Мата Хари - это кто такая? Реальные факты из жизни известной танцовщицы. Подлинная история маты хари

Красота 08.03.2019
Красота

Тринадцатого марта 1905 года немногочисленная, тщательно отобранная публика с любопытством разглядывала помещение библиотеки Музея Гиме, которая тем вечером была превращена в некое подобие индийского храма: везде свечи, восемь колонн были украшены цветами, в глубине зала - статуя Шивы, а в центре, окруженная четырьмя девушками в черных туниках, извивалась индийская танцовщица в весьма откровенном наряде: нагрудная повязка с вышивкой, обвязанный вокруг бедер кусок ткани и несколько браслетов. Танцовщица была приглашена в качестве живой иллюстрации к лекции самого Эмиля Гиме, известного знатока Востока, об индийских храмовых танцах - и уже первыми своими движениями заставила всех присутствующих забыть и о лекции, и обо всем на свете. А когда в конце выступления ткань с бедер соскользнула и танцовщица предстала перед зрителями почти совершенно обнаженной, вопль восторга, обычно неуместный в музейных стенах, потряс здание.

На следующий день журналисты, присутствовавшие на выступлении в Музее Гиме, разнесли по всей Франции весть о Мата Хари, о ее владении священным искусством храмовых танцев и о ее божественном теле. Газеты захлебывались похвалами в адрес прекрасной танцовщицы, и зрители, которым удалось воочию увидеть выступление Мата Хари, передавали друг другу восторженные отзывы как о самих танцах, так и о редкостной красоте их исполнительницы. Говорили, что Мата Хари, чье имя в переводе означает «око зари», родилась в Южной Индии и с детства была обучена священным танцам. С тринадцати лет она танцевала обнаженной в храме в Канда Свани, и танцевала бы и дальше, но влюбленный английский офицер женился на ней и привез ее в Европу.
К сожалению, в этой красивой истории не было ни слова правды.
Мата Хари не была ни танцовщицей, ни индианкой, ни даже Мата Хари. Ее звали Маргарета Гертруда Зелле, и ее родиной был тихий городок Леуварден в нидерландской провинции Фрисланд. Она родилась 7 августа 1876 года в семье владельца шляпного магазина Адама Зелле и его жены Антье Ван дер Мелен, и ее детство было обычным, ничем не примечательным детством девочки из хорошо обеспеченной семьи: три младших брата, балующие единственную дочь родители, частная школа с тремя иностранными языками и любовь к музыке.
Но Маргарета все же выделялась среди сверстниц - и рано проявившейся красотой, и бурной фантазией, и стремлением любой ценой привлечь к себе внимание. Ее соученицы вспоминают, что Маргарета приходила в школу в невероятных для провинциального городка вызывающих нарядах, сшитых из необычных ярких тканей. А ее фантастические рассказы о своей семье и ее прошлом были до того правдоподобны, что им бы безоговорочно верили - если бы Маргарета не выдумывала все время новые.
Но действительность была и трагичнее, и обыденнее. Адам постепенно разорялся, и вместе с долгами росло его раздражение на жену и детей. Долги в 1889 году привели к банкротству, постоянные ссоры - к разводу. Через девять месяцев после развода - в мае 1891 года - Антье Зелле умерла. Ее бывший муж к тому времени уже жил в Амстердаме. Детей разобрали родственники: Маргарета поселилась у крестного, господина Фиссера, который вскоре решил отправить девочку в Лейден - в пансион, готовящий воспитательниц детского сада. Более неподходящей профессии для непоседливой и независимой Маргареты трудно было придумать: неудивительно, что вместо занятий она строила глазки директору школы. До сих пор биографы спорят, кто кого соблазнил, но итог все равно был предрешен - Маргарета была вынуждена оставить школу.

Она переехала к своему дяде в Гаагу. В то время это был город, где проводили отпуск офицеры голландской колониальной армии - они служили в Голландской Индии (современной Индонезии) и приезжали поправлять здоровье на близлежащих курортах. Бравые мужчины в мундирах были покорены красотой юной Маргареты, а она, в свою очередь, была на всю жизнь очарована военными. Это пристрастие к мужчинам в военной форме преследовало ее всю оставшуюся жизнь.
Дядя, прекрасно видя легкомысленную натуру своей племянницы, держал ее под строгим контролем. Единственным способом вырваться из-под его опеки было замужество, а единственной возможностью познакомиться с потенциальным женихом - брачная колонка в местной газете, поскольку все знакомства на улице дядя пресекал на корню. Ее внимание привлекло объявление: «Офицер из Голландской Восточной Индии, находящийся сейчас в отпуске дома, хочет познакомиться с милой девушкой с целью последующего супружества». Маргарета ответила, приложив к письму фотографию.
Письмо было размещено от имени Рудольфа МакЛеода. Потомственный военный, племянник адъютанта короля Вильгельма III и двоюродный брат вицеадмирала, он прибыл на родину для поправки изрядно расшатанного за шестнадцать лет в колониях здоровья. Друзья решили, что Рудольфу - или Джону, как его называли, - срочно необходимо жениться, и втайне от него разместили брачное объявление. Сам МакЛеод, узнав об этом, велел возвращать все письма в редакцию нераспечатанными - однако некоторые он все же прочел, и одним из них было письмо от юной Маргареты Зелле, чье лицо на фотографии сразило Рудольфа наповал.


Капитан и миссис МакЛеод

Через месяц они познакомились лично: почти сорокалетний, практически лысый Мак-Леод и восемнадцатилетняя Маргарета - стройная, большеглазая, с густыми темными волосами и великолепной фигурой. Оба решили, что это любовь с первого взгляда, и уже через шесть дней - 13 мая 1895 года - они обручились, а еще через три месяца обвенчались. В свадебное путешествие они отправились в Висбаден, откуда, правда, быстро уехали - к красавице Маргарете слишком активно начали приставать молодые офицеры, которых на этом курорте было множество.
Очевидцы первых месяцев брака утверждали, что этот союз был с самого начала обречен на неудачу. Рудольф был груб, вспыльчив и не слишком много внимания уделял жене, а Маргарета, хотя и искренне - поначалу - хотела быть ему хорошей женой, все больше удовольствия находила в том, чтобы кокетничать с другими. Муж мог послужить ей в этом примером - он начал изменять ей уже через несколько месяцев после свадьбы. К тому же он оказался картежником и был не дурак выпить.


Джон с сыном Норманом (1899) (1899)

30 января 1897 года в семье Мак-Леодов родился сын, которого назвали Норман Джон - в честь родственников отца. А уже первого мая Рудольф с женой и сыном отправился к месту службы - на остров Ява. Еще через год у них родилась дочь, которую назвали Жанна-Луиза (в семье ее звали просто Нон: распространенное сокращение малайского слова nonah - девочка), а вскоре Рудольфа перевели командиром гарнизона на Суматру.


Дочь Жанна-Луиза (в семье ее звали просто Нон)

Его семья пока осталась на Яве: Маргарете было скучно, одиноко, тоскливо, обидно - но без мужа жизнь была гораздо приятнее, чем с ним. Она устала от семейной жизни, от тропиков, от неотесанных военных, от безденежья и мужниной ревности - во многом оправданной. Белых женщин в тех краях было крайне мало, а уж таких красивых, как Маргарета, не водилось вообще, так что ничего удивительного, что за ней начали ухаживать сразу и многие, и еще менее удивительно то, что она эти ухаживания с удовольствием принимала.
Мак-Леод перевез семью на Суматру лишь через несколько месяцев. Должность обязывала его давать приемы, на которых его жена с удовольствием выступала в роли хозяйки - платья для нее выписывались из Амстердама. Семейные отношения вроде начали налаживаться, но тут произошла трагедия: при загадочных обстоятельствах умер их сын. Говорят, что его отравила нянька, возлюбленного которой избил Рудольф. По другой версии, убийцей был как раз любовник, отомстивший Мак-Леоду за соблазнение няни. Есть версия, что ребенок умер от холеры. Как бы то ни было, с этого дня отношения между супругами безнадежно испортились: Рудольф безо всякой логики обвинял в смерти сына жену и утешался в объятиях местных проституток, а Маргарета легкомысленно проводила время с его подчиненными. Как говорят, именно из-за ее не слишком благопристойного поведения Мак-Леода перевели обратно на Яву, где обоим стало ясно, что развод неизбежен. Маргарета стремилась в Европу, а Рудольф жаждал от нее отделаться. Он вышел в отставку, и в 1902 году они вернулись в Голландию.


Mata Hari als junge Frau (Aufnahme vor 1900)

Мак-Леоды поселились в Амстердаме. Однажды вечером Маргарета вернулась домой - и обнаружила, что ее муж забрал дочь, все ценности и сбежал. Она немедленно подала прошение о раздельном проживании: по решению суда дочь оставалась с матерью, а Рудольфа обязали платить алименты, однако он так и не дал ни гульдена. Устав от безденежья, Маргарета вернула дочь мужу, а сама уехала в город своей мечты - Париж. Как она потом объясняла свое решение, «я думаю, что всех жен, сбежавших от мужей, тянет в Париж».


1915

Она больше никогда не видела ни дочери, ни мужа.

Приехав в Париж без единого гроша, Маргарета решила, что ее красивое тело и определенный опыт помогут ей заработать. Но работа натурщицы оплачивалась плохо, а после того, как известный импрессионист Гийоме назвал ее грудь плоской и отказался от ее услуг, она решила, что больше ей в Париже делать нечего.
И потом, став Мата Хари, Маргарета продолжала стесняться своей груди. Даже когда она полностью обнажалась ниже талии, ее грудь все же прикрывал бюстгальтер.

В 1904 году Маргарета снова попыталась покорить Париж. Она устроилась в школу верховой езды господина Молье - пригодилось полученное в тропиках умение обращаться с лошадьми. Но тот как-то заметил, что ее загорелое тело и пластичность больше пригодятся в танцах, чем в верховой езде.
Слова запомнились. Маргарета знала, что она хорошо двигается и на нее засматриваются мужчины. Она знала цену своей красоте - и себе самой: танцевать она никогда не училась, но очаровывать и соблазнять умела. Кроме того, она неплохо знала малайский язык и обладала хорошей зрительной памятью - народные танцы, которые были одним из немногих развлечений на Яве и Суматре, она прекрасно помнила, ибо видела их не раз, - а ее смуглая кожа и темные, почти черные волосы помогут ей сойти за уроженку Юго-Восточной Азии.
На вечере у ведущей актрисы Comédie Française Сесиль Сорель, жены графа де Сегюра, Мата Хари пленила богатейшего «шоколадного короля» Гастона Менье, который не только сделал несколько фотоснимков обнаженной Мата Хари, но и стал ее любовником и содержателем. Снимки эти сыграли в судьбе Мата Хари роковую роль: Рудольф Мак-Леод, узнав на газетных фотографиях свою бывшую жену и поняв, чем она занимается, потребовал развода. Адвокат долго пытался добиться от бывшей миссис Мак-Леод согласия на развод, но та делала вид, что не понимает, чего от нее хотят, пока адвокат не показал ей один из тех самых откровенных снимков. Было ясно, что если его предъявить суду, то скандала, который мог затронуть и их дочь, не избежать. Маргарета согласилась - окончательный развод состоялся 26 апреля 1906 года.

Рудольф Мак-Леод никогда не видел свою бывшую жену на сцене. Любопытным журналистам, решившим выяснить его мнение относительно сценических талантов Мата Хари, он заявил: «У нее плоскостопие, и она абсолютно не умеет танцевать». А когда она выступала в Гааге и друзья звали его на представление, Мак-Леод сказал: «Я видел ее во всех возможных позах, и больше мне смотреть не на что».
Газеты были полны бешеных восторгов, а публика была готова носить «индийскую богиню» на руках. Потом были двухнедельные гастроли в Испании, где ее танцы назвали «тактично-чувственными», а сопровождавшие их овации - «сенсационными»; говорили также, что за время поездки она соблазнила некоторых членов королевской семьи и посла Франции Жюля Камбона - последний оставался близким другом Мата Хари еще долгие годы.
За полтора года Мата Хари стала самой высокооплачиваемой, самой популярной и самой обсуждаемой танцовщицей в мире. Открытки с ее изображениями продавались в каждой лавке, были выпущены сигареты ее имени (как писали в рекламе, «лучшие индийские сигареты из табака с острова Суматра») и печенье, на банках которого были ее портреты - в одной такой банке носила в школу завтраки Нон МакЛеод, дочь Мата Хари. Танцовщица тратила огромные суммы на роскошные наряды и драгоценности, но зарабатывала столько, что могла уже позволить себе вообще не выступать. После венских гастролей она в компании Киперта несколько месяцев путешествует по Европе и Египту - в Париж она вернулась лишь в конце 1907 года.
Ее любовные приключения давно уже вызывали не меньший - если не больший - интерес, чем ее танцы
Однако в 1913 году Мата Хари почувствовала, что надвигается кризис. Ее танцы уже не вызывали прежних восторгов, и денег становилось все меньше.
1 августа началась война
Мата Хари пытается уехать в Швейцарию, однако туда уехал только ее багаж - саму танцовщицу в страну не пустили, и ей пришлось вернуться в Берлин. Она осталась без вещей, без денег, без покровителей, но ее снова спас мужчина - один голландец, сосед по отелю, узнав о бедственном положении своей землячки, купил ей билет в Голландию и дал немного денег.
В Голландии она прямо на улице нашла очередного поклонника - банкира Ван дер Скальха. Банкир принял ее за русскую; он бросил Мата Хари, как только узнал, что она голландка - как признавалась она сама, «роман с русской для голландца был настоящим приключением, а в связи с соотечественницей ничего необычного нет». Однако Ван дер Скальх был настоящим джентльменом - перед расставанием он оплатил все ее счета.
Место банкира заняли сразу двое: барон Эдуард Виллем Ван дер Капеллен, с которым Мата Хари познакомилась несколько лет назад, и маркиз де Бофор. Но в Голландии ей было невыносимо скучно, она всеми силами стремится в Париж. В конце 1915 года она приезжает в столицу Франции, где продолжает вести прежний легкомысленный образ жизни, - который в военное время выглядит весьма неуместно и подозрительно. Ужины для военных, постоянные поездки по Европе и встречи наедине с высокопоставленными офицерами в условиях нарастающей шпиономании кажутся откровенными провокациями - так что вполне понятно, почему в это время за Мата Хари пристально следят агенты французской, немецкой и британской спецслужб. Исследователи пишут, что ей нередко предлагали деньги за ценную информацию, - правда, сама Мата Хари потом признавалась, что считала их платой за ее любовь. Как стало известно в 1941 году, осенью 1915 года ее завербовала германская разведка - однако ни одного внятного сообщения от агента Н-21 (так Мата Хари значилась в документах) так и не поступило.
В это неподходящее для человеческих чувств время она влюбилась - в русского, капитана гвардейского императорского полка Вадима Маслова. Влюбилась настолько, что даже собиралась за него замуж. Встреча влюбленных была назначена в курортном местечке Виттель - но оно по случайности находилось в прифронтовой зоне, куда был нужен особый пропуск. За ним Мата Хари отправилась в военное бюро по делам иностранцев на бульваре Сен-Жермен - но ошиблась дверью и попала к капитану Жоржу Ладу, руководителю французской контрразведки. А тот, недолго думая, завербовал Мата Хари - за один миллион франков (которые она так и не получила).
После нескольких недель рядом с любимым Мата Хари возвращается в Париж. Как она потом объясняла, ей были нужны деньги, чтобы семья Маслова разрешила ему на ней жениться. А по дороге в Голландию (ездить приходилось в обход фронтов, через Испанию), где ее ждал Вадим, Мата Хари арестовали: английские спецслужбы приняли ее за германскую шпионку Клару Бенедикт, однако отпустили - после того, как Мата Хари призналась, что на самом деле она работает на Францию.
Вся эта история дошла до Ладу: англичане прозрачно намекали ему, что вербовка такой недалекой и легкомысленной особы, как Мата Хари, была не самым умным поступком в его жизни. Возможно, именно с тех пор Ладу невзлюбил ее - настолько, что в итоге подвел ее под смертный приговор.

Ее арестовали 13 февраля 1917 года в парижском отеле Élysée Palace. Часто писали, что она попыталась соблазнить полицейского, который пришел с ордером, но их было шестеро, так что «Зелле, Маргерит, известная как Мата Хари, проживающая в отеле Élysée Palace, протестантка, иностранка, родившаяся в Голландии 7 августа 1876 года, рост один метр семьдесят восемь сантиметров, умеющая читать и писать», была отправлена в тюрьму Сен-Лазар по обвинению в шпионаже и выдаче государственных тайн. Первое, что она сделала - это написала начальнику тюрьмы: «Я невиновна и никогда не занималась какой-либо шпионской деятельностью против Франции. Ввиду этого прошу дать необходимые указания, чтобы меня отсюда выпустили».

В тюрьме она провела восемь месяцев. Все ее попытки оправдаться были напрасны, следствие было предвзятым, а вердикт - предрешенным. Франция проигрывала одну битву за другой, и кто-то должен был ответить за неудачи командования. Свалив все промахи на шпионов, а затем публично осудив одного - точнее, одну, - французское правительство рассчитывало хоть как-то оправдаться в глазах своих граждан.

Один из участников процесса Андре Морне потом сказал, что «показаний не хватило бы даже на то, чтобы отхлестать кошку». Все допрошенные в один голос твердили, что она никогда ничего не спрашивала, никому ничего не рассказывала, и ее интересовали только любовь и развлечения, а не местонахождение военных объектов или сроки военных операций, и лишь Ладу настаивал на ее полной виновности. Мата Хари поставили в вину все: посещения с Альфредом Кипертом императорских маневров в 1906 году и встречи с немецкими офицерами в Гааге, гибель трех кораблей, на которые она опоздала, собираясь уехать из Парижа в 1916, и арест одного из французских агентов в Бельгии. Суд длился всего два дня, и после недолгого совещания был вынесен приговор: расстрел.
Адвокат и старый друг Мата Хари Эдуар Клюне - ему было семьдесят четыре года - попытался было заявить, что Мата Хари беременна от него (по французским законам беременную женщину нельзя казнить), но она сама отказалась от этой уловки. Голландию даже не поставили в известность о судьбе ее гражданки. Президент отклонил прошение о помиловании; Мата Хари узнала об этом только утром накануне казни. Ей был сорок один год.
Утром 15 октября 1917 года Мата Хари в жемчужно-сером платье, соломенной шляпе с вуалью, своих лучших туфлях и длинных перчатках, стояла перед двенадцатью зуавами - расстрельной командой. Она отказалась от повязки на глаза, не захотела быть привязанной к столбу - очевидцы вспоминают, что она была самым спокойным человеком из всех, кто там присутствовал. В 6.15 - на рассвете - Мата Хари не стало.
Узнав об этом, ее бывший муж сказал: «Что бы она ни натворила, такого она не заслужила».

Тело, как невостребованное родственниками, было передано для практики студентам-медикам. Все ее имущество было продано на аукционе - если перевести на современные деньги, было выручено всего две с половиной тысячи долларов. Рудольф Мак-Леод пытался добиться от французского правительства выдачи наследства своей бывшей жены в пользу их дочери, но получил отказ: все имущество Мата Хари пошло «в пользу Французской республики на покрытие судебных издержек и ущерба от ее преступной деятельности». Прочем, Жанне-Луизе Мак-Леод наследство все равно не понадобилось бы: через четыре месяца она внезапно скончалась от кровоизлияния в мозг.

Мата Хари любила мужчин и умела дарить любовь. Но мужчины не любят, когда их покоряет женщина, которая сильнее их, и они мстят. Только в истории остались не те, кто убил Мата Хари, а она - удивительная, таинственная, загадочная женщина, которая просто умела любить лучше других.

Мата Хари жила более сотни лет назад, но ее имя до сих пор будоражит умы. Кем она была: очаровательной танцовщицей-обольстительницей — или гением международного шпионажа? Сложно ответить на этот вопрос однозначно: отзывы современников и биографические очерки слишком разнятся; кажется, что речь идет о разных женщинах.

Как Мата Хари повлияла на международные отношения, почему она навечно вошла в историю, и чему стоит у нее поучиться?

Пара слов о детстве и настоящем имени

Имя Мата Хари кажется весьма нестандартным для Нидерландов начала XX века. И неудивительно, ведь настоящее имя Мата, данное при рождении - Маргарета Гертруда Зелле.

Она родилась 7 августа 1876 в небольшом городке Леувардене, что находится в провинции Фрисландии в Нидерландах.

Ее отец владел небольшим магазином, и в свое время хорошо поднялся на инвестициях, поэтому Маргарета росла в обеспеченной семье. Она ходила в школы для высшего сословия и считалась одной из лучших учениц, а родители старались, чтобы дочь ни в чем не нуждалась.

Но период семейного благополучия закончился, когда отец стал банкротом. Это произошло в 1889 году, а вскоре после этого родители подали на развод. Не выдержав моральных напряжений, мать Маргареты заболела — и скончалась в 1891 году.

Дочь была отправлена в город Снек, где жил ее крестный, а немного позже, когда встал вопрос о получении дальнейшего образования, девушка переехала в город Лейден. Там она поступила в заведение, где обучались будущие воспитатели детских садов.

Видео: Мата Хари. Шпионка, которую предали


Как не сковывать себя пуританскими правилами: инструкция от Мата

Период жизни в Лейдене можно считать отправной точкой в карьере Маргареты, как коварной (или не очень) соблазнительницы. Она сумела применить свои женские чары, чтобы влюбить в себя директора училища. Заметив открытый флирт между юной Гретой и взрослым мужчиной, крестный отец посчитал нужным не допустить скандала — и увезти девушку подальше от эпицентра событий.

Но спокойная и чинная жизнь Маргарету уже не устраивала, в доме крестного ей не хватало воздуха и свободы. Поэтому она сбежала в Гаагу к дяде — но он тоже был чрезмерно строг по ее меркам.

Идеальным, как на тот момент ей казалось, решением всех проблем было удачное замужество. Однажды ей попалась газета, на страницах которой одинокие мужчины сетовали на отсутствие женского тепла — и надеялись на знакомство с прелестными барышнями.

«Жертвой» чар Маргареты стал капитан Рудольф Мак-Леод, который был старше на 20 лет. Между знакомством и бракосочетанием не прошло много времени, Рудольф и Грета отправились к алтарю, едва зная друг друга. Естественно, никакой любви со стороны девушки не было, исключительно — расче

Инструкция не сработала, или нерайская жизнь на райском острове

Неизвестно, тешила ли себя Маргарета надеждами на спокойную жизнь с мужем, но он не дал ей возможности почувствовать себя счастливой женой. Супруги переехали на остров Яву, который, на тот момент, относится к голландской Ост-Индии, где пытались построить крепкую семью.

Но брак разочаровал обоих. Рудольф в большей мере интересовался крепкими спиртными напитками, нежели молодой красавицей-женой, которую с успехом заменяли многочисленные любовницы.

Он любил периодически упрекнуть супругу — дескать, это она виновата в том, что он — полный неудачник, и не продвигается по службе. Несмотря на это, Маргарета родила Рудольфу двоих детей: сына Нормана-Джона и дочь Жанну-Луизу.

Даже дети не смогли удержать Грету. Не выдержав домашних скандалов, она переехала к своему любовнику Ван Редесу. Ходили слухи, что она изменяла мужу и с другими голландскими офицерами, и вообще пустилась во все тяжкие, пытаясь побольнее отомстить супругу.

В этот же период она начала посещать танцевальные занятия, особенно ее заинтересовали национальные индонезийские танцы.

Муж уговорил Маргарету вернуться — она согласилась, но Рудольф не остепенился.

Избавиться от гнетущей депрессии помогали только танцы и погружение в местную культуру. Именно там Маргарета придумала себе псевдоним — и впервые им назвалась в письме к родственникам.

Мата Хари - словосочетание, которое на малайском языке означает «солнце». Дословно: «мата» - глаз, а «хари» - день.

В 1899 году в возрасте двух лет умирает сын Греты. Причина доподлинно неизвестна — но, скорее всего, это были осложнения сифилиса, которым ребенка наградили родители. Они же отрицали факт наличия «неприличного» заболевания, утверждая, что малыша отравила прислуга.

Дочь прожила намного дольше сына, но в возрасте 21 года умерла со схожими симптомами.

Как правильно сыграть на мужском естестве? Спросите Мата!

В 1903 году супруги вернулись обратно в Голландию, после чего Маргарета немедленно подала на развод. Рудольф отобрал у матери права на воспитание дочери, поэтому Жанна-Луиза осталась жить с отцом.

Бывший муж наотрез отказался платить алименты и обеспечивать жену, поэтому Грета осталась на пороге бедности.

Осознав, что в Голландии заработать достаточное количество денег она не сможет, Маргарета отправилась в Париж. Оживленный город манил ее сверкающими огнями, женщине казалось, что это — то место, где она смогла бы решить все проблемы. Когда ее позже спросили, почему именно столица Франции, она ответила — мол, ей всегда казалось, что все женщины, которые сбежали от опостылевших мужей, отправляются именно в Париж.

Сначала Грета хотела стать натурщицей у художников, но ее кандидатуру отбраковали. Дескать, бюст маловат и невнушителен. Отчаиваться Маргарета не стала, и устроилась в цирк, где работала наездницей на лошадях, выступая под псевдонимом Леди Греша Мак-Леод.

Но подобная карьера ее не прельщала, да и заработок не радовал. Поэтому пришлось вспомнить навыки танца и соблазнения мужского пола.

Комбинация этих двух умений обеспечила Грете дорогу в богемную среду Парижа, где она раскрыла весь потенциал — и стала Мата Хари окончательно. Танцы женщины производили неизгладимое впечатление на неискушенных экзотикой французов: откровенные наряды и умелая балансировка на грани приличия и откровенного стриптиза приводила мужчин в экстаз.

Тот факт, что на танцовщице в конце выступления оказывался самый минимум одежды, едва прикрывавший постыдные места, Мата умело обосновывала. Стриптиз оправдывался тем, что танец был религиозным и посвящался Шиве, поэтому полиция нравов не могла придраться. Танцы были экзотическими, а значит — в них присутствовал элемент иноземных традиций. А кто их разберет, этих туземцев, вместе с их поверьями?

Триумф Мата произошел в марте 1905 года. Она выступала в музее восточного искусства «Мюзэ Гимэ», который принадлежал богатому промышленнику месье Гимэ. Гибкая и грациозная Маргарета настолько пришлась ему по душе, что он решил всеми способами обеспечить ей карьеру. На выступлении присутствовали послы Японии и Германии, а также известнейшие жители Парижа. На Мата были роскошные одежды и драгоценности, от которых в конце танца остались только браслеты и ожерелье. Результат - фурор среди парижской богемы, долгие обсуждения таланта Мата и стремительный взлет карьеры.

Немалое значение сыграла любовь Мата к мистификациям. Она утверждала, что прибыла из далеких краев и была дочерью загадочного короля, иногда говорила, что воспитывалась в восточном монастыре.

На фоне общей увлеченности Востоком подобные легенды позволили Мата стремительно подняться на вершины популярности. Она превращается в настоящий бренд, ее именем называют конфеты, сигареты, изящная Грета изображается на почтовых открытках.

Женщину приглашают выступать в особняке Ротшильда, а после успешного шоу на сцене театра «Олимпия» Мата Хари признают идеалом красоты и пластики. В газетах по всему миру пишут об очаровательной танцовщице, которая способна свести с ума мужчину одним движением грациозной ножки.

Попутно Маргарета не гнушалась профессией куртизанки, и пользовалась всеми благами своего положения. Она была знакома с политиками, банкирами, промышленниками, которые дарили ей дорогие украшения и финансово обеспечивали.

Ходили слухи, что могущественные покровители у нее есть чуть ли не в каждом крупном европейском городе. Но, тем не менее, у Мата возникали финансовые затруднения, и ей приходилось периодически брать в долг.

Очаровательная шпионка

Неизвестно, когда именно, и при каких обстоятельствах, была завербована Маргарета. Ее причастность к шпионажу была раскрыта во время Первой Мировой войны, но есть основания полагать, что вербовка произошла задолго до военного конфликта.

Первые подозрения вызвали слишком частые путешествия из Франции в Нидерланды. Родное государство Мата сохраняло военный нейтралитет, поэтому разрешался свободный въезд нидерландским гражданам. Но между двумя государствами пролегала линия фронта, поэтому приходилось ехать через Испанию и Британию, где ее теоретически могли завербовать немецкие резиденты.

Когда в 1916 году французская контрразведка предположила, что Мата причастна к шпионажу, женщина сама пришла к ним и предложила свои услуги. В разговоре она случайно упомянула имя своего любовника, которого французы знали, как немецкого агента. Для проверки Мата была отправлена в Мадрид для выполнения простой миссии. Убедиться в том, что Маргарет - двойной агент, помог радиоперехват сообщения от немецкой разведки о том, что перевербованному Францией агенту немедленно необходимо вернуться из Мадрида в Париж.

Красивый миф о большой любви

Есть легенда о том, что настоящая причина обратиться во французскую разведку была до тошноты прозаической: Мата повстречала русского летчика Вадима Маслова. Он жил во Франции и служил в авиации, был молод и красив. Он годился Мата в сыновья — но, несмотря на огромную разницу в возрасте, Маргарета полюбила молодого русского, и была готова ради него на все.

Согласно слухам, молодого летчика отправили на фронт, где он был ранен и потерял глаз. Обезумевшая от переживаний за любимого, Мата рвалась к нему в госпиталь — но ее не пускали.

Якобы, именно для того, чтобы попасть к Вадиму, женщина обратилась к французским военным, но они поставили ультиматум: пока женщина не достанет данные от вражеских немецких солдат — не видать ей Вадима. Именно поэтому Мата отправили в Мадрид, где и рассекретили.

Правда ли это, или красивый миф? Доказать невозможно, поскольку все данные о Мата до сих пор не раскрыты. Другая версия гласит, что Германия сама позволила перехватить радиоканал, чтобы тем самым избавиться от двойного агента.

Так или иначе, последствия были плачевными.

Стремительная развязка

Мата арестовали в январе 1917 года. Около четырех месяцев ее допрашивали, она же отрицала все факты причастности к немецким агентам. Но французы сумели расшифровать несколько радиосообщений, которые доказывали деятельность Мата, как агента.

На суде ее обвинили в передаче данных, которые привели к гибели нескольких французских дивизий. Это послужило поводом вынести приговор о смертной казни без права на помилование.

Она до последнего момента сохраняла невероятное спокойствие. Адвокат предложил ей сказать, что она беременна, тем самым отсрочив казнь — но Маргарет отказалась.

Утром, когда ей сказали о том, что немедленно приведут приговор в исполнение, она возмутилась, что ее даже не накормят завтраком. Мата оделась с привычным тщанием, после чего ее вывезли на военный полигон. Она попросила не надевать на глаза маску и не связывать руки. Перед расстрелом Мата послала воздушный поцелуй расстрельной команде — и сказала, что готова. Даже в последний миг она выглядела спокойной. Произошло это 15 октября 1917 года.

Мата Хари и современность: почему мы ее помним?

История куртизанки и родоначальницы стриптиза, которая попала в разведку и проявила себя, как умнейшая женщина со стальными нервами, до сих пор будоражит умы людей. До сих пор у биографов не получается доказать — была ли она просто распутницей, которая мечтала только о мужских кошельках, или же она просчитывала каждый шаг наперед, и фатально ошиблась лишь один раз.

Некоторые считают, что она была обычной женщиной, на нее роковой фатум обрушил тяжелейшие жизненные невзгоды, с которыми пришлось справляться хрупкой Маргарете Зеллер.

Первый фильм о Мата Хари появился уже через 3 года после ее смерти. Главную роль в разные годы играли Аста Нильсен, Грета Гарбо, Жанна Моро. О великой искусительнице писали книги, ее жизнь привлекала сценаристов и режиссеров.

В 1992 году была издана книга «Жизнь и смерть Мата Хари», а в 2009 году режиссером Е. Гинзбургом был поставлен спектакль по мотивам жизни великой танцовщицы, а через год была показана пьеса другого российского режиссера - С. Проханова. В 2016 году был снят сериал, в котором роль Мата досталась Ваине Джоканте.

С момента ухода из жизни Маргареты Зеллер прошло более 100 лет, но память о величайшей шпионке всех времен и народов жива до сих пор.

Можно гарантировать, что идея о куртизанке-искусительнице, замешанной в межполитические интриги, будет востребована еще долгие годы.

Сайт сайт благодарит вас, что нашли время познакомиться с нашими материалами!

История жизни Мата Хари представляет собой настоящую находку для любителей шпионских интриг и связанных с этим приключений. Кто была эта женщина: , немецкая шпионка или разведчица – мы попробуем ответить в данной статье.

Что же представлял собой «восточный стиль» Мата Хари? Это было нечто среднее между священными танцами древнего востока и стриптизом. Она танцевала не как Дункан, в прозрачных одеяниях, а вообще, полностью обнаженной. Кроме украшений на ее соблазнительном теле были лишь аксессуары, прикрывающие грудь, которая у нее была не очень удачной.

Газеты о ней писали: «Эта обнаженная танцовщица – новая Саломея, заставляющая терять головы любых мужчин». А сама она о себе говорила так:

«Я никогда не умела хорошо танцевать. Люди толпами приходили посмотреть на меня только потому, что я была первой, осмелившейся показаться перед публикой обнаженной».

Надо сказать, что эта самооценка была близка к реальности. Глядя на фотографии, которые мы приведем в конце статьи, можно сравнить их с фотографиями других красавиц того времени. Из этого становится ясным, что назвать Маргарет красавицей в буквальном смысле слова нельзя. Добавим к этому отсутствие хореографии, и невольно возникает вопрос: почему ее так обожествляли современные мужчины?


Фото 1910 г.

Сама Маргарет Зелле всячески мистифицировала свой образ. Ее эротические выступления привлекали к ней массу народа, а она рассказывала, что якобы воспитывалась в монастыре, что приходится дочерью короля Эдуарда VII и является экзотической принцессой.

Известен случай, когда она заплатила одному индусу, чтобы тот прибежал к ней на сцену во время выступления и, упав на колени, начал слезно о чем-то просить на непонятном языке. Прессе она потом рассказывала, что это посланник от ее матери из Индии. Якобы он умолял ее вернуться домой и выйти замуж за знатного принца.

Все это слагаясь в единое целое, принесло ей небывалый успех не только в Париже, но и других европейских столицах.

Настоящая Мата Хари становится куртизанкой, и заводит любовные связи со многими высокопоставленными политиками Европы, включая Германию и Францию.

Тем не менее, денежные проблемы у нее остаются. Несмотря на множество драгоценных подарков от своих любовников, она продолжает брать долги. Есть обоснованные подозрения, что все деньги она спускала на карточные игры, которыми была сильно увлечена.

Шпионка Мата Хари

Как бы то ни было, но Мата Хари вошла в историю, прежде всего, как шпионка. Когда началась Первая мировая война (1914-1918), Нидерланды, поданной которых она являлась, оставались на нейтральной стороне.

Это позволяло Маргарет Зелле спокойно ездить из Франции на родину. Но учитывая линию фронта, которую приходилось объезжать, она была вынуждена пересекать Великобританию и Испанию, где была широко развернута немецкая резидентура.

Историки едины во мнении, что Мата Хари была завербована немцами задолго до начала войны. Однако следует подчеркнуть, что обстоятельства ее вербовки до сих пор неизвестны.

В 1916 г. французы получают первые сведения о том, что голландская подданная Маргарет Зелле является шпионкой и работает на Германию. Узнав об этом, Мата Хари идет ва-банк, и сама является во французские органы разведки.

Предлагая собственные услуги по сбору информации, она при этом случайно называет имя одного из своих любовников, которого французские спецслужбы хорошо знали, как немецкого агента-вербовщика.

Шпионка, которую предали

Итак, французы сделали вид, что поверили ее рассказам. После этого ей дают первое, пробное дело. С незначительным заданием она отправляется в Мадрид. Но вот тут и подтвердились первоначальные сведения о том, что Мата Хари работает на немецкую разведку.

Дело в том, что специалистами был перехвачен радиообмен немецкого агента с центром. В нем сообщалось, что агент H-21 перевербован французской стороной и прибыл в Испанию, но немецкая резидентура дала ему указания вернуться назад в Париж.

Стало ясно, что речь идет о двойном агенте. Почему же Мата Хари считается шпионкой, которую предали? Существует обоснованное мнение, что немцы специально рассекретили радиосообщение, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

Фигура Мата Хари стала символической еще и потому, что точная причина ее разоблачения, как шпионки, до сих пор неизвестно.

С одной стороны немцам было выгодно подставить ее, с ее скандальной репутацией проститутки, чтобы скрыть настоящего агента H-21, которым являлся совсем другой человек.

С другой стороны, французам также было удобно сдать свою шпионку, возложив на нее ответственность за многие неудачи на фронте.

Таким образом, Мата Хари оказалась между двух огней, где ей не оставалось никаких шансов на жизнь. Те или другие, рано или поздно, воспользовались бы ею, для списания собственных военных ошибок. Так уж случается в истории.

Смерть Мата Хари

Вернувшись в Париж 13 февраля 1917, Маргарет Зелле тут же была арестована по обвинению в шпионаже. Суд проходил при закрытых дверях. Ей инкриминировали передачу секретных сведений, приведших к гибели нескольких дивизий. Интересен факт, что материалы этого дела до сих пор засекречены.

14 февраля Мата Хари была признана виновной и приговорена к смертной казни. Адвокат, являвшийся к тому же ее любовником, безуспешно пытался подать апелляцию, и даже писал прошение президенту Франции. Но глава республики категорически отклонил это прошение.

Отчаявшись, адвокат, придя в камеру к осужденной, предложил ей сказать, будто она беременна. Так он думал отсрочить исполнение приговора. Но нидерландская подданная Маргарет Зелле отказалась врать.

Ранним утром 15 октября 1917, в камеру пришли стражи, чтобы отвести ее на казнь. Мата Хари была возмущена тем, что ее хотят казнить утром, даже не накормив завтраком. Пока она одевалась, в здание был привезен для нее гроб.

Ее расстреляли на военном полигоне. Говорят, что возле расстрельного столба гордая куртизанка стояла без тени страха. Она категорически отказалась, чтобы ей связывали руки или надевали на глаза черную повязку.

Когда взвод солдат приготовился, она послала им воздушный поцелуй и крикнула: «Я готова, господа». Раздались выстрелы. Одиннадцать пуль попали в тело прекрасной шпионки. Двенадцатый солдат, еще совсем юный, не выдержали этого зрелища, и потерял сознание, упав на землю, вместе с бездыханным телом жертвы.

После этого один из офицеров подошел к телу шпионки и сделал контрольный выстрел из револьвера в затылок.

Незадолго до смерти она говорила:

«Я ни о чем не жалею. Моя жизнь овеяна самыми невероятными легендами, и часто даже я сама не умею отличить правду от вымысла. Мне вдоволь досталось и слез, и боли, и несчастий. Но я познала, что такое власть женщины над мужчинами - над теми, кто вершит судьбы целых народов».

И это было абсолютной правдой.

История Мата Хари

История жизни Мата Хари была яркой и полной легенд. Тяжелая семейная драма привела Маргарет к тому, что она «пустилась во все тяжкие». Проституция, огромная популярность и слава, а также постоянные рассказы о загадочном восточном происхождении сделали свое дело.

Ее образ прочно вошел в историю, как эталон очаровательной шпионки. Хотя большинство историков сходятся во мнении о том, что эффективность Мата Хари как шпионки была чрезмерно преувеличена.

Она не представляла собой реальной ценности ни для одной из сторон и едва ли вообще когда-то владела хоть сколько-нибудь серьёзными сведениями военного характера.

По словам одного деятеля того времени, ее вины не хватило бы даже на то, чтобы выпороть ее, а не то что осудить на казнь.

Мата Хари и Маслов

Напоследок следует немного сказать об одном любовном романе знаменитой куртизанки. Его главный герой — Вадим Маслов, капитан русской армии, который находился во Франции с дипмиссией. Именно там он познакомился с соблазнительной танцовщицей.

У них быстро завязались любовные отношения. Однако они не продлились долго, как и предполагала профессия Маргарет. Тем не менее, эта связь, по всей видимости, была непростой для Мата Хари. Это стало известным из того факта, что когда ее арестовывали, то среди личных вещей были найдены фотографии с Вадимом Масловым.

В известном кино-сериале их отношения становятся чуть ли не роковыми. В действительности же никаких подробностей этого романа историкам неизвестно.

Поэтому раскрученная драма Мата Хари и Маслова имеет исключительно художественную, а не документальную ценность.

Фото Мата Хари

Ниже приводим фото Мата Хари. Вполне предсказуемы комментарии, типа: «Разве это красавица?», «Да в ней ничего такого нет!» и т.п. Сразу хочется сказать, что обаятельность и сексуальность определяется не просто внешними данными, но прежде всего энергетикой, исходящей от человека.

А по словам современников, эта самая энергетика у Мата Хари была чрезвычайно сильной. Такой, что едва ли хоть один мужчина смог бы устоять перед ее чарами. Итак, фото.

Antje van der Meulen ) (21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек . Затем она продолжила своё обучение в Лейдене , получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу .

Индонезия

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание. Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября . После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». По приказу одиннадцать солдат выстрелили в Мату Хари, одиннадцать пуль попало в её тело. Двенадцатый солдат, совсем еще юнец, только призванный на службу, упал в обморок в унисон с безжизненным телом двойного агента, прекрасной Маты Хари. Сразу после казни, её тело забрали, впоследствии оно было передано в анатомический театр.

Реакция на казнь

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр . Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал . Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней » .

Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты , опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора.

В культуре и искусстве

Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века .

  • Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько ремейков
  • Марк Алданов в 1932 г. напечатал очерк «Мата Хари»
  • Лейла Вертенбейкер . роман «Жизнь и смерть Мата Хари» (Москва, Издательство «Пресса» ,1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова)
  • Елена Гремина . пьеса «Глаза дня »
  • В 1982 немецкая группа Dschinghis Khan альбом Helden, schurken und der dudelmoser
  • В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович , Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»)
  • В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А.Киселева (либретто А.Киселев, А.Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова , В. Ланская , Н. Громушкина ,О. Акулич , Э. Виторган и певец Александр Фадеев
  • В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж » на музыку М. Дунаевского , поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях
  • 16.09.2010 г. в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны » (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (реж. Д. Попова)
  • Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера»
  • Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера
  • Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез » издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года
  • Песня «» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман
  • В 8 эпизоде 2 сезона сериала Хранилище 13 чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся
  • Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени»
  • Была в трилогии «Мы Боги» Бернара Вербера

Киновоплощения

  • Аста Нильсен - «Мата Хари » (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
  • Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
  • Грета Гарбо - «Мата Хари » (1931)
  • Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
  • Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
  • Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
  • Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
  • Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
  • Жанна Моро - «Мата Хари » / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
  • Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
  • Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
  • Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
  • Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972)
  • Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974)
  • Жозин ван Далсум - «Мата Хари » (телесериал, Нидерланды, 1981)
  • Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982)
  • Сильвия Кристель - «Мата Хари » (США, 1985)
  • Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса » / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
  • Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес » / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
  • Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
  • Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
  • Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
  • Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006)
  • Ваина Джоканте - «Мата Хари » (телесериал, Россия, 2016)

См. также

Напишите отзыв о статье "Мата Хари"

Литература

  • Ваагенаар С. (нем.) русск. / Пер. с нем. В.Крюков . «Военная литература», // Waagenaar, Sam . Sie nannte sich Mata Hari. West-Berlin: Ullstein Verlag, .
    • Первое издание: Sam Waagenaar , Mata Hari; ; Mata Hari. Vollständig überarbeite und erweiterte Fassung, Lübbe, Bergisch Gladbach, . - ISBN 3-404-61071-7 .
  • Всемирная история шпионажа / Авт.-сост. М. И. Умнов . - М.: АСТ , . - ISBN 5-237-05178-2
  • Лейла Вертенбейкер «Жизнь и смерть Мата Хари». Роман./Пер. с англ. В. Кузнецова. - М.:Пресса, 1993. - ISBN 5-253-00696-6

Ссылки

  • сайте peoples.ru
  • на IMDB
  • на IMDB
  • на IMDB

Примечания

Отрывок, характеризующий Мата Хари

Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Ее имя стало синонимом самого изощренного женского коварства. Еще бы, она - Мата Хари, шпионка, бессердечная, отчаянная интриганка, выведывающая военные тайны у высокопоставленных мужчин и продающая их по сходной цене. Но так ли это на самом деле? А, может, все это - не более чем миф, созданный богатым воображением многочисленных писателей и сценаристов?

О Мате Хари написаны сотни книг и сняты десятки фильмов, но… приблизили ли они нас к разгадке ее тайны? Авторы фильма провели собственное расследование. Шаг за шагом они разоблачат самые стойкие мифы о судьбе знаменитой танцовщицы и куртизанки.

Да и была ли она танцовщицей?! На самом деле, уроженка голландского городка Леувардена Маргарета Гертруда Зелле совершенно не умела танцевать! Свою так называемую танцевальную карьеру она начала в 28 лет, не имея за плечами никакого хореографического опыта. Эта находчивая и, бесспорно, незаурядная женщина придумала себе легенду о том, что обучалась священным танцам в закрытых храмах Индии. А что в действительности? Да, Маргарета Зелле МакЛеод действительно прожила с мужем офицером Рудольфом Джоном МакЛеодом около шести лет в Индонезии в военном гарнизоне, но она сроду не бывала ни в каких древних храмах. После крушения брака ей надо было зарабатывать на жизнь. Так мадам МакЛеод стала Матой Хари… Очень скоро ей рукоплескала публика в самых престижных театрах Европы! А ее любовниками становились самые влиятельные мужчины.

Но… красивая жизнь закончилась с началом Первой мировой войны. Примерно в это же время и происходит вербовка Маты Хари немецкой контрразведкой. Это доказанный факт. И ей действительно был присвоен кодовый номер Н-21. Но… много ли сведений раздобыла Мата Хари? Известно, что немецкая сторона была крайне недовольна новым агентом. Да она и не собиралась шпионить, ей просто нравилось «играть в разведчицу»…

Известно, что спустя некоторое время Мата Хари стала «шпионить» и в пользу французов. Таких двойных агентов сами разведчики презрительно называют «кротами». Но… как и при каких обстоятельствах произошла эта вербовка, а самое главное, почему Мата Хари согласилась на такую рискованную игру?! Авторы фильма приходят к неожиданному выводу - на путь двойного шпионажа эту поразительную женщину подтолкнула… настоящая любовь. В сорок лет она действительно влюбилась. И в кого?! В русского офицера, участника Экспедиционного корпуса во Франции Вадима Маслова. На деньги, которые она надеялась получить с помощью шпионажа, знаменитая на всю Европу куртизанка планировала… выйти замуж и начать новую жизнь с любимым, который был ее младше, кстати, на 20 лет… Но этим планам не суждено было сбыться. Мата Хари была арестована французской полицией и заключена в тюрьму. Ее жизнь оборвалась на рассвете 15 октября 1917 года. Вероломная шпионка, приговоренная к расстрелу за страшные военные преступления, на самом деле… оказалась всего лишь несчастной, преданной всеми друзьями и возлюбленными женщиной, которую принесло в жертву французское правосудие…

Как судили Мату Хари? Какие улики были предоставлены против нее, а самое главное - что, а может быть, кто, ее в итоге и погубил? И какую роль в этом скоротечном и весьма ангажированном процессе сыграл ее возлюбленный Маслов? Обо всем этом зрители узнают из фильма.

Авторы побывали на съемочной площадке российского сериала «Мата Хари», который называют одним из самых громких событий телевизионного года. Побеседовали с актерами, режиссерами, занятыми в этом проекте. В нашем фильме также будут представлены эксклюзивные материалы из Российского государственного военно-исторического архива, раскрывающие личность возлюбленного шпионки, штабс-капитана Вадима Маслова. А каковы судьбы настоящих, реальных, а не придуманных шпионок? Один из эпизодов фильма посвящен Елизавете Мукасей, легендарной советской разведчице-нелегалу. Ее жизнь - это подлинная драма, в которой было все: и боль многолетней разлуки с детьми, и настоящий подвиг во имя родины.

В фильме принимают участие:

Мария Арбатова - писательница;

Александр Кондрашов - журналист;

Олег Хлобустов - историк спецслужб;

Анатолий Васильев - историк моды, телеведущий;

Ваина Джоканте - актриса;

Максим Матвеев - актер;

Алексей Гуськов - актер;

Джулиус Берг - режиссер;

Ольга Ряшина - режиссер;

Роберто Оливан - хореограф;

Олег Кириллов - сценарист;

Игорь Тер-Карапетов - сценарист;

Анатолий Мукасей - оператор, сын разведчиков Михаила Мукасея и Елизаветы Мукасей;

Элла Мукасей-Болотинская - дочь разведчиков Михаила Мукасея и Елизаветы Мукасей.



Рекомендуем почитать

Наверх