Конспект занятия звук ч. Тема логопедического занятия «Звук и буква Ч. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов

Уроки стиля 28.06.2020
Уроки стиля

Цель:

  • Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах и фразах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • работать по развитию звуко-слогового анализа слова “грач”;
  • познакомить с буквой ч; познакомить с правописанием гласных а, у после ч;
  • развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

Оборудование:

  • дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
  • сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!

“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).

Дети садятся в паровоз (поют песенку).

Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.

II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.

– Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.

Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.

III. Знакомство с новым материалом.

1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!

А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.

Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча )

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?

Артикуляция

– Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– Давайте произнесем звук [ч’]

– Как произносится новый звук?

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)

– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). (Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).

2. Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

– мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо -чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

5. Физкультминутка.

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

6. Знакомство с буквой ч.

Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)

  • Показ буквы ч.
  • Прописать в воздухе.
  • Выложите букву Ч из палочек.
  • Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1 )

– Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

8 . А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)

– Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?

– Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо ).

Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).

– Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.

VI. Подведение итога занятия.

– Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ч]:

Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка касается альвеол (бугорков за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята. При произнесении звука [Ч] кончик языка отрывается от альвеол.

Ч, ч, ч, ч, ч…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ч].

АЧ

ОЧ

УЧ

ЫЧ

ИЧ

ЯЧ

ЮЧ

ЕЧ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ч].

Ач-ач-ач

Оч-оч-оч

Уч-уч-уч

Ыч-ыч-ыч

Ич-ич-ич

Яч-яч-яч

Юч-юч-юч

Еч-еч-еч

Ач-оч-уч

Ич-еч-ач

Яч-юч-еч

Ич-ыч-оч

Еч-оч-уч

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч]:

Ач: ткач, богач, тягач, кумач, вскачь, плач, (врач), (грач).

Оч: ночь, дочь.

Уч: могуч, тянуч, тягуч.

Ич: дичь.

Яч: мяч.

Юч: ключ, колюч.

Еч: меч, течь, печь.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч] :

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно; кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, ночка, почта, почва, замочки; очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, значки, шапочка, уточка, тапочки, Вовочка, девочка, вазочка, баночки, почта.

Уч: кучка, Жучка, тучка, внучка; мучной, паучки, пучки.

Ич: птичка, водичка, яичко, кличка; пуговичка, новички.

Ыч: кавычки; бычки.

Еч: печка, овечка, уздечка, вечно, колечко; маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта.

Яч: ячмень.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: кочан, свеча, очаг, мычать, печать, скучать, внучата, печатать, обучать, стучать; туча, сдача, подача, удача, задача.

Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, паучок, светлячок, скачок, плечо.

Чу: хочу, каучук; жемчуг.

Чи: мячи, учитель, учить, точить; мячик, могучий, пахучий, заячий.

Че: учение, учебник, печенье, качели, кочевник; ученик, печень.

Чё: учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, печёт, течёт.

Бахча, бельчата, зайчата, овчинка, мальчик, зайчик, диванчик, венчик, кончик, зайчонок, пончик, птенчик, копчёный.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: чай, чайник, чайка, час, часто, чашка, чадо, чан, чаша.

Чу: чудо, чуб, чуткий; чугун, чугунок, чудак, чудеса, чугунный, чудной, Чукотка.

Чи: чиж, чижик, чинный, чистить; читать, чихать, читатель.

Че: чек, чей, чешки; чемодан, чемпион.

Чё: чётный, чёткий.

Чтение, чтец.

8. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ч].


9. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Пень - пенёчек

замок -

стакан -

кувшин -

палец -

язык -

гамак -

бок -

бак -

ваза -

коза -

вода -

собака -

коса -

кофта -

сани -

кисть -

ключ -

мяч -

10. Игра на автоматизацию звука [Ч] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ч; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ч].

11. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ч]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ч] в названии выпавшей картинки.

12. Проговаривать слова с двумя звуками [Ч]:

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

13. ДИ «Чей хвост, чья шубка, чьё ухо?»:

Образование притяжательных прилагательных.

Заяц - (заячий, заячья, заячьё)

Белка -

14. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ч]:

Мамочкина шапочка ягодная начинка

чугунная печка Ванечкин зайчик

удобные ботиночки кожаный чемоданчик

чугунная ванна новая маечка

тонкая веточка мягкие тапочки

чайные чашки пахучий мёд

Анечкин мячик дикая уточка

мягкая овчинка тёмная тучка

умный ученик дубовая бочка

новый учебник

15. ДИ «Сосчитай до 5»:

новый учебник

чугунная печка

чайная чашка

16. Проговаривать предложения:

Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи. Мамочка готовит сочный кабачок. У бычка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Танечка играет с мячиком. Бабушка сшила внучке юбочку. Мальчик пьет молочный коктейль. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. Светочка достает из чемодана маечку и кофточку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Светочка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на веточке.

17. Проговаривать тексты:

Дачники.

На даче Коля и Ваня помогают маме, чем могут: наливают воду в бочку, поливают кабачки, топят печку. Мама называет мальчиков дачниками.

Паучок.

Ткёт паучок паутинку. Ниточка к ниточке, от веточки к веточке. Вот и готова паутинка. Думает паучок: «Попадёт муха в паутинку. Будет чудно!». Но вот птичка чуть-чуть качнула веточку. Нет у паучка ни мухи, ни паутинки.

Текст проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р]:

У бабушки.

Летом Танечка ездит отдыхать к бабушке в деревню. У бабушки большой кирпичный дом. В бревенчатом хлеву живут бычок и овечка. За домом течёт ручеёк. Там плавают уточки.

Вечером внучка с бабушкой накрывают на стол. На столе чай в чайнике, молочко, клубничка, черника, свежие булочки.

Из печки бабушка достаёт чугунок с картошечкой, печёные яблочки, а из бочонка грибочки. Часто к ним заходит соседская девочка Олечка и мальчик Ванечка.

После ужина дети по очереди читают интересные книжечки.

18. Проговаривать чистоговорки:

У зайчика значок,

На значке - кабачок.

Ученик задачей

Очень озадачен.

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого так чечётка

Не звучит так чётко.

В тумбочке Ани чего только нет:

Пачка печенья, куча конфет,

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит детей по собственному учебнику с опорой на презентацию в программе PowerPoint .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «Ч» и буква Ч»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:

Знакомство со звуком «Ч» и буквой Ч;

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

Совершенствование навыка послогового чтения.

Коррекционные:

Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к познанию; активности, усидчивости, стремления к преодолению дефекта.

Оборудование: «учебник» с заданиями (Прил. №1), проектор и компьютер, указка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный), простые карандаши, клок шерсти, мяч.

Ход

1. Организационный момент. (слайд 2)

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать Он пришел сегодня к вам, чтобы помочь овладеть этими навыками и даже принес свой собственный учебник, который специально для вас придумал.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с поиощью звука [ч] как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- Чему будем учиться по новому учебнику на занятии?

2. Подготовительная работа

А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Гимнастика для глаз: (слайд 3)

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальчиковая гимнастика: (слайд 4)

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши -

Пусть посмотрят малыши

3. Если б не было его,

не сказал бы ничего.

Это - … (язык, рот…)

Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»: (слайд 5)

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же. (слайд 6)

3. Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? Звук “Ч” обозначается буквой Ч, в учебнике она в верхнем правом углу. Обведите всеми пальцами той руки, которой обычно пишите, по очереди. Карандашом какого цвета вы ее раскрасите? Почему?

Дайте полную характеристику звуку. Какой он? (слайд 7)

Произнесите звук еще несколько раз и расскажите Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.

На что похожа буква Ч? Чебурашка предлагает поиграть вам в игру.

Игра «Раз-два повернись и в букву Ч превратись»
Дети изображают при помощи пальцев, рук и других частей тела букву Ч.

4. Печатание буквы Ч.

Чебурашка приготовил для вас буквы для печатанья. Посмотрите, как пишется буква Ч? Напишите её в воздухе. Напечатайте буквы в учебнике. Сравните чем они похожи, чем разли

5. Выделение звука на фоне слога, слова.

Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами:
Слайд 8
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

Что изображено на картинках в учебнике? Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где находится звук «Ч».

6. Упражнение в словоизменении, деление слов на слоги.

Ч ебурашка предлагает вам новую игру.

Игра «Как меняет слово буква ч»
Проследите, как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? (слайд 9)

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
Дети, в учебнике читают слова. Затем надо поставить букву ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?

Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко.
Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах.

Игра «Предмет уменьшается, а слово увеличивается»
Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок шерсти (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание в учебнике и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, (слайды 10 и 11)

7. Динамическая пауза. Чебурашка предлагает отдохнуть и поиграть.

Пальчиковые игры Железновых «Тук, ток» (дорожка 09)

8. Работа с текстом. Чебурашка приготовил еще одно очень интересное задание.
Прочитаем текст . Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 13
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте, найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно
. ЧЕРЕПАХУ .
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.

9. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии? Где он находится?
Назовите его. Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.

Какие задания показались вам интересными?

Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами, и оставляет для вас раскраску.

Цели:

Образовательные

1. Знакомство со звуком и буквой Ч.

2. Звуко-слоговой анализ и синтез слов и предложений.

3. Определение позиции звука в слове.

4. Деление слов на слоги.

5. Активизация словаря и развитие связной речи.

Коррекционные:

1. Уточнение артикуляции звука Ч.

2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

3. Коррекция моторных функций средствами релаксации.

4. Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Закрепление мелодико-интонационных и просадических компонентов, творческих фантазий и воображения на образце речи логопеда.

Воспитательные:

1. Воспитание активности, творческого начала, нравственно-эстетических чувств.

Наглядность:

1. Иллюстрации сказочных героев.

2. Корзина с игрушками: чайник, мяч, удочка, перчатка, черепаха, спички, пчела, сундучок.

3. Картинки для выделения слогов: Чиполино, часы, ключ, бочка, чай, полочка, девочка, черепаха.

4. Сундучок.

5. Схемы для определения места звуков в слове.

6. Мнемотаблица.

7. Сенсорное панно.

8. Кассы букв и слогов.

9. Индивидуальный раздаточный материал.

10. Алфавит.

11. Индивидуальные сенсорные панно, нитки, липучки.

12. Лодочки.

Ход занятия.

I. Организационный момент. (В холле развешаны картинки с героями сказок.)

Логопед проводит игру "Угадай героя сказки”.

Беседа логопеда о русском народном фольклоре и его значении.

Сравнительная характеристика р.н. сказок и сказок народов мира.

II. Основная часть. (В зале)

1. Музыкальная попевка "В гости к бабушке"

Лады, лады, ладушки.

Едем в гости к бабушке

К нашей милой бабушке,

Бабушке-Забавушке.

Едут к ней ребятушки Милые внучатушки

Вот идёт петушок,

Гордо поднял гребешок Красная бородка,

Важная походка

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается

Уточка голубушка

По двору идёт.

Уточкавразвалочку Деточек ведёт

Вот весёлые ребятки,

Розовые поросятки.

У них носик пятачком,

Хвостики торчат крючком.

Лады, лады, ладушки.

Куда едем? К бабушке!

Логопед: "Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали,

Мы немножко отдохнём

И занятие начнём. (Дети садятся на ковёр). Логопед :" Вы не догадались с каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня на занятии? Ведь не даром мы встретили с вами на пути Чипполино, Курочку Рябу, Мальчика Спальчика, Хаврошечку...

Дети: "Со звуком и буквой Ч".

Логопед: "Я обещала вам необычное занятие и потому сегодня с нами будет одна из героинь р.н.с. Но чтобы она появилась, давайте скажем волшебные слова."

Дети хором: "Раз, два, три

Чудо, чудо к нам приди"

2. Появляется Лиса.

Лиса : "Говорят, я рыжая,

Говорят, бесстыжая,

Ем цыплят, говорят,

Ем утят, говорят,

Да ведь это петухи,

Наболтали чепухи."

Лиса здоровается с детьми: "А вот и я, узнали вы меня?" (Ответ детей)

Лиса: "Не знаете ли вы, а как в народе меня ещё зовут?"

Дети: "Лисичка- сестричка, лиса- Патрикеевна, лиса- краса."

Лиса: "А почему меня так называют?"

(Ответы детей)

Лиса: "А хотите вы быть такими же красивыми, как я?"

3. Массаж "Лиса"

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

(Движения выполняются соответственно тексту)

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала-Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)

А потом ладошкой Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица- Лиса!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо- влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)

До чего же хороша!

Педагог (использует игрушку "лиса" и "заяц").

За Лисой, тропой тенистой,

Скачет Зайка- прыг да скок.

Он для ягоды душистой Приготовил кузовок.

(Мишка и Зайку угостил малиной. А Заяц позвал своих друзей-зайчат отведать ягод и поиграть).

4. Лиса: "Ч-Ч-Ч-Ч" (Изолированное произношение звука)

Лиса: "Слышу звук, да не пойму где. Никак у Маланьи чай кипит. Какой звук я произнесла?"

Работа со звуком:

1. Артикуляционный уклад;

2. Характеристика звука;

3. Нахождение звука в ряде других звуков, слогов, слов. Игра "Найди звук"

4. Упражнение на расслабление и закрепление мышц "Корзинка"

5. (На ковре) Дети отгадывают загадки и определяют позиции звука в словах отгадках. Игра: "Определи место звука в слове"

Упражнение на ориентацию в пространстве “Найди сундучок"

6. Работа с мнемотаблицей на закрепление употребление предлогов в речи

Лиса и дети произносят волшебные слова: "Сундучок, сундучок приоткрой нам свой бочок."

7. Игра"Телеграф". Дети определяют количество слогов в слове.

8. Музыкальныйхоровод на проговаривание звука " Ч" в речи.

Чу - чу - чу - хоровод я закручу.

Ча - ча - ча - рубим мы дрова сплеча.

Чи - чи - чи - по коленкам постучи.

Ач - ач - ач - мы попрыгаем как мяч.

Лиса убегает.

III. Выход Маланьи.

Маланья: Что за топот, что за шум.

Расшумелась детвора,

Голова болит с утра

Я вас с утра ждала,

Печь растопила, тесто завела,

Калачи испекла, да и на стол уже почти накрыла.

Да, устала я с утра,

Отдохнуть поди пора.

Маланья предлагает детям поиграть.

Музыкальная игра: "У Маланьи." (Игра на развитие темпа, ритма "Эхо".

У Маланьи у старушки Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На Маланью всё глядели,

И все делали вот так...

Маланья уходит.

IV. Дети проходят за столы.

Работу с буквой проводит логопед

1. Игра- упражнение "Найди букву".

2. Игра- упражнение: "На что похожа буква?"

3. Работа со стихотворением "Цифра 4". (В. Степанов.)

Ч - вы правильно решили - Пишут так же, как 4.

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя

4. Работа с индивидуальными сенсорными панно: выкладывание буквы из ниток и липучек.

5. Рисование буквы пальчиком на ладони, в воздухе и на плече товарища.

6. Пальчиковая игра "Детский сад".

На большом диване в ряд,

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполино,

И котёнок, и слонёнок,

1 , 2, 3, 4, 5.

7. Работа с кассой: нахождение буквы, выкладывание цепочки (слог, слово).

8. Звуковой анализ и синтез полученного слова.

9. Игра упражнение "Придумай предложение"

V. Физ. минутка. Игра на координацию речи с движением "Окно"

Что за странное явление?

Появилась вдруг стена- Очень прочная она.

Это дверь или окно?

Нам проверить суждено...

Это всё таки окно,

Только грязное оно!

Ну, друзья, помоем стёкла- Станет в комнате светло.

VI. Логопед: Пока мы с вами играли, читали, анализировали, мы совсем забыли про старый,

картонный сундучок, а он нам хочет что- то сказать. Фонограмма с речью сундучка).

Выход Маланьи. Монолог Маланьи о дальнейшей судьбе сундучка (Фонограмма речи сундучка). Диалог Маланьи с детьми о счастье.

VII . Итог занятия.

Логопед: "Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Почему?"

Маланья: "Я тоже хочу преподнести вам от себя маленькую частичку счастья. Я вас, дети, и наших гостей приглашаю на чай с печеньем, калачами и пирогами"

Логопед: "А на следующем занятии, мы продолжим наше путешествие в страну звуков и букв"



Рекомендуем почитать

Наверх