Мероприятия библиотеки. День информации - экологическая электронная библиотека В библиотеке прошел экологический час

Макияж 17.06.2019
Макияж

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.


Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.


Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;

o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

· «Мир, окружающий нас, прекрасен»

· «Мы – твои друзья, природа»

· «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:

¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»

¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.)

¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)

¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.

Многие русские и зарубежные писатели , такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности . Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.

В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:

¾ «Чистая улица»,

¾ «Чистый берег»,

¾ «Чистый двор»,

¾ «Лучшая защита - это забота»,

¾ «Чистая земля - чистый двор»,

¾ «Чистое село»,

¾ «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.

практическое значение для читателей, к примеру:

¾ дайджест «Экология- 2015»,

¾ список сценариев «Экология-2015»,

¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,

¾ экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

— «Заповедными тропами»,

— «Природы мудрые советы»,

— «Пернатые обитатели земли»,

— «Лес исцеляющий»,

— «Живая планета»

— «Вода в нашей жизни»,

— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)

— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)

— «Живи, Земля!»,

— «Как сберечь голубую планету» (к Международному дню Земли)

— «И вечная природы красота»

¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)

— «Бросим природе спасательный круг»

— «Не только в гости ждет тебя природа!»

— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)

— «Времена года моего села»

¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»

— «Чистая экология – здоровая жизнь…»

— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)

— «Наши милые питомцы» (к Всемирному дню домашних животных)

— «Пришла красавица весна»,

— «Мама всех звериных малышей» (105-летию со д. р. В. В. Чаплиной),

— «Природа, как же ты загадочна!»,

— «Моя малая Родина»,

— «Моя страна – безмерна и бездонна»

— «Времена года»

— «Открой для себя удивительный мир птиц»,

— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)

— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Берегите природу!» (к Году экологии)

— «Царица-Водица»,

¾ «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)

— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)

— «Береги природу своего края»,

— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)

— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)

— «Заповеди природы»

— «Сохраним природу для потомков»

— «Что вы знаете об охране окружающей среды»

— «Очистим планету от мусора»

— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)

— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)

— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)

— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)

— «Зоны экологического бедствия»

— «Она – твой давний добрый лекарь»

— «Заглянем в мир живой природы»

— «Наш общий друг – природа»

— «Тем, кто любит природу»

— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»

¾ «Охрана природы – веление времени»

— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)

— «Вы слыхали о воде? Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)

— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)

— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)

— «Мы в ответе за этот мир!»

— «За чистоту озер и рек в ответе человек» (2005-2015 – Международное

десятилетие действий «Вода для жизни»)

— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)

— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны

окруж. среды)

— «Семь страниц про зверей и птиц»

— «Через книгу – любовь к природе»

— «В капле воды отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)

— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)

— «Жить в согласии с природой»

— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»

— «Живая планета — живая душа»

— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)

— «Изучаем родную природу»

— «Прогулки по лесу»

— «По страницам Красной книги»

— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)

— «Вода – источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)

— «Красная книга и ее обитатели» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Новоселье птиц»

— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)

— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Экологическое ассорти»

— «Книги писателей-натуралистов»

— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Как не любить нам эту Землю!»

¾ «Слово о родной природе»

¾ «Моя любимая кошка»

¾ «Всё о кошках»

¾ «Моя семья любит природу»

¾ «В мире животных»

¾ «Природа и фантазия»

¾ «Причуды природы»

¾ «Удивительный мир природы»

¾ «Сохраним наш мир»

¾ «Природе надо, чтоб её любили»

¾ «Человек – гармония – природа»

¾ «Экологические проблемы XXI века»

¾ «Краски осеннего леса»

¾ «Где зимуют наши птицы?»

«В союзе с природой»

День информации по экологии

Составитель - Арихина Светлана Анатольевна,

заведующаяКозьминской библиотекой

МБУК «Ленская межпоселенческая

библиотека»

Тема дня информации выбрана не случайно, ведь 2013 год в России -Год защиты окружающей среды. Это мероприятие, наряду с другими формами работ с экологической направленностью (эколого-природоведческая игра «Загадки животного мира», конкурс детского рисунка «Природа в детском рисунке: любимое время года» и др.) проведено в Козьминской сельской библиотеке в период летних каникул для школьников-участников детского оздоровительного лагеря «Солнечный».

Цель: экологическое просвещение, формирование экологической культуры у читателей-подростков и юношества.

· Развитие любознательности, интереса у подростков и юношества к литературе о природе, животном мире,

· Привлечение внимания читателя к экологическим проблемам с помощью книг;

· Развитие умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни;

· Формирование эмоционального, нравственного, этического и эстетического отношения к природе, окружающему миру.

Читательский адрес: читатели-подростки и старшеклассники.

Программа Дня информации

2. Тематический обзор представленной выставки

3. Консультации

5. Мастер-класс «Волшебный цветок»

Книжная выставка «Зеленый дом и мы в нем»

Эпиграф 1: «…Природа сама выбирает среди людей тех, кто может стать ей истинным другом и защитником. Ведь она такое же живое существо, как и человек, имеет свое сознание, мысли, развивается и живет по своим законам. Природа не только выбирает себе единомышленников, но и в нужную минуту подсказывает, остерегает и даже спасает от смерти».

(Петр Маркин)

Эпиграф 2: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять - надо их открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях - разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

(М.М.Пришвин)

Разделы:«В царстве флоры и фауны»;«Лесная аптека» на службе человека»; «Братья наши меньшие»; «Красная книга - сигнал опасности».

Для оформления выставки можно использовать: гербарии, букеты сухоцветов, изделия из бересты и природного материала (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки, макет птичьего гнезда и др.), а также фотографии животных, птиц, окружающей природы. Эти дополнительные компоненты сделают выставку более яркой, содержательной, необычной, тем самым привлекающей внимание большего количества пользователей.

Тематический обзор выставки

Здравствуйте, друзья, юноши и девушки! Хочу обратить ваше внимание на представленную выставку, название которой говорит само за себя - «В союзе с природой». Обзор хочется начать одним из представленных здесь эпиграфов: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять - надо их открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях - разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (М.М.Пришвин)

1-ый раздел выставки приглашает вас очутиться в царстве флоры и фауны нашей планеты. Книга Ю. Дмитриева «Книга природы» - посвящена живой природе -деревьям и травам, кустарникам и мхам, грибам и насекомым, земноводным и пресмыкающимся, птицам и зверям. Книга эта построена по принципу энциклопедии, т. е. название растений и животных расположены в алфавитном порядке, поэтому вы можете быстро отыскать рассказ о любом из них. Например, если вы хотите узнать только о грибах, или только о птицах, или только о деревьях - вам поможет ключ-таблица. В ней перечислены все объекты живой природы, для удобства после названия каждого растения или гриба указаны номера страниц, где о них говорится в книге.

Так же хочется обратить ваше внимание на следующую книгу, представленную в этом разделе, название ее - «Самые удивительные растения» . Посмотрите, книга эта очень красочна, хорошо иллюстрирована. Здесь говорится и об экзотических заморских растениях, и о тех, которые мы с вами встречаем в нашей местности: это папоротники, плауны, борщевики. Каждое из этих растений имеет свои секреты, подробней о которых вы можете узнать, прочитав эту книгу.

Как вы думаете, можно ли к растениям-друзьям отнести лекарственные растения? Конечно можно, вы правы. О них как раз следующий раздел нашей выставки «Лесная аптека на службе человека».

В первую очередь хотелось бы представить книгу нашего северного автора Ф.Чумакова «Поклонись ягоде» . Оказывается, в лесах Архангельской области встречается более тридцати видов растений, ягоды которых полезны человеку. Одни из них съедобны и являются витаминным пищевым продуктом, другие несъедобны и даже ядовиты, но все без исключения ягоды - это ценнейшее лекарственно-техническое сырье. Автором освещены вопросы правильного сбора, переработки и употребления в пищу этого любимого всеми нами северного лекарственного лакомства.

Что там говорить, человек ещё с незапамятных времён заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Звери тоже зачастую травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Нам, людям, разыскивать не надо, ведь книги всегда придут на помощь и ответят на интересующие нас вопросы. Вот и в «Целебном лукошке» доктора биологических наук Ю.Синадского на конкретных примерах рассказано о лекарственных растениях, сборе и применении их человеком. А лукошко действительно чудесное… ну, например, знаете ли вы, что красная смородина, которая растёт практически у каждого из вас в палисаднике, содержит антоциан, особое вещество, которое придаёт этой ягоде красный цвет, влияет на кровообращение человека: увеличивает количество эритроцитов, тромбоцитов, повышает гемоглобин. А кто из вас может сказать, чему же присуща жёлтая окраска овощей и ягод? Какому полезному компоненту? На этот и другие вопросы вы ответите без труда, прочитав эту интересную и, безусловно, полезную книгу.

Любителям «зелёной домашней аптеки» будет так же интересен «Справочник по лекарственным растениям». Его авторы описывают, как определить лекарственное растение по внешнему виду, каковы особенности его биологии, где оно произрастает, каков его химический состав, лекарственные свойства. По каждому виду приводятся основные правила сбора, хранения и сушки, а также требования к качеству лекарственного сырья. Справочник содержит цветные иллюстрации.

Перед вами энциклопедия «Я познаю мир: животные» В этой книге собраны небольшие истории о животных, которые населяют наш мир. Многих из них вы хорошо знаете, о других только слышали или читали, третьих наверняка видели в телепередачах «В мире животных», «Одиссея Кусто» и др. Энциклопедия снабжена прекрасными иллюстрациями.

На выставке представлена ещё одна энциклопедия из серии «Я познаю мир» - это «Живая природа от А до Я». Вкниге показан животный мир нашей планеты во всём его разнообразии. В увлекательной форме авторы рассказывают о самых интересных особенностях каждого животного.

А вот ещё одна интересная и познавательная книга из этого раздела: «1000 вопросов о жизни животных» . Какое из ныне существующих животных на Земле самое большое? А самое маленькое? Можно ли найти в ближайшей луже современника динозавров? Правда ли, что змеи живут триста лет? Вынашивают ли рыбы детёнышей в сумках? Ребята, вы знаете ответы на эти вопросы? Если нет, то тем, кто интересуется зоологией, путешествиями, приключениями, эта книга окажет неоценимую помощь, ибо составлена на основе не только современных научных данных, но по рассказам отважных путешественников в самые отдалённые уголки мира.

А теперь переходим к заключительному разделу нашей выставки, название которого говорит само за себя - «Жалобная книга природы».

Представляю вашему вниманию «Красную книгу Архангельской области» - это официальный справочник, включающий в себя данные о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах дикорастущих грибов, растений и диких животных. В книге приведены данные о принятых и необходимых мерах охраны по 5 видам грибов, 10 видам лишайников, 46 видам мхов, 90 видам сосудистых растений, 4 видам беспозвоночных и 48 видам позвоночных животных. Подробнее вы можете познакомиться с этим изданием в читальном зале нашей библиотеки.

Так же хочется обратить ваше внимание на книгу Сосновского И.П. «Редкие и исчезающие животные» . Редкие и исчезающие животные - такова фабула этой книги. А как же правильно толковать понятия «редкие» и «исчезающие»? Применительно к животным - это две категории, и определены они в Красной книге. А как именно определены, вы узнаете, непосредственно ознакомившись с этим изданием. Также хочется заметить, что это предлагаемое вам справочное издание не совсем обычно. Его автор - заслуженный работник культуры - как бы перелистывает страницы Красной книги и в виде очерков с элементами занимательности рассказывает и жизни редких и исчезающих животных нашей страны - об их повадках, характерных особенностях, о той опасности, которая им угрожает, и мерах, принимаемых для их спасения.

Следующая книга, представленная в этом разделе - это «Красная книга России: Растения» Данное издание включает в себя лишь малую часть растений, уже занесённых в Красную книгу, и растений, нуждающихся в государственной охране. Оно выстроено по алфавитному принципу. В заголовке каждой словарной статьи сначала приводится русское название растения, затем ботаническое (по-латыни), указывается принадлежность его к тому или иному семейству. Далее дается краткое описание этого растения, указываются места его произрастания, а также заповедники и заказники, где оно охраняется. Многие словарные статьи сопровождаются интересными рассказами об истории того или иного цветка кустарника, дерева. Книга содержит иллюстрации.

В заключении хочется сделать такой вывод - как мы видим, человек тесно связан со всеми живыми существами Земли. Альберт Щвейцер замечательно сказал, что «чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше мы осознаём, что она наполнена жизнью, и тем ясней становится, что жизнь есть тайна и мы связаны со всем живым в природе». «В союзе с природой» - именно так называется сегодняшний День информации. Хочется, чтобы этот союз креп и совершенствовался. Мы с вами должны помнить - наша страна и планета Земля в целом - это наш родной дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Нужно помнить, что природа -беззащитна, а вокруг столько жестокости и равнодушия к ней. Леса, реки, животные, птицы оказываются в настоящее время на краю гибели. И пусть больших глобальных проблем нам не решить, в наших с вами силах все-таки кое-что сделать - это и посадить дерево, и подкармливать птиц, и не мусорить, не загрязнять окружающую нас родную природу.

Консультации.

Ребята, если у вас возникли какие-то вопросы по представленной на выставке литературе, обращайтесь, мы поможем вам на них ответить.

А теперь хочу обратить ваше внимание на это чудо-дерево. (Нужно заранее приготовить цветочный горшок, в него « посадить» сухой отмирающий куст, на который привязать нитками (или тонкой проволокой) листья из зелёной цветной бумаги. На внутренней стороне листочков написать вопросы викторины). Итак, как вы прекрасно знаете, на нашей планете существует множество видов деревьев и кустарников, бывают деревья грушевые (груша), яблочные (яблоня), мандариновое дерево и т.д., а у нас в библиотеке «выросло» викториновое дерево, на каждом листочке которого содержится определенный вопрос викторины. Ваше задание - по очереди подходить к нему, переворачивать листья и отвечать на указанные там вопросы.

1. В названии какого лишайника спрятаны ценности? (Кладония - клад)

2. Какие грибы разрушают валежник? (Дождевики)

3. Иногда это растение называют «лесным перцем», по форме его лист напоминает след копыта лошади. Назовите это растение. (Копытень)

4. Как называется хозяин русского леса, его живая эмблема? (Бурый медведь)

5. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха - только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья - для сохранения тепла. Дайте общее название такому поведению. (Забота о потомстве)

6. Какого маленького зверя не ест ни лиса, ни хорь? (Животных из семейства землеройковых, так как они издают отталкивающий мускатный запах)

7. Эта змея «видит» тепло. Даже слепая, без слуха и обоняния находит теплый предмет. Как она называется? (Щитомордник)

17. Как называется помесь тетерева с глухаркой? (Межняком)

18. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается)

19. Название этого червя происходит от атмосферного явления. Кто он? (Дождевой червь)

20. Из древесины какого дерева делают контрабасы? (Из древесины кавказской пихты).

Мастер-класс «Волшебный цветок»

Ребята, а сейчас приглашаем вас на мастер-класс. Сегодня мы вместе с вами смастерим волшебный цветок. Обратите внимание, что лепестки этого цветка сделаны из бересты. Такой цветок украсит ваш дом, наполнит его теплом, а ещё его можно подарить близким и друзьям. Для его изготовления необходимы: береста, пластмассовый горшочек, веточки берёзы, холщовая тряпочка 6Х15 см, тесьма, пластилин, сосновая шишка, ножницы, клей ПВА.

Горшочек смажьте клеем с внешней стороны. Аккуратно оберните его холщовой тряпочкой. Подождите, пока клей высохнет. Заполните внутреннее пространство горшочка пластилином. Стебелек цветка предлагаем сделать из берёзовых веточек. Можно использовать веточки разной толщины, а их количество - от 5 до 25. Свяжите веточки в пучок и аккуратно закрепите его на пластилине в центре горшка. Вокруг закрепите мох.

Из бересты вырежьте овалы - лепестки для цветка. Если хотите, чтобы ваш цветок напоминал розу и был пушистым, потребуется 10-12 лепестков. А для полевой ромашки достаточно 5-7 лепестков. Внутреннюю часть шишки наполните клеем. Последовательно закрепите берестяные лепестка. Когда клей хорошо просохнет, подготовленный цветок приклейте к стебельку. Вокруг горшочка завяжите тесьму на бантик.

22 апреля в Международный день Земли в библиотеке-филиале №6 был проведен час открытий «Удивительный и загадочный мир природы» , на который были приглашены учащиеся 4 а класса МБОУ СОШ №24.

Мероприятие состояло из нескольких частей. Первая часть была посвящена необычным деревьям мира. Рассказ библиотекаря А.Ю. Свиридовой сопровождался красочной слайдовой презентацией. Ребята сразу узнали баобаб, но удивились тому факту, что в нем можно устроить жилище, баню, ресторан и даже автобусную станцию. Следующее дерево, о котором было рассказано – секвойя. На слайде было показано изображение, на котором в дереве был проделан тоннель для проезда автомобилей. Понравились детям и драконовое дерево, колония осинообразного тополя, орех кешью, акация, «дерево-спрут». Заинтересовала детей Пуйя Раймонда, потому что у нее самое большое соцветие в мире – 2,5 метра в диаметре, 12 метров в высоту и состоит оно из 10 тыс. простых цветков. Очень жаль, что цветет это растение раз в 150 лет, а затем погибает. Особенно ребят удивило «Пушечное дерево» — Курупита Гвианская, плод которого 25 сантиметров в диаметре и запросто может убить человека.

Следующая часть мероприятия была посвящена удивительным растениям, занесённым в Красную книгу Липецкой области. Ребята сами назвали несколько растений, которые находятся под охраной. Библиотекарь рассказала детям про самые интересные растения: вереск обыкновенный, горицвет весенний, колокольчик широколистный, кувшинку белоснежную, лапчатку белую, сон-траву и другие. Также ребятам очень понравилась красивая легенда о Венерином башмачке. На следующих слайдах дети узнали подснежники, пролеску, ландыши, львиный зев. Эти растения были им знакомы. Заинтересовало учащихся растение цмин песчаный, или бессмертник. Одна девочка рассказала о том, как её бабушка лечится этим растением. Удивил ребят тот факт, что высушенный бессмертник годами не меняется и сохраняет форму и цвет, можно составить их него сухой букет и поставить в вазочку как память о лете.

А потом все вместе побывали в лесу на сказочной полянке в гостях у Бабы Яги. Хозяйка избушки живет одна в лесной глуши, вокруг много мусора, и Баба Яга не хочет наводить порядок.

Леший сообщает ей, что в лесу бродит детвора, всюду мусор убирают, деревца в лесу сажают. Пришли ребята на поляну, но Баба Яга их прогоняет, говоря, что мусор нужен ей самой. Дети убеждают ее, и доказывают, что нельзя захламлять лес. Баба Яга соглашается с ребятами и вместе с Лешим собирает пластиковые бутылки в корзину, и сказочная поляна сразу преображается. Баба Яга обещает ребятам: «Я теперь пойду в избушку, буду книги я читать. Стану доброй я старушкой, буду людям помогать».

В завершение представления дети были рады, что Леший и Баба Яга стали друзьями природы. Закончилось мероприятие веселой жизнерадостной песней «Я хочу, чтоб птицы пели!







Прекрасна и доверчива природа
Пока она жива наш долог век.
Она нас породила и согрела.
Будь милостив к природе, человек!

В.Викулов

2017 - год экологии в России.

Библиотечные экологические поляны или мероприятия по экологии в библиотеке.

"Лапы уши и хвосты или любимые книги про животных"

15.12.17. В библиотеке проведён обзор книг для детей "Лапы уши и хвосты или любимые книги про животных" , посвящённый произведениям писателей-природоведов и натуралистов. Ребята познакомились с книгами писателей натуралистов - К.Паустовского, Б.Житкова, В.Бианки, М.Пришвина, Г.Скребицкого и других писателей. С рассказами этих писателей знакомо не одно поколение читателей они учат любить и беречь природу, увидеть необычное, быть наблюдательными. При помощи обзора ребята совершили увлекательное путешествие в мир природы. На таких мероприятиях ребята учатся любить и уважать природу, видеть в ней источник жизни человека, получают основы экологической грамотности.

ВРЕМЯ ГОДА - ОСЕНЬ!

14.11.2017. Вот и последний месяц Осени – ноябрь вступил в свои права. Ноябрь
это уже переход от осени в зиму, во многих уголках нашей страны уже лежит снег. В этот месяц Осень по казывает свой характер и дает понять, что природе настало время, готовится ко сну. А в библиотеке прошла информационно – игровая программа «Осень». Дети отгадывали загадки о природных явлениях, рассуждали о причинах смены времен года, вспомнили осенние приметы, пословицы. В заключение игры пришли к выводу о том что - величава золотая осень. И, несмотря на осеннюю непогоду, Осень дарит нам замечательные осенние деньки.

20.09.2017. Обзор книг для чтения "Осень рыжая подружка"

Осень - самое удивительное время года. Словно природа в эти месяцы переживает сразу три состояния: разноцве т ность лета, весеннее ожидание нового и первую заснеженность зимы. Поэтому захотелось поделить ся с вами книгами об осени для детей - Я. Аким «Где ты ходишь осень?» , В. Бианки «Прячутся», И. Бунин «Листопад», М. Волошин «Осенью», Времена года, Г. Граубин «Почему осенью листопад?, Дивная пора, А. Майков "Осенние листья по ветру кружат", А. Плещеев «Осенью», Приметы осени, М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Рапов «Ёжинька и белочка», М. Садовский «Осень», Г. Скребицкий «Осень»,Н.Сладков «Почему ноябрь пегий», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад», Е. Трутнева «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,украинская народная сказка «Колосок», З. Федоровская «Осень». Приятного прочтения и до встречи в библиотеке!

ЛЕТО С БИБЛИОТЕКОЙ.

15 июня ребята третьего отряда приняли участие в экологической викторине «В мире флоры и фауны». Они смогли расширить своё представление об окружающем мире, показать свои зн


ания о природе и приобрести новые.

5 июня библиотекари провели с детьми из летнего пришкольного лагеря «Парус» путешествие «По экологической тропе». Экологическая тропа – это маршрут в, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Ребята разделились на две команды. Им пришлось побывать в разных частях земного шара, и ответить на каверзные вопросы: «Угадай растение», «Самое большое животное планеты», «Отгадай дерево по описанию», «Что растёт на клумбе» и т.д. некоторые вопросы вызвали затруднение, но ответ всё равно был озвучен. Завершилась экологическая тропа разгадыванием интерактивного кроссворда «Зелёные друзья». Библиотекари предложили ребятам разгадать кроссворд. Разгадав все 7 слов, игроки узнали ещё одно слово, которое объединяет все остальные. Это слово – деревья. А если деревьев много то - это уже лес, его нужно беречь и охранять. На проведённом мероприятии ребята пополнили свои знания об окружающем мире, а также показали свои навыки и способности в области знания окружающего мира , умение работать самостоятельно и в коллективе. А ребятам из второго отряда в этот день, пришлось вспомнить всё, что они знают о жизни растений, птиц, насекомых и зверей, участвуя в интерактивной игре «Что я знаю о природе». Надеюсь, что при помощи игры мы смогли убедить ребят, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УРОКИ

В рамках программы « Жизнь в руках, живущих » в библиотеке проходят экологические уроки. Проводится уроки в форме игры.В ходе урока знакомим с экологическими праздниками, пословицы, загадки о природе, правила поведения на природе, также рассматриваем некоторые экологические проблемы. Каждый урок заканчивается практическим занятием.

ВСЕМ! ВСЕМ ВСЕМ!

В феврале в библиотеке стартовала литературно-экологическая акция «Прочти книгу о природе». Человек и природа – вечная тема в литературе. Много волнующих, неповторимых по красоте своей страниц посвятили ей писатели и поэты. Повести, рассказы о красоте матушки-природы, о братьях наших меньших уютно расположились на книжных полках. Приглашаем всех любителей природы присоединиться к акции.

Интерактивные игры по экологии

В библ
отеке один раз в неделю для юных читателей проходят интерактивные игры. Участвуя в них, ребята могут: расширить кругозор и знания о животном и растительном мире, в том числе Новосибирской области. Библиотекари могут показать красоту животного и растительного мира. Мероприятия способствуют воспитанию гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле .






11.11.2016. Для ребят клуба "Эко – ты. Эко - я. Эко - мир"
было проведено увлекательное интерактивное занятие, посвященное любимому времени года – зиме. «В гостях у ма тушки Зимы» - так называлось необычное занятие. Библиотекари и ребята вспоминали и рассказывали веселые истории о своих зимних приключениях, читали стихи о зиме, с удовольствием отгадывали загадки о зиме, поиграли «в снежки» пр и помощи пословиц и поговорок о зиме. Было весело, интересно. Время проле тело незаметно. В заключение мероприятия библиотекари провели обзор книг связанных с эти м удивительным волшебным временем года – Зима.
11.11.2016. В библиотеке проведён обзор книг. "Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей". Обзор книг о природе - «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей», и пусть этот книжный обзор увлечет вас в волшебную страну под названием Природа. Ребята эти книги учат замечать красоту природы в любое время года, с любовью, вн иманием и заботой относиться к окружающему миру и всему живому. Прочитав книги о природе, вы узнаете, как все устроено в природе. Спит ли зимой медведь? Чем питается заяц, на кого охотится лисица и чьи это следы на снегу читайте и познавайте с удовольствием!

20.10.2016. "Если их не охранять".


20 октября в библиотеке прошёл экологический урок «Если их не охранять». Посвящённый Красной книге. Мы с ребятами говорили о том, что давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Для того, чтобы остановить исчезновение, люди создали документ, который получил название «Красная книга".

Красная книга издается не только на международном уровне. Она еще бывает национальной и региональной. Например, Красная книга России и Красная книга Новосибирской области. Занесённые в Красную книгу животные и растения строго охраняются. Нуждаются в охране и все остальные виды животных и растений. Они все важны и необходимы и у каждого своё незаменимое предназначен. на уроке мы посетили онлайн страницы Красной книги Новосибирской области

"Бескрайнее, таинственное, манящее - море " Всемирный день моря отмечается по инициативе ООН ежегодно в последний четверг сентября.


Международная Морская организация учредила этот день, чтобы напомнить какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносит чрезмерный вылов рыбы, загрязнение морской среды, в частности – нефтью. В этот день библиотека организует книжные выставки, беседы, экологические уроки, часы информации для читателей библиотеки. Вот и сегодня для ребят, был подготовлен урок экологии «Бескрайнее, таинственное, манящее - море». К

уроку была подготовлена презентация о море и его обитателях, из которой дети узнали много нового о жизни м оря. Ребята не только узнали и увидели много необычного и интересного, встретили гигантского кальмара, усатого кита, бурого дельфина, китовую акулу, летучих рыб, но и показали свои знания о морских обитателях. Завершилась встреча знакомством с самыми интересными книгами об обитателях морей и океанов.

20.06.2016. "Вот лечебный лепесток"


20 июня в библиотеке прошёл познавательный час – «Вот лечебный лепесток». Ребята познакомились с лекарственными растениями сибирского края. Узнали о том, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека. Конечно, мы рассуждали и обережном отношении к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае. Познавательный час сопровождался показом презентации.

"Замечательное слово «Не» или как вести себя в природе". Летняя пора все стараются отдохнуть, получить как можно больше положительных приятных минут выезжая на природу. Но когда мы отдыхаем на природе, очень важно, чтобы во время отдыха не произошли неприятности , которые причинили бы вред нашему здоровью. Поэтому существует замечательное слово «НЕ» : Не разоряй птичьи гнезда. Не ломай ветки деревьев. Не разоряй муравейники. Не лови бабочек ради забавы. Не обижай лесных жителей. Не рви много цветов . В лесу держитесь вместе. Не шумите . Не оставляй после себя мусор, закопай его. После отдыха на природе загасите костер водой. Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли. Вот об этом замечательном слове «Не» мы и рассуждали с ребятами из летнего лагеря «Парус» в библиотеке.


17.06.2016."А мы видели ежа".

16.05.2016. Беседа "Голубое ожерелье Сибири". У книжной выставки посвящённой Единым дням защиты малых рек и водоёмов . С 15 мая по 15 июня в России проходит широкомасштабная акция – Единые дни защиты малых рек и водоемов. Новосибирская область богата водой. По её территории протекает около 430 рек, в том числе одна из крупнейших рек мира – Обь, берущая начало в ледниках Алтайских гор и впадающая в Северный Ледовитый океан. В области расположено около 3 000 пресноводных, соленых и горько-соленых озер – площадь водного зеркала Новосибирских озер составляет 558 тыс. га, по этому показателю область занимает третье место в Российской Федерации. Велико значение рек в водоснабжении. Воды рек используются для орошения. Обь богата промысловыми рыбами . Живописные берега рек являются зонами отдыха. Но ко всему этому водному богатству нужно относиться, еречь воду и водоемы – это то же самое, что и охранять и оберегать жизнь на планете, заботиться о красоте и процветании мира, в котором живут не только люди, но и многие другие живые существа.

26.04.2016. "Чернобыль полынь горькая" . 26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. Этой дате было посвящено мероприятие библиотеки «Чернобыль полынь горькая». Учащимся была представлена видео презентация «Чернобыль - полынь горькая», подготовленная библиотекарем С.А. Букреевой. Также для ребят был проведён вечер памяти «Не зажитою раною тот Чернобыль болит». Библиотекари рассказали ребятам об этой ужасной аварии, мужестве и героизме ее ликвидаторов, последствиях для населения и окружающей среды.

"Изучали календарь и узнали что - Весна". Зима отступает, сдавая свои позиции, с крыш висят огромные сосульки, и капли со звоном падают вниз. Весна приближается не только по календарю, но и по-настоящему. Кругом воробьиный шум и гам. И мы решили провести небольшое исследование и узнать, по каким п ризнакам или приметам все узнают, что весна уже пришла. И вот что получилось: Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Весна действительно наступает. Кроме того мы узнали: - писатели и поэты посвятили весне свои произведения

Пополнили знания о природе;

Познакомились с весенним народным календарём

Пополнили свои знания пословицами и поговорками о весне;

Расскажем о своих знаниях сверстникам и родителям.

" Природа и животные".

Рассуждая о природе и животном мире пришли к выводу о том что - действительно, на нашей планете обитает множество самых разных живых существ. Некоторые из них умеют летать, другие - плавать, кто-то живет в теплых странах, а кто-то - за полярным кругом, в снегах и холоде. Конечно, зазывать их всех «животными» не совсем правильно, ведь кроме них есть еще рыбы, птицы и насекомые.Откроем небольшой секрет: после этой беседы мы абсолютно уверены, что пингвины умеют летать. Ну, хотя-бы немножко, недалеко и не очень высоко. А вы как считаете?.

При помощи презентации «Спасти поля, леса, луга, и чистую гладь рек» библиотекари призывали бережному отношению к природе. С помощью презентации озвучили способы, которым человек вредит окружающей среде и методы, которыми можно восстанавливать эти повреждения. Но самым лучшим способом беречь родную природу и жить в чистом безопасном мире - не совершать всех этих преступных действий. Ребята узнали основные правила, как нужно вести себя на открытом воздухе, чтобы ни один живой организм и природный объект не пострадал. В заключение мероприятия сделали вывод о том что: Чтоб земля была красивей, надо быть нам бережливей.

21.11.2015. "Мы живём в Сибири".

21 ноября мы с читателями библиотеки совершили увлекательное путешествие по Новосибирской области, узнали о том что

Новосибирская область отличается красотой своей природы и разнообразием животного мира сколько интересных и уникальных мест есть на территории нашей области, какими сёлами славится и какие из них не потеряли свою самобытность несмотря на быстро происходящие события.

"Что такое осень" . Осень – замечательное время года. Это не только пора дождей, листопада, но и множества традиционных мероприятий. В библиотеке этому времени года оформлена книжная выставка и проведён обзор произведений поэтов и писателей об этом удивительном времени года. А ещё осень замечательное время года для модниц ….Буйство красок, восторг от прекрасного времени года и конечно же произведения писателей и поэтов - вот что такое осень

23.07.2015. "Через море океан плывёт чудо великан"

23 июля придя в библиотеку ребята узнали о празднике Всемирном дне китов и дельфинов.Библиотекари рассказали забавные истории об этих водных млекопитающих - об их жизни в природе, повадках и воспитании потомства. Дополняли рассказ библиотекарей книги и презентация, которые дети смотрели с огромным удовольствием.

"Экорюкзачок"- книжный обзор для детей.


Книжный обзор для детей. Этот книжный обзор позвал нас с ребятами в волшебную страну под названием Природа. Мы смогли насладиться пением птиц, вдохнули свежий и душистый запах трав, цветов и деревьев, услышали хрустальный перезвон воды в ручейке, полюбовались разноцветными красками леса, почувствовали мягкий мох под ногами, прикоснулись к солнечным бликам на шершавой коре деревьев, сплели венок из полевых цветов и запустили бесконечное эхо на память о лесной прогулке.

19.05.2015. "Наука о доме"


19 мая в библиотеке прошли дискуссионные качели о природе «Наука о доме». Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Совершив увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Пришли к выводу о том что - Экология – наука о доме, природе. Ведь природа – это и есть наш большой общий дом, и мы все, сообща, должны поддерживать порядок.

01.04.2015.-20.04.2015. Эко-теремок в библиотеке


С 1 по 20 апреля ребята посещали «Эко-теремок» в библиотеке. Вместе с веселым и любознательным попугаем Яшкой ребята совершали увлекательные путешествия по страницам книг и журналов о природе: «Муравейник», «Свирель». Весело и азартно ребята вспоминали интересные встречи с животными, отгадывали загадки. В заключение акции все дружно посмотрели презентацию о животных и мультфильм «Лесные путешественники».

09.02.2015. «Эко - Я. Эко – ты. Эко мир!»

9 февраля 2015 года в библиотеке прошла беседа об экологии. Она была посвящена одной теме: как законы экологии работают внутри живой природы и во взаимоотношениях человека с природой. Что можно и нужно, а что нельзя и опасно делать в нашем боль­шом доме под названием Земля.

14.10.2014. "Осень яркая страна"

14 октября библиотекари и ребята делились впечатлениями о времени года – Осени. Осень - самое выразительное время года. Хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Пышно убранная и нарядная, она сменяется другой - серой, невидной, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг. Любуйся - не налюбуешься! В заключение беседы ребятам проведён обзор литературы на тему осень в проведениях писателей и поэтов.

09.10.2014. "Фантастическая страна «Насекомия»"

9 октября библиотекари и ребята отправились в фантастическую страну, которая называется "Насекомия". Говорили о насекомых. В ходе путешествия ребята, узнали по каким основным признакам можно узнать насекомых: у насекомых по шесть ног, тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко. А ещё у насекомых на голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья. Вместе с ребятами порассуждали: для чего насекомым нужны хоботок и крылья? С помощью хоботка они питаются, крылья нужны, чтобы передвигаться! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Оказалось что мир насекомых очень интересен и разнообразен. В заключение нашего путешествия пришли к выводу о том, что все насекомые необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.


05.06.2014. "Загадки зелёного лета " . 5 июня для детей была подготовлена интересная и насыщенная игровая программа. Ребята разделились на две команды, придумали им название, учитывая время года «Солнышко» и «Лучик». А потом участвовали в конкурсах художественная мастерская на тему «Лето», отгадывали загадки о времени года «Лето», вспоминали пословицы и поговорки, составляли шарады из слов. Было интересно, а главное победила дружба и название команд слилось в одно «Солнечный лучик».
22.04.2014. "С днем рождения, Земля"

22 апреля 2014 года ребята собрались в библиотеке на необычный день рождения. Во всём мире 22 апреля отмечается День Земли. Библиотекарь Светлана Александровна рассказала ребятам о планете Земля, дети узнали историю возникновения этого праздника, с помощью презентации вспомнили о богатстве ресурсов, которыми обладает планета, и что все эти ресурсы необходимо беречь …Мероприятие прошло в форме диалога библиотекаря и детей. Вместе с ребятами составили несколько правил, которые помогут сохранить нашу планету чистой и красивой.

01.04.2014. "Пернатые друзья"


1 апреля в честь пернатых друзей в библиотеке прошёл День птиц. Мы с ребятами рассуждали о том что, птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их мелодичное пение, яркое оперение, их смелые стремительные полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом, невидимкой жаворонком – связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов. Вслед за птицей человек устремился в небо, чтобы с высоты птичьего полёта взглянуть на родную землю. Птицы являются надёжными защитниками полей от вредных насекомых и грызунов. А ещё им посвящены стихи, песни, рассказы, загадки – которые мы вспомнили с ребятами. Книжная выставка «Пернатая радуга» помогла ребятам познакомиться с произведениями о птицах. В этот день ребята узнали и о том, что птицей 2014 года является чёрный стриж. В честь этого события библиотека выпустила буклет «Стрижи – дети воздуха». 20.03.2014."Город этот не простой, он дремучий и густой!"

Сегодня 20 марта мы рассказали детям про лес, про деревья, которые растут в лесу и про лесных жителей. Попробовали вместе отгадать загадки про лес, деревья, хлопотунью белочку, про гриб подосиновик и сестричек лисичек, про хитрую лисицу и серого волка. И, конечно же, вспомнили писателей и поэтов, посвятивших свои произведения дремучему и сказочному лесу, его укромным уголкам… В завершении беседы вспомнили хорошую мудрую пословицу "Нету леса - посади, мало леса - не руби, много леса - береги" - и всем нам необходимо помнить ее, думая о нашем завтрашнем дне.

"Ходячий домик"

. Узнать много нового и стать чуточку умнее, любопытнее и любознательнее , никому и никогда не помешает! Вот и мы с ребятами узнали, как вы думаете о ком? низа, что не догадаетесь про улиток, на экологической минутке «Ходячий домик». Мы узнали: чем питается улитка, как она живет и даже как зимует улитка? А еще, зачем улитке рожки, и как она двигается. Надежный ли у улитки домик - раковина и есть ли враги у улиток? Как улитки появляются на свет? И ещё о том, что улиток можно содержать дома , и что в Англии виноградные улитки служат для развлечения: там устраивают "улиточные бега" , а прудовик оказался широко распространённым обитателем пресных вод….и ещё мы смогли подержать в руках домик прудовика… Одним словом было интересно.

01.03.2014. «Без кота и жизнь не та или все они из семейства кошачьих!» . 1 марта наши юные читатели приняли участие в информ-часе «Без кота и жизнь не та или все они из семейства кошачьих!». От библиотекаря дети узнали, что кошки – одни из самых загадочных животных, живущих на Земле. Электронная презентация «Все они из семейства кошачьих» познакомила ребят с породами усатых, полосатых и когтистых друзей. В свою очередь ребята поделились историями о своих питомцах, рассказали о своих домашних любимцах. Все они с интересом разглядывали представленные книги о кошках. В библиотеке была оформлена книжная выставка «Кошки – удивительные животные».

Беседа «НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫЕ КНИГИ»

В России 2013 год объявлен Годом окружающей среды.

В рамках Года охраны окружающей среды приоритетным направлением станет работа по экологическому просвещению. С юных лет необходимо приучать ребят к бережному и ответственному отношению к природе, стремлению жить в гармонии с окружающим миром.
В библиотеке в 2013 году будут использованы различные формы экологического просвещения, как часы экологических знаний, информации, беседы и др., которые позволят поднимать для обсуждения проблемы, обсуждать пути их решения, задуматься о происходящем и последствиях для будущего. А книжные выставки, привлекательно оформленные, раскрывающие красоту и богатство мира природы, призывающие любить и беречь ее, помогут в экологической работе нашей библиотеки.

26.12.2013. Экоминутка "Сибирский кедр"

На вырубке, в таёжном мелколесье,

Открыто, недоступный топору,

Могучий кедр, качаясь в поднебесье,

Смолистой хвоей свищет на ветру.

В рубцах-надрубах, в трещинах замшелых,

В броню коры тяжёлую одет,


26 декабря мы вновь встретились с нашими юными читателями. Их ждала интересная встреча с бурундучком, который рассказал ребятам про сибирский кедр. Сосна кедровая - удивительное растение, с уникальными целебными свойствами. Кедровые орехи, помимо своей питательности, содержат много витаминов. Большой целебной силой обладает и смола сибирского кедра, которую по праву назвали живицей за способность ее заживлять раны. Сибиряки говаривали: «Тайга кедром жива». Они верили, что если ребенку каждый день давать горсть кедровых орехов, то он вырастет добрым молодцем, никакая хворь его не одолеет… Бурундучок поведал ребятам и о том, что главное дерево сибирской тайги окутано множеством легенд, поскольку коренные жители невероятно чтили и чтят кедры, наделяя их нередко человеческими качествами, такими как сострадание, понимание и взаимопомощь. Вот такой познавательной получилась наша встреча с бурундучком….

"Путешествие с красной книгой Новосибирской области".


Замечательная книга есть в нашей библиотеке - "Красная книга Новосибирской области" , она содержит сведения о редких и исчезающих видах животных, растений и грибов... Она иллюстрирована цветными рисунками и фотографиями…. А почему мы с книгой путешествуем? Да потому что м ожем много узнать интересного о жизни животных, птиц, растений… и вот мы в гостях у кого как вы думаете? Не догадались у мелкой цапли , которую встретили на озере Мензелинское в нашем Колыванском районе имя её Выпь малая. Узнали много интересного, предлагаем и вам познакомиться с ней поближе….приходите в библиотеку.


13.12.2013."Самые маленькие животные нашего края"


На календаре 13 декабря… В этот день мы предложили нашим юным посетителям отправиться в занимательное путешествие по нашему - Сибирскому краю. На чём бы вы хотели путешествовать? Спросили мы ребят: самолёт, поезд, автобус…решили идти пешком так интереснее, а в проводники взяли мышку полёвку. И вот при помощи мышки полёвки мы побывали у самых маленьких животных нашего края. Нас приветливо встретили: кабарга, ласка, крот, бурундук, бурозубка, рыбка гольян, птичка королёк… Своё путешествие мы завершили у книжной выставки «Иду я по лесу» в нашей библиотеке, где нас всех ждали интересные книги о животных.


06.12.2013. Библиорасследование «Что такое Зима?»

Всё бело кругом, красиво,

В инее сияет ива.


Холода, мороз, метели

Закружили, завертели.

В белых шапках все дома.

Это к нам пришла … (зима).

А что такое зима? Ответить на этот лукавый вопрос 6 декабря в библиотеке помогла Метелица при помощи виртуальной экскурсии в это прекрасное время года. И действительно зима – прекрасное время года. Можно кататься на коньках, санках, играть в снежки, просто любоваться зимней природой. А зимой природа необыкновенно хороша. Так и хочется воскликнуть: «Хороша ты зимушка – зима!. А книги об этом времени года можно просто взять и прочитать в нашей Вьюнской библиотеке вот так!

30.11.2013. "Хозяин тайги".

Попасть в царство медведя было очень просто, нужно было только прийти во Вьюнскую сельскую библиотеку 30 ноября.

Много интересного узнали ребята об этих милых и таких грозных зверях в библиотеке. Библиотекарь рассказал ребятам о том, что медведь – самый величественный персонаж народного фольклора у разных народов. Этот крупнейший наземный хищник во многом по своим повадкам напоминает человека. Он может ходить на задних лапах, успешно пользуется передними, отлично плавает, ловит рыбу и лазает по деревьям. А ещё в библиотеке много интересных книг про хозяина тайги, бурого, косолапого, топтыгина….

26.09.2013. В библиотеке прошел час сообщения «Пусть море останется морем всегда». Библиотекарь Букреева С.А рассказала подрастающему поколению о том что в один из дней последней недели сентября принято отмечать Всемирный день моря. Всемирный день моря б ыл учреждён на 10-й сессии Ассамблеи Международной морской организацией (IMO), отмечается начиная с 1978 года. Входит в систему всемирных и международных дней ООН.

В ходе сообщения ребята узнали о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения. Прозвучали стихи о поэтов : Н. Рубцова, И. Бунина, А. Толстого о море. Час сообщения сопровождала книжная выставка "Морская баллада".

24.09.2013. В библиотеке прошла беседа у выставки «Настоящий последователь Бианки, Паустовского…Василий Песков». Василий

Михайлович был одним из самых известных и опытных журналистов России, мастер очеркового жанра. В поисках фото- и видеоматериалов он объездил весь мир и открыл его для миллионов соотечественников. Впечатления от поездок по России и зарубежным странам легли в основу его главных книг: "Записки фоторепортера" (1960), "Шаги по росе" (1963), "Белые сны" (1965), "Край света" (1967), "Путешествие с молодым месяцем" (1969), "По дорогам Америки" (1973). За книгу "Шаги по росе" в 1964 году деревья растут в лесу, почему люди называют лес защитником водоемов, ответили на вопросы викторины о лесе и его обитателях.

21.03.2013. В библиотеке прошёл экологический урок «Берегите лес от пожара» . Вместе с ребятами обсудили роль леса в жизни людей. Ребята ответили на вопросы о том, какой вред наносят лесные пожары. Вспомнили правила противопожарной безопасности, на память ребятам были вручены буклеты с правилами поведения в лесу.



Сюрпризом для ребят стала экскурсия в пожарную часть №108 Вьюнский отдельный пост. Где сотрудники пожарной части рассказали о том, что пожары это беда нужно быть всегда осторожным в обращении с огнём. В пожарной части дети рассматривали пожарные машины, пульт приема сигналов, спецодежду пожарных, специальные принадлежности для работы, слушали рассказы пожарных о своей профессии, задавали вопросы. Проведённое мероприятие понравилось ребятам. 12.02.2013. В библиотеке для читателей у книжной выставки прошёл собзор литературы «Мир природы открываем с книгой» , где были представлены самые красочные книги о природе, животных, птицах, которые не только привлекали внимание юных читателей, но и вызвали желание прочесть многие из них.


24. 01.2013.
В
библиотеке прошла экологическая игра" Кто в лесу живёт и что в лесу растёт" . Ребятам было предложено в игровой форме пройти несколько занимательных станций, посвященных тематике экологии с. Вьюны.
Здесь, проверялись их знания о жизни животных, о географических особенностях края, о том, какие виды растений и животных занесены в Красную книгу Новосибирской области , а также, какие лекарственные растения они знают.

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 7-9 классов о живой природы

Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Географическое расположение птиц исключительно широко. Они заселяют практически всю поверхность Земли и на север проникают до полюса. Нельзя не сказать и об эстетическом значении птиц, без которых наша жизнь была бы скучна и безмолвна. Более удивительных созданий природы, чем птицы, наверное, нет на свете. Они освоили все воздушное пространство. Им нет равных. Птицы проделывают большие расстояния, иногда без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. В настоящее время численность многих видов сильно сокращается, и они могут исчезнуть совсем, если не принять меры по их охране. Беречь природу – значит охранять свою жизнь….
Материалом для составления внеклассного мероприятия «Чудеса и тайны живой природы» послужили энциклопедии, журналы, литература по биологии, географии. Рекомендуемая для чтения в основной школе. Для учащихся 7 – 9 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о птицах, о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о энциклопедиях, книгах и журналах прочитав которые дети могут узнать о том, где и как обитают знакомые и не знакомые птицы, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о птицах, о природе.

Внеклассное мероприятие «Чудеса и тайны живой природы»


Любуйся ты красою,
Величием Земли!
И помни: это - дом твой!
Люби его, храни его, цени!
Анна Зубкова

1. Скажите, у какой птицы голубые глаза?
- Голубые глаза, не удивляйтесь, не у какой – нибудь экзотической птицы, а у галки. Той самой обычной галки, которая в городах является спутником человека. Все представители этого семейства – очень сообразительные и находчивые птицы. И голубоглазая галка – не исключение. Если вы понаблюдаете за этой шустрой птицей, и в ее поведении сможете увидеть много интересного.

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом -
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул...
Саша Чёрный


2. Скажите, кто из птиц спит, сидя на хвосте?
- Это дятлы. Они гнездятся в дуплах и спят в вертикальном положении, прицепившись острыми коготками коротких ножек к стенке дупла и упираясь в нее жесткими перьями хвоста.

Дятел пёстрый озорной
Песню нам пропел весной!
На сухой сучёк он сел
И - как барабан, запел!
Так он носом застучал,
Чтоб весь лес о нём узнал:
«Нос мой - крепок,
Я - удал: из под коры еду достал,
Для птенцов дупло долбил,
Новый дом соорудил!»


3. Скажите, у каких уток, самки окрашены ярче селезня?
- У новозеландского огаря. Почему так происходит, неизвестно.


4. Скажите, какая чайка носит ожерелье?
- Это розовая чайка – очень редкая птица мира, которую можно встретить в Арктике. Оперения у этой птицы нежно розового цвета, а вокруг шеи как будто нарисовано черное кольцо – «ожерелье». Полярники называют розовую чайку жар - птицей Арктики.


5. Скажите, какие птицы питаются грибами?
- Это птицы наших северных лесов – глухарь и кукша.

Выйди на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется глухарь.
Тонкий дух весенней благодати,
Свет звезды - как первая слеза...
И глухарь, кудесник бородатый,
Закрывает желтые глаза.
Из дремотных облаков исторгла
Яркий блеск холодная заря,
И звенит, чумная от восторга,
Зоревая песня глухаря.
Счастлив тем, что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен,-
Ничего не видит и не слышит,
Ничего не замечает он!
Он поет листву купав болотных,
Паутинку, белку и зарю,
И в упор подкравшийся охотник
Из берданки бьет по глухарю...
Может, так же в счастья день желанный,
В час, когда я буду петь, горя,
И в меня ударит смерть нежданно,
Как его дробинка - в глухаря.
Дмитрий Борисович Кедрин


Глухарь


Кукша
6. Скажите, у какой птицы на крыльях есть когти?
- У птенцов гоацианов, обитающих в тропических лесах Южной Америки. Они вылупляются почти голыми, но с первых же дней отлично могут лазать по деревьям. При лазании пользуются только клювом и ногами, но и хорошо развитыми первым и вторым пальцами крыла, которые подвижны и снабжены когтями. Еще птенцы могут хорошо плавать. Гнезда гоацины устраивают на ветвях над водой. При опасности птенцы быстро лазая, спасаются среди ветвей или ныряют в воду. Когда опасность минует, они вновь возвращаются в гнездо. Так что, несмотря на то, что птенцы надолго остаются в гнезде, они в полнее самостоятельны. По мере взросления способность к лазанию и нырянию пропадает.


7. Скажите, какая пролетная стая обещает снег?
- Стая пролетных гусей. По народной примете, через день – два, после того как пролетели гуси, нужно ждать снегопад. Попробуйте, проверьте эту примету.

С утра покинув приозерный луг,
Летели гуси дикие на юг.
А позади за ниткою гусиной
Спешил на юг косяк перепелиный.
Все позади: простуженный ночлег,
И ржавый лист, и первый мокрый снег...
А там, на юге, пальмы и ракушки
И в теплом Ниле теплые лягушки...
Вперед! Вперед! Дорога далека,
Все крепче холод, гуще облака,
Меняется погода, ветер злей,
И что ни взмах, то крылья тяжелей...
Эдуард Асадов


8. Скажите, почему у белого аиста черные крылья?
- Наличие темного пигмента делает перья более долговечными, этим и объясняется, что у белого аиста маховые перья на крыльях черные.

Аист – огромная птица:
Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол…
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!
Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик…
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье.
И – иногда – малышей!..
Андрей Кропотин


9. Скажите, какие птицы спаят на волнах?
- Это буревестники. Как и у альбатросов, их жизнь прочно связана с открытыми морскими просторами. Они нуждаются в суше лишь в период гнездования. Буревестники спят прямо на волнах.


10. Скажите, какая птица став взрослой «разучивается говорить»?
- Это хищная птица бородач. Молодой бородач часто пищит, выпрашивая корм. Став взрослым, бородач «разучивается говорить»: никто еще не слышал голоса взрослой птицы.


11. Скажите, какая хищная птица нашей страны питается змеями?
- Она так и называется – змееяд. Относится эта птица к семейству ястребиных. Змееяд убивает змею, после чего проглатывает ее целиком. Кроме змей, птица может поедать мышевидных грызунов, ящериц и мелких птиц. Змееяд ведет скрытый образ жизни и поселяется в глухих районах смешанных лесов, где много влажных полян, болот и речек. В таких местах обитают ужи и гадюки, они то и составляют основную пищу.


12. Скажите, какая птица поет хвостом?
- Кулик – бекас. Бекасы токуют в воздухе, то взмывая в верх, то стремительно падая вниз. При падении птица своеобразно распускает рулевые перья, которые, встречая потоки воздуха, начинают вибрировать. При этом возникают довольно громкий звук, напоминающий блеяние овцы.

Рекомендуем почитать

Наверх