающими содержание занятия.

В. Мы с вами открыли все знаки. Посмотрите на них и скажите, почему же мы называем наши руки помощниками? (Ответы детей. ) Ещё с помощью наших рук мы можем делать прекраснее всё вокруг. Мы украсили группу гирляндой из бумажных птиц, бабочек и осьминожек. Предлагаю вам украсить и нашу раздевальную комнату шарами с бумажными птицами, чтобы порадовать всех, кто приходит к нам в гости.

Воспитатель раздаёт детям шарики, они выпускают их все вместе в раздевальной комнате со словами: «Раз, два, три - шарик отпусти», любуются зрелищем.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕБЕНОК И ПРИРОДА»

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Зимующие птицы»

Программное содержание:

формировать представления о зимующих птицах, особенностях питания зимующих птиц;

закрепить представления об отличительных признаках воробья, синицы, снегиря, вороны; закреплять представление о перелетных птицах;

развивать память, внимание, мышление, связную речь;

воспитывать бережное отношение к птицам, познавательный интерес к окружающему миру.

Используемые материалы: кукла Доктор Природа, карточки-снежинки с заданиями, шкатулка с кормом для птиц: рябиной, семечками, салом, кусочками яблока, предметные модели летнего и зимнего деревьев, плоскостные фигурки перелетных птиц: аиста, скворца, ласточки, плоскостные фигурки зимующих птиц: воробья, вороны, снегиря, синицы, схемы - модели эколого-систематической группы птицы, ранее усвоенные детьми; демонстрационные и индивидуальные схемы-модели любимого лакомства птиц, предметные демонстрационные картинки воробья, вороны, синицы, снегиря.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций воробья, вороны, снегиря, синицы, сравнение внешнего вида птиц, составление описательного рассказа о птице с использованием схем-моделей на занятии по развитию общения и речи разучивание загадок о воробье, вороне, снегире, синице.

Организационный момент

Дети с воспитателем заходят в группу. В группе сидит на сугробе доктор Природа, в руках держит снежинки с заданиями.

Ход занятия

1. Вводная часть

В.: Какие изменения вы заметили в группе?

Д.: Доктор Природа в руках держит снежинки.

В.: Доктор Природа, приготовил нам интересные задания и сюрприз.

2. Основная часть

1 задание «Зимняя загадка»

В.: Вам необходимо отгадать загадку.

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

В.: Почувствовали приход зимы и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как назвать одним словом таких птиц?

Д.: Перелётные.

В.: Каких перелетных птиц вы знаете?

Д.: перечисляют названия знакомых перелетных птиц.

2 задание. Игра «Кто, где зимует»

(на столе лежат фигурки перелётных и зимующих птиц)

В.: Доктор Природа предлагает выполнить нам второе задание.

Выберите и поместите на зеленое дерево перелетных птиц.

(Дети под музыку выбирают фигурки перелетных птиц из предложенных, размещают их на зеленом дереве).

В.: Назовите птиц, которые остались на столе?

Д.: Перечисляют оставшихся птиц (ворона, синица, воробей, снегирь)

В.: Эти птицы никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Кто знает, как называются эти птицы?

Д: Ответы детей.

В: Таких птиц называют – зимующие.

В.: Доктор Природа предлагает вам зимующих птиц посадить на белое дерево, но не всех сразу, а по очереди. Послушайте загадку про первую птицу:

1-й ребенок:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

Д.: Эта птица - воробей.

В: Выберите картинки с изображением воробьёв и разместите их на зимнем дереве

Д: (дети размещают воробьев на белом дереве)

В.: Послушайте следующую загадку:

2-й ребенок:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Д.: Эта птица-синица.

В: Выберите картинки с изображением синицы и разместите их на дереве белого цвета.

Д: (дети размещают картинки с изображением синицы на белом дереве)

В.: А теперь послушайте третью загадку:

3-й ребенок:

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
С первым снегом
Тут как тут!

Д.: Эта птица называется снегирь (дети размещают снегирей на белом дереве)

В.: Угадайте следующую птицу.

4-й ребенок:

Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки.

Д.: Эта птица называется ворона (дети размещают фигурки вороны на белом дереве)

В.: Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием.

Какое же следующее задание приготовил нам Доктор Природа? Хотите узнать?

3 задание Игра «Отгадай по описанию »

(Дети делятся на 4 подгруппы по принципу цвета снежинки, наклеенной на одежде. На каждом столе лежит перевёрнутая картинка с изображением определенной птицы. Схема–модель описания птиц, ранее усвоенные детьми, размещена на мольберте)

В.: Посмотрите каждый на свою снежинку и подойдите к столу со снежинкой такого же цвета, как у вас.

В.: Осторожно приподнимите картинку и посмотрите, какая птица спряталась у вас на столе. А теперь опишите вашу птицу так, чтобы остальные дети смогли ее узнать.

Д.: Дети по очереди описывают птиц по схеме-модели, не показывая ее, а после отгадки переворачивают карточку.

В.: Молодцы, ребята, всех птиц угадали!

А давайте вспомним, в какую интересную игру умеют играть птицы. Превращайтесь в птичек и полетели.

Физминутка

Ой, летели птички,

Птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

Прыгали по веткам,

Чтоб сильней стать деткам,

На дорожку сели,

зернышки поели.

Перышки почистили,

Чтобы были чистыми.

В.:Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Как вы думаете почему?... Как мы можем помочь птицам?.. Доктор Природа просит помочь угостить птиц. Я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается.

Воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать

(выставляет карточку с моделью на планшет к определённой птице)

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

Теперь вы знаете, любимые лакомства зимующих птиц.

4 задание Игра «Птичье угощение»

(На столе стоит поднос с набором карточек для каждого ребёнка)

В.: Угостите каждую птицу кормом, который она любит больше всего (каждый ребенок раскладывает карточки с обозначением корма всем птицам).

3. Заключительная часть.

В.: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями Доктора Природы. Посмотрите, а что он спрятал в сугробе? (посылку с настоящим кормом для птиц)

Д.: Дети открывают посылку, находят там корм для птиц.

В.: Назовите, каких птиц мы сегодня угостим на прогулке? Как можно назвать их одним словом? Почему? Что нового вы узнали про зимующих птиц?

Ребята, я предлагаю вам выйти на прогулку и покормить птиц.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.



Рекомендуем почитать

Наверх